Франсиско гойя анализ. Франсиско гойя краткая биография. Франсиско Гойя: известные картины

0 комментариев

/ Ориг. : Goya y Lucientes

ГОЙЯ ФРАНСИСКО ХОСЕ ДЕ (Гойя-и-Лусьентес; испан. Goya y Lucientes) - испанский художник.

Выходец из семьи мастера-позолотчика. Первоначальное образование получил в сарагосской школе монашеского ордена Эсколапиос о. Хоакина, с 14 до 18 лет посещал мастерскую Х. Лусана-и-Мартинеса, где вместе с Ф. Байеу (впоследствии художник при дворе испанского короля) занимался копированием офортов и эстампов. Одновременно в художественной школе сарагосского скульптора Х. Рамиреса Гойя делал копии с гипсовых слепков. В 1763 году расписал деревянный реликварий (не сохранился) для церкви Фуэндетодоса. В 1764 и 1766 годах безуспешно пытался поступить в мадридскую Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. В 1770-1771 годах побывал в Италии, участвовал в конкурсе пармской Академии художеств, выставив картину на заданную тему - «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии» (не сохранилась), вернувшись в Сарагосу, выполнил заказы на росписи графа Собрадиель (дворец, капелла в картезианском монастыре Аула Деи) и семейства Рамолинос (приходская церковь).

Поселившись в Мадриде после женитьбы (1773) на Хосефе Байеу, Гойя познакомился с творчеством Д. Веласкеса, интерес к которому определил становление Гойи портретиста, и фресками Дж.Б. Тьеполо. На художественных пристрастиях Гойи сказались также традиционная ориентация Испании не на Рим, а на Парму и Неаполь (и интерес к творчеству Дж.М. Креспи, А. Маньяско) и вкусы королевского двора, в коллекцию которого входили работы Брейгеля, Босха, Рубенса. Своими подлинными учителями Гойя называл Веласкеса, Рембрандта и натуру.

Медленное формирование Гойи как художника не мешало его быстрой и успешной карьере: в 1780 году за картину «Распятие» он был принят в возглавляемую А.Р. Менгсом Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, в 1785 году, после выполнения нескольких портретов, стал заместителем директора живописного отделения Академии Сан-Фернандо, в 1786 году был назначен живописцем короля, в 1789 году стал придворным художником, в 1795 году, после смерти Ф. Байеу,- директором Академии Сан-Фернандо, в 1797 году - ее почетным директором, а в 1799 году - «первым придворным живописцем».

Работа Гойи для двора началась с подготовки картонов (1776-1792 годы, в настоящее время все - Прадо, Мадрид) для гобеленов королевской мануфактуры Санта-Барбара; эти картины на темы из народного быта исполнены радости жизни (например, «Продавец посуды», 1779, парные «Майский праздник в долине Сан-Исидоро» и «Капелла Сан-Исидоро», 1778, все - Прадо), интенсивны по цвету и тонко нюансированы. По изобразительным и декоративным задачам картоны для ковров близки к панно Гойи, выполненным в 1887 году для виллы Эль-Капричо в Аламеде мадридских покровителей художника герцога и герцогини Осуна. Живописная насыщенность ранних работ Гойи перекликается с интересом художника к напряженной монохромности и использованию в композиции и фактуре контрастных сопоставлений; это проявилось в 1-й серии рисунков и офортов Гойи (по произведениям Веласкеса, 1778), где он применил акватинту, позволявшую достичь тончайших живописных эффектов.

Первые крупные работы, выполненные Гойей для Церкви, связаны с заказом на эскизы фресок сарагосской церковью Нуэстра Сеньора дель Пилар (к 80-м годам XVI века увеличена из-за наплыва паломников на поклонение чудотворному яшмовому столпу, на котором Богородица явилась апостолу Иакову Зеведееву). Гойе было предложено расписать малый северо-западный купол церкви, поместив там композицию «Богоматерь - Царица мучеников». Первые 2 эскиза Гойи были отклонены решением капитула из-за их композиционной смелости, что было воспринято художником как оскорбление и принудило его оставить фрески (1780-1781 годы) незаконченными. Вскоре Гойя выполнил ряд композиций на религиозные сюжеты: «Святое Семейство» (1785), «Смерть святого Иосифа», «Молитва святой Лутгарды», «Святой Бернард Клервоский и святой Роберт Молезмский» (все - 1783) - для церкви монастыря Санта-Ана в Вальядолиде и др.

Портреты Гойи 90-х годов XVIII века (Г.М. Ховельяноса-и-Рамиреса, Л. Моратина и др.) передают чувство одиночества и уязвимость человека. Душевный разлад, болезнь, приведшая к глухоте, усугублялись для Гойей сознанием общественного кризиса и атмосферой, царящей в стране: на престол Испании в это время взошел Карл IV, который разделял правление с супругой Марией Луизой и их фаворитом доном Мануэлем Годоем , за Пиринеями началась война, сделавшая насилие и страх обыденными явлениями жизни. Среди произведений Гойи этих лет, сатирически или иносказательно касающихся человеческой греховности, несчастий, страхов перед неведомым, соблазнов зла и безумств жизни,- серия фантасмагорий «Капричос» (80 офортов с комментариями, 1799), к работе над которой он приступил после монументальной росписи церкви Санта-Куэва в Кадисе (1791-1797 годы).

