Гаршин то чего не было презентация. Презентация на тему "В.М. Гаршин". Жизнь дана на добрые дела












1 из 11

Презентация на тему: Всеволод Михайлович Гаршин

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, сказавшуюся на его здоровье и в значительной степени повлиявшую на мироощущение и характер. Его мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В. Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. До 1864 г. он жил с отцом, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию.

№ слайда 5

Описание слайда:

В 1877 г. Россия объявила войну Турции; Гаршин в первый же день записывается добровольцем в действующую армию. В одном из первых своих сражений он увлек полк в атаку и был ранен в ногу. Рана оказалась неопасной, но в дальнейших военных действиях Гаршин участия уже не принимал. Произведенный в офицеры, он вскоре вышел в отставку, недолго пробыл вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета, а затем всецело отдался литературной деятельности.

№ слайда 6

Описание слайда:

В начале 80-х гг. обострился психический недуг писателя (это была наследственная болезнь, и проявлялась она, когда Гаршин был еще подростком); обострение во многом было вызвано казнью революционера Млодецкого, за которого Гаршин пытался вступиться перед властями. Около двух лет он провел в харьковской психиатрической лечебнице.

№ слайда 7

Описание слайда:

В 1883 писатель женится на Н.М. Золотиловой, слушательнице женских медицинских курсов. В эти годы, которые Гаршин считал самыми счастливым в своей жизни, создан лучший его рассказ – «Красный цветок». В 1887 г. выходит последнее произведение – детская сказка «Лягушка-путешественница». Но очень скоро наступает очередная тяжелая депрессия.24 марта 1888 г. во время одного из припадков Всеволод Михайлович Гаршин кончает с собой – он бросается в лестничный пролет. Похоронен писатель в Петербурге.

№ слайда 8

Описание слайда:

Творческий путь писателя Основные произведения:«Четыре дня» (1877)«Происшествие» (1878)«Трус» (1879)«Встреча» (1879)«Художники» (1879)«Ночь» (1880)«Из воспоминаний рядового Иванова» (1883)«Красный цветок» (1883)Повесть:«Надежда Николаевна» (1885)Сказки:«Attalea princeps» (1880)«То, чего не было» (1882)«Сказка о жабе и розе» (1884)«Сказание о гордом Аггее» (1886)«Лягушка-путешественница» (1887)Статьи о живописи, очерки, стихи, стихотворения в прозе.

№ слайда 9

Описание слайда:

В красивом и страшном рассказе "Красный цветок" Гаршин изнутри показывает процесс нарастающего безумия и распада сознания. Пациенту сумасшедшего дома представляется, что цветок, растущий в больничном саду, является средоточием всего мирового Зла. Борьба с цветком требует неимоверной концентрации духовных и физических сил, преодоления массы реальных и воображаемых препятствий. Но больной считает себя спасителем человечества, на которого возложена великая, одному ему подвластная и понятная миссия. Он жертвует собой во имя Добра. Он был одержим идеею уничтожения красного цветка мака, который «в его глазах осуществлял собою все зло; он впитал в себя всю невинно пролитую кровь (оттого он и был так красен), все слезы, всю желчь человечества». Если в «Attalea princeps» пальма жертвует своей жизнью ради личной свободы, то героя «Красного цветка» на самопожертвование воодушевила мысль о благе всего человечества.

№ слайда 10

Описание слайда:

В рассказе «Attalea princeps» (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь к действительности, Гаршин пытался разорвать заколдованный круг жизненных вопросов, но болезненная психика и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности. Основная мысль рассказа «Attalea princeps», очевидно, может быть выражена следующим образом: цель борьбы - свобода и сама борьба - прекрасны, результаты ее - пока что ничтожны. Но несмотря на это, бороться надо.

№ слайда 11

Описание слайда:

ВЫВОД: В своих произведениях Гаршин изображал существенные и острые конфликты современности. Его творчество было «беспокойным», страстным, воинствующим. Тяжелая участь народа после реформы 19 февраля 1861 года («Пятнадцать лет тому назад Россия...» 19 февраля 1876 г.), ужасы кровавых войн («На первой выставке картин Верещагина»), мечта об искусстве, «убивающем спокойствие» («Когда науки трудный путь пройдется»), прославление героизма борцов за свободу («Пленница») - все эти темы волновали Гаршина в течение всей жизни.

