Икона Николая Угодника. Икона Николая Чудотворца (Угодника): значение. Основные иконографические образы святителя николая

Черников В.А.

В христианском мире многие исторические лица в своем служении Богу обрели благодать, прославились благочестием, праведностью, посредничеством между Богом и людьми, за что были причислены Церковью к лику святых . Некоторые из них были особенно любимы и глубоко почитаемы народом. К таким святым, несомненно, относится Николай Чудотворец.

Биографические повести о святом Николае, так называемыежития . унаследовались православной Русью от Византии сразу после крещения. Кроме этого существует о нем бесчисленное множество пересказов, легенд и народных сказаний. Достоверных же сведений о его жизненном пути очень мало (в сущности, не знают даже точных дат его рождения и смерти) и сейчас уже невозможно точно определить грань между правдой и вымыслом.

Едва ли не самый популярный, простой и доступный святой православной Руси, Николай Чудотворец почитался как покровитель мореплавателей и путешественников, рыбаков и плотников, маленьких детей и школьников, торговцев и вступающих в брак; защитник от иноземных захватчиков, от пожара, от сглаза, дьявола, чертей, упырей и прочей нечисти. Его заступничество считалось в народе наиболее надежным, а молитвы к небу наиболее доходчивыми.

В большинстве легенд - Никола Угодник, Никола Заступник, Никола Милостивец, «всех предстатель и заступник, всех скорбных утешитель, всех сущих в бедах прибежище, благочестия столп, верных поборник».

Уроженец Малой Азии, он был епископом в г. Миры Ликийские (отсюда его имя - святой Николай, Мирликийский Чудотворец), где стал свидетелем и гонений на христиан, и того ведущего положения, которое заняла Церковь в Римской империи при Константине Великом (середина IV в.).

Еще при жизни Николай принадлежал к святителям . т.е. к высшим должностным лицам в церковной иерархии (епископам, митрополитам), приобретшим святость в пастырском служении Церкви. Все свои благодеяния он старался творить тайно, славы не искал.

Трудно объяснить, почему так пришелся по душе русским православным людям святитель из неведомого им города, почему приобрел в народе понятный и близкий облик доброго, а иногда и требовательного наставника. Почитание святого Николая стало неотъемлемой частью культуры нашего народа, в его честь назывались крепости и города, строились храмы, монастыри и часовни. Первая церковь его имени была построена в г. Киеве в 882 году на могиле князя Аскольда, и сейчас, пожалуй, нет ни одного города без Никольского храма. Дважды в год отмечает православная Церковь его праздник и еженедельно, по четвергам, особо чтит его память. Иконы с изображением Николы обязательно есть не только в каждом храме, но и в доме каждого верующего.

Из всего множества изображений Николая Чудотворца на меднолитых иконах традиционно выделяются три основных иконографических типа:

- «Святитель Николай Чудотворец» - поясное изображение святого с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой;

- «Никола Можайский» - изображение святого в полный рост с обнаженным мечем в правой руке и храмом (городом) в левой;

- «Никола Зарайский» - изображение святогов полный рост с воздетыми руками, правой он благословляет, левой держит Евангелие.

Вместе с пришедшим из Византии христианством православная Русь получила в наследство детально разработанную иконографию святого по первому типу. Этот иконографический сюжет проник и в народное прикладное искусство (в частности на медно-литые иконы) и стал одним из наиболее распространенных. Здесь Никола изображается по пояс (реже по грудь), в строго фронтальной, торжественной позе; характерный образ старца с высоким лбом с залысинами, с небольшой округлой и кучерявой бородой всегда безошибочно узнается людьми.

Большое значение в этом иконографическом варианте имеют положения рук. Десница (правая рука) поднята в жесте обращенного к этому миру благословения, в левой руке, перед грудью, он держит Евангелие - знак принесенного людям учения Христа. Евангелие может быть изображено открытым или закрытым; если оно открыто, то на его страницах дан отрывок из Святого Писания.

Различаются и способы сложения пальцев благословляющей десницы. Когда большой палец соединен с безымянным и мизинцем, а указательный и средний сомкнуты и подняты вверх, такой способ называютдревним перстосложением . Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные несомкнутыми подняты вверх, причем указательный и средний слегка перекрещиваются, это - именословное перстосложение . Круг (кольцо) обозначает вечность, а вытянутые три пальца - символическое изображение имени Иисуса Христа в греческом начертании.

Облачен Никола в епископскую одежду, характерной деталью которой является омофор (греч. - наплечник). Это длинная, широкая полоса из ткани, украшенная крестами; у епископа она лежит на плечах, одним концом опускаясь на грудь, другим - на спину.

По обе стороны нимба святителя даны небольшие полуфигуры Христа и Богородицы в облаках, протягиваюш;их ему Евангелие и омофор - знаки епископского сана. Этот сюжет объясняется следующим преданием из жития святого. В 325 году он присутствовал в числе 318 отцов Церкви на Первом Вселенском соборе. Выступая в защиту чистоты христианской веры и желая посрамить еретика Ария не только словом, но и делом, он ударил его по щеке. Отцы собора сочли этот поступок дерзким и недостойным архиепископа; посоветовавшись, они лишили Николая архиерейского достоинства, отобрав у него Евангелие и омофор. Но Христос и Богородица, взирая свыше на подвиг Николая, не осудили, а благословили его за ревность в вере. Многим отцам собора было чудесное видение: с одной стороны святого появился Христос, а с другой - Богоматерь, которые протягивали угоднику Божию отнятые у него принадлежности. Возвратив ему Евангелие и омофор, они восстановили и как бы навсегда укрепили его в епископском звании.

На иконах, писаных красками, Никола часто изображается с головным убором - епископской митрой. В народе такое изображение называют «Никола-зимний», в отличии от «Николы-летнего (вешнего)», когда Никола без митры.

«Святой Николай, Мирликийский Чудотворец»

(«Никола- зимний»). Образок, латунь, штамповка нач. XX века.

На иконах отлитых из медных сплавов изображение святого в митре практически не встречается.

Вокруг головы Николы изображается круглый нимб, символ святости; по православным иконографическим канонам на поле нимба святых не должно быть ни надписей, ни украшений. Однако, на меднолитых иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются как чистые нимбы, так и нимбы, поле которых украшено стилизованным растительным орнаментом.

В ХIII веке, в период татаро-монгольского нашествия, образ святителя Николая был переосмыслен и трактовался как защитник русских городов от поработителей. В одной из легенд ярко описано его чудесное появление над осажденным татарами городом Можайском, после чего захватчики отступили.

Уже в XIV веке изображения Николы Можайского, как отражение этой легенды, были известны и в живописи, и в скульптуре, и в мелкой пластике.

Так появился второй, один из интересных, иконографических типов на меднолитых иконах - «Никола Можайский» (в народе часто называемый - «Никола с мечем и градом»).

Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с отведенными в сторону руками. В правой руке он держит поднятый обнаженный меч, в левой - храм (иногда крепость, монастырь).

Это символический образ того, что святой Николай взял под свое покровительство, под свою защиту русскую церковь, русский народ.

По сторонам нимба Николы, как и на иконах первого типа, изображены Христос и Богородица, возвращающие несправедливо отнятые у него святительские знаки. Святой стоит на подножии, за которым условно изображена городская стена.

К ХIII веку относится изображение Святого Николая, получившего название Зарайского. Эта иконография восходит к изначальной живописной иконе перенесенной из Корсуня (Херсонеса) в Рязанское княжество. Согласно русской летописи «Повесть о Николае Заразском» икону эту в 1226 году перенес священник Евстафий, которому было видение Николы, сказавшего: «Астафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Астафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать, и чудеса творить, и место то прославить».

На меднолитых иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго фронтально, облаченным в фелонь-ризу (длинная и широкая священническая одежда без рукавов), поверх фелони - крестчатый омофор. Правая рука поднята в благословляющем двуперстно жесте, в левой руке он держит закрытое Евангелие на уровне плеча, в некоторых случаях и выше, как бы благословляя двумя руками.

Икона «Никола Зарайский», медьу литье XVI век.(?)

Как правило, в этой композиции по сторонам от Николы нет изображений Христа и Богородицы, присутствующих на иконах первого и второго типов.

Приведенное выше деление образа святого Николая на три типа весьма условно и служит лишь ориентиром при изучении и описании меднолитых икон. Следует заметить, что в музеях и частных собраниях изображений «Святителя Николая Чудотворца» гораздо больше, чем «Николы Можайского», а иконы с образом «Николы Зарайского» встречаются крайне редко.

Христиане стран Западной и Восточной Европы ежегодно торжественно отмечают праздники, связанные с Николаем Мирликийским: 19 декабря - день кончины святителя, а 22 мая - перенесение его мощей в 1087 году из Малой Азии в итальянский город Бари.

Описание икон с изображением Николая Чудотворца.

