Хализев е теория литературы м 1999. Глава iii. функционирование литературы. Теория литературы. Хализев В.Е

Теория литературы. Хализев В.Е.

4-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. - 405 с.

Учебник охватывает основные аспекты современной теории литературы. Первые две главы посвящены общему литературоведению, т. е. учению о художественной словесности и искусстве как таковом. Далее, в третьей главе, рассматривается коммуникативная сторона литературы (восприятие словесных текстов и их функционирование). Четвертая и пятая главы - о поэтике, составляющей центр науки о литературе (учение о составе и структуре отдельных произведений и их групп). И, наконец, в шестой главе говорится о генезисе литературного творчества и закономерностях развития литературы. В учебнике обсуждаются теоретико-методологические позиции крупных ученых, а также различных научных направлений и школ, как отечественных, так и зарубежных. Наряду с собственно литературоведческими понятиями и терминами характеризуются и такие философские и общегуманитарные категории, как эстетическое, ценность, картина мира, личность, культура, миф, герменевтика, текст. Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических специальностей вузов

Формат: pdf

Размер: 10,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Введение 7
Глава I. О сущности искусства 14
1. Эстетическое как философская категория. Искусство как создание эстетических ценностей 15
§ 1. Эстетическое: значение термина 15
§ 2. Прекрасное 16
§ 3. Возвышенное. Дионисийское 18
§ 4. Эстетическое и картина мира 21
§ 5. Эстетические эмоции 25
§ 6. Место и роль эстетического в жизни человека и общества 29
§ 7. Эстетическое в свете аксиологии. Эстетическое и эстетизм 30
§ 8. Эстетическое и художественное 36
2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса) 38
§ 1. Теория подражания 39
§ 2. Теория символизации 39
§ 3. Типическое и характерное 41
§ 4. Личностное начало как объект художественного освоения 44
3. Тематика искусства 49
§ 1. Значения термина «тема» 49
§ 2. Вечные темы 51
§ 3. Культурно-исторический аспект тематики 52
§ 4. Искусство как самопознание автора 56
§ 5. Художественная тематика как целое 58
4. Автор и его присутствие в произведении 61
§ 1. Значения термина «автор». Исторические судьбы авторства 61
§ 2. Идейно-смысловая сторона искусства 63
§ 3. Непреднамеренное в искусстве 66
§ 4. Выражение творческой энергии автора. Вдохновение 68
§ 5. Искусство и игра 70
§ 6. Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо 71
§ 7. концепция смерти автора и ее критика 73
5. Типы авторской эмоциональности 75
§ 1. Героическое 76
§ 2. Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение 78
§ 3. Идиллическое, сентиментальность, романтика 79
§ 4. Трагическое 82
§ 5. Смех, комическое, ирония 85
6. Назначение искусства 88
§ 1. Художественная ценность. Катарсис 88
§ 2. Искусство в контексте культуры 91
§ 3. Спор об искусстве и его призвании в XX веке. Концепция кризиса искусства 97
Глава II. Литература как вид искусства 100
1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства 100
2. Художественный образ. Образ и знак 101
3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие 103
4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика 107
5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения 109
6. Литература и синтетические искусства ПО
7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации 112
8. Литература и мифология 115
§ 1. Миф: значение слова 115
§ 2. Исторически ранние мифы и литература 117
§ 3. Мифология Нового времени и литература 121
§ 4. Миф в аспекте аксиологии 123
Глава III. Функционирование литературы 127
1. Герменевтика 127
§ 1. Понимание. Интерпретация. Смысл 128
§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики 130
§ 3. Нетрадиционная герменевтика 132
2. Восприятие литературы. Читатель 133
§ 1. Читатель и автор 133
§ 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика 136
§ 3. Реальный читатель. Историко-функциональное изучение литературы 137
§ 4. Литературная критика 139
§ 5. Массовый читатель 140
3. Литературные иерархии и репутации 142
