Доклад "приобщение детей к истокам русской народной культуры". «Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания.

Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

    утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

    исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.

    забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

    девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, я пришла к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости.

Отсутствие раздела нравственно-эстетического воспитания в программе Л.А.Венгера «Развитие», побудило меня к созданию своей системы работы, которая направлена на всестороннее развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание и развитие его художественно – творческих способностей.

При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию нравственно – эстетических качеств и художественно – творческих способностей дошкольников.

Отличительной чертой моей системы является то, что в процессе реализации используется композиция «Семья», состоящая из шести ростовых кукол в русских народных костюмах, которая способствует приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Ведь именно в семье начинается для ребенка открытие мира и постижение самого себя в огромном, пугающем своей неизвестностью пространстве.

Система работы включает в себя:

    Диагностику сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей;

    Создание предметно пространственной среды;

    Организацию кружка «Наши умелые ручки»;

    Взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно - нравственному воспитанию детей.

На начальном этапе, опираясь на рекомендации Л.С.Куприной и Т.А.Будариной, нами была оформлена «зона народной культуры» - «изба». В свободном помещении детского сада соорудил деревянный сруб. Здесь, «сложили» печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов – реликвии моей семьи по материнской линии и собранные мной предметы быта в селе Мезенское Свердловской области, в котором родилась я сама. В «избе» теперь есть выбитые старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца.

Важным атрибутом «избы» является кукольная композиция «Семья» в русских народных костюмах. Костюмы созданы на основе достоверных этнографических данных по схемам – выкройкам русских народных костюмов, бытовавших с конца 18 –го до начала 20-го веков.

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это семья!

Так родилась идея создания «кукольной семьи». Куклы сопровождают нас всю жизнь, они не только развлекают, но и поучают. Куклы доступны, понятны, интересны всем детям. Вот почему я решила создать не одну или две куклы, а целую семью - образ той семьи, которая растила меня.

Наши куклы вызывают только положительные эмоции.

«Батюшка» - мужчина в возрасте с бородой, возможно в шапке, в безрукавке, рубаха с богатой вышивкой, на ногах лапти.

«Матушка» - с очень добрым лицом, одета в красный сарафан, на плечах - богатый платок, на голове - расшитый жемчугом кокошник.

«Старший сын» - стать и молодость, игривая улыбка на лице, рубаха как у жениха, порты в полоску, на ногах лапти.

«Старшая дочь» - обязательно должна быть скромной, с опущенными глазами, в ситцевом сарафане, на ней должен быть передник с вышивкой, на голове богатая повязка.

«Младший сын» - лицо детское, фигура неуклюжая, поэтому одежда кажется «большой».

«Лялька» - это кукла - «закрутка» в лоскутном одеяле.

Народный костюм является своеобразным языком культуры, который знакомит детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины.

Данная система реализуется в рамках кружка «Наши умелые ручки».

При отборе детей в кружок учитывала в первую очередь интерес детей к народно- декоративному искусству, возрастные и умственные способности детей, полученные в результате диагностических исследований.

Занятия кружка проходят в «избе» с использованием композиции «Семья».

Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Введение в процесс обучения элементов игры, позволяют занятиям проходить живо и эмоционально. Через игры происходит знакомство детей с понятиями «семья», «род», «родственники». (См. приложение №1)

Куклы «живут» в крестьянской «избе». Они очень любят общаться с ребятами, встречать гостей в «избе» и сами часто приходят в группу. Эти куклы – любимцы ребят. Дети принимают их за своих друзей и дорожат дружбой с ними. Куклы – носители народной мудрости, знают много русских народных сказок, песен, поговорок. Дети любят их «слушать». Занятия с участием кукол композиции «Семья» всегда комплексно и содержательно насыщенные. На них дети занимаются различными видами деятельности, узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а куклы, в свою очередь, активно их стимулируют, подзадоривают прибаутками. Незнакомые, странные и интересные для детей предметы куклы достают из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки загадки, книги.

У кукол, как и у любого человека, иногда может быть плохое настроение, они могут быть чем – то озабочены, и тогда ребята приходят на помощь своим друзьям, успокаивают из, веселят, делятся своими «секретами», готовят для них сюрпризы. Куклы повеселели, заулыбались, хвалят ребят. Похвала, которую ребёнок получит за своё сочувствие, стимулирует его желание дарить радость другим и быть от этого счастливым.

Но воспитательный эффект от их использования может потеряться, если отсутствует систематичность в работы. Поэтому общение детей с членами «Семьи» реализуется в празднично - игровой, учебной, трудовой и других видах детской деятельности. Чем шире будет сфера общения детей с куклами, тем больше они испытают положительных эмоций, тем быстрее усвоят материал, тем быстрее у них сформируется знание нравственных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и общения в целом.

Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует сотворчеству детей и взрослых. Поэтому особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связей с родителями. Я добилась того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но и активно обсуждают вопросы воспитания на наших встречах в родительском клубе «Горенка»

При оценке сформированности социально - нравственных качеств у детей я использую диагностику Т.М.Бондаренко, а для оценки творческих способностей диагностикой С.Т.Комаровой, О.А.Соломенниковой.

Анализ последней диагностики доказывает, что в ходе внедрения системы работы уровень сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей повысился.

Дети стали более доброжелательны, научились уважать другого человека, проявляют бережное отношение к окружающему миру, стали добрее и милосерднее.

Дети увлечены процессом творчества, их работы отличаются оригинальностью, они могут легко перейти от одного замысла к другому.

Высоко развитые социально – нравственные и творческие качества наши воспитанники демонстрируют на городских конкурсах.

Они - победители конкурсов:

    В городе Москва (Международный конкурс) – работы по гобелену;

    «Новогодняя игрушка» 1место и «Красота божьего мира» грамоты за 2 место;

    Получена почетная грамота за участие в городском конкурсе «Умельцы Нягани» к 20-летию города от «Музейно-культурного центра» за творческие работы по ткачеству «Гобелены»;

    диплом за участие в городской выставке прикладного искусства «Умельцы Нягани» ко Дню России (акция Няганский Арбат) за изделия из тестопластики, композиция «Веселые «мукосольки»;

    Моя композиция «Семья» была отмечена дипломом 1 степени комитета по культуре и искусству города Нягани и дипломом участника выставки «Умельцы Нягани » в рамках «Дней славянской письменности» и 1-го городского конкурса – фестиваля «Игры и игрушки»

Свои знания по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников распространяю среди коллег города.

Работу по приобщению детей к истокам народной культуры веду в тесном контакте с общественными организациями с «Центром прикладного искусства и ремесел» являюсь дарителем Няганскому музейно – культурному центру в накоплении фондов.

Система дала эффективный результат и может быть использована педагогами дошкольных учреждений для формирования духовно-нравственных качеств и развития творческих способностей Свою тему считаю актуальной так как 2008 год объявлен годом семьи. Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Николаева Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №39
Населённый пункт: город Красногорск Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Дата публикации: 14.08.2017
Раздел: дошкольное образование

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 39

«Приобщение детей к истокам русской

народной культуры».

Подготовила

Николаева Т.И.

г. Красногорск

Народ, который не знает своей культуры и

истории – презрен и легкомысленен.»

Н.М.Карамзин

Наши мечты и надежды обращены в будущее, но мы не должны забывать прошлое.

Память - это мост, соединяющий сегодняшний день с вчерашним, настоящее с

прошлым. Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и

будущее. Все, что оставили нам наши предки: народные песни, былины, сказки, русские

избы с прекрасными образцами предметов декоративно-прикладного искусства, должно

остаться в нашей памяти.

Народное искусство России богато многообразием форм, обладает неисчерпаемым

художественно-творческим потенциалом и является неиссякаемым источником развития

художественной культуры народа.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит через

ознакомление с народными обычаями, обрядовыми праздниками, традициями, некоторыми

видами народно-прикладного искусства, фольклором, предметами быта, ремеслами,

особенностями русского народного костюма.

Детей необходимо приобщать к богатству русской речи, расширять их словарный

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены

представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности

и патриотизме. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый

период всех высоких человеческих начал.

сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения,

умению жить среди людей – главные идеи

воспитания духовно- нравственных качеств личности, приобщения детей к истокам

русской народной культуры.

Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок

стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных

произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети

приобщаются к духовному и нравственному опыту.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок,

должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни. Такой литературой,

приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа прежде всего являются

произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки,

считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Знакомство с народным

творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная

песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, что очень важно для

физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных

впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка. В детском саду этот жанр устного

творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.

В детском саду используется такой вид устного народного творчества как потешки,

прибаутки, колыбельные песенки, заклички, считалки, хороводные игры, русские

народные танцы.

Потешка не только учит движению.

Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо»,

вводит ребенка в мир, учит его жить. Потешки можно использовать во всех

режимных процессах и во всех возрастных группах. В более старшем возрасте 4-6 лет

используются потешки как пальчиковые игры.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро ото

зла. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях

общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают

нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная

ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа,

свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость

за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера

как лень, жадность, упрямство, трусость, и одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Сказки используются во всех возрастных группах.

