Играем со словами по сказкам. Подвижные детские игры на темы сказок. Викторина по русским народным сказкам

Организация: ГБОУ Школа № 627 им. генерала Д.Д.Лелюшенко

Населенный пункт: г. Москва

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, в которую попадает ребенок, это реальность мира детских чувств.

Сказка с ее особым языком и образностью уникальна, она доступна именно для детского восприятия, поэтому педагогам даже не нужно прикладывать особых усилий, чтобы увлечь ребят.

Сказка – культурный жанр, впитавший в себя все самое лучшее, это делает ее незаменимой в воспитательном процессе. Легко и ненавязчиво сказка ведет юного слушателя за собой, показывая силу добра, правды, дружбы, и уродливость зла, предательства, жадности.

Сказки присутствуют в жизни каждого человека. Их любят все, в независимости от возраста. Сказка дает раскрепощение и в то же время учит жизненной мудрости, тщательно собранной и бережно сохраненной народом, пронесенной им через века, выверенной до последнего слова.

Дети не любят расставаться со сказками, поэтому свои впечатления от встречи с полюбившимися персонажами с удовольствием и готовностью выражают в разных видах деятельности: в художественном творчестве, в музыкальной и игровой деятельности, в театрализациях. Это делает знакомство со сказками более тесным и глубоким.

А чтобы продлить моменты незабываемых встреч с полюбившимися персонажами, вспомнить выразительные отрывки из народных сказок, следует использовать разные приемы и педагогические ситуации, которые могут предложить не только педагоги, но и родители, обладающие педагогической интуицией и огромным творческим потенциалом.

Елена Александровна Корабельникова, мама 5-летней Маши - воспитанницы средней группы дошкольного отделения, активно включается во все детско – взрослые проекты, которые реализуют воспитатели группы вместе с детьми. Она предлагает свои варианты игрового взаимодействия с народными сказками. Воспитатели группы в образовательной деятельности используют ее авторские разработки: пальчиковые игры, хороводные и подвижные игры, а также игры – инсценировки по мотивам проверенных временем и поколениями русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка» и «Курочка Ряба». Эти игры получили высокую оценку самых лучших критиков на свете – детей дошкольного возраста!

Хороводная игра по мотивам сказки «Репка»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Во саду ли, в огороде

Лето наступило.

Во саду ли, в огороде

Солнышко светило.

Сами землю мы копали,

Мы копали, мы копали (показать соответствующим движением )

Семя репки засыпали,

Засыпали-засыпали (соответствующие движения пальцами ).

Репку-репку удобряли,

Репку поливали (показать соответствующим движением ),

От порывов ветра

Репку прикрывали (прикрыть руками ).

Взялись за руки, пошли по кругу.

Чтобы выросла быстрей,

Пели песенки мы ей:

«Расти-расти репка,

Хороша и крепка!»

Новый день за днем идет

Репка крепнет и растет.

Выросла большая,

Крупная такая (вытянуть руки вверх )!

Вот такой ширины (взялись за руки, разошлись в стороны ),

Вот такой вышины (подняли руки вверх )!

Круглая и гладкая (Очертить руками круг )!

Вкусная и сладкая (погладили живот )!

Только вот беда: никак

Вытянуть не можем (развели руками ).

Мы и так, мы и сяк…

Кто же нам поможет?

Дедка с бабкой всполошились,

За листочки ухватились:

Тянут раз, тянут два (потянуть руками ):

Закружилась голова (приложить руку к голове ).

Прибежала внучка,

Вместе с ней и Жучка.

Тянут, стараются (потянуть руками ),

А репка усмехается (усмехнуться ).

Призадумались: как быть?

Где нам помощь раздобыть?

Кошка с мышкой увидали,

Даже драться перестали.

Тянут-потянут,

Тянут-потянут (потянуть руками )…

А репка-то хохочет,

Тянуться не хочет (засмеяться )!

А теперь мы все столпились,

Друг за дружку ухватились (по кругу ухватить друг друга за талию ),

Тянем-потянем,

Тянем-потянем,

Тянем-потянем,

ВЫТЯНУЛИ РЕПКУ!!!

Всех мы в гости приглашаем,

Нашей репкой угощаем! (протянуть руки вперед ладонями кверху ).

Подвижные игры с персонажами сказки «Колобок»

«Мы лепили колобок»

(пальчиковая игра)

Раз хлопок, два хлопок (хлопаем в ладоши) .

Мы лепили колобок.

Тесто замесили (сжимаем кисти рук) ,

Шарики слепили (ладошки катают шарик),

Глазки рисовали (указательными пальчиками рисуем глазки) ,

Пудрой посыпали (пальчики «сыпят») .

Маслицем полили (поливаем),

В печку положили (кладем).

Раз хлопок, два хлопок (хлопаем в ладоши).

Получился колобок! (округляем кисти ладонями кверху).

«Перепрыгни ручеек»

На пол кладутся две веревки на расстоянии 60-70 см друг от друга (ручеек). Каждый ребенок по очереди подходит и перепрыгивает через «ручеек». Тот, кто не сумел перепрыгнуть («намочил хвостик»), выбывает из игры.

