Илья эренбург - биография, информация, личная жизнь. Эренбург Илья Григорьевич. Биография В 1954 году вышел роман эренбурга

русский писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик, общественный деятель, фотограф

Илья Эренбург

Краткая биография

Илья́ Григо́рьевич Эренбу́рг (26 января 1891, Киев - 31 августа 1967, Москва) - русский писатель, поэт, публицист, журналист, переводчик с французского и испанского языков, общественный деятель, фотограф. В 1908-1917 и 1921-1940 годах находился в эмиграции, с 1940 года жил в СССР.

Илья Эренбург родился в Киеве в зажиточной еврейской семье, в которой он был четвёртым ребёнком и единственным сыном. Его отец - Герш Гершанович (Герш Германович, Григорий Григорьевич) Эренбург (1852-1921) - был инженером и купцом второй гильдии (впоследствии первой гильдии); мать - Хана Берковна (Анна Борисовна) Эренбург (урождённая Аринштейн, 1857-1918) - домохозяйкой. У него были старшие сёстры Маня (Мария, 1881-1940), Евгения (1883-1965) и Изабелла (1886-1965). Родители поженились в Киеве 9 июня 1877 года, потом жили в Харькове, где родились три дочери, и вернулись в Киев только перед рождением сына. Семья жила в квартире деда со стороны отца - купца второй гильдии Григория (Гершона) Ильича Эренбурга - в доме Натальи Искры по адресу улица Институтская № 22. В 1895 году семья переехала в Москву, где отец получил место директора Акционерного общества Хамовнического пиво-медоваренного завода. Семья жила на Остоженке, в доме Варваринского Общества в Савеловском переулке, квартира 81.

С 1901 года вместе с Н. И. Бухариным учился в 1-й Московской гимназии, где уже с третьего класса учился плохо и в четвёртом был оставлен на второй год (оставил гимназию будучи учеником пятого класса в 1906 году).

Революции. Эмиграции. Возвращения

Когда закончится война?
Рисунок Маревны, 1916, Париж.
Слева направо - Ривера, Модильяни, Эренбург

После событий 1905 года принимал участие в работе революционной организации социал-демократов, но в саму РСДРП не вступал. В 1907 году был избран в редколлегию печатного органа Социал-демократического союза учащихся средних учебных заведений Москвы. В январе 1908 года был арестован, полгода провёл в тюрьмах и освобождён до суда, но в декабре эмигрировал во Францию, жил там более 8 лет. Постепенно отошёл от политической деятельности.

В Париже занимался литературной деятельностью, вращался в кругу художников-модернистов. Первое стихотворение «Я шёл к тебе» было напечатано в журнале «Северные зори» 8 января 1910 года, выпустил сборники «Стихи» (1910), «Я живу» (1911), «Одуванчики» (1912), «Будни» (1913), «Стихи о канунах» (1916), книгу переводов Ф. Вийона (1913), несколько номеров журналов «Гелиос» и «Вечера» (1914). В 1914-1917 годах был корреспондентом русских газет «Утро России» и «Биржевые ведомости» на Западном фронте.

Летом 1917 года вернулся в Россию. Осенью 1918 года переехал в Киев, где квартировал у своего двоюродного брата - врача-дерматовенеролога местной Еврейской больницы Александра Григорьевича Лурье на улице Владимирской, 40. В августе 1919 года женился на племяннице доктора Лурье (своей двоюродной племяннице по матери) Любови Козинцевой. С декабря 1919 года по сентябрь 1920 года вместе с женой жил в Коктебеле у Максимилиана Волошина, затем из Феодосии баржей переправился в Тифлис, где выхлопотал для себя, жены и братьев Мандельштам советские паспорта, с которыми в октябре 1920 года они вместе в качестве дипкурьеров отправились поездом из Владикавказа в Москву. В конце октября 1920 года Эренбург был арестован ВЧК и освобождён благодаря вмешательству Н. И. Бухарина.

Отрицательно восприняв победу большевиков (сборник стихов «Молитва о России», 1918; публицистика в газете «Киевская жизнь»), в марте 1921 года Эренбург снова уехал за границу. Будучи выслан из Франции, некоторое время провёл в Бельгии и в ноябре прибыл в Берлин. В 1921-1924 годах жил в Берлине, где выпустил около двух десятков книг, сотрудничал в «Новой русской книге», вместе с Л. М. Лисицким издавал конструктивистский журнал «Вещь». В 1922 году опубликовал философско-сатирический роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников», в котором дана интересная мозаичная картина жизни Европы и России времён Первой мировой войны и революции, но главное - приведён свод удивительных по своей точности пророчеств. Леонид Жуховицкий писал по этому поводу:

...Меня до сих пор потрясают полностью сбывшиеся пророчества из «Хулио Хуренито». Случайно угадал? Но можно ли было случайно угадать и немецкий фашизм, и его итальянскую разновидность, и даже атомную бомбу, использованную американцами против японцев. Наверное, в молодом Эренбурге не было ничего от Нострадамуса, Ванги или Мессинга. Было другое - мощный ум и быстрая реакция, позволявшие улавливать основные черты целых народов и предвидеть их развитие в будущем. В былые века за подобный дар сжигали на костре или объявляли сумасшедшим, как Чаадаева .

И. Г. Эренбург был пропагандистом авангардного искусства («А всё-таки она вертится», 1922). В 1922 году вышел его последний сборник стихов «Опустошающая любовь». В 1923 году написал сборник рассказов «Тринадцать трубок» и роман «Трест Д. Е.». Эренбург был близок к левым кругам французского общества, активно сотрудничал с советской печатью - с 1923 года работал корреспондентом «Известий». Его имя и талант публициста широко использовались советской пропагандой для создания привлекательного образа Советского Союза за границей. Много ездил по Европе (Германия - 1927, 1928, 1930, 1931; Турция, Греция - 1926; Испания - 1926; Польша - 1928; Чехословакия - 1927, 1928, 1931, 1934; Швеция, Норвегия - 1929; Дания - 1929, 1933; Англия - 1930; Швейцария - 1931; Румыния, Югославия, Италия - 1934). Летом и осенью 1932 года совершил поездку по СССР, был на строительстве магистрали Москва-Донбасс, в Кузнецке, Свердловске, Новосибирске, Томске, результатом чего стал роман «День второй» (1934), осуждённый критиками; в 1934 году выступил на Первом съезде советских писателей. 16-18 июля 1934 года с целью разыскать находящегося в ссылке Осипа Мандельштама посетил Воронеж.

