Икона серафим саровский значение в чем помогает. Преподобный Серафим Саровский

Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило: "Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню "Отче наш" трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице "Богородице Дево, радуйся"также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)", а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: "Господи помилуй", и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо:"Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)", и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением".

"Держась этого правила", говорит о. Серафим, "можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы - основания христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры".

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: "всякий, кто призовет имя Господне, спасется".

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословенна Ты в женах и Благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Символ Веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща
одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Сейчас в каждом храме Русской Православной Церкви есть икона преподобного Серафима Саровского. Его неповторимый образ еще до прочтения иконного надписания столь же узнаваем всеми верующими людьми, как и лики святителя Николая Мирликийского, воина Георгия Победоносца, великомученика Пантелеимона, благоверного великого князя Александра Невского, преподобных Сергия Радонежского и Нила Столобенского, Царя-мученика Николая и Его Семейства. Конечно, своеобразие личных черт иконография сохранила у многих святых, но из того числа "своих" святых обычно узнают либо тезоименинники, либо богословы, искусствоведы, исследователи церковного искусства.

Образа же названных мною святых в храмах узнают все прихожане еще издалека. Надо сказать, что большая часть икон других святых не содержит детальных самобытных черт. В этих случаях в иконописной традиции главенствует именно надписание.

Своеобразием канонизации в 1903 году преподобного Серафима Саровского, который почил в Бозе 2 января 1833 года, было то, что к его всецерковному прославлению были живы люди, лично видевшие старца еще на земном его пути. Поэтому иконография "нового" святого, широко распространяемая уже с начала XX века, в ряде случаев поверялась именно живыми свидетелями облика подвижника.
Взирая на бытие Церкви, столетний срок, прошедший со дня прославления преподобного Серафима, даже не день, а мгновение. Но вместе с тем эти сто лет вместили в себя несколько эпох бытия России - революции 1905-1907 и 1917-1918 годов, две мировые войны, Гражданскую войну и террор, освоение космоса и "застой", разрушительную "перестройку" и насильственный разлом СССР, российские реформы и покаянный Юбилейный Собор 2000 года, прославивший Царственных мучеников и сонм новомучеников и исповедников Российских.
Преподобный Серафим пророчествовал, что тот Государь, который прославит его, им будет прославлен еще больше. И в самом деле, преподобного Серафима канонизировал Святейший Синод, а святого Царя Николая - целый Юбилейный Собор 2000 года по Рождеству Христову с участием Предстоятелей либо высокопоставленных полномочных представителей всех Поместных Православных Церквей и национальных Православных Митрополий.
Прославление преподобного Серафима было не только церковно-каноническим актом, оно сопровождалось множеством чудес - исцелений, засвидетельствованных иных заступничеств святого по молитвам к нему. По всей России были написаны тысячи и тысячи храмовых икон святого, строились десятки церквей, главные престолы которых были освящены в память Саровского чудотворца. Так, например, через год после прославления в Ростове-на-Дону был построен храм в честь него. Согласно преданию, знаменитый Донской атаман Платов бывал у преподобного Серафима, и после этого в день его именин посылал святому донского осетра. Когда ростовский храм был освящен, то вплоть до 1917 года донские атаманы 19 июля и 2 января неизменно посылали на престольные праздники этого храма осетров и старались присутствовать на этих праздниках.

В Москве на Донском кладбище, в том числе и стараниями Казачьего Войска, был выстроен храм преподобного Серафима, "осетровый" обычай соблюдался и тут. В 1919 году сей храм кощунственно был переделан в крематорий - первый в России, его устроители буквально глумились над именем святого: Серафим -Пламенный.

В Москве много чтимых народом храмовых икон преподобного Серафима Саровского. Во всех церквах, которые действовали еще при советской власти, есть иконы чудотворца: в церкви Пимена Великого на Новослободской, два образа в Тихвинском храме в Алексеевском возле ВДНХ, конечно, в церкви пророка Илии в Обыденском переулке, близ Остоженки. Там три образа святого: в рост со святынями, поясной с частицей молеиного камня и моление на камне работы священномученика Серафима (Чичагова). Этот перечень можно длить и длить.

Образ преподобного Серафима со времени его прославления изображался не только на иконах, но и на фресках, он вдохновлял творцов прикладного церковного искусства: святой изображался на потирах, хоругвях, чеканных престольных покровах, в литье и финифти, деревянной резьбе и златотканом шитье. Живописными, литейными и чеканными образами преподобного Серафима украшались переплеты богослужебных книг, крещальные купели, храмовые емкости для святой воды, двери церквей, просфорные клеима.

Но вызывает удивление тот факт, что, несмотря на все это изобразительное многообразие, до сих пор искусствоведение не уделяло должного внимания этой весьма важной теме.
Столетняя годовщина прославления преподобного Серафима Саровского настойчиво поддерживает саму постановку вопроса о необходимости комплексного подхода в изучении святого.
Именно постановке этой проблемы я посвящаю данные заметки.
Несмотря на повсеместную узнаваемость икон преподобного Серафима Саровского, его многообразная иконография требует определенной систематизации, которая должна начинаться с искусствоведческих описаний, опирающихся на само духовное основание иконографии.

Иконы и церковь

Еще при земной жизни Христа Спасителя чудесным образом было обретено изображение Его лика на убрусе, полотенце. Уже после Вознесения Господня Апостол Лука в красках создавал изображения Богородицы и Ея Сына в младенческой и детской поре. Так, иконы Божией Матери "Владимирская", "Тихвинская", "Смоленская" согласно Церковному Преданию имеют своим основанием Боговдохновенный художественный труд Апостола Луки, а Русская Православная Церковь свидетельствует, что самый известный образ Владимирской Божией Матери есть подлинник Апостола Луки, написанный им на столешнице, за которой совершалась Тайная Вечеря.

В путях соборного утверждения истины Святая Церковь придала Нерукотворному Образу Христа Спасителя, иконам Богоматери и другим священным изображениям догматическое значение.
В ответ на нападки еретиков и лжеучителей-иконоборцев на церковное искусство оно получает в деяниях Вселенских Соборов догматическое обоснование, то есть неопровержимое человеческим суемудрием православное соборное утверждение. В этом отношении особое значение имеют Трульский, который еще называет VI Вселенским, и VII Вселенский Соборы.

Седьмой Собор в "Догмате об иконопочитании" утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности. Через Святое Писание, Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием нас, верующих: мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Согласно этому Догмату, мы почитаем святые образа: "почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Бо-гопоклонением, еже подобает Единому Божескому Естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящаго Креста и Святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит и к Первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображеннаго на ней".

