Игры и игрушки народов мира когда появились. Народная игрушка разных стран Текст этой презентации

Книжная выставка «В каждой избушке - свои игрушки», подготовленная отделом литературы по искусству, знакомит читателя с самым старым видом народного искусства - игрушкой.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. На протяжении многих веков игрушка видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры народа.

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают игрушку, выражая в ней свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов - дерева, глины, соломы, только в XVIII-XIX вв. их стали выполнять из воска, фарфора, а в XX столетии - из пластика.

Рассмотрим примеры народных игрушек нескольких стран.

Если мы обратимся к традициям Японии , то узнаем, что первой куклой была Кокэси - деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, а также в качестве поминальных кукол. Постепенно куклы стали обычными игрушками - их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие - из дерева, лоскутов, японской бумаги, в XX в. появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш. Причем, кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Кукла у эскимосов и ненцев долгое время символизировала связь с потусторонними силами, ей приписывалась своя энергетика. Долгое время народные мастера изготавливали кукол, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот. Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, т. к. девочки рано выходили замуж, а в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) - это значило, что в семье будет много детей. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

В странах Африки кукол изготавливали вручную и передавали из поколения в поколение. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. В изготовлении кукол использовались самые различные материалы - ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Некоторые куколки изготавливались шаманами специально для ритуала.

Игрушки Американского материка тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, т. к. жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початки кукурузы, перья, дерево, полотно. По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов - из початков кукурузы.

Славяне изготавливали игрушку из подручных материалов - золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная изо льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек - символов благополучия и счастья, крупеничек - символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли - считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха - символом богатства, перловка - сытости, овес - силы.

Другие распространенные куклы - куклы-стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженой травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Удивительный и разнообразный мир народной игрушки - это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры. Народная кукла является замечательным средством эстетического воспитания детей. Так пусть живет и радует нас это старинное искусство, согревающее человеческие души.


Приглашаем всех желающих посетить книжную выставку, где представлены красочные энциклопедии, комплекты открыток, репродукции, а также статьи из журналов «Кукольный мастер» и др.

Выставка продлится до конца июня в читальном зале № 6 (2-й этаж).

Из материалов, представленных на выставке:

85.126.7
Г 593
К-608110-КФ
К-608111-КФ
К-608112-Ч-6

Годок, А. Г. Куклы-обереги. Круг женской силы: мастер-классы, психологические практики / А. Годок. - Челябинск: [б. и.], 2015. - 35, с. : цв. ил.

Читать в ЛитРес *

85.126.7
К 736
К-551086-Ч-6

Котова, И. Н. Русские обряды и традиции: народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова; [рис. А. С. Котовой, М. В. Марковой]. - Санкт-Петербург: Паритет, 2003. - 236, с., л. цв. ил.

85.126.7
М 801
К-582860-Ч-6

Морозов, И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре: кросскультур. исслед. идеологии антропоморфизма / И. А. Морозов; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва: Индрик, 2011. - 351 с., л. ил.

Читать в ЛитРес *

85.126.7
Р 892
Д-268178-Ч-6

Когда появились игрушки? Можно смело предположить, что возраст игрушки совпадает с возрастом человечества. Дети играют везде и всегда. В культуре каждого народа игрушка занимает своё, и очень важное место. И во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

Существуют несколько точек зрения о возникновении игрушек игру породил труд; в древности труд и сам в себе нёс элементы игры; игрушки являлись отображением быта, окружающего ребенка, и позволяли детям через игру подражать взрослым; игрушка - отвлеченный от игры предмет, - зарождение искусства; изначально игрушки имели культовое значение или являлись воплощениями мифологических персонажей или олицетворяли силы природы.

игрушки изначально были многозначными и несли в себе целый ряд самых различных аспектов. Насколько многообразны версии о происхождении игрушек, настолько многообразны и виды игрушек, распространенных по всему миру. При этом большинство из них встречается в том или ином виде в самых разных уголках мира: погремушки, свистульки, куклы, фигурки животных или людей, волчки, обручи, палочки, кости… Первые упоминания об игрушках находятся в древних книгах памятниках письменности Античного мира. Изображения игрушек встречаются на древних сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства - это сами игрушки найденные в разные времена археологами. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Во что играли в Древнем Египте Большое разнообразие игрушек было обнаружено при раскопках Древнего Египта. Там были найдены не только простейшие фигурки, но и игрушки с несложными механизмами движения. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны коникаталки, сделанные в V в. до н. э.

