Ференц лист биография кратко. Ференц лист биография кратко Творчество ференца листа краткое содержание

15

Влияние музыки на человека 03.04.2016

Дорогие читатели, сегодня я приглашаю вас окунуться в волшебный мир музыки венгерского композитора Ференца Листа. Надеюсь, что наше музыкальное путешествие будет для вас интересным, вы узнаете что-то новое для себя и, конечно, мы с вами послушаем много музыки.

Рассказывать о Ференце Листе будет Лилией Шадковска, читательница моего блога, учитель музыки с огромным стажем. Те, что часто бывают на блоге, знают Лилию по некоторым статьям. Лилия рассказывала нам о и . И не так давно мы приятно провели время . Нас очень радует ваш отклик. И спасибо огромное Лилии за ее интересные рассказы. А сейчас я передаю слово Лилии. Встречаем ее замечательную статью о вечном страннике Ференце Листе.

Вечный странник

Здравствуйте, дорогие наши читатели! Очень надеюсь, что первая встреча с Веной и венскими классиками не оставили Вас равнодушными. Сегодня мы вновь отправляемся в гости к венским классикам. Вы помните, что именно Вена стала ареной многих исторических и музыкальных событий, именно Вена подарила нам множество великих имен, именно Вена дала нам возможность познакомиться с музыкой будущего, именно Вена пленила наш взор!

Наш рассказ будут сопровождать стихи известной поэтессы Лины Томчи.

Мы познакомимся с очень яркой и многогранной личностью, образованнейшим человеком, гениальным пианистом, композитором, новатором и музыкальным критиком- Ференцем Листом. Музыкант и гуманист, человек смелых убеждений и безграничной доброты.

Ференц Лист. Немного биографии

Родился Ф. Лист 22 октября 1811 года в небольшом селении Доборьян, близ австрийской границы (австрийское название Райдинг) в семье Анны Лаггер и Георга Адама Листа. Родившийся сын, стал их единственным ребенком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а на немецком языке звучало как Франц. Но чаще всего используется венгерское Ференц.

Уроки музыки

Уже в детстве он проявлял удивительный талант, и эта счастливая звезда словно сопровождала его всю жизнь. Отец был любителем-музыкантом и рано начал учить сына музыке, давая ему уроки. Уже в пять лет он мог подобрать на фортепьяно любую из услышанных мелодий, а в семь свободно импровизировал и поражал необычайной для его лет виртуозностью и техникой. Отец очень бережно относился к таланту своего сына, всячески поощрял его успехи. В доме висел портрет Бетховена, который был кумиром Адама, а впоследствии стал кумиром и его сына. На вопрос старших, кем он хочет быть, Лист указывал на портрет Бетховена и отвечал: «Таким, как он!».

Доборьян (Венгрия)

Место, где жила семья, давала ребенку богатые музыкальные впечатления. С раннего детства он был очарован весёлым танцами венгерских крестьян и напевами цыганских песен, которые воплотились в его музыкальных произведениях.

«…Среди цыган рос с детства он.
И с нескончаемым восторгом
Их песни слушать был готов.
Был околдован слух ребёнка.
Пленили танцы взгляд без слов…»

После трехлетних занятий музыкой, Ференц дает свой первый публичный фортепианный концерт в соседнем селении Шопроне, где весьма благожелательно относилась к юному музыканту. И тогда отец стал возить его в дома знатных вельмож. Публика с восторгом принимала его выступления и называла его новым Моцартом. Ему было всего 8 лет. Эти концерты изменил судьбу Листа. Пять знатных вельмож оказали покровительство гениальному ребенку, выделив деньги на дальнейшее профессиональное музыкальное образование.

Вена… Таланта грани открывала…

Семья переехала в Вену. Здесь с 1821 года, юное дарование берет уроки композиции у Сальери и уроки игры на фортепиано у Карла Черни, который так же учит мальчика безвозмездно. Эти уроки помогли ему совершенствовать свое фортепианное искусство. Именно у Черни он оттачивает свое исполнительское мастерство. Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822 г. Критики и публика были в восторге, благодаря чему Листу были обеспечены полные залы и слава.

Именно в Вене происходит встреча с кумиром семьи, которой гордился музыкант всю жизнь. Бетховен в то время уже ничего не слышал, но он наблюдал за руками Листа, как летали они по клавиатуре, наблюдал, с каким жаром юный музыкант отдается музыке. И Бетховен предрекает ему великое фортепианное будущее!

Париж и Лондон. Новый Моцарт

Зимой 1823 года Листы перебираются в столицу Франции. Отец надеялся, что Ференц поступит в консерваторию. Однако его не приняли, так как он был иностранцем. Но слава чудо-ребенка, нового Моцарта открывала двери самых аристократических салонов Парижа. Уже через несколько недель после приезда, Ференц Лист играл для членов королевской семьи. Успех этого выступления был равносильным признанию всего Парижа.

Однажды он играл у герцога Орлеанского – будущего короля Франции Луи-Филиппа. Очарованный герцог содействовал устройству концерта в итальянском оперном театре. Музыканты оркестра настолько увлеклись, слушая сольную партию Листа, что забыли вступить вовремя. Один из рецензентов написал: «…Лист так потряс оркестр, что тот онемел»

Триумфальное выступление Ференца Листа окончательно закрепило за ним славу нового Моцарта. Так же восторженно встречает юного пианиста и Лондон, где к нему отнеслись, как к истинному артисту, настоящему маэстро. Он вновь возвращается в Париж, где бурная атмосфера романтического города захватывает композитора. Он увлекается театром, литературой, философией, знакомится и общается с В. Гюго, О. Бальзаком, Г. Берлиозом, Э. Делакруа, Жорж Санд и многими другими представителями искусства.

За роялем Ф. Лист. У его ног Мари д’Агу. В центре сидит Ж. Санд, положив руку на Дюма. Позади стоят Гюго и Россини, обнимающий Паганини за плечи.

Редчайшая одаренность Листа, его упорное стремление к совершенству сыграло решающую роль в его творчестве. При этом, знакомство с творчеством трех великих композиторов Берлиоза, Шопена и Паганини, так же оказало на него сильное влияние. Листа очаровывало богатство партитур молодого Берлиоза, мягкий лиризм Шопена, но кумиром становится Паганини-итальянский скрипач-виртуоз.

Ференц Лист. Произведения. Творчество

Лист задается целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, он даже копирует особенности поведения Паганини на сцене. Он пишет этюды на темы Паганини, где как бы гений-пианист соревнуется с гением-скрипачом. Лист сделал обработки произведений Паганини для фортепиано головокружительной сложности и называл их трансцендентными, что означает переступающий, превосходящий, выходящий за пределы. «Кампанелла» Паганини в обработке Листа заиграла новыми красками. Она стала богатой и роскошной, шедевром на все времена!

Ференц Лист. Кампанелла. Исполняет Евгений Кисин

Ференц Лист. Тарантелла

«…Его великий Паганини своим искусством покорил,
Смычком задев души святыни, в нём что-то новое открыл…»

Лист использовал безграничные возможности рояля, чтобы украсить покорившую его тему: звонкие трели, пассажи, громоподобные аккорды и октавы. Музыка звучала так, словно играл целый оркестр. Он настолько гениально играл, что практически не имел соперников.

