Хачатурян Арам Ильич. Биография. Арам Ильич Хачатурян: биография композитора, особенности творчества и интересные факты

Арам Хачатурян родился в городе Тифлис (Тбилиси) в Грузии в армянской семье. Был четвёртым сыном в семье переплётчика Ильи (Егия) Хачатуряна и Кумаш Саркисовны. С детства любил музыку, в школьной капелле играл на фортепиано, горне и тубе, но родители не одобряли его увлечение, и серьёзно заняться музыкой он смог лишь в 19 лет.

В 1921 году 18-летний Хачатурян вместе с группой армянской молодёжи приехал в Москву, где уже давно жил и работал его старший брат, Сурен Хачатурян , театральный режиссёр. Он поступил на подготовительные курсы Московского университета и стал студентом биологического отделения физико-математического факультета; однако спустя год покинул университет и поступил в Гнесинское музыкальное училище, где обучался игре на виолончели и фортепиано, брал уроки композиции. Михаил Гнесин обратил внимание на одарённого ученика и помог ему. Окончил училище в 1929 году.

В эти же годы Хачатурян впервые в жизни оказался на симфоническом концерте и был потрясён музыкой Бетховена и Рахманинова. «Танец для скрипки и фортепиано» стал первой работой композитора.

«Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьёзная работа А. Хачатуряна, его „Танец“, был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер - виртуоз», - сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне .

В 1926-1928 годах работал в Московском доме культуры Армении, где заведовал музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством Р. Н. Симонова.

В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу композиции сначала у M. Ф. Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского; его наставниками по инструментовке были Р. М. Глиэр и С. Н. Василенко. В 1934 году он с отличием окончил Консерваторию и следующие два года совершенствовался там же в аспирантуре у Н. Я. Мясковского. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как Песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929), Сюита для альта и фортепиано (1929), прославленная виртуозная Токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Далее Хачатурян создал, ориентируясь на традиции русской школы, Первую симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936, скрипки (1940), виолончели (1946). А затем - в 1960- годы - для тех же солирующих инструментов написал новый триптих - концерты-рапсодии (для скрипки - 1961,для виолончели - 1963, для фортепиано - 1968). Наиболее исполняема его симфония - Вторая (1944) - «Симфония с колоколом». Третья симфония (1947) получила название «Симфонии-поэмы». Среди фортепианных сочинений А. Хачатуряна заметны Сонатина (1959), Соната (1961, изданы две редакции, а также Три пьесы (сюита) для двух фортепиано (1945). В последние годы жизни композитор написал три сольные сонаты для струнных инструментов: скрипки, альта и виолончели. В 1944 году он стал автором музыки Гимна Армянской ССР. В Московской консерватории имя Арама Хачатуряна занесено на мраморную доску лучших выпускников музыкального вуза.

В годы Великой Отечественной войны Арам Хачатурян работал на Всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши.

В 1939 году он сочинил первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки. В результате вся партитура «Счастья», по образному выражению самого автора, была им «раскулачена»… Завершилось все созданием балета «Гаянэ», но было это уже в годы Великой Отечественной войны. Вот как вспоминает об этом периоде композитор: «Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице „Центральная“. Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве - пище духовной, нуждались все - и фронт, и тыл. И мы - артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры „Гаянэ“ я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что „Гаянэ“ - единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века…»

Премьера балета состоялась зимой - 3 декабря 1942 года в Кировском театре Ленинграда. В следующем году он был удостоен Сталинской премии первой степени, одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры. «Танец с саблями» из «Гаяне» принёс композитору всемирную славу.

Сильнейшим потрясением для композитора стало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели от 10 февраля 1948 г., в котором творчество А. Хачатуряна , наряду с творчеством С. Прокофьева и Д. Шостаковича, было отнесено к формалистическим проявлениям в искусстве. Композитор, по существу, замолк на много лет.

Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1954 году, а в декабре 1956 состоялась премьера. С этого времени «Спартак» прочно вошёл в репертуар балетных трупп и показывался на лучших сценах мира. Его ставили Л.Якобсон, И.Моисеев, Ю. Григорович, Е.Чанга и другие видные балетмейстеры.

Одновременно Хачатурян работал в театре и кино; он написал музыку более чем к 20 кинофильмам, в их числе «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русский вопрос», «Секретная миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва». В 30-50-х годах Хачатурян написал музыку к спектаклям «Макбет» в Малом театре (1955) и «Король Лир» в Театре им. Моссовета (1958); широко известна его музыка к спектаклю Театра им. Вахтангова «Маскарад», созданная в 1941 году.

С 1950 года Арам Хачатурян часто выступал как дирижёр, с огромным успехом гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом. С 1950 года он преподавал композицию в Московской консерватории и в Институте им. Гнесиных (с 1951 - профессор). В числе его учеников были, в частности, Андрей Эшпай, Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич, Кирилл Волков, Валерий Соколов, Эдгар Оганесян, Нобуа Терахара, Георг Пелецис, Анатоль Виеру, Рене Ээспере, Толиб-хон Шахиди. К "хачатуряновской школе" музыковеды справедливо причисляют виднейших композиторов Армении Арно Бабаджаняна, Александра Арутюняна, Эдварда Мирзояна. Формально они не учились у Хачатуряна, но он пристально следил за их творческими шагами, помогал и поддерживал советами.

Заместитель председателя Оргкомитета (1939-1948), с 1957 года - секретарь Союза композиторов СССР. Президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки (с 1958). Член Советского комитета защиты мира (с 1962), академик Академии наук Арм. ССР.

