Группа «Кукрыниксы»: биография и дискография. Солист «Кукрыниксов» Алексей Горшенёв: «Творчество опустилось до уровня жрачки. Руки бы поотрубал! Выставки и наследие Кукрыниксов

Это статья про художников. Про группу см. Кукрыниксы (группа) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 (Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом) Кукрыниксы творческий… … Википедия

Кукрыниксы: Кукрыниксы творческий коллектив советских художников графиков и живописцев. Кукрыниксы российская рок группа. Кукрыниксы первый альбом одноимённой группы … Википедия

Промзона Годы Группа Промзона образовалась в конце 2001 года в городе Краснодаре. Названием группы послужило место, где участники коллектива так любили тусоваться (Промзона) За время своего существования Промзона успела выступить с такими… … Википедия

Это статья про рок группу. Про художников см. Кукрыниксы. Кукрыниксы Годы С 1997 года по настоящее время Страна … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Кукрыниксы (значения). Кукрыниксы … Википедия

Это статья о рок группе. Существует также статья о месяце декабрь. Декабрь Декабрь Годы 1999 … Википедия

Король и Шут Король и Шут Годы с 1988 по настоящее время … Википедия

Король и Шут Король и Шут Годы с 1988 по настоящее время … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Рок группа. Рок группа Жанры рок Годы 2003 … Википедия

Книги

  • Рассказы и повести. 1883-1891 , Чехов Антон Павлович. Рассказы и повести Чехова, написанные и опубликованные с 1883-го по 1891 год, представляют собой творческую иллюстрацию развития авторского дарования. В коротких анекдотах, сценках и…
  • Рассказы и повести. 1892-1903 , Чехов Антон Павлович. Рассказы и повести Чехова, написанные и опубликованные с 1892 по 1903 год, совсем не похожи на раннее творчество Антоши Чехонте. В 1890 году Чехов отправляется на каторжный Сахалин. Все…

Владивосток, 6 мая - АиФ-Приморье. Группа «Кукрыниксы» 3 мая выступила на сцене ТКК «Underground» во Владивостоке. Это первый за всю более чем 15-летнюю творческую карьеру коллектива концерт в столице Приморья. Перед концертом мы поговорили с солистом группы Алексеем Горшенёвым, который раскрыл тайны и сложности поиска истины в современном мире, рассказал о своем отношении к алкоголю и конкуренции со старшим братом - лидером группы «Король и шут».

Очень приятно вас видеть во Владивостоке. На концерте ожидается аншлаг и в связи с этим вопрос - вам какая атмосфера больше нравится: когда много людей или когда, наоборот, более камерные концерты?

Алексей Горшенёв: Когда много людей. Артисты - люди тщеславные и требуют особого внимания. А что вы думаете, артист вам скажет: «Да не, мне человек семь достаточно будет, я буду рвать их тут»?

- Нет, ну вы же понимаете, что «много людей» - это понятие расплывчатое. Так стадион или концертный зал?

А.Г.: Это не важно. Главное, чтобы были стены заполнены. Вот они есть стены, они должны быть все заполнены - большие или огромные - это не важно!

- В вашем творчестве вас вдохновляют в большей степени положительные или отрицательные эмоции?

А.Г.: Мы не можем абстрагироваться от негативных эмоций, либо от позитивных - они общее целое. Это называется жизнь. Это называется ток электрический. Вот и все. Стараюсь быть искренним и наступать на хвост истине. А хвост истины меня тащит к тому, что нужно четко смотреть в лицо жизни и не бояться ни негатива, ни позитива. Поэтому я анализирую жизнь такой, какая она есть, и она состоит из всего, что есть.

В одном из интервью несколько лет назад вы говорили, что исполняете на всех концертах песню «Никто», что это ваша любимая композиция. По прошествии лет что-то изменилось, у вас появились какие-то новые песни, которые вам так же нравятся? Может, какая-то песня ее затмила из вашего нового творчества? Или она по-прежнему ваша любимая?

А.Г.: Я бы не сказал, что мне нравится именно «Никто», а все остальные так себе. Может быть, она просто наиболее удачно сделана аранжировочно. На некоторые композиции ты надеешься, а потом что-то провалилось либо в аранжировке, либо еще в чем-то, и ты начинаешь ее недолюбливать. А вообще для меня среди собственных песен нет лучше или хуже - есть удачные и неудачные.

