Должны ли мы иметь чувство долга? Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство Подавлять себе долг и признавать

Или Советы Бывалых Читателей…


(очередность - в порядке моей личной симпатии)

Три самых любимых мною изречения:


Это я говорю не многим, а тебе, ведь мы друг для друга - достаточная аудитория. (Эпикур)


Доброе дело - дар, а не займ: не в силах подарить, оставь для себя. (А.Круглов)


Афоризм - это хороший способ блеснуть чужим умом, не имея собственного. (Василий Репин)


Не будь навязчив, чтобы не оттолкнули тебя, и не слишком отдаляйся, чтобы не забыли о тебе. («Библия»)


Часть друзей твоих порицает тебя, а часть хвалит; приближайся к порицающим и удалайся от восхваляющих. (««Талмуд»»)


Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек - всего от других. (Китайская мудрость)


У Бога выслужишь, у людей никогда. (Русская пословица)


Спорить спорь, а браниться грех. (Русская пословица)


Что за шум, а драки нет? (Русская поговорка)


Святым кулаком да по окаянной шее. (Русская поговорка)


Корова ревет, медведь ревет, а кто кого дерет, сам черт не разберет. (Русская пословица)


Всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит. (Русская пословица)


Собака лает, ветер носит. (Русская пословица)


Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась. (Русская пословица)


Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. (Сюнь-цзы)


Чернила ученого и кровь мученика имеют перед Небом одинаковую ценность.
(Коран)


Человек, живущий одиноко, существует только наполовину. (П.Буаст)


Если мы не всегда властны исполнить наше обещание, то всегда в нашей воле не давать его. (П.Буаст)


Благоразумие в беседе важней, чем красноречие. (Грасиан)


Началом спора бывает правдопободие, его пищею - упрямство, концом - гнев. (А.Оксеншерна)


Держитесь от меня поодаль, чтобы я мог вас уважать. (Ж.Ренар)


Что ты скажешь на это, физика? В отношениях между людьми трения ведут к охлаждению. (С.Е.Лец)


Друг мой, любить людей так, как они есть, невозможно. И, однако же, должно. И потому делай им добро, скрепя свои чувства, зажимая нос и закрывая глаза. (Ф.М.Достоевский)


Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство. (Ф.М.Достоевский)


Не следует обижаться на человека, который, будучи мало знаком с нами, тем не менее отзывается о нас дурно: его нападки относятся не к нам, а к призраку, созданному его воображением. (Лабрюйер)


Чем больше человек проявляет любви, тем больше люди любят его. А чем больше его любят, тем легче ему любить других. (Л.Н.Толстой)


Не судите о человеке по его друзьям. Помните, что друзья у Иуды были безукоризненны. (Э.Хемингуэй)


Нельзя пренебрегать исполнением долга из одного только страха нажить себе врагов или кому-нибудь не понравиться; исполнение долга дает человеку славу, польза от которой больше, чем вред от возможного врага. (Ф.Гвиччардини)


Каждый человек - как буква в алфавите: чтобы образовать слово, надо слиться с другими. (О.Мандельштам)


Отличный способ испортить с человеком отношения - сказать: "Нет, вы не так рассказываете этот анекдот". Потом рассказать по-своему. (Марк Твен)


Люди обычно ссорятся потому, что не умеют спорить. (Честертон)


Если бы лучше понимать то, о чем толкует другой, меньше было бы разногласий; если бы лучше понимать себя, их не осталось бы почти вовсе. (А.Круглов)


Благодеяния большинства суть не что иное, как долгосрочные займы. (А.Круглов)


Когда Эпиктета спросили, чем можно мстить своему врагу, он ответил: "Стараться сделать ему как можно больше добра". (Эпиктет)


Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки. (Антисфен)


Врагом способен стать любой, другом - далеко не каждый. (Грасиан)


Если крокодил сожрал твоего врага, это еще не значит, что он стал твоим другом. (А.Фюрстенберг)


Люди труднее всего прощают нам то плохое, что они о нас сказали. (А.Моруа)


Внимание - это удочка, на которую ловишь свое. (Виктор Кротов)


Оскорбления, встреченные презрительным молчанием, умолкают; раздражаться же по их поводу - значит отчасти признать их значительность. (Тацит)


Хороший честный человек - брат, а прохвост, хоть и брат - прохвост. (Н.Г.Гарин-Михайловский)


Господь даровал нам родных, но друзей мы, слава богу, вольны выбирать сами. (Этел Мамфорд)


