Егэ по евгению онегину. Тестовые задания по роману А.Пушкина "Евгений Онегин". Фрагмент произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Тест по содержанию романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1. Где родился Евгений Онегин? А. в Москве Б. в Петербурге В. в Новгороде Г. в Париже

2. Куда водил гулять Онегина в детстве Monsieur l’Abbé?

А. на Сенатскую площадь Б. на Невский проспект В. на Красную площадь Г. в Летний сад

3. «Он сердцем милый был невежда…»: А. Зарецкий Б. Онегин В. Ленский Г. Петушков

4. На каком языке было написано письмо Татьяны?

А. на русском Б. на французском В. на английском Г. на немецком

5. О ком идёт речь: «Сосед наш неуч, сумасбродит, Он фармазон; он пьёт одно Стаканом красное вино»?

А. об Онегине Б. о Ленском В. о Чаадаеве Г. о Флянове

6. «Он возвратился и попал, Как (кто?) с корабля на бал»: А. Флянов Б. Онегин В. Ленский Г. Чацкий

7. «Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий (что?) Не прозвонит ему обед»:

А. бреге Б. корнет В. Корвет Г. брегет

8. Кто это сказал: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна»?

А. Ольга Ларина Б. Авдотья Истомина В. Татьяна Ларина Г. Анна Керн

9. Кто это: «Как сурова!.. У! как теперь окружена Крещенским холодом она!»

А. Авдотья Истомина Б. Татьяна Ларина В. Анна Керн Г. Ольга Ларина

10. Кто это написал: «Внимать вам долго, понимать Душой всё ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!» А. Ленский Б. Онегин В. Чаадаев Г. Зарецкий

11. «Клеопатра Невы» - это: А. Нина Воронская Б. Мария Волконская В. Авдотья Истомина Г. Татьяна Ларина

12. «(Шишков, прости: Не знаю, как перевести (что?))»:

А. A propos Б. In vino veritas В. T ete - a - tete Г. Du comme il faut

13. «Не мог он (что?) от (чего?), Как мы ни бились, отличить»:

А. ямба от хорея Б. дактиль от хорея В. ямба от дактиля Г. анапест от амфибрахия

14. «Но в чём он истинный был гений, Что знал он твёрже всех наук… Была наука (чего?)»:

А. флирта Б. страсти нежной В. кокетства Г. лицемерия

15. Кто это: «…она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт»?

А. Анна Керн Б. Мария Волконская В. Нина Воронская Г. Авдотья Истомина

16. Что обозначает в романе слово «щепетильный»?

А. деликатесы Б. кокетство В. галантерейные товары Г. жеманство

17. Сколько щёток «для ногтей и для зубов» лежало на туалетном столике Онегина?

А. тридцать Б. пятнадцать В. двадцать Г. десять

18. «И хлебник, (национальность?) аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас» :

А. русский Б. немец В. француз Г. испанец

19. «Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому (чему?), Короче: русская хандра »: А. тупику Б. мигрени В. недугу Г. сплину

20. «(Кто?) ждала его на страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена»:

А. Мигрень Б. Меланхолия В. Хандра Г. Грусть

21. «По имени Владимир Ленской, С душою прямо (какой?) , Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт»: А. геттингенской Б. кембриджской В. гарвардской Г. сорбонской

22. Кто это: «Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет»?

А. Ленский Б. Онегин В. Пушкин Г. Чаадаев

23. О ком идёт речь: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой»? А. о Пушкине и Онегине Б. о Ленском и Ольге В. о Ленском и Онегине Г. о Татьяне и Онегине

24. Кто это: «В глазах родителей, она Цвела, как ландыш потаённый, Незнаемый в траве глухой Ни мотыльками, ни пчелой»? А. Татьяна Ларина Б. Ольга Ларина В. Нина Воронская Г. Мария Волконская

25. О каком имени идёт речь: «…оно приятно, звучно; Но с ним, я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей!»? А. Елена Б. Ольга В. Нина Г. Татьяна

26. «Привычка свыше нам дана: Замена (чему?) она»: А. счастью Б. любви В. всему Г. спокойствию

27. Как звали отца Татьяны и Ольги?

