Фламандский художник Ян Брейгель (Младший). Цветочный вернисаж. Брейгель Питер младший: биография и картины Шкатулка с двойным дном

Ян Брейгель Старший, Бархатный Брюссель, 1568 — Антверпен, 1625
Сын великого нидерландского живописца Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), брат художника Питера Брейгеля Младшего (Адского). Работал в Неаполе, Риме и Милане, исполняя заказы известного мецената кардинала Федерико Борромео, в Праге, в Нюрнберге. С 1596 года работал в Антверпене. В этом городе он продолжал жить и после получения в 1609 году почетной должности придворного живописца Альберта и Изабеллы — правителей Южных Нидерландов. Автор пейзажей, натюрмортов, изображений картинных галерей и кунсткамер, картин на религиозные, мифологические и аллегорические сюжеты. Один из создателей и самый яркий представитель чрезвычайно изысканного, рафинированного стиля миниатюрной живописи, пользовавшейся неизменным успехом у современных художнику и последующих поколений коллекционеров. Активно сотрудничал с другими антверпенскими художниками, исполняя в их работах изображения пейзажа и элементов натюрморта (Рубенс, Хендрик ван Бален, Хендрик де Клерк, Себастьян Вранкс, семья художников Франкенов). Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).


Ян Брейгель Старший «Бархатный» «Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе»....дерево (дуб) масло

В отличие от работ брата Питера Брейгеля Младшего, произведения Яна Брейгеля Бархатного, одного из создателей и ведущих мастеров «кабинетной» живописи, были адресованы ценителям тонкого живописного мастерства. Великолепные декоративные качества его картин можно по достоинству оценить на примере принадлежащего К. Мауергаузу «Букета из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе», представляющего собой несколько увеличенное по отношению к оригиналу авторское повторение известного «Венского букета ирисов» (около 1607, Вена, Художественно-исторический музей) - одного из первых произведений художника в жанре цветочного натюрморта. Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение. Цветы в букете из разных времен года, в природе вместе никогда не цветут. Тут же увядшие бутоны - символы бренности. «Такие натюрморты он начал писать, когда находился в Милане на службе у кардинала Федерико Борромео, - рассказал Садков. - В письмах своему клиенту он объяснял, что не может натюрморты писать быстро, потому что на них изображал цветы, которые цветут в разное время года и в реальной жизни их нельзя увидеть вместе».


Ян Брейгель Старший «Бархатный» "Обезьяний пир (Шалости обезьян)" 1621 масло, медь,

«Обезьяний пир» - одно из поздних произведений Брейгеля Бархатного - принадлежит к популярным во Фландрии изображениям обезьян за человеческими занятиями, причем Ян Брейгель Бархатный наряду с Франсом Франкеном II был одним из первых, кто начал создавать подобные картины, сочетавшие осуждение человеческих пороков с юмористическим развлечением.

Хендрик ван Бален Антверпен, 1575 — Антверпен, 1632
Профессиональное художественное образование получил в мастерской известного антверпенского исторического живописца Адама ван Норта, у которого учились также Питер Пауль Рубенс и Якоб Йорданс. В восемнадцатилетнем возрасте, в 1593 году, стал мастером гильдии св. Луки в Антверпене, в 1609-1610 годах — ее деканом. В молодости совершил путешествие по Италии, в Венеции тесно соприкасался с работавшим там немецким художником Гансом Роттенхаммером. Последний привил художнику интерес к жанру маленьких, исполненных с величайшей тщательностью на меди или досках, «кабинетных» картин на исторические, мифологические и аллегорические сюжеты. После возвращения из Италии, с 1603 года, работал преимущественно в Антверпене, где возглавлял большую успешную мастерскую. Среди многочисленных учеников Хендрика ван Балена наиболее известны Антонис ван Дейк и Франс Снейдерс, а также сын художника — Ян ван Бален. Также как и Йос де Момпер Младший, художник не приходился родственником семейству Брейгелей, но активно сотрудничал с множеством мастеров, среди которых Ян Брейгель Старший, Йос де Момпер, Франс II Франкен, Себастьян Вранкс, Ян Вильденс, Лукас ван Юден и Ян Тиленс.


Хендрик ван Бален Старший и Ян Брейгель Старший «Бархатный» Нахождение Моисея

Один из самых популярных в живописи ветхозаветных сюжетов. Спасая младенца Моисея от египетского фараона, повелевшего убить всех иудейских детей мужского пола, мать положила его в корзину и пустила по течению реки. Дочь фараона, гуляя в саду, услышала плач в тростниках у берега. Корзину с Моисеем вытащили на берег, и дочь фараона, увидев младенца, решила взять его на воспитание.