Про вашу связь с Есениным часто спрашивают. Вы сами однажды сказали, что не все стихи удается переложить. Есть какие-то стихи, которые никогда не получится переложить на музыку, и вы об этом жалеете? Или наоборот, стихи, которые вы и не будете пытаться переложить на музыку?

А.Г.: Нет, жалеть - это совсем уже круто. Все-таки, наверное, если бы я жалел, то приложил бы все усилия для того, чтобы это сделать. Нет, я не жалею, ни в коем случае. Дело в том, что мне бы хотелось зацепить его любовь к деревне, но это сложно. Просто не понимаю, как это сделать - я не деревенский человек, могу ошибиться. Вот в глубине его терзаний я ошибиться вряд ли смогу, потому что иду приблизительно в том же направлении, я его понимаю. А вот его любовь к деревне не разделяю, и поэтому мне сложно. Просто не понимаю, что он в этом находил. Я человек городской и мне чужда деревня.

- А что за история с Константиновым? Вам благодарность музей объявил, а может какую-то совместную работу?

А.Г.: Нет, просто люди позвонили нашему директору, сказали огромное спасибо, они прониклись этим, и мне это на самом деле очень приятно. Люди - профессионалы, они знают Сергея Есенина, всю его подноготную, его любят гораздо больше, наверное, чем я. И вот они нашли во мне, так сказать, музыкального проводника его творчества.

В последнее время музеи пытаются принять какие-то новые вещи, чтобы молодежь привлечь так или иначе - не предлагали ли проекты какие-то совместные?

А.Г.: Они попросили: «Не могли бы вы выступить?», но для этого нужна серьезная техническая база. Это нужно делать рядом с тем местом, где он (Есенин - прим. АиФ) жил, нужно делать акустику - это все очень затратно, я на такие шаги еще не готов.

- За 15 лет вашего творчества есть ли какие-то моменты, которыми вы особенно гордитесь?

А.Г.: Вы знаете, я получил огромное удовольствие от работы вместе с Юрием Каспаряном, гитаристом группы «Кино». Он вообще человек весьма закрытый, и когда наш директор Игорь предложил ему поработать вместе, он сказал: «Давай так, Игорь, если мне ребята не понравятся, я просто скажу, что извините, мы не будем». И вот на протяжении долгих лет мы с ним остаемся хорошими приятелями, а он человек очень закрытый и вообще слова никому не скажет. Посидит и скажет: «Ну все, извините, я пошел». Ну а вообще есть какие-то творческие успехи, но я о них не хочу пока говорить, бог с ними.

Вы говорили, что очень важный для вас момент, когда вы увидели первую «Ассу» и в конце песня «Перемен» - она что-то поменяла у вас в душе.

А.Г.: Я увидел настоящего рок-героя, который мне близок, которого я понимаю. И в тот момент я подумал, что это действительно мой единомышленник. Не просто какое-то фенство (от англ. fence - забор, имеется ввиду «видимость»), здесь я увидел энергию. И действительно, мы с ним дышали в одном темпе, в одном русле думали. Я тоже романтик, я тоже темный романтик, и это меня поглотило в нем.

- А что касается киноленты? Первая часть - что она для вас значит, и успели ли вторую уже посмотреть?

А.Г.: Нет, вторую не смотрел. А первая часть - хорошее кино. Оно характеризует то время, изменение в социуме, да и вообще в мышлении.

Гастроли - очень тяжкий труд. Выступления, концерты - вы на них отдаете всего себя. Как вы отдыхаете? Очень тяжело представить таких мужественных людей расслабленными. Каким образом вы отходите от этого напряжения?

А.Г.: Да никак, это все накапливается как снежный ком. Потом начинаешь с ума сходить. Раньше пили много, а сейчас я вообще не пью. Сложно, это очень сложная тема. Что такое по сути гастрольный тур? Постоянно одно и то же, ты постоянно на сцене, уже и в жизни становишься героем. Вошел в роль, и уже очень сложно выйти из нее, так и начинаешь с ума сходить, наблюдаешь за всеми. Все время кажется, что я на сцене. Сумасшедший такой образ жизни. И из этого никак не выйти, то есть нужно время отдыха, отсидеться, отлежаться. Тур - это такое, с одной стороны интересное времяпрепровождение, с другой стороны мы знаем, что если мы едем в тур, то оооо!

