Галопом по европе. Балы в России и в Европе. Петровские ассамблеи Венский оперный бал

Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Конечно, если не в полночь, то утром нового года карета исчезнет, но воспоминания о прекрасном празднике сохранятся на всю жизнь. И, если кто-то не в курсе: сезон балов в Европе начинается как раз на Рождество.

Вена


Если это будет первый бал в вашей жизни (не считая школьного), то, чтобы как следует проникнуться атмосферой, лучше отправляться сразу в Вену. Вальсировать здесь умеют все, от кондитеров до президента. Не случайно в расписании венских балов можно найти бал цветочников, фармацевтов, полицейских, пожарных. Кстати, венский - это не столько вопрос места проведения (ведь сегодня он проводится и в Москве), сколько соответствие регламенту. По протоколу, например, начинаться венский бал должен с выступления дебютантов. Открывает сезон Императорский бал, который проводится в ночь с 31 на 1 января во дворце Хофбург в апартаментах императора Франца Иосифа и его супруги Сиси. Это один из самых престижных балов, на который съезжаются все сливки общества, в том числе сам президент. Впрочем, чтобы поучаствовать в нем, к элите принадлежать вовсе не обязательно - были бы деньги: билет стоит около 1000 евро. Отказать гостю в присутствии могут разве что из-за несоблюдения дресс-кода. Здесь он один из самых строгих. Для кавалеров - фрак или смокинг, для дам - платье в пол и обязательно с палантином, прикрывающим плечи.
Можно, конечно, взять подходящий наряд на месте напрокат, но чтобы чувствовать себя уверенно, лучше привезти платье с собой. Не забудьте застраховать багаж - необходимый реквизит для праздника стоит недешево, и жаль будет, если ваш чемодан потеряет авиакомпания.
Начинается императорский бал в 18.30, заканчивается в 4 утра. За это время гости успевают послушать выступления солистов Венской национальной оперы, потанцевать кадриль, вальсы, сальсу и даже рок-н-ролл. И поужинать, конечно. В меню императорского бала торт с фруктами в шампанском, стейк из мраморной говядины и суп из сладкого картофеля с трюфелями.

Дрезден


На Дрезденском оперном балу, возрожденном 11 лет назад, дресс-код не такой строгий и вариантов присутствия больше: есть возможность заплатить за билет - будешь танцевать в здании Государственной оперы, нет - на площади перед оперой устраивается бальная копия, поучаствовать в танцах здесь можно абсолютно бесплатно. Особенность дрезденского бала - красочное шоу фейерверков. Этот бал вообще один из самых веселых и зрелищных: участие в нем принимают танцовщицы из парижского Лидо и цирковые артисты. Иногда приезжают и королевские особы: в 2014 году, например, здесь была замечена шведская королева Сильвия. В общем, все напоминает о том, что каких-то 100 лет назад это был самый знаменитый бал в Европе.

Париж


Если вы путешествуете с детьми, то лучший способ подарить им сказку - это побывать на костюмированном историческом балу в Музее ярмарочного искусства в парижском районе Берси. Этот частный музей, основанный актером и коллекционером Жан-Полем Фаваном на территории бывшего винного рынка, вообще удивительное место. Ярмарочные балаганы, карусели, разноцветные цирковые боксы похожи на декорации к фильму Кристофера Нолана «Престиж» или к феллиниевской «Дороге». В новогоднюю ночь музей превращается в резиденцию Людовика XIV, гостей доставляют к празднику в каретах, где каждого «король-солнце» встречает лично. На этом, впрочем, историческая часть заканчивается. Музыка звучит современная. А регламента и вовсе нет никакого - главное, танцевать, веселиться и получать удовольствие.

Потеря багажа

Чемодан, улетевший в Мозамбик вместо Великобритании, – история, увы, нередкая. Бывает, что утерянный багаж через некоторое время находится, но случается и так, что чемодан, полный важных и дорогостоящих вещей, так и не возвращается к своему владельцу. На то, что фактическую стоимость багажа компенсирует авиакомпания, надежды мало: реальная цена содержимого чемодана обычно оказывается гораздо выше нормативов авиакомпаний. Именно для таких случаев незаменимо страхование багажа. Оформить данную опцию очень просто – для этого даже не требуется проводить предварительную оценку содержимого чемодана. Расчет суммы компенсации базируется на предполагаемом весе багажа и, как правило, покрывает максимально возможную стоимость вещей. Для выбора дополнительного страхования багажа нужно отметить данный пункт при оформлении базовой туристической страховки на сайте компании «Ингосстрах».

С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал - время волшебства. Место встреч и место признаний, место, где завязываются знакомства и где, наконец, танцуют! И родился он немного раньше сказки о Золушке: танцы, являвшиеся частью разнообразных праздников и увеселений, не сразу стали самостоятельным мероприятием.

Слово «бал» произошло от греческого баллери, старофранцузского bailer, латинского ballare, что означает «танцевать, прыгать». Балы восходят к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах.