Не прерывая работу над «Капричос», в 1798 году за 3 месяца Гойя выполнил росписи придворной церкви Сан-Антонио де ла Флорида, расположенной в западном предместье Мадрида. Он создал единый фресковый ансамбль, расписав купол, конху апсиды, 2 полукруглых люнета в рукавах креста, своды трансепта и 4 пандатива подкупольного кольца. В конхе изображен в виде треугольника символ Святой Троицы в окружении 12 ангелов; сцена «Поклонение Имени Господа» композиционно ограничена навершием мраморного алтаря. Сюжетом подкупольной росписи послужило описание священного Круассе в «Христианских анналах» (перевод о. Хосе Франсиско де Ислы) чуда, совершенного в Лиссабоне святым Антонием Падуанским, который, узнав о неправедном обвинении, воскресил убитого, чтобы тот назвал истинного преступника. Гойя отошел от текста легенды, вопреки сюжету истории поместив сцену не в залах капитула, а под открытым небом, на фоне пейзажа. Эмоционально динамичная сцена, представленная на нижней окружности купольной сферы, образована единой цепью фигур, вписанной в иллюзионистическую балюстраду. Особый размах композиции сообщает «растворенность» сцены в пейзаже, что делает ее эмоциональным центром модели мира, преображенного благодаря чуду и лишающего смерть ее самодовлеющего характера. На арках и сводах церкви изображены ангелы.

В начале XIX века Гойя написал несколько парадных портретов, жестких по своей откровенности (портрет королевской семьи, 1801, Прадо; портрет М. Годоя, 1801, Академия Сан-Фернандо), а также близкие к романтизму лирические портреты, живописно насыщенные и пластичные (портрет графа де Чинчон, 1800, Прадо). В 1815 году за картины «Обнаженная маха» и «Одетая маха» (около 1802 года, Прадо; до 1831 года их называли «Цыганка» и «Венера») Гойя предстал перед судом восстановленной инквизиции (протокол допроса не сохранился).

В этот период в живописи Гойи, особенно в его графических сериях, звучность и утонченность светлых оттенков сменились сумрачностью, поглощающей фигуры, которые проступают сквозь тьму, изредка озаряемую вспышками света («Бедствия войны», 82 листа, 1810-1813 годы, издание около 1820 года, и «Диспаратес», 22 листа, 1815, опубликовано в 1863 году). Гойя «разрушает лица» и деформирует тела, перенаселяющие безразличный мир; гримасы, маски, от которых порой неотличим реальный облик, погружают лица в пространство абсурда - театр жестокости (офорт «По дороге в ад»; «Дом умалишенных», «Трибунал инквизиции», «Процессия флагелантов», 1812-1813 годы; «Похороны сардинки», около 1813 года, Академия Сан-Фернандо). «Мучение формы», живописная скоропись и та мера незаконченности, которая достигается обнажением технического приема, способны передать мир становлений и разрушений («Пожар», «Кораблекрушение», 1808-1809 годы) и определяют манеру Гойи 10-х годов XIX века. Современные художнику события получили оценку в картинах «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе - 1814, Прадо).

В 1819 году Гойя поселился в загородном доме на берегу реки Мансанарес, который получил название «Дом глухого» («Кинта-дель-Сордо», снесен в 1910 году), и расписал маслом его стены (1820-1823 годы; живопись перенесена на холст, с 1878 года в Прадо). В этих росписях образы трагической безысходности переплетаются с образами полета, надеждой на освобождение от кошмаров и на спасение, с упованием на которое также связано обращение Гойи к экспрессивной, напоминающей визионерские полотна Д. Эль Греко , религиозной живописи («Христос в Гефсиманском саду», 1819, Прадо; «Моление о чаше», 1819, духовное учиище Сан-Антонио, и др.).

После недолгого пребывания в доме своего друга Хосе Дуасо, где Гойя скрывался от политических репрессий, он, дождавшись амнистии (май 1824 года), покинул Испанию Фердинанда VII. В Бордо, в добровольном изгнании, Гойя продолжал занятия творчеством («Молочница из Бордо», 1826, Прадо; многочисленные литографии, в т. ч. серия «Бордосские быки», портреты соотечественников). Еще при жизни Гойи его творчество обрело общеевропейское значение, а впосл. повлияло не только на судьбу искусства XIX-XX вв. (от Э. Делакруа, импрессионистов и экспрессионистов до современной графики), но и на события вне сферы художественной культуры (например, в 1987 году в Испании учреждена кинематографическая премия «Гойя», ставшая самой престижной в стране).

Дополнительная литература:

Бенуа А.Н. Франсиско Гойя. СПб., 1908;

Lafuente Ferrari E. Goya: The fresco in S. Antonio de la Florida in Madrid. N. Y., 1955;

Holland V. B. Goya: A pictorial biography. L., 1961;

Harris Т. Goya: Engravings and Litographs. Oxf., 1964. 2 vol.;

Прокофьев В. Н. «Капричос» Гойи. М., 1969.

Иллюстрации:

Эскиз росписи купола ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар.«Богоматерь - Царица мучеников». 1780 (музей собора Ла-Сео, Сарагоса). Архив ПЭ.

