Фантастические картины ночь перед рождеством. "Ночь перед рождеством": иллюстрации Ольги Ионайтис

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки ещё не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошёл дым и поднялась ведьма на метле. Она чёрным пятнышком мелькает в небе, набирая звёзды в рукав, а навстречу ей летит чёрт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету».

Иллюстрации Ольги Ионайтис. Издательство "Росмэн", год издания 2009

Укравши месяц, чёрт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашённого к дьяку на кутю, и ненавистный чёрту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого чёрта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.

Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберётся приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застаёт её Вакула.

Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идёт отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чёртом метели вернуться домой.

Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришёл кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушёл, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и чёрт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».

Меж тем чёрта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Чёрт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк.

Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести.


Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни чёрту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к чёрту, полагаясь на его помощь в своём несчастье. Получив туманный ответ, что чёрт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника.



Предвкушая лёгкую добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.


Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане чёрта, добивается, чтоб его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских её башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.








В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвлённый вероломством Солохи, но прельщённый подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Художник Кость Лавро «Ночь перед Рождеством"

— Так ты, кум, еще не был у дьяка в новой хате? — говорил козак Чуб, выходя из дверей своей избы, сухощавому, высокому, в коротком тулупе, мужику с обросшею бородою, показывавшею, что уже более двух недель не прикасался к ней обломок косы, которым обыкновенно мужики бреют свою бороду за неимением бритвы. — Там теперь будет добрая попойка! — продолжал Чуб, осклабив при этом свое лицо. — Как бы только нам не опоздать .

Оксана отдвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть»



Солоха думала долго, куда спрятать такого плотного гостя; наконец выбрала самый большой мешок с углем; уголь высыпала в кадку, и дюжий голова влез с усами, с головою и с капелюхами в мешок.


Дьяк вошел, покряхтывая и потирая руки, и рассказал, что у него не был никто и что он сердечно рад этому случаю погулятьнемного у нее и не испугался метели. Тут он подошел к ней ближе, кашлянул, усмехнулся, дотронулся своими длинными пальцами ее обнаженной полной руки и произнес с таким видом, в котором выказывалось и лукавство, и самодовольствие:— А что это у вас, великолепная Солоха? — И, сказавши это, отскочил он несколько назад.



Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади .



Кузнец не без робости отворил дверь и увидел Пацюка, сидевшего на полу по-турецки... Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, — говорил он сам себе, — как будет есть Пацюк вареники. Наклоняться он, верно, не захочет, чтобы хлебать, как галушки, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».

Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот .



Тут выдернули они наскоро из плетня палки, положили на них мешок и понесли на плечах.

— Куда ж мы понесем его? в шинок? — спросил дорогою ткач.

— Оно бы и я так думал, чтобы в шинок; но ведь проклятая жидовка не поверит, подумает еще, что где-нибудь украли; к тому же я только что из шинка. Мы отнесем его в мою хату. Нам никто не помешает: жинки нет дома.



— Боже ты мой, что за украшение! — вскрикнул он радостно, ухватив башмаки. — Ваше царское величество! Что ж, когда башмаки такие на ногах, и в них чаятельно, ваше благородие, ходите и на лед ковзаться, какие ж должны быть самые ножки? думаю, по малой мере из чистого сахара.

Государыня, которая точно имела самые стройные и прелестные ножки, не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца, который в своем запорожском платье мог почесться красавцем, несмотря на смуглое лицо.

…и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне. (Тогда была по какому-то случаю иллюминация.)



— Погляди, какие я тебе принес черевики! — сказал Вакула, — те самые, которые носит царица.

— Нет! нет! мне не нужно черевиков! — говорила она, махая руками и не сводя с него очей, — я и без черевиков... — Далее она не договорила и покраснела.

Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше.

Нечистая сила пока еще легко помещается в казацком кармане...

