Французская литература возрождения. Сочинение «Франсуа Рабле величайший художник французского Ренессанса 1 из крупнейших французских писателей эпохи ренессанса

12.1. Общая характеристика эпохи Возрождения во Франции.

Социально-политическая обстановка периода Возрождения во Франции. Влияние итальянского Ренессанса и протестантских движений Реформации на развитие общественной и литературной мысли во Франции. Возникновение национальных центров гуманистической культуры: литературный кружок Маргариты Наваррской, литературное объединение поэтов «Плеяды». Поэзия П.Ронсара. Особенности раннего и позднего этапов Возрождения в литературе Франции.

12.2. Творчество ф. Рабле(1494-1553).

Франсуа Рабле – крупнейший представитель раннего Возрождения во Франции. Ученые и литературные труды Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле как опыт философско-художественного обобщения гуманистических идей. Народные источники и методы литературной обработки фольклорного материала. Особенности композиции, сюжетной организации повествования и техники гиперболического построения образов в романе Рабле. Сатира и гротеск как способы выражения анти-схоластической направленности и ренессансно-гуманистического пафоса литературного письма Рабле.

12.3. Творчество м.Монтеня (1553-1592).

Мишель Монтень и период позднего Возрождения во Франции. Книга эссе «Опыты» Монтеня как результат философско-художественного осмысления итогов Возрождения. Тематическое содержание и жанровая форма литературной прозы Монтеня. Литературные описания и моральные оценки «опытов» человеческой жизни в эссе Монтеня. Авторская позиция скептицизма в отношении к средневековой догматике и к проблеме разумного познания мира и человека в нем..

Раздел13. Литература эпохи Возрождения в Испании (конец XV – начало XVII века).

13.1. Общая характеристика и периодизация испанской литературы эпохи Возрождения.

Социально-политическая обстановка и культурная жизнь в Испании времен позднего средневековья. Основные этапы литературной истории в Испании в эпоху Возрождения. Развитие лирических и эпических жанров в период раннего испанского Возрождения. Становление ренессансного рыцарского романа. Испанский плутовской роман (пикареск) периода зрелого Возрождения: история эволюции жанра и его типологические образцы. Художественный метод ренессансного реализма как определяющий принцип жизнеописания в пикарескном романе. Проявление социально-критических тенденций в плутовских романах М.Алемана и Ф.Г.Кеведо. Значение испанского пикареска для развития романного жанра в национальной и западноевропейской литературе.

13.2. Творчество м.Сервантеса (1547-1616).

Мигель де Сервантес – крупнейший представитель испанского Возрождения. Жизненный путь и творческая биография писателя. Ранние опыты Сервантеса в жанрах лирической поэзии, повествовательной прозы и драматургии. «Назидательные новеллы» Сервантеса как новый этап в развитии малых эпических жанров. Роман «Дон Кихот» - книга итогов Сервантеса. Разработка образа дороги как основы сюжетной композиции и как метафоры жизненного пути героя от неведения к постижению реальности. Связь линии сюжетного движения со стезей перехода героя из мира фантастических вымыслов в мир действительного опыта. Художественные открытия Сервантеса в сферах жанровой организации повествования и создания индивидуальных образов-характеров.

Франсуа Рабле (фр. François Rabelais; предположительно 1494, Шинон — 9 апреля 1553, Париж) — один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». По мнению М. Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы.

Биография

Творчество

Один из замечательнейших писателей своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.

Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».

Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

Литература Возрождения.

Возникновение ренессансного движения во Франции обычно связывают с итальянскими походами Карла VIII, которые открыли для французов культуру соседей, с религиозной Реформацией, укреплением королевской власти и с набирающим силу городским, буржуазным населением. Сначала гуманизм находил воплощение в «евангелизме», попытке воссоздания христианства начала эры, возвращения к неискаженному схоластическими толкованиями тексту Священного писания. Расцвет ренессансного движения приходится на годы царствования Франциска I (1515–1547). Король, получивший прозвище «отца изящной словесности», основал «Коллеж де Франс», учебное заведение нового типа, где преподавали ученые-гуманисты.