Образа Святой Руси

В XVI веке общий подъем русского церковного искусства напрямую коснулся иконописи. Она впитывает в себя русскость, ища свои каноны, не укладывающиеся в "шаблон" Византийской традиции. Стремление к хронологическому порядку и объединению старинных преданий приводит в 1547 году к созыву в Москве, по инициативе Святителя Макария Московского и при покровительстве Царя Иоанна Васильевича Грозного, Поместного Собора Русской Православной Церкви, на котором были прославлены новые русские святые. В 1551 году состоялся новый Собор, называемый Стоглавым, для исправления церковного благочиния, государственного управления и всякого земского строения. В главе 43 Стоглава дается, в частности, соборный ответ о живописцах и о честных иконах.

"...Подобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, непразнословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непианици, неграбежнику, неубийцы. Наипаче же хранити чистоту душевную и телесную с всяцем опасением. ...и с превеликим тщанием писати образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыа его Богоматери, и святых пророк, и апостол, и священномученик, и святых мучениц, и преподобных жен, и святителей, преподобных отец по образу и подобию, по существу, смотря на образ древних живописцев, и знаменовати з добрых образцов (л. 118 об., л. 119)".

В 1554 году созывается новый Собор для разъяснения, достигают ли цели уложения Стоглава и исправляются ли церковные дела и чины. О стремлении разобраться в вопросах жизни и веры читаем у И.В.Покровского в "Очерках памятников христианского искусства и иконографии".
Эти Макарьевские Соборы середины XVI века, прославившие каноническое упорядочивание. В русле этих устремлений по опыту Греческой Церкви у нас также начинают формироваться иконографические подлинники.

Можно различить два вида подлинников: лицевой и теоретический. Лицевые - где изображения начертаны на бумаге в виде контуров, теоретические - содержат описания. К первым можно отнести изображение, которым пользуется иконописец в своей практике. Это и лицевые Евангелия, и русские Святцы. Лицевой подлинник изготавливался специально для иконописания.

Наиболее полный из них Сийский подлинник (Антониево-Сийского монастыря), работа над которым приписывается иконописцу монастыря чернецу Никодиму (впоследствии архимандриту) в конце XVII века. Он, как знаток иконописного дела, предпринял попытку систематизировать обширный иконографический материал, тетради которого принадлежали разным лицам. Сийский сборник также дает редко встречающиеся снимки севернорусских святых.
По своему содержанию он отличается от других русских подлинников - Строгановского и Прохорова, в которых иконографический материал расположен в календарном порядке.

В 1903 г. выходит подлинник иконописный, изданный Большаковым под редакцией Успенского. Он представляет собой новый вариант древнего Строгановского подлинника с некоторыми отличиями и прибавлениями. В 1901 г. по Высочайшему указу основан Комитет попечения о церковном искусстве. Он ставил задачи, связанные прежде всего с поворотом иконописания к древним освященным веками образцам. Помимо Большаковско-Успенского подлинника тогда же были составлены академические иконописные подлинники основателя класса православного иконописания Академии художеств князя Гагарина.

На первом же заседании Комитет постановил издать новый лицевой иконописный подлинник с целью создания церковного стиля, сочетания "древнего" и "нового". К сожалению, проект не был осуществлен, и Комитет успел издать только "Иконографию Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа".
Вот в общих чертах основание русской иконографии на рубеже XIX и XX столетий.

Лик Саровского старца.

Возникает вопрос: по каким образцам писались и пишутся иконы Серафима Саровского? Вспомним Стоглав, который предписывает, чтобы икона была изображением святого "по образу", т.е. отображением его природы; "подобию", т.е. чтобы включались характерные черты святого, и "по существу", т.е. внимание иконописца должно быть обращено на существенные, связанные со служением и жизнью святого признаки, отображающие духовную сущность его подвига.

Откроем руководство по иконописи В.Д. Фартусова, который десятки лет занимался написанием образов и стенных росписей, в том числе в храме Христа Спасителя в Москве.

"Святой Серафим Саровский чудотворец: старец 72 лет, русского типа, сед, сгорблен, лицо худощаво, широковато, нос небольшой, глаза невелики и полуоткрыты, волосы густые, борода тоже густая, невелика, окладиста, широковата и раздвоена; выражение лица кроткое и любвеобильное; одежды монашеские, в епитрахили и поручах.

Так в руководстве В.Д. Фартусова в описании хартий - свитков, которые держит на иконах святой, мы находим краткое изложение самобытного учения преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни и стяжании благодати Святого Духа.
Почитание в народе старца было велико и при жизни, и после его блаженной кончины. Без сомнения, иконы Серафима Саровского начали писать до официальной канонизации 1903 г. "по существу", "образу" и "подобию"
В то время существовали его прижизненные портреты, но за основу был взят портрет работы художника Серебрякова, утраченный в годы лихолетий. Если говорить о живописи на холсте преподобного, то в основном это или поясное изображение, или старец, идущий в пустынь. Сегодня существуют считанные единицы прижизненных портретов Серафима Саровского, причем все они, по достоверным свидетельствам, были написаны по его благословению. Прижизненная иконография преподобного Серафима - тема отдельного исследования, но я считаю нужным назвать хотя бы следующие прижизненные портреты святого, известные мне лично, либо по литературным источникам:
- живописный образ преподобного Серафима в собрании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
- портрет святого в одном из киевских храмов на Подоле;
- портрет старца Серафима, некогда принадлежавший Серафимо-Дивеевскому монастырю, а ныне находящийся в обители Ново-Дивеево (США);
- единицы портретов святого в частных коллекциях и других собраниях.
Публикуем уникальный прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского, датированный 1829 год, из частной коллекции.
Есть также живописные изображения старца Серафима, написанные художниками вскоре после его успения или во второй половине XIX века по памяти или с прижизненных образцов с привлечением персональных свидетельств, лично знавших святого. К таким произведениям, безусловно, относится известный портрет Саровского старца, хранящийся в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии, созданный в 1860 или 1870-х годах (Православный церковный календарь 2003 года. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, с. 177).

Житийная икона преподобного Серафима.

Житийных икон преподобного Серафима встречается много в храмах, музеях и в частных собраниях. Как правило, клеймы располагаются и читаются слева направо по горизонтали и отражают весь путь святого: рождение, крещение, постриг, подвиги, искушения, блаженную кончину, чудеса. Конечно, в каждой житийной иконе расставлены духовные акценты, отображающие особые моменты в жизни святого.
Посмотрим на житийную икону преподобного Серафима Саровского из Музея древнерусского искусства им. святого Андрея Рублева (г.(г. Москва).

