Горе от ума анализ. Анализ комедии "горе от ума"

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – урок аналитического чтения.

Форма деятельности – работа в группах сменного состава.

Методы – метод комментированного чтения, чтения по ролям, метод беседы, наблюдения, сопоставления.

Цели урока.

Образовательная:

1. Определить роль I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

2. Найти определение конфликта, через который происходит развитие действия

3. Схематически представить развитие I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

4. Внести дополнения в рабочую таблицу.

Развивающая:

1. Продолжить работу по развитию коммуникативных и творческих навыков, аналитических способностей.

2. Продолжить работу по развитию языковых способностей, образного мышления в процессе работы над анализом текста.

3. Продолжить формирование навыка аналитического чтения в процессе изучения комедии.

4.Научить чувствовать жанровые особенности драматического произведения.

5. Показать богатство русского языка в процессе аналитического чтения.

Воспитательная:

1. На примере взаимоотношений героев комедии продолжить работу по формированию бинарного мышления.

2. Показать значимость непреходящих человеческих ценностей.

Подготовка к уроку

1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом I действия комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

2. Составляется рабочая таблица “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 2 , 2А)

3. Делятся на группы по номерам 1–4.

4. Первые номера отбирают материал для характеристики Чацкого, вторые – для характеристики Софьи, третьи характеризуют Молчалина, четвертые – Фамусова.

5. Выбранные из текста I действия цитаты для характеристики героя вносятся в таблицу.

6. Заготавливается черновик схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3)

7. Повторяются ранее изученные термины.

8.Отдельная группа готовит инсценировку по I действию (явления 1-3).

9. Парты расставляются попарно для работы в группах по 4 человека.

10. Перед уроком учащиеся разбиваются на новые группы, включающие номера 1-4.

Оформление урока

1. Для инсценировки 1-3 явлений оформляются декорации.

2. Подбирается музыка: вальсы А.С. Грибоедова, звуки флейты и пианино, звона часов.

3. Подготавливается презентация, отражающая основные этапы работы на уроке. (Приложение 1)

Ход урока

Перед уроком звучат 2 вальса А.С. Грибоедова. Слайд № 2, 3, 4.

I. Оргмомент

II. Сообщение цели урока. Постановка проблемного вопроса

Запись темы урока.

Учитель: Вечная современность русской классики… Пожалуй, эти слова можно полностью отнести к одному из самых нестареющих, несмотря на свой приличный возраст (185 лет!) произведений русской литературы. “Горе от ума” А. Грибоедова. Наш сегодняшний урок “Утро в доме Фамусова” – первый в системе уроков изучения текста комедии.

Этим уроком мы начинаем ПОИСК ответов на вопросы: Почему горе? Почему именно от ума? Кому горе?

Слайд № 6. Запись темы, зарисовка схемы

Итак, сегодня мы должны провести анализ первого действия комедии, определить его роль. Внести дополнения в рабочую таблицу. Составить схему “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

Слайд № 7. Цель урока

III. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка домашнего задания (инсценировка)

Учитель: Чтобы разобраться в событиях и конфликте, определить роль

I действия, лучше понять характеры героев и замысел автора, предлагаем посмотреть небольшую инсценировку первых трех явлений комедии.

Слайд №8. Афиша

IV. Инсценировка 1-3 явлений I действия

Учитель: Итак, судя по вашим смеющимся лицам, видно, что мы имеем дело с жанром комедии. В комедии Грибоедова, как и в комедии классицизма, представлен определенный набор действующих лиц: благородный отец, героиня, первый любовник (пока только), служанка. Остановимся подробнее на каждом главном герое.

Слайд №9. Вопросы явл. №1-5

V. Анализ явлений 1-6. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений в таблицу

Благородный отец – ФАМУСОВ Павел Афанасьевич (рассказ уч-ся №4).

1. Каким хочет казаться Фамусов и каким он выглядит в 1-4 явлениях? (Фамусов хочет казаться глубоко нравственным человеком, хорошим отцом. На самом деле – лицемер, но любит свою дочь, прочит ей богатого мужа)

2. Верит ли Фамусов объяснениям своей дочери и секретаря?(Скорее всего не верит, но он боится хлопот, не терпит перемен. И поэтому ограничивается только лишь словесным “распеканием”)

Героиня – СОФЬЯ Павловна (рассказ уч-ся №2).

3. Как складываются взаимоотношения между Софьей и отцом, отцом и дочерью, Софьей и Молчалиным? Какое понятие объединяет героев по отношению друг к другу? (Явл. 5)

Чем живет дом Фамусова до появления Чацкого?

(В доме Фамусова все держится на лжи и обмане(Бывает хуже – с рук сойдет). Ложь как милое плутовство (Лиза), ложь как средство скрыть тайну (Софья), ложь как средство угодничества (Молчалин), ложь как щит пороков (Фамусов).

Первый любовник – Молчалин Алексей Степанович (рассказ уч-ся №3).

3. Почему Молчалин так ловко вышел из столь щепетильной ситуации?

(Бумаги при нем даже на свидании!)

Учитель: Итак, события 1-5 явления знакомят нас с главными и второстепенными персонажами. Запишем в столбик через 4 клетки фамилии главных героев

Слайд № 10. Зарисовка схемы в тетрадь

Учитель: И вот привычное, размеренно – спокойное течение событий вдруг нарушает известие: “К вам Александр Андреич Чацкий”.

(Вносим дополнение в зарисованную схему)

Слайд № 11

VI. Чтение по ролям 7 явления I действия

Слайд № 12

Учитель: А теперь обратимся к вопросам по 7-10 явлениям.

Слайд № 13 (Вопросы 7-10 явл.)

VII. Анализ 7-10 явлений. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений

Беседа по вопросам.

Чацкий Александр Андреевич (рассказ уч-ся №1).

