Екатерина лиепа биография личная жизнь. Андрис Лиепа: биография, личная жизнь, семья, карьера, достижения. Партии Андриса Лиепы

- Андрис, как вы считаете, что балет дает человеку и что он у него отнимает?

Дает ощущение самовыражения, очень искренней и настоящей любви к своей профессии, а отнимает часть жизни, которая могла бы быть потрачена на семью, на отдых, на какие-то другие жизненные блага. Это не деньги, не дачи, а совсем другие вещи. Например, поездку на лето на три месяца в деревню никто из артистов балета себе позволить не может. Во всяком случае, пока он или она выступают. Но с другой стороны, балет – это огромная часть жизни. Человек, который заразился вирусом любви к этим пыльным залам, закулисью, без этого уже жить не может. Очень многие актеры говорят, что, уходя из театра, они всегда хотят вернуться и вдыхать запах канифоли, который становится для них очень родным и близким. Даже мой отец, великий танцовщик, после вынужденного ухода из Большого театра говорил, что он готов работать библиотекарем в родном театре - так велика была его любовь к театру.

- Вы с сестрой выбрали одну и ту же профессию балет, но Илзе было значительно сложнее в профессии, чем вам. Как сейчас складываются ваши творческие и личные отношения?

Женщине всегда немножко сложнее в балете, ввиду очень большой конкуренции. Это не значит, что среди мужчин нет конкуренции, но просто всегда танцовщиков меньше, чем балерин. Это объективная реальность, и, конечно, достичь каких-то творческих высот балерине гораздо сложнее. Несмотря на то, что отец был замечательным танцовщиком, отношения у него в театре не сложились, поэтому он реально не мог нам помогать ни в школе, ни в театре. В школе он нам преподавал дуэт, что на самом деле было очень важно. Мы с сестрой репетировали под его руководством дуэтные партии и танцы, а в театр он несколько раз приходил на наши классы, но потом это ему запретили и даже отняли у него пропуск. На самом деле для него это было очень большой трагедией. Его уход из Большого театра стал своего рода пропуском на сцену для Илзе, потому что так подстроило руководство театра. Официально его выгнать не могли, потому что он был лауреатом Ленинской премии, народным артистом СССР, то есть мог находиться в театре, сколько хотел, поэтому ему поставили условие, что Илзе примут в труппу театра, если он напишет заявление «по собственному желанию». И отец его написал. Я думаю, что он это делал с открытым сердцем, потому что очень любил мою сестру. Но для него это стало началом конца, потому что он всю жизнь бредил Большим театром. Я помню, когда я уезжал работать в Америку он мне говорил все время: только не бросай Большой театр, только не бросай Большой театр! Я же решил, что Большой театр – это стены, а работать можно в любой стране мира и в любом театре, чтобы нести тот же свет и нести ту же мощь, которая есть в Большом театре. То есть я продолжил дело отца и танцевал у Бежара и у Барышникова, у Нуриева и в Театро дель Опера, в шведской опере и в разных других крупнейших театрах. Все с божьей помощью мне удалось сделать. Я думаю, что отец в принципе мог сделать то же самое, но ему мешала поразительная вера в то, что Большой театр - это самая вершина творчества. Он так для него и остался вершиной, выше которой ничего не может быть. Ну и потом, его всегда удерживало от отъезда и понимание того, что побег, на который решились Нуриев, Барышников и другие великие артисты балета, сделает невозможным его общение с нами, с детьми. Поэтому у отца никогда не было мысли покинуть СССР. Что же касается моих отношений с сестрой, то они очень теплые и близкие. Илзе стала крестной матерью моей дочки Ксюши. Она человек очень тонкий и чуткий, поэтому мы всегда очень чувствуем настроение друг друга. Нам приятно вместе работать. Ближайший проект, который мы готовим, - драматический спектакль «Ида Рубинштейн», режиссером которого я стану. А Илзе сыграет главную роль.

- Ваши родители расстались. Их развод повлиял на ваше отношение к семье, к женщине?

Отцу было очень сложно, потому что он был не только очень хорошим танцовщиком, но и красивейшим мужчиной: очень элегантным, очень ярким и, конечно, многие женщины просто расстилались перед ним. Устоять перед этим ему было сложно. У меня в жизни тоже были какие-то свои трудности, но в итоге я нашел свою вторую половину - Катю - и очень рад. У нас родилась дочка Ксения. Мы с женой обвенчались. Это то, что наши родители не смогли сделать. И теперь вера нас объединила и помогает решать семейные проблемы, которые время от времени возникают. Раньше эту сторону жизни никогда никто не обсуждал. Не с кем было посоветоваться. Если сейчас можно пойти в храм и попросить у бабушки совета, отслужить молебен, то тогда чаще всего советы давали друзья, которые в итоге оказывались очень неправы. Я в вопросах семейной жизни на мнения людей не полагаюсь. Если возникает какая-то проблема или какой то вопрос, я иду к духовному отцу или в храме служу молебен покровителям нашей семьи. Покровительница нашей семьи Ксения Петербургская. Даже Ксению, нашу дочку, мы назвали в ее честь. Также мы очень чтим Николая Чудотворца, потому что мы венчались в день Николая Чудотворца - 22 мая - в Никольском соборе в Санкт-Петербурге. Вообще, отец собирал иконы. И я сейчас, по прошествии стольких лет, понимаю, что икона вне зависимости от того, висит ли она как музейный экспонат или предмет культа верующих, все равно имеет влияние на человека. Собирая иконы, отец был очень тонким и очень серьезным ценителем и человеком, который понимал и глубоко чувствовал русское иконописное искусство. И то, что к отцу приходили в руки старинные иконы, я думаю, тоже знак. Ведь икона так просто тоже в руки не дается.

Ради любви я сменил веру

- Расскажите, пожалуйста, о том, как вы познакомились со своей супругой Катей и сколько времени потребовалось, чтобы понять, что именно она - ваша вторая половина.