Считалки - это истории придуманный для детей способ осуществления объективной

справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается

распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным,

памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании,

душе, характере развивают считалки.

Пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они

оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения,

заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно

использовать во всех процессах воспитательной работы.

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному

развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от

ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную

перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Знание

загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает

ребенка к восприятию классической литературы.

Скороговорка,

веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У

каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются - в этом их секрет и

обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере

выговоришь».

Заклички – обращения к природе, животным с просьбой или

требованием. Когда-то давно заклички были логическими формулами, своего рода

заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные

земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками. Заклички – это

небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто

обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма

чувств, и переживаний. Заклички дают возможность ребѐнку в поэтической форме

выразить своѐ эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребѐнка, мышление,

фантазию, развивают артикуляционный аппарат. Само слово «заклички» побуждает детей

говорить громко – закликать.

Хороводные игры - это игры,

включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание

игры могло быть различным и раскрывалось в сюжете песни, которую изображали

участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. В них

рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о весело скачущем

воробушке, о зайке и т. д. Движения были незамысловатые, подчиняющиеся ритму песни.

В центре круга стояли главные исполнители и вели диалог с двигающимися по кругу

игроками или с помощью пантомимы раскрывали содержание песни. Хороводные игры

исполнялись в основном девочками. Мальчики принимали в них участие очень редко,

считая их девчоночьим делом, недостойным внимания. Мальчики становились

участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда они уже

воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек.

Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе,

сопровождаемые исполнением танца-хоровода.

Для чего нужны игры с пением? Что бы развивать у детей чувство ритма, выразительность

движений, фантазию и воображение.

В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного

выразительного интонирования. Текст игры можно не заучивать с детьми специально. Он

запоминается в процессе игрового действия. Главное – это выразительное, нараспев,

ритмичное произнесение текста. Музыка помогает найти необходимый двигательный

образ, придает движениям пластичность и выразительность. Надо сказать, хороводные

игры - любимые забавы у детей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать

доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности

детей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто дети обожают

обниматься, браться за ручки), выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко

покричать - попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.

Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в

повседневной жизни, расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать

потребность общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой

деятельности.

Народные игрушки - часть культурного национального наследия. У каждого народа

игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-

психологических черт и культуры народа. Вековой опыт народной педагогики показывает,

что игрушки становились первыми средствами воспитания. Народная игрушка оказывает

воздействие на эмоциональный мир ребенка, на развитие его эстетического вкуса и

переживаний, на становление личности в целом. Воспитательная ценность игрушки в том,

что «только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом,

любовном ее исполнении» (Е.А. Флерина). Народные игрушки, создаваемые для себя и

детей, несут для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формирующего

веками, созданного и сохраненного народом эстетического идеала.

Народные умельцы, создавая игрушки для детей, учитывали интересы и желания

ребенка. Строго соблюдалась возрастная принадлежность. Для детей раннего возраста

предназначались занимательные игрушки со звуками и яркой окраской, стимулирующие

моторную деятельность: погремушки, трещотки и т. д. С развитием ребенка и его

потребности усложнялись и игрушки - это уже игрушки, развивающие координацию

движений и способность к ориентации. Народная игрушка радует ребенка, потому что

данные в ней образы жизненны и близки его детскому опыту.

Народные праздники - кладезь национальной культуры. Они уходят своими корнями

к народным традициям. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью

человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.

В дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к праздничной культуре народа, так

как воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных

выступлениях, формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в

детском саду, семье, стране, воспитывается любовь к близким людям, Родине.

Традиции и обычаи - часть социокультурного наследия, организуют связь поколений,

на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и

младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно

богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует

восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть

спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного человека

уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и

сохранять.

Важным условием развития детского творчества, поддерживания интереса детей к

культуре предков, служит развивающая среда. Развивающая предметно-пространственная

среда ДОУ должна соответствовать содержанию образовательного процесса, отвечать

интересам и потребностям детей, способствовать всестороннему развитию, обеспечивать

их психическое и эмоциональное благополучие.

Большое значение по приобщению детей к традициям и народной культуре

отводится родителям. Они являются участниками пополнения развивающей среды

детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес

к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных

мероприятиях. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание

индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствуют единению

педагогов и родителей в работе по приобщению детей к истокам русской народной

Людмила Мишустина
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,

фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…

пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский

Цель :

Формирование у детей интереса к русской национальной культуре ,

на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа , его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры .

Воспитание уважения к родному народу и его традициям .

Задачи :

1. Знакомить детей с разнообразием и особенностями русской народной культуры .

