Фильм афоня ты мне рубль должен. Кому Афоня рубль должен

November 18th, 2016

О потерях Борщева и находках Данелия: история создания самого известного отечественного кино о сантехнике.

13 октября 1975 года на экраны вышла смешная комедия с грустным сюжетом «Афоня». Как и все фильмы режиссера Георгия Данелия, картина получилась глубокой и философской. Она стала лидером проката - ее посмотрело 62,2 млн. зрителей (тираж 1573 копии).

Дипломная работа начинающего сценариста

Почему сюжет о живущем на «авось» разгильдяе Афанасии понравился зрителям? Фильм об обаятельном работнике жэка оказался историей о русской душе: широкой и одинокой. Сколько таких Афонь повыбиралось из глубинки в города, чтобы однажды осознать тщетность бытия и невосполнимость утраченного.

Удивительно, что столь «зрелые» проблемы заинтересовали студента ВГИКа Александра Бородянского, написавшего сценарий в 1973 году на выпускном курсе в качестве дипломной работы. Несмотря на приз сценарного конкурса, к драме не выстроилась очередь из мечтающих ее экранизировать режиссеров. Но Георгий Данелия сразу увидел в материале экранную перспективу.

Сценарий назывался «Про Борщева, слесаря-сантехника жэка № 2». Название режиссер решил укоротить до одного слова и с согласия сценариста назвал фильм по имени главного героя - «Афоня». Несколько месяцев ушло на доработку сценария, хотя сюжета изменения коснулись мало: поменяли лишь некоторые акценты и смягчили интонацию.

Чем Куравлев лучше Высоцкого?

Данелия не хотел грустного финала и не стал наказывать героя в конце фильма «расплатой за непутевую жизнь». Первоначально фильм должен был заканчиваться сценой в провинциальном аэропорту, когда унылый Афоня предъявляет милиционеру паспорт с беззаботной фотографией из прошлой жизни, на которой его не узнать. Мрачную концовку сперва переделали в вариант, когда к лежащему на земле в ожидании самолета Афоне подходит влюбленная в него медсестра Катя и говорит, что ей кто-то позвонил, и она подумала, что это - он. Но когда Афоня открывал глаза, вместо приснившейся девушки с ним разговаривал милиционер. Оптимизма такой финал не добавлял. И тогда встречу с Катей сделали реальной. Придирчивые критики пожурили режиссера за «приторный хэппи-энд». Но зрителям такой поворот в судьбе героя понравился.

Данелия добивался, чтобы Афоня вызывал не ненависть, а сочувствие. И исполнителя главной роли искал с тем прицелом, чтобы он мог родить у зрителя жалость. В кандидатах недостатка не было: кроме Леонида Куравлева, сыграть в картине претендовали Владимир Высоцкий и популярный польский актер Даниил Ольбрыхский, Георгий Бурков и Владимир Меньшов, Виктор Проскурин и Николай Караченцов. И этот список можно продолжить. Но Караченцова подвели зубы (актеру пришлось бы делать накладку, иначе обаятельной улыбки не получалось), а личность Высоцкого не вызывала необходимой для роли иронии. И только один из артистов обладал даром вызывать снисхождение. Куравлеву можно было простить всё, потому что в роли незадачливого сантехника он выглядел стопроцентно «своим парнем».

Луч света в темном царстве

В роли Кати Данелия видел только одну актрису - Евгению Симонову. В общем-то, она и актрисой тогда еще не была, поскольку лишь получала это образование в театральном училище им. Щукина. Подающую надежды студентку нашла ассистент по актерам, и режиссер одобрил ее выбор утверждением юной кандидатки без проб. В девушке было всё, что требовалось для роли: молодость, наивность и оптимизм. Качества, без которых нельзя было решиться связать свою жизнь с таким шалопаем, как Борщов.

Но утвержденная на роль Женя Симонова уже оказалась ангажированной другим режиссером. На всё лето ее вызвали на съемки в Башкирию, и там у нее была главная роль. В поисках замены Данелия посмотрел много других актрис (в роли Кати Снегиревой могли, например, сняться Анна Каменкова или Елена Прудникова), но все они казались режиссеру хуже Симоновой. Он не мог объяснить себе, что в ней особенного, но знал наверняка, что только эта девушка сыграет «луч света в темном царстве».