Ниже дан перечень икон, приведенных в настоящей статье в качестве иллюстраций, с кратким их описанием. Наибольшее затруднение в атрибуции вызывает определение времени изготовления, т.к. ни года, ни клейма мастера, ни указания на место нахождения мастерской на меднолитых иконах массовой работы (за редчайшим исключением) не ставилось. Поэтому датировки сделаны на основании зрительно-ассоциативного восприятия и сравнения этих икон с рядом других, подобных по стилю и технологическим особенностям изготовления, имеющих аргументированные датировки.

Более или менее убедительно можно говорить, определяя время изготовления, о начале, середине и конце соответствующего века. Поскольку все иконы отлиты из медных сплавов, то материал из которого они изготовлены в описании не указан. Все размеры даны в миллиметрах: первое число - высота, второе - ширина; в скобках указаны размеры: высота нагрудной иконы без учета выступа для шнура, для складня - ширина в сложенном виде.

Принятые сокращения: св. - святой, сет. - святитель.

1. Свт. Николай Чудотворец

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая с крестчатым омофором на плечах; в левой руке он держит закрытое Евангелие, подложенное краем омофора, а правой - благословляет двумя перстами, направленными почти горизонтально (старое перстосложение). Поле нимба гладкое, плавно углублено к контуру головы, слева и справа от святителя расположена надпись: СТЫI НИКОЛ. Верх иконы закруглен, к нему примыкает квадратное оглавие с образом Спаса Нерукотворного и монограммой IС ХС; на обороте оглавия - ушко для шнура.

Изображение Николы окружено узкой гладкой рамкой, ограниченной двумя бортиками.

Нагрудная, 50x34, начало ХVIII в. Найдена у с. Софиевка в урочище Глубокая Пристань (Белозерский р-н. Херсонской обл.)

2. Свт. Николай Чудотворец.

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейском одеянии; в его левой руке, прикрытой краем одежды, раскрытое евангелие с текстом, правой он благословляет на уровне груди именословным перстосложением. В верхней части иконы, по сторонам нимба надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ ЧЮДОТ-ВОРЕЦ. Плоский нимб окантован зигзагообразной линией, поле нимба украшено стилизованным растительным орнаментом. По обе стороны от Николы - небольшие полуфигуры Христа и Богородицы, протягивающие ему Евангелие и омофор; над их нимбами монограммы: ІС ХС и МР9У; облака под ними обозначены кругами. К верхнему краю иконы примыкает килевидное завершение, окруженное шестью серафимами; на поле завершения изображен Христос Великий Архиерей, благословляющий двумя руками; по сторонам его нимба надпись в две строки: ІС ХС и ЦРЬ ЦРЕМ.

Фон прямоугольной части иконы заполнен мелкой горизонтальной штриховкой.

Киотная, 129x81, середина ХVIII века.

3. Свт. Николай Чудотворец.

В центре иконы - поясная фигура святителя Николая в архиерейской одежде. Правой рукой (десницей) он благословляет двумя перстами, левой, прикрытой краем омофора, поддерживает у груди закрытое Евангелие; на переплете книги изображен восьмиконечный крест.

Нимб святителя окантован рельефной зигзагообразной линией, над нимбом, по обе его стороны расположена надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ. Слева и справа от святителя небольшие полу фигуры Христа и Богородицы в облаках обращены к Николе, в руках у них возвращаемые святителю знаки епископского сана: Евангелие и омофор. Над их нимбами монограммы: IС ХС и МРОУ.

К верхней кромке иконы примыкает прямоугольное оглавие с образом Спаса Нерукотворного на убрусе (платке) и монограммой IС ХС.

Фон орнаментирован штриховкой в косую клетку, на обороте оглавия - ушко для шнура.

Нагрудная, 63x43, середина ХVIII в.

4. Свт. Николай Чудотворец.

Образ святителя Николая, представленный на иконе, аналогичен по своей иконографии и стилю изображения с описанным под № 3. Среди композиционных отличий между ними следует отметить следующие: изменена надпись - СТЫ НIКОЛА; монограммы Христа и Богородицы расположены в две строки; окантовка нимба ровная, а не зигзагообразная; поле нимба вогнуто к контуру головы; присутствует относительно широкая кайма, орнаментированная в нижней части концентрическими окружностями; фон иконы украшен голубой эмалью.

Эта икона - левая часть от нагрудного трехстворчатого складня, со спиленными петлями шарнира; на обороте изображен символический Голгофский крест, 46x43, конец ХVIII в.

5. Свт. Николай Чудотворец с предстоящими.

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейской одежде, правой рукой он благословляет двуперстно, левой - держит у груди закрытое Евангелие. На уровне плеч Николы, по обе стороны, надпись: С НИКОЛА ЧЮДОТВОР. В верхних углах иконы, окруженные облачными сегментами, полуфигуры обращенных к святителю Христа и Богородицы, над их нимбами монограммы: IС ХС и МРОУ. В нижних углах - две небольшие фигуры в полный рост, обращенные «молебно» к Николаю; это, предположительно, святые Власий и Сергий. Поле иконы заполнено геометрическим орнаментом.

Нагрудная, с граненым выступом для шнура, 63(58)х53, начало XIX в.

6. Свт. Николай Чудотворец. Праздники.

На средней части иконы со створками изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейском одеянии; в его левой руке раскрытое Евангелие с текстом, правой он благословляет на уровне груди именословным перстосложением. В верхней части, по обе стороны нимба, на узкой полосе надпись: СТЫІ НІКОЛАС ЧЮ-ДОТВОРЕЦ; поле нимба украшено растительным орнаментом. Слева и справа от святителя, в облаках, - небольшие полу фигуры Христа и Богородицы, которые протягивают ему Евангелие и омофор.

Над их нимбами монограммы: ІС ХС и МР ОУ. К верхнему краю иконы примыкает килевидное завершение, на котором изображен Христос Великий Архиерей, благословляющий двумя руками; по сторонам его нимба надпись в две строки: ІС ХС и ЦРЬ ЦРЕМ. На левой и правой створках иконы даны праздничные сюжеты: Благовещение, Вход в Иерусалим, Сретение, Воскресение, Вознесение с соответствующими надписями.

Фон средника и поля створок орнаментированы геометрическим узором.

Икона со створками, киотная, 107x149 (81), начало XIX в.

7. Свт. Николай Чудотворец.

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в богато украшенной архиерейской одежде; его правая рука поднята на уровень груди в благословляющем жесте, левой он поддерживает раскрытое Евангелие с текстом. Поле его нимба углублено к контуру головы, вверху - надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ ЧЮДТВОР. По сторонам от Николы, в облаках, - полу фигуры Христа и Богородицы; над их нимбами монограммы: ІС ХС и МР ОУ. По контуру иконы расположена орнаментированная растительным узором кайма; фон иконы залит синей эмалью.

Нагрудная, с граненным выступом для шнура, 115(110)х97, середина XIX в.

8. Свт. Николай Чудотворец.

На иконе изображены Христос, Николай Чудотворец и Богородица. В центре - поясная фигура святителя с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке; его фигура окружена четырехугольной, двойной линейной рамкой. В руках у Христа и Богородицы возвращаемые святителю Евангелие и омофор; вверху, над фигурами надпись в одну строку: ІС ХС СТЫ ШКОЛАС МРОУ.

Фон иконы орнаментирован рельефными перегородками в виде треугольников и окружностей, на поверхности перегородок - поперечная штриховка. Лицевая поверхность покрыта слоем позолоты; оборотная сторона украшена стилизованным орнаментом в виде цветочной розетки, полуовалов и кружков.

Нагрудная(?), 31x30, середина XIX века, (использована форма правой стороны двустворчатого складня).

9. Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми.

В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в богато украшенной архиерейской одежде; его правая рука поднята на уровень груди в благословляющем жесте, левой он поддерживает раскрытое Евангелие с текстом. Поле его нимба углублено к контуру головы, вверху - надпись: СТЬЕНІНИКО-ЛАЕ ЧЮДТВОР. По сторонам от Николы, в облаках, - полуфигуры Христа и Богородицы; над их нимбами монограммы: ІС ХС иМРОУ.

Изображение святителя окружает широкая кайма, на которой размещены 18 медальонов с полуфигурами святых. На верхнем поле каймы расположен традиционный пятифигурный Деисус: в центе Спас Вседержитель, по правую руку от него - Пресвятая Богородица и архангел Михаил, по левую руку - Иоанн Креститель и архангел Гавриил; на остальных медальонах - избранные святые.

Надписи их имен расположены на узкой гладкой рамке по периметру иконы. Промежутки между медальонами украшены цветочно-растительным орнаментом.

(Известна серия из 9 икон с подобной каймой из 18 медальонов с этими же святыми, но различными изображениями в центре).

Киотная, 143x123, середина XIX в.

10. Св. Никола Можайский.