Став рано идолом Европы…

«…Париж, Женева, Франкфурт, Краков…
Пред ним мелькали города.
Ему оказывала знаки
Вниманьем публика всегда…»

После смерти отца, Лист с утроенной силой работает, давая уроки музыки, много гастролирует. Благодаря концертам, которые он давал в разных городах и странах, его имя стало широко известно. Жажда творчества обуревает Листом. Он пробует себя в оперном жанре, одну за другой пишет фортепианные пьесы, симфонии, рапсодии.

Венгерская рапсодия № 2 Ференца Листа

Самая известная рапсодия № 2 Листа звучит в мультипликационном фильме «Том и Джерри» И именно после просмотра этого фильма, двухлетний Ланг Ланг полюбил фортепиано настолько, что решил стать пианистом.

…Акустика дворцов дрожала,
Лишь он садился за рояль.
Игра божественно звучала.
Сам Бог его благословлял…

Любовь Ференца Листа

В 1834 году он знакомится с Марией д’Агу, которая оказала огромное влияние на его творчество. Красавица парижских салонов пленила Листа. Во имя любви, она оставляет семью, дом и едет со своим любимым искать счастье на чужбину. С 1835 по 1839 годы они путешествуют по Швейцарии и Италии. Счастье от взаимной любви, красота природы, эмоции впечатления от путешествий рождают новый музыкальный цикл «Годы странствий» — первый год- Швейцария и «Годы странствий», «Второй год»- Италия, замысел которых так же весьма романтичен.

Ференц Лист. Годы Странствий. Год I – Швейцария

Исполняет прекрасный пианист Альфред Брендель.

Ф.Лист. Годы странствий. Италия

Примерно в этот же период, Лист очень много размышляет о силе искусства, о судьбе художника. Своими размышлениями он вносит в книгу «Письма странствующего бакалавра», а так же делится своими мыслями с друзьями в форме открытых писем, публиковавшихся парижской музыкальной газете. В Швейцарии он преподает в консерватории. В Италии он дает много концертов (в основном — благотворительные). На вырученные средства устанавливается памятник Бетховену в Бонне, а так же эти средства идут на помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии.

«Благотворительность концертов
Прилив давала новых сил.
Звучали вслед аплодисменты.
На крыльях Славы дух парил»

В браке у них родилось трое детей, но союз с Марией вскоре распался. В 1841 году Мари возвращается с детьми к матери в Париж. На прощание она сказала Листу: «У нас все было хорошо, имей хоть несколько спокойных месяцев. Но ты бродишь по свету как вечный странник…»

Триумф

Период с 1839 по 1847 г..–это один из самых плодотворных в его творчестве. Интенсивная концертная деятельность во Франции, Испании, Португалии, Венгрии, Румынии,России. Везде его принимали бурными овациями. Ну и конечно, Венгрия принимала своего кумира как своего национального героя. Ференц Лист выделил деньги от благотворительного концерта на создание Венгерской консерватории.

Венгерская консерватория

На своих концертах он играл произведения разных авторов, в том числе и свои композиции на темы полюбившихся мелодий композиторов. Его блистательная игра на фортепиано открыла новую эру в развитии фортепианного искусства. Лист «превратил» рояль в оркестр, вывел рояль на концертную эстраду. Он первый из пианистов осмелился выступать в концерте один, несколько часов занимая внимание слушателей только игрой на рояле. «Начиная с Листа, - говорил В. В. Стасов, - для фортепьяно стало возможно все».

Венгерская рапсодия № 11 Ф.Листа

Встреча с Россией

Лист 3 раза был в России (в 1842, 1843 и 1847 годах) Уже не первую неделю петербургские газеты и журналы писали о предстоящих концертах в российской столице Ференца Листа -гениального пианиста и композитора. И вот сообщили «Ведомости»: «Наконец-то с таким нетерпением ожидаемый Лист 4 числа сего месяца прибыл в Петербург».

В заполненном до отказа зале Дворянского собрания состоялся первый концерт. На сцене стояли 2 рояля «Лихтенталь», специально привезенные для него. Рояли были развернуты в противоположные стороны, чтобы публика могла наслаждаться не только утонченным профилем пианиста, но и его уникальной игрой. Закончив одно произведение, он переходил к другому роялю, и так продолжалось его чародейство в течение нескольких часов.

Поражал он и богатством своего репертуаром: Бетховен, Моцарт, Гайдн, Паганини и. конечно же, свои головокружительные фантазии. Петербуржцы были в восторге. Вместо 5 концертов он дает около 20. Бесконечные овации, сердечные встречи с меломанами, знакомства с русскими композиторами Серовым, Стасовым, Варламовым, Глинкой. Он высоко оценил музыку оперы «Руслан и Людмила » пишет свою композицию на тему «Марш Черномора»

Марш Черномора из фильма «Глинка». В роли Ф.Листа С.Рихтер

Ракоци марш. Ф.Лист

На одном из концертов побывал царь Николай I, благосклонно заметивший: «У меня стоит полк в Венгрии, так что мы- соотечественники». Ответ Листа был дерзким. Он сыграл «Марш Ракоци » — гимн венгерских революционеров, своего рода Марсельеза, где легко угадывался свист венгерских сабель. Исполнение было блистательным, но надзор полиции был обеспечен Листу.

Перекрёстки любви

В феврале 1847 года Лист дает концерты в Киеве. Билет стоит по рублю, но некая дама платит за билет 100 рублей. Кто эта таинственная незнакомка? Вскоре Ференцу становится известно, её имя – Каролина Витгенштейн. Она умна, хороша собой, замужем. Лист благодарит Каролину за щедрое пожертвование, в ответ она приглашает его в свое роскошное имение, где признается маэстро, что не пропустила ни одного концерта и что давно увлечена его музыкой. Между ними пробегает искра и Каролина решает вскоре порвать с прошлым, даже если ей грозит нищета и бесславие.

«Всем, что я сделал за двенадцать последних лет, я обязан Женщине, которую я страждал назвать своей супругой, чему, однако, мешали зло и мелкие интриги отдельных людей. Имя этой любимой мною Женщины – княгиня Каролина Витгенштейн, урожденная Ивановская».
Ф. Лист.

Из письма Ференца Листа Каролине Витгенштейн:

«Поверьте мне, Каролина, что я так же схожу с ума, как Ромео, если, конечно, это можно назвать сумасшествием… Петь для вас, любить вас и доставлять вам удовольствие; я хочу сделать вашу жизнь красивой и новой. Я верю в любовь – к вам, с вами, благодаря вам. Без любви мне не нужны ни небо, ни земля. Давайте же любить друг друга, моя единственная и славная Любовь. Богом клянусь, что люди никогда не смогут разлучить тех, кого навеки соединил Господь…»

«…Люблю безумно, как Ромео,
Мне не хватает твоих глаз.
Мне без тебя не нужно небо.
Я петь всегда готов для вас…»

Ференц Лист и Каролина поселяются в Веймаре. И это период (1848-1861)- самый яркий, самый плодотворный в творчестве композитора. Он осуществляет многие крупные замыслы, выступает в новом качестве – дирижера Веймарского придворного оперного театра. Между тем жизнь дарила не только радости.

