Дягилев сергей леонидович. Дягилев сергей павлович. Краткая биография Сергея Дягилева: детство и юность

Сергей Дягилев – человек, сумевший выйти за рамки академического консерватизма сценического искусства, написав историю танца с нуля. Благодаря инновациям талантливого импресарио люди и по сей день могут не только видеть, но и чувствовать балет.

Будущий новатор мира искусства появился на свет в Новгородской губернии 19 марта 1872 года по старому стилю. Позже с семьей он переехал в Санкт-Петербурге, а затем в Пермь, где служил его отец.

Глава семейства Павел Павлович Дягилев был офицером в кавалергардском полке. Родной матери Сергей не знал, так как она по истечении нескольких месяцев после родов умерла. Воспитанием мальчика занималась новая супруга отца – Елена. Мачеха души не чаяла в пасынке и отдавала ему всю себя.


Сергей Дягилев в гимназии

После окончания пермской гимназии в 1890 году Дягилев поступил на юридический факультет Петербургского университета. Параллельно юноша учился музыке в консерватории у . Окончив в 1896 году университет юриспруденции, будущий именитый балетмейстер предпочел область изобразительного искусства.

Балет и меценатство

В конце 1890-х Дягилев вместе с друзьями создал художественное объединение «Мир искусства», отвергавшее академизм во всех его проявлениях. Парни уговорили известных меценатов С.И. Мамонтова и княгиню М.К. Тенишеву финансировать их журнал.


Портрет Сергея Дягилева. Художник Валентин Серов

Благодаря редкому организаторскому таланту и способности проникать в сущность творческого процесса Сергей организовал «мирискуснические» выставки. В 1905 году в Таврическом дворце Петербурга он устроил презентацию русского портрета, где собрал картины из столицы и провинций.

Постановки балета находились под мощным влиянием творчества художников-модернистов. Над декорациями и костюмами работали деятели тяготеющего к символизму объединения «Мир искусства»: авангардист Н. А Гончаров, испанский монументалист Х. Серт, итальянский футурист Д. Балла, кубист , французский импрессионист А. Матисс, неоклассицист Л. Сюрваж и многие другие.


Портрет Сергея Дягилева. Художник Лев Бакст

В качестве декораторов и художников по костюмам в дягилевских постановках были задействованы такие личности, как и А. Лоран. Как известно, форма всегда влияет на содержание, что и наблюдала публика в «Русских сезонах».

Декорации, костюмы и занавес поражали художественной выразительностью: этажная игра линий приводила в восторг аудиторию спектакля. Музыка в постановках использовалась разноплановая: от мировых классиков и Р. Штрауса до русских композиторов Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Глазунова.


Европейское сценическое искусство, переживавшее в начале 19 века кризис, было освежено непревзойденным синтезом различных видов искусства, из которого впоследствии и родился современный балет.

"Русские сезоны"

История «Русских сезонов» началась после проведенной 1906 году выставки в «Осеннем салоне». Мероприятие, имевшее оглушительный успех, вдохновило Дягилева. Мужчина не желал останавливаться и продолжал знакомить парижскую публику с русским искусством.


Труппа "Русские сезоны" Сергея Дягилева

В 1907 году Сергей Павлович организовывает «Исторические русские концерты», в программу которых входит 5 симфонических выступлений. Неповторимый бас , хор «Большого театра», дирижерское мастерство Артура Никиша и восхитительная фортепианная игра Гофмана в мгновение ока пленили изголодавшуюся по талантам аудиторию.

Весной 1908 года Дягилев познакомил Париж с оперой. Однако « » собрал неполный зал, и вырученные деньги едва покрыли затраты на организацию мероприятия.


В 1909 году чуткий к настроениям публики антрепренер привез в будущую столицу моды 5 балетов: «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», «Сильфида» и «Пир». Ядро балетной труппы составили танцовщики Москвы и Санкт-Петербурга – В.Ф. Нижинский, А.П. Павлова, И.Л. Рубинштейн, .

За 20 лет работы «Русских сезонов» традиционное отношение общества к танцу в корне изменилось, а русское искусство стало необычайно популярным в Европе.

Личная жизнь

Люди справедливо подмечали Дягилевское выпадение из «общего стиля». В нем бурлила иная, отличная от многих кровь. Еще при жизни о любовных похождениях мецената слагали легенды.

Достоверно известно, что у Сергея Дягилева была нетрадиционная сексуальная ориентация, и, так как личная жизнь столь видной персоны не может оставаться в тени, его любовников «в лицо» знали все.


Первые амурные отношения у Сергея Дягилева были с его двоюродным братом Дмитрием Философовым. Разносторонне образованный юноша всегда был на виду в кружке студентов Петербургского университета. Увлеченные искусством 18-летние братья сблизились во время совместного путешествия по Италии, куда отправились в 1890 году.

Роман Дягилева и Философова длился 10 лет, пока на их пути не встала «белая дьяволица» – . Женщина не боялась осуждения общества и смело шла наперекор устоявшимся норм морали – носила мужскую одежду, проповедовала свободную любовь (несмотря на замужество, у нее было пара романов с мужчинами и женщинами). Жертвой колдовских чар русской поэтессы стал и Дмитрий Философов.


"Борьба" между Гиппиус и Дягилевым продолжалась пару лет. Окончательный разрыв между братьями-любовниками наступил после скандала в фешенебельном петербургском ресторане: Дягилев застал друга в компании Зинаиды Гиппиус и накинулся на него с кулаками.

После этого случая Философов окончательно порвал с Дягилевым и переехал к Гиппиус и ее мужу . Странный тройственный союз просуществовал 15 лет.

В 1908 году Сергей встретил мужчину, который не только стал самой большой любовью культурного деятеля, но и навечно связал Дягилева с миром балета.


Подающий надежды русский танцор финского происхождения Вацлав Нижинский в то время находился на содержании у князя Павла Львова. Для аристократа обаятельный юноша был игрушкой: он оплачивал его счета, обновлял гардероб и «одалживал» парня друзьям.

И если Нижинский любил высокопоставленного «мучителя», то Львова откровенно тяготили чувства надоедливой «марионетки». Неизвестно, как долго прозаик бы искал повод, чтобы избавиться от наскучившего любовника, если бы «не подвернулся» Дягилев.

Вацлав и Сергей были вместе 5 лет. За это время Дягилев приобрел славу всемирно известного антрепренера, а Нижинский стал «лицом» «Русских балетных сезонов».