На придворные балы эпохи Возрождения приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады - прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

Бальный церемониал был разработан до деталей, танцы следовали один за другим в строго установленном порядке; нередко давались балетные представления, в которых принимали участие знаменитые певцы и танцоры. Иногда весь бал превращался в аллегорический спектакль. Но в те времена люди умели искренне радоваться и непринужденно общаться, так что на балах, надо полагать, царило веселье, а отнюдь не высокомерие и чрезмерная торжественность.

И пожалуй, нигде так не увлекались танцем, нигде не изучали его так тщательно, как во Франции в конце XVII века. Балы, устраивавшиеся при Людовике XIV, были необыкновенны! Они поражали роскошью нарядов и пышностью обстановки. Здесь правила придворного этикета соблюдались особенно строго. В то время говорили, что хорошо обученный танцам дворянин сможет лучше служить своему королю.

Книги турниров" Рене Анжуйского. XV век

До XVIII века бал являлся привилегией исключительно знати. Пока по указу Людовика XV не стали устраивать платные общественные балы в Оперном театре. Первый такой многолюдный публичный бал состоялся в 1715 году, и с тех пор среднее сословие за известную плату смогло принимать участие в этих посвященных исключительно танцам увеселениях. Позднее балы стали делить на официально-придворные, общественные, семейные. Понятно, что семейные балы не подчинялись строгому церемониалу и на них с удовольствием танцевали те, кому возраст уже не позволял предаваться этому развлечению на придворном балу.

В России о балах ничего не знали почти до начала XVIII столетия. Первый бал на Руси был дан на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек. Потом о них забыли. Возобновил балы Петр I, их начали проводить в Петербурге и Москве в 1717 году. Возможно, Петр ввел традицию светских праздников, маскарадов, гуляний, считая, что сблизит все сословия, а общение с дамами поможет смягчению нравов.

25 ноября 1718 года Пётр I издал указ об ассамблеях, который произвел коренной перелом в области развлечений городского населения. Женщины впервые получили право посещать общественные собрания, а вход на ассамблею должен был быть доступен каждому прилично одетому человеку, за исключением слуг и крестьян.


Вот текст этого указа Петра I:


"Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом эти ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.
1. В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или другим знаком объявить людям, куда всякому вольно прийти, как мужскому полу, так и женскому.
2. Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается.
3. Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые".

Петр понимал, что без одобрения церкви его нововведение не имеет будущего. Священный страх перед царем, как перед воплощением бога на земле – это одно, но ужас перед дном адовом и падении бессмертной души это другое. Чтобы переломить традиционное неприятие танца служителями культа, Петр вовлекает в это светское мероприятие и черное духовенство. Согласно указу первоприсудствующего в Синоде, с 1723 года учреждались ассамблеи в московских монастырях. 29 декабря 1723 года была проведена первая ассамблея у архимандрита Донского монастыря. На нее были приглашены президент Синода архиепископ новгородский Феодосий, архиепископ Крутицкий Леонид, архиепископы московских монастырей, чиновники синодальной конторы. Это тоже имело неоднозначные последствия. Митрополит Казанский Сильвестр в доносе осуждал это действо, но в основном имело положительный отклик.

Вот, например, что писал казанский митрополит Сильвестр о ассамблеях, которые устраивал I новгородский архиепископ Феодосий Яновский (1650-1726)(в миру известный также как Франциск):


«Он же, Францышка, будучи в Москве, оставив церковные службы и монашеское преданное правило, уставил у себя самблеи с музыкою и тешится в карты, шахматы и в том ненасытно забавлялся, якобы вместо всенощного пения себе вменял и других к тому понуждал... Да он же, Францышка, на московском подворье велел послужнику своему Тарасу с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему во всю ночь в шахматы играть, потом довольно спать».

Обычно для ассамблеи "очищались" четыре комнаты побольше: в одной танцевали, в другой беседовали, в третьей мужчины курили табак и пили вино, в четвертой играли в шахматы и шашки. Если в доме не находилось четырех подходящих комнат, ассамблею могли проводить и в одной, и тогда, как свидетельствовал современник, возникали неудобства: "В комнате, где дамы и где танцуют, курят табак и играют в шашки, отчего бывает вонь и стукотня, вовсе не уместная при дамах и музыке".

Ассамблеи давались по очереди всеми придворными. Иногда Петр сам решал, в чьем доме следует собраться. О дне ассамблеи глашатаи извещали барабанным боем, а на всех перекрестках о том развешивали объявления. Прийти на ассамблею мог всякий прилично одетый человек, за исключением слуг и крестьян. Среди гостей рядом с вельможами и чиновниками можно было увидеть и состоятельных купцов, и духовенство, и ремесленников, и матросов. Люди женатые обязательно приходили с женами и взрослыми дочерьми.

По заведенному порядку хозяин дома выбирал между молодыми женщинами царицу бала и преподносил ей живую розу. В конце ассамблеи царица должна была вручить этот цветок одному из кавалеров, что значило: в следующий раз ассамблея будет у него в доме.

На ассамблеях играл духовой оркестр, состоящий из труб, фаготов, гобоев, валторн и литавр, к которым иногда присоединялись и скрипки. Непривычную еще к танцам русскую публику усердно учили пленные шведские офицеры и жительницы Немецкой слободы. Осваивалось танцевальное искусство медленно.