Презентация по слайдам

Текст слайда: ГАРШИН Всеволод Михайлович


Текст слайда: ГАРШИН Всеволод Михайлович родился . - Р. в старой дворянской семье. Детство провел в военной среде (отец его был офицером). Уже ребенком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие (впоследствии страдал приступами нервного расстройства). Учился в Горном институте, но курса не окончил. Война с турками прервала его занятия.


Текст слайда:


Текст слайда: В 1883 году Гаршин женился на Надежде Михайловне Золотиловой и они сразу сняли квартиру на Песках. Всеволод узнал этот дом по возвышавшейся неподалёку голубятне – ещё мальчиком, когда весь город исходил, непременно и тут был. В конце XIX века этот район был одним из самых бедных, здесь селились извозчики, прислуга, бедные служащие. Жена Гаршина - начинающий врач, поэтому чуть ли не каждый вечер к ним звонили в дверь (Надежда Михайловна денег не брала, да и далеко не каждый доктор согласится лезть в какой-нибудь полуподвал). Всеволод Михайлович провожал её до дверей, а сам ждал на улице – не мог видеть, как на одной узкой, сдавленной кровати дети, часто по двое-трое, сгорали в жару.


Текст слайда: 19 марта 1888 года после мучительной, бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломленной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он, вскоре по прибытии, впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался, не приходя в сознание


Текст слайда:


Текст слайда:


Текст слайда:


Текст слайда:

Слайд №10


Текст слайда:

Слайд №11


Текст слайда: Почему лягушка названа путешественницей? Кто такой путешественник? Найдите в тексте, как лягушка относилась к окружающему миру? Найдите предложения, в которых автор говорит о лягушке с иронией? Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории поведения лягушки? Какой порок людей иносказательно осудил автор в образе лягушки?

Слайд №12


Текст слайда: Путешественник- это тот, кто хочет увидеть мир, почувствовать вкус другой жизни, возможно, познакомиться с новой культурой, или поучиться у мудрой старины. Ему недостаточно пыльных книг, а хочется всё попробовать своими руками. И это желание становится таким сильным, что срывает человека с места и отправляет его в путь.

Слайд №13


Текст слайда: Подумайте, что говорят о лягушке слова: шлепнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками?

  • «Всеволод Михайлович Гаршин»
  • (биография и литературное
  • творчество)
  • Презентацию подготовила
  • ученица 5А класса
  • Бондарец Арина
  • Имя при рождении: Всеволод Михайлович Гаршин Дата рождения: 2 (14) февраля 1855 Место рождения: Екатеринославская губерния Дата смерти: 24 марта (5 апреля) 1888 (33 года) Место смерти: Санкт-Петербург Род деятельности: писатель, критик
Род Гаршиных - старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III.
  • Род Гаршиных - старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III.
  • Детство провёл в военной среде (отец
  • Михаил Егорович Гаршин (1817-1870)
  • был офицером). Уже ребёнком Гаршин
  • был крайне нервным и впечатлительным,
  • чему способствовало слишком раннее
  • умственное развитие (впоследствии страдал
  • приступами нервного расстройства).
  • Учился в Горном институте, но не закончил его.
  • Война с турками прервала его занятия: он
  • поступил добровольцем в действующую
  • армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку,
  • отдался литературной деятельности.
  • В 1880 году, потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин заболел психически и был помещён в лечебницу для душевнобольных.
  • 19 марта 1888 года после мучительной, бессонной ночи Гаршин вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Его подняли разбитого, с переломленной ногой, и перенесли в квартиру. Несколько часов он пробыл в сознании, затем его перевезли в больницу Красного Креста, где он, вскоре по прибытии, впал в бессознательное состояние и уже не выходил из него до смерти. 24 марта 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался, не приходя в сознание.
  • Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.
  • В. М. Гаршин.
  • Портрет работы
  • И. Репина (1884)
  • На литературное поприще Гаршин выступил в 1876 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В рассказе ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком.
  • Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус». Герой рассказа «Трус» последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью.
  • Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.
  • В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью.
  • В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов - «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его и будет уничтожено всё зло мира.
  • Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Сигнал», «Сказание
  • о гордом Аггее» «Лягушка-путешественница», где гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора.
  • Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму - новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном мотиве, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости.
  • Отсутствие действия, сложных коллизий - характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.
  • Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.
  • Необходимо отметить глубокую реалистичность гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого - простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит - кусты, высокое небо» («Четыре дня»).
  • Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину. Не большой внешний мир мог изображать Гаршин, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.
  • В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» - «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы.
  • Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.
  • «Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов - это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком - основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов.
  • От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…
  • Спасибо за внимание!

