Дом усадьба рукавишниковых. Особняк Н. А. Симоновой - Е.К. Рукавишниковой. «Мы пойдем другим путем…»

В 50 км от Нижнего Новгорода в селе Подвязье Богородского района находится старинное романтичное место - дворянская усадьба Подвязье, или имение Приклонских-Рукавишниковых.

Усадьба Приклонских-Рукавишниковых - уникальный архитектурный ансамбль XVII века, родовое гнездо богатейших дворян Приклонских, миллионеров Рукавишниковых, основанная в XVI веке и донесшая до нас давно исчезнувшие краски и стиль прошлых веков.

Немного истории.
В 18 веке усадьба стала собственностью директора Московского университета Михаила Васильевича Приклонского, дворянского рода. Старинное имение было обновлено, построили большой барский дом, флигель, служебный и хозяйственный корпуса, разбили сад с яблонями, смородиной, сливовыми и вишневыми деревьями.
В конце XIX века усадьба была под присмотром последней из рода дворян Приклонских - Прасковии Андреевны, похоронившей мужа и единственную дочь. Имение начало приходить в упадок.
В 1877 году молодой купец Сергей Михайлович Рукавишников приезжает в Подвязье. Он полон сил, энергии и уверенности в себе. Цель его визита одна – любой ценой и за любые деньги купить усадьбу. Но, к сожалению, старушка Приклонская отказывает ему со словами «никогда усадьба, принадлежавшая столбовым дворянам Приклонским, не будет принадлежать бывшим крепостным». Такой отказ Рукавишников стерпеть не мог. Да у него были огромные капиталы, доставшиеся ему от отца, и он мог позволить себе многое, но историю своей фамилии он купить не мог. Лишь спустя два года после смерти последней Приклонской он смог приобрести усадьбу. Рукавишникову было ненавистно все, что связано с Приклонскими и его «позором», поэтому облик усадьбы меняется решительным образом. Первым делом новый хозяин приказывает засыпать территорию усадьбы трехметровым слоем земли, в итоге первые этажи строений оказались под землей. Был полностью изменен экстерьер главного дома, вся лепнина, украшавшая дом, была беспощадно сбита и дом был покрыт слоем цемента (в те времена это был последний писк моды). Появились постройки из красного кирпича (кузницы, конюшни), различные новшества: водопровод, электричество, паровое отопление, были устроены оранжереи с ананасами и персиками, дающими плоды даже зимой.

ХХ век, как и многие другие усадьбы, не пощадил и имение в Подвязье. Грациозные строения превратились в развалины. Парк зарос. Спуск к реке почти перерезан оползнем склона.

Сейчас усадьба Приклонских – Рукавишниковых восстанавливается усилиями Жанны Потравко. Чтобы восстановить былую мощь и роскошь усадьбы нужны инвесторы, которых, к сожалению, пока нет. Сейчас все что удается это не дать разворовать всё то, что осталось от усадьбы, расчистить ее от мусора и хоть что-то восстановить и возвести под крышу.

Первое, что встречает гостей это Воскресенская церковь (1818 г.)


В начале XIX в. в память о победе над Наполеоном владелец усадьбы Андрей Богданович Приклонский выстроил в селе в необычной для православной традиции архитектурной манере храм-ротонду. О церкви этой сообщалось, что она «построена в 1818 г. на предмет поминовения родителей и жены его, Приклонского… Фасад ея нового вкуса, а именно: церковь кругообразная с высоким от купола до креста пирамидальным щипцом», развалины которой, к огромному сожалению, можно сегодня наблюдать, а рядом с храмом выстроили звонницу в виде триумфальной арки.


В середине 40-х годов каменный храм был разграблен и использовался как овощехранилище. Время и расхитители из местных жителей, растащившие всё имущество и даже кровлю довершили разрушение усадьбы. Долгое время здание церкви представляло смертельную опасность для попавших сюда людей. Сейчас свод купола обвалился полностью. От иконостаса остались лишь гвозди в стене. Вместо прежних витражей – пустые проёмы окон.












В этой же церкви в подвале находился и семейный склеп Приклонских, Рукавишников приказал замуровать его.


С холма церкви открывается вид на само поместье находящееся за забором. Чтобы тут всё окончательно не разграбили, двери и ворота закрыты и попасть внутрь можно только по предварительному согласованию с Жанной. Мы разумеется этого ничего не знали и просто так приехали, на наше счастье на двери висит номер телефона по которому можно все вопросы решить.