Кость Лавро родился в 1961 на одном из «гоголевских» хуторов близ Диканьки. Карандаш в руки взял еще совсем маленьким - очень уже ему нравились черно-белые иллюстрации «Украинских народных сказок». Оттуда с большим рвением срисовывались волчища-братища и лисички-сестрички («Вот хорошо было бы, если бы мои книжки тоже у кого-то пробудили любовь к этому делу, а затем, гляди, и новый талант вырастет», - мечтает художник сегодня). Однажды отец показал рисунки сына учительнице, которая и помогла Косте подготовиться к поступлению в Республиканскую художественную школу. А потом были армия, институт и работа на должности художественного редактора, в журнале «Барвинок», «Днепр» (много иллюстраций к книжкам разных авторов), и сотрудничество в журнале «Подсолнух».

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.*Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.


Валерий Кожин «Солоха и чёрт»

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1832 г.), из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», пожалуй, самая рождественская, самая сказочная история для всего православного мира, символ праздника .

За всю свою историю книга издавалась, наверное, сотни раз. Здесь мы собрали самые замечательные иллюстрации к этой повести, которые придают ей неповторимый, волшебный колорит. 🙂


Иллюстрация Ольги Ионайтис



Иллюстрации Александра Кузьмина (2011)

Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу.


Иллюстрация Анатолия Тимофеевича Зверева, 1955 г.


Павел Петрович Соколов-Скаля


А. Лаптев — Солоха и черт, 1959 г.

…Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнул в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.


Валерий Кожин

Иллюстрации Г.А.В. Траугот, Детская литература, 1986 г.

Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади…


Автор неизвестен

Иллюстрации Ольги Ионайтис. Издательство «Росмэн», год издания 2009

Художник-иллюстратор Кость Лавро (Украина)

Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда, да и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала всё, что про неё говорили, и была капризна, как красавица… Парубки гонялись за нею толпами, но, потерявши терпение, оставляли и обращались к другим, не так избалованным.


Иллюстрация М. Родионова, 1952 г.


Харитон Платонов «Оксана», 1888 г.

Иллюстрации разных художников


Иллюстрация В. Маковского — Голова у Солохи, 1877 г.

Тема. Художники иллюстрируют повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Цели: продолжить работу над повестью «Ночь перед Рождеством», сопоставить текст произведения с иллюстрациями русских художников к нему; развивать умения и навыки наблюдения, сопоставления, сравнения, анализа художественного произведения; устной речи учащихся, эмоциональной сферы, расширять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к русской классической литературе.
Оборудование: текст повести, презентация, карточки со словами-ответами.
Тип урока: урок развития речи.

«Гоголь не пишет, а рисует,
его изображения дышат
живыми красками действительности.
Видишь и слышишь их».
В.Г.Белинский.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа над темой урока.

Слово учителя.
В.Г. Белинский говорил: «Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их». Сегодня на уроке мы постараемся доказать эту мысль русского критика. Ведь поэзия народной жизни, воплощённая в гоголевской повести, привлекала многие поколения читателей и нашла отклик в многочисленных иллюстрациях, которые создавались не одним поколением художников, начиная с 70-х годов 19 века вплоть до конца 20-го столетия.
Более подробно на уроке вы познакомитесь с работами художников-иллюстраторов. Это художники, которые создают рисунки в ваших книгах. Рассмотрим, чем отличаются эти рисунки от простых картинок и почему они называются иллюстрациями. Во-первых, рисунки в книгах непосредственно связаны с текстом книги. Во-вторых, все рисунки для книг выполняются графическими материалами, например такими, как цветные карандаши, пастельные мелки, гуашевые краски. Потом эти рисунки надо напечатать в книге с помощью типографской краски. А это очень сложно.

Работа с иллюстрациями.
1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию М.С. Родионова «Оксана и кузнец Вакула» (1952 г.) . Какой эпизод изображен художником?
(После подобной установки внимания учащихся показывается слайд презентации с изображением иллюстрации) .