На иконе изображен святой Николай в полный рост; в распростертых в стороны руках он держит меч и храм. Его столпообразная фигура имеет архаичные, непропорциональные формы; меч в правой руке - тяжеловесный, грубого вида, храм в левой - изображен упрощенно, условно. Овальный край фелони (верхнее одеяние) орнаментирован полоской из «бусинок». В нижней части иконы дано символическое изображение городской стены; свободное пространство композиции заполнено четырьмя розетками. По периметру иконы расположена кайма, орнаментированная стилизованным растительным узором; на верхнем поле каймы горизонтальная надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ МЖАИСКИИ.

В верхней части иконы - оглавие с образом Спаса Нерукотворного; в оглавии - горизонтальное отверстие для шнура.

Нагрудная, 73x52, конец ХVII в.

11. Св. Никола Можайский.

В центре иконы - монументальная фигура святого Николая в полный рост, одетого в фелонь-ризу; в правой руке он держит воздетый меч, в левой - однокупольный храм, увенчанный шестиконечным крестом. На правом бедре Николы - палица (набедренник, обязательная часть епископской одежды)

символ меча духовного. По сторонам от него «во облаце» изображены Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором; над их нимбами монограммы: ІС ХС и МРОУ. Фон орнаментирован стилизованным растительным орнаментом.

К верхней кромке иконы примыкает составное оглавие: в центе - Ветхозаветная Троица, по бокам - два шестикрылых серафима на штифтах, вверху на прямоугольной пластине - образ Спаса Нерукотворного на убрусе и монограмма ІС ХС. Над тремя ангелами в композиции Троицы надпись в рамке: СТАЯ ТРОИЦА. По углам иконы расположены четыре петли для крепления створок (створки утрачены).

Нагрудная, средник иконы со створками, 91x58, начало XIX в.

12. Св. Никола Можайский.

В центре иконы - величественная фигура святого Николая в полный рост, одетого в фелонь-ризу; в правой руке он держит воздетый меч, в левой - однокупольный храм, увенчанный восьмиконечным крестом. На правом бедре Николы - палица (набедренник, обязательная часть епископской одежды) - символ меча духовного. Нимб окантован зигзагообразной линией, поле нимба плавно углублено к контуру головы. Сверху надпись в две строки: СТЫІ НИКОЛАЕ МОЖАИСКІЙ. По сторонам нимба Николы, на круглых медальонах - небольшие поясные фигуры Христа и Богородицы, над ними монограммы: ІС ХС и МРОУ. Внизу - стилизованная городская стена. Поле иконы украшено геометрическим и растительным орнаментом.

Верх иконы

трехлопастное завершение, к которому в середине примыкает прямоугольное оглавие с образом Спаса Нерукотворного; на обороте оглавия - ушко для шнура.

Нагрудная, 132x82, начало ХVIII в.

Любой народ, будь то славяне или мусульмане, почитает своих предков, святых и тех, кто, по старинным источникам, творил историю. Так, сегодня можно встретить самые разные символы и знаки, сделанные в честь одного из мудрецов, чудотворцев. Например, одной из по-настоящему достойных работ считается икона Николая Угодника. Она не только прекрасна, но и имеет огромное значение.

Кто такой Николай Угодник?

Давайте заглянем в историю. Николай Угодник - архиепископ, которого часто называли чудотворцем. Это значило, что святой человек был покровителем морей, путешественников, детей и купцов. В истории церкви он считался символом мощи, добра и справедливости. Родился святитель в Это произошло в третьем веке нашей эры. Судьба Николая Угодника была тяжелая, и, по мнению многих, именно благодаря таким испытаниям его душа и тело избрали правильный жизненный путь.

Мальчишка родился в греческой колонии и с ранних лет был очень религиозным. С самого детства он посвятил свою жизнь христианству. Благодаря своим родителям Николай Угодник смог получить базовое образование. Мальчик обожал изучать Божественное Писание. Практически все время он находился в жилище Святого Духа, откуда не выходил днем. Ночью же Николай молился, читал и мысленно разговаривал с Богом. Интересным фактом является то, что после смерти родителей парень отдал всё свое наследство на благотворительность.

Начало деятельности святителя

Угодник служил церкви во времена правления римских императоров Диоклетиана, а также Максимиана. Эти два христиан и издавали указы об их преследовании. В этот сложный период разрушались храмы, общины и другие учреждения. Но Николай Угодник всегда был на стороне народа. Его прозвали «защитником», так как он всегда отстаивал интересы невинно осужденных и оклеветанных людей.

Помимо этого, Николай часто молился за моряков, мысленно посылая им удачную погоду, защиту от пиратства и других невзгод. За всю жизнь святителя ему приписывали множество чудес и деяний. Архиепископ на Руси был самым почитаемым, как и во всем мире. Сегодня Николай Угодник (чудотворец) - символ защиты от болезней и советник в неудачах, который всегда поможет. Его мощь навсегда останется великой для русского народа.

Деяния чудотворца

Одним из самых ранних событий в молодости чудотворца было паломничество в Иерусалим. Святитель решился на такой шаг, потому что желал помочь и исполнить просьбы отчаявшихся путников. Некоторые утверждают, что молитвы Николая оживляли людей, придавали сил и уверенности, спасали от гибели. Следует отметить, что в молодости он пошел учиться в Александрию и в тот период своей жизни воскресил моряка, который упал с мачты.

Также существует легенда о том, как Святой Николай Угодник спас трех молодых девушек, красоту которых «продавал» их собственных отец, так как считал, что это единственный способ расплатиться с долгами и выжить в столь тяжелое время. Когда святитель узнал о тяжкой судьбе юных дев, он пробрался к ним ночью домой и оставил мешочек с золотом для старшей из дочерей, которое и стало ее приданным. Ровно через 12 месяцев Николай повторил тоже самое, вот только в этот раз деньги он оставил средней из сестер. Каким-то образом их отец узнал о том, что Угодник помогает их семье, и решил отблагодарить его. Тогда мужчина спрятался в комнате младшей дочери и ожидал, когда придет Николай. По одной из версий, он все-таки увидел чудотворца, но тот не принял никаких благодарностей. Нельзя не отметить, что его считали ревностным воином церкви Христовой. Источники утверждают, что он испепелял идолов и языческие капища безжалостно.

Мощи Николая Чудотворца

За свою долгую жизнь Николай Угодник совершил немало отважных и благородных поступков. Некоторые считают, что именно за его заслуги Бог даровал ему долгие годы жизни, ведь и правда, чудотворец умер в очень пожилом возрасте. Сегодня мощи Николая Угодника хранятся в базилике Святого Николая (Бари), но не в полном составе. Так как часть из них находится в Турции, в храме Св. Николая. Это связано с тем, что якобы все мощи похитить не удалось. Поэтому получилось так, что они хранятся на совершенно разных территориях.

В честь великого святителя были возведены церкви и храмы в разных городах и странах. Предполагается, что моряки забрали некоторую часть мощей Николая и перевезли ее в Бари, но остальные фрагменты остались в могиле. Люди доставляли останки в Венецию, где и была возведена очередная церковь.

Возникновение праздника Св. Николая

Сегодня во многих городах и странах есть храм Николая Угодника, который может посетить любой желающий. И неудивительно, что люди с радостью идут в это место. Некоторые ищут поддержки, другие утешения, а третьи просто хотят поблагодарить святителя за оказанную помощь. Ведь с давних времен Николай Чудотворец считается покровителем обычных людей, невинных, оклеветанных, слабых.

В честь такого великого человека в наше время отмечается Как же люди пришли к этому? Все началось со дня перенесения мощей. В то время только жители Бари, которые имели честь хранить останки святителя, отмечали этот праздник. В других же странах его не считали подлинным и не воспринимали всерьез. Однако на землях великой Руси всегда почитали святителей, и слух о празднике Св. Николая распространился очень быстро. Православная церковь установила дату - 9 мая. С тех пор, а именно с 1087 года, люди отмечали праздник великого и почитаемого угодника Божьего.

На сегодняшний день праздник отмечают несколько раз в году. Но для представителей русского народа он ассоциируется с датой 19 декабря. Кроме того, этот день считается детским праздником, так как Николай приносит подарки своим маленьким друзьям под подушку (конечно, если они весь год вели себя хорошо).

Современные даты праздника

Итак, в наше время существует несколько дат праздника Святого Николая. Первая - это 6 (19) декабря. Ранее считалось, что это день смерти чудотворца, но сегодня это обычный детский праздник, который ассоциируется с конфетами и новыми игрушками, сказочным образом появившимися под подушкой ребенка. Вторая дата - это 9 (22) мая. Этот праздник отмечали с 1087 года, когда останки святителя прибыли в Бари. И, наконец, 29 июня (11 августа) - рождество Николая.

Священное место Николая Угодника в сердцах русского народа

На землях Российской империи всегда почитали имя чудотворца. Кроме того, не сокрылась от любопытных и верующих глаз икона Николая Угодника, которая очень много значила для каждого человека. Именно с этим связано огромное количество храмов и работ, которые были посвящены этому человеку. Вплоть до двадцатого века имя Николай было одним из самых популярных при наречении младенцев. Люди считали, что, называя мальчика, они подсознательно передают ему частичку святости и мужественности чудотворца.

