Философия буддизма кратко. Что такое буддизм — первое знакомство с учением Будды

Буддизм краткое описание

Слово "буддизм" произошло с санскрита и означает "учение для просветления". Суть духовной практики буддизма заключается в пробуждении духовных свойств человека для достижения им нирваны. Ключевой фигурой в буддизме является Гаутама Сиддхартха - принц, достигший нирваны и принесший людям свой опыт для передачи знания.

Это реальная историческая личность, он родился в Индии в середине VI века до н. э. Это было особенное время в развитии духовности Востока. Именно тогда в мире воплотилось огромное количество выдающихся философов и духовных учителей: в Китае это Конфуций и Лао-Цзы, в Иране - Заратустра, в Греции - Пифагор и Гераклит, в Индии - Гаутама Сиддхартха.

В основе буддистской религии - учение Четырёх Благородных Истин (Чатур Арья Саттьяни): "О страдании", "О природе страдания" (закон кармы), "О прекращении страдания путем устранения его источников" и "Об истинных путях прекращения страдания".

Учение о карме и сансаре

Учение о карме - одна из основополагающих доктрин буддизма. Само по себе слово «карма» означает «действие», а вовсе не не как «судьба» или «предопределенность», как привыкли у нас считать. Карма - это именно действие, за которым следует результат. Совокупность всех дел, совершенных человеком в жизни - и есть результат, который проявляется в следующем воплощении как отправная точка, с которой душа начинает свой новый виток развития или деградации. Таким образом, карма может быть благоприятной или неблагоприятной.

Сансара - это "колесо" перевоплощений человеческого духа из одной физической формы в другую, которое воспринимается как школа взросления духа. Итогом проживания сансары является достижение высшей точки духовного бытия - просветления. При этом воплощения на пути к нирване могут быть самые разные. Кроме человеческого, концепция буддизма предполагает возможными ещё несколько форм существования: божество (дэв), воин (асур), человек - это благоприятные формы рождения, а также животное, голодный дух (прета) и обитатель ада - это, мягко говоря, неблагоприятные формы рождения.

Основная концепция буддизма

Буддизм на продолжении длительного исторического периода был ведущей духовной традицией большинства районов Азии, а именно: страны Индокитая, Китай, Тибет, Непал, Шри Ланка, Корея и Япония. Так же, как и индуизм в Индии, буддизм оказал огромное влияние на культурное и ментальное развитие этих стран. Но в отличие от индуизма, в основе которого лежит поклонение бесчисленному множеству богов, учение буддизма воспринимает Бога как абсолютную энергию творения и не имеет традиции поклонения Богу как воплощенной личности. Буддизм видит бога в каждом человеке, он повсюду, всё сущее есть проявление Творца. И если индуизм первостепенное внимание уделяет мифологии и ритуалу, то буддизм, напротив, сродни современной психологии - он заботится о состоянии человека, его духовном прогрессе как пути к достижению вечного блаженства, нирваны. Способ достижения этого блаженства заключается не столько в том, чтобы удовлетворить человеческое любопытство относительно происхождения мира и природы божественного, а скорее в том, чтоб понять причину страданий и пути их преодоления.

На протяжении веков буддизм претерпел множественные изменения, "оброс" различными сектами и ответвлениями, но по прежнему остается одной из самых многочисленных религий мира.

Золоченые пагоды, гигантские статуи, умиротворяющая музыка – знаменитые буддистские символы. Раньше они ассоциировались исключительно с культурой Востока. Но в последние десятилетия европейцы активно заинтересовались азиатским учением. Почему это происходит? Давайте разберемся, в чем заключается суть буддизма.

Суть буддизма.

Краткая суть буддизма: история и современность

Почти 300 млн жителей Земли называют себя буддистами. Учение принес людям индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший 2,5 тыс. лет назад. Легенда рассказывает, что будущий вероучитель провел детство и юность в роскоши, не зная тревог и волнений. В 29 лет он впервые увидел бедность, болезнь и смерть других людей.

