Характеристика чацкого в рассказе горе от ума. Характеристика Чацкого в «Горе от ума» (с цитатами)

Пожалуй, одно из самых популярных произведений у Александра Грибоедова - это комедия "Горе от ума". Один из главных героев комедии - Чацкий, и в этой статье мы хотим коротко рассмотреть характеристику Чацкого в комедии "Горе от ума". Известно, что именно после сочинения этого произведения Грибоедов сразу же занял почетное место в ряду ведущих поэтов эпохи и снискал популярность. Бурно отреагировали и литературные круги, многие критики торопились высказаться в отношении образов комедии и сделать свой анализ произведения. Как раз один из таких образов, который вызвал особенный интерес - это образ Чацкого.

Кто стал прототипом Чацкого?

Например, Александр Пушкин написал в 1823 году письмо Вяземскому, в котором упомянул комедию "Горе от ума". Там Пушкин отметил, что прототипом образа Чацкого стал Чаадаев. Есть и другие подтверждения такому утверждению, ведь известно, что изначально фамилией главного героя была Чадский.

Но есть и другая версия. Некоторые литературоведы убедительно говорят, что не кто иной, как Кюхельбекер выступил, как прототип образа Чацкого. Если посмотреть на биографию Кюхельбекера, можно легко в это поверить - пылкий и потерявший успех за границей, но возвратившийся в родные края, молодой человек очень похож по своему характеру и образу действий на нашего героя комедии.

Эти рассуждения уже помогают кое-что прояснить в характеристике Чацкого в комедии "Горе от ума" Грибоедова.

Что сказал сам автор о Чацком

Как-то раз добрый друг Грибоедова Катенин сказал, что по характеру Чацкий "сбивчивый", то есть в его действиях нет последовательности, на что автор ответил весьма прямо. Суть ответа Грибоедова: в комедии полно глупых людей, и все они приходятся на одного умного человека со здравым смыслом.

Грибоедов видел характеристику Чацкого в таких качествах, как образованность и ум, которые проявились в непростой ситуации. Да, Чацкий противостоит обществу, он понимает, что превосходит других и не скрывает этого. Но почему? У Чацкого подозрение в наличии соперника в отношении возлюбленной, чьего внимания никак не добиться, хотя раньше она сама была неравнодушна к нему. К тому же, он одним из последних слышит о своем "сумасшедствии", которое приписали ему. Чацкий действительно очень горяч, но автор считает, что виной тому сильнейшее разочарование в любви. Вот поэтому он кажется таким опальным, сбивчивым и с непоследовательными поступками.

Мировоззрение Чацкого

В образе Чацкого отразился портрет того, кто имеет уже сложенную систему ценностей и принципов, у кого свое мировоззрение и принятая мораль. И это важно в характеристике Чацкого в комедии "Горе от ума". Главный герой оценивает личность свою и других по тому, насколько человек стремится к знаниям и высокому, вечному. Он считает, что для блага отечества стоит потрудиться, но есть огромная разница между службой и прислуживанием - этот момент принципиальный в комедии.

Что еще отличает Чацкого от общества? Он не боится, что у нем думают другие, у него нет авторитета, он независим. Все это становится причинами для страхов у аристократического круга в Москве, потому что для них Чацкий - опасный бунтовщик, который не побоится посягнуть на всё святое. Как-то Фамусов предлагает Чацкому пожить "как все", но такая позиция далека от Александра Андреевича, и он презрительно отказывает Фамусову.

Давайте подведем краткий итог, говоря о характеристике Чацкого в комедии "Горе от ума" Грибоедова. Автор во многом солидарен со своим главным героем. В образе Чацкого четко прослеживается просвещенный человек, не боящийся открыто выражать свое мнение, однако важно: он не выдает революционного и радикального настроя. А на самом деле в обществе Фамусова все, кто отклоняются от принятых норм, кажутся безумцами и опасными для остальных. Неудивительно, что в итоге Александр Андреевич Чацкий был признан сумасшедшим.

