Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи. Тема одиночества человека в странном мире ночей Почему мечтатель не занимается делами белые ночи

Cлайд 1

Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи» Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в страшном мире ночей. Учитель литературы Алиева Светлана Викторовна, ГОУ СОШ «Школа здоровья» №883 г. Москвы

Cлайд 2

ЦЕЛЬ: выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя

Cлайд 3

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский

Cлайд 4

Блиц-опрос Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа? Тургенев Сколько слов содержит полное название данного произведения? семь Как звали главную героиню повести “Белые ночи”? Настенька Сколько ночей было в произведении “Белые ночи”? четыре Как называется город, в котором происходят описанные героем события? Петербург

Cлайд 5

Впервые опубликовано в журнале "Отечественные записки" (1848. N 12) с подписью: Ф. Достоевский и с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. «Белые ночи»

Cлайд 6

Ночь первая. В какой обстановке разворачивается сюжет произведения? Какие события изображены на страницах повести? Как чувствует себя герой в Петербурге? Какая обстановка его окружала? При каких обстоятельствах произошла встреча его с Настенькой? Как повел себя герой и почему?

Cлайд 7

«Сентиментальный роман» Роман1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы. Роман2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. По словарю Ожегова С.И. В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”?

Cлайд 8

«Сентиментальный роман» СЕНТИМЕНТАЛИЗМ: 1)Литературное направление (в России в конце 18 и начале 19 вв.), отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы; 2) Сентиментальное (во втором значении) отношение к чему-нибудь (книжн.) Что означает прибавка “сентиментальный”?

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Мечта – мечтательность – мечтатель Мечтать что, или о чем, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном. Мечта вообще всякая картина воображения и игра мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара. Мечтатель -охотник мечтать, задумываться или играть воображением; кто сам о себе высокого мнения. Толковый словарь В.Даля Словарь:

Cлайд 12

Проблемный вопрос Надо ли человеку иметь мечту? Нужно ли человеку мечтать? Быть мечтателем это хорошо? Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

Cлайд 13

Как герой объясняет, почему он не занимается делами? Как он оценивает такую жизнь?

Cлайд 14

Есть такая гармонии в жизни мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? Оцените богатство речи героя. Как этот монолог его характеризует?

Cлайд 15

Ночь третья Почему герой так легко увлекся Настенькой? Легко ли понять, что думает автор по поводу переживаний своего героя?

Cлайд 16

Cлайд 17

Утро Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний) Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.) Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день– проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”.Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)

Cлайд 18

Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему? Счастлив или несчастлив герой? У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках? Утро Вывод. Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

Cлайд 21

Домашнее задание Мини-сочинение. Чем интересна повесть «Белые ночи» вам, современным школьникам? Прочитав повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи», о чем бы ты хотел рассказать своим одноклассникам?

Cлайд 22

Список источников Петербург Достоевского http://www.pereplet.ru/portfel/glazunov/klassika_pic/dostoev/7.jpg «Белые ночи» http://img1.nnm.ru/d/9/0/b/a/d90ba6f2812632f4e2f0a2bca6f84805_full.jpg Мечтатель http://www.artlib.ru/objects/gallery_642/artlib_gallery-321236-b.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/74/788/74788342_beluye_nochi.jpg Петербург http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpg http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/1/scripwriter.0/0_11fd_129b99c8_XL Ф.М.Достоевский «Белые ночи» http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0230.shtml На мосту http://www.3rm.info/uploads/posts/2012-12/1355855415_3.jpg Утро http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2007/11/29/996239.jpg Словари http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC/ Методические пособия и разработки Урок литературы по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи» http://festival.1september.ru/articles/533052/ И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных «Поурочные разработки по литературе 9 класс» - Москва:ВАКО,2011 Н.В.Беляева, О.А.Ерёмина. «Уроки литературы в 9 классе»- Москва: Просвещение, 2011

Цели урока: оценить особенности образа главного героя - мечтателя; обучение аналитическому чтению; характеристика героя.
Ход урока

Дома учащиеся, опираясь на уже имеющиеся навыки, попытаются найти текст, показывающий приемы раскрытия образа главного героя. Учитывая сложность темы, следует еще раз просмотреть текст от начала до конца, помогая учащимся дополнить и правильно сформулировать свои наблюдения.


I. Беседа

Ночь первая.

Как чувствует себя герой в Петербурге?

Какая обстановка его окружала?

При каких обстоятельствах произошла его встреча с Настенькой?

Как повел себя герой и почему?

Как характеризует героя его диалог с Настенькой?

Ночь вторая.

Кто такой, в представлении главного героя, мечтатель?

Как герой объясняет, почему он не занимается делами?

Как он оценивает такую жизнь?

Ночь третья.