С эпохой Возрождения связан расцвет короткой прозаической формы – новеллы, сложившейся под непосредственным влиянием итальянских образцов и французской традиции (фаблио). При дворе бургундского герцога Филиппа Доброго был создан анонимный сборник Сто новых новелл (между 1456 и 1461), явно опирающийся на опыт Декамерона Д.Боккаччо, влияние которого усилилось, когда в 1485 был напечатан перевод Л. де Премьефе. В сборнике новелл Гептамерон (изд. 1559) Маргарита Наваррская (1492–1549) не скрывает влияния Боккаччо. Однако речь не идет о прямом подражании; еще более далеки от итальянских образцов сборники новелл Н.Де Труа (Великий образец новых новелл, ок. 1535) и Н.Дю Файля (Деревенские шутливые беседы..., 1548; Шутки, или Новые сказки Этрапеля, 1548). В сборнике новелл Новые забавы и веселые разговоры (изд. 1558) нет прямых заимствований, автор, Б.Деперье (ок. 1500–43/44) как будто скрывает свою образованность. Проза Деперье (Кимвал мира, 1537) продолжает, вслед за «Великими риториками», осваивать низкий стиль.

В Гаргантюа и Пантагрюэле Ф.Рабле (1494–1553) это освоение происходит особенно активно, высокие прозаические жанры подвергаются здесь пародийному осмыслению. Первые четыре книги романа изданы в 1532 (Пантагрюэль), 1534 (Гаргантюа), 1546 (Третья книга), 1552 (Четвертая книга); подлинность посмертной Пятой книги Пантагрюэля (изд. 1564) оспаривается многими исследователями. Существуют две основных интерпретации произведения Рабле: как порождения «народной смеховой культуры» (М.М.Бахтин) и как творения писателя-гуманиста, – сочетание которых дает целостное представление о нем. У Рабле исчезает конфликт индивидуального чувства и социального долга, характерный для средневекового романа: «иронически реформированный язык рыцарского романа служит выражению новых гуманистических ценностей». Рыцарское повествование в книгах его эпопеи используется «для гуманистической сатиры, гуманистической утопии, для карнавальной миннипеи» (Е.М.Мелетинский). К концу первой половине 16 в. проза смещается в литературной иерархии вниз и надолго уступает первенство поэзии.