С 1931 года тон его публицистических и художественных произведений становится всё более просоветским, с верой в «светлое будущее нового человека». В 1933 году в издательстве «Изогиз» вышел фотоальбом Эренбурга «Мой Париж» в выполненном Элем Лисицким картонаже и суперобложке.

После прихода Гитлера к власти становится крупнейшим мастером антинацистской пропаганды. Во время гражданской войны в Испании 1936-1939 годов Эренбург был военным корреспондентом «Известий»; выступал как эссеист, прозаик (сборник рассказов «Вне перемирия», 1937; роман «Что человеку надо», 1937), поэт (сборник стихов «Верность», 1941). 24 декабря 1937 года приехал на две недели из Испании в Москву, 29 декабря выступил на писательском съезде в Тбилиси. В следующий приезд из Испании у него был отобран заграничный паспорт, который был восстановлен в апреле 1938 года после двух обращений Эренбурга к Сталину, и в начале мая он вернулся в Барселону. После поражения республиканцев вернулся в Париж. После немецкой оккупации Франции укрылся в Советском посольстве.

Военный период творчества

Мне рассказывали люди, заслуживающие полного доверия, что в одном из больших объединенных партизанских отрядов существовал следующий пункт рукописного приказа:
«Газеты после прочтения употреблять на раскурку, за исключением статей Ильи Эренбурга».
Это поистине самая короткая и самая радостная для писательского сердца рецензия, о которой я когда-либо слышал.

К. Симонов

Евг. Евтушенко.

Крещатицкий парижанин

Не люблю в Эренбурга – камней,
хоть меня вы камнями побейте.
Он, всех маршалов наших умней,
нас привел в сорок пятом к победе.
Танк назвали «Илья Эренбург».
На броне эти буквы блистали.
Танк форсировал Днепр или Буг,
но в бинокль наблюдал за ним Сталин.
Не пускали, газету прочтя,
Эренбурга на самокрутки,
и чернейшая зависть вождя
чуть подымливала из трубки.

Новые известия, 27.01.2006 г.

В 1940 году вернулся в СССР, где написал и опубликовал роман «Падение Парижа» (1941) о политических, нравственных и исторических причинах разгрома Франции Германией во Второй мировой войне.

Потом <22 июня 1941> за мною приехали повезли в «Труд», в «Красную звезду», на радио. Я написал первую военную статью. Позвонили из ПУРа, просили зайти в понедельник в восемь часов утра, спросили: «У вас есть воинское звание?» я ответил, что звания нет, но есть призвание: поеду, куда пошлют, буду делать, что прикажут.

- «Люди, годы, жизнь», книга IV

В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом газеты «Красная звезда», писал для других газет и для Совинформбюро. Прославился пропагандистскими антинемецкими статьями и произведениями, которых написал за время войны около 1500. Значительная часть этих статей, постоянно печатавшихся в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», собраны в трёхтомнике публицистики «Война» (1942-1944). В 1942 году вошёл в Еврейский антифашистский комитет и вёл активную деятельность по сбору и обнародованию материалов о Холокосте, которые совместно с писателем Василием Гроссманом были собраны в «Чёрную книгу».

Илье Эренбургу и Константину Симонову принадлежит авторство лозунга «Убей немца!» (впервые прозвучавшего в стихотворении К. М. Симонова «Убей его!»), который широко использовался в плакатах и - в качестве заголовка - листовках с цитатами из статьи Эренбурга «Убей!» (опубликована 24 июля 1942 года). Для поддержания действенности лозунга в советских газетах того времени были созданы специальные рубрики (одно из типичных названий «Убил ли ты сегодня немца?»), в которых публиковались письма-отчёты советских бойцов о количестве убитых ими немцев и способах их уничтожения. Адольф Гитлер лично распорядился поймать и повесить Эренбурга, объявив его в январе 1945 года злейшим врагом Германии. Нацистская пропаганда дала Эренбургу прозвище «Домашний еврей Сталина».

Проповеди ненависти Ильи Эренбурга, которые уже принесли свои первые плоды на Востоке, план Моргентау, то есть план предполагаемой территориальной «кастрации» Германии и требование безоговорочной капитуляции пресекли всякие попытки немцев как-то договориться и придали сопротивлению очень острый и ожесточенный характер не только в Европе, но и во всем мире. Подавляющее большинство немцев не видело для себя иного выхода, кроме борьбы. Даже явные противники нацистского режима становились теперь отчаянными защитниками своей родины

Вальтер Людде-Нейрат. Конец на немецкой земле

В дни, когда Красная Армия перешла государственную границу Германии, в советских верхах действия на территории Германии трактовались как выполнение освободительной миссии Красной Армии - освободительницы Европы и собственно немецкого народа от нацизма. И потому после статьи Эренбурга «Хватит!», опубликованной в «Красной звезде» 11 апреля 1945 года, появилась ответная статья заведующего Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александрова «Товарищ Эренбург упрощает»(газета «Правда»).

Послевоенное творчество

Могила Эренбурга на Новодевичьем кладбище Москвы

После войны выпустил дилогию - романы «Буря» (1946-1947) и «Девятый вал» (1950). Один из лидеров Движения борцов за мир.

В 1948 году Голливуд выпускает в прокат фильм «The Iron Curtain», о побеге шифровальщика ГРУ И. С. Гузенко и советском шпионаже. 21 февраля того же года Эренбург в газете «Культура и жизнь» публикует статью «Кинопровокаторы», написанную по заданию министра кинематографии И. Г. Большакова.

Положение Эренбурга среди советских писателей было своеобразным: с одной стороны, он получал материальные блага, часто ездил за границу, с другой - был под контролем спецслужб и часто даже получал выговоры. Таким же двойственным было отношение властей к Эренбургу в эпоху Н. С. Хрущёва и Л. И. Брежнева.

После смерти Сталина написал повесть «Оттепель» (1954), которая была напечатана в майском номере журнала «Знамя» и дала название целой эпохе советской истории. В 1958 году вышли «Французские тетради» - эссе о французской литературе, живописи и переводы из Ж. Дю Белле. Автор мемуаров «Люди, годы, жизнь», пользовавшихся в 1960-е - 1970-е годы большой популярностью в среде советской интеллигенции. Эренбург познакомил молодое поколение со множеством «забытых» имен, способствовал публикациям как забытых (М. И. Цветаева , О. Э. Мандельштам, И. Э. Бабель), так и молодых авторов (Б. А. Слуцкий, С. П. Гудзенко). Пропагандировал новое западное искусство (П. Сезанн, О. Ренуар, Э. Мане, П. Пикассо).