Вы прочитали в данной статье о характеристике Чацкого и его образе, вы можете также ознакомиться с биографией Александра Грибоедова и прочесть краткое содержание "Горе от ума" . Кроме того прочитайте.


Александр Андреевич Чацкий – дворянин, имеющийся в своем поместье около 400 крепостных. Он рано осиротел, поэтому большую часть воспитания прошло в доме друга отца, Фамусова. Как только Александр вошел в пору взросления, он стал жить самостоятельно. Ему захотелось познакомиться с жизнью света, и он уехал на 3 года из своего дома. В данной статье мы рассмотрим образ и характеристику Чацкого в комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Образование Чацкого

Чацкий является членом Английского клуба, куда входили богатые и знатные представители дворянства. Он умен, что подтверждается его умением говорить красноречиво. Из слов героев комедии становится известно, что молодой человек знает иностранные языки, пытается сам писать:

«Он славно пишет, переводит».

Речи Чацкого так правильно сложены, что, кажется, он не говорит, а пишет. Передовые взгляды молодого человека не схожи с позициями представителей круга Фамусова. Именно знания и стремление к самосовершенствованию выделяют Александра Андреевича среди других героев произведения. Фамусов видит причину поведения Александра в образовании:

«Ученье – вот чума,
Ученость – вот причина…»


Уходящее в прошлое дворянство готово закрыть школы, лицеи и гимназии, только чтобы Чацкие не появлялись на их пути.

Противоречивость характера

Грибоедов пытается приблизить ситуацию в доме помещика к реальности. Это объясняет то, что все герои произведения имеют положительные и отрицательные черты, как обычные люди. Чацкий не исключение.

Ум и категоричность. Интеллект героя не мешает ему быть бестактным. Он не анализирует свои суждения, не боится высмеивать беззащитных. Они не могут ему ответить тем же, так как ограничены в умственных возможностях. Оправдывает поведение молодого дворянина только высказывания против безнравственности. Категоричными суждениями он пытается с ней бороться. Но, как умный человек, он мог бы понять, что говорит зря. Его высказывания не доходят до тех, к кому они направлены. Временами он просто сотрясает воздух. Создается впечатление, что это разговор с самим собой. Именно это качество не понравилось А.Пушкину. Он считает: метать бисер перед Репетиловыми – не дело умных людей.

Любовь и страсть. Другое противоречие – это чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другого. Причем их сложно даже просто сравнивать. Любовь сделала Чацкого слепцом. Страсть и желание узнать, кому его предпочли, сравняла его со смешными персонажами комедийного бала. Хочется, чтобы герой ушел со сцены с гордо поднято головой, а он просто бежит подальше от тех, кто пустили про него клевету и развели сплетни.

Свободолюбие героя

Чацкий мыслит свободно и не придерживается правил, навязываемых ему старшим поколением. Именно речи пугают Фамусова. Старый помещик включает его в число якобинцев и карбонариев. Ему не понятны идеи Чацкого. Вольномыслие вызывает страх и опасение. Свободолюбие привело молодого человека к непонятному для стариков пути. Привычными для века были две карьерные линии:
  • воинская служба;
  • работа чиновником.
Чацкий не стал ни тем, ни другим. Он не принял законов службы, где следовало подчиняться установленным правилам. Служба сковывала чувственного человека, мешала его развитию. Роль чиновника не подошла к Чацкому. Сидеть за рутиной, бумагами не давала возможности заниматься творчеством, исканиями. Александр пытается найти себя в научной деятельности или на нише литературного творчества:

«В науки вперил ум…».
«В душе …жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».


Не интересуют его ни должность среди чиновников, ни повышения в рангах воинской службы и чины штатских.

Правдолюбие – основная черта характера. Герой везде добирается до истины, какой бы она ни была. Именно свобода мыслей, либерализм позволили вести его в разряд сумасшедших.

