Хаим сутин работы. Хаим Сутин: картины и хроника жизни. За что жены художников не любили Сутина

Chaim Soutine. 1893-1943 г.
Французский художник-экспрессионист еврейского происхождения.

Личность Хаима Сутина, одного из лучших мастеров экспрессионизма, представляющих Французскую школу, еще при жизни была окружена тайнами и загадками, и до сих пор, несмотря на старания искусствоведов и историков, не удается раскрыть все страницы его биографии.

Родился будущий художник на территории Российской империи, в деревне Смиловичи под Минском. Год рождения, по одним источникам 1893, по другим – 1894. Многодетная еврейская семья жила на грани нищеты, строго соблюдая религиозные каноны, поэтому, когда у юного Хаима проявилась тяга к рисованию, его родители – ортодоксальные верующие, всеми силами воспрепятствовали столь «богопротивному» занятию, а за то, что он нарисовал раввина, ребенок был жестоко избит. По одной из легенд, сам священнослужитель, узнав об этом рисунке, дал «пострадавшему живописцу» 25 рублей; на эти деньги Сутин бежал из дома, поселившись ненадолго в Минске. Школа художника Крюгера стала его первым образовательным заведением, а средства на жизнь обеспечивала работа в качестве ретушера.

Для творческого совершенствования, в 1910 Сутин, в компании своего друга М. Кикоина, переезжает в Вильно, где три года обучается в Школе изящных искусств, при этом мысли молодых художников непрестанно заняты Парижем.

Болезненный юноша с нескладными движениями занимался с немыслимым упорством, а когда рисовал, казалось, что рассудок покидает его, но главное то, что появлялись предельно выразительные картины, наполненные колоритом и многозначностью.

Мечта о Париже сбылась в 1913, правда, столица современного искусства быстро отрезвила Сутина, а мытарства заставили его всерьез задуматься над возвращением к родителям, но соотечественник О. Цадкин предложил заниматься живописью в своей мастерской; приняв предложение, Сутин остался в этом городе до конца своих дней (семилетний «перерыв» был сделан в 1918, когда он переезжал на юг Франции).

В Париже художник некоторое время обучался в Академии изящных искусств, но, как и для большинства крайне субъективных художников, традиционный стиль преподавания быстро ему надоел, а настоящим университетом стал Лувр.

Пейзажи с видами Пиренеев и Ривьеры – первые работы, в которых индивидуальный стиль художника стал узнаваем. Появились натюрморты, а также портреты грумов, прислуги, хористов, выполненные в экспрессионистской манере. За этим последовало произведение «Женщина, входящая в воду», его известная работа, созданная в подражание картины Рембрандта, особо почитаемого им мастера.

Полагают, что картины с изображением окровавленных туш – сюжет, принесший Сутину наибольшую известность, были результатом его постоянного наблюдения за бойнями, где разделывался скот; мастерская Цадкина располагалась рядом с местом забоя животных. Именно отсюда может исходить манера его письма, передающая красный цвет в столь «окровавленной» трактовке.

Использование агрессивных цветов, а также перспектива, которую можно обозначить как «перекошенная» – одни из главных составляющих живописи Сутина, сформировавшейся к 1919. С этого момента в работах появляется автономия цвета, и эта особенность будет повторяться в более поздних произведениях. Характерным в этом плане является «Автопортрет», созданный в 1918.

Картины, созданные на юге Франции, были привезены в Париж в 1922, их количество составляло около двух сотен, но часть работ была им позже уничтожена. Наступает время его финансовой стабильности, а с ней, и внимания к его живописи.

В середине 20-х, Сутин пишет серию картин, изображая тела мертвых животных, что было следствием влияния Рембрандта, при этом, не акцентируясь на анатомической точности, а создавая что-то сродни оргии цвета; одной из главных задач он видит в создании вида крови, которому бы «поверил» зритель. Серия «Забитые быки» завершает эту «кровавую» линию.

Первая персональная выставка состоялась в 1927, с ней пришла и настоящая известность, не повлиявшая на его равнодушное отношение к деньгам и славе.

В этот период творчество Сутина приобретает лирический оттенок, из работ ушла экспрессия, и это связывают с влиянием живописи Курбе.

В конце 30-х стиль произведений Сутина вновь наполняется экспрессией. Антисемитизм постепенно становится мрачной действительностью, и на этом фоне художник в своих картинах передает жуткое состояние людей, подвергшихся жестоким испытаниям. Сам он, в 1940 расстается со своей спутницей немкой Гердой Грот, угнанной в концлагерь, после чего вынужден скрываться в сельской местности, при этом, не прекращая заниматься живописью.

Умер художник 09.08.1943 в парижской больнице, на следующий день после операции, проведенной из-за острого приступа язвенной болезни желудка.

» проходит в ГМИИ им. Пушкина. В данной записи - Картины Сутина с этой экспозиции. На выставке работы сгруппированы по жанрам, а здесь, частично, не всё - в примерной хронологической последовательности.

Хаим Сутин. Хроника жизни и творчества

1893 (или 1894)

По одним сведениям, 9 июня, по другим - 13 января Хаим Сутин родился в еврейском местечке Смиловичи, входившем до 1917 года в состав Российской империи (ныне - Республика Беларусь). Десятый из одиннадцати детей Сары и Залмана Сутиных.

1903-1909

Поступает в Академию Крюгера.

Мария Воробьёва-Стебельская, псевдоним - Маревна:

«Его страсть к рисованию поддерживали мать и мудрый добрый деревенский раввин… Когда Сутину исполнилось шестнадцать… его вместе с Михаилом Кикоином… отправили учиться у настоящего художника Крюгера, который за два месяца обещал сделать из них настоящих художников».

Около 1919. Ребенок с игрушкой. Фонд Оберштег (Фонд Има Оберштега), Художественный музей Базеля, Швейцария / Chaïm Soutine. L"enfant au jouet, um 1919 /Kind mit Spielzeug /Child with a Toy. Öl auf Leinwand. 81 x 64.5 cm. Inv. Im 1521. Im Obersteg Foundation, Kunstmuseum Basel. . Original (4856 x 6136)

Переезжает в Вильно и поступает на трехлетний курс в Виленскую рисовальную школу И.П. Трутнева, признанную в 1904 году лучшей в России.

Маревна:

«Сутину не нравились занятия копированием (он не был в этом силен), он не любил делать эскизы и вообще рисовать по общепринятым правилам художественных школ того времени».

3.


Около 1919. Стол. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. La Table. Vers 1919. Huile sur toile. 91 x 100. RF 1963 82. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Hervé Lewandowski.

1911-1913

Покидает Вильно и вместе с Михаилом Кикоиным отправляется в Париж. Данные о дате приезда разнятся. Согласно первой прижизненной монографии о Сутине Вальдемара Жоржа, художник приехал в Париж в 1911 году. Самый скрупулезный исследователь жизни мастера Мишель ЛеБрен-Францароли, ссылаясь на архивы полиции, пишет, что он оказался там 9 июня 1913. По воспоминаниям Михаила Кикоина, они с Сутиным прибыли 14 июля 1912 года и первым их порывом было отправиться в Оперу Гарнье слушать «Аиду».

4.


Хаим Сутин. Монастырь ордена капуцинов в Сере. 1920. Леопольд, частная коллекция, спонсировано Infinitart Foundation, Вена / The Capuchin Convent at Céret Chaim Soutine circa 1920. via . В раме на выставке Christie"s

Сутин обосновывается в колонии художников «Улей». Его соседями становятся недолюбливавший земляка Марк Шагал, а также Хана Орлова и Жак Липшиц, считавшие своим долгом помогать и поддерживать художника.

5.