§ 1. «Высокая литература». Литературная классика 142
§ 2. Массовая литература 147
§ 3. Беллетристика 151
§ 4. Колебания литературных репутаций. Безвестные и забытые авторы и произведения 155
4. Литература - элита - народ 160
§ 1. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы 160
§ 2. Народность в литературе 163
Глава IV. Литературное произведение 169
1. Основные понятия и термины теоретической поэтики 169
§ 1. Поэтика: значения термина 169
§ 2. Произведение. Цикл. Фрагмент 171
§ 3. Состав литературного произведения. Его форма и содержание 174
2. Мир произведения 183
§ 1. Значение термина 183
§ 2. Персонаж и его ценностная ориентация 185
§ 3. Персонаж и писатель (герой и автор) 192
§ 4. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм 195
§ 5. Портрет 204
§ 6. Формы поведения 207
§ 7. Говорящий человек. Диалог и монолог 216
§ 8. Вещь 221
§ 9. Природа. Пейзаж 225
§ 10. Время и пространство 231
§ 11. Сюжет 233
3. Художественная речь. (Стилистика.) 242
§ 1. Художественная речь и иные виды речевой деятельности 242
§ 2. Состав художественной речи 245
§ 3. Литература и слуховое восприятие речи 247
§ 4. Поэзия и проза 249
§ 5. Специфика художественной речи 252
4. Текст 254
§ 1. Текст как понятие филологии 254
§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии 256
§ 3. Текст в постмодернистских.концепциях 259
5. Неавторское слово. Литература в литературе 261
§ 1. Разноречие и чужое слово 261
§ 2. Стилизация. Пародия. Сказ 263
§ 3. Реминисценция 267
§ 4. Интертекстуальность 272
§ 5. Слово неавторское и авторское 274
6. Композиция 276
§ 1. Значение термина 276
§ 2. Повторы и вариации 277
§ 3. Мотив 279
§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания 283
§ 5. Субъектная организация; «точка зрения» 286
§ 6. Со- и противопоставления 288
§ 7. Монтаж 290
§ 8. Временная организация текста 292
§ 9. Содержательность композиции 296
7. Принципы рассмотрения литературного произведения 298
§ 1. Описание и анализ 298
§ 2. Литературоведческие интерпретации 300
§ 3. Контекстуальное изучение 305
Глава V. Литературные роды и жанры 308
1. Роды литературы 308
§ 1. Деление литературы на роды 308
§ 2. Происхождение литературных родов 311
§ 3. Эпос: повествование и его субъект 312
§ 4. Драма 317
§ 5. Лирика 322
§ 6. Межродовые и внеродовые формы 330
2. Жанры 333
§1.0 понятии «жанр» 333
§ 2. Понятие «содержательная форма» в применении к жанрам 335
§ 3. Роман: жанровая сущность 338
§ 4. Жанровые структуры и каноны 345
§ 5. Жанровые системы. Канонизация жанров 349
§ 6. Жанровые конфронтации и традиции 351
§ 7. Литературные жанры в их связях с внехудожественной реальностью 353
Глава VI. Закономерности развития литературы 356
1. Генезис литературного творчества 356
§ 1. Значения термина 356
§ 2. К истории изучения генезиса литературного творчества 357
§ 3. Культурная традиция в ее значимости для литературы 362
2. Литературный процесс 367
§ 1. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы 367
§ 2. Стадиальность литературного развития 368
§ 3. Литературные общности (художественные системы) XIX-XX вв. 371
§ 4. Региональная и национальная специфика литературы 376
§ 5. Международные литературные связи 378
§ 6. Основные понятия и термины теории литературного процесса 381
Предметный указатель 384
Именной указатель 397

Наука о художественной литературе (литературоведение) многопланова. В ее составе различаются научные дисциплины двоякого рода. Первые традиционно именуются вспомогательными, но, по словам В. В. Прозорова, относятся «к основополагающим, жизнеобеспечивающим, опорным отраслям литературной науки»1. Эти дисциплины являются одновременно и служебными, и «базовыми», фундаментальными, ибо придают литературоведению фактографическую, эмпирическую надежность. Таковы библиография, источниковедение (в том числе архивоведение), текстология (в ряде случаев основанная на данных палеографии) в их литературоведческих аспектах. Без соответствующих знаний и практических навыков сколько-нибудь серьезный литературовед непредставим, ибо фундамент любой профессионально ответственной деятельности - это владение ее техникой, ремеслом в самом высоком смысле этого слова.

