Группа художников созданная в 1922 основной целью. Ахрр — ассоциация художников революционной россии. Обмоху - объединение молодых художников

В огне и грохоте Гражданской войны была разрушена старая жизнь. Рабочие, крестьяне и принявшая революцию интеллигенция должны были строить новый мир, и это требовало огромного напряжения человеческих сил. Искусство играло в этой борьбе за новую жизнь одну из важных ролей. Образование многонационального государства (1922) создало не виданный еще в мире прецедент сложения многонациональной культуры, которая мыслилась в будущем как интернациональная революционная культура нового мира (определение "социалистическая по содержанию и национальная по форме" – плод "социалистического реализма" сталинского времени – было еще впереди). 1920-е гг. – один из тех, как мы видели, периодов в истории советского искусства, когда только начались поиски своих путей. Это время существования самых разных группировок со своими платформами, манифестами, системой выразительных средств.

Ассоциация художников революции

Организация, открыто, программно стоявшая на революционных позициях, пользовавшаяся официальной поддержкой государства, АХРР (Ассоциация художников революционной России, с 1928 г. АХР – Ассоциация художников революции) возникла в 1922 г. на основе Товарищества передвижных художественных выставок, Ассоциации по изучению современного революционного быта, в нее вошли также и некоторые члены "Союза русских художников". В декларации АХРР объявлялось гражданским долгом мастера "художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве". И действительно, члены ассоциации стремились "художественно-документально" запечатлеть жизнь и быт рабочих, крестьян, красноармейцев, о чем говорят названия их выставок: "Жизнь и быт рабочих" (1922), "Жизнь и быт Красной Армии" (1923), "Жизнь и быт народов СССР" (1926) и т.п. АХРР выдвинула лозунг "героического реализма" как фундамент будущего мирового искусства. "Ахрровцы", как правило, работали во всех основных жанрах советской живописи. Основное место в их творчестве занимала революционная тема, отражающая государственную политику в искусстве. Через этот жанр происходила и определенная мифологизация истории.

Ведущую роль в развитии советской живописи 1920-х гг., в историко-революционном жанре в частности, сыграл Исаак Израилевич Бродский (1883–1939), работавший прямо по политическому заказу и создавший свою живописную "Лениниану", положившую начало "культовым" произведениям – по сути, основным в советском искусстве. Он явился одним из тех художников, кто определял официальную линию развития современного отечественного искусства. Первое свое произведение о Ленине Бродский создал еще в 1919 г. Художник, по его словам, долго искал синтетический образ "вождь и народ". Сначала это были решения диаметральные: то у художника получался один образ вождя, а люди, его слушающие, превращались в безликую массу ("Ленин и манифестация", 1919), то, наоборот, Ленин терялся в этой массе ("Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в 1917 году", 1929). Наиболее удачным Бродский считал изображение вождя в его кабинете в Смольном {"Ленин в Смольном", 1930), образ, как казалось художнику, простой и искренний, чем и объяснялась популярность этой картины в нашем обществе в течение многих лет. Документально верная, предельно точная передача предметного мира оборачивается здесь откровенной натуралистичностью; камерное решение темы противоречит излишне большому формату полотна, колорит его сух и скучен. Мастер большой художественной культуры, выученик реалистической школы И. Е. Репина, обладавший глубоким профессионализмом, Бродский много работал и в других жанрах – портрета, пейзажа; несомненны его заслуги в упорядочении художественного образования, художественного процесса, пришедшего в состояние хаоса в результате многочисленных реформаций. Но верно сказано: "Когда человек весь отдается лжи, его оставляют ум и талант" (В. Г. Белинский).

"Художественно-документально" события первых лет революции запечатлел в своих бытовых картинах Ефим Михайлович Чепцов (1874–1950). Маленькое по формату, очень скромное по выразительным средствам произведение "Заседание сельской ячейки " (1924, ГТГ) отразило целую эпоху в жизни страны, как некогда произведение Г. Г. Мясоедова "Земство обедает" – в жизни пореформенной России (с той лишь разницей, заметим, что Мясоедов резко критически отнесся к нововведениям пореформенной русской деревни, а Чепцов необдуманно безоглядно приветствовал разрушение традиционного уклада русского крестьянства). Знаменательно, что в основу картины легли личные наблюдения художника, когда он присутствовал на собрании актива своей деревни. Ничего вымышленного в этом эпизоде нет. Один из персонажей картины (справа в углу), впоследствии профессор математики Г. А. Сухомлинов, вспоминал даже, как Чепцов рисовал их на этом заседании и просил потом еще несколько раз позировать. Так картина Ченцова начала новую страницу в истории советского бытового жанра, лишь слегка коснувшись темы, которой через какие-нибудь пять лет (1929) предстояло стать величайшей трагедией миллионов.