Вскоре Петром был издан указ "О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем", регламентировавший поведение на ассамблеях.


О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем

Перед появлением многонародным гостю надлежит быть:

1. Мыту старательно, без пропускания оных мест.

2. Бриту тщательно, дабы нежностям дамским щетиною мерзкой урон не нанести.

3. Голодну наполовину и пьяну самую малость, а то и вовсе.

4. Обряженным вельми, но без лишнего перебору, окромя дам прелестных. Последним дозволяется умеренно косметикою образ свой обольстительно украсить. Особливо грацией, веселием и добротой от грубых кавалеров отличительными быть.

5. В освещённом зале возникнув вдруг - духом не падай, телом не дубей, напротив, - округлив руки и не мешкая в кипение гостевое со рвением включайся.

6. В гости придя, с расположением дома ознакомься заранее на легкую голову, особливо отметив расположение клозетов, а сведения эти в ту часть разума отложи, коя винищу менее остальных подвластна.

7. Яства употребляй умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствия танцам не учинять.

8. Зелье же пить вволю, понеже ноги держат. Буде откажут - пить сидя. Лежащему не подносить - дабы не захлебнулся, хотя бы и просил. Захлебнувшемуся же слава! Ибо сия смерть на Руси издревле почётна есть.

9. Ежели меры не знаешь - на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет.

10. Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.

11. Беду почуяв, не паникуй, но скорым шагом следуй в место упомянутое, по дороге не мешкая и все силы употребляя на содержание в крепости злодейски предавшего тебя брюха.

12. Будучи без жены, а то, не дай Бог, холостым, на прелести дамские взирай не с открытой жадностью, но из под тишка - они и это примечают. Hе сомневайся - таким манером и их уважишь, и нахалом не прослывёшь.

13. Руками же действуй сильно остерегаясь и только явный знак получив, что оное дозволяется, иначе конфуз свой на лице будешь носить долго, ибо пощады не знают.

14. Без пения нет веселья на Руси, но оное начинают по знаку хозяйскому. В раж не входи, соседа слушай - ревя в одиночку, уподобляешься ослице валаамской. Музыкальностью и сладкоголосием, напротив снискаешь многие похвалы гостей.

15. Помни, сердце дамское вельми на музыку податливо, используй сие, и обласкан будешь непременно.

16. Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай, но и не высовывайся - услужить вряд ли сможешь, а досадить спьяну втройне против обычного способней.

За сим, с Богом, вперёд!!! Сию заповедь применять постоянно, а не вспоминать какой пункт, стоя чурбаном посреди веселья.

Первое время на ассамблеях играла только духовая музыка, но в 1721 году приехавший в столицу герцог Голштинский привез с собой небольшой струнный оркестрик, который быстро завоевал популярность. Стали появляться и свои музыканты, правда, инструменты приходилось завозить из-за границы. Но затраты стоили того, царь появление доморощенных музыкантов приветствовал, а расторопного боярина за создание оркестра мог и наградить.

Вначале на ассамблеях танцевали так, как это описал А.С. Пушкин в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы... дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее".

В дальнейшем на ассамблеях стали танцевать полонез и менуэт, отличавшиеся сдержанностью, неспешностью и изяществом движений. Во второй половине мероприятия начиналось общее веселье, и танцы были ему под стать – контрданс, альманд, англез. Особенно нравился молодежи альманд, начинавшийся весьма сдержанно, но затем следовали экспромты, первая пара должна была выдумывать новые па, а остальные их повторять. Первыми поочередно становились новые пары, поэтому танец мог продолжаться долго, вызывая всеобщее веселье. Танцующие пары вереницей несколько раз могли обойти не только зал, но и всю амфиладу комнат, постоянно придумывая новые движения.

Во время ассамблей Петр ходил взад и вперед по зале, присаживался к какой –нибудь компании и вступал в общий разговор. Когда он был в хорошем настроении, то не было человека веселее и разговорчивее его. В танцах он был мастером своего дела и большим затейником. Царь выделывал такие «каприоли», которые составили бы честь лучшим балетмейстерам того времени. Все танцующие кавалеры должны были в точности выделывать ногами, что и государь.

Императрица с супругом, с герцогом Голштинским или с князем Меншиковым как правило открывала танцы. Екатерина, как и Петр Великий, танцевала прекрасно. В паре с супругом она успевала сделать три круга, тогда как остальные не оканчивали еще и первый. Но прилежно она танцевала только в паре с государем, с остальными кавалерами была небрежна и ходила шагом. Всякому свободно было просить танцевать великих княжон, и так как многие искали чести, то они не знали отдыха. Одна только царевна Прасковья, младшая дочь брата Петра I Ивана V, не любила танцев и шла танцевать не иначе как по повелению самого государя под нахмуренные брови «батюшки – дядюшки».

Постепенно ассамблеи прижились, на них появилась непринужденная обстановка, и даже старые бояре перестали тайком креститься при виде откровенных декольте. Стало традицией целовать даму по окончанию танца, причем не в ручку или щечку (что не возбранялось), а в губы, чему молодежь, несомненно, была рада.