Хаим Сутин. Платаны в Сере. 1920. Леопольд, частная коллекция, спонсировано Infinitart Foundation, Вена / Chaïm Soutine (1893-1943). Les platanes à Céret. Oil on canvas. 53.5 x 72.5 cm. Painted circa 1920. Sotheby"s. Estimate 600,000 = 800,000 GBP. Lot Sold. 941,000 GBP (Hammer Price with Buyer"s Premium).

Поступает в мастерскую Фернана Кормона в Школе изящных искусств.

6.

Портрет Сутина кисти Амедео Модильяни. 1917 / Amedeo Modigliani (1884-1920). Chaim Soutine. 1917. Oil on canvas. 91.7 × 59.7 cm. Chester Dale Collection. Accession number 1963.10.47. The National Gallery of Art, Washington, D.C. , via . Original (2577 x 4000). Этой работы на выставке нет

Скульптор Жак Липшиц знакомит Сутина с Амедео Модильяни, они становятся близкими товарищами.

7.

Портрет Сутина, исполненный Амедео Модильяни на двери. 1917. Частная коллекция. Портрет можно видеть на двери за Леопольдом Зборовским на фотографии ниже / Amadeo Modigliani (1884-1920) Portrait de Chaïm Soutine. 1917. Huile sur panneau. H. 79 L. 54. Collection Marlene et Spencer Hays. Droits réservés. . Этой работы на выставке нет

Маревна:

«Благодаря глубоким знаниям итальянского искусства он [Модильяни] был великолепным гидом по Лувру и познакомил Сутина с итальянскими примитивистами, художниками quattrocento, с Джотто, Боттичелли и Тинторетто, со всеми шедеврами, которыми восхищался сам. Он ввел Сутина в круг блестящих молодых художников-живописцев Пабло Пикассо и Диего Риверы, поэтов Жана Кокто, Гийома Аполлинера и Макса Жакоба».

8.

Леопольд Зборовский на фоне двери, на которой написан портрет Сутина кисти Модильяни. Фотограф Амедео Модильяни (если сокуратор выставки Клэр Бернарди правильно мною понята) / Leopold Zborowski, dealer of Amedeo Modigliani. Image from the apartment placed in Rue Joseph Bara nº3 in Paris, in front of the door with Soutine painted by Modigliani. Circa 1918 (lower part is lost, upper in Private collection). via . Фотографии на выставке нет

1916-1919

Модильяни знакомит Сутина с маршанами Жоржем Шероном и Леопольдом Зборовским. Зборовский уступает уговорам Модильяни и становится официальным агентом Сутина.

9.


Около 1920-1921. Большое синее дерево. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Gros Arbre bleu. Vers 1920-1921. Huile sur toile. 83 x 80. RF 1963-85. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Thierry Le Mage.

Художник совершает краткие поездки на юг Франции в Ванс и Кань-сюр-Мер. При поддержке Зборовского он уезжает в Сере и проводит там почти три года в напряженной работе, лишь изредка выезжая в Париж.

Создание серии «Кондитер».

10.

Около 1922-1923. Пейзвж. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Paysage. Vers 1922-1923. Huile sur toile. 92 x 65. RF 1963-84. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Hervé Lewandowski.

Двадцать четвертого января умирает ближайший друг Сутина Амедео Модильяни.

11.

1923-1924. Портрет сульптора Оскара Мещанинова. Центр Помпиду / Chaïm Soutine (1894-1943). Portrait du sculpteur Oscar Miestchaninoff. 1923-1924. Huile sur toile. 83 x 65 cm. Numéro d"inventaire: AM 1972-30. Le Centre Pompidou.

Девятого июня Леон Замарон, комиссар полиции и один из первых коллекционеров произведений Утрилло, Модильяни, Сутина и других монпарнасцев, выставляет свою коллекцию в Друо.

Эти торги становятся первой публичной продажей полотен художника.

12.

Хаим Сутин. Большая шляпа. 1923-1924. Холст, масло. Частная коллекция.

Поворотный год в жизни Сутина.

13.

Около 1923-1924. Женщина в красном. Музей современного искусства города Парижа / Chaïm Soutine. La femme en rouge. Vers 1923-1924. Huile sur toile. 92 x 65 cm. Inv. : AMVP 1135. Musée d"Art Moderne de la Ville de Paris.

Галерист и коллекционер Поль Гийом, консультант Альберта Барнса, успешного американского фармацевта, разбогатевшего на одном из запатентованных им средств, показывает коллекционеру произведения Сутина.

14.

1924. Хаим Сутин. Улица в Кань. Холст, масло. 55.5 × 46.4 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва.

У Зборовского Барнс покупает 52 работы художника.

15.

Около 1923-1924. Индейка и томаты. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Dindon et tomates. Vers 1923-1924. Huile sur toile. 81 x 49. RF 1963-89. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Franck Raux.

В январе - феврале Поль Гийом организует выставку картин, приобретенных Барнсом в Париже, на которой представлены и полотна Сутина.

16.


Около 1923-1924. Натюрморт с фазаном. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Nature morte au faisan. Vers 1924. Huile sur toile. 64.5 x 92. RF 1963-83. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Hervé Lewandowski.

В журнале «Les Arts à Paris» выходит первая статья о живописце.

17.

Около 1924. Женщина в синем платье. Музей современного искусства города Парижа / Chaïm Soutine. Femme à la robe bleue. Vers 1924. Huile sur toile. 81 x 60 cm. S.B.DR.: Soutine. Legs du Docteur Maurice Girardin en 1953. Inv. : AMVP 1137. MAM Ville de Paris.

В апреле Альберт Барнс представляет его работы на выставке «Современная европейская скульптура и живопись» в Академии изящных искусств Пенсильвании.

18.

Около 1924-1925. Шафер. Холст, масло. Коллекция Жана Вальтера и Поля Гийома. Музей Оранжери, Париж / Chaïm Soutine. Garçon d’honneur. Vers 1924-1925. Huile sur toile. 100 x 81. RF 1960-48. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Hervé Lewandowski.

Благодаря Барнсу к Сутину приходят всеобщее признание и материальное благополучие. Он переезжает в просторное ателье и отдельно снимает благоустроенную квартиру. Совершает первое путешествие в Амстердам и посещает Рейксмузеум, где открывает для себя «Еврейскую невесту» (ныне - «Исаак и Ревекка») Рембрандта. Эта картина не просто произвела огромное впечатление на художника, а стала для него эталоном.

«“Еврейская невеста”, наверное, лучшая из существующих картин, с детально проработанными одеждами и такими прекрасными руками», - цитирует живописца в своем знаменитом дневнике антиквар и коллекционер Рене Жемпель. Сутин, который всю жизнь сопротивлялся копированию, приводя в гнев и отчаяние своих учителей, на этот раз безуспешно пытается воспроизвести картину голландского мастера.

19.

1925. Служка (в полный рост). Центр Помпиду / Chaïm Soutine (1894-1943). Le grand enfant de choeur. 1925. Huile sur toile. 100 x 55,9 cm. Numéro d"inventaire: AM 1995-207. Le Centre Pompidou.

В июне в Галерее Анри Бинга, на самой престижной артистической улице Парижа того времени Боэси, где располагались Галерея Поля Розенберга (представлявшего работы Матисса, Брака, Леже, Пикассо), ателье самого Пабло Пикассо, одна из самых статусных антикварных галерей Вильденштейнов и один из лучших концертных залов Гаво, открывается первая монографическая выставка Сутина. Каталог к ней не издавался, однако биограф Сутина Мишель ЛеБрен-Францароли полагает, что было представлено около 20 работ, в том числе один из вариантов «Туши теленка» и «Натюрморт со скатом».
Сутин живет в городке Блан, в доме, специально снятом для него Зборовским, и пишет серию знаменитых натюрмортов с тушками индеек, зайцев, утками, петухами, фазанами.

