Дубровский тест по содержанию. Контрольный тест по литературе Контрольный тест по роману А.С.Пушкина «Дубровский. О каком событии идёт речь

Урок - викторина по литературе для 6 класса

«Роман А.С. Пушкина «Дубровский»

Разработала и провела Ананьева А.Н.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №8»

г. Новочебоксарска

Цель: формировать у обучающихся познавательный интерес к творчеству А.С.Пушкина как романиста

Задачи :

  • обобщить знания по теме «Роман А.С. Пушкина «Дубровский», полученные на предыдущих уроках;
  • осуществить контроль изученности темы;
  • создать условия для формирования у обучающихся собственного отношения к роману «Дубровский»

Оборудование:

мультимедийное оборудование

презентация


  • Урок-викторина "Дубровский"
    PPTX / 4.94 Мб

    карточки для рефлексии

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя. Целеполагание.(Слайд 1)

Александр Сергеевич Пушкин - не только великий русский поэт, но и непревзойденный прозаик - романист, истинный мастер художественного слова. Роман «Дубровский» - еще одна замечательная иллюстрация литературного таланта А.С. Пушкина. Как мастера слова, Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. Вместе с героями своего романа автор искал ответы на жизненно важные вопросы: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти, о нравственном долге и личных корыстных интересах. (Слайд 2)

Над романом «Дубровский» А.С.Пушкин работал с 21 октября 1832 г. по 6 февраля 1833 г., но не завершил его. При жизни поэта роман не был опубликован, издатели дали ему название по имени главного героя. Хорошо известно, что в основу романа легли реальные жизненные обстоятельства (Рассказ друга поэта Нащокина об одном богатом дворянине, который незаконным образом был вытеснен соседом из имения, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.) «Дубровский» был высоко оценен литературными критиками. В.Г. Белинский считал этот роман А.С.Пушкина «поэтическим созданием, которым по справедливости всегда может гордиться русское общество». (Слайд 3)

2. Актуализация знаний.

ü Когда был написан роман «Дубровский»? (1833 г.)

ü Назовите главных героев романа? (Кирила Петрович Троекуров, Андрей Гаврилович Дубровский, Марья Троекурова, Владимир Дубровский)

ü В каких имениях происходит действие? (Покровское, Кистеневка, Арбатово)

ü Каков финал романа? (финал открытый, роман не был окончен, дальнейшая судьба героев неизвестна)

3. Ход викторины

Блок

викторины

Вопрос (ответ)

Комментарии

слайд

Викторина по содержанию романа «Неслучайные детали»

1.Какую песню насвистывал Троекуров в «минуты волнения»? («Гром победы раздавайся»)

2.Как звали старую няньку Владимира Дубровского? (Орина Егоровна Бузырева)

3.Какой чин получил Владимир в кадетском корпусе? (Чин корнета)

4.В каком городе жил Владимир до приезда в деревню? (Петербург)

5.Кем был у себя на родине настоящий Дефорж? (Кондитер)

6.С кем сразился Дефорж в доме Троекурова? (С медведем по кличке Миша)

7.Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70 душ)

8.Как звали брата Марьи Кирилловны? (Саша)

9.Происшествие в Кистеневке, весть о котором на другой день разнеслась по всему околотку. (Пожар)

10.Как звали старого кучера, встречавшего Владимира на станции? (Антон)

11.Какое увлечение было у Дубровского старшего? (Охота)

12.Из-за кого между старыми друзьями Троекуровым и Дубровским разгорелась ссора? (Из-за псаря Парамошки)

13.Куда спрятал свои сбережения Спицын? (В кожаную суму, которую носил под рубашкой)

14.Кого спас на пожаре Архип-кузнец? (кошку)

15.Фамилия Анны Савишны, гостьи на званом обеде Трооекурова (Глобова)

16.Какой предмет должен был служить знаком Владимиру для спасения Маши? (Кольцо)

17.Где жил атаман Дубровский со своими разбойниками? (Посреди дремучего леса в маленьком земляном укреплении)

18.Кем был ранен в плечо Владимир Дубровский? (Князем Верейским)

19. Как звали смотрителей станции, где встретились француз Дефорж и Дубровский? (Сидорыч и Пахомовна)

20.На каком музыкальном инструменте играла Марья Кириловна? (Фортепиано)

Учитель озвучивает вопрос по содержанию романа, содержащийся на слайде презентации. За каждый правильный ответ ученик получает жетон. Учитывается скорость реагирования.