Ян Брейгель Младший Антверпен, 1601 — Антверпен, 1678
Сын и ученик известного антверпенского живописца Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), внук Питера Брейгеля Мужицкого. В десятилетнем возрасте начал обучение в мастерской отца. В 1622 году, следуя примеру отца и деда, направился в Италию, работал в Милане, исполняя заказы кардинала Федерико Борромео, а также в Палермо, где встретился с другом детства — Антонисом ван Дейком. Возвратился в Антверпен в 1625 году в связи со смертью отца и необходимостью возглавить семейную мастерскую. С 1625 по 1651 годы Ян Брейгель Младший был главой большой мастерской, в которой, помимо повторений работ Брейгеля Старшего, создал множество картин в его манере. Работал преимущественно в Антверпене. В начале 1650-х годов некоторое время работал в Париже и Вене. Автор пейзажей, жанровых и исторических сцен, натюрмортов. Был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. Имел одиннадцать детей, пятеро из них — Ян Петер, Абрахам, Филипс, Фердинанд и Ян Баптист — также были художниками и принимали участие в деятельности семейной мастерской. Уровень живописного мастерства Яна Брейгеля Младшего был настолько высок, что для нескольких поколений современных исследователей явилось необычайно сложной проблемой разграничение авторства его самого и его отца, Яна Брейгеля Старшего (Бархатного).


Ян Брейгель Младший «Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу» медь, масло.


Ян Брейгель Младший «Улица в деревне» дерево (дуб) масло


Ян Брейгель МладшийЯн Брейгель Младший (1601—1678) »Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированный изображениями Амфитриты и Цереры» дерево (дуб) масло.

Сын Брейгеля Бархатного — Ян Брейгель Младший пошел по стопам отца по части детализации и любви к изображению прекрасных цветов. Одно из центральных полотен выставки — «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры», — является настоящим украшением и символом экспозиции. В природе все цветы в таком букете никогда не цветут одновременно, они ведь из «разных времен года». И только на картине Яна Брейгеля Младшего вся красота природы собрана в единую композицию, которую дополняют увядшие бутоны как символ бренности мира, и разнообразные насекомые, слетевшиеся на сладкий аромат цветов. Картина считается самой большой по размерам работой мастера. Обилие нескольких разновидностей роз, примул, васильков, нарциссов и других белых, красных и синих цветов давало возможность зрителям XVII века искать символику изображений. Цветы намекают на то, что красота материального мира преходяща, а мастерски написанная керамическая ваза - на бренность всего земного. Ваза украшена овальными медальонами с фигурами лежащих Амфитриты и Цереры, языческих богинь Воды и Земли, двух важнейших веществ, необходимых для жизни цветов.


Ян Брейгель Младший «Пейзаж с путниками на дороге возле леса» дерево (дуб) масло.


Ян Брейгель Младший. «Аллегория вкуса» медь, масло

Картина "Аллегория вкуса" Яна Брейгеля Младшего изобилует множеством аллегорических деталей. За столом, уставленным яствами, сидит женщина с чашей вина, ее угощает рогатый сатир. Рядом стоит большое блюдо с устрицами. Устрицы считались в ту пору деликатесом, как и вино, стимулирующим сексуальную потенцию.

Ян Брейгель Младший. «Аллегория четырех стихий» Совместно с Хендриком ванн Баленом Старшим дерево (дуб) масло.

«Прибрежный пейзаж с фигурами на берегу», «Улица в деревне», «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры» достаточно давно присутствуют на рынке, но до сих пор не опубликованны в научной литературе.

Йос (Иоссе, Иодокус) де Момпер Младший Антверпен, 1564 — Антверпен, 1635
Сын и ученик художника Бартоломеуса де Момпера. В 1581 году принят в антверпенскую гильдию живописцев, в 1611 году — ее декан. Работал преимущественно в Антверпене. Творчество этого мастера — одна из самых интересных страниц в истории старого западноевропейского пейзажа. В его произведениях можно увидеть обобщение опыта пейзажистов XVI столетия, и в то же время он наметил дальнейшие пути развития этого жанра во фламандском искусстве. Художник не являлся родственником кого-либо из семейства Брейгелей, но ему смело можно присвоить звание последователя Питера Брейгеля Старшего. Подобно мастеру, Йос де Момпер Младший в начале своего пути соприкоснулся с итальянизирующей традицией в нидерландском искусстве, но переосмыслил ее, создав индивидуальный стиль. Наконец, неповторимость живописной техники художника, яркость и свежесть красок, прозрачность теней и подвижность мазка позволяют считать творчество Йоса де Момпера Младшего знаменательным явлением в предыстории европейского пленэра и, в более широком смысле, импрессионизма.


Йос Де Момпер Младший и Ян Брейгель Младший "Деревенский пейзаж с колодцем" дерево (дуб) масло.


Йос Де Момпер Младший «Деревенская улица с каменным мостом через реку» дерево (дуб) масло.