20.

Около 1925. Туша и голова теленка. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Bœuf et tête de veau. Vers 1925 ? Huile sur toile. 92 x 73. RF 1963-86. RMN-Grand Palais (musée de l"Orangerie) / Hervé Lewandowski.

Произведения Сутина занимают прочное место в собраниях всех главных коллекционеров того времени: кроме Альберта Барнса и Поля Гийома обладателями картин становятся Йонас Неттер, Анри Бинг, Жак Дусе, чета Кастен.

Художник вновь встречается с четой коллекционеров и меценатов Мадлен и Марселеном Кастен. Начинается их тесная многолетняя дружба. К этому моменту Кастены владеют тремя картинами Сутина. Мадлен Кастен, чья коллекция была хорошо известна в Париже - в ней уже хранились работы Модильяни, Руо, Пикассо, Гриса, Леже, по-настоящему понимает и оценивает творчество Сутина сразу после выставки Барнса и начинает настоящую охоту за его картинами. Супруг разделяет страсть жены, и вскоре за 800 франков они приобретают «Портрет старухи». Зборовский, узнав про энтузиазм, с которым коллекционеры разыскивают работы Сутина, предлагает им картину «Мальчик из хора». Маршан оценил ее в колоссальную сумму - 30 тысяч франков, но Мадлен убеждает Марселена в необходимости приобрести это полотно.

В издательстве «Треугольник» в серии «Еврейские художники» выходит первая монография о Сутине известного историка искусства Вальдемара Жоржа. Художник отправляется в Лондон, чтобы увидеть «Купальщицу» Рембрандта.

21.

Хаим Сутин. Маленькая городская площадь, Ванс. Около 1929. Холст, масло. 70,8×45,7. Музей Искусства Авангарда, Москва

1929-1932

Начало Великой депрессии. Экономический кризис подрывает дела Зборовского и приводит его к разорению. Он умирает после сердечного приступа. Вскоре после этого Мадлен Кастен берет на себя все заботы о художнике.

22.

Хаим Сутин. Женщина, входящая в воду. Около 1931. Холст, масло. 114×72. Музей Искусства Авангарда, Москва.

ЖИЛ-БЫЛ ХУДОЖНИК ХАИМ СУТИН

Григорий Анисимов

Многие художники-выходцы из России, уехавшие в годы революции, до нее и после, – долгое время считались на родине как бы не существующими. Жили они в Париже и были отнесены к «французским художникам». Шагал, Сутин, Цадкин, Липшиц оставались за пределами внимания историков искусства и критики. Шагалу повезло больше, остальным – меньше. Кто-то метко назвал их замолчанными гениями. Это так и есть. Сутин – один из этих забытых. О нем на русском языке нет книг, альбомов, монографий. А он писал в документах «русский», указывал место рождения – Россия. Спасибо Илье Эренбургу: он первым написал о Хаиме Сутине. Пожалуй, впервые у нас в журнале публикуется очерк о жизни и творчестве этого великого художника, повлиявшего на судьбы мирового искусства.

То ли мед, то ли горькая чаша,

То ли адский огонь, то ли храм,

Все, что было его, – ныне ваше.

Все для вас. Посвящается вам.

Б. Окуджава

Из маленького безвестного местечка под Минском начинающий художник Сутин попал в Париж. Об этом городе он мечтал, туда стремился, страстно о нем мечтал, по страсти, наедине с собой прямо думал там прославиться. Могучая и обильная Русь была для еврейского юноши страной особенно тяжелой и жестокой. Но Сутин любил ее, видел ее беспомощность и наивность, хотя и никогда не воспевал ее подобно Шагалу, то есть, не воскрешал в своих работах. С выходцем из России Шагалом Сутина связывал необыкновенный романтизм искренности. Если Шагал создавал свои милые сказки, то Сутин был в искусстве Шекспиром, смело прибегавшим к трагедийным краскам, заглядывающим в бездну ада.

Он прожил почти вдвое меньше Шагала, но стал с ним вровень, хотя его знают в мире намного меньше, что означает только одно: время Сутина еще наступит.

Автопортрет. 1917 год.

За первые десять лет жизни в Париже (он приехал туда в 1912 году) Сутин вдоволь наголодался, намытарился, наскитался. Париж очень хорош, красив, уютен, очарователен и прекрасен, когда в кармане наличествуют франки. И Париж отталкивающе холоден и беспощаден, когда в кармане пусто. Могу свидетельствовать по собственному опыту.

Резкая перемена в жизни Сутина произошла, словно в волшебной сказке: приехал добрый дядя и осчастливил. Американский меценат и коллекционер скупил все работы Сутина за 20000 франков в 1922 году.

С появлением денег Сутин переменился мало: он был не очень-то опрятен, женщин сторонился из-за своей чрезвычайной застенчивости. Но друзья о нем заботились, приодели его, понемногу обучили хорошим манерам, наняли ему приличное жилье. Все дальше от Сутина отодвигались его родные Смиловичи, где он был десятым ребенком в семье. Его мать Сара была женщиной доброй и едва успевала накормить и обслужить многочисленную семью. Отец был портным. В одних книгах о Сутине говорится, что отца звали Борух, в других его называют Соломоном. Скорее всего, и то, и другое – правда, – наверное, имя отца художника было Борух-Шолом. Он не был ни выдающимся эрудитом, ни человеком, который бесконечно верит в силу разума. Он верил в свои руки труженика и был единственным кормильцем целой оравы голодных ртов.

Когда у Хаима проснулась страсть к рисованию, отец поощрял занятия сына. Но в ортодоксальном местечке со строгим соблюдением законов религии строго-настрого запрещалось рисовать то, что уже создано Б-гом, поэтому Хаима бивали не раз, а когда он вознамерился нарисовать раввина, его избили до полусмерти. Существует легенда, что раввин узнал об этом и выдал Сутину двадцать пять рублей. На которые тот и уехал в Вильно и поступил в художественное училище.

Худой, долговязый, болезненный – таким был Хаим Сутин. Рисовал он запоем, забившись в угол. Говорили также, что Сутин с первого раза не выдержал вступительный экзамен. Он бросился перед преподавателями на колени и выпросил разрешение на пересдачу. И сдал. И поступил.

Вероятно, от вечного недоедания у Сутина была язва желудка, он постоянно корчился от болей. Страдание было обычным на его лице, обрамленном патлатыми волосами. Широко раздутые ноздри, толстые красные губы и горящие глаза – таким был юноша Сутин.

Сразу бросались в глаза его отличия от других – особая напряженность, необычные манеры, нескладные движения. Зато художественный инстинкт в нем был настолько сильным, что рисование уводило его далеко от реальности, в волшебные миры фантазии, вымысла, горячего воображения. Когда он рисовал, рассудок как будто совсем покидал его – ничего не видел, ничего не слышал, ничего не понимал... В его картинах отражались лицо и душа художника. Они были колоритны, многозначны, предельно выразительны.

А. Модильяни. Портрет Хаима Сутина. 1915 год.

Нет искусства без характера личности творца. В этом смысле Сутин крайне субъективный художник. Он представлял собой большой театр, в котором играет один актер. Был театр переживания Станиславского. Был театр отчуждения Брехта, был театр биомеханики Мейерхольда, театр абсурда Ионеско. Сутин объединил в себе всё – и всему дал чуткую, зоркую, проницательную трактовку. Его ни с кем не спутаешь.

Он воплощал правду личных чувств с такой силой, что до сей поры потрясает людей неподдельным драматизмом.

