Эффект социальной фасилитации и ингибиции (Social facilitation (inhibition)). Социальная фасилитация и социальная ингибиция

В самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Акцент делался именно на факте простого присутствия других, а в самой группе изучалось не взаимодействие (интеракция) ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция).

Результаты исследования таких «коактных» групп показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (даже если условиями эксперимента снимался момент соперничества). Эти результаты были интерпретированы как возникновение эффекта возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида оказывали влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над той же самой задачей. Этот эффект получил название эффекта социальной фасилитации, сущность которого сводится к тому, что присутствие других облегчает действия одного, способствует им. В ряде экспериментов было, правда, показано наличие и противоположного эффекта -- известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции.

Роберту Зайенсу удалось согласовать эти результаты друг с другом, опираясь на хорошо известный из экспериментальной психологии принцип: возбуждение усиливает доминирующую реакцию. Поскольку присутствие других людей действует возбуждающе, присутствие наблюдателей или содеятелей благотворно сказывается на решении простых задач (в которых доминирует правильный ответ) и мешает решению сложных задач (в которых доминирует ответ неправильный).

Эксперименты позволяют предположить, что возбуждение частично проистекает из «боязни оценки» (обеспокоенность тем, как нас оценивают другие), а частично вызвано конфликтом между отвлечением внимания на других и необходимостью концентрации его на самой задаче (например, порождение социальной фасилитации взрывами смеха).

Другие эксперименты, позволяют предположить, что присутствие других может оказаться в какой-то степени возбуждающим, даже когда нас не оценивают и наше внимание ничем не отвлекается. Если говорить о животных, то эффект усиления реакции наводит на мысль о наличии врожденного механизма социального возбуждения, присущего большинству животных.

Если говорить о человеке, то большинство из тех, кто бегает трусцой, отмечают особый прилив сил, когда они бегут вместе с кем-то еще, даже если эти партнеры по бегу не соперничают с ними и не оценивают их.

Проявление и степень выраженности феномена "фасилитация - ингибиция" зависит от целого ряда факторов. С собственно социально-психологической точки зрения, особый интерес в этой связи представляет влияние уровня группового развития. Как показывает практика, в группах высокого уровня социально-психологического типа развития, присутствие других и взаимодействие с ними оказывает отчетливо выраженное фасилитирующее влияния в процессе и сложной интеллектуальной деятельности. Особенно ярко это проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и "единственно верного" решения и требующими креативного подхода. Более того, как показывают последние исследования в области психологии менеджмента, в современных условиях наличие полноценной команды является не только полезным, но часто и совершенно необходимым условием поиска эффективных решений такого рода задач. Правда, в данном случае, в ситуации высокоразвитой общности ее можно рассматривать в качестве психологически целостного, пусть и коллективного, но субъекта. В этой связи в профессиональном сленге социальных психологов-практиков, специализирующихся в сфере организационного консультирования, под фасилитацией зачастую понимается повышение эффективности деятельности малой группы под воздействием курирующего ее тренера-консультанта, а сам он нередко называется фасилитатором групповых процессов или просто фасилитатором.

Эффективные инструменты влияния и помощи нужны в разных областях социума: на уровне государства, компаний, и отдельно взятой личности. Фасилитация и есть тот инструмент, который помогает справиться с различными целями и задачами, выйти из кризиса и направить человека или группу людей к качественно новым изменениям.

Фасилитация - что это такое?

Феномен фасилитации охватывает сферой влияния как групповые динамики, так и личностные. Фасилитация - это (от англ. facilitate - помогать, направлять, облегчать) недирективная технология направления и помощи, использующая в своем арсенале эффективные психологические, стратегические инструменты и техники, помогающие человеку или коллективу найти лучшее решение для достижения результатов в поставленных целях.

Фасилитатор - кто это?

Личность фасилитатора уже сама по себе мощный инструмент влияния. Фасилитатор - это тренер, специально обученный технологиям эффективной коммуникации и ведущий процесс фасилитации. Международная ассоциация фасилитаторов была образована в 1989 г. и включает в себя ≈ 1300 человек из 63 стран – все это специалисты высочайшего уровня, облегчающие переговоры и сотрудничество в разных областях. Тони Манн - ведущий эксперт по фасилитации, наделяет личность фасилитатора следующими навыками:

  • умеет направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
  • отличает удачные решения от кажущихся, на первый взгляд успешных, но со скрытыми «подводными камнями» решений;
  • берет на себя риски, не боится выйти из зоны комфорта для создания новой техники и ее к текущей подходящей ситуации;
  • умеет управлять разного рода группами;
  • ориентируется во всех форматах бесед и встреч;
  • комбинирует различные инструменты и техники для нахождения решений;
  • быстро реагирует на затруднения, возникшие среди участников и запускает процесс по преодолению;
  • обладает ;
  • всегда открыт для людей и личностных изменений.

Чем фасилитация отличается от модерации?