О людях, живущих уединенно, порою говорят:"Они не любят общества". Во многих случаях это все равно что сказать о ком-нибудь:"Он не любит гулять", - на том лишь основании, что человек не склонен бродить ночью по разбойничьим вертепам. (Шамфор)


Если я говорю о другом человеке хорошее, а мое мнение хотят опровергнуть, мне твердят: "Понятное дело, он ваш друг!"... Почему не предположить иное: он мне друг, потому что достоин похвалы? (Шамфор)


Между злобным остряком и благородным доброжелательным остроумцем та же разница, что между наемным убийцей и светским человеком, хорошо владеющим шпагой. (Шамфор)


Море не отталкивает от себя ни единой реки. (Т.Фуллер)


Прежде, чем затеешь шутку, надо знать предел терпения у того, над кем хочешь подшутить. (Грасиан)


У одних "нет" звучит любезней, чем у других "да"; позлащенный отказ легче проглотить, чем сухое согласие. (Грасиан)


Человек порядочный в драку не спешит: ему есть что терять. (Грасиан)


Когда люди перестают друг друга узнавать, это значит, что они друг друга уже узнали. (Неизвестный автор)


Орлы летают одиноко, бараны пасутся стадами. (Ф.Сидней)


Будь добр с людьми, которых ты встречаешь на пути вверх, потому что ты встретишься с ними, когда будешь спускаться вниз. (Мизнер)


Только смех беззлобно казнит дурное и укрепляет добрые отношения, не распуская слюней. (Бернард Шоу)


Если мои друзья кривы, я на них смотрю в профиль. (Ж.Жубер)

А на десерт – советы от поэтов


***
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
(Владимир Высоцкий)


***
самая злая кража –
кража доверия...
вот, где нужна бы стража...
крепкий замок на двери.
(Елена Кулёма)


***
Каждый сам себе - глухие двери,
Сам себе преступник и судья,
Сам себе и Моцарт и Сальери,
Сам себе и желудь и свинья.
(Игорь Губерман)


***
Ни вверх не глядя, ни вперед
Сижу с друзьями-разгильдяями,
И наплевать нам, чья берет
В борьбе мерзавцев с негодяями.
(Игорь Губерман)


***
В нем все чужое. Полон рот
Вставных зубов, чужих острот.
(Э.Кроткий)


***
Не зли, поэт, Судьбинушку,
Она ведь не подружка.
Судьба, поэт, дубинушкой
Однажды даст по ушку…
(моё)


***
Недовольны бываем Судьбой!
Коль всё плохо - виновна Планида.
Даже тайно, с самим собой
Мы бесчестней тифозной гниды.
Наблюдает за нами Судьба.
Видит правду и слышит поклепы.
И по правдам свершит тогда:
Или «сладко жить» или «в ж…пе».
(моё, т.е. Василия Репина)


***
Я светской наглости терпети не могу,
От вас и день и ночь я мучуся и рвуся,
Со львами, с тиграми способней уживуся.
(А.Сумароков)