Среди интерпретаторов его музыки - крупнейшие величины исполнительского искусства ХХ столетия: Д.Ойстрах, М.Ростропович, Я. Слободкин, Л.Оборин, Я.Флиер, В.Клайберн, Н.Шаховская, Н.Петров, М.Лимпани…

Похоронен в Пантеоне парка имени Комитаса столицы Армении Еревана.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • три ордена Ленина (1939, 1963, 1973)
  • Орден Октябрьской Революции (1971)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1945, 1966)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «За оборону Кавказа»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Народный артист РСФСР (1947)
  • Народный артист Армянской ССР (1955)
  • Народный артист Грузинской ССР (1963)
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1973)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944)
  • Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938)
  • Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967)
  • Ленинская премия (1959) - за балет «Спартак»
  • Государственная премия СССР (1971) - за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром; для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром
  • Сталинская премия второй степени (1941) - за Концерт для скрипки с оркестром
  • Сталинская премия первой степени (1943) - за балет «Гаянэ»
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за Вторую симфонию
  • Сталинская премия первой степени (1950) - за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва»
  • Государственная премия Армянской ССР (1965)
  • Орден Искусств и литературы степени командора (1974)
  • Орден «Науки и искусства» 1-й степени (1961, Объединённая Арабская Республика) - за выдающуюся музыкальную деятельность
  • Памятная медаль в связи с 25-летием восшествия на престол шахиншаха Ирана (1965)
  • Заслуженный деятель искусств Польской Народной Республики - за заслуги перед польской культурой
  • Академик АН Армянской ССР (1963)
  • Доктор искусствоведения (1965)
  • Почётный член Академии «Санта-Чечилия» в Риме (1960)
  • Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961)
  • Почётный профессор Мексиканской консерватории (1960).

Память

  • Имя композитора носят: улица на севере Москвы, улица в Симферополе и улица в Астане.
  • 31 октября 2006 г. в Москве открыт памятник Араму Хачатуряну. Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов. В церемонии открытия участвовали президент Армении Роберт Кочарян, мэр Москвы Юрий Лужков и супруга российского президента Людмила Путина. Памятник установлен и в центре Еревана перед Большим концертным залом, названным именем великого композитора.
  • В центре столицы Республики Армения Ереване на улице Заробяна (рядом с проспектом маршала Баграмяна) открыт Дом-музей А. И. Хачатуряна (с концертным залом). В последние 10 лет его директором является пианистка-профессор Армине Романовна Григорян.
  • Музыка Хачатуряна использована во многих фильмах. Среди них - «2001: Космическая одиссея» С. Кубрика, «Калигула» Т. Брасса, «Подручный Хадсакера» братьев Коэн, «Покаяние» Т. Абуладзе, «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» Ф. Нойса, «Чужие» Дж. Кэмэрона, «Олдбой» южнокорейского режиссера Чхан Ук Пака.
  • Именем А. И. Хачатуряна назван самолёт авиакомпании «Аэрофлот» Airbus A319-112 (бортовой номер VQ-BCO)
  • В честь А. И. Хачатуряна выпущены почтовые марки: Почтовая марка СССР (1983 год), Почтовая марка Армении (2003 год), Почтовая марка России (2003 год)

Международный конкурс имени Арама Хачатуряна

Международный конкурс имени Арама Хачатуряна проводится в Ереване с 6-го по 14-ое июня ежегодно, начиная с 2003 года. Впервые проект был реализован в рамках мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения великого композитора.

Конкурс направлен на выявление талантливых молодых музыкантов по трем специальностям - «фортепиано», «скрипка» и «виолончель».

Международный конкурс имени Арама Хачатуряна воплощается в жизнь благодаря совместным усилиям Министерства культуры РА, Культурного фонда «Арам Хачатурян - конкурс» и Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Проект проводится под патронатом супруги президента РА Риты Саргсян, которая одновременно является почетным президентом Попечительского совета конкурса. Последний включает в себя таких известных деятелей, как профессор Джонатан Фриман-Этвуд, Валерий Гергиев, профессор Рейнхарт фон Гутцейт, Павел Коган, Эльжбета и Кшиштоф Пендерецкие и многих других значимых фигур.

География участников очень широка: он вбирает представителей из стран СНГ, США, Канады, Мексики, Франции, Германии, Испании, Италии, Бельгии, Великобритании, Китая и многих других стран.

За десять лет состав жюри пополняли настоящие мастера своего дела Григорий Жислин (Великобритания), Жан Тер-Меркерян (Франция), Захар Брон (Германия), Владимир Ландсман (Канада), Джаспер Перрот (Великобритания), Чун Пан (Китай), Борис Кушнир (Австрия), Сергей Кравченко (Россия), Люси Ишханян (США), Александр Соколов (Россия), Светлана Навасардян (Армения) и многие другие. Именно эти имена гарантирует справедливость и определяет высокий статус и уровень конкурса.

С 2007 года официальным оркестром конкурса является Государственный молодежный оркестр Армении.

Международный конкурс имени Арама Хачатуряна является членом Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов (WFIMC) - престижнейшей музыкальной семьи, в состав которой входят международные конкурсы имени Чайковского и Королевы Елизаветы, Международный музыкальный конкурс Монреаля и многие другие.

Международный фестиваль имени Арама Хачатуряна

В 2013 году весь музыкальный мир празднoвал 110-летие со дня рождения великого армянского композитора Арама Хачатуряна . В этой связи многочисленные культурные мероприятия были объединены в рамках одного проекта - Международного фестиваля имени Арама Хачатуряна . Последний был воплощен в жизнь благодаря совместным усилиям Государственного молодежного оркестра Армении (официальный оркестр Международного конкурса имени Арама Хачатуряна ) и Министерства культуры РА.

Торжественная церемония открытия фестиваля состоялась 6 июня 2013 года в концертном зале Арама Хачатуряна . Фестиваль сразу стал одним из самых знаменательных и масштабных мероприятий Армении и единственным проектом, деятельность которого распространилась далеко за пределы страны. Так, в исполнении Государственного молодежного оркестра Армении произведения нашего именитого соотечественника были представлены в России, Италии, многих других странах.