Annotation

Учебник охватывает основные аспекты современной теории литературы. Первые две главы посвящены общему литературоведению, т. е. учению о художественной словесности и искусстве как таковом. Далее, в третьей главе, рассматривается коммуникативная сторона литературы (восприятие словесных текстов и их функционирование). Четвертая и пятая главы - о поэтике, составляющей центр науки о литературе (учение о составе и структуре отдельных произведений и их групп). И, наконец, в шестой главе говорится о генезисе литературного творчества и закономерностях развития литературы.

В учебнике обсуждаются теоретико-методологические позиции крупных ученых, а также различных научных направлений и школ, как отечественных, так и зарубежных. Наряду с собственно литературоведческими понятиями и терминами характеризуются и такие философские и общегуманитарные категории, как эстетическое, ценность, картина мира, личность, культура, миф, герменевтика, текст.

Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических специальностей вузов.

В.Е. Хализев

Введение

§ 1. Эстетическое: значение термина

§ 2. Прекрасное

§ 3. Возвышенное. Дионисийское

§ 4. Эстетические эмоции

§ 5. Место и роль эстетического в жизни человека и общества

§ 6. Эстетическое и эстетизм

§ 7. Эстетическое и художественное

§ 1. Теория подражания

§ 2. Теория символизации

§ 3. Типическое и характерное

§ 1. Значения термина «тема»

§ 2. Вечные темы

§ 3. Культурно-исторический аспект тематики

§ 5. Художественная тематика как целое

§ 2. Идейно-смысловая сторона искусства

§ 3. Непреднамеренное в искусстве

§ 1. Героическое

§ 2. Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение

§ 3. Идиллическое, сентиментальность, романтика

§ 4. Трагическое

§ 5. Смех. Комическое, ирония

§ 1. Искусство в свете аксиологии. Катарсис

§ 2. Художественность

§ 3. Искусство в соотнесенности с иными формами культуры

§ 4. Спор об искусстве и его призвании в xx веке. Концепция кризиса искусства

§ 1. Понимание. Интерпретация. Смысл

§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики

§ 3. Нетрадиционная герменевтика

§ 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика

§ 3. Реальный читатель. Историко-функциональнов изучение литературы

§ 4. Литературная критика

§ 5. Массовый читатель

§ 1. «Высокая литература». Литературная классика

§ 2. Массовая литература

§ 3. Беллетристика

§ 4. колебания литературных репутаций. Безвестные и забытые авторы и произведения

§ 5. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы

§ 1. Поэтика: значения термина

§ 2. Произведение. Цикл. Фрагмент

§ 3. Состав литературного произведения. Его форма и содержание

§ 1. Значение термина

§ 2. Персонаж и его ценностная ориентация

§ 4. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм

§ 5. Портрет

§ 6. Формы поведения

§ 7. Говорящий человек. Диалог и монолог

§ 9. Природа. Пейзаж

§ 10. Время и пространство

§ 11. Сюжет и его функции

§ 12. Сюжет и конфликт

§ 1. Художественная речь в ее связях с иными формами речевой деятельности

§ 2. Состав художественной речи

§ 3. Литература и слуховое восприятие речи

§ 4. Специфика художественной речи

§ 5. Поэзия и проза

§ 1. Текст как понятие филологии

§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии

§ 3. Текст в постмодернистских концепциях

§ 1. Разноречие и чужое слово

§ 2. Стилизация. Пародия. Сказ

§ 3. Реминисценция

§ 4. Интертекстуальность

§ 1. Значение термина

§ 2. Повторы и вариации

§ 3. Мотив

§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания

§ 5. Субъектная организация; «точка зрения»

§ 6. Со- и противопоставления

§ 7. Монтаж

§ 8. Временная организация текста

§ 1. Описание и анализ

§ 2. Литературоведческие интерпретации

§ 3. Контекстуальное изучение

§ 1. Деление литературы на роды

§ 2. Происхождение литературных родов

§ 4. Драма

§ 5. Лирика

§ 6. Межродовые и внеродовые формы

§ 1. О понятии «жанр»

