Драпировка акварелью поэтапно c фото. Как нарисовать карандашом драпировку (материю) Как рисовать драпировку акварелью поэтапно

ГБПОУ КДПИ имени Карла Фаберже

Отчет

о проведении открытого урока

по рисунку с основами перспективы

Тема. «Тональный рисунок драпировки»

Дата проведения: 23.11.2015

Педагог: Акимов Сергей Петрович

Учебная группа: ДИ 1-11

Дисциплина: Рисунок с основами перспективы.

Специальность: 54.02.01 Дизайн в информационных технологиях

МОСКВА 2015 год.

    Общее положения

В процесс обучения студентов 1 курса первого семестра не случайно вводится рисунок драпировки, так как в дальнейшем, на протяжении всех лет обучения, студенты сталкиваются с изображением ткани, как на натюрморте, интерьере, так и в одежде человека. Изображение драпировок является ответственным этапом в системе обучения рисунку дизайнеров всех специализаций.

Драпировка – это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки Ткань не имеет четкой стабильной формы и принимает форму того предмета, на который она накинута. Если ткань спускается с предмета или с иной точки опоры, то образует различного вида складки – драпируется. Все складки можно разделить на три основные типа: прямые, диагональные (косые) и радиальные. Поверхность наибольшей выпуклости принято называть гребнем складки, а поверхность наибольшей глубины – дном складки. Расстояние от дна складки до гребня называют высотой, или глубиной, складки. Необходимо прочувствовать объемность складок, их конструкцию, постараться на первом этапе «разбить» большие массы, выявлять объем за счет толщины линии, удаленность каждой складки. После построения и определения композиционного центра студенты слегка штрихуют все темные места драпировки, штрих кладут по форме движения складок, а в углублениях, дне складок – вдоль натяжения поверхности ткани. Использование мягких материалов позволяет быстро закрывать пятном значительные площади, обеспечивая оперативность и выразительность в работе над рисунком драпировки, помогает студентам вырабатывать более обобщенный взгляд на натуру, оценивать ее пластические и композиционные особенности. Рисунок становится эмоционально острее, качественно лучше и композиционно разнообразнее.

Выполнение рисунка драпировки графическими материалами дает возможность одновременно изучить форму объекта, структуру и свойства текстильного материала, композиционное многообразие ритмов складок, передать фактуру и характер поверхностей, а также реализовать творческий художественный замысел.

Рисунок драпировки с применением разнообразных графических материалов, является школой мастерства студентов, повышающей интерес к более обобщенному и выразительному рисунку, расширяющей творческие возможности будущих художников - дизайнеров.

Вид занятий: рисование с натуры.

Тип урока: изучение нового материала.

Учебная цель:

    Изображение сложного ограниченного объема. Зависимость формы складок от характера ткани.

    Обучить студентов способам и приемам работы различными графическими материалами. Студенту-дизайнеру важно познать разнообразные приемы графического искусства.

    Развить вкус к различным техникам и манерам рисования.

Задачи: Основной задачей рисунка драпировки является построение формы объекта, изучение пропорций, характера и пластики текстильных материалов. Познакомиться с методом выполнения задания. Соблюдение последовательности работы над рисунком-

разметка большой формы, проведение линий основных складок, нахождение

линий изгибов. Показать объём при помощи светотени.

Обучающие :

Обучить овладению основными приемами изображения формы на плоскости как в линии, так и в тоне;

Научить анализу конструктивных особенностей строения формы;

Ознакомить и изучить особенности расположения складок на драпировке, виды складок, основные формы;

Научить последовательности этапов выполнения построения складок;

Научить передавать форму, объём и материальность предмета с помощью мягкого материала.

Развивающие :

Изображение драпировки позволяет развить и усовершенствовать навыки работы графическими материалами: углем, сангиной, сепией, соусом, использовать различные техники рисунка, внести в это задание творческую составляющую.

- развить навыки рисования с натуры;

Развить креативность мышления, воображение, внимание;

Развить умение компоновать предметы в заданном формате.

Методическая связь: история, культура и искусство

Методы обучения.

Сочетание на разных этапах занятия трёх методов:

Объяснительно – иллюстративный на этапе объяснения темы и постановки задачи,

Репродуктивный - отработка приёмов выполнения рисунка различных элементов драпировки;

Частично-поисковый метод - выполнение творческого практического задания.

Методы ведения урока : лекция, беседа, демонстрация, анализ, практическое задание.

Оборудование и материалы:

Для преподавателя: план урока, наглядное пособие, плакаты, репродукции, доска. Электронная учебная презентация: «РИСУНОК ДРАПИРОВКИ». наглядные пособия, технологические карты «Последовательность выполнения рисунка драпировки»;

Для студентов: Альбом для набросков, ластик, карандаш. Мягкие материалы: Соус, сангина, пастель. Тряпочка, ватка, растушки, кисти, скотч, мольберт, стул.

Постановка с драпировкой.

Работа выполняется на плотной бумаге – ½ листа ватмана

Время выполнения: 4 академических часа

2. Ход урока

    Организационная часть(2-3 минуты)

    Вводная беседа с проверкой качества усвоения предыдущего материала (8-10 минут)

    Подача нового материала, постановка задач для выполнения на данном занятии (5 минут);

    Просмотр презентации «Драпировка. Рисование с натуры» (15минут);

    Последовательность выполнения рисунка драпировки. (10-15минут)

    Перемена(15минут)

    Практическая часть(45 минут)

    Перемена(15 минут)

    Практическая часть(45 минут)

    Практическая часть(30 минут)

    Подведение итогов, рефлексия.(15 мин.)

