«Дом под рюмкой» на Остоженке. «Дом под рюмкой» Дом под рюмкой на остоженке


И снова привет всем моим дорогим читателям! Я почти точно уверен, что вы любите фотографии с крыш) А красивых закатов - тем более. А если снимки сделаны ещё и совсем недалеко от центра столицы, то уж точно прочитаете этот фотоотчёт. На этот раз мы дождемся красивого заката на крыше знаменитого памятника архитектуры - доходного дома Филатова, выполненного в стиле "модерн". Более известного в народе, как "Дом под Рюмкой". А посмотреть фотографии с прогулки, полюбоваться на Храм Христа Спасителя в закатных лучах и узнать историю названия - вы сможете под катом;)

На самом деле, посетить этот дом я хотел давно, поскольку в нем меня интересовала не только крыша, но и красивые парадные наряду с интересной архитектурой и декоративным оформлением. А как-то раз к нам в гости приехали друзья из Петербурга и предложили отправиться на небольшую прогулку по необычным местам столицы. Сказано-сделано, и я решил провести их маршрутом уютных улиц Китай-города, а оттуда - в район Красной площади и Храма Христа Спасителя. По пути мы также посетили крышу заброшенного общежития, довольно популярное место в своих кругах. Кстати, в репортаже будет одна фотография и оттуда. А затем, проходя мимо Дома с Рюмкой, мы решили проверить и его. Нам повезло, и крыша оказалась открыта. После, мы побывали там ещё несколько раз. Этим летом старый способ попадания на крышу стал недоступен, но нам с подругой удалось попасть на верхнюю часть здания и оказаться непосредственно перед башенкой-"рюмкой". А основная часть фотографий с крыши была сделана уже весной, когда мы с друзьями отправились смотреть закат и попутно провести небольшой фотосет.

А теперь немного истории "Дома под Рюмкой":

"Доходный дом Я. М. Филатова - памятник архитектуры, расположенный в городе Москве. Состоит из двух частей, речь в репортаже пойдет про правую - высокую. Архитектурное сооружение выстроено в 1907‑1909 годах архитекторами В. А. Дубовским и Н. А. Архиповым. Фасады здания выполнены в стиле модерн. Интерес с точки зрения архитектуры представляют уникальные рельефные узоры, керамический фриз над окнами пятого этажа, а также колоколообразный шатёр над угловой башенкой..."

1. Заходим в дом, поднимаемся по лестнице, перед нами - открытый чердак. Начинаем непосредственно с самой высокой части здания. Перед нами та самая башенка, напоминающая внешне перевернутую вниз рюмку. Поэтому строение в народе и прозвали « Домом под рюмкой» . С этим неофициальным названием особняка ассоциируется также и одна московская легенда, которая гласит, что купец Яков Михайлович Филатов страдал от алкогольной зависимости, из-за чего чуть не лишился своих владений, но, к счастью, вовремя спохватился. Символом этого события и служит перевёрнутая рюмка на крыше здания...

"...После строительства доходного дома Филатова архитектора обвинили во всех «модернистских» грехах, а дом назвали «чудовищно нелепым зданием». Сам Филатов тут не жил, так как ему принадлежало несколько зданий в Москве, в том числе и Дом с рыцарями на Арбате. В СССР в здании размещались коммунальные квартиры, одну из которых в начале 1990-х годов приобрёл галерист и публицист М. А. Гельман. До настоящего времени доходный дом практически полностью сохранил свой первоначальный облик, он по-прежнему остаётся жилым. Здание является одним из выявленных объектов культурного наследия регионального значения"

2. А это фото с нижнего яруса. С крыши здания открываются виды на Волхонку, галерею Ильи Глазунова, сквер перед ГМИИ им. Пушкина и башни Московского Кремля.

3. Но самый колоритный ракурс - на Храм Христа Спасителя. Особенно выигрышно смотрятся его золотые купола на фоне закатных облаков.
Именно хотя бы ради этого вида стоило сюда идти).

4. Но вся основная красота - с другой стороны. Где за высоткой МИД и деловым центром "Москва-Сити" непосредственно заходило солнце.

5. Розовые пастельные цвета неба над Кремлевскими башнями.

