Хочу все знать про балет. Что такое балет, история балета. Большинство профессиональных танцоров балета придерживаются правильного питания

Детские мечты похожи на балерин – лёгкие и воздушные, в красивых платьях, окружённые восхищением. В маленьких головках с косичками балерины предстают не иначе как воздушными облачками – прекрасными и невесомыми. Потом девочки вырастают, косички отрезаются, и мечты сменяются целями.

А сегодня мы решили вернуться к этим детским мечтам и узнать о балете то, чего мы не знали тогда, и может быть, даже не подозреваем сейчас.

Барби Мечты о Балете

1. Только мужчины

Балет - это женский мир, в котором мужчина - лишь почетный гость. (Джордж Баланчин)

Сегодня балет считается в основном женским искусством, женщина в нём царит и правит. А когда балет только-только появился и до самого конца XVII века, танцевали в нём только мужчины. Для женщин это считалось неприличным, так как их массивные туалеты с длинными юбками и жёсткими корсетами не позволяли благородным дамам нормально двигаться, буквально придавливали к земле.

Мадмеуазель де Ла Фонтен

Первой профессиональной балериной в истории считается Мадмеуазель де Ла Фонтен . Она исполнила главную партию в балете «Триумф любви». С неё началось проникновение женщин в балет, а в XVII веке наступил перелом и женщины стали играть главную роль.

Кукла Краса Балета Блондинка

2. Выворотность

Все мы видели, как стоят балерины: их стопы неестественно выворачиваются носками врозь. В балете на самом деле 5 основных позиций рук и ног (и все они выворотные). А пришли они из фехтовального искусства. Ведь в балете участвовали только мужчины, причём благородного происхождения, а фехтование тогда было обязательным умением дворянина.

Позиции в балете и в фехтовании очень схожи, а выворотность ног помогает из каждой позиции двигаться в любом направлении. На самом деле у танцев и борьбы много общего - гораздо больше, чем просто позиции тела.

Кукла Время Весны

3. Без слов?

Первые балеты были вовсе не бессловесны. И включали в себя не только танцы. Точнее, это танцы были частью грандиозных представлений, которые могли продолжаться по 17 часов и включали в себя драматические чтения, диалоги, пение, конные представления, битвы, ну и танцы тоже.

Кукла Венди Праздничная Балерина

А вот первые безмолвные балеты появились лишь спустя два столетия. Они назывались «балеты действия» и появились благодаря хореографам-новаторам (Новерру, Уиверу, Анджолини), которые совершили целую революцию в артистических костюмах. Громоздкие, стесняющие движения одежды были отвергнуты, так же как и маски (обязательные для представлений). И у танцоров появилась свободная пластика тела и возможность помогать танцу мимикой. Представления стали гораздо выразительнее и живее, и танец уже мог рассказывать без слов.

Кукла Пуллип Пер Ноэль

4. Непонятные названия

На самом деле они понятны, но французам. Все балетные движения традиционно именуются на французском, потому что именно во Франции была основана первая Академия танца. И все термины произошли от обычных французских слов. Например, гран жете (grand – большой, jeté от глагола jeter – кидать, бросать) – получается, «большой бросок» - это прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону и максимальным раскрытием ног.

Из Франции увлечение балетом распространилось и в другие страны, но термины остались на французском, такое единообразие помогало ученикам преодолевать языковой барьер и спокойно постигать искусство танца в любой стране.

Кукла Флок Гран Жете Малышка-Балерина

5. Пуанты

Сейчас пуанты – это визитная карточка балета. Однако и так тоже было не всегда. Сперва для танцев использовались туфли на каблуках (изобретённые Людовиком XIV). Первая балерина, отказавшаяся от каблуков в пользу мягких туфель, была Мари Салле , она также укоротила юбку и сбросила панцирь корсета. Такой гибкий и хрупкий образ балерины, с короткой юбкой и облегающей туникой в XVII веке считался верхом неприличия, зато выглядело это очень артистично.

Мария Тальони в балете Сильфида. Литография Шалон и Лэйн

Но, несмотря на эти ранние попытки, лавры первой танцовщицы на пуантах достались Марии Тальони . И это оправданно. Мария готовилась выступить в главной роли в балете «Сильфида», который рассказывает о фольклорном персонаже, фее, духе воздуха – вечно юной и лёгкой, крылатой Сильфиде. Чтобы передать эту воздушность и невесомость Мария придумала балансировать на самом носочке ноги – на пуанте (en pointe – на фр. означает «на носочке», «на пике», «на острие»). Для того, чтобы это можно было сделать, сапожник Марии создал обувь, укреплённую на носке пробкой, чтобы на него можно было переместить весь вес – так и появились пуанты.

