Эрих мария ремарк разум дан человеку. Электронные учебники по русскому языку. «Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами»

Множество людей живут четко стараясь придерживаться голоса разума и здравого смысла. Они стараются обходить стороной рискованные предприятия, сдерживают в себе азартные проявления. Их ежедневный быт построен на соблюдение алгоритмов. Таких, как например, правильное питание и соблюдение режима дня. Педантичность во всем приводит к тому, что люди, прислушивающиеся только к здравому смыслу, и четко просчитывают целесообразность своих поступков, нередко вызывают отвращение у абсолютного большинства. Они кажутся скучными и неинтересными, потому что постоянно знаешь, чего от них можно ожидать в следующую минуту. Подверженность эмоциям, возможность испытывать непредсказуемые чувства, и отличают человеческие существа от механических машин. Безусловно, есть и эпатажные личности, которые руководствуются в своем поведении только голосом сердца. Зачастую, это люди творческих профессий: музыканты, писатели, поэты, актеры, сценаристы. Их поведение иногда может быть вовсе не приличным из-за того эмоционального взрыва, который постоянно влияет на поведение этих натур.

Каждый человек должен сдерживать свои чувства, но не полностью скрывать их. Находя здоровую середину между беспокойным поведением и равнодушным подходом к любому событию, можно привлекать к своей персоне достаточное внимание со стороны окружающих, но при этом не выводить своих родных и близких из себя. Иногда для того, чтобы добиться расположения со стороны симпатичного объекта нужно первому показать свое отношение к этому человеку. Порой это может не найти ответной реакции, но становиться замкнутым и нелюдимым не стоит. На огромной планете найдется человек, который будет испытывать живой интерес к той или иной персоне. И это будет совершенно искренне. Важно позволить своей душе сохранить готовность к контакту: к дружбе, или к любви.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Богданова-Бельского Новые хозяева 5 класс

    В самом начале 20 века Россия переживала не лучшие времена. В своей картине «Новые хозяева» русский живописец Николай Петрович Богданов-Бельский раскрывает злободневную тему того времени

  • Характеристика и образ Правдина в комедии Недоросль

    В комедии Фонвизина Недоросль не так много положительных персонажей, но все они несут определенную идею. Такую роль выполняет и Правдин, государственный чиновник, поселившийся у Простаковых для того, чтобы выявить их жестокость к крестьянам

  • Кустодиев Б.М.

    Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в г. Астрахани. Стать художником его вдохновило посещение в детстве выставки передвижников. Находясь в Академии, Б. М. Кустодиев обучался у величайших мастеров

  • Сочинение Одиночество Евгения Онегина

    Евгений Онегин очень неординарный и совсем непростой человек, является классическим образом в мировой литературе. Евгений Онегин вырос в обеспеченной и уважаемой семье, детство свое провел на домашнем обучении

  • Образ и характеристика Константина Левина в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    Константин Дмитриевич Левин - один из важных персонажей из романа Л.Н. Толстого Анна Каренина.

Я согласна с этими словами ведь если люди забудут, что такое жить чувствами, наслаждаться своей любовью, быть по-настоящему счастливыми, то этому миру действительно придет конец. Мы станем всего лишь роботами, которым не будет интересно жить. Многие писатели рассуждали на данную тему в своих произведениях, пытались донести до читателей свою правду, исключением не стал Александр Иванович Куприн.

С другой стороны, не все выбирают жить чувствами. В его основе рассказа Куприна «Олеся»– любовь лесной колдуньи и городского «паныча». Почему взаимная любовь оказалась несчастливой? Не потому ли, что и здесь поспорили разум и чувства? Карты раскрыли Олесе всю трагедию ее жизни и жизни ее любимого. Она знала, что не ждет их счастье, что ее герой – это человек слабый, что «выпадет» ему большая любовь, мимо которой он пройдет. Олеся идет чувствам навстречу, жертвуя при этом всем. Иван Тимофеевич, несомненно любит ее и боится отклика сердца. Именно страх, слабость человека, заключенного в рамки, предписанные ему цивилизацией, помогли сделать ему решительный шаг: забрать любимую с собой, остаться и разделить с ней любую долю.