Археология об игрушках Археологические работы по всему миру привнесли немало удивительных открытий в историю возникновения игрушки. К сожалению, часто игрушки делали из материалов, которые подвержены быстрому разрушению и плохо сохраняются. Но и те находки, которые попались в руки ученых, свидетельствуют о том, что игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Кто изобрел игрушку? «Возможно, первые игрушки нашим далеким предкам дарила сама природа: ракушки, камни, листья и цветы, кости животных или причудливые древесные сучья. Однако об этом можно только догадываться. По аналогии с современностью можно предположить и то, что любой предмет самого серьезного назначения в быту взрослых, попадая в руки ребенка, становился игрушкой. А быть может, первые "настоящие" игрушки стали делать для себя сами дети, а потом взрослые, наблюдая за детьми, поняли необходимость игрушек и стали изготавливать их специально. Археологи нашли только те из игрушек, что не поддались разрушительному действию времени. К тому же таких находок очень мало, чтобы строить версию совершенно достоверную. Происходили смены цивилизаций, умирали одни и рождались новые. Изменялись дети, и изменялись взрослые. Изменялись игрушки. Но есть среди них общие для всей истории человечества.

Погремушка, мяч, волчок и кукла Эти игрушки возникли во времена человеческого детства. Пройдя сквозь многогранный калейдоскоп нравов, укладов, привычек, вкусов, религий, они живут и сейчас. Однако при всем их удивительном сходстве есть не менее удивительное глубокое различие в содержании игры с этими игрушками у разных народов, » - - писала Галина Дайн, научный сотрудник Загорского музея игрушки. Журнал «Вокруг света» , ноябрь, 1971.

Детская современного дошкольника …заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

Разнообразны ли современные игрушки? Пестрое разнообразие современных игрушек сводится лишь к полутора десяткам игрушечных типов. Истоки большинства из них - в глубоких пластах человеческой культуры. Таковы игрушки-каталки, неваляшки, волчки, звуковые игрушки (свистульки, пищалки, погремушки, пищалки), игрушки-сюрпризы, головоломки, игрушки с примитивным механическим движением, игрушки на ловкость и, конечно, древнейшие образные игрушки в виде людей, зверей и птиц. Они издавна сопровождали человека, защищали, развлекали и обучали его, помогая постичь окружающий мир. И не удивительно, что игрушки эволюционировали вместе с человеком, не только совершенствуя свои формы, но и меняя функции. Начиная с рубежа XIX-XX столетий специалисты переосмыслили творческий потенциал детской игры не только как развлечения, но и как способа постижения мира. И игрушке, как средству (или цели?) игры, стало отводиться очень важное место.

Традиционная игрушка Простота форм, гениальная по своей выразительности, присущая традиционной игрушке - продукту народных промыслов, привлекла внимание профессионалов, занимавшихся на рубеже XIX-XX веков оформлением детского игрового мира. Это был период культурного кризиса. В это время зародилось реформаторское художественнопедагогическое движение, которое своими идеями активизировало интерес к народным корням. С конца ХIХ века она погибала в непосильной конкуренции с дешевой промышленной продукцией. С последней трети XIX века по всей Европе открывались музеи игрушек. В начале XX века в Лондоне, Париже, Санкт. Петербурге, Нюрнберге и других крупных городах Европы один за другим проходили интернациональные конкурсы и выставки для художников и ремесленников, занимавшихся изготовлением игрушек.

Над образами игрушек в поисках современных форм через возращение к "народности" трудились мастера по всей Европе Новая эстетика создавалась через отказ от натуралистического оформления игрушки. Художники стремились к созданию игрушки, которую отличали подчеркнутая образность, стилизация и упрощение естественных форм до характерного точно найденного силуэта, полагая особенно эффективными принципы удачного соединения современной эстетики и рациональных методов изготовления. Этому способствовало и влияние новых педагогических теорий, доказывающих, что игрушка для маленьких детей не может быть сложной и слишком реалистической.

Игрушка XX века соединила в себе элементы художественного ремесла, декоративно-прикладного искусства и зарождающегося дизайна. Реформаторское движение начала XX века оставило после себя новые педагогические представления, в первую очередь именно об игрушках, которые в основных своих тезисах актуальны по сей день. Именно благодаря движению художественного воспитания мир игрушек впервые за всю свою историю привлек к себе столько мастеров и специалистов из всех областей науки и искусства, стремящихся улучшить и украсить детский мир, противостоять "промышленным дешевкам", сделать современную игрушку соответствующей тем важнейшим функциям, которые она призвана играть в жизни маленького человека, в его воспитании и освоении им окружающего мира. Изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

Жизнь игрушки в наши дни В настоящее время все обозначенные вопросы относительно "игрушечного мира" по-прежнему остаются актуальными. Специалисты и мастера во всем мире уделяют много внимания изучению истории игрушки, её влиянии на ребенка, эстетическим и познавательным её свойствам. Однако, не смотря на вновь возрождающийся интерес и большое внимание к традиционным игрушкам в наше время, многие народные промыслы в России, специализирующиеся на игрушках, переживают трудные времена или находятся в упадочном состоянии.