Средник иконы - поясное изображение преподобного в мантии, епитрахили и поручах. Интересное размещение верхнего ряда клейм. Это икона Божией Матери "Умиление", особо чтимая келейная икона святого старца, образ Спаса Нерукотворного, означающий Первообраз, который Спаситель Сам передал людям. В житийном образе Серафима Саровского почти каждое клеймо можно рассматривать как самостоятельную икону. Например, клеймо "Болезнь отрока Прохора и его чудесное Выздоровление".
В житии святого Серафима, опубликованного в Четии-Минеи святителя Димитрия Ростовского, мы находим описание его смертельной болезни: "...В тяжелое для него время Прохор видит в сонном видении Пресвятую Богородицу, которая обещала посетить его и исцелить от болезни. В это время случился в Курске крестный ход, во главе с чудотворной иконой Знамение Пресвятой Богородицы Курской Коренной. Благочестивая Агафия поспешила вынести больного сына, приложила его к чудотворной иконе Богоматери, после чего отрок совершенно выздоровел".

Из литературы, посвященной истории преподобного Серафима, мы знаем, что это чудо на крестном ходе с Курской Коренной вызвало дикую злобу демонов и они возбудили среди участников крестного хода целую потасовку. Скандал этот вызвал запрет на проведение в Курске крестных ходов с Курской Коренной на много лет, и только потом по специальному Указу Императрицы Екатерины Великой было получено разрешение на возобновление традиции знаменитых курских крестных ходов.
Необходимо отметить еще несколько клейм, по сюжетам которых тиражировалось много икон в начале XX века. Например, "Тысячедневное моление Преподобного Серафима на камне" (в московском храме пророка Илии в Обыденском переулке есть икона, написанная священномучеником Серафимом Чичаговым, одним из главных инициаторов прославления святого и автором Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря).

"...При жизни старца никто не знал о сем необычайном молитвенном его подвиге, который он сумел скрыть от любопытствующего взора человеческого" .И лишь незадолго до блаженной кончины своей преподобный Серафим, по примеру многих подвижников, в числе других обстоятельств своей жизни, поведал некоторым из Саровской братии и о сем своем дивном подвиге. Один из слушателей сказал тогда, что подвиг этот выше сил человеческих. На сие святый старец отвечал со смирением веры:

Святый Симеон Столпник сорок семь лет стоял на столпе, а мои труды похожи ли на его подвиги?
Этот сюжет как икона писался для богомольцев на камнях и даже на осколках того самого камня, на котором подвизался старец.
По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, я много лет занимаюсь изучением жизни и подвигов, историей прославления иконографией другого русского подвижника преподобного Нила Столобенского, который так же подвизался по примеру преподобного Симеона в одном из видов столпничества: 27 лет он не ложился на ребра Христа ради, позволяя себе отдыхать, только опираясь подмышками на специальные крючья, вбитые в стену его кельи.
Икона преподобных Нила и Серафима хранится в краеведческом музее города Осташкова.
Другой образ из ряда клейм "Нападение разбойников на батюшку Серафима" также был популярен и в виде отдельных икон.
Существуют и другие иконописные сюжеты из его жизни: "Преподобный кормит медведя", "Последнее явление Пресвятой Богородицы старцу Серафиму", "Блаженная кончина преподобного Серафима Саровского".
По поводу последнего клейма, сюжет которого также широко распространен и в отдельных храмовых иконах, хочу сказать следующее. После завершения тысячедневного моления на камне святой старец продолжил свой тайный подвиг длительных коленопреклоненных молитв, почти не позволяя себе отдыхать. Так в молитвенном коленопреклонении он и предал Господу свой дух. Когда по его успению Саровские монахи взломали запертую дверь кельи старца, они увидели его молящимся на коленях со сложенными крестообразно руками на груди. И этот сюжет - молитвенная фигура с закрытыми очами - вскоре после смерти Саровского чудотворца стал издаваться в виде гравюр и литографий, а после его прославления был обращен в сюжет и для икон.
Подобным образом почил и преподобный Нил Столобенский, опираясь на крюки, вбитые в стену кельи. Широко известные и распространенные деревянные резные фигурки преподобного Нила изображают именно успение подвижника, так как на всех этих объемных образах, вырезанных из дерева, святой изображен с закрытыми очами. Традиция русского тайного столпничества от преподобного Нила Столобенского, Серафима Саровского уже в XX столетии во Время Великой Отечественной войны была продолжена тысячедневным молитвенным подвигом на камне новопрославленным преподобным Серафимом Вырицким, который своей молитвой выстроил духовный заслон на пути врага Отечества.
В Житии преподобного Серафима сказано, что в 1825 году старца посещали лица Царской Фамилии. Там говорится, что у него принял благословение великий князь Михаил Павлович, но составители официального жития ничего не говорят о посещении его Императором Александром I, иносказательно скрывая этот факт церковного предания под множественным числом "лица Императорской фамилии". Однако такое клеймо "Император Александр I у преподобного Серафима" встречается на современных житийных иконах. А ранее были даже живописные работы по этому сюжету и гравюры.

Многое из благочестивой жизни старца тиражировалось литографиями того времени. Многое стало живоносным преданием, которое не иссякнет вовеки, ибо блажен дарующий благо другим, исполняющий волю Царя Небесного, исцеляющий душу, разум и тело. Именно обстоятельства, связанные с этой загадочной встречей Императора и старца, легли в основу предания о том, что Император не умер в 1825 году в Таганроге, а по благословению преподобного Серафима Саровского и Псково-Печерских старцев принял на себя небывалый прежде в истории тайный подвиг странничества Христа ради под именем ставшего вскоре известным сибирского старца Феодора Кузьмича, почитаемого ныне как местночтимого Томского святого.

Иконописцы, работающие над образами Серафима Саровского, обращались и к образцам русской иконы XVI-XVIII веков. Это зависело от того, какую цель и задачу ставил мастер, создавая тот или иной образ.
Главное было подчеркнуть, что святой - столп и утверждение Истины (1 Тим.3,15), что он в своем столпническом молитвенном стоянии - духовная основа для Церкви и России. Именно поэтому нередко образ святого Серафима выдвигается на передний план на фоне Серафимо-Дивеевской обители, которая в свою очередь символизирует собой Небесный Град - Новый Иерусалим. Над святым - образ Божией Матери "Умиление". Взгляд преподобного устремлен в глубь своего сердца- Бог послал в сердце... Духа Святого (Гал 4,6), десница прижата к левой стороне груди. В ростовых иконах часто присутствует выразительный земной ландшафт -сакральные просторы Руси. В поясных изображениях рука святого также прижата к сердцу, либо обе руки сложены на груди, как перед причастием, нередко пальцы правой руки бывают сложены для благословения.
Интересная деталь икон, в левой руке преподобный держит четки или чаще лестовку - монашеский духовный меч для соблюдения молитвенного правила и достижения состояния духовного подвижничества, отрешения от всего мирского. Иногда преподобный старец изображался в холщовой рубахе с "вирижным" крестом на шее.