Литература

  • Каптерева Т.П. Гойя. М., 2003
  • Ортега-и-Гассет Х. Гойя и народное / Пер. с исп.: А. Ю. Миролюбова. М., 1991; он же. Веласкес. Гойя / Пер. с исп., вступ. ст.: И. Е. Ершова, М. Б. Смирнова. М., 1997
  • Weik D. Die Verarbeitung von Fremdvorlagen im Werke Fransisco Goyas. Stuttg., 1986
  • Licht F. Goya: Beginn der modernen Malerei. Düsseldorf, 1985
  • Goya: Royal Gallery of Paintings, Mauritshuis, The Hague, 4 July - 13 Sept. 1970.

http :// www . goia . ru /

Биография Гойя

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками.

К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы - от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей.

В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу. В 1766 году Гойя еще раз безуспешно пытался поступить в Академию. После этого его взоры обратились к Италии. В 1771 году он принял участие в конкурсе, проводившемся пармской Академией художеств и получил вторую премию за историческое полотно, главным героем которого стал легендарный Ганнибал.

Чуть позже художник вернулся в Испанию. В 1772 году он получил заказ на потолочную фреску для церкви Нуэстра Сеньора дель Пи-лар в Сарагосе. На протяжении следующих десяти лет Гойя продолжал получать подобные заказы от церквей, расположенных в Сарагосе и ближних к ней городах.

В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. Он помог новоявленному родственнику получить несколько престижных и выгодных заказов. В 1774 году Гойя переехал из Сарагосы в Мадрид, где приступил к первой серии картонов для Королевской шпалерной мануфактуры Санта-Барбара. Работа над картонами была основной для Гойи до 1780 года, но и в следующее десятилетие он время от времени возвращался к ней.

У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784-1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году.

В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Пропуском туда послужила исполненная в академическом стиле картина «Распятие». Затем, в 1785 году, Гойя стал вице-директором живописного отделения академии, а в следующем году его пригласили ко двору Карла III.

Смерть короля, последовавшая в 1788 году, ознаменовала крутой поворот в жизни Гойи. Новый король, Карл ГУ, пожаловал ему почетный титул придворного художника. Именно тогда художник присоединил к своей фамилии аристократическую приставку «де».

Осыпанный королевскими милостями, Гойя стал наиболее востребованным и модным среди мадридской аристократии художником-портретистом. Наряду с этим он продолжал работать и для церквей. В эти годы им был написан знаменитый алтарный образ «Святой Бернадин Сиенский, проповедующий перед Альфонсом V Арагонским» (1781-83).

Зимой 1792-93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.

Чуть поправившись, Гойя вернулся к работе и написал серию небольших картин. Он делал это с терапевтическими целями, или, как говорил сам, для того, чтобы «занять свое воображение и отвлечься от мыслей о болезни». Кроме того, ему доставляло удовольствие работать не на заказ, освободив себя от пут художественного диктата современности. Эти маленькие картины обозначили водораздел в творческой биографии Гойи. С этого времени в его творчестве стали преобладать странные образы, порожденные фантазией. Тогда же обозначился и его острый интерес ко всему тому, что составляет темную сторону жизни.

В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо.

По поводу политических пристрастий Гойи до сих пор ведутся споры. Судя по всему, из соображений безопасности художник предпочитал держать свое мнение при себе.

В годы правления Карла IV (1788-1808) внутреннее напряжение в стране росло и привело в конечном итоге к острейшему кризису. Карл IV был слабым правителем. Им помыкала жена, Мария-Луиза, и ее фаворит, Мануэль Годой, ставший в 1792 году главой испанского правительства. Он развалил страну, в народе его ненавидели. В 1808 году началось восстание против правящей клики. Карл IV отрекся от престола в пользу своего сына, Фердинанда VII. Фердинанд VII наслаждался властью недолго. Спустя несколько недель его обманом заманили во Францию, и он стал пленником Наполеона. В Испанию вторглись французы - Наполеон мотивировал вторжение необходимостью противостоять революции. Часть испанцев видела в интервентах освободителей от королевской тирании, часть - оказала им яростное сопротивление. В мае 1808 года французы с невиданной жестокостью подавили патриотическое выступление в Мадриде. 6 июня 1808 года Наполеон посадил своего брата, Жозефа, на королевский трон. Его правление продолжалось до 1813 года, когда французские войска были разбиты объединенными силами британцев, португальцев и испанцев под командованием герцога Веллингтона.

В годы французской оккупации Гойя сохранял свою должность придворного художника, что не помешало ему написать в 1812 году портрет герцога Веллингтона, смертельного врага Жозефа Бонапарта. После возвращения в Испанию Фердинанда VII (это случилось в 1814 году) художника подвергли резкой критике за сотрудничество с оккупантами. Это, впрочем, никак не отразилось на его положении при приобрел дом в пригороде Мадрида, назвав его «Домом Глухого». Стены своего пристанища Гойя расписал маслом, используя при этом наводящие трепет сюжеты. Серия офортов того же времени в содержательном отношении мало чем отличалась от этой росписи. В ней властвовали горькое разочарование в жизни, мрачный гротеск, фантастические кошмары. Эта серия, законченная в 1823 году, совпала с новой волной репрессий, развязанных тираническим режимом Фердинанда VII.