«Ничего нам, кроме горя, не будет...», - произнесла Олеся. Победил разум.Но принесло ли это кому-то счастье?Конечно же, нет.Олеся поступила неправильно, не поняв, что все остальные вещи, кроме как такой искренней любви, не имеют никакого значения.Опять же автор дает нам понять, что лучше попробовать один раз, чем потом жалеть всю жизнь, что не попробовал.И в этот раз разум все-таки не нужен был нашим героям, им не хватило немного эмоций и решительности в своих чувствах.

Делая вывод из вышесказанного, хочется только процитировать слова французского писателя Николя Шамфора:"Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти".

"Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский).

Как я уже упоминала в отзыве об итоговом сочинении (изложении) в 2016-2017-м учебном году (), чтобы лучше осветить тему его направления "Разум и чувства" из российских авторов я бы посоветовала взять "Войну и мир" Л.Толстого, "Евгения Онегина" А.Пушкина, "Бедную Лизу" Н.Карамзина.

Но, прежде чем, приступить к раскрытию темы чувств и разума в основной части сочинения, во вступительной части его следует дать понятие тому, что такое - чувство и что такое - разум.

Как написано в толковых словарях В. Даля "Чувство - способность воспринимать сознательно деятельность внешнего мира", и Д.Ушакова, "Чувство - это способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь".


А что же говорится о разуме?

По Далю "Разум - это духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать)" , у Ушакова - " Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования".

Между разумом и чувством нередко возникает конфликт. Очень трудно подчинить разуму чувства, особенно, если они горячи и искренни.

(Эрих Мария Ремарк).

В основной части сочинения следует приступить уже непосредственно к разбору отношений персонажей выбранного произведения.

1. Возьмем к примеру "Евгения Онегина". Он будет намного понятнее многим будущим выпускникам.

Что ж мы видим?

А видим мы молодую прелестницу, Татьяну Ларину, в сердце которой вспыхнула любовь, которая являет собой, наверное, самые сильные и глубокие чувства, какие только может испытывать один человек по отношению к другому. Любовь к ветреному, пресытившемуся Евгению Онегину.

"Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…"

А что Онегин? Ему нет никакого дела до чувств Татьяны.

"В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть."

Прошло время и случилось чудо - Онегин, все-таки, влюбился в Татьяну, да вот беда, его возлюбленная уже несвободна, она вышла замуж.

"А счастье было так возможно,
Так близко!..
Но судьба моя
Уж решена."

Встретившись с ней на балу, Евгений видит, что Татьяна все так же продолжает его любить, но она, в ответ на его признание в любви, говорит:

"Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна..."

В этом произведении мы видим, как разум смог обуздать, победить чувства любви в пользу другого чувства - долга, чести, верности, уважения к другому человеку.

2. Если же будем рассматривать противостояние разума и чувства на примере "Войны и мира", то здесь, наоборот, чувства преобладали над разумом.

В основе конфликта чувств и разума лежат отношения между князем Андреем Болконским, Наташей Ростовой, его невестой и Анатолем Курагиным.

Все, конечно же, могло быть иначе, если бы жених не уехал за границу, если бы не подвернулся в тот момент, когда девушка находилась в грусти, ловелас Курагин, который смотрел на Наташу "восхищенным, ласковым взглядом"...

Ну не смогла она устоять перед ним. Молодость, жажда любви, любви безоглядной, сделали свое дело. Наташа поддалась порыву страсти, хотя потом и сожалела об этом.

В заключение делаются выводы о том, какую роль в жизни человека играют разум и чувства.