В ваших отношениях с братом (солистом группы «Король и шут» Михаилом Горшенёвым - прим. АиФ) есть какая-то конкурентная борьба?

А.Г.: Какой-то прямой конкуренции нет. Я бы так не сказал. Вряд ли.

Вы развиваетесь, много всего пробуете, для вас отношение к творчеству, как вы начинали и как сейчас - оно же изменилось? Происходит какое-то переосмысление, переоценка для вас вашего же творчества? Расскажите, пожалуйста, немного, какие позиции для вас поменялись.

А.Г.: Я считаю, что мой путь - это естественный путь человека мужского рода, находящегося в вечном конфликте между внутренним и внешним миром. Рок-музыка способствует разрешению этих проблем. Но, к сожалению, это все происходит на фоне уничтожения физической целостности организма - почки, печень, убийство нейронов не миллионами, а миллиардами. Это тонкий вопрос, его можно развить очень серьезно, но я бы не хотел этого делать.

В одном интервью вы говорили, что «когда мы подружились с компьютером, тогда мы есть». С годами процесс записи песен стал легче? В чем плюсы, в чем минусы компьютеризации?

А.Г.: Плюс в том, что я сам умею сводить композиции. То есть, допустим, Есенина я делаю сам: записываю все сам и свожу дома. В этом есть огромный плюс: не нужно растрачиваться и слушать недоделанных звукорежиссеров, которые в этом ничего не понимают и делают из этого вид типа «Леша, я сделаю, ты посиди». Ничего подобного!

- То есть именно негативный опыт подтолкнул вас к таким шагам?

А.Г.: Да, мне не нравится, как люди сводили наши альбомы. Есть один-единственный позитивный вариант сведения - это был альбом «Шаман», но там участвовали люди, которых я безмерно уважаю. И мы отнеслись к нему, что надо так сделать.

- То есть впредь вы планируете полностью сами заниматься записью или все-таки кого-то привлекать?

А.Г.: Мне бы хотелось наш номерной альбом «Благодать» сделать самому. Чтобы не было как раньше: «Блин, ребята, у нас времени нету, через неделю нужен выпуск», и махнуть рукой. Ни в коем случае! Больше я так делать не буду.

По поводу времени: вы сказали, что сейчас нет вот той волны, которая нас так захлестывала, что некогда было гитару нормальную выбрать… А сейчас появляются в ротациях те же рок-композиции, на каких-то станциях, где этого не было никогда. На ваш взгляд, реально ли, что сейчас будет вторая рок-волна? Или того, что было, уже не будет никогда?

А.Г.: Честно сказать, я не слежу за тенденциями сегодняшнего музыкального мира, мне это не интересно. Мало того, я считаю, что сейчас это сделать очень сложно, потому что нет излома. А любая агрессивная мысль, она возникает тогда, когда ты понимаешь, что что-то здесь не так. Когда ты понимаешь, что что-то меняется, и тут же анализируешь, что было и что будет. Мысль рождается только в том случае, если есть конфликт в чем-то. Сейчас все очень гладко, очень мягко и можно развиваться только в техническом умении, нарабатывать себе руку в чем-то там, ну то есть как в профессии, но ни в коем случае не как развитие мозгов. Я не вижу возможности развития рок-музыки в нашей стране, если люди будут относиться к рок-музыке как к просто техническому искусству. «А вот знаете, мы хотим записаться как фины, либо как немцы...и у нас это все зазвучит!» Мы страна с другим менталитетом, мы дети Достоевского и Толстого. А те люди, они никакого отношения к развитию мозговой деятельности, я имею в виду тех, что за океаном, не имеют. Они поют какую-то чушь, любая команда, кто бы они ни были за бугром, они ставки делают больше не эстетику жанра, нежели чем на мозговой штурм. Меня это не интересует. Я не за эмоции, я за то, чтобы наступать на хвост истине. Меня эмоции не интересуют.