А. Пётр Ларин Б. Александр Ларин В. Дмитрий Ларин Г. Алексей Ларин

28. О ком идёт речь: «Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне»?

А. о Татьяне Б. о княжне Алине В. об Ольге Г. о княгине Воронской

29. Сколько лет было няне Татьяны, когда её выдали замуж?

А. восемнадцать Б. тринадцать В. шестнадцать Г. двадцать

30. Кто написал эти строки: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит, В глубокой мгле таится он»?

А. Онегин Б. Ольга Ларина В. Татьяна Ларина Г. Ленский

31. Назовите отчество Онегина: А. Васильевич Б. Владимирович В. нет отчества Г. Александрович

1. Где родился и жил Евгений Онегин?

1) в Москве
2) в Петербурге
3) в Самаре
4) в Екатеринбурге

2. На каком языке главный герой «мог изъясняться и писал»?

1) на латинском
2) на немецком
3) на французском
4) на английском

3.

Она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит , Летит , как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт.

1) Истомина
2) Павлова
3) Карсавина
4) Данилова

4. Сколько времени проводил Онегин у зеркала перед выходом в свет?

1) 20 минут
2) 1 час
3) 3 часа
4) 4 часа

5. Чем в своей деревне заменил барщину Онегин?

1) оброком
2) податью
3) налогом
4) денежными сборами

6. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:

8. Узнайте героя по описанию.

Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

1) Ольга Ларина
2) Татьяна Ларина
3) мать Ларина
4) няня Татьяны

9.

…был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый; Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал пустой игрушкой И не заботился о том, Какой у дочки тайный том Дремал до утра под подушкой .

1) отец Ларин
2) Зарецкий
3) отец Ленского
4) дядя Онегина

10. Укажите, о ком идёт речь в следующих строках.

Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Всё это мужа не спросясь.

1) мать Ларина
2) Ольга Ларина
3) Татьяна Ларина
4) мать Онегина

11. Укажите отчество сестёр Лариных.

1) Александровна
2) Алексеевна
3) Сергеевна
4) Дмитриевна

12. Кто был секундантом Онегина?

1) Зарецкий
2) Скотинин
3) monsieur Guillot
4) Буянов

13. Как сложилась судьба Ольги Лариной после смерти Ленского?


2) Она вышла замуж за улана.
4) Героиня посвятила свою жизнь Богу, став монахиней.

14. На каком языке было написано письмо Татьяны?

1) на русском
2) на французском
3) на немецком
4) на латыни

15. Укажите, чьи это слова:

Недели две ходила сваха К моей родне, и наконец Благословил меня отец. Я горько плакала со страха, Мне с плачем косу расплели Да с пеньем в церковь повели.

1) матери Лариной
2) Ольги Лариной
3) Филипповны, няни Татьяны
4) Татьяны Лариной

16. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:

Некогда буян, Картёжной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный… С коня калмыцкого свалясь, Как зюзя пьяный, и французам достался в плен.

1) о Ленском
2) об Онегине
3) о Зарецком
4) о Буянове

18. Какой титул имел муж Татьяны Лариной?

1) граф
2) князь
3) барон
4) виконт

19. Чем закончилось последнее объяснение Онегина с Татьяной?



3) Татьяна призналась, что до сих пор любит Евгения Онегина, но не может нарушить клятву верности своему мужу.
4) Онегин рассказал о своих чувствах к Татьяне ее мужу.

20. Куда отправился Евгений Онегин после последней встречи с Татьяной Лариной?

1) на воды лечиться
2) на службу на Кавказ
3) в свою деревню
4) об этом в тексте не говорится

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Где родился и жил Евгений Онегин?