Задание направлено на вырабатывание навыков: художественного видения и рисования конструктивных особенностей складок на геометрических фигурах (шаре, конусе, цилиндре), а так же подвешенной ткани с двумя точками опоры.

Тоновой рисунок драпировки является основным учебным заданием в процессе обучения студентов рисунку на первом курсе. Выполняя это задание, студенты продолжают приобретать новые знания и навыки в рисовании натюрморта, а также продолжают закреплять и совершенствовать знания, полученные в процессе выполнения предыдущих заданий (которые являются неотъемлемой частью и этого рисунка). Главное, что эта работа формирует у студента понятие тона и тональных отношений, причем не только в рисунке. Мышление тоновыми пятнами необходимо при создании композиций как графику – дизайнеру, так и живописцу. И здесь, действительно, нужно понять, что рисунок является основой всех видов искусства

Рассмотрим всю цепочку процесса работы над рисунком драпировки, начиная с форэскизов и заканчивая приемами обобщения почти завершенного рисунка; познакомимся с тоном и научимся им работать; научимся лепить форму предмета светом и тенью средствами мягкого материала.

3. Этапы выполнения построения складок драпировки:

1этап.

Выбор формата, вертикального или горизонтального (определить с помощью видоискателя);

Композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа;

Определение пропорционального соотношения, самого широкого участка драпировки к ее высоте (с помощью визирования);

Определение положения широкого участка (центр или выше/ниже центра).

Проводим вспомогательные линии.

Композиционное решение рисунка тоном драпировки потребует от вас творческого подхода. В отличие от рисунка конструктивного, который по своему графическому содержанию является линейным, тоновой рисунок является пятновым.

Это композиционное размещение всей массы драпировки, на плоскости листа. Выбор расположения листа, вертикального или горизонтального. Определить с помощью видоискателя.
Определяем пропорциональное отношение, самого широкого места др. к ее высоте. При помощи визирования. Так же определяем нахождение широкого места(центр или выше/ниже центра) Проводим вспомогательные линии.

Обратите внимание на пропорциональное соотношение пятен драпировки. Чтобы выбрать точку зрения, с которой вы будете создавать рисунок драпировки, выполните несколько форэскизов . Они выполняются в тоне, небольшого размера. Форэскиз должен представлять собой упрощенный вариант будущей композиции рисунка, в котором основной задачей является создание локальных тоновых пятен и нахождение между ними пропорциональных отношений, направленных на равновесие композиции нашего натюрморта. Далее легкими линиями наметим композиционное решение листа согласно форэскизу. Найдем пропорциональные отношения между формами складок и приступим к конструктивному построению складок в пространстве листа.

2 этап.

Выстраивание конструкции складок драпировки. С помощью визирования, определяем, какая складка выше/ниже, тоньше/шире относительно другой. Построение выполняем от самых крупных и основных складок, наиболее выделяющихся на ткани, т.е. построение ведем по принципу: от простого к сложному. Освещение в рисунке передается при помощи тона. Определите собственные, падающие тени и светотени в зависимости от источника освещения. Моделировка драпировки светом начинается с введения легкого тона в тени собственные и падающие.

После завершения работы над конструктивным построением складок, их пропорциональными отношениями, приступайте к определению источника освещения. Источник освещения должен находиться слева и сверху или справа и сверху. Цель освещения - помочь дальнейшему выявлению объема самого пространства и драпировки в этом пространстве.

3 этап.

Намечаем светотень для наилучшего восприятия объема и освещения;

Выделяем наиболее четкой линией основные складки, находящиеся ближе к нам, наиболее контрастные.


4 этап - работа тоном

Выполнить конструктивно-тональный рисунок;

Показать наиболее контрастную часть, показать разницу тоном в тенях;

Выбрать правильное направление штриха для наибольшего отображения формы и объема складок.

Завершение. Обобщение.

Подошли к завершению, но не завершили. Посмотрите на выполненный рисунок драпировки в целом и проанализируйте её. Соответствует ли рисунок вашему первоначальному замыслу, представленному в форэскизе? Наверное, «соответствует, но как-то все дробно» ? Просто, рисуя драпировку, вы потеряли ощущение её композиционной целостности.

Сколько бы ни было складок в драпировке - это все же единый организм, погруженный в среду. Вспомним, с чего начиналась композиция листа: с нахождения в его пространстве единой массы складок в драпировке. Увлекаясь проработкой и детализацией складок, вы забыли, что они являются частями целого, так как смотрели на драпировку широко открытыми глазами и видели все подряд.

А теперь прищурьте (в прямом смысле!) глаза и посмотрите, что вы должны были нарисовать. Падающие, собственные тени складок стремятся объединиться в причудливое темное пятно; освещенные части складок стремятся организовать свое пятно; дальний план темнеет; первый план становится контрастным. Немного усильте тон в углах драпировки, чтобы, читая рисунок, скажем, по кругу, ваш взгляд не задерживался на них.