Вы знаете, есть такая тема: Откуда действие берется? Вот когда вы уже что-то сделали, откуда это взялось? Это потому что вы подумали, да? Для того чтобы что-то сделать, вы продумали и это сделали. А откуда вы продумали? Из-за эмоций или из-за того, что вы взвесили все, решили, подумали и сделали. Так вот эмоции мешают правильности этого дела. Вы можете потом об этом пожалеть. Но для вас, для девушек, это единственный выход выжить. А для мужчин он наоборот: единственный выход выжить - это логическое мышление. Потому что он будет идиотом, если вдруг подумает «зачем я это делал?». И дело не в сомнениях, дело в том, что он замахнулся, ударил, а все это вышло без взвешивания ситуации, а так мужчина не должен поступать. Для женщины это нормально, мало того, так и должно быть. Она не должна думать логически. Она должна ощущать все, она должна жить ощущениями, любить, она не должна думать, что у нее сзади. Она должна бежать, стирая ноги, к своему любимому мужчине, вне зависимости от логического размышления: кто он, что он и как. А мужчина должен все делать иначе. В этом и заключается то, на что вы обратили бы внимание, что бы вы охарактеризовали вопросом «что вы сделали за 15 лет в рок-музыке?». Я на это обратил внимание и считаю, что я прав. То есть считать правым - это значит много мыслить, анализировать и иметь под собой какие-то определенные доводы, факты, аргументы, которые говорят, что я прав. То есть я могу абсолютно на любую тему с вами говорить, и я буду прав. К сожалению, для вас это кажется агрессией с моей стороны, а с моей стороны это не так.

- Алексей, вы иногда произносите фразу «не все то гусь, что из воды торчит». Что вы под ней понимаете?

А.Г. : Это основа всего. Это я понимаю так: вы взяли хлебушек, его в воду накидали, в расчете на то, что гусь прилетит, приплывет, он вам нужен. Ну, вы видите гуся. Зачем вы хлеб накидали, если так коряга стоит в воде? Зачем вы свое время растратили на то, чего там нет? Ну, вы увидели что-то там, подумали, что гусь, вы не знаете, гусь там или что, вы начинаете либо к нему плыть, либо хлебушек кидать, чтобы его заманить - вы время растрачиваете зря. Вы все сделали для того, чтобы он приплыл, а это коряга в земле. Я тоже не сразу к этому пришел. За 15 лет в рок-музыке меня это прибило к моему берегу.

- А когда вы стали это понимать?

А.Г.: Когда я стал понимать, что алкоголь имеет возможность тебя бросить на дно и ты можешь быть любым лузером в любой ситуации, когда есть возможность проанализировать себя в творческом подъеме на высоте кайфа «блин, что я сделал, это же прикольно, я же молодец!» и быть абсолютным злом на стороне алкоголя. Есть возможность сравнения и анализа. И если ты можешь сравнить абсолютный минус и абсолютный плюс, то возможен факт, что ты можешь это все довести до какого-то абсолютного нуля, то есть дойти до истины. Нельзя быть средним человеком и думать, что ты все знаешь. Нужно быть абсолютным злом и абсолютным плюсом, то есть иметь возможность сравнения. И рок-музыка в этом помогает. И вообще рок - это возвышение, это гора, а значит, мы имеем возможность быть на горе, а гора состоит и из того, что вы имеете возможность быть внизу. Есть что сравнивать, понимаете?

- При написании песен было такое, что вы чувствовали, что вот это будет бомба, это будет хит?

- У вас сейчас закончится тур - что будете делать дальше?

А.Г.: Мне нужно закончить вторую часть Есенина «Смерть поэта», а дальше посмотрим. Есть всякие мысли, но я пока не хочу их раскрывать. У нас люди, как фраза из песни «Хрустальный мир» - чуть откроешь двери, сразу понабегут звери и начнут лаять «вы нам обещали, а сами ничего не сделали». Я вообще ничего не буду говорить, меня это угнетает. Люди, требуя, ставят при этом еще и меня в неловкое положение. Творчество уже опустилось до ситуации жрачки. Сидят люди и все время на энтер давят и говорят «дай мне, дай мне жрачки». Руки бы поотрубал! Нет, не все такие. Я и не говорю что все. Но это же ведь не делает проблему меньше. Просто это факт сегодняшнего дня. И меня это раздражает жутко. Поэтому я стараюсь больше этим не заниматься и не подпитывать людей своими планами, мне это неинтересно. Они от того, что у меня есть, возбуждаются, им от этого здорово, потом перевозбуждаются, и мне становится от этого хреново. Я что, сам себе враг?

- И ваши пожелания, пожалуйста, всем.

А.Г.: Хотел бы пожелать людям, чтобы они помнили фразу Ричарда Баха «Все, что мы видим - это иллюзии, все, что вокруг нас - это и есть реальность». То есть не надо дураком быть. Вот так.