6. Обычно я не выкладываю в своём живом журнале фото людей, но здесь решил сделать исключение. Ведь именно на крыше "Рюмки" мы провели небольшой фотосет с двумя Машами. Один из снимков я решил привести в этом репортаже в качестве бонуса.

7. А эта фотография стоит особняком от других, ведь сделана из другой локации, но по сути по той же тематике.
Крыша на Китай-городе и виды в сторону высотки на Котельнической набережной и гостиницы «Свиссотель Красные Холмы».

8. Закатные тона облаков над столицей. В этой части дома - крыша двускатная.

9. Но сделаем паузу и отправимся на изучение парадной. Главная лестница довольно аскетичная и классическая.

Элитный жилой дом, известный москвичам как «Дом с рюмкой» , находится в начале улицы Остоженка.

Квартиры и пентхаусы в ЖК «Дом с рюмкой»

В доме 30 квартир площадью от 150 до 400 кв.м. Представлен двухуровневый формат. На верхних этажах расположены видовые квартиры с мансардами и открытыми террасами. В доме высокие потолки — 3,4 м. Оборудованы балконы и эркеры. Из окон открываются виды на Храм Христа Спасителя, Остоженку и во двор.

О комплексе

Постройка датируется 1909 годом. Это бывший доходный дом купца Я.М. Филатова. Здание реконструировано, ему присвоен статус «объекта культурного наследия».

Фасады шестиэтажного углового дома выходят на Остоженку и в 1-й Обыденский переулок. Двор комплекса закрытый. Часть помещений первого этажа арендуется коммерческими предприятиями.

История «Дома с рюмкой»

Доходный дом купца Филатова построен в стиле московского модерна. Внимание привлекает шатер в виде колокола на угловой башне, напоминающий перевернутую рюмку. Существуют разные версии , почему рюмка стала композиционным центром дома.

Первая версия — легенда о раскаявшемся пьянице. Легенда гласит, что купец Филатов, едва не прокутивший состояние, дал зарок не пить, вновь разбогател — и на эти деньги построил дом. В знак победы над пагубной привычкой Филатов приказал водрузить на крышу перевернутую рюмку.

Сторонники другой версии склоняются к тому, что заказчиком был отец купца-кутилы, который пообещал подарить дом сыну при условии, что тот бросит пить.

Некоторые москвоведы утверждают , что купец Филатов вел благопристойный образ жизни и состоял в московской старообрядческой общине. Тогда рюмка обретает иную символику: старообрядцы за пьянство отлучали от церкви.

Ученые высказывают предположения иного рода. Изначально дом строил архитектор Нирнзее, приверженец минимализма. Затем его сменил Валентин Дубовской, адепт псевдоготического модерна. Поэтому рюмка, по мнению ученых, не что иное, как готический купол.

В начале улицы Остоженки почти за мощной фигурой Фридриха Энгельса внимательный взгляд может уловить вид необычной крыши московского доходного дома начала 20 века. Правая верхушка крыши на углу дома четко напоминает рюмку, только перевернутую с ножкой наверху.По данному столовому предмету дом и получил народное название «Дом под рюмкой».

По поводу этой рюмки уже давно и успешно муссируется в прессе и в народе одна легенда. Мол, купец Филатов, на средства которого был построен этот дом, когда то изрядно выпивал. Впрочем, как и многие тогдашние купцы, иногда засиживаясь «до журавлей». Это было не что иное, как питие напитков и обильное кушанье до утра. Участники такого застолья начинали трапезу в полдень и продолжали до 3 часов следующего дня. Тем, кто выдерживал, выносили запечатанный хрустальный графин коньяка, разрисованный золотыми журавлями. Стоил такой графинчик 50 рублей (для сравнения корова тогда стоила 3-5 рублей). Плативший за коньяк получал пустой уже выпитый графин на память. Богатые купцы даже соревновались в коллекционировании графинов. Говорят, что Филатов был так же очень хлебосольным хозяином и дом его всегда был полон гостей. И вот – то ли понимая, что скоро разорится, то ли как говорят — жена запилила, купец решил бросить пить. На заработанные и сэкономленные от спиртного средства решил построить доходный дом, кои в Москве начала 20 века плодились как грибы и приносили их владельцам солидный доход. А в память о том, что бросил пить, Филатов заказал у архитекторов поставить наверху дома перевернутую верх дном рюмку.