Вы прошли путь от общего к частному, а теперь проделайте путь обратный - к общему, то есть произведите обобщение тонового рисунка драпировки. Не забывайте о возможностях воздушной перспективы. Темная драпировка, уходящая в пространстве натюрморта от передней части стола в глубину, конечно, теряет тоновую интенсивность по мере удаления (и не только она!). На переднем плане драпировка будет иметь более темный тон тени и светотени по сравнению с дальним планом, что вызовет эффект ярко освещенной поверхности драпировки. Следите за тем, чтобы тоновые пятна находились в равновесии. В противном случае, «тоновое опрокидывание» композиции в какую-либо сторону вызовет неприятное впечатление от вашего рисунка.

Просмотр презентации (15 минут) «Драпировка. Рисование с натуры».

Практическая часть (30 минут)

Педагог, проходя по рядам, подсказывает способ решения конкретных задач. Учащиеся рисуют самостоятельно, руководствуясь технологическими картами, проявляют полученные навыки и закрепляют результат.

Подведение итогов, рефлексия (15 мин)

Все ученики принимают участие в мини-выставке. Каждый рассказывает про свою работу - проводит самоанализ:

что нового узнал?

чему научился?

что получилось?

что было самым сложным? самым интересным?

где могут пригодится новые знания и умения?

Чтобы закрепить пройденный материал необходимо выполнить домашнее задание :
выполнить наброски и зарисовки различных по фактуре, плотности, рисунку, динамике и конструкции складок ткани.
Материалы: простые карандаши различной мягкости, пастель, уголь.

В конце занятия каждый ученик должен получить положительную словесную оценку педагога, отзывы товарищей и с гордостью унести домой плод своего творческого труда.

4. Список используемой литературы и интернет ресурсы для самостоятельного ознакомления.

1. Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Нерсисян Л.С., КубышкинаЭ.И. Программы для школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением предметов художественно–эстетического цикла. – М.,2001 г.

2. Ростовцев Н.Н., Рисунок. Живопись. Композиция: хрестоматия для педагогических институтов. - М. : Просвещение, 1989. - 207 с. - ISBN 5-09-000956-2

3. Хогарт Б. Игра света и тени для художников: учебное пособие / Пер. с англ. В.С. Матвеева. - Тула М.: Родничок АстрельАст, 2001. - 152 с.: ил. - ISBN 5-17-006044-0

4. Чудинов А.Н. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» -1910 г.

5. Кулебакин Г. И. Рисунок и основы композиции. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1988.

6. Ростовцев Н. Н. Академически:»: рисунок. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1995.

7. Ростовцев Н. Н. История метедов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка. -М., 1981.

мастер - класс Акимов С.П.

мастер - класс Андрияка С.Н.

5. Ключевые понятия.

Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличающие друг от друга только по светлоте.

Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до черного. Светлота – это светотеневая характеристика цвета.

Диапазон светлоты – участок ахроматической шкалы, куда входят цвета, очень близкие по светлоте.

Равноступенчатая шкала – ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какого – либо цветового качества.

Цветовая палитра – набор цветов и оттенков, составленный для достижения определенных художественных целей.

Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном. К ним относятся все спектральные и многие природные цвета.

Равновесие цветовых пятен – это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего цветового построения.

Цветовая гамма – совокупность различных локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. С учетом характера их психофизического воздействия выделяют теплую, холодную, нейтральную и т.д.

Монохромная гамма – одноцветная гамма с оттенками трех видов насыщенности.

Насыщенность цвета – свойство цвета изменять свое цветовое содержание от смешивания с ахроматическими цветами.Три вида насыщенности: разбеление (смешивание с белой краской), потускнение (смешивание с серой краской), затухание (смешивание с черным цветом)

Приложение 1

Наглядные образцы рисунков ткани со складками

Приложение 2

Схемы и построение драпировок лежащих на простейших фигурах


Для того чтобы правильно рисовать драпировки, надо понять систему построений и изменений плоскости ткани в зависимости от свойств ткани, ее положения на другой плоскости, освещения. Вначале, не будем ставить задачу изучения свойств тканей и светотеневого анализа рисунка, а только лишь изложим свои соображения схем и построений драпировок лежащих на простейших фигурах - шаре, кубе, конусе и цилиндре.

В складках следует отыскивать фундаментальные геометрические формы. Чаще всего это цилиндр и конус. Научившись внимательно наносить светотень на эти формы, можно убедительно рисовать одежду.
Изучая на уроках рисунка элементы светотени можно увидеть, каким образом тоновые переходы создают впечатление округлости объекта.


Рисуя ткань, закрепленную в двух точках опоры на вертикальной плоскости, прежде всего необходимо проследить, как образуются складки. Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки.
В рисовании драпировки сохраняется та же последовательность, что и в предыдущих учебных рисунках: после общей компоновки на листе намечаем направление складок (рис, 2 а), строим форму, состоящую из выпуклых и углубленных частей ткани (рис. 2, б); далее приступаем к выявлению формы складок при помощи светотени (рис. 2, в). При тональной разработке складок штрих лучше всего класть по форме их движения, а в углублениях - вдоль натяжения поверхности ткани.

Рисунок драпировки (тональное решение): 1- свет; 2 - полутон; 3 - собственная тень; 4 - рефлекс; 5 - падающая тень


Рис.2. Последовательность рисования драпировки

Если только вы не рисуете обнаженных людей, одежда является чрезвычайно важным элементом вашей работы. Прежде чем мы научимся изображать людей во всех подробностях, нужно научиться рисовать одежду. Одежда очень сильно влияет на облик человека. Например, глядя на иллюстрацию справа, обратите внимание на то, как внешний вид ног зависит от складок. Смотрите, сколько складок пришлось нарисовать, чтобы получился убедительный образ.

