Финансовая политика государства. Фискальная политика. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика Финансовая и фискальная политика государства

1. Финансовая система: назначение, функции, структура.

2. Социально-экономическое содержание фискальной политики.

3. Дискреционная фискальная политика.

4. Недискреционная фискальная политика.

5. Государственный долг: причины возникновения и последствия.

6. Теория экономики предложения.

1.Финансовая система: назначение, функции, структура.

Финансовые отношения возникают между субъектами рыночных отношений и представляют собой денежные отношения, не связанные с обслуживанием личного потребления. К основным видам финансовых отношений относятся денежные отношения: между государством и предприятиями; между государством и общественными организациями; между государством и населением; между предприятиями и организациями; внутри предприятий и организаций.

Таким образом, финансовая система есть совокупность исторически сложившихся в обществе экономических отношений по поводу формирования и использования денежных средств, не связанных с обслуживанием личного потребления.

Финансы выполняют в экономике аккумулирующую, регулирующую, распределительную и контрольную функции.

Одним из главных элементов финансовой системы страны выступает её налоговая система.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также принципы и методы построения налогов.

Роль и структура налоговой системы определяется особенностями исторического и экономического развития конкретной страны. Налоговая система предназначена обеспечивать государство финансовыми ресурсами. Она включает в себя различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки.

Основную группу налогов составляют прямые и косвенные налоги. Данная группа налогов связана с объектом налогообложения и особенностями взаимоотношений между налогоплательщиком и государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма налогообложения). К ним относятся: налог на прибыль фирмы, корпорации, индивидуальный подоходный налог, налог с наследства, налог на транспортные средства и др. Косвенными налогами являются налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включённые в тариф услуги. Владелец товара или предоставляющий услуги при их реализации получает налоговые суммы, которые затем перечисляет государству (косвенная форма налогообложения). В данном случае связь между плательщиком налогов (потребителем товара или услуги) и государством опосредована объектом налогообложения. К косвенным налогам относятся: налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины и др.



По признаку изменения налоговых ставок налоги подразделяются на: налоги с постоянной ставкой, с пропорциональной ставкой, с прогрессивной и регрессивной ставками.

Другим важным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет.

Государственный бюджет представляет собой ежегодный финансовый план образования и использования централизованного денежного фонда государства.

Основные элементы государственного бюджета – доходы и расходы государственного бюджета.

Государственные расходы включают в себя государственное потребление (C G ) и государственные инвестиции (I G ), т.е. G = C G + I G . Кроме того, расходная деятельность государства проявляется в выплате трансфертов (T r ), состоящих из субсидий (субвенций) предпринимателям (T rU ) и различных выплат домашним хозяйствам (T rH ). Государственные расходы также включают в себя выплаты процентов по государственному долгу (rD G ), где r – реальная ставка процента.

История экономического развития индустриально развитых стран показывает, что доля государственных расходов в ВНП или ВВП на протяжении ХХ в. имеет устойчивую тенденцию к росту. Примечательно, что ещё в ХIХ в. немецкий экономист Адольф Генрих Вагнер выявил эту тенденцию, которую в последствии назвали «законом Вагнера».

Закон Вагнера – политэкономическая закономерность устанавливающая, что с развитием мировой экономики доля государственных расходов в ВНП или ВВП имеет тенденцию к росту.

Основные виды расходов и доходов государства сведены в таблицу 11.1.

Таблица 11.1

Главными источниками доходов государства являются налоги (T x ) в виде прямых (T x dir ) и косвенных налогов (T x ind ), факторный доход государства (Y G ) от продажи благ, произведённых в госсекторе, и создания государственного долга (D G ). При этом, для упрощения теоретического анализа, часто используют понятие чистых налогов (Т ), которые определяются следующим образом: Т = Т x – Т r .

Нормальное состояние госбюджета предполагает равенство расходной и доходной его частей, т.е. сбалансированность доходов и расходов госбюджета. Между тем на практике часто возникают ситуации отличные от нормальной, которые обычно характеризуются возникновением дефицита или профицита государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета представляет собой ситуацию, при которой текущие государственные расходы превышают доходы (налоговые поступления) в текущем году. Противоположная ситуация называется профицитом госбюджета .