Лист и Каролина едут в Рим, где должно было состояться бракосочетание. Но накануне вечером, княгиня получила отказ от Папы Римского. Это был страшный удар для них, более того, Каролина приняла эту новость, как божью кару. В течение 14 лет, они делали все возможное, чтобы получить право на брак и счастливую семейную жизнь. К сожалению, история не имеет счастливого конца, но благодаря ей мировая культура обогатилась множеством прекрасных мелодий.

Ф.Лист. Грезы любви. Исполняет китайский пианист Ланг Ланг

И снова в неустанных трудах протекает жизнь композитора. Композитор преподает в Веймаре, Будапеште, ездит в Рим. Музыкант выступает во многих городах как дирижёр и как пианист. Идут годы, и Лист как всегда окружен учениками и поклонниками. Но щемящее чувство одиночества так и не проходит.

1885 и 1886 годы проходят под знаком листовских торжеств в связи с его семидесятипятилетним юбилеем. Но здоровье Листа ухудшается, беспокоит сердце. Ночью 31 июля 1886 года он скончался. «Устав гореть, комета счастья Ференца Листа погасла»

Благословение Бога. Наедине с собой

Знаете ли вы, что:

Девиз, которому следовал всю жизнь Лист: «Хорошо или никак»

Именно в Вене начинается головокружительная карьера талантливого музыканта, который вырос в выдающегося композитора, пианиста, педагога, дирижёра, и публициста.

Единственная опера «Дон Санчо» – написана в 14 летнем возрасте и тогда же поставлена. Партитура оперы, долгое время считавшаяся утерянной, была найдена в 1903г.

Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском.

Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что гениальный музыкант оставлял за собой порванные струны и сломанные молоточки.

Он мог мастерски воспроизводить на рояле звучность полного оркестра, а в чтении нот с листа ему не было равных

Когда Лист с гастролями был в Англии, ему поступило приглашение выступить в королевской резиденции. Однако королева Виктория пришла с опозданием. Она долго устраивалась в ложе и разговаривала с придворными дамами. Лист демонстративно прервал игру. «Мне показалось, что этюд был слишком коротким»- заметил сановник, на что Лист ответил: «Я просто боялся помешать Её величеству королеве Виктории разговаривать»

Лист стал величайшим пианистом

Слепок руки Листа.

В доме музее Листа

Стол, за которым работал композитор.

Любимый рояль «…Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости».
Ф Лист

Музей Ференца Листа.

С теплом и любовью к вам, <
Лилия Шадковска.
До новых встреч на страницах блога Ирины.

Я благодарю Лилию за такой интересный рассказ. Мы с вами познакомились с великим музыкантом, который прожил удивительную жизнь. В ней было все: нищета и богатство, любовь и презрение, необыкновенный талант и просто фантастическая работоспособность.

И вот еще маленький нюанс о композиторе. Вы посмотрели на фотографии слепок руки Ференца Листа. Растяжка руки у него была такая, что он брал почти две октавы. И до сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

Слушайте хорошую музыку, наполняйтесь прекрасным, и я приглашаю вас в мою обновленную музыкальную гостиную. Вы можете выбрать то, что вам придется по душе – и из статей, и также можете послушать моих любимых исполнителей. Так есть пока небольшая страничка музыки для детей. Я обязательно буду ее расширять.

Смотрите также

Лист Гаал Дёрдь Шандор

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА

1811, 22 октября - В Доборьяне, близ Шопроаа (Венгрия), родился в семье Адама Листа сын Ференц.

1817 - Начало обучения игре на фортепиано под руководством отца.

1821 - Переезд с родителями в Вену.

1822 - Занятия под руководством К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция).

1823 - Переезд в Париж. Начало занятий у Ф. Паэра.

1825 - Концертная поездка по Англии я Франции. Сочинение оперы «Дон Санчо» и её первое исполнение в Париже.

1826 - Занятия по композиции с А. Рейхой.

1828 - Лист начинает давать частные уроки музыки.

1820 - Сочинение первой оперной фантазии (на темы «Невесты» Обера).

1830 - Наброски «Революционной симфонии». Знакомство в декабре с Берлиозом.

1831, 9 марта - Лист первый раз слушает Паганини. Наброски фантазии на темы Паганини.

1833 - Знакомство с графиней Марией д’Агу.

1834 - Сочинение фортепианных пьес «Лион», «Видения» и др. Знакомство с аббатом Ламенне.

1835 - Пребывание Листа и Марии д’Агу в Швейцарии. Рождение первой дочери - Бландины.

1836 - Концерты Листа в Париже. Сочинение оперной фантазии «Гугеноты».1837, февраль - март - 1837, февраль-март - Состязание с пианистом С. Тальбергом в Париже. Поездка в Италию и наброски сонаты-фантазии «После чтения Данте». Переложение для фортепиано симфоний Бетховена № 5 и 6. Рождение второй дочери Листа и М. д’Агу - Козимы.

1838 - Концерты в Вене. Сочинение «Этюдов по каприсам Паганини» и «24 больших этюдов». Переложение для фортепиано песен Шуберта и увертюры Россини к опере «Вильгельм Телль».

1839 - Концерты в Вене, Прессбурге, Пеште. Наброски Концерта ля мажор для фортепиано с оркестром. Рождение сына - Даниеля.

1840 - Первое выступление в качестве дирижёра в Пеште. Концерты в Лейпциге, городах Англии и Гамбурге.

1841 - Встреча с Вагнером в Париже. Сочинение оперных фантазий «Норма», «Дон Жуан», «Роберт-Дьявол».

1842, апрель - май - Концертная поездка в Россию. Знакомство с М. И. Глинкой и другими русскими музыкантами. В ноябре назначение придворным капельмейстером в Веймаре.

1843, май - июнь - Вторая поездка в Россию, выступления в Москве и Петербурге. Издание первого сборника вокальных произведений («Лорелея» и др.).

1844 - Начало капельмейстерской деятельности в Веймаре. Издание второго сборника вокальных произведений. Разрыв с М. д’Агу.

1845, август - Выступление на открытии памятника Бетховену в качестве дирижёра, пианиста и композитора («Торжественная кантата») - Бонн.

1847, февраль - Третий приезд в Россию, концерты в Киеве. Знакомство с княгиней Каролиной Витгенштейн. Концерты в Одессе. Завершение карьеры пианиста-гастролёра концертами в Елизаветграде (ныне Кировоград).

1848, февраль - Лист приезжает в Веймар. Приезд К. Витгенштейн в Веймар. Сочинение «Хора рабочих».

1849 - Сочинение и первое исполнение симфонической поэмы «Тассо». Сочинение «Погребального шествия» (отклик на поражение революции в Венгрии).

1850 - Первое исполнение симфонических поэм «Что слышно на горе» и «Прометей».

1851 - Сочинение симфонической поэмы «Мазепа», «Этюдов трансцендентного исполнения» и других. Первое издание «Венгерских рапсодий» № 1, 2.

