Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское. Таинственная усадьба человека-легенды Имение ганнибалов

"Он был родом африканский арап из Абиссинии; сын одного из тамошних из могущественных и богатых влиятельных людей, горделиво возводящего свое происхождение по прямой линии к роду знаменитого Ганнибала, грозы Рима".
Так писал о происхождении своего прадеда А.С.Пушкин

Мемориальный дом Абрама Петровича Ганнибала в Петровском был возрожден на старом фундаменте.

Поскольку мебель и личные вещи Абрама Петровича не сохранились, в экспозиции представлены предметы прикладного искусства мебели и убранства XVIII века, портреты и гравюры, характерные для того времени.

В нижнем этаже дома размещается кухня-поварня. Размещение поварен непосредственно во дворцах и в усадебных домах, по голландскому образцу было характерной особенностью домов петровской эпохи.

В кухне-поварне семья обедала. Здесь же могли принимать и угощать гостей.

Кухня-поварня интересна как своеобразный музей быта XVIII века.
Среди убранства кухни - буфет орехового дерева 1750 года

обеденный дубовый стол XVIIIвека,

посуда медная, оловянная, керамическая, стеклянная и деревянная.

В витринах предметы быта, найденные при археологических раскопках фундамента дома.

Абрам Петрович, устраивая поварню на первом этаже выстроенного в 1740 году дома, сделал ее каменной, по западному образцу кладки, принятой в Эстляндии.
После смерти "Арапа Петра Великого" его сын - Петр Абрамович, обосновался в новом доме. а в каменном этаже отцовского дома обустроил винокурню.

Комната Абрама Петровича и Христины Матвеевны представляет собой пространство спальни и двух кабинетов, объединенных в духе времени супружеской кроватью с балдахином, по образцу конца XVII - I половины XVIII вв.

На столешнице шкафа-бюро - посвящение Екатерине I из учебника А.П.Ганнибала "Геометрия и фортификация".

Ореховый шкаф с мозаичными вставками из различных пород дерева.

Стулья. с ажурными спинками, принадлежащие той эпохе.

Люстра, подобная той, что когда-то висела в спальне. Ну и безусловно - вместо лампочек горели свечи.

Детская. Она дает представление о том, в какой обстановке проходила жизнь и первоначальное обучение детей.

Макет корабля-парусника XVIII века.

Кровать-люлька для младенца.

Ну а мы покидаем дом прадеда поэта и переступаем порог дома, отстроенного Петром Абрамовичем Ганнибалом.

В сенях дома представлен герб Ганнибалов. Это увеличенная гипсовая копия с печатки.

Петр Абрамович Ганнибал стал хозяином Петровского в 1782 году. В витринах, расположенных в бывшей приемной, материалы археологических раскопок 1969 и 1999 годов: фрагменты посуды, монеты первой половины XVIII века.

На голубом блюдце - слон-талисман.

Фрагмент обивки кресла, принадлежавшего П.А.Ганнибалу.

Кабинет Петра Абрамовича.

Петр Ганнибал был хранителе фамильных реликвий: документов архива, инструментария Абрама Ганнибала, книг по геометрии, фортификации, астрономии..
В кабинете представлены мемориальные вещи - печатка Абрама Петровича Ганнибала

книга Д.Кантемира "Система, или состояние мухамеданской религии".

В шкафу-витрине - оружие и коллекция медалей XVIII века.

На столе - копии документов и писем...

Обстановка гостиной соответствует началу XIX века, когда хозяином дома был внук А.П.Ганнибала - Вениамин Петрович, двоюродный дядя поэта. Согласно мемуарной литературе, Ганнибалы не мыслили своей деревенской жизни без атмосферы дружеского общения с многочисленными родственниками соседями и друзьями, прославившись своим гостеприимством.

Вениамин Петрович был человеком музыкально одаренным. Организовал в Петровском домашний оркестр, сам пробовал писать музыку. Двоюродный дядя был поклонником поэзии своего племянника А.С.Пушкина. Его дворовые: цирюльник Прохор и посудомойка Глашка, знали наизусть поэмы "Бахчисарайский фонтан", "Братья-разбойники", отрывки из романа "Евгений Онегин".
Сочиняя для домашнего оркестра пьесы, В.П.Ганнибал переложил на музыку слова песни пушкинской Земфиры из поэмы "Цыганы".

Предметы декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX веков.

В кабинете Вениамина Петровича представлена мебель XVIII - первой трети XIX в.

Барская спальня завершает анфиладу парадных комнат дома.

Экспозиция спальни представлена характерным для усадебного дома интерьером первой четверти XIX века.

"...И старый барин здесь живал;
Со мной, бывало, в воскресенье,
Здесь под окном, надев очки,
Играть изволил в дурачки..."

Значительная часть действия пушкинского романа "Евгений Онегин" проходит в деревенском доме помещика второй половины XVIII века. Когда Онегин приезжает в деревню то выбирает в господском доме для обустройства своего кабинета ту комнату, где находился "покой" его дядюшки.

Парадную залу (столовую) украшают парадные портреты и пейзажные картины.

Закончив с Михайловским мы спешим в нашу последнюю точку пушкинского вояжа по Псковской области - село Петровское (N057 4.680, E028 56.938)....

Время уже поджимает (на часах уже 16.00, а кассы музея работают до 16.30... так что нервишки на пределе....)

Перед нами долгожданный шлагбаум, преграждающий нам путь на территорию усадьбы, но у нас имеется спец. пропуск и благодаря ему нам удается продвинуться еще метров на 300- 400 ближе к усадьбе...

Однако мы видим, что впереди нас ожидает еще длительная дорога (метров так на 700-800...) прежде чем мы сможем добраться до заветного места...

Указатель с названием "Петровское" появился уже на горизонте, но это не означает, что вместе с ним появится и усадьба.... (до нее еще топать и топать...)

Тут, неожиданно для нас, дорогу нам преграждает весьма симпатичный уж.... Правда это он уже несколько позже стал для нас симпатичным (когда мы разглядели на его голове соответствующую раскраску), а до этого (издалека) он вполне смахивал на гадюку...

Да в общем-то в этом нет ничего удивительного: ведь наш путь пролегает пока по достаточно низменной местности (фактически по болотам, вдоль которых проложена асфальтовая дорога.. ..

Перед нами снова возникает типовой объект тех лет (вспомните "Остров уединения" в Михайловском, или посмотрите наши другие путешествия по купеческим усадьбам царской России...) - остров искусственного происхождения...

О том, что к нему "не зарастет народная тропа" свидетельствует расположение на нем уютной беседки.... (Ведь для кого-то она была построена...

А если еще учесть тот факт, что островок достаточно уютный, то полный релакс, в случае если вы до него доберетесь, вам гарантируем...