Церковная эмаль

Храмовые и домашние иконы сразу после прославления преподобного Серафима жили особой духовной жизнью, прославляя святого в земной Церкви тысячами чудес. Естественно, первоначально открытые образа, проявлявшие себя в духовной практике как чудотворные, украшались металлическими чеканными окладами - посеребренными или позолоченными, а иногда из чистого серебра и даже золота. Элементы этих чеканных риз нередко оформлялись сканью, зернью, художественным чернением. В украшении венца или по рамочным углам окладов встречаются цветные эмалевые украшения, картуши.

Период начала XX века стал тем временем, когда накопившийся опыт эмалевых изображений был обобщен, найдены новые формы художественного выражения. Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом центром эмальерного дела был Ростов Великий. Появляется большое количество цветовых полутонов, активно входит гамма лилового цвета, характерная для стиля модерн.
Миниатюрные и средних размеров образы преподобного Серафима на эмали тогда производили многие артели в традиционных его иконографии сюжетах, о которых мы писали выше.

Хромолитография

Еще в конце XIX века появляются хромолитографированные иконы на жести. Практически монополию на них имели иностранные немецкие фирмы "Жако" и "Бонакер", которые, используя передовую по тому времени технологию, заполонили своей продукцией все иконные лавки православной России.

Иконописные мастерские не выдерживали конкуренции с немецкими фирмами, но, несмотря на попытки Комитета попечения церковного искусства противостоять этому "нашествию", народ с удовольствием приобретал их "яркую" продукцию. Даже русские мастера иконописи вынуждены были работать под "Жако" и "Бонакера", дабы удовлетворить потребности "просвещенного" купечества.
Разумеется, иконы святого Серафима Саровского тоже тиражировались этими фабриками, что, впрочем, говорит о спросе на иконы преподобного, иначе немцы с присущим им прагматизмом не стали бы их выпускать.

Мелкая пластика

Помимо металлических окладов, которые украшали иконы преподобного Серафима, в технике литья и чеканки выпускались и сами образа преподобного. Сохранилось большое количество двухсторонних ладанок с образом Божией Матери и святого старца, выполненные из медного сплава и серебра. Мне даже доводилось встречать нательный крестик, где в средокрестии написано: "Серафим". Скорее всего, такие крестики выпускались ко дню прославления в 1903 году, хотя Саровская обитель могла их "тиражировать" и после, но из-за редкости таких нательных крестиков можно сделать вывод, что они выпускались в небольших количествах для паломников и богомольцев.

Образ святого встречается и на предметах нецерковного прикладного искусства. Мне, например, известен подстаканник с изображением старца, кормящего медведя. Не в осуждение, а в рассуждение замечу, что о подобном "бытовом" проявлении Православия в целях и задачах комитета попечения о церковном искусстве говорилось, что его необходимо приблизить к истинной религиозности.

Резьба по дереву

Как специалиста по резным образам преподобного Нила Столобенского, меня, безусловно, интересует, как иконография преподобного Серафима отобразилась в художественной резьбе, издревле традиционной для Руси. В моей коллекции есть уникальная горельефная резная икона преподобного Серафима Саровского -поясная. Русский художник начала XX века с изумительным мастерством и вместе с тем вдохновенно средствами своего искусства передал именно духовное содержание лика преподобного Серафима, смысл его поистине окрыленного выражения: "Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, тогда тысяча душ спасется около тебя".

Безусловно, в краткой журнальной публикации невозможно отобразить даже все основные направления в симфоническом изучении образа великого святого Русской Православной Церкви -преподобного Серафима Саровского и всея Руси чудотворца. По мере обращения в православную веру миллионов соотечественников, его почитание возрастает и множится в современной России. Mногие из новообращенных буквально приходят в Церковь, узнав о жизни, подвигах и пророчествах старца, получая от него скорое заступничество в молитвах и так стремительно приобретя живой духовный опыт.

Прославление на Юбилейном Архиерейском Соборе Pусской Православной Церкви в 2000 году сонма более чем тысячи новомучеников и исповедников российских во главе со святыми Царственными мучениками, со святым Царем Николаем также было предсказано Саровским чудотворцем. На рубеже столетий и тысячелетий возрожденная Русская Православная Церковь соборно отметила торжество Православия Святой Руси. Новая эпоха ставит новые задачи перед церковным искусством, его развитием и всеобъемлющим изучением православной иконографии. Мы видим, что Саровская Пасха 1903 года, столетие которой приближается, вдохновляет наше национальное и церковное самосознание к новым свершениям и открытиям в духовной жизни народа России

Серафим Саровский — покровитель чего?Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно узнать жизненный путь старца. Ведь имя этого святого широко известно во всем мире, особенно почитают его на Руси. Господь даровал ему умение исцелять, а также рассказывать о прошлом, предугадывать будущее. Молитвы с просьбами к святому угоднику творят чудеса: исполняют самые заветные желания, исцеляют, помогают найти выход из трудной ситуации.

Небесный покровитель Серафим Саровский родом из Курска. Известна точная дата его рождения — 19 июля 1759 года. При крещении младенец получил имя Прохор.

Чудеса начали случаться с мальчиком с самого раннего возраста. Был случай, когда Прохор не удержался и упал с колокольни храма. Чудо все увидели в том, что мальчик остался абсолютно невредим.

В 1776 году в Киево-Печерской лавре произошла судьбоносная встреча юного Прохора и старца Досифея, который указал юноше, что тот должен принять постриг в Саровской пустоши.

Уже через 2 года юноша попал в Тамбовскую губернию, где в Саровском монастыре стал послушником. А через 8 лет, в 1786 году, он сделал то, что ему сказал Досифей, — принял постриг и стал монахом Серафимом.

Серафим совсем не нуждался в отдыхе, сам Господь даровал ему силы для служения. В 1794 году он принял безмолвный подвиг и поселился в лесу, чтобы иметь возможность беспрестанно молиться.

Отец Серафим провел 16 лет в пустыне, а в 1810 году вернулся в монастырь, чтобы принять очередной затвор, который продлился до 1825 года. Все изменилось 25 ноября этого же года. Во сне Серафиму Саровскому явилась Матерь Божия и наказала ему прекратить исполнение своих обетов и начать принимать у себя людей, чтобы помогать им своими советами, наставлением и исцелениями.