§ 2. Понятие «содержательная форма» в применении к жанрам

§ 3. Роман: жанровая сущность

§ 4. Жанровые структуры и каноны

§ 5. Жанровые системы. Канонизация жанров

§ 6. Жанровые конфронтации и традиции

§ 7. Литературные жанры в соотнесении с внехудожественной реальностью

§ 1. Значения термина

§ 2. К истории изучения генезиса литературного творчества

§ 3. Культурная трдциция в ее значимости для литературы

§ 1. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы

§ 2. Стадиальность литературного развития

§ 3. Литературные общности (художественные системы) XIX–XX вв

§ 4. Региональная и национальная специфика литературы

§ 5. Международные литературные связи

§ 6. Основные понятия и термины теории литературного процесса

В ее составе различаются научные дисциплины двоякого рода. Первые традиционно именуются вспомогательными, но, по словам В. В. Прозорова, относятся «к основополагающим, жизнеобеспечивающим, опорным отраслям литературной науки» . Эти дисциплины являются одновременно и служебными и «базовыми», фундаментальными, ибо придают литературоведению фактографическую, эмпирическую надежность. Таковы библиография, источниковедение (в том числе архивоведение), текстология (в ряде случаев основанная на данных палеографии) в их литературоведческих аспектах . Без соответствующих знаний и практических навыков сколько-нибудь серьезный литературовед непредставим, ибо фундамент любой профессионально ответственной деятельности составляет владение ее техникой - ремеслом в самом высоком смысле этого слова.

Вторые дисциплины именуются «главными отраслями литературоведения» (Ю.В. Манн) и (в отличие от первых, «базовых») характеризуются как «надстроечные» (В.В. Прозоров). Это прежде всего крайне широкая область конкретных исследований историко-литературных фактов и связей между ними, т. е. история литературы, составляющая центр науки о литературе и, можно сказать, ее увенчивающая. И это также предмет нашей книги: теория литературы, или теоретическое литературоведение. Данная дисциплина занята общими закономерностями литературной жизни и в первую очередь - творчества писателей.

Теория литературы призвана обобщать сделанное в области истории литературы, а одновременно - стимулировать и направлять конкретные литературоведческие исследования, давать им познавательную перспективу. По отношению к истории литературы она является дисциплиной вспомогательной. Вместе с тем теория литературы обладает самостоятельной и уникальной гуманитарной значимостью. Ее правомерно отнести к числу фундаментальных научных дисциплин. Сфера теории литературы - максимально широкие обобщения, которые проливают свет на сущность художественной литературы, а в какой-то мере и на преломляемую ею человеческую реальность как целое. В этом отношении теоретическое литературоведение сродно (и постоянно пересекается) с теориями искусства и исторического процесса, с эстетикой, культурологией, антропологией, герменевтикой, семиотикой как дисциплинами философскими.

Теория литературы, в свою очередь, сложна и имеет различные аспекты и разделы. Ее центральное звено - общая поэтика , именуемая также теоретической. Это - учение о литературном произведении, его составе, структуре и функциях, а также о родах и жанрах литературы. Наряду с общей поэтикой теоретическое литературоведение включает в себя учения о сущности литературы как вида искусства, а также о закономерностях ее пребывания и движения в истории (теория литературного процесса ).

Теория литературы изобилует моментами дискуссионными и спорными. Многие суждения и концепции между собой решительно расходятся, порой оказываясь несовместимыми. Разнобой мнений, позиций, точек зрения ученых закономерен и, надо полагать, неустраним в принципе, ибо понимание сущности литературного творчества во многом зависит от той культурно-исторической ситуации, в которой оно возникло и получило обоснование, и, конечно же, от мировоззренческой ориентации литературоведов, которая бывает самой разной. По словам современного польского ученого, любую теорию «надо рассматривать как документ, свидетельство о состоянии художественного сознания в данную эпоху». Отсюда делается достаточно жесткий вывод, что не может быть единой, универсальной теории литературы на все времена: «Суждения предыдущих теорий не входят в состав суждений теорий более новых - предыдущие обычно отвергаются или вообще игнорируются, а если что-либо из них и сохраняется, то всегда получает новую интерпретацию» . При этом многие теории, склонные спорить с предшествующими, ориентируются на локальный художественный опыт, являясь программным обоснованием практики определенной литературной школы (направления), защищая и манифестируя некую творческую новацию. Таковы связи формальной школы на ее ранних этапах с футуризмом, ряда работ 30–50-х годов с социалистическим реализмом, французского структурализма (отчасти и постструктурализма) с «новым романом», постмодернизма с весьма влиятельной ныне эссеистикой. Подобного рода литературоведческие концепции имеют направленческий характер. Они, как правило, являются монистическими : сосредоточиваются преимущественно на какой-либо одной грани литературного творчества. Это обусловливает как их несомненные достоинства (углубленное рассмотрение определенного аспекта литературы, четкость обобщений и формулировок), так и нередко имеющую место односторонность: склонность к непомерно жестким схемам, которая ведет к догматической узости, а также невнимание к разнообразию и «многоцветью» словесного искусства. Среди монистических теорий (наряду с уже названными) - психоаналитический метод с опорой на 3. Фрейда, марксистская социология, структурализм, концепция мифопоэтической сущности искусства, опирающаяся на К. Г. Юнга. Перечисленные научные школы основываются каждая на своем, особом, специфическом методе, который его поборниками, нередко мыслится как единственно плодотворный и правильный.

