Характер Катерины в пьесе «Гроза. Сочинение на тему сила характера катерины в драме островского " гроза"

Пьеса Н. А. Островского «Гроза» до сих пор является предметом дискуссий, разворачивающихся вокруг вопроса о жанре произведения. Дело в том, что авторское определение жанра недостаточно верно. Логичнее было бы отнести «Грозу» к жанру трагедии, ведь самоубийство Катерина в «Грозе» является развязкой произведения. Для трагедии характерен финал, в котором показана гибель одного или нескольких персонажей; к тому же сам конфликт в «Грозе» переходит из бытовой сферы в сферу вечных ценностей.

Вообще, вопрос о том, чем же является суицид - проявлением силы или слабости - достаточно интересен. Итак, в тексте показано, условно говоря, преступление - гибель Катерины. Для того чтобы разобраться кто виновен, а также ответить на вопрос: «самоубийство Катерины - сила или слабость», нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену. Спасение и отдушину мужчина находит в выпивке.

Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в помощи. Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.

В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов - это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.

Добролюбов при анализе образа Катерины, говорил, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Критик считал, что именно «в цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Всё равно - она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых». Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением силы. Её решение не было импульсивным. Катя прекрасно знала, что скоро умрёт. Она была из той породы людей, которые живут крайностями для того, чтобы сохранить себя. Катя не хотела оставлять свою душу на растерзание самодурам тёмного царства, девушка просто не могла поступить иначе. Смириться и молча терпеть выходки Кабанихи, равно как и врать, пусть и во благо, девушка не смогла бы. Получается, для неё жизнь невозможна ни в каких смыслах. Нельзя ни оставаться больше, ни уйти. Катя принимает решение переступить порог реального мира, чтобы обрести свободу через смерть.
Интересно, что Добролюбова можно считать адвокатом Катерины, а вот Писарев, другой русский критик, вполне заслуживает место прокурора. Дело в том, что в статье «Мотивы русской драмы» Писарев искренне недоумевает: Борис посмотрел - Катя влюбилась, «Кабаниха ворчит - Катерина изнывает». Критик расценил самоубийство Кати как бессмысленный поступок, который ничего не изменил. Вместо тог чтобы облегчить страдания себе или другим, Катя бросается в Волгу. С такого ракурса Катерина представляется жертвой самой себя; слабой девочкой, которая не видит других способов решения проблем.

Мнения критиков во многом противоположны. Выбирать чем же на самом деле является гибель Кати - личное дело каждого человека. В пользу теории Писарева можно сказать, что смерть девушки действительно не поменяла ничего. Только Тихон, который неспособен на больший протест, говорит, что завидует мёртвой жене.

В данной публикации мы попытались объяснить причины и последствия поступка Катерины. Эта информация поможет 10 классам при написании сочинения на тему «Самоубийство Катерины в «Грозе» - сила или слабость?».

Тест по произведению


Катерина Кабанова - героиня пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Молодая женщина, умная, добрая и открытая натура. О ее характере велось множество споров: некоторые критики называли его сильным, а другие - слабым.

Катерина вышла замуж не по любви и попала в дом Кабановых, с чего и начались ее страдания. Она была словно птица, которую посадили в клетку. Кабаниха пыталась сломить и подчинить девушку, но та стойко переносила ее нападки.

Именно поэтому Катерину можно назвать сильной девушкой. Добролюбов назвал ее «лучом света в темном царстве». Героиня сохраняла доброту и чистоту своей души даже тогда, когда ее окружали такие порочные и безнравственные люди, как жители Калинова. Через все неприятности Катерина старалась пройти достойно. Она была довольно религиозна, часто посещала церковь и молилась, а вера в Бога давала ей силы на борьбу с «темным царством»: «...до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было».

О духовной силе Катерины, несомненно, можно рассуждать долго, но при этом нельзя не отметить и слабые стороны ее характера.

