Икона Божией Матери «Живоносный Источник. Икона Божией Матери «Живоносный источник»: в чем помогает. Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник

Описание иконы БогоМатери «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»:

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос:

«Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко».

Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос:

«Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Икону Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» глубоко чтили на Руси. В Саровской пустыни в честь этой иконы был воздвигнут храм. Те больные богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский посылал молиться перед чудотворной иконой Божией Матери, получали от неё исцеление.

В пятницу Светлой седмицы после Литургии в православных храмах обычно совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник». Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.

_____________________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» молятся о сохранении праведной жизни, об исцелении телесных и душевных недугов, страстей, о помощи в скорби.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконою, именуемой «Живоносный источник»

О, Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, Живоносный Источник Твой, целебные дары на здравие душ и телес наших и на спасение миру точащи, подала еси нам, темже благодарни суще усердно молим Тя, Царице Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбей и болезней освобождение. Подаждь, Госпоже, храму сему и сим людем покровение (и святей обители сей соблюдение), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживем житие, и в будущем веце сподобимся видети Тебе Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего. Ему же слава и держава со Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Живоносный Источник»

Тропарь, глас 4

Днесь притецем вернии к Божественному и цельбоносному образу Пресвятая Богородицы, излиявшия капли своих излияний, и людем верным чудесе показавшия, яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и любезно вопием: исцели наши недуги и страсти, якоже и каркинския и тмочисленныя страсти исцелила еси; темже молим Тя Дево Пречистая, моли воплощеннаго из Тебе Христа Бога нашего спастися душа нашим.

Тропарь, глас 4

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет — Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности*, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

* Черность — свойство черного, означающее греховность.

Кондак, глас 8

От неистощимыя Ты, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащи, воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова, яко бо Слово рождшая паче смысла, молютися, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, Водо спасительная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ЕЯ ИКОНОЙ, ИМЕНУЕМОЙ "ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК"

Кондак 1
Избранной от всех родов Владычице Богородице, благодатную помощь нам являющей, похвальная восписуем Ти раби Твои Богородице. Ты же, яко Преблагая Мати Божия, излей на нас великия и богатыя милости Твоя, недуги наша исцели и скорби утоли, да благодарственное зовем Тебе: Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Икос 1
Архангел и Ангел множество недоумевают, Тебе разумно от Бога Слова, на водах землю утвердившаго, хвалити по достоянию. Мы же, Честнейшая Херувим, и Славнейшая без сравнения Серафим, во умилении о Твоих благодеяниях, на нас бывших, дерзаем звати Тебе: Радуйся, Владычице, Богом Отцем избранная; Радуйся, Духом Святым осиянная. Радуйся, рождеством Сына Божия, превознесенная; Радуйся, в женах благословенная. Радуйся, Богородицей Величаемая; Радуйся, от всех родов ублажаемая. Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 2
Видящи, Премилосердная Мати, слепца от жажды страждущего, Источник воды живыя напоения и исцеления ради воеводы, в пустыне блуждающему, показала еси: он же благодарственно возопи Тебе: Аллилуиа.

Икос 2
Разумев Божественный Твой глас, воевода, источник воды указующий, и позна его яко Купель Силоамскую, не токмо жаждущего напояет, но и от слепоты того свобождает, мы же милости Твоя ищущи, взываем Тебе сице: Радуйся, Владычице, купель спасения живописующая; Радуйся, слепоту душевную и телесную исцеляющая. Радуйся, разслабленных утверждение; Радуйся, хромых хождение. Радуйся, Мати Света, слепым очи отверзающая; Радуйся, светом истины во тьме седящих озаряющая. Радуйся, Владычице, Живонос-ный Источник верным изливающая.

