Фрэнсис бэкон, великий и ужасный. Френсис бэкон

Френсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине в Ирландии. Его отец объезжал лошадей и готовил их к скачкам. Он был потомком знаменитого философа Фрэнсиса Бэкона. Свое образование Френсис в основном получил дома у частных учителей, так как страдал астмой.
Когда ему было шестнадцать лет, родители узнали, что он имел гомосексуальные контакты с некоторыми конюхами из их конюшни. Когда его поймали за примеркой нижнего белья матери, то выгнали из дома. Он уехал в Лондон, где увлекся сценическим искусством.
Австралийский художник Рой де Мейстре, который был на шестнадцать лет старше Бэкона, стал его любовником и учителем. В 1930 году они вместе устроили выставку в гараже в Южном Кенсингтоне, который Бэкон использовал как студию.
В течение нескольких следующих лет Бэкон курсировал между Лондоном, Парижем и Берлином, появляясь в барах для трансвеститов с некоторыми гангстерами и бандитами, писал картины, продавал мебель и ковры собственного дизайна. От того периода его творчества осталось очень немногое, так как он уничтожил основную часть своих ранних работ, предпочитая жить в более или менее полной безвестности. На выставке в 1945 году экспонировался его "Три стадии образа на основе распятия", который шокировал мир искусства.
В очень многих его картинах были использованы работы старых мастеров. Его серия "Орущие Папы", например, из которых самая известная работа "Изучение Папы Иннокентия Х Веласкеса" исказила оригинальные образы испанского художника XVII века Диего Веласкеса до неузнаваемости, придав им ужасающие, шокирующе экспрессивные формы нашего темного столетия. На одной из этих картин визжащий понтифик был заключен в стеклянную клетку. На другой - на него с фланга нападает обглоданная туша быка, этот сюжет был позаимствован у Рембрандта.
Хотя в его картинах прослеживается влияние Пикассо, сюрреализма и немецкого экспрессионизма, Бэкон всегда утверждал, что он просто реалист: "Ничто не может быть ужаснее, чем сама жизнь".
Бэкон описывал технику своего письма таким образом: "Вы не можете себе представить, как безнадежность в работе может заставить просто взять краску и делать все, что угодно, чтобы выбраться из рамок сотворения иллюстративного образа любого типа."
Звезда Бэкона загорелась на небосклоне английской художественной жизни в 1945 году, когда на выставке в лондонской галерее Лефевр появился его большой триптих "Распятие": на кирпично-красном фоне три антропоморфных существа извивались в конвульсиях словно на пыточном станке или в кресле хирурга, и их глыбообразные тела завершались зияющими отверстиями кричащих ртов. Эта картина никому неизвестного тогда художника, по мнению критиков, выдерживала соседство с представленными здесь же работами Генри Мура и Грамма Сазерленда. Бэкон сразу же стал знаменитым, а тридцать лет спустя, после его грандиозной выставки в парижском Гран Пале, имя его уже стояло на первом месте в списке известных мастеров.
Росту его международной репутации сопутствовал и коммерческий успех: цены на его картины росли с головокружительной быстротой. Так, в 1964 году одна из его картин была куплена за 7 тысяч долларов, а лет через 20 она же была продана на аукционе Сотбис за 5,5 миллиона. Это был рекорд: ни один живой художник до него таких денег за свои работы не получал.
В мире искусства нередко случается так, что бывший бунтарь и отщепенец, обретая известность, становится частью художественной элиты. С Бэконом такого произойти не могло: слишком долго - на протяжении почти сорока лет своей сознательной жизни - он находился в положении потенциального преступника и отсутствие страха перед законом воспринимал почти как ненормальность. Он не мог отрешиться от привычки вести жизнь лондонского дна. Бродяги, наркоманы, нищие, дезертиры, подонки делили с ним кров и ложе. Они требовали денег, устраивали сцены ревности, шантажировали, писали доносы в полицию и растаскивали его картины. Они же были и главными персонажами его работ.
Еще в 1959 году Бэкон купил скромную двухкомнатную квартирку в районе лондонского Челси и прожил в ней до последних дней. Одна комната была захламлена старыми книгами, холстами, тюбиками от краски - здесь он работал, и уборщице вход сюда был строго воспрещен, в другой ел, спал и принимал друзей. Галерея Малборо, с которой он был связан контрактом, платила ему гонорары свернутыми в трубочку пятидесятифунтовыми купюрами, а по ночам в пабах и ресторанах он вынимал из кармана эти, как он называл их, клочки бумаги, щедро раздавал друзьям и платил за все.
Хотя его работы покупались за миллионы, Бэкон продолжал жить и работать в жалких и неуютных апартаментах в Южном Кенсингтоне. никогда не была для него основным занятием, а скорее отдыхом от его настоящих интересов - азартных игр, мальчиков и шампанского, которое он имел обыкновение употреблять в "комнате с колоннами" Клуба для пьющих в нижнем Сохо.
В 1964 году он влюбился в Джорджа Дайера, и они прожили семь лет вместе, вплоть до самой смерти Дайера в Париже в 1971 году, которая наступила от передозировки бренди и снотворного. Эта смерть послужила темой для самой грандиозной работы Бэкона "Триптих май - июнь 1972": на одной из боковых панелей запачканная, искаженная фигура Дайера сидит на унитазе; на другой - Дайер блюет в песок. Центральная панель изображает Дайера, исчезающего в темноте...
Бэкону предлагали титул, но он отказался. "Я верю в упорядоченный хаос, - однажды заявил он, - твердые правила случая".
Своим привычкам и образу жизни Бэкон не изменил до конца дней. В 80 лет его можно было видеть все в той же компании, в тех же пабах лондонского Сохо, где он пил и щедро угощал друзей. Он перенес тяжелую операцию на почках, а когда друзья начали выражать соболезнования, он махнул рукой и сказал: "Да, но если вы пьете с пятнадцати лет, вы должны только радоваться, что у вас сохранилась хотя бы одна почка".
Фрэнсис Бэкон умер 28 апреля 1992 года (он не перенес инфаркта миокарда) в Мадриде, куда полетел на свидание со своим очередным другом. Незадолго до смерти он в полушутку, в полусерьез распорядился своим погребением: "Когда я умру, положите меня в пластиковый мешок и бросьте в канаву". И, может быть, наиболее точно выразил суть его натуры и творчества крупнейший английский критик Дэвид Сильвестр, которого связывали с Бэконом долгие годы дружбы: "Бэкон обладает глубоким реалистическим чувством жизни. Он - человек без иллюзий. И, я думаю, на его искусство надо смотреть как на продукт человека, отбросившего всяческие иллюзии".