Коллекционная Фарфоровая Барби Прима Балерина

6. Пачка

Ещё один характерный признак балета – это пачка. И её появлением мы тоже обязаны Марии Тальони. Её наряд сильфиды – лёгкое платье без рукавов с юбкой в форме колокола – стал основой для «романтического костюма».

Сейчас существует два вида пачек. «Романтическая» (её ещё называю «шопеновской») выглядит так: струящаяся ткань, юбка пышная длиной до колена или ниже, иногда к образу добавляются воздушные рукавчики – такой костюм придаёт образу балерины лёгкость и воздушность.

Но с развитием балетной техники понадобилась ещё большая свобода движений ног, и пачка укоротилась и уплотнилась. Такая пачка немного походит на блюдце, её стандартный радиус около 50 см и танцуются в ней балеты, считающиеся сегодня классическими.

Есть и ещё один вариант одежды балерины. Он называется «хитон» . Наряд, в котором танцуют партию Джульетты – самый яркий пример.

7. «Большая тройка»

Основные классические балеты, написанные П.И. Чайковским и поставленные М. Петипа, и образуют «большую тройку»: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Эти мастерские, истинно гениальные постановки знают все, и именно с них началось триумфальное шествие русского балета по всему миру.

J-Doll Улица Росси в Петербурге

Музыкальный «Щелкунчик» - самая любимая волшебная сказка, без которой не обходится ни одно Рождество в мире. А партия Одетты – Одилии из «Лебединого озера» в балетной среде считается негласным экзаменом на право называться настоящей Балериной.

Балет всё равно останется загадочным искусством. И всегда будет привлекать мечты девочек, потому что воплощает в себе грацию, лёгкость и красоту. И, наверно, эти мечты нужны, чтобы выросшая девочка ощущала в себе этот прекрасный цветок женственности, который выращивает в нас балет. И с каждым соприкосновением с балетом – будь то спектакль, кукла, модная нынче юбка-пачка - этот цветок всё больше хорошеет и расцветает.

Кукла Классическая Балерина

В статье использованы фотографии Emapyl, N.Razina,

Если вы любите театр, то и балет вас не оставит равнодушным, если же вы ещё не успели посетить балет, то сделайте это как можно скорее, ведь это музыкальное театрализованное представление внесёт в вашу жизнь бурю эмоций, страстей, мыслей и доставит незабываемое эстетическое наслаждение.

Немного любопытных фактов из мира балета будут полезны и интересны не только для балетоманов:

Если говорить об истории происхождения балета, то писатели и культурологи говорят ещё об эпохе религиозных танцев египтян и евреев, а также о танцах в Древней Греции, которые неизменно сопровождали трагедию и комедию. Но всё же современный балет как искусство зародился в XV веке в Италии , а развиваться начал во Франции, благодаря открытию первой европейской Академии танцев.

Слово «ballo» означает в переводе с итальянского «танец» .

Первая балетная школа в России открылась в 1738 году , через три года обучения из неё выпустилось 12 мальчиков и 12 девочек, которые и стали первыми профессиональными танцовщиками.

Костюмы балетных танцоров – их визитная карточка, а костюмерам приходится вкладывать огромные усилия для создания и поддержания первозданного вида костюмов. Чтобы сшить балетную пачку нужно закупить около 16 метров тюля, а затратить на это 2 дня работы. Всего за один год балерина меняет более 300 пар балетных туфель.

Несмотря на хрупкость балерин, вес которых в среднем составляет не более 51 килограмма, мужчина, танцующий в балете , поднимает за каждое выступление не меньше тонны , поскольку за одно представление он поднимает и опускает балерину около 200 раз.

Знаете, чего больше всего боятся танцоры балета? Веника, завернутого в газету, который кидают на сцену вместо букета плохим танцорам. Поэтому по сей день на тренировках часто звучит угроза-поговорка «дождешься веника в газете!» . В целом балерины – весьма суеверны, например, считается, что заходить в гримерную нужно только с левой ноги.

Любительницам танцев любого возраста советуем навострить уши и обратить внимание: 26 января в прокат выходит мультфильм, чуть более чем целиком посвященный балету. Хотя других аспектов в «Балерине» тоже хватает, прежде всего это лента затрагивает именно сферу профессионального танца. Но - в понятной форме для детей, особенно для тех, кто сомневается в себе и в достижимости заветной мечты.

сайт собрал самые интересные факты о новинке и рассказывает, чего стоит (и не стоит) ждать от рыжей и обаятельной «Балерины».