Дефицит государственного бюджета может быть либо структурным, либо циклическим. Структурный дефицит государственного бюджета возникает в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов производства. Циклический дефицит государственного бюджета является результатом циклического падения национального производства и отражает кризисные явления в экономике.

Если правительство для борьбы с инфляцией и спадом производства проводит дискреционную фискальную политику, то ему, как правило, редко удаётся в конкретном году сбалансировать свой бюджет, т.е. уравнять доходы и расходы государства. В макроэкономической теории разработано три подхода к решению проблемы балансирования государственного бюджета . При этом в каждом случае правительство оказывает влияние на занятость, объём реального национального дохода и общий уровень цен.

Первый подход основан на концепции ежегодного балансируемого бюджета , т.е. ежегодного уравнивания доходов и расходов государства. Такой подход, по сути, противоречит антициклической политике государства, поскольку в действительности он углубляет циклические колебания. Между тем сторонники классической и неоклассической теории поддерживают такую бюджетную политику, так как, по их мнению, она ограничивает экспансию государственного сектора и потому препятствует сокращению частного сектора экономики. В результате проведения такой бюджетной политики вмешательство государства в экономику ограничивается и при этом не происходит увеличения издержек общества в виде роста налогов.

Второй подход основан на концепции бюджета балансируемого на циклической основе . Сторонники данного подхода (кейнсианцы, неокейнсианцы и др.) предлагают для стабилизации экономики чередовать профицитный (в годы экономического подъёма) и дефицитный (в годы экономического спада) госбюджеты. Однако при данном подходе проблема сбалансированности госбюджета решается лишь отчасти, так как в большинстве случаев продолжительность фаз подъёма и спада экономических циклов не совпадают.

Третий подход основан на концепции функциональных финансов . В соответствии с данной концепцией основной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости и стабилизации экономики, тогда как проблемы сбалансированности госбюджета и государственного долга имеют второстепенное значение. Неинфляционная полная занятость и стабилизация экономики должны быть достигнуты не зависимо от влияния проводимой фискальной политики на величину дефицита госбюджета и государственного долга. Таким образом, при данном подходе проблемы сбалансированности госбюджета и государственного долга имеют второстепенное значение.

Финансы представ­ляют собой совокупность денежных отношений по формированию и использованию ресурсов, посредством которых государство осуществ­ляет прямое перераспределение национального дохода в целях обеспе­чения стимулов к наиболее эффективному процессу хозяйствования.

Отметим, что финансы - это не деньги, а денежные отношения, воз­никающие при переходе части дохода от одного владельца к другому. В качестве собственников здесь могут выступать государство, местные органы власти, фирмы, население.

Финансовые отношения носят объективный характер и образуют систему, которая включает экономические связи, возникающие:

Между государством и предприятиями разнообразных форм хозяйствования;

Непосредственно между предприятиями;

Внутри предприятий;

Между органами власти различных уровней;

Между государством и обществен­ными организациями;

Между государством и населением;

Между госу­дарствами.

Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают: чистый доход, амортизационные отчисления, нало­ги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общест­венных организаций и др. В связи с этим финансовые отношения выра­жают процесс распределения и перераспределения стоимости общест­венного продукта и на этой основе - формирование денежных средств у участников воспроизводственного процесса.

На базе финансов формируется финансовая система - совокупность финансо­вых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, орга­низующих образование, распределение и использование денежных фондов. В условиях командно-административной системы используется принцип демократического централизма, который предполагает цент­рализацию большинства ресурсов у государства. В условиях рыночной экономики господствует принцип федерализма, который предполагает разграничение функций и финансовых ресурсов между финансовыми звеньями системы.

Основными звеньями финансовой системы выступают:

Бюджеты различных уровней власти;

Бюджеты и фонды социального, имущест­венного и личного страхования;

Финансы предприятий, учреждений, организаций;

Финансы населения.