И тогда директор фильма Александр Яблочкин вылетел в Башкирию и… просто похитил Евгению Симонову. Не успел он доставить ее с мамой в Ярославль (съемки «Афони» проходили в этом городе), как «конкуренты» стали атаковать съемочную группу гневными звонками и телеграммами. Директор параллельного проекта поднял по тревоге Госкино и студию Горького. Данелия был вынужден уложиться в три дня, чтобы не сорвать съемочный процесс в другой картине. На площадке Симонова была круглосуточно, отсыпаясь урывками в автомобиле во время переездов с места на место.

Плохой человек - редиска

В противовес «плохишу» Афоне, герой Евгения Леонова мог бы считаться персонажем позитивным. Штукатур Коля интересуется политической обстановкой, дает здравые советы и рассуждает о глобальной коммуникабельности. Но самому Леонову такой типаж положительным не казался. Он долго не мог «нащупать пульс» роли и, в конце концов, объявил, что его герой - эгоистичнее Афони.

Выискивая в своих персонажах отрицательные качества, артист старался уйти от плоскости образа. Нашел он способ сделать «выпуклее» и штукатура Колю. Произошло это в сцене ухода от Афони в семью. Репетируя сборы домой, Леонов написал на клочке бумажки телефон, который должен был оставить принявшему его Афоне. Когда актер вынимал эту бумажку из кармана, то прихватил случайно и мелочь, рассыпавшуюся по столу. Леонов аккуратно сложил все монеты обратно и подсказал режиссеру новый штрих: «Понял, какого говнюка я сыграл? Две недели жил у друга за чужой счет и два гроша пожалел человеку оставить!».

Третьим будешь?

А вот алкоголика Федула в исполнении не пившего в жизни Борислава Брондукова зрители полюбили, несмотря на «порок». «Гони рубль, родственник!» - эта его фраза стала крылатой.

Режиссер вспоминал, что артист был настолько убедительным в образе «соображавшего на троих» алкаша, что швейцар даже не пустил его в московский ресторан. Когда там ночью снимали эпизод в кабаке, Брондуков вышел в перерыве покурить, а назад зайти не смог - не прошел «фейс-контроль». На входе ему преградил путь охранник и пригрозил милицией, если настырный пьяница не оставит попытки попасть в ресторан. Впустили Брондукова лишь после того, как на его поиски вышла помреж. «А мы вас уже обыскались, Борислав Николаевич, - сказала она актеру. - Паниковать начали: куда из закрытого ресторана артист пропал?!». Швейцар смущенно извинился: «Хорошее кино будет - правдоподобное…».

Нарочно не придумаешь

Ночными были съемки и с танцплощадки. Танцевал Куравлев со знойной барышней в Текстильщиках, в московском клубе имени Крупской, под живое сопровождение мало кому еще известных тогда групп «Аракс» и «Машина времени». За кинодебют песни Андрей Макаревич удостоился 500-рублевого гонорара, который потратил на магнитофон «Грюндиг».

Но звездой вечера была, конечно, незабываемая партнерша главного героя. «Девушкой с бюстом» стала актриса с обычными формами Татьяна Распутина. Для гротескного эффекта ей положили в «чашки» манную крупу, но застежка не справилась с нагрузкой и порвалась. Тогда муж костюмерши, присутствовавший на ночных съемках вместо жены, ловко завязал актрисе лифчик на узел. Получилось сногсшибательно! Большего эротизма советский экран, наверное, не знал…

Еще одной незапланированной «художественной находкой» стала импровизация с видом из окна в постельной сцене Афанасия и Кати. Проспавшийся после «вчерашнего» Афоня уходит от девушки на рассвете. Снимать нужно было вид из окна с возвращающимися после свадебной ночи новобрачными. Но в полпятого утра обнаружилось, что для эпизода с невестой на съемки в Ярославль забыли взять подвенечное платье. И тут в окне оператор увидел лошадь, тащившую на телеге то ли бидоны, то ли бочку. Сергей Вронский тут же включил камеру, и фильм обогатился кадром, в котором супруга художника картины Левана Шенгелия разглядела метафорический подтекст. «Как точно ты это передал, - заметила она режиссеру, - Афоня спрашивает у Кати, пойдет ли она за него замуж, и тут - надрывающаяся лошадь: вот так и Катя будет тянуть свою лямку в этом браке…».