  • Чтобы умно поступать, одного ума - мало.
  • На то и ум, чтобы достичь того, чего хочешь.
  • Не ум главное, а то, что направляет его,- натура, сердце, благородные свойства, развитие.
  • Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь.
  • Человек может ошибаться. Ошибку в фальшь не ставят... Дело правое не погибнет и от нескольких ошибок. По крайней мере, идея, на которой все основано, останется незыблемой. Не удастся один шаг, удастся второй.
  • Без великодушных идей человечество жить не может.
  • Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности.
  • Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет хоть что-нибудь сделать.
  • Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство.
  • Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства.
  • Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать.
  • Кто легко склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего не уважает себя.
  • Осмыслить и прочувствовать можно даже и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека.
  • Человек - целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.
  • Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием.
  • В процессе обсуждения крестьянского вопроса было даже выдвинуто новое обоснование помещичьей власти как особой государственной службы, заменившей отмененную обязанность службы военной или статской. "Всякий помещик, — рассуждал депутат Козельский, — как член тела или общества, помогая главному правительству, должен по закону быть обязан наблюдать за своими крестьянами, чтобы они прилежнее работали, принуждая ленивых". Однако само лишь обсуждение проблемы отношений между помещиками и крепостными больно затронуло чувства и интересы основной массы крепостников; с яростными выпадами против Коробьина выступили князь Щербатов и другие депутаты. Противодействие дворянства вызвало проводимое тогда же (1766—1768 гг.) Вольным экономическим обществом обсуждение конкурсной темы о целесообразности "ради общего благоденствия" предоставить крестьянам право какой-нибудь собственности, темы, постановка которой была воспринята как проблематичность крепостного права вообще. Первой премии было удостоено сочинение под красноречивым девизом: "В пользу свободы вопиют все права, но есть мера всему". Противопоставляя ужасам рабства блага свободы, автор сочинения, член Дижонской академии Беарде де л’Абей обосновывал реакционный вывод: "Следует подготовить рабов к принятию вольности ранее, чем им будет дана какая-либо собственность". Однако даже и это обоснование крепостничества, гибко сочетающее его оправдание на практике с чисто теоретическим порицанием, не заняло ведущего места в идеологии "просвещенного абсолютизма". Большинство поступивших на конкурс произведений было написано в откровенно рабовладельческом духе. Настроение основной массы дворянства нашло выражение в сочинениях по крестьянскому вопросу А. П. Сумарокова. По поводу конкурса Экономического общества он писал: "Прежде надобно спросить: потребна ли ради общего благоденствия крепостным людям свобода? ". Для обоснования незыблемости крепостного права Сумароков в духе времени использует ряд модных идей Просвещения. Россия — с точки зрения географии и народонаселения — большая страна с редким населением; поэтому России не нужна промышленность: "Там полезны заводы, где мало земли и много крестьян". Просвещение не коснулось крестьянства, "наш низкий народ никаких благородных чувств еще не имеет". Сумароков стремился опровергнуть "мнимое естественное право, что все человеки равны". Различные воспитание и просвещение обусловливают неравенство людей; "да и ничего на свете равного нет". Общее благоденствие, рассуждал Сумароков, требует сохранения без изменений крепостного права и сословного строя. Интересы сословий не совпадают, но каждое из них имеет в обществе свое место и свое назначение; поскольку "земли все собственные дворянские", благоденствие общества тождественно интересам дворянства. "Если сделать русских крепостных людей вольными", все придет в упадок и разрушение, рассуждал Сумароков. "Будет ужасное несогласие между помещиками и крестьянами, для усмирения вторых потребуются многие полки, и непрестанная будет в государстве междоусобная война.. . — заключал он. — Свобода крестьянская не только обществу вредна, но и пагубна". В результате обсуждения крестьянского вопроса выявилось, что дворянство в целом крайне болезненно воспринимает любое порицание и какой бы то ни было намек на возможность изменений и реформ, касающихся собственности и власти помещиков над крепостными; поэтому деятельность Уложéнной комиссии была прекращена, а Вольное экономическое общество ориентировано на составление инструкций о способах повышения доходности помещичьего хозяйства.

    ДОСТОЕВСКИЙ Федор

    Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство. - Федор Достоевский

    Подвиг великодушия роднит самые разнородные души, порождает самую твердую связь сословий. - Федор Достоевский

    Подлец человек!.. И подлец тот, кто его за это подлецом называет. - Федор Достоевский "Преступление и наказание"

    Подлецом может быть всякий, да и есть, пожалуй, всякий, но вором может быть не всякий, а только архиподлец. - Федор Достоевский "Братья Карамазовы"

    Подлинно высшее правило жизни: ловить точку. – Федор Достоевский

    Полезною оказывается лишь та война, которая предпринята для идеи, для высшего и великодушного принципа, а не для матерьяльного интереса, не для жадного захвата, не из гордого насилия. Такие войны только сбивали нации на ложную дорогу и всегда губили их. - Федор Достоевский

    Полемика есть чрезвычайно удобный способ к разъяснению мысли. - Федор Достоевский

    Полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, неизвестный до нынешнего столетия. Полу наука - это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, пред которым все преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, пред которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему. – Федор Достоевский

    Помни особенно, что не можешь ничьим судиею быть. Ибо не может быть на земле судья преступника, прежде чем сам сей судья не познает, что и он такой же точно преступник, как и стоящий пред ним, и что он-то за преступление стоящего пред ним, может, прежде всех и виноват. Когда же постигнет сие, то возможет стать и судиею. Как ни безумно на вид, но правда сие. Ибо был бы я сам праведен, может, и преступника, стоящего предо мною, не было бы. Если возможешь принять на себя преступление стоящего пред тобою и судимого сердцем твоим преступника, то немедленно прими и пострадай за него сам, его же без укора отпусти. И даже если б и самый закон поставил тебя его судиею, то сколь лишь возможно будет тебе сотвори и тогда в духе сем, ибо уйдет и осудит себя сам еще горше суда твоего. Если же отойдет с целованием твоим бесчувственный и смеясь над тобою же, то не соблазняйся и сим: значит, срок его еще не пришел, но придет в свое время; а не придет, всё равно: не он, так другой за него познает, и пострадает, и осудит, и обвинит себя сам, и правда будет восполнена. Верь сему, несомненно верь, ибо в сем самом и лежит всё упование и вся вера святых. - Федор Достоевский "Братья Карамазовы"