В 1913 году танцор неожиданно сделал предложение венгерской балерине Ромоле Пульски, которая давно была влюблена в него и поступила в труппу исключительно затем, чтобы быть ближе к предмету обожания. Узнав о свадьбе возлюбленного, оскорбленный деятель искусства немедленно уволил Нижинского.

Встреча с 17-летним учеником балетной школы Леонидом Мясиным помогла балетмейстеру забыть горе-кавалера. Расчетливый юноша мирился со статусом «мальчика для утех» ровно до тех пор, пока не прославился.


После семи лет близкой дружбы в 1920 году Мясин, как и Вацлав, связал свою жизнь с женщиной. Супругой танцора стала балерина Вера Кларк (псевдоним – Савина). Узнав о решении протеже, Дягилев обрывает с ним все связи.

Творческое сотрудничество бывших любовников возобновилось за три года до кончины Сергея, в 1925 году. После смерти именитого балетмейстера его ученик возглавил «Русский балет Монте-Карло».

Смерть

На последних этапах жизни импресарио 19 века «нашел себя» в коллекционировании.

Долгое время Сергей Павлович, не имея постоянного пристанища, скитался по городам и странам Европы. Строптивый дух знаменитого мэтра культуры обрел покой в Монако. Здесь Сергей и начал собирать у себя дома ценнейшие произведения искусства: картины, редкие автографы, книги и рукописи.


В 1921 году Сергей узнал, что у него сахарный диабет. Однако строгие предписания врача и диету уже немолодой мужчина не соблюдал. Это спровоцировало развитие фурункулеза. Результатом стала инфекция и резкое повышение температуры. Антибиотики в то время еще не изобрели, поэтому болезнь была крайне опасна.

7 августа 1929 года у любимца мужской аудитории произошло заражение крови. Последующие дни он не вставал с постели.


Сергей Дягилев, биография которого неразрывно связана с историей русского балета, скончался 19 августа. Ночью его температура поднялась до сорока одного градуса, он потерял сознание и, не приходя в себя, умер на рассвете.

Остров-кладбище Сан-Микеле стало последним пристанищем именитого балетмейстера. Там погребено множество великих деятелей искусства, науки и спорта: поэт и нобелевский лауреат , композитор , психиатр Франко Базалья, футболист Эленио Эррера, писатель и журналист Петр Вайль. Кладбище и по сей день открыто для посещений.

Жизнь Сергея Дягилева, как и многих видных деятелей, наполнена интересными фактами:

  • Дягилев имел нюх на таланты, был блистательным руководителем и чудесным организатором, но сам на сцене не выступал.
  • Ольга Хохлова, жена Пабло Пикассо, была танцовщицей в «Русском балете» Сергея Дягилева.

  • В 1897-ом году Дягилев повел художника Александра Бенуа и его жену в «Гранд-оперу». Там у друга Сергея лопнули фрачные штаны. Мужчина весь вечер сидел неподвижно и прикрывал прореху, образовавшуюся на самом предосудительном месте, складным цилиндром, а Дягилев, стоило ему перевести взгляд со сцены на Александра, начинал смеяться во весь голос. Тогда его громко звучный смех чуть не сорвал концерт.
  • Сергей Павлович не раз в шутку говорил, что является дальним потомком (через Румянцевых), и, если подтверждения этой информации не было, то родственные связи с под сомнения не ставились. Великий русский композитор приходился меценату дядей.

Петр Ильич Чайковский - дядя Сергея Дягилева
  • Выставка российско-финских художников, организатором которой был Дягилев, прошла в атмосфере скандального непонимания. Тогда публике впервые представлены работы , Михаила Нестерова и Филиппа Малявина. В глазах искушенных эстетов концептуально новая живопись выглядела крайне неприглядно в связи с чем, посетители требовали у кассирши вернуть им деньги, заплаченные за вход.
  • Весной 2011 года теплоход под названием «Новиков-Прибой» переименовали в «Сергея Дягилева».

Теплоход "Сергей Дягилев"
  • Если сравнить девушку, изображенную на афише «Русских сезонов» 1909 года, с фотографией Анны Павловой, станет ясно, что именно она была прототипом, с которого рисовалась балерина.
  • Дягилев не скрывал гомосексуальных предпочтений. Однако достоверно известно, что в его жизни был сексуальный контакт с женщиной. 18-летняя кузина балетмейстера на память об их связи подарила мужчине венерическую болезнь.

"Русские сезоны" Сергея Дягилева в Европе - одни из самых известных театральных событий начала ХХ века. Чтобы понять причины возрождения русского балета в начале ХХ века и осознать ценность просветительной работы Сергея Дягилева в мире искусства, необходимо ознакомиться с биографией великого антрепренёра, понять его личностные мотивы, пускай даже о них не принято говорить вслух.

Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца.

Сергей Дягилев

Сергей Павлович Дягилев родился в дворянской семье 19 (31 марта) 1872 года в Селищах Новгородской губернии. Мать умерла вскоре после его рождения, и Сергей был воспитан мачехой, образованной интеллигентной женщиной. По долгу военной службы отца семья Дягилевых живёт то в Санкт-Петербурге, то в Перми. Окончив пермскую гимназию в 1890 году, 18-летний Сергей Дягилев отправляется в Петербург и поступает на юридический факультет, параллельно учась музыке у Н.А. Римского-Корсакова. В доме своей тётушки Анны Философовой он находит себе друга-сверстника - кузена Диму Философова, который становится его любовником на следующие 10 лет.

Дмитрий Философов, работа Л. Бакста

Юриста из Дягилева не получилось, спустя несколько лет после окончания университета он совместно с Философовым и его школьным другом А.Н. Бенуа создаёт первый в России художественный журнал «Мир искусства», объединивший вокруг себя таких видных деятелей искусства, как Врубель, Серов, Левитан и другие. Параллельно с этим Сергей Дягилев и компания организовывают резонансные выставки: в 1897 - выставку немецких акварелистов, позже - выставку скандинавских художников, выставку русских и финляндских художников в Музее Штиглица (1898) и другие.

С 1899 года потенциал Дягилева проявляется в чиновнической сфере. Директор Императорских Театров князь Сергей Волконский назначает Сергея Дягилева чиновником по особым поручениям и доверяет ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Сергей Дягилев не только превращает его в художественное издание, но и привлекает в Императорские Театры А.М. Васнецова, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, А.В. Серова, К.А. Коровина и других. Но это сотрудничество тоже не имеет продолжения из-за разногласий Сергея Дягилева с начальством во время подготовки балета «Сильвия». К тому же, отношения с Философовым тоже сошли на нет из-за вмешательства поэтессы Зинаиды Гиппиус, котора всячески пыталась переманить Философова жить одной семьёй вместе с ней и её мужем Дмитрием Мережковским. Эти драматические события закончились переездом Сергея Дягилева из Петербурга и прекращением существования журнала «Мир искусства» в 1904 году.