Мы познакомились в Петербурге, когда я приехал туда на несколько спектаклей. Это было после моего возвращения из Америки, где я прожил много лет. Меня пригласил виноградов на вечер, посвященный Нежинскому, потом я станцевал там спектакль «Жизель», и вот после этого спектакля мы и увиделись с Катей. Как-то очень необычно и тепло поздоровались. Самое удивительное, что я любил поздно вечером репетировать. Репетиции заканчиваются в девять часов, и потом зал свободен до полуночи, и я чаще всего часов в десять или даже в половину одиннадцатого приходил в зал часа на полтора. Там я ее встретил, тоже работающую в зале, и так завязались какие-то отношения. Оказавшись с театром в Париже, мы впервые начали друг за другом ухаживать, хотя, скорее, я, наверное, начал ухаживать за ней именно там. Этот город очень непростой, но он и по сей день «наш». А чтобы ощутить себя ответственным за нее, мне понадобилось пять лет. Нам в принципе было очень хорошо вдвоем, и я не собирался ставить штамп в паспорте, потому что мне казалось, это не так важно. А у Кати был духовный отец - отец Богдан, настоятель Никольского собора в Петербурге. И вот именно он нас обвенчал. Я, кстати, перешел в православие перед этим знаменательным событием.

- Прежде вы были женаты на американке. Что стало причиной распада этого брака?

Я много работал в труппе Барышникова, но когда я получил приглашение на работу в Советском Союзе, жена просто не захотела уезжать из Америки. Наши отношения закончились на том, что я не хотел бросать свою работу, а она не была готова пожертвовать своей карьерой в ООН. На этом отношения закончились.

- Вы объездили весь мир, вернулись домой. Почему вы не последовали примеру многих других артистов, которые сделали себе имя на Западе и остались там?

Я вернулся, потому что умею почувствовать, где мне будет интереснее работать. В России в творческом плане я могу делать все, что хочу, а в Америке, как ни странно при всем ее демократическом строе, всегда находится какой-то человек, и чаще всего неумный, который стоит над тобой и говорит, что и как тебе надо делать.

- Вы часто ставите спектакли на родине отца в Риге, хотя сейчас у России с Латвией формально непростые отношения. Когда вы бываете в Латвии, обсуждаете ли вы с известными людьми, возможно, с политиками эту ситуацию. Сталкивались ли вы с какими-то, может быть, нелестными высказываниями в свой адрес? Изменилось ли хоть как-то отношение простых латышей к москвичам, к россиянам, по вашему мнению?

Я думаю, что на самом деле у России очень сложные отношения со многими государствами, которые входили в состав Советского Союза. Но у простых людей никаких противопоказаний для того, чтобы общаться друг с другом, нет. Сколько бы я ни ездил в Латвию, я никогда не испытывал на себе какого-то презрительного отношения, а мы приезжаем в Ригу как минимум два-три раза в год, ставим там спектакли, устраиваем вечер памяти отца. Объективно никаких сложностей во взаимоотношениях с латышами нет. Недаром многие наши известные артисты покупают дома в Юрмале. Если бы они чувствовали к себе презрительное отношение, понимали, что им там грозит опасность, никто не стал бы вкладывать деньги в недвижимость там. Это все политические игры. Когда я приезжаю в Москву и смотрю телевизор, невольно начинаю думать, что какие-то проблемы у нас с Латвией есть. По телевизору говорят, что все плохо, а когда ты приезжаешь сам, то видишь, что все нормально.

- Вы живете в центре, тогда как сейчас модно жить за городом. Не собираетесь перебраться на Рублевку?

Никак не могу тратить два часа в день на поездку в центр города и еще два часа на выезд из города. Моя мама живет на даче, где я, честно говоря, в последний раз бывал год назад, потому что доехать туда я просто не могу. Она живет на Рублевке, в районе Николиной горы, однако те пробки, в которые я попадаю и стою по 40 минут вместе с ребенком, - это выше моих сил. Так что мы ездим просто на Ленинские горы, на Поклонную гору отдыхать.

- Насколько я знаю, достаточно непросто вам далось появление дочки Ксюши. Вы узнали о том, что Катя беременна, в Японии. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Мы с женой уехали на работу в Японию на три месяца, я готовил драматический спектакль, в котором играл роль Есенина. Так получилось, что наше заветное желание – появление малыша - осуществилось именно там. Мы сразу после Пасхи узнали, что Катюша уже не одна. На самом деле мы немножко перепугались, потому что лететь обратно было страшновато: перелет очень долгий. Поэтому мы решили, что Катя останется в Японии, и доверились местным врачам. Их главный рецепт в том, что природа сама обо всем позаботится, поэтому мы с женой только молились, чтобы все прошло удачно. И наши молитвы были услышаны. Мы причащались каждую неделю в православном храме в Токио. С тех пор очень чтим Николая Японского. Мы благополучно вернулись в Москву, и Катя родила здоровенькую дочку. Сейчас Ксюша очень много с нами путешествует, ездит к бабушке в Германию, бывает с нами в Риге, на гастролях. Так что ее имя Ксения – странница - определенно влияет на судьбу.

Андрис Марисович Лиепа (латыш. Andris Liepa). Родился 6 января 1962 года в Москве. Советский и российский артист балета, театральный режиссёр, продюсер, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1986). Народный артист РФ (2009).

Отец - , советский латвийский солист балета, балетмейстер, балетный педагог, киноактёр, народный артист СССР.

Мать - , актриса Московского драматического театра имени Пушкина.

Младшая сестра - (1963 г.р.), российская балерина, актриса театра и кино, народная артистка России.

Сводная сестра - Мария Лиепа.

С ранних лет ходил на все спектакли своего знаменитого отца. Их с Илзе на спектакли водили бабушка или мама. Отец всегда оставлял им билеты в первом ряду. Как рассказывал Андрис, день спектакля в семье считался особенным. "Мы знали, что в в этот день до четырех часов отца нельзя беспокоить. Мы сидели в школе или где-нибудь гуляли с сестрой. В четыре часа папа просыпался и шел на спектакль. Когда он уходил, мы возвращались домой. А потом тоже собирались на спектакль. Нас так приучили - в день спектакля главное, чтобы у артиста не выскочила пружинка. Я знал это от отца", - вспоминал он.