Музыка Хачатуряна была также представлена в исполнении зарубежных исполнителей. В рамках фестиваля Ереван и Гюмри, вторая столица Армении, приняли Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова, а также всемирно известных артистов Захара Брона, Филиппа Хайма, Марию Домашенко, Маю Кишиму, Нина Фэна, Александра Романовского, Ваагна Папяна и многих других музыкантов.

Основные сочинения

Балеты

  • «Счастье» (1939)
  • «Гаянэ» (1941, вторая редакция 1952)
  • «Спартак» (1956, вторая редакция - 1958, третья - 1962, четвёртая - 1968)

Оркестровые сочинения

  • Три симфонии (1934, 1944, 1947)
  • Танцевальная сюита (1933)
  • «Русская фантазия» (1944)
  • «Ода памяти Ленина» (1948)
  • «Торжественная поэма» (1950)
  • «Приветственная увертюра» (1958)
  • Сюиты из музыки к балетам, театральным постановкам, кинофильмам

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром (1936)
  • Концерт для скрипки с оркестром Ре-минор (1940)
  • Концерт для виолончели с оркестром (1946)
  • Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961)
  • Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963)
  • Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968)

Камерные ансамбли

  • Струнный квартет (1931)
  • Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1932)
  • Сочинения для скрипки[править | править вики-текст]
  • Танец № 1 (1926)
  • Аллегретто (1929)
  • Песня-поэма (в честь ашугов) (1929)
  • Соната (1932)

Сочинения для виолончели

  • Песня странствующего ашуга (1925)
  • Элегия (1925)
  • Пьеса (1926)
  • Сон (1927)
  • Соната для виолончели соло (1974)

Сочинения для фортепиано

  • Вальс-каприс (1926)
  • Танец (1926)
  • Поэма (1927)
  • Семь фуг (позже вошли в сб. «Речитативы и фуги») (1928-1929)
  • Токката (1932)
  • Три пьесы для двух фортепиано (сюита) (1944-1945)
  • Детский альбом (первая тетрадь) (1947)
  • Сонатина в трех частях (1959)
  • Соната в трех частях (посвящена Н. Я. Мясковскому) (1961; издана в двух редакциях)
  • Детский альбом (вторая тетрадь) (1965)
  • Семь речитативов и фуг (1928-1970)
  • Вокализ (из музыки к к/ф "Отелло",1955)

Музыка к театральным постановкам

«Разоренный очаг» и «Хатабала» Сундукяна, «Восточный дантист» Пароняна, «Багдасар ахпар» («Дядюшка Багдасар») (все - в 1927-1935, Драматическая студия при Доме культуры Армянской ССР, Москва), «Долг чести» Микитенко (совм. с H. H. Рахмановым, 1931, МХАТ 2-й), «Макбет» Шекспира (1933, Театр им. Сундукяна, Ереван), «Большой день» Киршона (1937, Центральный театр Красной Армии, Москва), «Баку» Никитина (совм. с А. Я. Пейсиным, 1937, Ленинградская театр-студия под рук. С. Э. Радлова), «Валенсианская вдова» Лопе де Вега (1940, Московский театр им. Ленинского комсомола), «Маскарад» Лермонтова (1941, Театрр им. Вахтангова, Москва), «Кремлевские куранты» Погодина (1942, МХАТ); «Глубокая разведка» Крона (1943, МХАТ), «Последний день» Шкваркина (1945, Театр им. Вахтангова), «Южный узел» Первенцева (1947, Центральный театр Советской Армии, Москва), «Сказка о правде» Алигер (1947, там же), «Илья Головин» Михалкова (1949, МХАТ), «Весенний поток» Чепурина (совм. с Н. В. Макаровой, 1953, Центральный театр Советской Армии, Москва), «Ангел-хранитель из Небраски» Якобсона (1953, МХАТ), «Лермонтов» Лавренёва (1954, там же), «Макбет» Шекспира (1955, Малый театр, Москва), «Король Лир» Шекспира (1958, Театр им. Моссовета).

Фильмография

2006 - «Осеннее солнце» (Армения, короткометражный)
2000 - «Рождество» (Армения, короткометражный)
1985 - «Маскарад»
1975 - «Спартак» (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1968-1971 - «Люди на Ниле» | Those People of the Nile | الناس والنيل (СССР, Египет)
1962 - «Люди и звери» | Menschen und Tiere
1957 - Поединок
1955 - «Салтанат»
1955 - «Отелло»
1955 - «Костер бессмертия»
1953 - «Сеанс гипноза» (короткометражный)
1953 - «Корабли штурмуют бастионы»
1953 - «Адмирал Ушаков»
1950 - «Секретная миссия»
1949 - «У них есть Родина»
1948-1949 - «Сталинградская битва»
1947 - «Свет над Россией»
1947 - «Русский вопрос»
1944 - «Человек № 217»
1941 - Армянский киноконцерт (короткометражный)
1940 - «Салават Юлаев»
1939 - «Сад»
1938 - «Зангезур»
1935 - «Пэпо»

Ученики

  • Андрей Эшпай
  • Эдгар Оганесян
  • Ростислав Бойко
  • Микаэл Таривердиев
  • Владимир Дашкевич
  • Эдуард Хагагортян
  • Алексей Рыбников
  • Анатоль Виеру
  • Кирилл Волков
  • Марк Минков
  • Виктор Екимовский
  • Георгс Пелецис
  • Толиб-хон Шахиди
  • Игорь Якушенко
  • Владимир Рябов
  • Мурад Ахметов
  • Георгс Пелецис