1852 - Сочинение фортепианной «Фантазии на венгерские народные темы», транскрипции вальсов Шуберта (под общим заглавием «Венские вечера»).

1853, июнь. Молодок Брамс посещает Листа и Веймаре. Завершение Сонаты си минор для фортепиано. Издание «Венгерских рапсодий» (с 3-й по 15-ю).

1854 - Первое авторское исполнение симфонических моим «Прелюды», «Тассо» (окончательная редакция), «Мазепа», «Орфей», «Праздничные звуки». Сочинения симфонической поэмы «Венгрия». Завершение «Фауст симфонии». Основание объединения «Нововеймарская школа».

1855, 17 февраля - Первое исполнение Концерта для фортепиано с оркестром ми-бемоль мажор. В «Новом музыкальном журнале» публикуются статьи Листа «Берлиоз и его симфония «Гарольд» и «Роберт Шуман».

1856 - Завершение симфонии «Данте». Первое исполнение «Гранёной мессы».

1857 - Первое исполнение симфонических поэм «Что слышно на горе» (окончательная редакция), «Идеалы», а также симфоний «Фауст» и «Данте». Завершение симфонической поэмы «Битва гуннов».

1858 - Сочинение симфонической поэмы «Гамлет». Отказ от должности оперного капельмейстера.

1859 - Подготовка к организации Всеобщего немецкого музыкального союза.

1860 - Сочинение траурной оды «Мёртвые» в память о сыне. Завершение двух симфонических эпизодов по «Фаусту» Ленау («Ночное шествие» и «Мефисто-вальс»).

1862, 11 сентября - Смерть старшей дочери Бландины. Завершение оратории «Легенда о святой Елизавете».

1863 - Сочинение «Испанской рапсодии» для фортепиано.

1864 - Переложение 9-й симфонии Бетховена для фортепиано.

1867, 8 июня - Завершение и первое исполнение «Венгерской коронационной мессы» в Пеште.

Декабрь - Роспуск Нововеймарской школы.

1870 - Исполнение 9-й симфонии Бетховена в Веймаре.

1872 - Поездка в Венгрию и посещение деревни Доборьян.

1873, ноябрь - Чествование Листа в Будапеште в связи с 50-летием творческой деятельности.

1879 - Лист в Риме, Будапеште, Вене, Франкфурте-на-Майне, Веймаре, Байрейте, вилле д’Эсте.

1881, октябрь - Музыкальные празднества в Риме по случаю 70-летия со дня рождения Листа.

1882 - Лист в Венеции, Вене, Будапеште, Веймаре. Сочинение 16-й «Венгерской рапсодии» и «Чардаша смерти».

1885 - Жизнь в Риме, Флоренции, Вене, Веймаре, Антверпене, Мюнхене. Сочинение 18-й и 19-й «Венгерских рапсодий».

Июль - Приезд в Байрейт на вагнеровские торжества, присутствие на спектаклях «Тристан и Изольда» и «Парсифаль». Болезнь.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Леонид Утесов автора Гейзер Матвей Моисеевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. О. УТЁСОВА 1895, 9 (21) марта - родился в Одессе в семье Иосифа Калмановича Вайсбейна и его жены Малки (Марии) Моисеевны Граник.1899–1902 - учеба в хедере.1904 - поступление в коммерческое училище Файга.1905, июль - приход в Одессу восставшего

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Андрей Платонов автора Варламов Алексей Николаевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. П. ПЛАТОНОВА 1899, 16 августа (28 августа по новому стилю) - в семье Платона Фирсовича Климентова (1870–1952) и Марии Васильевны Климентовой, урожденной Лобачихиной (1875–1929), родился первенец Андрей.22 августа - крещен в Троицком Смоленском

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Александр Твардовский автора Турков Андрей Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Т. ТВАРДОВСКОГО 1910, 21 июня - родился на «хуторе пустоши Столпово», близ деревни Загорье Смоленской губернии.1920 - поступил в сельскую школу. «Он очень любил книги и удивлял нас знанием их» (из воспоминаний однокашницы поэта

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Александр Беляев автора Бар-Селла Зеев

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Р. БЕЛЯЕВА 1884, 16 (4) марта - в Смоленске в семье настоятеля церкви Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) Романа Петровича Беляева и его супруги Натальи Федоровны родился сын Александр.1891 - Александр Беляев поступил в духовное

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Из книги Лист автора Гаал Дёрдь Шандор

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФЕРЕНЦА ЛИСТА. 1811, 22 октября - В Доборьяне, близ Шопроаа (Венгрия), родился в семье Адама Листа сын Ференц.1817 - Начало обучения игре на фортепиано под руководством отца.1820, октябрь - Первый публичный концерт в Шопроне.1821 - Переезд с

Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc , нем. Franz Liszt ; 22 октября 1811, Райдинг, Австрийская империя - 31 июля 1886, Байройт, Германская империя) - венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма. Основоположник Веймарской школы в музыке.

Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батиста Рубини гастрольное концертное турне по Нидерландам и Германии.

Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.

Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.

Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.

Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин, Зилоти и д’Альбер.

Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.

Среди литературных работ - книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.

Биография

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в городке Доборьян (австрийское название Райдинг), комитат Шопрон (ныне - австрийская земля Бургенланд) и был единственным ребёнком в семье.

Родители

Его отец, Георг Адам Лист (1776-1826) служил чиновником в администрации князя Эстерхази. Князья Эстерхази поощряли искусство. До 14 лет Адам играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном. После окончания католической гимназии в Прессбурге (ныне Братислава) Адам Лист поступил послушником во францисканский орден, но спустя два года решил из него уйти. По некоторым сведениям, он на всю жизнь сохранил дружбу с одним из францисканцев, что, как предполагают некоторые исследователи, вдохновило его назвать сына Францем, а сам Лист , также поддерживая связи с францисканцами, в поздние годы жизни вступил в орден. Адам Лист сочинял, посвящая свои произведения Эстерхази. В 1805 году он добился своего назначения в Айзенштадт, где располагалась резиденция князей. Там в 1805-1809 годах в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами, включая Керубини и Бетховена. В 1809 году Адам был отослан в Райдинг. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром отца и впоследствии стал кумиром сына.

Мать Ференца Листа , Анна-Мария, урождённая Лаггер (1788-1866), дочь пекаря из Кремса-на-Дунае. Осиротев в 9 лет, она была вынуждена переехать в Вену, где была горничной, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 году Адам Лист , приехав в Маттерсбург навестить отца, познакомился с ней, а в январе 1811 года они поженились.

В октябре 1811 года родился сын, ставший их единственным ребёнком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. В русскоязычных источниках чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист , слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист - игре на органе. После трёхлетних занятий Ференц в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везёт его в Вену.

С 1821 года Лист занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика безвозмездно. Великому педагогу мальчик поначалу не понравился, так как был слаб физически. Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери. Выступая на концертах, Лист произвёл сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.

Париж

После Вены Лист поехал в Париж (1823). Целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. Однако отец решил остаться в Париже, несмотря на сложное материальное положение. Из-за этого приходилось постоянно организовывать выступления. Так в раннем возрасте началась профессиональная деятельность Листа .