Водонапорная башня, построенная в готическом стиле


Спустя 5 минут мы были уже на территории усадьбы. Вход 250 руб с человека. В подарок небольшая ознакомительная экскурсия и неограниченное время на территории усадьбы.


Само поместье находиться на высоком, 70-ти метровом мысе, с которого открывается отличный вид.






Заходим внутрь. Эта главная дорожка, которая ведет от церкви к центру усадьбы. Слева технические постройки, справа курятник.


Церковь, вид из усадьбы.


Птичий двор




За курятником водонапорная башня


Слева технические постройки и уличная печь.




Подходим к самому центру усадьбы.


Слева, не доходя до главного дома, оранжерея


Немного истории.
Сергей Михайлович был человеком острого ума и любил все новое, постоянно выписывал из-за границы различные технические новинки - начиная от водопровода, рабочий по сей день, и заканчивая теплицами, где среди зимы росли фрукты и плавали в бассейне экзотические рыбы. На территории усадьбы при Рукавишникове располагались четыре оранжереи, которыми заведовал самый знаменитый в губернии биолог, агроном-селекционер А.В.Португалов, который постоянно экспериментировал, выращивая виноград, персики, абрикосы. Следует отметить, что все оранжереи были устроены по последнему слову техники: «постройка величиною 17х5 саженей, передняя стена и бока каменные, задняя стена и крыша стеклянные, в железных рамах, разделяется на теплицу, состоящую из 3-х комнат, котельную парового отопления в 1 комнату». Стеклянная крыша оранжереи механически поднималась и опускалась, и была сделана из французских стекол, толщиной 15 мм. В усадьбе были три отопительных котла французской фирмы «сан-гали», которые подавали тепло в господский дом, оранжереи и церковь. Один из котлов до сих пор сохранился и стоит в нижнем этаже господского дома.






Между оранжереей и главным домом находятся "купальные ворота". Именно от них раньше был спуск к реке.


Главный дом,расположенный в центре усадьбы


Напротив дома построен полукруглый корпус с хозяйственными постройками.


Вместе и дом, и корпус образуют небольшую площадь в центре усадьбы.





Главный дом.
Барский дом Рукавишниковых из 40 комнат, обставленных мебелью из ценных древесных пород, стал просто роскошным, украшенный бельведером, с которого можно было наслаждаться видами окрестностей, сидя в креслах павильона на крыше дома.






Здесь, со стороны площади когда то располагался главный вход в дом. Но Рукавишников «развернул» дом: главный вход был заложен кирпичом и появился вход с другой стороны. Это было неудобно и гостям приходилось обходить дом, но такова была воля хозяина.


















Обходим дом и идем к главному входу, который по распоряжению Рукавишникова, был перенесен на сторону реки.




























Один из отопительных котлов






Полукруглый корпус хозяйственных построек образует площадь. Это небольшая копия Адмиралтейской площади Санкт-Петербурга. В этом корпусе когда-то располагались пекарня, огромный рыбный ледник, молочная, гаражи. В нижних этажах размещались конюшни


Главные ворота. Именно через них раньше попадали в усадьбу. Сейчас дорога к ним заросла.






Ледник, принцип работы заключается в сборе холода в зимний период и сохранение его летом. Здесь можно надежно содержать мясные и рыбные продукты на протяжении всего года.








Пекарня






Все помещения отделаны толстенной плиткой.




Гаражи. Рукавишников купил в Англии две самоходные паровые машины именно для них и были построены гаражи








В нижних этажах располагались конюшни.








Второй этаж, над конюшнями и вид на кузницу










Спуск в подвал










Выходим через главные ворота и идем по направлению к водонапорной башне


По дороге в кустах стоит коровник












Водонапорная башня построена в 80-е годы 19 века.
Поскольку усадьба находится на мысу, представляющему один большой камень, то была серьезная проблема с доставкой воды. При С.М. Рукавишникове эта проблема была решена. Из Франции были доставлены все системы водоснабжения, в том числе насос для водокачки, два водяных насоса: 7-сильный и 25-сильный, позволявшие бесперебойно обеспечивать подачу воды в водонапорную башню и кузницу.




Первый этаж был закрыт, но открытой оказалась лестница на второй и третий этажи


Внутреннее помещение


Подъем на третий этаж




Вид из окна


После осмотра основных построек обязательно спуститесь к реке. Там внизу когда-то находились главные или речные ворота в усадьбу


Идти до них примерно 700 метров, по узкой дорожке вымощенной камнем, с одной стороны которой высокий холм, а с другой глубокий овраг.