Свистульки История глиняной свистульки началась более пяти тысяч лет назад. В древности они имели сакральное значение, заключали в себе четыре элемента Творения. Гончар смешивал две стихии – Землю и Воду, чтобы получить материал для изготовления свистульки. Затем уже готовое изделие он обжигал Огнем, а чтобы извлечь из него мелодичный звук, нужна еще одна стихия – воздух. Первоначально свистульки были предметом культа и средством коммуникации, издавая один или несколько звуков, позднее превратились в игрушки и забавы, но многие люди и сейчас верят что, что свист отпугивает злые силы. Свистульки настолько популярны, что в Европе до сих пор проходят свистулечные фестивали. В Италии и Испании это - целая традиция. В России такие фестивали, к сожалению исчезли в конце 19 века. С точки зрения полезности свистулек для ребенка, то помимо того, что они дарят веселое настроение, они «имеют целью до некоторой степени развить напряжение легких» - писал врач-педиатр и педагог Е. А. Покровский в своей работе «Физическое воспитание детей у разных народов» в 1895 году.

Типы свистулек сосудообразные (распространены на всех континентах) фигуры со свистком, который находится не в самом сосуде, а в его подставке (Португалия, Испания, Майорка, Мексика) водяные свистульки- «соловьи» , конструкция которых остается неизменной при всем разнообразии форм по всему миру (Болгария, Румыния, Чехия, Финляндия, Латвия и др.) глиняные музыкальные инструменты - окарины (распространены на всех континентах)

Окарины в виде птиц. Перу На рисунке - традиционный для культуры Инков геометрический узор. Инкам религия не запрещала изображать людей. Часто видеть насекомых, зверей, особенно изображения птиц, к которым у перуанцев явно неравнодушное отношение. Многие имена и названия городов включают слово Уаман, что значит сокол - стремительная птица, предмет восхищения. Фотография с сайта http: //www. rustoys. ru

Окарины в виде дудки. Перу Простые геометрические формы на узорах могли быть зачатками так и не успевшей появиться у древних инков письменности (к приходу испанцев все записи велись в виде узелков на нитках). С другой стороны, все исследователи отмечают логическую простоту и стройность языка кечуа - стремление упорядочить и упростить необъяснимый хаос мира, полного враждебных духов, находило удовлетворение в правильности узора. В отличие от обыкновенных дудок имеет дырочки не только сверху, но и на нераскрашенном брюшке. Фотография с сайта http: //www. rustoys. ru

Окарины в виде дудки. Перу Рисунки на этих окаринах очень древние. Круглые окарину имеют рисунки народа Наска. В Наска использовались одиннадцать различных цветов, каждый рисунок Наска - это проблема, любопытная головоломка. Более овальные окарины имеют узоры народа Инка. Размер окарины 8 см, шесть дырочек сверху, три снизу. Полутона извлекают, частично прикрывая игровые отверстия. Фотография с сайта http: //www. rustoys. ru

Многоствольная тростниковая флейта (флейта Пана) Такие дудочки были в очень многих культурах. Это и греческий Сиринкс, и европейский Панфлет, и украинская свирель. На Руси такая флейта называлась кугиклы (кувиклы, цевница). Из тростника, дудника, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину, вырезались трубочки разной длины, их держали в руках и свистели в каждую поочередно.

Праздничная филимоновская свистулька В деревне Филимоново Тульской губернии занимались производством глиняной посуды. А свистулька - праздничная игрушка, и делали их весной, перед Пасхой, когда справлялся праздник весны, и раскрашивались они очень ярко. Большинство филимоновских свистулек имеет комический сюжет, например, наездник может ехать верхом не только на коне, но и на птичке или даже на поросенке. И, конечно, любимые котики, козлики, зайчики, барашки, коники, петушки. . .

Вологодская гуделка из бересты Звук гуделки напоминает крик молодого бычка весной. А это всего-то лишь береста свернутая в трубочку и связанная цветной ниткой. Бывало, так он грянет, Так свиснет высоко - В деревнях репа вянет И киснет молоко. А если в чистом поле Засвищет до зари, Повалятся со свистом С коней богатыри! Андрей Усачев

Проверим себя? Когда возникли первые игрушки? Кто, предположительно, их изобрел? Для чего нужны игрушки (мнение ученых)? Какими игрушками играли в Древней Греции? Где придумали игровые кости? Какие музыкальные инструменты – тоже игрушки? Назовите два русских народных промысла, где изготавливаются игрушки из природных материалов

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир игрушек народов разных стран очень многообразен. По сути, люди создают кукол, выражая в них свое мироощущение. Изначально они создавались только из природных материалов – дерева, глины, соломы, только в 18-19 столетии их стали выполнять из воска, фарфора, а в 20 столетии и пластика.