Почему герой так легко увлекся Настенькой?

Ночь четвертая.

Почему герой решает связать свою судьбу с Настенькой? Насколько искренен его порыв?

Утро.

Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему? Можно ли считать такое завершение несчастливым?

Как образ Настеньки (прочитайте выразительно ее письмо) помогает понять замысел автора, его идею?
II. Задание по всему тексту

Прочитайте подзаголовок сентиментальный романе. В каком значении употреблено слово «роман»?

О чем же мечтает главный герой, а вместе с ним и автор?

Вывод. Идея одиночества человека, его неприкаянности не может оставить равнодушным читателя

Постепенно углубляясь в содержание повести, учащиеся начинают глубже понимать героев, обычно меняя при этом свое первичное читательское восприятие.


Домашнее задание

Сочинение-миниатюра «Насколько интересны современному читателю мысли и чувства Достоевского».

Урок 67. Петербург Достоевского

Цели урока: анализ первого абзаца текста; выявить особенности пейзажа Достоевского.

Словарная работа: пейзаж в литературе.
Ход урока

I. Выразительное чтение текста (Ночь первая, первый абзац)
II. Работа в группах (с элементами лингвистического анализа)

Группа 1. Выпишите слова, словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Что придает тексту повествование от первого лица?

Группа 2. Проанализируйте построение предложений. С кем ведет диалог рассказчик? Чего добивается таким образом автор?

Группа 3. Какие детали помогают понять жизнь города? Попробуйте «расшифровать» символ - желтый цвет.

Группа 4. Эта часть текста представляет монолог героя. Оцените богатство его речи. Как этот монолог его характеризует?

Группа 5. Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображен в повести? Почему бесконечно одинок герой повести «Белые ночи»?

Выводы. Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). В отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерково-бытописательской стороне изображения Петербурга (детали, топографическая точность). Кроме того, Достоевский не только бытописатель , он изображает некоторую духовно-мистическую сущность Петербурга, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург - символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в сконцентрированном виде.
Домашнее задание

1. Познакомиться со статьей учебника-хрестоматии о Л. Н. Толстом, пересказать ее.

2. Текст - «Юность».

3. Индивидуально - обзор содержания повестей «Детство», «Отрочество», «Юность».

Урок 68. Личность Л. Н. Толстого.

Автобиографическая трилогия. Обзор содержания.

Психологизм прозы Толстого

Цели урока: обучение работе с учебником; обсуждение самостоятельно прочитанных произведений.

Словарная работа: диалектика души героя.
Ход урока

I. Работа со статьей учебника-хрестоматии о Л. Н. Толстом

Учащиеся прочитали ее дома. Важно, чтобы они сумели ответить на следующие вопросы:

Что из прочитанного Толстым вам близко? Что вы не читали? Могли бы вы составить подобный список?

Что хотел развить в себе и чего хотел добиться (судя по составленному им плану) молодой человек Лев Николаевич Толстой?

С какими недостатками в себе хотел бороться Толстой? Насколько это важно для человека?

Какова история военной жизни Толстого? Какие произведения появились в результате участия Толстого в военных действиях?

Где начинается работа над повестью «Детство»? Какой отклик она получила?

Часть «Детство» была напечатана в «Современнике» в 1852 г., явилась первой частью задуманной тетралогии «Четыре эпохи развития». Осуществлены еще две части - повести «Отрочество» и «Юность», а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе «Утро помещика». «Отрочество» была напечатана в 1854 г., а «Юность» - в 1857 г.

Как в истории с изменением названия отразился замысел Толстого?

Почему очень интересна не только творчество, но и жизнь Л. Н. Толстого?
II. Обзор содержания трилогии

Три заранее подготовленных ученика готовят обзор содержания повестей «Детство», «Отрочество», «Юность», обращал особое внимание на изменения, происходящие с главным героем трилогии.


III. Работа с фрагментом текста - главой «Мои занятия».

Обсуждение вопросов 1-6 в учебнике-хрестоматии. Для этого понадобится знание полного текста главы.


IV. Наблюдение над особенностями повествования Л. Н. Толстого

Почему для своего произведения Толстой выбирает форму автобиографического повествования?

Какая особенность толстовского психологизма проявилась в этом произведении?

Итоговый вопрос: Одно из значений слова «диалектика» такое: процесс движения и развития. Можно ли те изменения, которые происходят в душе героя, назвать диалектикой его души?
Домашнее задание

2. Составить вопросы для анализа главы.

Урок 69. Подлинные и мнимые ценности жизни

Цели урока: обучение аналитическому чтению; чтение фрагментов и анализ главы «Comme il faut»; закрепление навыков пересказа-анализа.
Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Вместе с оценкой работ учитель проводит конкурс на самый интересный вопрос.