На подходе к усадьбе можно увидеть и "новодел" - высаженные в строгом порядке симпатичные березки.... Единственное, что уж точно сохранилось со времен основателя усадьбы - так это каменистый валун, который попал сюда в процессе продвижения ледника (ледниковый период).... Кстати, во многих населенных пунктах Псковской области такие валуны - явление обычное...

Спустя 8-12 минут (мы шли достаточно быстрым шагом) на горизонте появилась и заветная усадьба.... Надо сказать, что пока не вдаваясь в историю, по своему внешнему виду она намного превосходит те усадьбы, с которыми мы сталкивались до сих пор (Михайловское, Тригорское....)

К кассе мы подошли буквально за 5 минут до ее закрытия... Купив билеты в музей, облегченно вздыхаем и переводим дух - успели!!!

Пока ждем нашего гида , удается в спокойной обстановке (а в это время народа немного) сфотографировать и усадьбу,

и то, что находится вокруг нее...

В 16.35 (когда касса музея уже официально закрылась) возле нашей небольшой группы из 7 человек, появился гид....

Ее экскурс в прошлое начался с того, что оказывается мы находимся на территории "арапа Петра Великого" - Абрама Петровича Ганнибала, которому в 1742 году исходя из высочайшего благословения были подарены в вечное пользование земли "Михайловской губы"....

Если вы спросите: " Какая связь между А.С. Пушкиным и Ганнибалом?", то ответ будет следующим - по линии своей матери поэт имеет прямую связь с этой фамилией...

А пока суть да дело - мы нашей сплоченной группой выдвигаемся к дому основателя данного имения...

На нашем пути возникает могучий дуб (точнее то, что от него осталось после грозной стихии), который наверняка помнит все то, что происходило в данной усадьбе с момента ее основания...

Памятник самому "Арапу Петра Великого...."

И его дом-музей....(восстановлен в 2001 году по результатам археологических раскопок 1998-1999 гг.)

Самое время заглянуть в домик...

Как и было принято в середине 18 века, каждый дом начинался с прихожей (хотя эта традиция сохранилась и до наших дней)....

Если сказать откровенно, то в прихожей разговор ведется не об этой маленькой комнатенке, а об истории всего данного сооружения...

А вот история берет свое начало с того времени, когда Елизавета Петровна пожаловала своим вердиктом и статус, и земли Абраму Петровичу Ганнибалу...

Надо сказать, что генеральское звание и другие привилегии высочайшей особы позволили арапу подать в Сенат прошение о выдаче ему диплома на дворянство и право иметь собственный герб...

Кстати, сам владелец сих земель о себе писал следующее: "...родом я из Африки, тамошнего знатного дворянства. Родился во владении отца моего в городе Лагоне, который и кроме того имел под собой еще два города....."

В этой комнатушке мы можем увидеть реальный дорожный сундук-укладку 18 века...

А также оттиск гербовой печати А.П. Ганнибала 1761 г., на котором владелец поместья попытался воспроизвести основные моменты своей жизни....

Историки, благодаря архивным документам, попытались восстановить данную комнату.... Что из этого вышло - судить вам.... (хотя никто из нас никогда не был в этих апартаментах в то время)

Известно лишь то, что в 1724 году Петр I назначает своего любимого арапа быть главным редактором учебника по геометрии и фортификациии...

Не знаем насколько ответственно были выполнены задачи по геометрии, но вот проблемы крепостных сооружений Ганнибалом были успешны решены....

Двуспальная кровать занимает большую часть помещения...

Бал-маскарад - Офорт И.А. Соколова с рисунка Гриммеля 1744 г. ...

Муляжи многочисленных документов того времени....

Комната Ганнибалов осмотрена.... Двигаемся дальше....

И попадаем в детскую - комнату, где воспитывались и обучались дети семейства Ганнибалов....

Здесь мы с вами можем увидеть и рукописи (тетрадь с правильно написанными буквами или слогами (словами), которые берутся за основу и должны в определенной степени повториться ребенком. Соответствие оригиналу зависит уже от творческих способностей ученика...),

и детально познакомиться с теми вещами, которые интересовали младшее поколение Ганнибалов в то время....

Спускаемся на первый этаж...

Здесь, согласно своей эпохе, размещалась поварня-столовая...

В этом помещении было все, чтобы удовлетворить даже самые капризные кулинарные потребности постояльцев...

Прежде, чем приступить к процессу приготовления пищи, персонал кухни тщательно мыл руки в этом рукомойнике...

Для утоления жажды применялся этот оригинальный предмет (чтобы не было скучно - устраивались состязания: кто из двух жаждущих сможет напиться при одновременном подходе к этому предмету)...

Для тех лет кухня была неплохо укомплектована....

Все это говорит о том, что искусные повара в то время могли приготовить любые по сложности блюда и тем самым удовлетворить любого гурмана....

И начинаем мы его с сеней...

Согласно русской традиции мы обуваемся в бахилы

и попадаем в прихожую..

Здесь мы узнаем, что предки А.С. Пушкина владели Петровским почти сто лет (с 1742 по 1839 гг)..

Первоначально Абрам Петрович завещал все свои земли своему старшему сыну - Ивану Абрамовичу... Тот отказался от наследства в пользу своих братьев, после чего Михайловское унаследовал Осип (Иосиф) Абрамович, Воскресенское - Исаак Абрамович, а Петровское - Петр Абрамович...

В результате многочисленных археологических раскопок было точно установлено его старинное месторасположение, найдены многочисленные предметы той эпохи....

Что же касается убранства комнат, которые нам предстоит увидеть, то в ходе многолетних исследований был составлен "типовой проект" усадебного дома конца 18-ого, начала 19 веков...

А вот так усадьба выглядела в прошлом...

Со своим двоюродным дедом (П.А. Ганнибалом) поэт встретился в 1817 году... Из разговоров с ним он много интересного узнал о своем прадеде Абраме Петровиче, т.к. у Петра Абрамовича сохранилось много документов той (петровской) эпохи...

Возможно, что эта встреча как раз и проходила в этом кабинете (кабинет П.А. Ганнибала)....

В шкафу-бюро мы можем увидеть книги из библиотеки А.П. Ганнибала, кубок с монограммой императрицы Елизаветы Петровны, курительную трубку 1775 года...

На столешнице разложены копии писем, реестр книг...

Портрет Екатерины II....,

На полке - навигационные инструменты, глобус, подзорная труба....

В витрине - оружие конца 18 - начала 19 вв., медали за участие в Северной войне (1700-1721 гг.)

Из кабинета П.А. Ганнибала попадаем в гостиную....

Как отмечается в информационном листке, "Ганнибалы не мыслили своей деревенской жизни без атмосферы дружеских общений с многочисленными родственниками, соседями и друзьями, прославившись своим гостеприимством..."

Возможно, за таким столом и происходило общение...

Сын же Петра Абрамовича - Вениамин был хорошим музыкантом, писал музыку и даже организовал домашний оркестр....