Если мы обратимся к традициям Японии, то узнаем, что первой куклой была Кокэси – деревянная игрушка без ног и рук, чем-то напоминающая русскую матрешку. Изготавливали кокэси из вишни, клена, кизила, расписывали вручную растительными и цветочными мотивами. Считается, что сначала куколки использовались шаманами для проведения обрядов, их использовали также в качестве поминальных кукол.

Постепенно куклы стали обычными игрушками – их давали детям, чтобы развлечь их, а взрослые начали изготавливать куда более трудоемкие забавы – из дерева, лоскутов, японской бумаги, в 20 столетии появились большие интерьерные куклы, которые чаще были изображением гейш

Причем кимоно для таких кукол вышивалось вручную, его украшали драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому и стояла такая красота на верхних полках, куда не могли дотянуться дети.

Куклы у эскимосов и ненцев долгое время символизировали связь с потусторонними силами, им приписывалась своя энергетика, поэтому долгое время народные мастера изготавливали их, не прорисовывая нос, глаза, уши, рот. Считалось, что обретая людские черты, кукла может оживать и испугать малыша. Кукол в семьях северных народов было много, девочки рано выходили замуж, поэтому в их приданое обязательно входили и любимые игрушки. Постепенно куклы приобретали людские черты, их одевали в национальные костюмы, дабы сохранить культуру.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами.

Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья

Крупеничка – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Матрешка считается русской национальной расписной куклой нашей страны. Далеко не всем известно о том, что она берет свое начало в Китае, а вот в России их стали делать после того, как в конце XIX в. в Москву А. Мамонтова привезла фигурку японского старичка, которая раскрывалась. В середине первой находилась такая же статуэтка, только меньших размеров, а за ней еще и еще.

Фигурки раскрывались до той поры, пока на днепоследней не обнаруживалась самая крохотная. Русские мастера создали и разрисовали игрушку, состоящую из восьми фигурок. Все они изображали женщину, а на самой маленькой нарисовали младенца. Назвали игрушку Матрешкой в честь наипопулярнейшего тогда в Москве имени - Матрена.

« Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское

Филимонские игрушки

Дымковские игрушки

Во многих музеях выставлены этнические экспозиции кукол разных народов мира. Их можно безошибочно узнать по характерным чертам лица и нарядам.

В странах Африки кукол изготавливали вручную, передавали из поколения в поколение. Их сплетали из травы, вырезали из дерева. Этнических кукол использовали в религиозных обрядах, одевали в красочные ткани, украшали браслетами, бусами. Использовались самые различные материалы – ткани, шерсть, бисер, пальмовые листья, трава, початки кукурузы, глина. Как правило, куклы изображали не детей, а уже взрослых замужних женщин, одетых в традиционные одежды. Были и куколки, изготавливаемые шаманами специально для ритуала – здесь уж к их качеству и внешнему виду особо не придирались.

Кукол находят и на Американском материке, они тоже могут рассказать многое о том, как жили коренные народы. У индейцев такое ремесло было в чести, у каждого племени куклы были особыми, техники и материалы тоже существенно отличались, ведь жили люди в разной природной среде. Для изготовления кукол использовали волокна болотных растений, мех, кожу, початку кукурузы, перья, дерево, полотно.

По кукле можно было определить, каким племенем она изготовлена: к примеру, индейцы навахо считались прекрасными охотниками, поэтому и куклы были украшены кожей и мехом, куклы индейцев холи изготовлены из дерева, иннуитов – из початков кукурузы.

Если присмотреться, то в каждой кукле вы увидите традиционные национальные черты. В последнее время все больше производителей выпускает этнические коллекции игрушек, одетых в наряды разных народов мира. Наиболее популярна – Барби. Вот Барби-мексиканка

вот – кенийка Вот - полинезийская Барби.

Более старые игрушки в основном хранятся в музеях или частных коллекциях. Это действительно предметы искусства, ими хочется любоваться, ведь они несут в себе отпечаток старинной культуры.

Тильда – это некий предмет, выполненный из ткани в виде куклы, зверька или какого-то предмета. У данного вида игрушек есть несколько особенностей: они с мягкими и плавными силуэтами, лица и мордашки тильд очень условны, и все они между собой похожи узнаваемой цветовой гаммой с насыщенными и спокойными оттенками.