Предвестниками формальных экспериментов поэтов Возрождения и наследниками опыта школы Машо стали «великие риторики», расцвет творчества которых приходится на втор. пол. 15 – нач. 16 в. Идеологом школы был Ж.Шатлен (ок. 1410–1475), который утверждал приоритет формы над содержанием. Наиболее яркие представители направления (О.де Ламарш (1425–1502), О.де Сен-Желе (1432–1502), Ж.Маро (1450?–1526), Г.Кретьен (1460–1525), Ж.Лемер де Бельж (1437–1525?), П.Гренгор) пытались проникнуть в потаенные пласты языка, оставаясь, однако, в рамках средневековых поэтических форм. В их представлениях поэзия становится ремеслом, а их сочинения рассматриваются как один из первых опытов придворной поэзии. Установка на светскость, языковые эксперименты школы оказали влияние на К.Маро (1496–1544), сына Ж.Маро, придворного поэта Франциска I. Маро прославился как лирический и сатирический поэт (поэма Ад, 1526), как переводчик (Псалмы, Овидий) и новатор в области формы. Он открыл для французская литература сонет, ввел моду на сочинение блазонов (Блазон о прекрасном соске, 1535). Оба этих нововведения подхватили поэты «Лионской школы» (П.дю Гийе, 1520–45; Л.Лабе, 1524?–1566; А.Эроэ 1492–1568; Ш.Фонтен, 1513–1588). М.Сев (1500–1560), их лидер, превзошел в форме блазона К.Маро (Брови, 1536). Сборник Сева Делия, средоточие наивысшей добродетели (1544) стал важнейшим опытом глубокого восприятия поэзии Петрарки во французской литературе. Расцвет петраркизма во Франции связан с творчеством поэтов «Плеяды», возглавляемой П.Ронсаром (1524–1585), наиболее ярким и признанным поэтом 16 в., и Ж.Дю Белле (1522– 1560). Поэтическая школа выросла из кружка молодых поэтов-гуманистов, объединившихся для изучения античной литературы. Кроме Ронсара и Дю Белле в состав «Плеяды» (окончательно сформировавшийся к кон. 1540-х) входили Ж.Дора (1508–1588), Э.Жодель (1532–1573), Р.Белло (1528–1577), Ж.А.де Баиф (1532–1589), П.де Тийар (1521–1605). С деятельностью «Плеяды» связана реформа поэзии и драмы в сер. 16 в. В программном трактате Дю Белле Защита и прославление французского языка (1549) были сформулированы принципы развития национальной поэзии: обновление языка и литературы через подражание духу источника, обогащение языка за счет заимствований и неологизмов. Сохраняя ориентацию на античность, поэты, в отличие от лириков «Лионской школы», писавших на латыни, развивали французский поэтический язык. Участники «Плеяды» заложили основы для развития драматургии (Евгений, 1552, и Плененная Клеопатра, 1553, Жоделя предваряют поэтику классицистических пьес) и героической эпопеи (Франсиада, 1572, Ронсара) во Французская литература 17 и 18 вв.

Французский театр 16 в. сочетал в себе как бы два театра: один – народный, типично средневековый, площадной (особый успех имеют соти), другой – гуманистический, культивировавшийся в коллежах и при дворе. Пьесы, или трагедии, Р.Гарнье (1545–1590) – пример преломления событий эпохи гражданских войн (1562–1598): художественный мир его мрачен и катастрофичен (Ипполит, 1573; Марк-Антуан, 1578; Антигона, 1580; Иудеи, 1583).

Последние десятилетия 16 в., время политической нестабильности и кровавой религиозной розни, породили феномен «трагического гуманизма». Поздний цикл Ронсара Сонеты к Елене (1578) предвещает поэтику барокко: стиль становится более контрастным и противоречивым. Трагические ноты начинают звучать не только, вслед за Ронсаром, в поэзии (Ф.Депорт, 1546–1606; Ж.де Спонд, 1557–1595), но и в новеллистике этого времени (Лето Б.Пуассено, 1583; Новые истории, как трагические, так и комические, 1585, В.Абанка). Кроме того, жанр новеллы претерпевает структурные изменения, повествование смещается в сторону свободного рассказа, рассуждения об интересующем автора предмете (Утрата, 1584, Г.Буше; Девять утренних бесед и Послеполуденные беседы, обе изд. 1585, Ж.Дагано; Способ добиться успеха, изд. 1610, Ф.Б.де Вервиля). Особым явлением этого периода стали Опыты (1580–1588) Мишеля де Монтеня (1533–1592), написанные в созданном им гибком и вольном жанре эссе. В философских размышлениях автора просматриваются мотивы влиятельной тогда школы стоицизма.

Важнейшая фигура рубежа веков – протестантский мыслитель и писатель Т.А.д"Обинье (1552–1630). Его любовная лирика пронизана военной образностью (Весна, 1573), а в эпическом цикле Трагические поэмы (1577–1578; изд. 1616) картины гражданской войны сочетаются с визионерскими фрагментами, окрашенными апокалиптическими настроениями. Открытия «трагического гуманизма» воплотились в поэтике барокко, расцвет которой приходится во французской литературе на кон. 16 – первую треть 17 вв.