Кто знает, может быть сидя за этим инструментом Вениамин Петрович и представил благодарным слушателям свое произведение на слова пушкинской Земфиры из поэмы "Цыгане": "Старый муж, грозный муж..."

Он проживал в имении в период с 1822 по 1839 года....(В последующем Вениамин Петрович завещает имение своей незаконнорожденной дочери Марии, которая вступив в наследство, в 1840 году перевозит все движимое имущество в поместье Герасимово. На этом и закончился период владения Ганнибалами усадьбой, дарованной еще Елизаветой Петровной...)

А вот и кабинет Вениамина Петровича с портретом Александра I на стене....

Барская спальня....

" И старый барин здесь живал;

Со мной, бывало, в воскресенье,

Здесь под окном, надев очки,

Играть изволил в дурачки." ("Евгений Онегин")

Здесь все есть, все под рукой....

Из спальни наш путь лежит в столовую (парадная зала)....

В центре зала имеется выход на веранду, с которой открывается шикарный вид на внутренний парк усадьбы....

На стенах - портреты царских особ, членов семьи Ганнибалов и другие произведения искусств (сельские сцены, пейзажи, баталии...)

Из столовой мы выходим в коридор с многочисленными литературными витринами...

Возле этой карты мы немного задержались... На ней красными кружочками отмечены места пребывания Абрама Петровича Ганнибала....

На втором этаже усадьбы развернута выставка с иллюстрациями к произведениям А.С. Пушкина....

"Кот ученый"

и другие пушкинские герои предстают перед нами глазами известных и неизвестных художников....

Выходим из усадьбы и отправляемся осматривать внутренний двор и парк....

С его стороны усадьба выглядит следующим образом....

В отличии от Михайловского или Тригорского парк в Петровском просто миниатюрный....(в этом есть и свой плюс - на его осмотр не потребуется много времени....)

К нашему появлению в нем сохранились следы дизайнерских решений и единичные насаждения с 1750-х годов...

В центре парка расположена большая клумба, от которой под углом в 90 град. расходятся аллеи...

У начала одной из них расположена мемориальная табличка с текстом из стихотворения А.С. Пушкина "К Языкову.."

Одна из аллей ведет к озеру Кучане....

Здесь расположена беседка-грот, восстановленная в 1972 году по фотографиям 1914 года и результатам археологических раскопок 1969 года...

Когда-то озеро было более полноводным и фактически возле беседки находилась пристань....

Гости хозяев усадьбы, после чашечки кофе, выпитой на террасе беседки, усаживались в лодки, стоящие у причала и совершали прогулку по озеру, любуясь его окрестностями...

На этом наше путешествие по Петровскому подходит к концу....

Пройдя под аркой беседки

Мы, уже достаточно вымотанные этим напряженным, но весьма плодотворным днем, не спеша направляемся к нашему "железному" коню, которому сегодня еще предстоит сделать небольшой марш-бросок в 163 км, прежде чем мы окажемся в уютном номере в одном из отелей г. Великие Луки, где наконец-то сможем нормально перекусить и отдохнуть...


Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.


Фото и описание

Музей-усадьба «Суйда» – бывшее поместье прадеда великого русского поэта А.С. Пушкина, Ганнибала Абрама Петровича. Загадочная личность сподвижника Петра I до сих пор не дает покоя многим историкам.

Весной 1759 г. А.П. Ганнибал приобрел мызу Суйда с селом Воскресенским и окрестными деревнями у графа Федора Алексеевича Апраксина. Здесь Ганнибал устроил основную усадьбу своих владений, позднее к которым им были куплены соседние елицкие, кобринские и таицкие земли. В Суйде А.П. Ганнибал с семейством поселился в 1762 г. после выхода в отставку.

В Суйде уже имелся господский дом в стиле барокко, службы, регулярный сад с прудом, другие усадебные строения. Абрам Петрович большое значение придавал благоустройству своего поместья. При нем здесь были созданы каналы, появились новые аллеи, возведены горбатый мостик, беседка, грот. Рядом с дорогой на Кобрино, на реке Суйде была построена каменная мельница. Говорят, что в усадьбе Ганнибала был даже фонтан, солнечные часы. Но самой главной достопримечательностью Суйды был каменный диван, который был вырублен крепостными в огромном валуне.

На времена Ганнибала приходится период расцвета сельского хозяйства в Суйде. Здесь стали выращивать считавшийся тогда диковинкой картофель, особую гордость усадьбы представляли оранжереи, где выращивали персики, лимоны, абрикосы. Половину всех площадей поместья составляли пашни. Устойчивые урожаи обеспечивались специальной системой дренажа, которая отводила воду с переувлажненных земель.

Абрам Петрович был усердным прихожанином в церкви в Суйде и заботился о ней: им в свое время было передано храму несколько духовных книг.

Дом Ганнибала наполняли многочисленные реликвии, связанные с Петром I. Гордостью хозяина была библиотека. Усадебный дом сгорел в 1897 г.

Ганнибал умер в Суйде в 1781 г. Его похоронили на Старом кладбище, но могила впоследствии затерялась. В наши дни на предполагаемом месте его захоронения была установлена гранитная стела. По завещанию вотчина Ганнибала досталась его старшему сыну, Ивану, известному военному деятелю екатерининского времени, основателю города Херсона, герою Чесменского сражения. Иван Абрамович большую часть времени проводил в Суйде, Частым гостем усадьбы был знаменитый полководец Суворов.

На земле Суйды до сих пор ходят легенды о «черном барине». А некоторые даже считают, что в их родословных присутствует кровь Ганнибалов.

Село Воскресенское, входившее в поместье Ганнибалов, связано с именем няни А.С. Пушкина – всем известной Арины Родионовны. Здесь она родилась, отсюда и ее сказки. И поныне здесь живут Пестриковы – потомки ее родственников.

В усадьбе Суйда родилась, провела свои детские годы и выросла Надежда Ганнибал, мать великого поэта. Здесь в 1796 г. она венчалась с поручиком С.Л. Пушкиным. Они жили в этом поместье и после свадьбы. Неизвестно, бывал ли здесь Александр Сергеевич. По легенде именно здесь расположено знаменитое пушкинское Лукоморье, и совсем недавно в усадебном парке на берегу пруда возвышался семисотлетний дуб.

Сейчас в Суйде – музей. Он был создан в 1986 г. как общественный, но получил статус государственного в год 200-летней годовщины со дня рождения поэта. Музеем занята часть подлинного каменного здания времен Ганнибала – гостевого флигеля. Основная экспозиция музея представлена мемориальными реликвиями Абрама Петровича и его потомков. Здесь выставлены предметы прадеда Пушкина: бронзовый подсвечник, книги из его библиотеки, шкатулка, серебряная чайная ложечка, табакерка.