1) в Москве
2) в Петербурге
3) в Самаре
4) в Екатеринбурге

2. На каком языке главный герой «мог изъясняться и писал»?

1) на латинском
2) на немецком
3) на французском
4) на английском

3. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:

Она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит , Летит , как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт.

1) Истомина
2) Павлова
3) Карсавина
4) Данилова

4. Сколько времени проводил Онегин у зеркала перед выходом в свет?

1) 20 минут
2) 1 час
3) 3 часа
4) 4 часа

5. Чем в своей деревне заменил барщину Онегин?

1) оброком
2) податью
3) налогом
4) денежными сборами

6. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:

Красавец, в полном цвете лет , Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привёз учёности плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри чёрные до плеч.

1) об Онегине
2) о Ленском
3) о Зарецком
4) о Ларине

7. Узнайте героя по описанию.

Всегда скромна, всегда послушна, Всегда, как утро, весела, Как жизнь поэта, простодушна, Как поцелуй любви, мила...

1) Ольга Ларина
2) Татьяна Ларина
3) мать Ларина
4)
няня Татьяны

8. Узнайте героя по описанию.

Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

1) Ольга Ларина
2) Татьяна Ларина
3) мать Ларина
4)
няня Татьяны

9. Укажите, о ком идёт речь в следующих строках.

…был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый; Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал пустой игрушкой И не заботился о том, Какой у дочки тайный том Дремал до утра под подушкой .

1) отец Ларин
2) Зарецкий
3) отец Ленского
4) дядя Онегина

10. Укажите, о ком идёт речь в следующих строках.

Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Всё это мужа не спросясь.

1) мать Ларина
2) Ольга Ларина
3) Татьяна Ларина
4) мать Онегина

11. Укажите отчество сестёр Лариных.

1) Александровна
2) Алексеевна
3) Сергеевна
4) Дмитриевна

12. Кто был секундантом Онегина?

1) Зарецкий
2) Скотинин
3) monsieur Guillot
4) Буянов

13. Как сложилась судьба Ольги Лариной после смерти Ленского?

1) Она продолжала любить Владимира.
2) Она вышла замуж за улана.
3) Ольга дала согласие на брак с соседом-помещиком.
4) Героиня посвятила свою жизнь Богу, став монахиней.

14. На каком языке было написано письмо Татьяны?

1) на русском
2) на французском
3) на немецком
4) на латыни

15. Укажите, чьи это слова:

Недели две ходила сваха К моей родне, и наконец Благословил меня отец. Я горько плакала со страха, Мне с плачем косу расплели Да с пеньем в церковь повели.

1) матери Лариной
2) Ольги Лариной
3) Филипповны, няни Татьяны
4) Татьяны Лариной

16. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:

Некогда буян, Картёжной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный… С коня калмыцкого свалясь, Как зюзя пьяный, и французам достался в плен.

1) о Ленском
2) об Онегине
3) о Зарецком
4) о Буянове

17. Что лежало под подушкой у Татьяны Лариной во время гадания?

1) гребешок
2) книга
3) письмо
4) зеркало

18. Какой титул имел муж Татьяны Лариной?

1) граф
2) князь
3) барон
4) виконт

19. Чем закончилось последнее объяснение Онегина с Татьяной?

1) Героиня выгнала Онегина из своего дома.
2) Татьяна сказала, что уже не любит Онегина.
3) Татьяна призналась, что до сих пор любит Евгения Онегина, но не может нарушить клятву верности своему мужу.
4) Онегин рассказал о своих чувствах к Татьяне ее мужу.

20. Куда отправился Евгений Онегин после последней встречи с Татьяной Лариной?

1) на воды лечиться
2) на службу на Кавказ
3) в свою деревню
4) об этом в тексте не говорится


Татьяна-девушка искренняя и благородная. Она считает,что Евгений не способен на настоящие чувства, так как у него в отличие от неё другие понятия о смысле жизни. Героиня понимает, что его поражают не ум и её сердце, а умение играть роль блестящей аристократки. Таким образом, Татьяна уверена в том, что мысли Онегина по-прежнему находятся в плену его привычных представлений о жизни.

