Доктор Бадмаев. Тибетская медицина, царский двор, советская власть (Бадмаев П.А.). Петр бадмаев и тайны тибетских лам Основы врачебной науки ТибетаВведение

Тибетское схематическое изображение двух деревьев; первое символизирует собой состояние здорового человека (по-тибетски «намбар ма-журба»), а второе – человека, у которого произошло расстройство питания (по-тибетски «намбар журба»).

Индия, Тибет, Кукунор, северо-западная часть Китая, Монголия, юго-восточная часть Туркестана, бурятские и калмыцкие степи являются колыбелью и ареной деятельности представителей врачебной науки Тибета. Народы этих стран, хотя тысячелетиями пользуются ее услугами при своих недугах и относятся к ней с полным доверием и уважением, еще не сознают великого значения этой науки для человечества вследствие многочисленных условий, препятствовавших их общему развитию и послуживших причиной их отсталости от других культурных народов.

Отсталость эта, конечно, зависит от руководителей народов, населяющих перечисленные страны. Руководителями буддийско-ламаистского Востока являются ламы (духовные лица – монахи). Многие из лам принимают на себя роль врачей, так как врачебная наука входит в число отраслей знания, изучаемых ламами в своих монастырях или у отдельных лиц, считающихся знатоками этой науки. Лам, изучающих врачебную науку в полном ее составе, весьма немного на всем ламаистском Востоке. Зато чрезвычайно много лам, не знакомых с основами врачебной науки, а врачующих по установленной рецептуре и по «тарни».

«Тарни» – это целый обширный отдел буддийско-ламаистской литературы, заключающий в себе учение о явлениях спиритизма, гипноза, ясновидении, о заклинаниях с известными формулами и т. п. Многочисленные врачующие ламы не знакомы серьезно также и с этим учением, а пользуются только его заклинательными формулами и обрядовой стороной для достижения своих целей. Обрядовая сторона «тарни» нередко чрезвычайно груба и легко может показаться фокусничеством и грубой формой обмана.

В соответствии с духом буддийско-ламаистского учения ламы-гелунги, т. е. ламы, давшие обет целомудрия – в самом широком смысле этого слова, – не имеют права изучать врачебную науку, так как они дают обет даже не находиться под одной кровлей с женщиной. Если лама-гелунг желает заниматься врачебной наукой, которая требует от него исследования и лечения не только мужчины, но и женщины, то он должен передать другому лицу на все то время, пока будет врачом, данный им при посвящении в гелунги обет целомудрия.

На буддийско-ламаистском Востоке народ считает своих лучших лам преемниками Будды и ставит их выше лам-врачей, так как первые свято охраняют дух буддийско-ламаистского учения; потому-то и в кругу лам-гелунгов весьма немногие посвящают себя изучению врачебной науки. Остальные же ламы, как сказано выше, относятся к ней лишь поверхностно.

Что же касается тех лам, услугами которых пользуется народная масса, то они занимаются врачеванием только по установленной рецептуре и по «тарни». Эти ламы не знакомы ни с буддизмом, ни с врачебной наукой, ни с «тарни» и по своему развитию близко подходят к народной массе, знают ее нужды и потребности и умеют эксплуатировать ее невежество. Лица, интересующиеся буддийско-ламаистским Востоком и желающие изучать этот мир, всегда наталкиваются на лам последней категории, которые, конечно, не станут признаваться в своем невежестве. С ламой же первой категории встретиться практически невозможно, во-первых, из-за их малочисленности, во-вторых, из-за их скромности и, в-третьих, из-за обременительности их занятий.

Первый выпуск книги «Чжуд-ши» убедил меня, что этой наукой интересуются только лица, пользовавшиеся ее услугами. Многие из интеллигенции, имевшие соприкосновение с тибетской медициной, и несколько врачей прочитали эту книгу, усвоили ее смысл и обращались ко мне с различными вопросами. Поэтому я и решил в печатаемом здесь введении к новому переработанному переводу «Чжуд-ши» ознакомить всех, кто желает отнестись более сознательно к врачебной науке Тибета, с основными ее воззрениями и с различными ее отраслями. Эти сведения изложены в «Чжуд-ши» в сжатой форме и могут пригодиться как врачу в его практической деятельности, так и лицам, привыкшим осмысленно относиться к своему здоровью и своим недугам.

Мне пришлось изучать врачебную науку Тибета под руководством своего брата, известного знатока этой науки, который учился у бурятских, монгольских и тибетских лам. После смерти моего брата я продолжал это изучение под руководством первых врачей в бурятских степях и пополнял свои знания сведениями, сообщавшимися мне лучшими знатоками этой науки. Последние почти ежегодно, в продолжение более чем двадцати лет, приезжали в Петербург и каждый раз жили у меня не менее полугода, давая мне свои указания и советы.

Занятия в С.-Петербургском университете на факультете восточных языков и, главным образом, в Медико-хирургической академии дали мне возможность достигнуть некоторых результатов при переводе сочинения «Чжуд-ши», которое послужило материалом для настоящего труда. При этом нельзя не упомянуть, что весьма трудно установить терминологию, которая соответствовала бы смыслу подлинника и была бы понятна лицам, привыкшим к европейским медицинским терминам.

Нужно знать, что тибетская медицинская литература чрезвычайно обширна и касается различных вопросов жизни отдельного человека, семьи, общества и государства. Многие сочинения недоступны из-за своей редкости и невозможности попасть в отдаленный Западный Тибет не только частным лицам, но даже и богатым монголо-бурятским буддийским монастырям. Но, благодаря знакомствам на Востоке, мне удается получать редкостные книги, лекарства и другие предметы, необходимые для полного изучения тибетской медицины, хотя мне их приходилось ждать десятки лет. Подлинные сочинения по медицине, анатомии, физиологии, эмбриологии, зоологии, ботанике и минералогии, хирургические инструменты и различные лекарства, а также и рисунки могут быть приобретены только при помощи людей знающих, которые не часто встречаются в Тибете и сопредельных с ним областях.

Обстоятельства эти являются помехой для ознакомления европейских читателей с результатами трудов целых поколений врачей, работавших в глубине Азии в течение многих веков на поприще врачебной науки с целью облегчить физические и умственные недуги человечества.

Выработанная двадцать столетий тому назад система скромных тружеников врачебной науки может быть названа и в настоящее время terra incognita для европейского мира. Поэтому позволительно надеяться, что изложение системы «Чжуд-ши» будет встречено с весьма понятным интересом. Тем более что лица, уже ознакомившиеся с этим сочинением, хотя и отдаленные друг от друга временем и расстоянием, единогласно утверждают, что «Чжуд-ши» считается главным руководством по тибетской врачебной науке. Это, как подробно разъяснено ниже, утверждали: Реман в 1811 году, Чома Де-Кёрез в 1820 году, архиепископ Нил в I860 году, Уайз в 1867 году и А.А. Бадмаев тоже в шестидесятых годах XX столетия – и все внимание этих лиц останавливалось именно на «Чжуд-ши», несмотря на то, что одни из упомянутых ученых изучали тибетскую врачебную науку в бурятских степях Забайкалья, другие – в Индии и в Кашмире.