Основные формы;
-пять видов складок;
-комбинация складок;
-текстура;
-узоры;

Основные формы тела ясно видны на этом рисунке модного наряда.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

В складках одежды следует отыскивать фундаментальные геометрические формы. Чаще всего это цилиндр и конус. Научившись внимательно наносить светотень на эти формы, вы сможете убедительно рисовать одежду. Потренируйтесь рисовать цилиндр и конус с пятью элементами светотени (об этих элементах было рассказано в уроке Техника выполнения рисунка). Посмотрите, каким образом тоновые переходы создают впечатление округлости объекта.

1. Здесь ткань плавно изгибается.Это называется мягким переходом (1). 2. Здесь ткань образует складку.
Это называется резким переходом (2).

1. Мягкие переходы.

2. Резким переходы.

Если бы мы развернули цилиндр, то получили бы форму, сходную с той, что находим в одежде. Видите более темную складку слева от приподнятой поверхности? Этот нахлест образуется наложением двух поверхностей и называется резким переходом.

Вы видите, что правый край приподнятой поверхности светлее и глаже? Это называется мягким переходом. Он представляет собой плавный изгиб поверхности. Здесь ткань не образует складку, но плавно разворачивается.

Резкие переходы на картинке сверху очень заметны. Вы видите, как эти формы начинают казаться частью занавеса или плиссированной юбки? Заметьте здесь форму конуса. Теперь вы должны понимать, насколько важны эти две геометрические формы (конус и цилиндр) для изображения одежды.

ПЯТЬ ВИДОВ СКЛАДОК


Давайте исследуем пять видов складок, которые можно наблюдать в ткани. Без достаточной практики и понимания того, как эти складки влияют на вид одежды, рисунок не будет выглядеть убедительным. Как я уже говорила, именно одежда более всего влияет на внешний вид человека.

Наиболее распространенной складкой является вертикальная. Она возникает, когда ткань свисает с одной точки и сворачивается в коническую форму (!). Посмотри-те, как эти полотенца висят на крючках. Вы видите конусы образованные ими? Найдите здесь также пять эле-ментов светотени, которые создают впечатление объема. Сочетание соб-ственной тени и отраженного света придает этим рисункам реализм.

Если ткань имеет узор, как в случае полосатого полотенца, важно размещать этот узор в соответствии со складками. Кроме того, следите за мягкими и резкими переходами на сгибах поверхностей и при их наложении.

Следующий рисунок демонстрирует другой тип вертикальной складки. На этот раз весь верхний край ткани закреплен на какой-либо поверхности. Там, где ткань "провисает", образуются склад-ки. Если вы видите коническую форму, вы уже знаете, что речь идет о вертикальной складке. Если всмотритесь внимательнее, то увидите также и цилиндр. Отыщите пять элементов светотени. По-тренируйтесь в рисовании таких складок.


Складка, показанная на следующем рисунке, час-то обнаруживается внизу вертикальной складки. Она называется инертной складкой. Ее можно наблюдать, когда ткань ложится на поверхность и больше не поддерживается сверху. Она "пассив-на". Вы можете обнаружить инертную складку в одежде человека, когда какой-то предмет его одежды касается другой поверхности. Прекрасным примером инертной складки является шлейф свадебного платья.


Третья складка, которую вам следует запомнить - спиральная, или кольчатая. Она всегда обнаруживается там, где ткань охватывает цилиндрическую форму, например руку, ногу или торс. Это очень важная складка, поскольку она показы-вает движение скрытой под ней формы. Напри-мер, когда вы шевелите рукой, ткань вашей ру-башки или свитера "тя-нется" за ней. Именно это натяжение ткани и образуемые складки дела-ют ваш рисунок реалистичным и убедительным. Если одежда нарисована без этих характерных черт, она выглядит плоской и навевает скуку. Складки помогают подчеркнуть форму тела.


Четвертая складка называется ниспадающей. Она обнаруживается, когда ткань висит на двух точках. По-смотрите на ткань, свисающую с обоих плеч на примере. Она образует форму, напоминающую букву U. Ниспадающую складку можно увидеть в шарфах, шалях, свитерах с высоким воротником, всюду, где имеются две точки подвеса.


Пятая складка, которую нам следует рассмотреть - составная. Ее распознать труднее всего, пото-му что зачастую она является результатом сочетания каких-либо других складок. Скажем, на рисунке можно увидеть серию вертикальных складок, которая в то же время является приме-ром составной складки. Вы видите, как одна складка попадает внутрь другой, особенно когда ткань спадает с руки?


Взгляните на складки шарфа (сле-ва). Хотя это спиральные складки, каждая из них находится внутри другой, образуя составную складку. Посмотрите как складки влияют на восприятие узора шарфа. То же относится и к свитеру (внизу слева). Складки рукава (внизу справа) начинаются как вертикальные, но на локте превращаются в составную складку.

КОМБИНАЦИЯ СКЛАДОК

Зачастую,в одном предмете одежды приходится видеть комбинации разных типов складок. Чтобы одежда на вашем рисунке выглядела реальной, вы должны точно идентифицировать все складки. Важно уметь видеть, как свет влияет на формы, помня обо всех пяти элементах светотени. Кроме того, обращайте внимание на узоры на ткани.