Финансовая система подразделяется на централизованные (государственные) и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы, аккумулируемые на государственном уровне, включают бюджеты различных уровней власти, внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, государст­венный фонд занятости, федеральные и территориальные фонды обяза­тельного медицинского страхования), а также кредит.

Децентрализованные финансы образуют:

Финансы предприятий, которые включают фонд накопления, обра­зуемый за счет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и амортизационных отчислений, направляемых на обновление и пополнение производственных фондов; фонд потребления; резервный фонд, необходимый для покрытия временно возникающих потребностей в денежных средствах;

    финансы организаций и учреждений;

    бюджеты семей.

Финансы призваны выполнять различные функции: воспроизводственную, распределительную, контрольную и стимулирующую.

Воспроизводственная функция состоит в том, что финансы играют важную роль в процессе производства товаров и услуг, кругооборота основных фондов, подготовки квалифицированной рабочей силы. Уве­личение инвестиций создает предпосылки для накопления, расширения основных фондов. Рост социальных расходов, направляемых на образо­вание, здравоохранение, социальное обеспечение, страхование, создает условия для подготовки и воспроизводства квалифицированной рабо­чей силы.

Распределительная функция финансов означает, что с их помощью осуществляется распределение финансовых ресурсов между материаль­ной и нематериальной сферами производства, бюджетами различных уровней власти, предприятиями, учреждениями, различными социаль­ными слоями населения, а также распределение общественного продукта.

Контрольная функция финансов предполагает, что с их помощью правительство осуществляет контроль за пропорциональностью в рас­пределении и использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Стимулирующая роль финансов способствует расширению и совер­шенствованию производства, полной занятости, развитию научно-тех­нического сотрудничества, внедрению инноваций.

Таким образом, функционирование финансов сопровождается фор­мированием экономических отношений по поводу образования, распре­деления и использования денежных доходов и накоплений хозяйствую­щих субъектов, государства и работников, участвующих в производстве и реализации товаров и услуг; по поводу создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы, которыми обладает государство, являются важным и эффективным рычагом воздействия на экономику.Финансы – это совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство и связанных с ними экономических отношений. Финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Финансовая система общества представляет собой совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств. Она включает в себя финансовые институты разных уровней: государства, хозяйствующих субъектов, населения.

Центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет – основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и расходов государства.

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой .

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала.

Задачами финансовой политики являются:

ü обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

ü установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

ü организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

ü выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

ü создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика многогранна и осуществляется по целому ряду взаимо переплетающихся направлений. Среди них чаще всего выделяют две главных линии: фискальную и бюджетную политику.

Фиксальная политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов.Фиксальная политика – это политика государства в области налогов, как главного источника доходов государственного бюджета, и планируемых изменений государственных расходов, направленная на регулирование и предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

Кпрямым относятся способыбюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т. п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др.

С помощьюкосвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играетсистема налогообложения. Изменяя ставки, налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т. п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.

Дискреционная политика означает, что государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и увеличения темпов экономического роста, т.е. улучшения экономического положения страны.

При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Однако все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. Изменение государственных расходов отражается на величине ВНП с мультипликационным эффектом.

Мультипликатор государственных расходов M G показывает, насколько возрастаетВНП в результате увеличения этих расходов на закупку товаров (G) и услуг и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению (MPS):

или M G =1/ MPS.

Мультипликационный эффект государственных расходов обусловлен тем, что их увеличение повышает доход и ведет к росту потребления. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно. Совокупный эффект от государственных расходов (увеличение ВНП) равен их приросту, умноженному на мультипликатор: ∆ВНП = ∆G× M G.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Динамика налогов (∆Т), подобно государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению(MPС) к предельной склонности к сбережению (MPS):

Мт = MPС/ MPS или Мт = ∆ВНП/∆Т.

Для оживления экономики государство должно снижать налоги, а для ее охлаждения – увеличивать.

Если при увеличении государственных расходов правительство стремится сохранить сбалансированность бюджета и для этого увеличивает величину налоговых поступлений, т. е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении, то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета. Действие этого мультипликатора состоит в следующем: при возрастании государственных расходов и налоговых поступлений на одну и ту же величину (∆G = ∆T), равновесный объем производства возрастает на ту же самую величину (∆ВНП = ∆G = ∆T).