Так ты не веришь значит? Тут верх врождённой неприязни. Кто, на проверку, Разум чей Сказать осмелится: «Я верю»? Сцена 2 Сад Марты. Гёте по праву называют Великим гением духовного развития человека. Ты добрый человек, каких немного, Но в деле веры просто вертопрах. Мы представляем Вашему вниманию 2 сценки из трагедии И. В. Гёте «Фауст».

«Николай Гумилёв» - Избранное * * * 1917. Холодные звезды тревожного марта Бледнели одна за другой за окном. ИЗБРАННОЕ * * * (продолжение) 1918. Осторожнее! Мне нынче труден мой урок. Ушел продавец, И с явной насмешкой глядит на меня покупатель. Избранное волшебная скрипка 1907. Избранное ягуар 1907. Как ты любишь, девушка, ответь, По каким тоскуешь ты истомам?

«Всеволод Гаршин» - Ребенок стал предметом острого раздора между родителями. Отец пожаловался в полицию, Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. Биография В.М. Гаршина. Всеволод Михайлович Гаршин – выдающийся русский прозаик. В 1887 г. выходит последнее произведение – детская сказка «Лягушка-путешественница».

«Биография Гайдара» - Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый! Комбат А. Голиков. 1922 г. АВТОБИОГРАФИЯ. Но в 23-м году из-за старой контузии в правую половину головы я вдруг крепко заболел. Нет! Горячий камень. Совесть. А. ГАЙДАР. Д. А. Гайдар с сыном Тимуром. 1939 г.

«Стихотворения Гумилева» - Г) перечислите основные художественные образы стихотворения. Какой цвет преобладает и почему? В.Брюсов. Б) сколько раз повторяется в тексте слова «море» и «крокодил»? Стихотворение «Мореплаватель Павзаний». Тема урока: «Тайны поэзии Н.Гумилева». Цель урока: определить особенности поэтического творчества Н.Гумилева.

«Гаршин Жаба и роза» - Вопросы: Т е м а. Зачитайте. -Когда распустилась роза? I. Где расцвела роза? Человек жизнь красота любовь вечность. IV. С кем подружился мальчик? Орфоэпический словарь. Как вела себя роза? Словарная работа. Ожил, ожили, но ожила счастлив, счастлива, но счастливые. Физкультурная минутка.

Всего в теме 57 презентаций

Слайд 2

Цель исследования

Сопоставить личности Гаршина и его героев, выявить возможные причины его особого внимания к совести людей и их душевным качествам.

Слайд 3

Биография Всеволода Михайловича Гаршина

В. М. Гаршин родился 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии в дворянской семье скромного достатка. Его отец был военный, а мать рано оставила семью, уехав с домашним учителем сыновей. В 1864 году Гаршин поступил в одну из петербургских гимназий, где его по большей части интересовали естественные науки; это у него на всю жизнь – страсть к гербариям, наблюдениями за явлениями природы. В 1874 году Гаршин окончил гимназию. Он мечтал поступить в университет или в крайнем случае, в Медицинскую академию, но воспитанников гимназий туда не принимали, и он поступил в Горный институт. В 1877 году началась война с Турцией. Гаршин сразу же записался туда добровольцем. О своем решении он написал матери с просьбой благословить его, на что получил краткий ответ: «С богом милый». В Кишиневе Гаршин был зачислен рядовым в один из пехотных полков. Вместе с простыми солдатами, искренне полюбившими молодого студента-добровольца, он проделал тяжелый поход по Дунаю и 11 августа, в сражении при Аясларе был ранен в ногу. По окончании войны Гаршин был произведен в офицеры, но вскоре вышел в отставку. Гаршин начал печататься еще в студенческие годы. В 1876 году он опубликовал свой первый газетный очерк « История Энского земского собрания», затем напечатал несколько критических статей о живописи. Вернувшись из армии, он целиком отдался литературному творчеству и стал постоянным сотрудником «Отечественных записок». В 1888 году здоровье Гаршина пошатнулось. Как писал Гл. Успенский «Егоболезнь питали впечатления действительной жизни». Впечатления 80-х годов были мучительны и для здоровых людей, тем более непереносимы они были для больных нервов Гаршина. 19марта 1888 года во время приступа болезни Гаршин бросился в пролет лестницы и 24 марта умер. «Его погубила не грубая сила русского деспотизма, а моральные страдания,порожденные условиями, которые создал этот деспотизм» Степняк-Кравчинский