Слабости Чацкого

Александр Андреевич, тонко подмечая особенности характера и поведения людей, легко подкалывает и высмеивает их пороки и слабости. Он не пытается словами обидеть или унизить собеседников. Его колкости не все понимают. Большую часть своих суждений он направляет против глупых и ограниченных в интеллекте людей. Он поднимет на смех, выставит шутом так, что высмеиваемый может и не понять, за что над ним потешаются. Другие слабости молодого помещика:

Резкость суждений. Злится – интонация меняется:

«грозный взгляд, и резкий тон».


Гордость. Чацкий не принимает неуважения к себе:

«…все вы гордецы!».


Искренность. Александр не хочет хитрить, не желает притворяться. Он изменяет себе только из-за любви к Софии:

«Раз в жизни притворюсь».


Чувствительность. Качество героя отличает его от всех гостей в доме Фамусова. Он единственный переживает за девушку, не верит в ее изменения, любовь к ничтожному Молчалину, без принципов и моральных устоев.

Патриотизм Чацкого

Через героя Грибоедов передал свое мировоззрение. Он не может изменить раболепство русских людей. Его удивляет преклонение перед всем иностранным. Автор высмеивает такие стремления помещиков: учителя-иностранцы, одежды, танцы, игры и увлечения. Он уверен, что у русского народа должны быть свои учителя. Особое отношение у героя к языку. Ему не нравится, что из русской речи сделали смесь «французского с нижегородским». Он слышит красоту русской речи, ее необычность и напевность. Поэтому в речи много народных слов: давеча, пуще, чай. Он легко вставляет в речь пословицы и поговорки, уважает литературу. Чацкий цитирует классику, но показывает, что иностранные слова должны присутствовать в речи образованного человека, но только там, где им есть место.

Александр Андреевич, как и вся передовая часть общества, любит русских, ценит народ таким, какой есть.

/ / / Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

В своей комедии « » Грибоедов показал нам, как один человек-новатор попытался изменить представителей «века минувшего», но был раздавлен и вынужден был бежать за пределы Москвы. Этим человеком-новатором является главный герой комедии Александр Чацкий.

Чацкий был очень умным и прогрессивным человеком, он жил в ногу со временем. Вся комедия Грибоедова построена на конфликте главного героя с представителями московского высшего общества: Фамусова, Скалозуба. Чацкому не понятна и не приемлема философия этих людей. Он не разделяет мыслей и порывов своих оппонентов. В споре рождаются его знаменитые монологи, в которых он выступает словно проповедник своих идей. Чацкий не был тем человеком, который говорит только о том, что нужно, он не умел молчать. Кажется, ему даже не интересно, слушает его кто-то или нет. Для него главное донести свою идею, свое виденье.

В своем первом монологе «И точно начал свет глупеть…» Чацкий проводит параллели между прошлым и наступившим веком. Их него мы узнаем, что главный герой не приемлет развившуюся бюрократию, прислужничество. Именно поэтому он и не пошел на государственную службу.

В следующем монологе «А судьи кто» Чацкий осуждает увлеченность военным делом. Ведь оно убивает в человеке любое стремление к творчеству, к познанию мира. Военная муштра убивает в человеке личность, возможность самостоятельного принятия решений.

Чацкий свято верит, что его идеи с радостью будут восприняты фамусовским обществом. Он верит в изменение сознания других героев комедии, в возможность посмотреть на мир другими глазами.

К сожалению, мечтам Чацкого не суждено было сбыться. Сталкиваясь с философией своих одногодок Молчалина и Скалозуба, главный герой понимает, что ничего не изменить. Эти люди живут по правилам прошлого века. Его идей никто не слушает и никто не разделяет. Вся философия Чацкого потерпела крах, он обманулся в своих мечтах и стремлениях.

В конце произведения мы уже не видим того ослепленного своими идеями молодого человека. Чацкий, избавившись от иллюзий, все же сохранил свои убеждения. Он остался ценителем человеческой свободы, права выбора. Он выступает за ликвидацию крепостного права и возвышения личности как самостоятельной единицы общества.