Конкурс

«Узнай героя»

21. «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, в должности заседателя, отвешивает поклон за поклоном перед Троекуровым, с благоговением ожидая его приказаний» (Шабашкин, помощник судьи)

22. «Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями» (Владимир Андреевич Дубровский)

23. «Ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете. Она не имела подруг и выросла в уединении. Огромная библиотека …была отдана в ее распоряжение» (Марья Кириловна Троекурова)

24. « Около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем его неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами» (Князь Верейский)

25. «Любил ее (дочь) до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда жестоким обращением» (Кирила Петрович Троекуров)

26. «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. … Он силился с ним (сыном) разговаривать, но мысли мешались в его голове, и слова не имели никакой связи. Он замолчал и впал в усыпление» (Андрей Гаврилович Дубровский)

Задача учеников - отгадать героя романа по цитатной характеристике, которую зачитывает учитель. Правильный ответ оценивается в 2 жетона.

Конкурс

«Чьи это слова?»

27. «Во владение Кириле Петровичу! Господь упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет» (Кучер Антон)

28. «Не я ли в удовольствие ваше, т.е. по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистеневкою безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему» (Антон Пафнутьич Спицын)

29. «Быть может, я буду счастливее других. У меня старушка мать, половину жалованья буду посылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, достаточный для будущей моей независимости, и тогда до свидания, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты» (француз Дефорж)

30. «Я согласилась, я дала клятву…Я не обманывала, я ждала до последней минуты…Но теперь, говорю вам, теперь поздно» (Княгиня Верейская, Маша Троекурова)

Учитель дает речевую характеристику главного или второстепенного героя романа. Задача учеников - отгадать героя. 2 жетона

Конкурс по иллюстрациям к роману «Картинная галерея»

31. Д.Шмаринов «На псарне у Троекурова» 1949 г.

32. Б.Кустодиев «Пожар в усадьбе Дубровского» 1923 г.

33. Е.Лансере «Дубровский» 1899 г.

34. Д.Шмаринов «Дубровский» 1949 г.

35. Д. Шмаринов «Дефорж и медведь» 1973 г.

На слайдах презентации даются иллюстрации к произведению известных художников. Задача учеников - дать название изображенному эпизоду и кратко его пересказать. Приводятся иллюстрации, с которыми ученики знакомились на предыдущих уроках. 3 жетона

Конкурс по теории литературы «Литературоведы»

36. Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов (Композиция)

37. Часть сюжета литературного произведения, обычно предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала (Экспозиция)

38. Возвращение действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (Ретроспекция)

39. Отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя (Авторская позиция)

40. Основная мысль произведения (Идея)

В задание включены только те художественные приемы и изобразительные средства, которые встречаются в данном романе. 3 жетона

Конкурс «Придумай продолжение»

41. Как я вижу дальнейшую историю героев романа:

1) развитие истории любви Маши и Владимира;

2) Владимир возвращается в Кистеневку;

3) Троекуров раскаивается в последствиях своих действий.

Задача учеников - сочинить дальнейшую историю героев романа. Предварительная подготовка. 4 жетона

4.Поведение итогов викторины. Награждение победителей. Оценки за урок. Рефлексия.

5.Домашнее задание. (Слайд 23) Письменный ответ на один из проблемных вопросов на выбор обучающегося:

1) Почему Дубровский стал разбойником? Каким разбойником он был?

2) Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?

3) Почему роман «Дубровский» можно назвать произведением о защите человеческой личности?

Использованная литература:

1. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / В.П. Полухина. - М.: Просвещение, 2014.