2. Прививать любовь к русской народной культуре .

3. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества .

4. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

5. Способствовать интеллектуальному развитию.

6. Воспитывать художественный вкус.

7. Развивать сотрудничество с родителями.

Старая поговорка гласит : «Все новое - хорошо забытое старое» . Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить. Однако по разным причинам они вновь становятся актуальными, а заплутавшему на тропах цивилизации обществу приходится обращаться к опыту предков.

Я работаю педагогом 13 лет, последние четыре года приоритетным направлением моей педагогической деятельности является русская народная культура . Я работаю по программе Князевой О. Л. ,М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры »

Выбранная мною темы очевидна : в настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа , своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной стороны . Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания.

Работу по приобщению детей к истокам народной культуры начала в 2011 г . с детьми четвертого года жизни, и продолжила по 2016 г.

Мною разработана программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно– эстетическое воспитание детей и утверждена решением педагогического совета от 30.08.13 г. Разработан календарно – тематический план. Реализовала проект и обобщила педагогический опыт по теме «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры ». Аттестовалась на первую квалификационную категорию по данной теме в феврале 2015 года.

Свою работу провожу в различной форме :

Занятия;

Экскурсии к историческим местам и памятникам города;

Фольклорные праздники и развлечения;

Встречи с интересными людьми;

Показ спектаклей и сказок;

Продуктивная деятельность детей;

Выставка творческих работ детей и родителей.

И подведение итогов своей работы я тоже провожу в разной форме :

Педагогические советы;

Выставки – конкурсы;

Открытые занятия; - обобщение опыта работы; - педагогические гостиные и пр. - «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры ».

Я разработала и провела ряд экскурсий по историческим местам нашего города, познакомила с названиями улиц и их происхождением. В группе родители, совместно с детьми составляли свои родословные древа. На совместном вечере родителей и детей «Русские посиделки » рассказывали о своих прадедах и прабабушках. Тем самым ребята много узнали о своих предках, о том, чем они занимались, как жили.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений , просеянное сквозь сито веков.

Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика. Так в группе прошли : посиделки «Золотые руки мастеров» , «Осеняя ярмарка» , ежегодные Крещенские благотворительные ярмарки, тематический вечер «Березы России» , день матери с показом русской народной сказки «Маша и медведь» , праздник «А ну-ка девочки» с показом костюмов из подручного материала.

В моей группе сложилась традиция : все осенние и весенние праздники и развлечения проводятся на основе фольклора. Зимой на улице проходит прощание с Масленицей, дети водят хороводы, играют в русские народные игры , читают заклички, забавляются озорными соревнованиями. В праздник Пасхи дети делают из различного подручного материала «пасхальные яички» и разукрашивают их.

Для приобщения детей к истокам русской народной культуры необходимо , чтобы окружающие их предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Уже в группе раннего возраста я знакомлю детей с русской народной игрушкой – матрешкой, дети с удовольствием играют с ней, рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной матрешки спрятались ее сестрички. В речевых зонах присутствуют иллюстрации к потешкам и русским народным сказкам .

В своей работе широко использую все виды фольклора : сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера , присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы, тем самым, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны , создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные национальные игры. Мои воспитанники знакомы с календарными играми, русскими народными играми во время проведения обрядовых праздников, посвященным разным циклам земледельческого календаря. Через игру я, на доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем , основами православной культуры , традициями, бытом, обычаями русского народа , с крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре . «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная, или народная кукла . Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.

В результате в №07 возник мини-музей «Куклы наших предков» . Мы с детьми посетили этот мини-музей. Представленные куклы изготовлены из различных материалов : деревянных чурбачков, соломы, сена, тряпичные куклы, куклы из соленого теста, из ниток, природного материала. По назначению куклы делились на три группы : игровые, куклы – обереги и обрядовые. Например : куклы для игр детей : куклы-пеленашки, куклы-болванчики, стригушки; обрядовые куклы : «Параскева-Льняница» , «Купава» , «Десятиручка» , «Кубышка – Травница» . Нам рассказали, что означает каждая из них, почему ее так называют и когда в нее играют. Для того, чтобы больше заинтересовать детей народной игрушкой и побудить использовать их в своей игре, я привлекала родителей к их изготовлению. В ноябре 2015 года провела мастер – класс «Изготовление куклы – оберега» .

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ , поддерживает интерес к его культуре . А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю , традиции, культуру , невозможно сбить с толку, купить на дешевую наживку, превратить в не помнящих родства Иванов.