Принц понял, что богатство не избавляет от страданий, и отправился на поиски ключа к истинному счастью. Шесть лет он странствовал по свету, знакомился с философскими теориями разных народов. Духовные поиски привели Гаутаму к «буддхи» (просветлению). Дальше Будда преподавал принципы нового учения до своей смерти.

  • жить порядочно и честно;
  • изучать мысли и действия других людей и свои собственные;
  • относиться к окружающим с мудрым пониманием.

Буддисты верят, что, следуя этим идеям, можно избавиться от страданий и прийти к блаженству.

Буддизм: суть религии, духовные основы

Учение Гаутамы распространилось по всему миру. В нем есть решения для проблем современного общества, нацеленного на погоню за материальными благами. Буддизм учит, что богатство не гарантирует счастья. Буддистская философия интересна тем, кто хочет постичь глубину человеческого мышления, узнать природные методы оздоровления.

Буддисты терпимо относятся ко всем другим религиям. Эта система убеждений основана на мудрости и понимании. Поэтому в мировой истории ни разу не было войн во имя буддизма.

Для любого цивилизованного человека приемлемы 4 буддистские благородные истины.

  1. Суть жизни – страдание, т. е. болезни, старение, смерть. Мучительны и душевные страдания – разочарование, одиночество, тоску, гнев, страх. Но учение буддизма не призывает к пессимизму, а объясняет, как освободиться от страданий и прийти к счастью.
  2. Страдания вызваны желаниями. Люди мучаются, если их ожидания не сбываются. Вместо того чтобы жить ради удовлетворения своих страстей, нужно просто изменить желания.
  3. Страдания прекратятся, если отказаться от бессмысленных страстей и жить сегодняшним днем. Не стоит застревать в прошлом или воображаемом будущем, лучше направить свою энергию на помощь людям. Избавление от желаний дает свободу и счастье. В буддизме это состояние называется нирвана.
  4. К нирване ведет благородный восьмеричный путь. Оно состоит из правильных воззрений, устремлений, слов, поступков, средств к жизни, усилий, осознанности и сосредоточения.

Следование этим истинам требует мужества, терпения, психологической гибкости и развитого ума.

Буддийское учение привлекательно тем, что его можно постичь и проверить на собственном опыте. Эта религия утверждает, что решение всех проблем находится не снаружи, а внутри самого человека. Она дает своим последователям стойкость перед любыми невзгодами, душевную гармонию и счастливую размеренную жизнь.

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части . В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама , известный как Будда Шакьямуни . Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.


Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма , сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна . Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна . Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна . Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Запинить

Возможно Вас заинтересует:
Основные идеи буддизма. Мифы и заблуждения

В Индии более 2500 лет назад возникло учение о духовном пробуждении, известное как буддизм.

Это самая мирная и гостеприимная из мировых религий, однако, самая малая по численности.

Именно благодаря своей открытости, популярность буддизма растёт во всём мире и сейчас число его приверженцев достигает уже свыше одного миллиарда человек.

Однако далеко немногие способны понять суть буддистских практик. Основные идеи буддизма трактуются неверно по различным причинам.

Мы рассмотрим самые распространённые заблуждения и постараемся их опровергнуть.

Буддизм - типичная религия

Говорить о буддизме как о типичной религии, по меньшей мере, некорректно, поскольку в нем отсутствуют основополагающие религиозные понятия, такие как вера в Бога, священное писание, грех.

В буддизме нет призыва к отречению от иных верований, как в других мировых религиях, таких как, например, христианство. Также отличается буддизм и отсутствием служителей культа, хотя возникшая ритуальность в нем имеет скорее сходство с религией, пожалуй, только внешнее.

С осторожностью можно назвать буддизм религией опыта, в которой полученное понимание - это результат проб и ошибок, т.е. анализа знаний, полученных на практике, в отличие от других религий, где краеугольным камнем является вера.