Не всем москвичам нравилась такая вольность в архитектуре. Как и сегодня не многое из новых строений нравится, так и тогда находилось немало критиков этого строения.

Первоначально «рюмка» была другая и очень напоминала башенку дома Кекушева

Вот, например, газета «Московский еженедельник» сообщала: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки…»

Первоначально рюмка на доме была изящная, а уже в недавнее время после капитального ремонта дома, выселения дома и превращения его в элитное квартирное владение, была заменена современной.

Ну а теперь давайте попробуем разобраться, что от людской молвы может быть правдой, а что ложью… Во-первых, дом этот строился в два этапа. Первую его часть левую четырехэтажную построил в 1904 году известный всей Москве своими «небоскрёбами» архитектор Эрнест Карлович Нирензее. Вторую, правую его половину, как раз под рюмкой, достраивал в1907-1909 годах архитектор Валентин Евгеньевич ДубовскОй (неправильно ДубовскИй) при участии Н.А.Архипова. Дубовской отличался в своих строениях тем, что применял собственную интерпретацию стиля модерн, который сочетал с оригинальными мотивами готики и романской архитектуры. Для творчества Дубовского характерны стилизованные замки, рыцари и псевдогеральдические звери, явно отправляющие нас в далёкое Средневековье.

Украшения дома под «рюмкой»

Вот и этот дом изобилует лепниной с необычными изображениями обнимающихся русалок и непонятных чудищ, низвергающих потоки из своего рта. Исследователи считают лепное убранство этого здания уникальным и больше по Москве не встречающимся. Архитектор прожил до 1931 года и в советское время занимался проектированием электростанции по плану ГОЭЛРО.

Дом Кекушева на Остоженке с похожей «рюмкой»

Во-вторых, мода делать на углах домов башенки с острым завершением была тогда по всей Москве. Достаточно взглянуть на вблизи расположенные дома. Поэтому версия ПЕРВАЯ: своеобразная рюмка — это дань моде и креатив архитектора.

Теперь о самой персоне домовладельца Филатова. Во всех источниках написано, что владельцем дома был Я.М. Филатов. Далее выясняется, что Яков Михайлович Филатов, как и многие московские купцы был старообрядцем, числился купцом 3-ей гильдии и был общественным членом-учредителем, а также попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища (сокращенно МСОРК). Эта община была образована после знаменитого царского указа «Об укреплении начал веротерпимости», после которого старообрядцы вышли из своего подпольно-нелегального положения и возымели право возводить собственные храмы и монастыри. И вот в январе 1907 г. Московским губернским правлением была официально зарегистрирована МСОРК — самая большая старообрядческая конфессия в России.

Мог ли такой человек как Филатов безбожно пить, будучи старообрядцем, про которых писали, что «они не пили, не курили, в театры бесовские не ходили»? Наверное мог! Как и другие купцы-старообрядцы, которые изрядно отрывались в гуляньях на летний период на занменитой Нижегородской ярмарке. Поэтому версия ВТОРАЯ: купец Филатов пил, бросил пить, и в знак этого события поставил рюмку.