В романтическом ключе решает батальные темы Митрофан Борисович Греков (1882–1934). Темным пятном выделяется на фоне раскаленной солнцем степи четверка коней, в бешеном галопе рвущихся вперед, еле удерживает в руках вожжи возница, сверкают шашки, готовятся к бою пулеметы. Такова его картина "Тачанка" (1925, ПТ), безудержный гимн Первой конной армии Буденного (в боях которой Греков, кстати, сам принимал участие), победный марш ей же звучит в картине "Трубачи Первой конной армии" (1934, ГТГ): на фоне голубого неба и нежной зелени травы в ярком солнечном свете блестят медные трубы и пламенеет развевающееся над отрядом полотнище знамени.

Греков относился как раз к тем художникам, которые искренне восприняли идеи революции и отдали ей свой талант, невольно способствуя созданию некоей легенды, мифа – в данном случае о Первой конной армии Буденного. Как и многие кинофильмы 1920–1930-х гг., созданные искренними людьми, картины Грекова неизбежно несут в себе большую долю фальши. Но более раннее произведение художника "В отряд к Буденному" (1923) представляется нам значительно более глубоким. В одинокой фигуре всадника, едущего по залитой весенним солнцем пустынной степи, сосредоточенно пришивающего к шапке красную ленточку и ведущего в поводу запасного коня, можно увидеть стремление автора не только показать народную поддержку Красной Армии, но и увидеть (быть может, невольное) отражение трагедии русского крестьянства и казачества, втянутого в гражданскую смуту. Греков был учеником Ф. А. Рубо, автора панорамы Севастополя. В 1929 г. он создал первую в советском искусстве диораму "Взятие Ростова " (вывезенная во время Великой Отечественной войны в Пятигорск, она погибла во время бомбежки), продолжив традицию своего учителя. Митрофан Борисович Греков оказал большое влияние на формирование советской батальной живописи. Студия военных художников носит теперь его имя.

Революция стремилась изменить все, в том числе – и прежде всего – человека, создать чуть ли не новый биологический вид, который теперь, с легкой руки А. А. Зиновьева, принято называть "homo soveticus ": готового на все во имя идеи, волевого и целеустремленного, бескомпромиссного члена коллектива, аскетичного в быту и непреклонного в борьбе. Такая мифологема нашла выражение в первую очередь в живописном портрете. В портретном жанре работают С. В. Малютин и Г. Г. Ряжский.

Сергей Васильевич Малютин (1859–1937) в 1922 г. написал портрет писателя-бойца Дмитрия Фурманова (ГТГ). В накинутой на плечи шинели, с книгой в руках, недавний комиссар Чапаевской дивизии представлен в состоянии глубокой задумчивости, напряженной внутренней жизни. В этих портретах находит свое разрешение старая русская проблема "интеллигенция и революция", показаны люди, сумевшие вписаться в новую жизнь.

В 1920-е гг. закономерно обращение к портрету, в котором делается попытка сочетать сугубо индивидуальные черты с типическими, характерными для определенной эпохи, отражающими социально-общественное лицо модели. Здесь проторил пути Н. А. Касаткин ("За учебу. Пионерка с книгами", 1926; "Вузовка", 1926; "Селькорка ", 1927). Георгий Георгиевич Рижский (1895–1952) продолжает развитие такого портрета-типа. Он оставил след в живописи своим обобщенным образом советской женщины, принявшей самое деятельное участие в строительстве нового мира. "Делегатка " (1927, ГТГ), "Председательница" (1928, ГТГ) – это не индивидуальный портрет, а портрет-картина, представляющая тип людей, рожденных новой жизнью, которую они сами и строят, волевых, почти фанатичных ("Председательница"), Цельность силуэта и красочного пятна, точка зрения несколько снизу долженствуют усилить впечатление значительности и монументальности, но при всем этом в образах есть несомненная прямолинейность, упрощенность, "иллюстрация идеи", а значит, и фальшь.