Ян ван Кессель Старший (Антверпен, 1626 — Антверпен, 1679)
Сын известного антверпенского живописца Иеронима ван Кесселя и Пасхазии Брейгель (дочери Яна Бархатного), племянник Давида Тенирса Младшего. Профессиональное образование получил в Антверпене в мастерской своего дяди Яна Брейгеля Младшего и Симона де Воса. В 1644 году был принят в антверпенскую гильдию живописцев. Работал преимущественно в Антверпене, выполнял многочисленные заказы испанского двора. Художник был одним из самых ярких представителей анималистического жанра, который сформировался во фламандской живописи в первой половине XVII века. Он унаследовал склонность своего деда Яна Брейгеля Бархатного к миниатюрной манере живописи на медных пластинах или маленьких дубовых дощечках. И с их помощью создал камерные миниатюры с изображениями животных, рыб, морских гадов, птиц и насекомых. На выставке он был представлен четырьмя анималистическими сценами по мотивам басен Эзопа на маленьких медных пластинах.


Ян ван Кессель Старший "Волк, олень и овечка" медь, масло.


Ян ван Кессель Старший «Лев и вепрь» медь, масло.

«В летнюю пору, когда от зноя всех мучит жажда, лев и вепрь пришли на водопой к маленькому источнику и заспорили, кому из них первому пить. И так распалились, что дело дошло до смертного боя. Но вот они повернули головы, чтобы перевести дух, и увидели коршунов, которые выжидали, кто из них падет, чтобы его сожрать. Тогда, прекратив раздор, они сказали: «Лучше нам стать друзьями, чем снедью для коршунов и воронов». (Дурные раздоры и распри лучше прекращать, потому что они все ведут к опасному концу.)


_Ян ван Кессель Старший "Медведь и пчелы" медь, масло.


Ян ван Кессель Старший «Больная косуля» медь, масло.

Экспозиция дополняется картинами семейства Брейгелей из собрания ГМИИ, которые поступили в музей в разные годы из московских частных собраний.


Питер Брейгель (Младший) «Зимний пейзаж с птичьей западней» 1620-е годы дерево, масло Москва, ГМИИ им.Пушкина

«Зимний пейзаж с птичьей западней» - одна из самых известных работ Питера Брейгеля Старшего. В мире существует 127 копий, 45 из них - авторские. В основе изображения лежит вид реальной местности, - как предполагают, брабантской деревни Сент-Пед-Анн близ Дибена. Жители заснеженного селения - реальные обитатели обжитого уголка. Вместе с тем пейзаж Брейгеля еще стремится говорить о мироздании в целом. Волей художника деревня на берегу реки включена в панорамный вид с широкими далями и видом города у горизонта. Изображение сохранило и назидательный подтекст: силки готовы поймать зазевавшихся птиц, а беспечные люди на льду, ходить по которому опасно, могут свалиться в прорубь, на которую никто из них не обращает внимания.



Питер Брейгель Младший «Весна. Работа в саду» Москва, ГМИИ им.Пушкина


«Крещение Христа» Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего Москва, ГМИИ им.Пушкина

Редкая картина Хендрика ван Балена (1575-1632) и Яна Брейгеля Младшего (1601-1678) «Крещение Христа» пополнила художественную коллекцию Государственного Музея Изобразительных Искусств имени Пушкина в декабре 2012 года. Сведения о приобретении полотна разнятся. По одним данным, картину купили у частного лица на деньги, выделенные музею Министерством культуры. Другие источники утверждают, что произведение искусства было преподнесено в дар музею. Шедевр «Крещение Христа» относят ко второй половине 1620 года. Современники Балена и Брейгеля настолько высоко оценили картину, что подмастерья Хендрика ван Балена выполнили копию с «Крещения Христа», которая находится в настоящее время в фондах Королевского Музея Изящных Искусств в Антверпене. Картина, исполненная на известный христианский сюжет, является одним из самых крупных (141 см х 202 см) и амбициозных произведений в творческом наследии живописцев. Внимательное изучение ее художественных особенностей позволяет увидеть различие в трактовке фигур и элементов ландшафта и натюрморта, что свидетельствует об участии в её создании двух мастеров. Такой подход к созданию произведений искусства был достаточно распространенным явлением в творческой практике фламандских и голландских живописцев XVII века, работавших в условиях жесткой рыночной конкуренции. Специалисты «исторического» жанра часто приглашали в соавторы пейзажистов и мастеров натюрморта. В картине «Крещение Христа», как и в ряде других произведений Хендрика ван Балена, изображение элементов натюрморта на первом плане исполнены прославленным антверпенским живописцем Яном Брейгелем Младшим.

В эпоху Возрождения и нового времени профессия живописца нередко становилась наследственной, подобно обычаю, существовавшему у других сословий. Видя в ком-то из своих детей склонность к занятию искусством, художник всегда был рад найти в нем продолжателя, в чьи руки можно передать руководство мастерской, которая вместе с работавшими в ней учениками и подмастерьями, собранными картинами, рисунками, моделями, гравюрами и другими художественными образцами представляла маленькое (а иногда и довольно значительное) предприятие по созданию произведений искусства и как часть наследуемого имущества обладала вполне исчислимой материальной стоимостью. История искусства знает немало художнических династий, охватывающих подчас несколько поколений, среди них династия нидерландских живописцев Брейгелей - одна из самых известных.