На этом примере можно увидеть все пять типов складок, хотя некоторые из них не так заметны, как другие.
1 - Спиральная складка.
2 - Инертная складка.
3 - Вертикальные складки.
4 - Ниспадающие и составные складки.

Это прекрасный пример комбинации ниспадающей и составной складок (*).

Наряд снизу тоже демонстрирует множество складок. Пристально посмотрите на него и поищите все пять типов складок. Потренируйтесь в рисовании этих иллюстраций. Если это вам поможет, нанесите сетку, чтобы точнее увидеть размеры и расположение форм. Поскольку придется идентифицировать множество форм, наибольшую точность обеспечит 12-миллиметровая сетка. Обратите внимание на освещение и на то, как оно влияет на внешний вид ткани.

ТЕКСТУРА

Рисование ткани - зачастую трудное дело, но оно становится еще труднее, когда приходится учитывать узоры и текстуру ткани. О цветах, типах тканей и одежде в целом можно было бы написать целую книгу. Но пока давайте ограничимся кратким обзором того, чему следует уделять внимание. Помните, что все, что вы рисуете, представляет собой просто темные и светлые участки поверхности, имеющие определенные очертания. Узоры и текстура тканей - не исключение.

Всегда сначала в точности рисуйте форму объекта, для чего надо найти лежащее в ее основе геометрическое тело. А затем следите, как узоры следуют за этой формой.

В этом свитере ребристая поверхность вязки не только порождает линейный узор, она является также рельефной структурой. Ввиду этого каждый ее элемент освещается по-разному. Все, что имеет выпуклый край, собирает на нем свет. Вы видите отраженный свет, благодаря которому рубчик выглядит приподнятым? Более темные, вогнутые, участки растушевываются, что делает все изображение более материальным.

УЗОРЫ


Полоски на одежде рисовать до-вольно легко. Просто следуйте за изгибами одежды и затем зачерняйте полосы через одну, т.е. тени добавляются уже после того, как все полосы нарисованы. Обращайте внимание на то, как полоски, расположенные дальше, выглядят меньшими по сравнению с теми, что находятся ближе (перспектива).

Когда речь идет о более замысловатых узорах, например при изо-бражении клетчатой ткани, я рассматриваю каждую клетку в первую очередь как форму, а затем закрашиваю ее в соответствии с тем, насколько темной она выглядит.

Если продвигаться вперед неторопливо, задача оказывается не такой уж непосильной. После того как узор нанесен, тени растушевываются.


Полосы следуют за изгибами поверхности ткани. Тени добавляются после того, как все полосы нарисованы.

Сложные узоры вроде этого рисовать легче, если работать над каждой маленькой формой поочередно. Тени растушевываются после того, как весь узор прорисован.

Пожалуй более компактно и, вместе с тем, более подробно мне будет сложно рассказать, но если у вас возникнут какие-либо вопросы или предложения, я обязательно отвечу и постараюсь внести поправки в это маленькое руководство.


Уметь рисовать ткани, красиво изображать складочки - очень важное дело! В натюрморте, в портрете, практически во всех учебных работах присутствуют драпировки.
«Итак, драпировки - это ткани, изображаемые художником в произведениях изобразительного искусства. Они характеризуются наличием свободно лежащих, ниспадающих складок, и основная задача художника выразительно передать светотень этих складок и фактуру ткани.»
Чтобы грамотно передавать объем складочек, необходимо иметь понятие о светотени, как она ложится по скругленным поверхностям, потому что складки у ткани чаще всего образуют скругленные, волнообразные формы. Однако, даже с правильной светотенью драпировки иногда получаются некрасиво и не выразительно. Поэтому в первую очередь давайте разберемся, что может быть не так с тканью, какие ошибки и проблемы могут Вас подстерегать.

Упрощение - первая ошибка в рисовании тканей

Вот Вы научились примерно рисовать складку объемной и похожей на настоящую, и…начинаете рисовать все остальные складки по тому же принципу, аналогично той складке, которая у Вас удалась. Это называется упрощение натуры, Вы не вникаете в индивидуальные особенности всех других складок, а ведь чаще всего все они разные, освещены по разному, имеют свои изгибы и переходы.
А таком случае получается что-то вроде пучка висящих блестящих кишок.

Чтобы такого не получилось, прищуривайтесь и смотрите на натуру в общем - как она освещена, где у нее затемненные участки, а где самые освещенные. Не забывайте о плановости - передний план самое контрастное и четкое место в любом рисунке, остальное по отношению к нему выглядит более серо и размыто.
На свету не должно быть черных теней и лишних теневых пятен, а на затененных участках наоборот - в общем все должно быть покрыто тоном, тоже самое с задним планом, даже если на заднем плане свет, он не должен быть таким же ярким, как и свет на переднем плане.
Кроме того складки разнообразны, они имеют индивидуальные особенности - неровности, изломы, какие-то мятые, а какие-то гладкие и прямые. Разнообразьте свой рисунок добавлением таких особенностей, внесите разнообразие в рисунок.
Вот что получилось, если исправить предыдущий вариант с учетом всего вышесказанного.