В 1824 году Гойя, не желавший мириться с такой политикой, отправился в добровольное изгнание. Последние годы своей жизни он провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

Религиозные сюжеты занимают видное место в творчестве Гойи, но эти работы менее известны, поскольку искусствоведы чаще всего акцентируют внимание на новаторстве художника и лишь поверхностно касаются связей его живописи с религией.

Характер этих связей отчетливо прослеживается в картине «Распятие», 1780, которую многие критики воспринимают как своеобразную перекличку с великими испанскими художниками XVII века - Веласкесом и Сурбараном. Другие религиозные полотна выполнены Гойей в гораздо менее ортодоксальной манере. Наиболее интересны в этом смысле его фрески для церкви Сан-Ан-тонио де ла Флорида в Мадриде, созданные в 1798 году. Справа показана тонкая роспись купола этой церкви.

Как ракета в ночи (о творчестве Гойи)

Гойя отличался потрясающей работоспособностью, универсальным талантом и высочайшим техническим мастерством. Его гений яркой звездой просиял на небосклоне испанской живописи и пробудил ее от долгой спячки.

После «золотого века» испанской культуры, пришедшегося на XVII столетие, в национальном искусстве наступил долгий период безвременья, когда в той же живописи, например, тон задавали приехавшие в Испанию мастера-иностранцы. По большей части, это были выходцы из Италии. Среди них отметим выдающихся художников Луку Джордано (1634-1705) и Джамбатисту Тьеполо (1696-1770). Еще одной примечательной фигурой того времени можно считать немецкого художника Антона Рафаэля Менгса (1728-1779).

На фоне царившего в испанской культуре застоя появление Гойи часто сравнивают с «осветившей ночной небосклон ракетой».

Начало творческого пути Гойи характеризуется медленным, но неуклонным развитием. Тогдашняя его манера, отличавшаяся высоким техническим мастерством, тем не менее была лишена неповторимой индивидуальности.

Засилье при дворе художников-иностранцев привело к тому, что общий стиль испанской живописи потерял национальный колорит, основными требованиями живописи стали «усредненность» и «лакировка». Молодой Гойя работал вполне в русле этих требований, но уже в его картонах, созданных для Королевской шпалерной мануфактуры (1774-1792), появляется отчетливый «испанский акцент». Эти произведения, сюжетно восходящие к «интернациональному» стилю рококо, насыщены чисто испанскими деталями - пейзажем, костюмами и своеобразным юмором. Впоследствии эти элементы лягут в основу и всех зрелых работ художника.

Подобно многим художникам-современникам, Гойя коллекционировал гравюры с картин иностранных мастеров, что помогало ему находиться в курсе всех основных событий культурной жизни Европы. Однако большинство тем для своих картин Гойя черпал из окружающей жизни - к ним относятся коррида, инквизиция, религиозные праздники в испанском варианте и, в некоторых случаях, махи и мачо. Два последних слова означают соответственно красавиц и «модников» из низших сословий.

Техническое мастерство Гойи счастливым образом сочеталось с особенностями его мировидения. Он, как никто, умел придать обычным предметам и событиям звучание, возвышавшее их до вселенского значения. Индивидуальный стиль Гойи начал складываться с 1788 года, когда художник познакомил зрителя с кошмарными созданиями, ставшими позже его визитной карточкой. Оправившись после тяжелой болезни, постигшей его зимой 1792-93 годов, Гойя почти целиком погрузился в мир насилия, мрака и ужаса. Этот мир был порожден двумя источниками - с одной стороны,специфической фантазией художника, а с другой, войной, бушевавшей на всем континенте.

Отчасти эти перемены объясняются и страхом смерти и болезнями, преследовавшими Гойю в последние годы его жизни. Но эти болезни были палкой о двух концах. Измучив художника, именно они обозначили ту границу, на которой Гойя превратился в уникального художника.

До наших дней дошло около 700 картин Гойи, от миниатюр до больших настенных росписей и фресок. Сохранилось также около тысячи его рисунков и 300 выполненных в различной технике гравюр. Чаще всего Гойя писал на холсте. Помимо кистей, он иногда наносил краску ножом, пальцами и т. д. В своей книге «Путешествие по Испании», опубликованной в 1845 году, французский писатель Теофиль Готье (1811-1872) сообщает, что художник создавал свои картины с помощью губок, тряпичных лоскутов, щеток или, как в случае с картинами, посвященными мадридскому восстанию 2 мая 1808 года, деревянной ложкой.

Ряд любопытных сведений доставляет интересующимся творчеством Гойи его сын Хавьер. Он также отмечает разнообразие технических приемов в художественном арсенале своего отца. По словам Хавьера, Гойя часто работал мастихином. В том, что касается его работоспособности, небезынтересно такое свидетельство: Гойя мог закончить портрет за один десятичасовой сеанс. Хавьер рассказывает, что художник любил работать по ночам (в отличие от большинства своих собратьев, предпочитавших писать при дневном свете). Это подтверждает и автопортрет Гойи (ок. 1790-95). На нем он изобразил себя в шляпе, поля которой заставлены зажженными свечами, позволявшими писать ночью. Именно неверный свет свечей помогал художнику создавать его тревожные образы.