Просмотр фильма «Любовь, это дьявол» о драматических взаимоотношениях английского художника Фрэнсиса Бэкона и его любовника, Джоржа Дайера, натолкнул меня на некоторые мысли. О том, насколько в современном обществе осталось актуальным распределение гендерных ролей, и это явление приобретает одну новую характеристику в третьем тысячелетии – вуайеризма.

Желание видеть и наслаждаться повседневно «правильным образом человека», людям присуще на протяжении всей истории существования цивилизации. Вуайеристская эстетика полов, всегда служила механизмом получения комфорта в обществе себе подобных, давая возможность быть «красивым», так сказать быть равным среди равных. Не правда ли, удобная и очень сильная мотивация?

Но цена реализации на практике подобной эстетики, человеку обходится слишком дорого. Побочные эффекты всем известны. Фрустрации, комплексы, вызванные каждодневной визуальной экспансией «правильного» гендерного поведения, помноженное на принудительный вуайеризм, эталонов красоты твоего пола, приводят к пандемии современности – депрессии. Человек попадает в замкнутый круг зависимости сексизма, желания нравиться и быть привлекательным для многих.

Сексизм, давно перешел воображаемую границу принадлежности гетеросексуального полового поведения, и укоренился как доминирующая прерогатива в мужском гомосексуализме. Пожалуй, что в этом соревновании сексизма в нашу эпоху, гомосексуализм смог получить «лавровый венок» в состязании с гетеросексуализмом.

История Фрэнсиса Бэкона и Джорджа Дайера иллюстрируют как новые гендерные шаблоны поведения полов, приводят в тупик. Бекон, не отличавшийся ни красотой, ни атлетическим сложением, будучи полной противоположностью сексистскому культу мускулинности, и в поведении в том числе, иронично именовал себя «старым крашеным педиком».

Но …. Бэкон научился жить с фактом не соответствия эстетики сексуальности, принятой в сообществе людей сделавших свой выбор сексуальной идентичности.

Можно сказать, что для многих гомосексуалов — современников манерность Бэкона, была чем-то вроде насмешки над самой природой мужского гомосексуализма. Но, здесь появляется второе «но», Бэкон был сформированной личностью, не просто умевшим принимать свою сексуальность, вернее её комичность, а первую очередь работать над своей личностью художника, оставляя сексуальность как явление бытового порядка и приобретающий заветную асексуальность, только на время, время когда творческий акт искусства давал возможность познавать себя как личность, не привязанная к половым признакам.

Трагедия Дайера, заключается лишь в том, что он не смог стать личностью. Джордж Дайер, предпочел быть обычным гомосексуалом, гендерно правильным. Мускулинным и спортивным, с подчеркнутым социальным поведением мужчины не дающего повода усомнится в его «не мужской сексуальной ориентации». Дайер просто проживал сою сексуальность как повседневную привычку, основанную на гендерной роли.

Вот только, находясь с сильной личностью как Бэкон, пусть даже и такой вуайеристско не правильной для гей сообщества, без «4-рех кубиков», бицепсов и трицепсов, красящим ресницы он не смог сам стать личностью. Суицидальные попытки Дайера, и усталость от них Бэкона вызвана не безразличием, а невозможностью Дайера принять античное понимание гомосексуальности согласно Платону .

