Работал в Мексике и США .
Хосе Клементе Ороско | |
---|---|
José Clemente Orozco | |
Дата рождения | 23 ноября (1883-11-23 ) |
Место рождения | Сапотлан , штат Халиско |
Дата смерти | 7 сентября (1949-09-07 ) (65 лет) |
Место смерти | Мехико |
Страна | |
Жанр | монументальная живопись |
Награды | |
Работы на Викискладе |
...Такие люди, как Ороско, Ривера , Портинари , Тамайо и Гуаясамин , подобны вершинам Анд ... Пабло Неруда |
Для фресок Ороско характерны динамика, эмоциональность и контрастное сопоставление белого, красного и чёрного цветов. Его росписи были способом высказать протест против угнетения человека человеком.
Биография
Родился 23 ноября 1883 года в Сапотлане (мексиканский штат Халиско).
Его родители сначала переехали в Гвадалахару , а потом в Мехико , где Ороско поступил в школу при педагогическом институте. В это же время он начал заниматься в вечерних классах Академии Сан-Карлос .
После окончания школы Ороско поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто , затем в Национальную подготовительную школу Мехико на отделение математики и архитектуры. В семнадцать лет Ороско покалечил себя, экспериментируя с порохом. Он утратил кисть левой руки и серьёзно повредил глаз.
В 1908 году Ороско вернулся в Академию Сан-Карлос. В 1910-х годах в Академии начались волнения среди студентов. Молодые художники создали группу «Барбизон» и пробовали придать импрессионизму национально-патриотическую окраску. Так, они перестали пользоваться чёрным цветом и объясняли это тем, что чёрный - цвет реакции .
В 1910-1917 годах Ороско был участником Мексиканской революции и одним из основателей «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов». О том времени Ороско вспоминал:
В 1916 году открылась персональная выставка Ороско «Этюды женщин», на которой экспонировались не только его работы, посвящённые женщинам, но и политические карикатуры, в том числе на президента Каррансу .
В 1917-1919 годах Ороско жил в США. Одно время, не продав своих работ, работал на фабрике игрушек, раскрашивал куклам лица .
Вернувшись в Мехико, в 1922-1923 годах Ороско исполнил первую внушительную настенную роспись - для большого двора Национальной подготовительной школы, где ранее сам учился. А в 1926 году - огромную (90 м²) фреску в Промышленной школе в Орисабе .
В 1926-1927 годах Ороско вновь работает в Национальной подготовительной школе Мехико.
В 1927-1934 годах снова уезжает в США, где работает в колледжах «художником в резиденции». Суть этого понятия в том, что мастер жил в кампусе школы во время работы над фреской, вовлекая студентов в свою работу .
В высших школах США Ороско создаёт следующие работы:
- «Прометей» (1930). Помона-колледж, Клермонт (Калифорния)
- «Борьба на Востоке» (1930-1931). Новая школа социальных исследований , Нью-Йорк
- «Американская цивилизация» (1932-1934). Дартмутский колледж , Гановер (Нью-Гэмпшир).
Вернувшись в Мехико, в 1934 году Ороско работает над фреской «Катарсис» в Дворце изящных искусств . В 1936 году были созданы фрески в Гвадалахарском университете , в 1937-м - в правительственном дворце.
В 1936-1939 годах Ороско выполняет грандиозную работу (около 1200 м² росписей) в госпитале «Осписио-Кабаньяс » (включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО) в Гвадалахаре. Двенадцать стенных фресок нефа расположены по принципу противопоставления - «Деспотизм» и «Милосердие», «Диктаторы» и «Демагоги» и т. д. В центре композиции фреска «Человек огня».
Хосе́ Клеме́нте Оро́ско (исп. José Clemente Orozco, 23 ноября 1883 - 7 сентября 1949) - мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи XX века. Работал в Мексике и США.
Фрескам Ороско характерна динамика, эмоциональность и контрастное сопоставление белого, красного и чёрного цветов. Его росписи были способом высказать протест против угнетения человека человеком.
Его родители сначала переехали в Гвадалахару, а потом в Мехико, где Ороско поступил в школу при педагогическом институте. В это же время он начал заниматься в вечерних классах Академии Сан-Карлос.
После окончания школы Ороско поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто, затем в Национальную подготовительную школу Мехико на отделение математики и архитектуры. В семнадцать лет Ороско покалечил себя, экспериментируя с порохом. Он утратил кисть левой руки и серьёзно повредил глаз.
В 1908 году Ороско вернулся в Академию Сан-Карлос. В 1910-х годах в Академии начались волнения среди студентов. Молодые художники создали группу «Барбизон» и пробовали придать импрессионизму национально-патриотическую окраску. Так, они перестали пользоваться чёрным цветом и объясняли это тем, что чёрный - цвет реакции.