Но… купцы 3-ей гильдии обладали капиталом всего от 8-ми до 20 тысяч рублей в год, что с трудом позволяло в начале 20-го века построить доходный дом в достаточно престижном тогда месте рядом с Храмом Христа Спасителя… В среднем, только участок под застройку в то время стоил около 150 тысяч рублей. И вот появляется версия о знаменитом Савве Морозове , о том, что заказчиком строительства мог быть именно он. Тем более что Савва Тимофеевич Морозов, тоже как и Филатов, был попечителем и членом МСОРК, и мог позволить себе такое строительство, будучи купцом 1-й гильдии и богатейшим человеком своего времени. И тоже, как и все купцы, возможно нещадно пил, а потом «завязал». Правда, кроме истории в трактире про лошадь и шампанское, ничего на тему «Морозов и алкоголь» не нашлось. А сама история такова: «Зашел как то утром Савва Тимофеевич в трактир и хозяин, желая угодить богатому посетителю, предложил ему шампанское. Тогда Савва Тимофеевич приказал трактирщику принести ведро шампанского и напоить лошадь. Хозяин тщетно пытался заставить лошадь пить. «Вот видишь, - сказал трактирщику Савва Морозов, - даже лошадь с утра шампанского не пьет, а ты мне суешь». Другая версия этой истории гласит, что не трактирщик решил угостить Морозова, а офицеры лейб-гвардии, сидевшие за соседним столиком в трактире, передали Морозову бутылку шампанского в качестве угощения. Посему версия ТРЕТЬЯ, но совсем натянутая: Савва Тимофеевич Морозов был заказчиком этого дома, и в честь того что не пил – приказал архитекторам поставить наверху эту рюмку. Я в эту версию совсем не верю, хотя бы потому, что Савва Тимофеевич трагически погиб в 1905 году, а эту часть дома строили только в 1907-1909годах.

Вот такой полный легенд дом стоит на Остоженке и почему наверху рюмка – теперь только гадать приходится! Мы рассказываем и показываем этот дом на наших и .

А Вы Идите и Смотрите!!! Сами или вместе с нами. И будьте аккуратнее со спиртными напитками! Если что – просто переверните свою рюмку!

Владение по адресу Остоженка, 3/14 на самом деле занимают два здания. До прихода к власти большевиков в 1917 году они находились в собственности Якова Михайловича Филатова - представителя купечества, почетного гражданина, причем, потомственного, и владельца компании по продаже сантехнических и электрических товаров.

Строение в 4 этажа по левую руку возвели в 1904 году. Автор проекта - зодчий Эрнст-Рихард Нирнзее. Доходное же владение, расположенное на стыке улицы Остоженки, 3 и 1-го Обыденского переулка, 14 построили в период с 1907 по 1909 годы уже по проекту архитектора .

Архитектура дома под рюмкой

Последнее здание выполнено с использованием техники сложно-сочлененных объемов с различающимися друг от друга завершениями.

При первом взгляде на дом по Остоженке, 3/14 внимание сразу акцентируется на угловом завершении колоколообразной формы и приводит к ассоциации с перевернутой вверх дном рюмкой. Именно из-за этого архитектурного элемента доходное владение Филатова прозвали «дом под рюмкой».

В Москве до сих пор жива легенда, связанная с этим зданием. Якобы, Филатов частенько «закладывал за воротник» и так «преуспел» в этом деле, что имел шанс пропить свое немалое богатство, но сумел себя остановить. Так вот, как напоминание, он вроде как попросил Дубовского изобразить на крыше дома перевернутую рюмку.

Но эта невероятная история так и останется городской легендой с прекрасным концом, т.к. такие завершения на домах в Москве встречаются нередко.

Стоит отметить, что во время последней реставрации дома Филатова на Остоженке, 3 прежняя «рюмка» была демонтирована, а ее место заняла выполненная под нее конструкция, но уже менее изящная.

Фасадные плоскости строения спроектированы в модерновом стиле и декорированы лепными изображениями морской тематики: морские чудища, головы рыб, заключенные в объятья русалки, а также водоросли и разнообразные ракушки. Кроме этого на стенах можно увидеть стилизации распущенных хвостов павлинов и необычных растений.

Над оконными проемами пятого уровня приковывает взгляд красновато-серая полоска фриза, составленная из керамических плиток абрамцевской майолики.


Этот необычный старинный дом в Москве с первого взгляда приковывает внимание, выделяясь из череды зданий на исторической московской улице Остоженка. Главным образом – потому что увенчан башенкой, явно напоминающей перевернутую рюмку. Что это за здание и почему оно имеет столь необычный вид?

В дореволюционные годы все знали его как доходный дом купца Якова Михайловича Филатова. Здание состоит из двух частей. Та его часть, которая и вызвала так много пересудов, построена в 1907-1909 годах по проекту архитектора В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова. Кстати, это был не единственный доходный дом богатого купца. Но именно его здание на Остоженке имеет такой странный облик и именно его окрестили в народе «Домом под рюмкой». Так почему же? Точная информация об образе жизни купца не сохранилась, поэтому до наших дней дошли сразу несколько версий.

