Группа мельница инструменты. История группы мельница. Биография, история жизни группы "Мельница"

Мельница — это самая знаменитая российская фолк-рок группа.

Семь полноформатных альбомов создали поистине уникальный феномен в фолк музыке и в отечественной музыкальной индустрии в целом.

Путь из крошечных клубов до огромных стадионов занял десять лет — тут были и радикальные смены состава, триумфы на радио, признание публики и огромное количество живых концертов. Группе удалось не только изменить отношение аудитории к фольклору, но и сделать фолк-рок таким популярным, каким мы видим его сегодня.

Творчество группы Мельница принято классифицировать как акустический или же электроакустический фолк-рок, но на альбомах можно услышать фолк-джаз («Ведьма»), классические рок-баллады («Дождь для нас») и даже колыбельные с арфой («Белая кошка»). Очень внимательный слушатель заметит в звучании Мельницы влияние таких титанов музыки как Led Zeppelin, Jefferson Airplane, The Rolling Stones и Дженис Джоплин.

Авторство большинства песен принадлежит Хелависе, есть песни на стихи У.Б. Йейтса, Киплинга и Роберта Бёрнса. Хелависа часто пользуется в песнях совместной творческой кухней с поэтессой Ольгой Лишиной (Лазури) и Иваном Малютиным (Лансер).

Хелависа — настоящая фолк-рок дива, профессиональный лингвист-индоевропеист, и как никто понимает работу слова. Тексты песен и музыка часто основаны на русской, кельтской, скандинавской мифологии, балканских балладах, легендах и верованиях.

Melnitsa is the most famous Russian folk-rock band founded in Moscow on October 15th in 1999.

7 full albums have created a phenomenon in folk-music which puts down roots deeply in the entire music industry.

Melnitsa’s way from tiny Moscow clubs till the largest capital stadiums took ten years full of triumph on the radio, changes in the line-up and enormous number of live concerts. Band has managed not only to make public change its attitude to folklore but they also succeeded in making folk-rock as popular as it is nowadays.

Music of Melnitsa is mainly considered to be an acoustic or electroacoustic folk-rock though there is a mix of folk-jazz («Witch»), rock-ballads («Rain for us») and even lullabies («White cat»). A very careful listener can hear influences of such bands like Led Zeppelin, Jefferson Airplane, The Rolling Stones and Janis Joplin as they are creative reference points for Melnitsa.

The authorship of the majority of the songs belongs to Hellawes (Natalia O’Shea) yet band has some songs based on W. B. Yeats, Rudyard Kipling and Robert Burns poetry. Hellawes also has constant co-writers Olga Lishina (Lazuri) and Ivan Malyutin (Lancer).

Adorable folk-diva Hellawes is a professional linguist, so she constantly uses a wide and vivid palette of indo-european mythology while writing songs. Lyrics and music are often based on russian, celtic, scandinavian, balkan ballads, legends and folk beliefs.

Бывшие участники группы


электровиолончель,
акустическая виолончель
(ноябрь 2005 — июнь 2017)
Алена Тумэн
бэк-вокал
(2013 — 2015)
Анна Дубинская
бэк-вокал
(2013 — 2015)
Алевтина Леонтьева
вокал, бэк-вокал,
автор музыки и текстов
(май 2006 — ноябрь 2007)
Сергей Заславский
флейта, мелодика,
жалейка, варган
саксофон, аккордеон,
аранжировки
(декабрь 2005 — май 2013)
Ирина Ширяева
вокал, бэк-вокал
(январь — май 2005)
Мария Цодокова (Шанти)
вокал
(ноябрь 2004)
Александр Леер
перкуссия, барабаны
(июль 2004 — ноябрь 2005)
Евгений Чесалов
бас-гитара
(апрель 2004 — ноябрь 2005)
Наталья Котлова
виолончель
(декабрь 2003 — ноябрь 2005)
Инесса Клубочкина
(Бурлакова)

скрипка, бэк-вокал
(октябрь 2003 — ноябрь 2005)
Роман Лютославский
(Прощенко)