Зайка по лесу скакал,

Ручеек там повстречал.

Прыг-скок, прыг-скок!

Перепрыгни ручеек!

Только очень постарайся,

Чтобы хвостик не намок!

«Спрячься от волка»

В роли волка – один из воспитателей. Каждый ребенок занимает определенное место в пространстве (домик): коврик, очерченный мелом круг, стул и т. д. Другой воспитатель (ведущий) дает команду выходить из домиков и гулять (бегать, прыгать, танцевать и т. п.), читает стихотворение:

Мы в лесу резвимся,

Волка не боимся!

Только волк не спит,

А за нами следит.

Волк крадется к нам.

Живо по домам!

На последней фразе, крадучись, появляется волк, и дети разбегаются по «домам». Задача волка – поймать кого-то из детей, не успевшего спрятаться. Пойманный ребенок выбывает из игры.

«Собери малину»

Мишка – один из воспитателей. Он держит в слегка приподнятых руках привязанные на резинке красные шарики (малина). Задача детей, подпрыгнув, достать шарик. Это предлагается сделать каждому по очереди и т. д. по кругу 3-4 раза. Победит тот, кто нарвет больше малины.

Мишка по лесу шагал

И малинку собирал.

А малинка высоко,

Дотянуться нелегко!

Ну-ка, живо к нам беги

И Мишутке помоги!

Тем, кто больше соберет,

Мишка дарит сладкий мед!

«Обхитри лисичку»

Выбирают лисичку (один из детей). Завязывают ему глаза, крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве. Задача лисички – поймать кого-то из детей. Остальные игроки берут в руки по колокольчику. Их задача – запутать лисичку (звонить колокольчиком на одном месте и тут же убегать на другое). Пойманный ребенок назначается лисичкой.

Хитрая лисичка,

Рыжая сестричка.

Ты хитра, а мы хитрее.

Отыщи же нас скорее!

Лисоньке завяжем глазки.

Отыщи нас без подсказки!

Инсценировка с играми в стихах по мотивам сказки

«Заюшкина избушка»

Ведущий:

Собрались зверушки

Выстроить избушки.

Долго-долго совещались

На лесной опушке.

Из чего построить дом,

Чтоб жилось уютно в нем?

Так и не договорились.

Все остались при своем.

Строим дом (пальчиковая гимнастика)

Стоим, строим новый дом!

Пусть уютно будет в нем!

Раз брусок, два брусок. (Загнуть 2 пальчика)

Строим стены, потолок (Показать руками).

Три, четыре, пять и шесть (Загнуть 4 пальчика).

Вот и крыша в доме есть (Руки сложить домиком и поднять над головой) .

Будет дверь, чтоб открываться (Показать рукой, как открывается и закрывается дверь) ,

И замок, чтоб не бояться (Рукой повернуть ключ в замке).

Стоим, строим новый дом! (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Много окон будет в нем (Пальцами нарисовать окна).

Только солнышко взошло (Поднять руки кверху ),

Стало в домике светло! (Руки развести в стороны)

Ведущий

Звери все взялись за дело,

И работа закипела.

Все радели, и по праву

Потрудились все на славу!

Хороводный танец «Наш дом»

Хорошо нам в доме нашем! (Взявшись за руки, двигаться по кругу)

Вместе весело попляшем!

Пляшут весело зверушки.

Топотушки - топотушки! (Потопать)

Раз и два, раз и два! (Наклоны головы направо-налево)

Будут ручки танцевать!

Пляшет хвостик, пляшет хвостик! (Подвигать бедрами)

Приходите все к нам в гости!

Все слетелись и сбежались. (Сбежаться в центр круга)

Пошептались-пошептались. (Пошептаться)

Разбежались-разлетелись. (Разбежаться)

Покружились-повертелись. (Покружиться)

(Повторить фрагмент сначала)

Мы попели, поплясали,

А теперь мы все устали.

Мы пойдем в наш новый дом

И спокойно отдохнем (Присесть и закрыть глаза) .

Ведущий

Лишь лисичка не радела

И трудиться не хотела.

Безо всякого труда

Дом сложила изо льда.

Но как только потеплело,

Дом растаял без следа.

А лиса не растерялась,

В двери к зайке постучалась.

Наш зайчишка добрым был

И лисичку в дом пустил.

А плутовка – верь-не верь –

Зайку выгнала за дверь!

Как нам заюшке помочь

И прогнать плутовку прочь?

Театрализованная сценка «Прогони лисичку»

Лисичка сидит «в домике».

Белочка (прыгает, стучится в дверь):

Ты, лисичка, не хитри.

Зайке двери отвори.

Лиса:

Не открою. Всем назло.

Полезай в свое дупло!

Собачка (подбегает, лает):

Эй, лисица, дверь открой!

Зайчика пусти домой!

Лиса:

Ты, лохматый, не вопи.

Твое место на цепи!

Медведь (идет вперевалочку, ревет, громко бьет в дверь):

Эй, плутовка, уходи!

Зайкин дом освободи!

Не стучи мохнатой лапой.

Убирайся, косолапый!

Ведущий

Тут явился петушок,

Ярко-алый гребешок.