Кондак 3
Сила Вышняго осеняет всех, с верою и благоговением притекающих к Живоносному Источнику Твоему, Пречистая Госпоже Владычице. Силою Вышняго осени нас, Богомати, смиренно к Тебе припадающих и молебно вопиющих: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи богатство милосердия неизреченное, всем болящим Владычице, руку помощи Твоея, недуги врачующая, страсти исцеляющая, в Живоносном Источнике Твоем обретаем: сего ради вопием Тебе сице: Радуйся, Источниче непрестающия радости; Радуйся, Чаше неизреченныя благости. Радуйся, сокровище благодати не оскудеваемое; Радуйся, милости у Тебе просящим всегда подающая. Радуйся, недугов различных исцеление. Радуйся, печалей наших утоление; Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 4
Бурею недоумения слепец смущашеся, воды ища жажду утолити. И се, якоже древле, силою Божию из камене вода источися: тако и ныне в пустыне безводней источник явися, тамо Моисей, источитель воды: зде же Ты Сама, о Богомати, служительница чудесе, темже молимся: жаждущия души наша благочестия напой водами, да зовем Тебе: Аллилуиа.

Икос 4
Слыша воевода дивный глас Твой, Мати милосердия, источник воды указующий, о еже жаждущего напоити и слепоту исцелити указующую, и событие словес зряще, возопи сице: Радуйся, Владычице, страдальцев утешающая; Радуйся, болящих восстановляющая. Радуйся, немым словеса дарующая; Радуйся, всех немощных врачующая. Радуйся, бедствующих поможение; Радуйся, унывающих утешение. Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 5
Божественную воду от Живоносного Источника Твоего, токи благодати изливающего, почерпающе во исцеление недугов душевных и телесных, Дево Богородительнице, благодарственно вопием Ти: Аллилуиа.

Икос 5
Видеша людие слепца, водою Живоноснаго Источника Твоего прозревшаго, Богомати, потщашася песньми яко дарами послужити Тебе сице: Радуйся, Владычице, милосердия двери верным отверзающая; Радуйся, надеющихся на Тебе не посрамляющая. Радуйся, бедствующих утешающая; Радуйся, от напастей освобождающая. Радуйся, изнемогающих укрепляющая; Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 6
Проповедание чуда Твоего, Мати Божия, бысть воевода, яко дивна слепец водою от Живоносного Источника Твоего прозре, сице и нам темные зеницы душевныя просвети, да благодарственно проповедуем милости Твоя зовуще: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия нам Живоносный Источник Твой, Премилосердная Мати, многоразличную благодать Сына Твоего и Бога Нашего, Христа Жизнодавца источающе. Сего ради приносим Ти пения сицевая: Радуйся, Владычице, усердная наша Заступнице; Радуйся, храмов Божиих Хранительнице. Радуйся, святых обителей преславная Игумения; Радуйся, в иночестве подвизающихся вразумление. Радуйся, монашествующих в послушании укрепление; Радуйся, всех хистиан покров и защищение. Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 7
Хотяща благочестивый Лев воевода, царем Тобою, Владычице, нареченный, благодарственная принести Тебе, храм на месте явления Твоего чудесе устрои, Живоносный Источник наименовав оный, да вси помощи Твоя имущи зде обретают, вопиюще Тебе: Аллилуиа.

Икос 7
Новая купель Силоамская, паче оныя древния, явися, Пречистая Владычице, храм Твой, в Немже поклоняемся иконе Живоносного Источника, ибо ни единою в лето и токмо первее входящим здравие тела подаеши, но выну всякий недуг душевный и телесный, врачуеши. Сего ради вопием Тебе: Радуйся, купель, в нейже скорби наша погружаются; Радуйся, чаша веселия, в нейже печали наша растворяются. Радуйся, каменю, жаждущия жизни напояеши; Радуйся, древо, горькия воды моря житейскаго услаждающее. Радуйся, животворныя воды источник не истощающийся; Радуйся, бане, греховную нашу скверну, совесть омывающая. Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 8
Странное и преславное чудо явися храм Живоноснаго Источника Твоего, Богородице, в немже жажда духовная и телесная утоляется, и болезньми одержимии исцеляются. Мы же благодать таковую прославляюще вопием Ти: Аллилуиа.