1. Что привело Чацкого в дом Фамусова? [№5]

Как ведет себя Чацкий в диалоге с Софьей? Хочет ли он кого-либо обидеть на самом деле?

(Чацкий торопится к Софье. Он искренне влюблен в нее. Он искренне говорит о том, что думает, не желая никого обидеть и оскорбить)

2. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече?

(Софья холодна, иронизирует, отвечает язвительными репликами на слова Чацкого, ее обижают слова Чацкого о Молчалине).

Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?

(Прошло три года – и Софья изменилась, изменилось ее отношение к окружающим. В ней говорит обида, что когда-то, три года назад Чацкий неожиданно уехал, не писал писем, она в нем разочарована. Считает, что тот слишком горд, высокомерен, недобр по отношению к окружающим. Более того, Софья влюблена в Молчалина, и это неизвестно Чацкому).

3. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?

(Конечно, не ждали. Чацкий не писал писем, никого не извещал)

Понимает ли сейчас Чацкий, что в этом доме он чужой?

(Он искренне сражен красотой Софьи, надеется на взаимность. Хочет найти в любимой прошлые чувства, но встречает холодность и равнодушие. Не понимает ее реакции на свои слова. Все его мысли – лишь о Софье)

4. Что значит реплика Софьи: “Ах, батюшка, сон в руку”?

(С. Хочет перевести подозрения отца с Молчалина на Чацкого)

Учитель: Итак, возникает ли конфликтная ситуация в I действии? Если возникает, то какой это конфликт: любовный, общественный, морально-нравственный?

Слайд № 14

Чтобы подвести итоги анализа I действия комедии, предлагаем обратиться к черновику схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

С помощью фломастеров, стрелок, условных обозначений передайте суть конфликта первого действия

VIII. Работа в группах с черновиком схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3)

IX. Презентация схем по группам

X. Вывод.

Слайд № 15. Схема конфликта

Учитель: Какова же роль I действия комедии “Горе от ума”?

Слайд № 16. Роль 1 действия комедии

Роль 1 действия комедии: В I действии дана расстановка действующих лиц, раскрываются характеры главных и некоторых второстепенных персонажей. Заявлены основные общественные проблемы, волнующие автора комедии. 7 явление – завязка любовного конфликта между Чацким и Софьей. Искренний, открытый Чацкий вторгается в дом Фамусова, где все взаимоотношения построены на лжи. Таким образом, искренность, открытость Чацкого сталкиваются с ложью, фальшью и, конечно, обманом. (Ключевое слово отражается в схеме).

XI. Запись домашнего задания. Слайд № 1 7

2. Внести дополнения в таблицу.

3. Сравнить монологи “Вкус, батюшка, отменная манера” и “А судьи кто?”

XII. Итоги урока. Выставление оценок

XIII. Этап рефлексии

Список литературы

1. Грибоедов А.С. Сочинения. – М.: Худож. лит, 1988.

2. Вайль П, Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. –М.: “Независимая газета”, 1991.

3. Валагин А.П. Прочитаем вместе…:Комедии Д.Фонвизина, А. Грибоедова, Н.Гоголя, А.Островского: Кн. Для учащихся. – М.: “Просвещение”, 1991.

4. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. – М.: “Просвещение”, 1977.

5. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.

6. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”: Комментарий. Кн. для учителя. – М.: “Просвещение”, 1983.

А. С. Грибоедова часто называют "создателем одной книги". Вряд ли автора знаменитой комедии "Горе от ума" можно упрекнуть в нерадивости и лени. Александр Сергеевич был выдающимся дипломатом, одаренным музыкантом и видным общественным деятелем. Все, за что брался этот необыкновенный человек, носило отпечаток гениальности. Его жизненным и творческим кредо была фраза: "Я как живу, так и пишу - свободно и свободно". Анализу пьесы "Горе от ума" посвящена эта статья.

История создания

Замысел комедии "Горе от ума" появился, по некоторым сведениям, еще в 1816 году. Грибоедов выступил с обличительной речью на одном из светских раутов. Ему не понравилось раболепное преклонение русских перед всем иностранным. Тогда Александра Сергеевича в шутку обозвали сумасшедшим. После этого происшествия в голове у литератора возник план будущей комедии. Но к написанию произведения он приступил только в 1820 году, находясь на службе в городе Тифлисе.

Первые два акта были закончены к началу 1922 года. Последние части пьесы Грибоедов дописывал будучи в отпуске, в городе Москве. Здесь он "надышался воздухом" светских гостиных и получил дополнительный материал для творчества. Первая редакция "Горя от ума" была закончена в 1823 году. Однако уже в 1824-м первоначальная версия пьесы подверглась тщательной стилистической правке. В дальнейшем над произведением старательно потрудилась цензура. В результате авторская версия произведения увидела свет только в 1862 году. При жизни Александра Сергеевича комедия распространялась в виде рукописных копий - списков. Она вызвала живой отклик в литературных кругах. Подробный анализ "Горя от ума" покажет, насколько это произведение было новаторским для своего времени.

Элементы классицизма в "Горе от ума"

Знаменитую комедию Грибоедова принято считать первой русской реалистической комедией. Вместе с тем в ней соединились черты классицизма, бурно развивающегося в ту эпоху романтизма и новаторского реализма. Тщательный анализ комедии "Горе от ума" свидетельствует о том, что в произведении соблюдены основные требования к созданию "высокой" комедии.

В пьесе присутствует единство места (дом Фамусова) и времени (действие происходит в течение одних суток). Однако в произведении присутствуют два конфликта - любовный и общественно-политический. Это значит, что единство действия в пьесе Грибоедов нарушил.

В комедии есть традиционный и тесно связанная с ним система персонажей: героиня, два претендента на ее благосклонность, "благородный отец", служанка-субретка и так далее. Однако Грибоедов "вдохнул" в своих героев новую жизнь. Из карикатурных комедийных персонажей они превратились в сложные портретные образы.