Большая часть экспонатов подарена музею московскими и петербургскими потомками Ганнибала, старожилами Суйды, пушкинистами. Гордость музея – старинное полотенце с кружевами и монограммой «А.С.» Говорят, что оно принадлежало А.С. Пушкину.

Помимо ганнибаловского флигеля в Суйде сохранились: конюшни, дом управляющего, людская, скотный двор, кузница. Подлинным украшением поместья является старинный парк, в котором уцелела часть Купальной липовой аллеи. Частично сохранились Липовые, Березовые и Еловые аллеи.
Каменный диван Ганнибала, который раньше находился на Мокром лугу, сейчас стоит перед прудом.

В 1990 г. во время прокладки газопровода через центр усадьбы, был обнаружен фундамент старого дома и многочисленные реликвии прошлого. Особую ценность среди находок представляют: глиняные курительные трубки, фрагменты голландских печных изразцов, медная монета 1766 г., фрагменты фарфоровой и стеклянной посуды, пушечное ядро, медный дорожный колокольчик, кованые гвозди. В настоящее время все эти реликвии переданы в экспозицию суйдинского музея.

В музее-усадьбе «Суйда» ежегодно устраиваются пушкинские праздники, часто сюда приезжают потомки Ганнибалов.


Описание дополнено:

Коротов Евгений Васильевич 13.03.2016

Диван Ганнибала ранее находился не на месте показываемом на фото то есть не там где он сегодня стоит. Мокрый Луг -вот первое место его установки с которого диван был кем-то и когда-то перемещён. Есть и дуб Ганнибала который путают почему-то с Дубом который сгорел и описан Пушкиным и он находится на
Показать весь текст

Диван Ганнибала ранее находился не на месте показываемом на фото то есть не там где он сегодня стоит. Мокрый Луг -вот первое место его установки с которого диван был кем-то и когда-то перемещён. Есть и дуб Ганнибала который путают почему-то с Дубом который сгорел и описан Пушкиным и он находится на противоположном берегу Лукоморья.Но вот для всех привожу размеры ДИВАНА ГАННИБАЛА длина 236 см,ширина по низу 120 см,высота сидения у ног по переднему фронту 56 см.высота по задней спинке 130 см. ложе для руки длина 50 см,высота спинки сидения 34см. Диван с задней стороны сохраняет часть первоначальной формы валуна из которого был вырублен крепостными этот ВЕЛИКИЙ ДИВАН

Описание дополнено:

Коротов Евгений Васильевич 21.11.2015

Серебряная ложечка, на ручке с оборотной стороны, имеет надпись согласно которой была установлена дата рождения Вениамина Петровича Ганнибала отца Марии которая стала женой Коротова Фёдора Павловича моего прапрапрадеда, дворянина которому Михайловское и ещё шесть населённых пунктов было отписано о
Показать весь текст

Серебряная ложечка, на ручке с оборотной стороны, имеет надпись согласно которой была установлена дата рождения Вениамина Петровича Ганнибала отца Марии которая стала женой Коротова Фёдора Павловича моего прапрапрадеда, дворянина которому Михайловское и ещё шесть населённых пунктов было отписано отцом Марии по завещанию.Пушкин был дружен с Вениамином Петровичем. В музее Ганнибала А.П. есть моя книга "Твоя родословная.Кто ТЫ?". Есть в тех местах и аллея памяти Ганнибала которую я заложил вместе с другими его потомками.Нигде нет размеров дивана Ганнибала его длину,высоту,ширину и вес надо бы тоже кому-то дать.Нет и размеров Лукоморья и их тоже надо бы знать его длину,ширину,глубину. И ещё какой высоты и диаметра был "дуб зелёный" который олухи сожгли.

В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала арапу Петра Великого земли Михайловской губы псковского пригорода Воронича. Здесь прадед Александра Пушкина Абрам Петрович Ганнибал взялся за возведение мызы на месте старой деревни Кучане, на берегу одноименного озера. При Абраме Петровиче были построены небольшая усадьба, дом-контора управляющего имением, служебные постройки и винный заводик.

Большой усадебный дом появился в Петровском уже при сыне Ганнибала Петре Абрамовиче, а затем перешел к его сыну Вениамину Петровичу Ганнибалу, который не оставил законных наследников, поэтому усадьба перестала быть собственность Ганнибалов. Однако новые владельцы бережно отнеслись к дому, связанному с именем Пушкина, и не внесли каких-то серьезных изменений в планировку. Вплоть до пожара 1918 года дом и парк сохраняли свой первоначальный вид.

В 1977 году главный усадебный дом был восстановлен. С тех пор фасад дома стал визитной карточкой третьей усадьбы, входящей в музейный комплекс Пушкинские горы.

Экскурсия по Петровскому обычно начинается с осмотра восстановленного флигеля первого владельца усадьбы. Как и главный дом, в 2000 году двухэтажный флигель воссоздан на остатках сохранившегося фундамента. Он совсем невелик. Постоянно в нем жили только жена и дети хозяина, а сам Абрам Петрович бывал здесь наездами.

Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы попадаем в приемную-прихожую - служебную комнату, где хозяева принимали приказчика, вели дела по устройству усадьбы. На стенах вывешены карта Псковской губернии XVIII века, портреты Петра I, Елизаветы Петровны, графа Миниха - благодетелей Абрама Ганнибала.

Абрам Петрович родился в городе Лагоне (на севере современного Камеруна) в семье князя Миарха Бруха. Еще ребенком его пленили и увезли в Турцию, где он был выкуплен русским послом и привезен в подарок Петру I. Любимец Петра I принял православие и при крещении стал Петром Петровичем Петровым. Однако позже получил разрешение сменить имя на Абрам, а фамилию Петров на Ганнибал.

В девять лет мальчик был зачислен в Преображенский полк барабанщиком, затем Петр I отправил его во Францию для получения военно-инженерного образования. Вернувшись из Франции в 1723 году, Абрам Петрович становится личным секретарем Петра I, хранителем всех чертежей государства Российского. Он преподает математику, инженерное дело и фортификацию начинающим офицерам, пишет учебники по фортификации и геометрии. Копии страниц учебника, составленных Абрамом Петровичем, можно увидеть на полке секретера в рабочем кабинете. Прежде на русском языке таких учебников не было.

Из приемной мы проходи в комнату Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов. Опочивальня делилась на 2 половины - мужскую и женскую. Это и спальня, и кабинет, разделенные кроватью с балдахином.

На мужской половине у окна стоит бюро, на столешнице которого можно увидеть проекты фортификационных сооружений, подсвечник и часы.

На женской половине - резное деревянное кресло, зеркало, декоративный фарфор, шкатулка и книга Тальмана "Езда в остров Любви".

Как и в других усадьбах Пушгор, предметы интерьера, по большей части, не имеют отношения к семье Ганнибалов, а лишь относятся к тому времени, когда они жили в Петровском. Но есть исключение: мемория рода Ганнибалов - икона "Спас Нерукотворный", принадлежащая правнучке Ганнибала Анне Семеновне Ганнибал. На обратной стороне надпись "1725 год".