По камням идти не совсем удобно, непонятно как тут раньше на лошадях проезжали.


Речные ворота (конец 19 века) выглядят словно небольшие крепостные башни.
Они состоят из двух элементов: сторожевого помещения и высокого пилона, между которыми находились решетки ворот со сложным декоративным рисунком и по силуэту напоминающие крылья бабочки. Сама сторожка была выполнена в виде двухъярусной башни, напоминающей средневековый замок.










Забраться на второй этаж можно прямо по холму, к которому прилегает башня












Поднимаемся обратно. Как оказалось, на такой жаре, спускаться было намного проще.)))


Вид на главный дом со стороны парка.




Неотъемлемой частью усадьбы Рукавишниковых является парк с центральной липовой аллеей, помнящей шаги и шелест платьев некогда прогуливающихся здесь хозяев.




Слева от аллеи растет трехсотлетняя лиственница. Существует поверье, что здесь можно загадать желание и оно обязательно сбудется, надо лишь обнять это дерево.


А у того, кто сможет обхватить её сразу одним махом, желание сбудется немедленно.)))




На против лиственницы, по другую сторону аллеи построили кузнецу. Её специально отодвинули подальше от барского дома, что бы в случае пожара она не спалила всю усадьбу.












Идем обратно, к выходу. Нас провожает только корова, которая печально смотрит нам в след, т.к. туристы здесь очень редкие гости.


Помещение через которое мы зашли и сейчас выходим.








фото Июнь 2016

Популярные за человека!

Усадьба Рукавишниковых - государственный историко-архитектурный музей-заповедник в Нижнем Новгороде.

Усадьба Рукавишниковых - самое заметное и богатое здание Верхне-Волжской набережной . Главный дом усадьбы украшен лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. На втором этаже усадебный дом связан с двухэтажным кирпичным флигелем. Во внутреннем дворике расположены фонтан и веранда.

Здание усадьбы является объектом культурного наследия регионального значения.

История усадьбы Рукавишниковых

Изначально двухэтажный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Якову Серапионову Везломцеву , а в 1868 году годах на торгах был куплен нижегородским купцом 1-й гильдии Михаилом Григорьевичем Рукавишниковым . Согласно окладной книге 1871 года, дом был оценен в 4000 рублей.

После смерти Михаила Григорьевича, сын Сергей Михайлович Рукавишников решает превратить усадьбу на набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо.

Проекта реконструкции усадьбы не обнаружено. Известно, что в 1975 году начались работы по возведению нового здания усадьбы, а 1876 году в усадьбу был проведён водопровод, для чего на территории строится одноэтажное каменное здание для размещения локомобиля - устройство для подъёма воды. Основные строительные работы главного дома были закончены к 1877 году, отделка внутренних помещений продолжалась и позже вплоть до 1880-го года.

В состав нового усадебного дома был включён объём старого здания усадьбы, а в некоторых местах частично сохраняет планировочную структуру старого дома.

После завершения реконструкции дом-усадьба Рукавишникова становится самым заметным и богатым в Нижнем Новгороде.

В советское время усадьба Рукавишникова была национализирована. В 1918 году сюда переехал Губернский музей. С 1924 года в усадьбе получил постоянную прописку краеведческий музей, ныне Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник - старейший и самый крупный музей Нижегородской области.

С 1994 по 2010 годы в здании усадьбы проводились реставрационные работы, которые включали в себя максимально возможное восстановление первоначальной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания.

Музей-заповедник «Усадьба Рукавишниковых»

За более чем столетнюю историю существования музея, накоплены богаты коллекции, насчитывающие более 320 тыс. единиц хранения. Это музейные предметы из частных собраний дворян Абамелик-Лазаревых, Шереметевых, В.М. Бурмистровой (урожденной Рукавишниковой), Д.В. Сироткина, А.О. Карелина и многих других.

Есть в Нижнем Новгороде место, которое ежегодно посещает тысячи туристов. Да и сами горожане любят время от времени ходить туда на экскурсии, чтобы прикоснуться к прекрасному. Речь идет о жемчужине – государственном историко-архитектурном музее-заповеднике «Усадьба Рукавишниковых» в Нижнем Новгороде, которая является крупнейшей и старейшей в Нижегородской области.

Музей-заповедник сегодня

История дома-музея «Усадьба Рукавишниковых» в Нижнем Новгороде свое начало берет с 1896 года. Именно тогда двери особняка открылись для посетителей. За свою вековую историю музей накопил уникальную коллекцию, которая включает более трехсот тысяч экспонатов, представляющих культурную ценность. Это и произведения графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, а также ткани, мебель, изделия из металла. На сегодняшний день в Нижнем Новгороде открыты восемь филиалов этого музея.