Занимались с Листом педагоги из той же Парижской консерватории (среди них были такие выдающиеся музыканты, как Фердинандо Паер и Антонин Рейха), однако никто больше не учил его фортепианной игре. Черни был последним его педагогом по фортепиано.

В этот период Лист начал сочинять - в основном, репертуар для своих выступлений - этюды. В 14 лет начал оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которая даже была поставлена в Grand-Opera в 1825 году.

В 1827 году умер Адам Лист . Ференц тяжело переживал это событие, около 3 лет был в подавленном состоянии. К тому же его раздражала его роль «паяца», диковинки в светских салонах. По этим причинам на несколько лет Лист выключился из жизни Парижа, был даже опубликован его некролог. Возросло мистическое настроение, и прежде замечавшееся в Листе.

В свете Лист появился только в 1830 году. Это год Июльской революции. Листа увлекла бурная жизнь вокруг него, призывы к справедливости. Возникла идея «Революционной симфонии», в которой должны были быть использованы революционные песни. Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертировал. Образовался круг близких ему музыкантов: Берлиоз (создавший в это время «Фантастическую симфонию»), Паганини (приехавший в Париж в 1831 году). Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Это был первый и чрезвычайно блестящий опыт в фортепианном переложении, которое впоследствии Лист довёл до столь высокой степени.

На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен, который, согласно распространённому мнению, к Листу относился скептически, не успев увидеть расцвета его творчества после 1848 года и видя в нём только виртуоза, однако, как художник-исполнитель Лист был высоко ценим Шопеном, общавшимся с ним в Париже. В письме 1833 года Шопен написал: «Я хотел бы похитить у него манеру исполнения моих собственных этюдов».

Среди знакомых Листа также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.

Около 1835 года вышли статьи Листа о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую никогда позже не оставлял.

В начале 30-х годов Лист познакомился с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Даниель Стерн. Творчество Жорж Санд было для неё эталоном. Графиня д’Агу и Лист были в состоянии романтической влюблённости. В 1835 году графиня ушла от мужа и порвала все связи со своим кругом. Вместе с Листом она уехала в Швейцарию - так начался следующий период жизни Листа .

«Годы странствий»

С 1835 по 1848 годы длится следующий период жизни Листа , за которым закрепилось название «Годы странствий» (по названию сборника пьес).

В Швейцарии Лист и Мари д’Агу жили в Женеве и по временам - в каком-нибудь живописном селении. Лист делал первые наброски пьес для сборника «Альбом путешественника», которые впоследствии стал «Годами странствий» (фр. «Années de pèlerinage»), преподавал в Женевской консерватории, иногда ездил в Париж с концертами. Однако Париж уже увлечён другим виртуозом - Тальбергом, и Лист не имел былой популярности. В это время Лист уже начал придавать своим концертам просветительскую тематику - играл симфонии (в своём переложении для фортепиано) и концерты Бетховена, парафразы на темы из опер и др. Вместе с д’Агу Лист написал статью «О роли искусства и положении художника в современном обществе». В Женеве Лист не выпал из активной европейской жизни. К нему приезжали друзья из Парижа, в том числе Жорж Санд.

В 1837 году, уже имея одного ребёнка, Лист и д’Агу поехали в Италию. Здесь они посетили Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Из Италии Лист писал очерки о местной музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. Для них был избран жанр письма. Адресат большей части писем - Жорж Санд, которая отвечала Листу также очерками в журнале.

В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов. Это было смелое и дерзкое решение, которое окончательно обособило концертные выступления от салонных.

К этому же времени относятся фантазии и парафразы на темы из опер (в том числе из «Лючии» Доницетти), переложения «Пасторальной симфонии» Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвратился в Италию (1839), где окончил переложение симфоний Бетховена для фортепиано.

Лист давно мечтал поехать в Венгрию, однако его подруга Мари д’Агу была против этой поездки. В это же время в Венгрии произошло большое наводнение, и Лист, обладая уже огромной популярностью и славой, посчитал своим долгом помочь соотечественникам. Так произошёл разрыв с д’Агу, и в Венгрию он уехал один.

Австрия и Венгрия встретили Листа триумфально. В Вене после одного из концертов к нему подошёл Сигизмунд Тальберг, давний его конкурент, признав превосходство Листа. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъёма нации. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах, преподносили ему дары. Средства от концертов Лист перевёл в пользу пострадавших от наводнения.

Между 1842 и 1848 годами Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Это был пик его концертной деятельности. В России Лист был в 1842 и 1848 годах. В Санкт-Петербурге Листа слушали выдающиеся деятели русской музыки - В. В. Стасов, А. Н. Серов, М. И. Глинка. При этом Стасов и Серов вспоминали о своём потрясении от его игры, а Глинке Лист не понравился, он выше ставил Фильда.

Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку «Руслана и Людмилы», сделал фортепианную транскрипцию «Марша Черномора», вёл переписку с композиторами «Могучей кучки». В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, Лист издал сборник избранных отрывков из русских опер.

В это же время достигла пика просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он включал множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 году были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внёс недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору.

Однако через некоторое время Лист разочаровался в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекратилась.

В это время Лист познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн, женой русского генерала Николая (1812-1864; сына генерал-фельдмаршала П. Витгенштейна). В 1847 году они решили соединиться, но Каролина была замужем, и, кроме того, истово исповедовала католицизм. Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и папа римский.

Веймар

В 1848 году Лист и Каролина обосновались в Веймаре. Выбор был обусловлен тем, что Листу были даны права руководить музыкальной жизнью города, к тому же, Веймар был резиденцией великой герцогини Марии Павловны - сестры императора Николая I. Видимо, Лист надеялся через неё повлиять на императора в деле развода.

Лист принялся за оперный театр, обновил репертуар. Очевидно, после разочарования в концертной деятельности он решил перенести просветительский акцент на деятельность постановщика. Поэтому в репертуаре появляются оперы Глюка, Моцарта, а также современников - Шумана («Геновева»), Вагнера («Лоэнгрин») и других. В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Однако и в этой области Листа ждала неудача. Публика была недовольна репертуаром театра, труппа и музыканты жаловались.

Главный итог веймарского периода - напряжённая композиторская работа Листа . Он привёл в порядок свои наброски, закончил и переработал множество своих сочинений. «Альбом путешественника» после большой работы стал «Годами странствий». Здесь же появились фортепианные концерты, рапсодии (в которых использованы мелодии, записанные в Венгрии), Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы.

В Веймар к Листу приезжали молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки. Совместно с Каролиной Лист писал статьи, эссе. Начал книгу о Шопене.

К этому времени относится сближение Листа с Вагнером на почве общих идей. В начале 50-х годов был создан Союз немецких музыкантов, так называемые «веймарцы», в противоположность «лейпцигцам» (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в печати между этими группами возникали ожесточённые конфликты.

В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно растаяла, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умер сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усилились мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решили ехать в Рим замаливать грехи.