перкуссия, барабаны
(сентябрь 2002 — июль 2004)
Наталья Масевнина
скрипка
(сентябрь 2002 — сентябрь 2003)
Дина Нигматуллина
виолончель
(2000 — декабрь 2003)
Умерла 20 октября 2013
Ольга Лопин а
(на фото в желтом)
второй вокал
(ноябрь — декабрь 2000)
Василиса Введенская
альт
(2000)

Кто из нас не мечтал сбежать от серой обыденности и попасть в сказку? Благо современный мир предоставляет множество возможностей для этого: разнообразные фильмы, фэнтези-литература, ролевые игры, театры и т. д. А для самых искушенных есть удивительная российская фолк-группа "Мельница"!

Биография группы

Некогда популярная команда под названием "Тиль Уленшпигель", в составе которой была нынешняя солистка группы "Мельница", распалась осенью 1999 года. Однако под чутким руководством Натальи О’Шей (Хелависа) коллектив был восстановлен под новым именем и успешно продолжил музыкальную карьеру.

В 2005 году песни группы "Мельница" попали в хит-парад «Чартова дюжина», хорошо знакомый любителям волны «Наше радио». С этого момента их творчество не только набирает популярность, но и становится частым гостем в эфире.

В декабре 2005 года часть коллектива откололась, организовав малоизвестную группу "Сильфы". Однако на замену им пришли новые музыканты, в том числе и вторая вокалистка Алевтина Леонтьева, которая хорошо известна по альбому «Зов крови». Впрочем, через два года она также покинула группу.

Инструментарий группы

Как уже говорилось, группа "Мельница" - это очень необычная команда, которая играет в стиле фолк-рок. Стоит заметить, что музыканты не ограничивают себя одним направлением и стараются разнообразить свое творчество не только акустической, но и электронной музыкой. Отдельно можно выделить нетрадиционные инструменты, которые и придают коллективу уникальность:

  • виолончель;
  • жалейка;
  • ирландская арфа;
  • флейта;
  • висп;
  • мелодика;
  • акустическая и электрогитара;
  • барабаны;
  • бас-гитара;
  • аккордеон.

Состав группы

Группа "Мельница", как и любой другой коллектив, на протяжении своей творческой жизни меняла состав неоднократно. Одни покидали команду, другие приходили, привнося свежие идеи для творчества. Если взглянуть на сегодняшний состав, то выглядит он так:


Хелависа

Интересна история появления необычной для русской девушки фамилии. Дело в том, что Наталья всегда питала слабость к кельтской культуре и ирландскому языку. Она окончила институт и аспирантуру, а также успела поработать ассистентом кафедры ирландской и кельтской филологии в 1999-2004 гг.

Во время стажировки, проходившей в Ирландии, Наталья познакомилась с Джеймсом Корнелиусом О’Шей, за которого и вышла замуж 21 августа 2004 года. С этого времени Хелависа живет в Европе вместе с супругом и двумя очаровательными дочерями, а Россию посещает лишь во время концертов.

Дискография группы

За свою карьеру фолк-рок группа "Мельница" выпустила множество дисков. Среди них 6 студийных альбомов, 1 концертный, 1 сборник лучших песен, 2 мини-альбома, 1 сингл и даже 3 видеоклипа.

Первый полноформатный CD под названием «Дорога сна» группа "Мельница" выпустила в 2003 году. Это, пожалуй, один из самых популярных и любимых фанатами альбомов. А в 2004 году команда записала диск Master of the Mill, который никого не оставил равнодушными. Правда, полноценным альбомом его назвать нельзя, так как на нем всего 7 песен, ранее выпускавшихся в сборниках. Особую ценность этому диску придавал тот факт, что было выпущено всего 1000 экземпляров специально для концерта в ДК Горбунова, поэтому найти его в продаже было невозможно.

В 2005 году песни группы "Мельница" набирают популярность, и на свет выпускается еще один диск «Перевал», в котором появляется мужской вокал (А. Сапков). Не всем такие изменения понравились, и фанаты разделились на два лагеря. Однако вскоре все привыкли и страсти улеглись.