Главный экспонат музея – сам особняк Рукавишниковых, который не только в Нижнем Новгороде является объектом культурного наследия. Это величественное здание считается ярким примером купеческого усадебного архитектурного комплекса конца ХIХ столетия. Построенный в 1877 году особняк, принадлежавший миллионеру Сергею Рукавишникову, в городе стал самым роскошным. В 1924 году советское правительство приняло решение о предоставлении помещений усадьбы в распоряжение местного краеведческого музея. Сегодня объектом демонстрации Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника являются интерьеры усадьбы, само здание, выставки и богатые коллекции памятников культуры. Здесь даже экспонируют «Особую кладовую» – выставку, где можно увидеть изделия из драгоценных металлов.

История усадьбы

Первый дом, принадлежащий владельцу нижегородского сталелитейного завода Г.Рукавишникову, появился на Верхне-Волжской набережной в 1840-х годах. Ничем особенным он не выделялся, но когда имение перешло к наследнику, С.Рукавишному, ситуация изменилась. Он решил превратить скромный по меркам миллионера двухэтажный дом в роскошную усадьбу в стиле итальянского палаццо. Архитекторы и художники помогли купцу осуществить его задумку. К зданию достроили третий этаж, крылья фасада, парадную лестницу из мрамора. Особняк обильно украсили лепниной, паркетом, атлантами, горельефами. Восемь человек (членов семьи Рукавишниковых) проживали в пятидесяти комнатах!

О небывалой роскоши усадьбы-дворца купца Рукавишникова говорили не только в Нижнем Новгороде, но и далеко за его пределами. Величественное сооружение не раз упоминалось в художественных произведениях известных писателей. И сегодня слава этого комплекса притягивает тысячи туристов.

Туристам на заметку

Если вы планируете посетить музей-заповедник «Усадьба Рукавишниковых», он располагается по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, набережная Верхне-Волжская, 7. Двери комплекса открыты со вторника по четверг с 10 до 17 часов, в субботу и воскресенье с 12 до 19 часов. Стоимость входного билета составляет 80 рублей для россиян и 200 рублей для иностранцев. Можно заказать обзорную экскурсию по особняку, посетить экспозиции «Отечественная война в народной памяти» и «Особая кладовая». Детям школьного возраста понравятся специальные программы и костюмированная экскурсия «Ожившая история». Стоимость экскурсий договорная. Добраться к музею «Усадьба Рукавишниковых» можно любым видом наземного транспорта. Выйти необходимо на остановках «Речное училище», «Академия водного транспорта».

Интересны для посещения туристов и другие знаменитые усадьбы - Коломенское и Архангельское.

Будущий дом велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить. Чертежи-планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом-дворец. И во дворце сто комнат. И зал в два света. И лестница - мрамор, какого нет нигде. И будет тот дворец стоить ровно миллион…Пусть весь город ахнет. Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются. Где стоять дворцу тому? Не в улице же узкой, где дома по обе стороны. А на набережной на верхней…
Так написал И.С. Рукавишников в романе «Проклятый род» о мечте своего отца.