II. Беседа (анализ содержания главы)

В чем состоит идеал человека «комильфо»?

Как Л. Н. Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?

Что было главным злом этого увлечения?

Работа в группах.

В учебнике-хрестоматии после главы помещен ряд вопросов. Учащиеся, объединенные в группы, готовят совместный ответ на один из вопросов, если возможно, представляют различные точки зрения.

Группа 1: Как вы оцениваете такую участь героя?

Группа 2: Есть ли качества, которые вас привлекают в перечне признаков, которым и руководствовался рассказчик?

Группа 3: Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?
III. Пересказ-анализ главы ХХI «Comme il faut».

Эта глава представляет собой композиционно законченную часть, в которой показана проблема, важная для молодого поколения.

Для подготовки пересказа-анализа важно сформулировать главную мысль, на анализе которой учащиеся сконцентрируют свое внимание. В данном случае это может быть следующий вопрос: в чем хочет автор убедить своего читателя и как он это делает.

Определив таким образом проблему, в ходе вторичного чтения-просмотра отбираются главные , ключевые факты, детали для устного сжатого пересказа-анализа.

В данном случае очень важна вторая часть вопроса, потому что здесь учащиеся должны показать особенности повествовательной манеры Л. Н. Толстого.

На что следует обратить внимание учащихся:

Какая форма повествования и почему выбирается для этого произведения?

Как до читателя доносятся чувства и переживания главного героя?

Почему в главе сильно публицистическое начало и в чем оно выражается?
IV. Беседа

Вновь следует вернуться к ключевому вопросу уроков: почему те изменения, которые происходят с главным героем, можно считать «диалектикой его души»?


Домашнее задание

Урок 70. Особенности повествования А. Н. Толстого.

Приемы психологического самоанализа героя.

Глава «Я проваливаюсь». Подготовка к сочинению

Цели урока: работа над понятием «диалектика души»; приемы (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над развитием действия, диалоги, речевая характеристика) психологического самоанализа героя; обучение аналитическому чтению; составление и анализ плана сочинения.
Ход урока

I. Беседа

Ответить на вопросы и подтвердить свою мысль текстом.

Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?

Каково состояние внутреннего мира Николеньки?

О чем думал Николенька после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?

Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?

Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?

На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?

Что значит «я проваливаюсь», вынесенные в название главы?


II. Подготовка к сочинению-миниатюре «Диалектика души» в повести Л. Н. Толстого «Юность»

Снова следует напомнить учащимся, как работать над сочинением миниатюрой.

1. Вдуматься, какая проблема ставится, сформулировать ее своими словами.

При издании повести «Детство» Н. А. Некрасов заменил название на другое - «История моего детства». Вспомним, как Толстой отреагировал на это: «Заглавие «История моего детства» противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до моего детства?». Очевидно, не история жизни конкретного человека, а что-то другое лежало в основе замысла автора. Беспристрастно и откровенно Толстой рассказывает о том, что происходило с душой ребенка, а потом молодого человека в самые важные периоды его жизни. Так и получается, что развитие души человека ложится в основу этого произведения. Задача сочинения - показать, как Толстой изображает это развитие, иными словами, диалектику.


2. Отобрать необходимый для решения этой задачи материал.

Поскольку глубже других изучено гл. 4, помещенные в учебнике-хрестоматии, фактический материал можно взять из них, сделав необходимые ссылки на текст всей повести. Сгруппировать материал можно следующим образом:

Автобиографическая проза - одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности;

Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками ;

Подлинные и мнимые ценности жизни героя;

Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту;

«диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии Толстого;

Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).


3. Сделать вывод и обобщение.

К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?

В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?

План обсуждается на уроке, записывается учащимися.


Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру.

Урок 71. Как писать сочинение-очерк?

Подготовка к домашнему сочинению на тему

«Мой современник»

Цель урока: характеристика разновидностей очерка; обучение написанию сочинения-очерка.
Информация для учителя

Изученное произведения И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого посвящены молодым людям 15-16-летнего возраста. Естественно, если учащиеся сравнят их жизненный опыт со своим. А это сравнение может воплотиться в сочинение о себе или о своем современнике.


Ход урока

I. Лекция. Как писать сочинение-очерк?

Очерк - жанр публицистики, потому что изображает и разъясняет значительные и интересные явления действительности.

Вопросы учащимся.

Почему сочинение на указанную тему целесообразно писать в жанре очерка?

Существуют такие разновидности очерка:

путевой очерк (если проблема связана с картинами быта, природы или дорожными событиями);

портретный очерк (в центре его человек, его дело; очерк решает общественно значимую проблему, связанную с характером или поступками героя, с другой стороны, выражает авторское отношение к самому герою очерка).