Ее основателем был замечательный художник Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569), творчество которого с наибольшей полнотой выразило идеалы нидерландского Ренессанса. Он получил также прозвище Брейгель Мужицкий, поскольку наряду с традиционными религиозными сюжетами писал картины с изображением сцен из жизни крестьян. В своеобразном искусстве Брейгеля фольклорные образы и элементы фантастического гротеска служили формой воплощения национальной гуманистической мысли, подобно тому как их использовал его французский современник Франсуа Рабле при создании бессмертной книги "Гаргантюа и Пантагрюэль". Оба сына художника - Питер и Ян - также стали живописцами, причем последний отличался более оригинальным талантом и был известен как тонкий пейзажист и мастер цветочного натюрморта. Их сыновья Питер III и Ян II в свою очередь наследовали занятие отцов, а в четвертом поколении более всего прославился Абрахам Брейгель - художник натюрмортов, работавший преимущественно в Италии.

Питер Брейгель Младший родился в 1565 году в Брюсселе, куда его отец переехал в последние годы жизни из Антверпена. Он рано потерял родителей, и заботы о нем и его младшем брате Яне взяла на себя их бабка Маритген Верхюлст, которая не только была вдовой художника, но сама успешно занималась миниатюрной живописью. Она была первой наставницей внуков в искусстве, а позднее направила Питера в Антверпен в мастерскую профессионального живописца. Закончив обучение и получив звание мастера, Питер, как старший сын, имел преимущественное право на наследование мастерской отца, что сыграло решающую роль в становлении его собственного творчества. В мастерской еще оставался достаточно обширный круг произведений Питера Брейгеля Старшего, и Питер II начал с того, что стал копировать картины своего отца, тщательно повторяя не только композицию и рисунок, но и цвета оригинала, а затем переводить в живопись композиции рисунков и гравюр. Его повторения имели успех, так как необычные по стилю и сюжетам работы Брейгеля Старшего казались занимательными и вызывали большой интерес. Мастерская Питера Брейгеля Младшего превратилась в главный центр популяризации произведений выдающегося художника; число копий было в ряде случаев весьма значительно - так, картина "Проповедь Иоанна Крестителя" повторялась 25 раз, "Поклонение волхвов" - 13, "Нидерландские пословицы" - 14. Деятельность Питера Брейгеля Младшего - копииста имела бесспорное историческое значение: благодаря ей до нас дошли композиции некоторых утраченных впоследствии картин и рисунков Брейгеля Старшего.

Естественно, одним копированием работы мастера не ограничивалась, однако и для собственных произведений он выбирал сюжеты уже знакомого репертуара. Одной из основных тем оригинального творчества Питера Брейгеля Младшего стало изображение сцен деревенской жизни - сельских ярмарок, крестьянских свадеб и праздников, прототипы которых он нашел в произведениях отца. "Кермесса св. Георгия" (Брюссель, частная коллекция) изображает праздник гильдии лучников в день их патрона - святого Георгия. В этот день члены гильдии во главе со старшиной чинной процессией посещали церковь, потом состязались в стрельбе из лука (эти два эпизода показаны на втором плане картины), после чего следовала пирушка с танцами, играми, потасовками, грубоватыми любовными развлечениями, изображение которой вынесено на первый план. То же незатейливое веселье наполняет и "Крестьянскую свадьбу" (Брюссель, антиквариат), где каждая из неуклюжих фигурок, переданных с меткой наблюдательностью за поведением крестьян, вносит свою лепту в общую шумную и пеструю картину праздника. При внешнем сходстве с работами Питера Брейгеля Старшего картины Питера II обнаруживают существенное отличие: они утрачивают глубинный философский смысл, наполнявший произведения старшего художника, который нашел в сценах народной жизни образ гармонии жизни человека и природы, когда занятия людей и, кажется, даже сами движения их крепких, могучих фигур послушны ритмам природного механизма. У его последователя эти картины приобретают характер забавного, развлекательного зрелища, приближаясь по содержанию к произведениям бытового жанра XVII века. В поздних работах Питера Брейгеля Младшего все большую роль начинает играть пейзаж ("Гостиница св. Михаила", Брюссель, частная коллекция), который выделяется и в самостоятельную тему творчества. Среди пейзажных образов особой привлекательностью для художника обладало изображение зимней природы, и он с несомненной выразительностью передавал уголки фламандского ландшафта, застывшего в морозном оцепенении.

Наконец, третьим направлением в творчестве Питера Брейгеля Младшего, принесшим ему прозвище "Адский", было изображение фантастических видений пылающего ада, населенного чудищами, представляющими самые прихотливые порождения человеческого воображения. Эти произведения продолжают сюжетную линию нидерландского искусства, начатую загадочным гением Иеронимом Босхом и подхваченную в ряде гравюр (цикл "Семь смертных грехов") и картин ("Безумная Грета") Брейгелем Старшим. Но теперь для художника важно не столько само действие - мучение чудовищами грешников, - как общее впечатление, превращающее его картины в ночные пейзажи с охваченными пожаром воображаемыми строениями, символизирующими архитектуру ада; при этом художнику удавалось тонко передать средствами живописи эффект светящихся языков пламени, пронзающих черноту ночи.

