Ф толстой картины. Портрет Толстого Льва Николаевича – величайшее произведение русской живописи. Другие портреты Л.Н. Толстого

В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого они сами из значительных лиц увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства". Они, как правило, не ждали заказов, не рассчитывали на щедрую плату и нередко сами просили, уговаривали людей, которых им хотелось запечатлеть.
В обширном ряду портретов Толстого, выполненых многими художниками, портрет работы Крамского – один из лучших. Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. Толстой – в своей просторной серовато-синей рубахе-блузе, он сидит на просторном стуле, со сложенными на коленях руками. Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного – выразительной головы Толстого с "мужицкими" чертами его типично русского лица и умными, проницательными глазами. Работа над портретом длилась менее месяца. И все это время между Толстым и Крамским шли оживленные разговоры об искусстве и жизни. Личность Толстого увлекла Крамского своей целеустремленностью, энергией, волей, могучим аналитическим умом и простотой внешнего облика: "На гения смахивает!" – говорил Крамской. Толстой и сам чрезвычайно заинтересовался беседами с Крамским и личностью художника, с интересом наблюдал и изучал его. Впечатления от этих бесед и наблюдений он, несомненно, использовал при создании образа художника Михайлова в романе "Анна Каренина", над которым в ту пору работал. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже сохраняет его облик.

"Чтобы написать портрет Льва Толстого для Третьяковской галереи, Крамской поселился в Козловке-Засеке, неподалеку от Ясной Поляны, и долго убеждал писателя, никак не соглашавшегося позировать.
– Я слишком уважаю причины, по которым вы отказываете в сеансах, – настойчиво повторял он Толстому, – но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее.
– Как так?
– Очень просто... Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно...
"Написать его мне очень хочется", – признавался Крамской в письме Третьякову. И как же ощутимо это желание в замечательном портрете, где так правдиво и так проникновенно переданы и простота Толстого, и его мудрость. И как хорошо, что портрет был написан своевременно и что, кроме Толстого, седобородого патриарха, навсегда живым остался еще и этот – крепкий, скуластый, темноволосый, в синей рабочей блузе, со сверлящим, до глубочайших глубин проникающим толстовским взглядом." (Из книги: Наумович В.Л. Лицо времени. Детская лит. М.1965)

Крамской написал одновременно два портрета – для Третьякова, по заказу, и для семьи Льва Николаевича.
В большой зале усадьбы Толстого Ясная Поляна висит портрет писателя Л.Н. Толстого, созданный одновременно с портретом, ныне находящимся в Третьяковской галерее. Первый из живописных портретов Л.Н.Толстого. Написан по просьбе С.А.Толстой для семьи писателя. По свидетельству членов семьи, с натуры писались только лицо и руки, остальное – по памяти. Меньший холст, то есть портрет, хранящийся в ГТГ, был начат в четверг 6 сентября 1873 г. (упоминается в письме Крамского Третьякову от 15.09.1873) и в 3 сеанса художник добился поразительного результата. После этого он начал писать больший холст, то есть яснополянский портрет. 2-й портрет, по мнению Крамского, удался быстрее. Но в указанном выше письме Крамской признавался, что скоро и 1-й портрет он поправил настолько, что по общему отзыву он "стал лучше второго".

Ресурсы

ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО (1873) Крамской - Крамской.инфо

Альбом демонстрационного материала
с электронным приложением
«Л.Н. Толстой»

Комплектация: 20 постеров (30 x 42 см), методическое пособие

Нажмите на картинку для увеличения

1. Лев Николаевич Толстой
2. Предки Л.Н. Толстого
3. Родители. Ясная Поляна
4. Детство
5. Казань. Университет
6. На военной службе
6-а. Николай Николаевич Толстой (брат писателя). С дагерротипа. 1851
7. Севастопольские рассказы
8. Некрасовский «Современник»
9. Хозяин Ясной Поляны
9-а. Толстой на покосе. Рисунок И.Е. Репина. 1880
10. Школа Толстого
11. Софья Андреевна
12. Работа над романом «Война и мир»
13. Роман «Анна Каренина»
14–15. Театр Толстого. «Власть тьмы», «Плоды просвещения»
16. Роман «Воскресение»
17. Толстой и русская литература ХХ века
18. Толстой и российское общество
19. Толстой и мировая литература
20. Толстовские места России





Портрет Толстого в кресле с книгой в руке. 1891 г.

Толстая-Сухотина Татьяна Львовна. Копия с оригинала И. Е. Репина 1887 г. Холст, масло. 125 × 89.

Автопортрет. 1894 г.