Чудеса по молитвам отца Серафима

За свою любовь к Богу и подвиги подвижничества Отец Серафим получил от Господа дар исцелять людей, а также предрекать важные события. Он знал все о прошлом и будущем, давал мудрые советы, помогал побороть трудности. Иногда то, что он советовал, казалось людям странным и непонятным, но те, кто в точности исполняли предсказанное, убеждались в дальнейшем, что все, что сказал отец Серафим, имеет смысл.

Серафим Саровский — покровитель чего? К нему шли за советом и с просьбой, он помогал в лечении телесных и душевных хворей, а иногда советом предотвращал беду.

Всем, кто обращался к нему, он помогал молитвой и водой из чудотворного родника. Зафиксировано много случаев излечения безнадежных больных целебной водой отца Серафима.

После смерти святого целебный родник продолжает творить чудеса. Его вода воистину лечебна, она возвращает к жизни, дарит здоровье и душевное спокойствие.

Однако главное чудо, которое осталось после святого Серафима Саровского, — это молитва. Издавна известно, что люди, наделенные определенными способностями, не лечат сами, они через молитву посылают свои просьбы Богу, который, любя их, исполняет прошения. Святой Серафим Саровский и сейчас молится за всех нас перед Богом, поэтому чудотворная молитва этого старца исполняет желания, спасает в трудную минуту, помогает преодолеть беду.

Иконы Серафима Саровского

Сейчас существует много чтимых икон святого старца Серафима Саровского. Его образ рисуют не только на иконах, но изображают и на фресках.

Существуют живописные иконы, которые написаны искусными художниками вскоре после смерти преподобного старца, с привлечением людей, лично знавших его. Сохранился известный портрет Серафима Саровского, который хранится сейчас в Московской Духовной академии.

В христианском мире лик Серафима Саровского почитают, ему молятся, к нему обращаются с просьбами в помощи.

Серафим Саровский — покровитель чего?

Вот мы и подошли к главному вопросу. Память святого отца Серафима почитается верующими дважды в год: 15 января и 1 августа. Но это не означает, что святому молятся только в эти дни. Искренняя молитва будет действенна в любое время, главное — верить и думать о добре.

Чей покровитель Серафим Саровский? К нему обращаются с просьбами о помощи, а также в унынии при греховных обстоятельствах, молят избавить от бесовских искушений. Его просят о милости дарования любви. Он помогает в развитии памяти, избавляет от болезней духа и тела, помогает в решении проблем материального характера.

Молитвы к Серафиму Саровскому действенны, если простить не только за себя, можно молиться за своих близких и за своих врагов.

Молитва о счастливом замужестве

Серафим Саровский — покровитель браков. К этому святому обращаются с просьбой устроить судьбу одинокие девушки. Издавна известно, что, для того чтобы получить помощь, одной молитвы недостаточно. Молитва будет действенной, если ее прочитать на воду. А для этого лучше всего подойдет живая вода — родниковая.

Взяв литр воды, начитайте на нее молитву, при этом поставьте возле сосуда зажженную церковную свечу и иконку Серафима Саровского. Подготовленную таким образом воду нужно пить, а также кропить ее свою кровать и комнату.

Конечно, не стоит забывать, что главный атрибут такой просьбы — вера в Бога и уверенность в том, что чудо произойдет, и вы встретите свою судьбу.

Считается, что Серафим Саровский — покровитель поздних браков, поэтому к нему часто обращаются те, кто уже потерял всякую надежду устроить свою судьбу. Если вам за 30 лет или более, а вы все еще одиноки, обратитесь отцу Серафиму и будьте уверены, что искренняя молитва будет исполнена.

Очень сильной помощью будет молитва матери, которая желает, чтобы ее дочь вышла замуж, ведь Господь принимает любую просьбу матери за своего горячее любимого ребенка.

Как молиться Серафиму Саровскому

Этого святого очень любят и почитают на Руси. Издавна так пошло, что к нему обращались любовно: Серафимушка, старец, батюшка, угодник Божий, отче Серафим, чудотворец.

Обращайтесь и вы в молитве так, как вам больше нравится, главное, чтобы она шла от сердца, была чистой с добрыми помыслами.

Итак, Серафим Саровский — покровитель чего? Наверное, на этот вопрос каждый ответит для себя сам, ведь известно, что вера и почитание старцем Бога сотворили истинные чудеса.

После того как святой умер, православные люди обращались к нему с верой, и чудо происходило. Еще в 1895 году специальная комиссия зафиксировала 94 чудесных исцеления, которые происходили после молитвы к отцу Серафиму. Это лишь маленькая часть реальных случаев помощи святого, который всегда готов поддержать верующего человека.

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился (кондак 3).

В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни (кондак 2).

Старец Киево-Печерской Лавры Досифей (преподобная Досифея) благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников (икос 3). После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его (кондак 5).

18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил (икос 6).

В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии, на берегу реки Саровки (кондак 6). Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному» (кондак 8).

Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его (икос 5).

По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, отворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое» (кондак и икос 9).

Слово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях святых отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей Православия. Любил рассказывать о русских святых. Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколебимость веры, объяснял, в чем состоит чистота Православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово преподобный обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями. Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя. Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери (кондак и икос 10).

По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 года совершилось прославление угодника Божия.

Родившись под именем Прохор, Святой Серафим вырос в самой простой семье, живущей в городе Курск. Его родители строили церковь в городе, когда Серафим был еще мальцом. Чудеса начали преследовать мальчика Прохора с самого детства. Однажды он упал с колокольни церкви, но не умер. И мало того, что не разбился насмерть, так и вовсе не пострадал. Никаких переломов, только пара синяков.

После этого случая Прохор увлекся изучением религии, а чуть позже и вовсе решил отдать свою жизнь служению Богу. Свое имя, под которым он стал известным, Прохор получил в Саратовской области, работая священником.

Серафим Саровский, причисленный к лику Святых, уважаем не только христианами, но и другими религиями. Он мог исцелять людей и предвидеть будущее. Первого августа празднуется обретение народом мощей великого русского Святого.

Каждый Святой в загробном мире обладает определенными умениями помощи людей, молящихся ему. Это связано с реальными фактами из жизни святого. Серафим вышел из простого народа, как и большинство Святых. С раннего детства он был приучен к тяжелой работе. К строительству и ремеслу.

Работая на благо семьи, Серафим хотел быть поближе к Богу. Он хотел, чтобы люди перестали друг другу завидовать. Он радовался мелочам, тому, что имел, призывая всех делать тоже самое, не унывая, двигаясь как можно дальше вперед.

Настоящие верующие, свято чтящие личность Серафима, перед его иконой для того, чтобы не забыться в жизни, не поддаться тяге к греху, суметь перебороть свое искушение. Святой Серафим помогает потерянным в жизни людям, ищущим свой путь, помогает найти им душевное равновесие. Помолившись ему, вы справитесь со своем искушением.