Александр Сергеевич наделил своих героев "говорящими" фамилиями: Скалозуб, Репетилов, Фамусов, Молчалин. Вместе с тем характеристика его персонажей выходит далеко за рамки одной черты.

Элементы реализма в "Горе от ума"

Прежде всего, Грибоедов отказался от схематического изображения своих героев. Характеры его персонажей и "редкая картина нравов", изображенная им в комедии, порой пугают своей достоверностью. Например, многогранность характера Фамусова проявляется в его диалогах с другими персонажами: он заигрывает с Лизой, лебезит перед Скалозубом, читает наставления Софии.

Однако Чацкому в пьесе противостоят не только конкретные представители фамусовской гвардии, но и весь консервативный "минувший век". Анализ "Горя от ума" позволяет выявить в произведении множество эпизодических образов, призванных расширить рамки

Реалистический подход к созданию произведения проявляется и в отношении автора к главному герою. Чацкий порой ведет себя непоследовательно и постоянно попадает в комические ситуации из-за своего безрассудства и несдержанности. Он вовсе не является абсолютно положительным героем в произведении. Ведь его мотивы, в сущности, эгоистичны. Он стремится завоевать любовь Софии.

Язык "Горя от ума"

Одним из элементов драматургического новаторства Грибоедова является употребление в написании комедии разговорной речи. Гибкий стихотворный размер (вольный ямб) позволяет Грибоедову создать словесный облик персонажей. Каждому из них присущи свои особенности речи. "Голос" главного героя неповторим и выдает в нем яростного противника московских обычаев. Он иронизирует над "нескладными умниками", "лукавыми простаками", праздными и "злыми языками". В его монологах чувствуется страстная убежденность в собственной правоте, высокий пафос утверждения действительных жизненных ценностей. Анализ комедии "Горе от ума" свидетельствует о том, что в языке пьесы отсутствуют интонационные, синтаксические и лексический ограничения. Это "непричесанная", "грубая" стихия разговорного языка, превращенная Грибоедовым в чудо поэзии. Пушкин отмечал, что половина из написанных Александром Сергеевичем стихов "должны войти в пословицу".

Две сюжетные линии

Анализ "Горя от ума" Грибоедова позволяет выявить в произведении два равноправных конфликта. Это любовная линия, в которой Чацкий противостоит Софии, и общественно-политическая, в которой главный герой сталкивается с На первом плане, с точки зрения проблематики, оказываются социальные противоречия. Однако и личный конфликт является важной сюжетообразующей составляющей. Ведь именно ради Софии Чацкий приезжает в Москву, и ради нее остается в доме Фамусова. Обе сюжетные линии усиливают и дополняют друг друга. Они необходимы в равной степени для того, чтобы провести достоверный анализ "Горя от ума", понять психологию, мировоззрение, характеры и взаимоотношения главных действующих лиц комедии.

Общественно-политическая тематика произведения

В комедии поднимаются важнейшие проблемы в жизни российского общества первой половины 19-го века: вред чинопочитания и бюрократии, бесчеловечность крепостного права, вопросы образования и просвещения, честного служения отечеству и долгу, самобытность национальной русской культуры и так далее. Не обошел своим внимание Грибоедов и вопрос о социально-политическом устройстве Российского государства. Все эти нравственные и политические вопросы пропускаются через призму личных отношений героев.

Философская тема в пьесе

Очень сложной и многоплановой является проблематика комедии "Горе от ума". позволяет выявить философскую подоплеку, скрытую в самом названии пьесы. Так или иначе, все герои комедии вовлечены в обсуждение проблемы глупости и ума, сумасшествия и безумия, шутовства и дурачества, лицедейства и притворства. Эти вопросы решены Александром Сергеевичем на разнообразном психическом, общественном и бытовом материале. Главной фигурой в этом вопросе является умный "безумец" Александр Андреевич Чацкий. Именно вокруг него концентрируется все многообразие мнений о комедии. Давайте рассмотрим этот персонаж подробнее.

Главный герой пьесы

Александр Андреевич вернулся в Москву после долгого отсутствия. Он тут же приехал в дом Фамусова, чтобы увидеться со своей возлюбленной - Софией. Он помнит ее умной и насмешливой девочкой, которая вместе с ним от души потешалась над преданностью отца Английскому клубу, молодящейся тетушкой и другими колоритными представителями фамусовской Москвы. Встретившись с Софией, Чацкий стремится выяснить ход ее мыслей, надеясь, что она осталась его единомышленницей. Однако девушка решительно осудила его насмешки над аристократической Москвой. Александр Андреевич задался вопросом: "...Нет ли впрямь тут жениха какого?" Главная ошибка Чацкого заключалась в том, что ум стал главным критерием, по которому он пытался вычислить возлюбленного Софии. По этой причине он отметает и Скалозуба, и Молчалина как возможных соперников.

Философия московского барина

Гораздо умнее Чацкого оказывается автор комедии "Горе от ума". Анализ действий Софии он предлагает начать со знакомства со средой, в которой она выросла и сформировалась как личность. Более всего это общество характеризует Фамусов, отец главной героини. Это обыкновенный московский барин. В его характере превалирует смесь патриархальности и самодурства. Он не отягощает себя заботами по службе, хотя занимает серьезный пост. Его политические идеалы сводятся к простым житейским радостям: "и награжденья брать, и весело пожить". Идеалом для Фамусова является человек, сделавший карьеру. Средства при этом не имеют значения. Слова Петра Афанасьевича часто расходятся с делом. Например, он хвастается "монашеским поведением", но перед этим активно заигрывает с Лизой. Это главный оппонент искреннего и пылкого Чацкого.