Дайер, безусловно, был музой гения Бэкона, но музой «по вызову». И только пожалуй в эти моменты, когда Бэкон писал очередной образ возлюбленного, Дайер ощущал, что он становится личностью.… Но, увы, диссонанс этого ощущения привел Дайера к пропасти, заключавшийся в том, что в реальной жизни он только сексуальный партнер.

PS: Выставка Бэкона в Нью-Йорке, Фрэнсис заказывает билет Джорджу, комментируя его присутствие на публике как «пусть думают, что это мой телохранитель» …. И в правду, наличие крепких мышц и мускулинно — брутальное поведение рядом с гением по другому и не может быть воспринято.

Специально для «Русского монитора»

Вацлав Юташ -Зюзин.

Увлекшись чтением Джона Ричардсона, биографа Пикассо, я перешел по каким-то ссылкам к Бэкону. В общих чертах я его работы знал, но как-то в детали биографии никогда не погружался. А тут, шаг за шагом, стал попадать в такие биографические дебри, что невольно увлекся. Увлекла, например, история написания его знаменитого триптиха — «Три этюда в ногах Распятия» (1944). Впрочем, все это может быть любопытно лишь тем, кто хоть как-то интересуется современным искусством. Погрузившись в биографию Бэкона, стал вглядыватсья в его портреты и в лица его друзей — отсюда получился большой объем фотографий, которые я из жадности все и запостил. Так что может быть и не спешите открывать страницу...

Художник Фраэнсис Бэкон не только полный тезка философа (1561-1626), но и его прямой потомок. В 1925 году родители выгнали его из дома. Через год отец отправил его в Берлин под присмотр дяди. Через два месяца Бэкон переехал в Париже, где изучал французский язык и работал декоратором и дизайнером. После посещения выставки Пикассо (1927) он решил стать художником, вернулся в Лондон и устроил в одном из гаражей, в районе South Kensington, мастерскую, где работал до 1932 года. В 1946-м году его работа «Живопись 1946» была куплена немецкой галерейщицей Эрикой Браузен за 200 долларов. С этой суммой Бэкон уехал в Монте-Карло и пребывал там до 1950 г. Потом вплоть до 1960 г. он жил в Танжере (Марокко), где подружился с Уильямом Берроузом и Алленом Гинсбергом. В 1960 г. в том же районе, в South Kensington, где и раньше, он устроил новую мастерскую, в которой работал до своей смерти (сейчас там музей Бэкона). В 1960-х годах Бэкона уже осыпают почестями и премиями, от которых он обычно отказывается: например, премию Рубенса Бэкон отдал на реставрацию флорентийской живописи эпохи Возрождения.

1. Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion (1944):

«Это действительно мои первые картины. До этого я сделал очень много вещей. Но потом уничтожил все, что смог. Я показал эти работы впервые в галерее Лефевр в 1946. Тогда все абсолютно возненавидели их. Я думаю, что они ненавидят их сейчас. Я собирался сделать тогда целое распятие, а эти работы были бы образами вокруг него, но я никогда не сделал все остальное...» Francis Bacon, Carcasses and crucifixes, The Times, Monday May 20, 1985.

«Бэкон работал над этим триптихом в последние годы войны. Он признавался, что попал в это время под влияние Пикассо, но пошел дальше в искажении органических форм, которые связаны с человеческим образом. Триптих был встречен враждебно, один критик писал, что Бэкон обнаружил „искусство живописца в исполнение смертного приговора, равно как его ближайшие предшественники называли искусством абажуры, сделанные из человеческой кожей“. Он вызвал шок своими работами». Michael Peppiatt, Francis Bacon in the 1950s, Yale University Press, 2006.

«Найти Бэкона было трудно. Никто не был знаком с ним или с его работами. После долгих поисков я все же нашел того, кто знал Бэкона, это был художник Майкл Вишарт. Моя интуиция была правильной. Моложавый мужчина оказался Фрэнсисом Бэконом, и дом напротив нашего принадлежал его кузине мисс Уотсон, которая владела всем тем, что осталось после ста уничтоженных Фрэнсисом картин. «Забудь о ней, — сказал Майкл, — пойди познакомься с Фрэнсисом.» Фрэнсис жил через дорогу от станции South Kensington в огромной мрачной студии, которая когда-то принадлежала художнику-прерафаэлиту Джону Милле. Майкл рассказал мне о подпольных вечеринках, которые Фрэнсис, бывший опытным крупье, любил здесь организовывать. Кроме того, он рассказал о местных пьянках и любви к ажурным чулкам.