Необходимо добавить, что обширнейшая область медицины – ее история – нуждается в пополнении, так как система, изложенная в «Чжуд-ши», до сих пор была еще неизвестна в Европе, а Высочайшее повеление о переводе «Чжуд-ши» на русский язык и об издании этого сочинения за счет резервных сумм военного министерства состоялось 1 июня 1860 г.

П. Бадмаев

Тибетское схематическое изображение двух деревьев: первое символизирует собой пищевые вещества (по-тибетски «сай»), а второе – образ жизни (по-тибетски «жод»).

Представители этой семьи стали первыми в Петербурге врачами тибетской медицины. В их практике присутствовало много непонятного и загадочного, но результаты она давала превосходные.
Самым известным представителем этой семьи стал Петр Александрович Бадмаев (1851–1920) , но начало династии положил его старший брат.

Сультим (Александр Александрович) Бадмаев происходил из семьи забайкальских скотоводов. В конце 50-х годов XIX века он перебрался в город на Неве и открыл первую аптеку экзотических лекарственных трав . Его младший брат Жамсаран, который называл себя потомком Чингисхана, окончил иркутскую гимназию. В Петербурге оба брата приняли православие. Так Жамсаран стал Петром Александровичем. Его крестным отцом был будущий император Александр III.

В 1871 году Петр Бадмаев поступил на восточный факультет петербургского Университета и одновременно стал учиться в Медико-хирургической академии. Окончив оба учебных заведения, этот «сын бурятских степей» стал одним из самых высокообразованных людей своего времени. С 1875 года Петр Бадмаев служит в азиатском департаменте Министерства иностранных дел . Он совершает служебные поездки в Китай, Монголию, Тибет , выполняет различные ответственные поручения, связанные с усилением влияния России в этом регионе.

Это его стараниями был устроен неофициальный визит Далай-ламы в Петербург и его встреча с российским императором. А состоялась эта высокая встреча после того, как Бадмаев подал на высочайшее имя «Записку о задачах русской политики на азиатском востоке». Автор предсказывал, как будут развиваться события в этом регионе в ближайшее десятилетие. Предложения же Бадмаева состояли в мирном присоединении к России Монголии, Тибета и Китая. Внутренняя логика идеи такова: не возьмет Россия, возьмут англичане… Петр Александрович считал, что усиление влияния России на Востоке должно идти через торговлю.

Выйдя в отставку, он целиком посвятил себя врачебной практике.На рубеже веков Петр Бадмаев известен в столице не только как один из самых успешных практикующих врачей , но и весьма влиятельное лицо , так как среди его пациентов было много представителей высшего света и даже императорской семьи.

С легкой руки Валентина Пикуля в советские времена за Бадмаевым закрепилась репутация политического интригана из ближайшего окружения Распутина. Затем этот негативный имидж перекочевал в фильм Элема Климова «Агония», основой сценария которого стал роман Пикуля «Нечистая сила» . Многие исследователи отмечали, что исторические романы Пикуля (хоть и основаны на архивных документах) грешат многими неточностями и ошибками.

Наверное, реальный Бадмаев мало походил на созданный в романе персонаж. У Пикуля он представлен шарлатаном от медицины, в лечебнице которого на Поклонной горе в промежутках между процедурами решаются судьбы Российской империи. Думается, что здесь допущено определенное «художественное преувеличение». Но то, что Распутин был одним из постоянных пациентов Бадмаева и что именно в его владениях «святой черт» частенько встречался с министрами, царедворцами и банкирами, - неоспоримые факты. Насколько сам Бадмаев был причастен к политическим интригам, мы судить не можем. Документов об этом не сохранилось.

Зато сохранились и сейчас уже опубликованы архивные документы, адресованные Бадмаевым высшим чиновникам империи. Он не уставал убеждать их в необходимости усиления российского влияния на Востоке . Известны и экономические проекты Бадмаева, которые он предлагал как основу этого влияния. Им было организовано Забайкальское горнопромышленное товарищество . Много внимания уделял Бадмаев железнодорожному строительству , настаивая на создании ветки от Семипалатинска до границы с Монголией и далее. В Петербурге он основал частную гимназию для детей из Бурятии. Проекты Бадмаева затрагивали не только Сибирь и Дальний Восток. За считанные дни до падения монархии он подает Николаю II докладную записку о необходимости развития Мурманского порта и продолжении строительства железной дороги. Эти планы были реализованы уже в советское время. Их жизненная необходимость для страны подтвердилась в ходе Великой Отечественной войны, когда именно через Мурманск шли в Россию военные грузы из-за океана.

Сам же Петр Александрович Бадмаев ненадолго пережил империю. По решению Временного правительства он был выслан в Финляндию , но вскоре снова возвращается в Петроград. При советской власти Бадмаев пытался вернуться к медицинской деятельности , но безуспешно. Несколько раз его арестовывала ЧК, но серьезных обвинений предъявлено так и не было. Он умер в своей постели в 1920 году.

С началом перестройки однозначно отрицательная оценка личности Бадмаева начинает постепенно меняться. Достоянием гласности становятся неизвестные ранее документы и свидетельства. Понятно, что наибольший интерес к бадмаевскому наследию проявляли и до сих пор проявляют в Бурятии .

В 2006 году в Улан-Удэ торжественно отмечали 155-летие со дня рождения Петра Александровича Бадмаева. В Национальной библиотеке республики, где ведется большая работа по изучению бадмаевского наследия, собрались его многочисленные потомки и последователи. Многие из них продолжают заниматься тибетской медициной. Наиболее известен внучатый племянник Петра Бадмаева доктор Владимир Бадмаев. Он представляет четвертое поколение этой медицинской династии и продолжает попытки найти оптимальное сочетание принципов традиционной западной медицины с практикой тибетского врачевания.

На встрече был показан фильм о жизни и деятельности Петра Бадмаева, снятый его внучкой Зинаидой Дагбаевой. Также среди родственников была правнучка Петра Бадмаева Ольга Вишневская, которая живет в Санкт-Петербурге. В Бурятии проживают много потомков Петра Бадмаева. По их инициативе создан фонд его имени.

Материал взят с сайта http://www.utrospb.ru/

Борис КАМОВ

СТО СОРОК ЛЕТ НАЗАД ПОД ЧИТОЙ ВСПЫХНУЛА ЭПИДЕМИЯ БРЮШНОГО ТИФА. Медицинских средств дл я борьбы с нею не существовало. Смерть косила и население, и самих медиков. Эпидемия угрожала всей России. Началась паника. Кто-то посоветовал губернатору, графу Муравьеву-Амурскому, обратиться за помощью к буряту-знахарю по имени Петр Бадмаев : мол, он с детства учился врачебной науке Тибета, лечил и людей, и скот и пользовался «огромной известностью в Забайкалье».