Слайд 4

События в биографии Всеволода Гаршина, которые повлияли на формирование особенностей его мировоззрения и психического склада

План: 1. Военный человек в доме 2.Поступок матери 3.Раннее познание проблем общества

Слайд 5

Что значит быть сыном офицера?

Его отец был военный – офицер кирасирского полка. В доме Гаршиных бывали сослуживцы отца, участники недавно закончившейся Крымской кампании. Нередко велись при ребенке разговоры о различных эпизодах героической обороны Севастополя, и будущий писатель внимательно прислушивался к волнующим рассказам о войне.

Слайд 6

Мать

Мать Гаршина бросила их семью, когда ему было пять лет. Она уехала вместе с учителем сыновей П. В. Завадским, оставив мужу троих детей. Ребенок, получивший серьезную моральную травму в детстве из-за ошибок родителей, потом всю жизнь пытается исправить их поступок, и, возможно, именно из-за этого Гаршин всю жизнь пытался донести до читателей своими произведениями мысль о справедливости и приоритете совести.

Слайд 7

Обстановка в стране

Капитализм энергично внедрялся в жизнь страны и с каждым годом упрочивал свои «мирные» завоевания. Для 9/10 населения передовых стран эта эпоха была не «миром», а гнетом, который был тем ужаснее, что казался «ужасом без конца».К ужасам капитализма присоединились мучения, которые терпели народные массы из-за многочисленных остатков крепостничества, сохранившихся после реформы 1861 года. Ограбленное реформой крестьянство разорялось и голодало; рабочий класс подвергался жестокой эксплуатации; положение широких масс было невыносимо тяжелым. Экономический гнет и реакционная политика Александра II вызвали недовольство среди крестьян, рабочих, демократической интеллигенции. Вместе с тем в то время еще не было революционной организации, которая могла бы успешно руководить движением масс. Но было множество тайных сообществ и заговоров, было организовано много покушений на Александра, в результате одного из которых он и был убит. Участником революционного движения был учитель Гаршина Завадский, член тайного общества, поддерживающего связи с Герценом. Благодаря своему домашнему учителю, Гаршин с детских лет вошел в круг интересов передовых демократических слоев общества. Он даже учился читать по старой книжке революционно-демократического журнала «Современник». Такое воспитание еще больше укрепило в Гаршине тягу к справедливости, в дальнейшем он напишет рассказ «Четыре дня», посвященный мучениям народа.

Слайд 8

О характерных чертах творчества писателя

В историю русской литературы Гаршин вошел как большой мастер социально-психологического рассказа. Именно в рассказах он создал типичные образы людей, не способных мириться с бездушием капиталистического порядка. Герой Гаршина – «смирный, добродушный молодой человек, знавший до сих пор только свои книги, аудиторию, семью… думавший через год-два начать иную работу, труд любви и правды», - внезапно сталкивается с каким-либо сильным вопиющим фактом, полным глубокого трагизма. Такова схема повествования у Гаршина. В его рассказах будничное перестает быть будничным: оно входит в поле зрения автора и читателя только тогда, когда теряет свои будничные очертания и внезапно приобретает характер давящего кошмара. Каждая встреча, любое происшествие перерастает свои бытовые рамки и становится под пером Гаршина трагедией всечеловеческого значения.