Б. Кустодиев. Групповой портрет участников общества "Мир искусства"

И если разрыв длительных отношений стал ударом для Дягилева , то он точно пошёл на пользу популяризации русского искусства в Европе. С 1907 года открывается именно та страница биографии великого импресарио, благодаря которой Сергей Дягилев и стал известным. А именно, начинаются ежегодные заграничные концерты русских артистов - «Русские сезоны» . Первый сезон был чисто музыкальный, в нём принимали участие Н.А. Римский-Корсаков, Ф.И. Шаляпин, А.К. Глазунов, С.В. Рахманинов и др.

В 1908 году Европа в рамках «Русских сезонов» увидела русскую оперу: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и др. Но и эти мероприятия стали убыточными, несмотря на видимый успех, что окончательно убедило Сергея Дягилева следовать вкусам публики и показывать Европе балет, к которому он относился откровенно пренебрежительно, как к бессодержательному и низкоинтеллектуальному виду искусства.

Но именно в организации балетных «Сезонов» и проявился незаурядный дар Сергея Дягилева как первооткрывателя талантов. В 1908 году он знакомится с юным танцором Вацлавом Нижинским и, вдохновлённый любовью, становится его покровителем и создаёт величайшие балеты специально для него. Для заграничных гастролей были также приглашены знаменитые артисты: А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, Е.В. Гельцер и М.М. Фокин. Хореографическими стараниями последнего под руководством Дягилева роль мужчины-танцора на сцене кардинально изменилась. Если раньше мужчины исполняли второстепенную, вспомогательную роль «костыля» для балерин, выполняя поддержки для них, то теперь протеже Сергея Дягилева стали блистать, они выполняли сложные элементы, создавая смелые постановки на противостоянии мужского и женского. Организованные Сергеем Дягилевым балеты увидели в Париже, Лондоне, Риме и даже в США. Балетные «Сезоны» завершились в 1913 году, совпав с разрывом отношений Дягилева и Нижинского (опять из-за женщины).

Вацлав Нижинский

С началом Первой мировой войны Сергей Дягилев окончательно мигрирует в Европу. У него появляется новый возлюбленный - молодой танцор Леонид Мясин, и начинается новый этап работы. Дягилев занимается развитием созданной им в 1911 году балетной труппы «Русский балет Дягилева », которая существовала до смерти создателя в 1929 году. В течении 20 лет в антрепризе Сергея Дягилева работали знаменитые артисты, в том числе Серж Лифарь, а спектакли оформляли , Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, А.Я. Головин, М.Ф. Ларионов, Анри Матисс, Пабло Пикассо, а музыку писали Клод Дебюсси, Морис Равель, Эрик Сати, Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев.

Леонид Мясин

Умер Сергей Дягилев 19 августа 1929 года в Венеции в результате осложнений из-за сахарного диабета и фурункулёза. Похоронен на острове Сан-Микеле.

Похороны Сергея Дягилева в Венеции

Посмертная маска Сергея Дягилева

Могила Сергея Дягилева на острове Сан-Микеле

Многие слышали, что Сергей Дягилев как-то связан с балетом, но мало кто знает, что возрождённый им русский балет - это было не что иное, как выражение любви к мужчинам. Он ими восхищался, он им покровительствовал. Многие современники вспоминают, что закулисная атмосфера дягилевских балетов была откровенно гомосексуальной. Но именно гомосексуальная сторона личности Сергея Дягилева была наиболее созидательной, в корне изменив суть и отношение к балету, воспитав и подарив миру величайших балетмейстеров, танцоров и других артистов, превратив должность антрепренёра в искусство.

Портрет Сергея Дягилева кисти Валентина Серова

Сергей Дягилев

Окно в Россию

Он вписал свое имя в историю искусства золотыми буквами, не будучи сам артистом, и доказал, что организаторы тоже могут быть гениальными. Он считал себя потомком Петра Первого, который в свое время прорубил из России окно в Европу – и сделал ответный ход, не менее значимый: приехав в Европу, прорубил окно в Россию, произведя настоящий культурный фурор во всем мире русскими живописью, музыкой, но более всего – балетом. А еще он был открытым гомосексуалистом во времена, когда это было еще не принято, и в своих любовных связях считал себя Пигмалионом, а его Галатеи становились самыми прославленными танцовщиками и хореографами.

Все, кто был лично знаком с Дягилевым, вспоминали, какая большая у него была голова – настолько гигантская, что ему приходилось делать шляпы по особому заказу. При рождении Сережи это обстоятельство оказалось роковым для его матери, Евгении Николаевны, урожденной Евреиновой. Роды проходили долго и мучительно; 19 марта 1872 года в Селищенских казармах Новгородской губернии младенец наконец появился на свет, а Евгения Николаевна через несколько дней скончалась, оставив двадцатипятилетнего отца Сережи, кавалергардского офицера Павла Павловича Дягилева безутешным вдовцом.

Впрочем, несмотря на эти трагические обстоятельства, Сережа отнюдь не был лишен в детстве женского тепла. С самого рождения оказался он в любящих руках няни Дуни, которая вынянчила в свое время еще его мать. Няня до самой смерти будет играть большую роль в его жизни: заботиться о нем не только в детстве, но и тогда, когда он стал уже совсем взрослым и издавал «Мир искусства». Ее хорошо знали все сотрудники редакции. Художник Лев Бакст даже поместил ее на задний план своего знаменитого портрета Дягилева, написанного в 1906 году.

И благодаря еще одной женщине детство Сережи было счастливым и безмятежным: его отец через два года после смерти жены утешился и женился снова – на Елене Валериановне Панаевой. Тетя Леля, как называл ее Дягилев, мягкая, добрая и любящая, полностью заменила ему мать. Сам он позже говорил о ней: «Лучшей женщины не встречал на земле».