Разыскали Бадмаева. Тот согласился помочь и за двадцать дней ликвидировал эпидемию, раздавая пакетики с какими-то порошками.

Знахаря вызвали в столицу, представили Александру II. Крестили, назвав Александром Александровичем. Царь сказал: «Награжу всем, что пожелаешь». Думал, Бадмаев попросит орден или денег. А тот попросил... госпиталь – чтобы лечить по своей методе, и погоны военного врача – чтобы не унижали коллеги-медики. Придворных изумила и даже возмутила просьба. А Александр II велел: «Пусть покажет, что может».

Бадмаеву отвели палату в Николаевском госпитале. Поместили в нее страдающих сифилисом, туберкулезом и раком – всех в последней стадии. За лечением с пристрастием наблюдали врачи. Все пациенты выздоровели. «Столичное чудо» потрясло больше читинского. За этот беспримерный врачебный подвиг правительство «испросило у Государя Императора небывалую награду для человека, который плохо говорил по-русски... сравняв его с военными врачами, получившими высшее медицинское образование»: Бадмаеву было разрешено принимать больных на дому и открыть аптеку восточных лекарственных средств.

A лександр Александрович еще не знал, что в день своего небывалого триумфа был проклят столичными коллегами вместе со всей тибетской медициной. И проклятие это не утратило разрушительной силы до сих пор...

Врачебная наука Тибета вобрала в себя лучшие достижения мировой восточной медицины. Ее главное руководство Жуд –Ши , содержит разделы по эмбриологии, анатомии, физиологии, патологии, диагностике, гигиене, фармакогнозии, фармакологии, хирургии и многое другое.

В ее основе – энергетическая теория, открытая йогами: все живое на Земле зависит от универсальной жизненной силы, получаемой от Солнца. В организм человека энергия поступает по системе каналов (схему сегодня можно найти в любом пособии по иглоукалыванию) и накапливается в особых центрах – чакрах . Если энергия поступает в организм без перебоев, человек здоров. Если возникает ее дефицит или переизбыток – человек заболевает.

Работа лекаря восточной школы в связи с этим укладывалась в два действия: выяснить, в какой части тела (органе, системе) произошел энергетический сбой, и подобрать способ или средства для ликвидации дефицита или переизбытка.

Индусы-йоготерапевты диагностировали с помощью «третьего глаза». Это рудиментарный орган, так называемая шишковидная железа. Расположена она в лобной части мозга, выше переносицы. По размеру чуть больше пшеничного зерна. Железа эта имеется у каждого, и развить ее можно с помощью дыхательных упражнений.

Диагностирование с помощью «третьего глаза» базировалось на простейших механизмах. Больная зона или больной орган темнее, чем здоровые, имеют иной электрический заряд, нежели здоровые ткани. Эту разницу и улавливает шишковидная железа. Она работает как чуткий электронный датчик.

А тибетские лекари ставили диагноз, слушая пульс больного. Здесь роль шишковидной железы выполняли нервные окончания в подушечках пальцев. Они считывали сведения о состоянии организма по тому, как кровь движется по сосудам. Успеть получить сведения нужно было в паузе между сердечными сокращениями.

Обученные ремеслу с четырех лет, лекари легко улавливали оттенки кровопотока . Он мог быть горячим, теплым, холодным; сильным, средним, слабым; круглым, квадратным, плоским или винтообразным; ритмичным, беспорядочным, с нарушенным ритмом, имеющим повторяющуюся мелодику. Поток мог быть спокойным, колющим или режущим – несколько сот оттенков. Совокупность оттенков давала законченную картину состояния организма.

Медики прошлого открыли способность крови быть надежным банком и передатчиком информации. Она сохранялась на жидком движущемся носителе и охватывала все эпизоды жизни пациента, начиная с момента рождения. Современные ученые только недавно обнаружили гораздо более слабые информационные свойства чистой, неподвижной воды.

В пульсовой диагностике, как и в применении «третьего глаза», не было никакой мистики. Это была нормальная физиология – использование скрытых возможностей рук и мозга врача.

Александр II

По способности к сверхчувственному восприятию к целителям восточной школы ближе всего пианисты и живописцы. Известно, к примеру, что художники способны различать до сорока оттенков одного только черного цвета.

Попытки некоторых европейских ученых использовать лечебные средства восточной медицины, отбросив энергетическую теорию, по бесплодности были равноценны усилиям овладеть высшей математикой без знания четырех правил арифметики.

Существуют свидетельства, что тибетские медики, находившиеся в войске Чингисхана, прямо в поле спасали от смерти воинов с проникающим ранением в сердце . Это было за четыреста с лишним лет до открытия европейцем Уильямом Гарвеем кровеносной системы и за 750 лет до начала нашумевших операций на открытом сердце... Нынешним хирургам будет интересно узнать, что в буддистских монастырях сохранились старинные инструменты для удаления опухоли спинного мозга без повреждения позвонков .

Тибетская медицина еще в глубокой древности постигла много тайн эмбриологии, что позволило на протяжении тысячелетий получать здоровое потомство. Тибетские ламы знали о существовании микробов за тысячу с лишним лет до великого Пастера и владели надежными средствами борьбы с восемнадцатью возбудителями заразных болезней. Среди них чума, холера, оспа, туберкулез, дифтерия, малярия, сифилис, бешенство, корь, брюшной тиф и другие.

Средства из аптеки времен Чингисхана могли бы найти применение и сегодня, ведь набор инфекционных болезней, включая чуму, холеру и давно известный СПИД, угрожает нам и теперь.

Как тибетские медики очутились в России?

В начале Х VIII века ламы, занимаясь миссионерской деятельностью, обосновались на окраине России – в Бурятии, где местное население в большинстве своем исповедовало буддизм. При буддистских храмах открылись школы. Из самых способных мальчиков готовили лам-врачевателей.

Россия в ту пору не имела собственных дипломированных медиков. Царей лечили иноземцы. В лучшем случае это были третьесортные специалисты. В 1703 году Петр I распорядился открыть госпитальную школу. Она готовила младший медперсонал. И только в 1764 году при Московском университете был открыт медицинский факультет. А бурятские ламы к этому моменту выпестовали уже не одну сотню медиков в шафранных одеждах. Лучшие из них уезжали на стажировку в Индию и Тибет. Возвращались увенчанные титулом «глава медицины», что соответствовало рангу академика.

Миссионерские школы тибетских лам в Бурятии просуществовали до начала ХХ века. Но не случись в 1861 году «читинского чуда», мы могли бы вообще не знать об их существовании.

Однако вернемся к Бадмаеву. Получив разрешение лечить больных, он вызвал к себе на подмогу младшего брата. Крестным отцом Петра Александровича стал император Александр III.