Мне видится Сутин фигурой загадочной, демонической. Это не Левитан с его осенней грустью, не передвижники с их назойливым реализмом. Сутин – это гроза, стихия, ураган. Это новый тип художника, который срывает кожу с предметов, выворачивает наружу не всегда приглядное человеческое нутро. Это же в литературе делали Достоевский и Толстой. Сутин зачитывался Бальзаком. Художественная поэзия этого писателя была ему по душе: никаких романтических идеалов. В чем-то Бальзак созвучен именно нашему времени – социализм строили-строили, но так и не достроили и с полного маху ввалились в капитализм с его хищными желтыми клыками.

В Париже Сутин поступил в Академию Кормона. За громким названием скрывалась частная школа. Притом платная. Денег у Сутина не было. Он подрабатывал, разгружал вагоны и баржи. Его друг Модильяни выдавал ему один франк на день. Потом они вместе напивались в дешевых кафе. Сутин засыпал за столиком или на потертой кушетке у случайной подруги. Утром Сутин опохмелялся и принимался за работу.

Писал он свои холсты бурно, горячо, выкладываясь до конца. Отходил от мольберта, когда уже ноги его не держали.

Есть два способа жизни: или ты живешь, влекомый безоглядностью, безрассудством, дерзкой мечтой, которая не дает тебе покоя ни днем, ни ночью. Или тобой руководит трезвый расчет, поиск лучшей жизни, обеспеченной и комфортной. Любимый Сутиным Бальзак в своих романах убедительно показал, что за деньги нельзя купить настоящую любовь, а волчья мораль подрывает все устои, толкает на сделку с совестью. Эгоистические стремления человека ведут к краху. Всевышний снабдил Сутина талантом огромной силы, но обделил здоровьем. Он прожил всего пятьдесят лет. Сутин следовал голосу совести художника, Б-жьего избранника и труженика. Он работал без устали. Модильяни постоянно твердил ему: Сутин, ты – гениальный художник! И вера Сутина в себя укреплялась, помогала выносить все трудности. Он набрал ту высоту творчества, какой достигают единицы. Забрался в горние выси. Далеко внизу копошились бездари, дельцы от искусства, похожие на мелких лавочников. Холодные ремесленники не ведают настоящей любви, вселенских страстей.

У подельщиков равнодушные сердца и липкие жадные пальцы. Сутину казалось, что у них вообще нет сердец, а только поршни. А сам он жил на износ, возносясь духом в б-жественный космос.

Этот местечковый парень, которого едва научили пользоваться носовым платком и носить шелковые рубашки с запонками, понял, что все должно превосходить себя, чтобы быть собой. Он никогда не знал, что сделать, чтобы добиться успеха. Но зато знал, что живопись его – новая и необычная. Каждый его портрет, пейзаж, композиция, натюрморт с тушей забитого быка становились знаком, символом, обобщенным образом природы. Красные гладиолусы захлебывались от крика, люди на его картинах корчились от внутренних противоречий, казалось, что их разрывает изнутри.

Живопись для Хаима Сутина была способом существования, пищей для души, воздухом для легких. Если бы у него отняли краски и холсты, он немедленно умер бы на лавке в своей мастерской. Живопись таила в себе элемент бесконечности, хотя она была вот тут, рядом, в сердце и в тюбиках.

Когда-то в виленской художественной школе рядом с Сутиным учился Михаил Кикоин, уроженец деревни Режицы Витебской губернии. Там же учился Павел Кремень, что приехал в Вильно из деревни Желудка. Эти деревенские ребята держались и в Париже вместе, были Сутину верными друзьями, единомышленниками. Они мыли посуду, выколачивали из чужих ковров пыль, мели улицы и помогали друг другу выживать.

Модильяни поселил Сутина у русского скульптора Оскара Мещанинова. Тот был родом из Витебска, уехал в Париж в 1907 году. Ко времени приезда в Париж Сутина Мещанинов получил признание. Он дружил с Пикассо и Модильяни, с Диего Риверой и Цадкиным.

Оскар Мещанинов был человеком необыкновенно добрым, участливым и открытым. Сутин его обожал за живость, покладистость и работоспособность. Часами мог Оскар читать Пушкина. Сутин влюбился в Пушкина. По ночам великаны живописи что-то нашептывали Сутину. Он явственно слышал их голоса. Они стояли рядом с его изголовьем – крупные, сосредоточенные и значительные. Вот пришел Тициан. Тихо встал рядом, передохнул, заговорил, как будто продолжая давнишний разговор: «Слушай, Хаим, ты посмотри-ка внимательно на мой “Автопортрет”, на “Динария кесаря”, прими во внимание “Мадонну семейства Пизаро” и “Венеру Урбинскую”, пожалуй этого хватит... И ты поймешь, что мастерство художника это особая милость Б-га. Это с неба. Самое яростное письмо масляными красками без должного таланта может порождать лишь безобразные результаты».

Туша. 1925 год.

Сутин слушал этих говорящих призраков. Они на его глазах наполнялись жизнью, начинали мерцать и светиться, как приборы в самолете в ночное время.

– Где и когда ты родился? – вдруг спросил этот грозный, с насупившимися бровями старик. – Цифры и местность всегда имеют важное значение в судьбе художника. – Я родился в Белоруссии, в местечке Смиловичи 13 января 1893 года, – тут же отрапортовал Сутин. Усмешка Тициана.

– Значит, ты – Козерог. Тринадцатые числа – чаще всего хорошие дни, астрология не подтверждает суеверий по их поводу. Ты родился возле воды, так? – Да, маэстро, у нас Двина под окнами.

– Подумать только, я жил за четыре века до тебя! А живопись твоя мне по душе. Настоящий колорист. Мы с Джорджоне много занимались колоритом, стилем... Я видел твою выставку в Нью-Йорке. Хорошо. Но слишком много боли, страданий. Надо подняться над личным, забыть о бедах...

– Хорошо тебе говорить, Тициан, – вдруг озлобился Сутин. – Ты не знал голода, ты покупал дома, тебя окружала роскошь, тебя облизывали богатые дамы. А заказы – от Карла V, от папы, от богатых господ...

– Что ты размычался, грубиян...

– Да шел бы ты, Тициан, к...

Призрак вдруг исчез, вместо него появился шумный Амедео.

– Что это ты такой растерянный, Сутин? – весело спрашивал Моди, доставая из сумки пузатую бутылку вина, хлеб, сыр и помидоры.

– Амедео, я, кажется, беседовал с Тицианом... Он хвалил меня за стиль.

– Я так и думал! Бедняжка совсем рехнулся! Тебе срочно надо хлебнуть.

Модильяни налил полный стакан вина, протянул Сутину: – На, глотни!

Сутин выпил вино. Тепло разлилось по телу. Это было не только тепло вина, но и градус дружбы. Если бы не Моди, туго бы пришлось Сутину. Моди ухаживал за ним с заботливостью ласковой мамаши. Он устраивал его с жильем, давал деньги.

Конечно, Тициану легко говорить: у него были дома, поместья, виллы, Добротная семья – сын Орацио, сын Помпонио, дочь Лавиния. А у меня что? Сын – Кобальт синий спектральный. Дочь – Берлинская лазурь, второй сын – Кадмий красный, пурпурный. Хорошо, что меня взял к себе мой земляк Осип Цадкин. Мы поселились с ним в подвале. Рядом были знаменитые бойни на бульваре Вожирар. Там я доставал туши, они мне охотно позировали. Потом Моди устроил меня к Леопольду Зборовскому на улицу Жозеф-Бара. Лео меня любил, а его жена Анна ненавидела. Всегда так, жены наших друзей, если мы с ними не спим, – публика тяжелая, склочная, несносная.

Кондитер. 1922 год.