В балетную школу он решил пойти сам, без настояния родителей, которые предоставляли детям свободу выбора. Поначалу у него с балетом складывалось не очень хорошо. Но упорный труд и настойчивость дали результат.

В 1980 году окончил Московское Академическое хореографическое училище по классу педагога А. Прокофьева.

В 1981 году получил золотую медаль на Международном конкурсе артистов балета в младшей группе.

По окончании училища стал солистом балета Большого театра.

В 1986 году вместе с Ниной Ананиашвили и Вадимом Писаревым они участвовали в США на Международном конкурсе балета в городе Джексон, штат Миссисипи. Андрис вспоминал: "Защищали честь Советского Союза. Когда мы с Ниной взяли Гран-при, а Вадик - золото, исполнялся наш гимн, внесли флаг СССР. Мы чувствовали себя, как Ирина Роднина на олимпийском пьедестале. Комок в горле".

За восемь лет работы в этой труппе он станцевал ведущие партии в балетах классического репертуара театра - «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Жизель», «Иван Грозный», «Золотой век», «Раймонда», «Лебединое озеро».

Его первые гастроли с труппой ГАБТ прошли по городам Польши (Варшава, Познань, Лодзь).

В 1988 году он стал первым советским танцовщиком, которому советское правительство официально разрешило работать в иностранной труппе. Андрис со своей партнершей Ниной Ананиашвили стали приглашенными артистами в труппе Нью-Йорк сити балле (Нью-Йорк). Они станцевали «Вариации Раймонды», «Симфонию Си» и «Аполлон». Позже в том же 1988 году начал работать в Американском театре балета (АВТ), где он исполнил партию Принца Зигфрида в новой постановке «Лебединого озера», осуществленной Михаилом Барышниковым, а также танцевал в «Ромео и Джульетте» Кеннета Макмиллана и «Скрипичном концерте» Джоржа Баланчина.

В 1989 году Олег Виноградов (Кировский балет) пригласил Андриса участвовать в Гала-концерте, посвященном столетию легендарного танцовщика Вацлава Нижинского. Его петербургским дебютом стал балет «Видение розы», который был восстановлен его отцом - Марисом Лиепа. Позже он присоединился к труппе как постоянный приглашенный солист и танцевал ведущую партию в «Петрушке» Виноградова.

Гастролировал с Кировским балетом в Париже, Лондоне, Вашингтоне и Токио и танцевал ведущие партии в балетах «Баядерка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и другие. За это время он танцевал на сценах театров Ла Скала с Карлой Фраччи, Парижской Оперы с Изабель Гирен, работал с Морисом Бежаром в Лозанне.

Работал как приглашенный солист в Римской опере, Шведской опере и других прославленных балетных труппах. С труппой «Кремлевского балета» исполнил ведущие партии в спектаклях «Макбет» и «Золушка», постановку которых осуществил прославленный танцовщик, звезда Большого театра Владимир Васильев.

Специально для английского телевидения «Темза ТВ» Андрис адаптировал «Видение розы» и станцевал ведущую партию.

Балет пришлось оставить из-за тяжелой травмы - порвал крестовидную связку. В начале 1990-х он танцевал достаточно много даже с порванной связкой. В 1998-м году ему сделали операцию.

Он вспоминал: "Я даже не мог себе представить, что в одну минуту можно лишиться своей профессии. Травма! Как будто бы ерунда - неправильное приземление. Но затем возникает вопрос, будешь ли ты вообще танцевать".

В 1992 году сыграл главную роль - Алексея - в драме Валерия Харченко «Короткое дыхание любви».

Андрис Лиепа в фильме "Короткое дыхание любви"

В 1993 году он восстановил три балетных шедевра легендарного хореографа Михаила Фокина 1910-1911 годов «Петрушка», «Шехерезада» и «Жар-птица». Эти балеты, созданные для знаменитых дягилевских «Русских сезонов» в Париже, впервые были показаны в России.

Позднее в 1997 году на киностудии «Мосфильм» был снят фильм-балет «Возвращение Жар-птицы». Андрис в нем выступает в роли режиссера-постановщика, продюсера, а также исполняет главные партии во всех трех балетах. С тех пор фильм был представлен на фестивалях в Москве, Петербурге, Риге, Киеве, Сочи, Анфлёр (Франция), Норвегии и Нью Йорке.

Андрис Лиепа в фильме "Возвращение Жар-птицы"

В 1994 году Андрис Лиепа расширил границы своего творчества, поставив оперу Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» в Мариинском театре, премьера которой состоялась в Париже, дирижер - В. Гергиев. В 1995 году спектакль был показан на Эдинбургском фестивале.

В 1997 году Андрис сыграл роль русского поэта С. Есенина в пьесе «Айседора, когда она танцевала» в Токио (Япония).

В 1997 году Андрис Лиепа организовал Благотворительный фонд им. Мариса Лиепы и стал Председателем правления фонда. Концерт-презентация фонда прошла в Большом театре России.

Восемь лет был педагогом-репетитором в Мариинском театре. Главный балетмейстер Олег Михайлович Виноградов попросил его репетировать с Ульяной Лопаткиной. И Ульяна танцевала свое первое «Лебединое» под его руководством. В Мариинке он ставил «Жар-птицу» и «Шехерезаду». Работал с такими танцорами как Андрей Баталов, Андриан Фадеев, Фарух Рузиматов.

Андрис Лиепа является членом попечительского совета фестиваля «Черешневый лес».

С 2014 года - художественный руководитель и главный балетмейстер театра «Кремлёвский балет».

Личная жизнь Андриса Лиепы:

Дважды был женат.

Первая жена - , советская и российская балерина, балетмейстер, хореограф, народная артистка СССР. Она на 10 лет старше его, танцевала с отцом Андриса. Брак официально продлился год, но после развода они остались вместе и прожили еще шесть лет.

Вторая жена - Екатерина Лиепа (в девичестве Катковская), артистка балета Мариинского театра. Они познакомились в 1989 году. Тогда артист впервые приехал в Мариинский театр, чтобы участвовать в гала-концерте, посвященном 100-летию Вацлава Нижинского. Именно там работала балериной Екатерина. Однако поначалу общение двух артистов было построено исключительно на дружеских чувствах, и лишь в 1991 году это переросло в любовь.