Поздние годы

В начале 60-х годов Лист и Каролина переселились в Рим, но жили в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал церковнослужителем, и в 1865 году он принял малый постриг в аколиты. Творческие интересы Листа лежали теперь преимущественно в области духовной музыки: это оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса (нем. Kronungsmesse). Кроме того, появился третий том «Годов странствий», насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко.

В 1866 году Лист ездил в Веймар, начался так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжали молодые музыканты - среди них Григ, Бородин, Зилоти.

В 1875 году деятельность Листа сосредоточилась преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподавал, среди его учеников - Эмиль фон Зауэр, Александр Зилоти, Карл Таузиг, д’Альбер, Мориц Розенталь, Софи Ментер и многие другие. Написал «Забытые вальсы» и новые рапсодии для фортепиано, цикл «Венгерские исторические портреты» (о фигурах венгерского освободительного движения).

Дочь Листа Козима в это время стала женой Вагнера (их сын - известный дирижёр Зигфрид Вагнер). После смерти Вагнера она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байройте. На одном из фестивалей в 1886 году Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление лёгких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отёков ног он передвигался лишь с посторонней помощью.

19 июля 1886 года состоялся его последний концерт. Умер Лист 31 июля того же года в гостинице на руках камердинера. Согласно опубликованным документам Франкфуртской масонской ложи, Ференц Лист был масоном и входил во франкфуртскую масонскую ложу «Единство» с 1841 года.
Император Франц Иосиф I 30 октября 1859 возвёл Листа в рыцарское достоинство, оставив при этом собственноручную запись полного имени Листа: Франц Риттер фон Лист (Franz Ritter von Liszt, от нем. Ritter - рыцарь, всадник)
Изображен на почтовых марках Австрии 1961 года, Венгрии 1932 и 1986 года, почтовом блоке Венгрии 1934 года.

Произведения

Всего сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперёд в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым в 1887 году), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).

Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851-1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклор­ные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий. При этом следует заметить, что жанр инструментальной рапсодии является своего рода "новацией" Листа. Рапсодии создавались в следующие года: № 1 - около 1851 года, № 2 -1847 год, № 3-15 - около 1853-го, № 16 - 1882 год, № 17-19-1885 год.

Список сочинений

Фортепианные произведения

  • Этюды высшего исполнительского мастерства (1-я редакция - 1826,2-я 1836,3-я 1851)
  • Этюды по каприсам Паганини S.141 / Bravourstudien nach Paganinis Capricen - (1-я ред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини - Grandes Etudes de Paganini, 1851)
  • Tremolo g-moll
  • Octaves Es-dur
  • La campanella gis-moll
  • Arpeggio E-dur
  • La Chasse E-dur
  • Theme et variations a-moll
  • 3 концертных этюда (около 1848)
  • 2 концертных этюда (около 1862)
  • «Альбом путешественника» (1835-1836)
  • «Годы странствий»
  • 1-й год - Швейцария S.160 (9 пьес, 1835-1854) / Annees de pelerinage - Premiere annee - Suisse
  • I. La chapelle de Guillaume Tell / Часовня Вильгельма Телля
  • II. Au lac de Wallenstadt / На Валленштадском озере
  • III. Pastorale / Пастораль
  • IV. Au bord d’une source / У родника
  • V. Orage / Гроза
  • VI. Vallee d’Obermann / Долина Обермана
  • VII. Eclogue / Эклога
  • VIII. Le mal du pays / Тоска по родине
  • IX. Les cloches de Geneve / Женевские колокола
  • 2-й год - Италия S.161 (7 пьес, 1838-1849), в т ч Фан­тазия-соната По прочтении Данте (Apres une lecture du Dan­te, 1837-1839), доб. - «Венеция и Неаполь», 3 пьесы, 1859 / Annees de pelerinage - Deuxieme annee - Italie, S.161
  • I. Sposalizio / Обручение
  • II. Il penseroso / Мыслитель
  • III. Canzonetta del Salvator Rosa / Канцонетта Сальватора Розы
  • IV. Sonetto 47 del Petrarca / Сонет Петрарки № 47 (Des-dur)
  • V. Sonetto 104 del Petrarca / Сонет Петрарки № 104 (E-dur)
  • VI. Sonetto 123 del Petrarca / Сонет Петрарки № 123 (As-dur)
  • VII. Apres une lecture du Dante, fantasia quasi una sonata / По прочтении Данте (соната-фантазия)
  • Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162
  • I. Gondoliera / Гондольера
  • II. Canzone / Канцона
  • III. Tarantella / Тарантелла
  • 3-й год S.163 (7 пьес, 1867-1877) / Annees de pelerinage - Troisieme annee
  • I. Angelus. Priere aux anges gardiens / Молитва к ангелу хранителю
  • II. Aux cypres de la Villa d’Este I / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия I
  • III. Aux cypres de la Villa d’Este II / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия II
  • IV. Les jeux d’eau a la Villa d’Este / Фонтаны виллы д’Эсте
  • V. Sunt lacrymae rerum (en mode hongrois) / В венгерском стиле
  • VI. Marche funebre / Похоронный марш
  • VII. Sursum corda / Вознесём сердца́
  • «Поэтические и религиозные гармонии» (1845-1852)
  • «Утешения» (1849)
  • «Венгерские исторические портреты» (1870-1886)
  • 2 легенды S. 175 (1863)
  • I. Saint François d’Assise: La prédication aux oiseaux / Святой Франциск Ассизский, Проповедь птицам
  • II. Saint François de Paule marchant sur les flots / Святой Франциск из Паолы, идущий по волнам
  • 2 баллады (1848-1853)
  • Соната (1850-1853)
  • «Мефисто - вальс» (около 1860, сначала - оркестровая редакция)
  • Венгерские рапсодии (1-я редакция - 1840-1847, 2-я - 1847-1885)
  • Вальсы, галопы, полонезы, чардаши, марши и другие.

Произведения для фортепиано с оркестром

  • Первый концерт Es-dur (1849, переработка – 1853, 1856)
  • Второй концерт A-dur (1839, переработка – 1849, 1853, 1857, 1861)
  • «Пляска смерти» (1849, переработка – 1853, 1859)

Симфонические произведения

Симфонические поэмы

  • «Что слышно на горе» (1847-1856)
  • «Тассо. Жалоба и триумф» (1849, переработка – 1850-1854)
  • «Прелюды» (1848, переработка – 1850-1854)
  • «Орфей» (1854)
  • «Прометей» (1850, переработка – 1855)
  • «Мазепа» (1851)
  • «Праздничные звоны» (1858)
  • «Плач о героях» (1850-1854)
  • «Венгрия» (1854)
  • «Гамлет» (1858)
  • «Битва гуннов» (1857)
  • «Идеалы» (1857)
  • «От колыбели до могилы» (1881-1882)

Симфонии

  • «Фауст» (1854-1857)
  • «Данте» (1855-1856)
  • Оратории и мессы[править | править вики-текст]
  • «Легенда о святой Елизавете» (1857-1862)
  • «Христос» (1862-1866)
  • Гранская месса (1855)
  • Венгерская коронационная месса (1866-1867)

Песни и романсы (около 90)