Но он не упомянул о том, что у Фрэнсиса была незрячае старая няня, Джесси Лайтфут, которая занималась вязанием, сидя в кресле-качалке и все время бормотала о греховности герцогиня Виндзор: «Лучшее для нее — это виселица». Ночью стол на кухне превращался в ее постель. И я вдруг понял, что как раз няня Лайтфут и дала Фрэнсису идею центральной части его раннего шедевра «Три этюда фигур в ногах Распятия». Должно быть именно она научила его той игре, которой многие старые няни (в том числе и моя) учили в прежние годы своих подопечных: как превратить кулак в лицо. Надо было сделать кулак, постом зажать кончиками пальцев палочку, концы которой вытащить между средним и указательным, а позже задрапировать кулак платком, после чего он и превращался точно в такую же голову, как была изображена на картине Бэкона. Я подумал, что разумно сохранить это открытие для себя«. John Richardson, The Sorcerer’s Apprentice, Alfred A. Knopf, New York, 1999.

Считается, что эти три фигуры, некие биоморфные существа, написанные под влиянием Пикассо, передают ощущения Бэкона от только что закончившейся Второй мировой войны и являются для художника символами Эриний (Эвменид) — богинь мстительниц из древней мифологии, которые в трагедии Эсхила «Эвмениды», преследовали Ореста, за убийство матери, Клетемнестры. Позже Бэкон создал отдельный цикл и назвал его «Триптих по мотивам „Орестеи“ Эсхила».Тема возмездия, преследования никогда не покидала его и была тесно связана с обстоятельствами его жизни.

Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion 1944

2. Биография в картинках

Francis Bacon in Vogue 1952 by John Deakin

Figure with Meat 1954 Francis Bacon

В 1952 году Бэкон познакомился с бывшим летчик-истребителем ВВС Великобритании Питером Лейси. В середине 1950-х годов Лейси переехал в Танжер, куда следом за ним поехал и Бэкон. Лейси был предметом целого ряда картин Бэкона. Их отношения продлились до 1962 года, года смерти Лейси.

Питер Лейси

Francis Bacon and the Moroccan painter Ahmed Yacoubi in Tangier, 1956

Бэкон не рисовал с натуры, а снимал интересных людей и потом по фотогрфиям делал свою живопись.


with Lucien Freud 1953

Francis Bacon and Cecil Beaton 1960

A 1962 Irving Penn photograph of Francis Bacon with a Rembrandt self-portrait.

Francis Bacon in 1963 by Bill Brandt

Francis Bacon in 1979 by Dmitri Kasterine

Francis Bacon at the Claude Bernard Gallery in 1977 by John Minihan

Francis Bacon outside the Claude Bernard Gallery in 1977 John Minihan

Francis Bacon at the Claude Bernard Gallery Paris in 1977 by John Minihan

Francis Bacon in the kitchen of 7 Reece Mews in 1984 by John Minihan

Francis Bacon by James Hyman

Бэкон в своей мастерской. Ее стены обычно служили для художника палитрой.

3. Джордж Дайер (George Dye)

1 июля 2008 года на Sotheby"s на торги была выставлена самая редкая работа Фрэнсиса Бэкона (1909-1992) «Набросок головы Джорджа Дайера».

Эта картина — один из немногих известных прижизненных портретов любимого человека Бэкона — Джорджа Дайера. Она была написана в 1967 году, когда художник находился на пике творчества. «Набросок головы Джорджа Дайера» был написан по фотографии Джона Дикина, сделанной в конце 1940-х. Бэкон и Дикин были завсегдатаями клуба Colony Room в Сохо, где фотограф сделал множество портретов друзей и собутыльников художника. Многие фотографии Дикина послужили основой для знаменитых портретов представителей лондонской богемы, созданных Бэконом. По словам художника, ему было гораздо легче писать портреты по памяти, имея в качестве зрительной опоры только фотографии.

Бэкон познакомился с Джорджем Дайером осенью 1963 года в баре лондонского богемного района Сохо. Когда они встретились в 1964 году Бэкон был уже известным художником. Дайер был уроженцем пролетарского Ист-Энда. Дайер был не очень образован и к тому времени уже отсидел несколько сроков в тюрьме за кражи и мелкие преступления. Но он был очень красив и хорошо одет, что вскоре позволило ему занять место умершего в 1962 году любимого мужчины Бэкона Питера Лейси. Взаимоотношения Бэкон и Дайер длились почти семь лет. Художнику нередко приходилось вызволять своего друга из сомнительных ситуаций. Кроме того, Дайер страдал паранойей, алкоголизмом и депрессией. 24 октября 1971 года, накануне ретроспективной выставки Фрэнсиса Бэкона в Гран-Пале, он покончил жизнь самоубийством в гостиничном номере. Дайер пытался покончить жизнь самоубийством несколько раз и раньше, но Бэкон всегда спасал его в самый последний момент.