Слайд 9

«Attaleaprinceps»

Эта история - про пальму, имеющую жизненную цель и страстное желание достичь её. Она жила в неволе, в стеклянной оранжерее, вместе с другими растениями, но ее отличало то, что она не только хотела выбраться на свободу, но и попыталась это сделать. Она призывала другие растения расти вверх, чтобы пробить стеклянный колпак. Растения ей не помогли, мало того, они сказали, что она глупа и ничего не добьется, кроме того, что ее срубят. Но пальма не послушала их и принялась расти. И только маленькая травка поддержала огромную пальму. Она нежно обвивалась вокруг ствола дерева. А Attalea росла и росла, и однажды пробила этот колпак! Но что она увидела? Холодный ветер и оголившиеся деревья. А затем ее безжалостно срубили и вырвали травку. Но Героиня добилась своей цели, она не отступилась, несмотря ни на что. В этом рассказе проводится мысль о величии сильных, непобедимых духом, о неомрачен ной ничем любви к родному краю и отчетливо звучит мысль о бесплодности попыток борьбы одиночек, призыв к сплочению или, хотя бы, взаимопониманию и состраданию.

Слайд 10

«Сигнал»

Это рассказ про человека, многое пережившего, но сумевшего сохранить любовь к людям и даже способного пожертвовать собой ради них. Железнодорожный сторож Семен был денщиком у офицера, прошел войну, видел много бед. У Семена был сосед, Василий, человек, недовольный существующим порядком и боровшийся за справедливость. Ради этого он даже сломал рельсы, по которым должен был поехать поезд с ни в чем не повинными людьми. Семен увидел это и ради спасения людей ударил себя ножом в руку, намочил платок в крови и, намотав его на палку, поднял вверх, как сигнал поезду остановиться. Но силы были на исходе, и он начал падать. Тогда у Василия проснулась совесть, и он, забрав палку у уже упавшего Семена, сам стал подавать сигнал, а после сознался, что это он испортил рельсы. Вот так простой человек смог не только спасти людей, но и разбудить совесть в другом.

Слайд 11

«Денщик и офицер»

В этом рассказе противопоставлены два типа людей из разных социальных слоев. Один – денщик Никита, простой парень, «низенький человек с несоразмерно большим животом, унаследованным от десятков поколений предков, не евших чистого хлеба, с длинными, вялыми руками, снабженными огромными черными заскорузлыми кистями», которого упекли в армию только потому, что по неграмотности его отца он не был усыновлен формальным порядком. Другой - офицер Стебельков, который ничем не занят в армии, кроме как долгим сном и балами до утра. Офицер этот особенно ничтожен в сопоставлении с Никитой, если сравнить их сны. Обычно нам снится то, что нас больше всего беспокоит. Ночью во время снежной бури Никите видится, что он снова дома, но там никого почему-то нет. Затем вся изба заполняется деревенскими, которые сообщают страшную весть «Здравствуй, Никита, - говорят ему, - Твоих, брат, никого нету, всех бог прибрал! Все померли…»И видит Никита всю свою семью среди толпы, и вдруг он понимает, что они умерли, и все деревенские тоже мертвые. Возможно, это вещий сон. Но что снится и беспокоит офицера? В своем сне он видит, что он генерал, и все ему прислуживают, и даже майор подводит к нему свою дочь, о которой Стебельков давно мечтал, но тут начинают греметь пушки, звучит марш, и все куда-то движется, и Стебельков тоже вместе со всеми, а потом к нему со всех сторон бегут чудовища, и он зовет Никиту! Конечно, этот офицер не может обойтись без Никиты. И пусть Никита на уроках словесности не может дать определения, что такое знамя и солдат, но в душе он очень хорошо знает эти понятия и готов исполнить свой солдатский долг и отдать свою жизнь за знамя. А готов ли Стебельков… Неизвестно.

Слайд 12

«Трус»

Главного героя рассказа мучает вопрос о том, почему люди воспринимают жертвы войны как нечто нормальное, и в то же время гибель от несчастного случая – для них катастрофа. В этом рассказе умирает от гангрены молодой врач-студент Кузьма. Его страдания воспринимаются как мерило, которым определяется размер народного бедствия: «Кузьма кажется мне единицею, одной из тех, из которых составляются десятки тысяч написанные в реляциях. Его болезнью и страданиями я пробую измерить зло, причиняемое войной». И во время болезни Кузьмы, которая проходит как страшный фон к размышлениям главного героя, он думает о войне, ведь у него есть связи и возможность остаться в городе и быть счастливым. Он не понимает, зачем идет эта война и кому она нужна, зачем людям умирать такой страшной смертью, но все равно не пользуется своими связями и идет на войну, понимая, что «война есть общее горе, общее страдание», и там погибает смертью, которой так боялся, – смертью на поле боя.