В общем развитии фламандской живописи конца XVI- первой трети XVII века творчество Питера Брейгеля Младшего занимает место в стороне от основных открытий. Однако в своей приверженности искусству Брейгеля Старшего художник не был одинок - по-своему перетолковывали наследие великого художника Мартин ван Клеве, Давид Винкбонс и другие мастера этого времени. В свою очередь пристальный интерес к творчеству выдающегося предшественника включается в более общую тенденцию эпохи - он аналогичен одновременному и столь же сильному увлечению голландских графиков наследием Луки Лейденского и новому открытию творчества Дюрера, переживаемому художниками, работавшими при дворе германского императора Рудольфа II, - как будто искусство на рубеже двух веков, колеблясь в выборе новых путей, заново пересматривало лучшие достижения уходящего столетия.

Н. Маркова

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.

Ян Бре́йгель Младший (нидерл. Jan Bruegel de Jonge, МФА: [ˈjɑn ˈbrøːɣəl]; 13 сентября 1601 — 1 сентября 1678) — нидерландский (фламандский) художник, представитель южнонидерландской (фламандской) династии художников Брейгелей, внук Брейгеля Мужицкого.

Мария Магдалина в цветочной гирлянде. 64х49. Частная коллекция

Ян был старшим ребёнком в семье. Через два года после его рождения умерла мать и отец женился на Катарине ван Мариенбург, от которой у него было 8 детей. Будучи первенцем, Ян продолжил отцовскую династию и стал художником. В возрасте десяти лет он поступил в ученики к отцу. На протяжении своего творческого пути он создавал полотна в похожем стиле. Вместе со своим братом Амброзием писал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные мелких деталей. Он копировал работы своего отца и продавал их под его подписью. Произведения Яна Младшего отличают от работ Яна Старшего по немного более низкому качеству и освещенности.

Ян совершал путешествие по Италии, когда получил известие о смерти своего отца от холеры. Он прервал вояж и немедленно вернулся, чтобы возглавить антверпенскую мастерскую. Вскоре он достиг значимого положения и стал деканом Гильдии Св. Луки (1630). Лучшие работы Яна Младшего — крупные пейзажи.

Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде. 81х55. Частная коллекция

Святое Семейство в обрамлении цветов. Эрмитаж

Рождество. 63х49. Частная коллекция

Мадонна с младенцем в цветочном венке. 29х26. Частная коллекция

Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде. 105х80. Частная коллекция

Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде. 34х28. Частная коллекция

Св семейство с Иоанном Крестителем в цветочной гирлянде (совм с Хендриком ван Баленом). 163х137. Частная коллекция

Мадонна с младенцем и Святым духом в обрамлении венка из цветов. 64х52. Частная коллекция

Благовещение в цветочной гирлянде. 22х17. Частная коллекция

Святое Семейство с Иоанном Крестителем в обрамлении в виде венка из цветов (совм с Питером ван Авонтом). 55х45. Частная коллекция

Мадонна с младенцем в цветочном картуше. 74х53. Частная коллекция

в семейство в цветочной гирлянде. 115х95. Частная коллекция

Мадонна с младенцем в цветочном картуше (совм с Питером ван Авонтом). 97х74. Частная коллекция

Питер Пауль Рубенс (цветы - Ян I Брейгель), Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде. 1621

Peter Paul Rubens (совместно с Яном Брейгелем I). Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде


Букет цветов в вазе. 24х18. Частная коллекция

Цветочный натюрморт. 30х20. Частная коллекция

Букет цветов в вазе. 56х45. Частная коллекция

Цветы в вазе. 70х48. Частная коллекция

Чаша с венком. 41х33. Частная коллекция

Натюрморт с цветами. 54х82. Частная коллекция

Натюрморт с цветами. 48х65. Частная коллекция

Корзина с цветами. 53х80. Частная коллекция

Корзина с цветами. 47х68. Метрополитен

Дерево, масло

Происхождение: аукцион Christie"s, Лондон, 14 мая 1971 г., лот 107 как «Питер Брейгель Младший»; через галерею Boskovitch, Брюссель, 1973 аукцион Christies, Лондон, 15 апреля 2015 г., лот 413; частная коллекция К. Мауергауза

Танцем, или пляской, святого Вита (Витта) сегодня называют серьезное невротическое расстройство – хорею, разновидность гиперкинеза, «синдром, характеризующийся беспорядочными, отрывистыми, нерегулярными движениями, сходными с нормальными мимическими движениями и жестами, но различные с ними по амплитуде и интенсивности, то есть более вычурные и гротескные, часто напоминающие танец», как пишет Википедия. Но откуда взялось само название, и почему Брейгели обратились к такому странному сюжету в своем творчестве?

Ученые и сегодня продолжают спорить о генезисе явления, но, как бы то ни было, имеет место по крайней мере одно достоверно зафиксированное историческое событие, получившее название «эпидемия 1518 года». Некая госпожа Троффеа во французском городе Страсбурге несколько дней выделывала на улице судорожные движения, похожие на танец. Удивительно, но к ней примкнуло постепенно несколько сотен горожан. В результате – десятки погибших от инсультов, инфарктов или просто из-за истощения, ибо этот танцевальный марафон продолжался не один день и даже не одну неделю.