Героиня открыта и непорочна, не способна на ложь и фальшь, из-за чего она дошла до самоубийства. Катерина не смогла скрыть свою любовь к Борису, не смогла молчать про их свидания. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, она публично во всем созналась мужу. Однако все стало лишь хуже. И вот, девушка вновь встретилась с Борисом, который должен был уезжать. Героиня просила взять ее с собой, но получила отказ. Несчастная стала задумываться о смерти. Здесь читатель видит проявление слабых черт характера Катерины: в ней уже не осталось никаких сил для борьбы. Поддавшись эмоциям, девушка решилась на самоубийство, что есть ее самый большой грех. Д.И. Писарев писал о поступке героини так: «...совершив множество глупостей, бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость».

Рассуждая о силе и слабости характера Катерины, можно отметить, что оценки поступка главной героини неоднозначны. Возможно, самоубийство и было проявлением слабости, но всё-таки нельзя отрицать, что оно было одновременно и вызовом всем этим людям, живущим по старым порядкам, этому надоевшему и неправильному укладу жизни. Это доказывает поступок Тихона, который решился на смелый для него поступок - ведь он впервые упрекнул собственную мать: «Маменька, вы ее погубили!».

Таким образом, можно сделать вывод, что сила характера Катерины заключается в нравственной чистоте, а также в протесте против Кабанихи и ее порядков, а слабость в том, что она, поддавшись эмоциям, совершила самоубийство.

Обновлено: 2018-05-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: “Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!” Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого человека. Жизнь в доме свекрови сразу не понравилась Катерине. Вздорная и жестокая Кабаниха, которая своих родных “поедом ест”, “точит, как ржа железо”, стремится подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихой. Честная и правдолюбивая, Катерина не может приспосабливаться к жизни “темного царства”. “Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” - решительно говорит она Варваре. Нежно и страстно Катерина любит Бориса. Ее любовь - это тоже протест против моральных устоев “темного царства”. Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!” Но счастье только поманило Катерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедшей барыни, Катерина во всем признается мужу. “Что, сынок? Куда воля-то ведет? Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!” - со злобой говорит Кабаниха Тихону. Она злорадствует, что одержала верх над Катериной. Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабаниха. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис “не по своей воле” уезжает, он полностью зависит от своего дядюшки, купца Дикого. Последняя надежда погасла в душе Катерины. “Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо!” -думает она. Катерина понимает, что жить в доме Кабановых - это безнравственно. Уж лучше не жить совсем, чем мириться с “жалким прозябанием”. Н.А. Добролюбов пишет: “...она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве”. Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, “доведенный до конца!” В ответ на статью Н.А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д.И. Писарева “Мотивы русской драмы”. В ней Писарев критикует статью Добролюбова “Луч света в “темном царстве” и удивляется, что критики не смогли “сделать Добролюбову ни одного возражения”. Писарев говорит о Катерине: “Что это за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов?.. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств?” Критик утверждает, что Добролюбов, увидя в каждом поступке Катерины что-либо хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого “луч света в “темном царстве”. Писарев не может согласиться с этим, так как “воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Ум дороже всего, или, вернее, ум - все”. Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова? Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого - о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, стремившиеся к новой жизни, готовые к смерти ради нее. В то время иного протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности. Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д.И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: “...Совершив много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость”. Как я отношусь к Катерине? Считаю ли ее “лучом света в темном царстве”? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать “лучом света в темном царстве”, так как она протестует против кабановских понятий о нравственности, “не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу”. В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.

Пьеса Островского написана в середине XIX века, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность поднималась на борьбу за свое раскрепощение. «Гроза», по мнению Н. А. Добролюбова, «самый решительный произведение Островского», потому что в нем показан сложный трагический процесс раскрепощения души, оживает. В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показаны и живучесть морали «темного царства», и непрочность этой морали, и сила характера, которая смогла перешагнуть через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью «темного царства» борется Катерина — главная героиня пьесы Островского. Светлым и тихим было ее детство. Екатерина ходила в церковь, слушала рассказы паломниц, вышивала золотом по бархату Но религиозность Катерины — это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает прежде красота переводов, церковная музыка, иконопись, «ее представления работает неутомимо и уносит ее в новый мир,« тихий и светлый.