В последнее время я написал «Натюрморт с рыбами на блюде», «Девочку в красном платье», «Гладиолусы», «Автопортрет», «Шеф-повара».

Наработался до того, что в глазах звездочки стали прыгать, просыпался ночью в холодном поту, таращился в темноту, снова засыпал.

И кто ко мне заявился? Сам Микеле, да-да! Бровастый, с бешеными глазами и сломанным носом. – Ну что, приятель, – сказал мне Микеланджело, – ты взял тему скорби, страданий, нечистот, пишешь туши, поливая их кровью. Чего добиваешься?

– Хочу вернуть живопись назад, к великим традициям.

– Это похвально, мой друг. Ты видел потолок Сикстинской капеллы?

– Только на репродукциях.

– Мне интересно, что поняли люди двадцатого века? – Буонарроти скрипнул зубами и глянул на Сутина во всю силу своих страшных, давящих глаз.

– Величие и мощь, языческая страсть и образ Христа как грозного судии! – вот что я понял, – твердо и горячо сказал Сутин.

– Цель и смысл моего искусства доступны тебе, поэтому я могу с тобой свободно говорить...

Когда Сутин рассказывал друзьям, что к нему по ночам являются великие мастера и беседуют с ним, они крутили пальцем у виска:

– Пить надо меньше!

Сутин хмыкал, а про себя думал, что больше всего ждет он встречи во сне с тем, кого любил сильней всех. Конечно же, с Рембрандтом.

И Рембрандт пришел к нему. Квадратный, добродушный, в малиновом берете и легком плаще, наброшенном прямо на ремесленную робу с петельками через плечо. Он уселся за столом поудобнее, снял берет, разгладил волосы, улыбнулся. Сутин услужливо налил в бокалы вино.

Гость посмотрел вино на свет и просто сказал, чокаясь: – За искусство!

И с удовольствием осушил бокал. – У нас с тобой много общего, Сутин, хотя ты еврей, а я голландец. Ты из семьи портного, а я из семьи мельника. Мы оба рано сбежали из дому, чтобы стать художниками. Национальность в искусстве ничего не значит!

Сутин и Полетт Журден с собачкой. 1927 год.

– Я так и знал, что это скажете! Для меня большая честь видеть вас, говорить с вами! У Сутина перехватило горло.

– У тебя свой язык, свой стиль. Без стиля нет художника. Стиль – дитя любви. А любовь – врачеватель духа. Настоящая живопись лечит человека получше любого лекарства. А плохая живопись разносит заразу, делает человека инвалидом. Скажу тебе, Сутин, по секрету: мне по душе трагизм в твоих работах. У тебя много общего с Адрианом Броувером. В твоих работах есть мистика, тайна. В живописи должна быть тайна, как в женщине, как в природе. Они скрытничают, не сразу раскрываются. Это делает их познание увлекательным. То, что распахнуто настежь, скучно...

Рембрандт спрашивает:

– Мне говорили, что ты изучал мои работы, ездил в Голландию. Для чего это тебе? В мире множество живописцев...

– А ваш колорит? Такого нет больше ни у кого. После вас для меня устарели Тициан, Рубенс, Карраччи. Они померкли. А Рембрандт ван Рейн, как яркая звездочка на небосводе ночном.

– Спасибо тебе, собрат. Ласковое слово для художника большой подарок. Ведь мы сжигаем себя дотла, а что слышим за это?

Дай, я пожму твою руку. – Сутин протянул ему руку. И сразу вскочил. В мастерской уже никого не было. Только в углу на кушетке сладко посапывала Полин. Она умела утихомирить и приласкать любого пьяницу.

Дерево под ветром. 1942 год.

Очень не хотелось Сутину так сразу же распрощаться с таким посетителем, который только что был у него, разговаривал так умно, веско, значительно. Без таких людей мир скучен, однообразен, двухмерен. Как это сказал Рембрандт? Ты, Сутин, говорит, душу в свои работы вкладываешь, а другие счета в живопись суют, претензии свои суют, скаредность и лягушачью свою скользкоту. А ты – душу. А что есть на свете дороже, значимей и таинственней души? Ничего больше нет! Здорово сказал. Мудрый старик. Душевный. А как у него глаза загораются. Как у волка, так и пылают. Никогда люди с ним не расстанутся, никогда. Он будет с ними, пока жизнь на земле не кончится. Вечный спутник, неизменный странник Агасфер.

Сутин тронул Полин за плечо, ему захотелось тепла. – Полин, я кушать хочу. Проснись!

Видение Рембрандта прокрутилось в мозгу Сутина как кинолента.

Хотя Хаим Сутин мог показаться кому-то дикарем, тронутым, неряхой и пьяницей, но в живописи он был аристократом и гением, человеком вольным, гордым и независимым. Про себя он посмеивался, когда вспоминал рассказы о том, что московские меценаты заказывали Матиссу картины, давали сюжеты и говорили художнику – это сделайте нам к такому-то числу, а то исполните в таком-то размере и привезете в Москву в декабре. И Матисс старался.

Сутин разворачивал аккуратно обернутый в газету том Пушкина и читал: «Поэт сам выбирает предметы своих песен, и толпа не имеет права управлять его вдохновением...» Вот умница. Да таких свет не видел!

Том этот был выпущен на папиросной бумаге в 1899 году к столетию со дня рождения поэта. А подарил его Сутину Оскар Мещанинов. Этим томом Сутин бесконечно дорожил, как и самим Пушкиным, которого просто боготворил. Наработавшись, он доставал заветную книгу, читал большие куски поэм, стихов, драматических сцен. И слова гулко отзывались в нем, он трепетал, как в лихорадке. За грубоватой внешностью Сутина, похожего на разночинца, ремесленника, бродягу, скрывался умный человек и опытнейший профессионал, который умел передать в живописи тончайшие оттенки сложных душевных состояний.

Один из великих живописцев XX века, Хаим Сутин и по сию пору остается «вещью в себе». Время от времени устраивают его выставки, а после снова надолго забывают. Его картины будут покупать арабские шейхи, семья Чаплина, семья Росселлини. Даже Пабло Пикассо купит и повесит в своей мастерской картину Сутина «Париж ночью». Что же всех их завораживает – хаос мазков, линий, особая сутинская энергетика, напор трагизма, обнаженность всего живого и сущего? Честно говоря, не знаю. Об этом надо было спросить у самого художника или у его верной до конца жены и подруги Мари-Берт Оренш. Говорят, она тонко понимала эти материи. Как может только любящее сердце.

Сутин был по-детски доверчив. Он верил в себя, в свои руки, как и его отец, который мог сшить костюм самому привередливому тирану. Но по жизни был штопальщик, то есть чинил старую одежду.

Для Сутина его работа живописца была главным и единственным законом жизни. Понял он это, когда взобрался на высоченную пожарную башню в их местечке. Оттуда открывалась впечатляющая панорама, наполнившая душу таким вдохновенным восторгом, какой бывает у мастера после удавшейся работы или после интимной близости с любимой.

Гладиолусы. 1919 год.

Судя по живописи, Сутин всегда прямо и смело смотрел в глаза своей судьбе. У него было все, чтобы построить Утопию с цветами и розами, чтобы вызвать в себе четвертый сон Веры Павловны, так сочно и сладко описанный Чернышевским. Но он больше верил Бальзаку, который до крови в глазах разглядывал мрак и нечистоты. А золотые стихи Пушкина поднимали его ввысь, помогали ему писать свои картины, в которых тепло б-жественного дыхания сочеталось с любовью и страстью.

Он был благодарен друзьям, благодаря им, их помощи он стал тем, кем стал. Примером самоотверженности художника, совести мастера, честью и достоинством искусства двадцатого века. «Все художники, кто достоин гильдии Святого Луки, должны быть товарищами, братством...» Кажется, так сказал ему Рембрандт во время их короткой встречи. Ради чего старый скульптор и добряк Альфред Буше приобрел строения на улице Данциг, устроил там Улей для художников? Ведь он мог копить деньги, тратить их на девок и дорогую жратву, тешить плоть?

Так сказало ему сердце, так совесть велела. Такой же зов услышал художник Сутин. Его кисть вызвала к жизни картины, исполненные в суровом стиле. Он действовал как хирург, патологоанатом, лишенный сантиментов. Действовал убежденно и деловито. Впору привести одно стихотворение, чтобы до конца понять Сутина. Вот оно.

Вы помните то,

что видели мы летом?

Мой ангел, помните ли вы

Ту лошадь дохлую под ярким

белым светом

Среди рыжеющей травы?

Полуистлевшая, она, раскинув ноги,

Подобно девке площадной,

Бесстыдно, брюхом вверх, лежала

у дороги,

Зловонный выделяя гной.

И солнце эту гниль палило с небосвода,

Чтобы останки сжечь дотла,

Чтоб слитое в одном великая Природа

Разъединенным приняла.

И вы, красавица, и вас коснется тленье,

И вы сгниете до костей,

Одетая в цветы под скорбные моленья,

Добыча гробовых костей.

(Перевод с французского В. Левика)

Это написал Шарль Бодлер. Он умер в 1867 году, когда Сутин еще не родился, умер, уверенный в неодолимости зла, в порочности жизни.

Целое поколение писателей и х

удожников в первые тридцать лет XX века были завсегдатаями парижских кафе «Ротонда», «Куполь», «Тулузский негр». Не бездельники и клошары приходили туда, а люди, которые хорошо поработали. Об этом можно прочитать у Хемингуэя, Эренбурга, Поплавского. Откройте Эренбурга и найдете там строчки, которые имеют прямое отношение к разговору о Сутине и его собратьях. «Для того, чтобы привычные слова волновали, чтобы ожил холст или камень, нужны дыхание, страсть, и художник сгорает быстрее – он живет за двоих, ведь помимо творчества есть у него своя кудлатая, запутанная жизнь, как у всех людей, никак не меньше». Писательница, жившая в Париже, Гертруда Стайн думала, что эти люди – потерянное поколение. Она-то и придумала термин «неприкаянные». Ничуть не бывало! Разве Сутин и Шагал, Паскин и Штеренберг, Хемингуэй и Эренбург, Скотт Фицджеральд и Модильяни были потерянными? Для кого? Они жили страстью творчества, работали как одержимые, обогатили человечество.

Невеста. 1925 год.

Пользуясь определением Хемингуэя, можно сказать: их талант был таким же естественным, как узор из пыльцы на крыльях бабочки. И узор этот не стерся и не поблек и в нашем XXI веке. Они создавали шедевры, хотя не всегда имели деньги, чтобы как следует поесть. Сутин говорил, что голод и бескорыстие рождают шедевры, а не сытость и благополучие.

У Рембрандта была картина с тушей убитого быка. Красота и разнообразие фактуры побеждали ощущение неприятного и уродливого сюжета. Все оттенки красного в картине усиливали и углубляли присутствие сырого мяса, а валеры на голубоватых сухожилиях то вспыхивали, то мерцали. Так написать мог только он.

А спустя много лет и Сутин взялся за эту тему и решал ее многократно с невероятным трагизмом. Оказалось, что натюрморт не мертвая натура в его руках, а живая – с запахами, формами, полными движения, с поразительными переходами линии в объем. Тезка Сутина Хаим-Яков Липшиц недоумевал: «Слушай, Сутин, насмотревшись на твою живопись, я могу лепить вслед за тобой. С помощью объемов в пространстве я черпаю свет. Станковая скульптура, как и настоящая живопись вполне автономна в природе и параллельна ей. Они необходимы человеку, как солнце».

У Жака Липшица Сутин учился экспрессивной деформации натуры. В этом он не знал себе равных. И деформация ничуть не мешала эмоциональной образности. Не случайно Модильяни написал портреты Липшица и Сутина – оба стали всемирно признанными столпами современного искусства. Как и сам Амедео.

Без устали писал Сутин мясные туши, ощипанную дичь, рыбу на блюде, цыплят. Ни у одного художника не было столько работ, связанных с едой. Этот человек хорошо наголодался. Он умер 9 августа 1943 года в Париже от перитонита. Город был оккупирован. Опасаясь немецкой полиции, многие друзья не могли выйти на улицу. За гробом Сутина шел один человек. Это был Пикассо.

Сутин. 1927 год.

Его похоронили на кладбище на Монпарнасе.

Начинал Сутин из Вильно. Потом в Париже у него была собственная мастерская на площади Клема, откуда открывался вид на Сену. Это напоминало ему задумчивую Двину его детства.

Сутин показывал ужас реальности, где все подчиняется бесчеловечным законам. Но все же, видимо, не совсем все, если есть место под солнцем таким, как Сутин. С полным основанием можно причислить этого мастера к в о л ш е б н о м у р е а л и з м у. Это неповторимый индивидуальный стиль, взволнованное письмо, накаленная добела живопись, экспрессия бесконечная, когда кисть создает на холсте не экзерсисы, а подлинную музыку.

«Пока я голодал, я научился гораздо лучше понимать Сезана», – заметил Хемингуэй. Люди научились понимать Сутина, по крайней мере, платят за него миллионы. Понимание – пролог любви.

Грум. 1928 год.

P.S. Тяжело больной Модильяни сказал Леопольду Збровскому: не беспокойтесь, в лице Сутина я оставляю вам гения. Не склонный к комплиментам Константин Коровин считал Сутина одним из пяти лучших художников мира. Модильяни написал замечательный портрет молодого Сутина (1917). Он совсем не похож на «Автопортрет» Сутина. Тот написал себя страшноватым, неуклюжим, даже уродливым, похожим на калмыка. У Модильяни его друг Сутин спокойный, уравновешенный, в чем-то даже симпатичный, со сложенными на коленях руками. Как-то у Сутина спросили: – Вы ведь жили тяжело, верно, были несчастны в жизни?

– С чего это вы взяли? Я всегда был счастливым человеком! – был ответ Сутина. Сказано это было задорно, даже с вызовом.

Хаим Сутин не покривил душой. Да, он был счастливым человеком. А может ли быть творец несчастным? Почти полностью ослепший Микеланджело, задыхавшийся от замыслов Моцарт, глухой Бетховен, доведенный до гибели Пушкин – были они несчастливыми?

Шартрский собор. 1932 год.

Задай им такой вопрос – все ответили бы, как Сутин. Их вела по жизни страсть, творчество, не деньги диктовали им поступки, не прибыль снилась им. Несчастливы бюргеры, обыватели, мещане, а творцы носят счастье в себе. Они ткут его из обманчивой, ненадежной паутины, но их биографии часто похожи на жития святых.

У Сутина не было духовного покоя. Творчество сожгло его. С кистью в руке он бывал необычайно просветлен. Это о таких написал мудрейший Пушкин: «И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Сказано по конкретному поводу, о любви к одной женщине. Но Пушкин таков, что в эти слова можно вложить совсем иной смысл.

Отнести это можно к каждому настоящему художнику. Действительно, художник – не профессия. Это судьба!

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Современника Пикассо и Модильяни, беспокойного и экспрессивного художника, автора тревожных и диспропорциональных картин, которые повлияли на творчество Кунинга, Ротко, Поллока и Бэкона (работы которых также включили в экспозицию ретроспективы). По просьбе The Village Алексей Павперов рассказал о главных этапах жизни и творчества живописца.