Бэкон и Джордж Дайер


Джордж Дайер и Бэкон


Джордж Дайер

Фрэнсис Бэкон. Портрет Джорджа Дайера. 1968 год.
Фото из каталога Tate Britain

George Dyer in the reece mews studio, 1964

Two Figures 1953 Francis Bacon

Смерть Дайера наступила от передозировки бренди и снотворного (он умер, сидя на унитазе в парижском отеле). «Если бы я остался с ним, вместо того, чтобы думать о выставке, он был бы сейчас здесь», говорил позднее художник. Чувство вины будет преследовать его всю оставшуюся жизнь. Бэкон регулярно рисовал Дайера в прошлом и продолжал делать это после его смерти. Он говорил, что это способ запоминания его.

После смерти Бэкона в его студии было обнаружено 129 фотографий Джорджа Дайера (Бэкон никогда не писал портреты с натуры, пользуясь исключительно фото), но прижизненных портретов человека, которого многие исследователи жизни и творчества Бэкона считают самым важным в жизни художника, известно всего два.

После гибели Дайера все свои работы Бэкон стал посвящать памяти друга. Не стал исключением и монументальный «Триптих, 1976», который в мае был куплен на «Сотбис» Романом Абрамовичем за 86 миллионов 281 тысячу долларов, — это стало рекордной суммой как для самого Бэкона, так и для произведения послевоенного периода в целом.

Смерть Дайера послужила темой и для самой грандиозной работы Бэкона «Триптих май — июнь 1972»: на одной из боковых панелей запачканная, искаженная фигура Дайера сидит на унитазе; на другой — Дайер блюет в песок. Центральная панель изображает Дайера, исчезающего в темноте...

В 2002 году английский режиссер Джон Мейбери снял психологическую драму «Любовь — это дьявол» о взаимоотношениях Бэкона и Дайера. Роль Дайера в фильме сыграл актер Даниэль Крейг, ставший «нынешним» Джеймсом Бондом. Дневник Бэкона, в котором содержится упоминание о самоубийстве Джорджа Дайера, был продан недавно на аукционе за 2 000 фунтов стерлингов (4 000 долларов). Этюд «Набросок головы Джорджа Дайера» был продан за 13,7 миллионов фунтов (27,4 миллионов долларов).

4. Джон Эдвардс

К 1974 году относится знакомство Бэкона с Джоном Эдвардсом, который сначала стал его новой моделью, а потом и наследником. Как в свое время и Дайер, Эдвардс познакомился с Бэконом в Colony Club в Сохо. Это произошло благодаря его старшему брату Дэвиду Эдвардсу, который был другом Мюриэл Белчер.

Бэкон с Джоном Эдвардсом в начале 1970-х.

С середины 1970-х Джон Эдвардс стал компаньоном Бэкона, именно компаньоном, приемным сыном, а не любовником. В отличие от Джорджа Дайера, мелкого преступника, или Питера Лейси, игравшего на фортепиано в ночных барах, Эдвардс не было ни самоубийцей ни пьяницей. Он стал «самым мудрым решением» Бэкона последнего периода. Бэкон стал во всем доверяться Эдвардсу, особенно «в прополке» не всегда адекватного окружения художника. У друзей Бэкона не было иного выбора, как принять Эдвардса. Хотя и неохотно.

Джон Эдвардс

Джон Эдвардс стал не только самым близким помощником Бэкона, но позднее и единственным его наследником и распределителем имущества художника. В 1998 году он пожертвовал все содержимое студии Reece Mews в Южном Кенсингтоне (включая фотографии, эскизы и т.п.) — Hugh Lane Gallery в Дублине. (Эдварадс спрашивал Бэкона — «Как ты мог работать здесь? Ведь тут так ужасно!» — «Я здесь был счастлив...», — отвечал ему Бэкон.)

Когда они встретились, Эдвардсу было двадцать шесть, Бэкон был старше его на сорок лет. В какой-то степени Эдвардс действительно стал сыном Бэкона. Но для нас важнее, что Эдвардс стал «героем» более двадцати картин Бэкона... Эдвардс был опустошен смертью дргуа и вскоре после нее переехал из Лондона сначала во Флориду, а потом в Таиланд (1993). Он любил Таиланд и свой дом, находящийся недалеко от Паттайи. Он даже основал и частично финансировал приют по уходу за местными бездомными животными.

В 1997 году, будучи обеспокоен тем, как галерея Мальборо ведет учет его наследства, Эдвардс обратился за помощью к своему другу художнику Брайану Кларку. Кларк помог ему связаться с соответствующим юридическим представителем и взял на себя ведение всех последующих долгих юридических баталий. К сожалению, Эдвардс, которому было пятьдесят два и который выглядел значительно моложе своих лет, умер в 2002 году от рака. Единственным, кто был с ним рядом в его последние часы, оказался Брайан Кларк.
После смерти Джона Эдвардса наследство Бэкона перешло к его компаньону Филипу Мордуе , двадцатисемилетнему молодому человеку сомнительной репутации.


Когда Бэкону предлагали титул, он отказался. «Я верю в упорядоченный хаос, — заявил он, — твердые правила случая». Он умер 28 апреля 1992 года в Мадриде от инфаркта миокарда, сразу же после смерти превратившись в Британии в культовую фигуру и став самым дорогим в мире современным художником.