2006 год принес слушателям «Зов крови», вместе с популярными по сей день песнями «Ворожи» и «Дракон». Кроме того, в этот диск вошли два бонусных трека - «Рапунцель» и «Белая кошка». Хотя встретить их можно лишь на подарочном издании.

После трехлетнего перерыва Хелависа и ее команда вновь радуют своих почитателей новым альбомом под названием «Дикие травы». И снова многие песни появляются среди верхних строчек хит-парадов на «Нашем радио».

Очередной ограниченный тираж в 2000 дисков, выпущенный к концерту в 2011 году, носит название «Рождественские песни». Его также нельзя найти в продаже. В этом альбоме записаны песни, ранее никогда не издававшиеся.

Одним из не самых удачных альбомов группы стал диск «Ангелофрения» в 2012 году, который позже был издан еще и в версии live. Однако группа быстро исправилась и в 2015 году порадовала слушателя новыми песнями альбома «Алхимия», официальный релиз которого прошел 9 октября этого года.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни группы "Мельница"

Все началось с того, что Хелависа решила позвонить... Нет... Не с этого. На самом деле все началось с того, что белорусский монах-расстрига Руслан Комляков решил перестать быть белорусским монахом, а вместо этого решил стать русским музыкантом.

И вот что из этого получилось...

ПРЕДПРЕДыстория группы:

Для этого Руслан бросил родной монастырь где-то в Белоруссии и переехал в Москву, где стал искать музыкантов, а параллельно писать песни. Шел 1996 год. Ну, примерно так, если верить старожилам.

Идея была проста - камерный акустический состав и песни, напоминающие своим общим настроением и музыкой средневековые менестрельские баллады, песни, танцы... И ему удалось найти музыкантов, готовых поучаствовать в этой затее. Ими стали скрипачка Ольга Харитонова, флейтистка Наталья Филатова и виолончелист Эдик (чтоб я знал его фамилию; кто знает - сообщите). Сам Руслан играл на гитаре и пел. Группа сначала назвалась "Уленшпигель", но вскорости переименовалась в "Тиль Уленшпигель", ибо в Казани обнаружился "Уленшпигель", существующий уже давно. Почему Руслан именно так назвал свою группу - сие мне неизвестно, но название прижилось, и даже в какой-то момент стало восприниматься совершенно естественно, как-будто так оно и надо.

Группа играла, репетировала, набирала репертуар и даже записала 2 студийных альбома: "Герои" и "Вавилон". Песни об ту пору принадлежали исключительно перу Руслана, а все остальные участники по сути были сессионными музыкантами - просто получали небольшие деньги с каждого сыгранного концерта. И надо заметить, весьма небольшие, но об этом позже.

1998 год группа встретила имея неплохой багаж: 2 альбома и пачку концертов, сыгранных в различных клубах и на разных фестивалях. Но это все ПРЕДПРЕДистория. А ПРЕДистория начинается именно в этом году, потому что в этот год в состав группы вошли те люди, которые потом образовали костяк "Мельницы".

Случилось это так...

ПРЕДыстория группы:

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Где-то в начале весны 1998 мой старый друг Денис Скурида рассказал, что познакомился с любопытным человеком, музыкантом Русланом Комляковым. Он ездил брать у него что-то вроде интервью, толи для Russian Gothic Project, толи для какого-то подпольного журнала, издаваемого кем-то из наших тогдашних знакомых - не так уж это и важно теперь. Руслан выдал ему запись одного из альбомов его группы, которую Ден и предложил моему вниманию.