Абрам Петрович Ганнибал был женат дважды. "В семейственной жизни прадед мой Ганнибал - писал Пушкин, - так же был несчастлив, как и прадед мой Пушкин. Первая жена его, красавица, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с нею развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре, а дочь ее Поликсену оставил при себе, дал ей тщательное воспитание, богатое приданое, но никогда не пускал ее себе на глаза".

На самом деле девочку назвали Агриппиной, она родилась слабой и вскоре умерла. Брак был заключен против воли Евдокии Андреевны Диопер, и Ганнибал не без оснований считал, что жена была ему не верна. Он провел в гарнизоне расследование и подал на развод, что было большой редкостью в XVIII веке.

Абрам Ганнибал, не дожидаясь решения духовной консистории, женился второй раз на Христине-Регине фон Шеберг. Синод счел развод недействительным, были наказаны и военное начальство, допустившее этот противозаконный процесс, и священник, венчавший Ганнибала со второй женой. Ганнибал был обвинен в двоеженстве, и неизвестно, как бы повернулось дело, если бы Евдокия Диопер не родила второго ребенка, проживая отдельно от Ганнибала, и тем самым подтвердила свою репутацию прелюбодеицы.

После 23 лет судебных тяжб духовная консистории присудила развести Ганнибала и Евдокию Диопер. Евдокия была подвергнута эпитимии и сослана в Староладожский женский монастырь, где и скончалась.

Получив решение о разводе, Ганнибал смог, наконец, оформить второй брак и свое отцовство. "Вторая жена его, Христина фон Шеберх, - писал Пушкин, - родила ему множество черных детей обоего пола… Шорн шорт, говорила она, делит мне шорн репят и дает им шертовск имя…"

Христина-Регина фон Шеберг, или Христина Матвеевна, как для удобства звали её в этих местах, была шведка по отцу и лифляндка по матери. Так что, к африканской крови Пушкина, благодаря прабабушке, можно прибавить и шведскую, и литовскую. О ней известно немного: дочь капитана русской армии Матвея Шеберга по словам пастора Кадетского корпуса в Петербурге Геннина была "очень утонченная дама с хорошим характером…"

Интерес к личности прадеда у Пушкина появляется в период михайловской ссылки. Тогда же он пишет стихотворение в народном духе, а позже в 1827 году эту же тему - сватовство Ганнибала к русской девушке - Александр Сергеевич разработал в своей повести "Арап Петра Великого".

Как жениться задумал царский арап,

Меж боярынь арап похаживает,

На боярышен арап поглядывает.

Что выбрал арап себе сударушку,

Чёрный ворон белую лебёдушку.

А как он, арап, чернёшенек,

А она-то, душа, белёшенька.

У супругов Ганнибал родилось одиннадцать детей, но до взрослого возраста дожили три дочери и четыре сына, одним из которых был Осип Ганнибал, родной дед Пушкина. До замужества дочери оставались при матери, а сыновей в раннем возрасте отправляли на учебу военным наукам в Петербург.

Во флигеле попытались воссоздать детскую, какой она могла быть при Ганнибалах. Есть здесь и подлинные предметы мебели, относящиеся к XVIII веку, есть и современные копии. К примеру, колыбель вырезана в наше время - после войн и революций найти настоящую детскую кровать или колыбель очень сложно.

Детская маленькая, так как постоянно во флигеле жили мать и три дочери Елизавета, Анна и Софья. Сыновья приезжали из Петербурга только на лето, и, как многие дети, большую часть летнего дня любили проводить на улице, а не в доме.

Слева на столике у окна лежат учебники, по которым учились дети Ганнибала: арифметика, грамматика, пропись на латинском языке, в центре справа - "Юности честное зерцало" - свод правил поведения, составленный Петром Великим.

Здесь же выставлен макет трехмачтового 52-пушечного судна, на которых плавали старший сын Ганнибала Иван и третий сын Осип, который был морским артиллеристом, а также участвовал в экспедиции по Северным морям. Рядом - две пушечки-мортирки.

Из детской мы спускаемся на первый этаж и через улицу заходим в кухню-поварню. Примечательно, что во флигеле между первым и вторым этажами нет внутреннего сообщения. Слово кухня происходит от немецкого кухен "готовить", а до этого в России такие помещения называли поварнями. Предположительно, печь в кухне-поварне была шатровая, полуоткрытая, на европейский манер. Так было модно в вельможных домах XVIII века.

От входа видно устье русской печи. Ведь традиционные славянские блюда, которые каждый день были на столе - хлеб, пироги, пирожки, каши - должны выпекаться и томиться в закрытой русской печи.

Центральное место в кухне-поварне отведено дубовому столу, за которым собиралось все семейство. У стены - буфет из орехового дерева, на котором мастер оставил дату: в центре слева медальон в виде глаза "1750 год".

Петровский парк был заложен двоюродным дедом Пушкина - Петром Абрамовичем Ганнибалом в конце ХVIII века. Вблизи дома сохранился вяз 1740-х годов, росший еще при прадеде А. С. Пушкина - Абраме Петровиче Ганнибале.

Парк располагается на трех террасах, спускающихся к озеру Кучане. На верхней террасе - дом, флигель и двухсотлетние липы, клены и ели, обрамляющие господскую усадьбу. Отсюда виден плавный переход на вторую террасу, в центре которой разбит прогулочный круг. Говорят, когда-то на его месте был пруд, обсаженный розами. Но после того как в нем утонула или утопилась девушка, пруд закопали.

Скорее всего, эта легенда связана с тем, что у Петра Абрамовича был гарем из сенных девушек. В те времена чуть не каждый знатный владелец душ считал долгом иметь собственный гарем из двух-трех десятков крепостных красавиц. Мемуаристы утверждали, что в деревнях "арапа Петра Великого" встречалось немало весьма смуглых и по-африкански курчавых крепостных.

Левее прогулочного круга раскинулась широкая липовая аллея, которая завешается зеленым кабинетом - среди лип, посаженных в форме квадрата, установлены скамьи, а в центре лежит валун с одной плоской гранью. По воспоминаниям, собранным современниками Пушкина, крепостные побаивались, если барин начинал размышлять, сидя на камне - значит жди новых козней.

Управляющий Михайловским Михаил Корочников, поначалу служивший у Петра Абрамовича в Петровском, рассказывал: "В прежнем флигеле, была комната для винокурения, где занимались перегонкой домашних настоек. Занимались вместе, но спина болела у меня…и вообще, когда Ганнибал был не в духе, крепостных выносили из конюшни на простынях".