  • Какие слова из повести созвучны рисунку художника? Подтвердите примерами из текста.
  • Как нарисована внешность героини автором повести и кузнецом Вакулой?
  • Как характеризует свою наружность сама Оксана?
  • Почему «во всём почти свете и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё»?
  • Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана? (Царицу из «Сказки о мёртвой царевне…»)
  • Какие черты портрета Оксаны художник сумел передать в иллюстрации? Выберите правильный ответ (3-4 качества) из предложенных вариантов, сложите карточки со словами-ответами и запишите их в тетрадь. (Учитель раздаёт отпечатанные заранее слова-характеристики).
    (Красота, гордость, скромность, доброта, самолюбование, глупость, грубость, кокетство, капризность, избалованность, высокомерие)
  • Каким предстаёт на рисунке Вакула? (Робкий, влюблённый, сильный, упрямый, смелый, красивый, усталый, самонадеянный) - выбрать верный вариант, записать получившуюся характеристику в тетрадь.
  • Какой образ Вакулы рисует в повести Гоголь?
  • Соответствует ли он образу Вакулы-кузнеца на иллюстрации?
Вывод: Создавая рисунок, запечатлевший Вакулу и Оксану, художник собрал воедино рассредоточенные по всей повести черты внешности и характера героев. Иллюстрация помогает глубже понять сущность героев и их характер. И достигается это благодаря мастерскому использованию средств художественной выразительности в живописи.

2. Иллюстрация С.М. Харламова «Село Диканька в ночь перед Рождеством» (1990 г.)
Ночная Диканька накануне Рождества так хороша, что и у героев повести, и у самого рассказчика вызывает чувство восторга: «…ночь – чудо!», «Чудно блещет месяц!», «И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась!». Эта особенность гоголевского произведения вызвала отклик в иллюстрациях Сергея Михайловича Харламова. Вот одна из них: «Село Диканька в ночь перед Рождеством». Воссоздавая пейзажный колорит повести, художник прибегает к технике гравюры. Художник-гравёр рисует не прямо на бумаге, а наносит изображение на какую-либо твердую поверхность (дерево, камень, металл и пр.), с которой потом переносит изображение на бумагу.

  • Всмотритесь в иллюстрацию художника С.М.Харламова. Какое из описаний предрождественской ночи в Диканьке вам напомнила картина?
  • Разделяет ли художник чувство восторга зимней ночью, которое стремиться передать читателю Гоголь?
  • Вспомните известные вам средства художественной выразительности в литературе. (Метафора, эпитет, олицетворение).
  • Какие средства художественной выразительности особенно удачно использует Гоголь, описывая рождественский пейзаж? (Метафора: «снег загорелся широким серебряным полем», эпитет: «хрустальными звёздами», олицетворение: «смеющаяся ночь», «снег загорелся», «может внушить ночь», «месяц вылетел» и др.) .
  • Какова роль средств художественной выразительности в данной словесной картине? (Они помогают образно представить картину рождественской ночи во всём её великолепии) .

3. Перед вами иллюстрация А.М. Лаптева «Солоха и черт» (1959).

  • Как описана в произведении наружность черта? Какие свойства его наружности нашли отражение в иллюстрации?
  • Найдите в тексте описание Солохи и сопоставьте его с изображением героини на иллюстрации. Удалось ли художнику передать на рисунке иронию Гоголя в характеристике «говорливой и угодливой хозяйки»?
  • Какими словами из повести можно воспроизвести содержание рисунка?
  • Какие события последовали сразу же после этого эпизода?
Возвращение Вакулы с черевиками – развязка событий, взаимоотношений главных героев повести. Это нашло отражение в цветной иллюстрации А.П. Бубнова «Возвращение Вакулы с черевиками» (1954).
  • Опишите иллюстрацию.
  • Сцена встречи Вакулы с Оксаной после волшебного его возвращения привлекла внимание не только художника А.П.Бубнова, но получила отклик на иллюстрации А.М.Лаптева. Сопоставьте эти иллюстрации.
  • Какому изобразительному решению вы отдаёте предпочтение и почему? Сравнивая иллюстрации, обратите внимание на их построение, изображение костюмов, обстановки.
  • Какими словами из произведения можно подписать каждую из иллюстраций? («- Ай! - вскрикнула Оксана, переступив через порог и увидев кузнеца, и вперила с изумлением и радостью в него очи»).

IV. Подведение итогов урока.

  • Какая из иллюстраций к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» произвела на вас наибольшее впечатление и почему?
  • Как иллюстрации помогли вам в понимании гоголевского произведения?
  • Какие иллюстрации к «Ночи перед Рождеством» вы бы хотели нарисовать сами?
  • Прочитайте высказывание В.Г.Белинского о повести. Согласны ли вы с мнением критика?