Завидный жених

Безмерно нравится Фамусову полковник Скалозуб. Он - "золотой мешок" и "метит в генералы". О лучшем женихе для своей дочери Павел Афанасьевич и не мечтает. Полковник - надежный защитник "века минувшего". Его не "обморочишь" ученостью, всю книжную "премудрость" он готов истребить муштрой на плацу. Скалозуб - тупой солдафон, но в фамусовском обществе этого принято не замечать. К неутешительным выводам приводит изучение обычаев аристократической Москвы, их подробный анализ. "Горе от ума" Грибоедова свидетельствует о том, что обучение у петербургских профессоров и стремление к просвещению - самый длинный и неэффективный путь к достижению карьерных высот.

Характеристика Молчалина

Живая "картина нравов" представлена в пьесе "Горе от ума". Анализ героев произведения вынуждает нас обратиться к самому тихому и ничтожному из них - Алексею Степановичу Молчалину. Этот персонаж вовсе не безобиден. Своей лакейской угодливостью он успешно пробивает себе дорогу в высшее общество. Его ничтожные таланты - "умеренность и аккуратность" - обеспечивают ему пропуск в фамусовскую гвардию. Молчалин - убежденный консерватор, зависящий от мнения других и потакающий "всем людям без изъятья". Как ни странно, это помогло ему завоевать благосклонность Софии. Она без памяти любит Алексея Степановича.

Эпизодические роли

Меткими штрихами характеризует московскую аристократию Грибоедов. "Горе от ума", анализ которого представляется в этой статье, богат выразительными эпизодическими ролями, позволяющими раскрыть многоликость фамусовского общества.

Например, богатая старуха Хлестова таскает с собой на светские вечера "арапку-девку да собаку", обожает молоденьких французов и, как огня, боится просвещения. Ее основные черты - невежество и самодурство.

Загорецкого в фамусовском обществе открыто называют "плутом" и "картежником". Но это не мешает ему вращаться в среде местной аристократии. Он умеет вовремя "услужить", поэтому пользуется симпатией богатых персон.

Очень обширный материал для размышления содержит в себе "Горе от ума". Анализ произведения позволяет выяснить отношения автора к некоторым "тайным" обществам, которые появились в современной ему России. Например, Репетилов - "шумный" заговорщик. Он во всеуслышание заявляет о том, что у него с Чацким "одни и те же вкусы", однако не представляет для фамусовского общества никакой опасности. Репетилов и сам бы делал карьеру, да "неудачи встретил". Поэтому сделал заговорщицкую деятельность формой светского времяпрепровождения.

В "Горе от ума" имеется множество внесюжетных персонажей, прямого участия в комедии не принимающих. Они вскользь упоминаются героями пьесы и дают возможность расширить рамки действия до масштабов всего российского общества.

Мировоззрение главного героя

Чацкий - представитель "века нынешнего". Он вольнолюбив, по каждому вопросу имеет свое и не боится его озвучивать. Раздосадованный равнодушием Софии, Александр Андреевич вступает в полемику с окружающими его "фамусовцами" и в гневе обличает их корыстолюбие, лицемерие, невежество и ничтожество. Будучи истинным патриотом России, он осуждает "засилье негодяев знатных" и не желает иметь с ними ничего общего. На предложение Фамусова жить, "как все", Чацкий отвечает решительным отказом. Александр Андреевич признает необходимость служения Родине, но проводит четкую грань между "прислуживаться" и "служить". Эту разницу он считает принципиальной. Дерзкие монологи Чацкого кажутся настолько возмутительными для местного светского общества, что его безоговорочно признают сумасшедшим.

Александр Андреевич - центральный персонаж произведения, поэтому характеристике его образа посвящен не один серьезный и обстоятельный анализ. "Горе от ума" Грибоедова подвергалось рассмотрению со стороны В. Г. Белинского, И. А. Гончарова, и других ведущих литераторов 19-го века. И отношение к поведению Чацкого определяло, как правило, характеристику всего произведения в целом.

Композиционные особенности

"Горе от ума" подчиняется строгим законам классического построения сюжета. Обе линии (любовная и общественно-идеологическая) развиваются параллельно друг другу. Экспозицию представляют собой все сцены первого действия до появления главного героя. Завязка любовного конфликта происходит во время первой встречи Чацкого с Софией. Социальный начинает назревать немного позже - во время первой беседы Фамусова и Александра Андреевича.

Комедия отличается молниеносным темпом смены событий. Этапами развития любовной линии являются диалоги между Софией и Чацким, во время которых тот пытается выяснить причину равнодушия девушки.

Социально-идеологическая линия состоит из множества частных конфликтов, словесных "дуэлей" между представителями фамусовского общества и главным героем. Кульминация пьесы - пример выдающегося творческого мастерства создателя комедии "Горе от ума". Анализ бала в произведении демонстрирует, как высшая точка напряжения в любовном сюжете мотивирует кульминацию конфликта общественно-идеологического. Случайная реплика Софии: "Он не в своем уме" буквально понимается светским сплетником. Желая отомстить Чацкому за насмешки над Молчалиным, девушка подтверждает, что убеждена в его безумии. После этого самостоятельные сюжетные линии пьесы встречаются в одной кульминационной точке - пространной сцене на балу, когда Чацкого признают сумасшедшим. После этого они вновь расходятся.

Развязка любовного конфликта происходит во время ночной сцены в доме Фамусова, когда встречаются Молчалин и Лиза, а затем Чацкий и София. А общественно-идеологическая линия заканчивается последним монологом Чацкого, направленного против "толпы гонителей". Современники автора "Горя от ума" обвиняли его в том, что "план" комедии не имеет четких границ. Время показало, что сложное переплетение сюжетных линий - еще одно неоспоримое достоинство комедии.