От липовой аллеи идет спуск к третьей террасе, граничащей с берегом озера. Чуть левее от неё отходит стройный ряд деревьев, на месте которых при Петре Абрамовиче была "аллея карликовых лип": внешние ветви постригали, а верхние, оставаясь нетронутыми, смыкались, образуя шатер, по которому прогуливались в "жаркие погоды".

Последняя аллея перед озером называлась граничной. Справа граница не сохранилась, сейчас там посажены молодые липы. В самом конце и правой, и левой аллей частично сохранились насыпные горки-парнасы, на которых расположены скрученные по спирали дорожки, плотно обсаженные по краям липками. По ним прогуливающиеся по парку могли подниматься на искусственные насыпи как по тоннелю.

Завешается аллея беседкой-гротом. Через арку в основании беседки тропинка ведет к озеру, а поднявшись по ступеням на второй уровень, попадаешь на небольшую смотровую площадку, с которой открывается обзор на гладь Кучене. Известно, что при Петре Абрамовиче рядом с беседкой-гротом ставили клетки с детёнышами лесных зверей.

Справа от граничной аллеи было задумано оставить "увеселительный лесок", где позволялось расти не только деревьям, но и кустарникам, в зарослях которых гнездились птицы, и весной весь парк наполнялся птичьим пением. Если обитателям усадьбы надоедали прогулки по регулярным правильным аллеям парка, они могли пройтись по собственному "дикому леску".

Из парка мы отправляемся в главный усадебный дом, чтобы в окружении старшеклассников, которых автобусами везут в Пушгоры, послушать историю жития-бытия сына основателя Петровского Петра Абрамовича Ганнибала.

По закону майората при Петре I все земли отца переходили к старшему сыну, о чем и было завещание Абрама Петровича Ганнибала. Но братья, нарушив отцовскую волю, поделили наследство на четверых: Михайловское отошло Осипу Абрамовичу Ганнибалу, Петровское - Петру Абрамовичу Ганнибалу, а Воскресенское - Исааку Абрамовичу Ганнибалу (эта усадьба не музеефицирована).

Предположительно, причиной тому, стало желание старшего брата Ивана Абрамовича Ганнибала. Будучи крупным военачальником, он заслужил собственные земли под Петербургом, и заниматься землями, завещанными отцом, ему было просто некогда. Посему он решил передать отцовские земли младшим братьям, которые раньше него вышли в отставку и не достигли значительных высот по службе.

Через небольшую приемную дверь ведет в кабинет Петра Абрамовича. Выйдя в отставку в чине генерал-майора, он захотел жить свободно, согласно своим вкусам и нраву. По воспоминаниям современников, был он груб и жесток, но среди помещиков это не было исключением или редкостью. Вместе с тем, он пользовался уважением в округе, иначе как объяснить, что его избирали губернским предводителем дворянства. В Петровском он жил один, оставив семью на хорошем содержании.

Когда восемнадцатилетний Пушкин приезжает в Михайловское, из четверых сыновей Ганнибала в живых остался только Петр Абрамович. Он прожил 84 года, надолго пережив всех своих братьев и сестер. Петр Абрамович интересовался жизнью своего отца. У него хранилась, перешедшая потом к Пушкину, копия биографии Абрама Петровича Ганнибала, написанная на немецком языке его зятем Адамом Карповичем Роткирхом.

И кто как не сын мог рассказать о своем прославленном предке, архивы которого хранились в Петровском? Здесь в кабинете и проходили их беседы. Здесь же Александр Сергеевич работал с семейными архивами. На следующее лето после завершения ссылки Пушкин возвратился в Михайловское, и приступает к написанию романа "Арап Петра Великого", который был посвящен прадеду.

Более того, по просьбе Александра Сергеевича Петр Ганнибал в 1824 году начинает писать свои автобиографические записки, которые, к сожалению, не были закончены.

Великолепная библиотека, четыреста томов из которых, Абрам Ганнибал привез из Франции, когда обучался военно-инженерному делу. Со временем библиотека пополнялась новыми книгами, стала столь велика, что ею заинтересовалась императрица Екатерина II. До наших дней сохранилась опись библиотеки Ганнибала, в которой перечислены военное руководство, географические карты, литература по истории войн, книги о путешествиях, по философии, жития святых, "Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии".

На небольшом круглом столе под стеклом хранятся копии документов и писем, в разное время адресованных Абраму Петровичу Ганнибалу: "Жалованная грамота" царицы Елизаветы Петровны, письма Екатерины II и Великого Князя Павла Петровича. И даже если учесть, что во времена Пушкина непременным условием относится к просвещенной порядочной части народонаселения, к коей и причислял себя поэт, полагалось быть оппозиционером царской власти, осмелюсь предположить, что Александр Сергеевич был горд за свой род, за предков, верно служивших царю и удостоившихся наград и вниманию со стороны венценосный персон.

Известно, что Петр Абрамович не только сам любил музицировать, но и обучил игре на музыкальных инструментах своих дворовых, которые вечерами развлекали гостей. Его сын, дядя Пушкина, Вениамин Петрович сам сочинял музыку, и, продолжая семейную традицию, завел у себя оркестр из дворовых, которым сам дирижировал.

Из письма отца Пушкина Сергея Львовича: "Кстати: вообрази, Ольга, стены гостеприимного Тригорского огласились песней Земфиры из "Цыган" Сашки: "Старый муж, грозный муж, режь меня, жги мен я!" Песню поют и у Осиповой, и у Кренициных, а музыку сочинил сам Вениамин Петрович. Выходит очень хорошо".

Вениамин Петрович был большим поклонником творчества двоюродного племянника, и заставлял своих дворовых разучивать стихи и поэмы Александра Сергеевича. В гостиной проходили званые вечера, куда приглашали сенных девок, которые читали гостям поэмы Пушкина, чрезвычайно всех удивляя.

В своих "Воспоминаниях об А.С. Пушкине" Лев Павлищев приводит рассказ Сергея Львовича Пушкина: "Вчера мы все хохотали до упаду: Вениамин Петрович вызвал ее [посудомойку Глашку] из кухни нас потешать декламацией из "Евгения Онегина". Глашка встала в третью позицию и закричала во все горло:

Толпою нимф окружена

Стоит Истомина; она

Одной ногой касаясь пола (Глашка встает на цыпочки),

Другою медленно кружит (Глашка поворачивается),

И вдруг прыжок и вдруг летит,

Летит как пух из уст Эола...

Глашка тут прыгает, кружится, делает на воздухе какое-то антраша и падает невзначай на пол. Расквасив себе нос, громко ревет и опрометью в кухню. Ей стыдно, все хохочут".

В усадьбе воссоздана обстановка гостиной 1820-1830 годов, когда хозяином дома был внук Абама Петровича Ганнибала - Вениамин Петрович. У стены находится рояль "Штурцваге" 1839 года, над ним - портрет троюродной сестры Пушкина Евгении Ганнибал.