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Арам Хачатурян – талантливейший композитор, произведения которого вошли в музыкальную классику ХХ века. Его имя пользуется широчайшей известностью, произведения исполняются во всех уголках мира, на лучших театральных сценах, концертных эстрадах и в самых отдаленных местах корифеями музыкального исполнительства. Музыка Хачатуряна звучит сегодня по радио, телевидению, в кино. ЮНЕСКО ставит имя Хачатуряна среди самых известных композиторов ХХ века, а в перечне наиболее популярных произведений нашего времени помещает на одно из первых мест его «Танец с саблями» из знаменитого балета «Гаяне».
Арам Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Коджори – предместье Тифлиса (ныне Тбилиси) в армянской семье переплетчика. «Старый Тифлис – звучащий город, – писал он впоследствии, – музыкальный город. Достаточно было пройти по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу, создаваемую самыми разнообразными источниками…»
Немаловажно и то, что в Тбилиси тогда было отделение РМО – Русского музыкального общества, а также музыкальное училище и итальянский оперный театр. Сюда приезжали виднейшие деятели культуры Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Константин Игумнов. Наконец, здесь жили талантливые музыканты, сыгравшие видную роль в становлении грузинской и армянской композиторской школ.
Все это составляло основу ранних музыкальных впечатлений Арама Хачатуряна. Своеобразный многонациональный интонационный «сплав» прочно входил в его слуховой опыт. Именно этот «сплав» спустя годы и послужил залогом того, что музыка Хачатуряна никогда не ограничивалась рамками национальности и всегда апеллировала к самой широкой аудитории. Следует особо отметить, что и самому Хачатуряну всегда было чуждо любое проявление национальной ограниченности. С глубоким уважением и живым интересом относился он к музыке разных народов. Интернационализм является одной из характерных черт, особенностей мировоззрения и творчества Хачатуряна.
Несмотря на рано проявившиеся музыкальные способности, Арам Хачатурян впервые познакомился с нотной грамотой лишь в 19 лет, когда в 1922 году, приехав в Москву, поступил в Музыкальный техникум имени Гнесиных в класс виолончели. Параллельно композитор получил и образование биолога на физико-математическом факультете Московского Университета.
Музыкальное развитие Хачатуряна происходило необычайно быстро. За короткий срок он не только наверстал упущенное, но и выдвинулся в число лучших учеников, удостоившись права выступать на ученических концертах в Малом и Большом залах Московской консерватории.

СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОЗИТОРА

Окончательно композиторская судьба Хачатуряна определилась в 1925 году, когда в училище открылся класс композиции. Получив в нем первичные навыки сочинительства, в 1929 году он поступил в Московскую Государственную консерваторию, где уже формировался как композитор под руководством Николая Яковлевича Мясковского.
Неизгладимое впечатление произвело на Арама Хачатуряна посещение С.Прокофьевым в 1933 году класса Мясковского. Творчество гениального композитора все больше и больше захватывало молодого музыканта. В свою очередь, сочинения Хачатуряна настолько заинтересовали Прокофьева, что он увез их с собой в Париж, где они тогда же и были исполнены.
Первое опубликованное произведение Хачатуряна – «Танец» для скрипки и фортепиано – уже носит в себе некоторые характерные черты стилистики композитора: импровизационность, многообразие приемов варьирования, а также имитации тембровых эффектов широко распространенных в восточной инструментальной музыке, а в особенности – знаменитые «хачатуряновские секунды», ритмические остинато. Сам композитор замечает: «Эти секунды у меня от многократно слышанных в детстве звучаний народных инструментов: сазандар-тар, кеманча и бубен. От восточной музыки идет и мое пристрастие к органным пунктам».
Постепенно Хачатурян переходил от мелких форм к более развернутым, от «обработки» народно-песенного и танцевального материала к его «разработке». В 1932 году родилась Сюита для фортепиано, первая часть которой – «Токката» – завоевала широкую известность и вошла в репертуар многих пианистов. Она выдержала испытание временем. Созданная Хачатуряном в юные годы, «Токката» и сейчас сохранила всю свою прелесть и силу воздействия. «Прошло много лет со дня возникновения этой динамичной блестящей пьесы, но исполнение ее и поныне вызывает энтузиазм публики, – пишет композитор Родион Щедрин. – Нет профессионала, который не знал бы ее наизусть, не относился бы к ней с чувством горячей симпатии.»
В 1933 году было исполнено новое произведение – «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра. Композитор Дмитрий Кабалевский писал: «Первое исполнение этого произведения, излучавшего солнечный свет, радость жизни, душевную силу, прошло с огромным успехом и сразу же ввело молодого композитора, еще не расставшегося со студенческой скамьей, в первые ряды советских композиторов.»
Здесь было много нового. Молодой автор показал свое незаурядное оркестровое мастерство и склонность к симфоническому мышлению. В празднично-нарядной, красочной партитуре «Танцевальной сюиты» ясно проступали контуры ярко индивидуального оркестрового стиля Хачатуряна.
В 1935 году в зале Московской консерватории в исполнении оркестра под руководством Э.Сенкара прозвучала Первая симфония, представленная композитором-выпускником как дипломная работа на окончание консерватории. Она завершала плодотворнейший период учебы и вместе с тем начинала новый этап в жизни и творчестве композитора, вступавшего в пору зрелости. Аудитория, пресса, коллеги и друзья отмечали большую художественную ценность нового сочинения, оригинальность и общественную значимость его содержания, богатство мелодий, щедрость гармонических и оркестровых красок и особенно яркий национальный колорит музыки.