Икос 8
Всем вся, с верою приходящим на Живоносный Источник Твой, подаеши, Премилостивая Госпоже Богородице. О сих всех благодарственно вопием Тебе сице: Радуйся, Владычице, Бесплотнаго воплотившая; Радуйся, страждущих матерей утешение. Радуйся, чад безматерних охранение; Радуйся, юных Наставнице. Радуйся, младенцев воспитание: Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 9
Всякое естество Ангельское и человеческое дивится милосердию Твоему, Пресвятая Дево, яко всегда и всем являешися Помощница и Заступница, поющим Тебе: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии многовещаннии не могут воспети достойно Живоносный Источник неистощимыя благодати Твоея, ниже изъяснити силу чудес Твоих во исцеление недужных и на всякую пользу душевную и телесную человеком являемую, мы же похвальная восписуем Тебе сице: Радуйся, Храме Бога Живаго; Радуйся, Жилище Духа Святаго. Радуйся, Ангелов Славо; Радуйся, вселенныя Державо. Радуйся, мира спасение; Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 10
Спасти хотя вся страждущия, источник жизни явила еси мирови, Пресвятая Богородице, в водах благодати, да вси в скорбех и печалех исцеление и утешение приемля, благодарно зовем Тебе: Аллилуиа.

Икос 10
Стена и покров в бедах и нуждах помощи Твоея просящим сущи, Владычице мира, Живоносный Источник всем явила еси, да будет от всяких болезней ограждение, в напастех и печалех утешение, вопиющим Ти таковая: Радуйся, Владычице, гордых и строптивых человек усмирение; Радуйся, лукавых и злых намерения пресечение. Радуйся, обидимых заступление; Радуйся, обидящих вразумление. Радуйся, повинных наказание; Радуйся, невинных оправдание. Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 11
Пение всеумиленное пред Живоносным Источником Твоим паки и паки приносим Тебе, Богородице, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, приими молитвы раб Твоих и избави нас от всякия скорби и болезни, нужды и печали, да вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светозарною свещею сияет в мире лучами благодати Божественный Источник Твой, Пресвятая Богородице, чудесы явленными умы и сердца просвещающая и наставляющая звати Тебе: Радуйся, Владычице, разумов просвещение; Радуйся, сердец наших очищение. Радуйся, духа обновление; Радуйся, душ освящение. Радуйся, здравия укрепление; Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 12
Благодати Твоея Живоносный Источник имеюще, Пресвятая Дево, к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и предстательству, призри благосердием, Пресвятая Богородице, на лютое наше озлобление и исцели душ и телес наших скорби и болезни, да зовем Тебе: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Твоя чудеса, хвалим и славим Живоносный Источник Твой, Пресвятая Дево, от негоже черпающе токи многоразличныя благодати, величаем Тя похвалы сицевыми: Радуйся, Отроковице Богоизбранная; Радуйся, Невесто Боговенчанная. Радуйся, в женах благословенная; Радуйся, паче горних превознесенная. Радуйся, престолу Господню выну предстоящая; Радуйся, Заступнице наша, за мир всегда молящая. Радуйся, Владычице, Живоносный Источник верным изливающая.

Кондак 13
О, Всепетая Мати, Живоносный Источник Твой миру давшая, от негоже изливаеши нам великия и богатыя милости, приими благодарственное сие моление наше, даруй нам источник живота нынешнего и грядущаго: да выну зовем Тебе: Аллилуиа.

Каждый год православная Церковь в пятницу Светлой седмицы совершает торжества в честь празднования иконы Божией Матери "Живоносный Источник". В этот день в православных храмах совершается чин освящения воды. История появления иконы Богородицы "Живоносный Источник" восходит ко времени V века и является напоминанием о чуде исцеления Богородицей слепца у источника, находящегося вблизи Константинополя. Свидетелем этого удивительного события был воин Лев Маркелл, ставший впоследствии императором Византийской империи.