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста . Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Второй вид фискальной политики – политика автоматических (встроенных) стабилизаторов .

Автоматическая фискальная политика позволяет относительно смягчить проблему длительных временных налогов. Она предполагает изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в ходе циклических колебаний экономики без принятия специальных решений. В этом случае изменения параметров бюджетно-налоговой политики возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов.

Главными встроенными стабилизаторами являются:

Прогрессивное налогообложение;

Государственные трансферты (прежде всего пособия по безработице).

На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Стало быть, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.

На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, а тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад экономики.

В целом встроенные стабилизаторы экономики, как правило, должны сочетаться с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости экономических ресурсов. На практике правительства развитых стран проводят комбинированную политику, сочетающую оба метода применения бюджетно-налоговых рычагов.

Среди рычагов влияния на совокупный спрос, а следовательно, и на макроэкономическое равновесие существенное место занимает финансовая система общества и соответствующая финансовая политика государства. Рассмотрим ее.

Сущность финансов и их роль в рыночной экономике

В системе экономических отношений общества с рыночной экономикой значительное место занимают отношения по поводу движения денег. На их основе и возникают отношения, которые называются финансовыми. Название происходит от латинского слова financia, что означает платеж, доход. Этот термин, как отмечают специалисты, стал широко использоваться с XIII века, позже стал распространенным во всем мире и сейчас используется как в хозяйственной практике, так и в экономической науке. Рассмотрим суть финансовых отношений.

Они возникают на основе движения денег. Но не все денежные отношения являются финансовыми. Это лишь те из них, что связаны с движением денег в виде их определенных фондов. Финансы - это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Эти отношения не включают движение денег, полученных от обмена товаров, вступления в наследства, дарения и тому подобное. К финансовым отношениям относятся только те, которые связаны с формированием специальных фондов, которые имеют строго определенные принципы их распределения и использования.

Функционирование финансов связано с денежным оборотом. Но сам себе он не является причиной их использования. Финансовые отношения обусловлены потребностью субъектов экономической деятельности в обеспечении нормальных условий для ее осуществления и восстановления, с одной стороны, и потребностями реализовать свои функции со стороны государства, с другой. Главное назначение финансов - обеспечение каждого физического лица, каждого субъекта хозяйственной деятельности, каждой государственной структуры, а следовательно, и общества в целом достаточными для осуществления их деятельности денежными средствами, то есть созданием условий для нормального воспроизводства социально-экономической жизни общества.

Финансовые отношения общества включают несколько составляющих. Это, во-первых, финансовые отношения между государством и субъектами хозяйственной деятельности. Они составляют, с одной стороны, отношения по изъятию государством у субъектов хозяйствования определенных средств через платежи в государственный бюджет и отчисления в различные фонды государственных организаций. С другой стороны это - отношения относительно предоставления средств государством субъектам хозяйствования через системы платежей и государственных закупках и разного рода субвенций, дотаций, льгот по кредитам и тому подобное.

Во-вторых, это финансовые отношения между государством и так называемыми бюджетными организациями, через которые происходит финансирование таких организаций.

в-третьих, это финансовые отношения между государством и физическими лицами, которые, с одной стороны, включают отношения выплаты физическими лицами различных обязательных платежей государству, прежде всего, налогов, а с другой - это отношения, через которые государство осуществляет различного рода выплаты определенным категориям населения (пенсии, помощь, субсидии и тому подобное).

Четвертую группу составляют отношения между самими субъектами экономической деятельности. Они проявляются как через формирование и использование различных фондов денежных средств такими субъектами, так и через штрафные санкции при нарушении определенных обязательств.

Следующей группой финансовых отношений являются отношения между структурными подразделениями крупных предприятий и их объединений, а также между предприятиями и их работниками.