2. Замышляева А.Н. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной / авт.-сост. А.Н. Замышляева. Волгоград: Учитель, 2015.

3. Литература. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений в 2 ч. Ч.1 / под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2012.

Тест по роману А.С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

1. От лица какого героя ведется повествование в романе «Дубровский»?

1) Маши Троекуровой
2) младшего Дубровского
3)К. П. Троекурова
4) автора

2. Узнайте героя по описанию:

« Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.»

1) Владимир Дубровский
2)Шабашкин
3) Андрей Дубровский
4) Кирилла Петрович Троекуров

3. Как название носит имение Дубровского?

1) ) Кистенёвка
2) Покровское
3) Михайловское
4) Ясная Поляна

4. Об имении какого героя идёт речь?

« Он [Владимир] ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня.»

1) Троекурова
2) Дубровского
3) Князя Верейского
4) Дефоржа

5. Узнайте героя по описанию:

«...в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».

1) Андрей Гаврилович Дубровский
2) Троекуров
3)Дефорж
4) Заседатель Шабашкин

6. Почему Кистенёвка стала собственностью Троекурова?

1) Дубровский проиграл её Троекурову в карты.
2) Дубровский-отец подарил деревню Маше, своей будущей невестке.
3) Троекуров нечестно высудил Кистенёвку у Андрея Гавриловича Дубровского.
4) Троекуров купил Кистенёвку у разорившегося Андрея Дубровского.

7. Что сделал Шабашкин, когда крестьяне Дубровского разошлись?

1) поблагодарил Владимира за спасение
2) пригрозил Дубровскому и его людям
3) накричал на них
4)засмеялся

8. Почему Владимир Дубровский стал разбойником?

1) хотел разбогатеть
2) это была своего рода игра в Робин Гуда
3) хотел, чтобы его все узнавали
4) хотел отомстить

9. Узнайте героя по описанию:

«...было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать».

1) князь Верейский
2) Кирилла Петрович Троекуров
3) Андрей Гаврилович Дубровский
4) Антон Пафнутьич Спицын

10. Что стало с Владимиром Дубровским в финале произведения?

1) продолжал разбойничать
2) оставил своих крестьян и уехал за границу
3) погиб
4) его поймали и посадили в тюрьму

Вопросы к главам 1-4 романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1 вариант

1. Как проходила жизнь Кирилы Петровича Троекурова?

2. Что послужило причиной ссоры Троекурова и Дубровского?

3. Кому принадлежала деревня Кистеневка?

4. Как повел себя Андрей Гаврилович Дубровский на суде?

5. Какое решение принимает Владимир Дубровский, узнав о болезни отца?

2 вариант

1. На чем основывалась долгая дружба Троекурова и Дубровского?

2. Кому принадлежало Покровское?

3. Как Троекуров решил отомстить Дубровскому?

4. В какой момент умер Андрей Гаврилович Дубровский?

5. Как вел себя Троекуров после суда?

Вопросы к главам 5-7 романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1 вариант

1. Как ведут себя чиновники, приехавшие объявить крестьянам о решении суда? Как они разговаривают?

2. Почему Владимир Дубровский не позволяет своим крестьянам бунтовать? Что он им обещает сделать?

3. Кто решил запереть чиновников в горящем доме?

4. Какие слухи о разбойниках появились по всем окрестностям?

5. Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

2 вариант

1. Как крестьяне в толпе реагируют на объявление чиновников, что их барин – Троекуров?

2. Как проводил время Владимир Дубровский в ночь пожара?

3. Какой милосердный поступок совершил кузнец Архип во время пожара?

4. Как Троекуров объяснял то, что разбойники не трогали его поместья?

5. Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

Вопросы к главам 8-12 романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1 вариант

1. С какого момента Кирила Петрович Троекуров полюбил Дефоржа?

2. О чем рассказал за обедом у Троекурова его гость Антон Пафнутьич Спицын?

3. Какие приметы Дубровского были у исправника?

4. Как Дефорж относился к сыну Троекурова, Саше?

5. Как Дефорж-Дубровский поступил с Антоном Пафнутьичем?