Заключение

Вашему вниманию был представлен лишь краткий анализ. "Горе от ума" можно перечитывать многократно и всякий раз находить нечто новое. В этом произведении очень ярко проявились основные характеристики реалистического искусства. Оно не только освобождает автора от ненужных канонов, условностей и правил, но и опирается на проверенные временем приемы иных художественных систем.

Меню статьи:

Деятели пера – одни из самых уникальных людей на планете, они умеют на основании короткой ситуации создать многогранный шедевр. Почти такая же судьба постигла комедию Грибоедова «Горе от ума».

История создания произведения «Горе от ума»

Однажды Грибоедову довелось побывать на одном из званых обедов в аристократических кругах. Там он оказался свидетелем необычной картины: одним из гостей был иностранный гражданин. Аристократы очень ценили все заграничное, им хотелось как можно больше походить на них, поэтому любой контакт с заграничными гостями, особенно знатного происхождения был лестен для представителей высшего общества. Поэтому все время обеда было посвящено благоговейному отношению к иностранному гостю – Грибоедов, который воспринимал враждебно попытки русской аристократии заполучить все иностранное, в том числе поведение, язык и особенности быта, не мог упустить момент и не высказаться по этому поводу.

Предлагаем ознакомиться с в комедии “А. Грибоедова “Горе от ума”.

Естественно, что речь его не была услышана – аристократы посчитали Грибоедова выжившим из ума и тут же с радостью пустили слух о его психическом нездоровье. Возмущенный Александр Сергеевич после этого решил написать комедию, в которой бы обличил все пороки аристократического общества. Случилось это в 1816 году.

История публикации комедии

Однако приступил к созданию произведения Грибоедов спустя некоторое время. В 1823 году были готовы уже первые фрагменты комедии. Грибоедов время от времени презентовал их обществу сначала в Москве, затем в Тифлисе.

С публикацией также долгое время были затруднения – текст неоднократно поддавался цензуре и как следствие – доработке и переработке. Лишь в 1825 были опубликованы фрагменты произведения.

При жизни Грибоедова, его произведение никогда не было полностью опубликовано – в надежде, что его друг Булгарин поможет в этом, Александр Сергеевич отдает ему рукопись своей комедии, которая в то время называлась «Горе ума», но публикации не последовало.

Спустя четыре года после смерти Грибоедова (в 1833) «Горе» все же увидело свет. Однако текст комедии был искажен комиссией по редакции и цензуре – в тексте было слишком много недопустимых для публикации моментов. Только в 1875 году произведение было опубликовано без цензуры.

Герои комедии

Всех героев пьесы можно разделить на три категории – главные, второстепенные и третьестепенные.

К центральным образам комедии относятся Фамусов, Чацкий, Молчалин и Софья Павловна

  • Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению, управляющий в государственным учреждением. Он бесчестный и коррумпированный чиновник, в качестве представителя социума он также далек от идеала.
  • Софья Павловна Фамусова – юная дочка Фамусова, несмотря на свой юный возраст, она уже активно использует уловки, принятые в аристократических кругах – девушка любит играть чувствами других людей. Ей нравится быть в центре внимания.
  • Александр Чацкий – потомственный аристократ, сирота. Он взят на воспитание Фамусовым, после смерти родителей. Некоторое время Александр состоял на военной службе, но разочаровался в этом виде деятельности.
  • Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, человек неблагородного происхождения, который благодаря действиям Фамусова обретает дворянский чин. Молчалин – подлый и лицемерный человек, которым движет желание пробиться в аристократические круги любой ценой.

К второстепенным персонажам относятся образы Скалозуба, Лизы и Репетилова.

  • Сергей Сергеевич Скалозуб – дворянин, молодой офицер, которого интересует только повышение по службе.
  • Репетилов – давний друг Павла Афанасьевича, потомственный дворянин.
  • Лиза – служанка в доме Фамусовых, в которую влюблен Молчалин.

К действующим лицам третьестепенной значимости относятся образы Антона Антоновича Загорецкого, Анфисы Ниловны Хлестовой, Платона Михайловича Горича, Наталье Дмитриевны Горич, князя Петра Ильича Тугоуховского, графинь Хрюминых и Петрушки – все они кратковременно действуют в пьесе, но благодаря своей социальной позиции помогают обрисовать точную и неприглядную картину действительности.

Молодой помещик Чацкий после трехлетнего отсутствия в России возвращается домой. Он посещает дом своего воспитателя Фамусова с целью посвататься к его дочери, в которую он давно влюблен, Софью.

В доме Фамусова Чацкий замечает, что за время его отсутствия пороки аристократии только усугубились. Молодого человека удивляет корысть и расчет представителей высшего общества. Аристократы вместо того, чтобы подать пример гуманизма и честности подают пример взяточничества и игры на публику – это обескураживает Чацкого. Идеалом поведения в высших кругах стало угодничество – для аристократов стало неважным служить – теперь в моде прислуживаться. Обличение противоположной позиции Чацкого по отношению к Фамусовскому обществу становится основной причиной, по которой он не может претендовать на руку Сони.

Предлагаем ознакомиться с в комедии “Горе от ума” А. Грибоедова.

Александр все же не теряет надежды. Он думает, что благосклонность девушки сможет изменить ситуацию, но и здесь Чацкого ожидает разочарование – Соня на самом деле любит не его, а секретаря своего отца.

Однако ответить отказом Чацкому Соня не спешит – она скрывает от Чацкого истинное положение вещей и делает вид, что симпатия Александра ей приятна. Кроме того, девушка распускает слухи о том, что

Чацкий имеет разлады в психическом здоровье. Когда же Александр узнает правду, то осознает, что такая девушка не может быть его женой. Единственное, что остается Александру, – уехать за пределы Москвы.

Стихотворный размер и особенности стиха пьесы

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» написана ямбом. Количество стоп в поэзии неодинаковое (в отличии от традиционного александрийского стиха, который предусматривал использование шестистопного ямба)– периодически Александр Сергеевич меняет количество стоп. Их количество варьируется от одного до шести.

Система рифмовки также не стабильна. В пьесе можно увидеть фактически все варианты – парная, перекрестная, опоясанная. Кроме того, Грибоедов использует внутреннюю рифму.

Темы и проблемы пьесы

Основной конфликт пьесы определен рамками противостояния «века нынешнего» и «века минувшего». Такое понятие не ограничено исключительно отношением к службе и достатку человека – под этими фразами сокрыт большой массив проблем.

В первую очередь выделяется проблема вида деятельности человека и распределение их на благородные занятия (гражданская служба в государственных учреждениях и военная служба) и постыдные (писательство, научная деятельность).

Второй проблемой пьесы стало прославление подлиз – авторитет и уважение в обществе заслуживаются не доблестной службой или примерно выполненной работой, а умением угодить вышестоящему руководству.

Следующая проблема – взяточничество и круговая порука. Все проблемы в обществе можно решить с помощью денег или связей.

Проблема искренности и честности также поднимается Грибоедовым – люди говорят то, что выгодно. Они готовы лукавить и обманывать ради обретения некоторых благ. Редко кто готов высказать истинное мнение, особенно, если оно не совпадает с мнением большинства.


Большинство людей становятся зависимыми от мнения окружающих, они готовы строить свою жизнь, руководствуясь не удобством, а традиционностью, даже в том случае, когда она значительно затрудняет их жизнь.

Проблема эгоизма стала причиной появления двуличности на любовном фронте – быть однолюбом стало не модно.

Жанр произведения “Горе от ума”

Особенности тем и проблематики пьесы стали причиной появления дискуссии в литературных кругах о жанре «Горе от ума». Мнения исследователей в этом вопросе разделились.

Одни считают, что правильно закрепить за произведением жанр комедии, другие же уверены, что такая проблематика характерна для произведений драматического характера.


Основной причиной, которая позволяет определить пьесу как драму, является глобальность поднятой проблемы. Конфликт пьесы построен на глубоком чувстве разочарования, что не характерно для комедии. Элементы комического, которые присутствуют при описании характеров персонажей, минимальны и, по мнению исследователей, использованы с целью усиления драматической функции в тексте.

Исходя из такой позиции, наряду с предложениями определить жанр как комедию или драму стали появляться в ходе дискуссии и предложения о смешивании жанров. Так, например, Н.И.Надеждин обозначил ее как сатирическую картину.

Н.К. Писканов, анализируя особенности пьесы, пришел к выводу, что определить точно ее жанр невозможно – у литературоведов есть все основание обозначить ее как социальную драму, реалистичную бытовую пьесу, психологическую драму и даже, музыкальную драму (исходя из особенностей стиха пьесы).

Невзирая на все дискуссии, пьеса Грибоедова «Горе от ума» продолжает называться комедией. В первую очередь это связанно с тем, что сам Александр Сергеевич обозначил так жанр своего произведения. Хотя элементы комического не широко использованы в пьесе, а ее структура и особенности сюжета далеки от традиционных комических, все же влияние сатиры и юмора имело заметное место в пьесе.

Таким образом, пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» – многогранное и обширное произведение.

Разнообразие тематики и проблематики пьесы, а также способы изображения сути конфликта стали причиной дискуссии в жанровом плане пьесы.

Проблемы и темы, поднятые Грибоедовым, можно отнести к разряду «вечных» тем, которые никогда не утрачивают своей актуальности.

Комедия “Горе от ума” Грибоедова: анализ произведения, материалы для сочинения


На первый взгляд, пьеса написана в духе классицизма : есть герои-антагонисты, сюжет раскрывает борьбу двух претендентов на руку одной героини. Главное, что отличает классицистическое произведение, - три единства: места (все происходит в доме Фамусова), времени (с момента появления Чацкого до отъезда проходят сутки) и действия (все действие разворачивается вокруг Софьи). Но Грибоедов вносит значительные изменения в жанровые особенности пьесы, нарушив почти все законы классицизма.

Комедия начинается ложью. В доме Фамусова все отношения построены на лжи, служащей орудием притворства (как у Молчалина) или принимающей вид добродетели (как у Фамусова). Софья, дочь Фамусова, вынуждена скрывать свою любовь к «безродному» секретарю Молчалину, ведь отцу нужен жених «с звездами и чинами» . Молчалин притворяется, будто любит Софью, из карьерных соображений. Глава дома скрывает от дочери все, что противоречит репутации добропорядочного главы семейства.

И в такой атмосфере всеобщего обмана появляется главный герой - Александр Андреич Чацкий . Три года назад он бежал от этой непомерной скуки «ума искать» . «Дым Отечества» и нежные чувства к Софье возвращают его в Москву. Три года не бывавший в столице, он ждет изменений, но все оказывается прежним: все те же увлечения, те же лица, та же скука, от которой бежал. Почему же Чацкий теперь остается? Ответ прост: он видит перед собой не девочку-подростка, а барышню, которая в семнадцать лет «расцвела прелестно» . И он остается в надежде вызвать ответное чувство у Софьи.

К тому же Чацкий замечает, что Фамусов обеспокоен его появлением. Поняв, что молодой человек готов свататься, он ставит условие: тот должен навести порядок в делах, пойти служить, а самое главное - не быть гордецом. В качестве достойного примера Павел Афанасьевич приводит дядю Максима Петровича, причем речь Фамусова больше напоминает нападение, и Чацкому невольно приходится обороняться: он произносит свой первый монолог о глупости фамусовского общества, вызвавший у отца Софьи панический страх перед революционным настроением юноши.