В своем последнем монологе «Не образумлюсь» мы видим, что Чацкий не отказался от своих убеждений, уехав из Москвы, он стал искать то место, где его идеи будут приняты: «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».

В образе Чацкого мы видим сильного и целеустремленного человека, который не прогнулся под «прогнивший» мир. Он свято верил в реализацию своих идей и наступления лучшего будущего.

Комедия Александра Грибоедова принесла самому автору огромный успех и знаменитость, а его главный герой - Чацкий стал ярким представителем революционно настроенной молодежи того времени, которая уже не могла жить так, как жило старшее поколение, погрязшее во взятках и чинопочитании. Многие критики того времени отмечали, что если бы в грибоедовском произведении не было бы Чацкого, то оно было бы пустым и бессмысленным, и содержание такого произведение мало кого могло бы заинтересовать.

Александр Андреевич появляется в грибоедовском сюжете не сразу, а автор сначала знакомит читателя с домом Фамусовых, где в дальнейшем и будет разворачиваться остальные важные события комедии. Первым о нем вспомнила служанка в доме Фамусовых, которая говорила о нем лишь только хорошо. Она отмечала его качества характера: умен, образован, весел, честен и остер. Когда же Чацкий, который долго время пробыл за границей, обучаясь там и путешествуя, познавая мир, впервые появляется в доме Фамусовых, то вызывается сильнейший переполох. Выясняется, что с Софьей Фамусовой у них давнее знакомство, ведь они практически выросли вместе. Пока он путешествовал, то надеялся, что она его ждет и теперь он собирался даже на ней жениться.

Но Чацкий показан автором смелым и открытым человеком, который отрицательно относится и к любой несправедливости, и, конечно же, ко лжи. Он понимает, что с его умом и образование он может и должен принести пользу своему Отечеству, поэтому готовиться к серьезной службе, где все его знания пригодятся. Но российская действительность его разочаровывает, так как светское общество его отвергает, а его знания оказываются лишним и этого даже пугает современное высшее общество.

Оправдание такому поведению общества, которым правит Фамусов и ему подобным, кроется в том, что Александр Андреевич придерживается передовых идей, он против тех традиций, которые уже давно сформировались в светском обществе девятнадцатого века. Например, он совершенно не принимает и высказывается отрицательно о низкопоклонстве, ведь, по его мнению, нужно служить не лицам, а общему делу. Поэтому с большим возмущением он говорит о фамусовском обществе, которое просто погрязло во множестве пороков. Ему тошно прислуживать перед людьми, которые ничего не делают для развития своей страны, а лишь только мечтают продвинуться по карьерной лестнице, да набить свои карманы. Александр Андреевич не только молод, но горяч, и открытен, поэтому он готов пожертвовать всем, чтобы служить во благо развитие страны, а фамусовское общество, куда он попадает после возвращения на родину и в знакомые с детства места, он называется негодяями, хотя и знатными.

Чацкий смело и открыто выступает против тех порядков, которые царят в стране. Например, крепостное право, которое порабощает народ, заставляет думать, что над человеком, пускай и бедным, можно так издеваться. Молодой герой Александра Грибоедова представлен автором как настоящий патриот своей Отчизны, который готов бороться за то, чтобы в его стране наконец-то воцарился порядок и справедливость.

Поэтому он вступает в конфликт и с обществом, которое не желает принимать его новых передовых идей, которые его пугают. Выступает он и против царя, который не может никак прекратить это беззаконие по отношению к крестьянам. Конфликт возникает у него не только с высшим обществом, с Фамусовым, отцом его невесты, Молчалиным, который медленно продвигается по карьерной лестнице и готов ради этого унизиться и стать подлым. Но поражает, что именно Софья, невеста Чацкого, тоже выступает с ним конфликт, когда первой пускает о нем слух, что он сумасшедший.