V. Домашнее задание.

Нарисовать свою иллюстрацию к любому эпизоду повести «Ночь перед Рождеством», оформить творчески мини-сочинение (на отдельном листе бумаги) по плану.
План.
  1. Название изображённого эпизода.
  2. Краткая характеристика героев, изображённых на иллюстрации.
  3. Что лучше всего мне удалось изобразить.

Латунный месяц с юным озорством
Со звёздами играет в переглядки.
Как тихо ночью перед Рождеством,
Но, кажется, уже слышны колядки
И парубков веселый громкий смех.
На небе месяц дрогнул… Усмехаясь,
Проказник чёрт, невидимый для всех,
Схватил светило, дуя и кривляясь:

– Фу! Жгучий до чего! – и серп в карман.
Метель завыла. Сумрак непроглядный.
Ругнулся Чуб, что к дьяку на стакан
Был зван намедни:
– Чтоб тебе неладно!
Но всё ж пошёл... А зеркальцу, шутя,
Оксана молвит с восхищеньем:
– Глянь-ка,
Как хороша я!
Чубово дитя слыло дивчиной первой на Диканьке.

Поворотилась: – Ах! – и обмерла:
Во весь проём двери – кузнец Вакула.
И как же горячи его слова!
Румянец заиграл зарей на скулах…
– Люблю тебя, Оксана! Нет милей!
И только на тебе хочу жениться!
– Тогда достань, чтоб стала я твоей,
Мне черевички матушки царицы!
Сказала и с подружками гурьбой
Беспечно убежала на колядки.
Вакула от насмешек сам не свой
Рванулся прочь из хаты без оглядки.

Солоха между тем, принарядясь
И брови насурьмив, в цветастой шали
Горилкой с чёртом чокалась, смеясь.
В дверь стукнули…
– Кого несёт?

– Не ждали?
В снегу, как дед Мороз – пан Голова…
Чертяка – прыг в мешок и боком к стенке.
Пан чарочку успел едва-едва
Глотнуть и протянуть ладонь к коленке…
Молитвенно пропел в окошко дьяк:
– Солоха, открывай!
– Куда деваться?
– В мешок, пан Голова! (Вот жирный хряк!)
Заходьте, дьякон, будем разговляться!

Потом и дьяк нашел приют в мешке,
И старый Чуб, Оксаны строгий батька.
Ай, да Солоха! Каждый на крючке!
Вакула–сын мешки те разом хвать-ка,
И на мороз, гуртом! Каков силач!
Лишь тот, где сжался гость из преисподней,
Решил открыть…. Хвостатый мигом вскачь,
Да усмирён был волею Господней:

Вакула осенил его крестом.
– А чем чертёнок мне не Сивка-Бурка?
И оседлав рогатого верхом,
На нём добрался вмиг до Петербурга,
Посты минуя, прямо во дворец.
– Ох, красота-то! – парубок дивится.
Всё ярь да бакан… – онемел кузнец,
Снял шапку и упал у ног царицы.

– Да, не велите, матушка, казнить!
Изрёк Вакула, сердцем замирая.
– Но черевички, что на Вас, носить
Достойны ножки ангелов из рая.
– Я в людях простодушие ценю, –
Смеясь, царица молвит благосклонно.
– А башмаки… несут уже, дарю!
Надеюсь, что по сердцу дар мой скромный?

Рождественская ночь… и в облаках
Летит обратно, пыжится рогатый,
Несёт Вакулу…
Царский дар впотьмах
Каменьями сверкает... Возле хаты
Окончен путь.
– Ступай, чертяка, в ад!
Лозой его, чтоб впредь не появился!
А бабоньки по хутору гудят:
– Кузнец Вакула с горя утопился!

А что Оксана? Не узнать – бледна,
К нарядам и веселью безучастна,
В пропавшего Вакулу влюблена
И слёзы льёт, и без него – несчастна!
Тут он с подарком прямо на порог:
– Отдайте, батько Чуб, свою Оксану.
– Вакула, ты живой… помилуй, бог!
Согласна, дочь? Перечить я не стану.

– Вот черевички – царской красоты, –
Кузнец ей протянул, в душе ликуя.
– Не черевики мне нужны, а ты!
– Да, отвернитесь, тато, пусть целует!