Перебор в деталях - вторая ошибка

Это противоположная первой проблема. То есть Вы слишком внимательны к каждой складке и копаетесь в мелочах, пытаетесь изобразить слишком много деталей без обобщения второстепенного и без выделения главного.
В таком случае получается больше похоже не на ткань, а на скалистый утес. Рисунок изрыт мелкими складочками, свет путается с тенью, все дребезжит и форма разваливается.


Чтобы такого не получилось, всегда работайте головой - не копайтесь в отдельных мелких складочках, помятостях, а смотрите на натуру в общем. Как и в предыдущем варианте выделяйте детали только на переднем плане, свет в общем должен быть светлым, а тень в общем темной, не надо их ломать излишней проработкой.

Фактура ткани

Следующий момент связан с передачей фактуры ткани. Ее можно условно разделить на гладкие, блестящие


и шероховатые, матовые.


То есть, как хлопок и шелк.
Они отличаются градациями светотени, и подход к ним в рисовании различается. Шелковые ткани имеют более сильный контраст, у них яркие, светящиеся рефлексы, у блестящих тканей большой диапазон градации тона от самых темных тонов до ярких бликов, которые вообще тона не имеют.
Главная ошибка - делать все однородно блестящим, контрастным и перебарщивать с яркими рефлексами.
Хлопковые ткани отличаются прозрачной, мягкой светотенью. Нет такого контраста, нет светящихся рефлексов, сильный контраст только на границе света и тени.
Очень важно в данной ситуации не сделать все серо и однородно.
В любых случаях, чтобы избежать вышеперечисленных ошибок, помните:
- свет должен быть в общем светлым, детали на свету более четкие

- тень в общем покрыта тоном, детали в тени смыты и однородны

- самый контрастный, самый четкий передний план, здесь самая детальная проработка

С чего нужно начинать рисовать ткань

Самая главная ошибка в рисовании драпировки, любой ткани - отсутствие формы и характера. Чтобы понять, как нарисовать ткань, которая висит или лежит переда вами в качестве натуры, вспоминайте, с чего нужно начинать. А в первую очередь, это форма и характер.
Что значит форма? Ткань обычно покрывает, обволакивает какой-то предмет, например, одежда покрывает тело человека. И через ткань эта форма предмета просматривается.

Что значит характер? Складки ткани ниспадают в определенном направлении, изменяют это направление изломами, изгибами, это еще можно обозначить как движение ткани. То есть, есть определенная направленность, динамика. Можно сказать, что характер у ткани динамичный.
В первых двух случаях, с чего началась статья, можно сказать, что форма и характер отсутствует. Ткань выглядит аморфно, как бы не лежит на предмете естественно и непринужденно.


Поэтому, во избежание данной ошибки, начните рисовать с драпировку с обозначения формы предмета, на котором она расположена.
Я рисовала ткань, расположенную на стуле, то есть в первую очередь мне нужно обозначить этот стул.

Далее следует в общем определить характер ткани, куда направлены складочки, как они двигаются, какая у них динамика - интенсивная или не очень, возможно вялая вообще.

После того, как Вы все это наметили, можно детально складочки проработать.

Итак, сделаю рисунок с учетом всего, о чем говорилось ранее, и вот что получилось.

Матовая ткань лежит на стуле, четко видно направленность освещения, в общем видно, где свет, где тень, контрастно и проработано выделен передний план. Также я добавила фон, за счет чего изображаемый объект стал еще объемнее - вокруг него появилась среда.

«Итак, с одной стороны рисовать ткань не просто - много деталей, в которых легко запутаться и оказаться в одной из крайностей (переборщить, слишком упростить, спутать тень со светом), с другой стороны рисовать драпировки довольно увлекательно и интересно. Главное правильно начать и не смотреть на драпировку, как на кучу перепутанных складок, а видеть ее как целостный объект в общем, с четко выделенным светом и тенью, с плановостью, а самое главное со своей красотой и гармонией, которую стоит отразить на листе.»

Когда человек начинает постигать азы рисования, то он сталкивается со многими трудностями. И так как учиться люди начинают с освоения правил построения натюрморта, то первые проблемы будут связаны как раз с этим. А в чем же сложность? Кажется, все просто, срисовывай геометрические и вазы. А вот нет, все эти предметы стоят на тканях, которые подчас нарисовать очень трудно. Как изобразить драпировки карандашом, вы узнаете в этой статье.

Рисуем простую драпировку

Прежде чем приступить к сложным работам, нужно приобрести базовые навыки. Разберем, как сделать рисунок драпировки со складками карандашом. Для начала нужно уяснить, что всегда копировать лучше с натуры, а не с экрана монитора. Поэтому стоит найти дома ткань и повесить ее на стену или стол. Также нужно продумать освещение. В летний период вполне может хватить естественного света, а вот зимой лучше включить настольную лампу. Причем она должна стоять с той же стороны, с которой падает свет из окна.

Приступим к изображению драпировки карандашом. Сначала нужно задать габариты рисунка, чтобы ткани не было тесно на листе. Для этого отступим 5 см снизу и 3 см сверху. Когда контур готов, намечаем складки. Если вы только учитесь, то не создавайте себе сложных композиций. Начинающим художникам вполне будет достаточно срисовать 2-3 складки. После того как они намечены, начинаем придавать им объем. Для начала, по краю складок проходимся карандашом. Штрихи кладем по форме. Когда складка определена, начинаем придавать ей тень. Когда это сделано, приступаем к растушевке. Но делать это нужно не ватой, а штрихами. Добиваемся плавного перехода от света к тени. Когда этот этап работы пройден, придаем контуру четкость и пририсовываем булавки, которыми ткань крепилась к стене.