Гойя был одинок. По существу, он не имел ни учеников, ни единомышленников, ни даже подражателей. Поэтому его непосредственное влияние на развитие испанской живописи можно считать весьма ограниченным. К концу жизни популярность его творчества заметно упала; его индивидуальная манера раздражала, а в лидеры зрительских симпатий вышли более благополучные и «академические» полотна других мастеров. После смерти имя Гойядолгое время ассоциировалось с принадлежащими его кисти порт ретами современников. Новое открытие художника произошло лишь спустя десятилетия. Его офорты из серии «Бедствия войны», сейчас считающиеся одной из вершин в творчестве художника, увидели свет в 1863 году, а «Черные картины» стали известны в 1870-х годах (и были, кстати, поначалу подвергнуты жесткой художественной критике).

Но влияние Гойи неуклонно росло. Эжен Делакруа (1798-1863) увлеченно копировал его «Капричос», а Эдуард Мане (1832-1883) в своей картине «Казнь императора Максимилиана» сознательно повторил открытия Гойи, сделанные им в «Расстреле повстанцев 3 мая 1808 года». Многие импрессионисты считали себя учениками Гойи, умевшего пожертвовать деталью ради достижения общего эффекта.

И все же лишь XX век без оговорок признал в Гойе одного из величайших художников в истории мировой живописи. Символизм, экспрессионизм и сюрреализм, нашумевшие в ушедшем столетии, во многом опирались в своих дерзаниях именно на творчество Гойи. Вместе с тем художника открыла для себя и широкая публика.

«Черные картины» Гойи

Между 1820 и 1823 годами Гойя украсил две больших комнаты своего дома серией картин, которые впоследствии получили название «черных» за свой мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары.

Эти произведения не имеют аналогов в тогдашней живописи. Некоторые из них написаны на религиозные, другие на мифологические сюжеты -как, например, «Сатурн, пожирающий собственных детей». Однако в массе своей это трагические порождения фантазии художника.

К ним относится и «Пес», изображающий засыпанную песком собаку. Для этих сцен характерна жестокая и смелая манера письма; все в них напоминает о смерти и тщете человеческой жизни. «Черные картины» украшали стены «Дома Глухого» до 1870-х годов, после чего их купил барон Эмиль Эрлангер, немецкий банкир и коллекционер живописи. Картины перенесли со стен на холст и выставили в 1878 году в Париже.

В 1881 году они были подарены мадридскому музею Прадо.

Офорты - Гойя

Гойя был одним из самых искусных и оригинальных художников-граверов своего времени. В этом жанре он ориентировался на Дюрера и Рембрандта. Технически гравюры Гойи отличаются высокой сложностью. Большинство из них относят к офортам, хотя на самом деле художник часто использовал при создании одной пластины сразу несколько технических приемов. Особенно ему нравилось сочетание гравюры с акватинтой, позволяющей создать эффект растушевки.

После появления в Испании литографии, изобретенной в 1798 году, художник быстро сумел освоить и эту технику. Офорты Гойи, как правило, представляют собой отдельные листы больших серий. Первой стала начатая в 1778 году серия копий с работ Веласкеса из королевской коллекции. За ней последовали еще четыре больших серии: «Капричос», 1797-98; «Бедствия войны» 1810-14; «Тавромахия», 1815-16; «Пословицы» (или «Причуды»), ок. 1816-23. Кроме того, уже после переезда во Францию Гойя создал четыре офорта , объединенных темой боя быков («Бордос-ские быки», 1824-25). При жизни офорты художника практически не были известны. «Бедствия войны» и «Пословицы» вообще впервые опубликовали только после его смерти. Большинство оригинальных медных пластин, выгравированных Гойей, хранится в Королевской академии Сан-Фернандо в Мадриде.

Портреты - Гойя

Почти половину творческого наследия Гойи составляют портреты. Для многих из них позировали его знаменитые и знатные современники. Помимо официальных и парадных портретов, Гойя писал портреты друзей и родственников. Еще одну большую часть этого отдела составляют автопортреты художника. Чаще всего Гойя писал поясные портреты (или изображал только голову и плечи), однако есть у него и несколько портретов, написанных в полный рост.

К ним относится «Портрет Марии-Терезы де Вал-лабриджа».

Примечательно, что любимыми художниками Гойи были мастера именно портретной живописи. Это Веласкес и Рембрандт.

Странные миры Гойи

Гойя поражает какой-то странной «неправильностью». Объяснить ее истоки пытались по-разному. Причинами личного характера - вспоминали перенесенную им смертельную болезнь, после которой художник доживал свою жизнь (несколько десятилетий), говоря современным языком, «инвалидом».

Причинами исторического характера - говорили о том, что он стал невольным свидетелем общеевропейской бойни, не способствовавшей оптимизму. Причинами социального характера - жизнь Гойи пришлась на слом эпох в истории Испании, и в этих условиях осталось совсем немного якорей, которые могли бы удержать человека от отчаяния и неверия в существование хоть какого-то смысла. Ортега-и-Гассет называл его «деформированным гением», благодаря своей неуклюжести совершающим «головокружительные сальто в искусстве живописи».