Павел Павлович вскоре после рождения Сережи был переведен в Петербург, где и женился на Елене Валериановне. Вскоре у них родились еще два сына, Юрий и Валентин. Семья жила хорошо и дружно, в доме постоянно звучала музыка, велись разговоры об искусстве и литературе. Павел Павлович, правда, был любителем поиграть в карты – и в итоге наделал огромные долги. Его отец пообещал с ними расплатиться, но с условием, что семья Дягилевых переедет к нему на Урал. Таким образом получилось, что Сергей с десяти до восемнадцати лет провел в Перми, в большом красивом особняке, который называли пермскими Афинами – там постоянно собирались самые образованные люди города, устраивали музыкальные и литературные вечера, благотворительные концерты и спектакли. Один из соучеников Сережи по Пермской гимназии впоследствии поделился своими воспоминаниями о нем: «Это был не по годам крупный, рослый мальчик, с выдающейся по размерам головой и выразительным лицом. Не по летам и несоответственно с классом он был образован и развит. Он знал о вещах, о которых мы, его сверстники и одноклассники, никакого понятия не имели: о русской и иностранной литературе, о театре, о музыке. <…> у него была изысканная, изящная внешность, что-то барственное во всей фигуре».

При всей образованности и изящности манер юного Дягилева, он совсем не принадлежал к типу тихих и скромных мальчиков-мечтателей: был активным, жизнерадостным, шумным, споры зачастую решал не разговорами, а драками.

Не сильно изменились его манеры и после того, как он, окончив Пермскую гимназию, перебрался в Петербург и поступил на юридический факультет университета. Интересно относящееся к тому времени воспоминание Александра Бенуа – в будущем соратника Дягилева по «Миру искусства» и Русскому балету, – которое характеризует не только юношу Дягилева, но и вообще его манеру общения с людьми, оставшуюся у него на всю жизнь. Бенуа вспоминал, как в лето их знакомства, когда Дягилев только-только приехал в Петербург, вел с ним на природе, растянувшись на траве, серьезную беседу об искусстве – и тут Сергей без предупреждения набросился на него и принялся мутузить, громко хохоча при этом. «В своих отношениях с Сережей я часто возвращался к этому случаю. <…> За эти годы Сережа, «выжимая» из меня (и из прочих других) все, что мы могли ему дать, с какой-то странной легкостью переходил от состояния мира в состояние борьбы с нами, нередко “клал нас на обе лопатки” и принимался ни за что ни про что “тузить” – впрочем, прибегая уже к способам не физического, а морального (и “делового”) воздействия».

В студенческие годы Дягилев мало интересовался учебой, все внимание уделяя музыке, живописи, театру, литературе. Он был активным участником кружка, который впоследствии станет ядром журнала «Мир искусства», – в него входили, помимо вышеупомянутого Бенуа, художники Константин Сомов и Лев Бакст, начинающий музыкант Вальтер Нувель, а также двоюродный брат Дягилева Дмитрий Философов, ставший на долгие годы не только ближайшим другом Сергея, но и его любовником. Начались их отношения с романтического путешествия по Европе, когда обоим было по восемнадцать лет. Особенно сильное впечатление на Дягилева во время этого путешествия произвела Венеция – и осталась его самым любимым городом на всю жизнь. «Я так люблю Венецию, что хотел бы, подобно Вагнеру, умереть там», – писал он в 1902 году мачехе. Спустя двадцать семь лет его пожелание исполнилось.

Первые годы в Петербурге Дягилев лелеял серьезные музыкальные амбиции: он умел петь, прекрасно играл на ро яле, пытался сочинять. Однако все эти попытки провалились, не встретив одобрения ни у профессионалов, ни у друзей, и Дягилев уже в достаточно юном возрасте понял, что его призвание – быть ценителем искусства, критиком, организатором. Благо для этого у него имелись уникальные данные: тончайшее художественное чутье и широта взглядов на искусство, мощная практическая жилка и кипучая энергия. Сразу после окончания университета он начал собирать картины, вынашивал проекты создания музея, проведения выставок, открытия художественного журнала. Осуществить последние два пункта ему удалось, причем с блеском. Развив бурную организационную деятельность, он одну за другой проводит выставки («Скандинавская», «Выставка немецких и английских акварелистов», «Выставка русских и финляндских художников»), находит меценатов для журнала и, наконец, совместно с Философовым и другими друзьями студенческих времен начинает выпускать «Мир искусства» в 1898 году.

Влияние «Мира искусства» на культурную жизнь России на рубеже XIX–XX веков было огромным. Многие исследователи считают, что этот журнал вообще в корне изменил в стране отношение к культуре – встряхнул от спячки, открыл глаза на современное искусство. Журнал выходил пять лет, и Дягилев все это время был его главным редактором, определял генеральную политику редакции, писал концептуальные статьи. Вокруг «Мира искусства» объединились лучшие художники модерна, критики, музыканты, поэты, под его эгидой проводились ежегодные художественные выставки, вызывавшие в обществе большой резонанс.

Параллельно с редакторской деятельностью Дягилев в течение двух лет состоял на государственной службе – чиновником особых поручений при директоре Императорских театров. Одним из основных его поручений на этой службе было издание «Ежегодника Императорских театров» – и в результате первый номер обновленного «Ежегодника» произвел настоящий фурор. Однако Дягилев обладал слишком яркой индивидуальностью, чтобы быть просто устраивающим всех чиновником. Очень скоро его отстранили от постановки балета Делиба «Сильвия», в ответ он отказался от заведования «Ежегодником». Последовало скандальное увольнение по третьему пункту – без права занимать впоследствии государственные должности. Он их больше и не занимал, хотя лично император впоследствии в обход закона приглашал его на службу.

В 1904 году по ряду причин закрывается «Мир искусства» – дело было и в материальных сложностях (меценаты окончательно отказались финансировать проект), и в моральной усталости членов редакции, в том числе самого Дягилева. Не последнюю роль сыграло и отдаление от журнала Философова, который увлекся, благодаря влиянию Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, религиозно-мистическими вопросами, – впоследствии они стали издавать более подходящий им по направлению «Новый путь». Гиппиус вообще много сделала для того, чтобы оторвать Философова от Дягилева – ощущая себя андрогинным существом, она решила, что нашла в лице Дмитрия идеального андрогинного же любовника, и приложила все усилия, чтобы завоевать его. Осуществить ей это удалось лишь отчасти – Философов действительно отдалился от Дягилева и заключил с ней и Мережковским тройственный союз, но мог предложить Гиппиус лишь духовные отношения. Окончательным разрывом отношений Философова и Дягилева стал скандал с рукоприкладством в ресторане в 1905 году, который Дягилев закатил, когда узнал, что Философов пытается у него отбить молодого любовника.