Ассамблеи были зимним удовольствием. Летом Петр устраивал свои торжества и празднества на свежем воздухе – в садах и на просторах реки Невы.
В Летнем саду торжественно праздновался день именин царя и предшествовший им день «преславной виктории» (Полтавской победы). Праздник начинался около пяти часов вечера, после обеда; к этому времени на обширной лужайке сада – Царицыном лугу – выстраивались Преображенский и Семеновский полки; царь угощал солдат, поднося им собственноручно в деревянных чашах вино и пиво. Приглашенные гости должны были добираться до места, как до некоего острова исключительно водным путем – по Неве. Затем, сойдя на берег принять чарку вина из рук императрицы или ее дочерей. Дальнейшее веселье тоже было сильно регламентировано.

У государя была страсть к торжественным шествиям, аллегорическим процессиям и маскарадам, и он старался устраивать все это при всяком удобном случае. Одним из наиболее известных маскарадов является пятидневный маскарад. Проходивший в Москве в начале 1722 года по поводу подписания Ништадтского мира. За несколько дней до маскарада, император лично осматривал костюмы участников и в случае неудовлетворения заставлял все переделывать. Ношение масок во время маскарада было обязательным. Известен случай. Когда в день маскарада 11 февраля 1724 года сенаторы заседали с масками на лицах. Ситуация абсурдная. Но характерная для своего времени. Люди приобщались к новым правилам поведения в обществе, надевали одежду нового образца, учились по новому веси дела. Для многих участников это было дорогое и утомительное мероприятие. Так маскарадная составляющая постепенно перетекала в повседневную жизнь, постепенно становясь привычкой.

После смерти Петра ассамблеи претерпели сильные изменения. Из единых мероприятий для всех постепенно стали увеселением только для отдельных слоев общества. С одной стороны, балы высшего света. А с другой стороны – танцы для средних слоев общества, объединяющий людей одного социального круга.

Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста. На балах звучала духовая музыка, танцевали менуэт, контрдансы, русские потешные пляски, польские и английские танцы. В залах горели тысячи свечей. Лестницы были устланы дорогими коврами, теснились тропические растения в кадках, а из специально устроенных фонтанов струилась душистая вода. К ужину обыкновенно подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб и дорогие вина со всего света. В особых комнатах курили, играли в шахматы и шашки. На подобных торжествах чаще всего проходили светские дебюты молодых людей и девушек, которые только начинали выезжать в свет.

Однако истинного блеска великосветские балы в России достигли в эпоху Елизаветы Петровны и Екатерины II. Особенно популярны были при русском дворе балы-маскарады. Богатством и роскошью они поражали даже французов, считавших, что превзойти балы в Версале невозможно. При Елизавете Петровне на балах и маскарадах зачастую решались государственные вопросы. Ведь бал давал прекрасную возможность приблизиться к государыне или побеседовать с иностранным послом в неофициальной обстановке и в разговоре обронить нужную фразу. И не использовать эту возможность было просто глупо.

На маскарадах Екатерины II веселились люди разных сословий. Каждый желающий мог получить билет в придворной конторе. И хотя купеческий зал был отдельным, никому не возбранялось переходить из зала в зал.

XIX век стал веком массовых бальных танцев, живых и естественных. Балы времен царствования Николая Павловича поражали своей изысканностью и великолепием. А для молодого поколения они стали местом, где, по словам Вяземского, «учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились… и чинопочитанию и почитанию старости». Дворяне, состоявшие в тайных союзах, будущие декабристы, на балах заводили нужные знакомства, обсуждали взгляды, находили единомышленников.

Во второй половине XIX столетия большую популярность в обществе приобрели публичные балы в пользу нуждающихся. Помните фильм «Анна на шее»? В нем как раз показана сцена благотворительного базара на балу. Иногда балы собирали деньги на благотворительность за счет высоких цен на билеты. Эти балы так и назывались: «бал в пользу Николаевской детской больницы», «бал в пользу семейств убитых и раненых на войне» и так далее. Вообще благотворительность занимала тогда важное место в общественной жизни России, и балы лишь отражали свое время и его устремления.

Начиная с XIX века и по сей день главной столицей балов считается Вена. Бальный сезон открывается в новогоднюю ночь Императорским балом во дворце Хофбург. А всего с января по март в австрийской столице проходит более трехсот балов! И на них не просто танцуют - здесь собираются вместе единомышленники, люди, объединенные профессией или другим общим делом. Свои балы устраивают садовники и студенты, врачи и кондитеры. При этом на любой бал может купить билет и любой желающий.

Один из самых роскошных балов сезона - Оперный. На одну только ночь в году убирают все стулья из зрительного зала, настилают вровень со сценой специальный паркет, и тысячи гостей танцуют всю ночь напролет. Первый Оперный бал состоялся в 1935 году. С той поры балы в Венской опере даются каждый год в последний четверг перед Великим постом. Эта традиция прерывалась лишь дважды: в начале Второй мировой войны (тогда вальсирующие пары вернулись в стены Венской оперы только в 1956 году) и в 1991 году из-за войны в персидском заливе.