22 мая 1995 года они обвенчались в Николаевском соборе в Санкт-Петербурге. Поженились в январе 1998 года, незадолго до рождения их дочери Ксении (она родилась в Германии, в Мюнхене). Дочь назвали в честь Ксении Петербургской.

В 2012 году развелись. Андрис пытался сохранить семью и был удивлен решением экс-супруги. Он рассказывал: "Катя попросила в какой-то момент, чтобы мы пожили отдельно. Но я надеялся, что у нас выйдет так же, как у Аллентовой с Меньшовым: они тоже какое-то время жили порознь, а потом поняли, что друг без друга не могут. Я не считал, что всё у нас так непоправимо. Дочка все-таки... Но я ошибся. Остается только подчиниться. Насильно мил не будешь".

Дочь Ксения имеет в Латвии вид на жительство.

Позже экс-супруга Лиепы Екатерина обвиняла Андриса в том, что тот не платит алименты дочери.

Партии Андриса Лиепы:

«Щелкунчик» П. И. Чайковского - Принц Щелкунчик - Большой театр
«Спящая красавица» П. И. Чайковского- Принц Дезире
«Жизель» А. Адана- Альберт
«Иван Грозный» С. С. Прокофьева
«Золотой век» Д. Д. Шостаковича
«Раймонда» А. К. Глазунова
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева - Мариинский театр

Фильмография Андриса Лиепы:

1986 - Гран-па - эпизод (исполнение хореографических партий)
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1992 - Короткое дыхание любви - Алексей
1991 - Он научился летать
1997 - Возвращение Жар-птицы - Петрушка, Иван-царевич, Шахрияр
2005 - Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2007 - Как уходили кумиры. Марис Лиепа (документальный)
2012 - Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный)

Режиссерские работы Андриса Лиепы:

1991 - Он научился летать
1997 - Возвращение Жар-птицы

Сценарии Андриса Лиепы:

1997 - Возвращение Жар-птицы

Награды и звания Андриса Лиепы:

1981 - золотая медаль на Московском международном конкурсе (юношеская группа)
1985 - серебряная медаль на Московском международном конкурсе
1986 - гран-при на Международном конкурсе в Джэксоне, Миссисиппи (США)
Заслуженный артист РСФСР (3.11.1986)
1998 - «Золотая лента русского кино», номинация «Режиссёр-дебютант»
22 октября 2007 года - офицер ордена Трёх звёзд (Латвия)
Народный артист России (21.04.2009)


Несмотря на то что суд обязал Андриса Лиепу выплачивать 25% своего дохода на воспитание несовершеннолетней дочери, журналисты выяснили, что артист балета этого не делает. Сейчас он числится в должниках у Федеральной службы судебных приставов .

ПО ТЕМЕ

Более того, помимо невыплаченных дочери алиментов, именитый танцовщик должен столичному банку "Петрокоммерц" восемь миллионов 534 тысячи рублей . В распоряжение журналистов издания SUPER попали снимки входной двери в доме Андриса Лиепы, на которой висит уже несколько повесток о вызове к судебному приставу-исполнителю. По закону, согласно документам, если артист не предпримет каких-либо действий с момента получения повестки, ему грозит запрет в выезд за границу.

Ранее в интервью экс-супруга Лиепы Екатерина рассказала, что несколько лет Андрис только оплачивал учебу дочки в школе . "Для всех присутствующих в зале это был шок. Народный артист России Андрис Лиепа заявил, что никаких алиментов он платить не собирается. А мотивировал свое решение отец тем, что он и так помогает матери растить дочь. Так и сказал: "Я достаточно участвую в жизни ребенка. Например, я ее познакомил с Бритни Спирс…" – рассказал защищающий интересы Екатерины адвокат Александр Добровинский, добавив, что в подтверждение своих слов Лиепа показал фотографию, изображающую Ксению и американскую поп-принцессу. "Все в зале чуть со смеху не попадали", – отметил именитый юрист.

Напомним, Андрис Лиепа и Екатерина Катковская познакомились в 1989 году. Тогда артист впервые приехал в Мариинский театр – участвовать в гала-концерте, посвященном 100-летию Вацлава Нижинского. Именно там работала балериной Екатерина. Однако поначалу общение двух артистов было построено исключительно на дружеских чувствах, и лишь в 1991 году это переросло в любовь. 22 мая 1995 года влюбленные обвенчались в Николаевском соборе в Санкт-Петербурге, но поженились только в январе 1998 года, незадолго до рождения их дочери Ксении.

В Андриса Лиепу влюблялись многие девушки. // Фото: Официальный сайт фонда Мариса Лиепа

Андрис и Екатерина уже давно перестали появляться вместе на светских мероприятиях – последний раз они пришли на премьеру балета Леонида Десятникова «Утраченные иллюзии» 24 апреля 2011 года. Но даже у друзей пары не возникало подозрений, что в звездном семействе случился разлад. Оказывается, еще 5 лет назад супруги по настоянию Екатерины разъехались по разным квартирам. «Катя – человек очень сдержанный, настоящая леди, – пояснила StarHit телеведущая Екатерина Одинцова. – Она никогда не говорит о личном». И действительно, в интервью журналистам и намека не было на то, что семейная жизнь с Андрисом дала трещину. На вопрос о секрете их счастливого брака Екатерина отвечала: любовь и терпение.
Но полтора месяца назад Лиепа обратилась к адвокату Александру Добровинскому. «Вопрос поставлен всего один – расторжение брака, – рассказал StarHit Александр Андреевич. – Раздел имущества, порядок общения с 14-летней дочерью мы с Екатериной даже не обсуждали. Судя по всему, они решат все мирным путем».
В чем причина развода? «Я пока не в силах об этом говорить. Поймите меня», – ответила StarHit Екатерина.