Имея диплом ламы-врача, Петр Бадмаев , не прерывая частной практики, окончил факультет восточных языков в Санкт-Петербургском университете и на правах вольнослушателя – Императорскую медико-хирургическую академию. Как позднее писал Петр Александрович, они с братом в течение полувека исцеляли «тех больных, недуги которых не поддавались лечению средствами европейской медицины».

О возможностях врача тибетской школы свидетельствуют такие цифры. После смерти старшего брата Петр с 1873 по 1910 год работал один. За 37 лет принял в своем кабинете 573 856 больных, что подтверждалось регистрационными книгами. Это 16 тысяч с лишним пациентов в год. Около пятидесяти человек в день. По свидетельству Бориса Гусева, родного внука великого врача, рабочий день деда длился 16 часов. До самой смерти трудился он без выходных, праздников и отпусков.

По сохранившимся документам, из полумиллиона с лишним больных, излеченных Петром Бадмаевым, более ста тысяч относились к категории инкурабельных , то есть безнадежных. Диагноз Бадмаев ставил по пульсу. Эта процедура длилась не более минуты. Больной получал билетик с номерами порошков, которые приобретал в аптеке, расположенной в том же здании. Пациентам Бадмаева было выдано бесплатно и продано в аптеке 8 140 276 порошков. Рабочий платил за визит 1 рубль, господа – до 25 рублей золотом.

Петр Бадмаев имел генеральский чин и высшие ордена российской империи, состоял в доверительной переписке с Николаем II, с которым дружил еще в юности. Его приглашали на консультации в Зимний дворец. Вся знать лечилась у него – но заниматься он мог только частной практикой.

В 1910 году Бадмаев обратился в Министерство внутренних дел, которое ведало также здравоохранением, с просьбой разрешить:

1. Организовать в Санкт-Петербурге общество, способствующее скорейшему исследованию врачебной науки Тибета.

2. Именовать врачами тибетской медицины выпускников медицинских учебных заведений, овладевших врачебной наукой Тибета, и предоставить им право лечить по этой системе.

3. Открыть общедоступную аптеку средств тибетской медицины, где каждый препарат будет продаваться по цене 10 копеек порция при стоимости лечения 1 руб. 40 коп. в неделю.

4. Открыть Клинику тибетской медицины (Бадмаев сам обязался ее содержать, выделяя ежегодно по 50 000 рублей золотом).

5. Подготовить специалистов тибетской медицины из числа молодых дипломированных врачей.

В обмен на это Бадмаев обещал раскрыть секреты тибетских рецептур, хранимые веками.

Медицинский совет при МВД отказал ему по всем пунктам. Профессура, не имевшая ни малейшего понятия о рассматриваемом предмете, вынесла заключение, что «тибетская медицина... представляет собой не что иное, как сплетение зачаточной архаичной науки с невежеством и суеверием». На бланке Министерства внутренних дел проставлены дата и номер, но нет ни одной подписи членов Совета. Это был первый организованный выпад российской медицинской «мафии». «Лучше пусть больные мрут , – посчитали члены Совета, – нежели их будут лечить по тибетской методике».

В 1915 году резко ухудшилось состояние здоровья наследника престола цесаревича Алексея . Он страдал гемофилией. Профессор Федоров и хирург Деревянко , личные врачи Алексея, остановить очередное кровотечение не смогли. Они предупредили царя, что мальчик в ближайшее время умрет.

Узнав об этом, Петр Александрович примчался во дворец, но его... не пустили. Бадмаева звали на помощь, как только заболевали дочери царя. Но к Алексею дворцовые медики не подпустили его ни разу. Тогда он потребовал передать императрице лекарства для Алексея. Их не передали. Врачи объяснили Александре Федоровне, что состав лекарств, привезенных Бадмаевым, настоящей медицинской науке неизвестен и они опасаются, что лекарь может мальчика отравить.

«Ужас обуял меня, когда прочитал сегодня вечером бюллетень о состоянии здоровья государя-наследника, – писал Бадмаев Александре Федоровне. – Со слезами умоляю вас давать эти лекарства государю-наследнику в продолжение трех дней. Я убежден, что после трех чашек отвара, принятых внутрь, и одной чашки отвара для компресса снаружи улучшится состояние государя-наследника...»

Зная о клевете, которую распространяли о нем врачи, Бадмаев продолжал: «Что в этих лекарствах никаких ядов нет, вы можете убедиться, выпив подряд три чашки отвара». И пояснял, намекая на придворных эскулапов: «А Европа не имеет никаких средств пр отив ушиба наружного и внутреннего, кроме льда, йода, массажа, особенно в острых случаях с высокой температурой».

Порошков, посланных Бадмаевым, придворные врачи не дали и после письма. Не приготовили они на основе тибетских порошков и примочки. Цеховые интересы для этих медиков оказались выше интересов больного. Федоров и Деревянко лишь меняли Алексею, который истекал кровью, тампоны и повязки. Смерть должна была наступить от кровопотери. Переливание крови тогда еще было неизвестно. Но из письма Петра Александровича императрица поняла, что шанс спасти ребенка существует, и тайком послала за Распутиным.

В той борьбе, которая шла вокруг наследника, власть врачебной мафии оказалась сильнее власти царя.

В начале ХХ века европейским специалистам был известен единственный способ борьбы со злокачественной опухолью – нож. А у Бадмаева больной с любой стадией этого недуга принимал два порошка в день. Стоил каждый порошок 10 копеек. Лечение (амбулаторное!) продолжалось от 2 до 8 месяцев. Человек выздоравливал, заплатив от 12 до 48 рублей. Месячная зарплата рабочего средней квалификации составляла тогда около 30 рублей.

Препарат Мугбо-юлжал № 115, которым пользовался Бадмаев, не истреблял злокачественные клетки, а активизировал защитные силы организма . Происходило рассасывание опухоли. При этом больного не тошнило, у него не пропадал аппетит, не возникали запоры и задержка мочи, не ухудшался состав крови, не требовались многоразовые ее вливания. Не выпадали волосы. Не возникало физического и нервного истощения. Не сужалась эмоциональная сфера. Не подавлялась сексуальность. Не было болей. Порошки исключали возникновение метастазов .

Решение членов Медицинского совета (которые даже не назвали своих имен) отказаться от применения средств тибетской медицины обрекло на бессмысленные страдания, инвалидность, смерть миллионы людей в России и за рубежом. Сколько было таких бессмысленных трагедий за минувшие десятилетия, подсчитать невозможно.

Предлагая узаконить в России тибетскую медицину, Петр Бадмаев писал: «Настанет счастливое время – и все выработанное врачебной наукой Тибета сделается достоянием каждого. Только тогда врачи займут то высокое положение, которое им принадлежит по праву в культурном мире... И больные не будут обременять Государство...» Пока – все наоборот.

А каков был уровень тогдашней общей терапии? В 1922 году заболел Владимир Ленин. Лечили его самые знаменитые медики России и зарубежья (ныне их имена ничего нам не говорят). Я насчитал семнадцать профессоров, пользовавших главу государства. Красная Армия ходила тогда в лаптях. А зарубежным светилам платили советскими червонцами, которые обменивались на золото и котировались выше тогдашнего доллара.