В пейзажном жанре основное внимание, естественно, уделяется образу строящейся страны, налаживающей свою жизнь и восстанавливающей хозяйство. Так создается индустриальный пейзаж Бориса Николаевича Яковлева (1890–1972), одного из организаторов АХРР. Картине "Транспорт налаживается" (1923, ГТГ) суждено было стать определенной вехой в развитии советской пейзажной живописи. На фоне желтовато-золотистого утреннего неба оживает начавшая только недавно работать железнодорожная станция: уходят вдаль линии путей, почти ощущается грохот локомотивов в паровозном дыму.

В годы восстановления народного хозяйства гигантской разрушенной смутой страны этот индустриальный пейзаж должен был явиться как бы символом созидания. Вместе с тем в картине Яковлева нашло прямое выражение развитие традиций городского пейзажа, столь свойственного русской живописи XVIII–XIX и особенно конца XIX – начала XX вв. Лирический пейзаж в эти годы получил развитие в творчестве К. Ф. Юона ("Купола и ласточки", 1921), А. А. Осмеркина ("Мойка. Белые ночи", 1927), В. Н. Бакшеева ("Голубая весна", 1930), В. К. Бялыницкого-Бирули ("Голубой март", 1930)и др.

Общество художников-станковистов. Как уже отмечалось, АХРР объединяла в основном художников передвижнического направления старшего и среднего поколения. Юридически с АХРР было связано объединение молодежи – ОМАХРР, основанное в 1925 г. в Ленинграде учащимися Академии художеств, к которому потом присоединились студенты московского Вхутемаса. В 1921 г. выпускники Вхутемаса создали "Новое общество живописцев " (НОЖ) и общество художников "Бытие", о которых говорилось выше в связи с вопросом о традициях "Бубнового валета". НОЖ просуществовало очень недолго (1921–1924), "Бытие" (1921–1930) организовало семь выставок. Позже молодежь – А. А. Дейнека, Ю. П. Пименов, А. Д. Гончаров и др., также в основном воспитанники Вхутемаса, под руководством Д. П. Штеренберга вошли в состав Общества станковистов – ОСТ (1925). "Ахрровцы" были скорее художниками-фиксаторами факта, часто не умевшими избежать натуралистичности и поверхностного бытописательства. "Остовцы" же боролись за законченную, претендующую на обобщение станковую картину, в которой стремились передать дух современности, как они его понимали, жизнь новой, индустриальной России, и прежде всего нового человека – строителя этого индустриального мира, прибегая к минимуму выразительных средств, но очень динамично. Излюбленным становится образ спортсмена (отсюда изображение соревнований, кроссов, спринтеров, футболистов, гимнастов).

"Остовцы" основываются не на традициях передвижничества с его бытописательством и описательством, а обращаются к динамике и деформации экспрессионизма, фрагментарной композиции, которой можно было учиться у импрессионистов, к законам лапидарности монументальной живописи. Типичным произведением ОСТа была картина Александра Александровича Дейнеки (1899–1969) "Оборона Петрограда" (1928, экспонировалась на выставке "10 лет РККА"). В ней наиболее остро сказалась поэтика "остовцев": определенный ритм (мерный – нижних рядов вооруженных людей, идущих защищать Петроград, и рваный, с паузами, – группы раненых на мосту), острая выразительность ломкой линии силуэта, графическая четкость рисунка, пластичность и лаконизм изображения, скупость, даже схематизм колорита, построенного на сопоставлении серого и черного с вкраплением коричневого в лицах и одеждах, роднящие живопись ОСТа с графикой, прежде всего с плакатом. Противопоставление верхнего и нижнего ярусов в картине Дейнеки, чередование фигур и пауз между ними сообщают ей драматическую напряженность, передают жесткие и жестокие ритмы суровой эпохи первого революционного десятилетия. Изобразительный язык картины дает нам представление о будущем творчестве Дейнеки.

Живопись 20 века. Союзы художников

Особенности живописи 20века:

    Живопись отличается разнообразием форм, методов, направлений.