Существует несколько отличных друг от друга мнений о процессах фасилитации и модерации. Одними специалистами заявляется, что фасилитация и модерация – суть есть один и тот же процесс, объясняя тем, что модерация слово немецкого происхождения, описывающая те же функции, что и фасилитация. Другие специалисты-фасилитаторы видят эти процессы схожими между собой, дополняющими друг друга, но имеющими различия:

  1. Модерация (нем. сдерживать, обуздывать) – более жесткая технология: структурирование идет в четком формате беседы, без возможности отвлечься на другую тему.
  2. Фасилитация – гибкая технология, использующая модерацию, как один из инструментов. В процессе используются разные вспомогательные инструменты для наглядности (визуализации): конструкторы Лего, коллажи, рисунки. Участники свободны в выборе тем и могут перемещаться и взаимодействовать по разным темам в других группах.
  3. Модерация может быть применима как технология в формате встречи: «обсуждение проблемы», совещание у руководителя.
  4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, принятия новых сложных комплексных решений, при внедрении новых технологий.

Социальная фасилитация и ингибиция

Два противоположных друг другу социальных феномена, фасилитация и ингибиция, могут наблюдаться одновременно в группе людей, которые оказались в одной ситуации и в казалось бы, одинаковых условиях. Ингибиция предполагает ухудшение деятельности человека, попавшего под наблюдение сторонних людей, в отличие от фасилитации, когда присутствие наблюдателей вызывает всплеск активности у членов группы занимающихся каким-либо делом. Почему возникает тот или иной эффект, Д. Майерс (амер. психолог) выявил несколько причин:

  1. Настроение – плохое вызывает эффект , хорошее усиливает фасилитацию.
  2. Боязнь оценивания – присутствие незнакомых людей, или тех, чье мнение небезразлично может повышать возбуждение и активность у одних участников, но и провоцировать торможение продуктивности у других.
  3. Представители другого пола в аудитории – женщины и мужчины могут начать ошибаться в сложных заданиях, если в аудитории находятся наблюдатели противоположного пола. При феномене фасилитации, процессы деятельности наоборот улучшаются.

Социальная фасилитация и леность

Эффект фасилитации в деятельности коллектива возрастает, если признается и оценивается часть вклада каждого участника в общее дело. Социальная леность – явление, впервые изученное французским профессором в сфере агроинженерии М. Рингельманом. Ученый провел ряд экспериментов по перетягиванию каната и поднятию тяжестей - пришел к заключению: чем больше группа людей, тем меньше усилий прилагает каждый член группы. Происходит расслабление и снижение ответственности и мотивации – эффект лености.


Виды фасилитации

Фасилитация как помогающий метод, востребована во многих сферах жизнедеятельности человека и подразделена на виды:

  1. Социальная фасилитация – наблюдение и изучение деятельности людей в условиях присутствия сторонних наблюдателей.
  2. Психологическая фасилитация – техника, вышедшая из таких направлений как клиент-центрированная психотерапия К. Роджерса и позитивная психология. Фасилитация в психологии это - преобразующий процессинг, в котором ведущее значение имеют отношения человека с окружающим миром. Навыки фасилитации в работе психолога помогают определить, когда следует начать процесс изменений для личности, содействовать развитию и менять представление клиента о мире на более полезное.
  3. Экофасилитация – взаимодействие и коммуникация человека с окружающей средой.
  4. Спортивная фасилитация – поддержка команд или отдельных спортсменов для повышения их эффективности.
  5. Педагогическая фасилитация – раскрытие способностей ребенка.

Правила фасилитации

Проведение фасилитации в коллективной и личностной работе подразумевает использование принципов, которые исходят из поставленных целей и задач. Общие правила фасилитатора:

  • исследование процесса в противовес всеведению;
  • открытость и искренность к людям;
  • все участники процесса равны;
  • каждое мнение важно;
  • все люди умны, и могут эффективно решать задачи.

Техники фасилитации

Инструменты фасилитации многочисленны и их применение зависит от численности группы и состава участников. Основные техники фасилитации:

  1. «Поиск будущего/ Future Search» - достоинство метода в том, что помогает включить в работу всю компанию вплоть до рядовых сотрудников. Проводится в формате корпоративной конференции.
  2. «Выход за рамки/ Work out» - техника обеспечивает быстрый прорыв компании, разработку инноваций, культуры. Предполагает – открытый диалог руководителей с сотрудниками по целям и задачам. Внедрение лучших решений в практику.
  3. «Мозговой штурм/ Brainstorming» - происходит сбор всех идей без сортировки на «плохие» и «хорошие». Цель найти «свежие», нестандартные, но эффективные решения.
  4. «Поляризация мнений/Polarization of opinion» - метод помогающий определить пессимистическое и оптимистическое прогнозирование ситуации. Фасилитатор делит участников на «оптимистов» и «пессимистов». «Оптимисты» описывают, что компания получит от внедрения новой технологии, «пессимисты» прогнозируют предполагаемые потери.
  5. «Открытое пространство/Open Space» - позволяет за короткий период времени (1,5 – 2 часа) осуществить сбор всех имеющихся идей, мнений. Сотрудникам задается много вопросов по темам. Огромным плюсом техники является ощущение причастности каждого сотрудника к процессам, происходящим в компании.