Литературные сочинения

  • «Письма бакалавра музыки» (1837-1839)
  • «Паганини. По поводу его смерти» (1840)
  • «Шопен» (1851, новая редакция – 1879)
  • «Тангейзер» (1849)
  • « Лоэнгрин» (1850)
  • «Летучий голландец» (1854)
  • «Об «Орфее» Глюка» (1854)
  • «О «Фиделио» Бетховена» (1854)
  • «Об «Эврианте» Вебера» (1854)
  • «Золото Рейна» (1855)
  • «Берлиоз и его симфония «Гарольд» (1855)
  • «Роберт Шуман» (1855)
  • «Клара Шуман» (1855)
  • «Моцарт. К столетию со дня рождения» (1856)
  • «Критика критики. Улыбышев и Серов» (1857)
  • «Джон Фильд и его ноктюрны» (1859)
  • «О цыганах и их музыке в Венгрии» (1860, новая редакция – 1881)

Постановки на музыку Листа

  • «Венгерская рапсодия» № 2 (1847) - постановка 1900 года Льва Иванова
  • «Маргарита и Арман» - балет Фредерика Эштона на музыку Ференца Листа был поставлен в 1963 году для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева. (В настоящее время в роли Маргариты Сильви Гиллем).
  • В 1958 году для Ленинградского хореографического училища Касьян Голейзовский сочинил балет «Листиана», состоящий из произведений Ференца Листа: «Забытый вальс», «Утешение», «Вальс-импровизация», «Листок из альбома» «Мыслитель», «Забытый романс», «Порыв» и «Кампанелла»
  • В 1974 году балет «Отелло» на музыку Ф. Листа поставил хореограф Питер Даррелл

На экране

«Венгерская рапсодия» № 2 Листа звучала в оскароносной серии The Cat Concerto (1946 год) мультсериала «Том и Джерри». "Кошачий концерт" признан лучшим мультфильмом 1946 года.

Фе ренц Лист (Franz Liszt, 1811–1886) - венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Учился у К. Черни (фортепиано), А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция). В 1823–35 жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступал с 9-летнего возраста) и началась педагогическая и композиторская деятельность. Общение с видными деятелями литературы и искусства - Г. Берлиозом, Н. Паганини , Ф. Шопеном , В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др. оказало влияние на формирование его взглядов. С энтузиазмом встретив Июльскую революцию 1830, написал «Революционную симфонию»; восстанию лионских ткачей 1834 посвятил фортепианную пьесу «Лион». В 1835–39 («годы странствий») Лист жил в Швейцарии и Италии. В этот период Лист достиг совершенства своего исполнительского искусства, создав концертный пианизм в его современном виде. Определяющими чертами стиля Листа стали синтез рационального и эмоционального, яркость и контраст образов в соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепиано. В музыкальном творчестве Лист реализовал мысль о взаимосвязи различных искусств, особенно внутренние связи музыки с поэзией. Создал для фортепиано «Альбом путешественника» (1836; частично послужил материалом для цикла «Годы странствий»), фантазию-сонату «После чтения Данте», «Три сонета Петрарки» (1-я редакция) и др. С конца 30-х гг. до 1847 Лист гастролировал с большим триумфом по всем странам Европы, в т. ч. в Венгрии, где его чествовали как национального героя (в 1838–40 дал ряд благотворительных концертов в помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии), в 1842, 1843 и 1847 в России, где познакомился с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым и др. В 1848, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселился в Веймаре, с которым связан расцвет его творческой и музыкально -просветительской деятельности. В 1848–61 были созданы самые значительные произведения Листа, в т. ч. 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепианных концерта, соната h-moll, Этюды высшего исполнительского мастерства, «Фантазия на венгерские народные темы». Как дирижёр (придворный капельмейстер) Лист поставил на сцене Веймарского театра свыше 40 опер (в т. ч. оперы Р. Вагнера), из них 26 впервые, исполнил в симфонических концертах все симфонии Бетховена , симфонические произведения Г. Берлиоза, Р. Шумана , М. И. Глинки и др. В публицистических сочинениях выступал за прогрессивное начало в искусстве, против академизма и рутины эпигонов лейпцигской школы, в противовес которой объединившиеся вокруг Листа музыканты образовали веймарскую школу. Деятельность Листа встречала противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара, и в 1858 Лист отказался от должности придворного капельмейстера. С 1861 жил попеременно в Риме, Будапеште и Веймаре. Глубокое разочарование в современной ему буржуазной действительности, пессимистические настроения привели Листа к религии, в 1865 он принял сан аббата. Вместе с тем Лист продолжал участвовать в музыкально -общественной жизни Венгрии: был инициатором создания в 1875 Музыкальной академии (ныне его имени) и её первым президентом и профессором, содействовал творчеству венгерских композиторов (Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи); способствовал росту молодых национальных музыкальных школ других стран, поддерживал Б. Сметану, Э. Грига , И. Альбениса и других композиторов. С особым интересом относился к русской музыкальной культуре: изучал и пропагандировал творчество русских композиторов, особенно «Могучей кучки»; высоко ценил музыкально-критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, пианистическое искусство А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав свыше 300 пианистов из разных стран. Среди учеников: Э. д’Альбер, Э. Зауэр, А. Рейзенауэр, А. И. Зилоти, В. В. Тиманова; его советами пользовались многие композиторы. Многогранная творческая деятельность Листа - яркого представителя романтизма - сыграла огромную роль в становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры. В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков (вербункош) и достижений европейской профессиональной музыки («Венгерские рапсодии», «Героический марш в венгерском стиле», «Погребальное шествие» для фортепиано, симфонические поэмы, оратории, мессы и другие сочинения). Непреходящее значение творчества Листа - в демократизме и действенном гуманизме идейного содержания, его главными темами являются борьба человека за высокие идеалы, стремление к свету, свободе, счастью. Определяющие принципы новаторского творчества композитора - программность и связанный с ней монотематизм. Программность обусловила обновление композитором жанра фантазии и транскрипции, создание нового музыкального жанра - одночастной симфонической поэмы, отразилась на поисках новых музыкально-выразительных средств, что особенно ярко проявилось в поздний период творчества. Идейно-художественные принципы Листа получили распространение в творчестве композиторов различный национальных школ, в т. ч. русской, высоко ценивших его творческий гений, что нашло отражение и в музыкально -критических статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова и др.