Да, речи Александра Чацкого слишком открыты, прямолинейны и дерзки. Он не боится называть всю правду и в этом он близко к декабристам. Вериться, что он уже не оступиться от начатого дела. Он точно знает цель и будет идти к ней. И он обязательно будет победитель, потому что он всегда воин, праведный и гневный обличитель подлости и подхалимства.

Чацкий недолго находится в Москве, так как не находит ни в ком поддержке. Даже Софья, молодая и образованная девушка, оказалась слабой и легко поддалась влиянию общества, в котором процветают Фамусовы и Молчалины. Но она тоже предала своего друга и жениха, выбрала Молчалина, который любит совсем не ее, а состояние и положение в обществе ее отца.

Чацкий изображен автором как настоящий борец, воин, который имеет благородные черты, обязательно достоинство и честь. Все это проявлялось не только в его страстных речах, но и в поступках, в которых он не позволял себе уподобиться отцу Софьи и стать одним из них. Именно такие люди, как молодой и благородный герой Александра Грибоедова, добились того, чтобы изменилась жизнь крепостных крестьян, и простой народ наконец-то стал свободным.

ГОРЕ ОТ УМА

(Комедия, 1824; опубл. с пропусками — 1833; полностью — 1862)

Чацкий Александр Андреич — главный герой, молодой дворянин, наследник 300 или 400 душ; после трехлетнего отсутствия и лечения на «кислых водах» не от болезни — от скуки, приезжает в родную Москву, в дом Фамусова, друга своего покойного отца Андрея Ильича и родителя Софии, в которую Ч. был взаимно влюблен и которая теперь влюблена в угодливого чиновника Молчалина. Проведя в Москве ровно сутки — срок, необходимый для соблюдения театрального принципа единства времени, места и действия, — и став жертвой мстительной интриги Софии (Ч. фактически объявляют сумасшедшим), в гневе уезжает в никуда: «Карету мне, карету!»

В роли (но не в образе!) Ч. совмещены, казалось бы, противоположные амплуа комедийного героя — неудачливый «ложный жених», тщетно претендующий на руку невесты, и блестящий но никчемный «злой умник». Эти театральные маски переадре сованы типичному герою-резонеру, герою-рупору сатирической комедии эпохи Просвещения. (С фонвизинским Стародумом Ч. сравнивал еще П. А. Вяземский.) Этого мало; в образе (но не в роли!) Ч. сквозь комедийные амплуа просвечивает литератур ный тип Дон Кихота, тщетно идущего в бой за истину, — при чем в первой половине XIX в. героя Сервантеса воспринимали отнюдь не восторженно. Сквозь контуры этого литературного типа проступают черты типа социального — умного скептика конца 1810—1820-х гг.; в фамилии Ч. (которая первоначально писалась «Чадский») недаром слышится отзвук фамилии молодого мыслителя и ригориста П. Я. Чаадаева. А в чертах социального типа опознавались индивидуальные приметы; с того самого момента, когда рукопись комедии была привезена Грибоедовым в Петербург (июнь 1824 г.), в критике начались споры о том, в какой мере Ч. можно считать грибоедовским автопортретом, и о том, «отрицательный» ли то автопортрет или положительный.

Все это позволяет Грибоедову играть на несовпадении «лица» героя и положений, в которые он попадает. Чем серьезнее и возвышеннее его образ, тем более глупыми и пошлыми кажутся обстоятельства и унизительнее ситуации, подстерегающие Ч. в доме Фамусова. Связующим звеном между «высоким» сатирическим героем-обличителем московского застоя и «низким», комедийно-водевильным сюжетом оказывается колкий и афористический язык комедии. Он эхом повторяет «стилевой рисунок» язвительной речи Ч. и как бы распространяет на все пространство комедии влияние подчеркнуто-одинокого героя (первая же фраза которого построена по законам светского каламбура — «Чуть свет — уж на ногах, и я у ваших ног!»). Развитие интриги строится на постоянных языковых обмолвках, которые мгновенно обрастают событийными следствиями и меняют ход сюжета.