Функционирование финансовых отношений связано с определенными институтами, которые обеспечивают их реализацию. Совокупность финансовых отношений общества и учреждений и организаций, обеспечивающих их нормальное функционирование, образуют финансовую систему страны. Последняя включает три взаимосвязанные подсистемы: государственные финансы, финансы экономических субъектов и финансы населения (физических лиц) (см. схема 15.1).

Государственные финансы - это система денежных фондов, сосредоточенных в распоряжении государства и предназначенных для обеспечения свойственных им функций, и совокупность форм и методов, с помощью которых эти функции реализуются.

Государственные финансы включают такие элементы, как государственный бюджет, пенсионный фонд, фонды занятости населения, социального страхования, социальной защиты и другие государственные фонды целевого

Схема 15.1. в

назначение. Они выполняют ведущую роль во всей финансовой системе общества. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта (от 1/3 в Японии до 2/3 в Швеции). В Украине эта доля составляет менее половины ВВП.

Государственные финансы, прежде всего, обеспечивают предоставление так называемых общественных благ, осуществляя перераспределение экономических ресурсов в пользу производителей таких благ. С помощью государственных финансов осуществляется перераспределение доходов и имущества с целью выполнения государством социальной функции, связанной с оказанием помощи социально незащищенным слоям населения. Важную роль играют государственные финансы в обеспечении нормального функционирования государственного сектора экономики. Государственные финансы выступают важным фактором стабилизации экономики. Мобилизованы через государственные финансы средства используются для осуществления мероприятий по регулированию занятости и цен, особенно в периоды экономических спадов.

Второй составляющей финансовой системы являются финансы субъектов экономической деятельности. Они состоят из двух элементов - финансов предпринимательских структур и финансов неприбыльных и общественных организаций. Финансы предпринимательских структур - это система денежных фондов, обеспечивающих процесс воспроизводства предпринимательской структуры. Они приобретают форму основных и оборотных фондов, прибыли, амортизационных отчислений, страховых фондов и тому подобное. Объектом этих финансов является доход от предпринимательской деятельности, при распределении которого и формируются фонды денежных средств и платежи и взносы в государственные фонды. Фонды субъектов предпринимательской деятельности направляются на осуществление инвестиционных и других расходов. Финансы предпринимательских структур выступают базовым элементом финансовой системы, поскольку именно благодаря им создается внутренний валовой продукт, который служит источником всех видов финансов.

Финансы населения или физических лиц - это фонды денежных средств, формирующихся из доходов физических лиц. их еще называют финансами домохозяйств. Это та часть доходов домохозяйств, которая используется для покупки ценных бумаг или формирование личных фондов - пенсионного, медицинского страхования и других. их назначение - удовлетворение определенных потребностей в будущем и увеличения личных доходов.

Все названные подсистемы финансов тесно связаны между собой. Именно с финансов юридических лиц (фирм) и населения (физических лиц) поступают ресурсы государственных финансов и именно на них направлены механизмы формирования последних: налоговая система, таможенные платежи и прочее. В свою очередь, государственные финансовые ресурсы в значительной степени возвращаются населению и юридическим лицам в виде финансирования социальных программ, субсидий, дотаций или капиталовложений. Финансы юридических лиц (фирм) и населения (физических лиц) также связаны между собой: для большинства физических лиц заработная плата и дивиденды являются основным источником формирования финансов населения. С другой стороны, финансовые ресурсы населения наполняют финансы юридических лиц (фирм) главным образом через покупку акций и создания различного рода обществ.

более Полно сущность финансов проявляется в тех функциях, которые они выполняют (см. схема 15.2).

Основополагающей функцией финансов является воспроизводственная. Она заключается в том, что через финансовую систему осуществляются накопление необходимого количества денежных фондов субъектами хозяйствования (предпринимательства) для осуществления процесса расширенного воспроизводства (накопления). Через систему финансов происходит обслуживание непрерывного движения капитала, создается предпосылка как для восстановления потребленных экономических ресурсов, так и для их расширения с целью накопления. Важную роль играют финансы и в воспроизведении такого экономического ресурса, как труд или рабочая сила.

Второй функцией финансов является распределительная. Через систему финансов происходит перераспределение добавленной стоимости, что в конечном итоге приводит к перераспределению валового внутреннего продукта. Финансы являются основным целевым инструментом распределения и перераспределения национального продукта.