Теория литературы располагает также и иной, «направленческой» традицией, которая чужда монистической жесткости и, на наш взгляд, ныне весьма актуальна. В отечественной науке она ярко представлена работами А.Н. Веселовского. Отвергая всяческий догматизм, ученый настойчиво отказывался провозглашать какой-либо научный метод единственно приемлемым и верным. Он говорил о границах использования каждого из них. Характеризуя труды одного из современных ему ученых, где акцентировалась генетическая связь народно-песенных сюжетов с бытовым укладом, Веселовский замечал: «Метод не новый, но им надо пользоваться умеючи, памятуя, что он не исключительный и что, когда бытового критерия не хватает, необходимо браться за другой» . Теоретико-методологическая непредвзятость, недогматичность мышления Веселовского ценны и насущны поныне как противовес всякого рода «единоспасающим» концепциям и притязаниям ученых на полноту владения истиной, методологическому схематизму и априоризму.

Далеко не случайна и ненавязчивая, осторожная тональность работ Веселовского, которая, на наш взгляд, для теоретического литературоведения оптимальна. Ученый не любил жестких деклараций и резко провозглашаемых тезисов. Едва ли не основная форма его обобщающей мысли - это предположительное суждение, нередко формулируемое в виде вопроса. Например: «Сходство народных верований, при отличии рас и отсутствии исторических связей, не может ли быть объяснено из природы психологического процесса, совершающегося в человеке?» . Или: «Нет ли законного (т. е. закономерного. - В.Х.) соотношения… между внешним признаком и тем содержанием, которое оно (произведение. - В.Х.) предназначено характеризовать?»

Тому, что было свойственно «вненаправленческим» трудам А.Н. Веселовского, во многом сродны теоретические работы таких крупных ученых XX в., как В.М. Жирмунский, А.П. Скафтымов, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев. Эти литературоведы активно синтезировали разнородный теоретико-литературный опыт и прошлых эпох, и современный. Подобные теоретические ориентации с некоторой долей приблизительности можно назвать традиционалистскими, или культурологическими. Они в большей мере опираются одна на другую, нежели враждуют между собою. Предлагаемая читателям книга наследует эту традицию теоретического литературоведения, но вместе с тем принимает во внимание и обсуждает опыт «направленческих» концепций .

Теория литературы. Хализев В.Е.

4-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. - 405 с.

Учебник охватывает основные аспекты современной теории литературы. Первые две главы посвящены общему литературоведению, т. е. учению о художественной словесности и искусстве как таковом. Далее, в третьей главе, рассматривается коммуникативная сторона литературы (восприятие словесных текстов и их функционирование). Четвертая и пятая главы - о поэтике, составляющей центр науки о литературе (учение о составе и структуре отдельных произведений и их групп). И, наконец, в шестой главе говорится о генезисе литературного творчества и закономерностях развития литературы. В учебнике обсуждаются теоретико-методологические позиции крупных ученых, а также различных научных направлений и школ, как отечественных, так и зарубежных. Наряду с собственно литературоведческими понятиями и терминами характеризуются и такие философские и общегуманитарные категории, как эстетическое, ценность, картина мира, личность, культура, миф, герменевтика, текст. Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических специальностей вузов