Служебный роман

Эта пара производила впечатление идеальной, а история любви и вовсе была похожа на сказку. Познакомились будущие супруги в 1989 году, когда Андрис впервые приехал в Мариинский театр Санкт-Петербурга – участвовать в гала-концерте, посвященном 100-летию Вацлава Нижинского. Чуть позднее он присоединился к труппе Мариинки, где и познакомился с молодой балериной Катей Катковской.
Сначала отношения между ними были просто дружескими, а в Париже, куда театр отправился с гастролями в 1991 году, завязался роман. «Мы вышли из ресторана, – рассказывала Екатерина в одном из интервью. – Андрис снял роскошные часы, бросил в реку и сказал: пусть время остановится и пойдет заново. И сделал мне предложение». 22 мая 1995 года влюбленные обвенчались в Николаевском соборе Питера. Штамп в паспорте пара поставила незадолго до рождения дочери Ксении в январе 1998 года.
Пока Екатерина и Андрис не решили, будут ли прерывать церковный брак. «Развенчание – последний вопрос, который нас интересует, – прокомментировал StarHit адвокат Добровинский. – Мы с Катей его не обсуждали». Для развенчания супругам придется обратиться в Николаевский собор, где проходило таинство. «Чаще всего эту процедуру проводят, если супруги после развода хотят венчаться с кем-то другим, – пояснил StarHit Павел, смотритель собора. – Для снятия благословения и получения нового нужно предоставить только свидетельство о разводе».

Андриса Лиепу и его сестру Илзе в 1970-е наверняка называли «золотой молодежью». К Богу они шли каждый своей дорогой, как и большинство в те годы, - через пионерское детство и комсомольскую юность. Сегодня брат входит в , сестра - в числе попечителей Благотворительного фонда святителя Василия Великого.

С народным артистом России Андрисом Лиепой мы беседовали в Нью-Йорке после воскресной литургии, по соседству с Николаевским Патриаршим собором, вдали от театральных подмостков и огней Линкольн-Центра. Но разговор с солистом балета, театральным режиссером, продюсером и основателем Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы о вере не был бы полным без разговора о творчестве и балете, с которым у Андриса связаны без малого 45 лет жизни.

Латышское детство

- В 1962 году, когда я родился, папа, Марис Лиепа, уже был ведущим солистом Большого театра. Родился отец в Риге, и его мечтой всегда было переехать в Москву и танцевать в Большом театре. В своем дневнике он так и написал: «Я буду танцевать принца Зигфрида на сцене Большого театра». И мечта осуществилась.

Мама была драматической актрисой. С отцом она познакомилась в самолете, когда летела в Ригу на съемки фильма «Илзе», в честь которого и назовут мою сестру. А меня назвали в честь моего прадедушки - он тоже был Андрей. По внутреннему латышскому распорядку крестили меня в лютеранской церкви. Бабушка Лилия Кришевна и дедушка Эдуард Андреевич, коренные латыши-лютеране, решили, что если я регулярно приезжаю к ним, то и ответственность за мое будущее в какой-то степени тоже лежит на них.

Так случилось, что вскоре после моего рождения мама забеременела Илзе, и меня отправили в Ригу, где я прожил до трех лет. Первым языком, на котором я заговорил, стал латышский. Когда Илзе родилась и немного подросла, меня решили вернуть обратно в лоно наших московских квартир. Папа с мамой были заняты на работе, и за мной отправили мамину маму Екатерину Ивановну. Всё было хорошо до тех пор, пока мои латышские бабушка с дедушкой были рядом. Они меня посадили в поезд, а когда поезд тронулся, маленький мальчик подумал, что его украли, и стал носиться по поезду и кричать: «Верните меня к бабушке с дедушкой!» Я не знал по-русски ни одного слова, Екатерина Ивановна знала по-латышски лишь одно - «Нельзя!» И только по приезде в Москву меня начали учить русскому языку.

- Какими языками вы владеете сейчас?

Русским, конечно, а разговорный латышский знаю примерно так же, как и английский, и мне даже сказали, что по-латышски я говорю с американским акцентом.

- Андрис, вот вы вернулись в Москву, и там у вас началось обычное детство? Или всё-таки необычное для 1960-1070-х?

Обычное для московского мальчика детство. Родители - на работе, с нами сидела бабушка. Мы с Илзе с детства занимались хореографией, гимнастикой, ритмикой; нас водили на фигурное катание и в музыкальную школу. В итоге из всех родительских экспериментов остался только один - балетная школа, тем более что отец в этой школе преподавал.

Ежегодно на летние и новогодние каникулы я уезжал в Ригу. В центре города у нас был хороший двухэтажный дом. Дедушка, домовитый хозяин, любил ходить по грибы, рассадил сад, выращивал розы и лилии. Это были годы, когда я буквально купался в их любви. К сожалению, дедушка рано погиб, бабушка ушла вслед за ним, а когда мне было 10 лет, не стало и моей московской бабушки.

На театральных подмостках

- Как вписывалось ваше лютеранское воспитание в жизнь семьи известного столичного артиста балета?

Отец был педагогом школы Большого театра, лауреатом Ленинской премии, народным артистом СССР, получал по тем временам огромную зарплату - 550 рублей. Квартиру нам дали очень красивую - в центре Москвы на улице Неждановой (теперь это Брюсов переулок). До нас в ней жила знаменитая русская балерина Екатерина Васильевна Гельцер; она осталась после революции в России и стала первой народной артисткой РСФСР. Была звездой Большого театра, дожила до 1962 года. У нее, к сожалению, не было ни детей, ни родственников, и после ее кончины квартира отошла Большому театру. А так как у отца на тот момент было пополнение - мы с сестрой, ему выделили эту огромную квартиру - 250 метров, целый этаж! Но в советское время не полагалось иметь такие большие площади, и потому ее разделили пополам: одну половину отдали дирижеру Александру Копылову, а вторую половину - нам. В результате нам достался красивый зал с колоннами, фойе с лепниной, но при этом у нас не было ни кухни, ни ванной. Всю жизнь отец хотел выкупить соседскую половину, но из центра Москвы, понятно, никто уезжать не хотел.

Жили мы рядом с , который никогда не закрывался. В нем пели Козловский и Лемешев, там служил митрополит Питирим. Когда в 1960-е годы из центра Москвы стали убирать церкви, наш храм тоже хотели закрыть и разрушить. Козловский с Лемешевым пошли в правительство Москвы, и им удалось его отстоять.