«Мир искусства» к тому времени уже не выпускался, и Дягилев со свойственной ему энергией взялся за другие проекты. После прошедшей с триумфом выставки русского художественного портрета в Таврическом дворце он решил, что пора вывозить русское искусство за границу. «Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличив ее на Западе…» Эта цель Дягилева блестяще осуществилась в 1906 году, когда в Париже, на Осеннем са лоне, прошла выставка русской живописи и скульптуры – начиная со старинных икон и заканчивая творчеством «мирискусников». В том же году Дягилев завел во Франции массу полезных связей и нашел спонсоров, помощь которых позволила ему проводить дальнейшие русские сезоны, – удавалось ему это прежде всего благодаря безграничному обаянию, которое он всегда умел «включать» в нужный момент. Дебюсси однажды заметил, что своим очарованием он мог оживить камень – что уж говорить о богатых покровителях искусства.

Безусловный успех выставки вдохновил Дягилева на продолжение миссионерской деятельности – и уже в следующем году он знакомит Париж с русской музыкой, тщательно подобрав репертуар «исторических концертов» так, чтобы, с одной стороны, представить максимальное художественное разнообразие, а с другой – внутреннюю цельность российской музыкальной традиции. И исторические концерты, и поставленная на следующий год опера «Борис Годунов» с Шаляпиным прошли в Париже на ура – и настала очередь балета.

Началу балетного – самого значимого – периода в жизни Дягилева предшествовало знакомство с Вацлавом Нижинским, состоявшееся в 1908 году. На этом знакомстве стоит остановиться подробнее, настолько важно оно было для обоих: Дягилев во многом именно благодаря ему организовал Русский балет, ставший одним из самых значительных культурных явлений XX века, Нижинский же стал звездой мировой величины, живой легендой. На момент их знакомства Нижинский был восемнадцатилетним многообещающим танцовщиком, выпускником театрального училища, только-только поступившим в Мариинский театр. Несмотря на то, что его карьера едва началась, уже ходила слава о его необычайно высоких прыжках. Его называли человеком-птицей. Сам Нижинский, когда его однажды спросили, в чем заключается секрет его знаменитых прыжков с остановкой в воздухе, отвечал: «Это совсем не трудно: вы поднимаетесь и на один момент останавливаетесь в воздухе».

Дягилев не мог не заинтересоваться восходящей звездой, к тому же весьма привлекательной наружности, и упросил князя Львова, на содержании которого находился в тот момент Нижинский, «уступить» ему юного танцовщика. В результате слабовольный Нижинский на пять лет поступил практически в полное распоряжение Дягилева и стал первой его «Галатеей». Уже на следующий, 1909 год о нем, как и о других звездах русского балета, узнали за пределами страны: в Париже состоялся первый русский балетный сезон, для подготовки к которому Дягилев пригласил хореографа-новатора Михаила Фокина и художников-декораторов Бенуа, Бакста, Рериха, Коровина. Париж, для которого балет был устаревшим и давно пришедшим в упадок жанром, был потрясен. «Красный занавес поднимается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса», – писал впоследствии о первых дягилевских балетах Жан Кокто. Сам Дягилев был не просто техническим организатором, но неким идейным центром, концептуальным лидером, на котором держался весь проект. Он полностью вникал во все стадии постановки, подбирал сотрудников, диктаторски устанавливал свою волю, зачастую вступая таким образом в конфликты с композиторами, хореографами, исполнителями. Многие жаловались, безуспешно пытались спорить, уходили от него, но чаще всего возвращались – его балет был лучшим: самым новаторским, передовым и блистательным.

С 1909 года Русский балет прочно обосновывается в Европе, выступая ежегодно с новыми постановками в Монте-Карло (где была устроена постоянная его резиденция), Париже, Лондоне; гастролируя и по другим странам, выезжая за пределы Европы – в том числе в Америку. В 1911 году была сформирована постоянная труппа – часть артистов согласились уйти из российских театров, часть – такие звезды, как Карсавина и Кшесинская – совмещать, не покидая Мариинского театра. Произошло это тоже из-за Нижинского – его как раз из Мариинского театра уволили, причем по ничтожному поводу: танцуя в «Жизели» в костюме, сделанном для него Александром Бенуа, он, по настоянию Дягилева, не надел поверх трико полагающиеся в те времена артистам балета трусики. После формирования постоянной труппы Дягилев начинает привлекать Нижинского к хореографии. Ему было недостаточно танцевального гения Вацлава – он хотел сформировать из своего фаворита настоящего творца. Репетиции балетов Нижинского проходили мучительно, потому что он не обладал даром четко выражать свои мысли, но все же ему удалось поставить «Весну священную» на музыку Стравинского и «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси. Именно из-за выдвижения на передний план в качестве балетмейстера Нижинского от Дягилева ушел Фокин, успевший поставить такие шедевры, как «Петрушка» и «Дафнис и Хлоя».

В 1913 году Дягилев отпустил Нижинского на гастроли в Южную Америку – сам он, после того как гадалка предрекла ему смерть на воде, панически боялся водных путешествий. До Южной Америки Нижинский добрался уже обрученным человеком – во время путешествия его быстро взяла в оборот энергичная венгерка Ромола Пульска. Узнав о свадьбе Нижинского, Дягилев был в ярости – ломал столы и стулья, в бешенстве метался по комнате. Восприняв этот поступок как предательство, Дягилев уволил Нижинского из Русского балета – казалось, все было кончено. Потом, впрочем, он остыл, помог своему протеже во время войны выбраться из Австрии, где тот был интернирован, в Америку, предлагал возобновить сотрудничество. Скорее всего, они снова могли бы плодотворно работать вместе, если бы не Ромола, которая постоянно вставала между ними и даже начала судиться с Дягилевым, требуя, чтобы тот выплатил Нижинскому 500 000 франков за выступления в Русском балете. Вскоре Нижинский, всегда отличавшийся психической нестабильностью, сошел с ума. Дягилев никак не мог с этим смириться и несколько раз пытался с помощью эмоциональной встряски вернуть своего Вацу: водил его в 1924 году на одну из репетиций, а в 1929-м, за несколько месяцев до своей смерти, на «Петрушку» в Гранд Опера. Но чуда, увы, не произошло.

Место Нижинского в сердце Дягилева, а также на постаменте, где должна была встать очередная Галатея, недолго оставалось вакантным – очень скоро он нашел себе новый материал для лепки: восемнадцатилетнего Леонида Мясина, который на момент знакомства с Дягилевым танцевал в кордебалете Большого театра и собирался переходить в драму. Судя по бурной личной жизни Мясина, которую он вел впоследствии с женщинами, – только женат он был четырежды – можно предположить, что предпочтения у него были сугубо гетеросексуальными. Однако Дягилев умел делать предложения, от которых невозможно было отказаться, – и Мясин ответил согласием, перебравшись вслед за Дягилевым в Монте-Карло, где стал на шесть лет главным балетмейстером Русского балета, дерзким и авангардным. Одним из самых громких его проектов стал «Парад», поставленный в 1917 году по либретто Кокто на музыку Сати и оформленный декорациями и костюмами Пикассо – это было первое его появление в качестве театрального художника. «Парад» представлял собой ряд хореографически решенных цирковых номеров, в качестве персонажей, помимо цирковых артистов, в балете фигурировали и люди-небоскребы в костюмах из кубических картонных конструкций. «Парад» знаменовал собой постепенное прощание дягилевского балета с эпохой модерна и слияние его с современным искусством.