А вот эпизод встречи у подъезда Кати и Афони страдает менее удачной случайностью: на актере видим то одну рубашку, то другую. Просто дубли снимались с перерывом на обед, Куравлев успел переодеться, а монтажер включил в окончательный вариант кадры из разных кусков. Заметили ляп уже на озвучке. Но зрители не обратили внимания на оплошность. Ведь главное в фильме - совсем не это…

Песни о далекой Родине

В фильме звучит много песен. Кроме уже упомянутой песни «Машины времени» «Ты или я», прозвучала песня группы «Аракс» «Мемуары». В качестве музыкального фона звучали песни в исполнении популярных советских ВИА: «Там за облаками» и «Налетели дожди» («Самоцветы» ), «Больше жизни» («Цветы» ), «Ну что с ним делать?» («Веселые ребята» ), «Я хотел придумать в сказке» («Аракс» ). Также использованы песни «Увезу тебя я в тундру» (Кола Бельды ), «Песня о далекой родине» (Иосиф Кобзон), «Над тихоней речкой рос кудрявый клен».

В честь главного героя картины были названы пивные в городе Ярославле и Москве (снесена в 2014 году). В ярославском заведении, оформленном в духе советской эпохи, сок наливают из стеклянных конусов, салфетки на столах стоят в граненыых стаканах, а фирменное пиво «Афоня» подается в легендарных поллитровых кружках. Также возле входа установлен памятник знаменитому киношному сантехнику.


Вячеслав Капрельянц, 2016


Recent Posts from This Journal


  • БЫЛ ЛИ ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА В СССР?

    Самое яркое политическое шоу 2019 года! Первые клубные дебаты SVTV. Тема: «Был ли геноцид русского народа в Советском Союзе?» Дебатируют русский…


  • М.В ПОПОВ VS Б.В. ЮЛИН - Фашизм на экспорт

    Дебаты на тему "Фашизм на экспорт" между профессором Поповым и военным историком Юлиным Проголосовать о том кто победил по вашему…

  • О потерях Борщева и находках Данелия: история создания самого известного отечественного кино о сантехнике.

    13 октября 1975 года на экраны вышла смешная комедия с грустным сюжетом «Афоня». Как и все фильмы режиссера Георгия Данелия, картина получилась глубокой и философской. Она стала лидером проката - ее посмотрело 62,2 млн. зрителей (тираж 1573 копии).

    Дипломная работа начинающего сценариста

    Почему сюжет о живущем на «авось» разгильдяе Афанасии понравился зрителям? Фильм об обаятельном работнике жэка оказался историей о русской душе: широкой и одинокой. Сколько таких Афонь повыбиралось из глубинки в города, чтобы однажды осознать тщетность бытия и невосполнимость утраченного.

    Удивительно, что столь «зрелые» проблемы заинтересовали студента ВГИКа Александра Бородянского, написавшего сценарий в 1973 году на выпускном курсе в качестве дипломной работы. Несмотря на приз сценарного конкурса, к драме не выстроилась очередь из мечтающих ее экранизировать режиссеров. Но Георгий Данелия сразу увидел в материале экранную перспективу.

    Сценарий назывался «Про Борщева, слесаря-сантехника жэка № 2». Название режиссер решил укоротить до одного слова и с согласия сценариста назвал фильм по имени главного героя - «Афоня». Несколько месяцев ушло на доработку сценария, хотя сюжета изменения коснулись мало: поменяли лишь некоторые акценты и смягчили интонацию.

    Чем Куравлев лучше Высоцкого?

    Данелия не хотел грустного финала и не стал наказывать героя в конце фильма «расплатой за непутевую жизнь». Первоначально фильм должен был заканчиваться сценой в провинциальном аэропорту, когда унылый Афоня предъявляет милиционеру паспорт с беззаботной фотографией из прошлой жизни, на которой его не узнать. Мрачную концовку сперва переделали в вариант, когда к лежащему на земле в ожидании самолета Афоне подходит влюбленная в него медсестра Катя и говорит, что ей кто-то позвонил, и она подумала, что это - он. Но когда Афоня открывал глаза, вместо приснившейся девушки с ним разговаривал милиционер. Оптимизма такой финал не добавлял. И тогда встречу с Катей сделали реальной. Придирчивые критики пожурили режиссера за «приторный хэппи-энд». Но зрителям такой поворот в судьбе героя понравился.

