Грузинские похороны - уроки грузинского. Как проходят траурные церемонии в Грузии

Смерть — это естественное, хоть и крайне печальное событие. И смерти, увы, не избежать никому. И как многообразна Смерть в своих проявлениях, так и похоронные процессы крайне отличаются друг от друга в разных уголках нашей планеты…

Похороны в Германии

В Германии самая насущная проблема похорон — это цинизм ритуальных контор и очень высокие цены на организацию погребения даже для Европы.

Нормальные похороны обходятся от 7 тыс евро, самые бюджетные — не меньше 3 тысяч. Жалуются немцы не только на цену, но и на бюрократию, связанную с оформлением документов. Из-за этого от момента смерти до церемонии погребения может пройти 1,5-2 месяца. Места на кладбище тоже дорогие — от 2500 евро. Плюс ежегодно необходимо вносить плату за благоустройство участка.

Немцы — народ далеко не бедный, но такие затраты довольно серьезная ноша для средней семьи.

Поэтому сейчас многие жители Германии, особенно в почтенном возрасте, еще при жизни открывают похоронные счета, чтобы в случае чего финансовые вопросы не беспокоили родных. Если у покойного не было похоронного счета, а родственникам тяжело оплатить все расходы, вместо захоронения проводят кремацию. Она дешевле, чем погребение в землю, хотя и не намного. Бедное население, в основном эмигранты, в целях экономии обращаются в специальные службы. Они отвозят тела на кремацию в Чехию, так получается дешевле.

Как хоронят в Бразилии?

Здесь, в отличие от Германии, у родных есть выбор. Организовать похороны можно и за 100 долларов, и за несколько тысяч.

Можно и бесплатно — за счет государства, есть возможность договориться и о рассрочке. Кремация не запрещена, но основной процент захоронений приходится на погребение в земле. Хотя и здесь есть свои нюансы: место на кладбище сдается в аренду всего на три года.

Потом аренду необходимо продлить, иначе останки перехоронят в общей усыпальнице, а могилу сдадут другой семье. Главная особенность похорон в Бразилии — преданность своему роду. Бразильцы стараются хоронить умерших так, как они жили — большой семьей.

Поэтому “резервирование” мест на кладбище — вполне распространенное явление.

Похоронные традиции Грузии

Грузия еще одна страна с ярко выраженными семейными традициями.

Грузины, во владениях которых есть земля и большой дом, погребают останки своих родных в семейных усыпальницах. Но есть и муниципальные кладбища с платными, но довольно доступными для населения участками.

Так как официальная религия Грузии — православие, хоронят здесь по православным обычаям. Потому кремировать останки не принято. Характерная особенность похорон в этой стране — пышные щедрые поминки.

Скромная трапеза считается недостойной памяти умершего, а о семье, которая “сэкономила” на поминальных угощениях, может пойти дурная молва.

Погребение и поминки в Израиле

Похороны в Израиле заметно отличаются от традиций погребения других стран. Но дело не в самом государстве, а в верованиях иудеев.

Всю организацию похорон берет на себя монопольное ритуальное бюро — Хевра Кадиша.

Они готовят покойного к погребению, помогают родным, подсказывают, какие нужно выполнять обряды и в какой последовательности.

Хотя внешне деятельность Хевра Кадиша кажется вполне благородной, сами жители Израиля нередко жалуются на высокие цены. Особенность похорон в Израиле — соблюдение необычных обрядов (например, надрыв одежды) и очень строгий траур со множеством запретов.

Тибетские похороны

В Тибете умерших предают воздуху; там такие почвы, что выкопать могилу практически невозможно. По тибетским буддистским традициям умерший проходит три этапа (Бардо): во время первого монахи проговаривают особые стихи: по поверьям, только они могут достичь сознания умершего. На втором этапе усопшему показывают яркий свет. Умерший будет готов перейти к третьему этапу Бардо, если свет не испугает его. Тогда начинаются поиски новых родителей и получение нового тела.