Большинство людей просят у Высших сил — здоровье. По этой причине многих интересует ответ на вопрос: при каких болезнях помогают молитвы Серафиму Саровскому? Как вам уже известно, еще маленьким мальчиком Серафим помогал людям, имея дар исцеления людей от смертельных заболеваний. Чтобы совершать богоугодные дела, он пользовался водой из святых источников и молитвами, обращенными к Богу.

После вознесения на небеса Серафим не перестал помогать людям. , обращенные к Святому, помогают при заболеваниях внутренних органов. Но не только тело лечит Серафим, он лечит душу от ран, нанесенных другими людьми . Можно молиться Серафиму в том случае, если вас кто-то сильно обидел или если вам тяжко и грустно.

Как известно, искренние обращения к Святым обязательно будут услышаны. Серафим Саровский оказал помощь в обретении семейного счастья не одной девушке. Но не просите о том, что Святой помог вам увести мужа из семьи. Это грех. Можно просить только о человеке, которого вы искренне любите.

Если вы уже находитесь в браке, а обращение к Святому — просьба об укреплении отношений, то следует молиться сидя на коленях возле иконы Серафима и зажженной свечки. Лучше всего молиться в углу комнаты, чтобы светлая аура задерживалась намного сильнее.

Также молитва великому Серафиму Саровскому может помочь в поддержке вашего бизнеса . Только ваше дело должно быть богоугодным, полезным обществу и церкви. Перед тем, как обратиться к святому за помощью в этом деле, сходите в церковь и поставьте свечку. Сделайте полезное дело, помогите кому-нибудь.

Вы лишь подадите на небеса сигнал о том, что собираетесь совершать что-то хорошее. Христианская церковь, как, собственно, и католическая, считает, что не стоит обращаться к конкретному святому за конкретной просьбой. Главное, делайте это искренне, с чистой душой, тогда вы получите все то, о чем мечтаете.

Серафим Саровский широко известен среди всех церковных прихожан. Но знают его и за пределами церкви. История про чудо-мальчика, оставшегося живым после падения с высоты птичьего полета, разнеслась мгновенно. Cегодня Cвятому молятся православные христиане со всех уголков света. Серафим же, в свою очередь, ценит это и не отказывает людям в помощи.

Серафим посвятил себя Господу. Непрестанное прославление Бога и работа в угоду слабым и ущемленным стала смыслом его жизни.

По натуре своей Серафим был скромным. Он не считал себя великим спасителем людей, хоть таким и был. Он говорил о себе, что он никто и ничего не имеет. При этом был так духовно богат, что в обычных людях, нас с вами, нет и десятой части духовности Серафима. Великий человек, настоящий идеал для любого христианина.

Серафиму Саровскому можно в любое время. Никаких запретов в этом плане нет.

Первая молитва о помощи

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоро послушный помощниче!

Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к Небесному упокоению, николиже любы твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николйже призывающия тя отреваяй!
Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

Вторая молитва

О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме!

Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру Православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойным быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства.

Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления; ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый, буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поём со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Третий текст

Преподобне отче Серафиме, любовию Божественной исполненный, любви Божественной непрестанный служителю, любимиче Матери Божественной Любви, услыши мя, малолюбящего и многоогорчающего тебя.

Даждь и мне быти ныне усердным служителем Богоугодной Любви. Той убо любви, яже долготерпит, не завидует, не превозносится, милосердствует, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не радуется о неправде, радуется же о другом умоли Любовь изначальную, да послужив любовию Ей на земли, твоим ходатайством, молитвами Богородицы и всех святых достигну Царства любви и славы, и света, и припаду к стопам Владыки моего, давшего нам заповедь об истинной любви.

Отче любящий, не отрини мольбы сердца, любящего тя, и о прощении моих грехов любящего Бога умоли. Помози нам нести тяготы друг друга, не делать другим, чего себе не хотим, вся любит, в истине; вся любит, всему веру емлет, вся терпит, яже николиже отпадает!

Сия любве служителем быти мне и всем моим присным, и знаемым, и любовию покрывать, и с сердечной песнию любви окончив земную жизнь, начать с нею же радостно вечную жизнь в стране истинной любви. Помолись за нас, отче, нами любимый отче, любящий нас! Аминь.

Где находятся мощи Серафима Саровского?

Последним пристанищем Матери Божьей часто называют село Дивеево. Легенды гласят, что все святыни в этом селе создавались с повеления Царицы Неба. Сначала проводником Божьей воли была мать Александра, после ее кончины место отошло Серафиму Саровскому. Согласно, опять же, легенде, как только Серафим вступил на должность, в первый же день прокопал первый аршин будущего удела Канавка.

Но и не разлучила Серафима и село Дивеево. Его мощи были оставлены именно тут и до сих пор притягивают верующих людей со всего мира, ведь они дарят людям хорошее настроение и душевное просветление. Нахождение рядом с ними позволяет прочувствовать радость от осознания того, что ты дитя Божье.

Мощи Серафима Саровского были провезены по большому количеству храмов и монастырей по всей стране, чтобы верующие, не имеющие возможности вырваться из своих городов, могли прикоснуться к ним. В Дивеево они были возвращены в 1991-м году. В честь этого был устроен крестный ход возле собора, который возглавил сам Алексий II, почтив тем самым честь святого Серафима Саровского.

В 2003-м году исполнилось сто лет со дня зачисления Серафима в лик святых. Тысячи верующих приехали в Дивеево, чтобы на себе испытать исцеление и придти к пути истинному. Ведь преподобный Серафим Саровский все еще продолжает дарить людям веру и счастье, а также приводить их в Божий Храм.

Преподобный иеромонах Серафим Саровский - покровитель и основатель , был прославлен церковью в 1903 году по инициативе императора Николая I. I. Образ великого подвижника православия является одним из наиболее почитаемых в истории Русской Церкви. Святой Серафим прославился как среди православных прихожан церкви, так и за её пределами. Сегодня его лику поклоняются христиане в разных уголках земли.

Серафим Саровский обрёл свою известность и славу праведника ещё при жизни. Удивителен тот факт, что этот человек не был наделён духовным саном, однако с малых лет был удостоен почёта воочию лицезреть Божью Матерь. Многочисленные образы преподобного Серафима, находящиеся во всех христианских храмах, являются истинным напоминанием о его духовных подвигах и тех чудесных возможностях, которые он до сего дня использует на благо людей.