Первым, что я услышал, была легендарная песня "Портвейн и колбаса". Песня была забавная, и я поинтересовался названием сего богоспасаемого коллектива, на что получил ответ - "Тиль Уленшпигель". Подивишись названию, я узнал еще одну прелюбопытнейшую новость: Руслан так хорошо пообщался с Деном, что решил предложить ему роль перкуссиониста в своем коллективе, а Ден неожиданно (наверное, даже для самого себя) согласился, хотя ни разу в жизни не играл ни на каких других инструментах, кроме гитары. Но... Видимо, Руслану ОЧЕНЬ был нужен хоть какой-то перкуссионист, а Ден ОЧЕНЬ уж хотелось играть хоть в какой-то группе хоть на чем-нибудь, и поэтому соглашение было достигнуто, и Ден приступил к репетициям.

А через три дня после этого был концерт! Я там был, пива вроде пил, и группа мне понравилась, хотя концерт был супер-камерный и проходил ажно в интернет-кафе Screen в Люблино. Кстати, там же присутствовал и еще один из нынешних музыкантов "Мельницы" - Алекандр Степанов.

Ушла зима, настало лето... И именно летом 1998 года у Руслана появилась нездоровая (или здоровая?) идея несколько разнообразить не только репертуар группы, но и ее исполнительский состав. А именно - ввести женский вокал! Ну и ничего удивительного, что первыми, к кому он обратился были музыканты его же коллектива. И вот тогда Ден вспомнил про Хелавису, с которой познакомился еще летом 1995 года на какой-то реконструкторской тусне (т.е. рыцарском турнире) в Коломенском, где взял у нее телефон, по которому ни разу не звонил. Ну, и поскольку Хелависа уже к тому моменту была довольно широко известна среди реконструкторско-ролевой тусовки своими домашними кустарными записями (я еще раньше слышал парочку в исполнении магнитофона, но не впечатлился, ибо качество было ужасное, а некоторые из них до сих пор ведь ходят по рукам!), а кроме того еще и хорошо пела и сочиняла песни, то телефон был выдан Руслану для последующего прозвона на тему "а не хотели бы вы...". Оказалось, что очень даже! Таким образом группа обрела не только женский вокал, но и второго автора музыки и текстов.

Началась работа над аранжировками к песням Хелависы. Премьера состоялась в клубе "Станиславский". Первыми песнями были "Горец" и, дай бог памяти, "Змей". Их-то и следует считать самыми старыми в репертуаре "Мельницы". И в очередной раз меня угораздило поприсутствовать при историческом событии. "Горец" мне понравился, а Хелависа - нет. Ну, то есть, как поет - понравилось даже очень, а вот, что ведет себя неестественно - не понравилось. Позднее я понял, что так, наверное, ведет себя каждый человек впервые вылезший на сцену петь свои песни.

Далее был целый год чрезвычано успешной концертной и вообще творческой деятельности. Именно в этот год (с лета 1998 по лето 1999) группа "Тиль Уленшпигель" достигла пика и в своем творчестве и в своей популярности. Были созданы "Мора", "Оборотень", позднее утряная и ныне восстановленная "Ольга", "На север", "Лорд Грегори", "Рапунцель", "Зима", "Дорога сна"... Все песни принимались публикой очень хорошо. Могу это утверждать, потому что сам тогда принадлежал к этой публике. Из других знаменательных событий залуживают упоминания уход из группы виолончелиста Эдика, скрипачки Ольги Харитоновой и приход в нее тогдашних студенток Академии им. Гнесиных скрипачки Марии Болычевой и виолончелистки Александры Никитиной. А еще в группу пришел очень хороший перкуссионист и вообще ударник Паша Давыдович. Ныне он играет в группе "Разнотравие" из города Рыбинска, которая существовала и тогда, но в каком-то очень вялотекущем виде (то ли дело сейчас!). Именно Пашка придумал чуть ли не все перкуссионные партии к перечисленным выше песням, да еще и хорошенько поучил Дена играть на перкуссии.

Примерно тогда же группа обрела своего бессменного звукорежиссера Анну Кондакову. Тогда она тоже училась в Гнесинке на факультете звукорежиссуры и была случайно встречена Сашей Никитиной в туалете Академии. Саша спросила ее, не хочет ли она порулить звук на коцерте у группы "Тиль Уленшпигель", и Аня опреметчиво согласилась... И хорошо, что согласилась. Что бы мы теперь без нее делали...