Когда Лев проходил мимо источника, он увидел слепца. Воин отправился к роднику для того, чтобы набрать себе воды и напоить незрячего. Вдруг Маркелл услышал голос, повелеваший ему зачерпнуть воду из источника и не только напоить слепца, но и наложить влажную повязку с водой на глаза болящему. Это был голос Божией Матери. Лев Маркел исполнил повеление и слепец прозрел.

Когда Лев вступил в должность главы великой империи, он воздвиг вблизи источника храм в честь Девы Марии. Дом Божий был назван "Живоносным Источником". После завоевания мусульманами Византии храм был разрушен. Восстановили Дом Божий близ источника только в XIX веке.

Сам же образ "Живоносный источник" является более поздним "прототипом" древней иконы Богородицы типа "Знамение". На древнем Влахернском первообразе изображалась Богоматерь у источника. Из рук Девы Марии истекала святая вода. Первоначально на иконе "Живоносный Источник" не изображался целебный родник. Позднее в иконографию вошли чаша со святой водой, а также источник или фонтан.

К самым ранним изображениям Богородицы "Живоносный Источник" относят образ, найденный в Крыму, относящийся историкам к XIII веку. С середины XIV века появляются образы Богородицы "Живоносный Источник" с чашей и располагающимся над ней целебным источником. В XV веке образ типа "Живоносный Источник" появился на горе Афон в монастыре святого Павла. Богородица с младенцем изображены в чаше.

На Руси иконы типа "Живоносный Источник" начали появляться в XVI веке, когда в практику вошел обычай освящать водные источники при монастырях, посвящая их Пресвятой Богородице.

Необходимо сказать также и о других названиях иконы, нашедших свое отображение в русской традиции. К таковым относят названия "Живоносной Источницы", "Источная" и "Живоприемный Источник".

Совет 2: Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет": история и иконографические особенности образа

Пресвятая Богородица особо любима и почитаема русским народом. Одним из проявлений любви к Божией Матери всегда являлось написание святых образов Девы Марии. 16-го апреля православная Церковь совершает особые торжества в честь празднования иконы Богородицы "Неувядаемый цвет".

Временем появления образа Богоматери типа "Неувядаемый Цвет" принято считать XVII век. В настоящий момент существует две версии о том, где была написана эта святая икона. По одной из версий автором образа считается афонский монах, другие предполагают, что икона была написана в Константинополе.


Основой для создания образа "Неувядаемый Цвет" послужили слова из акафиста Божией Матери, в которых Богородица сравнивается с неувядающими и благоуханными цветами. Ученые-культурологи предполагают, что тип написания иконы "Неувядаемый Цвет" сформировался под влиянием западной иконографии.


Неотъемлемой частью всех художественных образов икон "Неувядаемый Цвет" является присутствие цветов. Варианты могут быть различны. Цветы могут быть написаны по краям иконы, либо изображается процветший жезл, а иногда Богоматерь с младенцем стоит на постаменте из цветов.


Одежды Богородицы и младенца Христа чаще всего царские, что указывает на особую божественную власть Господа и великое положение его Пречистой Матери.


На иконах "Неувядаемый Цвет" изображаются различные цветы. Например, лилии или розы. Белоснежные собой особую чистоту Царицы Небесной, а роза является универсальным символом любви, присущей Богородице как главной ходатаице перед Богом о людях.


Празднования в честь иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" совершаются дважды в году: 16-го апреля и 13-го января.


Перед образом Божией Матери "Неувядаемый Цвет" молятся о сохранении душевной чистоты и наставлении на путь духовного совершенствования. Особо почитается эта икона среди незамужних девушек, так как в русской культуре и православной традиции принято молиться о достойном женихе именно перед этим святым образом Богоматери.

Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм - свидетельство о чудесной силе источника.

После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг.

В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды - оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления)

Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после - также и водоем и фонтан.

На Светлой Седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся Литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход.

В этот же день на Литургии читается Евангелие об изгании торгующих из храма.

Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Икона Божией Матери “Живоносный источник”

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Молитва перед иконой Божией Матери «Живоносный источник»

О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надеждо наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь.

С безграничной любовью и почитанием относятся в христианском мире к Небесной Царице — Пресвятой Деве Богородице. Да и как же можно не любить нашу Заступницу и Молитвенницу перед Престолом Божьим! Её ясный взор устремлён на нас с бесчисленного множества икон. Великие чудеса явила Она людям через свои образа, прославившиеся как чудотворные. Одним из самых известных среди них является икона Божией Матери «Живоносный источник».

Чудо, явленное в священной роще

Священное предание повествует о том, что в давние времена, когда Византия была ещё процветающим государством и сердцем мирового православия, вблизи её столицы Константинополя, совсем недалеко от знаменитых «Золотых ворот», находилась священная роща. Посвящена она была Пресвятой Деве Марии. Под сенью её ветвей струился из земли источник, навевая прохладу в жаркие летние дни. Ходили тогда в народе слухи о том, что вода в нём имеет некие целебные свойства, но никто не принимал их всерьёз, и постепенно забытый всеми источник зарос тиной и травой.

Но вот однажды, в 450 году, некий воин по имени Лев Маркелл, проходя через рощу, встретил слепца, заблудившегося среди густых деревьев. Воин оказал ему помощь, поддержал, пока тот выбирался из зарослей, и усадил в тени. Когда же он стал искать воду, чтобы напоить путника, то услышал чудный голос, повелевший ему отыскать поблизости заросший источник и омыть его водой глаза слепому.

Когда сердобольный воин выполнил это, то слепой неожиданно прозрел, и оба они пали на колени, вознося Пресвятой Деве, так как поняли, что именно её голос раздавался в роще. Царица Небесная предрекла Льву Маркеллу императорскую корону, что и сбылось через семь лет.

Храмы ― дары благодарных императоров

Достигнув высшей власти, Маркелл не забыл чудо, явленное в священной роще, и предсказания о его столь удивительном возвышении. По его приказу источник очистили и обнесли высоким каменным бордюром. С тех пор он стал именоваться Живоносным. Здесь же возвели храм в честь Пресвятой Девы, специально для него была написана икона Божией Матери «Живоносный источник». С этих пор многими чудесами прославился благодатный источник и икона, хранящаяся в храме. Тысячи паломников стали стекаться сюда с самых отдалённых концов империи.

Через сто лет правивший тогда император Юстиниан Великий, страдая от тяжёлой и неизлечимой болезни, приехал в священную рощу, где стоял храм иконы Божией Матери «Живоносный источник». Омывшись в благодатных водах и совершив молебен перед чудотворным образом, он вновь обрёл здоровье и силы. В знак благодарности счастливый император повелел выстроить рядом ещё один храм и, кроме того, основать монастырь, рассчитанный на большое количество насельников. Так всё более и более прославлялась икона Божьей Матери «Живоносный источник», молитва перед которой способна была исцелить от самых тяжких недугов.

Падение Византии и разрушение храмов

Но обрушились на Византию страшные бедствия 1453 года. Великая и некогда процветавшая империя пала под натиском мусульман. Закатилась великая звезда православия. Нечестивые захватчики предавали огню христианские святыни. Был повержен в руины и храм иконы Божией Матери «Живоносный источник», и все монастырские постройки, стоявшие поблизости. Уже гораздо позже, в 1821 году, была предпринята попытка возобновить в священной роще молитвенные служения, и даже построена небольшая церковь, но она была вскоре разрушена, а благодатный источник засыпан землёй.