Можно считать буддизм философской концепцией, поскольку это законченное и логичное мировоззрение. Но здесь снова приходим к тому, что только практика может привести к пониманию сути явлений целиком, используя при этом не только силу интеллекта, но и подсознание, эмоции, чувства, речь.

Это в свою очередь приводит к положительной трансформации человека, в отличие философии, объясняющей суть явлений на формальном уровне понятий и слов.

Поступательно осознавая природу явлений, естественным образом приходим к конечному результату практики - состоянию совершенства вне концепций.

Все буддисты - пацифисты

В основные идеи буддизма вхожа идея пацифизма - исчезновения всякого насилия как явления, противодействия войнам исключительно посредством осуждения их аморальности. Идея же и практика ненасилия — совсем не то же самое.

Буддисты, конечно же, практикуют ненасилие, но в случае непосредственной угрозы применяют активные действия для предотвращения насилия, направленного против них. Есть много примеров, когда монахи практикуют боевые искусства и, когда невозможно избежать боя, без сомнений и колебаний демонстрируют свои умения.

Все буддисты медитируют

Наверняка многие считают, что медитировать, значит, сидеть в позе лотоса и методично «мычать», сосредоточившись и концентрируясь на своих внутренних ощущениях.

На самом деле, это целый комплекс методов, позволяющих достичь физического и морального самосовершенствования.

Это обобщенное название совокупности основных духовных практик, направленных на развитие самонаблюдения, внимательности, достижения просветления и нирваны.

Конечно же, далеко не все буддисты медитируют, а точнее, как показывают исследования, только небольшой процент монахов, представляющих данную конфессию.

Далай-лама буддистский Папа

Проводить параллели между далай-ламой и Папой Римским не совсем корректно. Далай-Лама по учению о реинкарнации является воплощением одного и того же бодхисаттвы Авалокитешвары, отказавшегося от полного просветления для спасения, защиты и покровительства всех живых существ на земле.

Поиск нового перевоплощения далай-ламы всегда представляет собой целый ритуал. Происходящие сверхъестественные явления, связанные с его рождением, указания оракулом признаков, по которым разыскивается избранный кандидат, все это является частью ритуала. Тем не менее, считаясь духовным учителем и наставником, далай-лама не является руководителем тибетской школы Гелуг.

Формально эту выборную должность занимает Ганден Трипа. Папа Римский для католиков является полным сувереном Святого Престола, владея тремя нераздельными функциями власти.

Будда - веселый толстяк

Один из самых популярных персонажей, воплощенных в скульптуру сидящего в позе лотоса и смеющегося толстяка, отнюдь не является Буддой.

Это, на самом деле, один из семи божеств счастья - Хотей, Будай. Также он считается одним из воплощений бодхисаттвы Майтрея, будущего учителя человечества. Согласно многочисленным легендам, туда, куда приходил Хотей, он приносил достаток, здоровье, удачу, а также помогал исполнению желаний.

Буддисты язычники

Если исходить из того, что все дохристианские и нехристианские религии являются языческими, то и буддизм можно назвать таковым.

Основные идеи буддизма также имеют родственные связи с язычеством, что обусловлено традицией отсутствия правила исключенного третьего, что определяет особое положение буддизма среди мировых религий, оставаясь терпимым к другим верованиям.

Однако, с другой стороны, буддизм принципиален в отношении необходимости уничтожения причин бытия на Земле, а семейно-родовые отношения, любовь к Земле являются в этом случае несомненным препятствием на пути к личному спасению - на этом буддизм разрывает связи с язычеством. Далай-лама даже как-то заявил: «Религия — это то, без чего мы, вероятно, можем обойтись».

Страдание - главная цель духовной практики буддиста

Естественно, приверженцы буддизма не стремятся себя истязать физически до смерти. Основные идеи буддизма - это четыре истины: “Есть страдание, есть причина страдания, есть конец страдания, есть путь практики, кладущий конец страданию” .