Фасилитация в педагогике

Эффект социальной фасилитации ярко проявляет себя и в образовательных учреждениях. Педагог-фасилитатор, как личность отвечает всем современным требованиям и запросам образования – так считал К. Роджерс. Феномен фасилитации в деятельности педагога выражается в следующих моментах:

  • атмосфера психологической поддержки учащегося;
  • интерес к потребностям и запросам учеников;
  • умело организованный образовательный процесс;
  • понимание внутреннего мира детей;
  • способность открыто выражать свои переживания.

Фасилитация в бизнесе

Феномен социальной фасилитации активно используется фасилитаторами в проведении совещаний, конференций, круглых столов в компаниях и корпорациях. Фасилитация в бизнесе имеет положительные аспекты:

  • повышение эффективности деятельности сотрудников;
  • увеличение мотивации персонала;
  • развитие интеллектуального потенциала сотрудников;
  • создание безопасного психологического пространства;
  • внедрение новых технологий в бизнес.

Фасилитация в спорте

Принцип фасилитации в основан на ситуациях, в которых спортсмен или команда находятся под наблюдением огромного количества людей. Цель тренера усилить и поддержать все позитивные изменения, которые приведут спортсменов к наилучшим показателям и снизят риск возникновения ингибиции. Фасилитация в спорте направлена на:

  • обучение игре в команде;
  • усиление командного духа;
  • повышение мотивации и ответственности за результат;
  • эффективное взаимодействие между тренером и спортсменами.

Фасилитация - литература

Фасилитация - востребованная в современном мире технология, содержащая полезный инструментарий для психологов, педагогов, руководителей компаний. Литература по фасилитации:

  1. «Межличностные отношения в фасилитации учения» К.Р. Роджерс. Кто такой фасилитатор в педагогике – монография, полезная к прочтению для учителей.
  2. «Преобразующие диалоги» Фл. Фанч . Простые, но эффективные техники для личностного преобразования.
  3. «Общие модули процессинга» Фл. Фанч . В книге описаны методы, помогающие запустить у клиента процесс изменений.
  4. «Как добывать золото, работая с группами. Фасилитация на практике» Т. Кайзер . Методики, изложенные в руководстве помогут бизнес-тренеру вывести группу на новый эффективный уровень.
  5. «Социальная психология» Д. Майерс . Научный трактат, в доступной форме объясняющий социальные явления и феномены: фасилитацию, ингибицию и леность.

Фасилитация – это модель управления, отличаемая от общепринятого управленческого стиля не директивностью. Другими словами, методы фасилитации не выходят за границы самоорганизации управляемой системы. Так, например, при традиционных способах управления коллективом, начальник побуждает его выполнять собственные распоряжения и инструкции, тогда как фасилитация требует от начальственного лица сочетания функций руководителя и участника группового взаимодействия.

Термин «фасилитация» берет свое начало от английского глагола, означающего дословно облегчать, способствовать, упрощать.

Фасилитация что это такое? Следует отметить, что в разных научных отраслях данное понятие характеризуется отличными значениями.

Социальная фасилитация

Явление социальной фасилитации – это эффект, при котором субъект более успешно реализовывает назначенные задания в присутствии группы людей, нежели в одиночку. Фасилитатором, соответственно, называется индивид, присутствие которого приносит облегчение. Фасилитатор естественным путем способствует росту показателей в производимой группой или отдельной личностью деятельности.

Фасилитация как зависимость объема, продуктивности, скорости и иных показателей эффективности действий от наличия вблизи особей своего вида, отмечается также и у представителей животного мира. Повышенная результативность зачастую наблюдается при работе, связанной с хорошо освоенными реакциями или обычными действиями. При этом решение сложных заданий в присутствии других представителей собственного вида может вызывать обратный эффект, именуемый социальная ингибиция.

Итак, феномен или эффект социальной фасилитации – это явление усиления результативности деятельности при наблюдении за такой деятельностью особей своего вида. Проще говоря, индивид выполняет более качественно и быстро элементарные задачи (например, наматывание на катушку лески), если за ним наблюдают. При этом выполнение сложных задач ведет к обратному эффекту. Феномен социальной ингибиции – это явление, противоположное социальной фасилитации.

При коллективном труде и отсутствии оценивания индивидуального вклада каждого участника обнаруживается эффект обратный фасилитации – социальная леность.

Эффект социальной фасилитации впервые был обнаружен психологом Н. Триплеттом в конце девятнадцатого столетия. Наблюдая за велосипедистами во время гонок, он заметил, что результат гораздо выше, когда спортсмены участвуют в групповых заездах, а не когда они соревнуются с секундомером. Для проверки этого наблюдения, Триплетт провел лабораторный опыт, в котором детям раздали леску и катушку удочки и попросили их как можно быстрее намотать леску на катушку. Эксперимент обнаружил, что в присутствии ровесников дети справлялись с задачей быстрее, нежели поодиночке. Дальнейшие опыты показали, что испытуемые быстрее выполняют простые задания, такие как решение легких примеров на умножение либо вычеркивание определенных букв из текста, в присутствии социального окружения. Вскорости, был обнаружен противоположный эффект, из-за которого исследователи на некоторое время прекратили заниматься этой проблемой.