Не могу сказать, что до сознательного возраста я был воцерковленным мальчиком, но всегда помнил, что крещен. Меня очень тянуло в католические храмы; в наш храм в Брюсовом переулке я тоже заходил, но больше неосознанно: все-таки сказывалось пионерское детство. А Илзе вообще крестилась в сознательном возрасте.

В 8 лет нас с Илзе определили в балетную школу…

Любое специализированное учебное заведение - это все-таки закрытое пространство со своими законами, порой неписаными. Сложности какого плана были у вас как у детей известного танцовщика?

Отец действительно был знаменитым танцовщиком, и потому другие дети на нас смотрели как сквозь лупу. При этом у большинства детей, которые приходят в балетную школу (или которых приводят родители), как правило, складывается превратное понимание того, что такое балет. Одно дело - смотреть в театре на балерин в пуантах, и совсем другое - постоянные занятия. Да, балет - это красиво, но чем это оборачивается в частности для здоровья, мало кто знает. И когда детей ставят к станку и заставляют двигать ножкой, то месяца через полтора-два желание танцевать исчезает. А мы-то с сестрой знали, что это такое - балет, так как часто часами сидели на репетициях с папой.

- Тем не менее, это была престижная профессия…

- …и конкурс в балетную школу был большой - из 200 человек брали одного. Все прекрасно понимали: достойная жизнь и зарплата, а самое главное - в советское время при «железном занавесе» танцовщики Большого театра уже в 20 лет получали возможность выезжать за границу. Большой театр тогда гастролировал в Америке, Англии, Франции, отец часто ездил и в Австралию. Советский Союз продвигал балетное искусство. Эта пропаганда сыграла положительную роль в развитии советского балета, и мы этим имиджем до сих пор живем.

Советское правительство, и особенно нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, были очень внимательны к творческим работникам. Дом, в котором мы и сейчас живем, построил по личному распоряжению Луначарского архитектор Щусев специально для артистов. В нем, кроме уже упомянутой Екатерины Васильевны Гельцер, жили великие русские актеры Василий Иванович Качалов и Леонид Миронович Леонидов.

У нас всегда было много гостей: приходили известные танцовщицы Галина Сергеевна Уланова, Марина Тимофеевна Семенова, Татьяна Михайловна Вечеслова, из-за границы приезжали Надя Нерина, Морис Бежар… Приходил Юрий Григорович. Отец и мама любили устраивать русские приемы. Папа надевал косоворотку, на стол ставили русские блюда.

- Как вы смотрели на увлечение вашего отца коллекционированием икон? В те годы это было естественно для человека его круга?

Отец действительно всю жизнь собирал антиквариат и иконы. Как пришло к отцу это увлечение - не знаю, но, анализируя наше детство, понимаю, что в окружении святынь человек не мог оставаться равнодушным к вере, к церкви…

Свою коллекцию отец собирал с большим пониманием и серьезностью: ходил в комиссионные магазины, находил там уникальные вещи: красивую мебель, сервизы - и отдавал их на реставрацию. Однажды в старой комиссионке он приобрел мебель, принадлежавшую Буденному.

Иконы отец очень ценил. У нас были иконы святителя Николая Чудотворца XVII века, коллекционные иконы. Мне кажется, что старинная, намоленная икона, вне зависимости от того, знаешь ты о ней или нет, осознаешь ее присутствие в доме или нет, всё равно на тебя воздействует и оберегает.

- А можете вспомнить, в какой момент вы сознательно пришли в церковь?

Еще в балетной школе, выходя на сцену, я всегда склонял голову и внутренне обращался к Богу. Не конкретно с молитвой, а обращался туда, вверх, потому что понимал: кроме того, что ты можешь делать что-то своими ногами, нужна и поддержка высших сил. Я не крестился прямо, однако перед выходом на сцену складывал руки так, как мы это делаем, подходя к причастию. Но до моего воцерковления пройдет еще немало лет…

Я понимал уже тогда, что ангел-хранитель дается нам с момента крещения, и всё, что со мной происходило на протяжении моей жизни, происходило по воле Божией. Это чудо, и оно продолжается всю мою нестандартную, необычную жизнь.

Часто говорят, что природа на детях отдыхает. Так и о нас с сестрой думали с самого детства: раз папа гений, то дети, хотя и будут продолжать его дело, но без большого успеха. Не могу сказать, что меня это угнетало, но я сразу понял, что мне нужно будет работать не на сто процентов, а на двести.

В школе я не любил математику, химию, зато обожал литературу, историю, географию, общественные науки. Музыкальную школу мы с Илзе закончили вместе с балетной и получили хорошее, в том числе и теоретическое, образование - по музыкальной литературе, истории искусств и театра. Сегодня эти знания дают мне возможность ставить в Мариинском театре и оперы, и балеты.

Ваш отец Марис Лиепа был не только танцовщиком, но еще и балетмейстером и педагогом. Какие его качества вы унаследовали?

Работоспособность и беззаветную преданность своему делу. Платили или не платили - он ехал, танцевал, выступал в благотворительных концертах, перечислял деньги в Фонд мира. Всё это выглядело немножко пафосно, но у него это было внутри.

Я тоже занимаюсь благотворительностью, сотрудничаю, в частности, с Первым московским хосписом: пятнадцать лет дружим, делаем благотворительные спектакли, концерты. Планируем концерт, посвященный первому главному врачу хосписа, который сейчас носит ее имя, - Вере Васильевне Миллионщиковой. И я понимаю отца, когда он по велению сердца участвовал в благотворительных проектах. Просто раньше это воспринимали как непонятный многим дополнительный пиар: зачем, например, деньги отдавать в Фонд мира, если они всё равно непонятно куда уйдут? Сейчас мы оказываем адресную помощь.

Америка Барышникова и «Русские сезоны»

Знаю, что, приезжая в другие страны, вы обязательно идете в православный храм. А ездите вы много. В вашей биографии был и американский период творчества. Как он сказался на вашей жизни в целом?