Ода балетному искусству

Создатели мультфильма настолько влюблены в балет, что предпочли эту вполне реальную и достаточно суровую с точки зрения исполнителей тему модным сказочным сюжетам, монстрам и прочим путешествиям в волшебные широты. Достаточно оригинальный выбор для детского мультфильма, признайте.

Некоторая доля фантастических допущений все равно, разумеется, присутствует (с привкусом стимпанка - летательные аппараты и прочие хитрые изобретения), но факт остается фактом: весь мир «Балерины» сосредоточен вокруг профессионального становления маленькой Фелис. В сюжет попытались неловко ввести погони и карабканье по недостроенным архитектурным памятникам Парижа, но эпичности и размаха действию это не слишком прибавило. Так что предупреждаем: никакого спасения мира. Вообще. Главная «цель» и победа - роль в «Щелкунчике».

Но на узкоспециализированной теме создатели «растанцевались» вволю. Весь путь от сельской неумехи из сиротского приюта до юной балерины Фелис проходит со всеми полагающимися синяками, падениями, морем усердных тренировок и озером унижения от более опытных конкуренток. Даже решающая битва состоит в том, кто кого перетанцует. И подана идея балетного мастерства правдоподобно: никаких «раз и встала на пуанты», только долгие, тяжелые и упорные тренировки под руководством служанки (сюжет сильно напоминает «Парня-каратиста», им вдохновлялись, не удивляйтесь).

ВСЕ ТАНЦУЮТ РОК-Н-РОЛЛ

И пара слов о звездах: хореографию для мультфильма продумывали профессиональные маэстро, светила французского балета Орели Дюпон и Джереми Белингард. А главную соперницу Фелис озвучивает юная Мэдди Зиглер, та самая, что танцует в клипах певицы Sia и «зажглась» на шоу «Мамы в танце».

«Танцуй к своей мечте»

Эта притча стара как мир, но по-прежнему действует. Добиваться исполнения нереальных с точки зрения скепсиса мечт - причем добиваться своим трудом, потом и кровью (которую нам не показали, но она подразумевается) - со всех сторон правильный посыл подрастающему поколению, поданный доходчиво, красиво и даже страстно. Страсть - то самое качество, которое и сделало Фелис лучшей. Роль танцевальной техники в мультфильме ценна, но куда важнее душа, вложенная в движения. И в музыку - на вопрос, почему главная героиня так рвется из сирот в балерины, ответ был таков: «Потому что музыка всегда была частью моей жизни. Так было при маме, когда я была совсем маленькой, и то же самое происходит сейчас благодаря Одетте. Танец помогает мне жить… и быть собой».

К своим мечтам в мультфильме направляются почти все герои. Сбежавший вместе с Фелис сирота Виктор - к славе изобретателя, служанка Одетта - опять-таки, к танцу, хотя уже и не для себя, злодейка Реджина вместе со своей дочерью Камиллой жаждут сделать из последней звезду балета любыми методами, и так далее. Концовка предсказуемо раздает всем по заслугам, пусть банально, но справедливо.

Действительно хорошая графика

«Балерина» смотрится достойно. Особенно для проекта, созданного вне Голливуда, хотя и с ним выглядит на уровне. Не зря картину создавали 6 лет, разделив большой план по командам в Канаде и Франции. В Монреале специально была открыта студия анимации. Вот что значит - идти к мечте.

Что касается важнейшего для данной тематики аспекта, а именно танцевальных движений, то на первых порах их планировали создавать при помощи технологии захвата движения. Но несравненной Орели Дюпон не пришлось долго позировать, облепленной датчиками - в конце концов было принято решение использовать компьютерную анимацию по ключевым кадрам. Приблизить движения анимированных фигурок к настоящим удалось, хотя кое-где от реальности «уходили» осознанно: в финальной битве балерины движутся с прибавкой в скорости и размахе, чтобы усилить значимость и эпичность (ну хоть какую-то!) сцены.

Самый романтичный город

Париж образца 1879 года предстал перед зрителями во всей своей лиричной красе. Главный художник-постановщик Флоран Мазюрэль тщательно подошел к вопросу и провел много времени за изучением архивов, фотографий и схем. Конечно, город показан только с лучшей стороны, без трущоб и прочего негатива, но и «при параде» Париж данного периода времени - прекрасная площадка для танцевальной истории.

Кстати, Париж был выбран местом действия не сразу - думали еще о французском городе Шарантон-ле-Пон и Венсенском лесе, самом большом парижском парке.