Формат: pdf

Размер: 10,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Введение 7
Глава I. О сущности искусства 14
1. Эстетическое как философская категория. Искусство как создание эстетических ценностей 15
§ 1. Эстетическое: значение термина 15
§ 2. Прекрасное 16
§ 3. Возвышенное. Дионисийское 18
§ 4. Эстетическое и картина мира 21
§ 5. Эстетические эмоции 25
§ 6. Место и роль эстетического в жизни человека и общества 29
§ 7. Эстетическое в свете аксиологии. Эстетическое и эстетизм 30
§ 8. Эстетическое и художественное 36
2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса) 38
§ 1. Теория подражания 39
§ 2. Теория символизации 39
§ 3. Типическое и характерное 41
§ 4. Личностное начало как объект художественного освоения 44
3. Тематика искусства 49
§ 1. Значения термина «тема» 49
§ 2. Вечные темы 51
§ 3. Культурно-исторический аспект тематики 52
§ 4. Искусство как самопознание автора 56
§ 5. Художественная тематика как целое 58
4. Автор и его присутствие в произведении 61
§ 1. Значения термина «автор». Исторические судьбы авторства 61
§ 2. Идейно-смысловая сторона искусства 63
§ 3. Непреднамеренное в искусстве 66
§ 4. Выражение творческой энергии автора. Вдохновение 68
§ 5. Искусство и игра 70
§ 6. Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо 71
§ 7. концепция смерти автора и ее критика 73
5. Типы авторской эмоциональности 75
§ 1. Героическое 76
§ 2. Благодарное приятие мира и сердечное сокрушение 78
§ 3. Идиллическое, сентиментальность, романтика 79
§ 4. Трагическое 82
§ 5. Смех, комическое, ирония 85
6. Назначение искусства 88
§ 1. Художественная ценность. Катарсис 88
§ 2. Искусство в контексте культуры 91
§ 3. Спор об искусстве и его призвании в XX веке. Концепция кризиса искусства 97
Глава II. Литература как вид искусства 100
1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства 100
2. Художественный образ. Образ и знак 101
3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие 103
4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика 107
5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения 109
6. Литература и синтетические искусства ПО
7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации 112
8. Литература и мифология 115
§ 1. Миф: значение слова 115
§ 2. Исторически ранние мифы и литература 117
§ 3. Мифология Нового времени и литература 121
§ 4. Миф в аспекте аксиологии 123
Глава III. Функционирование литературы 127
1. Герменевтика 127
§ 1. Понимание. Интерпретация. Смысл 128
§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики 130
§ 3. Нетрадиционная герменевтика 132
2. Восприятие литературы. Читатель 133
§ 1. Читатель и автор 133
§ 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика 136
§ 3. Реальный читатель. Историко-функциональное изучение литературы 137
§ 4. Литературная критика 139
§ 5. Массовый читатель 140
3. Литературные иерархии и репутации 142
§ 1. «Высокая литература». Литературная классика 142
§ 2. Массовая литература 147
§ 3. Беллетристика 151
§ 4. Колебания литературных репутаций. Безвестные и забытые авторы и произведения 155
4. Литература - элита - народ 160
§ 1. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы 160
§ 2. Народность в литературе 163
Глава IV. Литературное произведение 169
1. Основные понятия и термины теоретической поэтики 169
§ 1. Поэтика: значения термина 169
§ 2. Произведение. Цикл. Фрагмент 171
§ 3. Состав литературного произведения. Его форма и содержание 174
2. Мир произведения 183
§ 1. Значение термина 183
§ 2. Персонаж и его ценностная ориентация 185
§ 3. Персонаж и писатель (герой и автор) 192
§ 4. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм 195
§ 5. Портрет 204
§ 6. Формы поведения 207
§ 7. Говорящий человек. Диалог и монолог 216
§ 8. Вещь 221
§ 9. Природа. Пейзаж 225
§ 10. Время и пространство 231
§ 11. Сюжет 233
3. Художественная речь. (Стилистика.) 242
§ 1. Художественная речь и иные виды речевой деятельности 242
§ 2. Состав художественной речи 245
§ 3. Литература и слуховое восприятие речи 247
§ 4. Поэзия и проза 249
§ 5. Специфика художественной речи 252
4. Текст 254
§ 1. Текст как понятие филологии 254
§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии 256
§ 3. Текст в постмодернистских.концепциях 259
5. Неавторское слово. Литература в литературе 261
§ 1. Разноречие и чужое слово 261
§ 2. Стилизация. Пародия. Сказ 263
§ 3. Реминисценция 267
§ 4. Интертекстуальность 272
§ 5. Слово неавторское и авторское 274
6. Композиция 276
§ 1. Значение термина 276
§ 2. Повторы и вариации 277
§ 3. Мотив 279
§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания 283
§ 5. Субъектная организация; «точка зрения» 286
§ 6. Со- и противопоставления 288
§ 7. Монтаж 290
§ 8. Временная организация текста 292
§ 9. Содержательность композиции 296
7. Принципы рассмотрения литературного произведения 298
§ 1. Описание и анализ 298
§ 2. Литературоведческие интерпретации 300
§ 3. Контекстуальное изучение 305
Глава V. Литературные роды и жанры 308
1. Роды литературы 308
§ 1. Деление литературы на роды 308
§ 2. Происхождение литературных родов 311
§ 3. Эпос: повествование и его субъект 312
§ 4. Драма 317
§ 5. Лирика 322
§ 6. Межродовые и внеродовые формы 330
2. Жанры 333
§1.0 понятии «жанр» 333
§ 2. Понятие «содержательная форма» в применении к жанрам 335
§ 3. Роман: жанровая сущность 338
§ 4. Жанровые структуры и каноны 345
§ 5. Жанровые системы. Канонизация жанров 349
§ 6. Жанровые конфронтации и традиции 351
§ 7. Литературные жанры в их связях с внехудожественной реальностью 353
Глава VI. Закономерности развития литературы 356
1. Генезис литературного творчества 356
§ 1. Значения термина 356
§ 2. К истории изучения генезиса литературного творчества 357
§ 3. Культурная традиция в ее значимости для литературы 362
2. Литературный процесс 367
§ 1. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы 367
§ 2. Стадиальность литературного развития 368
§ 3. Литературные общности (художественные системы) XIX-XX вв. 371
§ 4. Региональная и национальная специфика литературы 376
§ 5. Международные литературные связи 378
§ 6. Основные понятия и термины теории литературного процесса 381
Предметный указатель 384
Именной указатель 397