Передо мной книга академика РАМН Ю.М. Лопухина «Ленин: правда и мифы о болезни, смерти и бальзамировании». Монография базируется на секретных документах. Она дает представление о том, каким образом богатырского здоровья человек, способный участвовать в сорока (!) заседаниях в день и принимать по сложнейшим вопросам до семидесяти (!) человек в сутки, с помощью профессуры переселился за короткий срок из Кремля в мавзолей.

Синклит из семнадцати гениев евромедицины за два с половиной года поставил вождю три взаимоисключающих диагноза: неврастения (переутомление); хроническое отравление свинцом (в его теле остались две крошечные пульки из пистолета Ф. Каплан); скандальный, всемирно известный «сифилис мозга». Попутно, когда у Ленина начались мозговые явления, а заодно и лекарственное отравление, природу которых тоже никто не распознал, ему поставили четвертый диагноз – гастрит.

По поводу «отравления свинцом» полуживой Ленин перенес тяжелую операцию, которую не рискнули провести в 1918 году, когда глава государства был значительно здоровей. Для ликвидации «сифилиса мозга» он прошел массированный курс лечения «препаратами мышьяка и йодистых соединений». И еще, «принимая во внимание тяжесть симптомов... ртутное лечение в форме втираний», Ленин получал чудовищные дозы ртути, которые привели к отравлению мозга, печени и почек. Из-за резкого ухудшения здоровья втирания пришлось отменить.

А при вскрытии выяснилось: все четыре диагноза – «врачебная ошибка». Реальный же диагноз был студенчески простым: «распространенный атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания».

Для тибетского медика даже среднего уровня такой промах был невозможен. Как невозможно нормальному человеку выпить керосин вместо воды. Я не говорю о том, что у тибетской врачебной науки, в отличие от европейской, имелись лекарственные средства против склероза.

Как же цвет европейской медицины мог так опростоволоситься? Академик Лопухин объясняет: «В медицине бывают ситуации, когда лечение проводят наугад, вслепую, при непонятной или неразгаданной причине болезни... В случае с Лениным... это так и было».

История любит парадоксы. Один из них заключается в том, что российский «престол» унаследовал не Алеша Романов, а большевик Владимир Ульянов. Однако и он, заболев, очутился в положении Алеши, потому что врачебные нравы и при советском строе остались прежними.

Расскажу эпизод, который, к сожалению, не попал в отличную книгу академика Лопухина.

Как и в случае с Алексеем, существовал реальный шанс спасти Ленина. Восемнадцатым известным мне консультантом у одра Ильича оказался российский врач Залманов. На основе опыта народных целителей Залманов разработал метод лечения, названный капилляротерапией . Это были горячие скипидарные ванны. Они расширяли и очищали кровеносные сосуды. Во время процедуры и после нее в теле больного происходила мощнейшая прокачка крови.

В ситуации с Лениным это было единственное средство, способное реально помочь. Есть основание думать: ему от скипидарных ванн даже стало легче, потому что Залманова... прогнали. Не в глушь, не в Саратов, а в Париж – чтобы не смог вернуться и долечить «дорогого Ильича». В Париже изгнанник открыл клинику, стал невероятно знаменит и богат. На берегу Сены Залманов написал и свой бестселлер «Тайная мудрость организма».

Ненависть врачей к нетрадиционным методам лечения дорого обошлась России и Европе. Если бы Ленин получил квалифицированную медицинскую помощь, когда его болезнь только начиналась (а развивалась она постепенно, и «профессиональный интеллект», по свидетельству Лопухина, сохранялся у него «до последней финальной стадии»), Ленин мог бы продержаться в активной политике еще несколько лет.

Снова вернемся к Петру Бадмаеву. Жизнь его после залпа «Авроры» протекала в трех точках: дом, врачебный кабинет в Петрограде и подвалы ПетроЧК . Время от времени Бадмаева из подвалов выпускали, чтобы вскоре заточить опять. Обвинение одно: «Зачем лечил царскую семью?» Он отвечал: «Я по своей профессии интернационалист. Я лечил лиц всех наций, всех классов и... партий». От унижений и тягот великий врач умер в 1920 году. За несколько месяцев до смерти в письме из камеры к председателю ПетроЧК Медведю Бадмаев писал, что ему 109 лет. На самом деле, вероятно, было меньше.

На этой трагедии несчастья семьи Бадмаевых не закончились.

В начале 1970-х годов в Ленинграде я познакомился с доктором медицинских наук Кириллом Николаевичем Бадмаевым, сыном Николая Николаевича, племянника Петра Александровича Бадмаева.

Николай Николаевич с детства обучался тибетской врачебной науке. В Петербурге окончил, по семейной традиции, Военно-медицинскую академию. В гражданскую войну был хирургом в Красной Армии. Жил в Ленинграде. Был консультантом «кремлевки », лечил Бухарина, Ворошилова, Куйбышева, Горького, Алексея Толстого. Как и его дядя, мечтал открыть клинику тибетской медицины.

В 1937 году такое решение было принято. Руководителем клиники назначили Николая Бадмаева. А через сутки после публикации сообщения об этом событии Бадмаева арестовали. Больше никто и никогда его не видел. Но и в этой трагической истории торчат «уши в белом халате».

Аресту Николая Николаевича сопутствовали интересные подробности. Семья осталась жить в прежней квартире. Сыновей не исключили из комсомола и из медицинского института. Не было обыска, остался нетронутым архив с бесценными рецептами и методиками.

Вероятно, существовал донос, но не политический, а как бы профессиональный. Бадмаева обвиняли не в измене Родине, а в нарушениях правил, скажем, в применении лекарств, не включенных в официальный госреестр . Допускаю даже, что доносчики не желали смерти Николая Бадмаева, а хотели только помешать открытию новой клиники.

Сыновья Николая Николаевича стали врачами. Двое – докторами наук. Тибетской медицине посвятил себя лишь один, Андрей Николаевич, с которым мне тоже довелось познакомиться. Но отец не успел обучить его искусству диагностики по пульсу.

В 1972 году я познакомился и подружился с Галданом Ленхобоевичем Ленхобоевым . Он был действительным членом Географического общества СССР – за помощь академику А.П. Окладникову в открытии знаменитых наскальных рисунков; членом Союза художников СССР – за уникальные скульптуры из камня, которые выставлялись на международных выставках. Ленхобоев был заслуженным изобретателем РСФСР – за четыреста с лишним изобретений и усовершенствований и при этом более сорока лет проработал формовщиком в литейном цехе.