Через семь лет Мясин ушел от Дягилева и из Русского балета, завязав отношения с английской танцовщицей, однако впоследствии еще несколько раз в двадцатых годах ставил для Дягилева балеты – тот умел профессиональные отношения ставить выше личных обид. Сам Русский балет к тому времени был уже не совсем русским. Костюмы и декорации для него оформляли в основном французские художники (Пикассо, Матисс, Дерен, Брак и другие), в труппу набирались иностранцы, хотя примам непременно давались русские псевдонимы. Нового фаворита Дягилева Антона Долина, например, на самом деле звали Патрик Чиппендол Хили-Кей. Россия, в которой произошла революция, отделилась от Европы практически непроницаемой стеной, хотя периодически из нее удавалось выбираться молодым талантам. Так в Русском балете появились Сергей Лифарь и Георгий Баланчивадзе, он же Джордж Баланчин.

Отношения у Дягилева к Советской России было двойственным. С одной стороны, он осуждал революцию, с другой – проявлял интерес к тому, что происходит на родине, рвался туда, лелеял мечты показать там свои балеты. Только известие о том, что в России арестованы оба его брата, разрушило все его надежды побывать на родине. Самым ярким проявлением его интереса к Советской России стал балет «Стальной скок» на музыку Прокофьева, идею которого объяснял так: «Я хотел изобразить современную Россию, которая живет, дышит, имеет собственную физиономию. Не мог же я ее представить в дореволюционном духе! Это постановка ни большевистская, ни антибольшевистская, она вне пропаганды».

Последние годы жизни с ним провел Сергей Лифарь, выходец из Украины, из которого Дягилев тоже сделал творца – не только выдающегося танцовщика, но и балетмейстера. Лифарь впоследствии написал большую книгу «Дягилев и с Дягилевым», в которой он достаточно подробно вспоминает о своих отношениях с великим импресарио. По этим воспоминаниям можно сделать вывод о том, какими вообще у Дягилева были отношения с его «Галатеями».

Лифарь рассказал, как Дягилев учил его воспринимать искусство, водя по улицам и музеям итальянских городов, как присылал для чтения книги по искусству, по которым тот потом должен был держать экзамен, подробно описывая свои впечатления от увиденного и прочитанного. Рассказал он и о бешеных сценах ревности, которые Дягилев частенько ему устраивал, – Лифарь называл своего грозного любовника и наставника Отеллушка.

Незадолго до смерти Дягилев начал постепенно отходить от балета, увлекшись собиранием библиотеки, в которую попали такие редчайшие книги, как два экземпляра сожженного при Екатерине Второй «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева, оригиналы книг первопечатника Ивана Федорова и многие другие раритетные фолианты.

Появилось у него в последний год жизни и еще одно новое увлечение – талантливый шестнадцатилетний музыкант Игорь Маркевич. С Лифарем, впрочем, Дягилев, несмотря на заметное охлаждение, не расстался – и именно Лифарь провел с ним последние недели его жизни в Венеции, в августе 1929 года.

От чего умер Дягилев, до сих пор точно неизвестно. Он страдал от фурункулеза, радикулита и диабета, но что именно послужило причиной резкой слабости и лихорадки, которые в короткое время свели его в могилу, врачи так и не могли определить.

Похоронен Дягилев в Венеции, на острове Сан-Микеле, на его памятнике высечены слова, которые он написал Лифарю за три года до смерти: «Венеция – постоянная вдохновительница нашего успокоения». Хореографы и танцовщики до сих пор приносят на его могилу стоптанные пуанты и разную балетную атрибутику – в знак вечного уважения и восхищения.

Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

Глава И СЕРЕЖА ДЯГИЛЕВ Теперь пора представить еще одного из членов нашей основной дружеской группы - как раз то лицо, которому выдалась первопланная роль не только у себя на родине, но - без особого преувеличения - и в «мировом масштабе». Я говорю о Сергее Павловиче

Из книги Портреты современников автора Маковский Сергей

Дягилев Осенью 1897 года я побывал в Киеве, где, в сотрудничестве с Нестеровым и Врубелем, Виктор Васнецов только что закончил роспись Владимирского собора. Он вызывал единодушные восторги; прославляли его и передвижники (готовившиеся к своему 25-летнему юбилею), и Философов

Из книги 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок автора Расселл Пол

46. СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ (1872–1929) и ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ (1890–1950) Взаимоотношения, как профессиональные, так и личные, между импрессарио Сергеем Дягилевым и танцором Вацлавом Нижинским были коротким, переменчивым чудом. Сергей Дягилев родился 31 марта 1872 года в Новгородской губернии в

Из книги Статьи из еженедельника «Профиль» автора Быков Дмитрий Львович

Сергей Юрский: «Спасти Россию может только диктатура» В конце августа этого года Сергей Юрский негромко, но достойно отмечает свой юбилей - сорок лет на профессиональной сцене (до того еще семь играл на вполне серьезной любительской). К этому юбилею актер, чтец, режиссер,

Из книги Дягилев автора Чернышова-Мельник Наталия Дмитриевна

Из книги Коко Шанель. Я и мои мужчины автора Бенуа Софья

Сергей Дягилев. Узаконенные отношения между балетом и модой Весной 1920 года Габриэль Бонер покидает виллу «Миланез» и покупает просторную виллу «Бель Респиро» в Гарше, на углу улиц Эдуард-Детай и Альфонс-де-Невилль. Ей 37 лет, а рядом – лишь товарки да великосветские

Из книги Мои воспоминания. Книга первая автора Бенуа Александр Николаевич

ГЛАВА 11 Сережа Дягилев Теперь пора представить еще одного из членов нашей основной дружеской группы - как раз то лицо, которому выдалась первопланная роль не только у себя на родине, но - без особого преувеличения - и в мировом масштабе. Я говорю о Сергее Павловиче

Из книги Язвительные заметки о Царе, Сталине и муже автора Гиппиус Зинаида Николаевна

Дягилев Редакция «Мира искусства» помещалась тогда в квартире Дягилева, на углу Литейного и Симеоновского, - там были и первые «среды». Позднее все это перенеслось в более пышное помещение на Фонтанке.«Среды» были немноголюдны. Туда приглашались с выбором. Кажется, это

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Дягилев Сергея Павловича мы любили. Он совершал большое русское дело. Творил широкие пути русского искусства. Все, что делалось, было своевременно и несло славу русского народа далеко по всему свету. С годами можно лишь убеждаться, насколько работа Дягилева была верна.