Рассматривая их все вместе, целиком, совсем не напрашивается такой уж пессимистический вывод, что жизнь-страдание. Да, в буддизме страдание - это характеристика бытия, оно сопровождает все, даже приятные моменты жизни. По сути, страдание - это привязанность к физической форме, чувствам, восприятию, мыслям, и сознанию. И буддизм рассматривает проблему всего человечества в целом и предлагает пути к ее решению.

Будда, испытав безусловное счастье, указывает людям на причину страданий и пути их преодоления. То есть, полностью положить конец страданиям можно самостоятельно с помощью исследования и понимания их причин.

Все буддисты - аскеты и вегетарианцы

Чрезмерный аскетизм, предполагающий отказ от всяких желаний ради достижения личного духовного идеала, был осужден самим Буддой, как абсолютно бесполезный. В результате аскет приобретал сверхъестественные способности, но служили они эгоистическим интересам.

Идеалом же является бодхисаттва, который заботится о благе других людей. Поощрялся самоконтроль за физическим состояниями тела в качестве средства достижения полного контроля над сознанием. Соответственно, совершенно необязательно придерживаться вегетарианства и строго ограничивать себя в еде.

Поедание мяса не приравнивается буддизмом к участию в убийстве. Таким образом, поощряется, когда человек стремится сбросить со своего ума своего рода сон с мясом и его поеданием это коррелирует, но довольно слабо.

Вера буддистов в реинкарнацию

Вера в переселение душ феноменальна. Однако не все буддисты верят в постоянный цикл перерождения. Скорее, речь идет о повторном воплощении, т.е. помещение сущности живого существа в другое тело.

Буддийская философия отрицает существование души, соответственно, и реинкарнации. Есть понятие сантана— протяжённость сознания, не имеющая никакой опоры, однако связанная с постоянными изменениями.

Пребывание сознания в мире живых, как и после смерти, определяется психическим состоянием и определяется кармой.

Особое значение в тибетском буддизме приобретают далай-ламы, которые сохраняют линию перерождения.

Сиддхартха Гаутама - божественное существо

Одно из заблуждений о буддизме - это то, что Будда есть божественное существо. Это неверно. Являясь духовным учителем для своих последователей, Будда Шакьямуни был человеком и никогда не претендовал на божественность. При рождении он получил имя Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой (буквально «пробудившимся»), когда истина открылась ему после длительных поисков.

Благодаря этому великому событию на него снизошли мудрость и сострадание, и он осознал свое великое предназначение - донести истину до людей. Наличие же или отсутствие Бога Будда не считал существенным.

Заблуждения о Дхарме

Понятие Дхармы не имеет однозначного аналога, это основополагающий свод законов и правил, соблюдение которого необходимо для развития космоса и общества, неделимая единица бытия. Это центральная категория в буддизме, наверняка самая сложная и бесспорно многозначная. Природа Дхармы непостижима, но живущие по ее устоям могут достичь нирваны.

Зачастую некоторым людям кажется, что можно выбрать какие-то ситуации и моральные принципы, которые нравятся, а остальные, которые сложно понять, принять, можно исключить или отбросить. Существуют различные обеты, которые запрещают принимать отдельные части учения и пренебрегать другими. Другая ошибка - вера в возможность усовершенствовать практики, получив в результате перерождения снова человеческую жизнь.

Карма - некоторый аналог судьбы

Идею кармы в буддизме переоценить невозможно. Если о карме говорить совершенно упрощенно, то это будет примерно так: позитивные деяния ведут к счастью, а негативные - к страданию.

Таким образом, избегая всего негативного и совершая только позитивные действия, человек закладывает основу для достижения состояния абсолютного счастья.

Человек имеет возможность совершенствоваться тем самым совершенствовать свою карму, так как в учении буддизма проведена прямая причинно-следственная связь между настоящей жизнью человека, его прошлым и будущем воплощением.