Но смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: «Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем дома, а дело было вечером, уже темно: я выбежала на Волгу, села в лодку и оттолкнула его от берега. На другое утро уже нашли верст за десять »Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого. Жизнь у свекрови сразу не понравилось Екатерине. Сварливая и жестокая Кабанихи, что своих родных «поедом ест», «точит, как ржа железо», пытается подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихи. Честная и правдолюбна, Екатерина не умеет приспосабливаться к жизни «темного царства». «Не хочу здесь жить, так не буду, хоть ты меня край» — решительно говорит она Варваре.

Нежно и страстно Екатерина любит Бориса. Ее любви — это тоже протест против моральных устоев «темного царства». Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественные обычаи и религиозные понятия: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю» Но счастье только поманили Екатерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедших дамы, Екатерина во всем признается мужу. «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался! — Зло говорит Кабанихи Тихону. Она зловтишаеться, получившая верх над Екатериной. Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабанихи. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис «не по своей воле» едет, он полностью зависит от своего дяди, купца дикого. Последняя надежда угасла в душе Катерины. «Сову жить? Нет, нет, не надо … нехорошо! »- Думает она. Екатерина понимает, что жить в доме Кабанов — это аморально. Но лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием. Н. А. Добролюбов пишет: «… Она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, «доведенный до края»

В ответ на статью Н. А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». В ней Писарев критикует статью Добролюбова «Луч света в« темном царстве »и удивляется, что критики не смогли« сделать Добролюбову ни одного возражения. Писарев говорит о Катерине: «Что это за любовь, которая возникает от обмена несколькими взглядами? .. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими обидах, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? »Критик подтверждает, что Добролюбов, увидев в каждом поступке Катерины что-нибудь хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого« луч света в «темном царстве». Писарев не может согласиться с этим, потому что «воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Разум дороже превыше всего, или, вернее, ум — все ».

Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого — о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, рвались к новой жизни, готовы к смерти ради него. В то время другого протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности. Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: «… Сделав много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и самую глупость.

Как я отношусь к Катерине ли считаю ее «лучом света в« темном царстве »? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать «лучом света в« темном царстве », потому что она протестует против кабанивських представлений о нравственности,« не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу ». В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.

Самоубийство Катерины: сила или слабость?

Драма Островского “Гроза” была написана во второй половине XIX века, вызвав в среде критиков и рецензентов заметные противоречия. Главная героиня пьесы - Катерина, воспринималась одними критиками как светлое явление, олицетворение добродетели в “тёмном царстве” города Калинова, другими - как слабая, ранимая и суеверная женщина. Основной вопрос, рассматриеваемый критиками - является ли самоубийство Катерины в конце пьесы силой или слабостью.

Рассмотрим этот вопрос поподробнее. Для начала, нужно определить жанровую принадлежность этого произведения. Что же это- драма, как пишет Островский в начале, или трагедия? На первый взгляд кажется, что разницы между этими жанрами не существует, но это не так. Трагедия- это форма героического представления, у неё возвышенный стиль и конфликт в ней всегда глобален, то есть выходит за рамку мыслей и чувств одного человека, становится всеобъемлющим и актуальным для всех. Обычный исход трагедии- смерть главного героя, которая является не поражением, а победой и разрешением конфликта. Драма, несомненно, во многом похожа на трагедию, но конфликт происходит лишь между главными героями, не выходя за пределы личных интересов персонажей. Проблема героя- его личная проблема, которая не может быть всеобъемлющей. Очень часто завершением драмы является смерть главного героя, как и в трагедии, но конфликт далеко не всегда разрешается смертью.

Что же мы видим в “Грозе”? Провинциальный городок Калинов, располагающийся на живописном берегу Волги, дворянская семья. Основной конфликт “Грозы” заключается во взаимоотношениях Катерины с обществом города, в котором правят самодуры. Конфликт Катерины- её личная проблема, так как она смиряется с порядками, царящими в среде дворян. Где-то в глубине души Катерины всё-таки есть искорка противостояния, но её постоянно заглушает неуверенность и шаткость характера. В результате самоубийства конфликт не решается. Значит “Гроза” всё-таки драма.

