Главная мысль сказки соломинка уголек и боб. Анализ работы по знакомству детей со сказкой Братьев Гримм «Соломинка, уголёк и боб. Необходимо подготовить заранее




Анализ сказки "Соломинка, уголь и боб"

Сказка Братьев Гримм "Соломинка, уголь и боб" - относится к разряду историй, объясняющих те или иные природные явления. Дети часто задают вопросы такого типа: "Почему летом идет дождь, а зимой снег?", "Почему у бабочки крылья цветные, а у стрекозы прозрачные?" и тому подобное. От этих детских вопросов родилось множество сказок и легенд, как бы дающих ответ на эти вопросы, но не в научной, а в литературно-творческой форме. Сказка "Соломинка, уголь и боб" дает объяснение, почему у боба по бокам имеется темная полоска.

Но можно рассмотреть сюжет сказки и под другим углом. Ведь в этой сказке имеет место содружество трех персонажей, характеристики которых явно не благоприятствуют долгим и прочным взаимоотношениям. Соломинка сравнима с человеком, которого легко ранить, сломать морально, обидеть. Уголек - может быть представителем персоны со взрывным характером, вспыхивающим по пустякам и не умеющим сдерживать свои эмоции. А боб крепок и упруг физически, но способен на неуместные хихиканья и шуточки. Такие люди, собравшись вместе с целью опасного предприятия или путешествия, заведомо уничтожили бы друг друга, если не физически, так морально. Именно таков финал сказки "Соломинка, уголь и боб": соломинка сгорела от горячности угля, уголь упал в реку и утонул, а боб лопнул от глупых хихиканий. Только счастливый случай спас боба от неминуемой гибели: на берегу ручья, возле которого разворачивались события сказки, оказался умелый портной, который зашил темной ниткой лопнувший бок боба.

Смекалистый читатель увидит в этой сказке мудрый совет. Можно иметь приятельские отношения со всеми окружающими, но пускаться в совместные путешествия или трудные предприятия нужно с теми, кого хорошо знаешь и кто не разрушит тебя как личность. Когда говорят "Я бы с ним в разведку не пошёл!" - подразумевают именно ненадёжность человека в экстремальных ситуациях.





Жила-была одна старушка, старая-престарая. Восемьдесят лет ей было. Пошла старушка на огород, собрала целое блюдо бобов и решила их сварить. "Вот, - думает, - сварю бобы и пообедаю”.

Растопила она печь и, чтобы огонь разгорелся получше, подбросила в топку пучок соломы. А потом стала сыпать в горшок бобы.

Вот тут-то всё и началось.

Когда сыпала она бобы в горшок, один боб взял да и упал на пол.

Упал и лежит рядом с соломинкой.

И сюда же, на пол, выскочил из печки раскалённый уголёк.

Вот соломинка и говорит:

Милые друзья, откуда вы здесь?

Я, - отвечает уголёк, - из печки. Если бы, - говорит, - я оттуда не выскочил, я бы пропал: пришлось бы мне сгореть и рассыпаться золой.

А боб говорит:

И мне посчастливилось, что я сюда упал. А то пришлось бы мне, как и другим моим приятелям-бобам, в кашу развариться.

А соломинка говорит:

И я рада, что в печку не попала, а здесь лежу.

Ну, а что же мы теперь делать будем? - спрашивает уголёк.

Я думаю, - сказал боб, - вот что. Пойдёмте-ка путешествовать.

Пойдём, пойдём! - сказали уголёк и соломинка.

И пошли они вместе - боб, соломинка и уголёк - путешествовать. Долго шли и пришли к ручейку.

Ручеёк маленький, узенький, а перебраться через него трудно - мостика нет. Как тут быть?

Подумала соломинка и говорит:

Мы вот что сделаем: я перекинусь с бережка на бережок, а вы по мне переправитесь, как по мосту.

Так они и сделали. Перекинулась соломинка с берега на берег, и первым побежал по ней уголёк. Бежит, как по мосту. Добежал до середины, слышит - плещет внизу вода. Стало ему страшно, остановился он и кричит:

Боюсь воды, боюсь воды!

А пока он стоял и кричал, соломинка от него загорелась, распалась на две части и полетела в ручей. Уголёк тоже упал в воду, зашипел:

"Тону, спасите!” - и пошёл ко дну.

А боб осторожней был - он на берегу остался. Остался на берегу и давай смеяться над угольком и соломинкой.