- Я был молодым танцовщиком Большого театра, когда в 1986 году мы с Ниной Ананиашвили участвовали в конкурсе в американском городе Джексоне, штат Миссисипи, и впервые в истории балета получили гран-при в паре (обычно эта награда присуждается одному артисту). До нас гран-при на этом конкурсе были удостоены Михаил Барышников и Надежда Павлова. А спустя год мы с Ниной первыми из российских артистов балета получили приглашение и разрешение на работу в компании «Нью-Йорк Сити Балет». Это был феноменальный эксперимент. Мы приехали на полтора месяца в Нью-Йорк, выучили три балета Джорджа Баланчина: «Раймонда» («Вариации») на музыку Глазунова, «Симфония» и «Море».

Еще раньше, на гастролях в Париже, я встретился с Рудольфом Нуриевым, который в Нью-Йорке познакомил меня с Михаилом Барышниковым. Для 1988 года это было нечто из ряда вон выходящее: два советских молодых танцовщика сидят в частной квартире в центре Манхэттена и беседуют об искусстве с двумя величайшими звездами и притом невозвращенцами, с которыми мы не имели права общаться. Через год я приехал в Нью-Йорк и попросился на работу к Барышникову в «Нью-Йорк Сити Балет». В Москве полным ходом шла перестройка, и я, опять же первым, получил разрешение на работу в США и в труппе, которой руководил Михаил Барышников. Год для меня был успешным и плодотворным: я благодарен Мише за то, что он со мной много работал: я станцевал около 40 спектаклей, в том числе и его постановку «Лебединого озера», проехал с туром по крупным городам Америки. В Нью-Йорке я нередко бывал в русских православных храмах: Николаевском Московской Патриархии и Знаменском Русской Зарубежной Церкви, которые расположены на Манхэттене недалеко друг с друга.

В 1989 году Барышников ушел из компании, а я вскоре получил приглашение работать в Мариинском театре.

В 1992 году, во время гастролей по Америке, я простыл и в Вашингтоне просил разрешить мне не приходить на репетицию. Но меня заставили обязательно быть. На репетиции «Жизели» я упал и разорвал крестовидную связку. Так закончилась моя безоблачная карьера артиста балета.

- Сколько лет вам было тогда?

32 года. Я восстановился, но нога всё равно болела. Начал танцевать на одной ноге и так танцевал еще пять лет. Но уже когда я болел, понял, что пора заниматься чем-то еще. Пока восстанавливался, в Ленинграде зашел в библиотеку имени Луначарского и начал раскапывать материалы по «Русским сезонам».

В 1957 году сын основателя современного классического балета Михаила Михайловича Фокина Виталий переслал в библиотеку его архив, который официально открыли только в 1992 году. Я посмотрел формуляр и понял, что стал вторым человеком, кто знакомится с этими материалами. В 1992 году я впервые в России восстановил три балета Михаила Фокина: «Петрушка», «Жар Птица» и «Шехерезада». Премьера их, с участием звезд Большого и Мариинского театров, прошла в Санкт-Петербурге. Вслед за премьерой на студии «Мосфильм» был снят кинофильм «Возвращение “Жар-птицы”», а в 1993 году я перенес эти невероятно красивые спектакли на сцену Мариинского театра, а затем показал их и в Нью-Йорке. Этим проектом началась моя вторая жизнь. И в тот момент в жизнь мою вошло Православие.

Так случилось, что на первый спектакль, который я танцевал на сцене Кировского театра, осветитель Татьяна Пейкина принесла мне иконку блаженной Ксении Петербургской и сказала, что эта святая - покровительница Санкт-Петербурга - будет меня охранять. Я внутренне поблагодарил ее, и с тех пор эта иконка всегда и везде со мной.

Уже после травмы я как-то попал на экскурсию в Эрмитаж и, проходя по одному из дворцов, увидел домовую лютеранскую церковь. Я узнал, что для желающих перейти в Православие существует чин миропомазания. Это стало для меня переломным моментом. Жил и работал я в то время в Ленинграде, но приезжал в Москву. Тогда же наши соседи предложили купить вторую половину квартиры - она выходила на храм, и изображенные в нишах православные иконы смотрели прямо в наши окна. Я всё яснее стал ощущать, что надо что-то менять: и в жизни, и в эмоциональном настрое, и в понимании того, что надо делать, а что - нет. И Православие мне внутренне открыло ответы на мои вопросы, привлекло своей душевностью и настоящим пониманием красоты.

К 32 годам я созрел для того, чтобы перейти в православную веру. С тех пор все важные дела я делаю по благословению, в том числе прошу благословения и на новые проекты. Очень люблю украшать храм, приносить к иконам цветы. В Париже, куда мы ездим с «Русскими сезонами», я всегда покупаю орхидеи и иду к святой Женевьеве, покровительнице французской столицы. В Японии всегда хожу в храм, где покоятся мощи святителя Николая (Касаткина).

Нет атеистов в шторм на корабле

- Андрис, чувствуете ли вы необходимость постоянного духовника?

Сам я не искал особых духовников или старцев. Я прихожу в храм к Богу. Особенно ярко я прочувствовал это в Японии. Пришел я однажды на исповедь, смотрю: исповедует батюшка-японец. Причем там были батюшки, по-английски говорившие и английского не знавшие. Я подошел к батюшке, который, как оказалось, не понимал по-английски. Я ему пытался объяснить, что хотел бы исповедоваться на английском, а он сказал: «Исповедуйтесь…» В этот момент я осознал, что ему не надо понимать мои слова, потому что я исповедуюсь Богу. Поэтому ситуация, когда говорят: к этому батюшке пойду, а к этому - не пойду, - мне непонятна. Мне абсолютно всё равно, к какому батюшке идти.

С моим первым духовником, отцом Владимиром Шикиным, я познакомился на исповеди в Дивееве. Ему было всего 54 года, когда он умер. Перед кончиной он принял монашеский постриг и был похоронен вместе с монашествующими у храма.

Благодаря отцу Владимиру я познакомился с его духовником схиархимандритом Власием из Боровска. Первый раз я ездил к отцу Власию вместе с матушкой Ириной Шикиной в 1998 году и с тех пор с особо важными вопросами отправляюсь к нему.

Вы входите в Патриарший совет по культуре. Насколько эта работа приносит вам удовлетворение? Вносили ли вы лично конкретные предложения в ходе его работы?