Рукавишниковы - одна из тех громких фамилий, с которыми Нижний Новгород связан исторически: купцы, заводчики, банкиры Рукавишниковы в XIX веке были известны по всей России.
Родоначальник династии Григорий Михайлович Рукавишников не родился предпринимателем. Он был обычным кузнецом посёлка Красная Рамень Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Предпринимательская жилка проявилась у него позднее: перебравшись в 1817 году вслед за Макарьевской ярмаркой в Нижний Новгород, он купил несколько лавок и начал довольно бойко торговать железом. Дело шло хорошо - количество лавок росло, капитал множился, и довольно скоро Григорий Михайлович основал собственный железоделательный завод. В 1836 году за свою деятельность он был даже награжден медалью от департамента мануфактур и внутренней торговли.
На детях Григория Рукавишникова природа тоже не отдыхала. При его сыне Михаиле Григорьевиче дело достигло своего высшего расцвета. Михаил унаследовал от отца острый смекалистый ум и бесконечное трудолюбие. Он не выносил безалаберности, лени, держал в сильных руках не только тех, кто на него работал, но и себя самого. Под конец жизни за свой характер Михаил Григорьевич получил прозвище Железный старик.
Приняв от отца дело, Михаил Рукавишников сумел так его поставить, что очень скоро стал монопольным поставщиком железа в Нижегородской губернии. Его деловая репутация была настолько непоколебима, что владельцы уральских горных заводов - князья Голицыны, Строгановы, Абамелек-Лазаревы - предпочитали иметь контакты только с фирмой Рукавишникова. Состояние фамилии росло как на дрожжах. Михаил Григорьевич открыл крупные лавки-склады в Нижнем Новгороде, большой конный завод в Подвязье на Оке, а также сталелитейный завод в Канавине, производивший едва ли не лучшую сталь в России: продукция Канавинского сталелитейного завода поставлялась как во многие русские губернии, так и за границу. Побывавший на заводе высокий столичный чин со знанием дела заявил: «Я имел случай убедиться, что стальная фабрика господина Рукавишникова опередила многие другие». В течение всей жизни Михаил Рукавишников совершенствовал производство, перенимая лучший опыт у своих же конкурентов. Почётный гражданин Нижнего Новгорода, мануфактур-советник, член губернского попечительского о тюрьмах комитета, первой гильдии купец Рукавишников был одним из самых влиятельных лиц в городе.
Говорят, гены не спрячешь. Напомню, основатель купеческого рода Григорий Рукавишников изначально был кузнецом и, вероятно, кузнецом не бесталанным: наклонности к прекрасному проявились уже в ближайших его потомках. Его внук, сын Железного старика, Митрофан Михайлович был знатоком и собирателем предметов искусства. Многие картины из его частной коллекции («Ковер-самолет» Васнецова, «Дама под зонтиком» Крамского) и сегодня украшают залы Нижегородского художественного музея. Брат Митрофана, Сергей Михайлович Рукавишников оставил память по себе строительством великолепных зданий, которые и сегодня являются украшением Нижнего Новгорода, в том числе усадьба Рукавишниковых на Верхневолжской набережной.

Глава купеческого рода Михаил Рукавишников в 1840 году купил у купца Серпиона Везломцева двухэтажный дом на Откосе. Его сын Сергей унаследовав дом, решил превратить его во дворец. Он решил превратить скромный по меркам миллионера двухэтажный дом в роскошную усадьбу в стиле итальянского палаццо. Архитекторы и художники помогли купцу осуществить его задумку. К зданию достроили третий этаж, крылья фасада, парадную лестницу из мрамора.
Строительством заведовал приглашенный из Москвы архитектор Петр Бойков, скульптуры выполнил знаменитый художник Михаил Микешин. В усадьбе первой в городе появилось электричество, работал лифт.

Кстати, старый двухэтажный дом Сергей Рукавишников спрятал в своей царственной усадьбе во время постройки. Это одна из тайн дома, которую обязательно нужно знать. Есть много версий такого решения хозяина. Первая – Рукавишниковы были расчётливыми, и им экономически более выгодно было сохранить старый дом, надстроив вокруг него новый. Вторая более интересна - владелец усадьбы поддался на уговоры матери, которая пожелала, чтоб старый дом был сохранён. А в своем романе Иван Рукавишников подробно рассказывает историю тётушки, которая категорически отказывалась покидать дом. Тогда купец выкупил у неё часть земли и построил новый дом, сохранив целыми и невредимыми тёткины комнатки с низкими потолками.

С внешней стороны здание украшено лепниной, атланты поддерживают балкон, горельефные фигуры кариатид занимают оконные простенки.

После завершения строительства дом оценивался в 15000 рублей. С владельца в городскую казну ежегодно брался налог 1933 рубля - самая значительная в Нижнем Новгороде сумма.

Первое, что видишь попадая в это здание - это широкая парадная лестница с огромными зеркалами и росписями.

Фотографировать разрешили только в трёх местах. Это сиреневая гостиная.

Выглядит шикарно. Кстати, в доме проживала семья из восьми человек. Хорошо быть миллионером!

И наконец - бальный зал. С хорошей акустикой, огромнейшим зеркалом и местом для оркестра.

И всё это было для шика. Не будем забывать, что Рукавишниковы - старообрядцы, для которых на первом месте - семья. Жили они на третьем этаже, где были простые обои, добротная мебель. Почти весь третий этаж был отдан детям, которых в семье было много. Да и сам хозяин дома редко пользовался помпезным кабинетом на первом этаже. Миллионера-старообрядца легко можно было узнать по добротному, но скромному костюму тёмных тонов, отсутствию дорогих украшений. Он отличался умеренностью в употреблении пищи и часто избегал шумных светских увеселений. Вот на что старовер денег не жалел – это на совершенствование своего бизнеса – научные разработки и инновации, и, конечно, на благие дела.