НА ВЕРШИНЕ СЛАВЫ

С наступлением зрелости большое место в творчестве Хачатуряна занимает музыка для драматических спектаклей. Наиболее показательные в этом жанре сочинения – это музыка к «Валенсианской вдове» Лопе де Вега (1940) и к «Маскараду» Лермонтова (1941). Симфонические сюиты, созданные на основе музыки к спектаклям, получили самостоятельную концертную жизнь.
С не меньшим вниманием и интересом относится Хачатурян и к киноискусству, показывая отличное ощущение его специфических законов, понимание действенной роли музыки в раскрытии замысла синтетического целого. Среди многочисленных фильмов, в которых звучит его музыка, особое место занимают «Пепо» и «Зангезур».
Но наиболее ярко дарование Арама Хачатуряна раскрылось в его симфонических произведениях. С громадным успехом прозвучали и быстро завоевали симпатии слушателей концерты для фортепиано с оркестром (1936) и для скрипки с оркестром (1940). В них получили дальнейшее развитие тенденции, наметившиеся еще в «Танцевальной сюите» и Первой симфонии, но возникло и много нового. Прежде всего – это появление у композитора концертности, ставшей впоследствии одной из характернейших особенностей его стиля. К жанру концерта композитор обращался неоднократно и сделал в нем немало интересных и смелых открытий.
Лишь только композитор выдвинулся в ряды самых известных и талантливых музыкантов, как в 1941 году началась Великая Отечественная Война. Но и в эти трудные годы многие из произведений Хачатуряна продолжали исполняться, давая ему стимул для дальнейших творческих поисков.
В 1942 году была завершена партитура балета «Гаяне» на либретто К.Державина. В этом произведении композитор талантливо синтезировал традиции классического балета и народно-национального музыкального и хореографического искусства. Балет «Гаяне» прочно вошел в репертуар отечественных и зарубежных театров. Широчайшую известность завоевали и три симфонические сюиты, составленные Хачатуряном из музыки «Гаяне».
В 1943 году была закончена Вторая симфония Хачатуряна. В этом сочинении военных лет раскрылись новые, необычные стороны его творчества, Здесь музыка обогатилась новыми красками, ей стали ведомы и героика и трагедия. «Вторая симфония – это, пожалуй, первое сочинение Хачатуряна, в котором трагическое начало поднимается на такую высоту, – писал Дмитрий Шостакович. – Но, несмотря на свою трагическую сущность, это произведение полно глубокого оптимизма и веры в победу. Сочетание трагического и жизнеутверждающего приобретает здесь большую силу.»
В 1944 году Хачатуряном был написан государственный гимн Армении. Еще через год закончилась война, и вскоре появилась Третья симфония – «победная». Действительно, Третья симфония – это взволнованная, полная патетики ода, своеобразный гимн победителям. В связи с Третьей симфонией Хачатуряна можно вспомнить слова академика Б.В.Асафьева: «Искусство Хачатуряна зовет: «Да будет свет! И да будет радость!»…
Летом 1946 года композитором был создан Виолончельный концерт, который с большим успехом был исполнен в Москве С.Кнушевицким. В то же время был создан и вокальный цикл на стихи армянских поэтов. Если инструментальный концерт уже давно стал для композитора одним из самых любимых жанров, то к вокальному циклу он обращался по существу впервые.
В 1954 году родилось наиболее значительное произведение Арама Хачатуряна – героико-трагический балет «Спартак». По глубине идейного замысла, яркости художественного воплощения, масштабности драматургии и формы и, наконец, по смелости решения актуальных творческих проблем современного музыкально-хореографического искусства он занял достойное место среди лучших балетов ХХ века.
60-е годы в творчестве Хачатуряна ознаменованы еще одним концертным «всплеском» – один за другим появляются три концерта-рапсодии: Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром (1961), Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром (1963) и Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром (1968). Композитор неоднократно делился мыслями о своем желании написать четвертый Концерт-рапсодию, где концертирующими выступали бы все три инструмента, объединяющиеся в конце произведения… В 1971 году триада Концертов-рапсодий была удостоена Государственной премии.
Много сил отдавал Хачатурян педагогической работе. Долгие годы он руководил композиторским классом в Московской консерватории имени П.И.Чайковского и музыкальном институте имени Гнесиных. Развивая педагогические принципы своего учителя Мясковского, опираясь на собственный жизненный и творческий опыт, Хачатурян создал свою композиторскую школу.
Личная жизнь композитора была также насыщена событиями. От первого брака у Хачатуряна есть дочь Нунэ – пианистка. В 1933 году Хачатурян женился во второй раз на студентке из класса Мясковского Нине Макаровой, ставшей впоследствии верным спутником жизни композитора. От брака с Н.Макаровой у Хачатуряна родился сын Карен (ныне – известный искусствовед).
О мировом признании творчества Арама Хачатуряна свидетельствует бесчисленное множество наград. В 1963 году Хачатурян был избран действительным членом Академии Наук АССР, почетным академиком Итальянской музыкальной академии «Санта Чечилия» (1960), почетным профессором Мексиканской консерватории (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1960). Арам Хачатурян имел звания профессора и доктора искусствоведения (1965).

Именем Хачатуряна назван Большой зал филармонии, струнный квартет, ежегодный конкурс пианистов и композиторов.

Композитор, дирижер и педагог Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня (24 мая по старому стилю) 1903 года в селе Коджори, Грузия. Детство и юношеские годы провёл в старом Тифлисе.

В 18-летнем возрасте переехал в Москву, где поступил в Музыкальный техникум им. Гнесиных в класс виолончели .

В 1925 году начал заниматься композицией. Тогда же создал свои первые сочинения — "Танец" для скрипки и фортепиано и "Поэму" для фортепиано.

В 1929 году поступил в Московскую консерваторию (класс композиции Николая Мясковского), которую окончил с отличием в 1934 году.

В 1934-1936 годах учился в аспирантуре при консерватории.

После окончания консерватории начал активную творческую деятельность.

В военные годы Хачатурян создал балет "Гаяне". Премьера балета "Гаяне" состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуирован Ленинградский оперный театр имени С.М. Кирова. Спектакль прошел с огромным успехом, а особенно широкую известность получил "Танец с саблями". За балет "Гаяне" композитору в 1943 году была присуждена Государственная премия СССР.

В 1943 году была закончена Вторая симфония Хачатуряна, в 1944 году композитор стал автором Государственного гимна Армянской ССР, в 1945 году была написана Третья симфония - "победная".

Среди наиболее известных сочинений — "Спартак" (1954), концерты для фортепиано (1936), скрипки (1940; Сталинская премия, 1941), виолончели (1946) с оркестром, концерты-рапсодии для скрипки (1961), виолончели (1963; Государственная премия Армянской ССР, 1965), фортепиано (1968) с оркестром (Государственная премия СССР за триаду концертов, 1971), симфонии (1934,1943; Сталинская премия, 1946), "Симфония-поэма" (1947), произведения для солистов, хора и оркестра — "Ода радости" (1956), "Баллада о Родине" (1961), "Детский альбом" для фортепиано (тетрадь 1, тетрадь 2.).

