Игра «Перевертыши. Конкурс «Отгадай пословицу Перевертыши названий ТВ-передач

Главная > Классный час

Классный час во 2 классе ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО! Цели:1 . Развитие умения учащихся вести дискуссию.2. Формирование умения аргументировать свою точку зрения. 3. Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу.

(На доске ~ слово «Дружба» Слово пока еще не открыто, оно

зашифровано.)

Учитель; Что за слово зашифровано на доске? Чаще всего бывает

Крепкой, верной и долгой. (Дети отгадывают слово, и учитель записывает его на доске.) Учитель: Какое прекрасное слово «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом. Друг - это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг - это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг- это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Русские пословицы |гласят: - Не имей сто рублей, а имей сто друзей; - Друга ищи, а найдешь - береги; - Дружба не гриб, в лесу не найдешь. Игра «Угадай пословицу» (1 ребенок уходит за дверь, дети, разделившись на 2 команды, вы- бирают пословицу и, по команде учителя, обе команды говорят свою половину пословицы (одновременно). Например: «Что посеешь -1 команда, «то и пожнешь» - II команда. Учитель: А как вы думаете, с чего же все началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг». Чтец; Когда еще никто не знал ни слова, Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и то же). Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленнее лицо, умение, руки, И человек придумал слово «друг», Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей-людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю. Не для того наш предок шел сквозь мрак, Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!» Показывал язык или кулак И корчил рожи (что одно и то же). Учитель: К сожалению, грубые слова иногда можно слышал ребят нашего класса, а иногда бывает так, как в стихотворении « Два козла». Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей. Чтец: Однажды на лужайке подрались два козла, Подрались для забавы, не то чтобы со зла. Один из них тихонько приятеля лягнул, Другой из них тихонько приятеля боднул, Один лягнул приятеля немного посильней, Другой боднул приятеля немного побольней, Один разгорячился, лягнул, что было сил, Другой его рогами под брюхо зацепил. Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос, Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез. Я вспомнил эту драку, когда передо мной, На школьной перемене такой же вспыхнул бой. Учитель; Да, такие отношения дружескими не назовешь. Лучше если все происходит, как в сказке «Репка». (Сказка «Репка».) Спасибо нашим актерам. Вы видите, что даже в сказках дружба, помогает справиться с любым делом. Чтец: Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку. (Песня «Настоящий друг».) Игра «Кто с кем дружит» (На доске написаны имена героев мультфильмов.) Учитель: Перед вами разные герои, разные имена. Как вы дума кто с кем дружит? Кто кому нужен? 1. Забавные бурундучки Чип и. -, (... Дейл.) 2. Добрая Белоснежка и... (семь гномов.) 3. Прекрасная Русалочка и... (Най Себастьян.) 4. Забавный Винни Пух и... (Пятачок.) 5. Добрый Малыш и... (Карлсон.) 6. Доверчивый Буратино и.. (Малъвина, Пьеро.) 7. Зеленый крокодил Гена и... (Чебурашка.) Чтец: Если есть друзья на свете - Все прекрасно, все цветет. Даже самый сильный ветер, Даже буря не согнет. Мы и в дождь, и в снег, в стужу Будем весело шагать. При любой погоде дружим - Дружбы этой не порвать. И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел: Мы с тобой живем на свете Для хороших, славных дел. Учитель: Попробуйте вспомнить слова с корнем –дружно (Ответы детей.) Учитель: Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро. Чтец: Друг напомнил мне вчера, Столько делал мне добра. Карандаш мне дал однажды, Я в тот день забыл пенал, В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок, Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка. Откусить мне дал когда-то, А теперь представил счет: Не влечет меня, ребята, Больше к другу не влечет. Учитель: Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Если нет, то почему? /Ответы детей.)

Учитель: Если у людей одинаковые интересы, вкусы или нравятся

одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы, то и дружба

бывает настоящей, крепкой, верной и долгой.