Появляется петушок. Громко кукарекает.

Ведущий

Так он громко закричал,

Что лисичку испугал.

Обомлела, задрожала,

Прочь из домика сбежала!

А зайчишка с петушком

Стали дружно жить вдвоем!

Подвижные игры с яичком по мотивам сказки «Курочка Ряба»

«Били-били, не разбили!»

(пальчиковая игра)

Снесла курочка яйцо,

Положила на крыльцо (присаживаемся, кладем на пол).

Мы разбить его пытались:

Не могли, как ни старались.

Били-били кулачком (бьем кулачком):

Не разбили!

Били-били каблучком (бьем каблучком) :

Не разбили!

Били-били локотком (бьем локотком):

Не разбили!

Били-били молотком (бьем воображаемым молотком) :

Не разбили!

Вдруг яичко покатилось (вращаем руками одна вокруг другой)

И само-собой разбилось! Крррак! (присели и выбросили руки вперед ладонями кверху)

Посмотрите: что за чудо

Появилось вдруг оттуда?! («выросли» с пола, приподняв руки в стороны)

Мягкое, пушистое,

Как солнце золотистое:

ЦЫПЛЕНОК!!! (запрыгали и запищали)

«Угадай яйцо с сюрпризом»

Для игры используются полые пластиковые шарики (яйца). Число яиц равно числу участников игры. В одном из яиц спрятан пакетик с небольшими леденцами (драже) или небольшой игрушкой. Каждому ребенку предлагается выбрать из нескольких яиц одно. Победителем признается тот, кто выбрал яйцо с «сюрпризом».

В гости курочка пришла,

Нам яички принесла.

Лишь в одном яйце сюрприз.

Кто найдет, получит приз!

«Раскрути яичко»

Для игры используют пластиковые или деревянные шарики (яйца). У каждого – свое яйцо. Одновременно дети раскручивают свои яйца на столе или на полу. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот и выиграл.

Посчитай до десяти

И яичко раскрути!

Кто всех лучше раскрутил,

Тот в игре и победил!

Список используемой литературы:

  1. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 1997.
  2. Мерзлякова С.И. Театрализованные игры – путь к детскому творчеству. М., 2008.
  3. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М., Линка – пресс, 2000.
  4. Фольклор и дети. Сборник материалов (сост. Д.Л.Крейлина). М., НМЦ, 1994.
  5. Произведения малых фольклорных жанров (песенки, потешки, заклички), русские народные сказки, рекомендуемые общеобразовательной программой дошкольного образования.

Сказки онлайн

Давайте почитаем сказки! Все дети и взрослые любят их. Здесь всегда добро побеждает зло. Увлекательный сюжет и конечно же волшебство наших онлайн сказок займут фантазию ребёнка. Чудеса и интересный сюжет отвлекут его от беготни и шумных игр. Сказки выполняют не только развлекательную роль. Давно подмечено, что сказки учат нас, через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения. Представленные сказки можно читать как самим, так и слушать сказки онлайн. Это замечательное решение для современных родителей и их детей. Слушая сказки, рассматривайте персонажей на красочных иллюстрациях и смотрите, как они оживают. Вы можете поиграть с ними в игры, которые встроены в книжку со сказочной историей, как на компьютерах, так и на мобильных устройствах. Здесь Вас ждет увлекательное путешествие в сказочный мир.

Задачи:

    способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, воображения у детей;

    в игровой форме развивать основные физические качества: силу, ловкость, координацию движений, выносливость;

    воспитывать доброту и взаимовыручку в команде;

    внедрение новых форм учебно-воспитательных и социально-культурных мероприятий в деятельность детских дошкольных учреждении.

Оборудование и материалы:

    Демонстрационный: лист бумаги с нарисованными разноцветными геометрическими фигурами,

    Раздаточный материал: предметные картинки; ступа, метла, кегли; карточки со слогами или частью слов, обозначающие имена сказочных героев; сказочные головные уборы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:

День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас!
Для умной игры собралась детвора
Её начинать нам настала пора!
Пора увидеть, пора узнать
Героев дня – участников турнира.
Доверено которым ныне,
Себя и группу свою представить.
А в будущем страну – в турнирах мира!
Итак, ура – участникам турнира!

Приветствие участников – краткое представление (девиз и название команд)

Название команд:

1) Командный девиз: Один – это мало! 2) Девиз команды: «Мудрецы»

Один – это хило! Мы вместе– Мы почти что мудрецы
Команда «Умная сила» Много мы читаем,
Умники и умницы
Много знать желаем!

Ведущий: Мы познакомились с командами участников, а сейчас я представляю вам ещё одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придётся сегодня принимать не простые, но очень важные решения. (Представление членов жюри).

Ведущий: А теперь переходим собственно к самому турниру. Мы отправляемся в волшебное путешествие по сказкам. От участников потребуются все их умение и навыки: сила и сплоченность, а так же знание сказок. А в сказках побеждают только смелые, умные и добрые герои.

1-е задание:

Инструкция. К моему слову добавьте такое слово,чтобы получилось название сказки.