Казалось бы, настали чуть ли не золотые времена... Полные залы клубов, масса репертуара, хороший профессиональный коллектив, куча планов, даже спонсорская поддержка, но... Кризис не заставил себя ждать. А все дело в том, что у Руслана были какие-то свои очень отдельные понятия о том, как следует обращаться с людьми, с которыми он работает. В частности, например, сколько им надо платить денег, и надо ли вообще. Частенько денег музыкантам не доставалось совсем, и это, конечно, не могло продолжаться очень долго.

Буря разразилась в октябре 1999 года после одного из концертов. Наташа Филатова объявила о том, что с Русланом она больше работать не будет, а вся остальная группа вдохновленная ее примером последовала за ней. Группа распалась. Ден Скурида и Маша Болычева уже подались в другой проект, Паша еще летом вернулся к себе в Рыбинск. Казалось, что группа распалась совсем и некому собрать осколки воедино. Но...

ИСТОРИЯ группы:

Вот тут-то Хелависа и решила позвонить Дену с предложением воссоздать группу на основании равенства, братства и честного дележа вымогаемых на входе в клуб денежных средств, но уже без Руслана и под другим названием, которое еще предстояло придумать. Ну и позвонила, ясен пень! Ден выслушал, согласился, что идея неплоха и взял на себя роль главного администратора, а также обзвон всех остальных бывших участников "Тиля" с предложением присоединиться к воссоздаваемому проекту. Состав был обзвонен и полностью согласился с предложением.

Название чуть позже придумала Хелависа объяснив это примерно так: "Очень милое сказочное сооружение, нам подходит". Это потом уже объяснение обросло всякими подробностями того, что подразумевается под словами "милое сказочное сооружение", а именно - "обиталище красноглазого мельника-колдуна из славяно-балтийского фольклора; некий демиургический механизм, не только превращающий зерно в муку, но и творящий свой необыкновенный мир, как мельница Сампо" и т.п. А тогда это была просто очень милая сказочная "Мельница".

Первый концерт состоялся в клубе "Форпост" 29 октября. Причем, в афише все еще значился "Тиль Уленшпигель", поэтому Хелависа начала концерт словами: "Здравствуйте. Мы вас немножко обманули. Дело в том, что заявлена была группа Тиль Уленшпигель, а сейчас вы видите перед собой группу Мельница, потому что мы все ушли из группы Тиль Уленшпигель и образовали другую группу. Если кто-то хочет, то он может получить свои деньги обратно, а для тех, кто останется мы сыграем." Не помню, чтобы кто-то ушел. И я, естественно, тоже остался. Концерт получился дивным, хотя Хелависе было трудновато одновременно играть на гитаре и петь, но эту проблему еще предстояло решить.

И вскоре она была решена. В группу пригласили нашего старого друга Александра Степанова по прозвищу "Грендель", который почитался в наших кругах за самого крутого гитариста. Однако же, имея нулевой опыт игры в коллективе (это совсем не то же самое, что играть одному, без ансамбля то есть), Грендель коллектив быстро разочаровал, и тогда родилась "светлая" идея пригласить в группу меня. Должен признать, что мой опыт игры в коллективе на тот момент также стремился к нулю, а следовательно группа "Мельница" вобщем-то поменяла шило на мыло. Но, тем не менее, я в составе задержался надолго, постепенно совершеноствовал свои навыки и в итоге даже перестал вызывать своей игрой гримасы боли на лицах товарищей по группе. Гренделю же еще предстояло Второе Пришествие, которое состоялось в 2001 году, когда Хелависа на полгода покидала группу, уехав в Ирландию на стажировку. Второе Пришествие Гренделя прошло куда удачнее первого. Толи он там где-то потихоньку тренировался весь год, надеясь присоединиться, толи просто момент был подходящий, но с тех пор он играет в группе.