    Начало 20 века- популярен импрессионизм , для которого свойственно чистое, светлое, почти детское восприятие жизни, восхищение миром.

    Широкую популярность в первые два десятилетия получил авангардизм, как выражение протеста, самовыражения, даже бунта.

    В начале 20 века создаётся много объединений художников, стремящихся найти новые формы, стили самовыражения.

    Художники активно принимают участие в жизни страны, проводят художественные выставки, участвуют в создании агитационных плакатов, декораций авангардных спектаклей.

    Годы СССР- господство одного метода- социалистического реализма с его чёткими рамками и задачами.

    В конце 20 века появилась возможность применения в живописи совершенно новых технологий – компьютерной графики, фотографии, цифровых средств.

Союзы художников 20 века

Бубновый валет

Кончаловский П.П.

Лентунов А.В.

Машков И.И.

Фальк Р.Р. и мн. др.

Общество художников. Образовано в 1911 г.,сущестовало до декабря 1917г.

Отрицали и академизм, и реализм.

Искали новые формы самовыражения: абстракционизм, кубизм и др. Ориентация на натюрморт и пейзаж. Считали, что искусство должно быть понятно всем.

Голубая роза

Борисов-Мусатов

Кузнецов П.Н.

Сапунов Н.

Сарьян М.

СудейкинС.

Объединение художников, сформировавшееся в 1907 году после выставки под названием « Голубая роза».

Название выражало мечту по несбыточно прекрасном.

Стили: модерн, авангардизм.

Объединение прекратило существование в 1910 г.

ЛЕФ- Левый фронт искусства, с 1929- Революционный фронт искусства- РЕФ

Б.И.Арватов,

Н.Н.Асеев, О.М.Брик, А.А.Веснин, К.В.Иогансон, В.В.Каменский,

Г.Г.Клуцис, А.Е.Крученых, Б.А.Кушнер, А.М.Лавинский,

В.В.Маяковский , Л.С.Попова, А.М.Родченко, С.М.Третьяков,

В.Ф.Степанов, В.Е.Татлин

Литературно-художественное объединение авангардистов. Создано в 1922г. входили художники, поэты, архитекторы.

Журналы: «ЛЕФ» (1923-1925),

«Новый ЛЕФ» (1927-1928)

Цель: создание нового, пролетарского искусства,

Художетсвенная культура будущего создаётся на фабриках и заводах.

Задача: внедрение искусства в быт, создание удобных предметов для жизни.

Много занимались агитацией.

Стремились создать новые формы искусства.

РЕФ прекратил деятельность в 1930г.

Мир искусства

К.И.Мая: А.Н.Бенуа, Д.В.Философовым, В.Ф.Нувелем.

Вскоре к ним присоединились Л.С.Бакст, С.П.Дягилев,

Е.Е.Лансере, А.П.Нурок, К.А.Сомов.

Общество художников, создано в 1898г.в Петербурге.

Цель: изучение художественной культуры, современной и культуры прошлого.

1898-Выставка русских и финляндских художников.

с 1898- начал издаваться журнал «Мир искусств», меценаты: С.И. Мамонтов, М.К. Тенишова и др.

Выступали против академизма, за свободу творчества, индивидуализм.

Открывали читателям журнала многих художников как России, так и мира.

1902- произведения художников «Мира искусства» были представлены на выставке в Париже .

В 1903- вошли в группу « Союз русских художников».

В 1910- снова вышли из союза. создав « Мир искусства»- второе его рождение. Проводили выставки в городах России.1927- последняя выставка в Париже, прекращение существования.

«Пролеткульт»- Пролетарская культура

Культурно-просветительская организация, создана в 1917.

Цель: формирование пролетарской культуры путём развития самодеятельности.

Создавались клубы, кружки, студии.

Прекратила существование в 1932 г.

Союз русских художников

Архипов

Коровин

Малютин

Юон

Союз создан в 1903 году. В него вошли представители « Мира искусства» и московская группа « 36 художников».

1909-1914- «Русские сезоны» в Париже, проводимые Дягилевым С.П. (опера, балет)

Союз распался в 1925 .

Союз художников СССР

Руководители:

1939-1954 гг.-

Герасимов А.М.