Тело умершего в течение трех дней держат дома, чтобы за это время из него вышла душа. Затем предают небу, а именно: относят на специальную скалу для обрядов, где тело скармливают грифонам. Считается, что чем быстрее оно будет съедено, тем быстрее душа возродится.

Китайские похороны-свадьбы

Когда умирают китайские мужчины, чтобы усопшим не было скучно, родственники подыскивают им таких же умерших невест. Узнав, что в округе умерла женщина подходящего возраста, родственники «жениха» ведут переговоры с семьей умершей, и если те согласны, выкупают тело. Далее их хоронят в одной могиле, проводя своеобразный свадебный ритуал.

Индийские похороны

В этой стране чаще всего тело сжигают на костре, причем состоятельному умершему в костер кладут несколько ароматных поленьев сандалового дерева. В начале ритуала тело на носилках несут к священному Гангу, где все вместе окунают в воду.

С умершего снимают одежду и укладывают в костер, располагая его головой на юг. Самый близкий родственник по мужской линии обходит вокруг тела 3-7 раз, держа в руках факел, которым поджигается костер. После этого первыми уходят самые младшие, затем по старшинству. На третий день после кремации родственники выбирают из костра остатки костей. Соблюдая церемонию, пепел и остатки костей опускают в воды реки Ганг. Для того чтобы очистить себя после похорон, мужчины обривают себе волосы.

Похороны в некоторых африканских странах

В одних племенах тело предают земле, а череп хранят в специальных сосудах на ее поверхности. Другие оставляют умерших в их же домах, третьи хоронят в пещерах или зашивают в шкуры животных и подвешивают на деревьях.

Многие народности продолжают верить (или хотят верить), что жизнь после смерти продолжается, и делают (по их понятиям) все возможное для того, чтобы душа быстрее нашла новое тело или попала в царство Божие.

Утром стало известно, что жена угадала. Умер наш сосед. Еле заметная ирония, которой, я пытаюсь сдобрить сей печальный рассказ, в данном случае вполне уместа. Соседу было 104 года. И смерть его настигла, как оказалось, когда он по традиции принес на ужин из погреба прохладное красное вино. Жизнь старика вполне себе удалась - последнее дыхание он испустил уже после того, как опрокинул пару стаканчиков. Одним словом, не смерть, а мечта.

Но разговор сейчас не об этом. Так получилось, что прощание с соседом, которого я видел всего пару раз, стало моим первым опытом присутствия на грузинских похоронах. Тут принято обязательно ходить на панихиды. Это своего рода клуб,где собираются все более-менее знакомые люди и обсуждают свое житье-бытье. Ну и периодически вспоминают добрым словом покойника - ведь именно благодаря ему они сноваувиделись. Да что там, один известный актер рассказал мне, что даже отказался переезжать к сыну в Америку только потому, что по ту сторону океана не принято собираться на панихидах и судачить о жизни. Так что все более, чем серьезно.

Поход на панихиды - это своего рода долг каждого настоящего грузина. Даже если умер двоюродный дедушка твоего бывшего одноклассника, ты должен сходить и засвидетельствовать свое почтение. По идее, вполне себе достойная традиция.

В таком большом городе, как Тбилиси, похороны - это уже вполне себе современная процедура. Одна из немногих традиций, которую здесь чтут - это не переступать сразу после панихиды порог собственного дома или офиса. Так что по вторникам и четвергам и субботам, а именно в эти дни принято хоронить в Грузии, для кафе и магазинчиков наступает настоящий праздник. Ибо посещаемость подобных заведений возрастает в разы.

В деревнях и селах с выполнением традиций и примет дело обстоит несколько иначе. Я вот гощу у родственников в горах. И тут прощальные обычаи достойны пера большого литератора. Ну а посколько такового пока рядом не наблюдается, попробую обо всем рассказать сам.