1-я команда. 2-я команда

Оловянный (солдатик) Мальчик (с пальчик)
Конёк (горбунок) Кот (в сапогах)
Цветик (семицветик) Курочка (Ряба)
Аленький (цветочек) Красная (шапочка)
Муха (Цокотуха) Крошечка (Хаврошечка)
Гадкий (утёнок) Сивка (Бурка)
Белоснежка (и семь гномов) Волк (и семеро козлят)
Три (поросёнка) Три (медведя)
Царевна (Лягушка) Царевна (Несмеяна)
Гуси (лебеди) Спящая (красавица)
Приключения (Буратино) Приключения (Чиполлино)

2 задание: « Какие сказки спрятались за геометрическими фигурами»

На листе бумаги нарисованы разноцветные геометрические фигуры. За каждой фигурой спрятался определённый сказочный персонаж. Надо понять, кто спрятался, и сказать, как называется эта сказка.
Инструкция. Внимательно посмотрите на эти фигуры и постарайтесь понять, какие названия сказок здесь зашифрованы.
Для первой команды:
– большой серый круг и семь маленьких треугольников («Волк и семеро козлят»,«Белоснежка и семь гномов»)
– три одинаковых розовых кружка («Три поросёнка»)
Для второй команды:
– три коричневых прямоугольника разных размеров: большой, средний, маленький («Три медведя»)
– оранжевый треугольник и серый прямоугольник(«Лиса и журавль»)

3-е задание: «Баба Яга»

В качестве ступы – ведро, а в качестве метлы –швабра. Участник встаёт одной ногой в ведро,другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит швабру. В таком положении нужно пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему.

4-е задание: «Из какой сказки эти предметы?»

Требуется хорошее знание сказок. Каждая команда получает картинки предметов, которые упоминаются в сказках.

Инструкция. Внимательно посмотрите на эти предметы, вспомните, в каких сказках о них идёт речь.

1-я команда: веретено, яблоко, колобок, золотое яичко.
2-я команда: корзинка с пирожками, горошина, 5золотых монет, зеркальце.

5-е задание: «Доктор Айболит»

Градусники заменят кегли, их складывают в корзину. Количество кеглей на 2 меньше, чем участников. По сигналу первый «Айболит» берет корзину и бежит до отметки и возвращается (путь в Африку). Вернувшись, достает кегли по одной и по очереди ставит их всем участникам (как градусники) под мышку. Кроме последнего. Ему«Айболит» отдает корзину, а сам выбывает из игры.Новый «Айболит» быстро собирает кегли и вновь проделывает то, что и первый игрок. Кегли«градусники» ронять нельзя. Эстафета заканчивается, когда останется один«Айболит», вернувшийся из Африки, и ни одного больного.

6-е задание: «Сложи слово»

Инструкция. На этих карточках написаны слоги или части слов, обозначающих имена сказочных героев. Вы должны собрать целое слово, прочитать его и сказать, из какой сказки этот персонаж.

1-я команда: КО-ЛО-БОК, ЕМЕ-ЛЯ, ЗО-ЛУШ-КА,АЛЁ-НУШ-КА.
2-я команда: ВАСИ-ЛИСА, ИВА-НУШ-КА, МАЛЬ-ВИ-НА,БЕЛО-СНЕЖ-КА.

7-е задание: «Парад шляп»

Инструкция. От каждой команды приглашается по 5человек, то есть всего 10. В зале по кругу стоят 9стульев, за ними лежат шляпы (желательно, чтобы головные уборы имели отношение к сказочным героям). Под музыку дети двигаются по кругу несколько поодаль от шляп. Как только музыка перестаёт звучать, надо быстро надеть шляпу и сесть на любой свободный стул. Не успевший это сделать, покидает игру. Убирается по стулу и шляпе, и игра возобновляется.

8-е задание: «Решение задач»

Инструкция. Сейчас мы с вами будем решать задачи. Внимательно послушайте условия задачи и ответьте на поставленный вопрос.

1-я команда:

1) Буратино писал слова под диктовку Мальвины.Он сделал 4 ошибки в первой строчке и 3 ошибки во второй строчке. Сколько всего ошибок сделал Буратино?
2) Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Не смог дед вытащить репку один и позвал помощников. Сколько потребовалось помощников деду, чтобы вытащить репку?

2-я команда:

1) Красная шапочка пошла к бабушке, а по дороге она собирала букет цветов. Слева от тропинки она сорвала 5 ромашек, а справа 2 колокольчика.Сколько всего цветов сорвала девочка?
2) Снесла курочка Ряба 9 яиц: одно – золотое, а остальные – простые. Сколько простых яиц снесла курочка Ряба?

9-е задание: «Лиса Алиса и кот Базилио»

На старте команды делятся на пары. Один в паре –Лиса Алиса, другой – кот Базилио. Лиса сгибает ногу и придерживает её рукой. Коту завязывают глаза. Лиса кладет свободную руку на плечо коту. И по сигналу эта парочка проделывает эстафетное расстояние. Возвращается и передает эстафету следующим участникам.