2 вариант

1. Какой случай произвел большое впечатление на Марью Кириловну, после которого у нее стало меняться отношение к Дефоржу?

2. О чем рассказала за обедом у Троекурова его гостья Анна Савишна Глобова?

3. Почему гости не узнали в Дефорже Дубровского?

4. Как к Дефоржу относились в Покровском Троекуров, Саша, Маша?

5. Почему Дубровский отказался от своей мести Троекурову?

Вопросы к главам 13-18 романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1 вариант

1. Как развлекал князь Верейский Троекурова и Машу, приехавших к нему в гости?

2. Как Марья Кириловна восприняла решение отца выдать ее замуж за князя Верейского?

3. Как Троекуров узнал о том, что Маша поддерживает с Дубровским связь?

4. Удалось ли Саше помочь своей сестре?

5. Как чувствовала себя Марья Кириловна во время обряда венчания? Опишите ее мысли и состояние.

2 вариант

1. Опишите князя Верейского (внешность, возраст, состояние, манеры поведения).

2. О чем договорились Маша и Владимир Дубровский во время тайного свидания ночью?

3. Как Кирила Петрович отреагировал на мольбы Маши не выдавать ее замуж за князя Верейского?

4. Как вел себя рыжий мальчик, дворовый Дубровского, во время допроса Кирилы Петровича Троекурова?

5. Как вел себя князь Верейский во время нападения на карету Владимира Дубровского?

Вопросы к главе 19 романа А.С.Пушкина «Дубровский»

1 вариант

Чем заканчивается произведение А.С.Пушкин «Дубровский»?

Как вы думаете, почему Владимир Дубровский покинул своих крестьян?

2 вариант

С какой речью Владимир Дубровский обратился к своим крестьянам в конце произведения?

Как вы думаете, прислушались ли крестьяне к советам Дубровского после того, как он их покинул?


Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 733

г. Москвы

Контрольный тест по литературе

6 класс

А. С. Пушкин роман «Дубровский»

Составила:

учитель русского языка и литературы

Афиногенова Ольга Николаевна

Москва 2013г.

Цель: проверить знания учащимися текста романа А.С. Пушкина «Дубровский»; умение пользоваться текстом; пробудить интерес к изучению художественной литературы.

Задания с выбором ответа

1 вариант

1. Как звали отца Владимира Дубровского?

2. Родовое поместье Дубровского называлось:

3. Какой чин имел А. Г. Дубровский?

4. Как звали псаря, обидевшего Дубровского?

а) Петрушка б) Тимошка в) Степан г) Парамошка

5. За что у Дубровского отобрали имение?

а) за незаконное владение б) за неуплату налогов в) по ложному доносу г) за долги

6. Почему Владимир поджёг дом?

а) чтобы отомстить Троекурову б) чтобы расправиться с подьячими, исправником и Шабашкиным в) чтобы дом не достался Троекурову г) чтобы построить новый

7. Что заставило Владимира Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) страх перед Троекуровым б) уважение к богатому соседу в) любовь к Марье Кириловне г) он получил от Троекурова обратно своё поместье

8.Чем заканчивается роман?

Задания с кратким ответом

1. Напишите название поместья князя Верейского.

_____________________

2. Какой предмет в случае опасности Маше необходимо было положить в дупло дуба?

_____________________

а) «Живописец изобразил её облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах».

_____________________

б) «… толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком...».

_____________________

4. Фамилия учителя, за которого выдавал себя Дубровский.

_____________________

5. Какое слово пропущено в письме Дубровского?

«я терпеть шутки от Ваших … не намерен»

_____________________

Задания для работы с текстом

Слова для справок: тёмного, дремучего, высокого; узкой, светлой; прекрасной; мощное, грозное, маленькое.

Творческое задание

Задания с выбором ответа

2 вариант

1. Как звали отца Маши Троекуровой?

а) Кирила Петрович б) Андрей Гаврилович в) Владимир Андреевич г) Андрей Сергеевич

2. Родовое поместье Троекурова называлось:

а) Покровское б) Арбатово в) Кистенёвка г) Кусково

3. Какой чин имел К. П. Троекуров?