Итак, наш скоропостижно скончавшийся 104- летний сосед. Праправнук дедушки Автандила, так величали покойного, решил не изобретать велосипед и пригласил на панихиду бригаду плакальщиц. Хотя, скорее, доблестную команду облаченных в черные платья и укутанных в черные же шали женщин можно было бы назвать труппой. Ибо с такой верой в предполагаемые обстоятельства могут творить только большие артисты.

Текст похоронного плача особым разнообразием не отличался. Фразы «На кого ты нас покинул» звучат, наверное, на всех прощаниях в мире. Но то, с каким самозабвением это проделывали приглашенные, достойно всяческого восхищения.

В этот раз особенно разошлась старшая плакальщица. Для того, чтобы показать, как она убита потерей столь дорогого для нее человека, она не только голосила громче всех, но и расцарапывала себе лицо. Закончилось все тем, что плакальщицы были выставлены за дверь. Принявший со смирением уход прадеда, 60-летний правнук впал от рыданий нанятых им же женщин в такую глубокую депрессию, что сам едва не свел счеты с жизнью.

То, что на другой день после похорон ему пришлось иметь дело с бригадиршей плакальщиц, явившейся с требованием повышенного гонорара и демонстрировавшей в качестве доказательства расцарапанные в кровь щеки, это уже предмет для другого рассказа.

Кстати, на тех, кто пришел на панихиду, плакальщицы, наоборот, произвели самое благостное впечатление. «Вот как правнук о прадеде позаботился», - говорили соседи, дальние знакомые и соседи дальних знакомых, заполнившие двор дома. Лица многих при этом осенило задумчивое выражение: то ли они что-то припоминали о покойном, то ли размышляли, организуют ли их потомки присутствие подобных добросовестных плакальщиц на их собственных похоронах.

Заботиться о своем последнем земном дне - тоже в традициях грузин. Особенно это отличает менгрелов. Стоявший вчера рядом со мной на панихиде мужчина, которого я видел первый раз в жизни, поведал мне о том, как однажды едва ли не бежал с похорон дальнего знакомого своего близкого знакомого. Находясь на пороге смерти, предусмотрительный вице-усопший решил записать на магнитофон приветствие тем, кто придет на его панихиду. В итоге всех входящих во двор его дома встречали слова покинувшего этот бренный мир: «Как я рад, что вы пришли. Спасибо, располагайтесь».

Тех, кто не побоялся после этого продолжить путь в сторону дома, где, по идее, должен был находиться гроб, ожидало еще одно испытание. Вдова и дети, помятуя о том, как глава семьи любил леживать под деревом, пропуская по стаканчику-другому, решили и в его последний день пребывания на земле устроить своего дорогого мужчину в привычной позе под привычным деревом с привычным кувшинчиком вина. Именно так тот и встречал пришедших сказать ему последнее «прости».

В другом селе подобного авангарда решили не проявлять. Но и опускаться до похорон по старинке тоже не захотели. А потому подсветили смертный одр разноцветными лампочками, отчего гроб напомнинал, скорее, новогоднюю елку. Но главное, что покойник остался доволен. В этом родственники были уверены.

Вообще, похоронные традиции Грузии иногда напоминают обычаи Древнего Египта. Когда скончался дядя Георгий, брат бабушки моей подруги, ему в гроб положили бумагу и ручку, чтобы он на досуге смог, наконец, закончить свои мемуары.

А тетя Мзия, соседка моего издателя, рассказала и вовсе фантастическую историю. В ее селе с интервалом всего в одну неделю умерло двое мужчин. Когда пришел черед хоронить второго усопшего, к его вдове обратилась вдова того, кто был предан земле неделей раньше.

«Я забыла мужу положить в гроб любимые ботинки, а он так любил в них гулять. Можно, я передам их через твоего мужа?» Женщина вошла в положение односельчанки и взяла передачу. На келехах (это поминки по-нашему) две вдовы сидели рядом и вполголоса обсуждали, как пройдет встреча их мужей.