Чтец: Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда:

Рвануться на выручку можно

В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта и дружба твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит! На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты-

Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом: Волшебное самое чудо Мы дружбой недаром зовем. (Песня «Настоящий друг».) Учитель: Какое надежное и емкое слово «дружба»! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье, все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья - начало нашей жизни, мы здесь родились, растем и взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит... (Составить пословицу из слов.) Слова рассыпались на доске. («Нет лучше дружка, чем родная матушка».) Чтец: Со Светкой соседкой Не буду водиться - Она то смеется, то плачет, То злится. Но мама сказала, Что так не годиться, Что с девочкой нужно Уметь подружиться. Что с папой они Еще с детства дружили, И вместе играли, И рыбу удили. С такою девчонкой, Как мама моя, Конечно бы мог Подружиться и я! Учитель: Дружить можно не только друг с другом, но и с животными. Чтец: Раздаются порой голоса, Что чудес никаких не имеется, Есть на нашей Земле чудеса, Но их надо найти, разумеется. Дружба - главное чудо всегда, Сто открытий - для всех настоящее. И любая беда не беда, Если рядом друзья настоящие. Друг не будет смотреть свысока, Наизусть он характер твой выучит. Нужно верить, что друга рука В трудный час обязательно выручит. Учитель: Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце-кармашек вы опустите сейчас «ладошку» (дети заранее готовят письмо-ладошку: на листе бумаги обводят по контуру свою ладошку, вырезают, на одной из сторон Пишут пожелание себе, друзьям, классу, а другую раскрашивают) со своими пожеланиями. Мы запаяем и откроем через 9 лет, когда вы будете в 11Классе. |Игра «Дружеское рукопожатие»

(2 человека стоят рядам с завязанными глазами. Им предлагается

сделать 3 шага вперед, повернуться спиной друг к другу, а затем отойти на 5 шагов в разные стороны, повернуться вокруг себя, сделать 5 шагов навстречу друг другу и обменяться рукопожатием.)

\ Чтец: Так давайте, давайте дружить, Пусть не раз нам стихи вспомнятся- Вели дружбой всегда дорожить, То любое желание исполнится. Учитель: Вот и подходит к концу наш классный час. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу в Трудную минуту, давайте, выбирать хороших и верных друзей, Мальчики приглашают девочек. Стали парами, заканчиваем наш Классный час. (Дети танцуют.) А теперь давайте встанем в круг, давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг Другу слова известного героя терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». И мне думается, что этот классный час даст начало той большой дружбе, которую мы понесем через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы я |предлагаю провести салют. Игра «Салют» " (Круг разбивается на 3 команды: красный, желтый и зеленый команде «Красный!» хлопает 1-я команда, «Желтый!» - 2-я кома «Зеленый!» - 3-я. Затем, учитель дает команду: «Красный! Желтый!Зеленый!»). (Общий салют.) Учитель: Спасибо. Классный час окончен.

1 вариант

2 вариант

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Утро вечера... (мудренее)

Что с воза упало, то... (пропало)

Старый друг лучше … (новых двух)

На безрыбье … (и рак - рыба)

Терпение и труд … (все перетрут)

Ученье – свет… (а неученье - тьма)

Век живи… (век учись)

Дело мастера … (боится)

Ученье – путь … (к уменью)

Лодырь мёрзнет за работой, согревается … (за едой)

Ложка дёгтя … (испортит бочку мёда)

Один в поле... (не воин)

Не зная броду, ... (не лезь в воду)

Когда я ем, ... (я глух и нем)

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

    Конкурс «Переводчики»

Заменить иноязычную пословицу близкой по смыслу русской.

Как псу муха (польск.)

Как волка ни корми, всё в лес смотрит.

Как заяц в ананасе (польск.)

Один в поле не воин

Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болг.)

В семье не без урода

И в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осет.)

Как корове седло

Лесного петуха хоть из золотого блюдца корми – всё равно в лес улетит. (индонез.)