В 1910-1917 годах Ороско был участником Мексиканской революции и одним из основателей «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов». О том времени Ороско вспоминал:
В 1916 году открылась персональная выставка Ороско «Этюды женщин», на которой экспонировались не только его работы, посвященные женщинам, но и политические карикатуры, в том числе на президента Каррансу.
В 1917-1919 Ороско жил в США. Одно время, не продав своих работ, работал на фабрике игрушек, раскрашивал куклам лица.
Вернувшись в Мехико, в 1922-1923 годах Ороско исполнил первую внушительную настенную роспись - для большого двора Национальной подготовительной школы, где ранее сам учился. А в 1926 году - огромную (90 м²) фреску в Промышленной школе в Орисабе.
В 1926-1927 годах Ороско вновь работает в Национальной подготовительной школе Мехико.
В 1927-1934 годах он снова уезжает в США, где работает в колледжах «художником в резиденции». Суть этого понятия в том, что мастер жил в кампусе школы во время работы над фреской, вовлекая студентов в свою работу.
В высших школах США Ороско создает следующие работы:
Вернувшись в Мехико, в 1934 году Ороско работает над фреской «Катарсис» в Дворце изящных искусств. В 1936 году были созданы фрески в Гвадалахарском университете, в 1937 - в правительственном дворце.
В 1936-1939 годах Ороско выполняет грандиозную работу (около 1200 м² росписей) в госпитале «Осписио-Кабаньяс» (включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО) в Гвадалахаре. Двенадцать стенных фресок нефа расположены по принципу противопоставления - «Деспотизм» и «Милосердие», «Диктаторы» и «Демагоги» и т. д. В центре композиции фреска «Человек огня».
В 1940-1949 годах Ороско выполнил росписи библиотеки «Габино Ортис», сделал фреску «Пикирующий бомбардировщик», которая находится в Нью-Йоркском музее современного искусства, расписал Верховный суд и церковь Иисуса в Мехико.
Умер Ороско в Мехико 7 сентября 1949 года, не успев завершить свою последнюю работу - роспись одного из зданий жилого комплекса «Мигель Алеман». В этом же году в Гвадалахаре был открыт музей-мастерская художника.
В начале 1920-х годов министр просвещения Мексики Хосе Васконселос заказал ряду молодых художников масштабные росписи на стенах некоторых общественных зданий. Эти художники, а также их последователи, были прозваны муралистами. Кроме Хосе Клементе Ороско в числе муралистов можно выделить следующих художников:
Муралисты пытались сочетать современную технику письма с тематикой и эстетикой доколумбовых мексиканских культур. Но у Ороско был свой взгляд на это, он писал:
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Фрескам Ороско характерна динамика, эмоциональность и контрастное сопоставление белого, красного и черного цветов. Его росписи были способом высказать протест против угнетения человека человеком.
Его родители сначала переехали в Гвадалахару , а потом в Мехико , где Ороско поступил в школу при педагогическом институте. В это же время он начал заниматься в вечерних классах Академии Сан-Карлос .
После окончания школы Ороско поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто, затем в Национальную подготовительную школу Мехико на отделение математики и архитектуры. В семнадцать лет Ороско покалечил себя, экспериментируя с порохом. Он утратил кисть левой руки и серьезно повредил глаз.
В высших школах США Ороско создает следующие работы:
- «Прометей» (). Помона-колледж, Клермонт (Калифорния);
- «Борьба на Востоке» ( -). Новая школа социальных исследований, Нью-Йорк ;
- «Американская цивилизация» ( -). Дартмутский колледж , Гановер (Нью-Хэмпшир).
