Дмитрий Хворостовский: биография, карьера, личная жизнь. Дмитрий Хворостовский: биография, личная жизнь, творчество

Дата рождения: 16 октября 1962 года
Место рождения: Красноярск, СССР
Дата смерти: 22 ноября 2017 года
Место смерти: Лондон, Великобритания

Дмитрий Александрович Хворостовский – советский и российский оперный певец.

Дмитрий Хворостовский был рожден в октябре 1962 в Красноярске. От отца Александра Степановича маленький Дима унаследовал любовь к вокалу, от матери Людмилы Петровны – хороший музыкальный вкус. Отец был инженером-химиком, пел красивым баритоном, слушал хорошую музыку.

В детстве Дмитрий любил слушать редкие пластинки звезд мировой оперы. С раннего возраста он начал петь, особенно любил исполнять романсы и старинные песни. В 4 года с отцом начал осваивать рояль, после поступил в музыкальную школу. Учителя думали, что он станет пианистом, а не оперным певцом.

После окончания школы стал учиться в музыкальном педагогическом училище имени Горького, стал преподавателем музыки, получи диплом и увлекся хард-роком, будущим тогда на пике популярности. Одно время юноша даже выступал с полулюбительской группой, но вскоре подал документы для обучения в Красноярском училище искусств. Там он учился в классе Екатерины Иофель, стал изучать основы оперного вокала.

Профессиональная карьера певца началась в родном городе – с 1985 по 1990 он был членом труппы государственного театра оперы и балета. Тогда он еще учился на третьем курсе, но вскоре стал звездой и был задействован практически во всех спектаклях. В 1986 познакомился с будущей женой Светланой- балериной, через три года они поженились. В 1987 впервые одержал победу на Всероссийском конкурсе вокалистов, чуть позже победил на Всесоюзном конкурсе певцов имени Глинки, проходившем в Баку.

В 1988 исполнил партию Елецкого в опере Пиковая дама на сцене в Ницце. Тогда же он получил главный приз Международного конкурса певцов во французской Тулузе. В 1989 он победил на телевизионном конкурсе Бибиси Певец мира, проходившем в британском Кардиффе.

Там Дмитрий получил титул Лучшего голоса. Так он стал популярен в Европе, его стали приглашать в ведущие оперные театры мира. Вскоре он стал играть в Пиковой даме Чайковского на Западе в Найс Опера. В 1990 оказался в Нью-Йорке и подписал контракт с компанией PhilipsClassics, выпустившей 20 дисков певца. Газета Нью-Йорк дейлиньюс назвала его последним из русских баритонов - звездой первой величины.

Вскоре Хворостовский выступил на Красной площади, его в прямом эфире показывало 25 стран, после последовали гастроли по России. В 1991 он получил премию Профсоюзов в области художественного творчества, в 2000 стал почетным гражданином Красноярска, а в 2006 – Кемеровской области.в 1992 выпустил альбом Очи черные, который ста очень успешен на Западе.

В 1993 исполнял партии ведущего плана в множестве постановок. В 19956 у него родились близнецы. В 1999 снялся в фильме-оперелло в двух партиях. Тогда же записал с оркестром Мариинского театра вокальный цикл Песни и пляски Мусоргского. В 2001 он расстался с женой, вскоре женился второй раз на итальянской певице ФлорансИлли, в 2003 у них родился сын Максим, а в 2007 – дочь Нина.

9 мая 2005 состоялся концерт в Государственном Кремлевском дворце, в нем принимали участие хор Академии хорового искусства и хор Юнеско. В 2005 же стал лауреатом премии Соотечественник года.в феврале 2006 дал большой концерт в Большом зале консерватории. В июне 2015 отменил выступления из-за рака головного мозга, лечение проходило в лондонской клинике, но это не помогло, в ноябре 2017 он скончался. Его родители до сих пор живы.

Достижения Дмитрия Хворостовского:

Народный артист России
Лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки

Даты из биографии Дмитрия Хворостовского:

Октябрь 1962 – рождение
1985-1990 – начало карьеры
1991 – первые победы
1995 – народный артист РФ
Ноябрь 2017 - смерть

Интересные факты Дмитрия Хворостовского:

В его честь назван астероид
Предпочитал музыку Верди
В последние годы сотрудничал с компанией Делос
мастер исполнения произведений камерного и кантатно-ораториального жанров

Фотографии, которых еще никто не видел, и личные моменты, о которых никто не рассказывал: в музее Красноярской железной дороги впервые выставили уникальные фотоальбомы семьи Хворостовских . Дело в том, что прадед, дедушка и бабушка знаменитого артиста всю жизнь работали на железной дороге.

Поэтому несколько лет назад именно музею железной дороги семья передала несколько десятков семейных фотографий и документов. На них Дмитрий Хворостовский – еще обыкновенный мальчишка, и никто не догадывается, что его, без преувеличения, со временем узнает весь мир. Нам удалось посмотреть эти фото вместе с Алексеем Зархиным , двоюродным братом Дмитрия Хворостовского, который единственный из родственников великого артиста остался в Красноярске . И позвонили папе Дмитрия, Александру Степановичу, переехавшему в Москву . Сегодня мы познакомимся с дедушкой и бабушкой Дмитрия по отцовской линии, увидим его молодых родителей и маленького Диму.

На фото дедушка Дмитрия Хворостовского, Степан Иванович Хворостовский. Учитель в начальной школе. Украина 1929 год.

Папе 20 лет, он уже учитель. Потом он поступил в Харьковский институт железнодорожного транспорта, этот же институт закончила и моя мама, Екатерина Павловна, - рассказывает Александр Степанович.


Папа Дмитрия Хворостовского Александр Степанович, ему один год. 1939 год.

Это было в Перми . Мы жили в коммунальной квартире. Конечно, я не помню этого времени.


Семья Хворостовских. Екатерина Павловна, Степан Иванович. Дети Александр и Надежда. Пермь 1945 год.

Судя по медали на груди отца, это 1945 год. Родители молодые и красивые. Мы в Перми. Через три года мы уедем в Красноярск. Фотографиям уже много лет. Я когда смотрю на старые фото, даже молодею. Так что я с удовольствием для вас подбирал фотографии.


Папа Дмитрия, Александр Степанович, 1946 год.

С этого пианино, можно сказать, и началась история, которая через много лет подарит миру великого артиста. Оно появилось в семье в 1946 году, когда отцу Дмитрия Хворостовского, Александру, было всего семь лет.

Шла война, часть зарплаты выдавали облигациями государственного займа. А когда война закончилась, делали вещевые розыгрыши. Облигация деда, Степана Ивановича Хворостовского, выиграла, но выигрыш нужно получать музыкальным инструментом. Маленького Шуру шутя спросили - «Что тебе - гитару или пианино?». Он закричал «Конечно пианино!» Саша буквально бредил музыкой, из двух чемоданов он делал «пианино» и как будто играл. Поэтому выбрали пианино, которое было вывезено из Германии по репатриации. На нем поколение за поколением учились играть все члены семьи. Редкий инструмент, Wilhelm Velten , сделанный в городе Бреслау в начале прошлого века, до сих пор сохранился в семье, сейчас ему больше 100 лет.


Семья Хворостовских, первое фото в Красноярске, 1948 год

Снимок сделан в 1948 году, в «Фотостудии» неподалеку от красноярского железнодорожного вокзала. Вообще же, большинство снимков из альбома сделаны дедушкой Дмитрия, Степаном Хворостовским, или его отцом, Александром Степановичем, который рассказал:

Отец увлекался фотографией. Его фотоаппарат был на треноге, с гармошкой. А потом я занял место фотографа, он уже не вмешивался.


Александр Хворостовский с мамой Екатериной Павловной. 1952 год.

Это с мамой в нашей квартире на Горького , 10. Она работала в здании управления железной дороги, это напротив нашего дома, пришла домой на обед или уже вечером, я фотоаппарат поставил на автоспуск и сел рядом с ней. Дорога в те годы была военизированная, у мамы и папы были и звание, и форма.


На охоте. Слева направо: Александр Хворостовский, Степан Иванович Хворостовский, водитель, Анатолий Иванович Исаев, директор Красноярского ПВРЗ (паровозовагоноремонтного завода, ныне ЭВРЗ). 1953 год.

С Исаевыми были знакомы с Перми. Когда началась война, мой отец и Анатолий Иванович пошли в военкомат, но им сказали, вы нужнее в тылу, работайте. Они оба были начальниками цехов на заводе. В 1948 году мы переехали в Красноярск, через несколько лет сюда же перевели и Исаева А.И., они встретились. С отцом я на охоту ездил, было интересно. Потом не увлекался, хотя одно время даже был в обществе охотников. Но интерес пропал.


Дмитрий с мамой, Людмилой Петровной. 1963 год.

Жена тогда работала акушером-гинекологом. День в больнице, ночь на дежурстве в роддоме и утром снова на прием – ее не было 32 часа. Она уставшая, а годовалый Дима, ее как бы забывший за это время, надутый и не понимает, что за тетя? Она счастлива, что наконец с ребенком. Я сфотографировал эту идиллию. Таких дежурств у нее было пять в месяц, тяжелая была работа.


Дедушка Степан Иванович и бабушка Екатерина Павловна с внуком Алексеем Зархиным. Сочи 1966г.

Обоих внуков, Диму и Лешу, бабушка с дедушкой регулярно возили на отдых в Сочи . Как у железнодорожников, у них были бесплатные билеты. Дорога в одну сторону занимала четверо суток, - вспоминает Алексей, - это была целая эпопея:

Дед с бабушкой внизу, а мы с Димой на верхних полках кидаемся чем-нибудь. Мы сначала играли, потом дрались, потом убегали, ну, вы понимаете, что такое длинный путь, и два пацана в душном вагоне!

Когда мы подросли, нас разделили. Я на год младше, у меня были льготы на самолет, и мы с бабушкой летели, а дед с Димой ехали поездом. Дед работал главным ревизором дороги, его знала поездная бригада, когда он садился в поезд, его приглашали в штабной вагон. Дима один сидел в купе, когда становилось скучно, шел искать деда. Находил, - тот частенько играл в преферанс, очень любил эту игру. Мужики все красные, уставшие, шептали Диме: «забирай его, забирай!».


Дмитрий Хворостовский с папой. Сочи, 1967 год.

Диме пять лет. Мы каждый год старались накопить 300 рублей, чтобы все втроем поехать в Сочи. В этот год я научил его плавать. На диком пляже он прыгал в воду, я отходил все дальше, и он вынужден был плыть. А потом мы вместе с ним доплывали до буйков. Над этой фотографией я много работал, ретушировал ее. Она плохого качества, но очень хотелось ее сохранить, - рассказал нам Александр Степанович.


Дедушка Степан Иванович с внуком Алексеем Зархиным. 1968 год.

На даче братья не только баловались, играли, хулиганили, но и серьезно помогали. На Леше и Диме была поливка; мужской работе ребят учил дед, который все умел. Кстати, много лет вся семья сажала картошку, - не на даче, где под это не хватало земли, а в железнодорожном подсобном хозяйстве. Даже когда Алексей и Дима выросли, пытались отговорить деда – может, купим пару мешков, - всем хватит? Но тот был непреклонен: картошка должна быть своя!

И пока был жив дед (до 1986 года), и я и Дима беспрекословно ее и сажали, и выкапывали.


Дедушка Степан Иванович с внуками Димой и Лешей на даче. 1970 год

Дача Хворостовских до сих пор сохранилась почти в первозданном виде, находится под Красноярском. Шесть соток, домик с пристроенной верандой из железнодорожных шпал. Диму и его брата в детстве родители отвозили туда к бабушке с дедушкой.

Родители работали, а мы были с дедушкой и с бабушкой, пока они уже не взмолятся, чтобы нас забрали, - смеется Алексей. - У нас год разницы, поэтому постоянно - то игры, то конфликты были.


Дима с мамой Людмилой Петровной и бабушкой Екатериной Павловной на даче. Красноярск, 1968 год.

Я сделал это фото в сумерках, оно не очень хорошего качества. Дачу мы сами строили. Я был на третьем курсе, мы с другом вкапывали сваи, потом нас отправили в колхоз. Я удивляюсь, откуда сейчас хлеб и картошка. Нас же на полях нет, кто убирает урожай? То есть можно и без нас справляться? Дима работу в поле в школе застал, в институте их в колхоз уже не посылали. Но они работали на строительстве института искусств. Я, помню, тогда возмущался, что певцов заставляют строительной пылью дышать. Посылали бы дирижеров, им горло не нужно, а певцов зачем? А когда Дима стал мировой звездой, он давал благотворительные концерты для того, чтобы помочь достройке института. Много давал концертов, бесплатно. Сам он учился в разных зданиях.

То есть назвать место, где учился Дмитрий Хворостовский, сложно?

Да, сложно. Институту места не хватало, занимались в разных зданиях, например, в здании пединститута на Мира, там они сдавали экзамены и зачеты. И там был хороший кружок самодеятельности, пели почти профессионально, участвовали в смотрах художественной самодеятельности. Я пел классику, арии и романсы, Дима начинал в джаз-бэнде, я считал, что это плохо. Я был против, позже Дима скажет в одном из интервью, «к ужасу папы я увлекся рок-музыкой». Я был в ужасе, я эту музыку не признавал. Но потом он одумался и стал петь классику. Его самые первые записи появились примерно с 1987 года, он уже работал в театре, победил на всероссийском конкурсе в Перми, на всесоюзном в Баку , потом на международном в Тулузе и начал давать концерты в Красноярске, в органном зале. Я помню такой момент, мы с ним пришли на его концерт, меня пропускают, а его нет. Я говорю, он со мной. Охранник даже подумать не мог, что такой юный мальчик будет давать концерт.


Дмитрий Хворостовский с братом Алексеем Зархиным на демонстрации. Красноярск, 1974 год.

Семейная традиция Хворостовских - ходить на демонстрации два раза в год, на 1 мая и на 7 ноября. Дети и взрослые шли в колонне, а потом собирались в квартире бабушки и дедушки на Горького, 10 (центр Красноярска, - прим. Ред.), и праздновали.


Дмитрий с детьми: Максим, Саша, Нина и Мария - приемная дочь. Было много гостей из разных стран (около 30 человек). Через месяц Димы не станет.

КСТАТИ

Сначала Дмитрий Хворостовский хотел поступать в медицинский

Мама Дмитрия, Людмила Петровна, по образованию и профессии – врач. Поэтому в школьные годы Дима говорил о том, что тоже будет поступать в медицинский (стать инженером, как отец, он никогда не хотел, с точными науками не сложилось). Однако, очень легко давалась ему и увлекала, музыка. Родители Дмитрия рассказывают, как случился выбор института. Дмитрий с мамой стояли на остановке и ждали автобус. Если первый подойдет в сторону медицинского института, то Дима станет врачом, а если в сторону института искусств, то артистом. К счастью, первым подошел нужный автобус. Хотя именно в тот день документы в институте у него не взяли, сказали что необходимо среднее специальное музыкальное образование. Тогда уже папа «взял Диму за руку» и отвел в Музыкально- педагогическое училище им. Горького. Экзамены на тот момент уже прошли и только благодаря таланту Дмитрия и упорству Александра Степановича было сделано исключение.

Начнем с того, что Дима вообще никуда не хотел поступать, - рассказывает Алексей. - Он просто хотел играть, пел в вокально-инструментальном ансамбле. У него очень хорошо была развита музыкальная память, ему достаточно было услышать мелодию один раз, и он мог записать ее по нотам. Я считаю, не было бы поющего отца, не было бы певца Дмитрия Хворостовского. У Александра Степановича хобби было пение, он учился пению, вел музыкальные кружки, аккомпанировал, так как в совершенстве владел инструментом фортепиано и по оценкам некоторых специалистов, его голос был не хуже Диминого. Но если дядя Шура создавал себя кропотливым трудом, у Димы – талант от Бога. Кстати, Дима общался с родителями е-же-днев -но! Все свои планы обсуждал, советовался с отцом именно в музыкальном смысле. Дима достиг таких вершин, его отец много лет проработал на радиозаводе инженером-химиком, но они были на одной волне, на одном уровне музыкального восприятия. К советам отца Дмитрий прислушивался, а если папа похвалит - зто был настоящий праздник. Ты здесь не додал, здесь не дотянул - такие советы он давал сыну.

Как увековечат память Хворостовского в родном городе

Александр и Людмила Хворостовские приедут в Красноярск, когда решатся вопросы об установке мемориала, и размещению урны с прахом; Обсуждается вариант сделать открытую квартиру-студию в доме бабушки по адресу пр. им. газеты «Красноярский рабочий», 55 (правда, там сейчас живут другие люди). Но здесь есть определенные сомнения, - «Можно воссоздать обстановку, но вопрос в том, кто из гостей города будет ездить на правобережье, на улицу Мичурина » - рассуждают родственники. В любом случае, идут обсуждения, родные не форсируют события, но и просят тех, от кого зависит решение вопроса, не затягивать: «просьба только одна – как можно быстрее назначить дату погребения. А где, как – это уже другой вопрос...».

Кстати

Семья Хворостовских (Дима с родителями) сначала жила на улице 26 Бакинских комиссаров в коммуналке, потом переехала в квартиру на Павлова . Дима жил и там, и у бабушки по материнской линии, в доме по ул. Красноярский рабочий, 55. Туда, к бабушке Марии Николаевне, его привезли из роддома, там он закончил школу №94, на улице Мичурина. Он приезжал с ул.Павлова в школу, после уроков шел к бабушке, делал уроки, эта квартира прошла через все его детство.

Когда Дмитрий стал лауреатом конкурсов, администрация края выделила ему квартиру в доме, где находится гостиница «Октябрьская». Он жил там, пока не уехал сначала в Москву, потом в Лондон . В квартиру переехали родители, и до сих пор здесь живут, когда приезжают в Красноярск. Постоянно они живут в Москве, в квартире, которая также принадлежала их сыну.


Имя: Дмитрий Хворостовский (Dmitri Hvorostovsky)

Возраст: 55 лет

Место рождения: Красноярск

Место смерти: Лондон, Великобритания

Деятельность: оперный певец

Семейное положение: был женат на Флоранс Илли

Дмитрий Хворостовский - биография

Хворостовский - классический оперный певец.

Лучшие концертные площадки соперничают за право пригласить к себе Дмитрия Хворостовского. Журнал People включает его в список пятидесяти самых красивых людей планеты. Но прославленный вокалист совсем не похож на тех смазливых молодых людей, которые с переменным успехом балансируют на грани классической и поп-музыки. Он - продолжатель традиций великих оперных певцов России, обладающий талантом и харизмой кумира миллионов. Дмитрий - один из лучших баритонов современности, блестяще исполняющий и оперную классику, и русские романсы.

Дмитрий Александрович Хворостовский родился в 1962 году в Красноярске, где закончил Педагогическое училище им. A.M. Горького и Институт искусств. С 1985-го по 1990-й работал в Красноярском государственном театре оперы и балета. И уже в 1987-м завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки.

Два года спустя пришла и международная известность - после триумфальной победы в британском Кардиффе на телевизионном конкурсе Би-би-си «Певец мира», где он был удостоен титула «Лучший голос». В том же году в престижном лондонском Wigmore Hall состоялся легендарный дебют Хворостовского, о котором респектабельная Times написала: «Пришел, спел, победил!»

Дмитрий Хворостовский - болезнь

В конце июня прошлого года года Дмитрий Хворостовский приостанавил свои концерты, выступления по состоянию здоровья. Об этом стало известно из сообщения, опубликованного на официальной странице популярного оперного певца. Дмитрий решительно настроен победить страшный недуг и все поклонники артиста искренне желают поскорее справиться ему с этой нехорошей болезнью, чтобы опять наслаждаться присутствием своего кумира.

Дмитрий Хворостовский - личная жизнь

Первый брак у Дмитрия произошел в 1991 году с бывшей балериной - Светланой. Прожив вместе восемь лет, супруги расстались из-за измены супруги, несмотря на то, что у них к этому времени родились близнецы - мальчик и девочка.

Со второй женой Флоранс Илли Хворостовскому повезло больше, в их личной жизни царит теплота, любовь и покой. Любящие супруги воспитывают двух детей: сына Максима двенадцати лет и дочь Нину восьми лет.


Сегодня концертный график лауреата Государственной премии и народного артиста России Дмитрия Хворостовского расписан на несколько лет вперед. Несмотря на свою крайнюю занятость, певец любезно согласился ответить на наши вопросы о творческой биографии артиста, личной жизни певца, и многое другое..

- Изумительный баритон Дмитрия Хворостовского - это прежде всего природный дар или плод упорного труда?

Конечно, певец должен от природы обладать и слухом, и хорошим голосом. Наличие врожденного таланта необходимо, но у оперного искусства есть своя специфика и многочисленные секреты, которые нужно освоить. Тогда голос превращается в идеальный инструмент, уникальное музыкальное средство. Он не только обретает способность заполнять собой все акустическое пространство театра или концертного зала, но и становится по-настоящему эмоционально насыщенным.

А как рано зародилась в Хворостовском страсть к классической музыке, к оперному пению, расскажите, с чего началась творческая биография?

Я пою лет с двух-трех -с того момента, как себя помню. С самого детства слушаю музыку и классическое пение.

- Наверное, когда приходили гости, родители ставили маленького Диму на стул и просили что-нибудь спеть?

Да, бывало и такое. Мой отец, Александр Степанович, пианист и певец. Он не профессионал в этой области, но именно благодаря ему я с детских лет слушал классику, особенно фортепианную. В нашем доме постоянно звучали записи опер и симфоний. Эту музыку я впитывал душой и сердцем.

А представители старшего поколения вашей семьи - бабушки и дедушки - в их биографии имелось какое-то отношение к музыке?

Очень музыкальным человеком была моя бабушка, Мария Николаевна, которая меня вырастила. Она была просто кладезем народных песен, историй и сказок. Иногда мы пели с ней на два голоса.

- Кто обучал вас профессиональному пению?

Я осваивал вокал в Красноярском институте искусств под руководством Екатерины Константиновны Иофель. В моей творческой биографии она была моим наставником с первого до последнего курса. Я научился у нее очень многому. Прежде всего выразительности и непосредственности. Даже исполняя упражнения, вокализы, я обязательно должен был петь с эмоциональным посылом.

Это было интересно, но сложно. Правда, еще до поступления в институт я знал, что нужно не просто исполнить музыкальное произведение - нужно одновременно создать законченный художественный образ.

Даже на вступительных экзаменах я думал именно об этом, а не о том, как бы допеть до конца и не забыть слова. Так что уроки Екатерины Константиновны попали на благодатную почву -я начал развиваться очень быстро. Со второго курса пел в оперном театре. Сначала как стажер, а потом стал там самым молодым солистом.

К моменту выпуска я был уже достаточно известным певцом. Есть еще одна важная вещь, которой меня научила Екатерина Константиновна: контролировать себя и учиться самостоятельно. Поэтому после института я ни с кем больше специально не занимаюсь, работаю сам.

В 1990 году Дмитрий Хворостовский уехал из Советского Союза на Запад. Понятно, что стране тогда было не до высокого искусства, но лично для вас что послужило последним толчком к решению покинуть родину?

А я ее и не покидал - по крайней мере надолго. Продолжал постоянно приезжать в Россию, какое-то время жил в столице, работая по контракту. А вот работу в Красноярском театре я сначала отложил, а потом вынужден был уволиться. У меня не было ни времени, ни возможности приезжать и петь спектакли. Но я продолжал давать концерты. С 89-го я два-три раза в год обязательно выступаю в Москве.

- Но все-таки, не мучает ли вас иногда ностальгия?

Мне сложно оставаться на одном месте больше двух дней. Где бы я ни находился - в Москве, Красноярске или Нью-Йорке, - меня все время тянет в дорогу. Постоянно думаю о будущих проектах. Даже когда я с головой погружен в текущую работу, мысли мои всегда обращены на два-три месяца вперед.

- А вы считаете себя «гражданином мира»?

Безусловно. Оставаясь русским, сибиряком, я давно уже ощущаю себя комфортно практически повсюду. Я не просто приезжаю в другие страны -я туда возвращаюсь. Например, в Нью-Йорке чувствую себя как дома - мне там очень хорошо, ведь в этом городе я бываю даже чаще, чем в Москве. То же самое я ощущаю в Лондоне или Париже.

В Лондоне сейчас много русских. Хворостовский не испытываете дискомфорта от навязчивого внимания со стороны соотечественников?

В Лондоне, как и в других городах, я бываю только время от времени. Поэтому редко общаюсь там с соотечественниками. Хотя русская речь сейчас звучит повсюду - не только в центре Лондона, а и в самых неожиданных местах: переулках, парках...

А вообще вас не обременяет груз популярности? Не возникает желания вернуться в те времена, когда всемирная слава Дмитрия Хворостовского была еще впереди?

Я смотрю в будущее, а не в прошлое. И не хочу никуда возвращаться. Воспоминания о некоторых событиях вызывают во мне дрожь. Мне хочется забыть о том, что происходило когда-то. Возможно, это не совсем правильно, но я совсем не думаю о прошлом.

И все-таки именно о прошлом я хотел бы задать следующий вопрос. Супруга Дмитрия Хворостовского - Флоранс -швейцарская певица итальянского происхождения. Как начинались ваши отношения, биография личной жизни?

Первое время после нашего знакомства я ее избегал. В тот момент я уже был женат. И хотя этот брак давно уже катился под откос, я все равно старался сохранить семью. Поэтому я бегал от Флоранс как от огня. Но от судьбы далеко не убежишь, и я очень благодарен ей за то, что она в конце концов нас соединила. С Флоранс я счастлив. Раньше я и представить себе не мог, что такое возможно. Она помогает мне во всем. У нас двое детей: сын Максим, и дочь Нина. Нам очень хорошо и интересно.

У вас ведь еще двое детей-близнецов от первого брака. В них как-то проявляются музыкальные гены Хворостовского? Они тоже тянутся к изящным искусствам?

Да. У меня очень музыкальные дети: играют на фортепьяно, поют в хоре. И делают определенные успехи. Даня, например, уже начал петь соло. Он вообще талантливый мальчик: в восемь лет играет программу за третий и четвертый классы музыкальной школы. Дочь Сашенька тоже не отстает от брата. У нее неплохой голос. Правда, все говорят, что она поет тихо. Но петь тихо - еще не значит петь плохо.

- Дмитрий Хворостовский очень обаятельный мужчина. Часто ли женщины объясняются вам в любви?

В моей жизни было достаточно встреч с женщинами. Профессия такая - я всегда на виду. И вниманием лучшей половины я не обделен.

- А записки после концертов они вам пишут?

Да, бывает.

В творческой биографии Хворостовского многое значит тема России. Слушаете ли вы старых исполнителей, которые считаются выразителями русского национального духа? Например, Шаляпина?

Я вырос под пение Шаляпина. Он остается одним из самых любимых моих исполнителей. Причем не только русских. Для меня он пример настоящего космополита в искусстве. Шаляпин заставил людей на Западе обратить внимание на русскую культуру в целом. Я слушаю и других отечественных певцов. У меня много записей Собинова, Неждановой, Максакова, Максаковой, братьев Пироговых.

- Недавно ушел из жизни замечательный русский певец Борис Штоколов. Как вы относитесь к его творчеству?

Я не был лично знаком с этим артистом, но хорошо помню, как впервые увидел его на сцене. Я был еще мальчиком, когда Штоколов приезжал в Красноярск с концертом. Он был тогда очень популярен. Жанр русского романса обязан Штоколову очень многим. У него была уникальная манера исполнения. Всякий раз, когда речь заходит о таких произведениях, как «Гори, гори, моя звезда...» или «Ямщик, не гони лошадей...», в памяти всплывает именно его голос.

- А как вы относитесь к своим соратникам по оперному цеху - к Елене Образцовой, Ирине Архиповой?..

Я их обожаю! Я их люблю! Ирина Константиновна Архипова в свое время мне очень помогла и в жизни, и в творчестве. Я всегда брал и беру с нее пример как с замечательного человека и профессионала. А Елена Васильевна Образцова - удивительная женщина, перед которой я просто преклоняюсь. Мне посчастливилось работать с этой артисткой и, надеюсь, в скором времени наше сотрудничество возобновится.

Она уникальная певица. У меня огромная коллекция записей Образцовой семидесятых-восьмидесятых годов. На одной из них, сделанной в 1973 году на спектакле «Аида» в Metropolitan Opera, слышно, как после исполнения ею своей партии зал не замолкает в течение пятнадцати минут. Подобного нигде, никогда и ни с кем не случалось. Самый разгар холодной войны - а ее так встречают! Причем это даже пением нельзя назвать. Это просто «тигриный» крик души. Перед этой женщиной я, по меньшей мере, снимаю шляпу.

Когда канал «Культура» на Новый год показывал ваш концерт с программой «Народные песни», оператор выхватил из зала лицо Александра Градского, который с интересом вас слушал...

Градский - это явление и в нашей жизни, и в нашем искусстве. Это фигура, заметная на протяжении уже многих лет. Я его очень уважаю.

У нас, на самом деле, очень много молодых талантов. И они уже поют по всему миру. Например, солистка Мариинского театра - одна из самых популярных певиц в мире. На Западе эта артистка поет уже лет десять, но у нас, к сожалению, ее знают плохо. Аня еще и очень красивая женщина - у нее даже заключен рекламный контракт с фирмой Rolex.

Или Катя Сюрина, за судьбой которой я постоянно и очень внимательно слежу. Это певица с уникальными данными. Она сейчас выступает практически во всех ведущих оперных театрах мира. А Жене Никитину из Мариинки всего двадцать с небольшим, а он уже поет «Бориса Годунова»! Просто нужно знать об этих людях, говорить и писать о них. Так что вам, журналистам, здесь и карты в руки.

А что вы думаете о современной поп-музыке? Вас не раздражают бесконечные «Фабрики звезд», появившиеся на российском телевидении?

Всему свое место и время. «Фабрика звезд» достаточно любопытный проект, ее можно смотреть. Люди с интересом наблюдают за тем, как из совсем еще «зеленых» девочек и мальчиков со временем что-то получается. Это настоящее телевизионное шоу. Время покажет, станут ли его участники звездами. В известной мере, в звезд они превращаются, уже просто мелькая на экране. Но все-таки игра стоит свеч, и появление подобного шоу я приветствую.

Однако на телевидении существует не только «Фабрика звезд». Есть, например, канал «Культура», который знакомит зрителя с классической музыкой. В нынешнем мире это большая роскошь и огромное достижение. Подобный канал следует всячески поддерживать, нужно стараться его сохранить. Ведь в других странах классика на телевидении присутствует редко - скорее как исключение из общего правила. В США таких каналов, как «Культура», по-моему, вообще нет.

У Дмитрия Хворостовского нелегкая работа - вы поете вживую, без фонограммы. Как вам удается поддерживать себя в форме? Вы занимаетесь спортом или хорошие физические данные у вас от природы?

От природы, конечно, тоже. Но нужно обязательно следить за собой. Ведь работа оперного певца - это тяжелый труд. Многие постановки включают в себя физические нагрузки: прыжки, трюки, постановочные драки, фехтование.

- У Хворостовского Дмитрия никогда не возникало желания сняться в кино в качестве драматического актера?

Пять лет назад я сыграл в канадском фильме «Дон Жуан». Одновременно две роли - Дон Жуана и Лепорелло. Но работа в кино - это прежде всего огромные затраты времени, которое у меня на вес золота. Производство одной ленты занимает как минимум несколько месяцев. Подстроить под подобные требования свой график мне очень трудно.

Какие-то предложения есть, и я над ними думаю. Пока не могу сказать, что получится, а что нет. Мне многие говорят о том, что нужно сниматься. Да и мне самому это интересно. Но сейчас я продолжаю заниматься тем, что умею лучше всего.

Современная опера живет по законам шоу-бизнеса. Выступления Хосе Каррераса, и Лучано Паваротти собирают стадионы. Ощущаете ли вы себя причастным к этой грандиозной машине?

Назвавшись груздем, полезай в кузов. Мне сложно отгораживаться от современных реалий. Подобные концерты собирают миллионы людей и приносят соответствующие дивиденды. И, конечно, участие в них стало частью моей работы. Я пою и на стадионах, и на иных больших площадках. Не привык, но пою... Благодаря трем тенорам, которых вы упомянули, уже сформировался самостоятельный жанр массовой поп-классики,которая звучит на больших телеканалах.

Возникла соответствующая поп-культура - внешне красивая, но, конечно, ретушированная, напоминающая вкусную шоколадку. Возможно, эти певцы сами не ожидали подобного эффекта. Но что делать? Приходится с этим мириться. Для таких концертов обычно подбирают более доступный репертуар, который легче усваивается. Но даже в такой позолоченной обертке классическая музыка все равно лучше попсы. Ведь кто-то, возможно, в итоге обратит внимание на более высокое и интересное искусство.

- А что ожидает слушателей в исполнении Дмитрия Хворостовского в ближайшее время?

Цикл Дмитрия Шостаковича на сонеты Микеланджело Буонаротти. Это сложная и очень интересная для меня музыка. Ценители классического искусства, надеюсь, получат удовольствие. Совсем недавно мы с впервые исполнили в Люксембурге сюиту из этого цикла. Планов вообще много. Скоро мне предстоит петь «Пиковую даму» в Ла Скала, где будет дирижировать Юрий Темирканов. Но мне хочется исполнить с ним что-нибудь и в Москве.

Я много выступал с Темиркановым и за рубежом, и в Петербурге, но в Москве еще ни разу. Кроме того, в этом году я планирую переиздать в России собрание своих записей на двенадцати дисках. Там будут такие мои альбомы, как «Русские романсы», «Арии и Верди», а также вещи, которые я редко исполняю на концертах -русская духовная музыка, народные песни и старинные арии «Arie antiche».

У Дмитрия Хворостовского, безусловно, впереди еще многие годы плодотворного труда. И все же, чем вы планируете заняться по окончании сольной вокальной карьеры? открыла в Москве школу оперного пения. Не намереваетесь ли и вы в будущем создать что-то подобное?

Школу я вряд ли открою. Об этом пока не задумываюсь. Планирую петь на сцене еще как минимум лет двадцать, а уж потом посмотрим.

Хворостовский часто исполняет русские романсы и фольклорные произведения, поете о войне, записали пластинку песен советских композиторов. Ваше творчество для многих стало символом возрождения русского национального духа. Трудно ли соответствовать подобному имиджу?

Об этом я стараюсь не думать. Но делаю все от чистого сердца. И за каждое спетое слово я отвечаю.

- Дмитрий Александрович Хворостовский - человек верующий?

Да, по-своему верующий. Но абсолютно не религиозный.

Волосы пепельного цвета у Дмитрия Хворостовского от природы или это следствие переживаний при подъеме на оперный олимп?

- (Смеется.) Да... Чем выше на олимп я забирался, тем больше седел.

Я серьезно спрашиваю...

А я серьезно и отвечаю. Это получилось само собой.

- Вы хотели бы высказать какие-то пожелания поклонникам и поклонницам Хворостовского?

Я не Господь Бог, чтобы обращаться со своими советами к такому количеству людей.
Могу лишь всем пожелать здоровья. Когда человек здоров, у него есть силы добиваться поставленной цели. Только тогда он может жить полной жизнью. И это самое главное.

- А какие слова вы можете адресовать тем, кто вступает на нелегкий путь творчества?

Как сказал кто-то из великих, настоящий талант должен пройти через страдание. Без жертв, без преодоления трудностей в творчестве нельзя добиться успеха. Я, конечно, никому не желаю лишних страданий, но все же именно этот опыт помогает человеку состояться. Так же, как и сострадание. Ведь это тоже один из важнейших компонентов творческой личности.

Беседовал Евгений Данилов

Смерть

22 ноября 2017 года оперный певец Дмитрий Хворостовский утром в 3.36 по Лондонскому времени скончался. Причина смерти - рак головного мозга. Певец боролся с этим недугом с 2015 года, но болезнь не отступила, а на 56-м году Дмитрий ушел из этой жизни.Вся страна скорбит по великому оперному гению. 23765

Дмитрий Хворостовский – мировая знаменитость, выдающийся оперный певец, которому рукоплескали лучшие сцены мира, родился в Красноярске 16.10.1962 года.

Детство

Это удивительный факт, но уникальный голос и любовь к музыке досталась Хворостовскому в наследство от его отца, химика по образованию. Тот всю жизнь любил петь, имел приятный бархатный баритон и прекрасно играл на фортепиано. А еще очень любил качественную музыку и имел отличную коллекцию пластинок с записями лучших отечественных и зарубежных исполнителей.

Дмитрий в детстве

Малыш практически с первых месяцев жизни очень внимательно слушал классику, которая часто звучала в доме. А примерно в 4 года он впервые попытался спеть отрывок из какой-то арии. Именно тогда отец и заметил, что у мальчика отличный слух – он практически безошибочно попал в ноты. Тогда он подозвал малыша к роялю и начал учить музыке.

Когда мальчик пошел в музыкальную школу, он начал делать такие успехи в игре на фортепиано, что педагоги прочили ему блестящее музыкальное будущее, но не как певцу, а как исполнителю. Однако мальчик пел в хоре и даже иногда был его солистом. Но на инструменте он действительно играл великолепно.

Зато в обычной школе дела шли из рук вон плохо. Несколько раз он был на грани отчисления, поэтому, все-таки получив на руки весьма посредственный аттестат, он облегченно вздохнул.

От музыки к пению

Продолжить обучение он решил не в музыкальном училище, а в педагогическом институте. Скорее всего, сказалось влияние отца и его первые музыкальные уроки, на всю жизнь привившие мальчику любовь к инструменту. Он хотел бы также учить и других детей. Поэтому там к учебе он уже относился очень серьезно и получил диплом с очень приличными оценками.

В стенах института он продолжил активные занятия музыкой и начал пробовать играть новые направления. Так, он был одним из первых, кто исполнил хард-роковые композиции на рояле. С другими институтскими ребятами он сколотил небольшой коллектив и даже начал регулярно выступать в местных клубах, постепенно приобретая все больше поклонников.

К этому времени у будущего певца уже окончательно сформировался голос и появилось стремление учиться оперному пению. В Красноярском музыкальном училище вокал преподавала Екатерина Иофель, певица и педагог, уже воспитавший несколько оперных звезд мирового уровня.

Дмитрий приложил огромные старания, чтобы все-таки попасть в ее класс. А затем внимал каждому слову педагога и до сих пор старается следовать всем ее советам.

Музыкальная карьера

Еще будучи студентом третьего курса училища, Дмитрий поступил в труппу Красноярского оперного театра и почти сразу же начал исполнять там главные роли и сольные партии. Он также регулярно участвовал в конкурсах молодых исполнителей и часто получал там самые престижные награды. Уже в 1988 году он выиграл Гран-При престижнейшего конкурса вокалистов имени Глинки в Баку.

Эта победа открыла Хворостовскому двери лучших оперных театров мира. Уже через несколько месяцев он начал активно гастролировать. А после того, как он за два года победил на нескольких европейских конкурсах, певец приобрел поистине мировую славу.

Красивый и статный, с высокой подтянутой фигурой, одновременно он вошел в рейтинг самых красивых людей планеты. Его приходили не только слушать, но и смотреть.

Хворостовского приглашали петь Ла-скала, Метрополитен-Опера и Лондонский королевский театр. В России его концерты чаще всего проходят в Мариинке. Он – первый оперный певец, выступивший под открытым небом на Красной Площади. Приезжая в Москву, певец предпочитает выступать в Кремлевском Дворце.

Личная жизнь

Первой серьезной любовью артиста и впоследствии супругой стала балерина Светлана Иванова, с которой он познакомился в родном Красноярске. Она старше Дмитрия на 4 года и к тому времени успела уже побывать замужем и воспитывала дочь. Но Хворостовского это не остановило, как и то, что все его родные и даже педагоги были против этого союза.

Со Светланой Ивановой

Хворостовский настолько любил Светлану, что пошел наперекор всем. Через несколько лет они сыграли свадьбу, а Дмитрий удочерил девочку Светланы. В 1996 году в семье появилось пополнение – родились близняшки. Но уже через три года пара развелась. Дмитрий устал от постоянных измен Светланы, которые к тому времени она уже даже перестала тщательно скрывать.

Развод буквально разбил сердце и жизнь артиста. Тем более, что жена дралась с адвокатами за каждую копейку и отсудила очень приличные алименты. Сердце певца излечили новые отношения с певицей Флоренс Илли, проживающей в Швейцарии и имеющей итальянское происхождение.

С Флоренс Илли и детьми

Девушка окружила его такой любовью и заботой, что душа певца оттаяла. Вскоре они поженились. А когда она родила ему двоих деток, радости певца просто не было предела.

Казалось бы, жизнь снова наладилась и вернулась в нормальную колею. Но тут разразился гром среди ясного неба – Хворостовскому поставили страшный диагноз – рак. Опухоль находилась в мозгу и хотя, по словам хирургов, была операбельной, Дмитрий категорически отказался ложиться под нож.

После нескольких курсов химиотерапии в лучших мировых клиниках он снова чувствует себя лучше и даже продолжает выступать.

Будущий оперный певец родился в Красноярске. Его отец был инженером-химиком, а мама работала врачом-гинекологом в местной больнице. Однако главным увлечением папы была музыка. Именно ей он отдавал все свое свободное время. Он чудесно играл на фортепьяно, обладал глубоким волшебным баритоном и коллекционировал пластинки с редкими для того времени записями. В фонотеке Хворостовских были Этторе Бастианини, Тито Гобби, Федор Шаляпин, Мария Каллас. Среди папиных любимцев Дима быстро нашел себе кумиров.

Заметив, что ребенок с удовольствием поддерживает папино увлечение, родители, вместе с обычной средней школой, отдали его и в музыкальную. Надо сказать, что последняя давалась ему куда легче. Педагоги видели в мальчике будущего пианиста, а он нимало удивил их, когда, окончив среднюю школу и получив отвратительную характеристику, подал документы не в музыкальное училище, а в педагогическое.

Дмитрий Александрович окончил хоровой факультет с красным дипломом, став учителем музыки. И только после этого он решился получить музыкальное образование, тем более, что Красноярское училище искусств за это время приобрело статус института.

Педагоги нового для Хворостовского учебного заведения характеризуют его, как темпераментного и неусидчивого молодого человека, которого было трудно переучить с хормейстера на солиста. «Я, получается, ничего не умею?!» — кипел будущий певец. Только к третьему курсу Дмитрий стал делать те потрясающие успехи, которых с самого начала ждали от столь одаренного музыканта.

Опера и балет

Параллельно с обучением в институте, он начал зарабатывать на жизнь в Красноярском государственном театре оперы и балета. Там молодому артисту по началу давали только второстепенные партии, но рассмотрев талант, быстро вывели в солисты. За год работы он стал главным голосом театра. Все понимали, что незаурядному исполнителю в провинции скучно, поэтому никто не удивился, когда Хворостовский стал одну за одной брать награды сначала Всероссийского, потом Всесоюзного конкурса, а после института вышел и на международный уровень, покорив Францию и Уэльс.

Но Красноярский театр оперы и балета был не только стартовой площадкой для профессиональной деятельности будущей звезды. Он также подарил Хворостовскому настоящую первую любовь.

Эту связь не одобрял никто. Его педагог, талантливая Екатерина Константиновна Иофель, не раз рассказывала про балерину кордебалета Светлану Иванову, используя самые нелестные эпитеты. Красивая, умеющая по‑настоящему покорять таланты, девушка в два счета окрутила неопытного еще Хворостовского, который занимался искусством и совсем не занимался личной жизнью.

Его предупреждали: первый брак Светланы не задался из-за ее страстей, которые женщина не умеет держать внутри. И мужчины, и женщины попадали в постель к возлюбленной Дмитрия, несмотря на то, что она по‑прежнему жила в одной квартире с бывшим мужем и маленькой дочерью. Но Хворостовского было не остановить: его сердце пылало, в легкой темноокой балерине с беззащитным взглядом он видел настоящую музу.

Прощать

Узнав, что у Дмитрия Александровича на эту даму серьезные планы, его педагог Екатерина Иофель даже сделала попытку отказать ему от дома. Мужчина сначала обиделся и ушел, гордо вскинув подбородок, но скоро вернулся, упал в ноги наставнице и просил разрешить жениться на Светлане хотя бы после учебы. Но кто такая Екатерина Константиновна, чтобы препятствовать? «Доживем до понедельника», — ответила мудрая женщина, полагая, что, повзрослев, Дима остынет. Но как она ошибалась!

Спустя два года страстных отношений с распутной балериной, Хворостовский перевез ее в свою малюсенькую комнатенку в коммунальной квартире, а также забрал ее дочь от первого брака Машу.

Через год пара сыграла свадьбу. Однажды, желая порадовать возлюбленную, Дмитрий вернулся с гастролей на несколько дней раньше. Купил огромный букет, решил — Света обрадуется его появлению. Но вместо этого застал жену в постели с собственным другом. Помутнение нашло на разъяренного оперного певца.

Разразилась драка.

В их кругу все шептались: вот он, конец. Но не тут-то было. Молодые люди нашли в себе силы, чтобы простить друг друга, а в начале 90-х Дмитрий получил приглашение на работу в Великобритании, забрал семью и уехал в Лондон.

Лондон

Фото Григория Калачьяна /ИТАР-ТАСС/

В его планы входило сделать супругу своим директором, но та решительно отказалась учить язык и помогать мужу. Не поддерживала его стремление развиваться и хотела лишь наслаждаться светской жизнью в строгой и торжественной столице Великобритании.

Дмитрий сначала эти правила игры принял: пусть жена будет хранить очаг и выходить в свет, что в этом плохого? В 1996 году семья Хворостовских пополнилась: Светлана родила двойню — мальчика Даню и девочку Александру. Певец был счастлив и думал, что не зря не слушал сплетен и сделал по‑своему.

Однако очень скоро выяснилось, что Светлана после появления детей спокойней не стала. В семье случались постоянные скандалы, которые выматывали артиста. На нервной почве у него открылась язва. Чтобы глушить физическую боль и душевные страдания, Дмитрий пристрастился к алкоголю. Он без утайки заявляет, что в том браке действительно злоупотреблял, да так, что в любой момент мог потерять работу.

Развод

Но пока его концертная деятельность не прекращалась. На одно из выступлений Хворостовский улетел в Женеву. Там ему предстояло исполнить партию Дон Жуана с очаровательной 29-летней Флоранс Илли. Та обнаружила, что знаменитый русский баритон еще и настоящий красавец и пошла в атаку. Им предстоял настоящий поцелуй на сцене. С него она и начала. Чувственность певицы итальянско-швейцарского происхождения не скрылась от Дмитрия. «Я женат!» — тут же заявил он. «Ну и что?» — совершенно искренне ответила Фло.

Эта женщина, кажется, вернула Дмитрию Александровичу себя-настоящего. Он снова понял что такое нежность и романтика, что такое любовь и забота, что такое тихое счастье и наслаждение друг другом — без ссор и скандалов.

Вернувшись в Лондон, певец поставил вопрос о разводе. Светлана поверить не могла: ее Димочка, который все прощал, так долго ее терпел, подарил двух прекрасных малышей вдруг сам заговорил о разводе?! Она была обижена и разочарована и никак не ожидала, что такое может случиться. Но быть женой гения трудно — ему надо соответствовать с одной стороны и вместе с ним развиваться с другой. Света, похоже, не справилась с этой задачей.

В порыве ярости женщина отсудила у него все, что тот имел на тот момент: недвижимость, автомобили, а также громадные алименты на детей и собственное содержание (более 8 миллионов в год, если считать в рублях). Но Хворостовский уже был не с ней, а Флоранс оказалась в силах все это пережить.

Флоша


С появлением Флоши, как ее называет Дмитрий, жизнь его стала налаживаться. Он смог отказаться от алкоголя и стать еще более известным и приглашаемым оперным певцом. Новая жена повсюду следовала за ним, помогая, вдохновляя, заботясь. В 2003 году у пары появился сын — Максим, спустя еще четыре года — дочь Нина.

Флоранс быстро втянулась в жизнь русского певца и стала его незаменимой спутницей. В первый же год совместной жизни с Хворостовским, Флоша выучила разговорный русский язык, теперь — ездит с ним по миру, а иногда они выступают вместе.

Когда жизнь Хворостовского наладилась, на арену снова вышла Светлана и через суд вытребовала повысить сумму алиментов в два раза. До конца своих дней она жила за счет этих алиментов. В 2015 году, узнав о том, что бывшему мужу диагностировали рак, Светлана впервые за 15 лет позвонила ему. Но этот разговор оказался последним: спустя несколько месяцев от осложнений после менингита, Светлана Хворостовская скончалась.

Оказалось, что первая жена гения была человеком верующим, много помогала православному храму в Лондоне и ее уход оказался чувствительным для прихожан этого храма. Дмитрий не бросал детей от Светланы, и занимался воспитанием ее старшей дочери Маши, а также их общих детей — Саши, которая стала художницей и Дани, который занимается музыкой.