Но не могли спокойно взирать на это святотатство люди, в чьих сердцах горел огонь истинной веры. Тайно, под покровом ночи, расчистили православные свою поруганную святыню. И так же тайно, рискуя жизнью, уносили, спрятав под одежду, сосуды, наполненные его Так продолжалось до тех пор, пока не изменилась внутренняя политика новых хозяев страны, и православным не было дано некоторое послабление в совершении богослужений.

Тогда была построена на месте разрушенного храма небольшая церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник». А так как православие не может быть без милосердия и сострадания, то соорудили при церкви богадельню и больницу, в которой по молитвам к Пречистой Заступнице нашей обретали здравие многие страждущие и увечные.

Почитание святых икон на Руси

Когда с падением Византии закатилось на Востоке солнце православия, то с новой силой воссияло оно на святой Руси, а с ним во множестве появились богослужебные книги и святые образа. И немыслима была тогда жизнь без смиренных и мудрых ликов угодников Божьих. Но особое отношение было к образам Спасителя и Его Пречистой Матери. Среди наиболее почитаемых икон были те, что написаны в давние времена на берегах Босфора. Одной из них является икона Божией Матери «Живоносный источник».

Следует заметить, что начиная с XVI века в России вошло в практику освящать источники и водоёмы, находящиеся на территориях монастырей или вблизи них, и вместе с этим посвящать их Пресвятой Богородице. пришёл к нам из Греции. Также получили распространение многочисленные списки с византийского образа «Живоносный источник». Однако композиций, написанных на Руси ранее XVII столетия, до сих пор не обнаружено.

Образ Богородицы в Саровской пустыни

В качестве примера особой любви к ней можно вспомнить знаменитую славу которой принёс своим именем незакатный светоч православия - Саровский. В той обители был специально возведён храм, в котором хранилась икона Божией Матери «Живоносный источник». Значение её в глазах верующих было столь велико, что преподобный старец в особо важных случаях посылал паломников помолиться Богородице, преклонив колени перед этой Её чудотворной иконой. Как явствует из воспоминаний современников, не было случая, чтобы молитва осталась не услышанной.

Образ, укрепляющий в борьбе со скорбями

В чём же сила, которой обладает икона Божьей Матери «Живоносный источник»? В чём помогает она и о чём можно её просить? Самое важное, что несёт людям этот чудотворный образ, — избавление от скорбей. Жизнь, к сожалению, полна ими, и не всегда у нас хватает душевных сил с ними совладать.

Они исходят от врага человеческого, так как являются порождением неверия в промыслительность Божью. Вот в этих случаях и несёт покой в души людские «Живоносный источник» - икона Божией Матери. О чём молятся ещё Пречистой Заступнице нашей? О том, чтобы уберегла нас и от самих источников этих скорбей — бед и невзгод житейских.

Празднования в честь святой иконы

В качестве ещё одного примера особого почитания этой иконы следует упомянуть, сложившуюся на протяжении многих веков традицию служить в пятницу Светлой седмицы водосвятный молебен перед этим образом. Служится он во всех церквях сразу же по окончании литургии. С древних времён принято было окроплять водой, освящённой на этом молебне, сады, огороды и пашни, призывая тем самым помощь Пресвятой Богородицы в даровании богатого урожая.

Праздник иконы Божьей Матери «Живоносный источник» принято отмечать дважды в год. Один раз это происходит 4 апреля, так как именно в этот день в 450 году явилась Богородица благочестивому воину Льву Маркеллу, повелев возвести в святой роще храм в её честь и молиться в нём о здравии и спасении православных христиан. В тот день непременно исполняется акафист иконе Божией матери «Живоносный источник».

Второй праздник происходит, как сказано выше, в пятницу Светлой седмицы. В тот день церковь вспоминает обновлённый храм в честь этой иконы, находившийся некогда вблизи Константинополя. Кроме чина водосвятия, празднование сопровождается также Пасхальным крестным ходом.