Сюрпризный момент:

Вбегает Незнайка, приветствует всех!
– Я целую неделю сказки читал, готовился к встрече с самыми умными детьми!
Я все помню! Даже записал! (перечисляет названия сказок, всё перепутав).

    “Царевна-индюшка

    “Сивка-будка

    “Иван-царевич и красный волк”

    “Сестрица Аленушка и братец Никитушка

    “ По собачьему велению”

    “Петушок – золотой пастушок

    “Мальчик с кулачок

    “У страха уши велики”

    “Как мужик котят делил”

Ведущий. Опять ты все перепутал!Ребята, назовите сказки правильно. (Незнайка переспрашивает у каждого из ребят, задавая каждому, неправильный вариант названия сказки, –участник должен назвать сказку правильно).

Незнайка. А в сказках этих, много животных разных было, а еще царевичей всяких,бабушек, красавиц. Больше всего мне понравились…(Подходит к каждому из участников и называет неправильно имена персонажей сказок)

– Вот Баба Бяка там была, помнишь? В ступе летала!

Ведущий. Ты же все забыл! Помогите ему ребята! (Участник, которому задан вопрос,должен исправить имя персонажа) .

– А братец козлёночек, такой непослушный!
– Коза-береста ...
– Василиса Преглупая ...
– Царевна-жаба ...
– Чудо-блюдо ...
– Кощей Бесстрашный ...
– Елена Престрашная ...
– Жар-муха...

Ведущий. Молодцы, ребята! Отлично знаете сказки и их героев! А тебе Незнайка надо быть внимательным и не забывать сказки.

Незнайка. Я буду стараться!

Подведение итогов и награждение

Дети всегда очень любят играть. Для них игра - некий творческий процесс, который способен выделить их индивидуальные качества: талант, быстроту реакции, умение фантазировать, сноровку. Любая игра может стать еще более интересной, если она построена по сюжетам любимых сказок. Путешествия с Колобком и забавные игры с Незнайкой принесут столько радости!

Игра "Помоги Элли найти дорогу к Изумрудному городу".

Мелками на полу ведущий рисует несколько пересекающихся запутанных линий-тропинок, из которых только одна ведет в Изумрудный город. Сколько тропинок, столько и игроков. Каждый из них старается как можно скорее пройти по запутанной дорожке до конца пути. Только один - победитель, но дети не знают кто, поэтому борьба разгорается жаркая. Следопыту можно вручить приз.
Через сказку ребенок познает основы психологии. Для него Лиса, Заяц, Волк, Поросята ассоциируются с определенными качествами. И чтобы это восприятие закрепилось, можно предложить игру по сказке "Три поросенка".

Игра "Умелый строитель".

В сказке только Наф-Наф построил прочный домик. Он самый умный, трудолюбивый, ответственный. Все детям хочется быть этим поросенком. Три игрока разыгрывают это звание. Заранее приготовлен "строительный материал": бруски разной длины. Участникам нужно схватить одно "бревно", добежать до места "строительства", приладить деталь, а потом бежать за другой. Одновременно две детали брать нельзя. Если что-то падает, нужно вернуться и "отремонтировать". Побеждает тот участник, у которого дом самый прочный и красивый.
Самый популярный сказочный персонаж - Баба Яга. Героиня отрицательная, но дети очень любят ее изображать. С удовольствием исполняют ее роль как девочки, так и мальчики. Поэтому игра "Бабки-ёжки" очень развлечет не только участников, но и болельщиков.

Игра "Бабки-ёжки".

Приготовьте заранее две метлы и кегли. Их можно заменить брусочками. Участников разделите на две команды. Каждый игрок пробегает верхом на метле зигзагом между кеглями, расставленными на расстоянии 2-3 метра одна от другой. В этой игре побеждает та команда, которая пробежит быстрее, сбив меньшее количество кеглей.
Мультипликация помогает детям создать образы сказочных персонажей. Наиболее понравившиеся входят в жизнь ребенка надолго. Воплощение таких персонажей в игре принесет большое удовольствие.

Игра "Кажется дождь начинается...".

Поделите участников на две равные команды. Перед каждой командой на некотором расстоянии поставьте стул и положите вещи: плащ, зонтик и шляпу. По команде ведущего первые участники подбегают к стулу, надевают плащ, шляпу, раскрывают зонтики и кричат: "Кажется дождь начинается!" Остальные игроки проделывают то же самое. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

Подберите к каждой игре маленькие награды или сувениры в соответствии с тематикой, и у вас получится замечательный праздник сказок.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать в нашу сказочную страну! Сегодня мы с вами вспомним сказки, которые любим с детства, а заодно посмотрим, кто из вас сильнее и выносливее, кто может стать богатырем земли русской.

Представляются две команды и жюри – Совет мудрейших.

Конкурсы

1. «Баба-Яга»

Непременные атрибуты Бабы-Яги – ступа и метла. В эстафете в качестве ступы используется пустое ведро, а в качестве метлы – швабра. Участник одной ногой встает в ведро, другая – на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать «ступу» и «метлу» следующему.