Однако зачастую человек заблуждается, считая, что карма - это нечто такое же как и судьба, что все уже предопределено, иначе, собственно, и не было бы никакой возможности изменить что-либо.

На самом деле, чем глубже понимание взаимообусловленности прошлого, настоящего и будущего, тем более вероятно эффективное вмешательство и изменение привычек, переживаний, что может изменить карму.

Самое сложное - увидеть связь между причиной (факторы, эмоции, внешние действия) и соответствующим следствием из-за возможного большого временного промежутка между ними.

Все наши действия оставляют отпечаток в подсознании, и это знание может быть промежуточным шагом для понимания, какие действия нужно практиковать, какие избегать в продолжение кармического пути.

Заблуждений о буддизме значительно больше, чем было перечислено. Основные идеи буддизма ошибочно описываются в связи с трудностью понимания, особенностями различных школ и так далее.

До нашей эры, в середине 1-ого тысячелетия, в качестве противовеса преобладающему Брахманизму, в северной части Индии зародился Буддизм, до сих пор считающийся одной из наидревнейших идеологий в мире. Заняв главную позицию в философии , Буддизм берет свое начало с проповеди Будды (Принц Сиддхартха Гаутама) о четырех возвышенных истинах, открывшихся ему в момент Просветления. Будда, что переводится с санскрита, как просветленный.

Поначалу Буддизм был учением, идеологией и философией, только после стал религией. В рациональной системе обоснованных взглядов на окружающий мир, на человека и познание, лежит Буддийская философия, сложившаяся в рамках разных направлений и школ Буддизма. Ход событий, формировавших философию Буддизма и философию Брахманизма, отличался способом умозрения.

Брахманистским мировоззрением руководила вековая сила религиозности и мифопоэтических традиций, развившая особенную концепцию образа жизни и мышления. Философия Буддизма же, определяет природу человеческого сознания и психики во время аккумуляции получаемых знаний. Основатель Буддизма обоснованно объясняет тонкую и глубокую мораль, постигшую его в момент Просветления, преобразуя сознание людей и изменяя структуру их психики для работы в новом порядке спасения или освобождения. В основу Буддийской философии входят три положения:

1. Анитья или теория о всесторонней трансформации и неустойчивости

Все существующее подвластно модификации и динамичности. «Все вещи подвержены изменению и разложению, все сущее создается особыми условиями, исчезая с их ликвидацией. Все, что имеет начало – имеет и конец», – говорил Будда;

2. Пратитья-самутпада или теория взаимообусловленного возникновения

Присущая, всему существующему, изменчивость, не является хаосом, ибо подчиняется правилу взаимообусловленного возникновения дхармы. Единое и инстинктивное правило связи, обуславливает все события духовного и материального миров. Без поддержки сознательного руководителя – Дхарма действует интуитивно. Возникающая первопричина, сопутствует следствию. Все существующее предопределено и имеет основание. Ничто не происходит без повода;

3. Анатмавада или теория не существования души

Состояние отрицания абсолютного высшего «Я» или Атмана. Будда не отрицает неделимости тождественной субстанции (души) в человеке и единой череды потоков ситуаций. Продолжающийся поток ситуаций и есть жизнь, зависящая от предыдущих условий, порождающих следующие состояния. Становление жизненного единства чаще всего трактуется, как горящий светильник в течение всей ночи, потому что его пламя подчинено условиям момента горения. Душа, в данной теории, заменяется непрерывным потоком сознания. При таком положении переселения душ в другие тела не существует.

Идеи Буддизма

Сиддхартха Гаутама или Шакьямуни не был Создателем или Богом, он был обычным человеком, нашедшим возможность понять жизнь – источник внешних и внутренних трудностей. Преодолев собственные трудности и ограничения, реализовал эффективную возможность помощи другим людям, став Буддой – целиком Просветленным. Доказал на своем примере, что любой человек может достичь Просветления, ибо обладает способностями, возможностями и факторами, позволяющими совершиться трансформации – в каждом преобладает «природа Будды».