Группа «Кукрыниксы» - известный российский рок-коллектив, бессменным лидером и основателем которого является Алексей Юрьевич Горшенев, он же «Ягода» - это прозвище придумал он сам, что означает: «Я Горшенев». Он - младший брат лидера коллектива «Король и Шут».

Откуда взялось название «Кукрыниксы»?

В качестве названия группы был использован псевдоним трио советских художников-карикатуристов. В их состав входили: Куприянов Порфирий и Николай Соколов. Собственно, по первым слогам фамилий двух членов трио и имени третьего и был создан общий псевдоним. Эта группа художников известна своими злободневными, язвительными, сатирическими и патриотическими карикатурами.

Участники же рок-группы утверждают, что название появилось случайно, просто возникло в качестве прозвища за сатирическое отношение к происходящему и к жизни вообще. В истории коллектива, написанной лидером и основателем «Кукрыниксов» Алексеем Горшеневым, сказано, что название придумал он сам и что сейчас бы он так уже не рискнул. Название появилось как временное, но прижилось и закрепилось за группой. А сама группа заняла достойное место на отечественной рок-сцене. Кстати, во время записи второго альбома Алексей настаивал на смене названия на вариант «Натура», но участники коллектива его отговорили. И теперь уже трудно было бы представить эту группу с другим названием.

Группа «Кукрыниксы»: стиль, направление

Музыкальный стиль группы со временем трансформировался, но всегда укладывался в рамки рок-музыки. В начале своего существования коллектив играл в что можно отчетливо услышать на первых их альбомах. Позже рок-группа «Кукрыниксы» несколько отошла от этого стиля. В последующих музыкальных альбомах всё же прослеживается влияние постпанка.

Первое появление на сцене

Первый концерт группы «Кукрыниксы» состоялся 28 мая 1997 года в культовом клубе «Полигон», который уже закрыт. Собственно, от этой знаменательной даты и ведется официальный отсчет времени существования музыкального коллектива. Уже на этом самом первом настоящем концерте группой заинтересовались представители компании звукозаписи Manchester Files. Проходит около года, и у музыкального коллектива появляется первый альбом, который по старой традиции, заведенной ещё иностранными рокерами, был именован по названию группы. Альбом содержал всего 12 песен. Две из них сразу приобрели популярность - это «Солдатская печаль» и «Это не беда», которые и по сей день являются музыкальными «визитными карточками» группы. В записи альбома участвовали: солист группы «Кукрыниксы» Алексей Горшенев; Александр «Ренегат» Леонтьев (позднее покинул коллектив и присоединился к группе «Король и Шут», где и находился до 1 января 2014 г. Теперь его группа называется «Северный флот»); Дмитрий Гусев и Максим Войтов (перешел в группу «Мультфильмы»).

Участие в «Кинопробах»

Год 2000 ознаменован для группы участием в «Кинопробах» - трибьюте группы «Кино». Было исполнено и записано две песни Виктора Цоя: «Скоро кончится лето» и «Печаль». Изначально, когда проект планировался как «Кинопробы 45», т. е. только песни из альбома «45», «Кукрыниксы» (состав группы на тот момент был таким же) планировали взять песню «Бездельник». Но когда выбор расширился, то были выбраны другие песни. Алексей отмечает, что он сам является «киноманом» и хорошо знает все песни, но эти больше подходят их группе по стилю и настроению.

«Нашествие»

Важнейшим событием в истории группы становится первое появление группы на легендарном рок-фестивале «Нашествие» 2001 года в Раменском. Для молодой группы, только начинающей восхождение к музыкальным вершинам, это был серьезный прорыв. С 2001 года группа участвует в фестивале регулярно, исключением стали только концерты 2009 и 2010 годов.

Популярность

Быстро и уверенно группа «Кукрыниксы» завоевывает публику, появляется все больше фанатов, которые ждут новых альбомов. В 2002 году мир увидел второй альбом «Кукрыниксов» под названием «Раскрашенная душа», который с нетерпением ждали поклонники. Основой альбома становится гитарная музыка, что является исключительной особенностью этой пластинки. «Гитарный рок» «Кукрыниксов» стремительно набирал обороты. Второй альбом записывался уже в несколько ином составе, нежели первый. Максим Войтов и Ренегат (Александр Леонтьев) появляются в альбоме исключительно в бонусных треках, которые взяты из ранее записанного материала. Состав группы пополняется Дмитрием Оганяном, Виктором Бастраковым, который вскоре группу покидает, а также Ильей Леваковым (тоже в будущем покинет коллектив).