    Данелия добивался, чтобы Афоня вызывал не ненависть, а сочувствие. И исполнителя главной роли искал с тем прицелом, чтобы он мог родить у зрителя жалость. В кандидатах недостатка не было: кроме Леонида Куравлева, сыграть в картине претендовали Владимир Высоцкий и популярный польский актер Даниил Ольбрыхский, Георгий Бурков и Владимир Меньшов, Виктор Проскурин и Николай Караченцов. И этот список можно продолжить. Но Караченцова подвели зубы (актеру пришлось бы делать накладку, иначе обаятельной улыбки не получалось), а личность Высоцкого не вызывала необходимой для роли иронии. И только один из артистов обладал даром вызывать снисхождение. Куравлеву можно было простить всё, потому что в роли незадачливого сантехника он выглядел стопроцентно «своим парнем».

    Луч света в темном царстве

    В роли Кати Данелия видел только одну актрису - Евгению Симонову. В общем-то, она и актрисой тогда еще не была, поскольку лишь получала это образование в театральном училище им. Щукина. Подающую надежды студентку нашла ассистент по актерам, и режиссер одобрил ее выбор утверждением юной кандидатки без проб. В девушке было всё, что требовалось для роли: молодость, наивность и оптимизм. Качества, без которых нельзя было решиться связать свою жизнь с таким шалопаем, как Борщов.

    Но утвержденная на роль Женя Симонова уже оказалась ангажированной другим режиссером. На всё лето ее вызвали на съемки в Башкирию, и там у нее была главная роль. В поисках замены Данелия посмотрел много других актрис (в роли Кати Снегиревой могли, например, сняться Анна Каменкова или Елена Прудникова), но все они казались режиссеру хуже Симоновой. Он не мог объяснить себе, что в ней особенного, но знал наверняка, что только эта девушка сыграет «луч света в темном царстве».

    И тогда директор фильма Александр Яблочкин вылетел в Башкирию и… просто похитил Евгению Симонову. Не успел он доставить ее с мамой в Ярославль (съемки «Афони» проходили в этом городе), как «конкуренты» стали атаковать съемочную группу гневными звонками и телеграммами. Директор параллельного проекта поднял по тревоге Госкино и студию Горького. Данелия был вынужден уложиться в три дня, чтобы не сорвать съемочный процесс в другой картине. На площадке Симонова была круглосуточно, отсыпаясь урывками в автомобиле во время переездов с места на место.

    Плохой человек - редиска

    В противовес «плохишу» Афоне, герой Евгения Леонова мог бы считаться персонажем позитивным. Штукатур Коля интересуется политической обстановкой, дает здравые советы и рассуждает о глобальной коммуникабельности. Но самому Леонову такой типаж положительным не казался. Он долго не мог «нащупать пульс» роли и, в конце концов, объявил, что его герой - эгоистичнее Афони.

    Выискивая в своих персонажах отрицательные качества, артист старался уйти от плоскости образа. Нашел он способ сделать «выпуклее» и штукатура Колю. Произошло это в сцене ухода от Афони в семью. Репетируя сборы домой, Леонов написал на клочке бумажки телефон, который должен был оставить принявшему его Афоне. Когда актер вынимал эту бумажку из кармана, то прихватил случайно и мелочь, рассыпавшуюся по столу. Леонов аккуратно сложил все монеты обратно и подсказал режиссеру новый штрих: «Понял, какого говнюка я сыграл? Две недели жил у друга за чужой счет и два гроша пожалел человеку оставить!».

    Третьим будешь?

    А вот алкоголика Федула в исполнении не пившего в жизни Борислава Брондукова зрители полюбили, несмотря на «порок». «Гони рубль, родственник!» - эта его фраза стала крылатой.

    Режиссер вспоминал, что артист был настолько убедительным в образе «соображавшего на троих» алкаша, что швейцар даже не пустил его в московский ресторан. Когда там ночью снимали эпизод в кабаке, Брондуков вышел в перерыве покурить, а назад зайти не смог - не прошел «фейс-контроль». На входе ему преградил путь охранник и пригрозил милицией, если настырный пьяница не оставит попытки попасть в ресторан. Впустили Брондукова лишь после того, как на его поиски вышла помреж. «А мы вас уже обыскались, Борислав Николаевич, - сказала она актеру. - Паниковать начали: куда из закрытого ресторана артист пропал?!». Швейцар смущенно извинился: «Хорошее кино будет - правдоподобное…».