У всех есть ум, способность к пониманию и знанию; есть сердце и дар на проявление чувств по отношению к другим. Каждый одарен общением и энергией, то есть умением действовать. Обучая людей индивидуальным системам и методикам, Будда понимал, что люди не идентичны и характеризуются различными склонностями, потому не выдвигал какую-либо одну догматическое учение. Стимулировал людей к принятию веру и ее проверке на их собственном опыте.

В Буддизме содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями. В буддизме нет идеи о царстве бесконечной души, которая искупает грехи, но поступки человека непременно возвратятся, обуславливая собой карму, но никак не божественную кару. Поступки человека – являются следствием мыслей и действий.

Верховным главой, Гуру всех Гур и духовным наставником всех Буддистов мира настоящего времени является Далай-Лама. По его словам, путь к счастью лежит через три стадии: познания, смирения и созидания. У каждого есть воля выбрать то, что ему ближе всего. Лама избрал два пути: познание и созидание. Буддизм рассказывает людям о них самих, вызывая истинный интерес, будоража сознание и разум, помогая человеку обрести гармонию с самим собой и являясь кратчайшим путем к осмыслению собственного существования.

Несмотря на это, не всем дается понять и достичь полноценного знания, лишь те, кто узрит корень своих неудач, сумеет воззреть высший замысел Вселенной. Желание установить контакт между собой и Вселенной, задаваясь вопросом «Кто мы и откуда пришли?», дает людям возможность и силы к самосовершенствованию. Главные и первостепенные идеи Буддизма гласят:

  • Мир являет собой глубокий океан страданий и скорби, окружающих нас повсюду;
  • Основа страданий лежит в эгоистичных желаниях человека;
  • Внутренняя работа над собой, избавление от желаний и эгоизма – позволяет достигнуть Просветления и освобождения от страданий или Нирвана – блаженство и свобода мысли, являющихся первоисточником всех бед.

Каждому человеку дана возможность на выполнение простых правил, ведущих к счастью, но в современном мире этому трудно следовать, потому что много соблазнов, ослабляющих нашу волю. Большинство приверженцев Буддизма покидают родные места и уходят в монастыри, избавляя себя от мыслей о соблазнах. Таков верный, но трудный путь к познанию смысла и достижению нирваны.

Буддийское вероучение – истины и основы

Существуют основные понятия Буддийского вероучения:

  • Карма – как основополагающий принцип, объясняющий причины и следствия событий, которые происходят с человеком. «Что посеешь, то и пожнешь»;
  • Воплощения – правило перерождения одних живых существ в другие. Данное правило отличается от «переселения душ», так как не признает существования постоянной души, как. Карма переходит от одного живого существа к другому.
  • Четыре благородные истины, сформулированные Шакьямуни.

Достижение Нирваны – одна из базисных целей Буддизма. Нирвана – это высшая степень осознанности, достигаемая путем отречения от себя и от комфортных условий. Проведя длительные медитации и глубинные размышления, Будда постиг самоконтроль над сознанием, что привело его к выводу о людских привязанностям к мирским благам и неумеренного беспокойства насчет мнения других людей.

В связи с этим, душа человека перестает усовершенствоваться и начинает деградировать, но лишь достижение нирваны поможет уйти от «рабского» поведения. Существует круг базовых убеждений, выступающих в качестве азов Буддийского учения. Эти базовые соображения содержат в себе 4 благородные аксиомы:

  1. О страдании. На каждого человека в той или иной мере влияет Дукхи – негативные мысли, гнев, страхи и страдания;
  2. Первопричине страдания. Дукхи имеет причину, способствующую появлению зависимости от жадности, слабоволия, вожделения и других деструктивных желаний;
  3. О самоустранении первопричин страдания. Каждому дается шанс на избавление от Дукхи;
  4. О пути освобождения. Полное освобождение от Дукхи лежит на пути к Нирване.