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Дягилев Сергей Павлович (1872–1929) Редактор журнала «Мир искусства» и «Ежегодника императорских театров», искусствовед, известнейший деятель русского театра. В 1902 году говорил с Чеховым о религии как основе культуры; 23 декабря 1902 года писал ему: «Нас прервали на выставке в

Из книги Что сделала бы Грейс? Секреты стильной жизни от принцессы Монако автора Маккинон Джина

«Окно во двор» – Окно возможностей Наконец-то работа в кино стала настоящим прорывом для Грейс. Ее игра получила высокую оценку критиков и позволила ей продемонстрировать свой интеллект и сдержанную чувственность. Как и ее коллега Джимми Стюарт, Грейс словно

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Ласковая кобра. Своя и Божья автора Гиппиус Зинаида Николаевна

Дягилев Редакция «Мира искусства» помещалась тогда в квартире Дягилева, на углу Литейного и Симеоновского, – там были и первые «среды». Позднее все это перенеслось в более пышное помещение на Фонтанке.«Среды» были немноголюдны. Туда приглашались с выбором. Кажется, это

Из книги Коко Шанель автора Надеждин Николай Яковлевич

45. Сергей Дягилев В 1923 году Шанель познакомилась с Сергеем Дягилевым, знаменитым русским импресарио, устроителем «Русских сезонов» в Париже. Дягилев оказался необыкновенно интересным человеком, Коко даже немного влюбилась в Сергея Павловича. Правда, о каком-либо

Из книги Чекисты [Сборник] автора Дягилев Владимир

Биография

Жизнь в искусстве

Русские сезоны

Адреса в Санкт-Петербурге

Судьба Дягилевых в СССР

Дягилев как символ в культуре

В бонистике

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».

Биография

Сергей Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда. Его отец, П. П. Дягилев, рано овдовел, и Сергея воспитывала мачеха Елена, дочь В. А. Панаева. В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка.

В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где сейчас располагается гимназия его имени. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 50-х годах XIX века по проекту архитектора Р. О. Карвовского.

На протяжении трех десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.

Жизнь в искусстве

В 1896 году Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства. Спустя несколько лет после получения диплома создал совместно с А. Н. Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноимённый журнал (с 1898 по 1904) и сам писал искусствоведческие статьи. Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс: в 1897 - Выставку английских и немецких акварелистов, знакомившую русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве, затем Выставку скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств, Выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица (1898) сами мирискусники считали своим первым выступлением (Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке, помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства», других крупнейших представителей молодого искусства - Врубеля, Серова, Левитана и др.), Историко-художественную выставку русских портретов в Петербурге (1905); Выставку русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского (1906) и др.

«Ежегодник Императорских Театров»

В 1899 году князь Сергей Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям, дал ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Вместе с Дягилевым пришли в Императорские театры многие художники (Ап. М.Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Лансере).

В сезон 1900-1901 Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлек к постановке художников группы «Мир искусства», но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось увольнением Дягилева.

Русские сезоны

1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены вступления музыкантов - «Исторические русские концерты». В них участвовали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др. В 1908 году состоялись сезоны русской оперы. Несмотря на успех, сезон принёс Дягилеву убытки, поэтому на следующий год он, зная вкусы публики, решил везти в Париж и балет. При этом, в тот момент Дягилев относился к балету пренебрежительно:

Балетные сезоны затем продолжались до 1913 г. Для гастролей балета Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М. М. Фокина, А. П. Павлову, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавину, Е. В. Гельцер.

С этой труппой он гастролировал в Лондоне, Риме, а также в США. В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А. Н. Бенуа, Л. Бакст, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства и способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

Труппа

В 1911 году Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева». Труппа начала выступления в 1913 году и просуществовала до 1929 года, то есть до смерти её организатора.

Смерть

Дягилев скончался 19 августа 1929 года в Венеции, по слухам, от фурункулёза. Похоронен на расположенном неподалеку острове Сан-Микеле.

Значение имени Дягилева в настоящее время

  • Гимназия в Перми, в которой учился Дягилев, с 1992 года носит его имя. В этой гимназии № 11 был открыт музей имени С. П. Дягилева.
  • В 2007 г. в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Дягилеву работы скульптора Эрнста Неизвестного.
  • В Перми до сих пор проводятся ежегодные международные культурные фестивали имени С. Дягилева - «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». Инициатором первого дягилевского фестиваля в России выступил Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, здание которого было сооружено благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых и по мнению многих пермяков является красивейшим в городе.
  • В год столетия «Русских сезонов» интерес к личности С. П. Дягилева снова возрос. В 2008 году Аукционный дом Sotheby’s организовал выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“» в честь 100-летия «Русских балетов» Дягилева, которая прошла в Париже. На ней можно было увидеть около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Организаторы выставки отобразили ключевые моменты в развитии «Русских балетов», которые за двадцать лет своего существования полностью изменила традиционные представления о театре и танце. Среди экспонатов выставки были костюмы, эскизы для которых делали французские художники Андре Дерен («Волшебная лавка», 1919) и Анри Матисс («Песнь соловья», 1920). Отдельно стоит сказать о костюмах, придуманных Львом Бакстом. Бакст - первый сценограф, ставший всемирной знаменитостью. Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, не только восхищали зрителей в театре, но и влияли на модные тренды. Из современных художников, вдохновляющихся наследием Дягилева, важное место занала бумажная инсталляция известного бельгийского скульптора Изабель де Боршграв (Isabelle de Borchgrave).
  • В мае 2009 года в Монако выпущены две почтовые марки «Столетие Русского балета Дягилева», созданные русским художником Георгием Шишкиным.
  • В 2009 году в Перми началось обсуждение создания в городе целого ряда памятников С. П. Дягилеву, показывающих его в разные годы жизни.
  • В 2009 году в Париже началась подготовка проекта памятника Дягилеву. Макет скульптора Виктора Митрошина стал победителем международного конкурса. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. Вероятно, памятник будет поставлен при поддержке меценатов, на пожертвования, силами русской диаспоры. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак, а его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта. Бывший мэр Парижа Жан Тибери был против, но возведение памятника удалось начать только после того, как его сменил Бертран Деланоэ. В данный момент работы ведутся под патронатом Пьера Кардена. Памятник Дягилеву установят на площади перед зданием Гранд-Опера в Париже.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1899 - осень 1900 года - доходный дом - Литейный проспект, 45;
  • осень 1900-1913 - доходный дом Н. И. Хмельницкого - набережная реки Фонтанки, 11.