    Нарочно не придумаешь

    Ночными были съемки и с танцплощадки. Танцевал Куравлев со знойной барышней в Текстильщиках, в московском клубе имени Крупской, под живое сопровождение мало кому еще известных тогда групп «Аракс» и «Машина времени». За кинодебют песни Андрей Макаревич удостоился 500-рублевого гонорара, который потратил на магнитофон «Грюндиг».

    Но звездой вечера была, конечно, незабываемая партнерша главного героя. «Девушкой с бюстом» стала актриса с обычными формами Татьяна Распутина. Для гротескного эффекта ей положили в «чашки» манную крупу, но застежка не справилась с нагрузкой и порвалась. Тогда муж костюмерши, присутствовавший на ночных съемках вместо жены, ловко завязал актрисе лифчик на узел. Получилось сногсшибательно! Большего эротизма советский экран, наверное, не знал…

    Еще одной незапланированной «художественной находкой» стала импровизация с видом из окна в постельной сцене Афанасия и Кати. Проспавшийся после «вчерашнего» Афоня уходит от девушки на рассвете. Снимать нужно было вид из окна с возвращающимися после свадебной ночи новобрачными. Но в полпятого утра обнаружилось, что для эпизода с невестой на съемки в Ярославль забыли взять подвенечное платье. И тут в окне оператор увидел лошадь, тащившую на телеге то ли бидоны, то ли бочку. Сергей Вронский тут же включил камеру, и фильм обогатился кадром, в котором супруга художника картины Левана Шенгелия разглядела метафорический подтекст. «Как точно ты это передал, - заметила она режиссеру, - Афоня спрашивает у Кати, пойдет ли она за него замуж, и тут - надрывающаяся лошадь: вот так и Катя будет тянуть свою лямку в этом браке…».

    А вот эпизод встречи у подъезда Кати и Афони страдает менее удачной случайностью: на актере видим то одну рубашку, то другую. Просто дубли снимались с перерывом на обед, Куравлев успел переодеться, а монтажер включил в окончательный вариант кадры из разных кусков. Заметили ляп уже на озвучке. Но зрители не обратили внимания на оплошность. Ведь главное в фильме - совсем не это…

    Песни о далекой Родине

    В фильме звучит много песен. Кроме уже упомянутой песни «Машины времени» «Ты или я», прозвучала песня группы «Аракс» «Мемуары». В качестве музыкального фона звучали песни в исполнении популярных советских ВИА: «Там за облаками» и «Налетели дожди» («Самоцветы» ), «Больше жизни» («Цветы» ), «Ну что с ним делать?» («Веселые ребята» ), «Я хотел придумать в сказке» («Аракс» ). Также использованы песни «Увезу тебя я в тундру» (Кола Бельды ), «Песня о далекой родине» (Иосиф Кобзон), «Над тихоней речкой рос кудрявый клен».

    В честь главного героя картины были названы пивные в городе Ярославле и Москве (снесена в 2014 году). В ярославском заведении, оформленном в духе советской эпохи, сок наливают из стеклянных конусов, салфетки на столах стоят в граненыых стаканах, а фирменное пиво «Афоня» подается в легендарных поллитровых кружках. Также возле входа установлен памятник знаменитому киношному сантехнику.

    О потерях Борщева и находках Данелия: история создания самого известного отечественного кино о сантехнике.

    13 октября 1975 года на экраны вышла смешная комедия с грустным сюжетом «Афоня». Как и все фильмы режиссера Георгия Данелия, картина получилась глубокой и философской. Она стала лидером проката - ее посмотрело 62,2 млн. зрителей (тираж 1573 копии).

    Дипломная работа начинающего сценариста

    Почему сюжет о живущем на «авось» разгильдяе Афанасии понравился зрителям? Фильм об обаятельном работнике жэка оказался историей о русской душе: широкой и одинокой. Сколько таких Афонь повыбиралось из глубинки в города, чтобы однажды осознать тщетность бытия и невосполнимость утраченного.

    Удивительно, что столь «зрелые» проблемы заинтересовали студента ВГИКа Александра Бородянского, написавшего сценарий в 1973 году на выпускном курсе в качестве дипломной работы. Несмотря на приз сценарного конкурса, к драме не выстроилась очередь из мечтающих ее экранизировать режиссеров. Но Георгий Данелия сразу увидел в материале экранную перспективу.