Игрушки народов мира


Как только на земле первый мастер сотворил свою первую куклу, наша жизнь на протяжении многих тысячелетий неразрывно связана с этими таинственными и загадочными существами: куклы встречали человека при рождении и сопровождали его в загробный мир, куклы жили во дворцах и храмах, в залах знатных вельмож и в лачугах бедных крестьян. Куклам посвящено много песен и стихов, для них шили самые смелые наряды и доверяли самые сокровенные тайны. Кукла создана по образу и подобию человека. Еще в древнем Риме куклы использовались так же, как используются сейчас модные журналы - их посылали из столицы в провинцию, для того чтобы древние модницы были в курсе последних тенденций.


Сейчас мы с вами не сможем ответить на вопрос, когда, в каком веке была создана первая кукла. Известно лишь, что самой старой фигуре из кости мамонта с подвижными конечностями, найденной в Чехословакии, 30-35 тысяч лет. В Египте, Греции, Италии и других странах на раскопках древних поселений находили кукол с шарнирами в суставах и настоящими волосами. По мнению исследователей, самые первые куклы имели самое непосредственное отношение к культу смерти. Кукла олицетворяла собой умершее тело, которое хоронили, уже после похорон реального покойника, считалось, что это не даст ему возможности вернуться из загробного мира и причинить вред живущим. Уже позднее во многих племенах появился обычай после смерти родственника изготавливать деревянную куклу, которая впоследствии становилась пристанищем души умершего, кукле преподносили дары, оберегали и поклонялись, ухаживая как за живым человеком. В некоторых африканских племенах эта традиция сохранилась и по сей день. Именно в Африке, дожили до наших дней отголоски древнеегипетского заупокойного культа. Африканцы свято верят, что куклы изготовленные особым образом, помогают душе в загробном мире.


Богородская игрушка Существует несколько легенд о появлении богородской игрушки. В одной говорится, что в деревеньке, расположенной недалеко от Сергиева Посада, крестьянка сделала для своих детей куклу из щепки. Когда кукла наскучила детям, отец отвез ее на ярмарку, где она приглянулась купцу. Купец попросил крестьянина сделать побольше таких игрушек. Так жители деревни Богородское занялись изготовлением деревянных игрушек. По другой легенде первым делать деревянные игрушки стал Сергей Радонежский, чтобы дарить их детям.Так или иначе, но на развитие народного промысла в селе Богородское большое влияние оказал Троице-Сергиев монастырь с развитым резным делом и налаженным сбытом деревянных игрушек.


Кроме ярко расписанных статичных фигурок людей и животных богородцы научились делать динамичные фигурки. Это были и гарцующие гусары, щеголеватые офицеры, курочки, клюющие зернышки. Любили богородцы делать различных всадников – казаков, полководцев, охотников. Интересны фигурки простых солдат, бьющих в тарелки или весело стучащих на барабанах. Простые люди обычно изображались за работой – пряха пряла пряжу, сапожник тачал обувку, старик плел лапти.


Любимым животным богородцев был медведь, принимающий деятельное участие в различных работах – он мог играть на музыка льных инструментах, гнуть дуги, ковать металл. Игрушка «Кузнецы», на которой медведь и мужик стучат молоточками, стала символом богородской игрушки. Некоторые игрушки имели и практическое значение – ими можно было щелкать орехи. Обычно это была фигурка барина или солдата, именно подобный щелкунчик стал прообразом героя знаменитой сказки Гофмана.Нехитрые приспособления, заставляющие игрушки двигаться, приводили в восторг не только детей, но и их родителей. Кроме пружинок делались игрушки на подвижных планках, скрепляемых гвоздиками. Стоит потянуть планки за концы, и увидишь как фигурки оживают – рыбак ловит рыбу, зайчата грызут морковку. Именно так сделаны знаменитые «Кузнецы».


Ненецкие куклы Куклам издавна придавалась связь с потусторонними силами, они обладали определенной энергетикой. У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша. Своей матерью-прародитель ницей ненецкие народы считали птицу, поэтому брали для изготовления кукол клюв птицы. Считалось, что так они ограждают своих детей от зла и различных напастей. Коми-пермяки делали кукол из травы и соломы, различных щепок. Интересны куклы, сделанные из лоскутков, без использования иголки и ниток. Такие игрушки тоже считались оберегом. В дело шли и полешки, которые оборачивали куском ткани или холста.


У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей. Осень ю делали кукол из мешочков, набитых зерном. Зимой дети играли такими куклами, а весной зерно шло на посев. Жила вера, что зерно, наполненное положительной детской энергетикой, даст хорошие всходы и большой урожай. Больным детям давали поиграть с куклами из чесаного льна. По поверьям болезнь уходила в лен, после чего куклу необходимо было сжечь. Любая игрушка, сделанная своими руками, наделяется энергетикой делающего его человека. Любящая мать, делая куклу, вкладывает в нее частичку своей души. Может быть, именно поэтому ненецкие куклы не только считались, но и были на самом деле оберегом для детей.