На следующее утро вдова номер один снова пришла в дом к соседке, чей вдовий стаж был на семь дней меньше. «Надо срочно вскрыть могилу твоего мужа! Я передала для своего Ачико не те ботинки!»
Но на сей раз достичь консенсуса женщинам не удалось. «Во-первых, я ни за что не стану тревожить останки мужа. А во-вторых, он у меня очень честный и наверняка уже успел передать ботинки твоему!»

Но самые строгие традиции чтят в Сванетии, горном регионе Грузии. С вендеттой, по которой, бывало, вырезали целые семьи, там покончили. Но поводов для нее все равно стараются не давать. Когда у сванов умирает родственник, они открывают список, в который заносят всех, кто не пришел проститься.

Какое счастье, что теперь в Сванетию можно долететь на самолете. У бабушки бывшего мужа подруги моей жены умер племянник. Завтра мы едем на панихиду...

Ксения Максимова

журналист

Похороны в Германии - мероприятие затратное. В среднем они обходятся в 7 тысяч евро. Многое зависит от места захоронения, услуг и атрибутов. По статистике, 60 % усопших хоронят в гробах, а 40 % - кремируют.

Вариант похорон в гробу на кладбище - самый дорогой. Купить место нельзя, его можно только арендовать, заплатив за это пошлину. Обычно такой договор заключается на двадцать лет. По истечении этого срока аренду места можно при желании продлить.

Средняя цена за место на немецком кладбище - 2 400 евро. К этой сумме нужно прибавить ещё 600−800 евро в год на уход за могилой. Чем крупнее населённый пункт, тем дороже. Цены на кладбищах, устроенных при церкви, обычно ниже тех, что указаны в прайс-листах муниципальных кладбищ.

Пожилой отец моего знакомого из Дюссельдорфа уже давно открыл в банке похоронный счёт, на который положил 20 тысяч евро. Он человек верующий, ему важно, чтобы в последний путь его проводили согласно всем церковным канонам. Но всех вопросов деньги не решают. У других знакомых сын покончил жизнь самоубийством, и родителям пришлось изрядно побегать, прежде чем найти усопшему последний приют. Кладбища отказывались принимать самоубийцу, и его в итоге по договорённости похоронили на кладбище еврейской общины. Другого же молодого человека, бросившегося в конце лета под поезд, родителям без пререканий разрешили похоронить в центре самого именитого берлинского кладбища. Правда, пришлось заплатить почти 8 тысяч евро, а заодно забронировать рядом с сыном места и для себя.

Самый скромный вариант - это анонимная кремация, он обойдётся в 2 тысячи. После с прахом можно поступить как угодно. Например, похоронить в земле на кладбище, в специальном лесу, поместить в колумбарий или развеять над морем.

Обычно со дня смерти до похорон проходит шесть-восемь недель

Расходы на похороны становятся в буквальном смысле слова тем самым последним долгом, который предстоит отдать родственникам покойного. По закону эти расходы ложатся на плечи наследников или кровных родственников. Иногда случается, что, например, взрослой женщине сваливается на голову счёт за похороны своего отца, которого она видела три раза в жизни и то в далёком детстве. Родственники могут стать и помехой в процессе проводов в последний путь. Например, 63-летняя жительница Мюнхена уже полгода вынуждена хранить урну с прахом супруга дома. Выяснилось, что у мужчины где-то есть дочь от первого брака, с которой он никаких отношений не поддерживал. Вдова не может разыскать дочь покойного, а без её согласия урну хоронить не разрешают.

Как и везде, похоронный бизнес в Германии чрезвычайно прибыльный и циничный. Интернет-форумы переполнены жалобами родственников, на которых наживаются ушлые агенты. Проблемы те же, что и в России: конкурирующие фирмы наперебой предлагают свои услуги, не успел человек испустить последний вздох, и втюхивают убитым горем близким дорогущие гробы и никому не нужные аксессуары.