    Сценарий назывался «Про Борщева, слесаря-сантехника жэка № 2». Название режиссер решил укоротить до одного слова и с согласия сценариста назвал фильм по имени главного героя - «Афоня». Несколько месяцев ушло на доработку сценария, хотя сюжета изменения коснулись мало: поменяли лишь некоторые акценты и смягчили интонацию.

    Чем Куравлев лучше Высоцкого?

    Данелия не хотел грустного финала и не стал наказывать героя в конце фильма «расплатой за непутевую жизнь». Первоначально фильм должен был заканчиваться сценой в провинциальном аэропорту, когда унылый Афоня предъявляет милиционеру паспорт с беззаботной фотографией из прошлой жизни, на которой его не узнать. Мрачную концовку сперва переделали в вариант, когда к лежащему на земле в ожидании самолета Афоне подходит влюбленная в него медсестра Катя и говорит, что ей кто-то позвонил, и она подумала, что это - он. Но когда Афоня открывал глаза, вместо приснившейся девушки с ним разговаривал милиционер. Оптимизма такой финал не добавлял. И тогда встречу с Катей сделали реальной. Придирчивые критики пожурили режиссера за «приторный хэппи-энд». Но зрителям такой поворот в судьбе героя понравился.

    Данелия добивался, чтобы Афоня вызывал не ненависть, а сочувствие. И исполнителя главной роли искал с тем прицелом, чтобы он мог родить у зрителя жалость. В кандидатах недостатка не было: кроме Леонида Куравлева, сыграть в картине претендовали Владимир Высоцкий и популярный польский актер Даниил Ольбрыхский, Георгий Бурков и Владимир Меньшов, Виктор Проскурин и Николай Караченцов. И этот список можно продолжить. Но Караченцова подвели зубы (актеру пришлось бы делать накладку, иначе обаятельной улыбки не получалось), а личность Высоцкого не вызывала необходимой для роли иронии. И только один из артистов обладал даром вызывать снисхождение. Куравлеву можно было простить всё, потому что в роли незадачливого сантехника он выглядел стопроцентно «своим парнем».

    Луч света в темном царстве

    В роли Кати Данелия видел только одну актрису - Евгению Симонову. В общем-то, она и актрисой тогда еще не была, поскольку лишь получала это образование в театральном училище им. Щукина. Подающую надежды студентку нашла ассистент по актерам, и режиссер одобрил ее выбор утверждением юной кандидатки без проб. В девушке было всё, что требовалось для роли: молодость, наивность и оптимизм. Качества, без которых нельзя было решиться связать свою жизнь с таким шалопаем, как Борщов.

    Но утвержденная на роль Женя Симонова уже оказалась ангажированной другим режиссером. На всё лето ее вызвали на съемки в Башкирию, и там у нее была главная роль. В поисках замены Данелия посмотрел много других актрис (в роли Кати Снегиревой могли, например, сняться Анна Каменкова или Елена Прудникова), но все они казались режиссеру хуже Симоновой. Он не мог объяснить себе, что в ней особенного, но знал наверняка, что только эта девушка сыграет «луч света в темном царстве».

    И тогда директор фильма Александр Яблочкин вылетел в Башкирию и… просто похитил Евгению Симонову. Не успел он доставить ее с мамой в Ярославль (съемки «Афони» проходили в этом городе), как «конкуренты» стали атаковать съемочную группу гневными звонками и телеграммами. Директор параллельного проекта поднял по тревоге Госкино и студию Горького. Данелия был вынужден уложиться в три дня, чтобы не сорвать съемочный процесс в другой картине. На площадке Симонова была круглосуточно, отсыпаясь урывками в автомобиле во время переездов с места на место.

    Плохой человек - редиска

    В противовес «плохишу» Афоне, герой Евгения Леонова мог бы считаться персонажем позитивным. Штукатур Коля интересуется политической обстановкой, дает здравые советы и рассуждает о глобальной коммуникабельности. Но самому Леонову такой типаж положительным не казался. Он долго не мог «нащупать пульс» роли и, в конце концов, объявил, что его герой - эгоистичнее Афони.

    Выискивая в своих персонажах отрицательные качества, артист старался уйти от плоскости образа. Нашел он способ сделать «выпуклее» и штукатура Колю. Произошло это в сцене ухода от Афони в семью. Репетируя сборы домой, Леонов написал на клочке бумажки телефон, который должен был оставить принявшему его Афоне. Когда актер вынимал эту бумажку из кармана, то прихватил случайно и мелочь, рассыпавшуюся по столу. Леонов аккуратно сложил все монеты обратно и подсказал режиссеру новый штрих: «Понял, какого говнюка я сыграл? Две недели жил у друга за чужой счет и два гроша пожалел человеку оставить!».