1957-1958 гг. -

К.Ф. Юон

1958-1964 гг. -

С.В. Герасимов

1964-1968 гг. - Б.В.Иогансон

1968-1971 гг. - Е.Ф.Белашова

1971-1988 гг - Н.А.Пономарёв

1988-1991 гг. - А.В.Васнецов

Союз, объединявший в годы СССР художников и искусствоведов.

Основан: 1931

ликвидирован: 1991

Цель: создание идейных, высокохудожественных произведений искусства всех видов и жанров и трудов по искусствознанию, содействие строительству коммунизма в СССР, укрепление связи членов СХ СССР с практикой коммунистического строительства, развитие социалистического по содержанию и национального по форме искусства народов СССР, утверждение идеалов советского патриотизма и пролетарского интернационализма в деятельности советских художников.

1957- 1 –ый съезд Союза художников СССР.

Журналы: « Искусство»- с 1933, «Творчество» - с 1957, «Декоративное искусство СССР», с 1957

Союз художников России

Руководители:

1987-2009 - В.М.Сидоров

с 2009 - А.Н.Ковальчук

Добровольное объединение художников и искусствоведов России, является правопреемником союза художников СССР, входит в «Международную конференцию Союза художников».

Издания: журнал « Художник», газета « Художник России»

Ослиный хвост

Ларионов М.Ф.

Гончарова Н.С.

Татлин В.Е.

Объединение художников создано в 1912 г. Название получено по картине, выставленной в Париже в 1910 и нарисованной хвостом осла. Группа выделилась из « Бубнового валета». Художники стремились подчеркнуть ещё большую авангардность творчества.

Картины: «Отдыхающий солдат» и «Утро в казармах» М. Ф. Ларионова; «Крестьяне, собирающие яблоки» и «Прачки» Н. С. Гончаровой;

«Полотёры»К. С. Малевича; «Продавец рыб» и «Матрос» В. Е. Татлина.

Распалось – в 1913г.

Примечание:

    о творчестве конкретных художников 20 века на сайте есть отдельные статьи, материал продолжают готовиться.

    о художественных направлениях 20 века будет отдельная статья. Следите за публикациями.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Эту ассоциацию в мае 1922 года основали московские художники Павел Александрович Радимов (председатель), Александр Владимирович Григорьев и Евгений Александрович Кацман (секретарь). Так же в верхушку руководителей вошли Фёдор Богородский, Виктор Перельман. Они придерживались реалистического направления в живописи и были преемниками Товарищества передвижников. Эти художники хотели быть понятными народным массам и отражать на своих полотнах сегодняшний день - быт крестьян, рабочих, героев труда, подвиги Красной Армии, деятелей революции.

Первые выставки

Собравшись в квартире видного художника дореволюционной России Сергея Малютина, активисты нового движения утвердили свой Устав. Объединение быстро перешло от слов к делу, и уже в 1922 году организовало три выставки. Первая была направлена для помощи голодающим. Ко второй был выпущен каталог, в котором были обнародованы все главные идеи группы. Весь авангард, который реалисты объявили вредным, яростно сплотился и стал выступать против мыслей, высказанных Павлом Радимовым, когда на первой выставке он сделал доклад, в котором говорилось о реализме как отражении быта советских людей. АХРР с первых дней своего существования оказался под покровительством и материальной поддержкой К.Е. Ворошилова – руководителя Красной Армии. Сразу же в 1922 году небольшая бригада художников под руководством П. Радимова отправилась делать зарисовки и этюды в литейные цеха и на заводы. Павел Радимов и его товарищи, присутствуя, как художники, на съездах партии, делали наброски к портретам её вождей и лидеров. После того как П. Радимов написал «Заседание в Кремле» и «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна», ему и Евгению Кацману дали мастерскую на территории Кремля. П. Радимов не уставал вдохновенно писать портреты участников III конгресса Коминтерна, наброски съездов партии, этюды старого и нового Кремля. Руководители молодого союза сразу взяли курс на политический заказ, показывая его членам, в каком направлении следует работать. В том же 1922 году один из основателей ассоциации Сергей Васильевич Малютин, к слову сказать, именно ему принадлежит авторство росписи нашей первой куклы-матрёшки, написал одну из своих лучших картин – «Портрет писателя Д.А. Фурманова». Это был герой нового времени. На портрете мы видим благородного молодого и скромного человека, в котором соединились духовное и революционное начала. Лицо его открыто, глаза смотрят прямо, доброжелательные. Они заглядывают прямо в душу зрителя. Писатель сидит в спокойной естественной позе, положив портфель на колени и держа в руке карандаш. Он как будто на минуту оторвался от работы над романом. Фоном служит небрежно наброшенная на плечи шинель. Ничто не выбивается из скромной палитры живописца. Единственное, что привлекает к себе взгляд, кроме красивого, умного лица и рук, так это алая лента ордена Красного Знамени. Эту награду писатель получил после ранения на фронте. Такими примерами лучшие живописцы АХРР показывали всем, что можно и как должно изображать нового человека на полотнах. Графики, скульпторы, живописцы стремились приобщить к прекрасному простой народ, который активно строил новое свободное общество. Они ориентировались, не опуская художественную планку, именно на него, а не на узкий элитарный круг. Живопись, по их мнению, должна доступно показывать всем нашу действительность - политическое и индустриальное строительство, успехи в сельском хозяйстве, укрепление обороноспособности Советской России. Зритель на выставках узнавал свою жизнь, видел, как она замечательна и хороша, а в будущем всё ясно, светло, радостно и удивительно.