Вопросы:

Какой вид очерка целесообразнее писать по указанной теме?

Какой стиль речи подходит для изложения такой темы?

Еще раз напомним учащимся, как нужно конструировать публицистическую речь.

Публицистический допускает:

Публицистическую лексику (идеалы добра; переломные годы; свобода и независимость);

Повторы (давным-давно, молодо и свежо);

Антитезы (сила - слабость , вера - безверие);

Риторические вопросы (Кого может обмануть этот агрессивный внешний вид?);

Побудительные и восклицательные предложения (Представьте себе... Вспомните...);

Сопоставительные и противопоставительные конструкции (Как молодые, так и взрослые люди...).
II. Обсуждение ключевых вопросов к теме сочинения

Интересно в начале предоставить слово учащимся - настроить их на размышление об их современнике.

Чем отличается жизнь современного молодого человека?

Какие проблемы свойственны этому поколению? Как они решаются?

Если среди твоих сверстников личности, о которых можно сказать, что они постоянно развиваются?

Справедливы ли упреки взрослых в том, что «молодежь не та пошла»?

Проще или сложнее, по сравнению с прошлым веком, стала жизнь твоего сверстника?

Сохранились ли в наше время те идеалы, которые провозглашали молодые люди прошлого века?

Тема считается свободно, потому что ученик сам выбирает, о ком ему писать и какую форму повествования выбрать.
Домашнее задание

Сочинение-очерк (по материалам урока). Итогом может быть выпуск классной газеты, где по выбору учителя и учащихся опубликуются лучшие работы.


Информация для учителя 1

Автобиографическая литература существует очень давно. Этот жанр близок мемуарам, но автобиография обычно посвящена не окружению человека, а собственным мыслям, чувствам и переживаниям автора.

«Детство» напечатано в журнале «Современник» под названием «История моего детства». 1852 год. Подпись под произведением «Л. Н.».

«Отрочество» напечатано в журнале «Современник». 1854 г. Подпись под произведением «Л.Н.Т.».

«Юность» напечатана в журнале «Современник». 1857 г. Подпись под произведением «Л. Толстой».

Изменение подписи как бы отражает укрепление уверенности автора в своей удаче, в праве заявить всему свету, что именно он создал это произведение.

Проследим за тем, что подготовило почву для их создания, как складывалась жизнь писателя в предшествующие годы. Пусть перед учениками предстанет нелегкий процесс «преодоления себя», без которого бы не было блистательного взлета нового писателя, который, напомним, в отличие от множества других авторов, не знал полосы творческих неудач в начале своего пути.

Посмотрим, какие осуществимые цели Л. Н. Толстой ставит перед собой: «1) Попасть в круг игроков и, при деньгах, играть. 2) Попасть в высокий свет и, при известных условиях, жениться. 3) Найти место, выгодное для службы». И все это для того , чтобы «поправить дела» после много численных проигрышей.

Верный себе, он тут же создает «Правила для игры», «Правила для общества», в которых намечает «на бале приглашать танцевать дам самых важных», «стараться владеть всегда разговором». Ради этого он ездит к московскому военному генерал-губернатору, женатому на его тетке, к двоюродному дяде князю Михаилу Александровичу Волконскому и т. д.

Мы прочтем в одной из черновых редакций «Казаков» его размышления по этому поводу: «Ум давно уже объяснил ему, что генерал-губернатор есть идиот, а он все-таки изо всех сил желает, чтобы его рука была пожата рукою генерал-губернатора. Ум доказал, что свет есть уродство, а он с трепетом, волнением входит на бал и ждет, ждет чего-то волшебно-счастливого от этого ужасного света».

Продолжается состояние душевного недовольства собой. И тут в одном из романов той поры он прочел о «франклиновском дневнике», который когда-то вел Бенджамин Франклин (1706-1790), американский просветитель, ученый, государственный деятель, один из авторов Декларации независимости США, создатель первой в Америке публичной библиотеки. В дневнике автор отчитывался перед собой в своих слабостях и проступках каждый день.

В марте 1851 г. Толстой дает себе задание: «Составить журнал для слабостей (франклиновский)». Сам дневник до нас не дошел, но в произведениях и набросках той поры, например, в неоконченном рассказе «История вчерашнего дня», названо такое количество недостатков, что только их перечень занимает более страницы. Это и тщеславие в различных его проявлениях, и трусость, к которой отнесены, очевидно, и другие качества, например застенчивость («не мог поклониться Львовой - трусость»), и недостаток энергии, и недостаток терпения, и недостаток последовательности, и слабость характера, «нежничество»... Но все эти упреки никак не связаны с идеалом , который он сформирует впоследствии. Пока Николенька убежден, что недостатки мешают лишь формированию сильного человека.