В тридцатых годах прошлого века психологи экспериментально подтвердили гипотезу, что в некоторых ситуациях наличие других субъектов мешает выполнению заданий. Этот эффект впоследствии и получил название социальной ингибиции. В шестидесятых годах двадцатого века Р. Зайонц попытался теоретически обосновать два противоречащих друг другу эффекта. Он толковал результаты при помощи общепринятой в экспериментальной психологии нормы: «возбуждение благоприятствует превалирующим реакциям». Другими словами, социальное возбуждение, порождаемое присутствием другого лица, приумножает реакции, но понижает осторожность. Именно поэтому простая деятельность, в которой маловероятно совершение ошибки, выполняется эффективнее, тогда как в задачах, требующих концентрации, количество ошибок растет, вследствие чего они решаются менее успешно.

Примеры фасилитации. Проведенные исследования на 25 тысячах добровольцев подтвердили предположение Зайонца. Позднее были выявлено следующие примеры фасилитации: студенты в присутствии наблюдателей быстрее решают легкие задания и дольше – сложные, профессиональные игроки в бильярд обнаруживают более высокий процент попаданий в лузы, любители же начинают играть хуже.

Ниже представлены основные причины возникновения явления социальной ингибиции и фасилитации.

Психологи выделяют пять причин, а именно боязнь оценивания, отвлечение внимания, половая принадлежность наблюдателей, факт присутствия наблюдателя, настроение.

Доминирующие реакции усиливаются, если субъект подозревает либо убежден в том, что его оценивают присутствующие посторонние лица, вследствие чего:

— он будет работать качественнее и эффективнее, если его соисполнители какой-либо задачи обладают большей компетентностью или знанием;

— степень возбуждения будет снижаться, если к коллективу авторитетных и компетентных людей подключаются субъекты, мнение которых безразлично;

— наибольшее влияние будет ощущать на себе , который наиболее подвержен чужим суждениям и боится оценок наблюдателей;

— максимум явления социальной ингибиции/фасилитации отмечается, когда присутствующие незнакомы.

Когда люди начинают размышлять над тем, как реагирует аудитория либо как коллеги выполняют работу, внимание рассеивается, вследствие чего растет возбуждение.

Зачастую индивиды больше ощущают на себе воздействие ингибиции или фасилитации, если наблюдатели являются представителями противоположного пола. Можно привести такие примеры фасилитации: мужчины будут совершать больше ошибок в трудном задании в присутствии женского пола, и наоборот, они быстро найдут решение легкой задачи в присутствии прекрасной половины.

Также экспериментально было доказано, что не только рассеивание внимания или опасение оценивания могут спровоцировать рост возбуждения. Факт присутствия наблюдателя сам по себе также может вызывать тревогу у людей. В определенных ситуациях хорошее настроение может усилить влияние явления фасилитации и наоборот, плохое – способно спровоцировать феномен ингибиции.

В последние годы, наряду с концепцией Р. Зайенса, распространение получили и другие теории, объясняющие природу и суть явления фасилитация/ингибиция. Например, концепция отвлечения внимания/конфликта. Основой данной теории является гипотеза, заключающаяся в том, что наличие других людей обязательно притягивает к себе внимание индивидов. Это провоцирует возникновение внутренней конфронтации между двумя стержневыми тенденциями, которые обнаруживаются практически во всех ситуациях публичной деятельности: уделять внимание публике, зрителям, аудитории и заниматься решением поставленной задачи. Подобный конфликт может спровоцировать рост возбуждения, которое, в своей черед, способно либо помочь, либо затруднить выполнение задания в зависимости от наличия или отсутствия взаимосвязи правильного решения поставленной задачи с преобладающей реакцией. Также такая конфронтация может породить перегрузку познавательной сферы, если усилия, потребные для решения сложной задачи и необходимые для того, чтобы уделить внимание другим людям, превосходят уровень когнитивных способностей индивида.

Фасилитация это в психологии

Степень выраженности и проявления явления фасилитация/ингибиция характеризуется зависимостью от некоторых факторов. С позиции психологической науки особый интерес вызывает влияние уровня групповой сформированности на выраженность описываемого феномена.

На практике было доказано, что в коллективах высокого уровня социального и психологического развития, присутствие посторонних и взаимодействие с ними обнаруживает отчетливо выраженное влияние фасилитации в процессе простой и сложной интеллектуальной деятельности. Более ярко этот феномен проявляется при поиске решений проблемных вопросов, которые не имеют очевидного «единственно правильного» ответа и требуют креативного подхода. Кроме того, как показывают новейшие изыскания в сфере психологии менеджмента, наличие полноценной команды в современных условиях не только приносит пользу компании в целом, но зачастую является необходимым условием поиска действенных решений определенного рода задач.