Как бы то ни было, странный мир Гойи, полный человеческой фальши, «искажений», нечисти, фантастических преувеличений, отразил что-то доселе скрытое в человеке - скрытое под покровом внешней благопристойности и веры во всесилие человеческого разума.

Гойя сорвал этот покров и стал великим художником, влияние которого на нашу жизнь длится до сих пор.

СНЫ РАЗУМА НА КАРТИНАХ ГОЙИ И ДАЛИ

При поддержке министерства культуры и молодежной политики Самарской области Областной Художественный музей и центр «Евро-Арт» представили выставку произведений двух выдающихся испанских художников Франсиско Гойи и Сальвадора Дали на темы «Капричос». Коллекция из частного собрания Кунстгалериен Боттингерхаус, Германия

Выставка уникальна, и, во-первых, тем, что на ней экспонируется графика Франсиско Гойи, являющаяся вершиной графического творчества. Никто до Гойи, никто после Гойи ничего подобного не делал. Серия «Капричос» стала одной из самых больших загадок в мировом художественном наследии и пребывает в центре внимания исследователей уже 200 лет. Написаны сотни томов, тысячи страниц, и ответа нет. «Сны разума рождают чудовищ». Это истина, сформулированная Франсиско Гойей в XVIII веке в названии одной из работ этой серии, в XX веке не только не утратила, но преумножила свою актуальность. Вторая уникальность этого проекта еще и в том, что выставка представляет и 80 работ Сальвадора Дали, который перенес композиции всех офортов Гойи в свои литографии, насытил их цветом, ввел свои знаки, пронизывающие все его предыдущее творчество, дал новым композициям новые имена. И, как говорят исследователи, добавил к загадке Гойи загадку Дали. Сальвадор Дали стал хранителем «Сна разума» ХХ века. И если для Гойи серия «Капричос» была первой крупной графической серией, то для Дали – последней. Гойя закончил эту работу в 1799 году. Сальвадор Дали выполнил свою в знак уважения к Франсиско Гойи в 1977-м. Поменялась всего одна цифра. В этом тоже есть какая-то мистика.

И третья особенность в том, что впервые именно на этой выставке представлены сразу два комментария к офортам Франсиско Гойи. Первые комментарии, 1799 года, считается, что сделаны им самим и его другом Мартиносом. Вторые же написаны были в 1803 году. Комментарии к произведениям Сальвадора Дали для проекта «Сны разума» подготовлены немецким искусствоведом Куртом Руппертом. Для того чтобы создать особую атмосферу также специально для этого проекта, питерским композитором Романом Рязанцевым была написана музыка, и мелодии на тему «Капричос» постоянно звучат в экспозиционном зале. Как признаются организаторы, данная выставка чрезвычайно информативна. Зрителям может показаться, что материала слишком много. Но опять же, как сказал на открытии Александр Щеляков (центр «Евро-Арт»): «Мы даем право посетителю выбрать для себя: с творчеством какого из художников они хотели бы ознакомиться больше. Мы даем максимальную возможность каждому либо самому прочувствовать эти работы, либо заглянуть в представленные комментарии».

Судьба серии «Капричос» трагична, как трагична судьба и самого Гойи.

Первые зарисовки к этой серии художник создал в 1793 году. В это время вследствие перенесенной болезни, предполагают, что менингит, Гойя начинает терять слух. Но именно потеря слуха усиливает его зрительное восприятие. Он начинает острее чувствовать окружающий его мир и вдруг понимает, что окружающие его люди вовсе не те, за кого себя выдают.

Первоначально свою серию Гойя хотел назвать «сны» по названию одного из рисунков, и предполагалось, что посвящена она будет колдовству и шабашу ведьм - снам. Но по мере работы он отказывается от этого варианта, берет название «Капричос», и серия приобретает совершенно другой характер – сатирический и социально направленный, скажем так. В 1799 году серия из 80 листов была окончена. Как говорят исследователи, последние два года работы над ней Гойя практически доламывал себя, болезнь очень сильно прогрессировала – его постоянно мучили сильные головные боли. Физические и психические травмы заставляли сильно напрягаться. Но 19 февраля 1799 года серия была выпущена. А спустя четыре дня (за это время было продано всего 27 экземпляров из 240) по решению инквизиции она изымается из продажи. Мы знаем об инквизиции по книгам и фильмам. Гойя жил в это время. И, конечно же, он не мог откровенно показать то, что хотелось. Мы можем лишь об этом догадываться по некоторым штрихам.

Гойя был вынужден прийти к королю Карлу IV извиниться за то, что позволил себе выпустить такую серию. И в качестве жеста примирения он передает ему собрание из 499 репродукций своих произведений, в том числе 80 типографских пластин, а также все непроданные экземпляры вместе с рукописными страницами. С этого момента при жизни Гойи ни одна из его серий, созданных впоследствии, не увидела свет.