Примечания
Ссылки
- Страница госпиталя Кабаньяс в Гвадалахаре портала «ЮНЕСКО - Наследие»
- В.Шинкаренко: «По дорогам новой Англии в поисках „Мостов к миру“» (о посещении Дартмутского колледжа). Журнал «Вокруг света» № 8 (2550), 1986
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Хосе Клементе Ороско" в других словарях:
См. также Ороско (значения). Хосе Клементе Ороско José Clemente Orozco … Википедия
- (Orozco) (1883 1949), мексиканский живописец. Один из основателей мексиканской школы монументальной живописи. Учился в АХ в Мехико (1908 14). Участник Мексиканской революции 1910 17. В 1917 19 и 1927 34 жил в США. Работал главным образом… … Художественная энциклопедия
- (1883 1949) мексиканский живописец. Один из основателей национальной школы монументальной живописи. Участник Мексиканской революции 1910 17. Росписи Ороско (в Мехико, Гвадалахаре, США) проникнуты революционным пафосом и отличаются резкой… … Большой Энциклопедический словарь
Ороско (Orozco) Хосе Клементе (23.11.1883, Сапотлан, штат Халиско, 7.9.1949, Мехико), мексиканский живописец, один из основателей национальной школы монументальной живописи. Учился в АХ в Мехико (1908 14). Участник Мексиканской революции 1910 17 … Большая советская энциклопедия
Ороско, Хосе Клементе - ОРОСКО (Orozco) Хосе Клементе (1883 1949), мексиканский живописец. Один из основателей национальной школы монументальной живописи. Участник Мексиканской революции 1910 17. Росписи Ороско (в Мехико, Гвадалахаре, США) проникнуты революционным… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- (Orozco) (1883 1949), мексиканский живописец. Один из основателей национальной школы монументальной живописи. Участник Мексиканской революции 1910 17. Росписи Ороско (в Мехико, Гвадалахаре, США) отличаются резкой экспрессией, гротескной остротой… … Энциклопедический словарь
Ороско Хосе Клементе - Х. К. Ороско. Автопортрет. Ороско Хосе Клементе (Orozco) (18831949), мексиканский живописец и график. Учился в Академии Сан Карлос (190814). Участник Мексиканской революции 191017, автор рисунков для революционных газет,… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
- (Orozco, Jose Clemente) (1883 1949), мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи 20 в. Родился 23 ноября 1883 в Сапотлане (шт. Халиско, Мексика). После четырех лет, проведенных в Национальном… … Энциклопедия Кольера
Ороско, Хосе Клементе - (Orozco, José Clemente) (23.11.1883, г. Сапотлан Великий, ныне Гусман 07.09.1949, Мехико) мексиканский график и живописец монументалист, сын мелкого предпринимателя, разорившегося и рано умершего. В 1908 1914 учился в вечерней школе рисунка… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
Ороско: Ороско (муниципалитет) город и муниципалитет в Испании. Ороско, Габриель мексиканский живописец. Ороско, Хосе Клементе мексиканский живописец … Википедия
Книги
- Культура Латинской Америки. Авангард первой трети XX века. Учебник для вузов , Ларин Е.А. , На протяжении многих веков искусство с течением времени изменяло рамки сложившейся теории, создавая новые художественные стили. Это явление в полной мере характерно и для эпохи модернизма,… Категория: История и теория искусств Серия: Авторский учебник Издатель: ЮРАЙТ , Производитель:
Хосе́ Клеме́нте Оро́ско (исп. José Clemente Orozco, 23 ноября 1883 - 7 сентября 1949) - мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи XX века. Работал в Мексике и США.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Его родители сначала переехали в Гвадалахару, а потом в Мехико, где Ороско поступил в школу при педагогическом институте. В это же время он начал заниматься в вечерних классах Академии Сан-Карлос. После окончания школы Ороско поступил в сельскохозяйственное училище в Сан-Хасинто, затем в Национальную подготовительную школу Мехико на отделение математики и архитектуры.
В 1908 году Ороско вернулся в Академию Сан-Карлос. В 1910-х годах в Академии начались волнения среди студентов. Молодые художники создали группу «Барбизон» и пробовали придать импрессионизму национально-патриотическую окраску. Так, они перестали пользоваться чёрным цветом и объясняли это тем, что чёрный - цвет реакции.
В 1910-1917 годах Ороско был участником Мексиканской революции и одним из основателей «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов». О том времени Ороско вспоминал:
«Мир вокруг нас раскалывался. Отправлялись на бойню войска. Взрывались поезда. У церковных порталов поспешно расстреливались несчастные крестьяне Сапаты, попавшие в плен к каррансистам. Люди привыкли к убийству, к пресыщению чувств, к самому безжалостному самомнению, к скотской разнузданности»
В 1916 году открылась персональная выставка Ороско «Этюды женщин», на которой экспонировались не только его работы, посвященные женщинам, но и политические карикатуры, в том числе на президента Каррансу.
В 1917-1919 Ороско жил в США. Одно время, не продав своих работ, работал на фабрике игрушек, раскрашивал куклам лица. Вернувшись в Мехико, в 1922-1923 годах Ороско исполнил первую внушительную настенную роспись - для большого двора Национальной подготовительной школы, где ранее сам учился. А в 1926 году - огромную (90 кв. м) фреску в Промышленной школе в Орисабе.
В 1926-1927 годах Ороско вновь работает в Национальной подготовительной школе Мехико. В 1927-1934 годах он снова уезжает в США, где работает в колледжах «художником в резиденции». Суть этого понятия в том, что мастер жил в кампусе школы во время работы над фреской, вовлекая студентов в свою работу.
Вернувшись в Мехико, в 1934 году Ороско работает над фреской «Катарсис» в Дворце изящных искусств. В 1936 году были созданы фрески в Гвадалахарском университете, в 1937 - в правительственном дворце.