Драпировка с несколькими складками

Научившись рисовать простые композиции, можно переходить к более сложным. Теперь попробуем изобразить драпировку карандашом в более трудном ракурсе. Сядем так, чтобы складки ткани смотрели прямо на нас. Первым делом опять компонуем рисунок, намечаем основные заломы. Теперь опять нужно по контуру складок пройтись полоской штрихов. Но на этот раз мы этим не ограничимся. Не только ткань имеет свет и тень. Такая игра присуща каждой складке. Вот это и попробуем показать. Разбиваем каждую складку на более мелкие части и прорисовываем на них тень и свет. Но помним, что все штрихи должны лежать по форме ткани. Если складка заворачивается, то и штриховка тоже должна это делать.

После того как драпировка готова, отделим ткань от стены. Этого эффекта мы тоже будем добиваться штриховкой. Тут нужно знать, что падающая тень от предметов всегда будет темнее той, которая находится на ткани. Обязательно это учитывайте в рисунке.

Рисуем сложную драпировку со складками

Когда вы освоитесь с изображением ткани разными методами, можно переходить к художественным работам. Изобразить драпировку карандашом можно очень красиво. Для этого нужно выбрать удачный ракурс и, конечно, передать разноплановость. Как этого добиться? Те складки, которые находятся ближе к художнику и которые освещены, должны иметь четкие, контрастные тени. А те, которые находятся на заднем плане, не должны быть блеклыми, просто не такими насыщенными. Чтобы не отвлекать внимание зрителя от драпировки, фон лучше оставить белым, а также не углубляться в детали и не изображать кнопки, которыми приколота ткань.

Драпировка в натюрморте

Ткань, лежащая на поверхности, рисуется точно так же, как и полотно, висящее вертикально. Рисунок драпировки карандашом нужно начинать с компоновки. Но помним, что мы изображаем натюрморт, а не только ткань, поэтому все вещи, которые будут выглядывать из-под складок, нужно вывести вперед. Это не значит, что если ткань лежит на переднем плане, а кувшин стоит на заднем, то драпировку нужно рисовать блеклой. Просто нужно выделить предметы, чтобы они по тону не потерялись. В такой композиции обязательно нужно сделать темный фон. На нем светлые ткани и предметы станут смотреться выигрышней, а главное, ярче. Но рисуя натюрморт, опять-таки стоит помнить про тени. В них нельзя теряться. Самая темная всегда будет падающая тень, потом должен идти фон, а потом тень на драпировке и лишь в последнюю очередь, тень на предметах.

Драпировка, завязанная в узел

Обычно такая декорация выступает в роли заднего плана и поэтому в детальной проработке не нуждается. Но все же мы расскажем, как нарисовать узел из драпировки карандашом поэтапно.

  • Первым делом намечаем габариты ткани.
  • Теперь нужно наметить на ней складки, причем здесь они будут лежать сразу в двух плоскостях в горизонтальной и в вертикальной. И что это нам дает? Нужно иметь в виду, что все то, что висит всегда темнее того, что лежит.
  • Прорисовываем узел. На нем нужно сделать акцент. Логика построения его будет аналогична прорисовке любой складки. Намечаем полоску тени и растушевываем ее штрихами к свету. Череда таких полосок и будет создавать иллюзию завернутой ткани.
  • Ну а теперь нужно разобраться с висящими и лежащими складками. Тут надо не забывать тот факт, что любой предмет в натюрморте будет отбрасывать тень. И она будет ложиться на драпировку. Поэтому стоит уделять этому внимание, и не забывайте ее изображать.

Складки на полотенце

Все тряпичные вещи рисуются одинаково. Поэтому, раздумывая над тем, как изобразить полотенце, вспомните, как рисовать драпировку карандашом. Аналогия построения будет та же самая. Если вы рисуете технический рисунок, то детальной проработки он не требует. А зачем вообще делать такие наброски, если можно выполнить полноценную художественную работу? Это нужно для того, чтобы художник мог быстро нарисовать любой предмет. Этот навык пригодится человеку в дальнейшем, когда он будет запоминать все предметы, которые находятся в интерьере и пытаться изобразить их по памяти.

Рисуем шторы

Весь текстиль, который вы можете найти в интерьере, изображается по одному и тому же принципу. Создание рисунка драпировки со складками карандашом (приколотой к стене) - это подготовительная работа для художника, который в дальнейшем планирует рисовать действительно стоящие картины. Так вот как же изобразить шторы? Для начала в совершенстве нужно овладеть навыком изображения сложных драпировок. Когда этот этап пройден, можно начинать рисовать оконную одежку с натуры. Если шторы сложные, с большим количеством складок и ламбрекеном, то следует вести работу поэтапно. Например, сначала нарисовать все вертикальные складки, а потом перейти к изогнутым линиям. И в последнюю очередь изображать декор в виде завязок, кружев и т. п. Если смотреть на наш пример, то можно удивиться. Как же так, на рисунке изображены два разных вида штор, а рисовать их нужно вместе? Да, именно так. Ведь разницы в тоне тюля и ночной шторой может достичь только на контрасте. Поэтому работу следует вести над вертикальными складками прозрачного материала и над широкими волнами плотной ткани одновременно.