В пример можно привести высказывания великих представителей человечества, например:

"Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н.В.Гоголь)
"Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин)
"Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк) и т.д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Подготовка к итоговому сочинению Направление «Разум и чувство» Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска

2 слайд

Описание слайда:

Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. Белинский Виссарион Григорьевич

3 слайд

Описание слайда:

Нравственность - это разум сердца. Гейне Генрих Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность - это разум воли. Гегель Георг Вильгельм Фридрих

4 слайд

Описание слайда:

"Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным». Тит Лукреций Кар "Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цепь разумной жизни». Август Платен "Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь». Л. Фейербах

5 слайд

Описание слайда:

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. Пришвин Михаил Михайлович Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. Шиллер Фридрих

6 слайд

Описание слайда:

(Примеры, мысли, советы сверстников) Сочинение на тему: Разум и чувство С давних времен в человеке разум и чувства играют совсем разные роли.Хотя одни идут рука об руку, но разум предупреждает человека, в отличии от чувства.Чувства ведут человека не смотря ни на что, не важно, что за этой стеной. А разум взвешивает все за и против. Но это не значит, что чувства нас всегда обманывают, далеко не так. Так же как без разума, так и без чувств человек просто превратился бы в животное. И как мы наблюдаем и у животных есть чувства. Противоречия между разумом и чувством как были так и будут. Почему? Объясняется очень просто. Человеку, как бы он не хотел, не удастся управлять своими чувствами, если они искренни. А разум как обычно, если его не затмят чувства, будет противоречить чувствам.

7 слайд

Описание слайда:

(Примеры, мысли, советы сверстников) Сочинение на тему: Чувства и эмоции Люди часто говорят: «Я чувствую…». Например, я чувствую любовь к своей девушке, я чувствую злость на хама, чувствую грусть, когда друзья долго не звонят и не пишут. Это так, для примера – обычно друзья всегда звонят мне вовремя или я сам им звоню. Просто чувств так много, они настолько разнообразны! Что же такое чувства? Чувство, как я вычитал в словаре, это эмоциональный процесс, это субъективное отношение человека к другому человеку, к предмету, к объекту. Чувства не управляются сознанием, разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. Например, видно, что эта девушка – самовлюбленная лгунья, которую интересуют только походы в рестораны и дискотеки, а парень все равно ее любит. Часто люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами. До сих пор каждый выбирает сам, к чему прислушиваться – к чувствам или к логике. И нет универсального рецепта, как поступать.

8 слайд

Описание слайда:

Чувства бывают сильными и слабыми, бывают положительными, нейтральными и отрицательными. Любовь и ненависть – это самые сильные чувства, которые бывают у человека. Сильное чувство, которое кто-то испытывает, влияет даже на тело этого человека. От любви и радости сияют глаза, распрямляется осанка, светится лицо. От злости и гнева черты лица искривляются. Уныние опускает плечи. Тревога собирает на лбу морщины. Страх заставляет дрожать руки, гореть щеки. За несколько дней радости и счастья человек будто преображается. А если взглянуть на человека, который долгое время испытывал ненависть, зависть, ревность – и какое жуткое впечатление он произведет. Будто душа у него скрючилась. Как различить чувства и эмоции, ведь эти два эмоциональных процесса так тесно связаны между собой? Эмоции, в отличие от чувств, не имеют объекта. Например, я боюсь собаку – это чувство, а просто страх – это эмоция. Наверное, поведение человека больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся подавить их, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они управляют нами, то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.