Первая истина гласит о существовании человека в страданиях, неудовлетворённости, разочаровании и счастливые моменты, в дальнейшем, тоже приводят к страданиям. Страдание или мучение – это причина, в виде великого желания овладеть чем-то, лежащая в привязанности к людям и людей к существующему миру.

Смысл двух первых аксиом превозмогается последующими двумя, где они гласят о порождении поводов для страдания и их подвластности человеческой воле – для прерывания замкнутого круга страданий и разочарования, необходимо отказаться от желаний. Ключ к избавлению от причин страданий находится в четвертой аксиоме, подтверждающейся в восьмеричном благородном пути. «Благой восьмеричный путь – это верные взгляды, намерения, речь, безошибочные действия, образ жизни, верные усилия, осознание и сосредоточение». В восьмеричный путь входят три основных составляющих:

  • культура поведения (безошибочные мысли, слова и действия), включающая заповеди: не убей, не воруй, не лги и не прелюбодействуй; и добродетели; великодушие, благонравие, смирение и очищение;
  • культура медитаций (осознанное сосредоточение) – комплекс упражнений, направленных на достижение внутренней умиротворенности, отстраненности от мира и усмирение страстей;
  • культура мудрости (верные взгляды) – знание 4-х благородных истин.

Из всех благородных аксиом, восьмеричный путь образует Буддийскую философию. Но ни одна религия в мире не признает возможность человека собственными усилиями стать богоподобным существом. Не стоит бросаться в крайности, сохраняя «срединный путь» или «золотую» середину духовного и материального миров, можно приблизиться к Богу.

Краткая история возникновения Буддизма

В философии Древней Индии, Буддизм, который позволяет постигнуть дзен, находится и находился в ведущем положении общества. Рассматривая вкратце происхождение Буддизма, отметим, что его возникновению способствовали перемены в жизненной ситуации народа Индии. Ориентировочно, в середине шестого века до нашей эры общества коснулся экономический и культурный кризисы. Общепринятые обычаи, существовавшие до момента появления новой религии, претерпели трансформацию.

Наиважнейшим был тот факт, что в то время формировались классовые отношения в обществе. Появление аскетов, сформировавших собственное видение мира, послужило появлению Буддизма, противостоявшему традициям былого времени. Принц Сиддхартха Гаутама, родившийся в семье состоятельного государя племени шакья, в 560 году до нашей эры, являлся будущим основоположником Буддизма. Богатый принц, с детства до юных лет не ощущал разочарований и нужды, окружался роскошью, пребывая в неосведомленности о существовании болезней, старости и смерти.

Как-то раз, прогуливаясь за пределами дворца, принц столкнулся с настоящим потрясением: со старыми, больными людьми и похоронным шествием. Увиденное зрелище оказало на Сиддхартха настолько сильное влияние, что в молодом 29-ти летнем возрасте он примкнул к скитающимся отшельникам. С тех пор он начал отыскивать истинность бытия, пытаясь воззреть природу человеческих проблем, ища способы их исключения. В поисках ответов у мудрецов на интересующие вопросы, он осознал, что бесконечная вереница перевоплощений неизбежна, если не освободиться от страданий в настоящем воплощении.

В течение 6-ти летних паломничеств, Гаутама пробовал различные техники и практики йоги, прейдя к другим способам достижения Просветления. Работающий способ заключался в размышлениях и ежедневных молитвах. В момент размышлений под известным деревом Бодхи, он постиг Просветления и нашел долгожданные ответы на свои вопросы. В течение нескольких дней он находился на одном месте, после данного и неожиданного понимания. Затем, отправившись в долину реки Ганг, получил имя «Просветленный» и начал проповедовать учение для людей, начав с города Варанаси на северо-востоке Индии.