Икона Николая Угодника

Уже не раз отмечалось, что люди любили Николая Угодника и боготворили, к нему обращались с просьбами о заступничестве. Неудивительно, что после его смерти они начали поклоняться иконе чудотворца. Для каждого славянина она имела большое значение. Но какой же смысл таила икона? Почему люди считали и продолжают думать, что она способна исцелять, помогать и оберегать?

Символом защиты, благородности и справедливости на Руси был Николай Угодник. Икона, значение которой не раз пытались охарактеризовать и объяснить, стала воплощением чудотворца после его смерти. К ней обращаются, когда нужна помощь, она на самом деле помогает верующим. И не важно, богат человек или беден, какие у него религиозные предпочтения или цвет кожи, влияние иконы необъятно.

Значение иконы чудотворца

Икона Николая Угодника «работает» для каждого человека по-разному. Но существует теория о том, что же она все-таки значит. По мнению многих ученых, она является символом защиты народа. В этом-то и заключается ее значение. Считается, что икона способна исцелять, избавлять от недугов, творить настоящие чудеса и даже не важно, верующий человек или нет. Таким образом, значение расшифровать очень просто - талисман, который помогает людям. Конечно же, многие предпочитали поклоняться оригинальной иконе. Сегодня же образ святого можно приобрести во многих местах, но от этого влияние чудесной картины не уменьшится. Важно знать, что действие иконы становится в несколько раз сильнее, если произносить специальную молитву.

Молитва Николаю Угоднику

Издавна молитва перед иконой считалась гарантом защиты человека и людей, о которых он просит у изображения святого. Поэтому всегда рекомендуют произносить ее, чтобы действие было сильнее. На самом деле существует огромное множество Человеку достаточно лишь выбрать ту, которая поможет достичь желаемого результата. Например, попросить о замужестве или защите, избавить от болезней или неприятностей и так далее. Но все же выделяют семь основных молитв, которые в силах выучить каждый человек. Тогда, произнося их перед иконой, он может быть уверен, что необычная сила защитит его и всех членов семьи, а также дом и родственников.

Икона Николая Угодника (Чудотворца) обладает магической силой. Она может не только выполнить просьбу человека, но и ответить на некоторые вопросы. Искренняя молитва наделена необъяснимой силой, способной исцелить, избавить от душевных или телесных заболеваний, а также стать просвещенным, соединиться в законном браке с любимым и позабыть о ссорах. Кроме этого, икона обладает энергией, которая решает жизненные проблемы, начиная с мелких и заканчивая крупными. Никакие иконы России, кроме тех, которые были посвящены Богородице, не занимали такое важное место в сердцах славянского народа, как изображение Николая Угодника.

Каждому человеку может встретиться своя икона Николая Угодника. Это сопряжено с тем, что праздник отмечают в разные дни календаря. Таким образом, существует икона «Николы зимнего» и «Николы вешнего». Первый при этом изображался в епископской митре, а второй - с непокрытой головой. Поэтому не следует считать, что иконы разные, и люди на них также различаются. Нет, обе они имеют одинаковое значение и чудотворное влияние на людей.

Помимо прочего, Николай Угодник также является покровителем для православных цыган. Также интересным фактом является то, что для некоторых чудотворец является Санта-Клаусом. Все потому, что, согласно одной из легенд, когда Николай оставлял мешочки бедным девушкам, а их отец хотел его встретить и отблагодарить, он предугадал эту ситуацию и бросил золото в дымоход. Именно на этой истории и построен прообраз великого и щедрого Санты.

Также следует отметить, что в Рязанской епархии празднуется день Святого Николая. Это торжество отмечается поместно и в честь изображения чудотворца. У славян архиепископ часто ассоциируется с самим Богом. Он занимает важное место в сердцах верующих и всегда помогает им справиться с недугами и неудачами. В России живут представители буддийского народа - буряты. Они отождествляют Николая Угодника с божеством процветания и долголетия. Калмыки, в свою очередь, включили чудотворца в пантеон духов-хозяев Каспийского моря.

Святитель Николай

Как ни странно может показаться некоторым неверующим, но икона Николая Угодника по-настоящему «работает». В наше время есть тому доказательства, ведь своими историями делятся простые люди, которые молились изображению чудотворца. Так, например, поместив многие спасались от серьезных аварий или гибели в результате опасного происшествия. Другие делятся впечатлениями о силе исцеления. Многим женщинам изображение святителя помогло обрести любовь и счастье. Святитель Николай Угодник (икона, значение которой трактуется как оберег, символ защиты, благодати и так далее) впервые был изображен примерно в 1325 году.

Место для «беседы» со святым

Наконец, хотелось бы отметить, что существует место, в котором всегда можно помолиться и «поговорить с чудотворцем» - это часовня Николая Угодника. Но просить помощи у святого можно и дома, перед его ликом либо же без иконы. Главное, необходимо это делать с благими намерениями, чистой душой и искренностью.


Свт. Николай с житием. 1-ая половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона Николая Чудотворца в любом православном храме занимает одно из видных мест. На подсвечнике у святого образа Угодника Божьего Николая во время службы тесно от возженных свечей.

И в домашних молельных уголках почти у каждого христианина слева от Спасителя можно увидеть икону святителя Николая.

Почитает и любит его благодарный православный мир вот уже более полутора тысяч лет. И молится, обращаясь к нему в любой нужде, надеясь на поддержку сего доброго и усердного помощника.


Никола Дворищский. XII в. Новгород. Новгородский музей-заповедник

Икона Николая Угодника подобна залогу ходатайства самого Святителя за ветхого человека перед Силами Горнего Мира. К ней обращаются, помня о доброте того кто, видя нужду человека, приходил при жизни на помощь сам, не дожидаясь просьбы. Того, кто во время земного пути умел угодить Господу, оказать уважение земным правителям и подать спасительную руку поддержки нуждающимся. Того, который всегда спешит на подмогу любому, кто призывает его имя, независимо от вероисповедания и наличия добрых дел. За прижизненные и посмертные многочисленные благодеяния архиепископ Мирликийский Николай еще много лет назад был прозван народом «Угодником Божьим» и «Чудотворцем».



Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник

Примечательно, что почитать Николая Угодника на Руси и молиться перед его иконами начали даже раньше, чем было принято христианство. В крещеной же Руси доверие к Чудотворцу было настолько великим, что призыв к нему молить Бога входил в перекличку стражи. В России дореволюционной насчитывалось около 50 монастырей, открытых в честь Николая Угодника. И только в Москве существовало не менее сотни храмов с именем святого Чудотворца.


Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, Спб.

Иконы любимого народом Заступника были чрезвычайно распространены, и в некоторых местах даже любой святой образ называли «николой».

Вдохновленные иконописцы создавали образы Чудотворца святителя и в древней в Византии, и в более позднее времена по всей русской земле. По этой причине его иконография, пожалуй, самая разнообразная: существует множество различных изображений святого: поясных, огрудных, оплечных, ростовых. Исследователям удалось насчитать двести девять различных типов икон Николая Угодника.


Икона, вложенная в 1327г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия

Самыми древними считаются поясные образы Святителя, на которых он в левой руке держит закрытое Евангелие, а правой благословляет. Такой тип заимствован из византийской иконографии, где он был распространен в XI и XII веках. Одна из самых древних таких икон сейчас находится на Синае в монастыре Святой Екатерины. А самая ранняя на Руси икона Угодника Николая (XI век) хранится в Киеве в алтаре Софийского Собора. Встречается и более редкий вид икон, появившийся в XIII веке - с открытой книгой Евангелия в руках святого.


Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание

Часто образы Святителя дополнены Деисусом (фигурами Иисуса Христа и Девы Марии наверху), как напоминанием о Никейском соборе. В 325 году на нем разбирался вопрос о ложном арианском учении об исключительной божественной природе Иисуса Христа. Благочестивый Николай, не сдержавшись, ударил Ария по щеке, за что был лишен не только церковного сана, но и свободы. Однако участникам событий во сне было явлено, что Сам Спаситель дал Божьему Угоднику Евангелие, а Небесная Царица - омофор. Конечно же, после таких многочисленных знамений сан архипастыря Святителю вернули. А сам момент Божественного благословения нашел отражение в иконографии: сначала Деисуса изображали на медальонах, позднее - стали размещать сверху.


Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция

Есть простая народная классификация изображений Николая Чудотворца: Никола «зимний» - в головном уборе и Никола «вешний» - без него. Более традиционным считается изображение лика Святителя с непокрытой головой. Обычай венчать его голову епископской митрой появился после замечания императора Николая I. Он указал церковным служащим на отсутствие убора у своего Небесного Заступника.
Чествование этих святынь проходит в разное время: Никола зимний, день смерти Святителя, отмечается 19 декабря. Никола вешний, праздник исключительно русского православия - 22 мая, в день перенесения в Бари его мощей. Некоторые приходы в России с 2004 года ввели традицию отмечать также и рождество Святителя, которое приходится на 11 августа.