Наука о художественной литературе (литературоведение) многопланова. В ее составе различаются научные дисциплины двоякого рода. Первые традиционно именуются вспомогательными, но, по словам В. В. Прозорова, относятся «к основополагающим, жизнеобеспечивающим, опорным отраслям литературной науки»1. Эти дисциплины являются одновременно и служебными, и «базовыми», фундаментальными, ибо придают литературоведению фактографическую, эмпирическую надежность. Таковы библиография, источниковедение (в том числе архивоведение), текстология (в ряде случаев основанная на данных палеографии) в их литературоведческих аспектах. Без соответствующих знаний и практических навыков сколько-нибудь серьезный литературовед непредставим, ибо фундамент любой профессионально ответственной деятельности - это владение ее техникой, ремеслом в самом высоком смысле этого слова.

ВВЕДЕНИЕ 6

Глава I
О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА 10

§1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 11

§ 2. ПРЕКРАСНОЕ 12

§ 3. ВОЗВЫШЕННОЕ. ДИОНИСИЙСКОЕ 13

§ 4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ 15

§ 5. МЕСТО И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 17

§ 6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЗМ 19

§ 7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ 21

2. Искусство как познавательная деятельность (к истории вопроса) 22

§ 1. ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ 22

§ 2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ 23

§ 3. ТИПИЧЕСКОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ 23

3. Тематика искусства 26

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «ТЕМА» 26

§2. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ 28

§ 3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМАТИКИ 29

§ 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА КАК ЦЕЛОЕ 33

§ 2. ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА 37

§ 3. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ В ИСКУССТВЕ 38

§ 5. ИСКУССТВО И ИГРА 41

§ 1. ГЕРОИЧЕСКОЕ 45

§ 2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ 47

§ 3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА 47

§ 4. ТРАГИЧЕСКОЕ 49

§ 5. СМЕХ. КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ 49

6. Назначение искусства 52

§ 1. ИСКУССТВО В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. КАТАРСИС 52

§ 2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ 54

§ 3. ИСКУССТВО В СООТНЕСЕННОСТИ С ИНЫМИ ФОРМАМИ КУЛЬТУРЫ 54

§ 4. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ. КОНЦЕПЦИЯ КРИЗИСА ИСКУССТВА 56