Для приобщения детей к истокам народной культуры в моей группе была создана развивающая предметно - пространственная среда :

Мини-музей «Русская изба » ; - мини-музей «Золотая хохлома» . - мини-музей «Куклы в национальных костюмах» - в группе есть «Уголок книги» , где размещены книги устного народного творчества ; - в «Уголке народного творчества » представлены различные виды росписи : городецкая, жостовская, гжель, семеновская Матрешка; - современная творческая деятельность детей, педагогов, родителей в рамках организации и проведения праздников, чаепитий, ярмарки. На мой взгляд, сущность моего опыта работы состоит в следующем : Знание культуры собственного народа , умение понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства. Отработав по теме : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры » более четырех лет, систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный подход в построении занятий. Поэтому я стала включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности : познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу новизну и значимость опыта моей работы. В своей работе делаю акцент на воспитание любви к родному дому, к природе, культуре малой родины . Знакомлю детей с родным краем с историко – культурными , национальными, географическими, природными особенностями, что формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Я провела ряд экскурсий : - экскурсия в музей «Русская изба » в МБОУ Лицей им. А. И. Данилова. - экскурсия в Христорождественский храм г . Уварово. - экскурсия в «Краеведческий музей» г. Уварово - посещение мини-музея «Чудо - дерево» . Такая организация непосредственной образовательной деятельности позволяет осуществлять дифференцированный подход и привлекать детей к проектной деятельности. Именно интересы детей подталкивают нас к созданию новых проектов. Мною подготовлены и реализованы проекты : - «Наша родина – Россия»

- «Мы помним героев

- «Откуда хлеб пришел»

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные игры .

- «Золотые руки мастеров. Я всегда охотно делюсь своими знаниями и опытом с воспитателями ДОУ. Для них были проведены консультации : - «Духовно-нравственное воспитание дошкольников » - «Знакомим детей с народными праздниками и обрядами» - Городское открытое занятие «Знакомство с блюдами русской кухни » . Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление их с особенностями традиционной народной культуры , с принципами воспитания уважения к иным культурным традициям . С этой целью были организованы такие формы работы с родителями, как консультации «Использование фольклора в воспитании детей» , «Русские народные игры » , «Семейные традиции» ; размещение информации о воспитании у детей в семье интереса к традиционной народной культуре , к народным , праздничным традициям на информационных стендах.

Активно размещаю свои публикации на различных образовательных сайтах.

Принимаю участие в интернет – конкурсах.

Все это помогает мне строить педагогическую деятельность в соответствии с современными требованиями и на более высоком профессиональном уровне.

Фомина Елена Ивановна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №15", г. Саров

Фомина Е.И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры // Совушка. 2016. №3(5)..02.2019).

Настоящее время характеризуется становлением новой системы образования: определен стандарт педагога, разработаны рамочные документы, определяющие каким должен быть образовательный процесс (Закон об образовании в РФ, ФГОС ДО). Однако определение содержания обучения, выбор методов и приемов отданы на откуп педагогам.

Говоря о воспитании моральных и нравственных качеств, нам думается, что возникла необходимость вернуться к наилучшим традициям нашего народа, его вековым корням.

Можно сделать вывод, что внедрение новых технологий на основе сложившихся традиций самый верный способ получить хороший результат в виде выполнения целевых ориентиров.

Одним из принципов ФГОС ДО является - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Основными аспектами социокультурного развития дошкольника является:

  1. Оптимизация социокультурного воспитательного потенциала основной общеобразовательной программы.
  2. Ценностно-смысловое и социокультурное обогащение пространства дошкольного образования в ДОУ на основе отечественной соцкультурной традиции.

На наш взгляд осознанное формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры должно начинаться со средней группы. Подготовительным этапом можно считать работу, проводимую во 2 младшей группе.

Наблюдения за детьми группы помогли мне определить систему работы, основанную на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Приобщение детей к русской народной культуре в нашем дошкольном учреждении осуществляется посредством взаимосвязи дошкольного учреждения с социальными институтами, семьями наших воспитанников.

Целью данной работы является - воспитание у дошкольников патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

  1. Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.
  2. Формировать умения восстанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим.
  3. Развивать в ребенке способность к пониманию культуры своего народа и позитивном отношению к культуре других народов.

Разработанный перспективный план расчитан на 4 года деятельности по следующим направлениям:

  1. Знакомство с национальным бытом;
  2. Знакомство с русским народным творчеством;
  3. Знакомство с русскими народными играми;
  4. Знакомство с традициями;
  5. Праздниками.

Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту.

Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, кружковую работу, экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность.

Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
. принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности - предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
. принцип доступности - предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
. принцип научности и достоверности - содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
. принцип наглядности и занимательности - образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
. принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
. принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
. принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Предполагаемый результат по итогам освоения всех направлений к подготовительной группе:

Знает основные литературные понятия по фольклору; краткое содержание прочитанных литературных произведений; быт и традиции русского народа; песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички.

Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

Использует в игре предметы быта русского народа;

Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям.

Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания).

Приоритетными остаются методы и приемы :

  • Проблемно - поисковые вопросы;
  • Введение нового персонажа;
  • Разбор пословиц и поговорок;
  • Творческие задачи;
  • Объяснение происхождения слов;
  • Метод аналогии;
  • Работа с моделями и схемами.

Первое направление предусматривает знакомствол с национальным бытом . В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта, вместе с детьми предметами русского быта пополняется организованный в группе мини-музей. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Второе направление - дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.

Третье направление - дети знакомятся с особенностями русских народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.

Четвертое направление - знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то познавательно новое
Знакомство с русскими народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки Загадушки», «Ты открой сердечко - доскажи словечко», «Закликание весны» и др.

В течение года дети в игровой, занимательной форме уточняют и закрепляют полученные знания о различных областях русской народной культуры. Особое место в этот период занимает практическая деятельность детей.

Немаловажную роль при этом играет создание предметно-развивающей среды . В группе должен быть создан мини музей «Русский народный уголок», «Дорогая наша Русь» где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера. Где накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. В группе много детских книг, раскрасок, дидактических игр, папок - передвижек по теме.

При работе по ознакомлению детей с русским народным творчеством рекомендуем использовать такие дидактические пособия: «Где загадка - там отгадка», «Умная пословица - недаром молвится», «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку» и др.

Дети любят слушать сказки, прибаутки, потешки, песенки, считалки, заклички. От них веет добром, теплом, лаской. Можно использовать это в режимных моментах (мытье рук, укладывание на сон, при одевании и раздевании).

Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей.

Для них предлагаем провести:

Анкетирование «Что вы знаете?»

Консультации «Моя Россия». «История одной вещи»

Мастер - класс «Как сделать книжку-малышку»

Оформить различные выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые »и тд.

Впереди много целей и есть над чем работать. Но главное то, чего мы добились - это огонек заинтересованности в глазах детей и родителей, желание узнавать что-то новое, сотрудничать, воспитывать и развивать все это дальше!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А.М. М.: Просвещение, 1989.
  4. Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004.
  5. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России. М.: АРКТИ, 2005.
  6. Дяуненова И.А. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности. М.: АРКТИ, 2004.
  7. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007.
  8. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е.К. Ревина М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. М.: Сфера, 2005.
  10. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. М.: Педагогика, 1970.
  11. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.: Книголюб, 2007.
  12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2009.
  13. Мулько И.Ф. Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет: методическое пособие. М.: Сфера, 2006.
  14. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.: Сфера, 2007.
  15. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 1989.
  16. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина и др. М.: Сфера, 2010.
  17. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида. Саров, 2001.
  18. Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. В: Учитель, 2016.

Утверждено

Приказом МДОУ №4

№ ______ от «___»__________20__г.

Заведующий МДОУ №4

__________________

Муниципальное

дошкольное образовательное

учреждение – детский сад

комбинированного вида №4

Рабочая программа по приобщению детей

к истокам русской народной культуры «Горница»

Принята педагогическим советом

№4 от 01.01.2001 г.

Для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Срок реализации программы - до 2 –х лет

Составитель программы

– воспитатель МДОУ №4

2005 год

1. Пояснительная записка 5-7

2. Тематическое планирование работы с детьми 5-6 лет 7-9

3. Тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет 10-13

4. Структура проведения занятия по декоративно-прикладному искусству 14

5. Методическое обеспечение 15-75

6. Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы 76

7. Библиографический список 77-78

Рабочая программа по приобщению к истокам

русской народной культуры

«ГОРНИЦА»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Пояснительная записка

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

Рабочая программа «Горница» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и художественно–эстетическое воспитание детей.

В основу данной рабочей программы заложена программа, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и рабочая программа кружка по декоративно-прикладному творчеству Ермолаевой Нины Васильевны воспитателя ДОУ «Ласточка» г. Ханты –Мансийск. Кроме этого программу «Горница» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная рабочая программа «Горница» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (, и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции?????? декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. С этой целью была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течении двух лет, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей , доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Целью данной программы является:

ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

· Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

· Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;

· Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;

· Приобщение к эстетической культуре;

· Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

· Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

· Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

· Обогащать словарный запас детей.

Направления:

1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.

Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

    Беседы; Занятия на основе метода интеграции ; Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства; Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе; Экскурсии; Дидактические игры; Экспериментирование с различными художественными материалами; Развлечения, фольклорные праздники, посиделки; Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен; Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)..

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

· Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации: до 2-х лет.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат:

    Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа; Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов; Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами; Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Методы оценки результативности программы :

    Отслеживание результата (наблюдение, диагностика); Результаты продуктивной деятельности детей.

Индивидуальная работа , для того чтобы:

    Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей. Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы). Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями .

Используются разнообразные формы работы:

    Клуб для родителей «Собеседник»; Индивидуальные консультации по русской народной куьлтуре; Беседы; Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам

Тематическое планирование на год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Номер занятия

Тема занятия

Открытие кружка «Горница».

Познакомить детей с Марьей Искусницей с работой в кружке «Горница». Разучить о попевку «Гости». Рассмотреть «Горницу». Вступительная беседа о том как жили люди на Руси. Рассматривание иллюстраций.

да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень»

«Хлеб - всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знаком­ство со старинными орудиями труда. - цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди, Яша». Пение жнивной песни «Уйди туча грозовая»

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях при­роды, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихо­да - деревянным корытцем, тяпкой. Повторе­ние попевки «Восенушка - осень». Разучивание народной игры «Вейся капустка».

Русская матрешка

Рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. Чтение и стихов о русской матрешке. Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка».

Русская матрешка

Рисование русской матрешки, раскрашивание силуэта. Выставка готовых детских работ.

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?». Рас­сказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Разучивание песенки-потешки о лисе.

Каргопольская игрушка

Каргопоьские легенды. Стихи о Каргопольской игрушке. Просмотр видео материалов о каргопольской игрушке.

Художественное слово о гжельской игрушке. Рисование по мотивам гжельской росписи

Дымковская игрушка

Рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушке и иллюстраций. Чтение стихов. Разучивание игры с пением «Заинька» в обр. Н. Римского –Корсакова

Рисование по мотивам дымковской росписи.

«Осенины встречаем - именины отмечаем»

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, пого­ворок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Разучивание песни «Новогодняя хороводная» муз. Шайдар.

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказ­кой «Проказы старухи зимы». Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» в обр. Рубца.

«Пришла коляда - отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и коля­довании. Разучивание песенок закличек. Пение колядок «Сею, вею, посеваю», «Как у Ваньки кудри», «Колечко моё».

«Святки - колядки»

Фольклорный праздник для детей старших групп

Вологодские кружева

Рассказ об истории создания вологодских кружев.

Создание эскиза вологодских кружев, выставка детских работ

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Разучивание русской народной песни «Ворон»

Городецкая роспись

Продолжение рассказа, о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторе­ние пословиц и поговорок о мастерстве. Рисование по мотивам городецкой росписи.

Рассказ о создании промысла. Художественное слово о хохломе. Музыкально - фольклорная игра

«Пряничная доска».

Рисование хохломского узора в полосе

Рисование хохломского узора в круге.

Сказка для Кузи. Письмо Нафане

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» Составление детьми письма Нафане - домовенка Кузи. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько»

«Ой ты, Масленица!»

Знакомство с обрядовыми пес­нями, посвященными Масленице Рассказ о Масленице. Слушание песен

«И к нам весна пришла», «Вербохлест». Пение обрядовых песен и закличек о весне. Разучивание игрововго хоровода «У нас по кругу».

Масленица

Фольклорный праздник для детей старших групп.

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Пение шуточной « Было у матушки 12 дочерей». Разучивание орнаметального хоровода «ой, вы, ветры».

«Гуляй, да присматривайся»

«Весна, весна, поди сюда!»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите» хоровод иг. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

Знакомство с потешным фольклором. Составле­ние детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

«Волшебный лоскуток»

Знакомство с техникой лоскутного шитья, с историей его возникновения. Рассказ о «волшебном одеяле».

«Волшебный лоскуток»

Практическое занятие по созданию изделий из лоскутков. Выставка детских работ.

«Красная горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение час­тушек

Разучивание укр. нар. песни «Веснянка» в обр. Г. Литвака

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Музыкально –фольклорная игра «Золотые ворота».

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

О русских богатырях былины. Рассказ о воинах - защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате»

«Подарки белоствольной красавицы»

Художественное слово о русской березе (рассказ, стихи). Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла».

«Шутку шутить - людей насмешить».

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с потешным фольклором. Составле­ние детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц

Прощание с «избой»

Словесные народные игры. Рассказывание докуч­ных сказок. Пение частушек

Тематическое планирование на год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Тема

Программное содержание

Открытие кружка «Горница».

Познакомить детей с особенностями работы кружка «Горница». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. Вспомнить с детьми попевку «Гости».