Никола Зарайский с клеймами жития. 1-ая половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей

Существует еще один пласт древнерусской иконографии - житийные иконы, на которых вокруг расположенного в середине образа (поясного, ростового...) располагаются клейма. В них с хронологической последовательностью иллюстрируются житие Николая Угодника, его деяния и чудеса, в том числе посмертные. Количество таких клейм может быть различным - более двадцати, 14, 12...


Никола Можайский. Пелена. 2-ая половина XVI в. Русский музей, Спб.

Никола, Николушка, Помощник Божий - ласковые обращения к ликам изображенного на образах святого, от которого ждут совершаемых по молитве чудес.

С надеждой и верой просят его о преодолении разных бед и нужды, о счастье детей, об успешности путешествий, безопасной службе...

А бывает, являясь человеку, просит оставить грех и сам Никола, по-отечески предупреждает о чем-то, направляет на истинный путь.


Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва.

Полного списка благодеяний, явленных святителем при обращении к его чудотворным иконам, не существует. Составить его, учесть все подобные случаи - задача невыполнимая, как невозможно сосчитать все капли долгожданного дождя, проливающегося на засохшую, растрескавшуюся землю. Но практически у каждого христианина есть свой маленький архив свидетельств его скорой и явной помощи.

Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства


Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.


Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия


Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях.
XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Иконография святителя, архиепископа Мир Ликийских (около 270-около 345), особо любимого русским народом святого угодника Божиего, заступника за всех страждущих, угнетенных, несправедливо осужденных, небесного покровителя путешественников и мореплавателей.

По количеству икон и храмов, освященных в его честь, святитель Николай занимает одно из первых мест после Божией Матери и среди почитаемых в России святых. Первая Никольская церковь была построена неким Ольмой (по некоторым данным, княгиней Ольгой над могилой кн. Аскольда († 882), в крещении Николая, не позднее Х в.

Но уже в 971 г. князь Святослав разрушил ее. В 990 г. этот храм заново воздвиг князь Владимир, а в 1036 е. здесь возник монастырь. Согласно преданию, в 1113 г. великий князь Киевский Мстислав, возвращаясь с охоты, заблудился в дремучем лесу. Вдруг его внимание привлек яркий свет, исходивший от иконы Николая, стоявшей на пне у дороги, по которой князь вышел из лесу. В 1115 г. в память об этом князь Мстислав учредил при Никольской церкви на Аскольдовой могиле монастырь, а на месте обретения святыни установил столп (слуп) с образом св. Николая, указывавшего направление к обители, которая стала называться Никольской Слупской или Столбовой (ныне здесь стоит Свято-Никольский храм, переданный в 1990-х гг. униатам).

Иконография св. Николая сформировалась в Византии, оттуда пришла на Русь и уже на русской почве получила свое законченное и совершенное развитие. Она настолько многообразна, что вряд ли можно найти еще одного святого, имеющего такой широкий круг изображений. Святителя Николая воспринимают как «Архиерея Божьего», наиболее приближенного к престолу Вседержителя и непрестанно молящегося о помиловании людей. Об этом свидетельствуют тексты акафиста и молитв, где св. Николай назван: «Лозо добродетельная винограда Христова», «закона Христова скрижали, Богописанныя», «угодниче преизрядный Господень», «всехвальный и всечестный архиерею» и т. д.

Среди наиболее известных иконографических типов следует выделить: поясные, оплечные и ростовые образы, «Никола зимний» и «Никола вешний», «Никола с Деисусом», Никола Можайский, Никола Зарайский, «Никола на Угреше», житийные иконы.

Древнейшими и самыми распространенными изводами, присутствующими практически в каждом храме, являются поясные образы св. Николая. На них святитель представлен благословляющим, с закрытым Евангелием в левой руке, часто с Деисусом и избранными святыми на полях. Такая композиция сложилась в Византии в IX-ХIII вв. и активно развивалась в домонгольской Руси. В качестве примеров византийского письма можно назвать икону «Святитель Николай» (IX в.) из монастыря Святой Екатерины на Синае, а среди древнерусских икон, но еще византинирующего направления, - среброфонный образ Николая Чудотворца из Десятинного Успенского монастыря в Новгороде (ГТГ). На обеих иконах лик святителя отмечен строгостью, сосредоточением и самоуглубленностью. .

К ранним изводам относятся двусторонние иконы Богоматери и св. Николая, неизвестные в Византии, но широко распространенные в России с XIV в. и указывающие тем самым на особое почитание Пресвятой Девы и Чудотворца русским народом. Примерами могут служить выносная новгородская икона XV в. (ГМИР), образ из церкви Димитрия Ростовского (XIV в., ГМЗРК), икона из церкви Ризположения с. Бородавы Вологодской области (к. XV-XVI вв., ЦМиАР).

Одеяние святителя Николая на иконах однообразно: это епископское облачение или белая крещатая фелонь, которая чаще всего изображается в ростовых изводах, но встречается и в поясных композициях, напр., на новгородской иконе рубежа XIV-XV вв. (ГРМ). Различия в одеянии свт. Николая составили основу для двух исключительно русских иконографий: «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующих дням почитания святителя - 6/19 декабря и 9/22 мая. «Зимний» Никола представлен в митре , а «вешний» - с непокрытой головой. По преданию, свое название иконография «Николы зимнего» получила благодаря императору Николаю I, который как-то зимой обратил внимание духовенства на то, что его небесный покровитель изображен без головного убора.

Важной деталью иконографии св. Николая является красный поруч - символ уз Иисуса Христа, на благословляющей деснице, расположенной в поясных изводах строго по центру. Другим значимым компонентом иконографии и неотъемлемым святительским атрибутом является Евангелие в левой руке Николая Угодника. Закрытое Евангелие имеет обрез ярко-красного киноварного цвета, который выделяет его в композиции. Обычно рука св. Николая, поддерживающая Евангелие, прикрыта омофором, что указывает на священное назначение книги, возлагаемой на престол в алтаре храмов. Примером можно назвать икону «Никола с житием» из села Каргач (2-я пол. XIV в., ГТГ). Исключение составляют ростовские образа, на которых св. Николай прижимает к груди Евангелие обнаженной рукой. Такая иконография напоминает, что Никола Чудотворец ― наставник в спасении и учитель в жизни - являет своей пастве образ Божий во время Евхаристии. В качестве примеров можно привести извод «Никола Гостунский» с житием (3-я четв. XVI в., ГМЗРК), где алый покровец для потира в руке св. Николая еще больше акцентирует внимание на Евангелии.

Другой тип иконографии - св. Николай с избранными святыми - демонстрирует моление Церкви Христовой перед Спасителем во главе с Ее «Архиереем Божьим», коим является Николай Чудотворец. Как правило, иконография включает Деисус с центральным образом Спаса Нерукотворного на убрусе в верхнем поле и образы святых по бокам и внизу, часто в соответствии с их иерархией: выше апостолы и Отцы Церкви, ниже мученики и целители. Примерами могут служить образа «Святитель Николай Чудотворец с Деисусом и избранными святыми» из Рождественской церкви с. Цылиба Архангельской области (1-я половина XVI в., ГЭ) и из ростовской церкви Одигитрии (XVI в., ГМЗРК). Необычная композиция представлена на вологодской иконе «Свт. Николай Мирликийский, с Троицей Ветхозаветной, явлением Богоматери прп. Сергию Радонежскому и избранными святыми» (XVI в., ЦМиАР). Святитель показан по пояс, благословляющим десницей, держащим открытой рукой закрытое Евангелие. Над его головой в небесном сегменте белым контуром обрисована Троица, по сторонам вверху -«Явление Богоматери преп. Сергию» и пророки Иоанн Предтеча и Илия, а под ними, соответственно - свв. Екатерина и Никита, Стефан и Мина. Такие, дополненные сюжетами и фигурами святых, иконы пришли на Русь из Византии. Они демонстрировали вариант моленных изводов с центральным образом Николая Чудотворца и др. святых - небесных покровителей и заступников владельца иконы и членов его семьи.

С XIII в. существуют изводы Николая Чудотворца с открытой книгой в руках, на страницах которой помещен текст службы святителю. В Древней Руси такие образа встречаются редко. В новое время XVIII-XIX вв. они были распространены преимущественно у старообрядцев, которые изображали Николая Угодника с раскрытым евангелием и благословляющим двуперстием.

Бесспорным шедевром древнерусской иконописи является образ «Святой Николай», написанный царским изографом Симоном Ушаковым(1676 г., ЦАК МДА). На нем святитель запечатлен фронтально, в саккосе и омофоре, благословляющим десницей, держащим закрытое Евангелие и алый покровец в левой руке. Несмотря на реалистическую трактовку образа, соответствующую эстетическим требованиям эпохи XVII столетия, лик святителя подчеркнуто аскетичен. В его пристальном и усталом взгляде, широком открытом челе, изломанной линии бровей, ясно прослеживаются трагические черты, сближающие его изображение с образом Спаса Нерукотворного (1673 г.) - моленной святыней царей Алексея Михайловича и Петра I.