Слайд 13

«Происшествие»

«Как случилось, что я, почти два года ни о чем не думавшая, начала думать, - не могу понять» Так начинается рассказ «Происшествие». Надежда Николаевна, умная, интеллигентная девушка, по обстоятельствам ее жизни оказалась на последней ступени в обществе – на панели. И вот, спустя два года после начала такой жизни, она начала думать о своем положении. Она размышляет о своем прошлом и будущем и понимает ясно, что выхода у нее нет, кроме самоубийства. И еще она понимает ужасную вещь, - то что такие, как она, нужны обществу. Надежда Николаевна думает: «Пусть я исполняю грязное, отвратительное дело, занимаю самую презренную должность: но ведь это должность! Этот судья тоже занимает должность». И эта должность, действительно, нужна, она узаконена государством и оправдана апологетами существующего общества. Героиня уже не верит людям и даже ненавидит их. В это время в ее жизни появляется человек, любящий ее и желающий вытащить любимую из жизненной пропасти – Никитин. Но он погибает в борьбе за душу Надежды Николаевны. И погибает он как раз из-за ее неверия в то, что она еще может выбраться из «грязи», а также неверия в чистоту намерений других людей. Она думала о том, чтобы пойти за Никитиным, выйти за него замуж, но мысль, что он потом всю жизнь будет попрекать ее прошлым, останавливает ее и подписывает им обоим приговор.

Слайд 14

«Красный цветок»

Красный цветок – символ всего того зла, что окружает нас. Я думаю, что в этом рассказе Гаршин описал себя, этот рассказ – автопортрет. Начинается история с описания сумасшедшего дома, куда привозят главного героя. Этот дом рассчитан на 80 человек, но живет там в три раза больше. Врачи первым делом отводят его в ванну которая могла произвести угнетающее впечатления и на здорового человека, не говоря уж о больном. Стены там были выкрашены темно-красной краской, пол липок и черен от грязи. Вот оно, отношение государства к людям, которые в нем живут. Больные – жители этого государства, а больница – государственное устройство, которое давит на людей, и главный герой страстно хочет освобождения для обитателей больницы, так же, как и Гаршин, хочет справедливости и свободы для реально существующих людей. Больной во время прогулки видит в саду два очень красивых красных цветка, в которых скрывается, по его мнению, вся сила всемирного зла. В тот раз он не смог сорвать цветок, но дождавшись нужного момента, когда смотрители не видели его, он сорвал цветок и, засунув его под рубашку унес с собой. Больной и до этого знал, что у него есть особая цель – освободить весь мир от зла, но не знал, в чем эта миссия конкретно будет состоять. Теперь, найдя свое назначение, всю ночь он пролежал с цветком, впитывая зло, испускаемое, как ему казалось, этим растением. Он сильно измучился и похудел, но все же победил цветок. Однако был еще один, и миссия главного героя не была исполнена до конца. Как он уничтожил первый цветок, так же он поступил со вторым. Силы его были на пределе, но тут, во время очередной прогулки в саду, он увидел третий цветок, едва распустившийся. На ночь больного из-за его худобы привязали к кровати, чтобы он не ходил, и как он ни просил отпустить его, как ни уверял, что все люди могут погибнуть, его не послушали и все-таки привязали к кровати, еще и поставив сторожа. Дождавшись, пока сторож уснет, больной, как змея, выпутался из веревок и побежал в парк, чтобы выполнить свой долг до конца. Он вырвал цветок, измял его и истерзал, а затем вернулся к себе в комнату, где упал без чувств на кровать. Утром его нашли мертвым, но с горделивой улыбкой на лице. «Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу». Так же и Гаршин всю жизнь пытался призвать к справедливости и спасти простых людей от всех видов насилия, но, по-видимому, посчитав, что у него это не получилось, он в отчаянии решил уйти, унеся свои мысли в могилу. Но память о нем останется навечно.