Усадьба Рукавишниковых является объектом культурного наследия регионального значения, федеральной собственностью и входит в состав музейного объединения ГБУК «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей — заповедник».

Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву и перешел за долги в 1840-х гг. владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику — процентщику М. Г. Рукавишникову.

Его наследник С.М. Рукавишников решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, который выполнил проект реконструкции старого дома — превращения его в здание дворцового типа и художник из Петербурга М.О. Микешин, автор богатого фасадного декора.

Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и надстроил третьим этажом, с южной стороны пристроил мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом.


Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем. Внутренний дворик с фонтаном и верандой — уютное место отдыха. По завершении реконструкции, в 1877 г., Дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым в Н. Новгороде. В целом, это — пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в.

В 1924 г. в особняке бывшей усадьбы купца С.М. Рукавишникова на Верхне-Волжской набережной получил свою постоянную прописку краеведческий музей, ныне Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Именно с этим домом многие поколения нижегородцев связывают понятие Музей, где посетитель всегда мог познакомиться с отечественным и зарубежным культурным наследием.

За более чем столетнюю свою историю музеем накоплены богатейшие (более 320 тыс. единиц хранения) коллекции. Среди них музейные предметы из частных собраний дворян Абамелик-Лазаревых, Шереметевых, из коллекций представителей купеческого сословия В.М. Бурмистровой (урожденной Рукавишниковой), Д.В. Сироткина, из собрания нижегородского фотографа А.О. Карелина и многих других.


В течение 16 лет (с 1994 г.) двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо были закрыты. В 2010 году реставрационные работы на красивейшем здании Верхне-Волжской набережной завершены. Предпринятое максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания, во многом подтверждает свидетельства современников строительства особняка.

Главный дом усадьбы — объект культурного наследия, интереснейший памятник гражданской архитектуры последней четверти ХIХ в., в наши дни стал таким же, каким он был ярко и самобытно представлен в художественном произведении одного из потомков знаменитого купеческого рода.

В наши дни объектами показа являются архитектурные особенности здания, эстетические качества его интерьеров — их стильность, характер и насыщенность отделок, художественная цельность. В ходе экскурсии прозвучит история знаменитого дома и его обитателей.


7 сентября 2010 года началось знакомство горожан и гостей нашего города с дворцом Рукавишниковых, с новой страницей в истории знаменитого особняка. Благодаря комплексной реставрации особняка Рукавишниковых посетителям предоставлена уникальная возможность совершить экскурсию по залам дворца.

Интересные факты:

Одна из главных тайн — дом в доме. Шпиль на крыше усадьбы указывает, где был старый дом. Сергей Рукавишников спрятал его во время постройки своей царственной усадьбы. Если несколько версий такого решения, одна из которых состоит в том, что владелец поддался на уговоры своей матери, пожелавший сохранить старый дом. Другая — экономический расчет, что выгодней надстроить новый дом вокруг старого. А в своем романе Иван Рукавишников подробно рассказывает историю тетушки, которая категорически отказывалась его покидать, и оттого дом пришлось сохранить, оставив тетушка жить там. Кстати, в существовании старого дома можно убедиться самостоятельно, так как западное крыло дворца полностью сохранило планировку старого дома.

Пол с секретом. Интерьер комнаты самый обычный, а вот паркет с загадкой. Стоит отойти к двери и присмотреться, как вы увидите, что обычный пол будто приподнимается и становится объемным. А если отойти к другой двери — паркет опять меняет свой рисунок и напоминает плитку шоколада.

Дворник на крыше. Посетители усадьбы частенько удивляются необыкновенному объекту — около винтовой лестницы на чердак притаился дворник! А разгадка в том, что в свои времена Рукавишниковы нанимали огромный штат прислуги, — ведь дом большой и требовал особого ухода. И даже дворника для крыши! В сильные снегопады он каждый день расчищал сугробы на крыше особняка, чтоб снег не скапливался, не подтекал и не разрушал потолки здания.

Режим работы:

  • вторник-четверг — с 10:00 до 17:00;
  • пятница,суббота, воскресенье и праздничные дни — с 12:00 до 19:00.
  • Выходной день-понедельник, последний четверг месяца — санитарный день.
  • Касса закрывается за 40 минут до окончания работы музея.

Телефоны: 8(831)422–10–50, 422–10–8