Сочинения: Опера Дон Санчо, или Замок любви (1825, Париж); оратории - Легенда о св. Елизавете (1862), Христос (1866) и др.; мессы - Эстергомская (Гранская, 1855), Венгерская коронационная (1867); кантаты; Реквием (1868); для оркестра - Фауст-симфония (по И. В. Гёте, 1857); симфония к «Божественной комедии» Данте (1856); 13 симфонических поэм (1849–82), в т. ч. Мазепа (по В. Гюго, 1851), Прелюды (по Ж. Отрану и А. Ламартину), Орфей, Тассо (все - 1854), Прометей (по И. Г. Гердеру, 1855); 2 эпизода из «Фауста» Ленау (1860) и др.; для фортепиано с оркестром - 2 концерта (1856, 1861), Пляска смерти (1859), Фантазия на венгерские народные темы (1852) и др.; для фортепиано - соната h-moll; циклы пьес: Поэтические и религиозные гармонии (по А. Ламартину), Годы странствий (3 тетради); 2 баллады; 2 легенды; 19 венгерских рапсодий; Венгерские исторические портреты; Испанская рапсодия; Этюды высшего исполнительского мастерства, концертные этюды, вариации, пьесы в танцевальной форме, в т. ч. 3 забытых вальса, марши и др.; для голоса с фортепиано - песни и романсы (около 90) на слова Г. Гейне, И. В. Гёте, В. Гюго, М. Ю. Лермонтова и др., инструментальные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли; транскрипции (главным образом для фортепиано) собственных произведений и сочинений других композиторов, в т. ч. Этюды по Каприсам Паганини.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано. В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни . Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822. Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы. От известного издателя А.Диабелли он получил приглашение сочинить вариации на тему вальса, придуманную самим Диабелли; таким образом юный музыкант оказался в компании великих Бетховена и Шуберта, к которым издатель обратился с такой же просьбой. Несмотря на это, Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, и ему пришлось продолжать свое образование частным образом. В это время он совершил ряд поездок с концертами по Франции и Англии. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г.Берлиозом и Ф.Шопеном , искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом. В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н.Паганини ; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз.

Лист был человеком страстным и обаятельным, он был хорош собой, и каждый его концерт превращался в настоящее представление. Лист стал идолом всей Европы, и концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, «романами». В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д"Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей – сын и две дочери, младшая из которых, Козима, вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г.фон Бюлова, а потом стала женой Р.Вагнера . Связь Листа с графиней длилась примерно десять лет, причем в последние годы этого периода Лист возобновил длительные концертные поездки и вел вполне свободную жизнь. Он выступал в Австрии, Бельгии, Англии, Франции, Венгрии, Шотландии, России и в 1849 дал цикл концертов, средства от которых пошли на сооружение памятника Бетховену в Бонне.

В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. В 1847, приняв решение посвятить себя Веймару, Лист предпринял прощальные концертные гастроли. Во время пребывания в России он познакомился с княгиней Каролиной Зайн-Витгенштейн, и вернулся с ней в Веймар. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда – отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов. Он устроил неделю музыки Берлиоза в то время, когда романтический стиль этого композитора не встречал понимания во Франции. Лист сумел даже организовать в Веймаре премьеру оперы Вагнера Тангейзер в годы, когда ее автор был политическим изгнанником и ему грозил арест.

Лист успевал сражаться с герцогом Веймарским по поводу перерасходов в своем бюджете, отстаивать при дворе свою артистическую свободу и одновременно сочинять, дирижировать и преподавать. Именно в Веймаре появилась единственная фортепианная соната композитора, а также ряд оркестровых пьес, а с 1849 – оркестровых поэм. Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. С 1858 Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант – признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.

В 1860 Лист отправился в Рим, надеясь преодолеть ряд препятствий политического и религиозного характера, которые делали невозможным его брак с княгиней Витгенштейн. Когда же Римско-католическая церковь отказалась благословить их союз, пылкий музыкант, устав и разочаровавшись в жизни, удалился от мирской суеты. В 1865 Лист вступил во францисканский орден терциариев (члены его могли оставаться в миру, вступать в брак и иметь собственность, но брали на себя особые религиозные обязательства и должны были вести аскетический образ жизни и заниматься благотворительностью) и жил сначала в Риме, а затем в Тиволи у кардинала Густава Адольфа Гогенлоэ. Это уединение, однако, продолжалось недолго: спустя два года он вернулся к своей обычной жизни странствующего виртуоза. В 1871 Лист получил звание советника венгерского короля, и через два года в Будапеште было необычайно торжественно отпраздновано пятидесятилетие творческой деятельности музыканта. В 1879 папа Римский Пий IX присвоил ему звание почетного каноника, что давало право на ношение сутаны, но не на титул «аббат Лист», которым композитор иногда подписывался. После кончины Вагнера в 1883 Лист провел в Веймаре мемориальный концерт. В начале 1886 75-летний Лист отправился в Англию, где был принят королевой Викторией и восторженно встречен его почитателями. Из Англии уставший и неважно себя чувствовавший Лист приехал в Байройт на ежегодный вагнеровский фестиваль. В этом городе он умер 31 июля 1886.

Музыка.

Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Подобно Ф.Шопену и Р.Шуману, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа – Грезы любви (Liebestraum ), а среди грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий , цикл из 12 Трансцендентных этюдов (Этюдов трансцендентного исполнения Études d"exécution transcendante ) и три цикла небольших пьес под названием Годы странствий (Années de pèlerinage ). Некоторые из Венгерских рапсодий (в основе которых лежат скорее цыганские, нежели мадьярские напевы) позже были оркестрованы. Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему BACH.

Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. Первоначально поводом к их созданию послужило желание Листа популяризировать в своих концертах великие оркестровые сочинения мастеров прошлого или новую музыку непризнанных композиторов-современников. В нашу эпоху публика по большей части проходит мимо этих бравурных и стилистически устаревших аранжировок, хотя пианисты по-прежнему включают в концертный репертуар подобные пьесы, дающие возможность продемонстрировать головокружительную технику. Среди транскрипций Листа – фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.

Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов или лейттем, проходящих через всю поэму. Среди оркестровых произведений Листа (или пьес с участием оркестра) наиболее интересны симфонические поэмы, в особенности Прелюды (Les Préludes , 1854), Орфей (Orpheus , 1854) и Идеалы (Die Ideale , 1857).

Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Лист сочинил несколько месс, псалмы и ораторию Легенда о святой Елизавете (Legende von der heiligen Elisabeth , 1861). Кроме того, можно упомянуть Фауст-симфонию с хоровым финалом (1857) и Симфонию к Божественной комедии Данте с женским хором в конце (1867): оба произведения в значительной степени опираются на принципы симфонических поэм. До сих пор исполняются листовские фортепианные концерты – ля мажор (1839, редакции 1849, 1853,1857, 1861) ми-бемоль мажор (1849, редакции 1853, 1856). Единственная опера Листа – одноактная Дон Санчо (Don Sanche ) – написана 14-летним композитором и тогда же поставлена (выдержала пять спектаклей). Партитура оперы, долгое время считавшаяся утерянной, была обнаружена в 1903.

Оценки творческого наследия Листа – композитора и пианиста в период после его смерти были неоднозначными. Возможно, бессмертие его сочинениям обеспечило смелое новаторство в области гармонии, которое во многом предвосхитило развитие современного музыкального языка. Хроматизмы, используемые Листом, не только обогатили романтический стиль прошлого столетия, но и, что важнее, предвосхитили кризис традиционной тональности в 20 в. Радикальная «музыка будущего», о которой мечтали Лист и Вагнер, вызвала к жизни целотоновые последовательности, политональность, атональность и прочие элементы, типичные для музыкального импрессионизма. Подобно Вагнеру, Лист был приверженцем идеи синтеза всех искусств как высшей формы художественного выражения.

Лист как пианист.

Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой.

Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемой частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями. Влияние Листа до сих пор ощутимо в пианизме разных школ.