Было много концертов, много работы, поездок. Из группы ушла сначала виолончелистка Саша Никитина и присоединился волончелист Алексей Даниленко, потом ушел и он, а в группе успела поиграть нынешняя вокалистка и альтистка группы "Вилы" Василиса Введенская. В качестве второго вокала у нас поработали немного Дина Хацко и Ольга Лопина, но не сложилось. В группу пришла виолончелистка Дина Нигматуллина, которая теперь уже работает у нас больше года, чему мы все искренне рады, а потом мы расстались и с Деном и Машей и приобрели Наташу Масевнину в качестве скрипачки и Рому Лютославского в качестве перкуссиониста. Но это уже все новейшая история и ее писать пока что рано. Поэтому кончик истории я скомкаю, чтобы все облизнулись и обломались, но однако же...

Для российской музыкальной сцены – проект уникальный. Некоторые «горячие головы» склонны утверждать, что вообще в Европе такого больше нет. «Такого» - это сочетания элементов, каждый из которых в отдельности, может быть, и не оригинален, но которые не найдешь все вместе в рамках одного музыкального проекта.

Начинается все с состава. Мало того, что «Мельница» - группа живая, играющая живую музыку, не фанерную, так при этом еще и в полной акустике: скрипка, флейта, виолончель, две акустические гитары, разнообразная перкуссия и, конечно, вокал. Вместе с тем, подобный состав вовсе не делает группу академичной, камерной. Рок-н-ролльный драйв присущ ей ничуть не менее, чем многим по-настоящему роковым составам.

Определение стиля «Мельницы» - отдельная проблема. Когда малознакомые или вовсе не знакомые с творчеством группы люди задают вопрос «а в каком, собственно, стиле вы играете», это ставит в тупик даже самих музыкантов. Вдохновение они черпают почти во всех стилях, разве что кроме электронно-индустриальных течений. Тут есть и отголоски классики (сказывается музыкальное образование), и фолка (русского, кельтского, скандинавского и даже испанского), и менестрельских баллад, и мрачноватость готики, и энергетику и рифы рока, а в некоторые песни так и просится гитара потяжелее. При всем этом, «Мельница» напрочь лишена какой-то излишней концептуальности, сложности в восприятии, расчета на изрядно подготовленного слушателя, что почему-то свойственно почти всем коллективам, работающим в сложносмешанных стилях. Итог этого любопытный: за своих группу принимают и любители фолка всех мастей, и любители готики, и любители металла, и любители русского рока.

О чем же можно петь под такую музыку? Основная тема – конечно лирика о любви, о ненависти, о красоте, о жизни и смерти, но в этаком "сказочно-волшебном" варианте. Разброс большой – от мистики до чего-то милого и близкого вроде Братьев Гримм. Кто-то и правда назовет это сказками, кто-то скажет «фэнтези», а кто-то расслышит, что это все на самом деле о нашей вполне реальной, земной жизни. Поэтому группу любят старушки-гардеробщицы и семнадцатилетние панки, романтические девицы и суровые офицеры российской армии, бедные студенты и богатые коммерсанты… Именно такое вавилонское смешение публики можно видеть на концертах «Мельницы».

Основа творчества «Мельницы» - это стихи и музыка написанные музыкантами группы. Кроме того «Мельница» исполняет и песни на стихи Гумилева, Цветаевой, Йейтса, Бёрнса.

Группа существует уже более пяти лет и за это время успела поиграть почти во всех московских музыкальных клубах, имеющих возможность разместить у себя стремительно растущую аудиторию. 2 апреля 2004 года в ДК им.Горбунова состоялся первый большой сольный концерт группы организованный концертным агентством “Мельница”. Выступление прошло при полном аншлаге и собрало более 1700 человек.

В апреле 2003 года группа записала дебютный полноформатный альбом “Дорога сна” изданный компанией “CD Land Records”. Второй диск “Master of the Mill (EP)” был выпушен своими силами специально к концерту в ДК им.Горбунова и включил в себя произведения записанные 2 годами ранее и издававшиеся только на сборниках плюс 2 новых трека.