Как сыр в масле

Если вода спокойна, не думай, что в ней нет крокодилов (индон.)

В тихом омуте черти водятся

Одинокое дерево ветер легко валит. (удмурт.)

После дождичка в четверг

Булочника на хлебе не проведёшь. (испанск.)

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (нем.)

Язык до Киева доведёт.

У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (англ.)

Старого воробья на мякине не проведёшь.

Тот не заблудится, кто спрашивает. (финск.)

Язык – мой враг.

Ошпаренный петух от дождя убегает. (франц.)

Ищи ветра в поле.

    Конкурс "Отгадай пословицу"

Коса – камень.

Лес – дрова.

Шило – мешок.

Язык – дело

Дело – мастер.

Труд – лень.

Нашла коса на камень.

Шила в мешке не утаишь.

Не спеши языком, торопись делом.

Дело мастера боится.

Труд человека кормит, а лень – портит

    Конкурс "Объясни смысл".

    Кашу маслом не испортишь.

    За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

    Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

    Первый блин - комом.

    Кончил дело - гуляй смело.

    Где труд - там и радость.

    Береги честь смолоду.

    Конкурс "Животные".

В пословицах и поговорках часто упоминаются животные. О каких животных идет речь в словосочетаниях.

голоден, как.........(волк)

работать как (лошадь)

труслив, как.........(заяц)

изворотлив, как.......(уж)

бегать, как (белка в колесе)

нем, как................(рыба)

упрям, как........... (осел)

болтлив, как.........(сорока)

хитер, как........... (лиса)

здоров, как...........(бык)

надут, как............... (индюк)

грязный, как.........(свинья)

мокрый, как........... (курица)

колючий, как........(еж)

6. Конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.

Интеллектуальная игра

По русскому языку

«Хочу всё знать» для 2-х классов

учитель начальных классов Семеняк С.В.

Цели:

1. Формирование интереса у обучающихся к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

2. Развитие связной речи, внимания, логического мышления, творческого воображения, наблюдательности. Обогащение словарного запаса.

3. Воспитание культуры общения, умения работать коллективно, привитие интереса к русскому языку.

Словарь: буквы, слова, крылатые выражения, пословицы, ребусы.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, принадлежности для игры.

Ход мероприятия:

(звучит музыка)

Друзья! На праздник наш веселый

Вы все сегодня к нам пришли!

Мы ожидали этой встречи

И постарались, как могли!

Интересные заданья

Нам помогут отдохнуть.

Всем желаем мы удачи!

Итак! В бой и в добрый путь!

Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Хочу все знать!» по русскому языку. Язык, на котором мы с вами говорим очень красив и богат. И сегодня мы докажем, что он интересный, увлекательный и занимательный! Вас ждут вопросы, стихи, загадки, ребусы.

Оценивать наши конкурсы будет справедливое жюри.

За каждый конкурс команды будут получать баллы, в конце игры жюри подсчитает количество баллов, и мы узнаем, какая команда выиграет.

Конкурс «Моя команда»

А теперь, команды, просим представиться и поприветствовать друг друга.

Команда

«Радуга»

Мы как радуги цвета

Неразлучны никогда!

Команда

«Поиск»

Все разведать, все узнать,

Легких тропок не искать!

Команда

«Горячие сердца»

Мы дружные ребята,

Надежные друзья!

Скучать вам не позволят

Горячие сердца!

Команда

« Слово»

К бою честному готовы

Ребята из команды СЛОВО!

Команда

«Шпаргалка»

А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила:

  • Работать дружно, все вместе;
  • Уметь выслушать своего товарища;
  • Не обижать товарища, если он сделал ошибку;
  • Не смеяться над командой, которая проигрывает;
  • Не злиться, если ваша команда проиграет.

Итак, начнем!



Посмотрите-ка, ребятки

Здесь слова играют в прятки!

Все слова скорей найдите

Что в них спрятано - прочтите!