Фасилитация что это такое в психологии? В узком смысле под социальной фасилитацией психологи понимают усиление индивида выполнить поставленное перед ним задание в присутствии наблюдателей. Снижение мотивации называется ингибицией. Психологи-практики, специализирующиеся в области организационного консультирования, под социальной фасилитацией часто подразумевают повышение результативности деятельности группы под воздействием тренера, который именуется фасилитатором. Однако наиболее точным и общепринятым в социальной психологической науке содержанием понятия «фасилитация» считается его трактовка в контексте явления «фасилитация-ингибиция».

Каждому практическому психологу, планируя любое собственное индивидуально-специфическое или функционально-ролевое воздействие и взаимовлияние членов тренинговой группы, необходимо учитывать явление «фасилитация-ингибиции», а также отдавать отчет себе в том, что вызываемый фасилитационный результат может оказаться либо существенным ресурсом, обуславливающим достижение намеченных целей, либо серьезной преградой, которая не дозволит этих целей достигнуть.

Один из родоначальников гуманистического подхода в психологии, организатор «групповых встреч», творец «клиент-центрированной» психотерапии К. Роджерс большое внимание уделял непосредственно личности фасилитатора. Поскольку он, являясь участником группы, способен смягчить групповые процессы, способствовать самоопределению клиента и решению его проблем.

Воздействие на личность клиента может быть ненаправленным и направленным. Первое наблюдается тогда, когда фасилитатор не стремиться спровоцировать определенную реакцию у клиента, но при этом обусловливает трансформации в нем. Второе – отмечается, когда фасилитатор намечает перед собой цель добиться необходимого результата и воплощает свой замысел.

Феномен фасилитации опасен тем, что может привести к деиндивидуализации, то есть к потере самоосознания и боязни оценивания. Чаще явление деиндивидуализации зарождается в групповом взаимодействии, которое обеспечивают анонимность процесса деятельности и не концентрируются на отдельном субъекте. В ситуациях, повышающих самоосознание, например, перед камерами, при ношении бейджиков с именами, на ярком свете, в необычной обстановке деиндивидуализация снижается. Также она будет снижаться, если цель чрезмерно притягательна, а усилия каждого очень важны.

Кроме того, участники групповых взаимоотношений реже отлынивают от выполнения коллективного задания, когда перед ними поставлена неординарная, увлекательная задача. Принимая участие в нахождении решений исключительно трудного задания, индивиды могут воспринимать собственный вклад в качестве незаменимого. Если субъекты коллективного взаимодействия считают других участников группы ненадежными, недобросовестными или неспособными привнести в общее дело существенный вклад, они будут работать усерднее.

Можно выделить на основе данных К. Роджерса четыре группы факторов, воздействующие в процессе фасилитации на продуктивность деятельности:

— непосредственно личность фасилитатора;

— индивидуально-психологические характеристики индивида, включенного в деятельность;

— специфика такой деятельности;

— характер взаимоотношений, зарождающихся в процессе взаимодействия участников группы.

Фасилитация в тренинге дает свободу самому фасилитатору и участникам, позволяет создать синергию, способствующую раскрытию потенциала и преодолению ограничивающих установок и убеждений.

Фасилитация в тренинге должна базироваться на современных научных подходах. Ее специфика в тренинге заключается в том, что ведущий в процессе обсуждения поставленного задания знает решение, к которому он ведет участников, одновременно с этим он сам является участником взаимодействия, в которое вовлечена группа.

Методы фасилитации можно использовать везде: будь то совещание или обучение.

Фасилитация в педагогике

Классические общепризнанные методики обучения специфичны тем, что педагог владеет теорией и не применяет методы коллективного взаимодействия и рефлексии в качестве вспомогательных средств для достижения наибольшей результативности обучения.

При соблюдении ряда условий педагогическую деятельность можно рассматривать в качестве фасилитации учебной деятельности ученика. Здесь следует рассматривать фасилитацию с позиции участников учебного взаимодействия, зарождающихся между ними взаимоотношений, специфики обучающей и учебной деятельности. Проще говоря, от классического обучения методы фасилитации отличаются тем, что педагог не дает советов и строгих рекомендаций, а отыскивает решения сообща с членами группы, объединенной общей целью – обучением. Такой тренинг подразумевает наличие конкретной задачи и достижение ее в результате обучения.

Социально-педагогическую фасилитацию можно воспринимать в качестве интеграции деятельности субъектов педагогического процесса по приумножению продуктивности такой деятельности в ситуации затруднения. Социально-педагогическая фасилитация может выступать эффективным методом, способствующим решению проблем неуспеваемости школьников.

Фасилитация в педагогической деятельности, в первый черед, подразумевает коммуникативное взаимодействие всех участников процесса.

Фасилитация общения это планирование и реализация коммуникативного поведенческого реагирования в проблемных ситуациях, который требуют конструктивного подхода и творческих решений. Прежде всего, она предполагает благожелательную атмосферу общения, заинтересованность в успехе деятельности участников процесса, что способствует самоактуализации и личностному росту учеников.

Фасилитация общения это совместная коммуникативная деятельность учащихся и педагога. Она осуществляется преподавателем на уроке, но ученики в ситуациях вне класса в дальнейшем могут самостоятельно применять полученные ранее навыки, что ведет к росту мотивации.