Так что же все-таки такое бал? Почему, услышав это слово, мы почти всегда ощущаем легкий трепет и ностальгию? Чем так прекрасно это событие, что, слушая минутные новости о венских балах, мы испытываем сладкое: «Ах! Попасть бы туда»?

Наверное, мы тоскуем по тем благородным временам, по красивым отношениям, учтивым беседам, по красоте церемонии бала. Чего-то нам не хватает… Может быть, возможности одним плавным движением протянуть руку партнеру, изящным наклоном головы принять приглашение на танец. И закружиться в вальсе, отдавшись музыке. А потом, плавно покачивая веером, выслушать пару учтивых комплиментов и ответить деликатно и уместно. Может быть, мы тоскуем по общению простому и чистому, когда твоей душе открывается душа другого, и сердцам становится радостно и легко.

И получается, дело не только в красивых платьях, множестве зеркал и свечей - если не приподняться до красоты общения, то можно бал и не затевать: сказка так и не придет. А если поразмышлять, то благородные манеры не оденешь, как бальное платье, на один вечер. Чтобы сказка состоялась, придется постараться… Помните, Золушка тоже не сразу попала на бал, вначале ей пришлось хорошенько потрудиться. Ведь бал - это не просто присутствие красиво одетого человека в красивой обстановке. Бал - это возможность. Возможность праздника, возможность дружеского общения, возможность испытать счастье, а музыка и танцы лишь средства, которые помогают всему этому осуществиться.

Что такое бал? Бал – это большой танцевальный вечер под живую музыку классического жанра, как раньше говорили в старину «вечернее собрание обоего пола для пляски». От обычных развлекательных танцевальных вечеров бал отличается особой торжественностью, пышностью, аристократизмом, строгим этикетом, живой классической музыкой и классическим набором танцев, следующих, как правило, в заранее определенном порядке.

Слово «бал» присутствует во всех европейских языках и звучит абсолютно одинаково (фр. bal, итал. ballo, нем. Ball, рус. бал), но его этимология в разных языках отличается. Например, в итальянском языке «il ballo» происходит от глагола ballare, что означает «танцевать». Таким образом, «ballo» - это танец, пляска. А «der Ball» в переводе с немецкого языка означает мяч. Его связь с балом, в классическом понимании этого слова, восходит к древней традиции.

В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

Когда появился первый бал? Во времена рыцарских турниров? Или ещё раньше? Сложно сказать. Балы давались по случаю свадеб, дней рождений монархов, а также по случаю памятных дат и государственных праздников. Считается, что начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. во французском городе Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской.

В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко. Балы получили широкое распространение только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при короле Генрихе IV. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV - с тех пор они составляют существенную часть большинства придворных празднеств.

Для балов выработался со временем, первоначально во Франции, определённый церемониал. И вместе с тем лица третьего сословия получили возможность, за известную плату, принимать участие в этих посвящённых исключительно танцам увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий.

В годы Великой французской революции центр бальной культуры переместился в Вену, где и сейчас сосредоточена вся бальная жизнь.

Балы делились на две категории. Это были придворные и общественные балы. Придворные балы являлись официальными мероприятиями. На них часто присутствовала императорская свита и представители самых знатных семей.

Общественные балы устраивались всеми существующими на тот период сословиями и имели довольно свободную форму проведения и широкий круг участников. Можно сказать, что бал был основной формой общения и развлечения для большинства городских жителей.

Были также детские балы, домашние балы, балы – маскарады. История балов чрезвычайно разнообразна. Менялась мода, традиции, танцы. Но одно оставалось неизменным. Самое главное для бала, да и для танцев в целом – это взаимоотношения мужчины и женщины – именно этот мотив руководил людьми при создании балов во все времена.

Бал – это, прежде всего, место встречи и общения людей, это культурные манеры, танцы для души. Черты, которые характеризуют бал – это аристократизм, утончённость, достоинство, красота.

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин - дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю.

На сегодняшний день, если говорить о России и в целом о Европе, наибольшее распространение получили спортивные бальные танцы, а место балов заняли соревнование и конкурсы по бальным танцам. Современные конкурсы и соревнования имеют ряд особенностей. На соревновании не так важны эмоции и общение между людьми. Большее значение имеет достижение спортивного результата, что несколько отличается от изначальной идеи, с которой проводятся балы.

Но история бала продолжается… Современный балы чрезвычайно разнообразны по стилю и форме проведения бала. И, конечно, очень популярен традиционный венский бал. Венские балы появились в современной России относительно недавно, но достаточно быстро приобрели широкую известность среди населения столичных городов. Как и прежде, балы делятся условно на «придворные» - балы для высшего света, элиты, политиков и дипломатов – и на «общественные», которые проводятся губернаторами, муниципалитетами, местными организациями и просто любителями. На какой бал хотите попасть Вы? Решать Вам!