Неподъёмные цены на похороны породили в Германии и новую услугу. С недавнего времени здесь появились фирмы, предлагающие организацию похорон в разы дешевле. Такие посредники увозят скончавшегося в своеобразный перевалочный морг, ждут, когда наберётся целая фура тел (это может длиться несколько месяцев), и потом отвозят груз в соседнюю Чехию. Там кремация и последующее захоронение несравненно дешевле.

Другая проблема - со сроками. Похоронить покойного по христианским обычаям, на третий день (и уж тем более по мусульманским - до захода солнца), - просто невозможно. Обычно со дня смерти до похорон проходит шесть-восемь недель. Если очень повезёт, получится уложиться в две-три недели. Дело в бюрократии: быстрее собрать все нужные документы и записаться на похороны не выйдет. Умирают все, поэтому - в очередь!

Румыния

Серджиу Гримальсчи

психосоциальный консультант

Крематориев в Румынии нет, хоронят в гробах на кладбище или в склепах. Если кладбище центральное, в Бухаресте или другом крупном городе, то место стоит дорого, в среднем 3−3,5 тысячи евро, а то и дороже. Богатые любят люксовые похороны. Одна моя знакомая узнала, что у неё рак, и хотела позаботиться о хорошей могиле заранее - ей назвали такую сумму, на которую можно было бы купить несколько автомобилей. А чтобы лежать на кладбище Беллу, где покоятся знаменитости, одних финансов мало, нужны ещё и связи. В маленьких городах дешевле, а в селе - вообще бесплатно. Зато купил раз, и больше платить не надо. По-румынски это так и называется - «вечное место».

Место на кладбище можно перепродать, если, например, семья уезжает из региона. Так делают некоторые бедняки, потому что за участок можно получить хорошие деньги. А следующие поколения, чтобы не покупать землю, хоронят этажами. Останки покойника выкапывают, углубляют могилу, делают перезахоронение, а потом накрывают плитой и кладут сверху следующего.

Если родственники перестали ходить на могилу, администрация кладбища её со временем устраняет и продаёт другим. Так освобождается место. В сельской местности, где у многих семей достаточно земли (бывает, что по семь гектаров), хоронят не на кладбище, а на своём участке, где-нибудь в отдалении, под дубом.

Бразилия

Эвелина Гессе

публицист

Сами похороны обходятся в сумму от 100 до 4 тысяч евро, в зависимости от качества гроба и прочих аксессуаров. Если денег нет, то усопшего похоронят бесплатно, за счёт государства. Семье нужно просто заявить, что доходы не позволяют оплатить похороны. Так происходит в каждом четвёртом случае. Другой вариант для малообеспеченных - оплатить похороны в рассрочку.

Место на кладбище стоит примерно 45 евро за квадратный метр на три года, в колумбарии - 131 евро на пять лет. В крупных городах цены чуть выше, в мелких - чуть ниже. Через три года за землю снова надо платить или доставать кости и помещать в специальную усыпальницу. Если до останков никому нет дела, то их по истечении этого срока отправят в общую усыпальницу.

Если кладбище переполнено, то администрация сама может через три года попросить «освободить помещение». Также через три года родственники первой степени родства могут потребовать эксгумацию тела для перезахоронения в другом месте или для кремации.

В Сан-Паулу действует такой закон: если человек завещал свои органы на трансплантацию, то его семье не надо будет платить определённые налоги и счета, связанные с его кончиной.

Престижных кладбищ нет. Для состоятельных людей важнее, чтобы члены семьи были похоронены на одном участке. Богатые часто покупают эту землю заранее. Обычно выбирают или то кладбище, которое расположено неподалёку от места, где жил усопший, или то, где похоронены другие члены семьи. Если у скончавшегося были особые пожелания относительно своих похорон (например, развеять пепел над озером Титикака в Перу), это по возможности учитывается.