Смеялся он, смеялся да и лопнул от смеха.

Плохо бы ему пришлось, но, на его счастье, сидел на берегу бродячий портной. Достал портной нитки и сшил обе половинки боба.

А так как у портного белых ниток с собой не было, зашил он боб чёрной ниткой. С тех пор у всех бобов чёрный шов посредине.

Тема: Братья Гримм «Соломинка, Уголёк и Боб»

Цель:

    Знакомить с содержанием нового произведения, совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения, умение выделять главную мысль произведения.

    Корригировать аналитико- синтетическую деятельность на основе упражнений в анализе произведения и синтезе.

    Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись сказки «Соломинка, уголёк и боб», выставка книг.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Прозвенел звонок веселый,
    Всех зовет нас на урок.
    Ну-ка, детки, все готовы?
    Начинаем точно в срок.
    На места все тихо сядем,
    Не нарушим тишину.
    Приготовились все слушать,
    Я урок сейчас начну.

    Коррекционное упражнение.

Прочитайте, внимательно названия произведений.

Какое название лишнее? Почему? (1 слайд, щелчок)

«Лиса и волк»

«От чего у зайца длинные уши»

«Трудолюбивый медведь»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Айога»

    Речевая зарядка.

    Дыхательная и артикуляционная гимнастика. (2 слайд, щелчок)

« Снежинки на ладошках» За окном снегопад. Снег кружится, летает и падает на ваши ладони. Сдуйте снежинки. Вдыхаем через нос, выдох. Повторить не менее 8 раз.

«Часики» (3 слайд)

«Качели» (4 слайд)

«Орешки» (5 слайд)

«Грибок» (6 слайд)

    Чтение слогов на выдохе.

Прочитай те на одном выдохе.

Бум-бом-бам-бэм-бим-бым (7 слайд)

    Чтение чистоговорки. (8 слайд)

Ок-ок-ок - выпал снежок

Ул-ул-ул - ветер подул

Ели-ели-ели - птицы улетели

Оз-оз-оз - пришёл мороз

Ма-ма-ма - наступила зима

Итог. - Вот и подготовили мы с вами речевой аппарат, можем работать дальше.

    Проверка д. / з.

1. Сообщение темы и целей урока. Повторение.

Сегодня на уроке мы продолжим читать сказки зарубежных писателей.

Что такое сказка? (9 слайд)

(Сказка – это вымышленная история

со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.)

Кто сочиняет сказки?

Каких писателей-сказочников вы знаете?

Сказки, каких народов мы читали на уроках?

2. Обобщение изученных на уроках сказок.

Мы многое узнали о сказках. Каждый из вас любит их слушать.

Я раздам вам отрывки из сказок, зачитываете классу. Все вспоминают из какой сказки отрывок, кто автор. (Приложение 1) оценки

Физкультминутка (10 слайд )

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

    Изучение нового материала.

1. Слово об авторе.

(Выставка книг Братьев Гримм)

Рассмотрите внимательно выставку книг. Кто их автор? (11 слайд)

Братья Гримм Якоб (1785- 1863) и Вильгельм (1786 – 1859) – немецкие писатели – сказочники. Родились в небогатой семье, учились в университете и там же работали. Они были очень дружные. Никогда не расставались и не унывали. Они написали целых три тома сказок. (Показ портретов)

2 . Работа с текстом до чтения.

Прочитайте название сказки. Что можно узнать из заголовка?

Назовите действующих лиц сказки.

3. Словарная работа до чтения. (12 слайд)
Слова объяснить:

Боб - о днолетнее травянистое растение семейство бобовых с овальными семенами, заключенными в стручки.

Соломинка- сухая трава

Уголёк - древесный уголь (из пережженного дерева), небольшой кусок угля.

Портной- человек, который шьёт одежду.

4. Работа над трудными словами. (13 слайд )

Слова на слайде:

У-го-лёк- уголёк

Бе-ре-жок – бережок

Раз- го- ре- ть- ся- разгореться

Со-ло-мин-ка - соломинка

Рас-сы-пать-ся- рассыпаться

По-счас-ли-ви-лось – посчастливилось

5. Первичное восприятие текста.

Аудиозапись сказки. (14 слайд)

Послушайте, внимательно сказку и приготовьтесь ответить на вопрос.

Ц. вопрос : - Как встретились Соломинка, уголёк и боб?

6. Чтение учащимися сказки про себя.

