Гердер произведения. Биография гердера иоганна готфрида. Библиография и источники

ГЕРДЕР (Herder) Иоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ-просветитель. Основные сочинения: "Исследование о происхождении языка" (1772), "Еще один опыт философии истории для воспитания человечества" (1774), "Идеи к философии истории человечества" (1784-1791), "Письма для поощрения гуманности" (1793-1797) и др. На формирование философских взглядов Г. большое влияние оказал Кант, у которого Г. учился, будучи студентом теологического факультета Кенигсбергского университета, а также немецкий философ-иррационалист И.Г.Гаман.

Воздействие двух таких противоположных по духу наставников навсегда запечатлелось в противоречивости гердеровской натуры, сочетавшей в себе качества ученого-вольнодумца, одного из духовных вождей движения "Бури и натиска", с одной стороны, и правоверного протестантского пастора, - с другой. Деятельность f. знаменует собой новый этап просветительства в Германии, характеризующийся пробуждением первых ростков недоверия к рационалистическим принципам раннего Просвещения, повышенным интересом к проблемам личности

и внутреннему миру ее чувств. Основные идеи этой новой философско-просветительской программы были изложены Г. в "Дневнике моего путешествия" в 1769. После ряда лет скитаний - Рига, Париж, Гамбург, Страсбург - Г. навсегда поселяется в Веймаре, где в 1776, не без участия Гете, он получает высокую должность генерала-суперинтенданта. Здесь же у него пробуждается интерес к естественным наукам; вместе с Гете он много занимается биологией, увлекается философией Спинозы. В работах этих лет Г. удается синтезировать и обобщить ряд передовых идей современного ему естествознания, что особенно отчетливо проявило себя в сформулированной им идее органического развития мира, прослеживаемого на разных уровнях единого мирового организма, начиная от неживой и живой природы и заканчивая человеческой историей.

Главные исследовательские интересы мыслителя были сосредоточены в сфере социальной философии: проблемы истории общества, морали, эстетики и т.д. Г. создает главный труд своей жизни - "Идеи к философии истории человечества", в котором основной акцент сделан на преодоление теологической картины истории, безраздельно царившей в социальной мысли Германии до конца 18 в. Г. осуществил значительный вклад в развитие идей социального историзма; он четко, как никто до него, сформулировал идею общественного прогресса, показав на конкретном материале всемирной истории закономерный характер общественного развития. Руководствуясь принципом, согласно которому обширность рассматриваемого периода наиболее явственно демонстрирует признаки все большего совершенствования материи, Г. начинает изложение своей истории с возникновения солнечной системы и постепенного формирования Земли.


В этом смысле история общества предстала как бы непосредственно примыкающей к развитию природы, а ее законы как носящие столь же естественный характер, как и законы последней. Несмотря на свою принадлежность к высшим чинам тогдашней церковной иерархии, Г. смело выступил против телеологизма и провиденциализма в вопросе о движущих силах развития общества, выделив в качестве таковых целую совокупность естественных факторов. Особенно плодотворными оказались его идеи о закономерном поступательном развитии человеческого общества, которые долгое время оставались непревзойденным образцом общесоциологической и историко-культурной мысли, оказав влияние на ряд последующих философов, в том числе и Гегеля, который хотя и сделал крупный шаг вперед в понимании хода всемирной истории, опустил, тем не менее, ряд продуктивных идей Гердера (имеется в виду вынесение Гегелем за пределы истории эпохи первобытного общества, а также его подчеркнутый ев-

ропоцентризм). Своеобразным продолжением и логическим развитием "Идей к философии истории человечества" явились "Письма для поощрения гуманности", в которых Г. изложил по существу всю историю гуманизма от Конфуция и Марка Аврелия до Лессинга. Здесь же, в одной из глав работы, Г. независимо от Канта развивает свое учение о вечном мире, в котором, в отличие от своего великого старшего современника, акцентирует не политически-правовой, а нравственный аспект, связанный с идеей воспитания людей в духе идей гуманизма. Г. навсегда остался в истории философии и благодаря той острой полемике, которую он в последние годы своей жизни вел с Кантом и его философией, посвятив ей такие работы, как "Метакритика критики чистого разума" (1799) и "Каллигону" (1800).

Несмотря на ряд действительно справедливых упреков и замечаний (особенно в адрес кантовского априоризма), за отрыв явления от "вещи в себе" и отсутствие историзма в подходе к познанию и мышлению, Г. не сумел удержаться в границах академического спора, чем на всю жизнь скомпрометировал себя в среде профессиональных философов, большинство которых выбрало сторону Канта. Идеи Г. о становлении и развитии мира как органического целого, а также его социально-исторические взгляды оказали большое влияние на все последующее развитие немецкой философии, но особенно теплый прием они нашли у русских просветителей и писателей - Державина, Карамзина, Жуковского, Гоголя и др.

Иоганн Готфрид Гердер - немецкий писатель, поэт, мыслитель, философ, переводчик, историк культуры - появился на свет в Восточной Пруссии, городе Морунгене 25 августа 1744 г. Его отцом был учитель начальных классов и по совместительству звонарь; семья жила бедно, и юному Гердеру довелось испытать массу лишений. Он хотел поступать врача, но обморок, случившийся в анатомическом театре, куда его привез знакомый хирург, заставил отказаться от этого намерения. В итоге в 1760 г. Гердер стал студентом богословского факультета Кенигсбергского университета. Его в шутку называли ходячей книжной лавкой - таким впечатляющим был багаж знаний 18-летнего юноши. В студенческие годы на него обратил внимание И. Кант и немало посодействовал его интеллектуальному развитию. В свою очередь, в молодом человеке очень рано пробудили огромный к себе интерес философские взгляды Ж.-Ж. Руссо .

После окончания университета в 1764 г. Гердера могли забрать в рекруты, поэтому он стараниями друзей переезжает в Ригу, где его ожидала преподавательская должность в церковной школе, а затем он стал пасторским помощником. В качестве и преподавателя, и проповедника красноречивый Гердер, умело владевший словом, стал довольно известной личностью. Кроме того, именно в Риге началась его деятельность на поприще литературы.

В 1769 г. он уезжает путешествовать, посещает Германию, Голландию, Францию. Гердер был наставником принца Гольштейн-Эйтенского и в качестве его спутника оказался в 1770 г. в Гамбурге, где состоялось знакомство с Лессингом . Зимой этого же года судьба свела его еще с одной яркой личностью - молодым Гете , который тогда был еще студентом. Гердер сказал огромное влияние на его формирование как поэта.

В период с 1771 по 1776 г. Иоганн Готфрид Гердер живет в Бюкебурге, является членом консистории, главный пастором. Гете помог ему получить должность проповедника при веймарском дворе в 1776 г., и с этим городом связана вся дальнейшая биография Гердера. Он покидал Веймар только в 1788-1789 гг., когда путешествовал по Италии.

Написанные еще в рижский период работы «Фрагменты по немецкой литературе» (1766-1768) и «Критические рощи» (1769) оказали значительное влияние на немецкую литературу периода, когда громко заявило о себе движение под названием «Буря и натиск». В этих сочинениях Гердер говорил о влиянии, которое оказывают на национальный литературный процесс духовное и историческое развитие народа. В 1773 г. увидел свет труд, над которым он работал вместе с Гете - «О немецком характере и искусстве», сборник, ставший программным документом «Бури и натиска».

Самые известные произведения Иоганна Готфрида Гердера были написаны уже в Веймаре. Так, сборник «Народные песни», создававшийся на протяжении 1778-1779 гг., вобрал в себя и стихи, принадлежащие перу Гердера, Гете, Клаудиса, и песни самых разных народов мира. В Веймаре Гердер начал самый масштабный труд жизни - «Идеи к философии истории человечества», в котором освещал вопрос взаимосвязей между культурным развитием человечества, традициями и природными условиями, общечеловеческими принципами и особенностями пути отдельного народа.

Эта работа осталась незавершенной, тем не менее, и без нее оставленного Гердером наследия было достаточно для того, чтобы поставить его в ряд крупнейших деятелей периода «Бури и натиска», который противостоял философским и литературным взглядам эпохи Просвещения, выдвигая в качестве носителей истинного искусства близких к природе, «естественных» людей. Благодаря переводам Гердера немецкие читатели узнали об известных произведениях других национальных культур, внес он и огромный вклад в историю литературы.

В 1801 г. Гердер стал главой консистории, курфюрст Баварский выдал ему патент на дворянство, но уже через два года, 18 декабря 1803 г., он скончался.

Большое воздействие на формирование эстетических взглядов штюрмеров оказал Гердер, крупнейший мыслитель XVIII в. Его значение в истории философской и эстетической мысли определяется прежде всего тем, что он стал рассматривать общественные и литературные явления с исторической точки зрения. Гердер изучал литературу и искусство в тесной связи со всей жизнью человечества, подчеркивал их обусловленность языком, нравами, психологией, образом мыслей того или другого народа на определенной ступени его исторического развития. Отсюда Гердер делал вывод о национальной неповторимости творчества каждого писателя, вводил в науку новый, исторический метод исследования литературных явлений. Гердер был пламенным защитником гуманизма и дружбы народов. В своей положительной программе он близко подходил к идеям утопического социализма.

Гердер родился в небольшом захолустном городке Морунгене (Восточная Пруссия) в семье бедного школьного учителя, одновременно исполняющего обязанности звонаря и певчего в местной церкви. Из-за материальных затруднений Гердеру не пришлось получить даже систематического начального образования. Десяти лет его отдают в услужение к деспотичному дьякону Трешо, где он выполняет всякого рода домашнюю работу, а также занимается переписыванием теологических сочинений своего хозяина.

В 1762 г. Гердер едет в Кенигсберг с целью изучения хирургии, но становится студентом богословского факультета Кенигсбергского университета. Большое впечатление на него произвели лекции И. Канта по естественным паукам. Из них он извлек идею об изменяемости мира, которая займет столь большое место в его будущих сочинениях. Но особенно много Гердер получает от самостоятельных занятий. Он изучает труды Лейбница, Вольтера, Баумгартена, Юма, Ньютона, Кепплера и других философов и естествоиспытателей, знакомится с творчеством Руссо, оказавшим на него большое влияние. В студенческие годы, как и впоследствии, Гердер поражает широтой своих интересов.

Активная литературная деятельность Гердера началась в Риге, где он жил в 1764-1769 гг., будучи пастором Домского собора. В это время им опубликован ряд статей - «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (Über die neuere deutsche Literatur. Fragmente), «Критические леса» (Die Kritische Wälder), в которых уже достаточно определенно выявился его новаторский подход к исследованию литературных явлений. В 1770- 1771 гг., находясь в Страсбурге, Гердер познакомился и сблизился с Гете, сыграв большую роль в утверждении последнего на эстетических позициях «Бури и натиска». Плодом этого знакомства явился совместно составленный сборник «О немецком характере в искусстве» (Von Deutscher Art und Kunst, 1773), где Гете поместил очерк об архитектуре, а Гердер выступил со статьями о Шекспире и о народной песне. Мысли, развитые Гердером и Гете в их совместном выступлении, были восприняты немецкими писателями как манифест нового штюрмерского направления в литературе.

В 1771 -1775 гг. Гердер служит проповедником в Бюккербурге, а затем при содействии Гете переезжает в Веймар, где остается до конца своих дней, исполняя должность придворного советника консистории. В веймарский период Гердером написаны наиболее значительные произведения, в которых его концепция мировой литературы развернута с наибольшей полнотой и отчетливостью: «Идеи к философии истории человечества» (Ideen zur Philosophic der Gescliichtc derMcnschheil, 1784-1791), сборник «Голоса пародов в песнях» (Stimmen der Völker in Lieder, 1778-1791), «Письма для поощрения гуманности» (Briefe zur Beförderung der Humanität, 1794-1797), «Каллигона» (Kalligone, 1800) и др. Гердер писал также стихи, драмы («Брут», «Филоктет», «Раскованный Прометей» и др.), но его художественное творчество, отличаясь прогрессивной идейной направленностью, невысоко в художественном отношении. Образы в его драматургии и поэзии отмечены печатью иллюстративности и схематизма. Значительно более интересен Гердер как переводчик. Наибольшей его удачей в этой области является переложение па немецкий язык испанских романсов о Сиде.

Мировая слава Гердера зиждется на его философских, историко-литературных трудах, в которых он заявил о себе как подлинный новатор. Просветители XVIII в. (Вольтер, Монтескье, Лессинг и др.) рассматривали историю как борьбу просвещения с непросвещенностью, цивилизации с варварством. Собственные воззрения расценивались ими как высшая ступень в развитии мировой теоретической мысли. С позиций просветительского разума они отвергали средние века. Для них средневековье - эпоха сплошных предрассудков. По тем же причинам они не обращали должного внимания и на народное творчество.

Гердер рассматривал историю мировой культуры как процесс, все звенья которого взаимосвязаны, необходимы и, следовательно, обладают неповторимым своеобразием. Каждая историческая эпоха, каждый народ создаст художественные ценности, отмеченные печатью самобытности, приумножающие духовно-эстетическое богатство человечества.

Гердер говорит о народных истоках художественного творчества. В одной из ранних своих статей «Есть ли у нас французский театр?» он вступает в решительную полемику с теми, кто связывал будущность немецкого театрального искусства с доброй волей титулованных меценатов. Гердер, напротив, отмечает пагубность влияния придворно-аристократической среды на театральную жизнь.

В сочинении «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» Гердер заострил внимание на огромной роли языка как «орудия» художественного творчества, без чего не может быть ни великих поэтов, ни великих прозаиков. Большое научное значение имело его положение о том, что язык есть продукт тысячелетнего развития общества, что он дай людям не богом, а возник в процессе человеческого общения, совершенствуясь от одного поколения к другому. Очень ценным, материалистическим по своей сути было положение Гердера о том, что язык есть практическое существование мысли («Мы мыслим с помощью языка.., мышление почти то же, что речь»). Гердер проявил большой интерес к развитию немецкого национального языка, рассматривая его как средство, способствующее сплочению нации и созданию национальной литературы.

В «Критических лесах» Гердер, полемизируя с эстетиком XVIII в. Риделем, а также косвенно с Винкельманом, оспаривает их тезис об абсолютном идеале прекрасного, доказывая изменчивость представления о красоте. «Разве одинаковы,- спрашивает он,- греческий, готический и мавританский вкусы в ваянии и зодчестве, в мифологии и поэзии? И разве не черпает каждый из них свое объяснение в эпохе, нравах и характере своего народа?» Гердер выступает решительным противником нормативной эстетики. Подлинное искусство, по его убеждению, несовместимо с нормативностью, оно плод свободного вдохновения, своеобразного у каждого художника.

Велики заслуги Гердера как фольклориста. Он первый в Германии обратил внимание на устное народно-поэтическое творчество, энергично занялся собиранием и популяризацией его произведений. Его, в частности, поражали духовные, культурные богатства России (он в какой-то мере приобщился к ним, живя в Риге). Гердер призывал ученых славянских стран собирать народные песни, в которых отразились особенности жизни славян, их нравы и идеалы. Гердер предсказывал великую будущность славянским народам, которые, по его убеждению, будут играть ведущую роль в духовной жизни Европы.

Язык, религиозные верования, этические представления и другие достижения цивилизации рассматриваются Гердером как продукт коллективной жизни народа. Они возникли вследствие определенной жизненной духовной потребности. Гердер, признается Гете в X книге своей автобиографии, «научил нас понимать поэзию как общий дар всего человечества, а не как частную собственность немногих утонченных и образованных натур». Отдельный художник, по мысли Гердера, лишь тогда достигает большой поэтической выразительности, когда он связан со стихией народной национальной жизни.

Наиболее ярким трудом Гердера-фольклориста является антология «Голоса народов в песнях». Она состоит из шести книг. В ней представлены произведения народно-поэтического творчества не только цивилизованных народов мира, но и тех, которые еще не имели своей письменности (эскимосов, лапландцев, жителей Мадагаскара и т. д.). С другой стороны, в сборник вошли образцы поэзии Шекспира, Гете, которые, по мнению Гердера, были тесно связаны с народной жизнью.

Наибольшее место в «Голосах...» занимают песни любовные, бытовые, но некоторые отличаются социально-политической направленностью. Такова, например, «Песня свободы» (Lied der Freiheit, с греческого), в которой прославляются герои античной истории Гормодий и Аристогитон, сбросившие со скалы правителя-деспота Гиппарха. Острым протестом против феодально-крепостнического гнета проникнуто стихотворение «Жалоба крепостного на тиранов» (Klage liber die Tyrannen des Leibeigenen, с эстонского). В нем выражены отчаяние и гнев крестьянина, вынужденного бежать из родного дома, спасаясь от издевательства барона-лиходея, который избивает плетьми своих крепостных.

Наша жизнь - страшней геенны.

Мы в огне пылаем адском,

Хлеб нам обжигает губы,

Пьем отравленную воду.

На огне наш хлеб замешен,

Искры в мякише таятся,

Батоги под хлебной коркой.

(Пер. Л. Гинзбурга)

Самым известным и самым значительным произведением Гердера являются его «Идеи к философии истории человечества». Создававшееся в грозовое время, накануне и в годы французской буржуазной революции XVIII в., которой мыслитель сочувствовал, это сочинение проникнуто мыслью о непрерывном совершенствовании общества, об обреченности антигуманных социальных институтов, о неодолимости прогресса и победе гуманизма. В «Идеях» наиболее полно проявился исследовательский метод Гердера - его стремление рассматривать явления природы и общественной жизни в развитии, с исторической точки зрения.

Книга состоит из четырех частей. В ней исследуются естественные и общественные условия существования человеческого рода. Гердер преследует вполне земные цели: он стремится найти естественные, объективные законы, управляющие миром. Философ материалистического склада одерживает в нем верх над теологом, хотя уступки традиционным теологическим взглядам еще сильно дают себя знать на многих страницах его сочинения.

Гердер исходит из той посылки, что человек имеет двоякое происхождение. С одной стороны, он продукт природы, а с другой- общественных обстоятельств. Это отражено в структуре «Идей». В них сначала рассматриваются естественные, а затем социально-исторические условия жизни людей. Гердер начинает свой обзор с характеристики земли, с определения ее места в космосе. Он хочет доказать, что своеобразие нашей планеты, ее вращение вокруг солнца и своей оси, особенности ее атмосферного покрова и т. п. существенно повлияли на строение человеческого тела. Человек, по мысли Гердера, органически вплетен в жизнь природы, он часть ее, но обладает в то же время рядом отличительных признаков. Главное его отличие от животного состоит в способности «ходить, поднявши голову». Это позволило человеку освободить руки, что сыграло огромную роль в его борьбе за существование и в духовном совершенствовании. Люди, доказывает Гердер, в процессе общения создали язык, развили разум, который, по его мнению, в отличие от инстинкта, не дан от рождения, а есть продукт исторического развития. В конечном итоге отличительное качество человека Гердер видит в том, что он существо разумное, мыслящее. Гуманность - сущность человеческой натуры и конечная цель человечества. Однако наряду с положениями, основанными на изучении огромного фактического материала, «Идеи» содержат суждения мистического характера. Гердер, например, пространно доказывает, что гуманизм может полностью раскрыться лишь в условиях неземного существования. Отсюда его мечты о вечной жизни за пределами предельного и т. п.

Гердер в своем труде дает подробную характеристику исторической жизни всех известных в то время народов мира. Его исторические экскурсы свидетельствуют об огромной эрудиции автора, хотя он, естественно, и допускает неточности, вызванные состоянием исторической науки в XVIII в. Гердер ставит перед собой задачу проследить, в силу каких причин естественного (географического) и общественного порядка тот или иной народ выдвинулся на исторической арене своими духовными достижениями, степенью развития литературы и искусства. Наиболее блестящие страницы «Идей» в этом плане посвящены Древней Греции, которая характеризуется Гердером как колыбель человеческой культуры. Исторический взгляд в эстетике Гердера все время корректируется просветительской идеологией. Объясняя своеобразие культурной жизни определенного народа, мыслитель никогда не забывает оценить ее с точки зрения современных человеческих интересов, что придает его работе актуальное значение.

Продолжением «Идей» являются «Письма для поощрения гуманности», где Гердер развернул свою концепцию на материале живой современности. В своем новом сочинении он хотел показать неодолимость духа исторических перемен, обреченность отживших свой век феодально-монархических учреждений. «Письма» создавались в самый разгар революционных событий во Франции, которые писатель встретил восторженно. Правда, смущенный решительными действиями якобинцев (казнь короля, королевы и других вдохновителей реакции), Гердер в дальнейшем, как и многие немецкие писатели, перешел на более умеренные общественно-политические позиции, но все же его симпатии к французской революции никогда не угасали, и она оказала самое непосредственное влияние на оценку им положения в Германии. В своих проповедях Гердер сочувственно отзывался о революционном французском народе, чем вызвал яростный гнев герцога Карла-Августа; он же прямо и резко осуждал интервенцию против революционной Франции, что было актом большого гражданского мужества. В первом варианте «Писем» Гердер открыто критикует деспотизм немецких князей, высказывает свое возмущение их позорным обычаем торговать своими подданными, ратует за отмену дворянских привилегии, восторгается французской «Декларацией прав человека и гражданина», выражает пожелание о введении конституционных порядков в своем отечестве и т. д. Отвергая домыслы реакционеров, Гердер твердо убежден, что революция приведет не к упадку, а к расцвету художественного творчества.

Затхлая атмосфера веймарского двора, служебное положение Гердера (он был высшим духовным лицом в герцогстве) не позволили писателю опубликовать «Письма» в их первоначальном виде. Он был вынужден значительно смягчить радикальность своих суждений. В результате сочинение, оставаясь значительным явлением немецкой литературы, все же утратило задуманную политическую остроту.

В последних своих работах («Каллигона» и др.) Гердер много внимания уделяет критике кантианства. Он не разделяет мыслей Канта об априорности понятий времени и пространства, указывает на формализм в его эстетических взглядах. В борьбе со слабыми сторонами кантианской эстетики Гердер исходит не из отвлеченно-теоретических побуждений: он видит, какое отрицательное влияние она оказала на Шиллера и некоторых других немецких писателей. Гердера волнуют судьбы немецкой литературы. Отсюда его горячее стремление доказать, что красота художественного произведения определяется не только его формой, как полагал Кант, но зависит от его содержания. Гердер, как истинный просветитель, не мыслит себе прекрасного в отрыве от доброго и справедливого. До конца своих дней он оставался борцом за искусство больших гуманистических идей и чувств.

Гердер оставил глубокий след в истории эстетической мысли. На него во многом опирались романтики в своей борьбе за национально-самобытное творчество, он способствовал пробуждению их интереса к фольклору. В то же время, изучая человека конкретно-исторически, Гердер дал толчок развитию реализма. От него ведут свою «родословную» Гете и другие писатели реалистического направления в немецкой литературе последней трети XVIII в.

Крупнейшим теоретиком «бури и натиска» был Иоганн Готфрид Гердер. Его значение в истории философско-эстетической мысли определяется прежде всего тем, что он первый начал рассматривать развитие природы и общества, литературы и искусства с исторической точки зрения. Ему принадлежит также важная заслуга в «открытии» народно-поэтического творчества Шекспира. Гердер оказал большое воздействие на современных ему писателей. Под его непосредственным влиянием начинается литературная деятельность Гёте. Гердеровские идеи подхватили и развили в новых исторических условиях романтики.

Гердер был выходцем из народных низов. Родился он в небольшом прусском городе Морун-гене. Отец его занимался ткацким ремеслом, а Затем стал учителем, исполняя одновременно обязанности звонаря и певчего в местной церкви. Мать Гердера была дочерью кузнеца. Не без унизительной помощи меценатов Гердер заканчивает школу и в 1762 году поступает учиться на богословский факультет Кенигсбергского университета. Он выделяется среди студенческой молодежи широтой своих интересов.

В 1764—1769 годах Гердер живет в Риге, занимая должность проповедника. Здесь он знакомится с фольклором прибалтийских и славянских народов, создает, первые свои крупные сочинения: «О новейшей немецкой литературе. Фрагменты» (1768) и «Критические леса» (1769).

В 1769 году Гердер совершает путешествие во Францию. Результатом его явился путевой дневник, в котором уже намечен исторический взгляд на развитие литературы. Возвращаясь в Германию, Гердер встречается в Страсбурге с Гёте и другими будущими штюр-мерами. Эта встреча сыграла большую роль в определении литературно-эстетических позиций ряда молодых немецких портов.

В 1771—1776 годах Гердер, гонимый нуждой, вынужден был служить придворным проповедником в Бюккебурге, карликовом немецком княжестве. С 1776 года до самой смерти он живет в Веймаре, исполняя должность придворного советника консистории. В Веймарский период Гердером изданы два выпуска народных песен, написаны наиболее известные работы: «Идеи о философии истории человечества» (1784—1791), «Письма для поощрения гуманности» (1793—1797) и ряд других сочинений.

Философские и эстетические взгляды Гердера

Гердер был мыслителем-новатором. Он решительно выступил против абстрактно-рационалистического подхода к оценке литературных явлений, который господствовал в XVII— XVIII веках. Теоретики классицизма и даже Дидро и Лессинг оценивали то или иное художественное произведение, руководствуясь эстетическими требованиями своего времени. Если оно не удовлетворяло требованиям «просвещенного разума» и «вкуса», то подвергалось суровому осуждению. В связи с этим целые литературные эпохи (например, литературы стран Востока и средних веков) выпадали из поля Зрения просветителей. Они объявлялись ими варварскими и предавались забвению.

Гердер предложил рассматривать литературу и искусство в связи с развитием человечества. Его важнейшие работы пронизаны духом диалектики. История, как доказывает Гердер, не стоит на месте, она непрерывно движется, представляя собой поступательный процесс, постепенное восхождение от низших форм к высшим. Вместе с природой и обществом развивается и художественное творчество. Оно отражает в своем развитии изменения народного сознания, определяемого конкретно-историческими обстоятельствами (природно-климатическими условиями, религиозными верованиями, общественным строем жизни народа и т. д.).

Историзм Гердера

Гердер обосновал конкретно-исторический принцип исследования произведений литературы и искусства. Правильно оценить писателя, по его мнению, это значит определить его место в историко-литературном процессе, уяснить то новое, что он внес в человеческую культуру в сравнении со своими предшественниками. Тем самым Гердер вводил в науку новый метод изучения литературных явлений, который позволил давать более гибкую и исторически более правильную оценку отдельным фактам литературной жизни. Гердер первый отдал должное художественным достижениям народов Востока, по-новому взглянул на средневековье, на народную поэзию. Для него они — исторически необходимые звенья в общей цепи культурного развития человечества.

Каждый писатель, согласно историко-литературной концепции Гердера, есть сын своего века, его творчество всегда определено особенностями породившей его эпохи. Поэтому достоинство того или иного гения нельзя возводить в абсолютный эталон для подражания. То, что было нормой для древних греков, утрачивает свою обязательность в новое время. С изменением общества меняются эстетические вкусы и даже способы изображения действительности. Было бы странно, если бы Шекспир писал так же, как Эсхил или Софокл. В Англии XVI—XVII веков сложились иные общественные условия, чем в древней Греции, жизнь приобрела более динамичный характер, усложнился человек, поэтому и шекспировская драма стала более сложной и психологичной, чем античная трагедия.

Метод исторической критики позволил Гердеру обосновать положение о самобытном художественном творчестве. В самом деле, если каждый народ в силу особых обстоятельств своего исторического развития духовно неповторим, то, естественно, он имеет право на свое самобытное искусство, неповторимое как по содержанию, так и по форме.

Гердер решительно выступает против подражания классикам античности. Он стремится сблизить немецкую поэзию с народной жизнью, хочет видеть в ней средство выражения интересов нации, характерных черт современной эпохи. Подражательность им рассматривается как следствие отрыва искусства от народа. Она, по его мнению, появляется там, где писатель, отрываясь от народной почвы, начинает отражать не действительность, а лишь вкусы придворноаристократических кругов общества. Чтобы удовлетворить эстетические запросы дворянской публики, он или идеализирует природу, или подражает «изящным образцам», в обоих случаях переставая быть правдивым.

Отношение Гердера к Шекспиру

Подражателям-классицистам Гердер противопоставляет Шекспира, который творил свободно, по вдохновению, не стесняемый никакими догмами и правилами. Его творчество для Гердера — это сама природа, безыскусственная, красочная, неповторимая в своем многообразии.

Шекспир импонирует Гердеру тем, что изображает жизнь во всей ее сложности и противоречивости, исторически конкретно, такой, какова она есть на самом деле. Гердер восхищается умением автора «Гамлета» и «Короля Лира» создавать целостную картину общества, вовлекать в драматическое действие все сословия от шутов до королей, проникать в гражданские и человеческие страсти.

Гердер делает Шекспира знаменем немецкой литературы. Его художественный метод он предпочитает творческим принципам античных драматургов. «Я,— признается-Гердер,— ближе к Шекспиру, чем к греку. Если у последнего преобладает в действии что-нибудь одно, то первый берет событие целиком. Если у греков господствует один тон в характерах, то у Шекспира все характеры, сословия, виды жизни... образуют основное звучание его концерта».

Если Лессинг еще во многом смотрел на Шекспира как на писа-теля-моралиста, то Гердер видит в нем прежде всего гениального художника, сумевшего в своих произведениях создать правдивый образ своей эпохи. Гердера привлекает в Шекспире широта охвата действительности, глубокое проникновение во внутренний мир людей, красочность языка.

Гердер призывает к конкретному изображению человека, к раскрытию его в разнообразных исторических связях. Для него, в отличие от многих просветителей, человеческая личность не порождение природы, а плод исторического развития. Но Гердер против того, чтобы выделять в герое только одну общественную, политическую сущность. В своей ранней работе «О сочинениях Томаса Аббта» (1768) он полемизирует с Дидро, который предлагал изображать на сцене «сословия». Подобная мера, по мысли Гердера, приведет к созданию однолинейных характеров. Сам он сторонник всестороннего показа человека, воспроизведения его как в гражданских, так и человеческих проявлениях. Гердер в целом выводил немецких писателей на дорогу реалистического искусства, свободного от морализаторства, от противопоставления в герое гражданских и человеческих начал, в принципе более высокого, чем просветительский реализм XVIII века.

Гердер и народная поэзия

Гердер приобрел огромную известность как собиратель и пропагандист произведений народно-поэтического творчества. Он выпустил в свет сборник «Голоса народов в песнях» (1778—1779), в который вошли образцы народной поэзии немцев, англичан, поляков, латышей, эстонцев и других народов. Гердер рассматривал фольклор как выражение народного сознания, народных идеалов и эстетических вкусов и за искренность, простоту в передаче мыслей и чувств ставил его выше «искусственного» творчества писателей, оторвавшихся от народной почвы. Только творения Шекспира, Гёте и других гениев могут, по его мысли, соперничать с народными произведениями, и он включил отрывки из них в свою антологию.

Подчеркивая зависимость литературы и искусства от человеческой истории, Гердер сам процесс исторического развития рассматривал с идеалистической точки зрения. Причем, источник исторического прогресса он видел не только в идеях, в распространении гуманности, но и в божественной предопределенности. Просветитель уживался в Гердере рядом с теологом, который высказывал иногда даже мысли о божественном происхождении власти.

Тем, не менее Гердер относился критически к феодально-монархическому строю, считал его явлением исторически преходящим. Он встретил сочувственно французскую революцию и провозглашение республики в Майнце. Но Гердер, как и многие другие немецкие писатели, не понял необходимости якобинской диктатуры. Будущее Германии он связывал с просвещением общества, с перевоспитанием его в гуманистическом духе.

Иоганн Готфрид фон Гердер (25 августа 1744 – 18 декабря 1803) – один из самых выдающихся и влиятельных писателей и мыслителей Германии. Гердер родился в Морунгене, в Восточной Пруссии. В ранней юности положение его было мрачное и тяжелое, и избавлением от него он был обязан только вмешательству одного русского полкового хирурга, который предложил отцу Гердера взять юношу с собою для изучения хирургии в Кенигсберг, а оттуда в Петербург. Иоганн Гердер прибыл в столицу Восточной Пруссии в конце лета 1762, и так как сразу понял, что совершенно не подходил к избранной для него его покровителем специальности, то записался студентом на богословский факультет кенигсбергского университета. Значительное влияние на духовное развитие юноши из университетских преподавателей оказал один только Кант , а вне университетских кругов – «северный маг». И. Г. Гаманн (философ и идеолог литературного движения «Бури и натиска »). Из воздействий, оказанных на него обширным и разнообразным чтением, наиболее глубоким, определившим весь его духовный склад было влияние Жана Жака Руссо .

Первыми литературными опытами Иоганна Готфрида Гердера были стихотворения и рецензии в «Кенигсбергской газете»; у него при этом возникали и различные литературные планы. Осенью 1764 Гердер был приглашен в Ригу преподавателем в соборную школу. Позже его назначили там же пасторским адъюнктом при двух церквах, так что он нашел немаловажное поприще для деятельности в этой старой столице Лифляндии, которая в то время пользовалась еще почти полной самостоятельностью. В этих благоприятных обстоятельствах Гердер начал свою широкую литературную деятельность статьями: «Фрагменты по новой немецкой литературе» (Рига, 1766 – 1767) и «Критические леса» («Критические рощи») (1769). Указывая на то, что литературные произведения всех национальностей определяются особым гением народности и языка, дополняя критический метод исследования Лессинга своим собственным, генетическим, Гердер занял самостоятельное положение в великой идейной борьбе той эпохи. Сильное стремление к путешествиям и потребность подготовиться к будущей крупной деятельности побудили Гердера весной 1769 выйти в отставку. В июне он отправился в большое путешествие и посетил Париж, а в конце апреля 1771 занял должность придворного проповедника и советника консистории в Бюкебурге.

Иоганн Готфрид Гердер. Портрет работы А. Графа, 1785

Время пребывания в этом городе было для Иоганна Готфрида Гердера настоящим периодом «бури и натиска». Талантливым рассуждением «О возникновении языка» (1772), начатым Гердером еще в Страсбурге и премированным берлинской академией, открывается длинный ряд разнообразнейших сочинений, в которых он прокладывает и указывает новые пути для молодой литературы. Двумя статьями в летучих листках «Из немецкого искусства» (Гамбург, 1773) – «Об Оссиане и песнях древних народов» и «О Шекспире » – а также сочинением «Причины упадка вкуса у различных народов там, где он прежде процветал», Гердер стал в самом центре движения, стремившегося к обретению вновь поэзии, дышащей истинною натурою, исходящей из жизни и воздействующей на жизнь. В сочинении «Ещё одна философия истории для воспитания человечества» (1774) он объявляет войну хвастливому и бесплодному образованию эпохи «просвещения» . Уже и эта работа вызвала решительнейшие возражения и злобные нападки на Гердера. Они еще усилились по поводу его богословских и полубогословских работ: «Древнейшее свидетельство человеческого рода» (1774 – 76); «Пояснения к Новому завету из одного вновь открытого восточного источника» (1775) и «Пятнадцать провинциальных писем к проповедникам» (1774).

Гердер вел переговоры по приглашению его в геттингенский университет, но благодаря дружеским стараниям Гете , был весною 1776 призван в Веймар, где его литературная деятельность стала ещё шире и сильнее. Процесс внутреннего просветления, обративший наиболее выдающихся представителей «бури и натиска» в главных вождей немецкой классической литературы, начался и у Гердера к концу 1770-х годов. Очень важное философское рассуждение «Познание и ощущение человеческой души. Комментарии и мечты» (1778), работа «Пластика» (1778) и давно готовые к печати «Народные песни» (которым впоследствии Иоганнес фон Мюллер дал заглавие «Голоса народов в песнях», 1778 – 79) – были первыми произведениями, вышедшими в свет во время пребывания Гердера в Веймаре. Премированное мюнхенской академией рассуждение «О влиянии поэзии на нравы народов в старые и новые времена» (1778) представляет новые доказательства, что истинная поэзия есть язык чувств, первых могучих впечатлений, фантазии и страсти, и что поэтому действие языка чувств всеобще и в высшей степени естественно – истина, которую в то же время пропагандировали в широких кругах его «Народные песни», избранные с большим уменьем и знанием литературы, живо прочувствованные и отчасти прекрасно переведенные.

Чрезвычайно счастливое влияние на дальнейшее духовное развитие Иоганна Готфрида Гердера оказывало возобновление с начала 1780-х г. близких отношений с Гете. В этот же период 1780-х гг. Гердер создал почти все то, что своей внутренней зрелостью и внешним совершенством дало прочное значение всегда гениальной его деятельности. Если «Письма, касающиеся изучения теологии» (1780 – 1781) и ряд отличных проповедей относятся к должности и ближайшим обязанностям Гердера, то большое, оставшееся неоконченным сочинение «О духе еврейской поэзии» (1782 – 1783) представляет уже переход от теологии к поэзии и литературе. Из глубокого сочувствия к природной силе, благочестию и своеобразной красоте еврейской поэзии создалось произведение, о котором биограф Гердера, Р. Гайм, отзывается, что оно «сделало для знания и понимания Востока то же, что сделали сочинения Винкельмана для изучения искусства и археологии».

В 1785 Гердер начал издание своего большого главного труда «Идеи к философии истории человечества» (1784 – 1791, 4 тома). Оно стало исполнением его давнишнего плана, более широким развитием мыслей, которые он давно уже высказывал в небольших сочинениях, и вместе с тем – энергичным собранием воедино всех его мыслей и мечтаний о природе и жизни человека, о космическом значении земли, о задаче живущих на ней людей, «у кого единственная цель бытия направлена к образованию человечности, которой должны служить все низменные земные потребности»; о языках и нравах, о религии и поэзии, о сущности и развитии искусств и наук, об образовании народностей и об исторических событиях. Одновременно Гердер напечатал сборник «Разрозненные листки» (1785 – 1797), ряд прекраснейших статей и поэтических переводов. Свое уважение к Спинозе , он выразил в разговорах, которые напечатал в 1787 под заглавием «Бог».

Важный период в жизни Иоганна Готфрида Гердера составило путешествие в Италию (1788 – 1789). Но состояние его здоровья улучшилось только временно; физические страдания лишали его жизнерадостности и рабочей силы. Пятая часть «Идей» осталась недописанной, и уже «Письма в поддержку гуманности» (Рига, 1793 – 1797, 10 сборников) носят окраску его омраченного духа. Но и в этот период он еще дает превосходные произведения. Старый дух Гердера сохраняется в его «Терпсихоре» (1795), в «Христианских писаниях» (1796 – 1799, 5 сборников). Зато в произведении «Рассудок и опыт: Метакритика критики чистого разума» (1799) и в «Каллигоне» (1800) Гердер с ожесточением и бездоказательно нападает на философию и эстетику Канта . «Адрастея» (1801 – 1803) полна скрытыми выходками против красоты и жизнерадостности поэзии Гете и Шиллера , которые он не признает, недостойно восхваляя при этом отжившее и ограниченное. Только мучительное физическое состояние может оправдать этот последний злополучный поворот в его литературной деятельности. Физические силы Гердера все более ослабевали. Последнюю отраду доставила ему поэтическая обработка «Легенды», перевод цикла испанских романсов «Сид» и драматические произведения: «Освобождённый Прометей » и «Дом Адмета ». В 1802 и 1803 Гердер летом ездил лечиться на воды в Ахен и Эгербруннен. Осенью 1803 последовал новый сильный припадок неизлечимой болезни печени, и зимою Иоганн Готфрид Гердер умер. На его надгробном памятнике в веймарской городской церкви надпись: «Licht, Liebe, Leben» («свет, любовь, жизнь»). Перед церковью в 1850 поставлена бронзовая статуя Гердера.

В немецкой литературе Гердер часто является автором, полным загадок и противоречий, менее ровным в произведениях, чем его великие современники, но богатым, многосторонним, одаренным высочайшим вдохновением и глубочайшей силой критики, изобилующим духовной жизнью и пробуждающим ее вокруг себя. В преобразовании немецкой жизни в конце XVIII века он принимал более мощное и решительное участие, чем кто-либо другой, и следы его деятельности можно найти и в литературе в тесном смысле, и в специальных науках, и в тех отраслях их, которые возникли по его инициативе. Почти во всех произведениях Иоганна Готфрида Гердера обнаруживается громадное богатство мыслей, гениальность воззрений и изумительная восприимчивость всего истинно поэтического. Очень высоки его заслуги, как переводчика, усвоившего и истолковавшего дух поэзии чужих народностей. Наряду с «Народными песнями», «Сидом», эпиграммами из греческой антологии, поучениями из «Сада роз» Саади и большим количеством других стихотворений и поэтических образов, которые перенес в немецкую литературу восприимчивый дух Гердера, стоят те восточные рассказы, парамифии и басни, которыми он пользуется, чтобы вложить в пересказ собственные нравственные воззрения и учения о гуманности. Но еще выше поэтического дара Гердера его прозаический талант: он – в одно время великий историк культуры, философ религии, эстетик с тонким чутьем, производительный критик, блестящий эссеист, наконец, проповедник и оратор с богатым содержанием в привлекательной форме.