  1. Какие черты личности Татьяны проявляются в её ответе Онегину?

Татьяна - искренний и благородный человек. Она по-прежнему любит Онегина. Но несмотря на это проявляет верность и преданность своему мужу, сохраняя при этом своё достоинство. Таким образом, в сцене последнего свидания её правдивость и благородство,уважение раскрываются ещё глубже.

1.1.3Сопоставьте фрагменты романов А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
и «Дубровский». Что сближает главных героинь обоих произведений?

Оба фрагмента посвящены теме верной любви. Марья Кириловна, как и Татьяна, выходит замуж за нелюбимого человека. Обе героини любят других, но остаются верными своим мужьям. Татьяна,зная о любви Онегина к ней, не предаёт генерала,а Маша также остаётся с князем Верейским. Таким образом, девушек сближает чувство порядочности, правдивости и благородства.

  1. Что изменилось в Татьяне по сравнению с ней «прежней»?

Татьяна-любимый образ А.С.Пушкина в романе. Вначале мы её видим мечтательной барышней, которая была воспитана на французских романах. Замужество изменило героиню. Из неопытной, нерешительной девушки она превращается в сильную личность, которая имеет чувство собственного достоинства. Таким образом, героиня становится решительной.Это уже не замкнутая в своем ограниченном мире девушка-подросток, перед нами сильная личность, способная к анализу и обобщениям.

1.1.2Какими средствами передано состояние Онегина при этой встрече?

Встреча с Татьяной в Петербурге стала для Онегина неожиданностью. Герой открыто восхищается ей, когда видит перед собой светскую даму.Он удивлён и поражён,что она холодна к нему. Взволнованное состояние Евгения помогают передать риторические вопросы(« Где всё наружи, всё на воле,Та девочка... иль это сон?..),антонимы «хотел завести »- «не мог»,лексический повтор слова «так».Таким образом,перечисленные средства выразительности помогают автору показать душевное состояние главного героя в момент

встречи с Татьяной.

1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Чем различаются ситуации и поведение героев, описанные в этих фрагментах?

Оба героя в приведённых фрагментах изображены в момент встречи. Онегин после разлуки видит Татьяну, а Ионыч вновь встречается с Котиком. Однако ситуации различные. Если Онегин отверг любовь Татьяны, то Ионычу отказала в любви Екатерина Ивановна. И поэтому поведение героев разное.Евгений удивлён изменениям, которые произошли с Татьяной: .А вот Ионыч нет.Рассматривая девушку, он испытывает чувство неловкости при встрече с ней.Таким образом, герои оказываются в несходных ситуациях и испытывают разные состояния души.

  1. Почему, несмотря на угрызения совести, Онегин не отказывается от дуэли?

Евгений имеет противоречивый характер. С одной стороны, он не уважает поместное дворянство, среди которого живёт. А с другой- боится быть оклеветанным этими людьми. На данный момент ему важно, что скажет о нём известный дуэлянт Зарецкий. Таким образом, презирая общество, Онегин живёт по его законам, поэтому он и не отказывается от дуэли. Так Пушкин раскрывает двойственность характера своего главного героя, его неустойчивость и беспринципность.

  1. Как в данном эпизоде проявляется авторское отношение к происходящему?

Сцена дуэли в романе занимает особое место. Она помогает понять характеры героев и авторское отношение к происходящему. К Ленскому например, автор относится двойственно. Он иронизирует над ним и сочувствует ему одновременно. А.С.Пушкин подчёркивает всю нелепость действий молодого поэта, который попался на провокацию Онегина и неверно истолковал поведение Ольги Ему жалко Ленского, так нелепо погибшего.Отношение автора к Онегину также противоречиво. Он не только решительно осуждает его за гибель Ленского, но и выражает ему сочувствие. Таким образом, гибель Ленского -это символическое прощание А.С.Пушкина с прошлым и это шанс Онегину для возрождения.