Вверху в небесных сегментах, справа и слева, располагаются соответственно Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором. Их образы напоминают о I Вселенском Соборе (325 г.), на котором святитель Николай обличил еретика Ария, за что был лишен сана и посажен в башню, но вскоре, по воле Господа и Божией Матери, освобожден и восстановлен в епископстве.

Включение образов Спасителя и Пресвятой Богородицы известно с конца ХIII в., помещение их в круглые медальоны - с ХV-XVI вв., в небесных сегментах - с XVII в., а иногда они изображались стоящими на облаках в полный рост, как на изводе «Святитель Николай Чудотворец, с житием» (2-й половина XVIII в., ЯХМ). Как правило, Богоматерь держит омофор распростертым на обеих руках. Исключением является икона «Никола Гостунский», в которой Божия матерь держит собранный в узел омофор одной левой рукой. На некоторых иконах медальоны с образами Христа и Божией Матери окрашены соответственно в красный, символизирующий высшую власть, и синий, обозначающий духовную чистоту, цвета.

Оплечные изображения св. Николая известны в России с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в ростово-суздальских землях, а позже, в XIX в., у старообрядцев. Их количество не многочисленно, потому, что они фиксировали только лик крупным планом и фрагменты фелони и омофора на плечах, а было необходимо показывать и благословляющую десницу святителя Николая, «Архиерея Божьего». Оплечные изображения св. Николая могут входить в изводы с избранными святыми на полях, которые устанавливались в храмах, и в пядничных моленных иконах, писавшихся по частным заказам родовитых семей. Примерами оплечных изображений можно назвать иконы-пядницы из Георгиевской церкви в Вологде и Благовещенской церкви в Каргополе (1-я половина XVI в., ВГМЗ), и образ Никола с Деисусом избранными святыми (1-я половина XVI в., ГЭ).

Еще один иконографический вариант «Николая Чудотворца» в рост широко известен в русской живописи примерно с XV-начала XVI вв. К нему относятся «Никола Зарайский» и его вариант - « Никола Можайский», самостоятельные ростовые изображения и изводы, входящие в Деисус.

Редкая иконография святителя представлена на иконе «Николай Чудотворец» из Леонтьевской церкви в Вологде (3-я четверть XVI в., ВГМЗ). На ней святой благословляет отведенной в сторону десницей так, как на Зарайских изводах, а левой рукой, прикрытой фелонью, держит Евангелие в несвойственном для русской иконописи резком диагональном ракурсе. Необычными являются асимметричная драпировка одеяния святителя и изображение на концах его роскошно орнаментированной золотой епитрахили фигур святителейВасилия Великого и Иоанна Златоуста. Все это, включая виртуозную иконописную манеру - графическая подчеркнутость линий, округлость форм, живописность и эмоциональное выражение лика говорит об обращении русских иконописцев к опыту византийских изографов, что стало характерным для искусства эпохи Иоанна Грозного и утверждения России как царства.

В Деисусном чине св. Николай изображается в трехчетвертном повороте в сторону Спасителя, с Евангелием или воздетыми в молитве обеими руками, всегда с непокрытой головой. Парным ему может служить образ любого др. святителя, особо почитаемого в храме (районе), для которого писался Деисус. Примером может служить вологодская икона из Леонтьевской церкви, где Николаю Мирликийскому соответствует образ свт. Леонтия Ростовского (1560-е гг., ВГМЗ).

Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII-ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб, «Русском поучении XI века», «Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань» (1225 г.) и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности, где, после формирования на раннем этапе в XIII в. основных сюжетов: рождение, обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах активно добавляются новые. Уже к конце XIV - начала XV вв. определяется иконографически устоявшийся круг житийных сцен Николая Угодника, среди которых излюбленными стали его чудеса: «Спасение корабля во время бури», «Чудо о трех корабельщиках» «Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена», «Спасение трех мужей от казни». Завершается житийный цикл «Перенесением мощей святителя Николая из Мир в Бари» - одним из центральных праздников РПЦ. Необычайно широкое распространение житийные иконы св. Николая получили в XV-XVII вв. Сохранился редкий житийный извод свт. Николая Мирликийского из Пскова (2-я половина XVI в., ЦМиАР), представляющий 10 сцен из его жития, написанных на 2-х частях деревянного киота, предназначавшегося для статуи или иконы святителя.

Исключительным образцом иконописания является иконография «Никола Отвратный», изображающая святителя, как свидетельствуют надписи на иконах, отвращающим от зла, бесов, несчастий и всякой скверны. Она появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя». Примерами «Николы Отвратного» могут служить изводы из ГМПИ и ЦМиАР.

Помимо рассмотренных иконографий образ святителя Николая входит в композиции «Беседной иконы Божией Матери», «Вселенских соборов», «Избранные святые» и др.

Лит .: Житие святителя Николая Мирликийского и слава его в России. Текст 1899 года. М., 2003; Почитание Святителя Николая Чудотворца и его отражение в фольклоре, письменности и искусстве. М., 2007;

В. Гусакова

По материалам девятого тома Энциклопедии «Святая Русь»

Занимают особое место: не было на русской земле места, где не почитали бы святителя Николая, где не было бы его икон. Побывавший в середине XVI в. на Руси итальянец А.Гваньини в своем “Описании Московии” писал: “Среди прочих святых они более всего чтят Николая Угодника и воздают ему почти что божеские почести: строят особые храмы, названные его именем; рассказывают о его многочисленных чудесах” [Гваньини]. Конечно, не “божескими” были те знаки почитания, с которыми относился к святителю русский народ, но исторический факт – множество посвященных ему храмов, а также чудеса по его молитвенному предстательству, засвидетельствованные Церковью. Одной из форм этого свидетельства являются разнообразные иконы Николая Угодника; появление новой иконографии как раз и связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца.

Как известно, местное почитание святителя Николая, архиепископа Мирликийского, началось уже во второй половине IV в., вскоре после его смерти. В Византии к VII в. почитание его было распространено весьма широко; древнейшие из известных источников, содержащих сведения о жизни святителя Николая, – это творения преподобного Андрея Критского (VIII в.), святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (IX в.), Симеона Метафраста (Х в.). Приведем характеристику Николая Угодника, данную последним:

“Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева” (цит. по: Византийские легенды. М., 1972. С. 154).

В 1087 г. мощи угодника Божия были перенесены из Мир Ликийских в город Бари, в Апулии, – эта находящаяся на юге Италии провинция до середины двенадцатого века принадлежала Византии.

На Русь почитание святителя приходит вскоре после ее Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен у нас уже через десять лет после перенесения мощей, в 1097 г., очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098). В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. Отметим, что первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения мощей. Из известных на Руси изображений самое раннее – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.).

В Византии иконография святителя складывается в Х-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение – фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме – относится к VIII веку.

Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (в настоящее время она в Третьяковской галерее): святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием.

Другой древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии, но во время Великой Отечественной войны бесследно пропала.

Заслуживают внимания изображения на полях иконы из Смоленского собора: в центральной части верхнего поля изображен Престол уготованный, Этимасия; по сторонам – поясные изображения Косьмы и Дамиана. На боковых полях – попарно три ряда святых (в рост): вверху святые страстотерпцы Борис и Глеб; в руках они держат мученические кресты и мечи в ножнах. В средней части боковых полей, также в рост, изображены мученики Флор и Лавр. В нижнем ряду на боковых полях, а также на нижнем поле – святые жены-мученицы; как и мученики в верхней части иконы, это чтимые святые Новгородской земли. В рост изображены преподобномученица Евдокия и, по-видимому, Домна, а в самом низу – оплечные Параскева и Фотиния .

Для новгородских икон этого времени изображения Уготованного престола и чтимых святых на полях типичны. Надпись (правда, более поздняя, чем сама икона, сделанная при поновлении иконы во времена все того же Ивана Грозного) на нижнем поле другой известной Новгородской иконы конца XIII в., “Николы Липенского”, содержит такое молитвенное обращение: “О великий святителю отче Николае, своею святою молитвою призри притекающих к честному твоему образу, заступи и избави от всякого зла и исполни прошения сердец их, а поставившему и обновившему сию икону мзду подаждь и в сии веце, и в будущии, и услыши их на всяком месте призывающих тя и просящих от тебе милости:” Текст надписи в несколько измененном виде приводится в Новгородской третьей летописи под 1294 годом .

Новгородская икона Николая Чудотворца из Свято-Духова монастыря, находящаяся ныне в Государственном Русском музее, датируется серединой XIII в., хотя первые упоминания об обители относятся к 1162 г. (в Новгородской первой летописи). В медальонах и на полях – чтимые в Новгороде святые.

Особенно интересны житийные иконы святителя Николая. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси . К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относятся новгородская из погоста Любони (XIV в., ГРМ) и икона из Коломны, находящаяся ныне в Третьяковской галерее.