Я выступал с предложением установить, наряду с существующими светскими, церковную награду, которая давала бы понять православному человеку, что тот или иной спектакль, театральная постановка оценена Православной Церковью и заслуживает внимания. Наши деятели искусств - каждый в своем направлении - ставят много достойных, интересных вещей, и эта награда говорила бы о том, что спектакль заслуживает доверия, его можно смотреть православному человеку с семьей, с детьми. Совсем недавно я наблюдал постановки «Евгения Онегина» - настолько разные, и среди них есть одна, после первого отделения которой родители вынуждены были уводить детей домой.

- Среди людей искусства много православных?

В моем кругу - много. При этом я спокойно общаюсь, например, с и с интересом смотрю, как в своей телепрограмме он ведет диалог со светскими и церковными людьми. Думаю, всегда можно найти консенсус между светскими и воцерковленными. Владимир Владимирович человек умный, с большим чувством юмора, воспитанный и, кстати, крещенный в католической церкви - в соборе Парижской Богоматери. Я считаю, что даже человек, называющий себя атеистом, всё равно признает существование Бога. Мне нравится выражение «Нет атеистов в шторм на корабле». Иногда в жизни бывает ощущение, что стоишь на грани жизни и смерти, и в последний момент успеваешь сказать: «Господи, помилуй, Господи, прости!» В эту секунду ты проходишь через некое горнило, тебя выводит невредимым, и потом ты начинаешь по-другому смотреть на многие вещи. Так было с Михаилом Таничем - удивительным поэтом.

Ему делали операцию, и его жена - Лидия Николаевна, человек верующий, - молилась за него. В соседней палате лежала монахиня, которую Лидия Николаевна тоже просила молиться. Матушка сказала, что постарается его вымолить, но нужно, чтобы он крестился. Михаилу Исаевичу делали сложнейшую операцию на сердце: шансы были пятьдесят на пятьдесят. Позже он рассказывал, что лежал в реанимации, и ночью ему поставили катетер. Вдруг иголка выскочила, и кровь пошла наружу. Как потом выяснилось, это его и спасло.

Прагматичный человек, Михаил Исаевич стал православным христианином: принял Крещение и прожил еще десять лет. Когда он ушел из жизни, его отпевали в храме святого Илии Обыденного, на панихиду пришло очень много людей.

Через испытания пришел к Православию и режиссер Марк Захаров. Я ведь тоже по-настоящему пришел к вере после того, как пострадал, и с этой верой прохожу через все жизненные коллизии. К сожалению, семья моя распалась. Развелись мы по-светски, но, я думаю, Господь Сам управляет нашу жизнь. По крайней мере, я делал всё, чтобы сохранить семью.

- Изменилось ли ваше восприятие людей после того, как вы пришли к вере? Какие качества в людях вам импонируют?

Профессионализм и работоспособность. Если человек умеет и любит работать, он может творить чудеса. В нашей, как и в любой публичной, профессии нельзя любить только цветы и успех. Всё это прикладывается, но не ради этого мы работаем, а чтобы после успеха на следующее утро встать пораньше, пойти на репетицию и станцевать не хуже, чем вчера. Чтобы иметь успех, нужно быть по-настоящему трудоголиком. И Барышников, и Нуриев, и мой отец работали до изнеможения. Кстати, Михаил Барышников танцует и сегодня. Майя Михайловна Плисецкая танцевала на своем юбилее в 80 лет.

Как-то она мне рассказала потрясающую историю: во время гастролей в Аргентине она пошла в храм и около иконы Пресвятой Богородицы так расплакалась, что один из ее друзей сказал ей: это благодать. Майя Михайловна об этом понятия не имела, потому что, в отличие от своего супруга Родиона Щедрина, она невоцерковлена. Но я думаю, что такой неординарный человек всё равно живет под покровом Божиим, и это дает ей силы трудиться. Я полостью согласен с замечательной актрисой Людмилой Максаковой: «Жизнь - это велосипед: она идет, пока ты крутишь педали». Я перешел 50-летний рубеж, поэтому и меня это касается. Даже прежде, чем утром пойти в храм, я занимаюсь у станка.

- Часто бывает потребность прийти в храм?

Да, и как правило, чем больше у меня работы, тем чаще у меня возникает потребность молиться. Работа держит меня в тонусе и духовном, и эмоциональном, и рабочем. К тому же я понимаю, что без молитвы ничего не получится. А когда случается перерыв, то кажется: вот самое время стоять и молиться… Но для меня время без работы - это настоящее испытание…

Сейчас довольно много разговоров о том, что в Русской Церкви прихожан смущают то неугомонные бабушки, то «мерседесы». Вас в церкви что-нибудь смущает?

Абсолютно ничего не смущает: ни бабушки, ни нищие, ни часы, ни «мерседесы». Сам я, когда был молодым, ездил на «Жигулях». Сейчас - в моем возрасте и при моих травмах - мне важно и удобно ездить на правильной и хорошей машине, но от этого мое желание молиться и бывать в храме меньше не становится.

Я считаю, что Господь какие-то вещи попускает, и если эти вещи существуют, значит, надо ими пользоваться. На примере знакомых мне благотворителей я вижу, что Господь часто дает именно тем людям, которые знают, как этим воспользоваться. И есть, наоборот, люди, которые, если им много дается, гибнут духовно, - и Господь не дает им больше, чем нужно. Чтобы жить, надо работать - вот что я имею в виду. А как только у тебя появляется возможность жить и не работать, то вся жизнь идет под откос. Только единицы могут себя заставить при хорошем материальном достатке работать по-настоящему и к тому же получать от этого удовольствие. Такими людьми я восхищаюсь.

Совсем недавно я достроил дом в . Мечтал об этом доме давно. Помню, как я с отцом Владимиром Шикиным ходил по Дивееву - искал домик. Денег тогда было в обрез, и я решил продать одну квартиру. Поехал просить благословения. В очереди к батюшке простояли часов двенадцать, а когда вошли, он сказал, что квартиру продавать не надо: «Заработаешь». Я работал десять лет и пять лет назад купил домик, перестроил его и в этом году встречал там первую .