«Что летом родится, зимой пригодится».

Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. Рассматривание иллюстраций о сенокосе. Знакомство со старинными орудиями труда. Активизировать словарь за счет слов: коса, вилы, грабли, стог сена, копна.

«Восенушка-Осень – сноп последний косим».

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-Осень». Разучивание песни «Осень, осень в гости просим…» Знакомство с игрой: «Боронила борона…»

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

«Хлеб - всему голова!»

Рассматривание колосков ржи и пшеницы. Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Знакомство с игрой «Тетушка Арина». Разучивание игры с пением «Сеяли девушки» в обр. И. Кишко.

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и глупости. Знакомство о сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля».

Разучивание русской народной песни «Во горенке, во новой».

«Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит».

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Музыкально – фольклорная игра «Осень – осень». Слушание русской народной песни «Жито пожали».

«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузминки. Разучивание орнаментального хоровода «Сею, вею росу».

«Осенины встречаем именины отмечаем»

Фольклорный праздник посвященный сбору урожая.

Интегрированное занятие по декоративному рисованию совместно с педагогом по ИЗО на тему: «Весёлая ярмарка»

Дать детям представление о ярмарке. Продолжить знакомство детей с дымковскими изделиями, их художественными особенностями; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь). Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту.

«Зима - не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение и обыгрывание русской народной песни «Как на тоненький ледок». Музыкально – фольклорная игра «Дударь».

Вологодские кружева Конструирование из нитей на тему: «Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Художественное слово о вологодских кружевах. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева - рисовать узор из знакомых форм.

Конструирование из нитей на тему: «Зимние узоры»

Рисование нитками на клейкой бумаге. Учить аккуратно плести кружева используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. Разучивание хоровода «Выйду ль я на реченьку» русс. нар. песня в обр. В. Иванникова.

Интегрированное занятие по декоративному рисованию совместно с педагогом по изодеятельности На тему: «Гжель прекрасная»

Знакомство с Гжельским художественным промыслом. Слушание «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь». Учить узнавать изделия гжельских мастеров, называть характерные отличия. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

«Пришла Коляда на кануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок. Разучивание русских народных песен «Зимушка –сударушка»,

Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).

Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Ди­дактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. Музыкально – фольклорная игра «А мы просо сеяли».

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Слушание и разучивание русской народной песни «Со вьюном хожу».

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях. Знакомство с былинами, как с формой русского народного творчества.

Разучивание песни «Из-за леса, из-за гор».

«Масленица

Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице.

Разучивание русской народной песни с пением «Ой, вставала я ранешенько».

Музыкально - фольклорная игра «Коршун».

«Масленицу встречаем»

Фольклорный праздник, посвященный проводу зимы, встрече весны.

«Сердце матери лучше солнца

Этическая беседа о маме с включением народ­ных пословиц и поговорок о семье. Слушание русской народной пасни «Ой, да ты родимая мамонька». Игровой хоровод «Ходит царь».

Русская матрешка

Рассказ о матрешке об истории создания этой игрушки. Чтение стихов, потешек Разучивание частушек. Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов , листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

Интегрированное занятие на тему: «В гости к нам пришла матрешка!»

Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская). Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той лил иной росписи. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками.

Поэзия народного костюма

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи). Показ видеоматериалов по русскому народному костюму.

Интегрированное занятие на тему: «Украсим Прасковеи сарафан!»

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма.

«Грач на горе - весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Разучивание русской народной песни «Как во поле калина». Музыкально - фольклорная я игра «Гори, гори ясно».

«Шутку шутить - людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скоро­говорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница».

Путешествие по народным промыслам

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

«Красная горка»

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

Разучивание русской народной песни «Лето рясно в рубашке красной».

«Пасха в гости идет!».

Фольклорный праздник для детей старшего возраста

«Путешествие на златогривой

чудо-тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском на­родном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рас­сказ о мастерах Палеха. Прослушивание народ­ных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи)

Слушание «Палех» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь».

Декоративное рисование «Жостовские цветы».

Знакомство с жостовской росписью. Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Конструирование из природного материала на тему: «Украшения из бересты».

Познакомить детей с чудесным природным материалом. Рассказать о свойствах бересты. Рассмотреть готовые изделия. Научить детей делать берестяные бусы.

Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).

Слушание «Наша Хохлома» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь». На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр видеоматериалов. Заключительная коллективная работа по теме «Моя малая родина».

Путешествие по народным промыслам

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Легенда «Откуда появились знаки в рисовании»

(Знакомство со знаками народных орнаментов)

I вариант. Воспитатель. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.

Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.