Рисуем одеяло

Не всегда складки на материале будут явными. Если ткань плотная, то и заломы на нем будут большие и грубые. Но все равно художник, который хочет в совершенстве освоить рисование, должен знать, как нарисовать драпировку карандашом. Ведь одеяло будет изображаться по тому же принципу, с той разницей, что игра светотени не будет ярко выражена. В основном на таком материале заломы передаются резкой тенью, а полутон заполняет не пространство между светом и тенью, а расстояние между складками. Конечно, это все касается плотного одеяла, например, пухового или синтепонового. Легкие шелковые простыни будут рисоваться по аналогии с классическими драпировками.

Когда вы рисуете интерьер, нужно следить за тем, какая из тканей по тону будет самая насыщенная. Ведь, помимо покрывала, подушек и штор, в комнате часто присутствует ковер.

Изображаем одежду

Вы уже, наверное, поняли, что мы сталкиваемся с изображением драпировок повсеместно. Они встречаются в натюрмортах, интерьерах и даже в одежде. Давайте нарисуем юбку с драпировкой карандашом. Для начала нужно изобразить фигуру девушки. После того как она готова, можно ее одевать. Рассмотрим складки двух видов: которые развевает ветерок и которые находятся в состоянии покоя. Что же происходит с юбкой под действием ветра? Она начинает колыхаться. Складки преобразовываются из прямых в волнообразные. Такие заломы мы уже умеем рисовать. В пункте про сложные драпировки разбирался процесс из построения. А здесь мы просто скажем, что рисовать одежду намного сложнее, чем ткань, подвешенную на стену. Особенно трудно это делать, когда на улице ветер. Юбка не будет все время колыхаться по одной и той же траектории, поэтому нужно уловить момент, сфотографировать в памяти складки, и рисовать их уже по своему воображению. Изображать юбку в состоянии покоя намного проще. Здесь складки не колышутся, и чаще всего спадают вниз ровными полосками. Конечно, это верно только при условии, что девушка стоит.

А как же нарисовать джинсы на фигуре? Здесь придется вспомнить то, как мы рисовали одеяло. Плотная ткань складывается в грубые складки, в которых тень можно считать условной. Обычно художники оставляют белую полоску по центру ноги и от нее начинают изображать массивные складки. Стоит помнить, что все заломы будут идти под углом, а не по горизонтали.

Здесь вы можете увидеть пошаговое руководство, которое поможет вам изобразить ткань акварелью

Так же как и при рисовании любого другого трехмерного объекта, при рисовании ткани необходимо подумать о свете и тени. Ткань полна складок и необычных форм, поэтому вы должны уделить внимание тончайшим изменениям объема и успешно их воспроизвести. Чтобы попрактиковаться, соберите в своей студии простой натюрморт из нескольких кусков ткани разных цветов. Избегайте ровно лежащих тканей – поместите коробку или две под них, чтобы ткань выглядела интересно, и установите источник яркого света, чтобы добавить в композицию тени.

Исходное фото

Шаг 1


Начинайте с легкого карандашного наброска этих тканей. Помните, что края и складки отбрасывают тень с противоположной стороны от источника света на другие части ткани. Обозначьте это карандашом как можно больше, но будьте осторожны, просто обозначая тень, без ее заполнения.

Шаг 2


Начните с одного цвета, выделите самые темные участки теней. Они не должны быть слишком темными, чтобы вы могли вернуться к ним потом и сделать их темнее. Плоские кисти хорошо справятся с этим, они помогут нанести слой краски, а также обозначить четкие детали, ровные границы.

Шаг 3


После того, как акварельная краска высохла, проработайте остальные участки более светлыми и более темными растворами краски, в зависимости от тона, который вы хотите получить. Оставьте нетронутыми только самые светлые участки. Помните, что если предыдущий слой краски еще не высох, вы можете стереть ее границы и потерять четкие различия между тонами. И наоборот, если вам нужно исправить ошибку, такую как слишком темный тон, необходимо сделать это, пока эта область еще не высохла.

Совет : вы можете добавить чуть-чуть черного или серого для обесцвечивания областей и их объединения с более темными тонами, особенно если вы замечаете, что добавляя слои краски, вы только усиливаете интенсивность цвета. Никогда не используйте только черный для обозначения тени. Многие тени – это просто более темные оттенки одного цвета.

Шаг 4


Повторите процедуру со всеми цветными тканями в вашей композиции. Лучше всего рисовать каждую цветную ткань отдельно целиком, чтобы избежать ситуации, когда вы случайно берете не ту кисть и добавляете неправильный цвет.

Шаг 5


Если вы подготовили более темный цвет для фона, то светлые оттенки тканей на переднем плане могут выделиться. Темные тона имеют свойство отступать, а светлые выходят на первый план. К тому же, темный фон поможет сделать тона тканей трехмерными, так что это нужно иметь в виду при составлении композиции. Что касается теней тканей, избегайте черного цвета на фоне, но поработайте со светом в комнате. Свет от лампы накаливания должен быть теплым, и теплый, темный фон из умбры (Umbers) и охры (Ochres) должен подойти. Флюоресцентный свет будет холоднее и зеленее, а естественный свет поможет сбалансировать тепло и холод.