По воспоминаниям современников Вениамин Петрович был рачительным, гостеприимным хозяином. В его кабинете, где он решал хозяйственные вопросы, читал и отдыхал, на рабочем столе можно увидеть завещание, по которому все движимое имущество Вениамин Петрович передал незаконнорожденной дочери. На усадьбу и земли дети, рожденные вне брака, прав не имели, поэтому он купил для дочери деревню в соседнем уезде, а после выдал замуж за дворянина.

На стенах кабинета висят икона Иоанна Предтечи, портрет Александра I и портрет Павла Исааковича Ганнибала - двоюродного брата Вениамина Петровича. С Павлом Исааковичем Ганнибалом, участником Отечественной войны 1812 года, о судьбе которого можно написать отдельный рассказ, Пушкин был в дружеских отношениях. Вот один из примеров общения племянника и двоюродного дяди из книги Льва Павлищева: "Александр Сергеевич, только что выпущенный тогда из лицея, очень его [Павла Исааковича Ганнибала] полюбил, что, однако, не помешало ему вызвать Ганнибала на дуэль за то, что Павел Исаакович в одной из фигур котильона отбил у него девицу Лошакову, в которую, несмотря на ее дурноту и вставные зубы, Александр Сергеевич по уши влюбился. Ссора племянника с дядей кончилась минут через десять мировой и… новыми увеселениями да пляской, причем Павел Исаакович за ужином возгласил, под влиянием Вакха:

Хоть ты, Саша, среди бала

Вызвал Павла Ганнибала,

Но, ей-богу, Ганнибал

Ссорой не подгадит бал!"

Завершает анфиладу комнат барская спальня, обставленная предметами пушкинской эпохи. Здесь Вениамин мог перед сном "раскинуть" карты, а утром выпить чашечку кофе, принимая приказчика.

Вторую половину дома занимает бальная зала. В летнее время все двери и окна в ней распахивались в сторону сада, куда гости выходили от праздничного стола.

Стены залы украшают портреты Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой, рядом - портрет Ивана Абрамовича Ганнибала, который дослужился до генерала-аншефа - высшего чина в российской армии, и был назван современниками "морским Суворовым".

На гравюре "Битва при Лесной", с картины художника-баталиста Мартена, выполненной Лермессеном, среди участников баталии в команде литаврщиков и барабанщиков Преображенского полка, главного полка русской армии, изображен двенадцатилетний Абрахам, будущий Абрам Петрович Ганнибал. На переднем плане в свите императора лишь один барабанщик в чалме (у всех остальных треуголки).

Битву у Лесной считают "матерью" Полтавского сражения, ставшего переломным моментом в Северной войне. И возможно, не будь Пушкин правнуком Абрама Петровича Ганнибала, русская литература не досчиталась бы многих произведений.

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова -

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

Петровское - родовое имение предков А. С. Пушкина Ганнибалов, связанное с интересом и уважением поэта к истории своего рода, истории российского государства, нашедшим отражение в его творчестве.

В 1742 году дворцовые земли Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А. С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, крестнику и сподвижнику Петра Великого. Для первоначального обустройства А. П. Ганнибал выбрал деревеньку Кучане (позднее Петровское), где был построен небольшой дом («Дом А. П. Ганнибала»). В 1782 году Петровское унаследовал Петр Абрамович Ганнибал - двоюродный дед Пушкина - прожив в нем безвыездно с 1782 по 1819 годы. В это время строится большой господский дом («Дом П. А. Ганнибала»), усадьба приобретает тот вид, который застал Пушкин. Поэт встречался с П. А. Ганнибалом, интересуясь историей своего рода, тесно переплетенной с историей России. С 1822 по 1839 годы хозяином имения был двоюродный дядя Пушкина Вениамин Петрович Ганнибал, после смерти которого Петровское становится собственностью помещицы К. Ф. Компанион и наследуется ее дочерью К. Ф. Княжевич. Новые владельцы в основном сохранили планировку усадьбы, но в 1918 году имение было сожжено.

В 1936 году территория усадьбы Петровское была включена в состав Пушкинского заповедника. Археологическое исследование усадьбы было проведено в 1952 году. В основу проекта восстановления «Дома П. А. Ганнибала» были положены обмеры фундамента дома и фотографии фасада дома начала XX века. В июне 1977 года состоялось открытие музея Петровское, который включил в себя «Дом П. А. Ганнибала» и мемориальный парк с Грот-беседкой. В 1999 - 2000 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции музея-усадьбы «Петровское». Значительно изменился облик усадьбы. На старом фундаменте воссоздан «Дом А. П. Ганнибала».

ДОМ-МУЗЕЙ А. П. ГАННИБАЛА

Мемориальный дом прадеда великого поэта Абрама Петровича Ганнибала воссоздан на старом фундаменте. Рассказ об Абраме Петровиче Ганнибале в этом новом музее знакомит с жизнью главной ганнибаловской вотчины на псковщине в самом ее истоке.

Флигель обставлен типологически, поскольку мебели из Петровского и личных вещей Ганнибала почти не сохранилось. В экспозиции представлены предметы мебели и убранства XVIII в., портреты и гравюры, предметы прикладного искусства, характерные для того времени.

Рассказ начинается с приемной-прихожей - служебной комнаты, где хозяева принимали приказчика, вели дела по устройству усадьбы, по управлению своими деревнями. Здесь представлены портрет графа Б. Х. Миниха (гравюра Е. Чемесова с ориг. П. Ротари); карта Псковской губернии XVIII в.; сундук-укладка дорожный сер. XVIII в.; стол русской работы в голландском стиле наборного дерева нач. XVIII в.; ларчик-теремок с двойной крышкой 1 пол. XVIII в.; чернильница походная нач. XVIII в.; счеты XVIII в.

Далее посетители проходят в комнату Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов. Комната из двух половин: это и спальня, и кабинет, разделенные кроватью с балдахином (в манере того времени). Здесь представлена мемория рода Ганнибалов - икона «Спас Нерукотворный» (к. XVII - нач. XVIII вв). Здесь также экспонируются портрет Петра I (гравюра Е. Чемесова с ориг. Ж.-М. Натье. 1759); портрет царицы Елизаветы (гравюра Е. Чемесова); вид окрестностей г. Тобольска (гравюра Оврея к. XVIII в.); патент царицы Елизаветы на чин А. П. Ганнибалу генерал-майора (1742, копия); кубок стеклянный с вензелем царицы Елизаветы, XVIII в.; библия на немецком языке (1690 г., перевод Лютера).

В следующей за тем детской рассказывается о воспитании и обучении детей в семье Ганнибалов. Здесь представлены: сундук (к. XVI - нач. XVII вв. западноевропейской работы); деревянные детские игрушки крестьянской работы; макет корабля-парусника XVIII в.; две пушечки-мортирки XVIII в.