Чацкий наивно считает, «век минувший» , век «покорности и страха» , уже прошел, но опровержением этой мысли становится появление полковника Скалозуба. И снова сдержанность изменяет Чацкому. Он потрясен: его отдают на суд Скалозубу? Его монолог «А судьи кто? …» рожден протестом против этого. Но прозрение еще не пришло к пылкому юноше. После падения с лошади Молчалина и последовавшего за этим обморока Софьи ему бы догадаться, в кого влюблена его подруга детства, но волнение за Софью не позволяет ему правильно воспринять происходящее.

У Чацкого, по признанию самого героя, «ум с сердцем не в ладу» . Ум подсказывает, что нужно разорвать все отношения с фамусовским обществом, но сердце требует любви Софьи. Вот только благородный ум Чацкого не может признать факт влюбленности девушки в ничтожество - Молчалина. Он расспрашивает Софью, что привлекает ее в этом человеке. Выясняется, что он «уступчив, скромен, тих» . Чацкий уверяет себя, что она шутит: нельзя за это любить человека. А узнав от Молчалина о его идеалах и жизненных стремлениях, влюбленный юноша делает роковой для себя вывод:

С такими чувствами, с такой душою
Любим! … Обманщица смеялась надо мною!

Однако Софья строит свою жизнь по общепринятым образцам, в соответствии с принятой в обществе Москвы моралью. Для светской дамы нужен «муж-мальчик, муж-слуга» , и Молчалин подходит на эту роль. Чацкий попал в точку, определив главную черту характера своего соперника: «Ведь любят нынче бессловесных» . Да, Софья за это и любит, но в устах Чацкого для нее это звучит как оскорбление. Поэтому она так легко совершает подлость, распустив на балу сплетню про то, что Чацкий якобы сошел с ума.

Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?

Почему же сплетня так быстро распространилась среди гостей Фамусова и ни у кого не вызвала даже сомнения? С первого появления на сцене герой привлекает зрителя своей прямотой суждений, нетерпимостью к лжи, пылкостью. Он «умен, остер, красноречив» , но слишком нетерпелив. И если у зрителя это нетерпение вызывает лишь улыбку, то представители высшего света Москвы оскорблены. Чацкий отверг их жизненные принципы, и это вызывает раздражение общества, которое так легко вылилось в распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.

Каждый из гостей назвал собственную причину помешательства, но «оригинальнее» всех оказался Фамусов. Он увидел корень зла в образованности:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина…

Появление Чацкого вызывает у гостей испуг, но тот настолько подавлен духом «пустого, рабского, слепого подражания» , что, разразившись очередным монологом о «французике из Бордо» , не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но его гнев для гостей Фамусова непонятен, они путают высокие идеи со скандальностью и в ужасе разбегаются. Так бал становится кульминацией конфликта «века нынешнего» и «века минувшего» . Но впереди еще развязка - ночь прозрений.

Софье предстоит узнать, насколько низок любимый Молчалин, Чацкий будет потрясен предательством Софьи, узнав, что именно она пустила слух о его помешательстве. Фамусов убедится, что дочь, «как мать ее, покойница» , «уж где-нибудь с мужчиной» .

Каждый из героев испытает свой «мильон терзаний» . Но если Чацкий навсегда покинет Москву, так легко принявшую его за сумасброда, сказав на прощанье свой последний монолог, обличавший «мучителей толпу» , то положение Софьи кажется более трагичным. Она отвергла Чацкого, разочаровалась в любимом человеке, осталась игрушкой в руках разгневанного отца, грозящегося сослать «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» .

Прав ли Чацкий, уверенный, что она помирится с Молчалиным? Сможет ли Софья пережить обиду и примириться с московским кругом, избрав себе в мужья «низкопоклонника и дельца» ? Эти вопросы остаются без ответа. Но читателю понятно, насколько трагична судьба девушки, острый ум которой сталкивается с догмами общества. Так название комедии «Горе от ума» имеет отношение и к Чацкому, и к Софье. Такая неоднозначность образов свидетельствует о несоответствии их традициям классицизма.

Завершил свою работу над пьесой Горе от ума в далеком 1824 году, и она и по сей день не теряет своей актуальности и пользуется успехом у читателей. Эта комедия стала в один ряд с лучшими произведениями русской литературы, и пожалуй, была единственным творением автора, которое стало известно во всем мире. В школьной программе это произведение занимает не последнее место, поэтому придется поработать над анализом Грибоедовской комедии Горе от ума по эпизодам.

Конфликт и проблематика Горе от ума

— это яркое произведение, относящееся к русской классической литературе 19 века. Оно переносит читателей в дом Фамусова, где царит атмосфера лжи и притворства. И вот среди всего этого обмана появляется Чацкий, который еще три года назад убежал от скуки в поисках ума за границу. Вернуться назад его заставляет любовь к Софье и любовь к Родине. Вернувшись домой, Чацкий не заметил никаких изменений за время своего отсутствия, единственное, он теперь сильно отличается от фамусовского общества и уже не вписывается в него. Он теперь лишний, и Чацкого сумасшедшим.

Комедия горе от ума богата по своему содержанию, где каждый монолог и реплика имеет свое значение, помогая раскрывать поднятые конфликты и проблематику произведения.

Говоря о конфликте, то уже в названии комедии читатель видит противоречие. Ведь по сути, от ума не может быть горя, но не в 19 веке, не в фамусовском обществе. Если для просветителей вершителем судеб был ум, то для фамусовского общества это чума. И здесь Чацкий понимает, что от его ума будет только горе.

В пьесе мы видим два конфликтующих лагеря, поэтому вся комедия — это извечный конфликт, где у героев даже общечеловеческие разные и разное отношение к народу и стране. Так, если для Чацкого смысл жизни служить своей Родине, то для противоположного лагеря государственные идеи не важны, им бы чин получить, да звания.

В своей пьесе Грибоедов поднимает проблемы жестокости, карьеризма, невежества и чинопочитания. А теперь давайте сделаем комедии Горе от ума по действиям.