Катерину, по старинному дворянскому обычаю, выдают замуж за Тихона, сына купчихи Кабановой. Кабаниха постоянно наставляет Тихона на верный путь, рассказывая ему, что и как делать. Сам же Тихон не способен принимать серьёзные решения и во всём соглашается со своей матушкой, никогда не нарушая её волю. Катерина страдает от этого, потому что она вместе с Тихоном находится в подчинении у Кабанихи, более того, она не любит своего мужа, но “жалеет” его, как она впоследствии сказала Варваре. Сама Катерина очень набожна, она считает, что её брак- подчинение воле божьей, но в то же время влюбляется после обмена несколькими взглядами в Бориса, человека, приехавшего за наследством в город, но желает сохранить в целости свою добродетель. Зная, что измена- грех, она всё-таки встречается с Борисом во время непродолжительного отъезда Тихона. Варвара помогает Борису встречаться с Катериной, но неожиданно приезжает Тихон и главная героиня терзается угрызениями совести, худеет, бледнеет, очень пугается грозы, принимая её за выражение божьего гнева, пугается она также слов сумасшедшей барыни о “геене огненной” и на улице при народе падает на колени и признаётся мужу в совершённом ею поступке. Тихон пытается обнять и успокоить жену, но Кабаниха, выслушав рассказ Катерины, приказывает сыну побить немного супругу. Катерина ещё сильнее падает духом. Затем выясняется, что Борис, по приказу своего дядюшки Дикого, уезжает в Сибирь, на заработок. Катерина сбегает из дома, встречается последний раз с Борисом, они обсуждают свои чувства и после отъезда Бориса, немного подумав, решает покончить жизнь самоубийством, решая, что нет выхода из её положения.

Конечно же, можно сказать, что Катерина светлое явление, “луч света в тёмном царстве”. В каждом поступке Катерины можно найти нечто хорошее, и если сложить всё это вместе, получится героическая персона, полная добродетели и достойная обожания. Можно сказать, что такое было время, что у Катерины не было выбора, но разве Катерина, не любя Тихона, пыталась хоть как-нибудь предотвратить свадьбу? Разве она пыталась доказать, что нельзя выходить замуж без любви? Нет, она покорно следовала мнению необразованных людей старшего поколения.

Но заглянем всё-таки поглубже в характер героини. Вся жизнь Катерины основана не на разуме, а на чувствах и предубеждениях. С детства не приученная размышлять, она кидается из одной крайности в другую. Примером этого может служить монолог с ключом. Первой мыслью Катерины было выбросить ключ, данный Варварой: “Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то мне жжёт, точно уголь”. Затем, немного порассуждав о поступке Варвары и испугавшись быть увиденной с ключом в руках, она прячет его в карман: “ Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него [Бориса] раз, хоть издали-то!” и заканчивает монолог словами “Ах, кабы ночь поскорее!”. Одна встреча с Борисом повлекла за собой другую, третью, и вот Катерина уже встала на порочный круг. Её совесть просыпается только после приезда мужа.

Катерина думала, что её жизнь управляется судьбой и поэтому всегда предоставлялась воле случая. Она не понимала, что человек должен сам управлять своей жизнью, что он сам хозяин своим действиям.

Каждое внешнее впечатление, самое ничтожное событие, пустой разговор потрясает весь её организм. Катерина прислушивается к словам полоумной барыни, тогда как Варвара проносит их мимо ушей:

“Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцев поджидаете, кавалеров? Красота- то ваша вас радует? Не радуйтесь, все в огне будете гореть неугасимом!

Катерина. Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь”

Более того, услышав гром, Катерина ужасно пугается, воспринимая это природное явление как гнев бога.

Если Катерина всё-таки любит Бориса, то сам Борис глубокого чувства к героине не имеет. Когда Дикой отправил его в Сибирь, Борис не согласился взять Катерину с собой, объясняя это просто: “Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду”. Прощяясь с “Катей” он даже не хотел с ней встречаться, он хотел лишь “С тем местом проститься, где они встречались”. Кто же после этого Борис? Но Катерина не видит этого, полагая что им положено разлучиться судьбой. И затем, наконец, следует смерть главной героини. Что она нам доказывает? Разрешается ли конфликт драмы? На мой взгляд, нет. Все свои проблемы, которые она сама себе создала, Катерина хочет решить смертью, показывая слабость своего характера и разума. Так что самоубийство Катерины, я считаю, является слабостью.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru