Где установлены памятники калашников михаил. Город истуканов: Лужков, Гельман и Гиркин о памятнике Калашникову. Путёвка в жизнь

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS

Памятник оружейнику Михаилу Калашникову, который держит в руках автомат своего изобретения, ставший известным во всем мире, установили в Москве на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц.

Скульптора выбрал глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов, а инициатива установки памятника принадлежала ему и Российскому военно-историческому обществу (РВИО), почетным членом которого числится Чемезов.

"Бывает так, что заказчик хочет работать с определенным архитектором. У нас был закрытый конкурс. Чемезов хотел Салавата. Других участников не было", - рассказывал исполнительный директор РВИО Владислав Кононов.

Как и памятник Владимиру, размеры которого пришлось уменьшить после скандала, фигура Калашникова с автоматом в руках в центре Москвы вызвала противоречивые оценки.

Наверное, его стоило бы устанавливать на его родине. Там есть музей Юрий Лужков, бывший мэр Москвы

На открытии памятника были Чемезов, министр культуры России Владимир Мединский, скульптор Зураб Церетели, дочь оружейника Елена Калашникова.

"Михаил Калашников - это в какой-то степени Кулибин XX века, воплощение самых лучших черт русского человека", - сказал Мединский. Автомат Калашникова - "настоящий, можно сказать, культурный бренд России", считает министр.

Русская служба Би-би-си узнала, какие чувства испытывают в связи с установкой памятника Калашникову бывший мэр Москвы, воевавший в Донбассе бывший офицер, галерист, скульптор и декан факультета истории искусств.

Юрий Лужков, бывший мэр Москвы

Я отношусь к Калашникову и памяти о нем по-доброму. Я думаю, что увековечить память этого человека необходимо.

Что касается памятника Калашникову… Наверное, его стоило бы устанавливать на его родине. Там есть музей и можно было бы поставить не только саму фигуру, но и сделать какую-то композицию.

Человек ходит по городу и видит только бронзовых истуканов. Скульптур, которые формирует не кладбищенский облик, просто нет Марат Гельман, галерист

Москвичи и россияне уважают Калашникова, и его память является ценной для всех. Но памятник надо было ставить на родине или там, где он творил свое оружие.

Сейчас львиная доля бюджета тратится на вооружение. И это является продолжением линии, которая отрабатывается в таком воинственном духе.

Такая фигура с автоматом была уместна на Поклонной горе, например, а не в этом мирном месте, которое было выбрано.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Высота монумента Салавата Щербакова составила 7,5 метра

Марат Гельман, галерист

Продолжается традиция превращения Москвы в кладбище. Не появилось ни одной скульптуры, которая представляла бы собой не бронзовую чурку человека с подписью.

Хотя это лучше чем то, что делал Зураб Церетели, потому что он не такой огромный Марат Гельман, галерист

Человек ходит по городу и видит только бронзовых истуканов. Скульптур, которые формируют не кладбищенский облик, просто нет. Хотя во всем мире такие скульптуры есть.

Сам памятник, конечно, унылый и скучный. Хотя это лучше, чем то, что делал Зураб Церетели, потому что он не такой огромный. В большой перспективе это город не портит.

Болезнь нынешней власти - это историзм. Власть смотрит в прошлое и пытается его активно менять, в том числе с помощью таких вот памятников. Это делается, чтобы следующему поколению было сложно перечеркнуть эти взгляды - демонтировать такой памятник почти так же дорого, как его монтировать.

То, что власть играет в этот историзм, это еще ничего, но вот город жалко.

Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS Image caption Открыла монумент дочь оружейника Елена Калашникова

Игорь Гиркин (Стрелков), бывший российский офицер, участник боевых действий на Украине

Калашникова возводят на уровень матрешки, а он был неплохой оружейный конструктор.

У меня нет особой позиции - ну стоит он и пусть стоит.

Но, на мой взгляд, следовало властям заниматься делом, а не ставить памятники героям прошлого. Нужно сосредоточиться на насущных делах, на том, что есть сейчас, а не на прославлении прошлого.

У дороги, где проезжают тысячи машин, ставить человека с автоматом мне кажется бестактным Георгий Франгулян, скульптор

Да, это были реальные герои, великие деятели, но своих что-то не видно.

У Гумилева было такое понятие - "мемориальная стадия". Это когда государство сосредотачивает свое внимание на великом прошлом и игнорирует вызовы настоящего.

Image caption Инициатива установки принадлежала Сергею Чемезову из "Ростеха"

Георгий Франгулян, скульптор

Не хотелось бы говорить о коллегах… Но я считаю, что место для памятника было выбрано неудачно.

У дороги, где проезжают тысячи машин, ставить человека с автоматом мне кажется бестактным. Это выглядит как угроза.

Сам образ человека, достойного и уважаемого, получает негативное звучание. В другом месте и другого размера - это было бы хорошо.

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Петербурге

Очевидно, что фигуру Калашникову надо отметить. Другой вопрос, насколько уместен памятник человеку, производящему оружие.

Памятник поставлен человеком, который отметил Москву Владимиром. Вопрос о том, насколько стоит одному автору настолько присутствовать в городе, тоже для меня есть.

Лично для меня нет однозначного решения на тему того, как увековечивать оружейников.

Понятно, что Калашников - это символ советской и русской промышленности и военной мощи. Но если бы я принимал решение об установке, не знаю, как и каким бы я его сделал, где поставил - в Москве, в Ижевске.

Пропорционально памятник не слишком бросается в глаза в том месте, где он установлен. Я сам ожидал более резкого контраста с Садовым кольцом. Сам памятник вживую я пока не видел, делать какие-то оценки было бы не совсем корректно.

Пока можно сказать только то, что мы получили еще один постсоветский памятник, который идеологически и эстетически принадлежит той инерции, которая продолжает традиции фигуративной скульптуры позднесоветского времени.

Большие волнения и широчайшее обсуждение в СМИ и социальных сетях вызвало появление памятника Калашникову в Москве. Отзывы были крайне неблагоприятные. А всё потому, что архитектор допустил грубейшую ошибку, непростительную невнимательность и показал абсолютное своё отсутствие в данной теме.

Ошибка

Дело в том, что ошибки обнаружились уже на второй день после появления памятника Калашникову в Москве. Отзывы посыпались не просто эмоциональные, поскольку была буквально оскорблена одна из крупнейших причин гордости за родную страну. Скульптор поместил на постаменте чертёж. Якобы знаменитого автомата Калашникова. На самом деле, видимо, особо не заморачиваясь, "мастер" скачал из интернета первую попавшуюся схему. Ею оказалась немецкая винтовка Хуго Шмайссера. В такие моменты практически вся страна становится на дыбы: возмущению не было предела. Народ надеется, что скульптор сделал это не специально.

Зато как его защищают граждане либеральных воззрений! Как отстаивают право на такую вольность! Причём, до обнаружения ужасной ошибки от этих же людей памятник Калашникову в Москве отзывы собрал самые неблагоприятные: дескать, очередной монстр, украсивший столицу. Ну что ж, ожидаемые оценки, однозначные. Калашников - вовсе не их герой. Скульптор после обнаружения ошибки не отстаивал право на неё, но говорил, что не дело дилетантам судить профессионалов. В Интернете до сих пор через край льются определения, запрещённые к употреблению парламентариями, в адрес автора памятника Калашникову в Москве... Эх, Салават Щербаков, до чего же вы безмятежны!

Об ответственности

"Ну, бывает... - пожал плечами скульптор, когда ему сообщили о волне возмущения по поводу памятника Калашникову в Москве, - Могу и исправить." Автору, как говорит молодёжь, "фиолетово", что за схема там на памятнике, а ведь настоящий мастер должен не просто обдумать, он должен выстрадать каждый штрих, ведь работа-то это творческая, небось не гипсовые кошки-копилки штампует, где, как многим кажется, значительно большая авторская ответственность и даже некоторый полёт творческой мысли присутствует (продавать же придётся, надо, чтобы нравилось).

Неужто совсем без приложения души работал скульптор при создании памятника Калашникову в Москве? Конъюнктурил, пытаясь сорвать бонус на народной любви к замечательному человеку? Как можно было браться за работу, до такой степени не понимая её сути? Даже если бы Высоцкому нарисовали на постаменте ноты не его песни, такого массового возмущения это бы не вызвало. А тут памятник Калашникову в Москве! Человеку-легенде! В столице! Не богемному диссиденту, а человеку, стараниями которого выиграна Великая Отечественная война! Всё это только малая часть содержания отзывов о памятнике Калашникову в Москве.

О заказчиках

Заказчиком памятника Калашникову в Москве является Военно-историческое общество, где не оказалось специалистов, которые способны обнаруживать такого плана ошибки. Теперь специалисты нашлись, признали. Плита с чужой схемой снята и отправлена на переделку. Но и в таком виде величественно выглядит шестиметровый памятник Калашникову в Москве. Когда установят плиту обратно, пока сведений нет. Однако отзывы в Интернете просят поторопиться, поскольку возмущение в народе всё не угасает. Огромный резонанс вызвал памятник Калашникову в Москве. Нужно сказать, что место для памятника, по мнению большинства обсуждающих, выбрано удачно.

Это Садовое кольцо, Оружейный переулок. Памятник Калашникову в Москве удачно вписался в городской ландшафт. Хозяином данной площадки - городской мэрией - тоже отмечен этот момент. По сведениям в Интернете, памятник Михаилу Калашникову Москве обошёлся в тридцать пять миллионов рублей. В 2016 году Военно-историческим обществом была запущена специальная акция по сбору денег для этого памятника, что-то удалось собрать, остальное оплатили спонсоры. Впрочем, конкретные источники, профинансировавшие открытие памятника Калашникову в Москве, неизвестны.

Что пишут либералы?

Задолго до открытия отмечалось, что когда установят памятник Калашникову в Москве, скульптурных монстров в столице прибавится. Имелись в виду и связи с этим моментом максимально (да нет, выше максимума!) остроумно обыгрывались. Адрес памятника Михаилу Калашникову в Москве тоже мало кому из либеральной общественности понравился. Переулок хоть и называется Оружейным, но тут оружию не место, как заявили самые яркие представители этого сообщества. Идите все к министерству обороны, создатели автоматов, пулемётов, ракет, самолётов!

Скульптор на беду свою сравнил автомат в руках Калашникова со скрипкой, дескать, держит его Михаил Тимофеевич так же бережно. Либеральная общественность немедленно и радостно подхватила это сравнение. Наименее обидно звучала похвала, что скульптор - человек культурный, даже скрипку видел не менее двух раз. Отмечалось так же ядовито, что в тылу памятника Калашникову в Оружейном переулке в Москве ("человека со скрипкой", как было написано) скрывается некий конник, убивающий змея поганого. Наверное, по их предположениям, это опять Георгий Победоносец, который по численности монументов скоро и Владимира Ильича победит.

Где находится памятник?

На фото памятника Калашникову в Москве запечатлено его торжественное открытие 19 сентября 2017 года. Сквер при пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской принял в этот день многих людей, с нетерпением ожидавших этого светлого дня. Но, как было обнаружено на второй день после праздника, не всё оружие, изображённое на монументе, принадлежит авторству Калашникова. Чертёж StG 44 - германской автоматической винтовки 1944 года - обнаружил внимательный Юрий Пашолок, историк. Фото памятника Калашникову в Москве вполне может это мнение подтвердить.

В результате скульптор был вынужден обратиться за помощью к коллегам, таким же профессионалам, чтобы они обсудили его творение и высказали свою точку зрения. Конечно, поднявшийся вокруг памятника шум не может не докучать создателю памятника Михаилу Калашникову в Москве. Фото демонстрирует, что на этой волне стали пиариться совершенно далёкие от такой ситуации люди, чьи аргументы сводились к такой формуле: "Если произведение ругают, то это дилетанты, а если хвалят - это народ".

И самое неприятное

Много рассуждений в отзывах совершенно недопустимых с точки зрения советских людей особенно, и россиян в целом. В них абсолютно "нездешние" люди говорят о том, что прославлять создателей оружия вообще нельзя, а Михаил Калашников никакого памятника не достоин. Появилась масса желающих с пеной у рта доказывать подозрительные похожести автомата Калашникова и других образцов этого жанра ("вот, даже скульптор ошибся!"), и даже сегодня эти обсуждения ещё не прекратились.

Эти нерусские люди с презрением объясняли, что не мог Калашников сам автомат изобрести, у него образование было пять классов, а потому и чертить он не умел. Говорили, что самого Хуго Шмайссера переместили после войны в Ижевск, где Калашников обосновался, вот он и создал этот совершенный советский автомат. Более того, нашу непререкаемую гордость и славу - Калашникова - они обзывают деревенским хитрованом, самопиарщиком, символом режима той страны, что вся соткана из лжи и мифов. Видимо, и Победа 9 мая для них - день скорби.

На самом деле

Михаил Тимофеевич Калашников родился в Курье на Алтае, и каждый знакомый с ним скажет, что генерал-лейтенант и дважды герой СССР был действительно скромен, не носил никаких масок, никогда не жил на широкую ногу и постоянно работал. АКМ практически каждый мужчина держал в руках. И многие женщины тоже. А сам Калашников говорил, что лучше бы изобрёл хорошую сенокосилку. Но в тот момент нужно было оружие. Он делал то, что был должен, - в силу таланта. Шолохова эти же люди - можно пофамильно перечислять! - обвиняют в подобном плагиате. Так же эмоционально. Но реальных доводов у них примерно столько же. То есть - нет их.

Американцы почему-то признают создание АКМ именно Калашниковым, более того, он входит в число ста гениев двадцатого века. Из наших в этом списке ещё и доказавший не так давно неразрешимую гипотезу Пуанкаре. Значит, мы все вполне вправе гордиться тем, что оружейники у нас непревзойдённые, и потому поставлен лучшему из них - Михаилу Калашникову - в Москве памятник. Фото хорошо передаёт праздничную атмосферу открытия его. А кто не хочет или не может радоваться достижениям и победам родной страны, "пусть так сидит," - не об этих ли людях говорил Василий Макарович Шукшин, земляк великого оружейника?

Министр культуры

Автомат Калашникова был назван культурным брендом России. В чём-то он прав: АКМ является самым распространённым стрелковым оружием на земле. Потому что лучшее! Плиту у памятника со схемой немецкого "шмайссера" демонтировали тоже не без происшествий. Приехала на вызов небезразличных граждан полиция и задержала за вандализм рабочих, которые занимались демонтажем. Пришлось объясняться в отделении.

На открытии памятника Владимир Мединский сказал о Михаиле Тимофеевиче Калашникове абсолютно справедливые слова, назвав его "Кулибиным двадцатого века" с воплощением самых лучших черт, какие только присущи русскому человеку. И действительно. Помимо необычайной одарённости, Калашников обладал такими качествами, как честность, простота, нестяжание. А какой был организационный талант!

День оружейника

Проезжую часть этого отрезка Садового кольца в начале лета начали реконструировать, а параллельно шла работа по установке памятника. Инициатором возведения монумента, как уже было сказано, стало Военно-историческое общество России. Во вторник, 19 сентября, отмечается День оружейника, именно к этому дню и решено было приурочить торжественную церемонию.

Открывала монумент дочь Михаила Тимофеевича Елена. После почётные гости возложили к памятнику цветы. Общая высота монумента впечатляет - семь с половиной метров! Помимо основной фигуры гениального оружейника Калашникова художественная композиция включает в себя изображение земного шара и Георгия Победоносца, что должно символизировать победу над силами зла и наступивший мир.

Каков был "деревенский хитрован"!

В 1938 году осенью Михаил Калашников был призван в ряды Красной Армии и служил на Украине. Окончил курсы младших командиров, стал механиком-водителем танка. Изобретал всё время, усовершенствовал всё, чем довелось пользоваться. Например, инерционный счётчик для танковой пушки, потом приспособление для пистолета ТТ, из которого приходилось стрелять сквозь щели танка (получалось куда эффективнее!), потом счётчик моторесурса.

Кстати, вот этот счётчик - изобретение молодого Калашникова, первым ушло в серийное производство, просто организовать не успели - война. Придумал он это настолько здорово, что даже был вызван для доклада к Георгию Жукову, который направил Михаила в Киев, а потом в Москву с готовыми образцами, после чего в Ленинград - на завод имени Ворошилова, чтобы доработать и запустить в серию.

Недоучка с пятью классами образования?

В 1971 году Михаил Калашников получил учёную докторскую степень в технических науках - за изобретения. Кроме того, он являлся академиком шестнадцати зарубежных академий. У него тридцать пять авторских свидетельств только на внедрённые изобретения. И это вовсе не странно, что отовсюду приезжающие в столицу гости первым делом интересуются тем, где находится памятник Михаилу Калашникову в Москве.

В 1990-м Михаил Тимофеевич посетил США, и во время этого визита его всюду встречали так, как встречают кинозвёзд, хотя никто в мире его никогда в лицо не видел, разве что на фото очень малое количество людей, и те - в СССР. Там он встретился с историками по оружию, в том числе и с главным конкурентом - И общий язык моментально был найден.

Как появился российский культурный бренд?

Войну Михаил Калашников встретил с самого начала - командиром танка. Под Брянском уже в октябре его тяжело ранили. В госпитале, чтобы отвлечься от боли, он начал придумывать собственное оружие, именно автомат. Рисовал и чертил, сопоставлял и анализировал. Суммировал и собственные впечатления, и мнения товарищей на соседних койках госпиталя. Особенно помог, к сожалению, безымянный, лейтенант-десантник, который до войны разрабатывал стрелковое оружие в одном из НИИ. И книги ему приносили из библиотеки. Кто ж тогда мог подумать об открытии памятника Калашникову в Москве?

Доктора на фронт обратно не отпустили - дали отпуск на полгода. Калашников посетил Матай, где ранее работал в депо (это Казахстан). Там помогли специалисты, и через пару месяцев была создана новая опытная модель пистолета-пулемёта. Далее - Алма-Ата, где Михаил поработал в мастерских эвакуированного туда МАИ. Далее образец смотрел и оценивал сам Благонравов - выдающийся учёный, именно в стрелковом оружии специалист.

Путёвка в жизнь

В целом отзыв Анатолия Аркадьевича Благонравова положительным не был, но оригинальность этой разработки его восхитила, и Калашников получил направление на дальнейшую учёбу. В ГАУ (Главном артиллерийском управлении) пистолет-пулемёт оценили гораздо выше. Однако по технологическим причинам на вооружение не приняли. Но прототипом для создания самозарядного карабина он послужил уже в 1944 году.

В 1945-м автомат Калашниковым уже дорабатывался. В 1947-м он победил в конкурсе и был принят на вооружение. В настоящее время АКМ является самым востребованным оружием в мире, несмотря на то, что со дня создания миновало долгих семьдесят лет.

Итак, в Москве максимально торжественно открыт памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову. Памятник представляет собой огромную шестиметровую фигуру с автоматом в руках, причем автомат фигура держит бережно, «как скрипку Страдивари». Так, во всяком случае, представляется автору памятника Салавату Щербакову, из чего можно заключить, что Салават Щербаков видел скрипку, может быть, даже и не один раз. Хотя достоверно воплотить родившийся в своем воображении образ, как мне кажется, все-таки не смог, а потому и не все увидевшие сумеют получившийся автомат перепутать со скрипкой, как, оказывается, было задумано.

Еще скульптор Щербаков рассказал, что попытался отразить в памятнике тему вечного противостояния добра и зла.

Для чего за спиной Калашникова со скрипкой некто на коне пронзает копьем поганого змея. Всадника я идентифицировал как Георгия Победоносца; их в Москве, по моим наблюдениям, скоро будет не меньше, чем скульптурных изображений В. И. Ленина (по официальным данным, сейчас осталось чуть более ста).

Место для памятника выбрали, особо не заморачиваясь: в Оружейном (а каком еще?) переулке, коротенькой улочке, параллельной Садовому кольцу. Ничем, кроме названия, место ни с оружием, ни тем более с Калашниковым не связано. Писатель Денис Драгунский в связи с этим здраво заметил : «Уверяю вас: если бы на Фрунзенской набережной, в обширном сквере рядом с Министерством обороны возвели художественно качественный памятник Калашникову, да не ему одному, а еще и самым знаменитым конструкторам ракет, бомб, пушек, танков, самолетов, подлодок, уверяю вас, это не вызвало бы никакой критики. Был бы такой сквер памяти оружейников рядом с Минобороны. Очень уместно. Памятник Чайковскому стоит у Консерватории. Репину — вблизи Третьяковки. Островскому — у Малого театра. Станиславскому и Немировичу — у МХАТа. Высоцкому — рядом с прославленным в его песне Большим Каретным...»

Ну это ведь сначала подумать надо — где какой памятник ставить… Уверяю вас: если бы на Фрунзенской набережной в обширном сквере рядом с Министерством обороны возвели художественно качественный памятник Калашникову, — это не вызвало бы никакой критики. Был бы такой сквер памяти оружейников, рядом с Минобороны. Очень уместно.

Одним словом, памятник Калашникову естественным образом занял место в ряду монстров, украсивших столицу за последнее время, и вызвал оценки, в общем-то, ожидаемые и однозначные. Интернет, тот и вовсе переполнен определениями, которые наши парламентарии употреблять запрещают категорически. Но в ответ на критические отзывы по поводу художественных достоинств «Калашникова» создатель монумента заявил, что работу профессионалов не должны судить дилетанты. .

«Никакой танцор или певец не будет слушать мнение скульптора, как он станцевал или спел. Это профессия, и не надо в нее лезть. Даже мы, профессионалы, себя скромно ведем и не абсолютизируем все как истину в последней инстанции. Многим памятник нравится»

Этот призыв создателя монумента к профессионалам — обсудить его творение — представляется мне опрометчивым, чреватым возможными огорчениями: не только с дилетантами, но и со специалистами, пока можно было задуманное остановить, никто не посоветовался.

В свою очередь поэт Лев Рубинштейн обратил внимание на важную закономерность: когда «дилетанты» ругают твое произведение, то они, разумеется, дилетанты. А если они же хвалят, то они уже не дилетанты, а народ.

И тем более важно, что среди тех «многих», кому «памятник нравится» — заказчики (Военно-историческое общество) и хозяева площадки в центре столицы (московская мэрия).

И еще. Сообщается, что установка памятника обошлась в 35 млн руб. Для сбора средств в сентябре 2016 года Военно-историческое общество запустило специальную акцию, однако удалось собрать всего 26 тыс. руб. Другие источники финансирования неизвестны.

Вот и все, собственно, о памятнике. Но нежданные торжества в Оружейном переулке дали повод порассуждать и о том, насколько допустимо прославлять создателей оружия вообще и достоин ли памятника сам Михаил Тимофеевич. Немедленно объявилось множество желающих сравнить АК-47 с другими знаменитыми образцами жанра, подозрительные похожести («Все ключевые решения АК были заимствованы у систем других конструкторов. Устройство автоматики и запирания ствола были скопированы у американской самозарядной винтовки M1 Garand конструкции Джона Гаранда…»). Они же напомнили, что образования у Калашникова было пять классов, что чертить он не умел, что после войны в Ижевск были перемещены «трофейные» немецкие оружейники во главе с самим Хуго Шмайссером (не они ли и создали прославленный советский автомат?)…

«Он украл не оружие, не чертежи — он украл всемирную славу, социальный статус, он был никем, а стал всем за счет других. Он — символ режима и страны, сотканных из мифов и лжи. А так — что ж, всю жизнь носил маску доброго дядечки, скромного оружейника, советского Кулибина. Деревенский хитрован. Правильный самопиарщик…»

Сам я общался с Калашниковым один раз и недолго. Ни «деревенским хитрованом», ни «правильным самопиарщиком» он мне не показался. Он был генерал-лейтенантом и дважды Героем, но все известные мне генерал-лейтенанты жили значительно богаче его, он не носил маску, а действительно был скромен. Я не в состоянии оценить, кто и что позаимствовал при создании автомата, но мне очевидно: разоблачители конструктора замечательно эмоциональны, но реальных доводов у них (по моим наблюдениям) значительно меньше, чем, скажем, у тех, кто обвиняет в плагиате Нобелевского лауреата Шолохова. Наверное, потому, что АКМ держал в руках каждый, а «Тихий Дон» — нет.

Сам же Калашников не раз говорил, что никакого чувства гордости за то, что является конструктором оружия, несшего смерть тысячам и тысячам людей, он не испытывал, что предпочел бы славу изобретателя газонокосилки. Звенящих металлом патриотических речей старался не произносить. И по человеческому настрою ближе ему, как мне кажется, был бы памятник типа знаменитого револьвера с завязанным узлом дулом — у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Решусь со всей определенностью утверждать, что ликующим милитаристом с постамента в Оружейном переулке Михаил Тимофеевич никак не был.

И все-таки.

Не так давно какие-то ушлые американцы составили список «ста гениев ХХ века», в который «от России» вошли всего трое: шахматист Каспаров, математик Перельман и оружейник Калашников. По каким критериям оценивалась их гениальность, мне неизвестно, и никаких далеко идущих выводов я бы на основании таких рейтингов, разумеется, не делал. Но ведь, согласитесь, показательно: с чем наша страна ассоциируется в первую очередь, какие ее достижения считаются непревзойденными, чем мы сами вправе гордиться и гордимся.

Мединский одним из «культурных брендов России»; конечно, у Мединского свои особенные представления о культуре, но слово «бренд» он употребил совершенно уместно. Самое распространенное стрелковое оружие на планете!.. Нет числа благодарным пользователям на всех континентах! Госкомпания «Рособоронэкспорт» объявила, что только с начала 2017 года подписано семь новых контрактов на поставку за рубеж более ста тысяч этих неприхотливых и безотказных постпредов отечественного гуманизма.

Нет, при всей моей человеческой симпатии к Калашникову я бы все-таки предпочел, чтобы Россию узнавали по Перельману.

Ну и последнее. В Ижевске, где Михаила Тимофеевича знают все и все доподлинно знают ему цену, памятник у музея его имени — маленький и уютный. В городе есть и еще два памятника оружейникам, из которых один лично мне особенно нравится. Самым выдающимся мастерам здесь когда-то присваивались зеленые кафтаны и зеленые же цилиндры, отчего их уважительно именовали «кафтанщиками» и «крокодилами». Так что это вовсе не Гена из мультфильма, как думают некоторые проезжие. Тем более он без автомата... Мединский был бы в шоке.

P.S.

Ну и, конечно, совершенно невообразимый финал этой истории.

Уже на второй день после торжественного открытия историк Юрий Пашолок

Этот новый городской монумент стоит признать выдающимся за то, чем он не является. Это не памятник скромному человеку, который создал простое, дешевое и надежное оружие, сыгравшее ключевую роль в борьбе оппозиций со всевозможными режимами и ставшее символом повстанческого движения во всем мире, - революционеры помещают автомат Калашникова на свои гербы и флаги. Статуя также не является попыткой увековечить самый знаменитый русский бренд или отразить терзания Михаила Тимофеевича, который понимал, какое количество страдания принесло его имя на эту планету.

Бессмысленно задавать вопросы по поводу мотивов авторов памятника и тех, кто принял решение разместить его в Оружейном переулке (это глава «Ростеха» Сергей Чемезов и министр культуры Владимир Мединский). Например, почему крылатый архангел Михаил на крылатом же коне изображен как святой Георгий с копьем ? И какая тут связь с Ижевском? И почему там рядом навалена уйма штурмовых винтовок на манер похоронных букетов? Или почему скульптор Салават Щербаков изобразил Калашникова больше похожим на коммандо, чем на инженера-оружейника? Пускай это разбирают религиоведы и психоаналитики, потому что логичнее всего интерпретировать памятник как проявление всех комплексов российской власти.

Вместе с бесчисленным множеством скульптур и , испортившим виды на город за последние несколько лет, - от , памятника и гиперреалистичных статуй в Александровском саду до типовых граффити с древнерусскими богатырями - эта волна монументальной пропаганды не несет с собой какую-то особую идеологию или эстетику. Сегодняшней российской номенклатуре удается создавать поразительно незапоминающиеся вещи, и в деле подъема патриотических чувств у этих произведений не больше шансов заразить сердца любовью к родине, чем у протокольной речи какого-нибудь провинциального губернатора на 9 Мая.

Поразительно другое: то, что городская администрация одной рукой перерезает ленточку на открытии передового , а второй - насаждает в городе пещерный патриотизм. Однако, возможно, «Зарядье» и Калашников не такие уж разные явления. Да, парк, обошедшийся в 14 миллиардов, на который, как выяснилось, придется потратить еще 10, выглядит симпатичнее, чем мужик с автоматом. Но появился он в Москве таким же волшебным образом, как и Калашников, и ему также не хватает убедительности.

Кто знает, может быть, я не прав и памятник Калашникову состарится так же естественно, как церетелиевский Петр, которому уже 20 лет. Я, кстати, не всегда симпатизировал стометровому Петру. Наша первая встреча с ним произошла во время лужковских празднований . Я был тогда бедным иностранным студентом, и за несколько часов до этого меня выпустили из обезьянника - а посадили туда за то, что я не носил с собой паспорт. Но я полюбил Петра как символ времени, когда Москва была столицей другой цивилизации. Грубой, злой, жестокой, не задававшейся вопросами вкуса, исторической преемственности да и здравого смысла тоже.

Вместе с введением платной парковки, Армагеддоном палаток и битвой с шаурмой мэр Собянин методично разрушает наследие 1990-х. Времени, когда Москва была помешана на сексе и казалась самым свободным городом на планете. Сейчас колосс Церетели в семейных трусах служит напоминанием об эпохе русского максимализма на контрасте с постиндустриальным гламуром «Красного Октября», хипстерским уютом «Музеона» и советским шиком парка Горького. Он выглядит как воинственная антитеза современности и грозит кулачищем тем, кто пытается превратить Россию в еще одну былую империю, прикрывающую свой упадок страничками меню с фермерской курицей и крафтовым пивом.