Воздушные змеи Воздушные змеи – древнейшее изобретение. Китайские рукописи рассказывают о воздушных змеях, выполненных в различных формах, раскрашенных яркими красками еще до нового лето исчисления. Воздушные змеи были не только в Китае, но и многих других восточных странах (Японии, Корее и других). Независимо от этих стран воздушные змеи появились в Греции в IV веке до нового лето исчисления. А в 906 году князь Олег использовал воздушные змеи при взятии Царьграда.


До сих пор в Китае сохранилась традиция запускать воздушных змеев 9 сентября – день змея. Наибольшей популярностью пользуется форма дракона, олицетворяющего сверхъестественные силы. Проводятся различные “змеиные” конкурсы.


История оловянного солдатика Трудно сейчас представить, как действительно выглядел стойкий оловянный солдатик, герой сказки Андерсена, и какова история его появления. Но, однозначно – эта история уходит в древние века. В гробницах китайских императоров и египетских фараонов находили фигурки воинов. На шахматной доске и столе военачальника можно было также увидеть фигурку воина. В средние века, обучая юношей воинскому делу, использовались фигуры рыцарей с точным воспроизведением вооружения. С XIV века такие фигурки начали коллекционировать. Этим увлекалось большинство европейских монархов.


В XVII веке стали выпускать фигурки двух типов, как игрушку и как наглядное пособие, использующееся при обучении принцев. Знаменитые королевские коллекции изготавливались чаще всего из серебра. Так, Мария Медичи подарила своему сыну, ставшему в скором времени Людовиком XIII, 300 серебряных солдатиков. Наполеон подарил сыну 120 фигурок корсиканских добровольцев, которые прославились в 1800 году в одной из битв. Для массового производства стали делать фигурки из олова. Одним из родоначальников оловянной военной миниатюры считается Эрнст Готфрид Хильперт, который в 70-х годах XVІІІ века наладил массовое производство оловянных фигурок. Фигурки имели реалистичные позы, детали были тщательно отработаны. Так и у простых людей появилось новое хобби. А французский мастер Люкот во второй половине XVIII века изготавливал объемных солдатиков из олова из нескольких деталей, благодаря чему можно было менять позы фигурок. В Париже в самом начале XIX века была создана фирма «CBJ», существующая по нынешний день и изготавливающая объемных солдатиков. Наполеоновские войны привели к расцвету выпуска оловянных солдатиков. Фигурки приобрели художественно-историческую точность. Копировались короли, знаменитые полководцы, подлинные мундиры различных армий.


Эрнст Хайнрихссен в 1839 году выступил с инициативой о придании фигуркам единых размеров – пеший солдат составлял 32 мм, а конный – 44 мм, без головного убора. Именно таким и был знаменитый Андерсеновский оловянный солдатик. В середине прошлого века был утвержден новый международный стандарт – делать фигурки в масштабе 1:32 или 50-60 мм. Такой размер позволяет более точно воспроизвести мелкие детали обмундирования, вооружения, сохранить портретные черты известных исторических личностей.


Фарфоровая кукла Первые фарфоровые куклы появились в 19 веке. Причем использовании обожженный неглазированный фарфор, так как он больше всего похож на кожу человека. Производили фарфоровые куклы в Германии, Дании и Франции. В 1880 году появилась фарфоровая кукла-ребенок Bebe Jumeau, которая свела с ума всех детишек. Она была очень похожа на прелестную девчушку с огромными глазами и пухленькими ножками. Эта первая кукла-ребенок , за которым можно было ухаживать. До этого все куклы изображали только взрослых. Издавались даже специальные журналы, где печатались выкройки платьев для Bebe, ботиночек, шляп и сумочек и прочих аксессуаров. А позже эти куклы даже заговорили (в них был встроен специальный звуковой механизм).


Немецкие фарфоровые куклы составили серьезную конкуренцию французским. Цена немецких кукол была намного ниже. К тому же немцы находили новые лица и характеры для своих подопечных. А в 1900-х годах немецкая компания Камер и Рейнхард стали выпускать так назывемых реалистичных кукол. Позже появились более дешевые и доступные тряпичные и пластмассовые куклы. Но им не удалось обойти по популярности и красоте, по реалистичности фарфоровых соперниц. Именно фарфоровые куклы будоражат воображение всех девочек: у них большие глаза, длинные пушистые ресницы, сказочные платья принцесс…


Нингё – японские куклы В Японии к куклам особое отношение. Если во всем мире они считаются детской забавой, то в Японии куклы никогда не были игрушками как таковыми, а имели особое религиозное и мистическое значение. Не случайно одно из названий Японии – «страна десяти тысяч кукол». Для жителей этого островного государства куклы всегда являлись талисманами приносящими удачу, красоту и здоровье. Поэтому кукла до сих пор считается одним из лучших подарков. Изготавливают японских кукол из различных материалов – дерева, бумаги, тканей, глины, даже из живых цветов. Каждый вид кукол предназначается для конкретного повода и имеет свое название. Мы расскажем о самым популярных и распространенных видах кукол.