Живя в Бурятии, Ленхобоев в четыре года был взят в монастырь. Там по 16 часов в сутки он обучался искусству лекаря. Его руки художника идеально подходили для пульсовой диагностики. Когда после революции началась война с богами, были взорваны все буддистские храмы Бурятии. Лам-лекарей расстреливали из пулеметов. Мальчишку Галдана спрятали, а затем тайком устроили формовщиком на завод. Лишь выйдя на пенсию, Ленхобоев позволил себе заняться главным делом своей жизни – лечением средствами тибетской медицины. Он помнил все уроки, полученные в детстве.

Из дальних углов Бурятии к нему потянулись люди. Случались дни, когда он принимал до четырехсот человек. Это было возможно, потому что диагностика занимала у него 10 – 15 секунд и всегда была очень точной: я часами наблюдал его работу и опрашивал десятки людей. Ошибок в диагнозах не было. А потом ассистенты лекаря выдавали больным пронумерованные порошки.

Бурятский обком эту индивидуальную трудовую деятельность вскоре прикрыл. Однако сами обкомовцы продолжали лечиться у Ленхобоева (я тому свидетель). От них о тибетском медике узнали в Москве. Ленхобоева стали вызывать в «кремлевку ». Я видел у него визитные карточки маршалов Г.К. Жукова и Р.Я. Малиновского, генконструктора А.С. Яковлева и других. Лечилась у него и литературно-художественная Москва.

Когда в Бурятии Ленхобоева стали особенно сильно прижимать, я вызвался поехать от «Литературной газеты» в Улан-Удэ, хотел подготовить очерк о возможностях тибетской медицины и тем самым защитить лекаря. Очерк отказались завизировать в обкоме, а следом и в ЦК – в том самом отделе, который регулярно вызывал Ленхобоева на консультации.

Как и Петр Бадмаев , Ленхобоев хотел открыть на свои средства клинику, мечтал об учениках с медицинскими дипломами. По всем пунктам следовал решительный отказ. Умер Галдан Ленхобоевич в возрасте 82 лет от травмы позвоночника...

Однажды я спросил его, почему же он не спас Жукова и Малиновского.

– Меня очень поздно вызывали, – ответил он. – Врачи тянули до последней минуты. Когда меня пригласили к Жукову первый раз, я ему помог. Он подарил мне визитную карточку со всеми телефонами: звони, сказал, если будет нужно. А второй раз я прилетел, когда уже ничего нельзя было сделать. То же с Малиновским.

Расскажу еще одну историю. Она приключилась в Улан-Удэ у меня на глазах. Из обкома на квартиру Ленхобоева приехал заведующий отделом науки.

– Галдан , дорогой! Из Москвы, из Союза композиторов, пришла телеграмма к нашим композиторам. Тяжело болеет... сейчас скажу кто: Шос-та-ко-вич . Герой труда. Они просят, чтобы ты его полечил.

– Хорошо. Пусть едет.

– Как едет? Мы уже ответили, что ты не можешь его принять: ты очень занят...

Я вмешался:

– Почему вы не разрешаете Шостаковичу приехать? Он же очень болен.

Завотделом, не стесняясь, поманил меня рукой и громко прошептал: «А вдруг он здесь умрет от порошков Галдана ? Кто будет отвечать? Ведь Герой труда».

А Шостакович вскоре умер.

Компания Neways знаменует 1998 год новой серией уникальных оздоровительных продуктов. Новинки уникальны по нескольким причинам. Их родиной является Россия, точнее Бурятия, откуда в середине прошлого века в Санкт-Петербург прибыл Петр Бадмаев - знаток тибетской медицины. Он перевел на русский язык основополагающий медицинский трактат "Жуд Ши", создал первую в Европе клинику Тибетской медицины, стал лекарем при царском дворе Александра III и Николая II. Медицинское наследие Петра бадмаева стало достижением его потомков. Один из них - доктор Владимир Бадмаев, передал некоторые из рецептов старого Мастера фирме Neways. Так древние тибетские прописи, материализованные в продуктах Neways, вернулись в Россию. Диапозон действия новых продуктов очень широк. Их можно применять с оздоровительной целью, а также для решения многих проблем, связанных с той или иной патологией.

МАСКЛИОН

Мужская формула. Говорят, что "простата (предстательная железа), – второе сердце мужчины". Заболевания простаты – наиболее частая проблема у мужчин старше 50 лет. С возрастом гормональная активность у мужчин снижается, в частности, падает уровень тестостерона. Эти изменения вызывают перестройку предстательной железы, ее доброкачественное увеличение (аденома). Другое частое заболевание пожилого возраста – снижение половой активности вследствие недостатка тестостерона. Растительная формула Масклион повышает уровень циркулирующего в организме тестостерона. В то же время она нормализует образование некоторых стероидных гормонов, создавая гормональный баланс в организме.

Показания к применению.

  • 1.Психологические проблемы мужчин пожилого возраста (раздражительность, депрессия, снижение жизненного тонуса).
  • 2.Импотенция.
  • З.Аденома простаты.
  • 4.Хронический простатит.
  • 5.Профилактика заболеваний простаты у лиц старше 40 лет.
  • 6.Воспаление мочевого пузыря.
  • 7.Необходимость увеличить мышечную массу.

Противопоказания. Рак простаты.


НИКОРОЛ

Курение – "домоклов меч", висящий над современным человечеством. Сотни тысяч людей ежегодно умирают от рака легких, от сердечно – сосудистых заболеваний, вызванных никотином. Поэтому каждое новое средство против курения представляет огромный интерес. NEWAYS предлагает травную формулу Никорол в виде леденцов. Смысл данной формулы в том, чтобы сделать вкус табака индифферентным или неприятным. При этом подавляется тяга к курению. Важно подчеркнуть, что успех зависит также от психологического настроя курильщика, от его желания бросить курить. Употребление Никорола не влияет на вкусовые ощущения от приема пищи. Добавка в формулу трав – антиоксидантов позволяет очистить организм от шлаков, образующихся вследствие курения, что крайне необходимо курильщику – хронику.

Показания к применению.

  • 1.Пристрастие к курению во всех его формах и проявлениях.
  • 2.Хронический бронхит курильщиков.

ФИТОМАКС

Правильное питание поддерживает баланс сил в организме, что определяет состояние здоровья. Доктор П. Бадмаев писал: "Если мы думаем о том, как сохранить хорошее здоровье, то должны придерживаться правильного питания, а не заниматься только очисткой организма". Чтобы хорошо усваивать питательные вещества и тем самым поддерживать здоровье, крайне важна нормальная работа органов пищеварения. Травная формула Фитомакс улучшает работу пищеварительного тракта. Она состоит из 3 групп трав и минералов. Ингредиенты первой группы улучшают продвижение пищи по кишечнику. Ингредиенты второй группы усиливают действие первой. Третья группа обеспечивает нормальное переваривание и всасывание питательных веществ. Фитомакс содержит " травы горького, острого и вяжущего вкуса, что стимулирует основные; функции организма. Относительно ослабленные вкусы – соленый, кислый и сладкий – также представлены в формуле.

Показания к применению.