И это, как выясняется, не первый случай подобных психогенных эпидемий! Так из-за небывалого разлива Рейна в 1374 году погибли посевы у немецких крестьян, что превратило их и без того тяжелое существование в сущий ад на грани между жизнью и смертью. Верующие, собравшиеся в Аахене традиционно отпраздновать день своего покровителя Иоанна Крестителя, под воздействием стресса, в своем неистовом желании ублажить святого и вымолить у него помощь, оказались вовлеченными в танцевальную вакханалию – бились в конвульсиях, впадали в транс, их лица выражали страдание. Одновременно в подобных плясках принимали участие до полутра тысяч человек! Эпидемия постепенно распространилась на запад Европы и затихла уже на территории Нидерландов.

Еще одна причина подобных массовых психозов коренится в религиозных суевериях. Святой Вит, живший в четвертом веке и страдавший хореей, перед своей мучительной смертью в котле с кипящим маслом, куда его приказал бросить император Диоклетиан за отказ отречься от христианской веры, просил Бога излечить всех пораженных этим недугом. В Средневековье в Германии сложилось поверье, будто «танцы с бубном» перед статуей святого Вита в день его именин 15 июня способны дать заряд бодрости и здоровья на целый год. Кстати, сам медицинский термин «хорея», или «пляска святого Вита», ввел в употребление великий Парацельс. Неоднократная массовая танцевальная истерия в Европе по сути своей хореей не является – это не болезнь, а проявление религиозной экзальтации на грани помешательства.

Известна гравюра 1642 года, выполненная Хендриком Хондиусом (Hendrick Hondius) по рисунку Питера Брейгеля Старшего (1564) «Танцевальная мания в ходе паломничества к церкви в Моленбек-Сен-Жан». Питер Брейгель Младший пошел по стопам отца и тоже обратился к сюжету, как оказалось, достаточно обыденному, привычному для своего времени. Кстати, часто «в помощь» танцующим приглашались музыканты, что мы и наблюдаем в сценке, изображенной на картине. И – да! – обратите внимание на табличку, прикрепленную к раме: здесь вполне внятно написано, что картина принадлежит кисти Питера Брейгеля Старшего (the Elder). Что бы это значило?..

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Пьющий король

Дерево, масло

Происхождение: аукцион Christie"s, Лондон, 06 декабря 2011 г., лот 15; приобретена в 2014 г. в Цюрихе в галерее Kunstberatung; частная коллекция К. Мауергауза

«Король пьёт!», или «Пьющий король», или «Бобовый король» – сюжет, весьма популярный в живописи Фландрии 17 века. Питер Брейгель Младший был далеко не единственным художником, кто обратился в своем творчестве к теме безудержно веселых и пьяных народных гуляний, сопровождавших празднование католического Богоявления.

Обязательным атрибутом праздника был пирог, перед выпечкой которого в тесто замешивался боб – символ Вифлеемской звезды. После подачи на стол пирог разрезали в соответствии с числом участников пиршества. Тот, кому посчастливилось заполучить заветный кусок пирога с бобом, оказывался в центре всеобщего внимания, становился Бобовым королем, а все прочие – его свитой. Королю все старались угодить, выполнить любое его желание. От короля требовалось немного – как можно чаще поднимать свой отнюдь не пустой бокал с восклицанием «Король пьёт!». И не надо изобретать тосты и произносить речи – достаточно просто дать своим «подданным» команду к очередному возлиянию.

Вот такую разудалую пьяную пирушку и показал Питер Брейгель Младший на следующей картине: здесь и дети, и собаки, и кошки, и куры – всем тепло и весело в этот холодный январский день у очага посреди жаркого застолья с обильной выпивкой и едой, с непритязательными танцами под звуки волынки…

Кстати, обратите внимание на невероятное сходство этой картины и полотна Мартена ван Клеве Старшего (1527 – 1581), последователя Питера Брейгеля Старшего, "Король пьёт!" . Очевидно, что пальма первенства здесь принадлежит именно ван Клеве, а Питер Брейгель Младший явно находился под влиянием работ и этого художника, в том числе.