Особенности иконографии образа Богородицы

Следует особо остановиться на иконографических особенностях данного образа. Принято считать, что икона Божией Матери «Живоносный источник» восходит своими корнями к древнему византийскому образу Пречистой Девы, именуемому «Владычица Победительница», которая является, в свою очередь, изводом Богородичного образа «Знамение». Впрочем, единого мнения по этому вопросу у искусствоведов нет.

Если изучить распространявшиеся в своё время списки иконы, то не трудно заметить некоторые существенные композиционные изменения, вносимые на протяжении веков. Так, в ранних иконах отсутствует изображение источника. Также не сразу, а лишь в процессе разработки образа вошли в его композицию чаша, именуемая фиалой, водоём и фонтан.

Распространение святого образа на Руси и на Афоне

О распространении этого образа на Руси свидетельствует ряд археологических находок. Так, например, в Крыму во время раскопок было найдено блюдо с изображением Богородицы. Её фигура с молитвенно воздетыми руками изображена в чаше. Датируется находка XIII веком и считается одним из ранних изображений подобного рода, находящихся на территории нашей страны.

Описание другого изображения, соответствующего образу «Живоначального источника» XIV века, можно найти в работе церковного историка Никифора Каллиста. Он описывает образ Богородицы в фиале, установленной над водоёмом. На данной иконе Пресвятая Дева изображена с Младенцем Христом на руках.

Интересна также фреска «Живоносный источник», находящаяся на Святой Горе Афон. Она относится к началу XV века. Её автор — Андроник Византиец - представил Богородицу в широкой чаше с благословляющим Предвечным Младенцем на руках. Название образа написано греческим текстом по краям фрески. Также подобный сюжет встречается и в некоторых иконах, хранящихся в различных

Помощь, изливаемая через этот образ

Но всё же в чём неповторимая притягательность этого образа, чем так влечёт к себе людей икона Божьей Матери «Живоносный источник»? В чём помогает и от чего хранит она? Прежде всего, образ этот несёт исцеление всем страждущим телесно и в молитвах своих уповающим на помощь Царицы Небесной. Именно с этого началось его прославление в древней Византии. Этим он снискал любовь и признательность, оказавшись среди просторов России.

Кроме этого, успешно врачует икона и душевные недуги. Но главное - спасает прибегающих к ней от пагубных страстей, так часто обуревающих наши души. Именно от их влияния спасает «Живоносный источник» - икона Божией Матери. О чём молятся перед ней, о чём просят Царицу Небесную? Прежде всего, о даровании сил справиться со всем низким и порочным, что заложено в нас повреждённой первородным грехом человеческой натурой. К сожалению, есть многое, что превосходит человеческие возможности и в чём мы бессильны без помощи Господа Бога и Его Пречистой Матери

Источник жизни и истины

Во всех случаях, на каком бы композиционном решении ни остановился автор того или иного извода этого образа, следует прежде всего понимать, что Живоносным источником является Сама Пречистая Дева, через которую воплотился в мир Тот, Кто даровал жизнь всем сущим на земле.

Он изрёк слова, которые стали тем камнем, на котором был возведён храм истинной веры, Он явил собой людям и путь, и истину, и жизнь. И тем благодатным Живоносным источником, струи которого омыли от греха и напоили собой Божественную ниву, стала для всех нас Царица Небесная, Пресвятая Дева Богородица.

Дни почитания - каждый год в пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели).

Молятся все, кто болен телесно, и по молитвам своим получают исцеления от самых тяжелых заболеваний. Молитвы перед этим образом исцеляют и от страстей, часто обуревающих человеческую душу, лишающих нас жизненной силы и от душевных болезней. Молятся для исправления нравственных пороков, ведущих к духовной гибели человека.