  • 1.Оздоровление организма.
  • 2.Признаки нарушенного пищеварения: запоры, повышенное газообразование, чувство переполнения желудка, изжога, тошнота, отрыжка.
  • 3.Избыточный вес (в сочетании с другими методами лечения ожирения).
  • 4.Очистка кишечника от шлаков (в сочетании с другими средствами).
  • 5.Аллергия.

МЕГАПРИН

Данная формула, известная около 1300 лет, использовалась д – м П.Бадмаевым как противовоспалительное и противоболевое средство. Исследование химического состава формулы показало, что кора белой ивы содержит салицилаты, очень близкие по действию к аспирину. Другие компоненты подавляют аллергию, нейтрализуют вредные окисные соединения, успокаивают нервную систему. Известно, что салицилаты препятствуют образованию в сосудах сгустков крови. Поэтому их используют для профилактики сердечно – сосудистых заболеваний. В отличие от аспирина, который раздражает желудок, натуральные салицилаты лишены этого свойства. Кроме того, формула содержит травы, стимулирующие выработку желудком защитной слизи.

Показания к применению.

  • 1.Воспалительные заболевания суставов и мягких тканей
  • 2.Воспалительные заболевания нервной системы (радикулиты и др.)
  • 3.Головные боли различного происхождения
  • 4.Профилактика тромбообразования при болезнях сердца и сосудов
  • 5.Очистка организма от кислотных радикалов (после облучения и химических воздействий)

ОРИТОЛ (глазная формула)

Среди новых продуктов компании NEWAYS особое место занимает травная формула Оритол. Она предназначена для борьбы с болезнями глаз, поражающими лиц пожилого и старческого возраста, – катарактой и макулярной дегенерацией, т.е. разрушением центральной части сетчатки глаза. В числе биологически активных веществ, содержащихся в Оритоле, крайне важны лютеин и зеаксантин. От них зависит состояние роговицы, хрусталика и сетчатки глаза. Кроме того, формула содержит витамины А, С, Е, антиоксиданты и флавоноиды, которые укрепляют мышцы и связки глаза, повышают остроту зрения.

Показания к применению.

  • 1.Катаракта – начальная и зрелая стадия.
  • 2. Макулярная дегенерация.
  • 3.Профилактика глазных болезней в старческом возрасте.

Дозы. Принимать по 2 табл. 2 раза в день в течение 2 – 3 месяцев. Противопоказания. Не рекомендуется детям.


ГАРМОНИЯ

Женская формула. Уникальная пищевая добавка, содержащая несколько целебных трав. Она богата магнием, кальцием, марганцем и калием в органической, легко усвояемой форме. Формула обладает " противовоспалительным действием, восстанавливает защитные силы организма, омолаживает женщину. Под ее воздействием нормализуется соотношение между гормонами. Формула снимает психологическую нестабильность, свойственную предменструальному синдрому и климаксу.

Показания к применению.

  • 1.Предменструальный синдром.
  • 2.Психологические проблемы. Раздражительность, тревога, беспокойство, низкая самооценка, снижение полового влечения.
  • 3.Болезни женской половой сферы: хронические воспалительные процессы половых органов, в частности, хламидиоз; доброкачественные новообразования женских половых органов, эндометриоз.
  • 4.Бесплодие, вызванное воспалительными заболеваниями.
  • 5.Профилактика преждевременного старения женщины.

ЮВИТОЛ

Травная формула Ювитол создана на основе тибетской медицины. Она стала известна в России благодаря д – ру Петру Бадмаеву. Рецептуру составляют 23 травы. Каждая из них представлена в очень малой дозе, но в совокупности формула обладает мощным оздоравливающим и лечебным действием. Ювитол прошел проверку в ведущих медицинских центрах США и Западной Европы, где была подтверждена его эффективность. Ювитол нормализует свертываемость крови, снижает уровень холестерина и других жиров, активизирует иммунную систему, оказывает антиоксидантное действие. Все это позволило отнести Ювитол к разряду адаптогенов, или биопротекторов.

Показания к применению.

  • 1.Нарушение периферического кровообращения: эндартереит, болезнь Рейно.
  • 2.Трофические язвы (в сочетании с другими методами лечения) и др.
  • 3.Ишемическая болезнь сердца.
  • 4.Снижение памяти, последствия нарушений мозгового кровообращения.
  • 5.Ослабление защитных сил организма.
  • 6.Оздоровление лиц пожилого возраста.
  • 7.Необходимость улучшить физические показатели у спортсменов.

КАРДИОЛ

КАРДИОЛ (коэнзим Q10). В конце 70 – х годов нашего столетия сна-, чала в Японии, а затем в США появился новый продукт – коэнзим Q10. С того времени его употребляют миллионы людей во всем мире. Коэнзим Q10 – природное вещество, не обладает никакими побочными действиями. Он зарегистрирован в США и других странах как, пищевая добавка. В организме коэнзим Q10 участвует в образовании главного поставщика энергии для клеток – АТФ (аденозинтрифосфата). Употребление коэнзима Q10 восполняет дефицит энергии и это оказывает выраженный оздоровительный эффект. Кардиол улучшает "работу сердечной мышцы, стимулирует иммунную систему.

Показания к применению.

  • 1.Сердечно – сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца, пороки сердца, сердечная недостаточность, гипертония, гипотония, выхаживание больных после операций на сердце.
  • 2.Болезни десен: парадонтоз, перидонтит
  • 3.Болезни или состояния, со сниженным иммунитетом.
  • 4.Хронические заболевания печени: хронический гепатит, цирроз.
  • 5.Оздоровление лиц старческого возраста.

Побочные действия. Изредка возможна скоропреходящая тошнота, что не является основанием для отмены продукта.


АРТРИН

Артрин – древняя тибетская пропись, которой широко пользовался д – р П.Бадмаев для лечения артритов (воспаления суставов). Формула не только снимает признаки воспаления, но также позволяет приостановить болезненный процесс. Входящие в Артрин травы повышают защитные силы в воспаленных тканях, улучшают их кровоснабжение, предупреждают разрушение суставных поверхностей. Травы содержат природные салицилаты, босвелиевые кислоты (противовоспалительное действие), азулены и галлотанины (обезболивающее действие). Уникальным компонентом является спорогенная молочная палочка – микроорганизм, живущий в кишечнике. При тяжелых артритах, других воспалительных процессах возникает дисбактериоз, который усугубляет течение болезни. Молочная палочка позволяет восстановить нормальный баланс микробов в кишечнике и тем самым благотворно влиять на состояние больного.