Глава II. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА 58

1. Деление искусства на виды. Изобразительные и экспрессивные искусства 58

2. Художественный образ. Образ и знак 58

3. Художественный вымысел. Условность и жизнеподобие 60

4. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика 62

5. Литература как искусство слова. Речь как предмет изображения 64

Б. Литература и синтетические искусства 65

7. Место художественной словесности в ряду искусств. Литература и средства массовой коммуникации 66

Глава III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 68

1. Герменевтика 69

§ 1. ПОНИМАНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. СМЫСЛ 69

§ 2. ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ 71

§ 3. НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 72

2. Восприятие литературы. Читатель 73

§ 2. ПРИСУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА 75

§ 3. РЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОВ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 76

§ 4. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА 77

§ 5. МАССОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ 78

3. Литературные иерархии и репутации 79

§ 1. «ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА». ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА 79

§ 2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА 82

§ 3. БЕЛЛЕТРИСТИКА 86

§ 4. КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕПУТАЦИЙ. БЕЗВЕСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ 89

§ 5. ЭЛИТАРНАЯ И АНТИЭЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ 91

Глава IV. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ 93

1. Основные понятия и термины теоретической поэтики 93

§ 1. ПОЭТИКА: ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 93

§ 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЦИКЛ. ФРАГМЕНТ 94

§ 3. СОСТАВ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ЕГО ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ 97

2. Мир произведения 102

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 102

§ 2. ПЕРСОНАЖ И ЕГО ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ 104

§ 4. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ 112

§ 5. ПОРТРЕТ 117

§ 6. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ 120

§ 7. ГОВОРЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ 127

§ 8. ВЕЩЬ 131

§9. ПРИРОДА. ПЕЙЗАЖ 135

§ 10. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО 139

§ 11. СЮЖЕТ И ЕГО ФУНКЦИИ 140

§ 12. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ 142

3. Художественная речь. (стилистика) 148

§ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ В ЕЕ СВЯЗЯХ С ИНЫМИ ФОРМАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 149

§ 2. СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 151

§ 3. ЛИТЕРАТУРА И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ 152

§ 4. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 153

§ 5. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА 155

4. Текст 157

§ 1. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ 157

§ 2. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ СЕМИОТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ 158

§ 3. ТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ 161

§ 1. РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО 162

§ 2. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ 163

§ 3. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ 166

§ 4. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 170

6. Композиция 171

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА 171

§ 2. ПОВТОРЫ И ВАРИАЦИИ 172

§ 3. МОТИВ 174

§ 4. ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И СУММИРУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. УМОЛЧАНИЯ 176

§ 5. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» 179

§ 6. СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ 179

§ 7. МОНТАЖ 181

§ 8. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА 183

7. Принципы рассмотрения литературного произввдения 187

§ 1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ 187

§ 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 188

§ 3. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ 191

Глава V. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ 192

1. Роды литературы 192

§ 1. ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ 192

§ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ РОДОВ 195

§ 3. ЭПОС 195

§4. ДРАМА 198

§ 5. ЛИРИКА 202

§ 6. МЕЖРОДОВЫЕ И ВНЕРОДОВЫЕ ФОРМЫ 207

2. Жанры 209

§ 1. О ПОНЯТИИ «ЖАНР» 209

§ 2. ПОНЯТИЕ «СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА» В ПРИМЕНЕНИИ К ЖАНРАМ 210

§ 3. РОМАН: ЖАНРОВАЯ СУЩНОСТЬ 212

§ 4. ЖАНРОВЫЕ СТРУКТУРЫ И КАНОНЫ 218

§ 5. ЖАНРОВЫЕ СИСТЕМЫ. КАНОНИЗАЦИЯ ЖАНРОВ 221

§ 6. ЖАНРОВЫЕ КОНФРОНТАЦИИ И ТРАДИЦИИ 222

§ 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В СООТНЕСЕНИИ С ВНЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ 223

Глава VI. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ 225

1. Генезис литературного творчества 225

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА 225

§ 2. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА 226

§ 3. КУЛЬТУРНАЯ ТРДЦИЦИЯ В ЕЕ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ 230

2. Литературный процесс 233

§ 1. ДИНАМИКА И СТАБИЛЬНОСТЬ В СОСТАВЕ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 233

§ 2. СТАДИАЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ 234

§ 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ) XIX – XX ВВ. 235

§ 4. РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ 239

§ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ 239

§ 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА 242