Сальвадор Дали обратился к творчеству Франсиско Гойи, когда уже перешагнул семидесятилетний рубеж, за семь лет до ухода из жизни. Как сказано было на открытии выставки, у многих могут возникнуть вопросы: зачем Дали решил подмалевать Гойю? что, Дали хотел встать вровень с этим величайшем художником?. Сам Сальвадор Дали о себе говорил: «Моя живопись – это вершина айсберга. Все остальное – это мое графическое творчество». Дали иллюстрировал «Божественную комедию» Данте, «Фауста» Гете, Рабле и многие другие художественные произведения. «По всей видимости, - говорит Александр Щеляков, - для Дали работа над серий «Капричос» стала иллюстрацией законченного произведения Франсиско Гойи. Дали попытался приоткрыть тайну Гойи, попытался ввести в его офорты то, что не мог показать сам Гойя. Насколько это ему удалось или не удалось, судить зрителям. Но в итоге мы имеем две серии «Капричос».

Слово Capriccio имеет два значения. В первом варианте это «взбалмошная коза», другой перевод звучит как «взъерошенные волосы». В итоге если соединить все вместе и сказать русским языком, то получится примерно следующее: от увиденного волосы встанут дыбом.

Выставка достаточно сложная. Она совсем не созерцательная, эмоционально тяжелая. Каждый из рисунков заставляет задуматься. Франсиско Гойя, по мнению многих исследователей, стал первым художником, который обнажил свою душу перед зрителем. Во время экспонирования в 2005-2006 годах в Москве в книге отзывов была сделана такая запись: «За двести рублей я побывал в аду. Слава Богу, у меня есть еще время причаститься и исповедаться…» Данная выставка - это взгляд на жизнь, на то, что происходит вокруг нас, и на самих себя глазами двух величайших испанцев.

Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де, испанский живописец, гравер, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у Х.Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). С 1773 художник работал в Мадриде, в 1776–1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов с насыщенными по цвету и простыми по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений (“Зонтик”, 1777, “Игра в пелоту”, 1779, “Игра в жмурки”, 1791, – все в Прадо, Мадрид).

С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (“Семья герцога Осуна”, 1787, Прадо, Мадрид; портрет маркизы А.Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 - директор ее живописного отделения), в 1799 - “первый живописец короля”. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании “старого порядка”. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов “Капричос” (80 листов с комментариями художника, 1797–1798); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф.Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (“Маха одетая” и “Маха обнаженная”, обе - Прадо, Мадрид).

С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете “Семья Карла IV” (1800, Прадо, Мадрид). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции (“Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде”, “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”, обе –около 1814, Прадо, Мадрид), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов “Бедствия войны” (82 листа, 1810–1820).

В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме “Кинто дель Сордо” (“Дом глухого”), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные изображения многоликих масс и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени (“Сатурн”) и освободительной энергии юности (“Юдифь”). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов “Диспаратес” (22 листа, 1820–1823). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине “Похороны сардинки” (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов “Тавромахия” (1815).

С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19 века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

Франсиско Гойя, ставший в последствии известнейшим портретистом эпохи испанского романтизма, родился в 1746 году в горном селении Фуэндетодос, где и прошло его раннее детство. Франсиско не получил достаточного образования, он обучался азам грамоты в школе при церкви и всегда писал с ошибками.

За то, он очень преуспел на художественной ниве, оставив потомкам нетленные творения. Благодаря его поистине волшебной кисти, каждый может окунуться в жизнь испанского общества конца ХVII – начала ХVIII столетий, увидеть лица прекрасных дам и знатных грандов, членов королевской семьи, а также бесподобные сценки из жизни простого народа.

Творческий путь художника был долог и тернист. С четырнадцатилетнего возраста Франсиско обучался живописи в мастерской Лусана-и-Мартинеса в Сарагосе. Затем обстоятельства вынудили начинающего художника покинуть родные места и перебраться в столицу страны – Мадрид. Здесь он дважды, в 1764 и 1766 годах, пробовал поступить в академию изящных искусств, но попытки оказались неудачными. Преподаватели не смогли разглядеть зарождающийся талант и по достоинству оценить уровень художественного мастерства молодого провинциала из Сарагосы. В Мадриде Франсиско приходилось зарабатывать себе на хлеб мытьём посуды в таверне «Ботин».

После провала, Гойя отправляется в Рим за новыми впечатлениями и возвращается на родину лишь в 1771 году. Два года, с 1772 по 1774, он трудится в монастыре Аула Ден, расписывая монастырскую церковь картинами из жизни Девы Марии.

В возрасте 27 лет Франсиско заключает очень выгодный для себя брак – женится на Хосефе Байеу, сестре придворного художника Байеу. Благодаря протекции шурина, получает заказ от королевской гобеленовой мануфактуры, который он с удовольствием выполняет, рисуя красивых испанских девушек с кавалерами, озорных детишек, принаряженных селян. Со своей женой Гойя прожил 39 лет и за это время написал всего один её портрет. Из родившихся в этом семейном союзе детей выжил один только мальчик, который так же, как и его великий отец, выбрал стезю художника. Франсиско Гойя не отличался супружеской верностью, у него было множество романов и с аристократками, и с простолюдинками. Но главной любовью его жизни была герцогиня Альба, с которой он забывал о существовании всех других женщин.

Выходец из семьи ремесленника и обедневшей аристократки, Франсиско Гойя, благодаря своему таланту и трудолюбию удалось сделать головокружительную карьеру и стать придворным художником сначала короля Карла III, а после его смерти в 1788 году – Карла IV. Широко известна его картина «Семья Карла IV», где в композиции присутствует автопортрет самого художника.