2. «Теремок»

Для начала вспомним, кто жил в теремке: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка да Комар-пискун. Шестым же пришел Медведь и разрушил теремок. Попробуем эту сказку разыграть в эстафете. В ней будут участвовать только 6 человек – по числу персонажей сказки. А роль теремка выполнит обруч. Эстафету начинает Мышка: она бежит к финишу, где лежит обруч-«теремок». Добежав, продевает обруч через себя, кладет на место и бежит за следующим участником. Теперь они бегут к «теремку» вдвоем, обязательно взявшись за руки. Добежав, они вдвоем пролезают через обруч, не расцепляя при этом рук. Затем бегут за третьим и т. д., до шестого участника. Пять человек надевают обруч и удерживают его на уровне пояса. «Медведь» берет обруч рукой, тянет его вместе со всеми участниками к старту. Кто быстрее «расскажет» сюжет этой сказки, тот и выиграл.

3. «Волк и семеро козлят»

По сказке семеро козлят были заперты, но волк обманным путем проник в дом и козлят съел. Домами в этой эстафете будут две половины волейбольной площадки. Первая половина – дом «козлят» одной команды, вторая половина – дом другой команды. В каждой команде нужно выбрать «семерых козлят» и одного «волка». «Козлята» занимают свои дома. По сигналу оба «волка» входят в дом противоположной команды и начинают ловить «козлят». Тот, кого поймали (дотронулись рукой), уходит с площадки (он «съеден»). Чей «волк» быстрее «съел» всех «козлят», та команда побеждает. «Козлятам» в этой игре-эстафете можно убегать от «волка», но нельзя покидать дом, то есть выскакивать за пределы площадки.

4. «Доска объявлений»

Группам или парам предлагается ответить на вопрос: «Кто из сказочных героев мог бы дать такие объявления?». (Можно сделать и по-другому: предложить вытащить карточки с именами героев сказок, а затем дать свои варианты объявлений.)

1. Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар)

2. Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение в деревянных рублях. (Буратино)

4. Продаю окорочка куриные, оставшиеся после перепланировки избушки. (Баба-Яга)

5. Вызываю рыцарей на поединок. Ланселоту просьба не беспокоиться. (Дракон)

6. Обучаю художественному свисту. (Соловей-разбойник)

7. Туристическая фирма предлагает эксклюзивное путешествие «Верхом на Волке». (Иван-царевич)

8. Бюро знакомств «Очаровательные глазки» познакомит с женщинами с одним, двумя и даже тремя глазами. (Крошечка-Хаврошечка)

9. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит)

10. Сплю и вижу принца. (Спящая красавица)

11. Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор)

12. Новый магазин «Овощи-фрукты» приглашает покупателей. (Чиполлино)

13. Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями. (Карлсон)

14. Нетрадиционные виды помощи при сдаче экзаменов. (Старик Хоттабыч)

15. Золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба)

16. Отнесу пирожки вашей бабушке. (Красная Шапочка)

18. Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда)

19. Отмою все! (Мойдодыр)

20. Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка)

Головоломки

1. Иван против Кощея Бессмертного

Иван-царевич пришел к Кощею Бессмертному, чтобы вызволить Василису Прекрасную. Показал ему Кощей три темницы, на дверях которых написано:

Темница 1. «Здесь сидит Василиса Прекрасная»;

Темница 2. «Темница 3 не пустая»;

Темница 3. «Здесь Змей Горыныч».

И говорит: «Отпущу, Иван, с тобой Василису Прекрасную, если угадаешь, в какой она темнице. Все надписи на дверях неверные».

Ответ: Василиса Прекрасная в темнице 2 .

2. «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил»

Собрался Иван-царевич на бой со Змеем Горынычем, трехглавым и треххвостым. «Вот тебе меч-кладенец, – говорит ему Баба-Яга. – Одним ударом ты можешь отрубить Змею либо голову, либо две головы, либо один хвост, либо два хвоста. Запомни: срубить голову – новая вырастет, отрубить хвост – два новых вырастут, отрубить два хвоста – ничего не вырастет». За сколько ударов Иван-царевич может отрубить Змею все головы и хвосты?

Ответ: 9 .

3. «Как Али-Баба может больше денег заработать?»

Али-Баба нашел пещеру, полную золота и алмазов. Полный мешок золота весит 200 кг, полный мешок алмазов – 40 кг. Али-Баба может унести за один раз не более 100 кг. Килограмм золота стоит 200 динаров, килограмм алмазов – 60 динаров. Какую наибольшую сумму денег он может получить за золото или алмазы, унесенные в одном мешке (за один раз)?

Ответ. Прежде всего отметим, что 5 кг золота занимают тот же объем, что и 1 кг алмазов, но стоят дороже .

Сначала докажем, что Али-Баба может получить за сокровища 3000 динаров. Действительно, в мешок входит 40 кг алмазов. Если мы заменим 15 кг алмазов на 75 кг золота, то объем мешка останется прежним, а стоимость его будет равна 3000 динаров.