В это же время ведется работа над первой редакцией «Детства». В нем он уже находит свои «важнейшие художественные приемы». Это внутренняя речь (внутренний монолог) и изображение душевных движений через их внешние проявления. Он, например, уже пытается показать, что выражает взгляд и «сложение рта» хозяйки дома. А выражались в этом, как он тут же объясняет, и задумчивость, и насмешка, и важность, и каприз...

Интенсивно работал над повестью, он постоянно создает новые художественные приемы и при этом требует от своего произведения стройности и единства. «Нужно без жалости уничтожать все места неясные, растянутые, неуместные - одним словом, неудовлетворяющие хотя бы они были хороши сами по себе» (запись в дневнике от 27 марта 1852 г.). Работа над повестью стала для него настоятельной потребностью.

Над повестью «Отрочество» Толстой работал с большими перерывами около полутора лет. Первый набросок сделан 29 ноября 1852 г. на Кавказе. Третий вариант был завершен в Бухаресте (он попал в дунайскую армию из Севастополя) в апреле 1854 г. Приемы, которые он нашел при работе над «Детством», продолжают совершенствоваться. Изображение душевных движений через показ выражения лица, улыбку, интонацию голоса, взгляд, жестикуляцию сразу обратило на себя внимание читателей. Заменено и мастерство в изображении пейзажа: знаменитая гроза была сразу же особо отмечена Некрасовым.

«Юность» стала завершающей в цикле автобиографических повестей. Еще в Севастополе начал он эту повесть и в конце июня 1856 г. приступил к захватившей его работе - ее переделке. 12 сентября была закончена третья редакция повести. Окончив, он перечитал повесть и на отдельном листе дал критическую оценку каждой из написанных глав. Толстой отдал повесть в «Современник», где она и была напечатана.

Интерес к тому, каков я сам, живет в сознании каждого человека. Когда об этом тайном процессе рассказывает талантливый писатель, который предстает перед читателем как честный, смелый и совестливый человек, это удваивает влияние произведения.

Духовная жизнь героя Толстого - Николеньки Иртеньева несколько раз вторгается в читательский мир учеников, и в девятом классе можно как-то суммировать итоги наблюдений за детством, отрочеством и юностью героя.

Автор постоянно находится в пути, неизменно ищет решения самых различных вопросов. Начало пути, которое казалось всем близким родственникам предельно неудачным, обернулось стечением многих удач. Представление к именному оружию за отвагу, творческие успехи начинающего писателя, осознание важности собственных раздумий о будущем - все вдруг сложилось в определении признания.

Повести Толстого не сентиментальны , хотя именно ему принадлежит формула «золотое детство», они лишены самолюбования. В авторе нет ни грана тех свойств, которые бы могли вызвать чувство неловкости. Обычно возникает благодарный читательский отклик за помощь в формировании доброжелательного отношения к себе самому: читатель проходит своеобразную школу требовательности к себе, которой сопутствует самоуважение.

Меру и степень целесообразной откровенности рисуют строки всех трех автобиографических повестей. Интересны описания попыток литературного творчества будущего писателя. Так, в главе «Стихи» (повесть «Детство») рассказано, как Николенька пытается создать поздравление для бабушки.

«Детство» и «Отрочество» - рассказ о Николеньке Иртеньеве, чьи мысли, чувства и ошибки изображены с полным и искренним сочувствием. Иное дело - изображение юности. В герое сохранились прежние устремления и благородные душевные качества. Но он воспитан в ложных предрассудках аристократического общества, от которых освобождается только к концу повести, и то лишь пройди через сомнения и серьезные размышления и встретив иных людей - не аристократов. «Юность» - это повесть об ошибках и возрождении.

Николенька в конце концов начнет придавать особое значение «голосу раскаяния и страстного желания совершенства». «Благой, отрадный голос, сколько раз с тех пор, в те грустные времена, когда душа молча покорялась власти жизненной лжи и разврата, вдруг смело восстававший против всякой неправды, злостно обличавший прошедшее, указывавший, заставляя любить ее, ясную точку настоящего и обещавший добро и счастие в будущем, - благой, отрадный голос! Неужели ты перестанешь звучать когда-нибудь?»

Конечно, никак нельзя считать, что повесть - излишне патетическое произведение. По отношению к герою автор часто ироничен. Напомним, например, суждение из гл. XXVI: «...я старался свой необыкновенный ум и оригинальность, к чему особенно я считал себя обязанным своим мундиром».

Глава «Юность» - а из поэтических глав повести и заслуживает особого внимания класса. Но еще более любопытны и даже поучительны главы, свидетельствующие о его нравственном перерождении. Когда Толстой почти через 50 лет перечитал повесть, он усмотрел в ней некоторую неискренность. Он указал, что «не считал тогда хорошим и важным - мое демократическое направление», прямо указав на XXXI и три последние главы.