Хина-нингё – куклы, которые изготавливаются к особому празднику Хинамацури, который переводится как «праздник девочек». Эти куклы изображают представителей императорской семьи. Их изготавливают из дорогих материалов, поэтому они представляют собой большую ценность и обычно передаются по наследству из поколения в поколение. Есть древний японский обычай – делать в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, которые изображают жизнь императорского двора. Такая кукла считается одним из лучших подарков к рождению девочки. Ко Дню детей или дню мальчиков (по-японски, Танго но секу) тоже делают особых кукол – Муся-нингё или Гогацу-нингё. Эти куклы изображают самураев и различных исторических героев в доспехах. Госё-нингё – куклы-талисманы для дальней дороги. Они делаются обычно из дерева или глины и изображают детей. Хаката-нингё – авторские очень дорогие куклы, которые делаю из керамики-бисквит в единичном экземпляре. Кику-нингё – куклы почти ростом с человека, изготавливают их из свежих хризантем на каркасе из бамбука. Они служат для украшений осенних праздников и фестивалей. Ball-jointed dolls – современные японские куклы, которых изготавливают из похожего на фарфор пластика. Они полностью копируют живых людей, разве что не дышат. Нингё – эти уникальные творения мастеров из Японии могут очень многое рассказать своем народе, его особенностях, характере и истории и ответить на вопрос, почему же не только дети, но и взрослые жители Японии так любят играть в куклы.


Удивительные нецке – игрушки, амулеты и произведения искусства Когда и где появились первые нэцкэ – два вопроса, которые на протяжении нескольких десятков лет остаются самыми спорными и обсуждаемыми в среде любителей японского антиквариата. Самая распространенная версия, это что нэцкэ придумали в стране восходящего солнца в шестнадцатом веке. До конца периода Эдо (1615-1868) раковины, камни и кусочки дерева подходящего размера и формы с натуральными отверстиями, орехи, кусочки кости использовались наравне с нэцкэ, изготовленными профессиональными резчиками. Существовали и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Существует предположение, что первые нэцкэ киотских резчиков выглядели как фигурки пятнадцати и более сантиметров в длину. Их прототипом стали малайские вычурные рукоятки для ножей. Эти нэцкэ изображали сэннинов, повелителя демонов Сёки, богиню Кэннон, легендарных героев китайской мифологии. Нэцкэ такой формы со временем вышли из моды, вспомнили о них только во второй половине восемнадцатого века.Именно в этот период и возникает вторая волна увлечения нецке. В народе начинает бытовать поверье, что нецке приносит счастье и навсегда прогоняет из дома неудачу. Нецке начинают использоваться как амулеты, а из дерева, слоновой, или метала, создаются настоящие произведения искусства. Это и фигурки богов, фей, мудрецов, животных и птиц. Использование нецке начинает становиться более функциональным: при их помощи к поясу кимоно крепятся вещи первой необходимости, такие как кисет, трубка, ключи. Именно этой своей роли и обязаны нецке своим названием – нецуке, противовес, брелок.


Со временем, нецке попадает в руки детям и становится излюбленной игрушкой, которую родители с удовольствием им подсовываю для игр, в надежде на то, что они принесут детям счастье и защитят их от невзгод и болезней. Детям специально дарят различные нецке – изображения Мудреца Дарума, который даровал силу духа, стойкость и мужество, Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство, а Эбису с волшебным карпом в руках – удачу (как трудно поймать голыми руками карпа, так же трудно достичь душевного покоя).Двойна я же фигурка Дайкоку и Эбису – даровали счастье и удачу, идущие рука об руку. Шоусин, бог счастья, держал корень женьшеня (здоровье) и волшебный персик (долголетие). Хотэй – еще один бог счастья, веселья и общения – изображался по-разному, сидящим или стоящим, но всегда улыбающимся. Он выполнял заветное желание. Для этого следовало триста раз погладить его по животу, думая при этом о чем-то желанном.В дорогу детям с собой давали Футэна – дядюшку попутного ветра, приносящего удачу в пути. Он нес за спиной мешок и безмятежно улыбался… Сколько людей, столько и нецке – и каждый олицетворяет собой человеческие мечты о счастье, здоровье, любви и богатстве…Идут годы, а мои мудрецы не меняются, все также насмешливо и покровительственно взирают на наш мир, оберегая и делая его лучше. Вечные и неизменные, как океан, омывающий берега их родины, загадочной и непостижимой Японии.