Большое место в творчестве Хачатуряна занимала музыка для драматических спектаклей. Наиболее показательные в этом жанре сочинения - музыка к "Валенсианской вдове" Лопе де Вега (1940) и к "Маскараду" Лермонтова (1941). Симфонические сюиты, созданные на основе музыки к спектаклям, получили самостоятельную концертную жизнь. Всего Арам Хачатурян написал музыку более чем к двадцати спектаклям.

С не меньшим вниманием относился композитор и к киноискусству. Среди многочисленных фильмов, в которых звучит его музыка, особое место занимают "Пепо" и "Зангезур".

В Москве открыт памятник композитору Араму Хачатуряну Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов.

Начиная с 1950 года Хачатурян — профессор по классу композиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных. В 1950 году началась дирижерская деятельность композитора. С большим успехом его выступления проходили в городах СССР и за рубежом.

Разнообразной была и общественная работа композитора. В 1939 — 1948 годы он был заместителем председателя, а в 1957-1978 годах - секретарем Союза композиторов.

Кроме этого он плодотворно работал как член Всемирного и Советского комитета защиты мира, был президентом Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки.

Был награждён многими орденами и медалями. Арам Хачатурян Герой Социалистического труда (1973), Народный артист СССР (1954), Народный артист Армянской ССР (1955), Народный артист Грузинской ССР (1963), Народный артист Азербайджанской ССР (1973).

Имя Xачатуряна присвоено Большому залу филармонии Еревана (1978).

В 2006 году в Москве в сквере у Дома композиторов был открыт памятник Араму Хачатуряну работы скульптора Георгия Франгуляна.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

А. Хачатурян

В 1922 году в Музыкальном техникуме имени Гнесиных произошел удивительный случай. На вступительный экзамен явился девятнадцатилетний юноша, который, как он сам вспоминал впоследствии, имел «лишь самые смутные представления о нотах», но, тем не менее, бойко сыграл на фортепиано несколько танцевальных пьесок. Он ничего не знал из области истории музыки и музыкальной литературы, но при проверке музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти легко справился со всеми заданиями.

Экзаменаторам было ясно, что перед ними человек одаренный, но как сделать их него музыканта-профессионала и по какой, собственно, специальности? Начинать занятия на фортепиано поздно, ему уже девятнадцать лет. Все-таки решили его принять.

Этот юноша, принятый тогда в техникум имени Гнесиных неизвестно по какой специальности, был Арам Хачатурян, будущий талантливый композитор.

Незадолго до этого необыкновенного экзамена он поступит на биологический факультет Московского университета, но, так как музыка привлекала его не меньше, чем биология, он решил попытать счастье и в этой области.
Поступив в техникум, он выбрал специальностью виолончель, благо в этом классе был недобор.

Тяготение юного Хачатуряна к музыке было, видимо, скорее инстинктивным, чем вполне осознанным. Обстановка его детства и юности ни в семье, ни в ближайшем окружении никак не готовила его к профессии музыканта.
Семья Хачатурян. Сидят: Сурен, Кумаш Саркисовна, Арам, Егия Восканович, Левон. Стоят: Сара Дунаева (супруга Сурена), Вагинак и его супруга Арусяк. 1913 год, Тифлис

Отец Арама был переплетчиком, самостоятельно овладел армянской и русской грамотой, мать была занята заботами о большой семье. Но музыка постоянно звучала в доме: мать, братья, а иногда приходившие гости с удовольствием пели народные песни.
Музыка звучала вокруг, о чем лучше всего рассказал сам композитор, вспоминая юные годы, проведенные в старом Тифлисе (ныне Тбилиси):

«Старый Тифлис – звучащий город, музыкальный город. Достаточно было пройтись по улицам и переулкам, лежащим в стороне от центра, чтобы окунуться в музыкальную атмосферу: вот из открытого окна слышится характерное звучание хоровой грузинской песни, рядом кто-то перебирает струны азербайджанского тара, пройдешь подальше – наткнешься на уличного шарманщика, наигрывающего модный в ту пору вальс. Южный город живет кипучей уличной жизнью, встречая каждое утро музыкальными выкриками торговцев фруктами, рыбой, мацони и завершая свой день сложной, многоголосной полифонией несущихся со всех сторон армянских, грузинских и русских напевов, обрывков итальянских оперных арий, громоздких военных маршей, доносящихся из городского сада, где играет духовой оркестр… Нередки встречи и с хранителями древней народной культуры, певцами-сказителями, аугами, аккомпанирующими себе на народных инструментах – сазе, таре, кеманче»

Эти пестрые впечатления вошли в музыкальное сознание будущего композитора. Богатым запасом оригинальных мелодий, ритмов, тембровых сочетаний он пользовался всю жизнь. Когда в доме появился старый рояль, купленный за гроши, то открылась возможность подбирать по слуху полюбившиеся мелодии, варьировать их и даже присочинять что-то свое. И это стало источником первых творческих радостей. Жаль только, что на рояле некоторые клавиши безмолвствовали…

Призванный музыкой

Студент Коммерческого училища

В восемнадцатилетнем возрасте Хачатурян переехал в Москву, еще не помышляя о профессии музыканта, и поступил в Московский университет.

В Москве он оказался совсем в ином окружении, чем в Тбилиси. Живя в семье старшего брата Сурена, режиссера по профессии, одного из руководителей драматической студии в Москве, будущий композитор ежедневно встречался с актерами, музыкантами, писателями, художниками. И, слушая его импровизации на фортепиано (а это был хороший, звучный инструмент, не чета тбилисскому ветерану), новые друзья постоянно твердили: «Ты должен учиться музыке!».

Виолончелист или композитор?