Современная музыка и сюжет

О недостатках и сложностях: у «Балерины» вполне ожидаемые пробуксовки и банальности в сюжете, об этом мы уже упоминали. Сама тема не слишком позволяет сценаристам разойтись (хотя они и пытались). Так что никаких неожиданных поворотов и перипетий можно не ждать, все пойдет по накатанной колее. Взрослому зрителю, привычному к штампам, скучновато, но маленькой аудитории подойдет - им еще не успело приесться.

И некоторое недоумение вызывает музыкальное сопровождение ленты. В самом деле, с такой предельной серьезностью подошли к балету - и с таким попущением к музыке. Фелис танцует под современные «попсовые» треки, никак не вяжущиеся с балетом. Почему нельзя было аранжировать для мультфильма признанные шедевры классики (как сделал Джастин Тимберлейк в , например) - настоящая загадка.

В общем и целом мультфильм станет интересным и красиво нарисованным уроком жизни для юных леди. Про танцы, немного про любовь (романтический треугольник - все по законам жанра) и про усердную дорогу к профессиональному успеху. Выход «Балерины» на подмостки кинотеатров состоится 26 января, возрастной рейтинг 6+.

7 странных фактов о балете

В детстве все девочки мечтают стать балеринами, для большинства это остаётся лишь мечтой. Но даже став взрослыми, мы знаем о балете совсем мало

Детские мечты похожи на балерин - лёгкие и воздушные, в красивых платьях, окружённые восхищением. В маленьких головках с косичками балерины предстают не иначе как воздушными облачками - прекрасными и невесомыми. Потом девочки вырастают, косички отрезаются, и мечты сменяются целями.

А сегодня мы решили вернуться к этим детским мечтам и узнать о балете то, чего мы не знали тогда, и может быть, даже не подозреваем сейчас.

1. Только мужчины

Балет — это женский мир, в котором мужчина — лишь почетный гость. (Джордж Баланчин)

Сегодня балет считается в основном женским искусством, женщина в нём царит и правит. А когда балет только-только появился и до самого конца XVII века, танцевали в нём только мужчины. Для женщин это считалось неприличным, так как их массивные туалеты с длинными юбками и жёсткими корсетами не позволяли благородным дамам нормально двигаться, буквально придавливали к земле.

Мадмеуазель де Ла Фонтен

Первой профессиональной балериной в истории считается Мадмеуазель де Ла Фонтен. Она исполнила главную партию в балете «Триумф любви». С неё началось проникновение женщин в балет, а в XVII веке наступил перелом и женщины стали играть главную роль.

2. Выворотность

Все мы видели, как стоят балерины: их стопы неестественно выворачиваются носками врозь. В балете на самом деле 5 основных позиций рук и ног (и все они выворотные). А пришли они из фехтовального искусства. Ведь в балете участвовали только мужчины, причём благородного происхождения, а фехтование тогда было обязательным умением дворянина.

Позиции в балете и в фехтовании очень схожи, а выворотность ног помогает из каждой позиции двигаться в любом направлении. На самом деле у танцев и борьбы много общего — гораздо больше, чем просто позиции тела.

3. Без слов?

Первые балеты были вовсе не бессловесны. И включали в себя не только танцы. Точнее, это танцы были частью грандиозных представлений, которые могли продолжаться по 17 часов и включали в себя драматические чтения, диалоги, пение, конные представления, битвы, ну и танцы тоже.

А вот первые безмолвные балеты появились лишь спустя два столетия. Они назывались «балеты действия» и появились благодаря хореографам-новаторам (Новерру, Уиверу, Анджолини), которые совершили целую революцию в артистических костюмах. Громоздкие, стесняющие движения одежды были отвергнуты, так же как и маски (обязательные для представлений). И у танцоров появилась свободная пластика тела и возможность помогать танцу мимикой. Представления стали гораздо выразительнее и живее, и танец уже мог рассказывать без слов.

4. Непонятные названия

На самом деле они понятны, но французам. Все балетные движения традиционно именуются на французском, потому что именно во Франции была основана первая Академия танца. И все термины произошли от обычных французских слов. Например, гран жете (grand - большой, jeté от глагола jeter - кидать, бросать) - получается, «большой бросок» - это прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону и максимальным раскрытием ног.

Из Франции увлечение балетом распространилось и в другие страны, но термины остались на французском, такое единообразие помогало ученикам преодолевать языковой барьер и спокойно постигать искусство танца в любой стране.

5. Пуанты

Сейчас пуанты - это визитная карточка балета. Однако и так тоже было не всегда. Сперва для танцев использовались туфли на каблуках (изобретённые Людовиком XIV). Первая балерина, отказавшаяся от каблуков в пользу мягких туфель, была Мари Салле, она также укоротила юбку и сбросила панцирь корсета. Такой гибкий и хрупкий образ балерины, с короткой юбкой и облегающей туникой в XVII веке считался верхом неприличия, зато выглядело это очень артистично.