Индийские куклы Человек - божественное творение, и ему не следует забывать об этом, когда он воспроизводит свой образ, даже если этот образ - всего лишь кукла. Но в Индии кукла никогда и не была просто игрушкой - чем-то прикладным, призванным лишь занять и развлечь ребенка. Будь то древняя статуэтка из долины Инда, или фигурка божества, которую родители делают для ребенка из лоскутков, чтобы постепенно ввести его в духовную традицию, - все это срез ведической культуры, все это живая традиция, в основе которой лежит все та же мысль: мир - это полотно, в котором нет случайных нитей, нет ненужных деталей. Оборвешь одну нить - и нарушишь гармонию мира. Кукла махараджи. 1930-1940-е гг.


Костюмы кукол - главный смысловой элемент - отличаются особой детальностью. Они не сделаны из обрезков, а сотканы специально для каждого персонажа и абсолютно пропорциональны фигуркам. Сари женщины из Гуджарата выполнено в технике узелковой росписи, на фигурке из Кашмира - мусульманский наряд из шерстяной ткани (не очень характерной для Индии), и миниатюрная кашмирская шаль. Костюмы - это традиционная одежда разных народов. Для исконных жителей Индии характерна несшитая одежда - сари, дхоти (мужская одежда из полосы ткани, особым образом драпируемая на ногах), дупатты (шарфы-накидки), покрывала, тюрбаны. Народностям, некогда пришедшим в Индию, привычнее носить курты (куртки), шальвары, чоли (короткие блузки), гхары (юбки). Кукла из Раджастана. 1940-е гг.


Мы можем назвать индийских кукол маленькими послами, произведениями искусства, этнографическими экспонатами, представителями ведической традиции Индии, но ни одно понятие не сможет охарактеризовать их в полной мере. Как любые послы, они представляют лишь небольшой срез находящейся за их плечами культуры. Как любые произведения искусства, они обращаются к сердцу зрителей, заставляя их задуматься о красоте мира. Как представители древнейшей традиции, они могут лишь намекнуть на скрытую за ней философию. И вместе с тем они продолжают быть загадкой. Мы называем их куклами, потому что не можем найти другого слова. Куклы индийской пары в народной одежде


Куклы из Раджастана, Индия Кукла невесты из Пенджаба, Индия


Кукла из кукурузы. Индейская кукурузная кукла Традиция изготовления индейцами кукол из кукурузных листьев насчитывает почти 1000 лет. Наиболее известны такие куклы среди ирокезских племён. Ломкие высохшие листья размачивали в воде, после чего они становились мягкими, и из них плели фигурки человечков. Такие куклы делались как для девочек, так и для мальчиков. Изготовление различных вещей для кукол помогало детям освоить многие ремесла, необходимые во взрослой жизни. Куклам девочек делали колыбели, мотыги, посуду и другие необходимые для женских занятий вещи. Для кукол мальчиков полагалось оружие, вёсла, лодки и прочее снаряжение воинов и охотников. Все эти детали также изготавливали из кукурузных листьев, сплетая, скручивая и сшивая их.


Самые первые кукурузные куклы были очень простыми – несколько пучков кукурузных листьев, связанных вместе. Позже, когда у индейцев стали появляться европейские товары – ткани, бисер, предметы европейской одежды, одежда кукол стала сложнее и разнообразнее, она всё более тщательно копировала одежду реальных людей. Отличительная черта кукурузных кукол – отсутствие у них лиц. Максимум, красноватый румянец на щеках, да и то крайне редко. Объясняет такой факт легенда.


Легенда Много лет назад одна из Трёх Сестёр - Кукуруза, захотела сделать нечто особенное для людей, так высоко почитающих её и сестёр, Фасоль и Тыкву. Великий Дух благословил её, и она сделала из своих листьев маленькую куклу. Эта кукла должна была развлекать детей и помогать им. Кукла получилась очень красивой и с успехом выполняла свои обязанности. Люди были рады ей и часто говорили, какая она красивая. А однажды кукла увидела своё отражение в воде, и, позабыв про людей, долго восхищалась своей красотой. Тогда Великий Дух напомнил ей о том, для чего её создали, и кукла вернулась к детям, но не надолго. Кто-то снова напомнил ей, как она прекрасна, и кукла опять позабыла о детях. Она стала спесива и заносчива. И вновь Великий Дух напомнил красавице о её назначении, но она уже не слушала его, а только любовалась своим отражением в воде. Тогда Великий Дух послал гигантскую Сову, и та выхватила из воды отражение красавицы и унесла его. Снова и снова кукла смотрела в воду, но уже ничего не могла увидеть. Её прекрасное лицо исчезло. С тех пор кукла должна исполнять свое назначение - играть с детьми, и может быть, за это Великий Дух простит её и вернет ей лицо.