В музыкальном техникуме Гнесиных

И он начал учиться. При всей природной одаренности было нелегко нехватку (а точнее отсутствие) знаний по музыкально-теоретическим предметам, да и овладение техникой игры на виолончели тоже пришлось начинать с нуля. Но Хачатурян все это преодолевал с азартом, с упоением, несмотря на то, что приходилось для заработка работать грузчиком.

Когда выяснилось, что истинное призвание молодого музыканта не виолончель, а сочинение музыки, его руководителем стал опытный педагог, композитор М.Ф. Гнесин. Под его руководством, а позже – уже в период обучения в Московской консерватории – под руководством Н.Я. Мясковского бывший самоучка стал настоящим профессионалом и более того – мастером. Ему посчастливилось стазу же найти свою собственную дорогу в искусстве, соединив интонационное своеобразие народной музыки Закавказья с формами, выработанными классиками мирового искусства. И это оказалось необычайно новым и свежим словом музыкального творчества.

Сокровищница Восточной музыки

Конечно, у Хачатуряна были предшественники. Сокровища музыкального Востока привлекали и русских композиторов – начиная с , – и классиков армянской и грузинской музыки: А. Спендиарова, З. Палиашвили. Но сферой приложения их сил была либо опера, либо программные жанры, где обращение к восточным музыкальным темам диктовалось тем или иным сюжетом и подчинялось ему. А Хачатурян первым осуществил синтез Востока и Запада в своих концертах и симфониях, обновив эти классические, устойчивые жанры мелодиями и ритмами музыки Закавказья.

Творчество гения армянской культуры

Арам Ильич Хачатурян – дирижер

Широкая известность Хачатуряна началась с исполнения его фортепианного концерта известным пианистом Львом Обориным в 1936 году и с постановки балета «Счастье» в армянском Театре имени Спендиарова, показанной в 1939 году В Москве на декаде армянского искусства.

В этих произведениях молодого композитора проявилось то, что стало его постоянным свойством: щедрость мелодий, яркость контрастов, мощь динамики, красочность оркестра, часто воссоздающего оригинальные звучания народных инструментов, – словом, все то, что позволило Б.Б. Асафьеву применить к музыке Хачатуряна меткие слова «сила расцветания» и сравнить её с «искусством Высокого Ренессанса».

Жанр концерта оказался особенно близким Хачатуряну. Радость выражения себя в творчестве, радость свободного владения инструментом и возможность показать и его и исполнителя во всем блеске – все это в высшей степени характерно для Хачатуряна.

Звезды балетов Хачатуряна

Балет «Счастье», пленивший слушателей свежестью национального колорита, разнообразием ритмов, все же имел не слишком удачную сценическую судьбу. И в 1942 году он получил вторую редакцию, получив название «Гаянэ», по имени главной героини. Для этой редакции был написан знаменитый «Танец с саблями».

«Честное слово, – говорил потом Хачатурян, – если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал!».

Другой балет Хачатуряна – «Спартак» – был написан в пору полной творческой зрелости. К тому времени композитор был автором двух симфоний, трех концертов, музыки к целому ряду кинофильмов и театральных постановок. Балет “Спартак” Балет “Спартак”

Личность никогда не вписывается в предложенные рамки. Прекрасный пример этому - биография Хачатуряна Арама Ильича. Хачатуряна хотел знать весь мир. Сына переплетчика принимала королева Бельгии Елизавета, его приветствовал революционер Че Гевара, с ним познакомился кумир интеллектуалов Эрнест Хемингуэй - и всему тому виной его незаурядный дар композитора, музыка которого покоряет с первых тактов.

Детские годы

Арам Хачатурян родился в селе под Тифлисом в 1903 году, а вырос в этом шумном и веселом городе, наполненном народной музыкой армянских, грузинских и русских музыкантов. С детства он говорил на трех языках. Дома - по-армянски, во дворе - по-грузински, в школе - по-русски. И это было нормально, совершенно естественно. Никто не замыкался в узких рамках национальности, и Арам был открыт всем веяниям. Он слушал, как пела мама армянские народные песни, на улице звучало грузинское многоголосье, из парков доносились звуки русских романсов. В такой атмосфере ребенку хотелось и самому петь и играть.

Какое же было счастье, когда по случаю ему купили рояль с западающими клавишами! Арам на нем быстро научился подбирать все мелодии по слуху, а также немного импровизировать. Так начиналась творческая биография Хачатуряна.

В Москве

Дома не одобряли его тяги к музыке и послали в девятнадцать лет в столицу к брату Сурену. Там Арам поступил в Московский университет на биологический факультет. Но сама атмосфера столицы - музыкального и культурного центра, где можно было посещать симфонические концерты, слушать оперы, бывать на выступлениях В. Маяковского, не располагала Арама к занятиям биологией. Его неудержимо тянуло к музыке. Да и друзья брата советовали ему обратить на нее серьезное внимание. Поэтому, не зная нотной грамоты, отважный молодой человек отправился на прослушивание в Гнесинское училище. Педагоги были поражены слухом, музыкальной памятью, чувством ритма и неумением играть ни на одном из музыкальных инструментов. Но Арама все-таки приняли, не решив для начала, на какой факультет. Именно талант определил, как сложится биография Хачатуряна.

Учеба в двух местах

Арам разрывался на части.

Ему хотелось порадовать отца и мать, и университет он не бросил, а в училище его направили заниматься в класс виолончели - совсем новое дело, и по всем теоретическим дисциплинам надо было срочно догонять сокурсников, которые их изучали с детства.

Денег не хватало, он подрабатывал разгрузкой, потом репетиторством, вел Общение с маленькими детьми доставляло Араму огромное удовольствие. При этом он начал сочинять, да так ярко, что его пьесы можно было давать играть профессионалам.