Пружина его традйционна — «любовное помешательство», «безумие от любви» было общим местом в европейской культуре (в том числе — культуре поведения) конца XVIII — начала XIX в. Темы «любви», «ума» и «безумия» обыгрываются в комедии буквально с первой сцены — уже во 2-м явл. 1-го д. Фамусов, заигрывая со служанкой Лизой, пытается утихомирить ее возмущение: «Помилуй, как кричишь. / С ума ты сходишь!» В явл. 5 София говорит о Ч. (еще не появившемся в их доме): «Зачем ума искать и ездить так далеко?» В 7-м явл. сам Ч., за-детый холодностью Софии, вопрошает: «Ужли слова мои все колки? /<...> ум с сердцем не в ладу». Во 2-м д., явл. 11, после того как София не сумела совладать с чувствами при известии о падении Молчалина с лошади, он произносит язвительную реп-лику: «Как во мне рассудок цел остался!» Наконец, в 3-м д., явл. 1, он, доведенный Софией до отчаяния, произносит те самые роковые слова («От сумасшествия могу я остеречься»), которые она, сначала невольно, потом сознательно, направит против него же: «Вот нехотя с ума свела». То есть Ч. сам кладет начало интриге, затеянной против него же. В 13-м явл., после резкого отзыва Ч. о Молчалине, она задумчиво говорит одному из гостей, прибывших на бал в дом Фамусовых: «Он не в своем уме»; внезапно заметив, что тот готов верить, злобно завершает: А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить, / Угодно ль на себя [примерить?»

Страшный маховик московских слухов приведен в действие. В явл. с 16 по 21-е фраза Софии обрастает подробностями; Г. Н. (чье безличие подчеркнуто его безымянностью; это не самостоятельный персонаж комедии, а всего лишь орудие Со-фииной мести) уверяет полушута Загорецкого, что Ч. «в безумные упрятал дядя-плут /<...> и на цепь посадили»; Загорецкий сообщает о том графине-внучке и ее бабушке: «В горах изранен в лоб, / Сошел с ума от раны»; в итоге Фамусов отстаивает свое первенство: «Я первый, я открыл!» — и указывает на «главную» причину безумия: «Ученье — вот чума / <...> нынче пуще, чем когда / Безумных развелось людей, и лиц, и мнений!»

Из этой точки развертывается новый ряд ассоциаций (уже намеченных, но пока остававшихся без развития), который должен привести к смысловому итогу — к теме ума, который кажется безумием неумному миру. В 5-м явл. 4-го д. Репетилов (о нем см. ниже) рассказывает Скалозубу о «тайном обществе», составленном из таких же, как он сам, болтунов (только что он рассказывал о них Чацкому: князь Григорий, Евдоким Ворку-лов, Удушьев Ипполит Маркелыч): «Фу, сколько, братец, там ума!» В свою очередь, узнав новость о сумасшествии Ч., Репетилов не хочет верить, но под давлением шести княжон и самой княгини сдается. В 10-м явл. сам Ч., удостоверившись, что София и вправду назначила Молчалину свидание, восклицает: Не впрямь ли я сошел с ума?» Это восклицание подытоживает тему ума, коснеющего в «царстве дурака» (выражение Б. Л. Пастернака). Все точки над «и» расставлены в финальном монологе Ч.: «Безумным вы меня прославили всем хором! / Вы правы: из огня тот выйдет невредим, / Кто с вами день пробыть успеет, / Подышит воздухом одним, /Ив нем рассудок уцелеет». Начавшись игривой темой любовного безумия, продолжившись темой «умного безумца», сюжет комедии завершается темой мнимого безумия от недюжинного ума, отвергнутого безумным миром. (Первоначально комедия должна была называться «Горе уму».)