Во время освободительной борьбы испанцев против французских поработителей Франсиско Гойя откладывает в сторону кисть и берет в руки резец, чтобы посредством офортов «Бедствия войны» отразить все присущие войне ужасы.

Мрачным пятном в творческой коллекции Гойи являются «Чёрные картины». Предыстория появления картин следующая. В 1819 году художник приобрёл двухэтажный домик под Мадридом, известный как «Дом Глухого». Предыдущий владелец так же, как и Гойя, был глухим (художник потерял слух после тяжелой болезни и сам чудом остался жив). Прямо на стенах дома Гойя написал 14 очень необычных и зловещих картин, самая жуткая из которых – «Сатурн, пожирающий своего сына».

В 1824 году художник, утративший милость короля Фердинанда, покидает Испанию и до своей кончины проживает во французском городе Бордо. Старость Гойя скрасила Леокадия де Вейс, которая ради глухого пожилого художника бросила своего мужа. В возрасте 82 лет Франсиско Гойя, в сознании которого переплелись и тёмные, и светлые миры, уходит в вечность, оставив нам свои противоречивые, но очень талантливые работы. Самые известные из них – двойное полотно «Маха одетая», под ней как бы спрятана «Обнажённая маха», серия офортов «Капричос», портреты его возлюбленной Каэтаны Альбы.

Франсиско Гойя (1746-1828) - испанский художник, вошедший в историю своей страны как великий живописец, отрицавший классические устои и изображавший человеческую сущность в ее реальном, болезненно оголенном свете, со всеми недостатками и пороками.

Франсиско Гойя: портрет художника

Мрачное, слегка одутловатое лицо, вдумчиво-настороженный и полный сарказма тяжелый взгляд, грозно взирающий из-под бровей, большая голова - таким на автопортрете зритель видит художника.

Такой он был и в жизни - мастер кисти, уставший человек, передумавший многое и в корне осмысливший реалии существования простого люда. Трезво и внимательно вглядевшись в окружающий мир, Гойя увидел господствующие в нем ложь, тупость, ханжество, суеверие, которые, негодуя, запечатлел в своих произведениях. Картины Франсиско Гойя - это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.

При жизни талантливый испанец не был известен за пределами своей страны. Для остальной его открыли в середине XIX столетия французские романтики, которых заинтересовала фантастика его творений. Оценки творчества Гойя неоднократно менялись. Для современных ценителей прекрасного он не только творец образов, впечатляющих своей фантастичностью, но и великий мастер реального искусства. Картины Франсиско Гойя или принимаешь, или не принимаешь; в любом случае равнодушным зритель не останется.

Раннее творчество художника

В молодые годы талантливый испанец рисовал иначе, с вплетая в собственные творения чудесную поэзию рождающегося индивидуального стиля - стиля Франсиско Гойя. Картины, созданные им, в полной мере передают магию кисти, осознавшей свое могущество и наслаждающейся ним. Произведение «Зонтик» - пример раннего творчества художника - привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.

Рассказы о молодости Гойи больше напоминают захватывающие легенды, центральной фигурой которых он был. В Сарагосе за молодым инквизиция по причине драки в которую он устроил. В Мадриде Франсиско нашли истекающим кровью с ножом в спине, просторы Испании он бороздил вместе с бродячими тореадорами, в Италии - стране, где живописец на протяжении нескольких лет оттачивал умение рисовать, - он взобрался на купол собора Св. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.

Картины Франсиско Гойя: взгляд на внутренний мир общества

Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир - это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Никто себя не знает». Франсиско Хосе де Гойя, картины которого заставляют задуматься о давно минувшем времени, - человек, умевший видеть глубже повседневности, несущий через свои произведения человечность, первый услышавший нарастающий шум нового времени, боровшийся против всякой лжи и ищущий основу, на которой должно быть выстроено лучшее будущее собственного народа.

Франсиско Гойя покровительствовали самые родовитые испанские аристократы. Он стал членом художеств, затем ее вице-директором, а позже и директором отделения живописи. В 1786 году Франсиско Гойя был назначен придворным живописцем.

Франсиско Гойя: известные картины

Яркий мастер-портретист, снискавший официальную славу в этом жанре в 80-е годы XVIII столетия, в 1792 году Франсиско Гойя серьезно заболел, что привело к полной глухоте. Именно в этот тяжелый период единственным прибежищем для него явилось искусство. Художник стал избегать людей, полностью ушел в себя, продолжая писать портреты.

Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Новое видение действительности художником и его критический подход к ней прослеживаются в более поздних работах мастера. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам.

Франсиско Гойя пережил страшные годы оккупации Испании наполеоновскими войсками, став свидетелем зверских расправ захватчиков над мирным населением. Именно эти события послужили основой для создания таких работ, как «Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года», «Восстание 2 мая на Пуэрта дель Соль».

Гойя работал до самого последнего дня. Одной из его завершающих работ был старик на костылях, под которым стояла подпись: «Я все еще учусь». Умер художник от паралича, в период зарождения нового Имея на рубеже двух столетий совершенно новый взгляд на окружающий мир, отвергавший старые запреты и иллюзии, Гойя с большой достоверностью смог передать в своем творчестве всю сложность и противоречивость своего времени.