Венский бал - традиционное мероприятие, проходящее в Вене в любое время года, приуроченное к торжественным событиям и праздникам. Венские балы всегда являли собой эталон бальной культуры и в прошлом году были занесены ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия.

В прошлые столетия балы устраивались королевским двором в связи с религиозными или военными праздниками. Крупнейший бал с 1935 года проводится в четверг, предшествующий пепельной среде, в Венской государственной опере. Пепельная среда - день начала Великого поста в латинском обряде католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей. Отмечается за 46 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В католицизме в этот день предписывается строгий пост. В православии этот день соответствует чистому понедельнику.

На католических мессах этого дня проводится специальный обряд посыпания голов верующих освященным пеплом (иногда, вместо посыпания пеплом головы, наносится на лоб пеплом знак креста). Этот обряд знаменует сокрушение и покаяние христиан во время поста. Во время обряда священник говорит каждому верующему «Покайтесь и веруйте в Евангелие», либо «Прах ты и в прах возвратишься». Пепел, по традиции, получают от сожжения ветвей, сохранявшихся с прошлого Вербного (Пальмового) воскресенья.

ЮНЕСКО подтвердил критерии, которыми бал должен обладать, чтобы считаться настоящим венским балом. Среди прочего, должен соблюдаться особый бальный протокол. Главным критерием отбора участников является умение танцевать, в частности умение выполнять правосторонний и левосторонний поворот вальса. Бал должен открываться молодыми парами дебютантов. Это выглядит как выход в свет.

Дополнительными критериями также выступают костюмы. Девушки, открывающие бал, должны быть в белом платье и с букетиком цветов, а на оперном балу также должны обязательно украсить голову короной (модели которой меняются каждый год). Кавалеры должны быть одеты во фраки или мундиры, хотя на некоторых балах позволителен и смокинг. В полночь обязательно должно быть полночное выступление и под утро торжественное закрытие бала.

Дебютанткой элитного Венского бала может стать практически каждая девушка. Здесь нет каких-то особых критериев красоты. Главное - пройти конкурс, в рамках которого оцениваются, прежде всего, интеллектуальные данные. Так, будущая дебютантка должна знать иностранные языки, причем лучше несколько, уметь ответить на ряд вопросов, касающихся истории, литературы и культуры в целом, и написать эссе о том, почему она стремится попасть на Венский бал.

Однако, существуют возрастные ограничения - дебютантке должно быть от 16 до 23 лет, а ее партнеру - от 18 до 28. При этом молодые люди не должны состоять в браке.

Корни венских балов следует искать еще во времена венского конгресса. В I-й половине XIX века в карнавальный сезон каждый вечер в Вене устраивалось до 250 балов. В танцах участвовали практически все: от аристократов до простых людей. В конце века одним из главных событий в империи стал придворный бал. На него приглашалась только знать, поэтому события, происходившие на балу, обычно долго обсуждались жителями Вены. Но в 1899 году переживая из-за смерти жены Елизаветы, император Франц-Иосиф отменил проведение бала.
После распада Австро-Венгрии в 1921 году на место придворного пришел Оперный бал. Начал свое существование он задолго до этого, в редутных залах дворца. Но был перемещен в новый Оперный театр, построенный по приказу Франца-Иосифа в 1869 году. Именно там 11 декабря 1877 года состоялся первый крупный оперный бал, в котором Эдуард Штраус, младший брат известного маэстро, управлял оркестром.

Отличительной особенностью нового бала стало то, что лица дам обязательно должны были быть прикрыты масками, и выбор пары был за дамой. Возможность проявиться в этой «таинственной игре» сначала была плохо воспринята консерваторами, но в итоге принесла балу большую популярность.

Как уже говорилось, первый Оперный бал современного типа прошёл в Государственной опере в 1935 году под патронажем канцлера Курта Шушнига. После Аншлюса проведение балов прекратилось. Оперный бал был возобновлен лишь в феврале 1956 года после Второй мировой войны.

Что же танцуют на балах? Открывает Оперный бал, как и несколько веков назад, грандиозный танец-шествие в умеренном темпе - полонез, в котором участвуют специально отобранные пары: девушки и молодые люди.

Полонез всегда исполнялся в начале балов, подчеркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.

На оперном балу около 200 пар. После открывающего полонеза на большинстве балов дебютанты танцуют веселую польку и заканчивают свое выступление вальсом.

Полька появилась в середине XIX века вовсе не в Польше, как многим кажется, а в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Самый крупный - Оперный бал, посещают до пяти тысяч гостей и около тысячи обслуживающих - музыканты, повара, портные, обувщики. Бальным сезоном в Вене считается время с 11 ноября и до вторника фашинга, хотя некоторые балы проводятся и в другое время. Первый крупный бал традиционно проходит в новогоднюю ночь в Хофбурге, это Императорский бал. Звучат самые популярные мелодии времен монархии, включая вальсы Штрауса и Легара, и музыка венских классиков - Моцарта, Бетховена и Гайдна.