Репин Илья Ефимович (1844-1930). Холст, масло. 90 × 63,5.

Л. Н. Толстой за чтением у лампы. 1901 г.

Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). Холст, масло. 62,5 × 44.

Портрет Т. Л. Толстой. 1890-е гг.

Ге Николай Николаевич (1831-1894). Портрет не закончен. Холст, масло. 87 × 61.

Деревня Ясная Поляна от Большого пруда (Большой пруд в Ясной Поляне)

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). Холст, масло. 27 × 40,6.

Дом Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. 1911 г.

Батурин Виктор Павлович (1863–1938). Холст, масло. 63 × 93.

Портрет Л. Н. Толстого в розовом кресле. 1909 г.

Репин Илья Ефимович (1844-1930). Холст, масло. 107 × 91.

Л. Н. Толстой на концерте Рубинштейна. 1895 г.

Пастернак Леонид Осипович (1862-1945). Холст, масло. 64 × 50.

Л. Н. Толстой за работой. Авторское повторение 1891 г.

Ге Николай Николаевич (1831-1894). Холст, масло. 96 × 68. Справа внизу авторская надпись: «1891 Н. Ге».

Толстой в своем рабочем кабинете. 1909 г.

Моравов Александр Викторович (1878-1951). Холст, масло. 67 × 80.

Этюд к картине «Чтение «Крейцеровой сонаты». 1893 г.

Мясоедов Григорий Григорьевич (1835-1911). Холст, масло. 88 × 62.

Л. Н. Толстой на фоне пруда. 1907 г.

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942). Холст, масло. 119 × 103.

В фондах музея хранится cвыше 500 произведений живописи. Коллекция включает обширную портретную галерею Толстого и его окружения, пейзажи Ясной Поляны и других мест, связанных с Толстым, иллюстрации к его произведениям. Одно лишь перечисление имен говорит об уровне собрания. В фондах и в экспозиции музея находятся выдающиеся работы И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернака, М. В. Нестерова.

Современники Толстого, его друзья и почитатели, среди которых было немало художников, понимали важность сохранения для потомков всего, что связано с именем великого писателя. Еще в 1908 году, в канун празднования 80-летнего юбилея Толстого, они задумали создать музей его имени. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Многие жертвовали свои произведения в дар музею.

В организации и открытии Толстовского музея в Москве, которое состоялось уже после смерти писателя, в декабре 1911 года, непосредственное участие приняли Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, С. Д. Меркуров, автор посмертной маски Л. Н. Толстого, и другие.

Уже тогда в коллекции музея находились значительные художественные ценности, которые и сейчас составляют гордость музея. Среди них - выдающиеся работы И. Н. Крамского, И. Е. Репина, Н. Н. Ге, Л. О. Пастернака, М. С. Башилова, С. Н. Салтанова, И. Я. Гинцбурга, П. П. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Сухотиной-Толстой. Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого - Сергеем, Ильей и Татьяной. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Чертков, А. К. Черткова, Ю. И. Игумнова, П. И. Бирюков, Н. Л. Оболенский и др.

Основу изобразительной коллекции составляет галерея прижизненных портретов писателя - от самого первого, выполненного рукой непрофессионального художника, профильного изображения будущего писателя в его студенческую пору, до последнего, одного из самых драматических портретов, созданного художником В. Н. Мешковым незадолго до смерти Л. Н. Толстого.

Открывает живописную портретную галерею блестящий портрет писателя в пору расцвета его творчества, в период между двумя романами - «Войной и миром» и «Анной Карениной», работы И. Н. Крамского (1873 г.). В экспозиции представлена его копия, исполненная в 1912 году художником-передвижником Н. В. Орловым, произведения которого на крестьянскую тему высоко ценил Лев Николаевич.

Среди других выдающихся портретов, исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст - первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г.) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей - С. А. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Черткова, М. А. и С. А. Стаховичей.

Художники, которым довелось видеть и знать Толстого, писать его, каждый раз открывали в нем все новые и новые грани сложной грандиозной личности, не всегда доступной пониманию, но обладающей большой притягательной силой.

М. В. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины «На Руси», признается в том, как трудно дать в искусстве целостный образ писателя: «Познакомившись <с Толстым>, я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей». Помимо живописного портрета 1907 года и его повторения 1921 г., в фондах музея находится десять портретных карандашных изображений писателя, сделанных Нестеровым в Ясной Поляне летом 1906 года. Среди них одиy рисунок был особенно дорог Толстому, он напоминал ему «своим выражением, мягкостью братца Николеньку».

Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того - работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Сам художник считал все сделанное им о Толстом своего рода мемуарами на языке изобразительного искусства. Музей Толстого - обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Среди них самый значительный, столь непохожий на другие портреты по своей образной характеристике - обобщенный до символа - портрет 1901 года, изображающий Толстого в профиль на фоне грозового неба.

В разные годы писали Толстого художники А. В. Моравов, Ю. И. Игумнова, И. П. Похитонов, П. И. Нерадовский. В советское время - С. В. Малютин, А. А. Пластов, К. И. Рудаков, Б. В. Щербаков, Д. А. Шмаринов и др.

Особую группу произведений в изобразительном фонде музея составляют работы представителей рода Толстых, в том числе и детей Льва Николаевича, а также его жены Софьи Андреевны Толстой. Это барельефы и силуэты Ф. П. Толстого, Д. Н. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Остен-Сакен, А. А. Толстой, многочисленные портреты Толстого и его окружения работы дочери писателя Татьяны Львовны, талант которой ценили И. Е. Репин и Н. Н. Ге. Эту группу замыкают пейзажи Ясной Поляны и Хамовников кисти уже нашего современника, правнука писателя О. В. Толстого.

Виды мест, связанных с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого, запечатлели художники С. Н. Салтанов, В. К. Бялыницкий-Бируля, В. П. Батурин, С. А. Виноградов, П. И. Петровичев, Б. В. Щербаков и др.

Коллекция музея постоянно пополняется, у музея всегда существовали и существуют прочные связи с художниками, которым дорого творчество писателя.

Величайшего русского писателя Льва Николаевича Толстого, которого называли совестью нации, рисовали несколько знаменитых художников. Самые известные портреты классика принадлежат кисти И.Е. Репина, И.Н. Крамского, М.В. Нестерова. Из отечественных живописцев к образу Л.Н. Толстого обращались Л.О. Пастернак (отец писателя Б.Л. Пастернака) и Н.Н. Ге.

Всемирное признание

Но есть портрет Толстого Льва Николаевича, автором которого является Пабло Пикассо (написан в 1956 году). Кроме того, рисовал автора романа «Война и мир» знаменитый польский художник Ян Стыка. У него есть несколько портретов классика и две картины. На одной изображен последний уход писателя с котомкой за плечами из Ясной Поляны. Полотно называется «На дороге к бесконечности». На второй запечатлен великий русский писатель, обнимающий Иисуса Христа.

В несколько необычной манере выполнен портрет Толстого Льва Николаевича американским графиком Маурисио Лазански. Наверное, и у этого полотна есть свои поклонники.

Работы известных мастеров

Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Особенно хорошо известны живописные произведения кисти вышеперечисленных русских художников. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. У М.В. Нестерова - две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Леонид Пастернак много рисовал писателя. В 1901 году им был создан портрет Толстого Льва Николаевича на фоне грозы и при свете настольной лампы. А 1906 году он нарисовал Очень известна работа Н.Н. Ге 1884 года, на которой классик изображен самозабвенно пишущим: он не позирует, он работает. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера?». Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия.

Великий Крамской

С детства каждому россиянину из школьных учебников известно полотно, на котором изображен сорокапятилетний Лев Толстой, - портрет работы художника-передвижника И.Н. Крамского. Живописец-психолог, замечательный мастер портретной живописи написал в Ясной Поляне одну из лучших своих картин.

История создания такова. Лев Толстой долго отказывался, несмотря на уговоры Третьякова, позировать рекомендуемым художникам. Но Крамскому удалось убедить писателя. Это полотно так популярно потому, что художнику удалось раскрыть сложный мир гения и аналитика человеческих душ, которым был Лев Толстой. Портрет запечатлел на века спокойный взгляд уникального человека, передающий и простоту, и мудрость одновременно. И.Н. Крамской рисовал два портрета - для галереи Третьякова и семьи писателя. Художник настолько был увлечен работой, что закончил первое полотно за три сеанса, второе удалось завершить еще быстрее. Этому живописцу под силу было заметить и запечатлеть скрытые движения души и черты характера изображаемого человека. Сам художник говорил, что портрет должен в первую очередь отображать то в человеке, за что его любит вся Россия. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть "великого Льва"». Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.

Гениальный Репин

Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. У него самая большая серия портретов писателя. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Очень популярна картина, на которой писатель изображен лежащим под деревом в лесу и читающим книгу. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош.

Очень много зарисовок ко всем картинам. Необычайно популярна картина Ильи Ефимовича, где изображен Толстой, стоящий босиком на траве. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется - «Пахарь». Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Есть и где писатель изображен с супругой, имеются зарисовки пишущего и читающего писателя в разных ракурсах. Работ очень много.