На заглавную песню альбома был снят клип «Раскрашенная душа». Этот клип становится вторым в истории «Кукрыниксов». Первый был создан на песню «Это не беда». Оба клипа приобретают успех у фанатов группы.

Третий альбом

В 2003 году происходит запись третьего альбома группы. В этом же году музыканты планируют его выпустить. В 2003-м же коллектив выставляет официальное поздравление с Новым годом от всей группы «Кукрыниксы» (сайт группы содержит его). На нем солист Алексей говорит, что коллектив надеется в новом году выпустить альбом «Столкновение». Но запись его затягивается. И пластинка выходит в продажу только весной 2004 года. В этом альбоме группа получает принципиально новое звучание, которое так долго искали участники коллектива. Появляется инструментальный трек «Время». Это совершенно в новинку для группы, ранее не было такого опыта ни на альбомах, ни на сцене.

Именно после записи этого материала группа становится настоящей музыкальной семьей, состав коллектива не меняется до 2008 года. Участники группы: Алексей Горшенев (вокал, автор текстов, ритм-гитара), Дмитрий Гусев (гитара, музыка), Дмитрий Оганян (бас-гитара, бэк-вокал), (барабанщик), Станислав Майоров (звук, программирование).

Презентация пластинки

После официального выхода альбома в Питере 15 мая 2004 в клубе «Старый дом» проходит его презентация. Данный концерт был записан на многочисленные видеокамеры клуба, и после соответствующего монтажа осенью 2004 появляется DVD «Столкновение Live». Этот диск содержит запись концерта-презентации альбома, 3 клипа «Кукрыниксов», плюс клип «Попса» проекта «Рок-Группа», в котором участвовали музыканты.

На песню «Знай» с нового альбома снят клип. Снимался он в Ленинградской области. Этот клип не получает широкой популярности на отечественном телевидении, к большому разочарованию группы «Кукрыниксы».

Новый альбом

Далее музыканты активно работают над материалом к следующему альбому «Фаворит Солнца». Данный альбом увидел свет 25 ноября 2004. В составе альбома 11 треков, в том числе инструментальная композиция и песня на стихи Есенина. Запись альбома ведется на студии «ДДТ».

На самом деле, на студии группа «Кукрыниксы» записывает только вокал и бас, а всё оставшееся пишется дома. Для них это становится своего рода традицией.

В конце ноября, насыщенного событиями, 2004 года года группа принимает участие в записи новогоднего проекта «Неголубой огонек-2», где исполняет песню «Свадьба» Муслима Магомаева вместе с эстрадной певицей Аленой Апиной.

Могли бы быть в кино...

В 2005 году известный режиссер Федор Бондарчук предлагает Алексею Горшеневу написать саундтрек для его новой работы. Алексей предложение принимает, и за короткий срок появляется песня «9 рота». Планировалось, что она будет использована для титров фильма, но, к сожалению, в фильм она так и не вошла. Но песня активно занимает позиции на «Нашем радио» и получает своих слушателей. Да и Бондарчук в долгу не остается и предоставляет группе материалы «9 роты» для создания нового клипа на песню «Звезда». Клип приобретает широкую популярность на музыкальных каналах и даже занимает первое место в СМС-голосовании на канале MTV.

«Шаман»

Апрель 2006 года ознаменован появлением ещё одного альбома - «Шаман». Альбом содержит в себе 12 музыкальных композиций, в том числе и песню «Феникс», которая была написана Дмитрием Оганяном, им же и исполнена в альбоме.

В 2010 году группа откликается на предложение принять участие в музыкальном проекте «Соль». В рамках проекта группа записывает песню «Черный ворон», которая входит в трек-лист нового диска группы «Всадники света».

В сентябре 2010 года выходит новый проект группы совместно с Stephanie Starr, который получает название K Republic. В рамках проекта выпущен альбом, который в переводе с английского называется «Все, что я оставил позади». 30 марта 2012-го появляется альбом Myself.

Песни группы «Кукрыниксы» близки и понятны не только ценителям рок-музыки, поэтому коллектив смело можно назвать одним из самых выдающихся на российской сцене.