Эта игра на разнице потенциалов, на разрыве между риторическими формулами и предметным значением была бы невозможна, если бы не ригоризм Ч. — пламенного оратора в царстве глухих. По крайней мере дважды Грибоедов ставит своего героя в такие сценические обстоятельства, которые могут показаться странными, почти разоблачительными для него. Первый раз — в 1-м д., во время «диалога» с Фамусовым: тот, напуганный обличительными речами Ч., возвратившегося из странствия (а значит, понабравшегося либеральных идей), затыкает уши, а Ч., не обращая на то никакого внимания, продолжает страстно обличать московские нравы. Точно таким же сотрясением воздуха заканчивается и монолог Ч. во время фамусовского бала (д. 3, явл. 22). Раздражившись речами «французика из Бордо», оскорбительными для национальной гордости россиянина, Ч. обрушивает каскад инвектив на салонное «варварство», возносит своеобразную социальную «молитву об исцелении» нации от духа подражательности, заранее соглашается на звание «старовера» (тем самым невольно подтверждая свое литературное происхождение от фонвизинского Стародума), воздает хвалу «умному, бодрому» русскому народу — и наконец-то, оглянувшись, замечает, что «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Слушатели давно разбрелись. Больше того, эта сцена зеркально повторена в 4-м д., 5-м явл.: болтун Репетилов, начав плакаться Скалозубу на свою несчастную судьбу, неудачную женитьбу и т. д., далеко не сразу замечает, что «Зарецкий заступил место Скалозуба, который покудова уехал».

Однако, но замыслу Грибоедова, все это ничуть не снижает образ Ч.: в нем изображен новый тип «проповедника», «обличителя», не нуждающегося в слушателе, ибо не надеющегося «исправить» неисправимый мир. Он вещает не потому, что хочет повлиять на кого-то, но потому лишь, что дух правды вскипает в нем, заставляя пророчески изрекать истины, свободные от «педагогических», воспитательных подтекстов. Что же до Репе-тилова, то он служит пародийной тенью, сюжетным «двойником» Ч. и призван лишь подчеркнуть масштаб личности главного героя. (Такие двойники есть у всех центральных персонажей комедии.) Все, что Ч. выстрадал, Репетилов подхватил у моды. Ч. находится в оппозиции ко всему миру, он — одиночка, бросающий вызов безличному обществу, чтобы не потерять собственное лицо. Репетилов — человек «толпы» («шумим, братец, шумим!»). Общество, в которое он входит и о котором сообщает каждому встречному, — всего лишь одна из форм всеобщего безличия; лояльно оно или оппозиционно — никакого значения не имеет. Самоослепление Ч., обличающего Москву и москвичей, указывает на высоту полета его мысли; «слепота» Репетилова, который никого не обличает — не что иное, как следствие его самовлюбленного «токования».

К тому же Грибоедов сознательно ставит их в неравные сценические условия.

Ч. должен произносить свой монолог лицом к залу, спиной к сцене; он и впрямь не может видеть, что творится у него за спиной. Последние слова монолога — «В чьей, по несчастью, голове / Пять, шесть найдется мыслей здравых, / И он осмелится их гласно объявлять — / Глядь...» — прямо указывают то, что автор полностью на стороне «ослепленного» героя. Напротив, Репетилов в 5-м явл. 4-го д. должен стоять лицом к своим меняющимся собеседникам, — сначала к Скалозубу, потом к Заго-рецкому. И потому особенно уничижительна для Репетилова параллель между его отъездом с бала (он приказывает лакею: «Поди, сажай меня в карету, / Вези куда-нибудь!») и финальным монологом Ч.: «пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок. / Карету мне, карету!»