Н. Н. Гусев в своем исследовании утверждает, что «Глава «Comme il faut» (XXXI) содержит классическую, нигде более не встречающуюся в нашей литературе характеристику «этого понятия, служившего главным правилом поведения в светском обществе. Николенька уже видит всю пустоту , просто глупость этой основы оценки людей в аристократическом обществе». Исследователь даже утверждает, что самообвинение Толстого нужно полностью отвергнуть. Очевидно учителю предстоит достаточно обстоятельно осмыслить этот вопрос. Наверное, более вероятно, что Николенька видел все минусы своего идеала, но не сумел сразу отрешиться от его подавляющего влияния, принять без раздумья и оговорок чуждые ему демократические манеры и стиль поведения.

Главная идея «Юности» - рост сознания молодого человека. Тема духовного «воскресения» лежит в основе многих последующих произведений писателя.

Исповедальность и морализаторство есть в повести, но не они привлекают к ней поколения читателей и не они в центре внимания учителя на уроках по ее изучению. Внимание к своей собственной духовной жизни и жестокая требовательность к самому себе, честность в оценках и характеристиках - уроки требовательного самоанализа, без которого не обходится юность. Образец художественно совершенного воплощения юношеских состояний и раздумий предстает перед классом и учителем как предмет уважительного, может быть, даже восторженного рассмотрения.

Программа девятого класса содержит также автобиографический цикл, созданный Максимом Горьким. Герой этого цикла резко полемичен не с Николенькой Иртеньевым, и даже не с его создателем, Львом Толстым, а возможно, с самой судьбой. Вспомним историю двух жизней, сопоставив заголовки автобиографических произведений.

Лев Толстой - «Детство», «Отрочество», «Юность».

Максим Горький - «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Именно полемичность и откровенная публицистичность повестей, созданных Горьким долгие годы спустя после самих событий, дают возможность не столько сопоставлять художественные особенности произведений двух писателей, сколько обсуждать специфику жанра и размышлять о его восприятии читателями.

При обращении к трилогии Толстого часто привлекаются произведения, которые создавались писателем в эти же годы. Они тоже несут в себе отзвуки автобиографичности, воспроизводят события, участником которых был автор, - это «Набег», «Рубка леса», но прежде всего «Севастопольские рассказы».

Подобная ситуация складывается и при изучении завершающей повести горьковских автобиографических произведений. Однако есть и существенная разница. Толстой написал свои автобиографические повести практически с «поля боя», эти произведения фиксируют становление характера чуть позже того момента, когда само это становление происходило. Горький в 20-е годы XX в. на пороге старости решил бросить взгляд на свою юность, молодость. От времени событий , описанных в его повестях, автора отделяли десятилетия.

Повесть «Мом университеты» написана в 1922 году. К ней примыкает цикл автобиографических рассказов: «Время Короленко» (1923), «О первой любви» (1923) и другие произведения, которые обычно рассматриваются как фрагменты неосуществленного замысла четвертой части художественной автобиографии.

В повести «Мом университеты» столь же обилен слой «свинцовых мерзостей», как и в «Детстве», да и гнет этих мерзостей сильней - они уже осмысляются бунту против несправедливости героем повести. Обращаясь к сюжету повести, учителя часто даже не упоминают о трагической попытке самоубийства Алеши Пешкова. Волны юношеского суицида, которые периодически возникают по ряду причин, пугают учителя как факт, которому трудно да и неизвестно как противостоять. Разговор на такую деликатную тему требует и доверия учеников, и умелого определения нужного тона. Учитель для себя решает вопрос о возможности его обсуждения, но не нужно полностью исключать и эту трагическую тему.

Созерцание картины «университетов», которые прошел Алеша Пешков, неожиданно становится сегодня очень острой темой, которая откликается на вполне современные проблемы. Проблема эксплуатации, проблема первоначального накопления капитала, проблема справедливости. Размышление над страницами повести Горького помогут не столько их категорическому решению, которое, может быть, и нереально, сколько формированию представления о возможных путях преодоления или смягчения всех этих сложностей, формированию чувства нравственной ответственности.

Произведения художественной литературы активизируют мировосприятие, помогают остроте реакции на все, что нас окружает, будь это порыв ветра или сложное техническое устройство, интересная мысль или возмутительный поступок. Автобиографические произведения делают строже и требовательней реакцию читателя и при этом вызывают в нем больше доверия и участия. Их изучение, а тем более сопоставление, когда оно убедительно мотивировано, прекрасная школа читательского мастерства.

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображено множество ярких и самобытных персонажей - мужественных,

решительных, справедливых. Однако мое внимание больше всего привлекла Маша Миронова - главная героиня произведения, дочь капитана Миронова.