9 слайд

Описание слайда:

Оппозиция Разум и чувства - одна из них, и является очень интересной для рассуждения и вывода. На мой взгляд, наиболее интересным будет рассмотреть разум и чувства на примере одного литературного героя, несколько проще - на примере двух героев одного произведения. Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств. Такое начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях, которые будут избраны для аргументации. Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова. "Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания." (Примеры, мысли, советы сверстников)

10 слайд

Описание слайда:

"Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). || Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима (и скучна, можно будет добавить, если сочинение будет писаться по "Евгению Онегину") без переживаний. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием." Словарь Д.Н. Ушакова (он-лайн) может быть полезен пишущему и с позиции того, что каждое определение подкреплено цитатой из литературного произведения. (Примеры, мысли, советы сверстников)

11 слайд

Описание слайда:

Сочинение может быть украшено раскрытием понятия через цитату или философское или религиозное учение. Для Разума и чувств можно предложить следующие: "Я хотел понять, - вздохнул Бог, - не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным. Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль Искандер "Сон о Боге и дьяволе") "Разум есть способность создавать принципы." (И. Кант). "Мозг берет бразды правления, потому что душа вышла в отставку." (О. Шпенглер) "Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни." (О. де Бальзак) "Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств." (М. Пришвин) (Примеры, мысли, советы, размышления сверстников)

12 слайд

Описание слайда:

В сочинении можно предположить, что общим между разумом и чувствами является то, что они определяют поступки человека. И тогда можно рассуждать о важности, искренности, правильности поступков человека, совершаемых на основе разума и основе чувств. Тема интересна тем, что можно поразмышлять о том, что важнее - разум или чувства, что нужно для их развития.

13 слайд

Описание слайда:

Мировая литература дает богатейший материал для рассуждения на тему чувств и разума. Если смотреть в хронологическом порядке, то это: - Дж. Остин "Разум и чувства" (разум Элинор и чувства Марианны); - А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (разум Онегина и чувства Татьяны), - А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства); - В. Закруткин "Матерь человеческая" (чувства, которые побеждали разум); - А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" (работа и отношения Рэдрика Шухарта)флап.рф/Книги/Пикник_на_обочине/Отзывы/6686667 ; - Ф. Искандер "Сон о Боге и дьяволе" (см. цитату выше) флап.рф/Книги/Сон_о_Боге_и_дьяволе/Отзывы/7781794 ; - Л. Улицкая "Дочь Бухары" (Бухара, разум и чувства вместе, чувства, которые движут разумом) флап.рф/Книги/Дочь_Бухары/Отзывы/7785316 ; - Дж. Мойес "До встречи с тобой" (разум Уилла и чувства Луизы) флап.рф/Книги/До_встречи_с_тобой/Отзывы/7779844 .

14 слайд

Описание слайда:

Список не окончательный! Можно облегчить себе жизнь и вместо прочтения посмотреть фильмы. По отношению к литературе нехорошо, но лучше, чем ничего. Главное, выучить имя автора и жанр произведения.

15 слайд

Описание слайда:

Примерные темы итоговых сочинений 2016-2017 года Тематическое направление «Разум и чувство» 1.Разум-путеводитель жизни. Согласны ли вы с этим? 2.Сложный выбор между сердцем и разумом. 3.Мы приходим в этот мир наслаждаться жизнью, а не страдать. 4.Когда человек приходит к внутренней гармонии? 5.Умей пережить ту минуту, когда кажется, что всё уже потеряно. 6.Душа и разум-средства управлять собой. 7.Как сложно найти равновесие между чувствами и разумом… 8.Чувства вызываются не фактами, а мыслями. 8.За криком души не слышно голоса разума. 9.Чувство-нравственная сила, которая без помощи разума выносит суждения. 10. Что преобладает в душевной организации человека-чувства или разум? 11.Что преобладает в юном возрасте, когда человек стремится самоутвердиться? 12.Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

16 слайд

Описание слайда:

Как написать сочинение на тему "Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие сущность человека" (Л. Н. Толстой)? О чем писать сочинение на тему "Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие сущность человека" (Л. Н. Толстой)? Какие аргументы можно привести в сочинении? Раскрывает суть фразы произведение Л. Н. Толстого "Война и мир", писать сочинение о разуме и чувствах, как о двух важнейших категориях можно на примере героев произведения. В качестве примера вы можете привести Соню, довольно благоразумную девушки и чувственную Наташу.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