Эффект социальной фасилитации – это явление при котором человек более быстро и эффективно выполняет поставленную задачу в присутствии наблюдателей, чем при одиночном выполнении той же операции. Что интересно эффект фасилитации свойственен не только людям, но и животным при присутствии особей своего вида.

История

В конце 19 века психолог Норман Триплетт обратил внимание на то что велосипедисты показывают более высокие результаты при соревнованиях, чем при одиночных заездах. Триплетт провёл ряд экспериментов, которые подтвердили данную закономерность. Позже были проведены эксперименты на животных, муравьи быстрее работали в присутствии других особей, цыплята быстрее ели зерно.

Позже ученые выявили обратный эффект, на выполнение некоторых заданий присутствие особей своего вида замедляли выполнение работы. Из-за этого исследования ненадолго прекратились, и были продолжены лишь во второй половине двадцатого века ученым Робертом Зайонцом. Именно он сформулировал в чем заключается эффект фасилитации и противоположный ему эффект ингибиции.

Дело в том, что при выполнении задач, которые человек выполняет, не задумываясь присутствие посторонних стимулирует ускорение выполнения работы – это и есть эффект фасилитации. Но выполняя более сложные, не привычные и интеллектуальные задачи, присутствие наблюдателей наоборот замедляет скорость работы, это явление назвали эффектом ингибиции. Роберт Зайонц дал общее название данным явлениям – эффект аудитории, так же его называют эффект Зайонца.

Причины эффекта фасилитации и эффекта ингибиции

Одной из причины такого поведения принято считать возбуждение, которое проявляется в присутствии наблюдателей. При выполнении работы где результат заведомо известен, возбуждение помогает ускорить выполнение. Но если результат работы зависит от умственной деятельности и результат не спрогнозировать, возбуждение приводит к совершению ошибок.

Совместная работа и эффекта фасилитации в бизнесе.

Применение эффекта фасилитации часто связывают с групповой работой. Само по себе увеличение производительности сотрудников естественно интересует прежде всего бизнес сообщество. Поэтому многие крупные компании умышлено поручают выполнение проектов не одному сотруднику, а группе. По мимо эффекта фасилитации, групповая работа помогает достичь следующих преимуществ:

  1. Группа создает условия для обмена опытом, знаниями, навыками и компетенциями. Часто еще употребляется термин – синергия.
  2. Члены группы оказывают поддержку друг другу. Группа стимулирует участников к индивидуальным усилиям и риску.
  3. Создание групповой ответственности.
  4. Более высокая индивидуальная ответственность, так как ответственность перед группой оказывает более высокий стимулирующий эффект чем ответственность перед руководством.
  5. Группа усиливает эмоциональные проявления своих членов.
  6. В группе намного больше возможностей для получения обратной связи.

Причины возникновения эффекта аудитории.

В ходе исследований, Роберт Зайонц описал основные зависимости эффекта аудитории:

  1. Чем более авторитетный наблюдатель в глазах исполнителя. Тем сильнее проявляется эффект.
  2. Чем сложнее задача, тем сильнее проявление эффекта.
  3. Соревновательная и совместная деятельность, значительно усиливают эффект аудитории.
  4. Чем эмоционально стабильней личность, тем проще она переносит новые задания, за действующие интеллект.
  5. Эффект аудитории подчиняется закону оптимума активации.

В различных областях социума на уровне отдельно взятой личности, компании или государства возникает необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния.

Социальная фасилитация как раз и является одним из них. Этот инструмент позволяет справиться с самыми различными задачами и достигнуть поставленных целей. Среди них выход из кризиса, а также направление одного человека или группы людей к изменениям совершенного иного качества.

Определение понятия

Социальная фасилитация представляет собой явление, выраженное в эффекте усиления активной деятельности личности, которая проявляется в присутствии других людей. Иными словами, даже самые простые задания (например, зачеркивание в тексте определенных букв, легкие примеры на сложение и т. д.) человек выполняет намного лучше, если он понимает, что за ним наблюдают.

Социальная фасилитация - это изменение в поведении индивида, которое вызвано присутствием аудитории. Проявляется данный феномен в усилении эмоционального возбуждении исполнителя.

Установлено также и то, что скорость и качество выполнения более сложных работ в присутствии посторонних у человека, несомненно, падают. Это объясняет феномен, противоположный тому понятию, которое представляет собой социальная фасилитация. Он носит название социальной ингибиции.

История открытия

В 1989 г. психологом Норманом Триплеттом было подмечено, что велосипедисты способны добиться лучших результатов в тех случаях, когда соревнуются между собой. Все показатели спортсменов значительно снижаются, если во время тренировок они просто включают секундомер. Психолог провел целый ряд исследований, для того чтобы подтвердить свои догадки.

В дальнейшем эксперименты Триплетта стали одними из первых в социальной психологии. Они заключались в том, что детям предлагалось намотать леску на катушку спиннинга. Был подтвержден тот факт, что малыши работали намного энергичнее в том случае, когда рядом присутствовали другие люди. Намотать леску в одиночестве было для них более сложной задачей.