«Кукрыниксы» — российская рок-группа. Её лидер — Алексей Горшенёв (Ягода), младший брат Михаила Горшенёва (Горшка) из группы Король и Шут. Название группы происходит от трио советских карикатуристов Кукрыниксы: Куприянов, Крылов и Соколов. Слово было выбрано случайно и сначала принято как временное, но название прижилось и его не стали менять.
Музыкальный стиль группы, в целом укладывающийся в рок, менялся со временем. На первых альбомах группа играла панк-рок, на более поздних отошла от панка, демонстрируя некоторое влияние готического рока.

История группы
Первый концерт группы прошёл в клубе «Полигон», ныне не существующем, 28 мая 1997 года. Именно с этой даты начинается существование коллектива Кукрыниксы. Музыканты утверждают, что сначала за группой увязалась название «Кукрыниксы», а потом оно стало названием группы. На первом же концерте к музыкантам подошли люди из звукозаписывающей компании Manchester Files. Чуть больше, чем через год на этом лейбле вышел дебютный одноимённый альбом «Кукрыниксы». В альбом вошло 12 композиций, две из которых принесли группе популярность по всей России — это «Не беда», вскоре перезаписанная и переизданная на втором альбоме группы, и «Солдатская печаль». В записи альбома принимали участие Алексей Горшенёв, Александр Леонтьев, Дмитрий Гусев и Максим Войтов.

В 2000 году группа приняла участие в трибьюте Кино «Кинопробы», записав две песни группы Кино: «Скоро кончится лето» и чуть позже «Печаль».

Наиболее значительным событием в истории группы стало выступление на «Нашествии 2001» в Раменском. Для начинающей группы это было серьёзным прорывом. После группа не пропускала ни одного «Нашествия».

Весной 2002 года на свет появился долгожданный второй альбом Раскрашенная душа. Этот альбом знаменателен тем, что в его основе лежит гитарная музыка. Именно после его выхода пресса запестрила заголовками «Ещё одна группа, уверившая в гитарную музыку» и «Гитарный рок Кукрыниксов». Этот альбом группа записывала уже в ином составе, нежели предыдущий. Александр Леонтьев и Максим Войтов задействованы там только в бонус-треках, записанных в более ранний срок в отличие от основного материала. К группе присоединился Дмитрий Оганян, Виктор Бастраков, вскоре ушедший из группы, и Илья Леваков (тоже вскоре покинет коллектив). На одну из песен альбома, а именно на песню «Раскрашенная душа» группа сняла клип, он стал вторым клипом в истории группы (первый клип «Это не беда»). Оба клипа активно ротировались на российском телевидении. 2003 год можно охарактеризовать, как год записи альбома «Столкновение»
В «Столкновении» появляется инструментал («Время»), и это новое для группы, раннее не звучавшее в альбомах и со сцены. Именно с записи этого альбома группа стала по-настоящему «музыкальной семьёй». Состав группы не меняется по 2008 год: Алексей Горшенёв (вокал, тексты, ритм-гитара), Дмитрий Гусев (гитара, музыка), Дмитрий Оганян (бас-гитара, бэк-вокал), Роман Николаев (ударные), Стас Майоров (звук, программирование). 15 мая 2004 года в питерском клубе «Старый дом» прошла презентация альбома «Столкновение». Этот самое действие было заснято на многочисленные видеокамеры, которые были расположены в помещении клуба. Осенью того же года вышел DVD «Столкновение Live» с этим концертом и 3 клипами группы, и клипом «Попса» проекта «Рок-Группа».

На песню «Знай» с альбома «Столкновение» был снят видеоклип. Клип группа снимала в Ленинградской области. Клип не получил широкой популярности на российском телевидении.

Лето-осень музыканты были заняты записью альбома «Фаворит Солнца». Этот альбом вышел в ноябре 2004 года. За это время группа сменила рекорд-компанию с CD-Land на НИКИТИН. Альбом вышел 25 ноября 2004 года, в него вошло 11 песен. В альбоме опять появляется инструментал, а также песня по стихам Сергея Есенина. Запись велась на студии ДДТ. К слову сказать, на студии музыканты пишут только голос и бас, всё остальное записывается дома. Дмитрий Гусев считает это хорошей традицией.