Недалеко от «Золотых ворот» в славноизвестном городе Константинополе в V столетии находилась роща, посвященная Пресвятой Богоматери. В роще этой бил источник, которому множество чудес приписывают. Со временем воду затянуло тиной, а на месте этой разросся кустарник.

История иконы очень интересна. Однажды воин Лев Маркелл, который в скором времени стал императором, встретил здесь слепца. Тот был беспомощным путником, который потерял свою дорогу. Лев взял мужчину и помог найти ему тропинку, после усадил его в тени, чтобы тот мог отдохнуть от дороги нелегкой, а сам направился в поисках воды. Вдруг, из откуда ни возьмись, голос появился, который говорил мужчине, что не нужно воду далеко искать, потому что близко она. Удивленный таким явлением Лев стал воду искать, но найти ее не получилось. Разочаровался, уже было мужчина, как тут опять голос прозвучал. На этот раз получил он более подробные указания того, что и как ему делать. Услышал Лев, что нужно тину положить слепцу на глаза, а самого его напоить водой из источника. Сказал ему голос, что в скором времени построит мужчина в честь его храм здесь, и многие верующие, приходя сюда с молитвами, смогут избавиться от недугов своих. Все повеленное Лев исполнил, после чего исцелился слепец моментально, и до Константинополя нашел он путь самостоятельно, прославляя при этом Матерь Божию. Произошло чудо это еще в те времена, когда Маркиан императором был (391-457 г.г.).

На смену императору Маркиану пришел Лев Маркелл (457-473 г.г.). С его приказа был очищен источник и заключен в каменный круг, над которым в скором времени возвели церковь в честь Богородицы. Поскольку в источнике появилась благодать Божией Матери, творящая чудеса, приказал император Лев именовать родник, как «Живоносный источник».

Еще одно чудо произошло, но на этот раз с императором Юстинианом Великим (527-565 г.г.). Был он глубоко верующим и страдающим от водяной болезни. Один раз, когда полночь охватила землю его, явился голос неизвестный. Молвил он, что для исцеления царю нужно испить воды из источника священного. Не знал мужчина, где находится тот источник, и пал от этого в унынье. Затем явилась ему Матерь Божия, велевшая царю встать и идти к источнику, который вернет ему прежнее здоровье. Не мог больной оставить незамеченными слова Владычицы, и выздоровление ждать не заставило. Настолько благодарным был император за исцеление свое, что вблизи от храма, возведенного Львом, построил новый, при котором через некоторое время создан был многолюдный монастырь.

В XV веке стены храма «Живоносного источника» разрушили мусульмане. На входе к развалинам поставили стражника, который был турком. Он не позволял подходить к павшему храму никому. Постепенно строгие порядки смягчились, а христианам было позволено построить на том месте церковь. Однако и эту святыню ждала доля несчастная, в 1821 г. церковь была разрушена, а творящий чудеса источник, засыпан. Не могли христиане оставить все так, расчистили источник и продолжали черпать из него воду. Однажды среди обломков нашли люди полусгнивший лист, в котором хранились сведения о 10-ти чудесах, сотворенных от Живоносного источника, которые произошли в период с 1824 г. по 1829 г. Когда земель этих управителем стал султан Махмуд, то православные получили больше свободы и не смогли не воспользоваться ею. Снова был построен храм над Живоносным источником. В 1835 г. церковь освятил патриарх Константин. При храме располагались больница и богадельня.

4 апреля каждого года, а также в пятницу Светлой седмицы принято праздновать обновление константинопольской церкви в честь Живоносного источника. В уставе Православной церкви указано, что должен в этот день совершаться чин водоосвящения с пасхальной крестной ходой.
Богоматерь вместе с Богомладенцем на иконе представлена над громадной чашей, которая стоит в водоеме. К водоему этому пришли люди, страждущие страшными недугами телесными и душевными. Все они желают напиться воды живительной и получить исцеление.

Находится в Храме во имя пророка Божия Илии (ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ) в Черкизове , г.Москва