Ц. вопрос : - Прочитайте сказку про себя, и приготовьтесь читать её вслух.

Физкультминутка

Упражнение для глаз

а) Зажмурьте глаза, а потом откройте.

б) Сделайте круговые движения глазами: влево –вверх – вправо - вниз.

в) Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно.

7. Чтение учащимися сказки вслух и анализ прочитанного.

Куда решили отправиться друзья?

Что встретилось у них на пути?

Как хотели друзья перебраться через ручей?

Что случилось с соломинкой и угольком?

Как повёл себя боб?

Что с ним случилось?

Кто помог бобу?

Обобщение:

Что мы можем посоветовать бобу?

Что сказочного в этом произведении, а что могло быть на самом деле?

А.С. Пушкин писал «Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок».

Какой урок должны мы извлечь для себя из сказки? оценки

    Закрепление.

    Работа по иллюстрации.

Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Кто на ней изображён?

Найдите в тексте слова, описывающие эту иллюстрацию.

    Чтение сказки по ролям.

Назовите всех героев сказки. (оценки )

    Д. / з.

Стр. 123-125 чтение по ролям 1-2 группа; выразит чтение - 3группа.

    Итог урока.

- Какое произведение мы читали сегодня на уроке? Кто автор ?

Чему учит нас эта сказка? (15 слайд)

( Вперёд чужой беде не смейся.

Если друг дорог, то помогай.)

Приложение 1

Старик не осмелился перечить,

Вот идёт он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:

Так и ходят, так воем и воют.


"Чего тебе надобно, старче?"

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Он



но не мог пошевелиться.

Д.Свифт «Гилливер в Стране лилипутов»


,Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать”.

(«Лиса и журавль» Русская народная сказка)

Айога (нанайская сказка)

Самое дорогое (русская сказка)

Отчего у зайца длинные уши (мансийская сказка)

    Старик не осмелился перечить,
    Не дерзнул поперёк слова молвить.
    Вот идёт он к синему морю,
    Видит, на море чёрная буря:
    Так и вздулись сердитые волны,
    Так и ходят, так воем и воют.
    Стал он кликать золотую рыбку.
    Приплыла к нему рыбка, спросила:
    "Чего тебе надобно, старче?"

    Он опустился на землю, подложил под щеку ладонь и крепко заснул.
    Когда проснулся, было уже совсем светло. Он лежал на спине,
    и солнце светило прямо ему в лицо.
    Он хотел было протереть глаза, но не мог поднять руку; хотел сесть,
    но не мог пошевелиться.
    Тонкие веревочки опутывали все его тело

    На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с малым горльшком, поставил на стол и говорит:
    «Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать».

    Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.

Не надо мне ничего-го-го-го! – кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду и обратилась в гуся.

    Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались, да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно сами себе заработаем.

Будь по твоему, - Лесной Дед отвечает.

    Ты, я вижу, трусишка, а трусу самые длинные рога не помогут. Получай- ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.

Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные- предлинные.

Урок по теме: «Соломинка, уголек и боб»

Подготовила учитель

начальных классов:

Завалишина О.М.


  • Познакомить учащихся с творчеством Братьев Гримм;
  • Раскрыть содержание произведения;
  • Совершенствовать технику чтения;
  • Формировать морально-этические представления.








2.Назовите главных героев сказки.

3. Как соломинка, уголёк и боб познакомились?

4.Что произошло если бы уголёк не выпал из печки?

5.А что стало бы с бобом?

6.К какому мнению пришли товарищи?

7.Что встретили они на своём пути?

8.Был ли мостик на ручейке?

9.Кто предложил выход из этой ситуации?


10.Что она предложила?

11.Почему план соломинки не удался?

12.Что произошло с угольком?

13.Верно ли что боб лопнул?

14.От чего?

15.Кто его спас?

16.Как он его спас?

17.Почему у всех бобов чёрный шов по середине?

18.Кто вам понравился? Почему?

19.Кто не понравился? Почему?

20.Чему учит эта сказка?


  • Что такое уголёк?
  • Как вы понимаете слово разгореться?
  • Что такое бережок?

Соотнесите

добрая

Соломинка

злой

Уголёк

трусливый


  • Найти отрывок в тексте, отражающий главную мысль сказки;
  • Назовите всех героев по мере их появления в сказке;
  • Прочитайте строки, относящиеся к картинке:



Домашнее задание:

С.123-125,пересказ


  • С творчеством каких авторов мы сегодня познакомились?
  • Как называлась сказка?
  • Чему она учит нас с вами?