Конкурс «Найди слово»

Например, в слове ЩЕЛЬ – спряталось слово ЕЛЬ

1 команда ЗУБР - ЗУБ

2 команда УТОЧКА-ТОЧКА

3 команда КОСА-ОСА

4 команда СТОЛБ-СТОЛ

5 команда КОЧКИ – ОЧКИ

Конкурс «Буквы заблудились»

Внимательно прочитайте строчки и подумайте, какой буквы не хватает в одном слове?

  1. Мы пришли на огород

Смотрим: ?епка там растет.

  1. Нарушая тишину,

Воют?олки на луну.

  1. ? ышка любит грызть зерно

Очень вкусное оно.

  1. Утром бабушка к?убашке

Пришивала мне кармашки.

  1. Гном был тихий, молчаливый

Олпачок носил красивый.

Молодцы! Вы справились с заданием!

Приготовьтесь к следующему испытанию!

4 конкурс «Будь внимателен!»

Отгадайте загадку :

Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок)

Из слова КОЛОБОК составьте маленькие слова.

(команды составляют свои слова)

Давайте проверим ваши слова (проверяем каждую команду).

Конкурс «Наоборот»

Кто скажет, что такое антонимы?

Антонимы - это слова, противоположные друг другу по значению.

Тебе скажу я - «далеко»,
А ты ответишь - «близко».
Тебе скажу я - «высоко»,
А ты ответишь - «низко».

А теперь каждая команда должна подобрать антоним.

1. Я антоним к слову ЛЕТО

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я (ЗИМА)

2. Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я ВРАГ ,

А деревьям – (ДРУГ ).

3. Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец (горький)

4. Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки –
Он гоняет их метлой.
Вася – добрый , Жора – (злой !)

5. Я - антоним слову «смех».
Не от счастья и утех,
А бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обид и неудач.
Догадались? Это... (плач) .

Конкурс «Капитаны»

А теперь конкурс для капитанов. В нем вы покажете свою грамотность. Капитанам команд нудно записать предложение, верно используя заглавные и строчные буквы.

(К/к)оля (А/а)рбузов купил пять (А/а)рбузов.

А пока капитаны выполняют задание, к нам в гости зашла Бабушка-Загадушка. Как вы думаете, что она принесла? (загадки).

Эти загадки для болельщиков. Болельщикам каждой команды она загадает загадки. Правильные ответы принесут дополнительный балл своей команде.

1. Черные, кривые, от рожденья все немые.
Станут в ряд - сейчас заговорят.
(буквы)

2. У сосны и елки
Листики - иголки.
А на каких листочках
Растут слова и строчки?
(на тетрадных )

3. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(книга)

4. Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается.
(карандаш)

5. По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей -
Чиста страница.
(Школьная доска)

Как назвать эти предметы одним словом? (школьные принадлежности).

А сейчас проведем небольшую физминутку «Две сестрицы, две руки»

Итак, работу капитанов проверит жюри.

Конкурс «Эрудит»

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем …

Незнайка

Незнайка написал нам письмо. Давайте его прочитаем:

Миня завут низнайка. я хажу вшколу. В маем парфеле есть корондашы, титради, книги и ручьки. яочен люблю учиться.

Ребята, что-то здесь не так? Ваше задание исправить эти ошибки. А жюри проверит.

(команды выполняют задание)

А пока команды выполняют задание, мы поиграем с болельщиками и узнаем. Как хорошо они умеют писать.

По одному из болельщиков от команд выйдите к доске. (глаза завязаны)

Вам надо написать название своей команды. (дети пишут мелом на доске все одновременно с завязанными глазами).

Молодцы. Кто правильно написал, тот принес балл своей команде.

8 конкурс «Подумай!»

Часто мы просто не задумываемся, когда произносим то или иное выражение . А в детстве наверняка каждый задавался вопросом: а почему стул назвали стулом, а не тыквой или апельсином?

И в русском языке есть устойчивые выражения, которые принято называть "крылатыми" , что уже само по себе являетсякрылатым выражением .