Первые знаки отроку

Родился в 1759 году, в городе Курске, отрок, получивший при крещении имя Прохор. Отец его, известный в городе купец Мошнин, слыл человеком верующим и богобоязненным. Он вкладывал немалые деньги в поддержание православия и даже начал возведение храма в честь преподобного Сергия. Однако, не завершив дела, вскоре умер, тогда сыну не исполнилось ещё и трёх лет. Все заботы, по возведению святилища, взяла на себя жена купца, Агафья.

Однажды мать взяла малолетнего сына на стройку. При осмотре высокой колокольни храма, мальчик оступился и сорвался на землю. Испуганная мать сбежала вниз и обнаружила Прохора целым и невредимым, в этом усмотрела она покровительство Божье.

В 10-летнем возрасте из-за болезни здоровье Прохора оказалось в опасности. Но во сне отроку привиделась Божья Матерь, сошедшая с Небес к его постели и пообещавшая исцеление. В тот день по улицам старинного Курска проносили с крестным ходом икону - Знамение Божьей Матери. Агафья на руках вынесла сына, чтобы он мог приложиться к чудотворной иконе, и с того дня больной быстро пошёл на поправку.

Старший брат Прохора, Алексей, продолжая купеческое дело отца, решил приучать к нему и младшего брата. Однако, мальчик не интересовался торговлей, душа его стремилась к Господу. Каждое утро он шёл в храм, послушать утреннюю молитву. Прохор рано познал грамоту, и тогда уже его любимым занятием было чтение. А читал он книги духовные, Священное Писание, евангелие, Житие святых. Мать радовалась таким богоугодным стремлениям сына.

По достижении 17 лет юноша уже точно знал, что не хочет вести мирскую жизнь . Прохор решил отдать себя монашеской жизни и для начала отправился в Киево-Печерскую лавру. Затворник Досифей, которого называли в лавре прозорливым, разглядел в юноше истинного слугу Христа. Через два года пребывания инока в лавре, Досифей посоветовал идти Прохору в Саровский монастырь, что находился в Тамбовской губернии, и благословил его на дорогу.

В 1778 году 19-летний инок оказался в Саровской обители, у её настоятеля, старца Пахомия. С тех пор усердно стал Прохор исполнять все возложенные на него послушания, ежедневно читал свои любимые духовные книги, псалтырь, Апостольские послания и пребывал в постоянных молитвах. Душа истинного христианина жаждала строгой жизни, он получил разрешение братии и стал уходить в лес для совершения молитв, удивляя монахов терпением.

Он практически не спал, переносил на ногах и в молитвах все болезни, отклонял всякую помощь, уповая в своих страданиях лишь на Бога. Однажды, когда состояние Прохора было настолько критическим, что вновь под угрозой оказалась его жизнь, к нему вновь явилась Богоматерь, и как в далёком детстве, исцелила от недуга. После этого чуда, на месте кельи, в которой произошло это спасение, построили храм и больничные палаты.

А в августе 1786 года Прохору исполнилось уже 28 лет , был он пострижен в иноки и наречён Серафимом. Ещё через год инок был посвящён в иеродиаконы. И шесть лет находился в этом служении, не отдыхая, забывая поесть, но на всё ему Господь давал силу. В 35 лет, в сане иеромонаха, Серафим оставил обитель и ушёл жить в глухой лес, на расстоянии 6 км от Саровского монастыря, на берег реки Саровки. Жил он в келье, где была всего одна комната с печкой.

Однажды преподобный подвергался нападению злых людей, требовавших деньги, которых у отшельника, конечно же, не было. Бандиты связали и сильно избили Серафима. Но, найдя в келье только немного картошки и одну-единственную икону Божьей Матери - Умиление, испугались и убежали. А святой, придя в сознание, поблагодарил Всевышнего за страдание и стал молиться о прощении разбойников.

Когда же Христов подвижник, окровавленный, пришёл в братскую обитель, и все увидели его раны, то сильно удивились. У старца были сломаны все рёбра и проломлена голова. Тогда слёг Серафим, и вновь пришло ему видение Пресвятой Богородицы, сошедшей к болящему со словами, обращёнными к врачам: «Что вы трудитесь. Ведь сей от рода моего!» А через пять месяцев после тяжких ран, преподобный снова возвратился в свою келью. Люди, узнав о возродившемся от смерти отце, начали приходить к нему за советом и помощью.

Есть такие свидетельства паломников, приходящих к святому отцу за помощью, когда отшельник кормил с рук громадного медведя или других диких зверей, которые не трогали, а любили его. Серафим же видел людей насквозь и умел без слов узнавать их надобности. От некоторых прихожан он уклонялся, а кто действительно был в горе и беде, принимал и давал свои наставления.

Святого чудотворца посещали не только простые люди , но и знатные лица. Всех он учил жить с верностью Церкви и Отечеству. Не раз соблазняли старца духом честолюбия, предлагали ему быть и архимандритом, и игуменом. Но он всегда стремился к истинному подвижничеству и отвергал все предложения. И только в 1810 году, когда старец утратил силы приходить в обитель, он навсегда оставил лесную келью и вернулся в монастырь, где продолжил вести затворнический образ жизни.

Целых пять лет старец не выходил к людям и братии. И даже открыв дверь, он всё равно ни с кем не разговаривал, поскольку принял обет молчания. А в сенях, возле двери в келью, поставил дубовый гроб, около которого молился, готовясь к извечной жизни. Паломники не раз видели, как Серафим, молясь Господу, вдруг поднимался над землёй и парил. Через десять лет безмолвия, преподобный Серафим вышел служить миру, но перед этим ему было явление Богородицы, разрешившей прекратить затворничество.

Однажды в Саровскую обитель приехал дьякон , был он из Спасска, и ложно обвинял другого священника. Святой Серафим сразу же распознал обман и прогнал лихоимца словами: «Уйди, клятвопреступник, и не служи более». Три года диакон не мог слово молвить, у него онемел язык. До тех пор молчал, пока не признал свою неправоту и лживое обличение другого.

Чего стоит чудо появления Серафимова источника и Дивеевского монастыря. В 1825 году старец увидел у реки Саровка Богоматерь, которая явилась с апостолами Иоанном и Петром, ударила посохом о землю и в тот же миг вырвался прозрачный фонтан. Именно Богородица дала указание о заложении в той местности Дивеевской обители. Взяв в руки лопату, батюшка Серафим сам стал копать колодец. От этой чистой воды до сей поры происходят невиданные чудеса и волшебные исцеления.

За два года до кончины старца, христианская церковь удостоила великого праведника Серафима празднованием явления Божией Матери. Это событие было как предзнаменование ухода из земной жизни святого угодника и приобретения им нетленной славы. В день 2 января 1833 года из кельи преподобного был увиден дым и запах гари. Ведь в его комнатушке всегда горели свечи, при этом он говорил: «Пока я живой, пожара не будет. А вот когда я помру, кончина моя откроется огнём». Вскрыв двери, наместники нашли бездыханное тело отца Серафима.