В марте 1966 года подписал письмо тринадцати деятелей советской науки, литературы и искусства в президиум ЦК КПСС против реабилитации И. В. Сталина.

Скончался после длительной болезни от обширного инфаркта миокарда 31 августа 1967. Проститься с писателем пришло около 15 000 человек.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Сочинения

Собрание сочинений Ильи Эренбурга в пяти томах было издано в 1951-1954 годах издательством «Художественная литература».

Следующее собрание, более полное, в девяти томах, было выпущено тем же издательством в 1962-1967 годах.

В 1990-2000 годах издательством «Художественная литература» было издано юбилейное Собрание сочинений в восьми томах.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1942) - за роман «Падение Парижа» (1941)
  • Сталинская премия первой степени (1948) - за роман «Буря» (1947)
  • Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами» (1952) - первый из всего двух лауреатов-советских граждан
  • два ордена Ленина (30 апреля 1944, 1961)
  • орден Трудового Красного Знамени
  • орден Красной Звезды (1937)
  • орден Почётного Легиона
  • медали

Членство в организациях

  • Вице-президент ВСМ с 1950 года.
  • Депутат ВС СССР с 1950 года от Даугавпилса, Латвийская СССР.

Семья

  • Первая жена (1910-1913) - переводчица Катерина (Екатерина) Оттовна Шмидт (1889-1977, во втором браке Сорокина).
    • Их дочь - переводчик французской литературы Ирина Ильинична Эренбург (1911-1997), была замужем за писателем Борисом Матвеевичем Лапиным (1905-1941). После трагической гибели мужа удочерила и вырастила девочку:

Он привёз с войны девочку Фаню, на глазах у которой в Виннице немцы расстреляли родителей и сестер. Старшие же братья служили в польской армии. Фаню успел спрятать какой-то старик, но так как это было связано с большим риском, он велел ей: «Беги, ищи партизан». И Фаня побежала.

Эту девочку Эренбург привёз в Москву именно в надежде отвлечь Ирину от горя. И она удочерила Фаню. Поначалу всё было довольно сложно, поскольку девочка плохо говорила по-русски. Изъяснялась на какой-то чудовищной смеси языков. Но потом русским быстро овладела и даже стала отличницей.
Ирина с Фаней жили в Лаврушинском; там же жил и поэт Степан Щипачёв с сыном Виктором. С Виктором Фаня познакомилась ещё в писательском пионерлагере; полудетский роман продолжился в Москве и завершился браком. Мама поступила на филфак в МГУ, но быстро поняла, что это не её, и, поступив в медицинский, стала врачом. Брак продлился недолго - три года. Но я всё-таки успела родиться.

  • Вторая жена (с 1919 года) - художница Любовь Михайловна Козинцева (1899-1970), сестра кинорежиссёра Григория Михайловича Козинцева, ученица Александры Экстер, Роберта Фалька, Александра Родченко. Приходилась И. Г. Эренбургу двоюродной племянницей.
  • Двоюродный брат - художник и журналист, участник Гражданской войны Илья Лазаревич Эренбург (1887-1920), сын харьковского зерноторговца Лазаря Гершовича (Григорьевича) Эренбурга, химика, выпускника Харьковского университета (1882); с двоюродным братом и его женой Марией Михайловной супруги Эренбург были дружны в период первой эмиграции в Париж.
  • Двоюродная сестра - коллекционер, художник и педагог Наталья Лазаревна Эренбург (в замужестве Эренбург-Маннати, фр. Nathalie Ehrenbourg-Mannati; 1884-1979).
  • Двоюродные брат и сестра (по матери) - врач-гинеколог Роза Григорьевна Лурье и врач-дерматовенеролог Александр Григорьевич Лурье (1868-1954), профессор и заведующий кафедрой дерматовенерологии Киевского института усовершенствования врачей (1919-1949).
  • Двоюродный брат - Георгий Борисович Эренбург (1902-1967), востоковед-синолог.

Знаменитая фраза

И. Эренбургу принадлежат знаменитые слова: «Увидеть Париж и умереть ».

Оценки современников

Хороший писатель был, талантливый. Но имелось у него какое-то примирение, что ли, со сталинскими методами управления.

Никита Хрущёв. Воспоминания: избранные фрагменты // Никита Хрущёв; сост. А. Шевеленко. - М.: Вагриус, 2007. - 512 с.; ил.

Библиография

Сталин - еженедельная газета 25-й смешанной интербригады. 22 апреля 1937. Передовица Эренбурга