А теперь внимательно послушайте и объясните смысл следующих крылатых выражений:

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ (запомнить)

НИ ПУХА НИ ПЕРА (пожелать удачи)

МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ (обманывать)

В ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ (медленно)

БИТЬ БАКЛУШИ (ничем не заниматься)

конкурс «Отгадай пословицу»

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность и точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам и объяснить ее смысл.

Свет, тьма

Ученье свет, а неученье – тьма.

Погибай, выручай

Сам погибай, а товарища выручай.

Встречают, провожают

По одёжке встречают, по уму провожают.

Кормит, портит

Труд кормит, а лень портит.

Отмерь, отрежь

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Конкурс «Ребус»

Вы знаете, что ребус – это зашифрованное слово, которое надо разгадать. Будьте внимательны!

Анатолий

Ученик овал

Молодцы, ребята!

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок

Час народной мудрости

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались еще до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают ее живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Итак, сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Можно поделить класс на несколько команд. За правильный ответ ребенок (команда) получает жетон (бумажный кружок).

Учитель. Наш первый конкурс – «Разминка».

Разминка

Задание – продолжить пословицы и поговорки:

    Что посеешь… (то и пожнешь).

    Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

    Сделал дело… (гуляй смело).

    В гостях хорошо… (а дома лучше).

    Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).

    С кем поведешься… (от того и наберешься).

    Готовь сани летом… (а телегу зимой).

    Как аукнется… (так и откликнется).

    За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

    Заставь дурака богу молиться… (он себе и лоб расшибет).

    Сколько волка не корми… (а он все в лес смотрит).

Первый конкурс

Задание – вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах:

    Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

    Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

    Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

    Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

    Яблоко. (Одно гнилое яблоко может сотни других испортить. Яблоко от яблони не далеко падает.)

    Камень. (Под лежачий камень вода не течет.)

    Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Второй конкурс

Задание – вспомнить пословицы о труде. (Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и санки возить. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. И др.)

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Третий конкурс

Задание – к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу:

    Булочника на хлебе не проведешь. Испанская пословица. (Старого воробья на мякине не проведешь.)

    Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. Немецкая пословица. (Ищи ветра в поле.)

    У кого болтливый рот, у того тело в синяках. Английская пословица. (Язык мой – враг мой.)

    Тот не заблудется, кто спрашивает. Финская пословица. (Язык до Киева доведет.)

    Ошпаренный петух от дождя убегает. Французская пословица. (Кто обжегся на молоке, дует на воду.)

    Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. Вьетнамская пословица. (Тише едешь – дальше будешь.)

Четвертый конкурс

На карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой – окончание.

Задание – сочинить новую пословицу, то есть соединить по – новому. Например:

    Слово не воробей, в лес не убежит.

    Любишь кататься – имей сто друзей.

    Сколько волка не корми, а он ноги на стол.

    За двумя зайцами погонишься – кобыле легче.

Предложенные пословицы:

    Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

    Работа не волк, в лес не убежит.

    Любишь кататься, люби и саночки возить.

    Сколько волка не корми, а он все в лес смотрит.

    За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    посади свинью на стол, она и ноги на стол.

    Баба с возу – кобыле легче.

Пятый конкурс

Задание – вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа. Например:

    Ум хорошо, а два лучше.

    У семи нянек дитя с глазу.

    Старый друг лучше новых двух.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    Семь бед – один ответ.

    Один за всех и все за одного.

    Обещанного три года ждут.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    За одного битого двух битых не дают.

    Двум смертям не бывать, а одно не миновать. И др.

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счет. Лодырь хочет прожить не трудом, а языком. Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть. Ленивый одну работу два раза делает. Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Шестой конкурс

Задание – подбери нужную пословицу к рассказам (автор (Аурел Скобиоале).

1.Стан – бывалый человек.