Во время бального сезона в Вене проводится более 300 балов, начиная от балов различных профессий (Бал правоведов, Бал охотников), и заканчивая крупными балами от государственных и культурных организаций (Бал венских филармоников, Оперный бал). Несомненно, главную роль во всей Европе играет Венский Оперный бал, который обычно проводится в середине февраля и совпадает с праздниками «фашингов» - веселых австрийских карнавалов и маскарадов. Он приравнивается к государственному приему, и обычно на нем присутствует президент Австрии.

Дорогие друзья! В ближайшее воскресенье, 19 апреля, в театрально-концертном зале «Восход» нашей воскресной школы состоится Пасхальный молодёжный бал – второй бал в истории нашего прихода.

В преддверии этого события предлагаем вам материал об истории балов в России и о современных традициях бального этикета.

Слово бал пришло в русский язык из немецкого – в переводе оно означает мяч. Какая же связь между мячом и танцевальным вечером? Оказывается, прямая. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом, а молодая женщина в качестве ответного дара должна была устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов – то есть вечеринок с танцами.

В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало – они появились у нас только в эпоху преобразований Петра Первого. В 1718 году указом императора были учреждены ассамблеи – вечера для дворян с угощением, танцами, играми и беседами. Прошло несколько десятилетий, и во всех государственных высших и средних учебных заведениях танец стал обязательным предметом. Его изучали и в Царскосельском лицее, и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

Довольно скоро танцевальная культура России достигла замечательного развития: уже во времена императрицы Елизаветы Петровны балы русского двора славились во всей Европе. Известный балетмейстер Ланде говаривал, что нигде не танцевали менуэта с большей выразительностью и приличием, как в России. Это тем вероятнее, что сама государыня танцевала превосходно и особенно отличалась в менуэте и «русской пляске». В конце XVIII – начале XIX века наши соотечественники не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в особой, присущей именно русской школе благородной манере. Петербург и Москва постепенно стали самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним, а музыка и танцы считались важной частью дворянского образования – наряду с иностранными языками и математикой! Вместе с верховой ездой, фехтованием и гимнастикой танцы причислялись к «благодетельным телесным упражнениям», которые в сочетании с музыкой способствуют гармоническому развитию личности. В светском обществе вообще было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами. В этом отношении особое значение приобретали уроки танцев, «ибо как нравственная философия образует человека для благородных действий, так нравственные танцы приводят молодых людей к привлекательному общежитию».

Танцы осваивали с раннего детства – с пяти-шести лет. Обучение напоминало скорее жёсткую тренировку спортсмена, и подготовленным танцорам были свойственны ловкость и уверенность, изящество в движениях, непринужденность и выносливость. Это было, как говорят, «в крови» и с малых лет придавало дворянским отпрыскам величавость, грацию и умение практически в любой ситуации держаться достойно и красиво. Один из крупнейших русских балетмейстеров А.П. Глушковский, например, отмечал: «Главное достоинство старых танцевальных учителей состояло в том, что они держали ученика долгое время на менуэте, потому что этот танец выправляет фигуру, приучает ловко кланяться, прямо ходить, грациозно протягивать руку – одним словом, делает все движения и манеры приятными». «Потерять такт», то есть сбиться в танце, считалось постыдным – иногда такой промах на балу мог стоить кавалеру карьеры.

Аристократические балы проходили в огромных великолепных залах, окруженных с трёх сторон колоннами и освещённых множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, за которыми играли в карты, созерцали танцующих и философствовали. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках (танцы только под фортепьяно и в обществе попроще балом не считались). Часто бал включал в себя также дополнительные развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины или даже любительский спектакль.

Балы проводились по определенной, чётко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе, стержнем которой, конечно, были танцы. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем , или полонезом , заменившим старинный менуэт .

Полонез вошёл в моду при Екатерине II. Длился он приблизительно 30 минут, и все присутствующие должны были принять в нём участие: танец этот совсем несложный, всем по силам – два шага и на третьем приседание, поклоны и реверансы. Это походило на торжественное шествие – недаром иностранцы называли полонез «ходячим разговором».

Далее по бальному расписанию следовал контраданс , или кадриль . Вот здесь уже пожилые люди предпочитали разойтись по комнатам и усесться за карты, оставляя танцы более молодым. В XVIII веке контраданс был на балах своего рода спектаклем – танцевать его специально подбирались четыре пары из высшей знати. Готовились они заранее, в танце были сложные фигуры, пары менялись дамами и кавалерами.

Следующим танцем был вальс , о котором А.С. Пушкин писал: «Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой» .

Вальс действительно немного однообразен, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений, но русские танцоры умели танцевать «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету, партнер же делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придавало мазурке неповторимый шик. В 20-е годы XIX века мазурку стали исполнять в более спокойной манере, во время этого танца между партнёрами допускались разговоры.

В конце бала исполняли французский танец котильон . Он представлял собой танец-игру, шаловливую и непринужденную. Кавалеры в этом танце то становились перед дамой на колени, то отскакивали от неё, то перепрыгивали через платок или карту…

На большую часть танцев кавалеры приглашали дам заранее, записывая своё имя в специальную книжечку той особы, с кем хотели танцевать.

Кроме названных, на балах были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки . Всё зависело от моды и от вкусов устроителей.