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Перепись в Вифлееме

Дерево, масло

Происхождение: частная коллекция, Европа; аукцион Piasa, Париж, 31 марта 2014 г., лот; частная коллекция К. Мауергауза

В творчестве Питера Брейгеля Младшего можно четко проследить два основных направления: жанровые сценки, рисующие жизнь простого народа, по которым можно изучать сегодня быт и нравы Фландрии 17 века – и здесь талантливый сын следует по стопам своего великого отца, продолжая его традиции, и христианские, библейские сюжеты, но изображенные всё в том же стиле: перед нами предстают портреты современников художника – вне всяких сомнений. Судите сами: «Перепись в Вифлееме» на первый взгляд ничем не напоминает нам о событиях более чем двухтысячелетней давности – настолько обыденно всё изображенное на полотне, так не соответствуют нашим представлениям и знаниям о древней Иудее костюмы, дома, лица, лежащий на улицах снег. Присмотритесь внимательнее! Что за деньги отдают граждане прибывшим чиновникам с их гроссбухами? Да перепись ли это? Скорее, речь идет о сборе налогов! И только женщина на осле, закутанная в плащ (скрывающая свою беременность?), следующая за мужчиной с неким инструментом, напоминающим пилу, намекают нам на фрагмент из Евангелия, что повествует о плотнике Иосифе и жене его Марии, прибывших в Вифлеем и направляющихся к постоялому двору. Забавно, но на переднем плане режут явно рождественских свиней, готовясь отпраздновать Рождество Христово! Вот так библейский сюжет и современность тесно переплелись на картине фламандца.

Сюжет евангельской переписи был, очевидно, весьма популярен среди заказчиков Питера Брейгеля Младшего, если эта работа – далеко не единственная и является, по сути, списком с картины отца . Вот только в отличие от «Переписи» Брейгеля Старшего здесь мы видим лишь нижнюю половину гораздо более масштабного полотна. Зато в Королевском музее изящных искусств Антверпена хранится полный вариант "Переписи" .

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Крестьянская драка

Дерево, масло

Происхождение: распродажа коллекции Fursac, Галерея Fievez, Брюссель, 14 декабря 1923 г., № 33, как «Pierre II», проиллюстрирована PL. VII; частные коллекции, Европа; галерея de Jonckheere, Париж, 2014 г.; частная коллекция К. Мауергауза.

Жанровые сценки Питера Брейгеля Младшего – это не просто отражение жизни современных ему Нидерландов; как и работы отца, все они полны глубокого смысла, носят подчас назидательный характер, содержат в себе определенную мораль. Такова и картина «Крестьянская драка». Судя по деталям, перед нами конфликт, разгоревшийся в ходе карточной игры и перешедший в суровое побоище с применением подручных средств в качестве аргументов. А аргументы здесь нешуточные! Например, вилы, которые крестьянка прижала к груди и ни за что не желает отдавать не в меру распалившемуся спорщику, дабы избежать кровопролития, если не убийства. И эта яростная сцена происходит на фоне вполне мирного деревенского праздника.

Согласитесь, это так близко нам, россиянам! Ну, какая, скажите на милость, свадьба в русском селе без хорошей драки? «Потом поймали жениха и долго били», как пел Владимир Семенович Высоцкий. Человеческая натура не меняется с течением времени. Прошли века, а тема пустячной, неуместной, бессмысленной бытовой ссоры с криминальным исходом не теряет своей актуальности.

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Волынщик, играющий на улице в окружении детей

Дерево, масло

Происхождение: коллекция de Blomaert; частная коллекция Швейцария; галерея de Jonckheere Париж, 2015; частная коллекция К. Мауергауза.

Пытаюсь понять замысел художника, главную мысль, выраженную на этом полотне, но вижу лишь толпу детей, восхищенно взирающих на волынщика. Мне кажется, он еще и не играет даже, а малыши уже замерли в ожидании музыки – для них она непостижимая тайна, чудо, исторгнутое из недр безобразного серого меха. И неважно, что неподалеку разыгрывается очередная драма, и один из ее участников уже замахнулся мотыгой на оппонента, и зеваки сбегаются то ли посмотреть, чем всё закончится, то ли поддержать спорящие стороны – всё-таки, какое ни есть, а развлечение в их примитивной, однообразной жизни, исполненной ежедневных тяжких трудов. И лишь дети, чистые и наивные, завороженно внимают убогим звукам волынки. «В стране слепых и кривой – король».

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38), и мастерская. Ловушка для птиц

Дерево, масло

Происхождение: Grace Wilkes, Нью-Йорк, который завещал картину Музею Метрополитен, Нью-Йорк в 1922 г.; аукцион Christie`s, Лондон 6 июня 2012 г., лот 72; частная коллекция К. Мауергауза

Осмелюсь предположить, что «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц», или «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», или просто «Ловушка для птиц» – наверное, самый популярный сюжет не только у Брейгелей, но и у других нидерландских художников; возможно, он даже популярнее «Пьющего короля». Питер Брейгель Младший столь часто к нему обращался, что сегодня в мире насчитывается свыше сотни авторских копий, две из них можно увидеть и в России: в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Государственном Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. А теперь появилась и третья копия в собрании К. Мауергауза.

На первый взгляд, перед нами идиллическая картина заснеженного голландского городка. Жители – от мала до велика – катаются на коньках по замерзшей реке. И собственно ловушку для птиц мы воспринимаем поначалу не как ловушку, а скорее как кормушку. И только через некоторое время начинаем понимать, что кормушка эта какая-то странная: на ненадежной опоре лежит старая деревянная дверь, под ней рассыпан корм, птицы доверчиво клюют его, не подозревая о нависшей над ними угрозе. В любой момент деревянный колышек может выскользнуть из-под двери, и все находящиеся под ней птицы будут раздавлены. В чем смысл устанавливать такую смертельную для птиц конструкцию?..