P.S.
Подробности биографии Бэкона можно найти на его

Сегодня несколько картин Фрэнсиса Бэкона входят в список самых дорогих картин мира - Бэкону, напомним, принадлежит рекорд мировой аукционной цены (речь об открытых аукционах, точная информация о закрытых аукционах недоступна):

В ноябре 2013 года триптих Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969 года) был продан на Christie’s за $142,4 млн., тем самым был побит предыдущий рекорд аукционной цены, когда в 2012 году знаменитая картина “Крик” Эдварда Мунка была продана за $120 млн.

на фото: фрагмент портрета Фрэнсиса Бэкона, художник Реджинальд Грей

Также, по данным открытых аукционов, в 2007 году семья шейха Катара приобрела "Этюд к портрету папы Иннокентия X на красном фоне" Бэкона за $53 млн., а в следующем году картина "Триптих, 1976" Бэкона была куплена на аукционе Sotheby s Романом Абрамовичем за $86,3 млн. В феврале 2014 года анонимный покупатель из США приобрёл "Портрет говорящего Джорджа Дайера" (1966 года) за $70 млн. В мае 2014 года триптих "Три этюда к портрету Джона Эдвардса" (1984 года) был приобретён тайваньским коллекционером за $80,8 млн.

Творчеству художника посвящаются всё новые и новые выставки, одна из них - “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого” - проводится в настоящее время Эрмитаже, в здании Главного штаба на Дворцовой площади (д.6/8), с 07 декабря 2014 года по 08 марта 2015 года.

"Три наброска к портрету Люсьена Фрейда", 1969, холст, масло, Художественный музей, Портленд (Орегон), США

Выставка “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого”, одно из наиболее масштабных и значимых культурных событий уходящего года, проводится в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России 2014, а также в рамках празднования 250-летия Эрмитажа, - подготовлена Государственным Эрмитажем совместно с Центром изобразительных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии.

Фрэнсис Бэкон (1909-1992) - один из крупнейших мастеров XX века. Его произведения являются важнейшими экспонатами залов современного искусства мировых музеев, частные коллекционеры выкладывают за его картины целые состояния. В молодости Бэкон не получил художественного образования и долгое время находился в неведении относительно своей будущей профессии, экспериментируя с различными родами деятельности, поэтому его стиль - особое смешение его собственного восприятия и ярких заимствованных образов, которые прослеживаются во многих работах художника. Основной темой его работ является человеческое тело - искаженное, вытянутое, заключенное в геометрические фигуры, на лишенном предметов фоне.

В экспозиции выставки “Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого” представлены тринадцать картин Фрэнсиса Бэкона из собрания Центра изобразительных искусств Сейнсбери. Они происходят из коллекции Лизы и Роберта Сейнсбери, его первых и самых щедрых меценатов, оказавших художнику существенную моральную и финансовую поддержку в сложные для него годы. Картины были написаны, в основном, в 1950-е - начале 1960-х годов и являются той основой, вокруг которой собирались остальные произведения художника.

На выставке будут представлены живописные произведения из галереи Тейт (Лондон), Художественной галереи и музея Абердина, Йельского центра британского искусства в Нью-Хейвене, галереи Хью-Лейн в Дублине, а также из собраний частных коллекционеров. Выставку прекрасно дополняют художественные произведения из собрания Государственного Эрмитажа, начиная от египетского искусства и образцов греко-римской пластики до живописи Веласкеса и Рембрандта, Матисса и Пикассо, скульптуры Микеланджело и Родена.

Согласно одному из мнений, концепция выставки в Эрмитаже заключается в том, чтобы представить творчество самого дорогого аукционного художника современности в контексте его предшественников, которыми он восхищался — от Рембрандта до Дега. А основная цель - заставить людей задуматься об искусстве и творчестве. Ничто не способствует мыслительному процессу так, как сравнение. Именно эта выставка дает для этого необходимую почву.

Возвращаясь к Фрэнсису Бэкону, напомним, что будущий художник родился в Дублине в семье военного, происходившего из старинного, но обедневшего рода. Однако, несмотря на благородное происхождение, художник не получил даже систематического образования, ему помешали слабое здоровье и частые переезды семьи, связанные сначала с Первой мировой войной, а потом - с войной за независимость Ирландии. Из-за серьезных разногласий с отцом он оставил дом в возрасте семнадцати лет. Живописью Бэкон начал заниматься, побывав на выставке Пикассо в Париже в 1928 году. Но переломный момент в его творчестве наступил на полтора десятилетия позже, в 1944 году, с созданием триптиха «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который получил высокие оценки критиков, и Бэкона стали считать одним из ведущих британских художников XX века.