Подобный эффект, который психолог Флойд Оппорт назвал социальной фасилитацией, ученые наблюдали и у животных. Например, цыплята быстрее едят зерна, а муравьи роют ходы в земле, если рядом находятся другие особи.

Таким образом, социальная фасилитация в психологии - это влияние оценки социума на производительность. Подобное явление вызвало небывалый интерес в научных кругах. Это привело к тому, что исследования, начатые Норманом Триплеттом, были в дальнейшем продолжены. Несколько позднее был установлен тот факт, что если при выполнении определенной задачи возле исполнителя присутствуют пассивные наблюдатели, то эффективность его действий значительно снижается.

Это был момент, когда ученые были неспособны сопоставить два феномена, что и завело общую теорию в тупик.

Программа исследования социальной фасилитации была возобновлена лишь в 1965 г. За нее взялся Роберт Зейонц. Им была намного глубже исследована социальная фасилитация. Теория активации при этом, сформулированная им же, объяснила два, казалось бы, противоположных феномена. Роберт Зейонц высказал предположение того, что феномен социальной фасилитации возможен только в случаях выполнения наиболее простых, привычных и усвоенных человеком механических действий. Обратный же эффект, который получил название ингибиции, возникает в более сложных интеллектуальных ситуациях.

В основе подобного утверждения лежал установленный факт того, что появившееся возбуждение является активатором доминирующей реакции. Под возбуждением в данном случае понимается присутствие других людей, которые находятся рядом в процессе выполнения того или иного задания. Именно поэтому в случаях простых работ наиболее вероятной, доминирующей реакцией является побуждение к скорейшему выполнению необходимых действий. При этом для решения поставленной задачи зачастую существует единственный верный путь. В тех же случаях, когда правильный ответ не является столь очевидным, возбуждение, вызванное присутствием других людей, провоцирует неверные реакции.

Несколько позже имели место и другие предположения, объясняющие феномен социальной фасилитации и ингибиции. Это была, например, предложенная Робертом Барроном модель отвлечения-конфликта. Согласно ее теории, присутствие посторонних людей вызывает в любом человеке внутренний конфликт. Он заключается в том, что индивид не может определить, уделять ли ему внимание аудитории, или выполнять поставленную перед ним задачу. Такой конфликт, возникающий в связи с усилением возбуждения, либо помогает выполнить задачу, либо, наоборот, мешает этому.

Боязнь оценки

Социальную фасилитацию и ингибицию социальная психология объясняет как явления, вызываемые тремя причинами. Первой из них является боязнь оценки. Психологи объясняют данный эффект тем, что доминирующие реакции человека проявляются намного сильнее, когда он думает или точно знает, что присутствующие оценивают его. Именно поэтому происходит следующее:

  • исполнитель старается работать быстрее и лучше, если другие исполнители или коллеги обладают несколько большим навыком или компетенцией;
  • уровень возбуждения падает, когда в группе авторитетных людей появляются те, чье мнение исполнителю безразлично;
  • наибольшее влияние окружающие оказывают на тех, кто переживает из-за высказанных мнений наблюдателей и данных ими оценок;
  • феномен социальной фасилитации или ингибиции находит свое самое яркое проявление в тех случаях, когда присутствующие люди незнакомы исполнителю, и он не успевает следить за ними.

По мнению психологов, наблюдатели вселяют в человека тревогу, так как ему не все равно, как оценят все его действия. При этом у исполнителя появляется смущение, которое мешает ему справиться с предложенной ему задачей. Так, баскетболисты, думающие о том, как они смотрятся со стороны, и начинающие анализировать все свои движения, обязательно промахнутся во время решающего броска.

Отвлечение внимания

Феномен социальной фасилитации заключается в том, что порой исполнитель начинает задумываться над тем, как выполняют работу его коллеги или же как на результат отреагирует аудитория. В таком случае внимание человека рассеивается, а возбуждение начинает расти. При этом возникает конфликт, который перемещает мысли исполнителя между невозможностью отвлечься от внимания окружающих и необходимостью сосредоточиться на решении поставленной задачи.

Пример социальной фасилитации подобного типа - отвлечение внимания человека не только из-за присутствия других людей, но и из-за периодически появляющихся световых вспышек.

Факт нахождения наблюдателя

Социальная фасилитация в психологии - это явление, которое вызывает не только боязнь сторонней оценки или рассеивающееся внимание. Подобный эффект может быть вызван присутствием наблюдателей. Например, во время проводимого психологами эксперимента испытуемым предложили назвать их любимые цвета. При этом рядом с ними находились наблюдатели. С одной стороны, подобные задания не имеют ни правильных, ни неправильных ответов, которые могли бы быть оценены посторонними. Однако их присутствие явно «электризовало» испытуемых. Из этого ученые сделали вывод, что реакция людей на присутствие аудитории наблюдателей происходит бессознательно. При этом существуют определенные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на степень реакции.