1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Чем различается поведение главных героев в сходной ситуации?

1.1.1Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина?

Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, которое не было глубоким. Он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя. Таким образом, мы можем сделать вывод, что образование Онегина весьма поверхностное.

1.1.2Благодаря чему Онегин имел успех в светском обществе?

Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, который имеет успех в обществе. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Герой прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, так как впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Таким образом, в глазах общества он выглядит блестящим аристократом, поэтому и пользуется у него расположением.

1.1.3 Сопоставьте фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведённым ниже фрагментом поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Как
в обоих фрагментах раскрывается тема образования?

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь..

перекликаются с гоголевскими «Многие были не без образования… Прочие тоже были, более или менее, люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские Ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Нетрудно заметить иронию А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя относительно образованности своих героев. Таким образом, оба автора в приведённых фрагментах высмеивают

стремление светского общества к поверхностному образованию.

Какие эпитеты наиболее важны для характеристики Ленского и почему?

Как в описании Владимира Ленского проявляется авторское отношение
к герою?

Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ поэта-романтика, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне светской толпы. Таким образом, А. С. Пушкин с симпатией относится к Ленскому, потому что его герой верит в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. Но не только поэт симпатизирует молодому романтику.Описание показывает, что автор критически относится к его поэзии и осуждает её за бессодержательность и слащавость.

1.1.3Сопоставьте данный фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведённым ниже фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В чём сходство и различие характеров главных героев этих произведений?

1.1.1В начале и конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня?

Татьяна - любимая героиня Пушкина. Ей присуща высокая нравственность и чистота души. Первым признаться в любви во времена Пушкина мог только мужчина. Признание женщины считалось неприличным, так как нарушало каноны, сформировавшиеся в обществе. Признание Татьяны - это поступок смелый и неординарный, поэтому она сама стыдится его.

  1. В своем послании Татьяна обращается к Онегину то на «вы», то на «ты». Как в этом проявляется душевное состояние героини?

Письмо Татьяны к Онегину является искренним и очень смелым порывом молодой души. Анализируя его, можно заметить, что героиня испытывает противоречивые чувства, потому что она первой признаётся в любви к молодому человеку. Таким образом, волнение и тревога за свою честь заставляют Татьяну путаться. Кроме того, обращается она на «ты», скорее всего, не к реальному Евгению Онегину, а к герою своих романов, который ей давно знаком и близок.

Какие личностные качества Татьяны проявляются в её письме к Онегину?

1.1.3 Сопоставьте письмо Татьяны к Онегину с приведённым ниже письмом Веры к Печорину из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В чём заключается различие натур Татьяны и Веры?

Обе героини влюблены. Обе любят беззаветно, готовы отдаться любви без остатка. Как Татьяна противопоставлена Онегину, так и Вера - противоположность Печорина.

Любовь Татьяны сильна, поэтому она, невольно идеализируя возлюбленного, описывает не реального Онегина, а свою мечту о близком человеке, который привлекает не столько внешностью, образованностью и умными речами, сколько родственной душой, способной быть «ангелом-хранителем». В отличие от пушкинской героини Вера здраво оценивает своего возлюбленного, понимает его суть: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала...». В этом и есть отличие двух героинь.

Ленский - наивный, доверчивый и простодушный юноша. Он чист душой, вольнолюбив, прост в общении. Однако герой живёт в своём романтическом мире. Таким образом, А.С.Пушкин подчёркивает,что Ленский по причине своей мечтательности глубоко не вникает в сущность вещей.Всё это приводит к тому, что он не понимает людей.

1.1.2Какую роль в данном эпизоде романа играют эпитеты?