Никто не считал, сколько чудес с тех пор совершил Серафим от имени Господа, и сколько ещё будет совершено. В келье, после его кончины, были обнаружены многочисленные не распечатанные письма, но на вопросы, в них обозначенные, люди получили решение. Значит, старец, обладая даром прозорливости, на присланные письма отвечал, даже не раскрывая их. После похорон, в январе 1833 года, преподобный Серафим был объявлен святым.

Спустя почти 70 лет после земной кончины старца, 1 августа 1903 г., были изъяты его мощи, перенесены в красивый саркофаг (раку) и состоялась канонизация святого преподобного старца. На тот праздник собралось более трехсот тысяч верующих. Совершился крестный ход из Дивеева в Саровскую обитель. На протяжении всего пути участники исполняли святые песнопения, а епископ Тамбовский Иннокентий осенял верующих крестным знамением и чудотворной иконой Божьей Матери, которую старец завещал сёстрам Дивеевской обители. Православные летописцы утверждают, что до того дня таких многолюдных праздников Россия не знала.

В Дивеевском монастыре и Саровской обители можно прочитать письменные подтверждения случаев свершившихся исцелений лишь по молитвам преподобному Серафиму. Возвращались к жизни неизлечимо больные. Так, силой молитвы над мощами чудотворца, излечился помещик Мантуров от серьёзных заболеваний ног. И в знак благодарности помещик отказался от своего имущества, всё продал, остался нищим, а дальнейшую свою земную жизнь посвятил служению Господу.

В Дивеево мощи святого были возвращены в 1991 году. И вновь шёл многолюдный крестный ход, который возглавлял Патриарх Алексий I. I. И всё это благодаря любви к Серафиму Саровскому.

Имя чудотворца Серафима прославляется православными верующими два раза в год:

  • 15 января - день причисления старца к лику святых;
  • 1 августа - дата обретения нетленных мощей.

О чём молятся

Издавна известно, что божьи праведники, наделённые чудесными способностями, не лечат сами, они посылают через молитву просьбы к Богу, который, любя их, исполняет все прошения . Серафим Саровский молится постоянно за всех нас, его чудотворные молитвы исполняют желания, спасают в трудные минуты, помогают преодолеть невзгоды.

Кому помогает Серафим Саровский? Верующие, почитающие личность святого, молятся перед его иконой:

  • чтобы не поддаться греху;
  • не забыться в этой жизни;
  • суметь побороть искушения;
  • найти свой путь;
  • обрести душевное равновесие;
  • помочь справиться с гордыней и отчаянием.

Люди просят у чудотворной иконы:

  • излечения от болезней;
  • удачного брака;
  • защиты от недоброжелателей и завистников;
  • помощи в финансовом благополучии;
  • продвижению в бизнесе и торговле.

Накануне праздника в честь святого Серафима, устраиваемого в Дивеево на старый Новый год, специально собираются паломники, чтобы вместе с монахинями пройти ночью по канавке Богородицы крестным ходом. Идут верующие с чтением богородичной молитвы, в которой более ста раз повторяются слова «Богородице Дево, радуйся!»

Паломники убеждены в том, что именно в этот момент обращённые к святому слова и просьбы помогают в излечении заболеваний и свершении всех загаданных желаний. Лик Серафима Саровского лечит не только тело от ран, но и душу. Можно молиться святому, если вас кто-то сильно обидел, когда на душе тяжело.










Молитвы святому

Есть несколько молитв святому, которые помогают в разных жизненных ситуациях.

  1. Для защиты от бед и завистников читают молитву о помощи: «О, великий Божий угодник, преподобный и Богоносный отче Серафим! Воззри на нас, обременённых грехами, просим твоей помощи и утешения. Обрати к нам благосердие твоё и помоги нам заповедями Господними сохранить веру православную, прими покаяние в грехах наших, которые усердно Богу приносим, во благочестии христианском благодатно преуспеваем и хотим быть достойными твоего о нас молитвенного представительства к Богу. Святой Божий угодник, услышь нас, молящихся с верою и любовью, не презри нас, требующих твоего заступничества ныне и в час кончины, помоги нам и защити молитвами от злых наветов и деяний дьявольских. Как не обладаем мы теми силами, но с помощью твоей наследуем блаженство райской обители. На тебя лишь уповаем, отче благосердный. Будь нам истинным путеводцем ко спасению и приведи нас к вечному свету жизни. Богоприятным представительством твоим у престола Пресвятой Троицы, славим и поём со всеми святыми имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».
  2. Чтобы избавить от болезней себя или близкого, нужно читать молитву об исцелении (можно рядом с фото больного): «Отче Серафиме, великий чудотворец, прибегаю к тебе, скоропослушный помощник! Мне радостно видеть лик твой благочестивый. Услышь глас словес моих. Дай мне дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания, яви силу свою. Призываю тебя, когда уйду от земных трудов к небесному упокоению, укрой любовью твоей, как невозможно исчислить чудеса твои, умножающиеся, как звёзды небесные, так даруй и мне исцеление. Молю тебя дерзновенно, о кроткий угоднике Божий, обратись к Нему молитвенно, вознеси обо мне благочинную молитву, чтоб Господь даровал благопотребную сию жизнь и душевное спасение, да огради меня от падений и научи истинному покаянию, безпреткновенное вхождение в вечное Царство Небесное, где ты ныне сияешь во славе. И воспеваю я со всеми святыми Родоначальную Троицу до скончания веков. Аминь».
  3. О любви, семье и замужестве просят в такой молитве: «Преподобный отче Серафим, любовью Божьей исполненный, Божественный непрестанный служитель, любимый сын Матери Божьей, услышь мя, любящего и многоогорчающего тебя. Дай и мне быть усердным служителем Богоугодной любви. Той любви, которая долго терпит, не завидует, не гордится, не превозносится, милосердствует, не бесчинствует, не радуется неправде, а радуется об истине. Умоли Богородицу дать любовь изначальную, да послужи на земле твоим ходатайством и молитвами Богородице и всем святым, достигну и я царства любви и света, припадаю к стопам Владыки, давшего заповедь об истинной и вечной любви. Отче, не отринь мольбу сердца, любящего тебя, прости мне мои грехи вольные и невольные, любящего Бога умоли. Помоги нам нести общие тяготы, не дай сделать другим, чего себе не хотим, дай пройти свой путь в истине, любви и терпении. Сия любовь служит мне бытиём и только с этой любовью, сердечной песнею, дай окончить земную жизнь, начать с нею же жизнь вечную в стране истинной любви. Помолись за нас, любимый отче и любящий нас! Аминь».