Мария Тальони в балете Сильфида. Литография Шалон и Лэйн

Но, несмотря на эти ранние попытки, лавры первой танцовщицы на пуантах достались Марии Тальони. И это оправданно. Мария готовилась выступить в главной роли в балете «Сильфида», который рассказывает о фольклорном персонаже, фее, духе воздуха - вечно юной и лёгкой, крылатой Сильфиде. Чтобы передать эту воздушность и невесомость Мария придумала балансировать на самом носочке ноги - на пуанте (en pointe - на фр. означает «на носочке», «на пике», «на острие»). Для того, чтобы это можно было сделать, сапожник Марии создал обувь, укреплённую на носке пробкой, чтобы на него можно было переместить весь вес - так и появились пуанты.

6. Пачка

Ещё один характерный признак балета - это пачка. И её появлением мы тоже обязаны Марии Тальони. Её наряд сильфиды - лёгкое платье без рукавов с юбкой в форме колокола - стал основой для «романтического костюма».

Сейчас существует два вида пачек. «Романтическая» (её ещё называю «шопеновской») выглядит так: струящаяся ткань, юбка пышная длиной до колена или ниже, иногда к образу добавляются воздушные рукавчики - такой костюм придаёт образу балерины лёгкость и воздушность.

Но с развитием балетной техники понадобилась ещё большая свобода движений ног, и пачка укоротилась и уплотнилась. Такая пачка немного походит на блюдце, её стандартный радиус около 50 см и танцуются в ней балеты, считающиеся сегодня классическими.

Есть и ещё один вариант одежды балерины. Он называется «хитон». Наряд, в котором танцуют партию Джульетты - самый яркий пример.

  • Балет зародился в XV веке в Италии, и само слово «ballo», означающее «танец», - итальянское. Однако более полное развитие получил во Франции, Король Людовик XIV, бывший страстным танцором, в 1661 года открыл в Париже первую европейскую Академию танцев.
  • Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом - «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо.
  • Изначально движения в балете базировались на придворных танцах и не требовали физической подготовки. А вот первой исполнительницей, вставшей на пальцы ног, была итальянка Мария Тальони, которая гастролировала и в России.

  • В балетах прошлого существовала целая система условных обозначений. Если артист, к примеру, проводил по своему лбу ребром ладони, подразумевая, что у него на голове корона, это означало «король»; сложил крестообразно руки на груди, значит, «умер»; указал на безымянный палец руки, где обычно носят кольцо - «хочу жениться» или «женат»; стал делать руками волнообразные движения, значит, «приплыл на корабле» и так далее. Разумеется, все эти жесты были понятны лишь балетмейстерам, артистам и кучке балетоманов - постоянных посетителей балетов.

  • К XX веку авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова.
  • Возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе»
  • Если говорить об истории происхождения балета, то писатели и культурологи говорят ещё об эпохе религиозных танцев египтян и евреев, а также о танцах в Древней Греции, которые неизменно сопровождали трагедию и комедию. Но всё жесовременный балет как искусство зародился в XV веке в Италии, а развиваться начал во Франции, благодаря открытию первой европейской Академии танцев.
  • Первая балетная школа в России открылась в 1738 году, через три года обучения из неё выпустилось 12 мальчиков и 12 девочек, которые и стали первыми профессиональными танцовщиками.
  • Костюмы балетных танцоров – их визитная карточка, а костюмерам приходится вкладывать огромные усилия для создания и поддержания первозданного вида костюмов. Чтобы сшить балетную пачку нужно закупить около 16 метров тюля, а затратить на это 2 дня работы. Всего за один год балерина меняет более 300 пар балетных туфель.
  • Несмотря на хрупкость балерин, вес которых в среднем составляет не более 51 килограмма, мужчина, танцующий в балете, поднимает за каждое выступление не меньше тонны, поскольку за одно представление он поднимает и опускает балерину около 200 раз.
  • Знаете, чего больше всего боятся танцоры балета? Веника, завернутого в газету, который кидают на сцену вместо букета плохим танцорам. Поэтому по сей день на тренировках часто звучит угроза-поговорка «дождешься веника в газете!». В целом балерины – весьма суеверны, например, считается, что заходить в гримерную нужно только с левой ноги.
  • Балет «Лебединое озеро» ассоциируется с Августовским путчем - его демонстрировали по советскому телевидению 19 августа 1991 года, отменив все запланированные передачи.
  • Профессиональные балерины болеют в четыре раза чаще обычных людей.