"Три этюда к фигурам у подножия распятия", 1944, галерея Тейт, Лондон

Осенью и зимой 1949 года в Лондоне прошла его первая персональная выставка, о нем заговорили, как об одном из ведущих художников Британии, а его работы стали неотъемлемой частью выставок современного искусства во всем мире. С 1961 года художник обосновался в Южном Кенсингтоне, в Лондоне, где оставался до конца жизни и где создал знаменитые большие триптихи, ставшие его излюбленной композиционной формой («Три этюда человеческого тела», 1970, собрание Ордовас, Англия). Умер Фрэнсис Бэкон в Мадриде в 1992 году.

Всегда ощущая неудовлетворенность своей работой, он почти каждую свою вещь называл этюдом. Часто он уничтожал свои произведения полностью или частично. На выставке представлена его картина с вырезанным фрагментом и холсты, которые он использовал, как палитру (Галерея Хью Лейн, Дублин). Изображенные Бэконом фигуры и лица людей, как правило, деформированы, перекручены, искажены. Но те, кого он писал, признавали свое сходство с изображением и точность отражения их личности (на выставке представлено несколько портретов Лизы и Роберта Сейнсбери, Изабель Роусторн). По словам художника, создавая образы, он отдавался случаю и воображению. Его мало интересовало, как выглядит тело, ему было важно передать, что и как оно чувствует.

Мощным источником вдохновения для Бэкона стало искусство Ван Гога. Бэкон создал серию картин под впечатлением от работ и писем Ван Гога к брату Тео, в которых Ван Гог излагал свое отношение к копиям с картин предшественников. Будучи больным, он утешался копированием с черно-белых репродукций Делакруа и Милле, которые использовал, как источник для сюжетов. Он объяснял брату, что импровизирует с цветом, стараясь припомнить их картины. Бэкон по-своему интерпретировал Ван Гога в этюдах «Портрет Ван Гога I» (1956, собрание Сейнсбери) и «Ван Гог IV» (1957, Галерея Тейт).

Портрет Ван Гога, Фрэнсис Бэкон

Архивные материалы из мастерской Бэкона - фотографии, книги, вырванные листы из альбомов по искусству и журналов, газеты, испорченные и незаконченные картины, - как и фотографии Перри Огдена самой мастерской, зафиксировавшие творившийся в ней беспорядок, позволяют проникнуть в психологию художника и отчасти являются ключом к пониманию метода его работы. Бэкон признавался, что “в этом хаосе чувствует себя, как дома”, что хаос рождает в нем образы.

Попасть в это “сугубо личное пространство”, сохраняющее отпечаток яркой индивидуальности Фрэнсиса Бэкона и таящее разгадки к пониманию его творческого гения, можно будет до 08 марта 2015 года. Далее выставка из Питера должна будет поехать в Норвич.

а втор: Галина Малашенко

Сегодня 105-й день рождения Фрэнсиса Бэкона. Деформированные, гротескные работы сделали его одним из главных живописцев ХХ века. Мы решили вспомнить знаковые произведения художника

Ф рэнсис Бэкон, пожалуй, один из самых мрачных художников ХХ века. При этом его полотна неизменно хочется рассматривать. Человеческие фигуры кисти Бэкона в лучшем случае напоминают странные, "размазанные" фантомы, в худшем - хаотичные куски мяса (художник действительно не раз попадал под воздействие снимков боен и разделанного мяса). При этом однажды Бэкон умудрился сказать, что считает "мрачноватыми" полотна абстрактных экспрессионистов, безобидные на фоне его собственных работ. Неудивительно, что одним из главных поклонников художника стал Дэмиен Херст, известный своими расчлененными акулами и коровами.

Впрочем, творчество живописца вовсе не о деформации плоти или уродстве. Бэкон изображает трагичность существования, метания души, боль утраты, а порой просто экспериментирует с формой, пытаясь одновременно изобразить различные состояния и восприятия окружающего мира. Один из излюбленных жанров британца - триптих. К 105-летию Фрэнсиса Бэкона мы решили вспомнить его знаковые работы.

"Три этюда к фигурам у основания распятия". 1944

"Три этюда..." - первый и, пожалуй, самый известный триптих Фрэнсиса Бэкона. Художник избирает библейский сюжет и форму, традиционную для церковной живописи, будучи убежденным атеистом. Его герои - гротескные, пугающие фигуры, аморфные сероватые монстры с острыми зубками. Каждый из них выражает плач, вопль, тоску. Отказавшись от изображения людей, Бэкон максимально обобщает тему. На это рассчитан и оранжевый фон, который избавляет полотно от конкретных декораций и контекста. Сам сюжет распятия тоже условен: картина была написана в 1944 году, когда мир был потрясен ужасами войны. Получилась работа о страдании и ответственности человека за него вне времени и пространства. Триптих оказался очень оригинальной формой - в последующие годы Бэкон взял этот формат на заметку.