Эпитеты-одно из средств художественной выразительности, которые помогают передать авторское отношение к своим героям. В приведённом фрагменте с их помощью автор подчеркивает поэтическую страстность, горение и восторженность молодого романтика: «безумная душа», «пленённый отрок», «игры золотые», «младых восторгов».Таким образом, этот вид тропа играет большую роль в создании мечтательного и влюблённого образа поэта-романтика.

1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В чём разница авторского отношения к героям?

В приведенных фрагментах дано описание молодых людей. Однако авторы по-разному относятся к своим героям. Восторженно пишет А.С.Пушкин о молодом поэте, восхищаясь его чистой душой, не развращённой светом: «». Отношение же к Эрасту неоднозначно. Н.М. Карамзин не только отмечает его доброту, вежливость, его стремление помочь бедным людям, но и показывает отрицательные качества: «» Таким образом, Ленский симпатичен А.С.Пушкину, а Эраст вызывает у Н.М.Карамзина осуждение за ветреность и легкомыслие.


Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

17.1. Как ме­ня­ет­ся глав­ный герой ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин» под вли­я­ни­ем жиз­нен­ных обстоятельств?

А. С. Пуш­кин различными спо­со­ба­ми раскрывает ха­рак­тер главного героя, Ев­ге­ния Онегина: через внут­рен­ний монолог, портрет, поступки, от­но­ше­ние к окружающим. События, про­ис­хо­дя­щие в романе, охва­ты­ва­ют большой пе­ри­од времени (в на­ча­ле романа Оне­ги­ну восемнадцать лет, в конце - два­дцать шесть). Автор по­ка­зы­ва­ет эволюцию героя. Чи­та­тель видит изменения, про­изо­шед­шие в Онегине.

В пер­вой главе это из­ба­ло­ван­ный молодой человек, ко­то­рый «острижен по по­след­ней моде, как dandy лон­дон­ский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бес­ко­неч­ных развлечениях уби­ва­ю­щий время.

Оказавшись в деревне, Оне­гин также не в со­сто­я­нии что-либо по­лез­ное совершить. Через два дня де­рев­ня наскучила Евгению. Под­дав­шись на уго­во­ры Ленского, сво­е­го «от де­лать нечего» друга, Оне­гин знакомится с се­мьей Лариных. Про­вер­ку дружбой Оне­гин также не выдерживает: он уби­ва­ет на дуэли Ленского. Как, впрочем, и не вы­дер­жи­ва­ет испытания любовью: герой не спо­со­бен на ис­крен­ние чувства.

В вось­мой главе мы вновь встре­ча­ем­ся с нашим героем. Про­шло несколько лет, он, как и прежде, одинок, не найдя за­ня­тия по душе («Томясь в без­дей­ствии досуга Без Службы, без жены, без дел,| Ничем за­нять­ся не умел»), при­ез­жа­ет в Петербург. Уви­дев Татьяну на балу в новом качестве, в об­ра­зе «законодательницы зал», Оне­гин поражен и... влюбляется. Те­перь уже он страдает, с не­тер­пе­ни­ем ждет встре­чи с ней, мучим ревностью. Во всем осталь­ном наш герой не изменился, но автор показывает, что Оне­гин по-настоящему любит!

Онегин – один из «лишних людей». Его таким сде­ла­ло общество, со­ци­аль­ный порядок. Труд­но не со­гла­сить­ся с мне­ни­ем Белинского, что Оне­гин – «страдающий эгоист».

17.2. Ка­ко­во зна­че­ние об­ра­зов Вар­ва­ры и Куд­ря­ша в пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза»?

Второстепенные пер­со­на­жи в пьесе Ост­ров­ско­го «Гроза» не толь­ко образуют фон, на ко­то­ром разворачивается лич­ная драма Катерины, глав­ной героини произведения. Они по­ка­зы­ва­ют отношения людей к своей несвободе. Си­сте­ма образов в пьесе такова, что все вто­ро­сте­пен­ные персонажи об­ра­зу­ют условные пары, и лишь Ка­те­ри­на одинока в своем ис­тин­ном стремлении вы­рвать­ся из-под гнета “самодуров”.