Житийные клейма можно объединить в три основные группы: детство Николы Угодника (рождение, обучение грамоте), посвящение в духовный сан (диаконское, иерейское и епископское) и помощь в различных обстоятельствах жизни (избавление невинно осужденных от посечения мечного; спасение утопающих, по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре; тайное благодеяние обнищавшему отцу, в отчаянии готовому отдать трех своих дочерей на брак скверный нищеты ради, и многое другое). Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника превышало 20.

Вернемся к упоминавшейся выше Липенской иконе Николая Угодника; после запустения Липенского монастыря она оказалась в Сковородовской обители, а сейчас хранится в Новгородском музее. Храм святителя Николая на Липне был построен в 1292 г., а до этого более полувека в Новгороде не было построено ни одного каменного храма: новгородцы то воевали, то выясняли отношения между собой. Храм построили на том месте, где в 1113 г. была чудесно обретена круглая икона святителя (о ней – ниже), хранившаяся потом в Николо-Дворищенском соборе; по преданию, икона эта была списком с чудотворного образа святителя Николая, находящегося на хорах Софии Киевской; найденная на Липне икона исцелила новгородского князя Мстислава, поэтому в честь этого образа и чуда от него был воздвигнут тогда же Никольский собор на Дворище.

Существует мнение, что иконографические особенности связывают эту икону не только с новгородской, но и с западной художественной традицией, причем с памятниками не средиземноморского, а собственно европейского типа; это могло быть и немецкое искусство. Храм, посвященный Николе, не случайно был возведен именно на Липне, в одном из важнейших пунктов водного пути при впадении Мсты в Ильмень-озеро, вблизи истока Волхова. Липенская церковь, вероятно, служила ориентиром для проплывающих мимо кораблей, а перед иконой возносили молитвы, начиная путь из Новгорода или приближаясь к городу.

Как в Церкви Православной, так и на западе святитель Николай считался покровителем моряков, точнее – плавающих и путешествующих. Неудивительно, что на малоазийском побережье и на греческих островах многие пристани имеют названия, связанные со святителем Николаем. В приморских городах Европы стояли многочисленные церкви, посвященные этому святому (например, древний монастырь святителя Николая на острове Лидо в Венеции) . Интересно, что когда в 1087 г. мощи святителя Николая из Мир Ликийских перенесли к себе купцы из итальянского портового города Бари, которые вели большую заморскую торговлю, то их соперниками в борьбе за обладание этой святыней стали венецианцы . Соперничество было столь острым, что у принесенных в Бари мощей святителя первое время стояла вооруженная стража.

В XII-XIII вв. почитание святителя Николая в западном мире заметно возросло, главным образом в связи с развитием паломничества и крестовыми походами, пути которых проходили через Южную Италию и в частности через Бари, где сухопутные отряды всходили на суда и начинали плавание на Восток. Святому Николаю молились люди самых разных занятий – моряки, купцы, адвокаты, школяры; с ним ассоциировалась идея заступничества, верности слову, и потому с его именем рыцари вели воинов в бой. Но, конечно, особенно крепка была вера в его покровительство у мореплавателей и торговых людей, особенно на Балтийском море. Его считали покровителем возникавших здесь городов; в прибалтийских портах почти непременно возводился посвященный ему храм. Если на французских или итальянских берегах святитель Николай делил свое “господство” на море с другими святыми (например, со священномучеником Эразмом Формийским), то на Балтике его почитание было бесспорным. Большую роль в распространении культа Санта-Клауса сыграли немецкие купцы, стремившиеся в XIII веке захватить в свои руки торговлю и мореплавание на Балтийском море. Почти в каждом городе на главнейших торговых путях Средней и Восточной Европы были построены церкви в честь святителя Николая – покровителя купечества, причем особенно много их в восточнонемецких землях и прилегающих к ним областях .

В XIII и в первой половине XIV вв. почитание святителя Николая усиливается и во всем православном мире. В Новгороде, связанном как с православной греческой традицией, так и с западной, на примере Липенской иконы можно видеть черты влияния романского искусства: XIII в. с его бурными военно-политическими событиями был эпохой особенно широкого художественного обмена между западным и православным миром. Искусство Новгорода выступает как одно из своеобразных явлений этого обмена .

Новгородские хроники донесли до нас “Сказание о дивном обретении чудотворной иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище”.

“Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая” дошло до нас в рукописях XVII-XVIII вв. В нем сообщается, что в лето 6621 (1113) великому князю Мстиславу (в крещении Георгию) Святославичу случилось в лютую болезнь впасть; он молился о еже избавитися ему от болезни Спасителю, Пресвятой Богородице и призываше на помощь множество святых и, наконец, призвал скорого помощника и быстрого послушателя великого чудотворца Николая. В то время, указывает Сказание, уже было известно о перенесении мощей святителя Николая из Мир в Бари, где получили исцеление множество недужных. Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой святителя Николая в Киеве. В одну из ночей святой явился князю во сне (“в ризах, яко же на иконе написан”) и повелел послать в Киев, где “на полатех” (на хорах) есть икона св. Николая, “круглая доска”, освятить воду от нее (видимо, воду от омывания иконы) и ею “покропитися” для исцеления. При этом святой показал “меру” этого образа и повелел всегда помнить об иконе с его изображением. Проснувшись, князь направил посольство в Киев, во главе со своим “болярином дворецким”. Однако ладья была остановлена бурей на озере Ильмень. Посланникам пришлось пережидать ее три дня и три ночи в некоем тихом месте: “от бури ветрены заехаша в некий остров, ожидаху времени, дондеже ветр утихнет”. На четвертый день повар, желая зачерпнуть воду для приготовления пищи, увидел плавающую в воде круглую доску. “Болярин” же, взяв доску, опознал в ней икону святителя Николая, в ту же меру, что и мера, данная ему от князя. Икона была извлечена из воды, доставлена в ладье в Новгород и там торжественно встречена: “отпевша молебная честне, внесоша в ладию и возвратишася к Великому Новуграду с радостию великою”. Принесенная ко князю, икона исцелила его. Князь последовал за иконой в церковь, освятил священную воду с этой чудотворной иконы и окропился ею. В память о событии была построена церковь во имя св. Николая “на Ярославле дворе”, расписана “стенными письмены”, и там была помещена чудотворная икона: “за сие преславное чудо великий князь Мстислав Святославич и баба его благоверная княгиня Анна воздвигнуша церковь камену прекрасну во имя иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца и чудную икону в ней поставиша” .

Икона круглой формы с поясным изображением святителя Николая Мирликийского, происходящая из церкви Святителя Николая на Дворище в Новгороде (сейчас она в Новгородском музее), – один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения. Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают: икона, как и говорит предание, действительно могла быть привезена около 1113 г. в связи с основанием Никольского храма. В 1502 г. оригинал был взят в Москву, где впоследствии погиб в пожаре (Кремль горел в 1626 г.). Для Новгорода в XVI в. была сделана копия, которая и дошла до нашего времени .

В одном из списков новгородской Уваровской летописи читаем: “В лето 1502 великий князь Иван Васильевич всея Руси устроил двор свой в Великом Новеграде на том же месте на Торговой стороне, идеже великих князей двор быша, на Ярославле Дворище. И приходящее к церкви святого Николы, и великого чудотворца Николу чудотворную икону круглую свезе к Москве и постави у себе на царском дворе, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и в лето 1626 маия в 9 день, грех ради наших, загореся государев двор, и сгоре та икона великого чудотворца Николая, чудотворный образ круглая доска. А иже с той чудотворной иконы, явльшейся в Великом Новгороде, снимок в ту же меру, слово в слово и доныне видимо есть”. Круглая икона святителя Николая пользовалась в Новгороде особым почитанием и славой.

Интересно, что существует греческое сказание о чудесном явлении мозаичной иконы святителя Николая в монастыре Ставроникита на Афоне. Оно гласит, что в 1540 г. икона попала в рыбацкие сети в море близ монастыря, была торжественно вынесена на берег и водружена в монастырском храме. В Ставрониките имеется и соответствующее изображение чуда – на темперной иконе конца XVI в.: святитель Николай с благословляющим жестом правой руки и с Евангелием на левой; по сторонам и сзади – монастырские постройки; внизу – морской залив, рыбаки (монахи и мирянин) в лодке; сама икона в небольшом масштабе изображена трижды: в рыбацкой сети, в руках одного из рыбаков и, наконец, на берегу .

Сведений об обретении иконы на Липне в древних новгородских летописях мало; под 1113 г. сообщается только о закладке князем Мстиславом Никольской церкви. В XVII в. появляется больше подробностей. В Уваровской летописи говорится: “Того же лета образ Николы чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новогород, доска круглая” . Между тем в пространной редакции Новгородской III летописи, составленной в конце XVII в., дается больше подробностей: “Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новгород, доска круглая. Икону ту устроиша в том превеликом храме, на Ярославли дворищи, в церкве; а взяли на Липне, при архиепископе Иоанне”.

Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского и древнерусского искусства не сохранилось. Тем не менее круглые иконы, тип которых восходит к глубокой древности, еще могли существовать в конце XI – начале XII вв., хотя были в то время уже большой редкостью. Известно, что imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру. В медальонах, включенных в основную композицию, помещались Спаситель, благословляющая Десница Божия, ангелы, те или иные святые, т. е. те, кто незримо участвовал в изображаемых событиях. Есть основания полагать, что иконы круглой формы еще находились в обращении в IX в., или, во всяком случае, о них сохранялась живая и яркая память, и их абрис сохранял в глазах иконопочитателей свой высокий символический смысл. Иначе трудно было бы объяснить наличие множества миниатюр в византийских послеиконоборческих Псалтирях IX в. – Хлудовской (ГИМ, Хлуд. 129 д) и из монастыря Пантократор (Афон, Пант. 61), где изображались иконы, как правило, круглой формы, которые служат объектом поругания со стороны иконоборцев и защиты со стороны иконопочитателей. В комниновское время, а именно во второй половине XI-XII вв., такие иконы появляются реже .

О том, как располагалась в Никольском храме древнейшая икона, сведений не сохранилось. Согласно документам XVIII-XIX вв., она находилась в особом киоте, тогда как в иконостасе, на почетном месте, рядом со Спасом на престоле, была помещена ее копия.

Откуда же появилась в Новгороде такая необычная икона? Сказание о ней сообщает, что это была копия знаменитого образа, хранившегося в Киеве, “на полатех” Софийского собора – того самого образа, который прославился спасением утонувшего младенца. Однако никаких сведений о круглой форме киевской иконы не имеется, а в изображениях Чуда спасения киевского младенца (которые известны в русской иконописи с конца XIV в.) икона Софийского собора представлена прямоугольной. Наиболее ранний пример – московская икона “Никола в житии” из Николо-Угрешского монастыря (конец XIV в., ГТГ).

В Константинополе существовала чтимая, богато украшенная икона святителя, которой с соблюдением специальных церемоний приходил поклоняться император. Архиепископ Антоний (“Книга Паломник”) пишет: “А вне Златых врат святый Никола пробилоб; и прокована вся икона сребром и позлачна. А когда царь придет, тогда открывают сребро, и целует царь во главу, отнюдуже кровь шла, и паки покрывает сребром”. Эта чудотворная икона, вероятно, исчезла в XIII в., как многие святыни Константинополя. В XI в. существовала своеобразная иконография святителя Николая, где в центре иконы находился сам святитель, а вокруг, на полях, – святые воины и великомученики-целители, покровители императора и его войска (темперная икона с поясным изображением святого в центре – монастырь святой Екатерины на Синае) .

В почитании новгородского круглого образа святителя Николая Мирликийского просматривается особое отношение к нему, как к целителю, со стороны княжеского дома. Это уместно сравнить с рассказом о чудесном исцелении ослепленного в феодальных распрях сербского короля Стефана Дечанского, 1320-е гг. Трудно сомневаться, что такое почитание Святителя имело место и в Константинополе. Среди найденных там вотивных (обетных) икон X-XI в. из мрамора, металла, эмали расписной керамики, довольно крупных по размеру (диаметром 30-36 cм), встречаются изображения различных святых, в том числе целителей, которые могли находиться в храме, либо предназначались для домашней молитвы. Новгородский круглый образ, возможно, является копией какой-либо чудотворной константинопольской иконы. Неизвестно, что случилось с первой копией круглой иконы, которая была сделана в 1502 г. Причиной ее исчезновения мог быть пожар (например, жесточайший пожар всей Торговой стороны в 1508 г.), либо другое бедствие. Существующая ныне икона, видимо, была написана при Новгородском архиепископе Макарии (на кафедре он был в 1526-1542 гг.), который, сам будучи иконописцем и тонким знатоком иконографии, известен благоукрашением новгородских храмов, а также своим особо благоговейным почитанием святителя Николая Мирликийского .

Назовем еще раз самые древние и прославленные иконы святителя Николая, сохранившиеся до наших дней.

Это икона святителя Николая – “круглая доска” (Новгородский музей), о которой шла речь выше.

Икона конца XII в. из Новодевичьего монастыря (ГТГ). Ее происхождение точно неизвестно, но в Новгороде она была знаменита, иначе не оказалась бы в Москве. В 1191 г. князь Ярослав Владимирович строит деревянную Никольскую церковь на Городище (об этом – в Новгородской 1-й летописи), возможно, что икона из Новодевичьего монастыря была первоначально предназначена для этой церкви.

Икона середины XIII в. из Духова монастыря (ГРМ). Надпись неизвестного времени, мало правдоподобная и удаленная при реставрации, сообщала, что икона привезена в 1500 г. “из Диких полей”, т.е. из южнорусских степей.

Икона 1294 г. из Липенского монастыря (Новгородский музей). Икона связана, вероятно, с архиепископским покровительством монастырю и с заказом богатого новгородца Николы Васильевича. Значительная роль иконы в духовной жизни Новгорода подтверждается ее торжественным поновлением в 1556 г. .

Назовем в заключение центры почитания святителя в самой Москве и ее ближайших окрестностях по XV в. включительно:

1. Монастырь “Святого Николы Старого” в Китай-городе уже существовал в XIV в., был связан с митрополичьим домом и, вероятно, с Византией. В конце XV-XVI вв. в этом монастыре находился крупный центр иконописания. В середине XVI в. отдан греческому подворью. Главная монастырская икона не сохранилась.

2. Николо-Угрешский монастырь, основанный в XIV в. благоверным князем Димитрием Донским; оттуда происходит житийная икона святителя, исполненная в одной из видных московских мастерских. Это свидетельствует о значительной культурной роли Угрешского монастыря уже в XIV в.

3. В Кремле была какая-то церковь Николы Льняного, упоминающаяся под 1506 г. (по преданию, построена великим князем Иваном III).

Кроме того, в Москве существовало много посадских и монастырских церквей, посвященных святителю. Но ясно, что урочища, посвященные святителю Николаю, его особо чтимые иконы были в Москве не так многочисленны, как в Новгороде, ибо сама история Москвы была короче, а ее культурные традиции более ограничены. Государственные и церковно-политические обстоятельства возвышения Москвы способствовали привлечению в столицу святынь, связанных с именем великого угодника Божьего, и прежде всего его древних, особо почитаемых икон. Видимо, так появились в Москве икона Николы – “круглая доска” (в 1502 г.) и иконы для Новодевичьего монастыря (в 1514 или 1524-1525 гг.)

В период правления Ивана IV, в 1555 г., в Успенский собор Московского Кремля привозят икону Николы Великорецкого из Вятки, ее поновляет сам Митрополит Макарий, а затем в честь нее основывают придел Покровского собора на Рву. В это же время расписывают и заново освящают церковь Святителя Николая Гостунского. Летом 1553 г., когда у митрополита шел спор с еретиками (отрицавшими святость святителя Николая), вмешался сам святитель: от иконы Николы Гостунского произошло исцеление, наглядно показавшее лживость еретиков (Никоновская летопись).

В XVI в. в Москве была проведена огромная работа по подготовке различных текстов Жития святителя Николая для декабрьского тома Четьих Миней Митрополита Макария, создание иллюстрированного Жития святителя Николая (т. н. Егорьевский сборник) . К этому времени относится появление житийных икон святителя с большим количеством разнообразных клейм.

Ни в одной из стран православного мира образ святителя Николая не получил такой популярности, как на Руси. Причины этого – как в особой многогранности его служения (он – святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он – покровитель властителей, князей, он – защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа.

Протоиерей Николай Погребняк

Источники и литература:

    Азбелев С.Н. Новгородские местные летописцы. ТОДРЛ, т. 15. М., 1958.

    Андрей Критский, cв. Похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю. Христианское чтение. СПб., 1834, ч. 4, кн.10-12.

    Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – нач. XVIII вв. М., 1963.

    Гваньини А. Описание Московии. Пер. с лат., вводная статья и комментарии Г.Г.Козловой. М., 1997.

    Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

    Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса Св. Николая и похвала ему. Исследование двух памятников древнерусской письменности XI века. СПб., 1881 (Памятники древней письменности,вып. 34).

    Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888 (Памятники древней письменности, вып. 72).

    Малышева Т.Н. Почитание святого Николы в древнерусских паломнических хождениях//Почитание святых на Руси. Ч. 2. Можайск, 1996.

    Рогачевская Е.Б. Запад и Восток в памятниках книжности о Николае Мирликийском//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 8. М., 1995.

    Рогачевская Е.Б. Цикл памятников о Николе Мирликийском//Древнерусская литература. Восприятие Запада в XI-XIV вв. М., 1996.

    Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова//Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

    Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в.//Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

    Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.

    Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума/ Ред.-сост. А.М.Лидов. М., 2000.

    Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского.) М., 1982.

    Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И.Макеевой//Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.

    Шалина И.А. Икона “Святой Никола” из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа//Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.

    Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

    Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца “Круглая доска” и поздняя летописная традиция//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.