Норвегия

Андрей Михайлов

экономист

В Норвегии места на кладбище распределяет церковь. Место захоронения зависит от того, к какому приходу принадлежал человек и где он жил. Если вдруг семья хочет могилу в неположенном месте, а там места ограничены, нужно отправлять в церковь спецзапрос. При жизни норвежцы платят церковный налог - 2 процента от зарплаты, поэтому расходы на оформление документов не очень большие.

Церемония стоит от 2 тысяч евро. Само место на кладбище покупается на двадцать лет. Но родственникам надо оплачивать уход за могилой. Услуги садовника стоят от 100 евро в год. Через двадцать лет договор можно продлить (это стоит примерно 100 евро в год), иначе место отберут. Кстати, место на кладбище можно зарезервировать для себя и при жизни, это тоже стоит порядка 100 евро в год. Держать свободную могилу можно не дольше двадцати лет. Если у покойного не осталось родственников или он жил на социальное пособие, государство возьмёт на себя все расходы на похороны, включая церемонию.

Финляндия

Анна Грачева

журналист

В Финляндии две государственные религии - лютеранство и православие. Если усопший был прихожанином, то его похоронят на том действующем кладбище, лютеранском или православном, где есть место. Пойти в обход этого правила и договориться о месте там, где хотят родственники, не получится: в Финляндии с взятками строго. Все прихожане платят налог на церковь - 1,75 процента от зарплаты в год, - поэтому их отпевают бесплатно. Как правило, в этой же церкви устраиваются

поминки. Это может быть просто кофе и булочки, а может и целый стол, как в России. Количество еды зависит от того, сколько было денег у покойного. Интересно, что родственники ничего не платят за похороны, всё оплачивается из денег умершего. Если у покойного не было сбережений, тогда помогает государство, на похороны выделяется пособие. Родственники за свои деньги приобретают лишь букеты на могилу.

Человека хоронят только после заключения врача. Православные стараются похоронить на третий день, так как гроб в церкви открывают для отпевания. Лютеране иногда хоронят даже через месяц-полтора (ждут, пока съедутся все родственники, чтобы всем всё было удобно), гроб для прощания не открывают.

У моей знакомой умер свёкор.
Она влезла в долги и устроила поминки на 600 человек

Опять же, если умерший состоял в церкви, могилу выкопают бесплатно. Если был атеистом, то придётся эту услугу оплатить. В небольших городах это стоит 250 евро за два места на 25 лет. Вообще же организацией похорон занимаются, как и везде, специальные бюро. Чаще всего стандартный комплект обходится от 750 до 5 тысяч евро.

Отдельная статья расходов - это объявление в газете. Оно стоит от 240 до 2 тысяч евро. И это не просто прихоть родственников. Такая публикация имеет юридическую силу, в ней указана дата смерти. В течение шести месяцев со дня кончины все, у кого есть имущественные претензии к умершему (долги, споры, судебные разбирательства), могут заявить о них нотариусу, чтобы по истечении этого срока, когда будет открываться дело о наследстве, долги умершего вычли из наследства.

Грузия

Эвелина Ментешашвили-Вязовска

журналист

В Тбилиси есть 26 ведомственных кладбищ. Если у семьи нет семейной усыпальницы, то нужно обращаться в городскую администрацию. Администрация выделит место, которое нужно будет купить. Такое ведомственное место и сами похороны обойдутся в 250 лари (это примерно 125 евро). Через пятнадцать лет с разрешения санитарной службы здесь можно будет делать новое захоронение. Если умерший относился к категории «социально незащищённых лиц», то все расходы на его похороны берёт на себя мэрия. Крематориев в Грузии пока нет, православная церковь против кремации.

Но есть и дорогие кладбища. Цена за место там начинается от тысячи лари (500 евро). На таких похоронах обычно устраивают богатые поминки, и это отдельная большая статья расходов, ведь приглашают на них человек 150, не меньше.

У моей знакомой, владелицы овощного ларька, умер свёкор. Они приехали в Тбилиси из западной Грузии, там принято устраивать свадьбы и поминки на широкую ногу - такой обычай. Она влезла в долги и устроила поминки на 600 человек. Говорит, на это ушло 10 тысяч долларов. И это не считая ритуальных услуг и надгробия. Потом из-за долгов женщине пришлось продать квартиру. Она очень рассчитывала на денежные взносы друзей и родственников. (У нас принято оказывать материальную помощь семье усопшего.) Но, как ни странно, она не смогла собрать достаточной суммы. Странно, потому что денег обычно набирается столько, что остаётся и на организацию сороковин. В итоге эта женщина продаёт сейчас и свою лавку.

Израиль

Лия гельдман

редактор портала Beinisrael

Все похороны в Израиле организуются через религиозный институт, причём в законодательном порядке и на государственном уровне. Занимаемся ими Хеврат Кадиша (от ивр. «хевра» - «компания», «кадиш» - молитва по умершему). Хеврат Кадиша - это всё равно что компания «РЖД» на рынке российских железных дорог. Они заняли такое место, что все вынуждены к ним обращаться, - даже не знаю, есть ли другие компании, которые

занимаются похоронами. Управляют Хеврат Кадиша религиозные радикалы - у них даже вебсайт не работает по субботам (в Шаббат). К сожалению, они создали взяточную систему, чем ещё раз дали повод светским слоям населения себя ненавидеть и называть «охлей хинам» - «те, кто едят бесплатно», за счёт других граждан, налогов, государства и так далее. Например, они делают выгодные предложения для супругов, хоронящих своих ушедших любимых: «Купите себе землю рядом с супругом, а мы вам за это сделаем скидку». Сам труп в Израиле не кремируют, это не еврейский обряд. Для проведения обряда похорон требуется присутствие на церемонии семи взрослых мужчин. И далее всё по еврейским традициям: семь дней полного траура, сорок дней поминки и так далее.

Усреднённая стоимость похорон составляет порядка 1,5−2 тысяч долларов. Из них 200 долларов - стоимость услуг Хеврат Кадиша, около 1 400−1 500 долларов - памятник (часть этой суммы зачастую покрывает обязательная гражданская страховка), далее 50 долларов на молитву раввину на кладбище, ещё 30 могильщику и 15 за поминальную молитву через месяц.

Порой я жалею, что живу не в мусульманской стране, да и местные мусульмане « неправильные». Мало того что не обрезанные, так и хоронят их на третий день. Так же абхазские похороны сильно отличаются от российских.

Процесс выглядит так. В доме, где умерший, открываются ворота и начинается паломничество. Вся улица заставлена машинами и по дороге идет нескончаемый поток прощающихся. У гроба сидят женщины. Мужчины заходят, стоят пару минут и уходят. Затем, во дворе, подходят к родственникам мужчинам и выражают соболезнования. Но и после этого не уходят, а остаются во дворе. Если близко знали покойного, то могут оставаться так все три дня, если нет, то постояв минут тридцать уезжают. Женщины заходят и остаются стоять у гроба. Опять же, если близкие родственницы, то проводят все три дня у гроба, если нет то постояв час - полтора, уходят.

Покойный накрытый простыней лежит на кровати. В изголовье стоит стол с фотографией, на нем же цветы, фрукты, рюмка. Если покойный курил, то мужчина закурит сигарету и положит туда же. На ночь с ним кто-нибудь остается сидеть рядом.

Соседи во дворе дома сколачивают навес и собирают столы, что бы было куда посадить народ на поминки. Соседки готовят фасоль, соленья, рыбу и пхали. Мужчины варят абысту (мамалыгу) (На 9, 40 и 52 дня к мамалыге прибавятся торты и мясо. Готовить опять же будут соседи) Моют посуду, убирают двор, подают на стол.