Рост «ахровцев»

Сообщество, которое слилось с передвижниками, быстро разрослось. Прошло всего лишь больше года, а в нём было уже более трёхсот художников и скульпторов. В него вошли все, кто отвергал авангард. Это были, например:

А. Касаткин, работавший в жанре психологического пейзажа.

В. Мешков, жанровый художник и портретист.

В. Бялыницкий-Бируля, который прежде работал над пейзажами, а затем заинтересовался строительством металлургического комбината «Азовсталь», изменениями в сельского хозяйства, преобразованием Севера.

А. Архипов, часто выезжавший на русский Север.

Е. Столица, занимавшийся реставрацией икон.

К.Юон, мастер пейзажа, создавший, вступив в АХРР, такие произведения, как «Новая планета», «Люди», «Парад Красной Армии», отражающие значение Октябрьской революции.

М. Греков, который участвовал в гражданской войне в составе армии Буденного, и написавший «Трубачи Первой конной», «Бой при Егорлывской», «Тачанка».

В. Бакшеев, создавший картины «Ленин в Разливе», «Восстание в тылу у белой флотилии», «Демонстрация», «Накануне 9 января». Даже когда АХРР прекратил свое существование, им были написаны полотна «Теперь» и «Прежде», «В. И. Ленин и Н. К. Крупская в селе Кашино».

К «ахровцам» пришли живописцы, которых признали ещё до революции: Б. Кустодиев, И. Бродский, Ф. Малявин, А. Рылов, Е. Лансере, К. Петров-Водкин, И. Машков.

АХРР незаметно «втягивал» в себя мелкие объединения, такие, как «Бубновый валет», «Новое общество живописцев», «Бытие», «Четыре искусства», «Московские живописцы».

Главная задача

Своей основной миссией, если выражаться высоким стилем, члены АХРРа считали создание жанровых плотен на сюжеты героического революционного прошлого, а также современных картин, изображающих труд и быт советского человека в понятных всем реалистических формах. Зритель должен был сразу считывать с картин основную мысль. На картине В. Перельмана «Рабкор» герой задумался и курит папиросу за папиросой. Он подбирает слова, которые дойдут до сердец и душ. В газете «Правда», которая лежит перед ним, уже напечатано «Умер Ленин». Что можно добавить к этим скорбным словам? Вся страна погрузилась в траур. А он всё ищет и ищет необходимые слова. На полотне К. Петрова-Водкина «Смерть комиссара» мы смотрим на огромный мир глазами умирающего. Ему уже не страшна смерть. Он ею прокладывает путь будущему. Оно должно быть светлым и прекрасным, иначе для чего эта жертва? На картине Е. Чепцова «Школьные работники. Переподготовка учителей» отображены моменты споров и раздумий старых гимназических преподавателей и новых, молодых, жадно впитывающих современные знания. С АХРР спорила группа ОСТ («Общество художников-станковистов»), которая также брала темы из современной действительности, но говорила на другом живописном языке – экспрессионизме. Их весёлые и радостные картины воспевали спорт, жизнь городского человека, индустриализацию. За темы гражданской войны они не брались. Ахровцы считали своей главной задачей в современном искусстве идеологию и воспитание. Ещё бóльшим своим идейным противником АХРР видел группировку «Октябрь», которая была сторонником конструктивизма. С ней «ахровцы» вели непримиримую борьбу, считая их ненадёжными в политическом смысле.