«В романе "Война и мир" Лев Николаевич Толстой пишет о человеческой сущности, которую определяют такие важные категории, как разум и чувство. Причём, и разум и чувство не должны категорично превалировать друг над другом. Иначе быть беде. Всё должно быть в меру. Хотя на примере Наташи Лев Толстой показывает, что человек, который живёт чувствами, ему ближе. Таких людей он называет прекрасными. И, чтобы человек в полной мере ощутил гармонию мира, разум ему просто мешает. Любимые герои Льва Николаевича Толстого без слов говорят о своём душевном состоянии. Они это выражают глазами, жестами, движениями». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

20 слайд

Описание слайда:

Лев Толстой показывает, что человек, который живёт чувствами, ему ближе. Таких людей он называет прекрасными. Свое душевное состояние выражают глазами, жестами, движениями.

21 слайд

Описание слайда:

«Несмотря на свою животную сущность, человек наделён высоким уровнем интеллекта, который призван контролировать проявления самых разных чувств и эмоций. Отсутствие разума привело бы его к полному подчинению собственным инстинктам, а неспособность чувствовать превратило бы его в холодный и равнодушный механизм, унылый и несчастный... Лев Николаевич Толстой говорит о том, что обе категории - и разум, и чувство - это две стороны одной медали, которые определяют личность человека, дают ему право называться "человеком". В сочинении можно рассказать о том, что бывает, если чувства начинают преобладать над способностью размышлять. Либо, наоборот, описать ситуацию, когда холодному рассудку удаётся задушить зарождающееся чувство. В каком случае человек ощущает себя счастливым? Что делать, чтобы научиться подчинять свои чувства рассудку, при этом не подавляя их? На эти вопросы нужно постараться ответить в сочинении». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

22 слайд

Описание слайда:

Человек обретет гармонию с природой, с другими людьми и с самим собой только в том случае, если будет помнить, что очень важно удерживать баланс между такими категориями, как "разум" и "чувства". Без разума человеку не обойтись: тогда он будет сродни животному, которого ведет по жизни один лишь инстинкт. Многого можно лишиться, многое можно потерять, совершив неверный расчет. Важно не учиться на ошибках других, важно понимать, какое действие будет являться ошибочным именно для вас. Без чувств человек словно мертвое стекло, ему не услышать ни зов собственного сердца, ни тихих подсказок окружающего мира. Так и будет слоняться он, выбирая должные пути и направления, иногда забывая о том, что разуму свойственно ошибаться. Как говорил Лис из "Маленького Принца": «Зорко лишь одно сердце. Самого главного глазами не увидишь» Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

23 слайд

Описание слайда:

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории «разум» и «чувство» вынесены на первый план. Для писателя важно, насколько преобладают в героях та или иная сторона, чем они руководствуются в своих поступках. Неизбежного наказания, по мнению автора, заслуживают те, кто не считается с чувствами других людей, кто расчетлив и корыстен (семья Курагиных, Борис Друбецкой). Те же, кто отдается чувствам, велениям души и сердца, пусть и совершает тем самым ошибки, но способен в конечном итоге их осознать (вспомним, например, попытку Наташи Ростовой бежать с Анатолем Курагиным), способны на прощение, сочувствие. Безусловно, Толстой, как истинный писатель-философ, призывал к гармоничному единству разумного и чувственного в человеке.

24 слайд

Описание слайда:

«Лев Толстой считал, что человек должен жить чувствами, разум ему лишь вредит. Именно поэтому повезло Наташе, которая не особо утруждала себя лишними рассуждениями, а готова была сбежать с первым же симпатичным мерзавцем. А вот Соня, которая в первую очередь руководствовалась рассудком, потерпела полное фиаско в жизни. В то время остаться старой девой, да еще и нищей - было самым худшим вариантом для женщины. Сам писатель тоже руководствовался скорее чувством, чем разумом. Достаточно вспомнить хотя бы его последний уход из дома. Увы, но жизнь сама все рассудила - чувства оказались не лучшим советником в случае, когда разум отключился». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