Постоянной спут­ни­цей Катерины яв­ля­ет­ся Варвара, сест­ра ее мужа Тихона. Она глав­ный оппонент героини. Глав­ное ее правило: «Делай что хочешь, толь­ко бы все шито да крыто было». Вар­ва­ре не от­ка­жешь в уме и хитрости, она пре­крас­но понимает суть от­но­ше­ний между лю­дь­ми в их доме, но не счи­та­ет нужным бо­роть­ся с ма­туш­ки­ной «грозой». Для неё ложь - норма жизни. В ней чув­ству­ет­ся властность, сила, же­ла­ние обманывать. Она, по сути, бу­ду­щая Кабаниха, ведь яб­ло­ко от яб­ло­ни недалеко падает.

Дру­жок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он един­ствен­ный в го­ро­де Калинове, кто может от­ве­тить Дикому. В раз­го­во­ре он ведет себя развязно, бойко, смело, хва­ста­ет своей удалью, волокитством, зна­ни­ем «купеческого заведения». Он при­спо­со­бил­ся к са­мо­дур­ству Дикого. Боль­ше того, можно даже предположить, что из Куд­ря­ша мог бы по­лу­чить­ся второй Дикой.

В конце пьесы Вар­ва­ра и Куд­ряш покидают «темное царство». Каков их даль­ней­ший путь? Они, ско­рее всего, будут сами пы­тать­ся стать хо­зя­е­ва­ми жизни.

17.3. В чём за­клю­ча­ет­ся слож­ность и не­од­но­знач­ность изоб­ра­же­ния любви в ли­ри­ке А. А. Ахматовой?

Тема любви в рус­ской литературе многогранна: лю­бовь как смысл жизни, не­счаст­ная любовь, лю­бовь как ис­пы­та­ние - лишь не­сколь­ко подходов к рас­кры­тию темы. В сти­хо­тво­ре­ни­ях Ахматовой лю­бовь - это гло­ток свежего воздуха, без ко­то­ро­го не мыс­лит­ся сама жизнь, это тра­ге­дия и разочарование, это полёт и страдание. «Великая зем­ная любовь» - имен­но так можно опре­де­лить суть ли­ри­ки Ахматовой. Поэт изоб­ра­жа­ет не ро­ман­ти­че­ские преувеличенные чув­ства - она го­во­рит о про­стом и зем­ном человеческом счастье. В ран­ней лирике Ах­ма­то­вой любовь часто пред­ста­ет трагичной и безответной.

Не любишь, не хо­чешь смотреть?

О, как ты красив, проклятый!

И я не могу взлететь,

А с дет­ства была крылатой.

Да, лю­бовь прекрасна, но, как ни странно, она, по мне­нию Ахматовой, почти все­гда обречена на несчастье:

Брошена! при­ду­ман­ное слово.

Разве я цве­ток или письмо?

Горькая иро­ния слышится в этих словах. Да, она поднимается, она пе­ре­бо­рет болезнь и через много лет будет в том же сдер­жан­ном ритме, тем же раз­ме­ром писать о тра­ге­дии неизмеримо более страшной.

У меня се­год­ня много дела:

Надо па­мять до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова на­учить­ся жить…

В одном их своих сти­хо­тво­ре­ний Ахматова на­зва­ла любовь «пятым вре­ме­нем года». И в том, что лю­бовь находится в цен­тре поэтического мира Ахматовой, нет ни­че­го удивительного: лю­бовь всегда опре­де­ля­ет судьбу женщины.

Стихотворения Анны Ах­ма­то­вой о любви под­ку­па­ют своей четкостью, ла­ко­нич­но­стью формы и муд­ро­стью содержания: «Сколько просьб у лю­би­мой всегда! У раз­люб­лен­ной просьб не бывает. Как я рада, что нынче вода под бес­цвет­ным ледком замирает».