Среди них следующие:

  1. Количество окружающих людей. Чем больше наблюдателей, тем большее влияние они оказывают на действия индивида. Человек возбуждается гораздо сильнее при массовой аудитории.
  2. Наличие симпатии и антипатии внутри самой группы. При взаимодействии людей, хорошо относящихся друг к другу, эффективность выполнения задания значительно повышается.
  3. Степень пространственной близости. Социальное возбуждение, так же как и степень социальной фасилитации (ингибиции), находится в прямой зависимости от того, насколько тесно друг к другу находятся люди.

Пол наблюдателей

Особенно яркий эффект социальной фасилитации возникает в тех случаях, когда аудитория посторонних наблюдателей представлена людьми противоположного пола. Например, мужчина непременно будет делать большое количество ошибок, если рядом присутствуют женщины. Точно так же он весьма быстро выполнит наиболее легкое задание при дамах. Например, в ходе проведенного эксперимента спортсмены с высокой скоростью пробегали мимо трибуны, с которой за ними наблюдала женщина. Их скорость была значительно ниже, если дама сидела к ним спиной.

Настроение

Доказано, что при хорошем расположении духа эффект социальной фасилитации значительно усиливается. При плохом настроении ему на смену приходит явление ингибиции. Его мы рассматривали выше.

Уровень мастерства

Феномен социальной фасилитации и ингибиции может проявляться по-разному. Все будет зависеть от того, кто выполняет задание - «новичок» или «профессионал». Как проявляется социальная фасилитация? Примеры из жизни в этом случае встречаются буквально на каждом шагу. Так, человек, который только учится новому делу и самостоятельно при этом тренируется, будет чувствовать себя намного спокойнее, если рядом нет сторонних наблюдателей. И здесь многие могут вспомнить, как они учились водить машину. Эта задача весьма сложная и комплексная. И новичку на первых порах часто приходится останавливаться буквально среди дороги для обдумывания сложившейся ситуации. Однако все меняется с обретением опыта. Когда все движения доведены до автоматизма, даже присутствие в салоне пассажиров не способно вызвать эмоционального напряжения и привести к ошибкам.

Именно поэтому, для того чтобы выполнять свое дело на все сто, каждый человек вначале должен отработать свои действия и движения, доведя их до автоматизма. Только после этого он не будет зависеть от влияния аудитории. Опытные профессионалы, будучи ловкими и натренированными, в присутствии сторонних наблюдателей только улучшают эффективность своих действий. Ведь они чувствуют себя достаточно уверенно в хорошо знакомой им деятельности, стремясь продемонстрировать полученные навыки.

Социальная леность

Насколько велик индивидуальный вклад каждого члена рабочей группы? В тех случаях, когда перед людьми ставится общая цель, возникает психологический феномен, отличный от социальной фасилитации.

Практически столетие назад инженер из Франции М. Рингельманн рассчитал, что коллективная работоспособность, проявленная группой людей, не достигает и половины от той, которой по отдельности обладают все ее члены. Примером тому послужил эксперимент, в ходе которого перетягивался канат. Испытуемые не знали, прилагают они усилия вместе или в одиночестве, так как им завязывали глаза. Но если им говорили, что канат перетягивает команда, то их усилия снижались на 18%. При этом они считали, что работают изо всех своих сил. В этом и состоит феномен социальной лености, основная причина которого кроется в том, что групповая работа снижает боязнь оценки. Люди, не отвечающие за конечный результат, не способны оценить личный вклад. Их ответственность перед решением поставленной задачи делится поровну между участниками группы.

Как пример социальной лености может быть приведено сельское хозяйство. Ведь личные огороды, занимающие всего один процент угодий в стране, дают практически 27 % урожая.

Фасилитация и бизнес

Происходящие экономические изменения нередко ставят многочисленные вопросы как перед людьми, так и перед компаниями. Что делать? Что происходит? Как развиваться во время кризиса? Как подготовить себя к будущему росту? Конечно, готовых ответов на эти вопросы нет. Их поиском люди занимаются во время совместного обсуждения при проведении мозговых штурмов, стратегических сессий и рабочих встреч.

Однако нередко время на таких совещаниях тратится участниками впустую. Каждый из них настолько вовлечен в беседу, что происходит рост разногласий и резко снижается эффективность групповой работы. И здесь на помощь приходит социальная фасилитация, которая, попав в сферу бизнеса, приняла профессиональную форму.
В переводе с английского facilitate - "помогать, облегчать". Именно поэтому под фасилитацией в бизнесе понимают оказание помощи, которая позволяет группе решать поставленную перед ней задачу. Такой процесс способствует повышению эффективности работы, раскрытию потенциала участников, повышению их заинтересованности.

При использовании технологии фасилитирования совещаний, сессий и мозговых штурмов исполнители направляются в русло более напряженной мыслительной работы.

Фасилитация в бизнесе является одновременно процессом и серией навыков, которые позволяют эффективно организовать беседу по обсуждению спорной ситуации и сложной проблемы, выполнив без потерь времени все намеченные повесткой собрания или совещания пункты. И все это становится возможным только в случае предварительной подготовки, планирования и конструктивного подхода.