В 1936-1939 годах Ороско выполняет грандиозную работу (около 1200 м² росписей) в госпитале «Осписио-Кабаньяс» (включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО) в Гвадалахаре. Двенадцать стенных фресок нефа расположены по принципу противопоставления - «Деспотизм» и «Милосердие», «Диктаторы» и «Демагоги» и т. д. В центре композиции фреска «Человек огня».
В 1940-1949 годах Ороско выполнил росписи библиотеки «Габино Ортис», сделал фреску «Пикирующий бомбардировщик», которая находится в Нью-Йоркском музее современного искусства, расписал Верховный суд и церковь Иисуса в Мехико.
Умер Ороско в Мехико 7 сентября 1949 года, не успев завершить свою последнюю работу - роспись одного из зданий жилого комплекса «Мигель Алеман». В этом же году в Гвадалахаре был открыт музей-мастерская художника.
ТВОРЧЕСТВО
Первая выставка произведений Ороско состоялась в 1915, и с тех пор он создал множество произведений (монументальных росписей, станковых картин и литографий) в Мексике и США. Среди наиболее значительных работ в области монументальной живописи, созданных им в США, – Прометей в Помона-колледже в Клермонте (шт. Калифорния); Борьба человечества (1930–1931) в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, а также Американская цивилизация (1932–1934) в Дартмут-колледже в Хановере (шт. Нью-Хэмпшир). В Мексике Ороско выполнил росписи во Дворце изящных искусств в Мехико (1934), в университете (1936), в госпитале Каваньяс (1938–1939) в Гвадалахаре, а также в зданиях Верховного суда (1941) в Мехико.
В лаконичной и суровой форме Ороско передает не описание, а квинтэссенцию изображаемых им событий. В центральной части фрески «Окоп» изображены поверженные фигуры трех восставших. Их полуобнаженные тела, с обобщенно написанной мощной мускулатурой, кажется, еще сохраняют напряжение битвы, но их позы говорят о трагедии поражения. Скорбью и чувством почти религиозного благоговения проникнута фреска «Прощание», в которой солдат целует руку недвижно сидящей старухе.
Написанные насыщенными красками, с резкими контрастами света и тени, фрески Ороско передают ощущение драматичности жизни и борьбы, показывают гибель, боль и скорбь простых людей, но в каждой фигуре солдата, рабочего, женщины из народа заключена такая сила, что, несмотря на мрачные сюжеты, фрески не производят пессимистического впечатления. Аллегорией веры в будущее и надежды воспринимается включенная в этот цикл фреска «Материнство».
У Ороско фигуры часто бывают статуарны; патетичность действия на первом плане подчеркивается обобщенным фоном.
Серия «Мексика в революции» проникнута пафосом героизма и чувством сострадания, в ее листах уже намечается характерный и в дальнейшем для Ороско драматизм образов; в акварелях, как и в ранних рисунках, большую роль играет экспрессия линии контура и цветового пятна.
«Прометей»- называется одна из сцен в росписи Помона-колледжа в Клермонте. Образ смелого античного героя, укравшего у богов огонь, чтобы принести его людям, и за это навеки прикованного к скале, трактован художником как фигура воина на фронтоне древнегреческого храма. В мощном теле героя заключена огромная сила, но он простирает вверх руки, как бы в безрассудной попытке раздвинуть неколебимый, нависающий над ним каменный свод. Разящая злость сатиры Ороско раскрывается в тех его фресках, где он высмеивает академическую науку. Метафора мертвой рутины догматического знания превращается у него в фантасмагорию: труп рождает скелетики младенцев, которых принимают другие скелеты, одетые в мантии профессоров. Здесь нельзя не вспомнить графику Посады, который часто изображал сцены с «калаверас» - со скелетами - образ, идущий от традиции мексиканского фольклорного юмора.
Как и , Ороско в некоторых своих работах стремился проиллюстрировать социально-политические идеи демократического движения при помощи многофигурных композиций, что приводило к запутанности фресок, усложненности их восприятия.
Оторванность от родной почвы, от задач народного революционного искусства сказалась на стиле американских фресок Ороско: они стали более неровными, утратили былую пластическую убедительность изображения, в них появляется ощущение какого-то душевного надлома.
Трагические моменты истории мексиканской революции, гнет угнетателей, конфликт между лицемерными вожаками движения и революционным народом - остаются основными темами росписей Ороско. Его желание выражать эмоциональное восприятие истории, свою личную, чисто человеческую позицию уводит его от искусства социального.
В росписях Ороско как бы навсегда поселяется чудовищный карнавал мертвецов, скелетов, монстров - эти образы служат художнику олицетворением зла современного мира.