Но авторский замысел далеко не во всем совпал с читательским/зрительским восприятием. Сцена с Репетиловым, задуманная как пародия, возвеличивающая Ч., могла казаться формой сценического разоблачения главного героя, а сам Репетилов — сгустком отрицательных качеств, присущих и положительному Ч., но как бы скрытых под маской благородства. А. С. Пушкин дважды негативно отозвался о Ч. — в письме П. А. Вяземскому от 28 января 1825 г. («много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Ч. совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен») и в письме к А. А. Бестужеву от конца января того же года: «В комедии Горе от ума кто главное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий благородный и добрый малой, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, .остротами и сатирическими замечаниями». Отчасти этот вывод направлен против отождествления Ч. с Грибоедовым; отчасти вызван однопланностью героя и опасной близостью его образа к «отрицательным» комедийным амплуа; отчасти объясняется «домашней лабораторией» Пушкина — постепенной переменой его авторского отношения ко «второму Чедаеву», Евгению Онегину (который тоже назван «добрый малой»), отчасти — негативным пушкинским отношением к самому социальному типу «пламенного говоруна»; отчасти представляет собой болезненную реакцию на явные сюжетные натяжки комедии, которые невольно дискредитируют «высокий» образ главного героя.

Так, Ч. поразительно недогадлив и чересчур наивен.

Только к 4-му явл. 2-го д. он вдруг понимает, что София не случайно неблагосклонна к нему: «Нет ли впрямь тут жениха какого?» Заподозрив неладное, долго гадает: кто занял его место в сердце Софии — Скалозуб? Молчалин? Лишь в 7-м явл., после совершенно недвусмысленной любовной реакции Софии на падение Молчалина с лошади, склоняется к «молчалинскому варианту». И притворно хвалит Молчалина в разговоре с Софией, чтобы лишний раз «испытать» ее (д. 3, явл. 1). Но при первом же удобном случае (после разговора с Молчалиным — явл. 3, — убедившись в его подлости и низости) вновь начинает сомневаться. Такая «непонятливость» отчасти мотивирована памятью Ч. о прошлом; он не хочет допустить мысль, что София за три года могла поглупеть до молчалинского уровня. Но тема варьируется слишком долго, «затяжное» неведение Ч. о реальном положении дел в конце концов начинает работать против него. Ему нужно стать непосредственным свидетелем любовного разрыва Софии с Молчалиным, чтобы окончательно удостовериться в том, что зрителю известно с первой сцены.

Точно так же по-разному могла восприниматься и «нелогичность» Ч., который в диалоге с Фамусовым резко отвергает возможность службы в бюрократическом государстве («Служить бы рад — прислуживаться тошно»), а в сцене бала, беседуя с бывшим однополчанином Платоном Михайловичем Горичевым, женившимся на молоденькой московской барыне Наталье Дмитриевне и совсем закисшего, призывает того поскорее вернуться на службу в полк. С точки зрения автора, Ч. ведет себя естественно — он обличает «устройство» чиновной службы, а не службу как таковую; военная служба приемлема для него, ибо не связана с необходимостью «прислуживаться». Но с точки зрения недоброжелательного критика это могло выглядеть сюжетной натяжкой, свидетельством «беспамятства» героя, который просто не помнит, что говорил несколько часов назад. (Тем более что и армейское «прислуживание» в комедии уже обличено.)

Пушкинская реакция не была единичной; крикуном, фразером, идеальным шутом называл В. Г. Белинский главного героя комедии в статье «Горе от ума» (1840), созданной в «примирительный» период. Впоследствии — начиная с О. М. Сомова и кончая И. А. Гончаровым — «сценические» недостатки образа Ч. будут объяснены психологически: Ч. ведет себя не как «герой без страха и упрека», но как живой, пылкий и честный человек, на долю которого выпал «мильон терзаний». Круг эмигрантской оппозиции 1860-х гг. (А. И. Герцен, Н. П. Огарев) задним числом «пропишет» Ч. в декабристском движении, превратив его из одинокого героя-рупора авторских идей в выразителя революционной идеологии эпохи. Поколение Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова, напротив, презрительно отзовется о Ч. как о «лишнем» человеке, болтающем попусту. Противоречивые, подчас взаимоисключающие проекции образа Ч. свяжут между собою таких разных героев русской литературы, как Бельтов А. И. Герцена, Павел Петрович в «Отцах и детях» И. С. Тургенева, Степан Трофимович Верховенский и Ставрогин в «Бесах» и Версилов в «Подростке» Ф. М. Достоевского.