Докажем теперь, что 3000 динаров – это наибольшая сумма, которую можно выручить за сокровища. Если из мешка, содержащего 25 кг алмазов и 75 кг золота, убрать еще часть алмазов, то заменить их будет можно таким же количеством золота (чтобы не было превышения по массе), и общая стоимость уменьшится, так как алмазы стоят дороже. Если же убрать часть золота, то общая стоимость снова уменьшится, так как масса взятых вместо золота и алмазов будет в пять раз меньше (иначе получится превышение по объему!). Например, если взять 5 кг золота и заменить их на 1 кг алмазов, то стоимость сокровищ уменьшится на 40 динаров.

Ответ: 3000 динаров .

4. «Как Кощей в печке просидел»

Кощей поспорил с Бабой-Ягой, что просидит в печке 200 минут, а просидел 68 % этого времени. Сколько минут просидел Кощей в печи?

Ответ: 136 минут .

5. «Буратино на Поле чудес»

Зная, что Буратино получил золотые монеты, лиса Алиса и кот Базилио хотели их отобрать. Привели Буратино на пустырь.

Лиса Алиса говорит: «Это Поле чудес: если закопаешь золотые монеты, то наутро вырастет дерево, на котором их будет в три раза больше. Затем полученные монеты можно снова закопать в землю, и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Мы можем посторожить ночью эти монеты. В награду ты будешь нам отдавать 9 монет после каждого урожая».

Буратино отвечает: «Так ведь после двух урожаев у меня совсем не останется денег. Уж лучше я сам посторожу».

Сколько золотых монет было у Буратино?

Ответ: 4 монеты .

6. «Бабушки и козлята»

У трех бабушек было по одному серенькому козлику. Пошли они в лес погулять, а там их волки съели. Остались от козликов рожки да ножки. Сколько осталось рожек и сколько ножек?

Ответ: У каждого козлика было по 4 ножки и по 2 рожка, значит, осталось 12 ножек и 6 рожек .

7. «Крошечка-Хаврошечка и сестры»

Крошечка-Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами – Одноглазкой, Двуглазкой и Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании?

Ответ: 8 .

8. «Неприготовленная яичница»

Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед да баба, если бы они не разбаловали свою мышку?

Ответ: из 9 .

9. «Меткие стрельцы»

Иван Царевич и его братья пускали стрелы. Три стрелы упали на царский двор, четыре – на боярский, а восемь улетели в неизвестном направлении. Сколько всего стрел выпустили Иван Царевич и его братья?

Ответ: 15 стрел .

10. «Грибная охота»

Леший собрал 48 мухоморов, а Баба-яга – на 12 мухоморов меньше. Сколько всего полезных грибов собрали Леший и Баба-яга?

Ответ: ни одного .

11. «Как Иван освободил пленников»

Иван – крестьянский сын освободил из темницы Змея Горыныча 20 богатырей, 10 великанов, а царских дочерей – столько, сколько богатырей и великанов вместе.

Сколько всего пленников освободил Иван?

Ответ: 60 .

12. «Капитан Врунгель и кенгуру»

Капитан Врунгель погнался за кенгуру, в сумку которой попал мячик от гольфа. Кенгуру за 1 минуту делает 70 прыжков, каждый прыжок – на 10 м. Капитан Врунгель бежит со скоростью 10 м/с. Догонит ли он кенгуру?

Ответ: не догонит .

13. «Как Буратино золотой ключик нашел?»

Говорят, что Тортилла не так просто отдала золотой ключик Буратино, как об этом рассказал А. Толстой, а совсем иначе. На самом деле она принесла три шкатулочки: красную, синюю и зеленую. На красной было написано; «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Зеленая шкатулочка пустая», а на зеленой – «Здесь находится змея». Тортилла прочитала надписи и сказала: «Действительно, в одной шкатулочке лежит золотой ключик, в другой – змея, а третья – пустая, но все надписи неправильные. Если отгадаешь, в какой шкатулочке лежит золотой ключик – он твой. Я бы с радостью помогла тебе, да и сама, к сожалению, позабыла, в какой из шкатулочек лежит золотой ключик». Где же лежал золотой ключик?

Ответ: золотой ключик лежал в зеленой шкатулочке .

14. «Дед Мазай и зайцы»

Во время половодья дедушка Мазай снял с острова зайцев. Потом Мазай спас еще некоторое количество зайцев, сняв их с пней. Интересно, что это число записывается теми же цифрами, что и число зайцев, снятых с острова, но в обратном порядке. Число зайцев, снятых с острова, больше, чем число зайцев, снятых с пней. Оба числа двузначные. Немного позже Мазай снял еще десять зайцев с бревна. Всего Мазай спас 43 зайца. Сколько зайцев снял Мазай с острова?

Ответ: дедушка Мазай снял с острова 21 зайца .

15. ХИТ «Хитрая лиса»

Наловил дед рыбы полный воз. Рыба – одни лещи. Едет домой и видит, что лиса свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел, а лиска не шелохнется. Дед подумал, что лиса неживая:

– Вот чудесная находка, будет моей бабе воротник на шубу.

Положил он лису на воз, а сам пошел впереди. Лисица тем временем стала выбрасывать рыбку за рыбкой с воза. Сначала она действовала осторожно, а потом осмелела. В первую минуту хитрунья выбросила только одного леща, во вторую – двух лещей, в третью – четырех лещей и т. д., то есть в каждую следующую минуту она выбрасывала вдвое больше лещей, чем в предыдущую. Через семь минут лиса выбросила всю рыбу и сама тихонько сбежала. Сколько лещей досталось хитрой лисе?

Ответ: лисе досталось 127 лещей .

16. «Стойкий оловянный солдатик»

Было когда-то на свете 25 оловянных солдатиков, которых сделали из старой оловянной ложки весом 123 г. 24 солдатика были одинаковыми: один от одного не отличались. Но двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немножко не хватило. Каков вес последнего солдатика?

Ответ: 123: 24 = 5 (остаток 3). Значит, вес каждого из 24 солдатиков – 5 г, вес последнего солдатика – 3 г .

17. «Соревнование Маленького Мука и королевского скорохода»

Маленький Мук и королевский скороход бегут наперегонки по дорожке длиной 30 км, которая идет вокруг большого луга. По условию соревнования выигрывает тот, кто перегонит другого и пробежит при этом на круг больше. Скороход делает круг за 10 минут, а Маленький Мук – за 6. Оба бегут равномерно. Через сколько минут Маленький Мук обгонит скорохода?

Ответ: через 15 минут .

Викторина «Овощи в рассказах и сказках»

1. Как в сказке «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова назывался ручей в Цветочном городе? (Огурцовая река)

2. Какие овощи, выращенные своими руками, привозил Урфин Джюс на праздник Угощения в Изумрудный город в сказке А. Волкова «Тайна заброшенного замка»? (Золотая морковь, голубые огурцы)

3. Что нарвали в колхозном огороде Котька и Павлик в рассказе Н. Носова? (Огурцы)

4. Что швыряли в «живую шляпу» Владик и Володя в рассказе Н. Носова? (Картофель)

5. С помощью какого растения распознали настоящую принцессу в сказке Г.X. Андерсена «Принцесса на горошине»? (Горох)

6. Что пообещала свинка, баюкая непослушного мышонка, в «Сказке о глупом мышонке» С. Маршака? («Две морковки подарю»)

7. Какой овощ сеяли мужик и медведь в русской народной сказке «Вершки и корешки»? (Репа)

Кто есть кто?

Тыква – старик из сказочной повести Дж. Родари «Приключения Чиполлино», который строил себе дом.

Человек-луковка – Чиполлино.

Лимон – правитель страны, где жил Чиполлино.

Арбузик – архитектор из Солнечного города.

Вишенка, Редиска – друзья Чиполлино.

Игра «Измени одну букву»

В словах из названий русских народных сказок изменена всего одна буква. Например, «Репка» – «Лепка». Необходимо найти эти буквы и «восстановить» подлинное название сказки.

«Кот и киса» («Кот и лиса»).

«Лиса и мак» («Лиса и рак»).

«Мурочка» («Курочка»).

«Золотая рубка» («Золотая рыбка»).

«Пеший» («Леший»).

«Царь-певица» («Царь-девица»).

«Тихо одноглазое» («Лихо одноглазое»).

«Две моли» («Две доли»).

«Вещий зуб» («Вещий дуб»).

«Полк и семеро козлят» («Волк и семеро козлят»).

«Двое из Думы» («Двое из сумы»).

«Иван – солдатский сон» («Иван – солдатский сын»).

«Чадо лесное» («Чудо лесное»).

«Марко Рогатый» («Марко Богатый»).

В названиях каких произведений есть цифра 3 и три героя?

1. Три поросенка в сказке «Три поросенка». (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф)

2. Три мушкетера в романе А. Дюма «Три мушкетера» и их слуги. (Атос, Портос, Арамис; Гримо, Мушкетон, Базен)

3. Три медведя из сказки Л. Толстого «Три медведя». (Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка)

Из книги Почему дети лгут? [Где ложь, а где фантазия] автора Орлова Екатерина Марковна

Сказочные помощники в развитии творческих способностей Сочинение сказок и историй, всевозможные игры по мотивам любимых произведений, а также просто выполнение «необычных» заданий не только способствуют гармоничному воспитанию юной личности, но и помогает раскрыть

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Головоломки Задание 1Переложить 2 спички так, чтобы из домика получился флажок. Задание 2Переложить 1 спичку так, чтобы повернуть домик в другую сторону. Задание 3Переложить 2 спички так, чтобы олень посмотрел в другую сторону. Задание 4Переложить 3 спички так, чтобы убрать

Из книги Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины автора Коган Марина Соломоновна

Глава 2. Игры-головоломки Найди слово в слове Найди в данных словах как можно больше других слов. Буквы переставлять нельзя.Колобок (кол, лоб, бок)Яков (як)Солонка (соло)Ирис (рис)Грузовик (груз)Волк (вол)Сон (он)Карабас (бас, раб, кара)Олень (лень)Крот (рот)Комар (ком,

Из книги автора

Глава 3. «По сказочным дорожкам». Сценарии и конкурсы Лото Игра в лото помогает ребятам учиться вместе работать, принимать решения, делать выбор. Соревновательный дух игры пробуждает интерес и стимулирует творческую активность. Игру можно проводить многократно, и

Из книги автора

Глава 5. Сказочные затеи