Алексей Павперов

Смиловичи

Голод, детство в деревне и алкоголь

Художник Хаим Сутин родился в нищей белорусской деревеньке Смиловичи в 1893 году. Детство он провел в бедности, грязи, неустроенности. Сутин был одиннадцатым ребенком в еврейской семье низкооплачиваемого портного, который часто грубо и жестоко относился к своим домочадцам. Он постоянно недоедал - иногда хватал луковицу, картофелину или кусок хлеба и убегал в лес, прятался среди деревьев, ночевал в поле, чтобы в конечном итоге вернуться домой и принять неминуемое наказание.

Серость и невыносимость окружающей действительности Сутин компенсировал мощной работой воображения - ребенок много наблюдал за природой, трансформировал свои впечатления в завораживающие фантастические формы, мог расплакаться от непривычно ярких событий. Со временем близкие распознали в нем склонность к художественному ремеслу. При поддержке местного раввина и любящей матери Сутин отказывается от продолжения семейного дела - вместе с другим будущим живописцем Парижской школы Михаилом Кикоиным они едут в Минск учиться мастерству у местного художника Крюгера. Год спустя молодые люди продолжают образование в Вильне, где находят себе нового единомышленника - Павла (Пинхуса) Кременя. По прошествии трех лет наставники Сутина отправляют его в Париж. Антисемитизм в Российской империи на тот момент все еще закреплен на государственном уровне - европейская столица искусства оказывается для нищего еврейского художника ближе, чем Санкт-Петербург.

Уже в Вильне Сутин начинает пить. Пристрастие к алкоголю и сопутствующие хронические недуги будут преследовать его всю оставшуюся жизнь и в итоге станут причиной его смерти, довольно скоропостижной.

«Зеленое платье». 1920–1921

«Улей»

Знакомство с Модильяни

Сутин последним среди своих товарищей перебрался в Париж - предположительно, это произошло в 1912–1913 году. С одним мешком вещей он объявился на пороге мастерской Кременя. Сутин тогда не то что не знал французского, даже по-русски он говорил с большим трудом. Художник начал жить и работать в «Улье» - международной творческой коммуне в Пассаже Данциг. Среди его новых знакомых - Марк Шагал, Константин Бранкузи, Фернан Леже, Робер Делоне. Художники живут в атмосфере постоянного творческого обмена, совместная работа оказывается также и более выгодной - натурщицу можно нанять вскладчину.

Особенно теплая дружба завязывается у Сутина с Амедео Модильяни. Разница между ними разительна: Сутин - едва сводящий концы с концами, неопрятный, странный, нелюдимый провинциал. Модильяни - франт, элегантный и обаятельный итальянец, знаток живописи, декларирующий по памяти сонеты Данте. Тем не менее они начали общаться, Модильяни стал персональным экскурсоводом Сутина по Лувру. Уже после «Улья» друзья какое-то время работали по соседству, Модильяни дважды написал портрет Сутина.

Жизнь Сутина происходит в постоянном обсуждении и осмыслении искусства. По ночам он сидит в дешевых, работающих ночь напролет парижских кафе, пьет вино и дискутирует о своей и чужой живописи.

«Большая шляпа». 1923–1924

Деформации

Кровь, гниющее мясо и экспрессивный абстракционизм

Сутин был хорошо знаком с Пабло Пикассо и начал работать на излете кубизма, но в своем творчестве оказался ближе скорее к немецким экспрессионистам. Первые работы художника - натуралистичные, сдержанные в плане колорита «сезанновские» натюрморты, в которых субъективность видения оказывается важнее строгих законов перспективы и композиции. По мере становления Сутина возрастала экспрессивность его письма: тела и лица людей на портретах художника оказываются скрючены диспропорциями и судорогами, дома на пейзажах словно отрываются от земли, деревья, строения и дорожки засасывает в вихрь мазков.

Живопись Сутина преследуют тревожные образы. Герои его картин несут на себе следы смятения и несовершенства. В двадцатые годы художник создал серию картин с мертвыми животными - освежеванными кроликами, жутковатыми ощипанными птицами. Апофеозом этой линии в его искусстве стали реминисценции Рембрандта - изображения освежеванных бычьих туш. Сутин рисовал исключительно с натуры - огромные куски мяса висели у него прямо в мастерской; они гнили, источали тошнотворный запах, привлекали к себе полчища мух. На все эти осложнения Сутин не обращал внимания и только время от времени поливал тушу бычьей кровью.

«Туша быка». 1924

Брутальные и мрачные образы щекотали нервы заказчиков, о чем Сутин был прекрасно осведомлен. Подобную тягу к графичным изображениям можно объяснить биографическими, эстетическими, но также и философскими особенностями. Как и Бодлер, Сутин был способен эстетизировать любой якобы отталкивающий объект. Стихи «проклятого поэта» воспевали падаль, работы Сутина эмансипировали красоту растерзанного кровоточащего мяса. Он завороженно наблюдал за кровавыми боксерскими поединками, изучал витрины мясников, не чурался визитов на бойню. Гармоничную красоту итальянского возрождения Сутин также принимал, но считал ее слишком уравновешенной и скучной.

Еще одна особенность Сутина - он не делал рисунков, иногда намечал композицию углем или же сразу принимался работать красками. Причудливые узоры в своих пейзажах он процарапывал ручкой кисти, так же как и Кокошка придавал форму краске на своих экспрессивных портретах при помощи нажима ногтя. «Зрелый» Сутин активно использовал мощный красный цвет - например, в поворотной для его творчества работе «Красные гладиолусы» или знаменитой «Красной лестнице».

Темпераментность, невротичность и намеченный поворот к абстракции в картинах Сутина стали источником вдохновения для Виллема де Кунинга, Джексона Поллока, Марка Ротко, Френсиса Бэкона. «В послевоенном Нью-Йорке Сутина чествовали как пророка нового экспрессивного абстракционизма. Художники и критики видели в нем прорицателя, пионера нового течения в живописи, предтечу де Кунинга и Поллока. Они заново прочитывали творчество Сутина, но при этом не искажали его, а приближали, подавая крупным планом. Следуя их логике, творчество Сутина - это абстрактное искусство в деталях, а огромные полотна абстрактных экспрессионистов - это крупные планы», - объясняет куратор выставки от Музея Орсэ Клэр Бернарди.

Старые мастера

Лувр и влияние Рембрандта

Сутин ненавидел копировать чужие работы. После недолгой попытки ходить на курсы по живописи, он бросает академическое образование и начинает учиться самостоятельно. Главным его институтом становится Лувр - он пропадает в залах музея, пугая местных смотрителей декларируемыми вслух восторженными ремарками. В ранних работах художника очевидно влияние композиционных искажений Сезанна и экспрессивных пейзажей Ван Гога. Любимым рисовальщиком Сутина стал Рембрандт. Художник всего дважды покидал Францию, оба раза - чтобы увидеть полотна своего кумира: «Еврейскую невесту» в Амстердаме и «Хендрикье, входящую в реку» в Лондоне. Эти картины Сутин изучал часами. В начале 30-ых, когда стиль достигшего успеха художника становится более спокойным и уравновешенным, Сутин рисует свою версию «Хендрикье», списанную с горничной его тогдашних покровителей Марселина и Мадлен Кастенов.