Анализ комедии Горе от ума по действиям

Рассматривая анализ отдельных эпизодов Горе от ума, мы сможем более подробно изучить пьесу Грибоедова с ее проблемами, актуальными темами, идеями, где налицо несовершенство государственного аппарата, проблема воспитания, несправедливость крепостного права. Комедия состоит из четырех действий, их мы и рассмотрим.

Анализ 1 действия

В первом действии комедии все события происходят в доме Фамусова и мы отправляемся в дом Павла Афанасьевича. Служанка Лиза прикрывает Софью, у которой свидание с Молчалиным. Мужчина должен был незаметно уйти, но его все же застает , которому говорят, что тот оказался в доме проездом. Лиза с Софьей обсуждают Молчалина, и служанка говорит, что с этим человеком у нее нет будущего, так как отец девушки не одобрит брак. Лучшим выбором Софьи станет Скалозуб, у которого и чин, и деньги. А по мнению Фамусова этого достаточно для счастья дочери. Рассуждая об уме, Лиза вспомнила Чацкого и юную любовь барышни. В этот момент и появляется Чацкий, который спешил к Софье, и которого Софья встретила очень холодно. Чацкий подозревает, что девушка влюблена в кого-то еще.

В целом, здесь происходят первые знакомства читателя с героями, по разговорам которых мы начинаем понимать, что для кого важно и находится в приоритете.

Анализ 2 действия

Переходя к анализу 2 действия пьесы Грибоедова, мы наблюдаем первые конфликты, что возникают между героями. Еще вначале, когда Чацкий спрашивает Фамусова по поводу того, какой бы ответ он получил, если бы попросил руки Софьи, мы видим, что для Фамусова важен чин и положение будущего зятя. При этом все можно получить без заслуг, достаточно подслужиться, как это сделал в свое время его дядя, который за умение прислуживать императрице достиг высокого положения. Такое отношение было чуждо Чацкому, который обвиняет век минувший, то есть поколение Фамусова, в том, что они судят людей по размеру их кошелька и готовы быть шутами. Чацкий же предпочитал служить делу, а не отдельным личностям. Мы видим богатого Скалозуба, поставившего себе цель стать генералом, но это звание он хочет не заслужить, а достать. Вот Скалозуб был бы хорошей партией для Софьи. И здесь проявляется конфликт свободомыслия, где Фамусов начинает обвинять Чацкого за его смелые мысли и высказывания. А Чацкий не приемлет того, что в фамусовском обществе сторонятся людей науки, тех, кто занимается искусством и не гоняется за чинами.

Анализируя второе действие, мы видим что для Фамусова тот жених, у кого чины и имение. Во втором действии также становится известно истинное отношение Софьи к Молчалину. Чацкий теперь понимает к кому неравнодушна девушка.

Анализ 3 действия

Далее мы переносимся в комнату, где состоялся разговор Софьи и Чацкого. Мужчина хотел понять, кто мил сердцу девушки, то ли это Молчалин, то ли Скалозуб. Но она уходила от ответа, в то время как Чацкий признается Софье, что он от нее без ума. Эту фразу в дальнейшем и применит героиня против Чацкого, назвав его безумцем на званом вечере. Известие о безумии на балу, где были приглашены только влиятельные люди столицы, быстро распространилось. Самому же Чацкому было неуютно среди этого общества, он был недоволен столицей, где не было ничего русского. На каждом шагу чувствовалось веяние иностранного. Очень много было французского. Настолько много, что француз чувствовал себя в России, как дома. Это было ужасно и не приемлемо для Чацкого, но для фамусовского общества было привычно и они с удовольствием преклонялись перед Францией.

Анализ 3 действия затрагивает тему зависимости общества от другого мнения, где стоило бросить фразу, как тут же все ее принимали, не утруждая себя поиском правды и лжи. Мы видим стадность толпы, которая из-за шутки Софьи сделала Чацкого безумцем. Мы видим, насколько здесь верят авторитетам. И сам автор пишет, что если это говорят князья, значит так оно и есть. На самом же деле это тоже была одна из проблем, которую поднял Грибоедов.

Анализ 4 действия

Продолжая анализ 4 действия комедии, мы видим ее завершающий этап. Это конец бала, все гости разъезжаются. В 4 действии мы видим истинное лицо Молчалина, который вовсе не любит Софью, а просто выслуживается перед Фамусовым. Это слышит Софья, которая прогоняет Молчалина. Тот же пытается заслужить прощение, бросаясь Софье в ноги. О чувстве собственного достоинства вспоминает и Чацкий. Он надеялся разбудить у девушки любовь, а она лишь посмеялась над ним, назвав Чацкого сумасшедшим. Она предала их дружбу, предала их чувства. Чацкий обвиняет героиню в том, что она подарила три года назад надежду, не сказав правду о своем к нему равнодушии. А ведь он все три года думал лишь о ней. Чацкому становится плохо в этом фамусовском обществе. Ему душно, ему противна сонная столица. Не потеряв достоинство, Чацкий высказывает свое мнение и покидает теперь такой чужой дом Фамусова.

В 4 действии комедии мы видим проблему человеческого достоинства, которое должно быть в каждом. Но, для фамусовского общества это чуждо.

Закончив анализ эпизодов произведения Грибоедова, мы еще раз убедились, насколько оно актуально. Ведь и в наше время многие крылатые фразы используются в быту. Пьесу наполняют яркие образы и сравнения. Здесь очень много остроумных высказываний, а язык насколько понятен, что по праву делает произведение великим и народным. Главная же его ценность в том, что в отличие от других писателей 18-19 вв, которые обличали пороки отдельных людей, Грибоедов обрушился с сатирой на весь жизненный уклад, который полностью погряз в пороках. В этом и была сила комедии, что стала достоянием русской литературы и с удовольствием читается в наши дни.

«Горе от ума» анализ комедии Грибоедова

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума»