Доходный дом е г бройдо. Доходный дом бройдо. Из истории владения

Первые сведения об этом участке относятся к середине XVIII века. В этот период на территории располагались четыре примерно одинаковых по размерам двора. В пожаре 1812 года все деревянные дома сгорели и через некоторые время отстроены заново. В 1887–1907 годы владение принадлежало Ю.В.Державиной и ее сестре дочери губернского секретаря М.В.Никифоровой.

В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова.

10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П.Александрову и вдове сына статского советника В.В.Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как "дом Бройдо".

Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П.Александров и В.В.Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.

В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.

Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.

Считается, что барельеф Л.Н.Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С.Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.

На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в неудовлетворительном состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.

В 2018 году доходный дом Г.Е.Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу ".

А вы знаете, что в Москве есть дом, на котором "наше всё" - Пушкин, Гоголь и Толстой - изображены в двусмысленном и...м-м-м... фривольном окружении? Этот дом знают многие, кто ходит Арбатскими переулками, но мало кто вглядывается в разрушающиеся барельефы. Не вглядывалась и я, пока не узнала любопытные подробности.
Дом 4/5 в Плотниковом переулке был построен для домовладельца Г.Е.Бройдо по проекту архитектора Н.И. Жерихова, в 1907 году. Автором скульптур предположительно является Л. С. Синаев-Бернштейн.
Согласно одной из версий, скульптору был заказан фриз "Парнас" для музея изящных искусств на Волхонке. Первоначально на нем было изображено шествие процессии из 50 фигур, среди которых были писатели, художники и ученые из разных стран. Они направлялись к Аполлону, раздававшему венки славы. Среди них были и русские писатели, изображенные в античных одеждах, в объятиях муз (к примеру, на верхнем фото - по-видимому, Пушкин и осуждающе глядящий на него Гоголь). Однако скульптурная композиция была отвергнута заказчиком, который посчитал ее излишне фривольной, и каким-то образом часть фигур попала на доходный дом в Плотниковом переулке.
Согласно другой версии, до революции здание являлось борделем, и писатели являлись нередкими гостями заведения.
Достоверным фактом является то, что сегодня барельефы находятся в ужасном состоянии, постепенно разрушаются, и на некоторые фигуры так грустно смотреть, что фото я не стала размещать.
Так что давайте посмотрим, пока еще есть что. А заодно - еще одно не совсем обычное здание напротив "дома с барельефами" и несколько атмосферных осенних фото из Гагаринского переулка.

Ах, эти Арбатские переулки... На подходе к дому в Плотниковом

Общий вид со стороны Плотникова переулка

Общий вид фигур со стороны Малого Могильцевского переулка

Обычный дом, над Львом Толстым (кстати, считается, что это его первое прижизненное скульптурное изображение) - обычный балкон.

Лев Толстой обнимается с Пушкиным

Фигуры повторяются, вот еще один Гоголь

Кто там справа от Толстого??

Копия композиции с верхнего фото - но уже на другой стене здания

А на другой стороне Плотникова переулка - вот такой очаровательный особнячок (это его сторона, обращенная в Глазовский переулок). Я думала, что это хорошо отреставрированный модерн, а оказалось, что дата постройки - второе десятилетие XXI века. Это пятиквартирный клубный дом ПлотникоFF, строительство которого завершено недавно. Что ж, мне кажется, стилизация неплохая...

И просто несколько осенних фото из Гагаринского переулка. Успела заснять последние хорошие дни...

(c) Романюк С. К. "Из истории Московских переулков"

Между Пречистенкой и Арбатом.

Плотников переулок

За Большим Власьевским Гагаринский выходит к Плотникову переулку , названному по слободе плотников, располагавшейся около приходской церкви Николая, "что в Плотниках", находившейся на углу с Арбатом (№ 24/45). По ней и переулок до 1922 г. назывался Никольским. В этом переулке необходимо отметить единственный в своем роде дом в Москве (№ 4). На уровне его второго этажа проходит скульптурный фриз с изображениями стоящих и как бы прильнувших друг к другу фигур. Среди них можно различить фигуры Льва Толстого, Пушкина, Гоголя. Насколько можно судить, фигура Льва Толстого - это первое прижизненное скульптурное изображение писателя, выставленное для всеобщего обозрения. Кто же был автором этого необычного скульптурного фриза? Несмотря на поиски многих знатоков Москвы, его имя пока остается неизвестным. Можно, однако, высказать предположение, что им мог быть скульптор Л. С. Синаев-Бернштейн, которому был заказан фриз для украшения портика строящегося здания Музея изящных искусств на Волхонке. Судя по описанию этого фриза, он очень похож на тот, который сейчас можно увидеть в Плотниковом переулке. Скульптор изобразил композицию "Парнас" - процессию из 50 фигур в античных одеждах, направлявшихся к окруженному музами Аполлону, раздававшему венки славы художникам, писателям и ученым разных стран (в том числе и России - Гоголю, Тургеневу, Толстому).

Фриз этот был отвергнут заказчиком, и не исключено, что части его позднее помещены на стены дома № 4 в Плотниковом переулке, построенном в 1907 г. для некоего "кандидата коммерческих наук" Г. Е. Бройдо архитектором Н. И. Жериховым.

Плотников пер., 4/5; М. Могильцевский пер., 5/4

* Две фигуры слева от окна на тот день, когда я там была (19.04.2008), к сожалению, уже обрушились по пояс...

Плотников пер., 4/5
Жерихов, Николай Иванович (c) Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Николай Иванович Жерихов (1870-е гг., Смоленск (?) - 5 октября 1916, Москва) - московский архитектор, яркий мастер эпохи модерна. Выходец из крестьян, не получивший полноценного архитектурного образования, не выступавший в профессиональной прессе Жерихов в 1902-1915 был одним из самых востребованных московских архитекторов, построив за 12 лет 46 доходных домов в престижных районах города. Излюбленный мотив Жерихова - украшение фасадов скульптурой (подчас неумеренное и экстравагантное). «В творчестве Жерихова жил и умер „дух модерна“»

Биография

Жерихов - сын безземельных крестьян из-под Могилёва. Дата рождения его точно не установлена, неизвестно и полученное им образование - вероятно, он окончил Строгановское училище с квалификацией «учёного рисовальщика» (младшие братья Николая Жерихова сумели окончить МУЖВЗ). В 1890-е годы - преподаватель рисования. Путь Жерихова от малоизвестного рисовальщика до модного, преуспевающего архитектора - не изучен; вероятно, он состоял штатным архитектором при московском застройщике, инженере О. О. Вильнере. Первая же его постройка, в 1902 - доходный дом Г. Е. Бройдо на Остоженке, 20 - знаковый для своего времени памятник раннего модерна (в 1990-е гг. здание было реконструировано и утратило первоначальный декор). В последующем деятельность Жерихова остаётся связанной с фирмами Бройдо, Вильнера и Зайченко; строил он и для старомосковского купечества (дома Мальцевых в Басманной части). Архитектор жил в Москве в доме 10 по Дегтярному переулку (построен в 1891 арх. М. Г. Пиотровичем).

Постройки Жерихова принадлежат к модерну; в них не заметно ни влияние предшествовавшей эпохи эклектики, ни ретроспективизма предвоенных лет (исключение - псевдоклассический одноэтажный особняк Мануйлова на улице Достоевского, 19). Ряд его доходных домов в последнее десятилетие реконструирован, но большинство сохраняет первоначальный декор. Они сосредоточены в районах Арбата, Остоженки, Басманных улиц, отдельные строения - в Мещанской части. Только три жериховских дома признаны охраняемыми памятниками (в том числе изуродованный № 20 по Остоженке).

Плотников, 4/5. Третий справа - шарж на Н. В. Гоголя

Вероятно, самый необычный из них - доходный дом Г. Е. Бройдо на на углу Плотникова переулка и Малого Могильцевского (1907). Дом украшен десятками фигур в человеческий рост, в эротических сценах. В обликах некоторых сатиров угадываются Гоголь, Пушкин и Лев Толстой. Скульптор неизвестен (версия - Л. С. Синаев-Бернштейн, автор фриза «Парнас» на здании музея имени Пушкина); неизвестны и мотивы заказчика этого необычного дома (версия «старожилов» о том, что здесь размещался бордель - не верна).

Тремя годами позже архитектор повторил тот же приём - сплошные ленты из крупных скульптур - в декоре гимназии Флёрова (Мерзляковский переулок, 11), на этот раз без какой-либо эротики. Второе в своей карьере общественное здание - лечебницу профессора П. Д. Соловова - Жерихов построил незадолго до смерти, в 1914 (современный адрес - Новый Арбат, 7). В советское время здесь размещался знаменитый роддом имени Г. Л. Грауэрмана.

Маскароны в Плотниковом переулке (c) otgovorki, альбом Маскароны ;
Маскароны на московских домах (c) otgovorki


Маскароны, лепнина на московских домах () oroboros0

* Этот дом № 4 в Плотниковом переулке, внезапно появившийся в конце Малого Могильцевского, настолько поразил меня своими маскаронами, непонятно каким образом оказавшимися на этом, ничем особо не примечательном доме, что я несколько раз к нему возвращалась, пытаясь прочесть вложенный в них смысл. И лишь вернувшись домой, с помощью всезнающего Яндекса, отыскала вот такие интересные и информативные на него ссылки:)
Спасибо oroboros0 & otgovorki :))
Советую всем, кто еще не успел побывать в тех краях, сделать это в ближайшее время, пока оставшаяся на фризе лепнина не рухнула на землю, не дождавшись проведения реставрационных работ.
И кроме этого дома в близлежащих переулках множество архитектурных и исторических памятников, достойных внимания любителей и ценителей старины.

В доме № 10 жили в 1912 - 1916 гг. геолог и геохимик А. Е. Ферсман, в 1920-х гг. мостостроитель Л. Д. Проскуряков, в 1920 - 1930-х гг. известный скульптор В. И. Мухина.

Между улицей Рылеева и Сивцевым Вражком обращает внимание первенец современной архитектуры в этом районе - дом № 12 - 16, построенный в 1959 - 1960 гг. Авторам его - 3. М. Розенфельду и А. Б. Бергельсону - "удалось" создать здание строгих, аскетических форм. Очевидно, что внимание архитекторов было занято не столько внешним обликом здания, сколько созданием удобных интерьеров для провинциальной партийной элиты, приезжавшей в Москву. В доме, бывшем здесь до постройки ныне стоящего здания, родился выдающийся шахматист А. А. Алехин.

Напротив - дом № 13, типичный жилой дом из тех, которые появились в этих местах десятками, построенные, начиная с 1960-х гг., для ответственных партийных работников. Отсюда с балкона шестого этажа выбросился один из его жителей после запрета коммунистической партии. Причина столь необычного поступка для партийного работника так и осталась необъясненной - предполагали многое, и, в особенности, махинации с партийными миллионами: ведь покончил самоубийством не кто иной, как управляющий делами Центрального комитета коммунистов.

До строительства этого дома в глубине двора стояло небольшое трехэтажное здание, выстроенное в 1912 г. (архитектор Н. Д. Дмитриев) и сломанное летом 1983 г. В нем в 1910 - 1920-е гг. жил известный историк литературы и русской общественной мысли М. О. Гершензон, которому, в частности, принадлежит книга "Грибоедовская Москва", где описан быт дворянской Москвы начала XIX в. на примере семьи Римских-Корсаковых. Писатель В. Ф. Ходасевич вспоминал о своих посещениях Гершензона: "Квартира, где он жил, большая, квадратная, в три окна, содержала немного мебели. Две невысокие (человеку до пояса) книжные полки; два стола: один вроде обеденного, но не большой, другой - письменный, совсем маленький; низкая плоская кровать у стены, с серым байковым одеялом и единственной подушкой; вот и все, если не считать двух венских стульев да кожаного, с высокой спинкой, старинного кресла... Оно историческое, из кабинета Чаадаева... В кабинете светло, просторно и очень чисто".

"Жилищные осложнения", неизбежные в советское время, когда новая власть везде пыталась отнять у "буржуазных элементов" квартиры, (можно вспомнить "Собачье сердце" М. А. Булгакова), привели к преждевременной кончине выдающегося ученого.

Рядом - двухэтажное здание (№ 15) с большим окном в центре. Оно было построено в 1884 г. архитектором М. К. Геппенером.

Плотников пер., 15. Ресторан INDUS

Деревянный небольшой особняк под тем же номером, стоявший на красной линии переулка, был в конце XIX в. жилищем известного адвоката князя А. И. Урусова. Он выступал по делу нечаевцев, членов революционной заговорщицкой организации, за что его отправили в административную ссылку. Урусов серьезно интересовался театром, был выдающимся театральным критиком, собрал крупную библиотеку, со множеством редкостей. Т. Л. Щепкина-Куперник, хорошо его знавшая и бывавшая в его доме в Никольском переулке, вспоминала, что у А. И. Урусова, "первого в Москве можно было услышать об интересной новинке, прослушать зачастую и самое новинку, и увидеть автора ее". В доме на этом участке осенью 1892 г. после триумфального окончания консерватории ненадолго поселился С. В. Рахманинов.

За Сивцевым Вражком доходные дома № 19 и 21 построены в 1908 и 1905 гг. (архитекторы А. Н. Зелигсон и Н. Д. Бегичев; в доме № 21 в 1900-е гг. жил поэт А. Белый), а дом напротив (№ 20) - в 1913 г. архитектором П. П. Висневским.

Ресторан "ВОСТОЧНЫЙ КВАРТАЛ"
Памятник Булату Окуджаве
======================================== =

Дмитрий Французов

В 2017 году исполняется 110 лет удивительному дому в Москве – дому Бройдо, известному многим как «дом с писателями». Достойный возраст! И было бы справедливо вспомнить его историю, не говоря уже о том, чтобы привести сам дом в достойный юбиляра вид.

На углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков в 1907 году архитектор Николай Иванович Жерихов выстроил очередной доходный дом для советника юстиции, кандидата коммерции (звание для отличившихся выпускников «Академии коммерческих наук») Германа Ефимовича Бройдо.

Сотрудничество предпринимателя, застройщика Германа Бройдо и архитектора Николая Жерихова началось в 1902 году. Первый их совместный проект – доходный дом на Остоженке, дом 20, украшенный редким для Москвы лепным декором: на фризе выстроена целая зооморфная композиция, на которой есть и чайки, и горные козлы, и разнообразный растительный мир. Но так уж сложилось, что на протяжении многих десятилетий, когда говорят о доме Бройдо или об архитекторе Жерихове, вспоминают прежде всего именно этот дом в Арбате – на углу Малого Могильцевского и Плотникова переулков. Чем же так примечателен этот дом, кроме своеобразного углового эркера? Вот что пишет об этом доме Википедия: «Дом украшен десятками фигур в человеческий рост, в эротических сценах. В обликах некоторых сатиров угадываются Гоголь, Пушкин и Лев Толстой. Скульптор неизвестен ».

Действительно, этот скульптурный фриз трудно не заметить, а если внимательно рассмотреть скульптурные группы, то и сейчас отчетливо «читаются» Лев Николаевич Толстой и Николай Васильевич Гоголь в «компании» с молодыми дамами.

В конце прошедшего века на боковых стенках эркера можно было еще обнаружить и образ Пушкина. Но сейчас состояние фриза катастрофически ухудшилось, есть множество утрат, и нужно приложить определенные усилия, чтобы найти Пушкина.

Как правило, пребывание в прошлом великих писателей (и других выдающихся деятелей) отмечено мемориальными досками на фасадах зданий, но вот так, в таких фривольных сценках – это что-то новое и, безусловно, вызывающее удивление и много вопросов. Конечно, такое уникальное «явление народу» классиков не могло не остаться без попыток его объяснить, что и породило несколько легенд.

Наиболее распространенная и многократно тиражируемая легенда связана с Музеем изящных искусств имени Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина). Будто бы подготовленный скульптором Синаевым-Бернштейном фриз для Музея изящных искусств не прошел конкурсный отбор и был частично использован на фасадах доходного дома Бройдо.

Захватывающая легенда, но… всего лишь легенда, не имеющая никакого документального подтверждения.

А что же говорят документы о конкурсном отборе, «…об украшении центрального портика здания Музея скульптурным рельефом» (И.В. Цветаев. Речь и отчет, читанные в торжественном собрании императорского Московского университета 12 января 1903 года. М., 1903. С. 284–285 )?

В 2008 году Музеем изобразительных искусств имени Пушкина было подготовлено четырехтомное издание переписки И.В. Цветаева и Ю.С. Нечаева-Мальцова. Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, русский дипломат и фабрикант, владелец стекольных заводов, фактически профинансировал строительство Музея. Именно эти документы, переписка фактических основателей музея, в которой упоминается история создания фриза, и позволяет оценить достоверность главной легенды создания фриза дома Бройдо.

7 ноября 1901 года Цветаев пишет Нечаеву-Мальцову: «Приехал сюда из Парижа скульптор Беренштейн, сработавший эскизы верхнего карниза. Эскиз в рисунке, сделанный в два тона карандашей, больших размеров. Вчерашний вечер провели мы трое, Клейн, скульптор и я, в рассматривании этого опыта. Художник – человек несомненно даровитый, способный искать в истории искусства и сюжеты, и формы. Центр композиции составляет Парнас с Аполлоном; к нему направляются с той и с другой стороны фигуры художников всех времен ». И далее, кратко описывая эскиз, Цветаев пишет: «С одной стороны должен занять место мир древний, начиная с Египта и Вавилонии, с другой – мир христианский, чтобы этот фриз выражал собою содержание Музея. Есть и недочеты технические: правая сторона от зрителя заполнена недостаточно тесно, пустоты меж фигурами и группами требуют другого распределения. Художник ждет Вашего прибытия, Ваших указаний, чтобы сейчас же приступить к переделке. В отделе христианского искусства, по-видимому, придется исключить духовных лиц из компании Донателло, Микеланджело, Рафаэля и других, потому что рясы и клобуки не идут к этой процессии аспирантов на славу, даруемую на Парнасе. Художник их и не поставил. Идея есть, так как она Вами дана; наметились пути композиции, – остается, если Ваше впечатление будет в пользу способностей скульптора, ему переработать [ее] в смысле большей определенности сюжета в каждой своей части, в каждой детали ».

В контексте истории фриза на доме Бройдо прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что Синаевым-Бернштейном в ноябре 1901 года были сработаны только эскизы «в рисунке, сделанном в два тона карандашей, больших размеров». Кроме того, если «рясы и клобуки не идут к этой процессии», то как могли дамы, такие как на фризе дома Бройдо, подойти к этой самой процессии? Это сомнительно. При таком внимании заказчиков к деталям этот сюжет, скорее всего, был бы отмечен.

Продолжая работу над проектом, в мае 1902 года Синаев-Бернштейн показал Поленову эскиз (опять речь идет только об эскизе!) обновленного варианта, о котором Поленов хорошо отозвался. А вот что еще следует из документов. В марте 1902 года Цветаев пишет Нечаеву-Мальцову: «С Синаевым-Беренштейном придется, кажется, расстаться, вместо 60 тысяч франков, о которых он говорил в Москве, он просит 75 тыс. рублей за одну лепку и 50 тысяч за рубку, хотя согласен, по-видимому, сделать обе работы за 110 т. рублей ». Кстати, стоимость работ по созданию уже в камне Парфеноновского фриза (за колоннадой главного фасада Музея) стоила 17 тысяч рублей.

Конкурс состоялся в июле 1902 года. Есть упоминания, что Синаев-Бернштейн представил «обширных размеров рисунок, исполненный тушью». И вот как итоги конкурса были отражены в отчете Комитета (по строительству Музея) за 1902 год: «Вопрос об украшении центрального портика здания Музея скульптурным рельефом обсуждался на заседаниях Комитета по устройству Музея им. Императора Александра III при Московском университете в 1902 г., когда здание Музея было доведено до крыши и приступили к изготовлению колонн и полуколонн для фасадов. В течение 1902 г. Ю.С. Нечаеву-Мальцову, товарищу председателя Комитета, на чьи средства предполагалось вести работы, были представлены эскизные проекты 3 авторов: римского скульптора Романелли (венчание музами императора Александра III как покровителя наук и искусств), Синаева-Бернштейна (Парнас и на нем восседающий Аполлон среди муз, которые раздают венки Славы художникам всех веков и народов, не только живописцам, ваятелям и архитекторам, но и художникам слова) и Залемана (Олимпийские игры)».

В итоге был выбран проект Залемана, и портик Музея украшает именно фриз Залемана «Олимпийские игры». Сам фриз вырублен из каррарского мрамора учеником Залемана, одесским скульптором Иосифом Ивановичем Мормоне.

Анализ приведенных документов позволяет утверждать, что ни о каких лепных формах и, тем более, о вырубленных в камне макетах и (или) гипсовых слепках, выполненных Синаевым-Бернштейном, нет ни малейшего упоминания. Проект Синаева-Бернштейна как в 1901, так и в 1902 году упоминается только либо как карандашный эскиз, либо как эскиз в туши.

Далее: из описания проекта очевидно следует, что речь идет о композиции, в которой «направляются (к Апполону) с той и с другой стороны фигуры художников всех времен». А что же музы, «которые раздают венки Славы»? Вряд ли они обнимаются друг с другом по этому случаю, как это можно наблюдать на фасаде Дома Бройдо.

Таким образом, на основе имеющихся документальных источников с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что главная, наиболее цитируемая, версия о происхождении фриза на доме Бройдо является как минимум несостоятельной. К тому же, Жерихов построил доходный дом в Арбате в 1907 году, а каких-либо свидетельств о хранении в течение почти пяти лет достаточно крупных гипсовых фигур (если таковые и были) не существует (не удалось обнаружить).

Кроме того, еще одним, хотя и косвенным, свидетельством непричастности скульптора Синаева-Бернштейна к фризу на доме Бройдо является список работ скульптора, который приводится, в частности, в «Еврейской энциклопедии» (Изд.: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон. — Санкт-Петербург, 1906-1913 ). Примечательно, что в справочниках указывается памятный медальон (создан в 1901 году и выполнен (доработан?) в посеребренной бронзе в 1911 году) с изображением Льва Николаевича Толстого, с которым скульптор встречался в 1901 году. Но нет никаких указаний на другие завершенные работы с Толстым.

Скульптор Лев (Леопольд) Семенович Синаев-Бернштейн родился в Вильно в декабре 1867 года (по некоторым источникам – в ноябре 1868 года) и с 14 лет жил в Париже. Художественное образование, в том числе у Огюста Родена, он также получил в Париже, где и выполнил все свои известные работы. В 1901 году Лев Семенович стал кавалером ордена Почетного Легиона. В 1944 году он был арестован в Париже нацистскими властями и скончался в том же 1944 году в лагере Дранси.

Еще раз обратим внимание: Синаевым-Бернштейном для конкурса в Музее изящных искусств никакие фризы, выполненные в материале, не представлялись, и, соответственно, после конкурса просто нечего было переносить на фасад какого-либо дома, в том числе и дома Бройдо. Музей изящных искусств не имеет прямого отношения к легенде дома Бройдо.

Есть вторая легенда происхождения фриза на фасаде дома Бройдо, и связана она с якобы существовавшим тут домом терпимости. Забавная версия, если вспомнить даты жизни хотя бы Николая Васильевича Гоголя и Александра Сергеевича Пушкина. Дом был построен только в 1907 году. Единственный кандидат на посещение гипотетического борделя – Лев Николаевич Толстой, правда, в 1907 году ему было уже 79 лет. Конечно, всякое могло быть на этом месте до строительства Жериховым здания. В Москве известны районы, где были бордели, в частности, Сретенские переулки, но Арбатская часть в этом вопросе так досконально не изучена и ждет своих исследователей. Поэтому, пока не будут изучены адресные справочники и другие источники, ни исключать, ни принимать такую версию уверенно нет оснований. А если «что-то и было», мотивация к созданию данных фривольных композиций, да еще с такими участниками, может оказаться совершенно неожиданной.

Так что остается только продолжить искать ответ на эту московскую загадку. Возможно, удастся обнаружить (как вариант — в архивах Ивана Цветаева) те самые эскизы Синаева-Бернштейна, которые он подавал на конкурс в Музей изящных искусств.

В год своего 110-летия фриз дома Бройдо понес очередную утрату. 22 июля 2017 года в сети появилась информация о том, что с фасада дома Бройдо в Плотниковом переулке отвалился очередной фрагмент скульптурной композиции. К сожалению, поначалу корреспонденты с места ошибочно сообщили, что обвалился барельеф с изображением Гоголя. Однако, возможно, именно эта неточность (все-таки Гоголь – знаковое имя), а также активная позиция СМИ во многом поспособствовали тому, что спустя уже несколько дней на фасаде дома начались реставрационные работы.

Итак, что же случилось 22 июля? С фасада дома Бройдо обрушилась нижняя часть скульптурной группы, у которой уже около 20 лет назад была утеряна верхняя часть. И вот что предстало публике после обрушения.

Чтобы точно понять, какая именно скульптурная группа окончательно обрушилась, ниже предложен общий анализ структуры построения фриза и отдельных его элементов на фасаде дома Бройдо .

При всем кажущемся многообразии элементов, фриз фасада образован всего несколькими повторяющимися группами и отдельными фигурами. Можно выделить четыре устойчиво повторяющиеся группы и четыре отдельные фигуры, которые присутствуют на фасаде либо самостоятельно, либо дополняют эти группы.

Над входной дверью еще были две женские маски (Афина Паллада?). Одна, левая, маска отвалилась еще в конце 90-х годов, вторая держалась до 2016 года.

Вот как эта маска выглядела в июле 2014 года.

Как уже отмечалось, в настоящее время среди присутствующих на фасаде «персонажей» отчетливо можно различить Льва Николаевича Толстого и Николая Васильевича Гоголя. Кроме того, с помощью фотоматериалов 1990-х годов можно «опознать» и Пушкина (подробнее об этом см. далее).

Ниже представлены выделенные и повторяющиеся группы и отдельные фигуры (пропавшие маски Афины Паллады не рассматриваются).

Отдельные фигуры

Утерянное ранее – Пушкин и Гоголь (на левой и правой боковой стенках эркера):

Гоголь в обоих случаях просто отделен углом здания от своих спутниц из группы 2. А Пушкин фактически присоединен к этой 2-й группе (использован фотоматериал проекта Pastvu.com).

Расположение групп и фигур показано на общем виде дома

и отдельно на боковых стенках эркера.



Приведенный анализ структуры построения фриза позволяет теперь без труда определить, что обрушившийся 22 июля 2017 года фрагмент скульптурной композиции – это нижняя часть группы 3. Достаточно провести сравнение соответствующих элементов на обрушившемся фрагменте и на еще сохранившемся.

Элегантно декорированное, без преувеличения, здание по адресу 2-й Обыденский переулок, 13 возвели в период между 1904 и 1910 годами на средства Германа Ефимовича Бройдо. Автором проекта стал зодчий Николай Иванович Жерихов , который плодотворно работал с заказчиком и по другим объектам в Москве.

Строение несколько отступает от красной линии переулка и пространство до дороги занимает маленький палисадник. На главной фасадной плоскости дома размещены два боковых ризалита, которые вкупе с торцами рядом стоящих зданий образуют своеобразный парадный двор, в архитектуре обозначаемый как кудонёр.

Такое объемно-планировочное решение позволяет причислить здание к стилю классицизма. Это же подтверждают ионические пилястры, фриз с тематикой античной эпохи, обрамление оконных проемов и другие элементы декора.


Но стоит подчеркнуть, что из этой концепции выпадают абрис оконных проемов уже упоминавшихся ризалитов, устроенные на кровле аттики с вазонами, внушительные по размерам лепные барельефы с полуобнаженными девами в свободных одеяниях, удивительные балконы полукруглой формы и кованое ограждение территории. Все это более свойственно уже для другого стиля - модерн.

В конечном счете, здание вобрало в себя архитектурные элементы не только озвученных стилей, но и неогреческого, что сделало его удивительным по красоте.


Объемные панно поверху оконных проемов на втором уровне оформлены изображением крылатых львов с зажатыми в лапах факелами.

Устроенный по горизонтали фриз с сюжетами по античной тематике был призван разграничить пространство второго и третьего уровня от завершающего этажа. Для этого использовалось и фактурное решение: 2 и 3 этаж оформлены «кабанчиком», а последний просто гладко оштукатурен.


Первый уровень дома Бройдо декорировали женскими маскаронами, более используемых в модерне, заменив ими классицистические замковые камни в сандриках оконных проемов.

Особое внимание хочется уделить внушительным барельефам, которые обрамляют арочные конструкции главных оконных проемов. Там запечатлены полуобнаженные девы в свободных ниспадающих одеяниях, устремленных навстречу друг к другу. У одной в руках крылатый жезл с обвившей его змеей, у другой - факел, и обе будто только-только уронили лавровые венки.


Из истории доходного дома

В период с 1907 по 1913 годы в доходном владении Бройдо проживали супруги Керзины - Аркадий Михайлович и Марья Семеновна, которые организовали «Кружок любителей русской музыки», желая популяризовать произведения отечественных композиторов.

Глава семьи - весьма востребованный и известный московский адвокат, любитель и знаток русского музыкального искусства. Его жена - пианистка, обучавшаяся в годы молодости у таких признанных мэтров, как В.И. Маурина и В.И. Сафонов, а немного позднее у П.А. Пабста. Теорию музыки ей преподавал С.Н. Кругликов.


Нонсенс, но в конце XIXстолетия произведения российских композиторов не так часто звучали на сценических площадках Москвы и обожавшие их музыку супруги, любившие даже в уютной домашней обстановке играть на фортепьяно в четыре руки, решили исправить это положение. Так и пришла в 1896 году идея создания приватного музыкального кружка.

Первые встречи проходили в местах проживания участников, где они играли музыку Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Балакирева … Музицировали здесь Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, С.И. Танаев, солистами выступали Н.И. Забела-Врубель, М.А. Дейша-Сионицкая, Л.В. Собинов, И.В. Грызунов, М.А. Оленина-д’Альгейм и другие.

… в доме во 2-ом Обыденском переулке, 13 в период с 2010 по 2012 годы проходили съемки отечественного сериала «Дом образцового содержания», т.ч. увидеть интерьеры и экстерьеры бывшего доходного дома Бройдо можно во многих эпизодах этой ленты.