По сравнению с птицами, сидящими на ветках на переднем плане, люди на реке выглядят ничуть не крупнее – и невольно напрашивается аналогия: люди и птицы на этой картине так похожи! Как птицы могут быть убиты в любой момент, так и люди могут провалиться под непрочный лед или в прорубь. Неявная угроза, смертельная опасность, нависшая над людьми и птицами, роднит их, делает равными перед неумолимостью рока. И возникает вопрос: оправдан ли риск? И не саму ли реку жизни с ее соблазнами, многочисленными вызовами и испытаниями изобразил автор на картине?

Фламандские (нидерландские) пословицы

Три небольшие тондо кисти Питера Брейгеля Младшего, представленные на выставке, иллюстрирующие нидерландские пословицы, являются самыми загадочными работами мастера и потому вызывают наибольший интерес. Для людей неподготовленных, плохо знающих историю Нидерландов, образ жизни, ментальные особенности населения этой страны и не владеющих языком, это скорее не пословицы, а настоящие загадки-головоломки, побуждающие к интенсивным поискам в стремлении понять, что хотел сказать нам художник. Вот и ваша покорная слуга пустилась во все тяжкие в намерении раскопать тайный смысл этих удивительных работ.

Знаменитое полотно "Фламандские (нидерландские) пословицы" Питера Брейгеля Старшего ничуть не уступает фантасмагориям Босха. Эта картина до сих пор является объектом пристального внимания искусствоведов. Отдельные сюжетные фрагменты, из которых сложена эта жуткая, причудливая мозаика, иллюстрируют многочисленные пословицы; специалистам удалось выявить таковых свыше сотни. Далеко не все удалось расшифровать, потому что некоторые пословицы подзабылись, устарели, вышли из обихода. Вот только расшифровать три тондо Питера Брейгеля Младшего по описаниям к картине его отца мне не удалось: сын пошел дальше отца. В серии его фламандских пословиц есть как списки с отцовских сюжетов, так и собственные иллюстрации к пословицам.

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Пьяница на яйце

Дерево, масло. Диаметр 12,5 см

Происхождение: аукцион Hampel, Мюнхен 25 сентября 2014 г., лот 642; частная коллекция К. Мауергауза

Мне удалось найти в Интернете резцовую гравюру на меди Яна Вирикса из серии «Двенадцать фламандских пословиц», выполненную по рисунку Питера Брейгеля Старшего (1568) и дополненную им неким четверостишием, над переводом которого пришлось покорпеть. Название гравюры «Только глупец высиживает пустое яйцо» является, очевидно, последней строкой четверостишия. Вторую удалось перевести с помощью Google-переводчика почти полностью: «Всегда улыбаются и полны бодрости духа…». К сожалению, я не уверена, что правильно набрала текст с гравюры; вполне возможно, я неверно интерпретировала некоторые символы, и там есть умлауты. Но в любом случае, смысл четверостишия и название «Пьяница на яйце», под которым аналогичная работа Питера Брейгеля Младшего была выставлена в Нижнем, как-то не соответствуют друг другу: яйцо на картине явно не пустое, и сидит на нем не столько глупец, сколько любитель возлияний.

Кстати, в Королевском музее изящных искусств в Антверпене есть еще одна подобная работа Питера Брейгеля Младшего, только чуть большего размера. Если вам нравятся изыскания из серии "Найдите 10 (20,30...) отличий", извольте: Фламандские пословицы !

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Мужчина обнимает даму, когда в ее руках игла

Происхождение:

Рискну высказать свое скромное мнение по поводу сюжета этой картины. Мне кажется, здесь идет речь о беспечности, неосторожности, необдуманности действий. Мужчина ведет себя явно опрометчиво! Не так ли?

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским (1564/65 – 1637/38). Фламандская пословица

Дерево, масло. Диаметр 17,5 см

Происхождение: галерея Robert Finck, Брюссель, 1973; коллекция барона de Warnand; галерея de Jonckheree; частная коллекция К. Мауергауза

Даже не буду пытаться как-то интерпретировать сценку на этой картине. Заранее уверена, что ошибусь. Скажу лишь, что многие нидерландские пословицы имеют аналоги в русском языке. А мне почему-то пришла на память строчка из известной басни И.А. Крылова: "А Васька слушает, да ест".

Современникам, скорее всего, не составляло труда понять автора – гораздо труднее это сделать нам спустя столетия. Думаю, искусствоведам еще предстоит большая работа над расшифровкой смыслов и идейных посланий мастера, скрытых в этих картинах. Возможно, европейские исследователи творчества Брейгелей уже написали научные статьи и даже защитили диссертации, посвященные шедеврам, которые, благодаря удивительному стечению обстоятельств, оказались теперь в частной коллекции в России. Если вам эта тема интересна, если вы найдете соответствующие публикации – пожалуйста, поделитесь этой информацией в комментариях!

Татьяна Шепелева. Октябрь 2016 года