В нижнем этаже дома размещается кухня-поварня. По-видимому, она была устроена на европейский манер: с шатровой печью, как это принято было в домах вельмож. В кухне-поварне семья и обедала. Здесь же могли принимать и угощать обедом гостей. Кухня-поварня интересна как своеобразный музей быта XVIII века. Здесь представлены стол обеденный дубовый XVIII в.; буфет орехового дерева 1750 г.; посуда медная, оловянная, керамическая, стеклянная и деревянная; предметы быта, найденные при археологических раскопках фундамента данного флигеля - изразцы, посуда, точеные (или резные) по кости детские игрушки, трубки глиняные и другие экспонаты.




ДОМ-МУЗЕЙ П. А. И В. П. ГАННИБАЛОВ

Экскурсия в большом доме продолжает рассказ о Ганнибалах, начатый во флигеле А. П. Ганнибала. В 1817 г., по окончании Лицея, Пушкин именно здесь познакомился с двоюродным дедом Петром Абрамовичем Ганнибалом и впоследствии бывал здесь при жизни его сына Вениамина Петровича Ганнибала. «Я чрезвычайно дорожу именем своих предков», - эти слова поэта организуют сюжетную линию рассказа в данном музее.

Экскурсия начинается в сенях. Здесь представлены герб Ганнибалов (увеличенная гипсовая копия с печатки А. П. Ганнибала), фрагмент схемы «Родословное древо Ганнибалов - Пушкиных - Ржевских».

В приемной начинается рассказ о П. А. Ганнибале (1742-1826), ставшем хозяином Петровского по раздельному акту 1782 года. Здесь представлены завещание А. П. Ганнибала 1776 г., межевой план владений П. А. Ганнибала 178 (копия), фотографии усадьбы из журнала «Столица и усадьба», 1914 г.; фрагмент обшивки кресла, принадлежавшего П. А. Ганнибалу (вышивка шелк., золот. и серебр. нитями, 70-80 гг. XVIII в.). В двух витринах экспонируются материалы археологических раскопок 1969 и 1999 гг. в с. Петровском - предметы быта, посуда, слон-талисман, монеты первой половины XVIII в.

В кабинете П. А. Ганнибала ведется рассказ о П. А. Ганнибале как хранителе фамильных реликвий: документов, архива, инструментария А. П. Ганнибала, книг по геометрии, фортификации, астрономии, предметов оружия XVIII в. Здесь представлены мемориальные вещи - печатка А. П. Ганнибала (слоновая кость, серебро, стекло); «Минея» 1768 г. на сентябрь с вкладной записью А. Ганнибала для Воскресенской церкви в Суйде, книга Д. Кантемира «Систима, или состояние мухамеданской религии» СПб, 1722 г. Экспонируются шкаф-витрина с оружием XVIII в.; коллекция медалей XVIII в.; портрет Екатерины II. (копия XIX в. с ориг. И.-Б. Лампи). Под портретом на столе размещены «Жалованная грамота» царицы Елизаветы А. П. Ганнибалу о пожаловании ему Михайловской губы 1746 г. (копия), Письмо Екатерины II А. П. Ганнибалу 1765 г. (копия), письмо Великого Князя Павла Петровича Ивану Ганнибалу сент. 1775 г. (копия). В экспозиции представлены барельеф Петра I (чугун, худ. Растрелли), инструментарий XVIII в.

Обстановка гостиной соответствует времени 1820-1830 гг., когда хозяином дома был внук А. П. Ганнибала - Вениамин Петрович. В гостиной находятся рояль «Штурцваге» 1839 г., ваза фарфоровая для цветов из семьи Ганнибалов (в горке), портрет А. С. Пушкина (неизв. худ. 1830 гг.).

В кабинете Вениамина Петровича Ганнибала ведется рассказ о В. П. Ганнибале (1780-1839), двоюродном дяде поэта, соседе и приятеле семьи Пушкиных, поклоннике таланта Пушкина, хлебосоле и музыканте. В обстановке комнаты мебель первой трети XIX в., икона Иоанна Предтечи, портрет Александра I (копия XIX в. с ориг. Виже-Лебрен 1800 г.), шкатулка для чая В. П. Ганнибала красного дерева, портрет Павла Исаковича Ганнибала (миниатюра, копия с ориг. неизв. худ., 1-я четв. XIX в.).

Согласно планировке конца XVIII - начала XIX вв., барская спальня завершает анфиладу комнат. Экспозиция «барской спальни» с типичным для нее убранством осматривается из дверного проема.

В парадной зале продолжается рассказ о происхождении и воспитании Абрама Ганнибала русским царем Петром I, участии Ганнибала в сражениях Северной войны, ганнибаловской теме в творчестве Пушкина. Здесь представлены портрет Петра I (неизв. худ. XVIII в.), «Полтавская баталия» (гравюра XVIII в.), «Битва при Лесной» (гравюра худ. Лярмессена, нач. XVIII в.), портрет двоюродного деда поэта Ивана Абрамовича Ганнибала (копия с ориг. неизв. худ. XVIII в.), портрет Императрицы Елизаветы Петровны (гравюра И. А. Соколова с портрета худ. Каравака, 1746), «Путешествие Екатерины II» (неизв. худ. с гравюры худ. Демейса. XVIII в.), бюст Екатерины II худ. Ф. Шубина.

Литературная экспозиция, расположенная в трех вертикально-горизонтальных витринах в коридоре, закрепляет все сказанное в экскурсии, иллюстрирует отражение интереса поэта к роду Ганнибалов в его стихах и прозе.



ПЕТРОВСКИЙ ПАРК

Научное обследование и изучение Петровского парка специалистами позволяют датировать его основательное устройство не ранее 1786 г., т.е. при двоюродном деде поэта Петре Абрамовиче Ганнибале. К настоящему времени парк сохранил следы планировочных решений и единичные насаждения, начиная с 1750-х гг. и до начала XX в.

Знакомство с парком начинается с верхней зеленой террасы перед фасадом дома П. А. и В. П. Ганнибалов. Вблизи дома А. П. Ганнибала просматривается фрагмент двойной граничной липовой аллеи - одной их тех, которые выполняли роль защитных зеленых стен. В этой части парка сохранились его старейшины - два мощных вяза и липа, которые росли еще при А. П. Ганнибале. На второй террасе расположен дерновый круг с липовыми боскетами, который огибает главная липовая аллея, ведущая к озеру Кучане и беседке-грот. Под прямам углом главную липовую аллею пересекают большая липовая аллея и аллея карликовых лип.

В конце большой аллеи находится «зеленый кабинет» (любимое место отдыха П. А. Ганнибала). Боковая аллея карликовых лип переходит в «зеленый зал». Справа и слева от беседки-грота в дальних углах парка расположены затеи - две горки («парнасы») с дорожками в виде улитки. Одна из дорожек обсажена липками. От беседки-грота открываются прекрасные виды на окрестности, Михайловское, Савкину горку.