Как узнают о смерти? Абхазия маленькое государство и работает сарафанное радио. Так же по местному телевидению бежит строка с указанием фамилии и имени умершего. О том что человека больше нет узнается по всей стране за пару часов.

В день похорон народа еще больше чем в дни прощания. Ни разу не видела чтобы священник отпевал умершего. Перед захоронением старший рода произносит о покойном речь, рассказывая какой хороший он был. Само захоронение происходит во дворе родового дома (большая редкость, когда абхазцы хоронят на общественном кладбище)

После похорон все присутствующие садятся за стол за общую трапезу. Когда народа много, то сажают партиями. После трапезы все расходятся, кроме соседей, задача которых все убрать.

К чему я завела этот разговор. Этот месяц для меня «богат» похоронами. Сначала умер сосед. Он грузин и все это действие было не три дня, а пять. Сегодня умерла двоюродная сестра мужа. Неделю назад была годовщина смерти ее старшей сестры, а сегодня ушла сама. Как все говорят от тоски. До 1941 года была большая семья: три сестры и три брата. Когда братья пошли на войну, то сестры поклялись, если братья не вернутся, то они возьмут обед безбрачия. Так они и прожили втроем долгую жизнь. Ушла последняя, самая молодая из сестер на 85 году жизни. В принципе, для Абхазии, возраст юный. Пусть земля ей будет пухом.

24-летняя Лариса часто полушутя-полусерьезно говорит: "видите, насколько я патриотична, приехала и обосновалась в Армении". Она родилась и выросла в Тбилиси, однако всегда знала, что ее место на исторической родине.

Беседа о жизни грузинских армян привела нас, мягко говоря, к раскрытию необычной традиции, которая была у грузин до недавнего времени — 2002 года. Оказывается, если в семье грузинских армян кто-то умирал, а один из членов семьи не был крещен, то прежде, чем предать умершего земле, проводились крестины.

Ларисе было 11 лет, когда умер ее дедушка. Родители знали эту традицию и быстро выбрали крестного, пригласили священника и сразу возле гроба провели обряд крещения детей.

"Священники пришли к нам домой, покрестили меня с младшим братом. А по тогдашнему обряду, покойника держали дома неделю. До сих пор у меня в памяти жива эта мрачная картина. Хотелось бы, чтобы хотя бы брат не помнил о ней", — поделилась Лариса.

С того дня крестины вызывают у нее противоречивые чувства, поскольку перед взором предстают воспоминания прошлого.

"Знаете, до сих пор я не могу носить крест на шее, и это связываю с тем эпизодом. Два года назад, когда я уже обосновалась в Армении, как-то пошла в церковь, и там мне посоветовали прийти сюда в день крестин и заказать службу", — сказала Лариса.

Секретарь пресс-службы Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Амбарцум Даниэлян в беседе с нами подтвердил, что подобная традиция была у грузинских армян вплоть до 2002 года.

"Когда пришел новый предводитель, в церквях Грузии, принадлежащих армянской епархии, данная традиция была запрещена. Ее больше нет. Местные обычаи имеют свое объяснение, однако не знаю, как трактовать подобный ритуал", — сказал он.

Среди грузинских армян данная традиция возникла в советское время. Священник признался, что советские годы были тяжелыми для Армянской Апостольской церкви в том смысле, что необходимо было приложить большие усилия для сохранения веры. Прихожанка Армянской Апостольской церкви, 60-летняя Карине рассказала нам, что в советский период обряд крещения во время похорон был частым явлением.

"Сейчас, если даже будут люди, которые захотят провести такой ритуал, наши духовные наставники не пойдут на это", — сказала она.

Несмотря на то, что данная традиция не применяется уже более десяти лет, однако она оставила свой негативный отпечаток на многих.