    Помню, пришло мне тоже на мысль, как бы хорошо было, если б каким-нибудь волшебством или чудом совершенно забыть все, что было, что прожилось в последние годы; все забыть, освежить голову и опять начать с новыми силами. - Федор Достоевский "Униженные и оскорбленные"

    Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на даровщину и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении. - Федор Достоевский

    Пора бы нам перестать апатически жаловаться на среду, что она нас заела. Это, положим, правда, что она многое в нас заедает, да не все же, и часто иной хитрый и понимающий дело плут преловко прикрывает и оправдывает влиянием этой среды не одну свою слабость, а нередко и просто подлость, особенно если умеет красно говорить и писать. - Федор Достоевский "Записки из Мертвого дома"

    Пора костям на место. - Федор Достоевский

    Порочные люди всегда кем-то принуждаемы говорить, что добродетель все-таки выше, и все-таки молятся добродетели. Этот факт первой величины и ужасной глубины, факт из неразрешимейших - вдумывались ли вы в него? - Федор Достоевский

    Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. – Федор Достоевский

    Потребность заявить себя, отличиться, выйти из ряду вон есть закон природы для всякой личности; это право ее, ее сущность, закон ее существования, который в грубом, неустроенном состоянии общества проявляется со стороны этой личности весьма грубо и даже дико, а в обществе уже развившемся - нравственно-гуманным, сознательным и совершенно свободным подчинением каждого лица выгодам всего общества и, обратно, беспрерывной заботой самого общества о наименьшем стеснении прав всякой личности. Следовательно, основание одно и то же, а разница только в употреблении прав своих. Даже само общество заключает в себе какую-то инстинктивную потребность выдвинуть из среды себя какую-нибудь исключительную личность; поставить ее как исключение перед собою, вне обычаев и принятых правил; признать за этой личностью что-то необыкновенное и преклониться перед нею. - Федор Достоевский

    Похвала всегда целомудренна, одна лесть пахнет лакейском. - Федор Достоевский

    Почему вы так твердо, так торжественно уверены, что только одно нормальное и положительное, - одним словом, только одно благоденствие человеку выгодно? Hе ошибается ли разум-то в выгодах? Ведь, может быть, человек любит не одно благоденствие? Может быть, он ровно настолько же любит страдание? Может быть, страдание-то ему ровно настолько же и выгодно, как благоденствие? А человек иногда ужасно любит страдание, до страсти, и это факт. Тут уж и со всемирной историей справляться нечего; спросите себя самого, если только вы человек и хоть сколько-нибудь жили. Что же касается до моего личного мнения, то любить только одно благоденствие даже как-то и неприлично. Хорошо ли, дурно ли, но разломать иногда что-нибудь тоже очень приятно. - Федор Достоевский "Записки из подполья"

    Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. - Федор Достоевский

    Правда, что действительность глубже всякого человеческого воображения, всякой фантазии. И несмотря на видимую простоту явлений - страшная загадка. – Федор Достоевский

    Праведник отходит, а свет его остается. - Федор Достоевский "Братья Карамазовы"

    Праведник отходит, а свет его остается. Спасаются же всегда по смерти спасающего. Не принимает род людской пророков своих и избивает их, но любят люди мучеников своих и чтят тех, коих замучили. Ты же для целого работаешь, для грядущего делаешь. Награды же никогда не ищи, ибо и без того уже велика тебе награда на сей земле: духовная радость твоя, которую лишь праведный обретает. Не бойся ни знатных, ни сильных, но будь премудр и всегда благолепен. Знай меру, знай сроки, научись сему. В уединении же оставаясь, молись. Люби повергаться на землю и лобызать ее. Землю целуй и неустанно, ненасытимо люби, всех люби, все люби, ищи восторга и исступления сего. Омочи землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои. Исступления же сего не стыдись, дорожи им, ибо есть дар Божий, великий, да и не многим дается, а избранным. - Федор Достоевский "Братья Карамазовы"

    Право телесного наказания, данное одному над другим, есть одна из язв общества, есть одно из самых сильных средств для уничтожения в нем всякого зародыша, всякой попытки гражданственности и полное основание к непременному и неотразимому его разложению. - Федор Достоевский

    Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: "Взять ли силой али смиренною любовью?" Всегда решай: "Возьму смиренною любовью". Решишься так раз навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное - страшная сила изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего. - Федор Достоевский "Братья Карамазовы"

    Представляется неразрешимый вопрос: талант ли обладает человеком или человек своим талантом? – Федор Достоевский

    Прежде художнику надо одолеть трудности передачи правды действительной, чтобы потом подняться на высоту правды художественной. - Федор Достоевский

    Прежде, чем проповедывать людям: "как им быть" - покажите это на себе. Исполните на себе сами и все за вами пойдут. Что тут утопического, что тут невозможного - не понимаю! – Федор Достоевский

    Пресса, между прочим, обеспечивает слово всякому подлецу, умеющему на бумаге ругаться, такому, которому ни за что бы не дали говорить в порядочном обществе, напротив, разбили бы ему морду и вытолкали. А в печати приют: приходи, сколько хочешь ругайся, даже с почтением примут. - Федор Достоевский

    Преступление не помешательство, а благородный протест. - Федор Достоевский "Бесы"

    При всяком положении можно поставить себя с достоинством. - Федор Достоевский "Игрок"

    При неудаче все кажется глупо. - Федор Достоевский "Преступление и наказание"

    Привидения - это, так сказать, клочки и отрывки других миров, их начало. Здоровому человеку, разумеется, их незачем видеть, потому что здоровый человек есть наиболее земной человек, а стало быть, должен жить одною здешнею жизнью, для полноты и для порядка. Ну а чуть заболел, чуть нарушился нормальный земной порядок в организме, тотчас и начинает сказываться возможность другого мира, и чем больше болен, тем и соприкосновений с другим миром больше, так что когда умрет совсем человек, то прямо и перейдет в другой мир. - Федор Достоевский "Преступление и наказание"

    Признак настоящего искусства в том, что оно всегда современно, насущно, полезно. - Федор Достоевский

    Признаюсь, не желал бы я быть романистом героя из случайного семейства! Работа неблагодарная и без красивых форм. Да и типы эти, во всяком случае, - еще дело текущее, а потому и не могут быть художественно законченными. Возможны важные ошибки, возможны преувеличения, недосмотры. Во всяком случае, предстояло бы слишком много угадывать. Но что делать, однако ж, писателю, не желающему писать лишь в одном историческом роде и одержимому тоской по текущему? Угадывать и... ошибаться. - Федор Достоевский "Подросток"

    Природа дала нам [России] страшные силы у себя дома и слабость на нападение. - Федор Достоевский

    Природа насмешлива! Зачем она, зачем она создает самые лучшие существа с тем, чтобы потом насмеяться над ними? - Федор Достоевский "Идиот"

    Причину зла я вижу в безверии, но и отрицающий народность отрицает и веру. Именно у нас это так, ибо у нас вся народность основана на христианстве. Слова: крестьянин, слова: Русь православная - суть коренные наши основы. У нас русский, отрицающий народность (а таких много), есть непременно атеист или равнодушный. Обратно: всякий неверующий и равнодушный решительно не может понять и никогда не поймет ни русского народа, ни русской народности. Самый важный теперь вопрос: как заставить с этим согласиться нашу интеллигенцию? Попробуйте заговорить: или съедят, или сочтут за изменника. Но кому изменника? Им - то есть чему-то носящемуся в воздухе и которому даже имя придумать трудно, потому что они сами не в состоянии придумать, как называть себя. Или народу изменника? Нет, уж я лучше буду с народом; ибо от него только можно ждать чего-нибудь, а не от интеллигенции русской, народ отрицающей и которая даже не интеллигентна. Но возрождается и идет новая интеллигенция, та хочет быть с народом. А первый признак неразрывного общения с народом есть уважение к народу и любовь к тому, что народ всею целостью своей любит и уважает более и выше всего, что есть в мире, - то есть своего Бога и свою веру. – Федор Достоевский

    Пробить сердце. Вот глубокое рассуждение: ибо что такое "пробить сердце"? - Привить нравственность, жажду нравственности. – Федор Достоевский

    Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье. - Федор Достоевский "Идиот"

    Простейшие идеи понимаются всех труднее; теперь прибавлю, что и излагаются труднее... Есть и обратный закон для идей: идеи пошлые, скорые - понимаются необыкновенно быстро, и непременно толпой, непременно всей улицей; мало того, считаются величайшими и гениальнейшими, но - лишь в день своего появления. Дешевое не прочно. Быстрое понимание - лишь признак пошлости понимаемого. - Федор Достоевский "Подросток"