Может, через 20 лет Калашников тоже станет напоминанием о времени, когда воинственный монументализм прокатился волной по Москве, врезавшись в программу по расширению тротуаров и облагораживанию площадей. А может, городу придется молча жить с этими статуями, как штаты американского Юга жили с памятниками расистам, которые прикрывали патриотизмом свое стремление разрушить страну. США понадобилась сотня лет, чтобы разобраться в истинном положении, и я боюсь, что новый Калашников может оказаться таким же долговечным, как и изобретенный им автомат.

19 сентября, в День оружейника России, в Москве пройдет открытие памятника Михаилу Калашникову. Монумент появится в самом центре столицы - на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц. Основу художественной композиции представляет сам Калашников, который держит в руках свое изобретение - АК-47. Кроме того, скульптура включает в себя земной шар и образ Святого Георгия Победоносца.

Фото: РИА «Новости» / Григорий Сысоев

Во вторник, 19 сентября, в Москве пройдет открытие памятника конструктору Михаилу Калашникову. Он будет расположен на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц, сообщил его скульптор, народный художник России Салават Щербаков.

Монумент величиной более чем в семь метров представляет собой фигуру Калашникова, который держит в руках АК-47. В художественную композицию также входит земной шар и образ святого Георгия Победоносца. Это, по задумке скульптора, символизирует сохранение мира и победу «над силами зла». «Сначала эта фигура мыслилась без автомата, но тогда получается, что стоит человек, как писатель, люди не будут понимать, кто это. Поэтому мы все-таки осмелились на автомат», - пояснил Щербаков.

При этом сам Калашников в конце своей жизни пересмотрел отношение к собственному изобретению. По некоторым данным, за девять месяцев до своей смерти он написал письмо патриарху Кириллу. В нем он раскаивается в том, что его автомат лишал людей жизни. Более того, Калашников задавался вопросом может ли он из-за этого быть повинен в чужой смерти.

Открытие памятника должно было состояться еще в январе, но его перенесли на 8 мая. В итоге его решили приурочить к Дню оружейника, которое состоится 19 сентября. Место установки монумента тоже решили поменять - с Оружейного переулка на пересечение Садово-Каретной и Долгоруковской улиц. Так скульптура Калашникова будет более заметна для москвичей, считает Щербаков.

Это уже второй памятник Михаилу Калашникову. Первый был установлен в 2015 году на мемориальном кладбище в Мытищах, где похоронен сам оружейник. Установить монумент в центре столицы предложило Российское военно-историческое общество.

«Это сама суть Калашникова»

Наличие автомата на скульптуре вполне естественно, считает историк Олег Хлобустов. «Это наш выдающийся и абсолютно признанный конструктор с мировым именем. Это его фирменное изделие, которое тоже признано во всем мире», - заявил он в интервью «360». Другие элементы скульптуры - это не более, чем фантазия художника. Памятник Калашникову символизирует таланты и достижения государства.

Это сама суть Калашникова и как инженерного гения, и как организатора производства, и как лауреата государственной премии. Это было именно создание стрелкового оружия, которое необходимо всем не только как спортивное, но и оборонительное. Никто от этого не отказался и в ближайшее десятилетие не откажется

Олег Хлобоустов.

Иного мнения придерживается заслуженный архитектор России Николай Шумаков. «Принципиально неверно в центре Москвы ставить такие агрессивные памятники», - заявил он в интервью «360». Такой монумент было бы логичнее установить на родине Калашникова - в Ижевске.

Это автомат, из которого миллионы людей «положили», а тут с такой любовью величайший конструктор смотрит на этот автомат и, очевидно, нянчит его, как дите. Любое проявление агрессии неприемлемо. <...> Более того, памятник повернут так, что по внешней стороне Садового кольца едешь к нему в затылок. Он сориентирован неверно. И самое главное - агрессия в центре города должна отсутствовать

Николай Шумаков.

Москвичам такой памятник не понравится категорически, считает Шумаков. «Я почти уверен, что после открытия будет волна и шторм негодования», - подчеркнул он. Центр города должен приносить людям радость, а в этом памятнике ее нет.

Автомат Калашникова на протяжении полувека был символом России и освободительных движений, рассказал «360» историк Борис Юлин. «Оружие было бы все равно. Не автомат Калашникова, так какое-нибудь другое», - отметил он. Именно автомат Калашникова стал символом независимости Вьетнама во время войны.

Автомат Калашникова не увеличил количество жертв, а изменил свой баланс. То есть позволил людям не умереть, а победить своих противников

Борис Юлин.