У Стэникэ есть ученый щенок Буздуган. Большой щенок и головастый. Он умеет носить портфель в зубах. Однажды Стэникэ решил взять Буздугана с собой в школу. Вот вышли в дорогу. Стан гордо шагает впереди, заложив руки за спину, за ним Буздуган с портфелем в зубах. Вдруг Стан видит: Буздуган без портфеля бежит впереди дороги.

Эх, Буздуган, Буздуган! – вздохнул Стэникэ.

Побежал назад, взял портфель и снова сунул его в пасть головастому щенку. Только прошел десять шагов – опять впереди щенок без портфеля. Оглянулся: портфель валяется на дороге. Долго бежал Стэникэ взад и вперед, пока добрался до школы. И Буздуган высунул язык, тяжело дышит.

Ну что, устал? – спросил Стэникэ. – Так всегда бывает… (Лодырь больше работает.)

2. Три метра шпионов.

Стан включил телевизор и сел делать уроки. Краем глаза он решал задачу, а другим краем смотрел на шпиона в телевизоре: «Вот сейчас его схватят…А вот еще один появился. Их теперь двое! Смотри-ка трое!» «…Три с половиной метра ткани, - читал Стан другим краем глаза, - по четыре рубля за метр…»

Стэникэ! Выключи телевизор, - крикнула мать. – Ты же занешь пословицу « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»! (А вы заете?)

« Два зайца,- повторял про себя Стан, не отрывая глаза от телевизора,- и три метра шпионов по четыре ткани рубль…»

На другой день Стан хмуро возвращался из школы: пословица подтвердилась. За двумя зайцами погнался – двух и поймал. Короче – двойку… А еще говорят… (когда за многое берешься, все перепутаешь.)

3. Двойка в сарае.

Двойка в дневнике тянула портфель к земле. Тяжелая была. Стан не мог придумать, что сказать матери. Показать дневник – огорчится. Исправить двойку, а потом показать? А вдруг она потребует его сейчас? Сказать, что учительница взяла дневник на проверку? А вдруг мама найдет его в портфеле? Да, дневник нужно спрятать. Это единственный выход. Спрячу где-нибудь в сарае.! А Буздуган уж встречает у калитки, хвостом виляет, прыгает, веселится. Стэникэ вбежал в сарай. Вытащил дневник и сунул его за какой-то ящик. А Буздуган схватил портфель в зубы, как его учили, и выскочил на улицу.

В чем дело? – спросила с крыльца мать.- Почему собака тащит раскрытый портфель? Как бы что не выпало!

Тут она выхватила портфель внимательно оглядела Стана и Буздугана. Буздуган понял ее. Умный все-таки щенок, на овчарку учится. Он нырнул в сарай и вытащил дневник. Как говорят в таких случаях? (Шило в мешке не утаишь.)

Учитель. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев. Девка красива, да прясть ленива. Голова завита,да делом не занята. У Федорки всегда отговорки. Один пашет, а семеро руками машут. Лентяй сидя спит, лежа работает. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Подведение итогов конкурса, награждение победителей.

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные они запоминаются на всю жизнь.

Цель игры:

  1. прививать учащимся любовь к русской культуре;
  2. научить их понимать народную мудрость, заложенную в пословицах и поговорках;
  3. развивать у учащихся потребность обмениваться знаниями и умениями, а также общаться со своими сверстниками в процессе игры.

Ведущий: многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления.

Величайшее богатство народа – это его язык. Веками накапливаются и вечно живут неисчерпаемые сокровища человеческой мысли и опыта. Наверное, ни в одной из форм языкового творчества не проявляется с такой силой и так многогранно народный ум, мудрость, как в пословицах и поговорках.

В пословицах можно найти ответ на все случаи жизни – когда у тебя горе, и когда радость, на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный ответ. Какой бы короткой пословица не была, все-таки это законченное произведение.

Существует различие между пословицей и поговоркой – в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет – они ее получают только в конкретном разговоре.

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

Конкурсы

В игре участвуют две команды (количество игроков от 8 до 15 человек).

«Сходные пословицы».

У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Ведущий называет иностранные пословицы, а учащиеся из каждой команды по очереди называют аналогичные русские. Если одна команда затрудняется ответить – право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская ).
Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская ).

У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская ).
Язык мой – враг мой. (Русская ).

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская ).
Язык до Киева доведет. (Русская ).

Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская ).
Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская ).

После обеда приходится платить. (Английская ).
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская ).

Птицу можно узнать по ее песне. (Английская ).
Птицу видно по полету. (Русская ).

«Угадай пословицу».

Участвуют по 4 человека от каждой команды. Ведущий дает им задание – комически изобразить пословицы. Пословицу угадывает команда противника. За правильный ответ – 1 балл.

  1. «После драки кулаками не машут».
  2. «Один в поле не воин».

«Аукцион пословиц и поговорок».

Участникам конкурса предлагается вспомнить и записать все известные им поговорки и пословицы на тему рыбалки. Побеждает та команда, у которой их будет больше (каждая пословица – 1 балл).

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Рыбак рыбака видит из далека»

«Не пойманная рыбка всегда большей кажется»

«Поймал карася, поймаешь и щуку»

«Рыба портится с головы»

«На безрыбье и рак рыба»

«Нельзя ловить форелей, не замочив штанов»

«Хочешь поймать рыбу, не взбирайся на дерево»

«Нарисуй и узнай пословицу».

В конкурсе участвуют по два человека от каждой команды. Ведущий раздает им тексты пословиц, которые они должны будут нарисовать.

Если команда противника угадает пословицу, то ей зачисляется 1 балл, если не угадает, то балл получает команда, нарисовавшая рисунок.

  1. «Яйца курицу не учат».
  2. «Цыплят по осени считают».

«Сочиним пословицу».

Раздаются карточки. На них написаны половины пословиц. Задача – подобрать часть от другой пословицы так, чтобы составленная пословица приобрела новый смысл (содержание). Составившие наиболее интересные варианты должны объяснить их смысл. Например, «Сколько волка не корми, а он ноги на стол», «Любишь кататься – имей 100 рублей». За каждый вариант пословицы – 1 балл.

Дело на всякого найдется,

коли лень не подкрадется.

Сделал дело –

гуляй смело.

Нечего на зеркало пенять,

коли рожа крива.

Семь раз отмерь,

один раз отрежь.

За одного битого

двух небитых дают.

Не потопаешь –

не полопаешь.

В чужом глазу сучок видим,

в своем и бревна не замечаем.

Встречают по одежке,

провожают по уму.

Не красна изба углами,

а красна пирогами.

Доброе слово дом построит,

горькое слово дом разрушит.

В гостях хорошо,

а дома лучше.

В одно ухо влетает,

в другое вылетает.

Одно гнилое яблоко

может сотню других испортить.

Гора с горою не сойдется,

а человек с человеком сойдется.

Крепкую дружбу

и топором не разрубить.

Человек без Родины,

что соловей без песни.

Глаза страшатся,

а руки делают.

Что на уме,

то на языке.

От ласкового слова

лед растает.

Не имей 100 рублей,

а имей 100 друзей.

Око за око,

зуб за зуб.

Дрова рубят,

щепки летят.

«Кто отгадает?»

Каждой команде раздается текст пословицы с одинаковым количеством слов (3 человека от каждой команды). Игроки распределяют между собой по одному слову из пословицы и придумывают с этим словом предложение. Затем по очереди говорят предложения, а вторая команда должна по этим предложениям угадать пословицу. За правильный ответ – 1 балл.

  1. «Дело мастера боится».
  2. «Хлеб всему голова».

«Составь пословицу».

На листке написаны пары слов из известных пословиц. Нужно составить пословицы, в которых бы встречались эти слова. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. За каждый правильный ответ – 1 балл.

«Ученье свет, а неученье – тьма»

«Делу – время, потехе – час»

«По лежачий камень вода не течет»

«Доброе слово и кошке приятно»

В конце игры подводятся итоги и объявляется победитель.