Жизнь Маши проходит в Белогорской крепости, комендантом которой является ее отец. Портрет девушки ничем не примечателен: ей около восемнадцати лет, она «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши» . Мать считает ее «трусихой» , а злобный Швабрин характеризует девушку как «совершенную дурочку» .

Однако дальнейшее знакомство показывает, что Маша имеет множество достоинств: она радушная, искренняя, милая, «благоразумная и чувствительная» девушка. Ее ровный характер и приветливость не могут оставить окружающих равнодушными.

Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Беззащитную девушку не могут сломить ни сила, ни угрозы, она готова скорее умереть, чем согласиться выйти замуж за нелюбимого человека. Оставшись без родителей, разлученная со своим женихом, Маша решается в одиночку бороться за свое счастье.

Узнав об аресте Петра Гринева и об обвинении его в измене и предательстве, она едет в Петербург с намерением подать прошение государыне. Уверенная в невиновности любимого, она так просто и искренне рассказывает о его отношениях с предводителем бунтовщиков Пугачевым, что склоняет на свою сторону Екатерину П. «По именному приказу» Гринева освобождают из заключения, кроме того, императрица берется устроить состояние осиротевшей Маши.

Я считаю, что Маша Миронова - одна из лучших героинь в русской литературе. В ней гармонично сочетаются нежность и сила воли, женственность и решительность, чувственность и ум. Знакомство с этой девушкой вызывает искреннюю симпатию и расположение. Мне очень хочется стать похожей на Машу, потому что я считаю ее идеалом женщины.

В повести «Капитанская дочка» Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление об их характерах, то есть об их внутренних качествах.

Одним из персонажей произведения является Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Во время первой встречи с ней мы видим обыкновенную русскую девушку: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши» . Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег.. . с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою» . Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться.. . Ни за что! ни за какие благополучия! » Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении. Маша искренне полюбила Петра Гринева. И она не скрывает своих чувств, открыто дав ему ответ на его объяснение: «Она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью» . Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха. Маше нелегко было отдалиться от Петра Андреевича. Чувства ее были все так же сильны, но гордость, честь и достоинство не позволяли ей поступить иначе после того, как она узнала о несогласии его родителей на этот брак.

Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья.

Цели урока: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристики героя.

Оборудование: доска, портрет писателя, эпиграфы к уроку, иллюстрации, карточки - задания, карточки – информаторы; вопросы к характеристике героя записаны на доске.

Эпиграфы к уроку:

“Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу”.

“Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх.”

Ф. М. Достоевский

Вступительное слово учителя

С Ф. М. Достоевским мы встречаемся уже второй раз. Первой была встреча с “Мальчиком у Христа на елке”. Достоевский – автор нелегких для чтения произведений. В каждом его романе мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая его повесть так и называлась – “Бедные люди”. Это было целостное произведение в жанре романа, в котором был заострен вопрос о сословном неравенстве, в показе поистине “парий общества” – людей обреченных, придавленных гнетом зависимости и унижений, не сложных, полных внутренний душевной деликатности, преисполненных чувства собственного достоинства.

Сообщение учащегося о повести Ф. М. Достоевского “Бедные люди”.
Сопоставлением Макара Девушкина с Самсоном Выриным из “Станционного смотрителя” А. С. Пушкина и Акакием Акакиевичем Башмачкиным из “Шинели” Н. В. Гоголя.

Тезисы выступления учащегося, заранее подготовленного учителем
В Вырине Девушкин узнает себя, переживания смотрителя близки и понятны ему, даже финал повести Пушкина он принимает без протеста против несправедливости судьбы.
Судьба Вырина в чем - то повторяется в судьбах других персонажей романа: Покровского – отца, чиновника Горшкова, Емели. Все они в глазах Девушкина обладают той или иной добродетелью, как и пушкинский герой.
Башмачкин вызывает чувство возмущения. В “Шинели” перед героем предстает тоже правда его жизни, правда, которую он не хочет признать, но которая проникает в самое его сердце и разрушает его представление о себе и своем месте в жизни. Состояние это пробуждает в Девушкине желание непременно высказаться, обостряет его самосознание.
Наряду с традиционными представлениями о мире и своем месте в нем, присущими и Вырину и Башмачкину, у Девушкина возникает понимание жизненных ценностей, пробужденное прежде всего любовью к Вареньке Доброселовой.

Слово учителя

Как видите, проблема соотношения “среды” и “личности” заявлена Достоевским уже в ранних произведениях, и в них же по новому зазвучала тема любви как высшего проявления человеческой сущности. Известно выражение Достоевского, что “красота спасет мир”; он хотел заглянуть в область “предведений и предчувствий” того, чего нет, но что должно быть действительностью.
“Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?” - такой риторический вопрос задает героиня “Белых ночей” своему нечаянному знакомому.