Спасибо

за внимание!

Людмила Дорогань

Работая с детьми старшей группы по теме «Сказки » , мы как один из вариантов взяли для прочтения и обсуждения сказку Братьев Гримм «Соломинка , уголёк и боб » . Эта сказка чем-то схожа с русской народной сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть » . С детьми мы познакомились с историей , которая способствовала автору написать эту сказку . «В одной деревне бедная старуха решает сварить бобы. При этом из её рук выскальзывает соломинка , вываливается один боб, а из печи выпрыгивает горячий уголёк . Счастливо избежав гибели в огне и подружившись, они решают отправиться в чужедальнюю страну на постоянное место жительства. Когда по пути друзьям встречается ручеёк, то длинная соломинка ложится поперёк , чтобы остальным можно было переправиться на другой берег. Но уголёк , дойдя до середины соломинки , вдруг испугался журчащей воды, и, замерев на месте, поджёг соломинку , из-за чего и сам свалился в воду. Боб - это происшествие так позабавило, что он лопнул со смеху. Отдыхавший у ручья портной сжалился над ним и сшил две бобовых половинки, но так как у портного имелись только чёрные нитки, то и стежки получились чёрными. С той поры у всех бобов посредине виден чёрный шов». Затем познакомились с содержанием сказки Братьев Гримм .

Анализируя прочитанное , мы пытались ответить на ряд вопросов : Как встретились друзья? Какое решение приняли? Как вели себя друзья у ручейка? Что сказочного было в их поведении ? Что могло быть в действительности?

Затем с детьми мы попытались подобрать пословицы , которые можно было-бы отнести к содержанию сказки и поступкам героев . («Если друг дорог, то помогай» , «Вперёд чужой беде не смейся голубок» )

Перед знакомством с содержанием сказки , я связала героев : боб, соломинку и уголёк . Как были рады дети, когда эти герои появились у нас в группе и детям сразу же захотелось с ними поиграть. А игрой стала инсценировка этой же сказки . Теперь эти герои живут у нас в группе. А мы с детьми сделали вывод – присказку «Сказка ложь да в ней намёк , добрым молодцам урок» .

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в средней группе. Знакомство со сказкой В. Г. Сутеева «Кораблик» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое.

Опыт работы «Воспитание и развитие детей в процессе знакомства со сказкой» Опыт работы "Воспитание и развитие детей через знакомство со сказкой" Воспитание любви к сказкам – одно из важнейших задач дошкольного возраста.

Конспект занятия по художественной литературе «Знакомство со сказкой «Кривая берёза» Старшая группа ЦЕЛЬ: Познакомить детей с крымскотатарской народной сказкой «Кривая берёза», расширять словарный запас, учить отвечать на.

Консультация для родителей, Знакомство детей со сказкой и миром книг’’ У двухлетних детей уже есть свои любимые сказки, которые они просят рассказать снова и снова. Они быстро запоминают текст и всё больше и.

Консультация для родителей «Знакомство со сказкой» Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения со взрослым в зависимости от литературного произведения, возраста детей.

Тема: Сказка «Зимовье зверей» Цель: Закрепить уже известные русские народные сказки -Развивать умение пересказывать услышанную сказку с.

Сценарий сказки «Спящая красавица» по мотивам сказок Братьев Гримм. Князева Марина Ивановна, воспитатель МБДОУ «ЦРР-Д/С№3», Ст. Тбилисская 2015 год. Спектакль «Спящая красавица»(по мотивам сказки братьев.

КС(К)ОУ «Ибресинская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Урок чтения.

4-й класс.

Братья Гримм.

"Соломинка, уголек и боб"

П.Ибреси,2011

Цели:

1.Познакомить детей с творчеством братьев Гримм.

2. Развивать навыки беглого чтения, развивать умение сравнивать черты характера персонажей, находить положительные и отрицательные стороны, сравнивать персонаж в русской народной сказке и в авторской сказке, развивать технику чтения учащихся.

3. Воспитывать интерес к зарубежной литературе.

Оборудование:

Слайды с портретами писателей, аудиозапись сказки «Соломинка, уголёк и боб».

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие.

Эмоциональный настрой

1. Чтение чистоговорок.

Ту-ту-ту - наводим сами красоту.

Ты-ты-ты - нами политы цветы.