Дальнейшее развитие Ассоциации

В областях и республиках СССР стали появляться филиалы АХРРа. Первыми стали ленинградский, казанский, самарский, саратовский, нижне-новгородский, царицынский, ярославский, астраханский, костромской. К середине 20-х годов это была мощная организация, которая диктовала свою программу и требовала неуклонного ей подчинения. Это вызывало недовольство свободолюбивых художников. Некоторые группы, например, «Бубновый валет», АХРР исключила из своих рядов как чуждые мелкобуржуазные элементы. Молодой живописец Николай Терпсихоров посвятил свою деятельность пейзажу и жанровой живописи. В 1925 году на седьмой выставке привлекла внимание его картина «Первый лозунг». В холодной полутёмной мастерской, в которую вливается тусклый утренний свет через маленькое мансардное окно, на алом полотнище художник выводит лозунг «Вся власть – Советам». Мастерская художника обставлена скудно. Мы видим гипсовые слепки, «буржуйку», которая плохо обогревает помещение, жестяной чайник и краюху хлеба на столе, лампочку, свисающую с потолка и обернутую вместо абажура простой газетой. Это всё – приметы быта тех суровых послевоенных лет. Свежим ветром, несущим революцию, врывается яркий лозунг, который наполняет жизнь художника новым смыслом. Позже он напишет «Конец разрухи на транспорте», передавая свое чувство эпохи, эмоционально раскрывая тему революции и строительства нового общества. В 1930-м году маститый и очень известный художник Исаак Бродский написал картину, которая сразу же стала классикой, – «Ленин в Смольном». Художник не один раз писал портреты вождя. К этому времени уже написано масштабное полотно «Выступление В. И. Ленина митинге рабочих Путиловского завода». В этот раз художник выбрал скромную цветовую гамму, которая подчёркивает правдивость изображения реального места. Это изображение Ленина при всём портретном сходстве очень приближало зрителя к напряженным будням руководителя государства, поскольку он был написан почти в полный рост. Аскетична и скромна обстановка, которая его окружает. Ленин глубоко погружен в свои мысли и что-то пишет, чуть согнувшись. Ничто не отрывает его от работы. Его окружает тишина. Когда появилась эта картина, за ней последовали многочисленные репродукции, открытки, листовки, репродуцировавшие эту работу.

Завершение деятельности

В 1928 году прошёл съезд АХРР, который внёс изменения в устав, а также изменил название. Объединение было переименовано в Ассоциацию художников революции (АХР). Руководители предполагали, что в их ряды войдут и зарубежные художники-коммунисты, а также новая художественная молодёжь. Лидеры даже перестали обращать внимание, на то, что художественный язык некоторых членов объединения начинает расходиться с реализмом. Постепенно ассоциацию стали «раздирать» противоречия. У множества художников произведения были очень далеки от классики АХРа. Не существовало и единого стилевого направления. Многие живописцы, работая в Средней Азии, только номинально считались членами Ассоциации и даже не выставляли свои работы на выставках. Единству и укреплению это всё не способствовало. В 1932 году постановление ЦК ВКП(б) расформировало все художественные объединения, в том числе и АХР. Принципы, выработанные этой организацией, легли в основу создания Союза художников СССР.

Татьяна Пиксанова

Социалистический реализм:

глобальная политизация художественной культуры 20-х – 30-х гг..

1) Группа художников, созданная в 1922г., основной целью деятельности которой являлось художественно-документальное запечатление революции:

а) Передвижники;

б) АХР (АХРР);

г) «Мир искусства»

2) Картина какого художника представлена ниже:

в) -Водкина;

3) В какое творческое содружество объединилась преимущественно молодежь, окончившая ВХУТЕМАС:

б) Передвижники;

в) АХР (АХРР);

г) «Голубая роза»

4) Основоположник батального жанра в советском искусстве, участник АХРР, автор «Тачанки», "В отряд к Буденному", «Волы в плугу»:

а) ;

б) -Водкин;

5) Содружество, созданное в 1925г., участниками которого являлись -Водкин, :

в) АХР (АХРР)

г) «4 искусства»

а) ;

а) ;

а) В. Максимов;

в) О. Кипренский;

9) Направление в советском искусстве 1920-х гг., представители которого стремились к конструированию материального мира, используя технические достижения, функциональность, логичность и целесообразность инженерных и художественных решений:

а) Псевдореализм;

б) Эклектика;

в) Конструктивизм;

г) Классицизм

10) Участник объединения «Бубновый валет », автор картины "Снедь московская: хлебы":

а) ;

11) Какой проект братьев Весниных представлен ниже:

а) Дворец Труда в Москве;

б) Днепропетровкая ГЭС;

в) Проект здания Наркомтяжпрома

а) М. Врубель;

б) И. Крамской;

13) По проекту какого архитектора было построено это сооружение?

а)

в) И. Крамской

14) Этот архитектурный проект так и остался неосуществлён, однако он воплотил в себе смелость и талантливость зодчего, одухотворенного научно-техническими открытиями начала XX века.

а) Дворец Труда;

б) «Башня III Интернационала»;

в) Днепропетровская ГЭС;

г) Мавзолей им.

15) Автор картин «Советский суд», «Рабфак идет», «На старом уральском заводе», «Допрос коммунистов»:

16) Этот памятник, воздвигнутый в 1936 году, выполнен из серебристой нержавеющей стали и имеет высоту 33м. В настоящее время разобран в целях реконструкции?

а) Булыжник – орудие пролетариата;

б) Рабочий и колхозница;

в) Тысячелетие России

г) Вершина

17) Картина какого художника представлена ниже?

а) В. Максимов;

г) М. Чюрленис

18) Какой стиль, соперничавший с конструктивизмом, нередко называют «сталинским классицизмом»:

а) Классицизм;

б) Эклектика;

в) Традиционализм;

г) Авангардизм

19) Проектировщиком станций метро «Кропоткинская» и «Маяковская в Москве являлся:

а) ;

20) Архитектор здания Государственной думы России:

АХРР или Ассоциация художников революционной России (АХР — Ассоциация художников революции) — группа художников, которая, образовавшись в 1928 году, следовала идеологии существующей власти. В 20-х одах прошлого века это было самое крупное объединение художников, так как их развитию и популяризации способствовала сама государственная власть.

Идеологические устремления представителей данной ассоциации понятны и ясны. Как и многие другие творческие профессии того времени — литература, музыка, кинематограф, она всячески пыталась идти в ногу со временем. Революционная Россия, свергнувшая царскую власть, стала очень ярким событием и перевернула жизнь в стране буквально с ног на голову. Революция поставила в обществе новые идеалы. У людей появились новые «идолы», ценности, стремления, желания и так далее. Именно эти вещи и фиксировали художники, которые входили в сообщество АХРР. Основными сюжетами здесь были героические победы Красной Армии, яркие моменты или быт самых ярких представителей революционной России, герои труда, рабочие и крестьяне, которые теперь стали основой общества.

Большинство художников АХРР следовали максимальному реализму, отвергая различные авангардные стили и элементы. Авангард отвергался как вредный, антихудожественный, существующий только для искусства, тогда как искусство должно было существовать только для обычного зрителя. В этом смысле данная ассоциация была очень близка к , которые также пропагандировали искусство для людей. В результате слияния этих двух сообществ Товарищество Передвижных выставок исчезло. Также в число художников революции вошли художники и других сообществ — Бубновый валет, Бытие, Четыре искусства, Московские живописцы. Ассоциация художников революционной России распалась в 1932 году, по своей сути превратившись в другое художественное объединение «Союз художников СССР».

Хотите приобрести картину для себя или в подарок, но не знаете где? Купить картины для интерьера на Picture Present — это очень удобно и недорого. Живописные натюрморты маслом с доставкой на дом.

Художники АХРР

Б.Иогансон — Рабфак идет

Бродский — В. И. Ленин в Смольном в 1917 году

Бродский — Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года