Консерватория

С 1929 по 1934 год Арам Ильич изучал композицию под руководством М. Ф. Гнесина, а затем - Н. Я. Мясковского. Путь в жизни для него определился - сочинение музыкальных произведений: уже в студенческие годы появились сюиты, токкаты, концерты. Трио для кларнета и скрипки чрезвычайно высоко оценил С. Прокофьев и увез его во Францию. Оно было впервые исполнено в Париже. Так развивалась биография Хачатуряна в студенческие годы.

Женитьба и личная жизнь

В 1933 году состоялась свадьба Арама и его однокурсницы, в будущем композитора Нины Владимировны Макаровой. Это был счастливый союз, в котором родился сын Карен. В семье царило полное понимание друг друга и абсолютная гармония.

В том же тридцать третьем году была исполнена праздничная и красочная «Танцевальная сюита» для симфонического оркестра. Окончание консерватории было ознаменовано сочинением Первой симфонии, которая прозвучала под ее сводами. Наступала творческая зрелость композитора, которому исполнилось 32 года.

Годы войны

Перед войной Арам Хачатурян написал балет «Счастье». Либретто было не слишком удачным, поэтому уже позже он в холодной Перми создал новое произведение «Гаяне». К этому времени Арам Хачатурян был признанным композитором. За его музыку к драме «Маскарад» и к комедии «Валенсийская вдова» он был награжден орденом Ленина. Балет «Гаяне» был поставлен коллективом театра имени Кирова в 1942 году.

В 42-м году Арам Ильич сочинил Вторую, «Военную», симфонию, а также завершил скрипичный концерт, первым исполнителем которого стал Давид Ойстрах. В 1944 году он создал государственный гимн Армении. Он приехал в Ереван летом, окна в квартире были открыты, и на звуки гимна под ними собрались люди, которые, стоя под окнами, стали подпевать услышанной мелодии.

В 1945 году композитор на волне народной радости и энтузиазма создал Третью взволнованную «победную» симфонию. Он вспоминал, как голодные музыканты - он, Шостакович и Ойстрах - дали концерт, за который их угостили обедом. И такой момент вобрала в себя биография Хачатуряна.

Борьба с формализмом в музыке

После войны Сталин принялся Всем жанрам искусства досталось крепко. Арама Ильича, защищавшего С. Прокофьева, обвинили в формализме. Обвинение было абсурдным, поскольку музыка маэстро базировалась на народных мелодиях, которые пробуждали фантазию композитора. Но его сняли с должности в Союзе композиторов, и тогда Арам Ильич с увлечением начал большую творческую деятельность. К 1954 году он завершил работу над балетом «Спартак», и его премьера состоялась через два года в Ленинграде. Но полномасштабно балет был поставлен только в 1968 году на сцене Большого театра.

С ним на гастроли выезжали за рубеж, как с «Гаяне», а «Танец с саблями» превратился в самостоятельный номер.

Работа с театром и кинематографом

Для театральных постановок, как было упомянуто, Арам Ильич писал музыку. На его счету двадцать драматических постановок и двадцать пять кинофильмов. Некоторые произведения он позже перерабатывал в сюиты. Это «Маскарад», «Лермонтов», «Макбет», «Король Лир», «Спартак», «Гаяне» и многие другие, которые пользуются широкой популярностью.

Преподавание и общественная деятельность

В 60-е годы наряду с творческой работой Арам Ильич преподавал и в Московской консерватории, и в Он создал новые, им самим разработанные принципы композиции. У него учились Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев. И этот список можно долго продолжать. К этому же времени относится его обширная представительская деятельность, с которой плотно связана биография Хачатуряна. Фото ниже показывает его с королевой Бельгии Елизаветой.

Он не отказывался от зарубежных командировок и встречался с Чарли Чаплиным, с Гербертом фон Караяном, даже с Папой Римским. Но его огорчало, что широкая общественная деятельность не дала ему возможности написать оперу. Звание Героя Социалистического труда ему присвоено за заслуги к 70-летию в 1973 году. Арам Ильич был почетным членом Итальянской музыкальной академии, профессором Мексиканской консерватории, членом-корреспондентом Академии искусств ГДР.

Такая напряженная жизнь сказалась на здоровье композитора, и он начал часто болеть. Усугубили его состояние болезнь и смерть любимой супруги в 1976 году. И действительно, Арам Ильич не смог перенести жизни без нее. Через два года, в 1978-м, в 75 лет его не стало. Биография Хачатуряна Арама Ильича в нашем изложении окончена. Его жизнь продолжена в музыке и в работах его учеников.

Биография Хачатуряна кратко для детей

В начале 20 века в шумном и жарком Тифлисе (теперь этот город называется Тбилиси) в семье печатника родился четвертый сынишка, которого назвали Арамом. Никто не знал, что, с детства наслушавшись народных песен, которые лились со всех сторон из всех дворов и улиц, маленький мальчик научится на полуразломанном рояле на слух подбирать любую мелодию и вдобавок кое-что к ней присочинять, а потом поедет в Москву и станет учиться и на биолога, и на музыканта. Те, кто занимается в музыкальной школе, знают, сколько времени и сил надо приложить, чтобы получить хорошую отметку, и только после музыкальной школы и училища можно поступить, если получится, в консерваторию. Но очень одаренного юношу приняли в Гнесинское училище, несмотря на то что он не знал нотной грамоты, и руки у него не были поставлены, и он не умел играть ни на одном музыкальном инструменте.

Очень много Араму Ильичу Хачатуряну предстояло постигнуть. Но он упорно учился, и все время сочинял музыку. А когда окончил консерваторию, то лучшим его сочинением был вальс к драме Лермонтова «Маскарад». На занятиях в музыкальной школе звучит этот, как сейчас говорят, шлягер, как и «Танец с саблями» из балета «Гаяне».

Произведения Арама Ильича играли наши лучшие исполнители, которые гастролировали по всему миру. Так его произведения узнали не только на родине, но и за рубежом. Он был желанным гостем у королевы Бельгии, у Чарли Чаплина, у Стравинского, у Сибелиуса, у папы Римского. Вот так выглядит биография Хачатуряна для детей.