Версия первая

Согласно этой легенде, заказчиком строительства дома был никто иной как отец молодого купца. Мол, его сын имел пристрастие к винопитию и, чтобы пристыдить и вразумить отпрыска, Филатов-старший показал ему свой новый дом и пообещал: «Если бросишь пить, подарю его тебе». Видя такую перспективу, сын решил отказаться от пагубной привычки.

Версия вторая

Купец Яков Филатов был весьма успешен в делах и богат. Отсюда и предположение, что обеспеченная жизнь стала причиной его вольного поведения: как многие купцы того времени, молодой мужчина любил гулять на широкую ногу в питейных заведениях, благодаря чему едва не разорился. Впрочем, он, дескать, вовремя одумался, бросил пить и даже приумножил свое состояние, в знак чего и построил этот доходный дом, увенчанный опрокинутой чаркой. Этой символической «рюмочкой», согласно данной гипотезе, купец отметил свое возвращение к трезвой и благоразумной жизни.


Версия третья

Если верить этой городской легенде, заказчиком дома был не отец купца, а его мать. Мол, женщина очень переживала по поводу пристрастия сына к алкоголю и решила посоветоваться со священником, как ей быть. Тот и рекомендовал построить для сына этот доходный дом с дешевыми квартирами. Как ни странно, совет помог, и сын бросил пить. Новый дом женщина приказала увенчать перевернутой рюмкой – в назидание потомкам.

Версия четвертая

Несмотря слухи по поводу пьянства купца Филатова, у «алкогольной» версии достаточно много противников. Они резонно замечают, что почетный гражданин, преуспевающий купец третьей гильдии Яков Михайлович Филатов был старообрядцем. Более того – членом-учредителем и попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. В связи с этим разговоры об алкогольной зависимости столь ярого приверженца веры выглядят неправдоподобно. Как мог быть пьяницей человек, который пользовался столь большим уважением у старообрядцев?

Согласно данной гипотезе, известный архитектор доходных домов В.Е. Дубовской в каждое свое детище любил привносить что-то новое, и столь характерный элемент здания на Остоженке – вовсе не перевернутая рюмка, а просто плод художественной фантазии архитектора, любившего экспериментировать с формами. Тем более что делать на углах зданий башенки в то время в Москве было модным.


Морские чудища

Впрочем, несправедливо было бы считать, что данное здание уникально и знаменито лишь благодаря перевернутой рюмке. Вся его архитектура весьма интересна и, между прочим, не имеет аналогов в Москве. Доходный дом чем-то напоминает замок. У дворового фасада очень необычна пластика объемов и выступов стен, а главные фасады завораживают загадочным лепным декором. В таинственных фигурах угадываются ракушки, морские водоросли, головы рыб, моллюски и сказочные подводные чудища. Кстати, именно из-за обилия изображений морских обитателей на фасаде здания выдвигается и пятая версия : мол, все строение, по замыслу архитектора, представляет собой морское царство, а перевернутая чаша, символично венчающая доходный дом, как бы низвергает сверху потоки воды.


Уникальный памятник архитектуры или нелепое здание?

Современные искусствоведы считают, что в доме на Остоженке отразились самые яркие тенденции архитектуры Москвы Серебряного века.

Кстати, в дореволюционной Москве столь смелое решение архитектора оценили не все. Вот что писала в начале прошлого века газета «Московский еженедельник»: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки!..»


Что же касается дальнейшей судьбы доходного дома, то после революции в нем обустроили коммунальные квартиры для горожан, а в конце прошлого века коммуналки постепенно стали преобразовываться в многокомнатные квартиры новых владельцев. До наших дней здание сохранило статус жилого дома.

Кстати, в начале XXI века знаменитую «рюмку» отреставрировали. Увы, после обновления она стала более современной и несколько утратила свой первоначальный вид, столь привычный москвичам-старожилам. Теперь память о ней хранят лишь ретро-фотографии.


В центре Москвы сохранилось еще несколько домов с причудливым декором. Например, потрясающе красивое здание на Чистых прудах, которое в народе называют .