«В романе Л. Толстого "Война и мир" разумная Соня противопоставлена живущей чувствами и эмоциями Наташе, и видно, что Толстому симпатизирует Наташа, а потому она находит свое счастье, в то время как Соня остается одна. Однако разум и чувства должны быть сбалансированы, и Толстой показывает в романе, что Наташа, поддавшись сиюминутному порыву, страсти, готова убежать с Анатолем Курагиным. То есть жить только чувствами опасно, как и анализировать и подчинять все разуму. В сочинении нужно раскрыть, в каких ситуациях важны чувства, а в каких важен разум, и как сделать их гармоничными и взаимодополняющими друг друга». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

27 слайд

Описание слайда:

«Разум и чувство - как два крыла, которые держат человека, не давая упасть и позволяя балансировать в этом сложном и многогранном мире. Взлёты и падения, горение и холодный расчёт, рассудочное препарирование и интуитивное предчувствие - мозаика, из которой складывается наша жизнь. Кто определит правильные пропорции, кто решает, когда поддаться чувствам, а когда их взять в жёсткую узду разума? Интересно, стал ли человек двадцать первого столетия более рассудочным по сравнению со своим дедом и прадедом?» Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

28 слайд

Описание слайда:

«Посмотрите на себя: как вы живете, разумом или чувствами? Когда человек руководствуется только умом, он часто поступает слишком разумно, пытается во всем найти логику, он бывает сух и холоден, его лицо не выдает его чувства. Когда человек живет только чувствами, он бывает излишне эмоционален и вспыльчив, ему сложно принять правильное решение, потому что он в плену эмоций, и такой человек способен на импульсивные поступки. Например, когда Наташа Ростова влюбляется, то готова бежать с Анатолием. Интересно, почему Лев Толстой не позволил ей это сделать? Ведь так романтично убежать с возлюбленным, даже если ты потом будешь страдать. А вы бы убежали? Или приняли бы решение, руководствуясь разумом? А что скажут родители? А свет? Я бы убежала. Жизнь должна быть яркой, как брызги шампанского. Надо жить сердцем». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

29 слайд

Описание слайда:

Не только Л.Н. Толстой в произведении "Война и мир" затронул борьбу разума с эмоциями и чувствами. Подобную войну каждый переживал, и каждый устанавливал, кто же на их корабле жизни капитал - ум или сердце. Герой Андрей Болконский разум возвышал над чувствами. При этом, в романе чувственную сторону больше раскрывают представительницы женского пола, к примеру, Наташа Ростова или княжна Марья.

30 слайд

Описание слайда:

В сочинении можете указать, что разум управляет телом, но иногда уступает чувством. Ведь у каждого человека есть момент, когда возникает мимолетный порыв и человек устремляется к нему забывая про разум. Пример - Из произведения Бунина «Темные аллеи», Надежда - чувства, а Николай Алексеевич - разум.

31 слайд

Описание слайда:

Великолепный пример русской классики – роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором автор намеренно сталкивает чувства и разум, приводя читателя к мысли, что любая теория имеет право на существование, если она не противоречит самой жизни. Евгений Базаров, выдвигая рационализаторские идеи по изменению общества, старого уклада жизни, отдавал предпочтение точным наукам, способным приносить пользу государству, обществу, человечеству, отрицая при этом все духовные составляющие человеческой жизнедеятельности – искусство, любовь, красоту и эстетику природы. Подобное отрицание и безответная любовь к Анне Сергеевне приводит героя к крушению собственной теории, разочарованию и моральному опустошению.