Судьба Дягилевых в СССР

  • Судьбы двух братьев Сергея Дягилева - Юрия и Валентина трагичны. Юрий Павлович был репрессирован, а Валентина расстреляли на Соловках в 1929 году по сфабрикованному уголовному делу.
  • Старший племянник Дягилев Сергей Валентинович был симфоническим дирижером. Репрессирован в 1937 году как и его отец Валентин Павлович по сфабрикованной политической статье. Отсидел 10 лет в лагерях и 5 лет в ссылке. После реабилитации вернулся в Ленинград, где продолжил творческую деятельность. Скончался в 13.08.1967.
  • Его внук Дягилев Сергей Александрович (Сергей Дягилев мл.) - композитор и дирижёр. Проживает в Санкт-Петербурге.
  • Младший племянник Василий Валентинович Дягилев был вынужден скрывать в СССР родство со знаменитым дядей.

Дягилев как символ в культуре

  • Весной 2006 года в здании Щукинской сцены на территории известного московского сада «Эрмитаж» открылся самый известный клуб России, вместимостью 1500 человек - «Дягилев» (также известный как «Dяgilev proжект»). Логотипом клуба стал чёрно-белый рисунок, изображающий усатого мужчину во фраке, цилиндре и бабочке с явным намёком на образ Сергея Павловича Дягилева.
  • В среде хореографов и танцовщиков существует традиция - при посещении могилы Сергея Дягилева в Венеции ставить свою обувь на мраморный постамент. Практически всегда на его могиле лежат кем-то оставленные пуанты и различная театральная атрибутика. На том же греческом кладбище острова Сан-Микеле, рядом с могилой Дягилева находится могила другого великого деятеля русской сцены - Игоря Стравинского, а также поэта Иосифа Бродского, который назвал Дягилева «Гражданином Перми». Для «театральных» посетителей на кладбище установлен специальный указатель «Diaghilew Strawinski».
  • На самой могиле выбита эпитафия: «Венеция - постоянная вдохновительница наших успокоений». Эта фраза, написанная Дягилевым незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю, стала крылатой в кругу деятелей культуры.

В бонистике

  • Дягилев изображён на лицевой стороне купюры номиналом 500 уральских франков 1991 года выпуска.

Русский художественный и театральный деятель, антрепренер, организатор «Русских сезонов» и труппы «Русский балет Дягилева» в Париже.

С.П. Дягилев родился 19 марта 1872 г. в Перми в Новгородской губернии в родовитой дворянской семье. Его отец был генерал-майором царской армии, увлекался пением. В детстве по настоянию приемной матери (его родная мать умерла при родах) Дягилев учился игре на фортепиано.

В 1890 г. Дягилевы переехали в Петербург. Сергей поступил в Санкт-Петербургский университет на факультет права. Во время учебы он сдружился с А. Бенуа и Л. Бакстом, с которыми он организовал небольшой искусствоведческий кружок. Одновременно с учебой в университете был вольнослушателем в классе пения Петербургской консерватории и брал уроки композиции.

В 1896 г. Дягилев окончил университет с дипломом правоведа.

После сокрушительного провала его первой постановки, Дягилев отказался от карьеры композитора, однако решил посвятить себя искусству в другом качестве. В 1899 г. Дягилев вместе с А. Бенуа учредил элитарный журнал «Мир искусства» и стал его редактором, и одновременно с этим поступил на службу чиновника по особым поручениям в Дирекции Императорских театров (до 1901 г.). Крупная выставка русского искусства, которую он организовал в 1905 г. в Петербурге, еще больше укрепила его репутацию как знатока и ценителя авангарда.

В 1906 г. Дягилев уехал во Францию. Там он организовал ежегодные выступления русских артистов за границей, способствовавшие популяризации русского искусства, которые впоследствии вошли в историю под названием «Русские сезоны». Сначала это были выставки русского искусства, затем «Исторические русские концерты» в помещении парижского театра «Гранд-опера» и спектакли с музыкой русских композиторов. Настоящей сенсацией стала опера Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов» с Ф. Шаляпиным в роли царя Бориса. «Русские сезоны» просуществовали в Париже и Лондоне до 1914 г.

В 1909 г. великий князь Владимир поручил Дягилеву основать Русский балет в Париже. Дягилев собрал творческий коллектив из самых великих деятелей искусства начала XX в., и в 1911-13 гг. на основе «Русских сезонов» он создал труппу «Русский балет Дягилева», в которой работали хореографы М. Фокин и Л. Мясин; композиторы К.Дебюсси, М. Равель и И. Стравинский; художники Л. Бакст, А. Бенуа, П. Пикассо, А. Матисс; танцовщики Русского балета из Мариинского и Большого театров А. Павлова, В. Нижинский, М. Кшесинская, Т. Карсавина.

И. Стравинский вспоминал о Дягилеве: «Он определял тему, выбирал композиторов, художников, хореографов, исполнителей главных ролей. Он руководил репетициями. Каждая постановка своей оригинальностью отражала его личное соучастие».

Лучшие дня

»Русский балет» гастролировал по Европе, Соединенным Штатам и Южной Америке, добиваясь все большего успеха.

В последние годы жизни, несмотря на неизменный успех постановок, Дягилев стал тяготиться балетом, однако чувствовал себя ответственным перед людьми, с которыми он работал, и не мог бросить это дело.

В 1929 г. у Дягилева на отдыхе в Венеции случился удар, сменившийся коматозным состоянием, и 19 августа того же года великого импрессарио не стало.

Итальянский композитор Казелла в своих воспоминаниях свидетельствовал: «Он умер один, в гостиничном номере, бедный, каким был всегда. Он жил здесь в кредит, не имея возможности оплатить гостиницу». После его смерти не осталось никаких денежных сбережений и он был похоронен на средства богатых французских покровительниц искусства. У его могилы, которая находится рядом с могилой И. Стравинского на острове-кладбище Сен-Мишель, по-прежнему собираются почитатели, которые оставляют там красные розы и изношенные балетные туфли, отдавая дань памяти этому человеку, чьи идеи сыграли такую важную роль в создании современного танца.