Ят-ят-ят - парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют - очень любим мы уют.

Ло-ло-ло - на улице тепло.

Лу-лу-лу - стол стоит в углу.

Ул-ул-ул - у нас сломался стул.

Оль-оль-оль - мы купили соль.

  1. Лы-лы-лы, лы-лы-лы стоят в комнате столы.
  2. Лу-лу-лу, лу-лу-лу идет Танечка к столу.
  3. Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша Леночка мила.
  4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры сидит мышка у норы.
  5. Ра-ра-ра, ра-ра-ра начинается игра.
  6. Ру-ру-ру, ру-ру-ру очень рад я был шару.
  7. Ро-ро-ро, ро-ро-ро привязал к шару перо.
  8. Жи-жи-жи, жи-жи-жи яблочки несут ежи.
  9. Жа-жа-жа, жа-жа-жа я нашел в лесу ежа.
  10. Жу-жу-жу, жу-жу-жу молока я дал ежу.
  11. Жа-жа-жа, жа-жа-жа не обижу я ежа.

5 минут жужжащего чтения. Дети читают сказку «Гулливер с стране лилипутов».

2. Проверка домашнего задания

Чтение сказки. Работа с учебником. Оценка прочитанного с пояснением.

Дети читают 1 минуту, чётко выговаривая слова, и отмечают последнее слово.

Ещё раз читают 1 минуту этот же текст и отмечают последнее слово.

На сколько больше слов вы прочитали во второй раз?

Почему?

Давайте вспомним золотое правило чтения

3.1. Разгадывание кроссворда по сказкам «Герои волшебных сказок».

Появилась девочка

В чашечке цветка.

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

Скачет лошадь не простая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

С голубыми волосами

И огромными глазами.

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

И туфельку я потеряла тогда же.

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Едет прямо во дворец,

Кто же этот молодец?

Человек немолодой

Вот с такущей бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома.

Писать учился носом буковки

И посадил в тетрадке кляксу.

Не слушался совсем Мальвину

Сын папы Карло...

Царевна-лягушка жила на болоте –

Вы имя ее без труда назовете!

Много серебра и злата

В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет.

Ответы: 1. Дюймовочка; 2. Горбунок; 3. Мальвина; 4. Золушка; 5. Емеля; 6. Карабас; 7. Белоснежка; 8. Буратино; 9. Василиса; 10. Кощей.

Молодцы! Вы знаете много сказок.

4. Постановка цели урока

Сегодня наша задача познакомиться со сказкой “Соломинка, уголёк и боб” и поработать над беглостью чтения, чтению по-ролям.

ІІ. Изучение нового материала

Аудиозапись. Слушаем отрывок из сказки “ Соломинка, уголёк и боб ”.

Как называется сказка?

На доске появляются портреты писателей

Якоб Гримм(1785 – 1863)

Вильгельм Гримм(1786 – 1859)

Слово учителя:

Якоб и Вильгельм Гримм родились в небогатой семье, учились в университете и там же работали. Это немецкие писатели. Они были погодки, очень дружные. Никогда не расставались и не унывали. Их книгами можно было заполнить целый шкаф. Они написали целых три тома сказок.

5.Физкультминутка

Назовите действующие лица сказки.

Какая беда их ожидала?

Перечитываем второй раз начало сказки.

Как встретились друзья?

Какое решение приняли?

Как вели себя друзья у ручейка?

Что сказочного было в их поведении?

Что могло быть в действительности?

Эта сказка потешная. Что она высмеивает?

Лень, глупость, трусость, жадность.

Докажите.

Соломинка перекинулась, а уголёк пошёл.

Сказки не знают границ. Они переходят из одной страны в другую. И вот в нашей стране есть похожая сказка “Соломинка, пузырь и лапоть”.

Просмотр сказки по DVD «Соломинка, пузырь и лапоть».

Над чем смеялся лапоть?

А как вёл себя боб?

Чем похожи эти две сказки?

У нас на доске написаны пословицы. Прочитайте их и выберите те, которые могут быть ответом на вопрос:

Что мы можем посоветовать пузырю и бобу.

Вперёд чужой беде не смейся голубок

Если друг дорог, то помогай.

6. Закрепление нового материала

Дети читают сказкупо – ролям: первый вариант ученики, второй вариант учителя. Через минуту меняются ролями.

7. Итог урока

Что вы сегодня слушали?

Кто написал это произведение?

Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?)