  • 1910 - Стихи - Париж
  • 1911 - Я живу - СПб.: типография товарищества «Общественная польза»
  • 1912 - Одуванчики - Париж
  • 1913 - Будни: Стихи - Париж
  • 1914 - Детское - Париж: типография Рираховского
  • 1916 - Повесть о жизни некоей Наденьки и о вещих знамениях явленных ей - Париж
  • 1916 - Стихи о канунах - М.: типография А. А. Левенсона
  • 1917 - О жилете Семена Дрозда: Молитва - Париж
  • 1918 - Молитва о России - 2-е изд. «В смертный час»; Киев: «Летопись»
  • 1919 - Огонь - Гомель: «Века и дни»
  • 1919 - В звёздах - Киев; 2-е изд. Берлин: «Геликон», 1922
  • 1920 - Лик войны - София: «Российско-болгарское книгоиздательство», 1920; Берлин: «Геликон», 1923; М.: «Пучина», 1924; «ЗиФ», 1928
  • 1921 - Кануны - Берлин: «Мысль»
  • 1921 - Раздумия - Рига; 2-е изд. Пг.: «Неопалимая купина»
  • 1921 - Неправдоподобные истории - Берлин: «С. Эфрон»
  • 1922 - Зарубежные раздумья - Пг.: «Костры»
  • 1922 - О себе - Берлин: «Новая русская книга»
  • 1922 - Портреты русских поэтов. Берлин: «Аргонавты»; М.: «Первина», 1923; М.: «Наука», 2002
  • 1922 - Опустошающая любовь - Берлин: «Огоньки»
  • 1922 - Золотое сердце: Мистерия; Ветер: Трагедия - Берлин: «Геликон»
  • 1922 - Необычайные похождения Хулио Хуренито - Берлин: «Геликон»; М.: «ГИХЛ», 1923,1927
  • 1922 - А все-таки она вертится - Берлин: «Геликон»
  • 1922 - Шесть повестей о легких концах - Берлин: «Геликон»; М.: «Пучина», 1925
  • 1922 - Жизнь и гибель Николая Курбова - Берлин: «Геликон»; М.: «Новая Москва», 1923
  • 1923 - Тринадцать трубок - Берлин: «Геликон»; М.: «Новые вехи», 1924; М.-Л.: «Новелла»,1924
  • 1923 - Звериное тепло - Берлин: «Геликон»
  • 1923 - Трест «Д. Е.» История гибели Европы - Берлин: «Геликон»; Харьков: «Госиздат»
  • 1924 - Любовь Жанны Ней - М.: изд. журнала «Россия»; М.: «Новелла», 1925; М.: «ЗиФ», 1927; Рига, 1927
  • 1924 - Трубка - М.: «Красная Новь»
  • 1925 - Бубновый валет и компания - Л.-М.: «Петроград»
  • 1925 - Рвач - Париж: «Знание»; Одесса: «Светоч», 1927
  • 1926 - Лето 1925 года - М.: «Круг»
  • 1926 - Условные страдания завсегдатая кафе - Одесса: «Новая Жизнь»
  • 1926 - Три рассказа о трубках - Л.: «Прибой»
  • 1926 - Чёрная переправа - М.: «Гиз»
  • 1926 - Рассказы - М.: «Правда»
  • 1927 - В Проточном переулке - Париж: «Геликон»; М.: «Земля и Фабрика»; Рига: «Грамату драугс»
  • 1927 - Материализация фантастики - М.-Л.: «Кинопечать»
  • 1927–1929 - Собрание сочинений в 10-ти томах - «ЗиФ» (вышли всего 7 томов: 1–4 и 6–8)
  • 1928 - Белый уголь или Слёзы Вертера - Л.: «Прибой»
  • 1928 - Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца - Париж: «Геликон»; в России роман издан в 1990 году
  • 1928 - Рассказы - Л.: «Прибой»
  • 1928 - Трубка коммунара - Нижний Новгород
  • 1928 - Заговор равных - Берлин: «Петрополис»; Рига: «Грамату драугс», 1932
  • 1929 - 10 Л.С. Хроника нашего времени - Берлин: «Петрополис»; М.-Л.: ГИХЛ, 1931
  • 1930 - Виза времени - Берлин: «Петрополис»; 2-е доп. изд., М.- Л.: ГИХЛ, 1931; 3-е изд., Л., 1933
  • 1931 - Фабрика снов - Берлин: «Петрополис»
  • 1931 - Англия - М.: «Федерация»
  • 1931 - Единый фронт - Берлин: «Петрополис»
  • 1931 - Мы и они (совместно с О. Савичем) - Франция; Берлин: «Петрополис»
  • 1932 - Испания - М.: «Федерация»; 2-е доп. изд. 1935; Берлин: «Геликон», 1933
  • 1933 - День второй - М.: «Федерация» и одновременно «Советская литература»
  • 1933 - Хлеб наш насущный - М.: «Новые Вехи» и одновременно «Советская литература»
  • 1933 - Мой Париж - М.: «Изогиз»
  • 1933 - Москва слезам не верит - Париж: «Геликон»; М.: «Советская литература»
  • 1934 - Затянувшаяся развязка - М.: «Советский писатель»
  • 1934 - Гражданская война в Австрии - М.: «Советская литература»
  • 1935 - Не переводя дыхания - Архангельск: «Севкрайиздат»; М.: «Советский писатель»; 5-е изд., 1936
  • 1935 - Хроника наших дней - М.: «Советский писатель»
  • 1936 - Четыре трубки - М.: «Молодая гвардия»
  • 1936 - Границы ночи - М.: «Советский писатель»
  • 1936 - Книга для взрослых - М.: «Советский писатель»; М.: А/О «Книга и бизнес», 1992
  • 1937 - Вне перемирия - М.: «Гослитиздат»
  • 1937 - Что человеку надо - М.: «Гослитиздат»
  • 1938 - Испанский закал - М.: «Гослитиздат»
  • 1941 - Верность: (Испания. Париж): Стихи - М.: «Гослитиздат»
  • 1941 - Плененный Париж - М.: «Гослитиздат»
  • 1941 - Гангстеры - М.: «Гослитиздат»
  • 1941 - Бешеные волки - М.-Л.: «Военмориздат»
  • 1941 - Людоеды. Путь к Германии (в 2-х книгах) - М.: «Воениздат НКО»
  • 1942 - Падение Парижа - М.: «Гослитиздат»; Магадан: «Советская Колыма»
  • 1942 - Ожесточение - М.: «Правда»
  • 1942 - Огонь по врагу - Ташкент: «Гослитиздат»
  • 1942 - Кавказ - Ереван: «Армгиз»
  • 1942 - Ненависть - М.: "Воениздат"
  • 1942 - Солнцеворот - М.: «Правда»
  • 1942 - Заправилы фашистской Германии: Адольф Гитлер - Пенза: изд. газ. «Сталинское Знамя»
  • 1942 - За жизнь! - М.: «Советский писатель»
  • 1942 - Василиск - ОГИХЛ, Куйбышев; М.: «Гослитиздат»
  • 1942–1944 - Война (в 3-х томах) - М.: «ГИХЛ»
  • 1943 - Свобода - Поэмы, М.: «Гослитиздат»
  • 1943 - Немец - М.: «Воениздат НКО»
  • 1943 - Ленинграду - Л.: «Воениздат НКО»
  • 1943 - Падение дуче- М.: "Госполитиздат"
  • 1943 - «Новый порядок» в Курске - М.: «Правда»
  • 1943 - Стихи о войне - М.: «Советский писатель»
  • 1946 - Дерево: Стихи: 1938–1945 - М.: «Советский писатель»
  • 1946 - Дорогами Европы - М.: «Правда»
  • 1947 - Буря - Магадан: изд.«Советская Колыма» и М.: «Советский писатель»
  • 1947 - В Америке - М.: «Московский рабочий»
  • 1948 - Лев на площади - М.: «Искусство»
  • 1950 - Девятый вал - М.: «Советский писатель», 2-е изд. 1953
  • 1952–1954 - Собрание сочинений в 5-ти томах - М.: ГИХЛ
  • 1952 - За мир! - М.: «Советский писатель»
  • 1954 - Оттепель - в 1956 переиздана в двух частях М.: «Советский писатель»
  • 1956 - Совесть народов - М.: «Советский писатель»
  • 1958 - Французские тетради - М.: «Советский писатель»
  • 1959 - Стихи: 1938 - 1958 - М.: «Советский писатель»
  • 1960 - Индия, Греция, Япония - М.: «Советский писатель»; 2-е изд. М.: «Искусство»
  • 1960 - Перечитывая

Псевдонимы:

Поль Жослен



Эренбург Илья Григорьевич – поэт, прозаик, переводчик, публицист, общественный деятель

Родился 14 (26 н.с.) января 1891 года в Киеве в семье инженера. Пять лет спустя семья переехала в Москву, где его отец, Г. Г. Эренбург, некоторое время занимал должность директора Хамовнического пивоваренного завода. Илья учился в 1-й Московской гимназии, из шестого класса которой был исключен за революционную деятельность. Был активным участником ученической большевистской организации, среди его товарищей по организации были Н. И. Бухарин и Г. Я Сокольников. В январе 1908 года арестован, в августе того же года освобожден до суда под надзор полиции, а в декабре по ходатайству отца получил разрешение под денежный залог выехать за границу на лечение.

Поселился в Париже, где встречался с В.И. Лениным, А.В. Луначарским и другими видными большевиками. Короткое время работал в Вене под началом Л.Д. Троцкого, затем вернулся в Париж, где начал писать стихи и отошел от революционной деятельности. Некоторое время жил в гражданском браке с Екатериной Шмидт (впоследствии – жена его друга Т.И. Сорокина), у них родилась дочь Ирина (Ирина Эренбург, 1911–1997, писательница, переводчица, была замужем за писателем Б.М. Лапиным, погибшим в 1941 году).

В 1910 году за свой счет издал первую книгу стихов (которая так и называлась – «Стихи»), затем издавал книги стихов практически ежегодно. Эти сборники были замечены критиками и известными поэтами (в частности, В.Я Брюсовым). В эти годы Эренбург познакомился и подружился со многими впоследствии известными писателями, поэтами (М.А. Волошин, А.Н. Толстой, Г. Аполлинер) и художниками (Ф. Леже, А. Модильяни, П. Пикассо, Д. Ривера), он был завсегдатаем кафе «Клозери де лиля» и «Ротонда» на бульваре Монпарнас.

После начала Первой мировой войны Эренбург попытался вступить иностранным добровольцем во французскую армию, но был признан негодным по состоянию здоровья. Патриотический пыл его быстро угас, и он начал писать о войне критические стихи. Тогда же началась его публицистическая деятельность: в 1915–1916 годах он публиковал статьи и очерки в газете «Утро России» (Москва), а в 1916–1917 – в газете «Биржевые ведомости» (Петроград).

В июле 1917 года Эренбург вернулся в Россию. Октябрьскую революцию он не принял, писал резко критические стихи и статьи. После кратковременного ареста в сентябре 1918 года уехал в Киев, который поочередно захватывали петлюровцы, красные и белые. Там Эренбург женился на художнице Любови Козинцевой, старшей сестре будущего кинорежиссера Г.М. Козинцева, с которой прожил до конца своей жизни. После очередного захвата Киева белыми они в ноябре 1919 года уехали в Коктебель к М.А. Волошину.

В январе 1920 года Эренбург написал стихотворение «России», где в свойственной ему манере признал революцию:

«Не в пене моря, не в небесной синеве,

На темном гноище, омытый кровью нашей,

Рождается иной, великий век».

Осенью 1920 года с женой через независимую Грузию вернулся в Москву. Здесь он был арестован, но вскоре освобожден под поручительство Н.И. Бухарина. В Москве работал заведующим детской секцией Театрального отдела Наркомпроса (отделом руководил В.Э. Мейерхольд).

В марте 1921 года Эренбург получил разрешение выехать за границу в «художественную командировку» и вместе с женой уехал в Париж, сохранив советский паспорт. С этого момента и вплоть до 1940 года он большую часть времени жил на Западе, однако часто приезжал в СССР, выступал с лекциями, участвовал в 1934 году в Первом съезде писателей СССР; большая часть написанных им произведений публиковалась в СССР.

Из Франции он вскоре после приезда был выслан за просоветскую пропаганду. Летом 1921 года в Бельгии написал свой первый роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито…» (опубликован в 1922 году), в котором подверг беспощадной сатире как буржуазное общество и развязанную им Мировую войну, так и бюрократическую и репрессивную советскую систему. Многие фрагменты романа оказались пророческими. Одна из глав была посвящена В.И. Ленину, которого Эренбург уподобил Великому Инквизитору Ф.М. Достоевского. Впрочем, Ленину роман понравился.

В 1921–1924 годах Эренбург жил в основном в Берлине; после прихода в 1924 году во Франции к власти «Левого блока» получил разрешение жить во Франции, и с этого времени жил преимущественно в Париже. До 1923 года еще продолжал писать и публиковать стихи, затем полностью переключился на прозу.

В 1920-е годы написал более двух десятков книг, в которых преобладал критический (а зачастую и остросатирический) взгляд как на буржуазное, так и на советское общество. Критике первого посвящены романы «Трест Д. Е. История гибели Европы» (1923), «Любовь Жанны Ней» (1924) и повесть «Лето 1925 года» (1926). В сборнике рассказов «Неправдоподобные истории» (1922) Эренбург продолжил критиковать бюрократизацию и репрессивный характер советского режима, в романах «Жизнь и гибель Николая Курбова» (1923), «Рвач» (1924) и повести «В Проточном переулке» (1927) он критически описывает жизнь во времена НЭПа. В некоторых произведениях, особенно в сборнике новелл «Тринадцать трубок» (1923), критическая направленность сочетается с попыткой философского осмысления жизни. Хотя многие его произведения позитивно оценивались рядом советских писателей и критиков, среди советских критиков преобладала точка зрения на Эренбурга как на «нигилиста», «циника» и «представителя новобуржуазного крыла литературы».

В 1928 году Эренбург написал роман «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца», героя которого критики прозвали «еврейским Швейком». В романе вновь сатирически изображены как буржуазное, так и советское общество, в то же время произведение пронизано еврейскими философскими притчами. Роман не удалось опубликовать в СССР, он был напечатан в нашей стране только в 1989 году. Неудача с изданием романа в СССР в значительной степени способствовала перелому в творчестве писателя.

В период Великой депрессии Эренбург создал серию романов и очерков под общим названием «Хроника наших дней» («Единый фронт», «10 л.с.», «Фабрика снов» и др.), в которых в художественной форме описал механизмы, движущие капиталистическим производством.

В 1932 году Эренбург стал парижским корреспондентом газеты «Известия». В том же году он посетил Кузнецк и другие «стройки пятилетки»; результатом этой поездки стал роман «День второй» (1933). Стараясь не приукрашивать действительность со всеми ее сложностями и проблемами, Эренбург тем не менее написал вполне «советский» роман об энтузиазме «строителей новой жизни», и после этого романа был фактически принят в ряды советских писателей. Советская критика восприняла роман неоднозначно, но положительные оценки преобладали. После поездки в 1934 году по северу страны Эренбург написал роман «Не переводя дыхания» (1935), который был чрезвычайно благожелательно принят советской критикой, но сам автор счел его неудачным.

Приход в 1933 году к власти в Германии фашистов окончательно сделал Эренбурга «советским». Он был одним из организаторов Международных конгрессов писателей в защиту культуры, которые прошли в 1935 году в Париже и в 1937 году в Мадриде. Написал несколько циклов антифашистских очерков, статей и памфлетов, описывал борьбу с фашизмом во Франции, Австрии, Испании и других европейских странах, где бывал в качестве корреспондента.

В период Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов Эренбург большую часть времени находился в этой стране, написал множество статей и очерков, а также роман «Что человеку надо» (1937). Помимо журналисткой работы он выполнял также ряд дипломатических поручений. В 1938 году, после пятнадцатилетнего перерыва, Эренбург вернулся к поэзии и продолжал писать стихи до конца жизни.

Эренбургу удалось уклониться от участия в кампании по шельмованию «врагов народа», чему во многом способствовало его отсутствие в СССР большую часть периода репрессий. Тем не менее, он находился в Москве с декабря 1937 года по апрель 1938 года, присутствовал на процессе «правотроцкисткого блока» (где одним из обвиняемых был его друг Н.И. Бухарин), но отказался писать об этом процессе.

После захвата Франции немцами в 1940 году Эренбург окончательно вернулся в СССР. Он начал писать роман «Падение Парижа», в котором показывал Францию 1936–1940 годов и обличал французскую элиту, приведшую страну к поражению. Однако из-за антифашисткой направленности роман встретил трудности при публикации (статьи Эренбурга перестали печатать еще в 1939 году, перед подписанием «Пакта Молотова – Риббентропа»). Первая часть романа вышла в начале 1941 года, но с публикацией второй возникли проблемы. Однако 24 апреля 1941 года Эренбургу позвонил И.В. Сталин, одобрил первую часть романа и в ответ на высказанное писателем опасение, что продолжение не будет напечатано, пошутил: «А Вы пишите, мы с Вами постараемся протолкнуть и третью часть». Сам Эренбург воспринял этот звонок как предупреждение о неизбежности войны СССР с фашисткой Германией. Окончание работы над романом и его полная публикация пришлись на 1942 год. В том же году роман был удостоен Сталинской премии.

С начала Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Эренбург – корреспондент газеты «Красная Звезда». За годы войны он написал более полутора тысяч статей, которые публиковались не только в «Красной Звезде», но и в других газетах – центральных и дивизионных, а также за рубежом. Эти статьи вдохновляли бойцов, прививали им ненависть к врагу, морально поддерживали в тяжелые периоды. Статьи и их автор пользовались огромной популярностью: сохранились свидетельства, что газетные листы со статьями Эренбурга (в отличие от всех остальных) запрещалось пускать на курево. Важное значение имели и статьи, написанные для зарубежного читателя, которые способствовали поддержке СССР в мире. Одновременно Эренбург продолжал писать и публиковать стихи и поэмы. Однако публикации его статей прекратились после выхода 14 апреля 1945 года в газете «Правда» статьи Г.Ф. Александрова «Товарищ Эренбург упрощает», где он был обвинен в разжигании ненависти к немецкому народу.

В 1946–1947 годах Эренбург написал роман-эпопею «Буря», действие которого охватывало события Второй мировой войны во Франции, Германии, СССР и ряде других стран. Роман встретил у критиков неоднозначную реакцию, в частности, автора упрекали в том, что французы выглядят симпатичнее советских людей. Тем не менее в 1948 году роману была присуждена Сталинская премия.

Когда в 1942 году был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), Эренбург стал его активным членом. В 1943 году он возглавил литературную комиссию ЕАК по подготовке «Черной книги», в которой должны были быть собраны факты уничтожения немцами евреев. В 1945 году из-за конфликта с руководством ЕАК он вышел из состава комиссии, и эту комиссию возглавил В.С. Гроссман. Однако в 1948 году издание «Черной книги» было запрещено, а ее набор – рассыпан; рукопись однако сохранилась и была впервые издана на русском языке в Иерусалиме в 1980 году. В 1948 году Эренбург по заданию партийного руководства написал для газеты «Правда» статью «По поводу одного письма», в котором выступил против эмиграции евреев в Израиль (а фактически косвенно предостерег советских евреев от необдуманных действий в момент начала антисемитской кампании); одновременно он заклеймил антисемитизм. В ноябре 1948 года ЕАК был ликвидирован, а против его руководителей начался процесс, завершившийся лишь в 1952 году. Эренбург фигурировал в материалах дела, однако его арест не был санкционирован И.В. Сталиным.

Тем не менее Эренбурга в феврале 1949 года перестали печатать, а в марте зам. зав. Отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Ф.М. Головенченко публично объявил, что «арестован космополит № 1 Илья Эренбург». В ответ Эренбург написал письмо И.В. Сталину, после чего его вновь стали печатать, а Головенченко сняли с работы в ЦК. В апреле 1949 года Эренбург стал одним из организаторов 1-го Всемирного конгресса сторонников мира, с 1950 года он был вице-президентом Всемирного Совета Мира. Его деятельность во многом способствовала созданию положительного образа СССР в глазах западной интеллигенции.

В 1950–1952 годах Эренбург написал роман «Девятый вал», который по форме был продолжением «Бури». Действие романа происходило в СССР, США, Корее, Франции, других европейских странах. Главным содержанием романа стала «борьба за мир», которая была в те годы основным занятием писателя. Роман был безоговорочно положительно оценен советской критикой, а сам автор счел его неудачным.

В конце 1952 года Эренбургу первому из советских людей была присуждена Сталинская премия «За укрепление мира между народами». Данное событие практически совпало с разоблачением «врачей–убийц». Вскоре после этого по указанию И.В. Сталина было подготовлено «Письмо в редакцию газеты «Правда», которое должны были подписать несколько десятков именитых евреев. В нем, помимо проклятий в адрес «убийц в белых халатах», содержалось утверждение, что «у некоторой части еврейского населения нашей страны еще не изжиты буржуазно-националистические настроения». По сути это письмо должно было послужить обоснованием для депортации евреев в отдаленные районы. Эренбург был одним из немногих, кто отказался подписать данное письмо. Вместо этого он 3 февраля 1953 года написал письмо Сталину, убеждая того в том, что публикация «Письма в редакцию газеты «Правда» нанесет непоправимый вред «движению за мир». Позже в беседе с главным редактором «Правды» Д.Т. Шепиловым он настоял, чтобы письмо было предано Сталину. После ознакомления с письмом Эренбурга Сталин изменил свою позицию. Был подготовлен новый текст «Письма в редакцию газеты «Правда», где не только не было обвинений в адрес советских евреев, но и подчеркивалась дружба между русским и еврейским народами, а весь пафос был направлен против «международного империализма» и «реакционных заправил Израиля». Это письмо Эренбург был вынужден подписать, однако оно не было опубликовано (вероятно, помешала смерть Сталина).

В 1954 году Эренбург написал повесть «Оттепель», в которой попытался передать свои ощущения «оттаивания» человеческих сердец и отношений между людьми. В повести отсутствовала сколько-нибудь серьезная критика сталинского режима, однако его неприятие и надежда на позитивные перемены чувствовались «между строк». Повесть была подвергнута резкой критике. Многие литературоведы и позднее считали «Оттепель» слабой в литературном отношении, но признавали ее важную роль в пробуждении общества. Не случайно этот период советской истории получил наименование «хрущевской оттепели».

Много сил Эренбург посвятил ознакомлению русских читателей с западной культурой. Еще в 1910-х годах он начал переводить на русский язык французских поэтов: средневековых (Ф. Вийон, П. Ронсар, И. Дю Белле), символистов (П. Верлен, А. Рембо) и своих современников (Г. Аполлинер, Ф. Жамм), а также средневековых испанских поэтов. Позднее он переводил стихи латиноамериканских поэтов (П. Неруда, Н. Гильен). В 1920-е годы Эренбург пропагандировал передовое западное искусство (литературу, живопись, кино) в своих лекциях. В 1956 году он добился проведения в Москве первой выставки П. Пикассо.

В 1955–1957 годах Эренбург написал ряд литературно-критических эссе о французском искусстве под общим названием «Французские тетради». Эти эссе и ряд других статей Эренбурга, посвященных искусству, были по заданию Отдела культуры ЦК КПСС подвернуты в советской печати разгромной критике.

Эренбург неизменно поддерживал талантливых писателей и художников. В 1962 году на выставке в Манеже он позволил себе открыто спорить с Н.С. Хрущевым, защищая художников. После этого он был подвернут жесткой критике не только в печати, но и со стороны Хрущева и секретаря ЦК КПСС Л.Ф. Ильичева. В очередной раз Эренбурга на некоторое время перестали печатать. В 1966 году Эренбург вместе с рядом других писателей подписал письмо в защиту А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля.

В конце 1950-х годов Эренбург начал работу над книгой мемуаров «Люди. Годы. Жизнь». Изданная в 1960-е годы, она включала шесть частей; седьмая часть (незаконченная) была опубликована только в 1987 году. В книге описано значительное число событий первой половины XX века, даны литературные портреты многих выдающихся личностей: ученых (А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри), русских писателей и поэтов (И.Э. Бабель, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, В.С. Гроссман, С.П. Гудзенко, С.А. Есенин, М.Е. Кольцов, О.Э. Мандельштам, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.М. Ремизов, А.Н. Толстой, Ю.Н. Тынянов, А.А. Фадеев, М.И. Цветаева), зарубежных писателей и поэтов (Г. Аполлинер, Ж.Р. Блок, Р. Деснос, А. Жид, М. Залка, П. Истрати, А. Мачадо-и-Руис, В. Незвал, П. Неруда, Й. Рот, Э. Толлер, Ю. Тувим, Э. Хемингуэй, Н. Хикмет, П. Элюар), художников (П.П. Кончаловский, Р.Р. Фальк, Ф. Леже, А. Марке, А. Матисс, А. Модильяни, П. Пикассо, Д. Ривера), режиссеров (В.Л. Дуров, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров), советских дипломатов (А.М. Коллонтай, М.М. Литвинов, Я.З. Суриц, К.А. Уманский), французских политиков (И. Фарж, Э. Эррио) и др.

Публикация мемуаров проходила в тяжелой борьбе с редакторами и цензорами. Эренбург не отрицал, что его книга субъективна и отстаивал свое право на субъективные оценки людей и событий. Он описывал в том числе и те события, и тех людей, которых в советской печати того времени было не принято упоминать. Мемуары подвергались острой критике с двух сторон – как представителями консервативных сил, так и теми, кто надеялся увидеть в них «всю правду». Эренбург признавал, что пишет «не всю правду», но оправдывался тем, что хотя бы часть правды немедленно узнают миллионы людей. И действительно, его мемуары сыграли важную роль в становлении мировоззрения «шестидесятников».

Примечание к биографии:

К фантастике Эренбург обращался только в ранний период творчества. Известность писателю принес остросюжетный сатирический роман, близкий к абсурдистской НФ «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников» (1922), действие которого развертывается в послевоенной Европе и послереволюционной России (обе выведены до предела гротескно и фантастично); в центре романа - образ мессии, «Великого Провокатора» Хулио Хуренито, суть его учения составляет идея «ненависти к настоящему», заслуживающему разрушения до основания. Критика упрекала Эренбурга, что свой пафос отрицания он направил также и против советской России, что, несмотря на неоднократные заверения автора в обратном, сегодня представляется справедливым.

Идея разрушения старого мира буквально реализована в безусловно принадлежащем НФ другом романе Эренбурга - «Трест Д.Е. История гибели Европы» (1923); созданный американским финансовым магнатом трест «D.E.» (Destruction of Europe - «Уничтожение Европы») предназначен устранить с лица Земли «конкурентку» и рассадницу революционной «заразы». Писатель не только провидчески увидел будущую фашистскую агрессию в близком будущем, но и ту легкость, с какой удастся втянуть народы Европы в кровавую бойню.

К НФ Эренбурга может быть отнесен и любопытный ранний рассказ «Ускомчел» (1922 - Германия; 1990 - СССР), предвосхитивший центральную идею «Собачьего сердца» М. Булгакова и впоследствии легший в основу незаконченного романа Е. Зозули «Мастерская человеков»: все попытки создания «Усовершенствованного Коммунистического Человека» неизбежно приводят к появлению морального урода.

К фантастике относятся и рассказы из цикла «Тринадцать трубок» - «Шестая», «Девятая», «Одиннадцатая», «Двенадцатая».

Писатель, поэт, переводчик, журналист, общественный деятель Илья Григорьевич (Гиршевич) Эренбург родился 27 января (14 января по старому стилю) 1891 г. в Киеве. В 1895 г. семья переехала в Москву, где его отец некоторое время занимал должность директора Хамовнического пивоваренного завода.

Илья Эренбург учился в 1-й Московской гимназии, из шестого класса которой был исключен за революционную деятельность. За участие в работе революционной организации большевиков в январе 1908 г. он был арестован, а в августе того же года освобожден до суда под надзор полиции.

В декабре 1908 г. Эренбург эмигрировал в Париж, где продолжал революционную работу, затем отошел от политической жизни и занялся литературной деятельностью.

Когда началась Первая мировая война Эренбург попытался вступить иностранным добровольцем во французскую армию, но был признан негодным по состоянию здоровья.

В 1914-1917 гг. он был корреспондентом русских газет на Западном фронте. Военные корреспонденции этих лет стали началом его журналистской работы.

В 1915-1916 гг. он публиковал статьи и очерки в газете "Утро России" (Москва), а в 1916-1917 гг. - в газете "Биржевые ведомости" (Петроград).

В июле 1917 г. Илья Эренбург вернулся в Россию, но Октябрьскую революцию он вначале не принял, что отразилось в книге стихов "Молитва о России" (1918).

После кратковременного ареста в сентябре 1918 г. уехал в Киев, затем в Коктебель. Осенью 1920 г. вернулся в Москву, где был арестован, но вскоре освобожден.

В Москве Илья Эренбург работал заведующим детской секцией Театрального отдела Наркомпроса, которым руководил Всеволод Мейерхольд.

В 1918-1923 гг. им были созданы сборники стихов "Огонь" (1919), "Кануны" (1921), "Раздумья" (1921), "Зарубежные раздумья", "Опустошающая любовь" (оба - 1922), "Звериное тепло" (1923) и др.

В марте 1921 г., получив разрешение выехать за границу, он вместе с женой уехал в Париж, сохранив советский паспорт. В Париже он познакомился и подружился с деятелями французской культуры - Пикассо, Элюаром, Арагоном и др.

С этого момента Илья Эренбург большую часть времени жил на Западе.

Из Франции он вскоре после приезда был выслан за просоветскую пропаганду. Летом 1921 г., будучи в Бельгии, написал первое свое произведение в прозе - роман "Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников..." (1922).

В 1955-1957 гг. Эренбург написал ряд литературно-критических эссе о французском искусстве под общим названием "Французские тетради". В 1956 г. он добился проведения в Москве первой выставки Пабло Пикассо.

Эренбург был женат дважды. Некоторое время он жил в гражданском браке с Екатериной Шмидт, у них родилась дочь Ирина (Ирина Эренбург, 1911-1997, писатель, переводчик).

Во второй раз он женился на художнице Любови Козинцевой (сестре режиссера Григория Козинцева), с которой прожил до конца жизни.

Илья Эренбург скончался после продолжительной болезни 31 августа 1967 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Через год на могиле был поставлен памятник, на котором выбит профиль Эренбурга по рисунку его друга Пабло Пикассо.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Илья Григорьевич Эренбург (1891-1967) родился в еврейской семье (отец - инженер); детство провел в Киеве, учился в 1-й Московской гимназии, из 6-го класса был исключен за участие в революционном кружке. В 1908 был арестован, выпущен под залог и, не дожидаясь суда, сбежал во Францию.

Разочаровавшись в идеях большевизма, переключился на литературные занятия. Дебютировал в 1910 выпущенной в Париже маленькой книжкой «Стихи» (по определению М. Волошина, сочинений «искусных, но безвкусных, с явным уклоном в сторону эстетического кощунства»), и затем почти каждый год издавал небольшими тиражами в Париже сборники за свой счет и отправлял их в Россию знакомым («Я живу», 1911; «Одуванчики», 1912; «Будни», 1913; «Детское», 1914).

Первой «настоящей» книгой впоследствии считал «Стихи о канунах», 1916. На стихи обратили внимание В. Брюсов, Н. Гумилев, С. Городецкий, они вызвали много откликов в критике. А. Блок в 1918 в статье «Русские денди» упоминает уже о «моде на Эренбурга».

В эти годы И. Эренбург переводил французскую и испанскую поэзию, вошел в круги художественной богемы Парижа (П. Пикассо, А. Модильяни, М. Шагал и др.). После Февральской революции вернулся в Россию, но октябрьский переворот встретил враждебно (сборник стихов «Молитва о России», 1918, где отразились тогдашние настроения писателя, был изъят из советских библиотек).

Жил сначала в Москве, потом скитался по югу страны, пытался зарабатывать на жизнь публицистикой (писал статьи и доброжелательные по отношению к революции, и контрреволюционные).

В 1921 выехал в «творческую командировку» в Берлин, сохраняя советский паспорт, и большая часть его самых значительных прозаическиих произведений была создана в годы «полуэмиграции» («Необыкновенные похождения Хулио Хуренито и его учеников....», роман «Рвач», мелодрама «Любовь Жанны Ней», исторический роман «Заговор равных», сборник рассказов «Тринадцать трубок» и многие другие).

Книги И. Эренбурга издавались одновременно и за границей, и на родине. Долгое пребывание в Германии и Франции в таком исключительном положении привело к тому, что Эренбурга не считали до конца «своим» ни в эмигрантской среде, ни в советской России.

В 1918-1923 продолжали выходить небольшие поэтические книжки Эренбурга, но интереса у критики и у читателей они не вызывали. К написанию стихов И. Эренбург вернулся в конце жизни (часть поэтического наследия публиковалась посмертно,), а современникам Эренбург был известен главным образом как яркий публицист, романист, автор мемуаров «Люди, годы, жизнь».