На протяжении XVIII-XIX вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX веке танцевали даже в деревнях.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.

И в другом месте:

Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и зачастую скучноватые. Праздничным придворным балом со времен императрицы Анны Иоанновны отмечались императорские дни рождения, годовщины восшествия на престол и коронации, свадьбы, дни рождения и именин членов семьи монарха, орденские дни, победы, заключение мира, Рождество, Пасха, Новый год. Большие балы назначались в честь приема знатных гостей – членов королевских семей, а также по важным политическим поводам. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных – избавить от него могла только серьёзная болезнь. Кроме императора, императрицы и членов царской семьи – великих князей, княгинь и княжон – там присутствовали различные придворные чины, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры – по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики – разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные мужчины должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества.

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

На придворные балы мужчинам полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах; для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали стиль той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой половины XIX века. На них тоже бывало многолюдно, но в меру – тысяч до трёх приглашённых. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности – просто в гости.

От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дым курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, дорогие вина со всего света. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или Городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников был широким и пёстрым: чиновники, военные, помещики, учителя... Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками или артистами.

Наиболее весёлыми и непринуждёнными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых – как правило, несколько десятков человек.

Выделяли в бальной иерархии также благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий. Подобный бал описан, например, в повести А.П. Чехова «Анна на шее».

Были, наконец, ещё сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали, кроме бала, концерты роговой музыки, фейерверки, катание на лодках... Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом – на лужайках, или же в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

Правила бального этикета, несколько видоизменяясь от эпохи к эпохе, в главном на протяжении веков оставались неизменными, многие из них вполне подходят для сегодняшнего времени. Прежде всего, помните: достоинство, честь, красота – вот первые слова, которые ассоциируются со словом «бал». Стиль поведения кавалеров и дам – это галантность и изысканность манеры общения.

Для кавалеров обязателен строгий костюм, возможно с жилетом, галстук или бабочка, хорошие туфли. Для дам – бальное или вечернее длинное платье, красиво убранные волосы. Молодым девушкам рекомендуются светлые тона платьев и простые украшения. Следует избегать вычурности, претензии на роскошь или нескромности (например, глубоких декольте). Замужние дамы могут себе позволить более богатый выбор в фасоне платьев, их расцветке, а также в количестве ювелирных изделий. Идеальная бальная обувь – это мягкие туфли, преимущественно без каблука. Использование косметики сводится к минимуму.

Бальный наряд предусматривал – и допускает сейчас – безукоризненно белые перчатки. У дам они должны быть лайковые или шелковые, часто выше локтя. У кавалеров в штатском – лайковые, у «военных» – замшевые.

Любой танец начинается с приглашения дамы. Кавалеру следует сделать это как можно более изящно и галантно: лучше всего начать с комплимента и поприветствовать даму лёгким наклоном головы. Если дама согласна танцевать, она также выполняет поклон и вместе с кавалером выходит на танцевальную площадку. Если дама в принципе танцует, а не просто присутствует на балу, отказывать пригласившему её кавалеру не принято.

Очень важен момент окончания танца. После того как закончилась музыка, кавалер и дама кланяются друг другу (лёгкий наклон головы), кавалер благодарит даму за чудесный танец и провожает её до того места в зале, где дама пожелает остаться. Там он ещё раз благодарит и выполняет поклон, дама тоже отвечает ему поклоном, и только после этого кавалер считается свободным.

Если вы в первый раз на балу и никогда не занимались танцами, смело танцуйте каждый новый – даже те, о которых в первый раз в жизни слышите. Но при этом грамотно выберите место для танца. Как правило, движение большинства танцев происходит по кругу, по периметру зала, против часовой стрелки. Не стоит вставать на эту линию, если вы не знаете танец. Особенно это касается быстрых вальсов: пары в этом танце двигаются с большой скоростью, и они вам будут очень благодарны, если вы уступите им место. Пары, которые не знают танца, должны танцевать в центре зала, там, где нет активного продвижения других танцующих. Пожалуйста, не жмитесь и к краям зала, если вы танцуете на месте.

На балу существуют также общие танцы. Когда объявляют общий танец, например, полонез или падеграс, вам необходимо пригласить даму на танец и занять место в зале, ориентируясь на то, как встали другие пары. Чаще всего пары становятся по кругу. Затем вам просто следует повторять движения танца за инструктором-организатором бала или за другими парами, которые знают этот танец.

Ну и самое главное – будьте вежливы и аккуратны на танцевальной площадке. Даже если вы с кем-то столкнулись, просто и спокойно извинитесь, помня о своём человеческом достоинстве. Но лучше всё-таки избегать столкновений: если вы видите, что на площадке уже очень много пар, проводите свою даму прогуляться, развлеките её приятной беседой, угостите чем-либо вкусным в буфете.

Громкий смех, шумная склока, нескромные взгляды, пренебрежение, кокетство – в общем, всё, что расходится с законами красоты и приличия, должно избегаться с особым тщанием. Помните, что искусство общения ничуть не менее важно на балу, чем умение хорошо танцевать.