В 40-е: в начале 40-х молодой Бэкон, освобожденный от военной службы из-за хронической астмы, был призван в отряд гражданской обороны. В эту эпоху художник всерьез увлекается живописью. "Три этюда...", выставленные в 1945 году в галерее Лефевр, производят настоящую сенсацию. С 1946 года Бэкон участвует в крупных групповых выставках, продает свои первые картины. В 1949 году нью-йоркский МоМА приобретает для своей коллекции "Картину 1946". До 1950 года Бэкон живет в Монте-Карло, предаваясь страсти к азартным играм.


"Три этюда головы человека". 1953

Бэкон понимает, что триптих - отличный формат не только для абстрактных сюжетов, но и портретных работ. Впрочем, даже изображая конкретных людей (Люсьена Фрейда, Изабель Росторн, Джорджа Дайера и других), художник старается передать переживания человека вообще. Вплотную портретами Бэкон начнет заниматься с 60-х годов. "Три этюда головы человека" - предтеча будущих шедевров Бэкона-портретиста. Работа 1953 года напоминает раскадровку киноленты, скриншоты самых выразительных моментов какого-то фильма или "испорченные" смазанные снимки, которые делают в полицейском участке. Перед нами предстает один и тот же человек в разных ракурсах, позах, состояниях. Бэкон пытается отойти от статичного, фотографического представления о человеке, изобразить впечатление, возникающее при живом общении, когда люди говорят, выражают эмоции мимикой и жестами.

В 50-е: Бэкон возвращается в Лондон, несколько месяцев преподает в Королевском колледже искусств, начинает работать над знаменитой серией полотен по мотивам "Портрета папы Иннокентия Х" кисти Веласкеса. В 1954 художник представляет Великобританию на 27-й Венецианской биеннале. В 1957 году в Париже проходит первая персональная выставка Бэкона. А в 1959 живописец принимает участие в Documenta II и 5-й биеннале в Сан-Паулу.


"Три фигуры в комнате". 1964

На этот раз в центре внимания художника - пластика человеческого тела. Бэкон сталкивает вечные переживания человека и повседневность: его герои праздно лежат на кушетке, сидят на унитазе. Даже в столь прозаичной обстановке художнику удается передать трагичное состояние души: на это работают приглушенный, болезненно-зеленоватый фон, пустое пространство, в котором люди кажутся маленькими и беззащитными, изломы обнаженных тел, выполненных в несколько трупных, синюшных тонах.

В 60-е: Бэкон обзаводится постоянной мастерской, в которой десятилетиями будут рождаться его шедевры. Tate Gallery устраивает в 1962 году первую ретроспективу художника, а в 1963 в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке открылась его первая американская выставка. В том же году Бэкон знакомится со своим возлюбленным и источником вдохновения Джорджем Дайером. В 1968 году художник впервые побывал в Нью-Йорке.


Триптих "Май-июнь 1973". 1973

Этот триптих - одна из немногих сюжетных работ Бэкона, основанных на реальных событиях. Она посвящена смерти Джорджа Дайера, любовника художника. В октябре 1971 года в Гран-Пале в Париже открылась большая ретроспектива, представившая более 100 полотен Бэкона. Дайера нашли мертвым в номере отеля накануне вернисажа. Его смерть стала большой трагедией для Бэкона и не раз возникала в последующих работах художника. Для того чтобы покончить с собой, Дайер выбрал очень "бэконовское" место - уборную. На первой "створке" триптиха умирающий мужчина сидит на фаянцевом стульчаке, подобно первой из "Трех фигур в комнате", на втором полотне в свете тусклой лампочки Дайер отбрасывает жутковатую инфернальную тень, а на правой части работы - нависает над раковиной, на месте которой два "кадра" назад располагался унитаз (очередная фирменная условность художника). Абсурдность подобных декораций лишь подчеркивает трагический финал жизни человека.

В 70-е: Бэкон теряет Джорджа Дайера, но в 1974 году встречает Джона Эдвардса, нового спутника жизни и впоследствии своего наследника. В 1975 художник знакомится с Энди Уорхолом. Работы Бэкона выставляются в Мадриде, Барселоне, Мехико.


"Этюд к автопортрету". 1985 -1986

Героями триптихов Фрэнсиса Бэкона становились абстрактные эмоции, обобщенные человеческие лица, его близкие друзья. Наконец, в триптихе 1985-1986 годов художник изображает самого себя. Он и раньше создавал автопортреты, однако эта работа, одна из поздних, служит своеобразной кульминацией творческого пути Бэкона. Если сравнить триптих 1944 года с "Этюдом к автопортрету", становится видно, как изменился "почерк" художника: на смену жестким, несколько рваным мазкам оранжевого фона первой работы приходит монохромное, гладкое исполнение второй. Как и монстры с "Трех этюдов...", художник устроился на стуле, безуспешно пытаясь занять удобное положение. Тело все же не самый удачный сосуд для мятежной души.

В 80-90-е: В 1988 году работы Бэкона выставляют в Третьяковской галерее. В 1990 художник посещает выставку обожаемого Веласкеса в мадридском Музее Прадо. Фрэнсис Бэкон ушел из жизни в 1992 году.