Гений на картине гения

Самой же известной является работа Репина 1887 года, на которой запечатлен великий писатель, сидящий в кресле с книгой в руке. Гениальный Толстого изобразил «магистра мысли», спокойно откинувшегося на спинку темного кресла. В такой же цветовой гамме и одежда писателя. Картина рассказывает о гении очень просто. Цветовая гамма весьма скромна, что не умаляет величия ни картины, ни изображенного на ней «человека на все времена».

Портрет Л. Н. Толстого

Портрет написан по заказу П. Третьякова. Лев Николаевич Толстой, считавший живопись «забавой для богатых», согласился позировать Крамскому только после его обещания уничтожить портрет, если он не понравится писателю. Жена Толстого вспоминала, что сеансы сопровождались оживленными беседами, спорами об искусстве. Крамской изобразил Толстого в ореоле его проповеднических идей: в свободной синей блузе, с умными, проницательными глазами, взгляд которых, по воспоминаниям современников, так трудно было выдержать – они словно сверлят зрителя насквозь. Крамской писал Репину: «Л граф Лев Толстой, которого я писал, интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и, признаюсь, был все время в возбужденном состоянии даже. На гения смахивает».

Портрет Л. Н. Толстого. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из книги Подход Зельцмана к традиционному классическому портрету. Структурный портрет автора Зельцман Джо

Из книги Об искусстве [Том 2. Русское советское искусство] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Краски времени автора Липатов Виктор Сергеевич

ПОСЛЕДНИЙ ПОРТРЕТ В своем полете откуда-то из горных глубин он ударился о суровую, жесткую, грубую русскую действительность, разбился и рассыпался драгоценными осколками. А. Н. Бенуа Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910) окончил Петербургскую академию художеств. Его

Из книги Я хочу рассказать вам... автора Андроников Ираклий Луарсабович

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Из книги Художники в зеркале медицины автора Ноймайр Антон

Портрет Л. Н. Толстого В июле попал в Уфу, проехал в Златоуст до Миасса. На обратном пути получил ответ из Ясной Поляны на запрос о времени приезда туда. Ответ был таков: «Всегда рады Вас видеть».Таким образом, было предрешено писание портрета с Льва Николаевича, о чем был

Из книги Поэтический мир прерафаэлитов автора Моррис Уильям

Из книги Учимся фотографировать автора Эртон Дэни

X ПОРТРЕТ Любовь благая, кладезь доброты! Молю: пусть образ госпожи моей В сиянье кисть оденет, пусть сильней Проступит сущность на холсте, а ты Открой адепту высшей красоты Помимо взгляда, полного огней, И той улыбки, что волны резвей, Ее души небесные

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Из книги Северное Возрождение автора Василенко Наталья Владимировна

Портрет Ф. М. Достоевского Портрет писался по заказу П. Третьякова, который хотел, чтобы в его галерее были представлены прижизненные портреты всех выдающихся деятелей русской культуры. Перов создал подлинный портрет-биографию великого писателя. Ему удалось точно

Из книги автора

Портрет Л. Н. Толстого Портрет написан по заказу П. Третьякова. Лев Николаевич Толстой, считавший живопись «забавой для богатых», согласился позировать Крамскому только после его обещания уничтожить портрет, если он не понравится писателю. Жена Толстого вспоминала,

Из книги автора

Портрет М. П. Мусоргского Репин был большим поклонником таланта Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881). Узнав о его неизлечимой болезни, он поспешил к композитору в Петербург в Николаевский военный госпиталь, где написал этот портрет за 4 дня – со 2 по 5 марта,

Из книги автора

Портрет З. Н. Юсуповой Серов был лучшим портретистом среди современников, он обладал, по выражению Бориса Асафьева, «магической силой выявления чужой души». Покоряет простота и непосредственность его творений, необыкновенное чутье к музыкальным ритмам линий,

Из книги автора

Портрет Т. С. Любатович С оперной певицей Татьяной Спиридоновной Любатович (1859–1932) Коровин познакомился во время работы над спектаклями Частной оперы С. И. Мамонтова, где она исполняла ведущие партии. Коровин слагает гимн красоте молодости и чарующему обаянию

Из книги автора

Портрет Ф. И. Шаляпина Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, – вспоминал Шаляпин. – Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила

Из книги автора

Портрет, еще портрет… Наивысшее мастерство Кранаха-живописца сохраняется в работах портретного жанра. Он создает целую галерею образов современников, пишет разнообразные портреты - от небольших, интимных, до парадных, как например, парные портреты герцога Генриха