Финансы выполняют и контрольную функцию. Суть ее заключается в том, что финансы являются инструментом контроля за деятельностью субъектов обмен

Схема 15.2. в

но-распределительных отношений. Движение денежных потоков отражает обмен, распределение и перераспределение стоимости, а потому объективно требует контроля. В процессе финансовых взаимоотношений разные субъекты контролируют друг друга, что обеспечивает сохранение финансовых ресурсов и формирование доходов на законной основе. Эта функция реализуется в двух направлениях. В процессе образования, распределения и использования денежных фондов осуществляется контроль за движением материальных ресурсов со стороны субъектов предпринимательства. В то же время этот процесс используется государством для контроля за соблюдением в экономической жизни действующего законодательства.

Финансам присуща и стимулирующая функция. Система формирования фондов денежных средств базируется на таких принципах, когда она может создавать заинтересованность субъектов предпринимательства в расширении деятельности, повышении ее эффективности, а может и тормозить ее, способствуя расширению "теневой" деятельности.

Итак, финансы - это, с одной стороны, разветвленная совокупность финансовых отношений, охватывает существенные стороны повседневной экономической жизни общества, а с другой - совокупность учреждений, организаций и методов, которые обеспечивают функционирование финансовых отношений.

Финансы играют важную роль в рыночной экономике. С помощью финансов реализуются отношения между государством и субъектами предпринимательской деятельности. Финансовая система создает условия для реализации такого принципа предпринимательской деятельности, как экономическая самостоятельность ее субъектов. Государство осуществляет свое регулирующее воздействие на этих субъектов именно через финансовые отношения, устанавливая определенные нормативы отчислений от их доходов на реализацию общественных потребностей. При выборе форм финансовых взаимоотношений государства и субъектов предпринимательской деятельности является возможность гибкого маневрирования, что свидетельствует о достаточно высокий динамизм и универсализм этих отношений, определение наиболее рациональных и взаимоприемлемых решений как государства, так и субъектов предпринимательской деятельности на основе объективных закономерностей развития экономики.

Важную роль играют финансы и в функционировании неприбыльных общественных организаций. Они, как правило, связаны со сферой нематериального производства и могут нормально осуществлять свою деятельность только при условии получения определенных средств от государства. Именно финансовая система и создает сеть тех каналов, по которым такие организации обеспечиваются средствами.

Финансы существенно влияют и на население. Именно через финансовую систему складываются отношения государства с физическими лицами по предоставлению последним разного рода выплат - пенсий, пособий, стипендий и тому подобное. Через финансовую систему поступают средства на образование, лечение и покрытие других благ, которые предоставляются населению бесплатно или на частично оплачиваемой основе. Поэтому финансовая система является важным фактором обеспечения жизнедеятельности той части населения, которая нуждается в социальной защите.

Итак, финансовая система играет важную роль в обществе. Поэтому государство использует ее для активного влияния на все стороны общественной жизни и прежде всего на обеспечение стабильности экономики.

Лекция 11. Финансовая система и фискальная политика. (4 ч)

1. Финансовая система и ее структура.

2. Госбюджет и его основные статьи.

3. Сущность и причины налогообложения. Виды налогов.

4. Бюджетный дефицит и его причины.

5. Государственный долг и его последствия.

6. Сдерживающая и стимулирующая фискальная политика.

1. Финансовая система и ее структура.

Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и осуществления государственных расходов , получили название финансовых отношений, или финансов.

Эти отношения, с одной стороны, обеспечивают существование самого государства и его институтов, а с другой – используются государством для макроэкономического регулирования национальной экономики.

Финансовые отношения осуществляются через соответствующие учреждения (Министерство финансов, Министерство налогов и сборов).

Совокупность всех финансовых отношений общества и институтов, их реализующих, представляет собой финансовую систему страны.

Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами , которые ему необходимы для выполнения экономических функций. В их состав входят следующие звенья: государственный бюджет , внебюджетные фонды, государственный кредит

Рис. Структура финансовой системы

2. Госбюджет и его основные статьи.

Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет - централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для осуществления социально-экономических функций.

Рис. Функциональная структура расходов консолидированного бюджета в 2007 г., в % к итогу

Для отличника! Основная часть расходов бюджета по разделу «Реальный сектор экономики» приходилась на расходы по подразделам: «Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность» – 43,5% (в 2006 году – 47,3%) всех расходов на национальную экономику, «Дорожное хозяйство» – 22% (24,4% – в 2006 году), «Промышленность, энергетика, строительство и архитектура» – 19,1% (вместо 14% в 2006 году). Расходы социального характера по разделам: «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации » составили 53,3% всех расходов консолидированного бюджета. В 2006 году доля этих расходов составляла 53,7%.

3. Сущность и причины налогообложения. Виды налогов.

Существуют два основных источника покрытия дефицита бюджета:

1. Эмиссия новых денег, или эмиссионный способ покрытия.

2. Привлечение государственного кредита, или не эмиссионный способ покрытия.

Инфляционный налог.

Представляет собой также своеобразный «невидимый» государственный заем и является методом изъятия денежных средств у населения.

Безвозвратный государственный заем с помощью инфляции представляет метод, используемый многими развивающимися странами для оплаты государственных расходов, поскольку другие средства налогообложения неэффективны.

Влияние на объем производства в стране через госбюджет.

Историческая справка.

§ Налоги существовали во все времена. Однако еще до 1936 г. бюджет страны использовался в основном в целях обеспечения существования самого государства и его институтов.

§ Использование госбюджета для регулирования спроса и объема производства в стране было предложено Дж. М. Кейнсом и впервые реализовано в США в 1936 году, во время Великой Депрессии. Тогда президентом Ф. Рузвельтом была создана Федеральная резервная система. Затем аналогичные налогово-бюджетные системы были созданы во всех странах с рыночной экономикой, а с 1992 года и в Республике Беларусь.

Влияние на объем производства в стране через бюджет. Продолжение 1.

В современной налогово-бюджетной системе на объем спроса и производства в стране влияют два ключевых инструмента – прогрессивная шкала подоходных налогов и государственные расходы.

Госрасходы в виде социальных трансфертов направляются различным группам населения и в виде дотаций и субсидий – различным субъектам хозяйствования.

Поскольку ставки налогов пересматриваются реже (счет идет на десятилетия), чем величина отдельных статей госбюджета (утверждаются ежегодно или на 5-7 лет), то главным инструментом является не налоговая, а бюджетная политика.


Рис. Влияние на объем производства в стране через бюджет. Продолжение 2.

Влияние на объем производства в стране через бюджет. Продолжение 3.

Таким образом, экономика оказавшись в депрессии, может долгое время не выходить из нее. Пример. Во время Великой депрессии в самых развитых на тот момент странах – Англии и США, безработица достигла 30%, спад производства за период гг. составил 50%, число суицидов выросло в разы, люди начали грабить магазины.

Влияние на объем производства в стране через бюджет. Продолжение 4.

    Чтобы не допустить сокращения спроса вводится прогрессивная шкала подоходных налогов (на доходы населения и на прибыль фирм). В результате те, кто зарабатывает больше, тот и платит больше в бюджет, тот, кто оказался банкротом или потерял работу, не платит ничего. Далее те люди, которые потеряли работу или за счет снижения доходов оказались за чертой бедностью, получают из бюджета пособия и доплаты, а те фирмы, что оказались на грани банкротства – получают субсидии и дотации. Прирост AD из бюджета можно расписать по расходным составляющим GDP = C + I + G + Xn. Люди, которым не на что питаться, не будут сберегать доходы, а фирмы, которые не имеют средств, чтобы возобновить производство, не будут выводить деньги за границу. Полученные средства они направят на покупку товаров и вложат в производство; тем самым фирмы, которых ожидало закрытие: возобновят производство (Y) --- вновь наймут ранее уволенных работников (L) --- те получат W --- начнет постепенно расти AD, что приведет к росту GDP.

Рис. Ограниченность влияния на объем производства через госбюджет.