«Красная лестница в Кане». 1923

«Натюрморт со скатом». 1923–1924

Среди прочих наиболее известных отсылок в работах Сутина можно указать натюрморт со скатом Шардена и картину «Девушки на берегу Сены» Курбе

«Женщина, входящая в воду». Около 1931

«Автопортрет». 1920–1921

Нервозность

Некрасота и неприязнь к собственным картинам

Сутин был некрасив. Русская художница Парижской школы Мария Брониславовна Воробьёва-Стебельская описывала его следующим образом: «сутулый, с короткой шеей, втянутой в плечи, с крупными чертами лица и тяжелой челюстью, как у деревянной скульптуры, высеченной топором доисторического мастера». У Сутина были плохие зубы, взгляд исподлобья, покрасневшие веки, нервный и дергающийся левый глаз. Однако Воробьёва-Стебельская также вспоминает, что «более всего поражали его небольшие, изящные и слабые, как у ребенка, кисти рук». Сутин прекрасно осознавал свою непривлекательность и, в отличие от Модильяни, изобразил себя на автопортрете без всякого сожаления.

С посторонними художник часто вел себя резко и грубо. Многие воспринимали его как нервного, замкнутого и неприветливого человека. Известно, что Леопольд Зборовский - торговец искусством, многое сделавший для художников Парижской школы, - однажды решился на весьма изуверский способ стимулирования подопечных.Снабдив их всем

необходимым, Зборовский на несколько дней запирал художников на ключ. Если Модильяни заточение помогало сконцентрироваться и в короткие сроки закончить работу, то Сутин начинал расстраиваться и болеть - или же принимался в ярости громить комнату. Неудавшиеся, по мнению Сутина, работы он безжалостно уничтожал. Недовольный художник рвал холсты, топтал их ногами. Для этого он выкупил многие из своих ранних работ.

Однако с друзьями и коллегами, понимающими всю серьезность его работы, Сутин был весьма добр и приветлив. Даже после того как он стал востребованным обеспеченным художником, он часто переезжал и был не в состоянии создать у себя дома уютную атмосферу. Казалось, что вопросы быта его совершенно не волновали. Заезжая в новые апартаменты, Сутин ничего не менял. Комнаты быстро наполнялись пылью, грязью и затхлым воздухом.

На занятиях рисованием в Русской академии в Париже Сутин располагался сзади у стены, пряча от всех лист, на котором рисовал. Живопись была единственной его страстью, художник даже говорил, что «женился» на своем ремесле - постоянная подруга, ласковая и хозяйственная немка Герда Грот, появилась в его жизни только в 1937 году. Незадолго до смерти они оказались разлучены - спустя три года после встречи Грот была интернирована французскими властями, а в 1943 году Хаим Сутин скончался от осложнений язвенной болезни желудка.

Изображения: ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музей искусства авангарда


О чудачествах художника-безумца Хаима Сутина ходили легенды: "Все свои картины он писал голым, рисовал еду, прежде чем ее съесть, даже если был очень голоден, с женщинами вел себя смехотворно, выглядел неряхой и всегда жил в ужасающем беспорядке" ,- так о нем вспоминали современники. И мог ли он предполагать, что с течением времени его работы, ранее продаваемые им за гроши, будут в списке самых дорогих картин мира, оценивающихся в десятки миллионов долларов.


Много художников, уехавших в годы революции из России, долгое время были совершенно не известны на родине. Живя в Париже, они относили себя к «французским художникам». Среди них Марк Шагал, Хаим Сутин, Цадкин, Липшиц и другие "замолчанные гении", оставшиеся за пределами внимания русских историков искусства. Хаим Соломонович Сутин тоже был среди этих забытых родиной, но всю жизнь писавший в документах «русский» и в графе место рождения - "Россия".

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219413060.jpg" alt="Бычья туша. Цена: 28 165 750 долларов. Автор: Хаим Сутин." title="Бычья туша. Цена: 28 165 750 долларов.

Художник широко известен публике в Америке и на Западе, его картины украшают крупнейшие мировые музеи и галереи а уникальные полотна Хаима Сутина постоянно появляются на аукционных торгах. К примеру, в 2016 году «Бычья туша» была продана за $28,165 млн, а «Камердинер» – за $16,9 млн, двумя годами раньше «Маленький кондитер» – за $18 млн, «Невеста» – за $15,6 млн. Сегодня немало коллекционеров России хотят иметь в своей коллекции работы этого уникального художника, вровень стоящего с такими известными фигурами мирового искусства как - Ван Гог, Мунк, Пикассо.

Освежеванный бык

Освежеванный бык
Холст, масло. 129,8 x 75. Christie’s. (2006). Цена: 7 848 000 фунтов.

Хаим Сутин в истории искусства фигура загадочная и демоническая. Из слов очевидцев
"Писал он свои холсты бурно, горячо, выкладываясь до конца. Отходил от мольберта, когда уже ноги его не держали" . И голым он рисовал всегда... "не потому что эксгибиционист - не было денег на одежду. Во время работы он снимал вещи, чтобы они не снашивались». Хаим восхищал своей манерой письма многих современных ему художников, но он так и не примкнул ни к одному из авангардных течений, возникающих и развивающихся в то время в Париже,

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0Sutin-0028.jpg" alt="Автопортрет. (1918).

Еще совсем молодым в 1913 году из местечка Смиловичи, что под Минском, начинающий художник уехал в Париж, о котором грезил, в котором думал прославиться. И где потом жил в нищете долгие годы, не имея денег ни на еду, ни на одежду, самозабвенно писал свои полотна, ничем вокруг себя не интересуясь. Его натурщицами были проститутки, образами для натюрмортов – несвежие туши с соседней бойни. И чтобы купить холсты и краски, продавал свои работы за сущие копейки.

Постоянно недоедающий Хаим приносил из лавки снедь и, страдая от голода, сначала рисовал ее и лишь потом ел... Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде»... рассудок как будто совсем покидал его – ничего не видел, ничего не слышал, ничего не понимал...».


В Париже Хаим сблизился с Амедео Модильяни и другими художниками, жившими в богемной коммуне «Улей». Друзья о нем заботились, приодели его, понемногу обучили хорошим манерам, наняли ему приличное жилье. Очень скоро они с Амадео стали близкими друзьями, и итальянец постоянно давал Сутину немного денег, знакомил с нужными людьми, приводил натурщиц. Модильяни называл Хаима гением, поддерживал в трудные годы парижской эмиграции и написал его портрет. В итоге Сутин стал одной из самых ярких фигур «Парижской школы» искусства.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0Sutin-0026.jpg" alt="Красная лестница в Кане. (1923). Холст, масло. 73 x 54 Christie’s.(2007). Цена: 3 283 333 фунта." title="Красная лестница в Кане. (1923). Холст, масло. 73 x 54 Christie’s.(2007). Цена: 3 283 333 фунта." border="0" vspace="5">


Хотя большие деньги и слава, тридцать художественных выставок при жизни художника никак не изменили уклад бытия самого Хаима. Художник никогда не знал, что делать, чтобы добиться успеха. Но зато точно знал, что живопись его – новая и необычная.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0Sutin-0015.jpg" alt="Женщина в красном.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0Sutin-0027.jpg" alt="Камердинер. Ок. 1927–1928. Холст, масло. 109,2 x 63,2. Sotheby"s.(2010). Цена: 7 881 250 фунтов" title="Камердинер. Ок. 1927–1928. Холст, масло. 109,2 x 63,2. Sotheby"s.(2010). Цена: 7 881 250 фунтов" border="0" vspace="5">


Камердинер. Ок. 1927–1928. Холст, масло. 109,2 x 63,2. Sotheby"s.(2010). Цена: 7 881 250 фунтов

Хаим очень много писал и краски на его холстах не переставали "кричать", а в жизни же его мучили приступы боли в желудке: давала о себе знать язва, заработанная в результате постоянного голода. В августе 1943 года его оперировали, но сделать уже ничего было нельзя. В последний пусть в оккупированном Париже его провожали Мари Оранш и художники Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.

На выставке в Пушкинском музее

О нескольких увлекательных страницах из жизни и творчества близкого друга и земляка Хаима Сутина - известного художника можно прочесть