Показания к применению:

  • 1.Хроническое воспаление суставов, включая ревматоидныи артрит.
  • 2.Подагра
  • 3. Дисбактериоз кишечника

Противопоказания. С осторожностью принимать при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, беременности, в детском возрасте – до 12 лет)


ФЕМИКС

В разные времена и в разных цивилизациях женщины использовали травы для того, чтобы сохранить молодость, женственность и привлекательность. Современная наука подтвердила целебные свойства этих трав и показала, что содержащиеся в них питательные вещества и витамины позволяют преодолеть стрессы, тревогу, напряжения и усталость. Женская формула Фемикс содержит экстракт проросшего овса – мощный источник энергии и жизненной силы. Магний смягчает признаки предменструального синдрома, оказывает успокаивающее действие. Под влиянием витаминов В5 и ВЗ снимаются раздражительность, подавленное настроение и тревога. Листья крапивы – прекрасный тоник гормональной и репродуктивной системы. Компоненты формулы дают женщине ощущение полноты жизни, уверенности в себе и укрепляют связь с окружающими ее людьми.

Показания к применению.

  • 1.Универсальная женская оздоровительная формула
  • 2.Функциональные расстройства нервной системы.

Противопоказания. Не принимать подросткам.


КОРОНАКС

Стрессы, недостаток питательных веществ, накапливающая с годами усталость зачастую лишают мужчину самых сладостных жизненных ощущений. Пищевая добавка Коронакс содержит вещества, крайне необходимые для того, чтобы быть молодым, энергичным и мужественным. Компоненты формулы усиливают либидо, повышают физическую силу. Витамин В5 играет важную роль в синтезе гормонов, в частности, тестостерона. Цинк относят к "мужским" минералам. Он поддерживает высокий уровень половых гормонов и обеспечивает выработку спермы. Проросший овес – мощный стимулятор всех энергетических процессов в организме, а растущая на берегах Амазонки Муира пуама снимает стрессы и повышает потенцию.

Показания к применению.

  • 1. Ослабление половой функции у мужчин
  • 2. Функциональные нервные расстройства у мужчин

Противопоказания. Рак предстательной железы (простаты). Не рекомендуется в молодом возрасте (до 25 лет).


ЭКСТРАМИН

В течение многих веков зверобой с успехом применялся для лечения ран. Англичане называли его "бальзамом воинов". Во Франции, Италии и Германии зверобой именуют травой святого; Иоанна, которая охраняет дом от злых духов. В наши дни интерес к этому древнему средству необыкновенно возрос. Исследования, проводимые в США, Европе, показали, что зверобой действительно изгоняет "злых духов", если под ними подразумевать различные тяжелые, заболевания, в частности, депрессивные состояния. Говорят, что зверобой помогает от тысячи болезней.

Показания к применению.

  • 1.Легкая или умеренная депрессия, другие нервно – психические расстройства, синдром хронической усталости.
  • 2.Вирусные и микробные инфекции: грипп, простой или опоясывающий лишай и др. Доказано положительное действие зверобоя на гнойные процессы.
  • 3.Раны и ожоги. Помогает при резаных, рваных и нагноившихся ранах; при образовании гнойных затеков, очищает рану от микробов и вирусов.
  • 4.Используется при ожогах 1, 2, 3 степени; даже при обширных ожогах процесс выздоровления сокращается в 2 – 3 раза.
  • 5.Заболевания сосудов. Усиливает кровоток в сосудах сердца, что способствует насыщению сердечной мышцы кислородом. Это крайне важно при ишемической болезни сердца.
  • 6.Повышает выработку гормона мелатонина в ночные часы, поэтому экстрамин можно рекомендовать для улучшения сна и профилактики склероза.

Противопоказания. С осторожностью применять при беременности, т.к. в редких случаях повышает тонус матки. Учитывая способность зверобоя обострять чувствительность к свету, следует избегать во время приема экстрамина лечение ультрафиолетовыми лучами или длительного пребывания на солнце. Не рекомендуется принимать препараты зверобоя одновременно с антидепрессантами.


АНАТОМИКС

Среди новой серии продуктов Анатомикс занимает особое место. Основой его является физиологически активная сера. Она играет, чрезвычайно важную роль в обмене веществ. С ее участием формируются антитела, гормоны и многие белки, незаменимые аминокислоты. Сера представлена в виде метилсульфонилметана (МСМ) – безопасной пищевой добавки. В природе МСМ содержится во фруктах, овощах, некоторых злаках. При их промышленной обработке МСМ разрушается. Если в пищевом рационе нет достаточного количества сырых продуктов, то потребность организма в сере не удовлетворяется. Таким образом, Анатомикс служит диетическим источником серы. При дефиците МСМ извращается реакция организма на стресс, нарушаются функции внутренних органов, человек больше подвержен аллергии, инфекциям, болезням суставов и кожи.

Показания к применению.

Бадмаев Петр Александрович (1851 - 1919) - бурят; врач тибетской медицины.

Приехал в Петербург в 1871 г., поступил в Петербургский университет, слушал лекции в Военно-медицинской академии. В 1875 г. служил в азиатском департаменте МИДа и одновременно с этого времени начал заниматься врачебной практикой. Играл заметную роль в политике, подал Александру III «Записку о задачах русской политики на Азиатском Востоке». Создал торговый дом «П.А. Бадмаев и Ко», действовавший в 1893 - 1897 гг. в Забайкалье.

В 1909 г. организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков. В 1911 и 1916 гг. вместе с П.Г. Курловым и Г.А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии.

Поддерживал епископа Гермогена и иеромонаха Илиодора в их борьбе с Распутиным, затем перешел на сторону последнего, особенно сблизился с ним в 1916 г. В 1914 г. возведен в дворянское достоинство. В августе 1917 г. был выслан Временным правительством за границу, затем вернулся в Петроград, где и умер.

Книги (3)

Доктор Бадмаев. Тибетская медицина, царский двор, советская власть

Жамсаран (Петр Александрович) Бадмаев был единственным в России врачом и теоретиком тибетской медицины; его деятельность развернулась в Петербурге при Александре III, ставшем крестным отцом молодого бурята, получила всеобщую известность при последнем царе Николае II и закончилась при советской власти в 1920 году - после арестов, тюрем и смерти.

Автор первой части книги - внук Бадмаева писатель Борис Гусев, - располагая документами и семейным архивом, рассказывает о жизни и работе деда. Во второй части сам Петр Александрович раскрывает секреты тибетской медицины.

Основы врачебной науки Тибета. Жуд-Ши

"Жуд-Ши" — основной канонический источник тибетской медицины и главное ее руководство. Удивительная книга "Жуд-Ши" пришла к нам из тысячелетней давности и оказалась современной.

Во многом это объясняется тем, как она изложена на русский язык известным знатоком тибетской медицины П.А. Бадмаевым. Книга эта о том, как жить, чтобы быть здоровым и сохранить свежесть тела и ясность ума до глубокой старости.

И хотя на титульном листе оригинала П.А. Бадмаев поставил себя как переводчика, на самом деле он автор книги, поскольку две книги "Жуд-Ши" даны в его интерпретации, а остальной материал написан им лично. В книгу включен также полемический трактат П.А. Бадмаева "Ответ на неосновательные нападки членов Медицинского совета на врачебную науку Тибета".

Рассчитана на широкий круг читателей, а также всех интересующихся историей науки и культуры Востока, врачей и фармацевтов.