Поэзия Ах­ма­то­вой - это ис­по­ведь влюбленной жен­ской души. Поэтесса, по сло­вам О. Мандельштама, «принесла в рус­скую лирику всю огром­ную сложность и пси­хо­ло­ги­че­ское богатство рус­ско­го романа XIX века».

17.4. Мотив пути в творчестве Александра Блока.

Мотив пути возникает в творчестве Блока практически с самых исто-ков: новый герой молодого Блока - путник, который заявляет о себе так: «Стою на царственном пути».

В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» мотив пути, странствий, поиска убывает, хотя «пейзаж пути» сохраняется:

Я вышел. Медленно сходили

На землю сумерки зимы.

Поэт стремится каллегорическому ее выражению: не случайно в стихах «позднего Блока» так часто встречаются связанные с мотивом пути-дороги иносказательные выражения, например, «надеясь отыскать пути», «наш путь-

стрелой татарской древней воли пронзил нам груды), «и путь мой далек», «дорога долгая легка», «мы путь расчищаем» и т.д.

В поэме «Двенадцать» также присутствует мотив пути:

Идут двенадцать человек...

Россия избрала свой путь и Блоку, как верному сыну своей страны, предстоит следовать этим путём.

Тест по литературе Евгений Онегин (А.С. Пушкин) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

«Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.

Смиренной девочки любовь?
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь… Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой…

Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась…
Что ж ныне Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?

Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?

Я плачу… если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,

Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…
А нынче! — что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,

Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Назовите жанр произведения.

2.
Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы…

О какой пустыне идет речь?

3. Как называется восклицательное предложение, усиливающее эмо­циональное воздействие высказывания на собеседника?
А счастье было так возможно,
Так близко!..

4. Укажите название приема:
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?

5. Как называется изобразительное средство?
…колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…

Задания с развернутым ответом

6.

7.

8.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Какой этап развития сюжета представляет данная сцена?

2. Какое событие в жизни Онегина, во многом изменившее его взгляды на жизнь, предшествовало этой встрече с Татьяной?

3. Как называются вопросы, заданные с целью привлечь внимание собеседника?
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?

4. Как называется средство иносказательной выразительности?
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада…

5. Укажите название приема:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас…

Задания с развернутым ответом

6. Как в этом монологе проявляются особенности личности Татьяны?

7. Как и с какой целью в данном монологе используется прием анти­тезы?

8. Сопоставьте фрагменты произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чем похоже поведение героинь?

Фрагмент произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Молчалин
Пойдем любовь делить плачевной нашей крали.
Дай обниму тебя от сердца полноты.

(Лиза не дается)
Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает)
София (почти шепотом; вся сцена вполголоса)
Нейдите далее, наслушалась я много,
Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

Молчалин
Как! Софья Павловна…

София
Ни слова, ради Бога,
Молчите, я на все решусь.

Молчалин (бросается на колена, София отталкивает его)
Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..

София
Не помню ничего, не докучайте мне.
Воспоминания! как острый нож оне.

Молчалин (ползает у ног ее)
Помилуйте…

София
Не подличайте, встаньте.
Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,
Солжете…

Молчалин
Сделайте мне милость…

София
Нет. Нет. Нет.

Молчалин
Шутил, и не сказал я ничего окроме…

София
Отстаньте, говорю, сейчас,
Я криком разбужу всех в доме
И погублю себя и вас.

(Молчалин встает)
Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

Молчалин
Как вы прикажете.

София
Иначе расскажу
Всю правду батюшке, с досады.
Вы знаете, что я собой не дорожу.
Подите. — Стойте, будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Сама довольна тем, что ночью все узнала:
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давиче, когда я в обморок упала,
Здесь Чацкий был…

Ответы на тест по литературе Евгений Онегин (А.С. Пушкин)
1 вариант
1. роман в стихах
2. деревня
3. риторическое восклицание
4. анафора
5. эпитет
2 вариант
1. развязка
2. путешествие
3. риторические
4. метафора
5. анафора