а) поручик б) лейтенант в) генерал-аншеф г) рядовой

4. Кто такой Парамошка?

а) псарь Троекурова б) повар Троекурова в) конюх Троекурова г) слуга Троекурова

5. Что заставило Владимира срочно приехать домой?

а) сообщение от отца б) письмо няни в) решение продать поместье г) женитьба на Маше Троекуровой

6. Почему Владимир выдавал себя за учителя Дефоржа?

а) чтобы отомстить Троекурову б) чтобы быть рядом Марьей Кириловной в) чтобы обучать сына Троекурова Сашу г) чтобы выкрасть решение суда

7. Почему Марья Кириловна отказалась от помощи Владимира Дубровского?

а) разлюбила его б) обиделась на него за опоздание в) не хотела расстраивать отца г) обвенчалась с князем Верейским в церкви и должна хранить ему верность

8.Чем заканчивается роман?

а) свадьбой Владимира Дубровского б) арестом Владимира Дубровского г) Владимир умирает после ранения князем Верейским

Задания с кратким ответом

1. Напишите фамилию князя, за которого вышла замуж Маша Троекурова.

_____________________

2. Кого во время пожара спас кузнец Архип?

_____________________

3. Узнайте героя по описанию:

а) «… маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели… . Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний»

_____________________

б) «В эту минуту в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».

_____________________

4. Какое чувство испытывал Владимир Дубровский к Маше Троекуровой?

_____________________

5. Вставьте недостающее имя.

«я скорее соглашусь, кажется, лаять на владыку, чем косо взглянуть на …»

_____________________

Задания для работы с текстом

1.Спиши предложения, вставляя вместо точек подходящие прилагательные. Сверь свой вариант ответа с текстом романа «Дубровский».

«Посреди … леса на … лужайке возвышалось … земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок».

Слова для справок: тёмного, дремучего, высокого; узкой, светлой, прекрасной; мощное, грозное, маленькое.

2. Спиши предложения, расставляя знаки препинания. Сверь свой вариант ответа с текстом романа «Дубровский».

«Вдруг он поднял голову глаза его засверкали он топнул ногой оттолкнул секретаря с такою силою что тот упал и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя».

3. Прочитайте текст, найдите и выпишите устаревшие слова, замените их подходящими по смыслу современными словами.

«Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже двадцатый раз».

Творческое задание

Из приведённых ниже понятий назовите три самые, на ваш взгляд, значительные. Объясните свой выбор.

Честь, достоинство, месть, ненависть, любовь, благородство, приключение, страдание, деньги, красота, искусство, обжорство, смерть.

Ответы. 1 Вариант.

Задания с выбором ответа

    б) Андрей Гаврилович

    в) Кистенёвка

    а) поручик

    г) Парамошка

    в) по ложному доносу

    в) чтобы дом не достался Троекурову

    в) любовь к Марье Кириловне

    в) отъездом Владимира Дубровского за границу

Задания с кратким ответом

    Арбатово

  1. а) мать Владимира Дубровского б) Спицын

  2. Холопьев

Ответы. 2 Вариант.

Задания с выбором ответа

    а) Кирила Петрович

    а) Покровское

    в) генерал-аншеф

    а) псарь Троекурова

    б) письмо няни

    а) чтобы отомстить Троекурову

    г) обвенчалась с князем Верейским в церкви и должна хранить ему верность

    в) отъездом Владимира Дубровского за границу

Задания с кратким ответом

    Верейский

    а) Шабашкин б) Андрей Гаврилович Дубровский

  1. На Кирила Петровича

Задания для работы с текстом (1-2 вариант)

    «Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок».

    «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя».

    Сим – этим; оным – им; коих – которых.

Использованные материалы и интернет-ресурсы.

    Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.

    Егорова Н. В., Макарова Б. А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 400 с.

    Уроки литературы в 6 классе: кн. для учителя/ О.А. Ерёмина. – М: Просвещение, 2008. – 319 с.