    Третьим будешь?

    А вот алкоголика Федула в исполнении не пившего в жизни Борислава Брондукова зрители полюбили, несмотря на «порок». «Гони рубль, родственник!» - эта его фраза стала крылатой.

    Режиссер вспоминал, что артист был настолько убедительным в образе «соображавшего на троих» алкаша, что швейцар даже не пустил его в московский ресторан. Когда там ночью снимали эпизод в кабаке, Брондуков вышел в перерыве покурить, а назад зайти не смог - не прошел «фейс-контроль». На входе ему преградил путь охранник и пригрозил милицией, если настырный пьяница не оставит попытки попасть в ресторан. Впустили Брондукова лишь после того, как на его поиски вышла помреж. «А мы вас уже обыскались, Борислав Николаевич, - сказала она актеру. - Паниковать начали: куда из закрытого ресторана артист пропал?!». Швейцар смущенно извинился: «Хорошее кино будет - правдоподобное…».

    Нарочно не придумаешь

    Ночными были съемки и с танцплощадки. Танцевал Куравлев со знойной барышней в Текстильщиках, в московском клубе имени Крупской, под живое сопровождение мало кому еще известных тогда групп «Аракс» и «Машина времени». За кинодебют песни Андрей Макаревич удостоился 500-рублевого гонорара, который потратил на магнитофон «Грюндиг».

    Но звездой вечера была, конечно, незабываемая партнерша главного героя. «Девушкой с бюстом» стала актриса с обычными формами Татьяна Распутина. Для гротескного эффекта ей положили в «чашки» манную крупу, но застежка не справилась с нагрузкой и порвалась. Тогда муж костюмерши, присутствовавший на ночных съемках вместо жены, ловко завязал актрисе лифчик на узел. Получилось сногсшибательно! Большего эротизма советский экран, наверное, не знал…

    Еще одной незапланированной «художественной находкой» стала импровизация с видом из окна в постельной сцене Афанасия и Кати. Проспавшийся после «вчерашнего» Афоня уходит от девушки на рассвете. Снимать нужно было вид из окна с возвращающимися после свадебной ночи новобрачными. Но в полпятого утра обнаружилось, что для эпизода с невестой на съемки в Ярославль забыли взять подвенечное платье. И тут в окне оператор увидел лошадь, тащившую на телеге то ли бидоны, то ли бочку. Сергей Вронский тут же включил камеру, и фильм обогатился кадром, в котором супруга художника картины Левана Шенгелия разглядела метафорический подтекст. «Как точно ты это передал, - заметила она режиссеру, - Афоня спрашивает у Кати, пойдет ли она за него замуж, и тут - надрывающаяся лошадь: вот так и Катя будет тянуть свою лямку в этом браке…».

    А вот эпизод встречи у подъезда Кати и Афони страдает менее удачной случайностью: на актере видим то одну рубашку, то другую. Просто дубли снимались с перерывом на обед, Куравлев успел переодеться, а монтажер включил в окончательный вариант кадры из разных кусков. Заметили ляп уже на озвучке. Но зрители не обратили внимания на оплошность. Ведь главное в фильме - совсем не это…

    Песни о далекой Родине

    В фильме звучит много песен. Кроме уже упомянутой песни «Машины времени» «Ты или я», прозвучала песня группы «Аракс» «Мемуары». В качестве музыкального фона звучали песни в исполнении популярных советских ВИА: «Там за облаками» и «Налетели дожди» («Самоцветы» ), «Больше жизни» («Цветы» ), «Ну что с ним делать?» («Веселые ребята» ), «Я хотел придумать в сказке» («Аракс» ). Также использованы песни «Увезу тебя я в тундру» (Кола Бельды ), «Песня о далекой родине» (Иосиф Кобзон), «Над тихоней речкой рос кудрявый клен».

    В честь главного героя картины были названы пивные в городе Ярославле и Москве (снесена в 2014 году). В ярославском заведении, оформленном в духе советской эпохи, сок наливают из стеклянных конусов, салфетки на столах стоят в граненыых стаканах, а фирменное пиво «Афоня» подается в легендарных поллитровых кружках. Также возле входа установлен памятник знаменитому киношному сантехнику.