В конце ноября группа приняла участие в съёмках новогодней передачи «Неголубой огонёк 2», где исполнила знаменитую песню Муслима Магомаева «Свадьба» в дуэте с известной певицей Алёной Апиной.
31 сентября 2005 года на российские телеканалы вышел фильм Фёдора Бондарчука «9 рота». Ещё задолго до начала съёмок режиссёр фильма предложил Алексею Горшенёву написать песню для фильма, на что Алексей откликнулся и в кротчайшие сроки (буквально за день) была готова песня «9 рота». Песня успешно вошла в ротацию «Нашего Радио» и мгновенно стала популярной. Фёдор Бондарчук сказал, что песня подойдёт для титров фильма. Но замысел и идея фильма постоянно пересматривались, менялись, и в конце концов песня группы идейно не подошла по духу фильма. Но в долгу Бондарчук не остался и предоставил группе материалы из фильма для монтажа видеоклипа группы на новою песню «Звезда». Клип успешно ротировался, и на настоящий момент ротируется на музыкальных телеканалах. К слову сказать, он даже занял первое место в СМС-чарте на MTV. Лето-осень музыканты были заняты записью своего нового, пятого по счёту альбома «Шаман». Новые песни с него: «Звезда», «Родина — фотография», «Падающая звезда», «Иллюзии» группа начала играть и исполнять ещё в апреле этого года.

Также музыканты были заняты записью своего нового, пятого по счёту альбома, «Шаман». Альбом вышел, с некоторым опозданием, только в апреле 2006 года. В него вошли 12 композиций. Так же на альбоме появилась композиция «Феникс», полностью написанная и исполненная Дмитрием Оганяном.

В начале 2007 года сайт официального фан-клуба был трансформирован в официальный сайт группы www.kukry.ru.

В декабре 2007 вышел новый альбом группы «XXX».

2008 год для группы начался с того, что после творческих разногласий её покидает звукорежиссёр Станислав Майоров.

Первый концерт-презентация нового альбома «ХХХ» состоялся в Московском СДК МАИ 15 февраля 2008 года.

Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.

ВХУТЕМАС - точка встречи

Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.

В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью - научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.

Содружество единомышленников

Художники Кукрыниксы - это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа - они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность.

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения - насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.

Художественный метод Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.

Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.

Вехи творческого пути

Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.

Начиная с 1925 года, группа активно сотрудничает с советскими СМИ, публикуя там едкие карикатуры на социальные пороки. Постепенно слава их нарастала, и каждый читатель, открывая газету, искал сначала эти рисунки. В этот период оттачивается их техника, особенно им удаются рисунки тушью, а шаржевая, язвительная подача привлекает своей нетипичной для советской прессы резкостью. Их серии, такие как «Транспорт» в газете «Правда», принесли им серьезную славу. Они становятся рупором эпохи.

В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре - политического плаката. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в и листовок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Кукрыниксы стали настоящими классиками советской карикатуры, они были известны во всем мире, получили немало профессиональных наград.

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Они писали жанровые полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве - социалистического реализма. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.

Значительные работы Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

Выставки и наследие Кукрыниксов

В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.

Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.

Творческий путь Михаила Куприянова

Родился Михаил Куприянов в небольшом городке Тетюши на Волге. С детства любил рисовать, учился в Ташкенте в Центральных художественных мастерских, куда его направили по молодежной путевке. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов.

Самостоятельная творческая жизнь Куприянова сложилась успешно, он реализовал себя как живописец. Он любил жанр пейзажа. Сегодня известны его серии из картин с видами Ленинграда, Каспийского моря и Подмосковья.

Окончил свой жизненный путь в 1991 году.

Художник Порфирий Крылов

Второй участник сообщества Кукрыниксов - Порфирий в Туле. С детства он проявлял художественные способности, учился в изостудии, затем поступил во ВХУТЕМАС. Кроме деятельности в Кукрыниксах, много работал как живописец, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев мира. В Туле открыт его дом-музей.

Порфирий Никитич умер в 1990 году.

Творческая биография Николая Соколова

Москвич Николай Соколов учился в изостудии Пролеткульта, после которой поступил во ВХУТЕМАС и стал третьим участником Кукрыниксов. Соколов состоялся как талантливый живописец. Его любимым жанром был лирический пейзаж. Его работы «Лермонтовские места», «Абрамцево», «Вечер на Волге» и другие хранятся в лучших музеях России.

Умер Николай Соколов в 2000 году.