Работа со вступительной статьей учебника.
Работа с иллюстрациями.
Слово учителя

Всмотритесь в иллюстрацию Г. Горнецова “Набережная Невы. Ночь” мы не будем анализировать ее; мы постараемся проникнуться настроением, заданным Достоевский в самом начале повести: “Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, токае светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?”.
Портрет молодого человека на фоне города Петербурга, отражающегося, как в зеркале, в спокойных водах канала, так и называется “Мечтатель. Ф. Достоевский. “Белые ночи”. Автор этого портрета Илья Глазунов.
На третьей мы видим идущих по ночным, безлюдным улицам города девушку и юношу, в которых несомненно узнаем героев повести Настеньку и Мечтателя.

Беседа (вопросы заранее написаны на доске)

Постарайтесь, опираясь на текст повести, дать характеристику ее главному герою:

  • Кто он?
  • Чем занимается?
  • Каков род его деятельности, отношение к ней?
  • Любимое занятие в свободное время?
  • Что можно сказать о его увлечениях, кругозоре?
  • Можно ли мечтателя отнести к типу “маленьких” людей.

Работа в группах
Карточки – задания

Первая группа
Ночь первая

    Как чувствует себя герой в Петербурге?

    Какая обстановка его окружала?

    Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города.

Вторая группа
Ночь первая

    При каких обстоятельствах произошла встреча мечтателя с Настенькой?

    Как повел себя герой и почему?

Третья группа
Ночь третья

    Почему герой так легко увлекся Настенькой?

    Что переживает герой во время встречи с ней?

Четвертая группа
Ночь четвертая

    Прочему герой решает связать свою судьбу с Настенькой?

    Насколько искренен его порыв?

Пятая группа
Утро

    Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему?

Группа шестая
Ночь третья.
Письмо Настеньки.

    Как воспринимает мир Настенька?

    О чем она мечтает?

    Как образ Настеньки помогает понять замысел автора, его идею?

Группа седьмая

Тебе случалось – в роще темной,
В траве весенней, молодой
Найти цветок простой и скромный?
(Ты был один в стране чужой.)
Он ждал тебя - в траве росистой,
Он одиноко расцветал…
И для тебя свой запах чистый,
Свой первый запах сберегал.
И ты срываешь стебель зыбкий,
В петлицу бережной рукой
Вдеваешь с медленной улыбкой
Цветок, погубленный тобой.
И вот идешь дорогой пыльной,
Кругом все поле сожжено,
Струиться с неба жар обильный,
А твой цветок завял давно.
Он вырастал в тени спокойной,
Питался утренним дождем
И был заеден пылью знойной,
Спален полуденным лучом.
Так что ж? Напрасно сожаленье!
Знать он был создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

    Почему именно из него Достоевский взял несколько строк для эпиграфа?

    Почему слегка поправил взятые для эпиграфа три последние строки стихотворения?

    В чем изменился их смысл?

    Как он соотносится с общим тоном и событиями “Белых ночей”?

Итог работы в группах.

Почему так печальна судьба человека с добрым “слабым сердцем”. Как вы понимаете слова бескорыстие? альтруизм? (Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами, противоп. эгоизм.)

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР

Романтизм -

    Направление в литературе и искусстве первой четверти XIX века, выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию; к изображению идеальных героев и чувств.

    Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

    Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательности.

    Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

    Любовное отношение между мужчиной и женщиной.

Сентиментальный -

    Основанный на принципах сентиментализма.

    Излишне слащавый.

    Способный легко растрогать, расчувствоваться.

Сентиментализм -

    Литературное направление, отмечавшееся излишней чувственностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы

На основе словарных статей определите жанровое своеобразие произведения Ф. М. Достоевского “Белые ночи” и запишите его в тетрадь.
Запишите также ваше понимание смысла названия повести.

Домашнее задание

Напишите небольшое сочинение: интересно ли вам, современному читателю, мысли и чувства Достоевского?

Список литературы

  1. Белов С. В. Федор Михайлович Достоевский: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
  2. В мире литературы. 9 кл.: учеб. – хрестомания для общеобразоват. учеб. завед / Авт. – сост А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С, Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
  3. Золотарева И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе 9 класс. – М.: “ВАКО”, 2002, 400 с.
  4. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк – М.: Дет. лит., 1984. – 208 с.
  5. Методические советы к учебнику – практикуму для 9 кл. Литература. Русская классика (избранные страницы) / Под. Ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1998. – 192 с.
  6. Кутузов А. Г., Киселев А. К., Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие / Под ред. А. Г. Кутузова - М.: Дрофа, 2001 . – 144 с.