33 слайд

Описание слайда:

Интересное воплощение получают две эти категории втворчестве А.П. Чехова. Например, в «Даме с собачкой», где провозглашается всепоглощающая сила любви, показано, насколько сильно это чувство может повлиять на жизнь человека, буквально перерождая людей к новой жизни. Показательны в этом плане финальные строки рассказа, в которых констатируется, что разумом герои понимали, сколько впереди их ждет препятствий и трудностей, но их это не страшило: «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

34 слайд

Описание слайда:

Или противоположный пример – рассказ «Ионыч», в котором герой заменяет духовные ценности – а именно желание любить, иметь семью и быть счастливым – материальными, холодным расчетом, что неизбежно приводит к моральной и духовной деградации Старцева. Гармоничное единство разума и чувства продемонстрировано в рассказе «Студент», в котором Иван Великопольский приходит к осознанию своего предназначения, обретая тем самым внутреннюю гармонию и счастье. Литература ХХ века представила также множество произведений, в которых категории «разум» и «чувство» занимают одно из первостепенных мест.

35 слайд

Описание слайда:

Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав. (Эрих Мария Ремарк) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. С. Пушкин) Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум. Примерное сочинение

36 слайд

Описание слайда:

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

37 слайд

Описание слайда:

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье. Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

38 слайд

Описание слайда:

«Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами»

(Эрих Мария Ремарк)

Разум и чувство... Что из этих двух составляющих человеческой души главнее? К чему мы должны прислушиваться в жизни больше: голосу разума или зову сердца? Именно над этими вопросами заставляет задуматься выбранная мною тема.

На протяжении многих столетий человечество живет, развивается и творит именно благодаря разуму. Именно способностью мыслить люди отличаются от остальных животных. Но каждый из нас наделен и способностью чувствовать. Разум и чувство - это самые главные составляющие человека. По моему мнению, они должны сосуществовать в каждом из нас в гармонии, ибо если человек живет только разумом, то он лишен всех радостей, данных ему жизнью. Если человек живет только чувствами, то велика вероятность, что однажды он совершит опрометчивый поступок, под влиянием эмоций. Впрочем, каждый человек на вопрос, что главнее, дает свой ответ, и об этом рассуждали многие писатели.

Вспомним творчество А.И. Куприна. В повести «Гранатовый браслет» рассказывается история любви бедного телеграфиста Григория Степановича Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Наши герои имеют абсолютно разные представления о том, что в жизни главнее: чувство или разум. Вера Николаевна живет, руководствуясь своим разумом, ее жизнь протекает по заведенному порядку. Ее жизнь - это однообразное существование. А для Желткова любовь к княгине, его чувства, стали смыслом жизни, хотя он прекрасно осознавал, какая непреодолимая пропасть лежит между ними. Но герой выбирает путь, указанный его сердцем, его душой, он любит, и от этого герой счастлив. Посвятив восемь лет своей жизни княгине и не получив в ответ ничего, кроме записки о том, чтобы он прекратил ее преследовать, он умирает. И лишь его смерть привела Веру Николаевну к нему домой и заставила ее понять, что любовь Желткова была той единственной в ее жизни настоящей любовью, о которой мечтает каждая женщина. Ее душа наконец возродилась. Прочитав произведение, мы понимаем, что автору важно было показать, что люди, пытающиеся жить только рассудком, обречены на духовно опустошенное существование, ибо только любовь может дать человеку настоящее счастье.

В качестве второго аргумента хотелось бы привести произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня повести, юная девушка из бедной семьи, влюбляется в богатого дворянина. Она полностью отдалась своим чувствам и не могла даже представить, что ее любимый однажды может предать. Эраст ради денег женится на богатой пожилой вдове, и, узнав об этом, Лиза кончает жизнь самоубийством. Автор повести показывает нам, что любовь - это прекрасное чувство, способное возвысить, преобразить человека, но иногда и способное погубить человека, как это случилось с Лизой. Она забыла о бо всем, последовав зову сердца, ее разум, оказавшись на втором плане, не смог ее спасти.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что жить чем -то одним нельзя. Чувства нам даны для ощущения полноты жизни, а разум для совершения правильного выбора. Человек будет жить полноценной жизнью лишь тогда, когда в нем будут гармонично сочетаться разум и чувства.